Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

г‘ ТЖШ 1 ЕЦ КАЯ •'Ж газета 1 сентября 2001 г., № 171 (21549) (Окончание. Начало на 1-й стр.) И вот свершилось. Эти пред­ остережения услышаны. Я лис­ таю свои торопливые карандаш­ ные записи, сделанные во время выступления Владимира Путина, читаю и перечитываю его главные тезисы. О том, что отечественная система образования имеет зна­ чительные преимущества перед заграничными. Отом, что ее опыт — бесценное достояние, и его не­ льзя бездумно отбрасывать, при­ носить в жертву моде на все инос­ транное. О том, что главное до­ ступность и качество обучения, а основа государственной политики — право на бесплатное образова­ ние. О том, что необходим госу­ дарственный его стандарт, дабы было ясно, что требуется от пре­ подавателей и выпускников. И так далее. Президент расставил точки над «1». Это не значит, что у нас не будет каких-либо форм плат­ ной учебы или что надо с порога отвергнуть саму мысль о перехо­ де на двенадцатилетнее обучение. Но любое нововведение должно быть оправданным ссылками не на импортные образцы, а на ре­ альные интересы страны, общест­ ва, молодого поколения и при этом проверяться в ограниченном, экспериментальном порядке на протяжении нескольких лет. Говорил Путин и о таких на­ болевших вопросах, как престиж профессии педагога, в том числе зависящий и от его материально­ го обеспечения, и о внедрении информационных технологий в образовательный процесс, и о судьбе молодежи, получающей дипломы, но не работающей по специальности, что, конечно же. расточительно и недопустимо. Я слушал его, а затем доклад вице-премьера Валентины Матви­ енко, и точно сидел на августовс­ кой конференции учителей в Ли­ пецке — настолько созвучны были позиции, идеи, установки, звучавшие в Госсовете, тому, что говорят сами российские педаго­ ги. Разница лишь одна: на сей раз проблемы не просто назывались, перечислялись, но и указывалось, как, каким образом, на какие средства и-в какие сроки их сле­ дует решить в масштабе страны. То есть с высокой трибуны про­ возглашались не благие намере­ ния, в коих нехватки не было и в прежние годы, но, действительно, программа даже не реформирова­ ния, а, прежде всего, эффектив­ ной поддержки образовательной сферы. Начиная, между прочим, с зарплаты педагогам — от учи­ теля начальных классов до уни­ верситетского профессора. Уже к декабрю нынешнего года прави­ тельство намерено увеличить им зарплату почти вдвое. Догадываюсь, что абсолютные цифры все равно вызовут скепти­ ческие оценки —мы-то ведь зна­ ем, сколько учитель получает се­ годня... Конечно, несправедли­ вость в оплате остается. Пока ос­ тается. И самый маленький бан­ ковский клерк все равно будет зарабатывать больше иного до­ ктора наук. Но все-таки, как го­ ворится, лиха беда начало. Все- таки первый шаг будет сделан. Даст Бог, следующие шаги не за­ ставят себя ждать. Наверное, те же скептики от­ нюдь не безосновательно скажут и о другом: слишком уж долго ждали педагоги, дети, родители, общество, народ, страна, пока взоры российского руководства обратятся к школам, колледжам, техучилищам, вузам. Бездарно потеряно время. Теперь приходит­ ся думать не столько о развитии и приумножении того, что у нас есть, сколько о восстановлении, возрождении того, что мы поте­ ряли, растранжирили собственны­ ми руками. С этим не поспоришь. И наша область тоже выходит из обще­ российского кризиса образования не без потерь. Однако, вопреки шараханьям Москвы, вопреки сомнительным новациям или ложной экономии на учебных за­ ведениях, мы все же многое, я считаю —основное, сберегли. Да, мы заждались действительной, а не демагогической поддержки центра. Она запаздывала, голоса провинциальной России плохо пробивались на самый верх сквозь министерские чиновничьи стены, заслоны, заглушки, а если и пробивались, то прежние руко­ водители предпочитали их не слу­ шать и не слышать. Быход был один: делать что можно на местах, действовать на свой страх и риск и, подтягивая пояса, подпитывать образование. Б этом отношении наша область была отнюдь не из последних. Более того: мы в числе первых покончили с позорной хроничес­ кой задолженностью педагогам по зарплате. И всегда, раньше других, повышали ее! Б настоя­ щее время тарифная ставка еди­ ной тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сфе­ ры в области на 38 процентов выше федеральной. Уже не пер­ вый год в области к первому сен­ тября открывают двери новые школы. Опередили мы и общерос­ сийские мероприятия по компь­ ютеризации сельских школ, при­ ступив к делу без расчета на мос­ ковское финансирование. Только в прошлом году на программу компьютеризации мы выделили 19 млн. рублей, а в этом — еще 21,3 млн. рублей. Б эти сентябрьские дни в сель­ ские школы поступит 91 компь­ ютерный класс. Бее учащиеся бу­ дут обеспечены учебниками, для чего администрацией области вы­ делено еще 15,8 млн. рублей. Собственно, я упоминаю это не ради демонстрации нашей даль­ новидности и особых заслуг. Про­ сто мы здесь, в области, не име­ ли права, в отличие от столицы, затыкать уши и не реагировать на законные требования воспитате­ лей растущего поколения. Тем более что сами учителя с их ни­ щенскими заработками, в усло­ виях недостаточного финансиро­ вания, показывали власти пример служения своему призванию, при­ мер самоотверженного творчест­ ва. Пока в министерских кабине­ тах высиживали очередной рефор­ маторский прожект, у нас шли настоящие, небумажные рефор­ мы. Достаточно назвать хотя бы эксперимент хлевенцев по созда­ нию и реализации программы Русской школы или огромную и — опять-таки — во многом нова­ торскую работу Елецкого универ­ ситета имени Бунина по подготов­ ке учителей для села и развитию регионального краеведения. Как же было оставить таких энтузиастов один на один с их проблемами? Понятно, что мы, руководители области, органы местного самоуправления ис­ пользовали малейшую возмож­ ность для помощи им — и мо­ ральной, и, в первую очередь, ма­ териальной. Причем собственно образовательное дело мы никог­ да не рассматривали как нечто изолированное. Нелепо было бы заниматься школами и при этом не думать о положении семьи, матери, ребенка, о молодежной политике, о культуре. Програм­ мы той же компьютеризации встраивались в комплекс про­ грамм по сохранению здоровья детей, эффективной поддержке малоимущих родителей, строи­ тельству и оснащению таких ле­ чебных учреждений, как област­ ной перинатальный центр. Пото­ му и приятно слышать отзывы благодарных родителей, которые уже знают, что нам удалось оз­ доровить в летнее время на 11 тысяч детей больше, чем в про­ шлом году, что в области успеш­ но реализуется специальная про­ грамма «Здоровый ребенок». Хочу надеяться, что и модерни­ зация российской системы обра­ зования также будет осущес­ твляться в комплексе с решени­ ем всех этих вопросов. Разумеется, при сравнитель­ ном благополучии в нашей облас­ ти наивно было бы даже предпо­ ложить, будто мы можем резко и навсегда вырваться из общерос­ сийской ситуации. Бот почему я так удовлетворен происшедшим на Госсовете, где обозначился ка­ чественно новый, более ответ­ ственный, системный и подкреп­ ленный материально подход к об­ разованию. Теперь нам будет лег­ че продолжать работу, которую мы, в какой-то мере поперек бы­ лой позиции центра, начали и вели последние годы. Признаюсь: я еще не остыл после Госсовета, не до конца ос­ мыслил услышанное. Если редак­ ции «Липецкой газеты» и ее чи­ тателям будет интересно узнать более подробно о том, чему я был свидетелем и участником, готов в ближайшее время поделиться впечатлениями. Считаю даже до- - лгом своим сделать это, посколь­ ку знаю, как волнует моих зем­ ляков участь школы, а точнее — все, что определяет судьбу наших детей. А пока — с надеждой и верой в долгожданные добрые переме­ ны — поздравляю вас, дорогие друзья, с началом нового учебно­ го года. Поздравляю первоклас­ сников и уже почти взрослых людей, которые на будущий год простятся со школой. Поздрав­ ляю студентов колледжей и ву­ зов. Поздравляю их наставников. Поздравляю всех, кто осознает свою личную ответственность за юных граждан России, за ее бу­ дущее. !• ... К огда я попросила помочь встретиться с челове ком , ко торы й расскожет ■■■ об этом эксперименте не в ж а н р е отчета, а в ж а н р е свободных философических ра зд ум и й — в Хлевенском роно назвали имя учителя истории Ф ом ин о -Н е гачевс кой средней ш колы Сергея Винь кова . Потом я поняла , на с ко л ь ко уда чен был та ко й выбор . Педагог — м ол одой , перспективный , а самое главное , им еющ ий свой, в чем -то д аж е револю ционны й и отнюдь не бесспорный , взгляд на п робл ем у Русской ш ко лы , — действительно, оказался интересным собеседником . Он д а ж е не стал хедать м ои х вопросов , настолько переполнен был наблю дениями и мыслями ... Д И А Л О Г Н А К А Н У Н Е Д Н Я З Н А Н И Й —я категорически не согла­ сен с утверждением некоторых современных пропагандистов Русской школы о том, что такую школу нужно возрождать. Не возрождать, а создавать! Пото­ му что в России ее никогда не было. Об этом еще в начале века говорил религиозный философ Василий Розанов. Моя удача, что с трудами его я познакомил­ ся будучи еще студентом исто­ рического факультета Липецко­ го пединститута. Помню, мне чудом удалось добыть сборник его педагогических статей «Су­ мерки просвещения». На осно­ ве их я, тогда пятикурсник, на- писалдвога.собственную рабо-- ту. Это была не дипломная и не курсовая, это было первое при­ ближение к той программе, ко­ торую я сегодня пытаюсь осу­ ществить наделе. Получив дип­ лом, я попал в Фомино-Негачев- скую школу Хлевенского района. И был обрадован — мне опять страшно повезло: здесь реали­ зовывали столь созвучные мне идеи Русской национальной школы. - У меня, однако, возникли опасения (потом оказалось, не напрасные) относительно роли и места православия в этой кон­ цепции. Никак не мог понять, по­ чему так упорно пропагандиру­ ются и организуются курсы и факультативы, связанные с обы­ чаями, традициями, народными промыслами, но при этом столь же упорно игнорируется хрис­ тианское вероучение. Видимо, сказывались не изжитые атеис­ тические стереотипы и пред­ ставления. Сколько церквей было порушено здесь за годы советской власти! Сейчас, сла­ ва Богу, они потихоньку восста­ навливаются в селах Ново-Дубо­ вое, Введенка и других. Вот с чего нужно начинать разговор о Русской школе! Православие было и остается главным куль­ турообразующим фактором в жизни русского народа. Оно ис­ подволь формировало наще ми­ ровоззрение, этикет, законода­ тельство влияло, на искусство, литературу даже в эпоху гоне­ ний на него. Сегодня значитель­ ная часть россиян считает себя православными. Около 90 про­ центов школьников нашей об­ ласти крещены в православных храмах. И школа, которая пре­ тендует на статус русской, не может с этим не считаться. Речь идет не о религиозном образо­ вании в широком смысле сло­ ва, а об элементарных знаниях и сведениях. Например, я раз­ работал свою авторскую про­ грамму «Основы религии» для пятых-одиннадцатых классов. Она знакомит учащихся с осно­ вами христианского мировоз­ зрения, сюжетами Библии, рас­ крывает сущность взаимоотно­ шений православия с другими религиями и наукой. Но мне так и не удалось добиться офици­ ального разрешения на препо­ давание этого курса. Пока это только факультатив. — Д а , се го д ня то м у же к р а е в е д е н и ю о т в о д и т с я в ш ко л е куд а больш е м ес та , чем православию . Хотя один и з со врем ен ны х со здателей концепци й Р усской ш колы — проф ессор Ганичев - не сл у ­ чайно подч ер кивал :«Р абота п о в о с с о з д а н и ю Р у с с к о й ш ко лы м ож е т бы ть то л ь ко п о д в иж н и ч е с ко й и в д о х н о ­ венной , освященной пра во с ­ л а в н о й в е р о й и д у х о в ны м сл уж ен ием » . Д е ти не м о гу т ! не д о л ж ны р а с ти Иванами , не п ом н ящ им и ро д с тв а . Им важ но не пр о с то зна ть , но лю би ть родную культуру , и с ­ т о р ию , тр а д и ц и и . Но, с д р у ­ гой стороны , нужна ли им и н ­ формация об этом в том объ ­ ем е , в ка ком она дается с е й ­ час? К раеведам и , и с то р и ка ­ м и , ф и л о л о гам и с т а н у т - т о в се ж е е д и н и цы . А о с т а л ь ­ ным завтра сдава ть э к з а м е ­ ны в вуз , где у них с п р о с я т и про бином Ньютона, и про з а ­ к о н М е н д е л я . К а к , на ваш взгляд , сты кую тся ре гиональ ­ ная ком пон ен та и о бр а зо ва ­ тельный миним ум по всем о с ­ тальным д и сц и пл и н ам , к о т о ­ рый необходимо усвоить? — Вы знаете, по-моему, не а по окончании школы успешно сдала экзамены — нет, не на ист­ фак, а в медицинский вуз. Это к вопросу об образовательном ми­ нимуме. Краеведческие знания, как и многие другие, повышают культуру, образованность ребят, воспитывают умение осмыслять факты, видеть за ними явления. Хотя во всем должна быть мера. народа, а на серьезном, самокри­ тичном анализе их прошлого и на­ стоящего. Не считаю себе вправе замалчивать то дурное, что у нас происходило и происходит в об­ ществе. Начиная с произвола го ­ сударственных чиновников и за­ канчивая негативными социаль­ ными тенденциями в народной среде, падением нравственности, духовное™. Как одолеть то, что так мешает жить России? Только де­ ятельным искоренением пороков, слабостей общества. Но для это­ го надо сперва честно, трезво, мужественно их увидеть, назвать, понять их причины, истоки. И здесь особое значение имеет об­ разованность, она делает челове­ ка зорче, мудрее... ДАНЕУГАСНЕТ • • • РУССКАЯ ШКОЛА. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ нужно учить детей любить Ро­ дину. Такого предмета, как лю­ бовь к отчизне, в программе нет и быть не может. Она вос­ питывается атмосферой жиз­ ни. По крайней мере, должен воспитываться. Как сказал рус­ ский философ Сергей Булга­ ков: «Родина — святыня для всякого, и как таковая, она всегда дорога и прекрасна». Другой вопрос, как сохранить в ребенке это чувство. Думаю, нужно разумное сочетание те­ ории и практики краеведения. Ученикам необходимо непос­ редственно прикоснуться к ис­ тории родной земли. Экскур­ сии, раскопки, беседы со старо­ жилами, интересными земляками — это крайне важно. Помню, как только я пришел работать в шко­ лу, мне сказали: тебе вести крае­ ведение. И я не без усилий искал ответ на вопрос, как рационально использовать отведенные на это часы. С пятиклашками мы отправ­ лялись в походы два-три раза в неделю, порою и в выходные, и во время каникул. Им было любопыт­ но все без исключения — старое сельское кладбище, высокий кур­ ган на берегу Дона, осколки сна­ рядов, воронки от разорвавших­ ся бомб. Вы ведь, наверное, зна­ ете, что Фомино-Негачевка — единственное на территории се­ годняшнего Хлевенского района село, где летом 1942 года прохо­ дила линия фронта. Вот тогда я по-настоящему понял, вернее, про­ чувствовал глубину пушкинских строк: Д в а ч увства д и в н о б л и зки нам , В н и х о б р е та е т сердце пищ у — Л ю б о вь к р о д н ом у пепелищ у, Л ю бовь к о те че с ким гр о б ам ... Наши наблюдения легли в основу работ, которые ребята го­ товили для различных олимпиад и конференций, не только регио­ нального, но и общероссийского масштаба. А в прошлом году моя выпускница Аня Тишинова получи­ ла диплом второй степени на Все­ российской краеведческой конфе­ ренции за исследование по теме Великой Отечественной войны в нашем крае. Она основательно за­ нималась краеведением три года. Лично я за то, чтобы до миниму­ ма сокра™ть любые общеобразо­ вательные дисциплины и расши­ рить спектр факультативов. Зна­ ний по математике, физике, дру­ гим обязательным предметам до­ статочно на уровне пятого класса, а все, что служит развитию лич­ ное™, должно изучаться на добро­ вольных началах, по выбору ре­ бенка, свободно, с учетом интере­ сов и склонностей. Основа обра­ зовательного процесса — опора на национальные ценности. Тем более что в России за тысячелет­ нюю историю накоплены святыни, разрушить которые не удалось как за семьдесят лет советской влас­ ти, так и в последнее десятилет­ ние торжества «демократии». — Но ка к т у т не впасть в крайность? Мало ли примеров, ко гд а к а к буд то бы зам е ч а ­ тельная идея порож дала п о ­ ка зуш н ую п ра кти ку и о с ущ е с ­ твлялась в ущ ерб всем у о с ­ тал ьном у . Простите за та кой в о п р о с : вам не д о в о д и л о с ь слыш ать обви нений в нацио ­ нализме? — Если у кого-то и возникли бы такие подозрения, то они не­ справедливы. Патриотизм исклю­ чает националистический фана­ тизм или шовинизм. Более того, своим ученикам я стараюсь поча­ ще повторять слова, написанные более полутора веков назад Чаа­ даевым: «Прекрасная вещь— лю­ бовь к Отечеству, но есть еще не­ что более прекрасное — это лю­ бовь к истине». Национальная гордость, пат­ риотизм должны основываться не на глупом, примитивном возвели­ чивании своей страны и своего — Создание новой обра зо ­ ва те л ьн ой м о д е л и , ка ко во й я в л я е т с я Р у с с к а я ш к о л а , п р е д у см а тр и ва е т новые пр и ­ нципы , м етоди ки , формы обу­ чения? Я п о н им аю , вы не в о твете за всех учителей , п о э ­ том у расскажите , пожалуйста, о вашем собс твен ном опыте . — Свои уроки я считаю в не­ которой степени нетрадиционны­ ми. Хотя, на первый взгляд, они самые обычные. Чаще — комби­ нированные. Иногда — лекции, практические занятия, зачеты. Нетрадиционность заключается в том, что строятся они по принци­ пу «сквозного повторения»: на любом уроке, в любом классе уче­ ник должен не только хорошо знать конкретную тему, но и раз­ бираться в проблематике всего раздела, курса, предмета наконец. То есть любую частность, любой факт воспринимать в контексте целого... Эта методика, по сути, явля­ ется продолжением того «липец­ кого опыта», основоположник ко­ торого К. А. Москаленко еще в 1959 году предлагал: «Надо со ­ единить процесс обучения и про­ верки знаний в один процесс. ...Это значительно повысит эф­ фективность урока». Но наш зна­ менитый земляк имел в виду чис­ то методический аспект отдельно взятого урока. Я же распростра­ няю его на весь курс истории, по возможности соединяя конкрет­ ные темы с обществознанием, другими предметами гуманитар­ ного профиля. Результат? Дети перестают «зубрить», бессмыс­ ленно заучивать параграфы учеб­ ников. Они постепенно осозна­ ют: главное — это понимать предмет, свободно в нем ори­ ентироваться, давать любым собы™ям собственные, причем непроизвольные оценки. И еще. Огромная ошибка, на мой взгляд, когда утвержда­ ют, будто всех детей нужно учить одинаково. Это приводит к тому, что отстающие или не имеющие склонное™ к предме­ ту дети возненавидят его всей душой, а одаренные потеряют к нему интерес. Не нужно стре­ миться на уроке объять необъ­ ятное. Напротив, следуетупро­ щать программный материал, естественно, не выхолащивая его, не впадая в примитив­ ность. А вот с теми, кому эти знания в будущем понадобятся, работать нужно постоянно и уг­ лубленно. Лично я использую для бесед с учениками каждую свободную м и н ^ во время пе­ ремены, после урожа, дома... Кстати, не могу удержаться,; чтобы не похвастать: у меня лич­ ная библиотека — около двух тысяч томов. Ну и это в порядке вещей, если кто-нибудь берет у меня почитать монографию или роман по конкретной теме. А потом мы встречаемся, вмес­ те анализируем, сопоставляем. Мне кажется, еще и поэтому за последнее время не было слу­ чая, чтобы мои ребята не заня­ ли призовое место по предмет­ ным олимпиадам. Но главное, конечно, не то, что они где-то там «засветились». Главное то, что они для себя поняли, почувство­ вали, пережили и не формаль­ но усвоили. — В чем , на ваш вз гляд , а ктуальность Р усской ш ко ­ лы , ее о с н о в н а я за д а ч а ? Официально в вашем районе эксперимент по ее созданию за верш и л ся . А если неоф и ­ циально? К а к вы оцен ивае ­ те проделанную вами и ва ­ шими колле гам и работу? — Вы, наверное, помните, что советская школа всегда ста­ вила на первое место обучение. С зарождением в 80-90-е годы XX века педагогики сотрудни­ чества упор стал делаться на разви™е личное™ ребенка. Вот мнение талантливого педагога Шаталова: «Учитель должен по­ мочь ученику осознать себя лич­ ностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство чело­ веческого достоинства...». Русская ш кола , на мой взгляд, должна способствовать новому пересмотру приорите­ тов и вывести на первый план воспитание. Сегодня оно прак­ тически изгнано из школьной практики. Попытка создать дет­ ские организации и пионерские отряды, считаю, — всего лишь реанимация опыта ушедшей эпохи и мало что может дать. Это форма, а не суть. А о воз­ врате к прежним задачам воз­ действия на молодых людей го­ ворить не приходится. Про­ сматривая документы, учебни­ ки, пособия тех лет, поражаешь­ ся, насколько отталкивающий облик гипоте™ческого «строи­ теля коммунизма». Это же ка­ кой-то гибрид «сверхчеловека» Ницше и, простите, клиента психбольницы! И вот тут мы снова подхо­ дим к проблеме национальных духовных ценностей. Именно им в воспитательном процессе принадлежит главенствующая роль. Пока эта перестройка в школе только-только набирает силу, в том числе и в Хлевенс­ ком районе. Утверждать, что эк­ сперимент завершен — значит обманываться. Да, какие-то под­ вижки есть, но это только нача­ ло пу™. Идти по нему предсто­ ит не один десяток лет. Но идти надо, ибо, говоря словами Со лженицына, «если в нации ис­ сякли духовные силы — никакое наилучшее государственное ус­ тройство и никакое промышлен ное развитие не спасет ее от смерти, с гнилым дуплом дере во не стоит..,». Беседовала Елена ТАРАВКОВА. ПОЛЕМИЧЕС1СИЙ1 К О М М Е Н Т А Р И И У Ч Е Н О Г О |Пини11|1 СОРОС т Щ НЫЙ ПР1Ш111№ В преддверии нового учебно го года оживились дискуссии о содержании и ф ормах обучения , воспитания, просвещения . Признаем ли мы драматичность и кризисность современной средней ш колы? Видим ли пути выхода из т у п и ко вы х ситуаций , в о зн и кш и х по обт»ективным и субъективным причинам в библиотечном деле , проф техобразовании , сфере куль туры ? К а ким и до лж ны быть «учебни ки жизни»? К а к готовить «инженеров человеческих д уи 1»? .Сколько э кономистов , юристов , -психологов и социологов д о лж н о быть на д уш у населения? Быть или не быть ш кол ьной форме? Ка ко вы ф ун кции семьи, ш колы , общества в обра зовании и становлении ю но го грахеданина? Вопросы , вопросы ... У Н. Рубцова есть «детс­ кое» стихотворение для взрослых о ласточке, оказав­ шейся в беде. На первый взгляд, оно незамысловатое, но исполненное подлинного трагизма: Л а с то ч ка но си тся с кри ком . Выпал птенец из гнезда. Д е т и окрестны е мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла . Вырыл м о гил ку п те н ц у . Л а с то ч ка рядом летала . Словно не веря концу . Д ол го носилась, рыдая. Под мезонином своим... Л а с то ч ка ! Ч т о ж т ы , родная. Плохо смотрела за ним? Лирическая притча эта несет в себе глубокий смысл, тревожит, побуждает к раз­ мышлениям. Всегда ли мы внимательны к подрастаю­ щему поколению? Не слиш­ ком ли уповаем на доведен­ ную до экономического оску­ дения и нравственной дегра­ дации по рецептам всяких Соросов школу, на больное общество, забывая о своих обязанностях? Или наобо­ рот: не чересчур ли балуем, не отучаем ли от труда, не за­ кармливаем ли сникерсами наших отроков и отроковиц, ложно истолковывая заботу о них? Так что же делать? Пре­ жде всего почувствовать себя родителями, которые в отве­ те не только за то, что ребе­ нок одет и сыт. Прислушай­ тесь к мудрым заветам клас­ сиков, «не Блюхера и не ми­ лорда глупого» советовали они везти с базара. Почему же нашим детям хитрые дяди и тети-чужебесы навязали учебники, где оплевывается прошлое нашего Отечества, где глумливо представлены подлинные подвижники ро­ дной земли? )1очему книж­ ные «развалы» навязывают им «животное» чтиво? Поче­ му под предлогом вариатив­ ности изгоняются из про­ грамм Кольцовы, Никитины, Ушинские, Шолоховы, Лео­ новы, Твардовские? Замечательный деятель культуры, диктор Централь­ ного телевидения, народный артист СССР Игорь Кирил­ лов, включившись в полеми­ ку о судьбах школы, заявил: «Я за то, чтобы люди мень­ ше смотрели телевизор, а больше читали...» Больше читать, больше размыш­ лять... Кстати, не пора ли возрождать традиции домаш­ него семейного чтения? Трудно переоценить роль краеведения, родной культу­ ры в духовном мире челове­ ка. В последнее время выдви­ гались различные предложе­ ния — вплоть до создания национального парка на тер­ ритории области. Краеведы озаботились даже местными истоками знаменитого Козь- ,мы Пруткова. Проходят па­ мятные мероприятия, связан­ ные с именами Бунина, Ста- ховичей, Замятина, Левито­ ва. Время от времени захо­ дит речь о Русском Подстепье как прародине Пушкина, Лермонтова. Эпизодически организуются краеведческие чтения. А домашний есенин­ ский музей В. И. Синельни­ кова в Липецке привлекает поклонников поэта отовсю­ ду, Однако до сих пор отсут­ ствует подлинная система краеведческой работы. Раз­ розненные, эпизодические, нередко лишь конъюнктур­ ные мероприятия. Разнобой и разноголосица. Как гово­ рится, кто во что и на что горазд... Несколько конкретных предложений. Во-первых, необходимо узаконить «реги­ ональную культуру». До сих пор краеведение в школах, техникумах, вузах пребыва­ ет на правах безропотной Зо­ лушки: нет стабильных учеб­ ных планов, программ, учеб­ ников и методических посо­ бий. Парадоксально, но факт: выпускники технику­ мов, колледжей, университе­ тов, как говорится, «не про­ ходили» краеведения. Вы- пускники-ельчане здесь — завидное исключение. Кому опекать-курировать краеведение? Управлению культуры? Управлению профтехобразования? Депар­ таменту образования и на­ уки? Вузам? Техникумам и колледжам? Местному само­ управлению? Липецкие краеведы со­ здали прочный фундамент, на основе которого можно и должно по-государственному мудро использовать нрав­ ственно-просветительские возможности отчизноведе- ния, народоведения. Науч­ ным и педагогическим под­ вигом поистине стали труды и изыскания, легшие в осно­ ву целой библиотеки краевед­ ческой литературы. Всю свою жизнь отдали человековеде- нию-народоведению, малой Родине М. Трунов, А. Пря­ хин, А. Мартынов, А. Сила­ ев, А. Курков, А. Клоков, В. Елисеев, С. Панюшкин, И. Ветловский, М. Виленский, многие краеведы-просветите­ ли. Созданы учебники-хрес­ томатии «Родная культура». Но их нет на студенческих столах, на школьных парт­ ах. Почему? Можно ли сми­ риться со стыдливой скоро­ говоркой-отговоркой чинов­ ников о патологической бед­ ности органов народного об­ разования и культуры? Под­ готовлен к публикации учеб­ ник-хрестоматия «Родная культура: нравственно-ду­ ховные уроки православия». Уже несколько лет он мог бы служить, «сеять разумное, доброе, вечное». Что в нем? Краеведческие экскурсы в историю, «земли родной ми­ нувшая судьба». Мудрое, ду­ шеспасительное и душесози­ дательное слово Евгения Болховитинова, Тихона За­ донского, Амвросия Оптин- ского, Феофана Затворника, Силуана Афонского... Сокро­ венные мысли о Православии Данилевского, Хомякова. Лирическая проза Левитова и Пришвина. Изумительно психологически глубокие строфы Бунина, Есенина, Алексея Липецкого... Фак­ ты, события поистине судь­ боносные... Будет ли в липец- . ' кой школе этот учебник? Или, ссылаясь на обнища­ ние, подсунем нашим ребя­ там «бесплатного» Сороса? Четвертый год пылятся на складе комплекты портре­ тов замечательных земля­ ков: Семенова-Тяншанского, Муравьева-Карского, Чаплы­ гина, Басова, Игумнова, Хренникова, Плеханова. Раз­ ве помешали бы педагогичес­ кому процессу портреты Мар­ ко Вовчок, Эртеля, Левито­ ва, Пришвина, Бунина? Раз­ ве не заслуживают внимания юношей и девушек, вступа­ ющих в большую жизнь и ду­ мающих «делать ее с кого», взыскующие лики Лодыгина (подарившего миру электро­ лампочку), Славянова (созда­ теля электросварки), Барте­ нева (основоположника пуш­ киноведения), Анны Буниной и Евгения Замятина, Дмит­ рия Иловайского и Дмитрия Писарева? Может, именно здесь нужна народная копей­ ка? На очаги и алтари... ... Наша общая задача — уберечь школу от авантюр­ ных реформ и экспериментов. Вот сейчас надвигается оче­ редная подобная реформа — прихорашивание и упроще­ ние по чужеземным меркам русского языка. Полвека на­ зад патриоты ударили в ко­ локола, и поползновения тогдашних лжереформаторов были отбиты. А что же мы? Промолчим, проглотим? В эпоху телевизионных и компьютерных технологий, «промывания мозгов» экспе­ рименты с детскими душами особенно опасны. В школы, молодежные организации «десантируются» понятия, представления, идеалы, глу­ боко чуждые русскому чело­ веку, россиянину. Да, зада­ ча родителей, педагогов все­ го общества — не только по­ думать о школьной одежде и обуви. «Сердца —ведь это же высоты, которых отдавать нельзя!..» Василий ШАХОВ, профессор Липецкого технического университета и Института усовершен­ ствования учителей, доктор филологических наук, руководитель Научного центра «Липецкая Энциклопедия». Г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz