Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
г‘ ТЖШ 1 ЕЦ КАЯ •'Ж газета 1 сентября 2001 г., № 171 (21549) (Окончание. Начало на 1-й стр.) И вот свершилось. Эти пред остережения услышаны. Я лис таю свои торопливые карандаш ные записи, сделанные во время выступления Владимира Путина, читаю и перечитываю его главные тезисы. О том, что отечественная система образования имеет зна чительные преимущества перед заграничными. Отом, что ее опыт — бесценное достояние, и его не льзя бездумно отбрасывать, при носить в жертву моде на все инос транное. О том, что главное до ступность и качество обучения, а основа государственной политики — право на бесплатное образова ние. О том, что необходим госу дарственный его стандарт, дабы было ясно, что требуется от пре подавателей и выпускников. И так далее. Президент расставил точки над «1». Это не значит, что у нас не будет каких-либо форм плат ной учебы или что надо с порога отвергнуть саму мысль о перехо де на двенадцатилетнее обучение. Но любое нововведение должно быть оправданным ссылками не на импортные образцы, а на ре альные интересы страны, общест ва, молодого поколения и при этом проверяться в ограниченном, экспериментальном порядке на протяжении нескольких лет. Говорил Путин и о таких на болевших вопросах, как престиж профессии педагога, в том числе зависящий и от его материально го обеспечения, и о внедрении информационных технологий в образовательный процесс, и о судьбе молодежи, получающей дипломы, но не работающей по специальности, что, конечно же. расточительно и недопустимо. Я слушал его, а затем доклад вице-премьера Валентины Матви енко, и точно сидел на августовс кой конференции учителей в Ли пецке — настолько созвучны были позиции, идеи, установки, звучавшие в Госсовете, тому, что говорят сами российские педаго ги. Разница лишь одна: на сей раз проблемы не просто назывались, перечислялись, но и указывалось, как, каким образом, на какие средства и-в какие сроки их сле дует решить в масштабе страны. То есть с высокой трибуны про возглашались не благие намере ния, в коих нехватки не было и в прежние годы, но, действительно, программа даже не реформирова ния, а, прежде всего, эффектив ной поддержки образовательной сферы. Начиная, между прочим, с зарплаты педагогам — от учи теля начальных классов до уни верситетского профессора. Уже к декабрю нынешнего года прави тельство намерено увеличить им зарплату почти вдвое. Догадываюсь, что абсолютные цифры все равно вызовут скепти ческие оценки —мы-то ведь зна ем, сколько учитель получает се годня... Конечно, несправедли вость в оплате остается. Пока ос тается. И самый маленький бан ковский клерк все равно будет зарабатывать больше иного до ктора наук. Но все-таки, как го ворится, лиха беда начало. Все- таки первый шаг будет сделан. Даст Бог, следующие шаги не за ставят себя ждать. Наверное, те же скептики от нюдь не безосновательно скажут и о другом: слишком уж долго ждали педагоги, дети, родители, общество, народ, страна, пока взоры российского руководства обратятся к школам, колледжам, техучилищам, вузам. Бездарно потеряно время. Теперь приходит ся думать не столько о развитии и приумножении того, что у нас есть, сколько о восстановлении, возрождении того, что мы поте ряли, растранжирили собственны ми руками. С этим не поспоришь. И наша область тоже выходит из обще российского кризиса образования не без потерь. Однако, вопреки шараханьям Москвы, вопреки сомнительным новациям или ложной экономии на учебных за ведениях, мы все же многое, я считаю —основное, сберегли. Да, мы заждались действительной, а не демагогической поддержки центра. Она запаздывала, голоса провинциальной России плохо пробивались на самый верх сквозь министерские чиновничьи стены, заслоны, заглушки, а если и пробивались, то прежние руко водители предпочитали их не слу шать и не слышать. Быход был один: делать что можно на местах, действовать на свой страх и риск и, подтягивая пояса, подпитывать образование. Б этом отношении наша область была отнюдь не из последних. Более того: мы в числе первых покончили с позорной хроничес кой задолженностью педагогам по зарплате. И всегда, раньше других, повышали ее! Б настоя щее время тарифная ставка еди ной тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сфе ры в области на 38 процентов выше федеральной. Уже не пер вый год в области к первому сен тября открывают двери новые школы. Опередили мы и общерос сийские мероприятия по компь ютеризации сельских школ, при ступив к делу без расчета на мос ковское финансирование. Только в прошлом году на программу компьютеризации мы выделили 19 млн. рублей, а в этом — еще 21,3 млн. рублей. Б эти сентябрьские дни в сель ские школы поступит 91 компь ютерный класс. Бее учащиеся бу дут обеспечены учебниками, для чего администрацией области вы делено еще 15,8 млн. рублей. Собственно, я упоминаю это не ради демонстрации нашей даль новидности и особых заслуг. Про сто мы здесь, в области, не име ли права, в отличие от столицы, затыкать уши и не реагировать на законные требования воспитате лей растущего поколения. Тем более что сами учителя с их ни щенскими заработками, в усло виях недостаточного финансиро вания, показывали власти пример служения своему призванию, при мер самоотверженного творчест ва. Пока в министерских кабине тах высиживали очередной рефор маторский прожект, у нас шли настоящие, небумажные рефор мы. Достаточно назвать хотя бы эксперимент хлевенцев по созда нию и реализации программы Русской школы или огромную и — опять-таки — во многом нова торскую работу Елецкого универ ситета имени Бунина по подготов ке учителей для села и развитию регионального краеведения. Как же было оставить таких энтузиастов один на один с их проблемами? Понятно, что мы, руководители области, органы местного самоуправления ис пользовали малейшую возмож ность для помощи им — и мо ральной, и, в первую очередь, ма териальной. Причем собственно образовательное дело мы никог да не рассматривали как нечто изолированное. Нелепо было бы заниматься школами и при этом не думать о положении семьи, матери, ребенка, о молодежной политике, о культуре. Програм мы той же компьютеризации встраивались в комплекс про грамм по сохранению здоровья детей, эффективной поддержке малоимущих родителей, строи тельству и оснащению таких ле чебных учреждений, как област ной перинатальный центр. Пото му и приятно слышать отзывы благодарных родителей, которые уже знают, что нам удалось оз доровить в летнее время на 11 тысяч детей больше, чем в про шлом году, что в области успеш но реализуется специальная про грамма «Здоровый ребенок». Хочу надеяться, что и модерни зация российской системы обра зования также будет осущес твляться в комплексе с решени ем всех этих вопросов. Разумеется, при сравнитель ном благополучии в нашей облас ти наивно было бы даже предпо ложить, будто мы можем резко и навсегда вырваться из общерос сийской ситуации. Бот почему я так удовлетворен происшедшим на Госсовете, где обозначился ка чественно новый, более ответ ственный, системный и подкреп ленный материально подход к об разованию. Теперь нам будет лег че продолжать работу, которую мы, в какой-то мере поперек бы лой позиции центра, начали и вели последние годы. Признаюсь: я еще не остыл после Госсовета, не до конца ос мыслил услышанное. Если редак ции «Липецкой газеты» и ее чи тателям будет интересно узнать более подробно о том, чему я был свидетелем и участником, готов в ближайшее время поделиться впечатлениями. Считаю даже до- - лгом своим сделать это, посколь ку знаю, как волнует моих зем ляков участь школы, а точнее — все, что определяет судьбу наших детей. А пока — с надеждой и верой в долгожданные добрые переме ны — поздравляю вас, дорогие друзья, с началом нового учебно го года. Поздравляю первоклас сников и уже почти взрослых людей, которые на будущий год простятся со школой. Поздрав ляю студентов колледжей и ву зов. Поздравляю их наставников. Поздравляю всех, кто осознает свою личную ответственность за юных граждан России, за ее бу дущее. !• ... К огда я попросила помочь встретиться с челове ком , ко торы й расскожет ■■■ об этом эксперименте не в ж а н р е отчета, а в ж а н р е свободных философических ра зд ум и й — в Хлевенском роно назвали имя учителя истории Ф ом ин о -Н е гачевс кой средней ш колы Сергея Винь кова . Потом я поняла , на с ко л ь ко уда чен был та ко й выбор . Педагог — м ол одой , перспективный , а самое главное , им еющ ий свой, в чем -то д аж е револю ционны й и отнюдь не бесспорный , взгляд на п робл ем у Русской ш ко лы , — действительно, оказался интересным собеседником . Он д а ж е не стал хедать м ои х вопросов , настолько переполнен был наблю дениями и мыслями ... Д И А Л О Г Н А К А Н У Н Е Д Н Я З Н А Н И Й —я категорически не согла сен с утверждением некоторых современных пропагандистов Русской школы о том, что такую школу нужно возрождать. Не возрождать, а создавать! Пото му что в России ее никогда не было. Об этом еще в начале века говорил религиозный философ Василий Розанов. Моя удача, что с трудами его я познакомил ся будучи еще студентом исто рического факультета Липецко го пединститута. Помню, мне чудом удалось добыть сборник его педагогических статей «Су мерки просвещения». На осно ве их я, тогда пятикурсник, на- писалдвога.собственную рабо-- ту. Это была не дипломная и не курсовая, это было первое при ближение к той программе, ко торую я сегодня пытаюсь осу ществить наделе. Получив дип лом, я попал в Фомино-Негачев- скую школу Хлевенского района. И был обрадован — мне опять страшно повезло: здесь реали зовывали столь созвучные мне идеи Русской национальной школы. - У меня, однако, возникли опасения (потом оказалось, не напрасные) относительно роли и места православия в этой кон цепции. Никак не мог понять, по чему так упорно пропагандиру ются и организуются курсы и факультативы, связанные с обы чаями, традициями, народными промыслами, но при этом столь же упорно игнорируется хрис тианское вероучение. Видимо, сказывались не изжитые атеис тические стереотипы и пред ставления. Сколько церквей было порушено здесь за годы советской власти! Сейчас, сла ва Богу, они потихоньку восста навливаются в селах Ново-Дубо вое, Введенка и других. Вот с чего нужно начинать разговор о Русской школе! Православие было и остается главным куль турообразующим фактором в жизни русского народа. Оно ис подволь формировало наще ми ровоззрение, этикет, законода тельство влияло, на искусство, литературу даже в эпоху гоне ний на него. Сегодня значитель ная часть россиян считает себя православными. Около 90 про центов школьников нашей об ласти крещены в православных храмах. И школа, которая пре тендует на статус русской, не может с этим не считаться. Речь идет не о религиозном образо вании в широком смысле сло ва, а об элементарных знаниях и сведениях. Например, я раз работал свою авторскую про грамму «Основы религии» для пятых-одиннадцатых классов. Она знакомит учащихся с осно вами христианского мировоз зрения, сюжетами Библии, рас крывает сущность взаимоотно шений православия с другими религиями и наукой. Но мне так и не удалось добиться офици ального разрешения на препо давание этого курса. Пока это только факультатив. — Д а , се го д ня то м у же к р а е в е д е н и ю о т в о д и т с я в ш ко л е куд а больш е м ес та , чем православию . Хотя один и з со врем ен ны х со здателей концепци й Р усской ш колы — проф ессор Ганичев - не сл у чайно подч ер кивал :«Р абота п о в о с с о з д а н и ю Р у с с к о й ш ко лы м ож е т бы ть то л ь ко п о д в иж н и ч е с ко й и в д о х н о венной , освященной пра во с л а в н о й в е р о й и д у х о в ны м сл уж ен ием » . Д е ти не м о гу т ! не д о л ж ны р а с ти Иванами , не п ом н ящ им и ро д с тв а . Им важ но не пр о с то зна ть , но лю би ть родную культуру , и с т о р ию , тр а д и ц и и . Но, с д р у гой стороны , нужна ли им и н формация об этом в том объ ем е , в ка ком она дается с е й час? К раеведам и , и с то р и ка м и , ф и л о л о гам и с т а н у т - т о в се ж е е д и н и цы . А о с т а л ь ным завтра сдава ть э к з а м е ны в вуз , где у них с п р о с я т и про бином Ньютона, и про з а к о н М е н д е л я . К а к , на ваш взгляд , сты кую тся ре гиональ ная ком пон ен та и о бр а зо ва тельный миним ум по всем о с тальным д и сц и пл и н ам , к о т о рый необходимо усвоить? — Вы знаете, по-моему, не а по окончании школы успешно сдала экзамены — нет, не на ист фак, а в медицинский вуз. Это к вопросу об образовательном ми нимуме. Краеведческие знания, как и многие другие, повышают культуру, образованность ребят, воспитывают умение осмыслять факты, видеть за ними явления. Хотя во всем должна быть мера. народа, а на серьезном, самокри тичном анализе их прошлого и на стоящего. Не считаю себе вправе замалчивать то дурное, что у нас происходило и происходит в об ществе. Начиная с произвола го сударственных чиновников и за канчивая негативными социаль ными тенденциями в народной среде, падением нравственности, духовное™. Как одолеть то, что так мешает жить России? Только де ятельным искоренением пороков, слабостей общества. Но для это го надо сперва честно, трезво, мужественно их увидеть, назвать, понять их причины, истоки. И здесь особое значение имеет об разованность, она делает челове ка зорче, мудрее... ДАНЕУГАСНЕТ • • • РУССКАЯ ШКОЛА. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ нужно учить детей любить Ро дину. Такого предмета, как лю бовь к отчизне, в программе нет и быть не может. Она вос питывается атмосферой жиз ни. По крайней мере, должен воспитываться. Как сказал рус ский философ Сергей Булга ков: «Родина — святыня для всякого, и как таковая, она всегда дорога и прекрасна». Другой вопрос, как сохранить в ребенке это чувство. Думаю, нужно разумное сочетание те ории и практики краеведения. Ученикам необходимо непос редственно прикоснуться к ис тории родной земли. Экскур сии, раскопки, беседы со старо жилами, интересными земляками — это крайне важно. Помню, как только я пришел работать в шко лу, мне сказали: тебе вести крае ведение. И я не без усилий искал ответ на вопрос, как рационально использовать отведенные на это часы. С пятиклашками мы отправ лялись в походы два-три раза в неделю, порою и в выходные, и во время каникул. Им было любопыт но все без исключения — старое сельское кладбище, высокий кур ган на берегу Дона, осколки сна рядов, воронки от разорвавших ся бомб. Вы ведь, наверное, зна ете, что Фомино-Негачевка — единственное на территории се годняшнего Хлевенского района село, где летом 1942 года прохо дила линия фронта. Вот тогда я по-настоящему понял, вернее, про чувствовал глубину пушкинских строк: Д в а ч увства д и в н о б л и зки нам , В н и х о б р е та е т сердце пищ у — Л ю б о вь к р о д н ом у пепелищ у, Л ю бовь к о те че с ким гр о б ам ... Наши наблюдения легли в основу работ, которые ребята го товили для различных олимпиад и конференций, не только регио нального, но и общероссийского масштаба. А в прошлом году моя выпускница Аня Тишинова получи ла диплом второй степени на Все российской краеведческой конфе ренции за исследование по теме Великой Отечественной войны в нашем крае. Она основательно за нималась краеведением три года. Лично я за то, чтобы до миниму ма сокра™ть любые общеобразо вательные дисциплины и расши рить спектр факультативов. Зна ний по математике, физике, дру гим обязательным предметам до статочно на уровне пятого класса, а все, что служит развитию лич ное™, должно изучаться на добро вольных началах, по выбору ре бенка, свободно, с учетом интере сов и склонностей. Основа обра зовательного процесса — опора на национальные ценности. Тем более что в России за тысячелет нюю историю накоплены святыни, разрушить которые не удалось как за семьдесят лет советской влас ти, так и в последнее десятилет ние торжества «демократии». — Но ка к т у т не впасть в крайность? Мало ли примеров, ко гд а к а к буд то бы зам е ч а тельная идея порож дала п о ка зуш н ую п ра кти ку и о с ущ е с твлялась в ущ ерб всем у о с тал ьном у . Простите за та кой в о п р о с : вам не д о в о д и л о с ь слыш ать обви нений в нацио нализме? — Если у кого-то и возникли бы такие подозрения, то они не справедливы. Патриотизм исклю чает националистический фана тизм или шовинизм. Более того, своим ученикам я стараюсь поча ще повторять слова, написанные более полутора веков назад Чаа даевым: «Прекрасная вещь— лю бовь к Отечеству, но есть еще не что более прекрасное — это лю бовь к истине». Национальная гордость, пат риотизм должны основываться не на глупом, примитивном возвели чивании своей страны и своего — Создание новой обра зо ва те л ьн ой м о д е л и , ка ко во й я в л я е т с я Р у с с к а я ш к о л а , п р е д у см а тр и ва е т новые пр и нципы , м етоди ки , формы обу чения? Я п о н им аю , вы не в о твете за всех учителей , п о э том у расскажите , пожалуйста, о вашем собс твен ном опыте . — Свои уроки я считаю в не которой степени нетрадиционны ми. Хотя, на первый взгляд, они самые обычные. Чаще — комби нированные. Иногда — лекции, практические занятия, зачеты. Нетрадиционность заключается в том, что строятся они по принци пу «сквозного повторения»: на любом уроке, в любом классе уче ник должен не только хорошо знать конкретную тему, но и раз бираться в проблематике всего раздела, курса, предмета наконец. То есть любую частность, любой факт воспринимать в контексте целого... Эта методика, по сути, явля ется продолжением того «липец кого опыта», основоположник ко торого К. А. Москаленко еще в 1959 году предлагал: «Надо со единить процесс обучения и про верки знаний в один процесс. ...Это значительно повысит эф фективность урока». Но наш зна менитый земляк имел в виду чис то методический аспект отдельно взятого урока. Я же распростра няю его на весь курс истории, по возможности соединяя конкрет ные темы с обществознанием, другими предметами гуманитар ного профиля. Результат? Дети перестают «зубрить», бессмыс ленно заучивать параграфы учеб ников. Они постепенно осозна ют: главное — это понимать предмет, свободно в нем ори ентироваться, давать любым собы™ям собственные, причем непроизвольные оценки. И еще. Огромная ошибка, на мой взгляд, когда утвержда ют, будто всех детей нужно учить одинаково. Это приводит к тому, что отстающие или не имеющие склонное™ к предме ту дети возненавидят его всей душой, а одаренные потеряют к нему интерес. Не нужно стре миться на уроке объять необъ ятное. Напротив, следуетупро щать программный материал, естественно, не выхолащивая его, не впадая в примитив ность. А вот с теми, кому эти знания в будущем понадобятся, работать нужно постоянно и уг лубленно. Лично я использую для бесед с учениками каждую свободную м и н ^ во время пе ремены, после урожа, дома... Кстати, не могу удержаться,; чтобы не похвастать: у меня лич ная библиотека — около двух тысяч томов. Ну и это в порядке вещей, если кто-нибудь берет у меня почитать монографию или роман по конкретной теме. А потом мы встречаемся, вмес те анализируем, сопоставляем. Мне кажется, еще и поэтому за последнее время не было слу чая, чтобы мои ребята не заня ли призовое место по предмет ным олимпиадам. Но главное, конечно, не то, что они где-то там «засветились». Главное то, что они для себя поняли, почувство вали, пережили и не формаль но усвоили. — В чем , на ваш вз гляд , а ктуальность Р усской ш ко лы , ее о с н о в н а я за д а ч а ? Официально в вашем районе эксперимент по ее созданию за верш и л ся . А если неоф и циально? К а к вы оцен ивае те проделанную вами и ва шими колле гам и работу? — Вы, наверное, помните, что советская школа всегда ста вила на первое место обучение. С зарождением в 80-90-е годы XX века педагогики сотрудни чества упор стал делаться на разви™е личное™ ребенка. Вот мнение талантливого педагога Шаталова: «Учитель должен по мочь ученику осознать себя лич ностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство чело веческого достоинства...». Русская ш кола , на мой взгляд, должна способствовать новому пересмотру приорите тов и вывести на первый план воспитание. Сегодня оно прак тически изгнано из школьной практики. Попытка создать дет ские организации и пионерские отряды, считаю, — всего лишь реанимация опыта ушедшей эпохи и мало что может дать. Это форма, а не суть. А о воз врате к прежним задачам воз действия на молодых людей го ворить не приходится. Про сматривая документы, учебни ки, пособия тех лет, поражаешь ся, насколько отталкивающий облик гипоте™ческого «строи теля коммунизма». Это же ка кой-то гибрид «сверхчеловека» Ницше и, простите, клиента психбольницы! И вот тут мы снова подхо дим к проблеме национальных духовных ценностей. Именно им в воспитательном процессе принадлежит главенствующая роль. Пока эта перестройка в школе только-только набирает силу, в том числе и в Хлевенс ком районе. Утверждать, что эк сперимент завершен — значит обманываться. Да, какие-то под вижки есть, но это только нача ло пу™. Идти по нему предсто ит не один десяток лет. Но идти надо, ибо, говоря словами Со лженицына, «если в нации ис сякли духовные силы — никакое наилучшее государственное ус тройство и никакое промышлен ное развитие не спасет ее от смерти, с гнилым дуплом дере во не стоит..,». Беседовала Елена ТАРАВКОВА. ПОЛЕМИЧЕС1СИЙ1 К О М М Е Н Т А Р И И У Ч Е Н О Г О |Пини11|1 СОРОС т Щ НЫЙ ПР1Ш111№ В преддверии нового учебно го года оживились дискуссии о содержании и ф ормах обучения , воспитания, просвещения . Признаем ли мы драматичность и кризисность современной средней ш колы? Видим ли пути выхода из т у п и ко вы х ситуаций , в о зн и кш и х по обт»ективным и субъективным причинам в библиотечном деле , проф техобразовании , сфере куль туры ? К а ким и до лж ны быть «учебни ки жизни»? К а к готовить «инженеров человеческих д уи 1»? .Сколько э кономистов , юристов , -психологов и социологов д о лж н о быть на д уш у населения? Быть или не быть ш кол ьной форме? Ка ко вы ф ун кции семьи, ш колы , общества в обра зовании и становлении ю но го грахеданина? Вопросы , вопросы ... У Н. Рубцова есть «детс кое» стихотворение для взрослых о ласточке, оказав шейся в беде. На первый взгляд, оно незамысловатое, но исполненное подлинного трагизма: Л а с то ч ка но си тся с кри ком . Выпал птенец из гнезда. Д е т и окрестны е мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла . Вырыл м о гил ку п те н ц у . Л а с то ч ка рядом летала . Словно не веря концу . Д ол го носилась, рыдая. Под мезонином своим... Л а с то ч ка ! Ч т о ж т ы , родная. Плохо смотрела за ним? Лирическая притча эта несет в себе глубокий смысл, тревожит, побуждает к раз мышлениям. Всегда ли мы внимательны к подрастаю щему поколению? Не слиш ком ли уповаем на доведен ную до экономического оску дения и нравственной дегра дации по рецептам всяких Соросов школу, на больное общество, забывая о своих обязанностях? Или наобо рот: не чересчур ли балуем, не отучаем ли от труда, не за кармливаем ли сникерсами наших отроков и отроковиц, ложно истолковывая заботу о них? Так что же делать? Пре жде всего почувствовать себя родителями, которые в отве те не только за то, что ребе нок одет и сыт. Прислушай тесь к мудрым заветам клас сиков, «не Блюхера и не ми лорда глупого» советовали они везти с базара. Почему же нашим детям хитрые дяди и тети-чужебесы навязали учебники, где оплевывается прошлое нашего Отечества, где глумливо представлены подлинные подвижники ро дной земли? )1очему книж ные «развалы» навязывают им «животное» чтиво? Поче му под предлогом вариатив ности изгоняются из про грамм Кольцовы, Никитины, Ушинские, Шолоховы, Лео новы, Твардовские? Замечательный деятель культуры, диктор Централь ного телевидения, народный артист СССР Игорь Кирил лов, включившись в полеми ку о судьбах школы, заявил: «Я за то, чтобы люди мень ше смотрели телевизор, а больше читали...» Больше читать, больше размыш лять... Кстати, не пора ли возрождать традиции домаш него семейного чтения? Трудно переоценить роль краеведения, родной культу ры в духовном мире челове ка. В последнее время выдви гались различные предложе ния — вплоть до создания национального парка на тер ритории области. Краеведы озаботились даже местными истоками знаменитого Козь- ,мы Пруткова. Проходят па мятные мероприятия, связан ные с именами Бунина, Ста- ховичей, Замятина, Левито ва. Время от времени захо дит речь о Русском Подстепье как прародине Пушкина, Лермонтова. Эпизодически организуются краеведческие чтения. А домашний есенин ский музей В. И. Синельни кова в Липецке привлекает поклонников поэта отовсю ду, Однако до сих пор отсут ствует подлинная система краеведческой работы. Раз розненные, эпизодические, нередко лишь конъюнктур ные мероприятия. Разнобой и разноголосица. Как гово рится, кто во что и на что горазд... Несколько конкретных предложений. Во-первых, необходимо узаконить «реги ональную культуру». До сих пор краеведение в школах, техникумах, вузах пребыва ет на правах безропотной Зо лушки: нет стабильных учеб ных планов, программ, учеб ников и методических посо бий. Парадоксально, но факт: выпускники технику мов, колледжей, университе тов, как говорится, «не про ходили» краеведения. Вы- пускники-ельчане здесь — завидное исключение. Кому опекать-курировать краеведение? Управлению культуры? Управлению профтехобразования? Депар таменту образования и на уки? Вузам? Техникумам и колледжам? Местному само управлению? Липецкие краеведы со здали прочный фундамент, на основе которого можно и должно по-государственному мудро использовать нрав ственно-просветительские возможности отчизноведе- ния, народоведения. Науч ным и педагогическим под вигом поистине стали труды и изыскания, легшие в осно ву целой библиотеки краевед ческой литературы. Всю свою жизнь отдали человековеде- нию-народоведению, малой Родине М. Трунов, А. Пря хин, А. Мартынов, А. Сила ев, А. Курков, А. Клоков, В. Елисеев, С. Панюшкин, И. Ветловский, М. Виленский, многие краеведы-просветите ли. Созданы учебники-хрес томатии «Родная культура». Но их нет на студенческих столах, на школьных парт ах. Почему? Можно ли сми риться со стыдливой скоро говоркой-отговоркой чинов ников о патологической бед ности органов народного об разования и культуры? Под готовлен к публикации учеб ник-хрестоматия «Родная культура: нравственно-ду ховные уроки православия». Уже несколько лет он мог бы служить, «сеять разумное, доброе, вечное». Что в нем? Краеведческие экскурсы в историю, «земли родной ми нувшая судьба». Мудрое, ду шеспасительное и душесози дательное слово Евгения Болховитинова, Тихона За донского, Амвросия Оптин- ского, Феофана Затворника, Силуана Афонского... Сокро венные мысли о Православии Данилевского, Хомякова. Лирическая проза Левитова и Пришвина. Изумительно психологически глубокие строфы Бунина, Есенина, Алексея Липецкого... Фак ты, события поистине судь боносные... Будет ли в липец- . ' кой школе этот учебник? Или, ссылаясь на обнища ние, подсунем нашим ребя там «бесплатного» Сороса? Четвертый год пылятся на складе комплекты портре тов замечательных земля ков: Семенова-Тяншанского, Муравьева-Карского, Чаплы гина, Басова, Игумнова, Хренникова, Плеханова. Раз ве помешали бы педагогичес кому процессу портреты Мар ко Вовчок, Эртеля, Левито ва, Пришвина, Бунина? Раз ве не заслуживают внимания юношей и девушек, вступа ющих в большую жизнь и ду мающих «делать ее с кого», взыскующие лики Лодыгина (подарившего миру электро лампочку), Славянова (созда теля электросварки), Барте нева (основоположника пуш киноведения), Анны Буниной и Евгения Замятина, Дмит рия Иловайского и Дмитрия Писарева? Может, именно здесь нужна народная копей ка? На очаги и алтари... ... Наша общая задача — уберечь школу от авантюр ных реформ и экспериментов. Вот сейчас надвигается оче редная подобная реформа — прихорашивание и упроще ние по чужеземным меркам русского языка. Полвека на зад патриоты ударили в ко локола, и поползновения тогдашних лжереформаторов были отбиты. А что же мы? Промолчим, проглотим? В эпоху телевизионных и компьютерных технологий, «промывания мозгов» экспе рименты с детскими душами особенно опасны. В школы, молодежные организации «десантируются» понятия, представления, идеалы, глу боко чуждые русскому чело веку, россиянину. Да, зада ча родителей, педагогов все го общества — не только по думать о школьной одежде и обуви. «Сердца —ведь это же высоты, которых отдавать нельзя!..» Василий ШАХОВ, профессор Липецкого технического университета и Института усовершен ствования учителей, доктор филологических наук, руководитель Научного центра «Липецкая Энциклопедия». Г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz