Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ • ш г а з е т а N s 1 7 3 ( 2 1 8 0 1 ) - , :> ЖШШ ШШ . . .у п р а в л е ш е ч а с т я м и ДОСТАВЛЯЮЩИМИ ^ П р а в и т е л ь с т в у д о х о д ы д о л ж н о в ы т ь о с н о в а н о н а т а к и х п р а в и л а х ; ч т о б ы У Д м я я в с я к о е о т я г о щ е ш е н а р о д а , в ы л о с т о л ь ж е в ы г о д н о д л я к а з н ы . (Из М а н и ф ес т а И м п ер а т о р а Р о сс и й с к о й И м п ер и и А л е к с а н д р а I— О б учр еж д ени и М и н и с т е р с т в а ф и н а н с о в Р о с с и и — 8 с е н т я б р я 1802 г.) Л и а н а ПЕРНЕБЕКОВ А . н а ч а л ь н и к от дела авт ом ат изации ш и и н ф о р м а ц и о н н ы х п р о ц е с с о в : «ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ СОЕДИНЯЕТ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО!» — По образованию я эко номист-кибернетик, или по- другому — прикладной мате матик. Когда я пришла в уп равление финансов, то уже имела опыт работы по автома тизации и программированию в сельском хозяйстве, на НЛМК. Тогда, в 1995 году, в уп равлении было всего 6 компь ютеров. Отдела, разумеется, также не существовало. Все надо было начинать с нуля. Главная задача того периода ставилась так: глубоко и серь езно вникнуть в финансовые проблемы области, уяснить требования, предъявляемые специалистами служб и отде лов. От этого зависела и вся последующая организация ра боты по автоматизации фи нансового процесса. Кстати, очень важно выстраивать и проводить именно централи зованную финансовую полити ку. На это должны быть на правлены усилия Минфина РФ. Когда программа едина, то и во всех звеньях финансовой системы будет порядок — как по линии формирования, так и исполнения бюджета. Своюдеятельность мы осу ществляем на программном обеспечении, разработанном совместно с Региональным вы числительным центром Ми нистерства налогов и сборов в Чувашской республике. Она, кстати, не потребовала ни руб ля бюджетных средств. Кроме того, проделана большая ра бота по обеспечению компь ютерной техникой,установкой программ и обучению специа листов не только аппарата уп равления, но и наших клиен- тов-бюджетополучателей. Цель была — автоматизи ровать все этапы финансово го процесса. Что, в основном, и сделано. Бюджетные сред ства сейчас идут непосред ственно на оплату услуг и вы полнение работ тем, кто их предлагает или исполняет, минуя счета бюджетных орга низаций. Это значительно уп рощает процесс финансирова ния. Да, мы пока не ушли от об мена бумажными документа ми, дублируя его электронным обменом. Но в перспективе мы перейдем только на электрон ный обмен финансовой инфор мацией. В этом направлении уже ведется подготовительная ра- договоры, разработана смета, расчеты представлены на рас смотрение очередной сессии об ластного Совета депутатов. Все для организации электронного об мена с «цифровой подписью» вуп равлении готово. Нужно, конечно, принять соответствующий закон или постановление главы адми нистрации об электронном обме не финансовой информацией. Трудность в том, что работающе го закона, регламентирующего и констатирующего этот вид дея тельности, пока в стране нет. Как нет и удостоверяющего федераль ного центра. Абез этого мы не мо жем наладить работу по внедре нию «электронной подписи» в об ласти. Электронный документообо рот — вот завтрашний день фи нансовой работы! Здесь колос сальная экономия трудовых и фи нансовых ресурсов, экономия ма териальных затрат и времени. За этим — будущее. Но уже сегодня к нам (с про сьбой поделиться опытом автома тизации финансовых процессов) едут, без преувеличения, со всей России. Прежде всего, поучиться опыту организации. Удивляет всех отсутствие толпы, очередей, что для большинства финансовых учреждений пока непреодолимо. У нас же работа четко регламенти рована и организована, несмотря на огромный объем финансовых расчетов. Достаточно сказать, что через управление ежедневно про ходит свыше тысячи платежных операций. Ав отделе казначейско го исполнения —всего 24 челове ка. Кроме того, осуществляется электронный обмен с банками. Всего же в управлении финансов открыто 400 лицевых счетов. Понимание важности задачи, стоящей перед нами, не только вдохновляет, но и творчески мо билизует наших специалистов. Атам, где есть место творче ству, — работать интересно. Е л е н а ОРЛОВА, н а ч а л ь н и к бю дж ет ного от д ела : «М НЕ ПОВЕЗЛО - ¥ МЕНЯ В ЖИЗНИ БЫЛИ ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ НАСТАВНИКИ...» —Асамой первой давным-дав но стала... соседка. Тамара Василь евна Цалиева, работавшая вто вре мя заместителем заведующего Ли пецкого горфинотделом. Именно по ее рекомендации я после окон чания школы поступила в Звениго родский финансовый техникум. И никогда не пожалела об этом. Да и о чем жалеть? В профес сиональном плане моя судьба сло жилась очень удачно: в управление финансов япришла в 1983 году, за кончила институт и практически всю жизнь занимаюсь одним делом — бюджетом. Адело это очень увлекательное, творческое и живое. Да, цифры любят точность, а когда речь идет о бюджете —тем более: как жить будем, если, что называется, не сведем концы с концами? Но за цифра ми стоит именно жизнь—области, людей. Разве это не интересно? Сколь ко информации надо переработать, проанализировать расчетов, прогно зов, чтобы получить те самые цифры, которые кому-то кажутся скучными и невыразительными. Кроме того, наш отдел, а он считается основным, ведущим в управ лении, составляет и бюджет по расходам в социально-культурной сфере: образовании, культуре, здравоохранении. Зато какой у нас праздник, когда закон об областном бюджете при нимается без особых поправок и замечаний! Это ведь оценка—и высо кая—всей нашей работы, а с каждым годом требования кней становятся все более жесткими: бюджет рассматривается детально, в разных коми тетах, комиссиях, внескольких чтениях, иначе гарантировать его испол нение в нынешних экономических условиях весьма проблематично. Каксправляемся? Спомощью «всеобщей компьютеризации», конеч но. Унас ведь очень удачно складываются отношения внутри коллектива Какнас когда-то терпеливо учили и наставляли наши ветераны (особен но я благодарна Нелли Михайловне Попруге, той же Цалиевой, Гурову Александру Николаевичу) —так мы сегодня делимся своим опытом и знаниями с молодежью. Зато они—все сплошь вундеркинды! —учили и учат нас осваивать технику, без которой сегодня не обойтись: вот что значит преемствен ность поколений на деле. Вот так и справляемся. Один только проект бюджета представляем в областной Совет депутатов на 456 листах! ■ ■■ ш ш ш вш ш а ш ш ш ш ш ш а ш ш ш ш ш вввш ш ш ш ш ш ш ш ш т Т ам а р а КУЛЬКОВА , зам ест ит ель н а ч а л ь н и к а у п р а в л е н и я ф и н а н с о в : «У НАС - КРАСИВЫЕ ЛЮДИ!» М О Н О Л О Г И О П Р О Ф Е С С И И — Т ам ар а В аси л ьевн а, в чем ж е суть фин ан совой д е я тельности управления фин ан сов? Только ли деньги считать или нечто больш ее? — Работа наших служб стро ится в трех направлениях: состав ление бюджета, его исполнение и контроль за расходованием. Вчас тности, я по должности отвечаю за планирование и экономное це левое расходование бюджетных средств. Планирование бюджета — важнейший и ответственный этап нашей работы: на него ухо дит более полугода. В нее, разу меется, вовлечены не только спе циалисты финуправления, а прак тически все структуры админис трации области. Рассмотрение i проекта бюджета в областном Совете депутатов и его утвержде н и е -д ел о непростое. Но все эти годы отмечается высокий уровень прогнозных оценок бюджета (вдо ходной его части), нами представ ляемых. То есть этот факт гово рит о высоком профессиональном подходе ксоставлению главного документа области —всех служб, кто этой работой занят. Разумеется, высокое качество формирования бюджета сказыва ется и на его расходовании: име ется возможность увеличить объем средств на содержание бюджетной сферы. В бюджете этого года расходы на образова ние, культуру, здравоохранение, социальную защиту населения занимают уже более 50 процентов. Сейчас администрация об ласти выступила с инициативой увеличить объем средств на оп лату труда работникам образова ния: из областного бюджета на эти цели будет до конца года вы делено 40 млн. рублей. Уверен ность в том, что планируемые по казатели будут исполнены,опира ется на серьезный анализ эконо мических процессов, идущих в области, доскональное знание со ставляющих финансовых потоков. — Р азум еется , вам прихо ди тся преод олевать и с е р ь е з ные трудности. Что я вл яется н аи б олее болезненным на с е годня д л я вас, ф ин ан си стов? —В СССР финансовая систе ма была цельной структурой, с единым управлением из центра и независимой от местных органов власти. Вот эта автономность по зволяла объективно оценивать экономические процессы и по всей стране, и на ее администра тивных территориях. Сегодня единая система раздроблена, былая иерархия разрушена, от сутствует властная централиза ция. Мы, финансисты, убеждены — это стратегическая ошибка. Финансовая система страны дол жна быть едина. Это стержень эко номики любого государства, втом числе и рыночного. Организация же работы — прежняя: базовые основы финан сового учета и отчетности ведь ос таются неизменными. Нового пока ничего не предложено. — В р аб о те ф и н ан си ста, н ав ер н о е, есть и своя «поэ зия», а не только сухая м а т е рия циф р? Тем более п р оф ес сия эта традиционно женская. — Я бы не сказала, что в эту отрасль, на эту профессию прихо дят по порывудуши, по призванию. Хотя и это есть. Но тот, кто освоит эту работу всерьез, остается ве рен ей до конца. У нас любовь к своей профессии приходит с го дами, а не «с первого взгляда»! Согласитесь, что заниматься фи нансами в течение 30 лет (как это у меня) без любви кработе —та кое трудно и представить. В кажущейся сухости цифр открывается не только алгебра, но и гармония, внутренняя логика событий. То, что нефинансисту может и не открыться никогда. —И все-таки трудно и зб а виться от мысли о ф и н ан со вом работнике как о ч еловеке пунктуальном, напрочь лиш ен ном эм оц ий , су х о -р асч етл и вом . «Печать», так с к а за т ь , п роф есси и ск азы вается. —Напрасно! Это ошибочный взгляд. Вы посмотрите, как кра сивы наши женщины в управле нии! И об этом говорят все, кто бы ни побывал здесь. Аэто о чем- то говорит? Не только об умении профессионально делать дело... Сегодня, кроме того, идет ак тивное омоложение нашего кол лектива, меняются формы и усло вия работы. Да и само время из менило психологию финансовых работников: мы не те, что были десять лет назад. Тут есть про стор для творчества, а значит, наш работник открыт и для поэ зии, и для любви. Хотя профес сия наша жестко регламентирова на законами и места для эмоций быть не может. Знать законы, до казательно применять их на прак тике в меняющихся условиях и ситуациях —вот основа профес сионализма работника финансо вых органов. —Вы приступили к ф о рм и рованию бю дж ета 2003 года. Как о ц ен и в аете перспективы его? —Работа начата масштабная, сложная. Особенно внимательно следим за тем, как идет работа над законом о федеральном бюд жете, прохождением его. Связь с основным документом страны у нас непосредственная. Есть нема ло и серьезных законодательных изменений, которые мытакже до лжны проанализировать и учесть в проекте областного бюджета. К тому же в области немало внут ренних проблем, которые надо преодолеть. Тем не менее мы на строены оптимистично: потенци ал области высок! Э д уа р д ЗУБКОВ. зам ест ит ель н а ч а л ь н и к а у п р а в л е н и я ф и н а н с о в , н а ч а л ь н и к от дела ф и н а н с и р о в а н и я от ра слей н а р о д н о го хо зяй ст ва област и : «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НАДО ОЦЕНИВАТЬ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ!» —Наша задача —обеспечить эффективную поддержку отрас лей хозяйственного комплекса области, где, собственно, и созда ется доходная составляющая бюд жета. Речь не идет о прямом ад министративном, финансовом или любом другом вмешательст ве в деятельность субъектов хо зяйствования, предприятий, ак ционерных обществ. Важно со действовать формированию усло вий для эффективного раскрытия их потенциала, помочь преодоле вать трудности, которые возника ют. Другими словами — мы спо- Е л е н а РЫ БИНА. н а ч а л ь н и к от д ела д о х о д о в : «ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ПОВЫСИЛСЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЗАРПЛАТЫ РАБОТНИКАМ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ...» И поднял его небезызвестный Валентин Павлов, прошедший путь от рядового фининспектора до пре мьер-министра. Первое, что он сде лал на этом посту, —повысил зарпла ту финансистам... Однако престиж — это еще не все: до сих пор в нашей системе есть люди, которые работают хоро- И шо не потому, что им стали платить больше или уважительнее кним от носиться, а потому, что были так воспитаны, их так учили—и по-дру гому они просто не могут. Таким был и мой учитель, и по рангу и фактически, Александр Ни колаевич Гуров, работавший тогда заместителем начальника управле ния и возглавлявший бюджетный отдел. Университет, коллеги и 16-летний опыт работы в финансовой сис теме научили многому, но наше сложное время не дает возможности самоуспокоиться и пожинать какие-то лавры. Ведь мы живем, можно сказать, в переходную эпоху. В связи с постоянными изменениями в бюджетном, налоговом законодательствах работать приходится чуть ли не в чрезвычайных условиях, особенно в самые последние годы, когда проводится налоговая реформа в сторону либерализации нало гообложения. Спрогнозировать доходную базу бюджета области (а это и есть поле деятельности нашего отдела), не ошибиться с уровнем собирае мости налогов, когда одни из них отменяются, другие вводятся, став ки третьих снижаются и так далее, —задача очень непростая. Тем не менее —Бог миловал, пока у нас все получается и никого не подводим. Но постоянно учиться—и учитывать всевозможные жизнен ные обстоятельства, дополнения и изменения в законодательстве, при мерять и применять теорию к практике, действительности, за конк ретными цифрами видеть конечный результат, отвечать за свои рас четы и прогнозы, которые могут обернуться трагическими —в масшта бе области —ошибками, —это не только сложно, но и очень увлека тельно, высокопрофессионально. Может быть, поэтому в сфере финансов появились мужчины? Во всяком случае, в нашем управлении их значительно прибавилось. Прав да, не настолько, чтобы составить нам серьезную конкуренцию — в смысле численности. Однако и при таком положении дел министром финансов женщина еще ни разу не была. А может быть, стоило бы?.. Л а р и с а БУРЛОВА. н а ч а л ь н и к от дела к а зн а ч е й с к о го и с п о л н е н и я бюдж ета: «ГЛАВНОЕ - ПРИЙТИ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ В НУЖНОЕ МЕСТО. ОСТАЛЬНОЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ...» —Скажу честно: какого-либо при звания обнаружить всебе долго не уда валось. Поэтомупришлосьсерьезно под умать о своем будущем. Кгуманитар нымнаукампристрастия не питала, кфи зике с химией относилась равнодушно, а математикулюбила ихорошо знала— от этого и оттолкнулась в жизненном пути. Далее—характер. Человек яупор ный, если что-то задумала—обязатель но сделаю. Рисковатьне умею ине хочу, по натуре—осторожная, предусмотри тельная. Способнадовольствоватьсятем, чтоу меня есть, рационально трачувре мя иденьги: эти все свои качества кокончаниюшколыяуже осознавала. Поразмыслив еще немного о том, что семейным бюджетом традиционно заведует женщина—и в большинстве случаев вполне удачно, отдав должное народному изречению: «Работа не пыльная, втепле и чистоте, что еще надо?», подала документы на экономический факультет Воронежского государствен ного университета. Наделе же работа оказалась не только не пыльной, а увлекательной, пер спективной и, чегоужгрехатаить, приличнооплачиваемой—считаю, чтоименно по этой причине и ни по какойдругой вфинансы потянулся сильный пол. Правда, для того, чтобы все произошло так, а не иначе, должен был вме шаться его величество случай: то самое нужное время и нужное место, кото рые называют везением. Нуа дальше все зависит от того, каксам человек проявляет себя. За 8 лет работы вотделе доходов у меня была возможность сделать это. _ Однако казначейская система —дело новое и на федеральном уровне действует только с 1993 года. Начинали практически с нуля, преодолевая со мнение и даже враждебность иных любителей тратить областные деньги по старинке икакзаблагорассудится. Много сил инервов отдали внедрению этой системызаместитель начальникауправления Борис Хижняков, мои заместите ли Тамара Волкова и Владимир Козлов, да и все работники отдела. Иуже сейчас преимущества казначейской системы, что называется, налицо. Ведь казначейский отдел, финансируя бюджетные организации области, аккумулируетденежные средства на едином счете, что позволяет более опе ративно и рационально распоряжаться финансовыми потоками, направлятьих на первоочередные задачи, исключить нецелевое использование областных денег, осуществлять контроль над расходами и обеспечивать тем самым зна чительнуюэкономию средств областной казны. Никакой рутины, работа творческая и, самое важное, соответствует моему характеру иустремлениям. Не жалко ли тратить саму жизнь нато, чтобысчитатьденьги? Какой вэтом глобальный смысл? Аисполнение областного бюджета?! Попробуйте уложить ся в него, когда вокруг сплошные кризисы, реформы, инфляция, природные катаклизмыи стихии. Анам удается—несмотря ни на что... собствуем реализации финансо во-экономической политики, про водимой в области. В различных отраслях хозяйствования —ком мунальной сфере, дорожном стро ительстве, АПК, предприятиях промышленности... Работа строится в направле нии как перспективного развития, так и решения текущих проблем. В частности, по ЖКХ стоят задачи реформирования его — трудностей здесь предстоит не мало, и не только чисто финансо вых. Не говоря уж о каждоднев ных вопросах, которые надо ре шать и грамотно, и оперативно. Серьезный блок вопросов встает ежегодно при подготовке всего хо зяйства области косенне-зимне му отопительному периоду: надо предусмотреть не только движе ние средств на решение обяза тельных задач, но и учесть воз можные нештатные ситуации. Формирование политики ка питальных вложений — одна из стратегических задач админис трации области и управления фи нансов. Те средства, что направ ляются сюда, позволяют сегодня решать не только вопросы капи тального ремонта, но и вклады вать часть их в перспективное строительство. Тут и областные программы газификации и стро ительства сельского жилья по про грамме «Свой Дом», обеспечение жильем малообеспеченных слоев населения через программу ипо течного кредитования. Все это важнейшие социаль ные задачи, устремленные в бу дущее. Что касается транспортной отрасли, то нужда в ее радикаль ном реформировании назрела давно —и в стране, и в области. Трудностей много: с финансиро ванием, с обновлением подвижно го состава, с привлечением ин вестиций. Очень серьезное внимание уделяется агропромышленному комплексу области. Политика тут прежняя: найти и воплощать на иболее эффективные и рацио нальные формы поддержки сель ского труженика. В частности, очень важное значение придает ся вопросам реализации продук ции наших сельхозпроизводите лей. Что касается финансовой под держки, то в области пошли по пути субсидирования процентной ставки по кредитам для сельхоз производителей. И практика по казала, что эта форма достаточно эффективна. Основная проблема — а она общероссийская —налаживание рынка продовольственных това ров. Иуправление финансов в ре шении ее не остается в стороне: активно, скажем, используются схемы расчетов по взаимным обя зательствам — по нашим ре комендациям. Такая политика поддержки позволяет сельхоз- производителям о сущ ес твлять основную деятельность, быть платежеспособными с кредиторами и поставщиками энергоресурсов, перечислять налоговые отчисления. Промышленный сектор — важнейший в экономике об ласти. В последние годы, в рамках принятой и проводи мой промышленной политики, здесь очевидны определенные успехи. Но и поддержка, в раз личных формах, со стороны власти предприятиям оказы вается серьезная. Тут и поиск рынков сбыта для продукции наших предприятий, и налого вые льготы, и протекционизм в привлечении инвестиции. Серьезное внимание уде ляется вопросам развития банковского сектора экономи ки, их более эффективного взаимодействия с предпри ятиями промышленности, пе реработки и сельскими това ропроизводителями. Наработ ки здесь ощутимые, и они бу дут развиваться и далее: бан ковские капиталы должны ра ботать, в первую очередь, на экономику области. Яговорю о скучной, на пер вый взгляд, материи, но ког да вникнешь в суть той рабо ты, что проводится админис трацией, управлением финан сов, в нашем отделе, то фор мируется совершенно иной взгляд на окружающую нас действительность. Многое открывается со всем с другой стороны, яснее видишь причинность и взаи мосвязь процессов, идущих в экономике, философию и ло гику их, неслучайность многих фактов, явлений и событий. Формируется масштаб ность мышления, а значит, и более объективная оценка все го происходящего вокруг нас, необходимая для принятия тех или иных управленческих ре шений. Это, поверьте, очень интересно! А главное —дает нужные области и населению резуль таты... «ДЕНЬГИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Только так при нашей не очень стабильной экономике можно обеспе чивать необходимое финансирование социальной сферы: образования, медицины, культуры, органов поддержки малообеспеченных граждан. Бюд жетные средства должны способствовать развитию производительных отраслей, повышению эффективности экономики. Поэтому главная наша работа—формирование областного бюджета —не просто составление баланса по доходам и расходам. В ее основе лежит многомесячный кро потливый анализ финансово-экономических тенденций развития эконо мики, тщательное обобщение предложений отраслевых ведомств, бюд жетных организаций, бюджетообразующих предприятий области. Учи тывается все, вплоть до конъюнктуры рынка, и не только российского, прогнозы инфляционных процессов и многое другое. Естественно, что эта работа ведется по правилам, определенным в федеральном и местном законодательстве, с учетом нормативов, заложенных в проекте федераль ного бюджета, предложений органов местного самоуправления. Но пре жде чем бюджетные предложения примут силу закона, они проходят тща тельную экспертизу в комиссиях специалистов, обсуждаются на адми нистративном совете исполнительной власти. Все спорные проблемы вы носятся на суд согласительных комиссий с участием представителей ме стного самоуправления территорий области. Затем новый виток—об суждение в комитетах областного Совета депутатов. Здесь, признаюсь, наиболее въедливое, даже придирчивое отношение котдельным статьям наших проектов, потому что депутаты вникают во все детали будущего бюджетного закона. Однако все возражения и замечания очень помогают еще раз оценить качество внесенных предложений, для пользы дела лиш ний раз усомниться и перепроверить точность и объективность экономи ческих прогнозов на ближайшее время. Ведь любой депутат представля ет определенную группу активного населения, и его позиция редко быва ет безосновательной, помните, как трудно проходил бюджет 2001 года через наш областной парламент? Многое пришлось, конечно, в нем кор ректировать, искать компромиссы, но все-таки наш прогноз исполнения бюджета подтвердился на сто процентов. Авот когда бюджетный закон принят, начинается не менее трудное— этап его исполнения. Бюджетные деньги должны работать —работать быстро и бесперебойно. Ведь насколько эффективно будет действовать система финансирования государственных полномочий и социальных нужд, настолько благополучно по нынешним меркам будут жить и тру диться десятки тысяч липчан ижителей области. С 2001 года финансиро вание получателей средств областного бюджета мыосуществляем по каз начейской системе исполнения. Ее принцип в том, что деньги перечисля ются со счета управления финансов непосредственно на счета поставщи ков товаров и услуг, причем только при наступлении сроков, оговоренных договорными обязательствами, и после подтверждения первичными до кументами. Преимущества очевидны —сокращаются сроки прохождения бюд жетных средств, у бюджетополучателей не образуется остатка свободных денег, не потраченных на отчетнуюдату, появляется возможность предва рительного контроля за целевым использованием средств еще до их пе речисления поставщику. Понятно, что все это требует многократного уве личения объемов работы и повышения ответственности всех работников государственного финансового аппарата. Параллельно в области осущес твляется перевод на эту систему и бюджетов муниципальных образова ний, в текущем году планируется завершить эту работу. В связи с этим появилась новая задача—автоматизация всего процесса формирования и исполнения бюджета, которая развивается вполне динамично. Кстати, принят новый федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», что позволит ускорить переход на электронный документооборот. Все эти и другие новации не только соответствуют рыночному принципу: «деньги должны работать качественно и быстро» и позволяют наладить тщатель ный учет и контроль прохождения средств, но дают возможность опера тивно принимать решения по финансированию первоочередных мероп риятий. Ведь ситуация в рыночной экономике может меняться очень быс тро. — А что получилось с бюджетом этого года? Ведь первое полугодие показало отставание от плановых показателей его д о ходных статей. —Да, действительно, отставание собственно областного бюджета было, вызвано это объективными причинами. По новому законодательст ву предприятия стали меньше платить налогов на прибыль. Но при этом нам удалось профинансировать все первоочередные мероприятия и са мые неотложные проблемы социальной сферы. Но уже итоги восьми ме сяцев текущего года показывают, что практически все тенденции финан сово-экономического развития, которые мы положили в основу бюджет ных планов, начинают очень активно себя проявлять. Это уже дало воз можность главе администрации, кпримеру, принять оперативное реше ние обувеличении фонда оплаты труда в образовании на 40 миллионов рублей с 1 сентября. Есть уверенность, что итоги девяти месяцев будут еще весомее, что даст возможность провести корректировку бюджета в сторону увеличения расходов на другие социальные вопросы. Гораздо сложнее ситуация с бюджетом на 2003 год, работа над кото рым уже началась. Трудности заключаются в очередных изменениях на- территории зависит от работы всех ее и. И в эти юбилейные дни и я, и наши лотового законодательства. С нового года налог на пользователей ав тодорог будет отменен, а компенсации, предложенные на федераль ном уровне, покроют только две трети выпадающих сумм. Значит, за дача прежняя—стремиться кувеличению доходной базы за счет всех возможных источников как на территории области, так и за ее пред елами. Уверен, что в будущем году принесет первые результаты поли тика администрации области по привлечению инвестиций в экономи куобласти, в том числе иностранных. Сегодня даже за первое полуго дие мы значительно опережаем по этому показателю все области Чер ноземья. Апосмотрите, какой эффект получился в результате много летней бюджетной поддержки агропромышленного комплекса! Икнам идут инвесторы, так как наш бюджет излишне не закредитован, есть широкие льготы для тех, кто вкладывает деньги в экономику области. Ипотом, мы область-донор в числе 17 других субъектов Российской Федерации, поэтому активно участвуем вполутора десятках федераль ных программ, ведем активно работу с федеральными ведомствами, в том числе и с помощью депутатов Госдумы, наших представителей в Совете Федерации, и находим понимание и поддержку во многих пред ложениях. Сейчас мы работаем не только над годовым планом соци ально-экономического развития области, а над среднесрочным проек том на 2003-2005 годы. Вместе с органами местного самоуправления тщательно прорабатываем планы их бюджетного самообеспечения, чтобы кЛипецку, Ельцу, Лебедянскому й Грязинскому районам присо единились и другие территории, умеющие жить, как говорится, на свои доходы. Благополучие области и ее граждан и субъектов экономик _______________ „ ........... ....... ....... работники очень горды тем, что наш вклад в эту работу тоже есть. За 48 лет существования области и ее финорганов в управлении сложи лись очень хорошие деловые традиции, накоплен богатый опыт в уп равлении финансовыми процессами. Очень хочется поздравить с юби леем и ветеранов, с которыми мы не потеряли деловых и просто чело веческих связей, и, конечно, весь коллектив действующих работников, коллег в городах и районах. Со многими из них читатели «ЛГ» познако мятся на страницах этого номера, других мы назовем на нашем юби лейном торжестве. Финансист—профессия популярная, почетная, но не всегда удобная для власти. Ведь нам положено всегда говорить ту правду, какая есть. Поэтому, наверное, так много в нашей системе хо роших людей, высококлассных профессионалов. С праздником, дорогие друзья и коллеги! Б еседовал Анатолий ШАХОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz