Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
31 а в г у с т а 2 0 0 1 г ., № 1 7 0 (21548)* ЛЮБЯТ А н т о н и н а К О П А Е В А , генеральныйдиректорОАО«Липецккомбанк»: !« [ I ВЛАСТЬ И БИЗНЕС. БИЗНЕС И ПОЛИТИКА П роблема взаимоотношений между государственной властью и сформировавшимся за годы реформ российским бизне сом необычайно остра и многогранна. Россия считается од ним из самых коррумпированных государств мира, а потому очевид но, сколь велики и опасны перекосы, сложившиеся в диалоге между бизнесменами и политиками. Власти смотрят на предпринимательство как на источник попол нения бюджетов, не создавая при этом благоприятных условий для развития отечественных производителей. Это и недостаточность за конодательной и нормативно-правовой базы, и несовершенство та моженного законодательства, и значительное количество администра тивных барьеров. Сегодня действует хорошо отлаженная схема: плати деньги — по можем провести соответствующие законы. Лоббирование чиновника ми интересов какого-то узког'^ сегмента предпринимательства стано вится неотъемлемой частоЮ развития бизнеса в России. Многие предприятия, оказавшись в кризисном состоянии, вмес то того чтобы повышать качество менеджмента и выпускаемой про дукции, ищут поддержки у власти. Потому что чиновники, обладая мощным административным ресурсом, способны, хоть и не бескорыс тно, решить большинство проблем: начиная с получения лицензии и предоставления индивидуальных налоговых льгот и заканчивая влия нием на конкурентов. Уплата же «откатных процентов» чиновникам в итоге сводит на нет все условия предприятий в области качества и ценообразования. Кроме того, при финансировании заведомо нерентабельных программ происходит вымывание бюджетных средств. Как же должны строиться отношения между бизнесом и властью? Во-первых, в рамках единого для всех правового поля. Во- вторых, они должны подчиняться единым для всех правилам поведения, в том числе этическим . В-третьих, государство должно способствовать развитию бизнеса, а не играть роль постоянного «спасательного круга» для не умеющих и не же лающих учиться плавать. В-четвертых, власти следует у слы шать и понять голос всех без исключений категории, слоев и групп предпринимательства. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕФИЦИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ? Р ешить проблему можно лишь всемерной поддержкой реаль ного сектора экономики, как со стороны хозяйствующих субъ ектов, так и со стороны власти. Стимулирование государством инвестиций в реальный сектор экономики должно сопровождаться, прежде всего, проведением ком плекса мер в области бюджетной и налоговой политики, совершен ствованием правовых основ, защищающих инвестора, созданием бла гоприятного инвестиционного климата. Немаловажное значение имеет кредитная деятельность банков. Предоставление кредитов основывается на учете потребностей и возможностей клиента, которые определяются исходя из оценки фи нансового состояния (существующего и прогнозируемого), деловой репутации, положения, обеспечения. Практика выдачи кредитов на льготных условиях ведет к формиро ванию безответственности за взятые средства, неэффективному, а иногда и к халатному разбазариванию их. В связи с этим хотелось бы, чтобы ответственность за кредиты носила и личный характер (обеспе чение не только имуществом предприятия, но и личным имуществом руководителя). Это снизит риск невозврата средств как в бюджет (если деньги взяты из бюджета области), так и в кредитную организацию. ПРОИЗВОДИТЬ НЕ т о , ч то ПРОДАЕТСЯ, А ЧТО ПОКУПАЕТСЯ Б ольшое внимание следует уделять управлению маркетингом. Необходимо систематическое изучение спроса, а также кон курентных рынков. Завоевание рыночной ниши — это всегда капиталовложения. А чтобы иметь средства на предприятиях, необходимо введение жес ткого контроля финансовых потоков, существования емкой схемы фи нансовой отчетности, которая отражала бы реальное положение дел, а также систему планирования затрат, бюджетирования. Что же надо предпринять, когда все способы получения кредитов исчерпаны, а самостоятельный выход из сложившейся ситуации не виден? Можно обанкротить предприятие и оставить без работы тысячи людей. Можно обратиться за помощью в консалтинговую компанию. Однако банковская система способна пойти дальше. Как никто другой, банк, тесно взаимодействуя с хозяйствующим субъектом на всех этапах его развития, постоянно находится в курсе его проблем, внося в их разрешение свою посильную помощь. Специалисты банка способны окунуться в глубь трудностей и предложить несколько ва риантов их преодоления. КАК ВЕРНУТЬ КЛИЕНТА В БАНК? И спользование банковских услуг — объективное и необходи мое условие дальнейшего развития как предприятия, так и экономики в целом. Основная задача, стоящая в настоящее время перед банковской системой, — вернуть доверие клиента. Оно строится, прежде всего, на надежности и_репутации. Банки до лжны позаботиться о доверии: следует, с одной стороны, предлагать набор стандартных услуг, а с другой — обеспечивать разнообразные индивидуальные программы, способные удовлетворить запросы от дельного клиента. Обеспечивая выгодные условия сотрудничества, банки тем самым закладывают фундамент долгосрочных партнерских отношений с ре альным сектором экономики. С в е т л а н а Б О Б Ы Л Е В А , зам. генеральногодиректораОАО«Липецкийобластнойбанк»: «ВЕДОМаВЕННАЯРАЗОБЩЕННОаЬ Ш ироко распространено ошибочное мнение, что неплатежи — это результат неумелого в последние годы управления макроэкономикой. Однако эта проблема периодически воз никала в течение всех лет существования Советского Союза и являет ся порождением плановой экономики. Тогда она решалась периоди ческим проведением взаимозачетов встречных требований — на вн^- риотраслевом, межотраслевом и межреспубликанском уровнях. При переходе к рыночной экономике неплатежи стали мощным фак тором торможения, который влияет на состояние дел не только в ре альном секторе экономики, но и в банковской сфере. Невозможность получения денежных средств вынудила предпри ятия искать формы выживания, в том числе и неплатежи. Хотя в ры ночной экономике такие предприятия не могут существовать по опре делению, так как действует жесткий закон: неплатежеспособная фир ма подлежит банкротству. К сожалению, сегодня в России хозяйственный оборот лишь час тично осуществляется в денежной форме. Остальное — бартер, де нежные суррогаты, «черный нал» и неплатежи. Естественно, наличие больших объемов неденежных форм расчетов искусственно сокраща ет потребность в банках. Все перечисленные неденежные формы расчетов — так называе мый внебанковский оборот. Банки лишь осуществляют технический учет неплатежей. По крупным и средним предприятиям Липецкой области просроченная дебиторская задолженность на начало текущего года составляла 4619,9 млн. руб., просроченная кредиторская задолженность — 9478,1 млн. руб., причем объем последней ежегодно нарастает. Устранение экономических причин существования неплатежей — достаточно длительный процесс, поэтому и создаются различные ме ханизмы приспособления хозяйственных отношений к реальной ситуа ции: от квазиплатежных средств до торговли долгами. В том числе и проведение зачета взаимных встречных требований. При этом проводится инвентаризация неплатежей на определенную дату, выявляются и отзываются документы, долги по которым факти чески погашены, но продолжают числиться в картотеке неплатежей. Затем проводятся непосредственно зачеты: внутриотраслевые, внут рирегиональные, межрегиональные. На последней стадии возможно и участие кредита. Но простота этой схемы кажущаяся. По инициативе управления экономики администрации Липецкой области в 1999 и 2000 годах про водилось изучение путей выхода из сложившейся ситуации — с при влечением специалистов различных ведомств. Главный вывод — пос кольку проблема неплатежей комплексная, для ее решения не обходимы усилия нескольких ведомств (Минэкономразвития, Минфин, МНС, ЦБ РФ) и четкая координация их действий. Но и тогда потребуется внести дополнения в целый ряд ведомственных нор мативных актов, или же специальный совместный документ. Но, как выяснилось, ведомственная разобщенность пока сильнее здравого смысла. Есть и еще один момент— что же будет после проведения зачета? Ведь если в экономике ничего не изменится, неплатежи пбявятся вновь, и все повторится снова. Поэтому к моменту проведения зачета должны действовать эффективные механизмы рыночной экономики — от бан кротства до клиринга. Решение давно назревшей проблемы позволит не только вернуть клиента в банк, но и значительно увеличить объемы кредитования. В а л е н т и н Т О Н К И Х , генеральныйдиректорОАО«Липецк-Лада»: «ЕСЛИБАНКИ НАГЛЕЮТ, ИМНАДОСОЗДАТЬ АЛЬТЕРНАТИВУ,..» Р ассуждая об оздоровлении экономических процессов, макси мальном использовании банковских механизмов, следует ска зать вот что. Мы никогда не добьемся значительных резуль татов, если не избавимся от двух негативных факторов: несовершен ной банковской политики и непомерно тяжелого государственного бре мени. Что я имею в виду под словосочетанием «несовершенная банковс кая политика»? Это когда финансовые структуры выдают кредиты под такие условия, которые ставят производителей на грань выживания. Если, предположим, предприниматель взял в банке один миллион, то потом, по условиям договора, должен вернуть два. По сути дела, это кредитная кабала, из которой выбраться очень сложно. Получается пародоксальная картина: мы хотим, чтобы банковские механизмы работали на полную мощь, чтобы экономика была прозрач на, и одновременно сами же мешаем ей развиваться. Да, банкам нуж н а ’ гарантия возврата кредитов, существует ставка рефинансирова ния, но и товаропроизводителей загонять в угол вовсе не резон. Каков, на мои взгляд, выход из создавшегося положения? Если коммерческие банки не могут сегодня предоставлять выгодные креди- А р с е н и й Ш Л Я П Н И К О В , директор000 «Кантри»: ты, то надо идти по пути организации областной финансовой структуры, способной сделать это под гарантии администра ций. Но такого сильного областного банка, находящегося под адми нистративным контролем, у нас, к сожалению, нет, и мы имеем, по сути дела, монопольную схему кредитования. Теперь о государственном налогообложении. Пора понять, что чем легче налоговое бремя у предприятий, тем больше они будут перечис лять средства в бюджеты. Как только сделали подоходный налог 13- процентным, сразу увеличились поступления в государственную каз ну. Деловые люди перестали класть свой капитал в заначку. Сейчас вот уменьшили и налог на прибыль — и это, без сомнения, только оживит экономику и поможет вывести ее из теневого оборота. Но такие, хоть и запоздалые, меры не могут одним махом оживить финансово-кредитные отношения. По-моему мнению, государству надо и дальше проводить политику миниминизации налогооб лагаемой базы . Особенно необходим щадящий подход по отноше нию к малым трудовым коллективам. На крупных предприятиях хорошо налажена бухгалтерская система, и утаить деньги от крнтролирующих органов почти невозможно. Другое дело — малое предприятие или частный предприниматель. Попробуй проконтролируй его доходы и расходы, когда нет строгого учета. Здесь лучше всего не стараться поймать за руку, а снизить на логи. Эти «недостающие» деньги вернутся потом в казну. Пока же наш малый бизнес опутан бюрократической паутиной и налогами с головы до ног. А ему нужна свобода и поддержка. «ЗАЧЕМаРОИТЕЛЕИБЫВОРАЧИШНАИЗНАНКУ?» Н ормализация финансовых отношений, никогда не будет ле^ть в плоскости финансового стриптиза._ Потребителю ведь без различна структура стоимости любой вещи. Он ее оценивает по шкале «цена — качество». Поэтому с этой точки зрения постановка вопроса о прозрачности финансовых отношений представляется бес смысленной. Предпринимателя вообще-то интересует ликвидность его товара, то есть покупаемость, и из этого постулата он и строит свою стратегию ценообразования. ,, . Этот посыл применим и к строителям. У них тоже есть такие неофи циальные понятия, как «выгодные» и «невыгодные» работы. Но от того, что «выгодный» железобетон надо отрабатывать «невыгодной» отдел кой, себестоимость квадратного метра жилья не становится более до- ступнои.его всего страдает строительная отрасль? От отсутствия денег! Особенностью привлечения инвестиций в строительство являет ся то, что строительная продукция— товар неподвижный. ШИПЕЦКАЯ ш )ж г а з е т а В первые со всей остро той наболевшая про блема упорядочения платежного оборота была пос тавлена именно в Становом на январском выездном адми нистративном совете области. Тогда участники его растеря лись от необычного поворота разговора, начатого губерна тором (Злегом Королевым. О «теневом» обороте на сельхозпредприятиях, ие не был услышан. Но одними призывами делу не помо жешь. Решение проблемы, на мой взгляд, нуждается в ком плексе мер. Мне это видится так. Надо разграничить все наши хо зяйства на две группы: совсем безнадежных, которые и в обозримом будущем не смо гут работать через банковс кую систему, и группу, кото рой надо помочь расчистить банк. И ведут его не хуже ав торитетных в районе своей стабильностьюСХПК «Друж ба», имени Лермонтова, «Московский». Еще один момент. У нас сейчас каждое второе сельхоз предприятие желало и могло бы взять банковский кредит. И расплачивалось бы за него исправно. Почему же не бе рут? Почему предпочитают работать только через «под мление! При этом даже га рантия администрации, ее поручительство сильно де вальвируются. Все пре красно понимают, что эти обязательства — чистая условность и формаль- | ность. В случае чего «ма териальные ценности» за- имщика банку будет не легко забрать, да и не нужны они ему. Думаю, главной гарантией, как В л а д и м и р Г Е Р А С И М О В , депутатобластногоСовета, главаадминистрацииСтановлянскогорайона: «САМОЙНАДЕЖНОЙГАРАНТИЕЙДОЛЖНО аАТЬ слово РУКОВОДИТЕЛИ) пользовании для платежей «налички» либо сельхозпро дукции прежде предпочитали умалчивать. И, помню, еди ницы в зале подняли руки на обращенный из президиума вопрос: кто ведет все расчеты через банк? Но я бы не стал огулом обвинять руководителей, что они далеки от действительно рыночных отношений, а тем паче в том, что имеют заин тересованность в обходе бан ка. Ведь иначе не видать пос тупивших в хозяйство денег —они тотчас уйдут в счет по гашения долгов. Поэтому, наверное, прозвучавший тог да призыв областных эконо мистов дружить с банками и долги, а уж потом «затяги вать» эти кооперативы в сеть платежного банковско го оборота. Что делать, епмеите, с 1ро первой группой? Долги не спишешь, особенно налоги и социальные отчисления. А если заморозить эти долги, произвести их реструктуриза цию сроком на 10-15 лет? Но при этом открыть новые, со вершенно «чистые» банковс кие счета! И продолжать ре организацию «загнувшихся» хозяйств. Вот, например, при соединенные в нашем районе к спиртзаводу и маслозаводу отстающие кооперативы се годня нормализовали финан совый оборот именно через питку» товарным кредитова нием? Это не их вина, а беда, что опять-таки забыли слово «банк» и пользуются устарев шей, системой взаиморасче тов и обязательств. Поневоле забудешь, когда есть пример районной адми нистрации. На десять милли онов рублей берем ссуду для нужд территории. И все вро де быговорят —да, надо дать! Но, Господи, чего это стоит, сколько потрачено сил, энер гии, денег на поездки для ру тинного сбора всяких бумаг! Конечно, банки рискуют при выдаче кредита, но не до та кой же степени нужно пере страховываться, чтобы до аб сурда усложнять его офор- когда-то было в старой России, должно стать сло во чиновника, слово ру ководителя. У нас честное слово обесценилось. Вот его-то надо возрождать и в России, и в области. Любителей «крутить налич!^» полно и внашем крае. Издесь, убежден, не обойтись без волевых дей ствий областной власти и финансовых органов. Пов торяю, мерыдолжны быть комплексные. Причем и хозяйственникам надо проявить мужество и сме лость идти на банковский риск. Это — нормально для рыночной экономи ки... Т а т ь я н а Г Л У Х О В К И Н А , начальникуправленияэкономикиадминистрацииобласти: «ОЗДОРОВЛЕНИЕФИНАНСОВО КРЕДИТНЫХОТНОШЕНИЙ-ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧИЯВСЕГООБЩЕаВА» Д енежно-кредитные отношения являются одной из важнейших составляющих экономики. От того, насколько отлажен и прозрачен платежный оборот, зависит стабильность, прогнозируемость и реальность ее развития. Поэтому инвестирование в строительство — самое надежное сред ство от утечки капиталов. Не надо кликушествовать и разрабатывать глубокомысленные программы возврата их из-за бугров. Существует универсальный метод их «привязки» на территории: надо строить и всячески поощрять строительство, не изучая под микроскопом происхождение вкладываемых средств. Объект строится на зем ле, и львиная доля налогов оседает на ней же. Конечно, государству, проедающему шубу отца, выгодно, в популис тских целях, снизить налог на прибыль с 35 до 24 процентов. Но вот сле дующий шаг — снятие всех льгот — ударяет как раз по интересу свой доход «обнародовать». Не снижение ставки, а, положим, 50-процентное освобождение заявленной прибыли, направляемой в стройку, — более надежный путь закрепления личного капитала по месту жительства. Да, сиюминутной прибыли государство лишится. Но оно же и вер нет часть этой потери в виде налога со стройки и производителей, ее обеспечивающих. А финансовая открытость и легальный стриптиз — пусть остаются в рабочих планах правительства и думцев. Идеальная одель денеж ного обращения заключается в достаточности средств , об служивающих хозяйственный оборот, максимальном про- хох(дении всех финансовых потоков через банки, преобла дающ ей д ол е безналичных расчетов.Что создает условия не только для обеспечения потребностей хозяйствующих субъектов в средствах , но и обеспечивает «прозрачность» экономики, позволяет осущес твить вывод средств из «те невого» оборота и на этой о с нове своевременно и в пол ном объеме производить рас четы по обязательным плате жам. Взгляды и точки зрения, высказанные участниками на шего «круглого стола», явля ются хорошим комментарием к данной проблеме. Суммируя их, хотелось бы коротко оха рактеризовать положение дел в области платежно-расчет ных отношений на сегодня и рассказать о мерах, принима емых администрацией облас ти для упорядочения данного процесса. Общая сумм а отвлечений ср е д с т в из хо зяй ственно го оборота предприятий и орга низаций области — по причи не несвоевременной оплаты за отгруженную продукцию — со ставила на 1 июня 2001 г. 13,8 млрд , рублей. При этом доля просроченной задолженности уменьшилась с 32 процентов в 1999 году до 28 процентов. За этот же период долги предприятий бюджету, постав щикам и по другим обязатель ным платежам возросли с 15,9 млрд . руб. в 1999 г. до 19,0 млрд. руб. на 1 июня 2001 г. Но и доля просроченной за долженности также уменьши лась с 51 до 49 процентов. С н и зи л а сь недоим ка по платежам в территориальный бюджет, а ее доля в сумм е налоговых поступлений умень шилась с 9 в 1999 г. до 7 про центов в 2000 г. и является самой низкой среди областей Центрального Черноземья. В сторону увеличения (с 19 в 1999 году до 24 процентов в 2000 году) изменилась доля поступивших налогов в вало вом региональном продукте, что свидетельствует о повы шении уровня эффективности экономики области в целом. Улучшение ф инансово го состояния предприятий, о чем свидетельствует почти д евя тикратный рост прибыли (с 2,1 млрд .руб. в 1997 году, 10,3 млрд.руб. в 1999 году, до 18,5 млрд .руб. в 2000 году), поз волило качественно изменить ситуацию и в расчетах. Удель ный вес денежных сред ств в объеме оплаченной продукции по предприятиям и организа циям возрос с 70 в 1999 году до 80 процентов в 2000 году. З н а ч и т е л ь н о у л у ч ш и л а с ь структура доходов бюджета области. Доля взаимозачетов за три года также снизилась — с 38 до 8 процентов. Снижается и число убыточ ных предприятий. В результа те реализации комплекса ста билизационных мер удалось остановить спад промышлен ного производства. Создана база для устойчивого перспек тивного роста промышленнос ти: ежегодный прирост произ водства промышленной про дукции за 1999-2000 годы с о ставил 10 процентов. Областной бюджет взял на себя товарное кредитование сельхозпредприятий. В 2001 году впервые пред усмотрены средства на суб сидирование процентной став ки по кредитам банков, выде л я е м ы м н е п о с р е д с т в е н н о сельхозпредприятиям или че рез перерабатывающие пред приятия — на покупку горюче смазочных материалов. Вве дение субсидирования про центных ставок по кредитам вместе с открытием специаль ных счетов в банках позволи ло расширить доступ хозяйств к кредитным ресурсам. Одним из направлений ра боты является интегрирование в сельском хозяйстве, осво бождение сельхозпредприятий от бремени долгов прошлых лет, что позволит укрепить их финансовое состояние, осво бодить счета в банках, начать работу в нормальных экономи ческих условиях. Эти меры не могли не привести к повыше нию эффективности сельско хозяйственного производства. Если раньше рентабельно з а канчивали хозяйственный год в области 10 -12 процентов хозяйств, то в 1999 году по лучили прибыль более 45 про центов сельхозпредприятий, в 2000 году — уже 56 процен тов. Одним из инструментов ф инансово го оздоровления экономики является реструк т у р и з а ц и я з а д о лж е н н о с т и юридических лиц по обяза тельным платежам . В июле этого года администрацией области принято постановле ние, позволяющее провести в 2001 году «расчистку» зад о лж е н н о с т и с е л ь с к о х о з я й ственных предприятий и пред приятий других отраслей по платежам в бюджет и внебюд жетные фонды. Предприятиям предоставляется право гасить просроченную задолженность в течение шести лет при у с ловии обеспечения текущих платежей. А при выполнении графиков реструктуризации списывается задолженность по пени и штрафам. Другим важным докумен- том, дающим возмохочость ос вободить расчетны е счета , является списание безнадеж ных долгов . Такую возм ож ность предоставляет принятое в области в апреле этого года постано вл ени е «О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недо имки и задолженности по пе ням по региональным налогам и сборам». Одной из актуальных про блем экономики сегодня яв ляется малое предпринима тельство, развитию которого администрация области у де ляет серьезное внимание. О с новным инструментом реали зации государственной под держки предпринимательства в области служит принятая в конце прошлого года «Про гр ам м а поддерж ки м а л о го п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а на 2001 -2 0 0 4 годы». Создан и активно действует координа ционный совет по развитию малого бизнеса. Традиционны ми стали выездные совещ а ния, проводимые во всех рай онах области с участием кон тролирующих органов и пред принимателей. В 2000 году со стоялась областная конферен ция «Малый бизнес 2000» с у ч а с т и е м п р е д с т а в и т е л е й ряда со сед н и х регионов . В ходе заинтересованного ди а лога между предпринимателя ми и властью выявлены клю чевые проблемы развития м а лого бизнеса, пути их реше ния. Находит свое разрешение и проблема отсутствия необ ходимых финансовых средств и ограниченного д о с т у п а к банковским кредитным ресур сам субъектов малого би зне са . В целях поддержки м ало го бизнеса в областном бю д жете на 2001 год предусм от рены средства в размере 11 млн .рублей — на суб сидиро вание процентной ставки по банковским кредитам, выдан ным для реализации инвести ционных проектов в приори тетных для области направле ниях предпринимательской де ятельности. Эти средства рас пределяются на конкурсной основе. Первый конкурс ин вестиционных предпринима тельских проектов был объяв лен в конце марта. По итогам конкурса победителями при знаны девять инвестиционных предпринимательских проек тов. Снижение комм ерче ских рисков для банков при креди товании позволило привлечь в малый бизнес кредитные ресурсы на сум м у более 41 млн. рублей. Большое значение при дается вопросам создания благоприятного правового поля, в котором функцио нирует малый бизнес. В первую очередь это каса ется налогового законода тельства. Проводится це ленаправленная работа по совершенствованию д ей ствующей системы нало гооблож ения субъ екто в малого предприниматель ства и оптимизации с та вок. Учитывая обращения и п р е д л о ж е н и я с а м и х предпринимателей, только в Закон Липецкой облас ти «О едином налоге на вмененный доход для оп ределенны х видов д е я тельности» внесено более с е м н а д ц а т и п о п р а в о к , предусмотрены налоговые льготы для отдельных ка тегорий налогоплателыци- ков. Введение налогообло жения по принципу вм е ненного дохода позволи ло не только упро стить уплату налогов, но и обес печить большую полноту их собираемости . В резуль тате за 7 месяцев текуще го года общие налоговые поступления только от ин дивидуальных предприни м а т е л е й с о с т а в и л и 55 млн . рублей , что на 15 процентов выше уровня соответствующего перио да прошлого года. Мы коснулись лишь не которых вопросов боль шой и интересной темы и надеемся на продолжение диало га с о всем и заинте ресованными лицами и на страницах газеты, и в сте нах администрации облас ти. А предложения , что уже поступили от участни ков «круглого стола», в ближайшее время будут рассмотрены и учтены при разработке нормативно правовых документов о б л а с т и . К о н с т р у к т и в н о е слово обязательно благот ворно скажется на деле , на эффективности наших общих усилий. Х о ч у п о б л а го д а р и т ь «Липецкую газету», став шую трибуной для столь содержательного обмена мнениями. Думаю, практи ка эта будет полезной и в дальнейшей работе. г ‘ п Р 0 ‘ .га-? "«•Ч! '^ ? $ о V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz