Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

т ВЫСТАВКИ ТУРИЗМ ПОЛЕМИКА В «ДВ» в М АЛ АЙ ЗИЮ КРЕМЛЬ П РО Э К С П О нИ Р У Е Т МОСКВУ Б О Р Ь Б А З А Э К С П О - 2010 В С Т У П И Л А В Р Е Ш А Ю Щ У Ю СОАЗУ Итак, создан ноциональный оргонизационный комитет во главе с премьером Михоилом Касьяновым. Основной зодочей оргкомитета станет широкомас­ штабная информоционно-поли- тическоя кампания по продви- женикэ России на роль хозяйки выстовки. Необходимо сформу­ лировать и стратегию работы с каждой страной, входящей в Международное бюро выставок (МБВ), дабы убедить партнеров в реальности громадья россий­ ско-московских планов. А строн этих аж 87. За год и четыре месяца на выделенные из федерального и городского бюджетов. 10 млн. долларов (еще два добавят ГАО «ВВЦ» и спонсоры) членом ко­ митета предстоит разработать символику выставки, подгото­ вить обширное политически и экономически аргументирован­ ное досье кондидата, посетить большинство строн, входящих в МБВ, с презентационными лек­ циями. Тем более что России в спину дышат такие серьезные соперники, кок Китай и Южная Корея. По словам заместителя руко­ водителя Дирекции ЭКСПО- 2010 Евгения Зобова, пример Канады, дважды проигравшей в схватке за право называться хо­ зяйкой ЭКСПО, доказывает, что просто рассылать теплые письма странам - членам МБВ не доста­ точно. Куда привлекательнее вы­ глядит опыт азиатских стран. Они не ленятся и посещают ка­ ждую из строн, от которых зави­ сит принятие рещения. Не следу­ ет забывать и о роли крупных российских политиков, влиятель­ ных бизнесменов, чье слово в высоких коридорах западной власти может помочь продвиже­ нию России к заветной цели. Кстати, зомоми Касьянова по оргкомитету стали министр экономрозвития и торговли Гер­ мой Греф, вице-премьер прави­ тельства Илья Клебанов и мэр Москвы Юрий Лужков. Помимо них, в состов комитета вощли не только руководители всех ключевых министерств и ве­ домств страны, предстовители московской власти, но и копи- таны отечественного бизнес- сообщества. В частности, председатель ГТКМ. Ванин, за­ меститель главы МВД В. Василь­ ев, министр иностранных дел И. Иванов, вице-мэр Москвы В. Шанцев, министр культуры Рос­ сии М. Швыдкой, кроме того, предполагается, .что в составе оргкомитета будут работать В. Каданников, П. Авен, В. Алек­ перов, К. Бендукидзе, председа­ тель правления Газпрома А. Миллер. Наши борцы 30 ЭКСПО ис­ кренне надеются но политиче­ скую, а заодно и экономиче­ скую, поддержку, которую эти крупные российские компании могли бы окозать своей стране в ее желании завоевать титул хозяйки ЭКСПО-2010. По мнению Е. Зобова, сей­ час продвижение кондидотуры России является крупнейшим на­ циональным имиджевым проек­ том. Все дело в том, что, несмо­ тря но экономическую неста­ бильность, интерес мирового сообщества к России не осла­ бевает.' А само кампания по поддержке российских притяза­ ний может во многом способст­ вовать разрушению выстраива­ емого в последнее время сте­ реотипа России кок страны не­ перспективной, консервативной и стагнирующей. Наталья РАТИАНИ. С БОЛЬШ ИМ ЧЕМОДАНОМ В Малайзии идет «Мега Сейл Карнавал»: по всей стра­ не организованы массовые распродажи товаров нородно- го потребления, цель - не толь­ ко поддержать местное населе­ ние (оно в этом не очень нужда­ ется, так кок уровень жизни здесь достаточно высок), но и заинтересовать иностранных туристов. Как убедился овтор этих строк, идея выигрышная. Тури­ сты даже из западных и высоко- розвитых азиатских строн охот­ но посещают распродажи, по­ купая дешевые, но кочествен- ные товары местного производ­ ства часы и кинокамеры, фото- аппораты, электротехнику, из­ делия из батика, серебро... «Мега Сейл Карнавал» (ав­ густ-сентябрь и декабрь) про­ водится не первый год и с каж­ дым разом привлекает все большее число туристов. Пров- до, как считоет министр культу­ ры и туризме доктор Абдул Ко- дир Фодзир, россияне пока не оценили его страну. Мехеду тем Малайзия обойдена вниманием российских турфирм незаслу­ женно: прекрасная кухня, от­ личный сервис, живописнейшая природе, благоустроенные пля­ жи, роскошные и скромные отели на всемирно известных островах-курортах Борнео, Пе­ нанг, Ланкави... На сегодня, пожалуй, самым серьезным камнем преткнове­ ния является отсутствие прямого рейса из Москвы в малазий­ скую столицу или но Пенанг. «Аэрофлот» открыл овиалинию, но всего лишь на несколько ме­ сяцев. Вопросы возобновления полетов, кок и в целом разви­ тия двустороннего сотрудниче­ ства в области туризма, будут обсуждаться в ходе запланиро­ ванного на сентябрь визито в Москву правительственной де­ легации во главе с премьер-ми­ нистром Малайзии Махатхиром Мохомодом. Наталья СПОРЫНЬИНА. ЗНАЙ НАШИХ ! ТОРЕРО ИЗ ЧУГУЕВА О Л Е Г К А Р П У Х И Н Н А М Е Р Е Н ВСЕ Ж Е П РО В ЕС Т И К О Р Р И Д У В М О С К В Е Идея провести в Москве кор­ риду вызвала целую бурю: по этому поводу высказались Пат­ риарх Московский и всея Руси, столичный мэр и, конечно же, кинодива Брижит Бардо. Они - против. Но я знаю одного пар­ ня, который категорически «за». С Романом Карпухиным я по­ знакомился в Мадриде - он по­ звонил в корпункт ИТАР-ТАСС. Едва представившись, Роман тут же скороговоркой изложил свою идею: провести в Москве настоящую - испанскую! - кор­ риду, он сом хотел бы выйти на орену... Это не беспочвенные фонтазии. Роман - человек яр­ кой судьбы, увлекающаяся нату­ ра, человек, имеющий цель. Роман родился в 1967 году в городе Чугуев Харьковской об­ ласти (как он сом заметил, но родине Ильи Репино) в семье военного летчика, В свои 30 с небольшим лет он успел побы­ вать офицером ВВС, порошю- тистом (но его счету 88 прыж­ ков), чемпионом КВН-89 в со­ ставе комонды Харьковского авиационно-инженерного учи- лищо, участником овторалли, стоть победителем Всесоюзно­ го конкурса «Жених и невеста», членом сборной страны по спортивным бальным танцам и несколько раз чемпионом Рос­ сии. Служил в спецподразделе- нии «Вымпел». В 1993 году Роман впервые оказался в испанском городе Альбасете, в 200 км к югу от Мадрида, куда привез учеников детской школы бальных танцев, основанной, кстати, им же. Ре­ бят расселили по семьям испан­ цев. Сам Карпухин попал в дом Мануэля Амадора, настоя­ щего тореро. Однажды испа­ нец взял его на тренировку, где покозал несколько простых приемов. Ромон тут же попро­ сил у него разрешения «сра­ зиться» с бесерро, годовалым бычком. Мануэль долго отказы­ вал ему, но все же уступил на­ стоятельным просьбам гостя и передел ему мулету, треуголь­ ный кусок лилово-красной тка­ ни, накинутой на шпагу. Впро­ чем, хозяин постарался объяс­ нить Роману очевидные вещи: чтобы стать тореро, необходи­ мы годы и годы упорного труда. Все тореро ночинают учиться искусству боя едва ли не с 10- летнего возраста, к тому же для этого занятия надо родиться ис­ панцем... - Только потом я понял, на­ сколько был прав Мануэль, - рассказывал мне Роман. - От­ кровенно говоря, я действитель­ но думала' что коррида -это., элементарно: взял тряпку, по­ махал ею перед мордой быка, выучил дво-три приема... Но это сложный и кропотливый каждо­ дневный труд. Мне во многом помогают танцы и все, чем я за­ нимался в жизни. Тонцы дали мне хореографию, координа­ цию движений, дыхание, темп; служба в армии - психологиче­ скую подготовку; прыжки с па­ рашютом позволили познать, что такое страх и кок с ним справиться. Теперь все это при­ годилось... Роман так увлекся, что ос­ тался в Испании. После всяких перипетий жизнь более или ме­ нее налодилась. Сейчас он жи­ вет в Торресе, под Барселоной, работает в службе безопасно­ сти одной из компаний плюс преподает бальные танцы и иг­ ру на аккордеоне. Да еще сни- моется в рекломных роликах. Ему ведь нужно много денег: на форму, на аренду арены для тренировок и на животных. Са­ мый маленький мирный бычок, которого предоставляют для уп­ ражнений, обходится Роману не менее трехсот долларов. Карпухин оказался не толька прилежным, но и очень способ­ ным учеником, признают сами испанцы. За его успешные вы­ ступления на пласа де торос в небольшом городке Кардоно, неподалеку от Барселоны, ему вручили... хвост быка. По суще­ ствующей в Испании традиции Роман Карпухин получил краси­ вую кличку Финито де Моску (Москвич) по аналогии с Фини­ то де Кордова, как нозывают известного матадора Мануэля Бенитеса из Кордовы, которо­ му Ромон заметно подражает. А в фильме, показанном по ме­ стному ТВ, Романа почему-то называли «малышом Горбоче- ва», хотя на молыша он никак не тянет, до и к Михаилу Сер­ геевичу отношения не имеет. Карпухин поставил перед собой цель - выступить но зна­ менитой барселонской арене «Монументаль». И достиг ее! Роман стол первым россияни­ ном, который выступил на од­ ной из главных пласо де торос Испании. И вот теперь он одер­ жим идеей организовоть насто­ ящую корриду в Москве. Он уже заручился поддержкой не­ которых испонских организа­ ций. Например, Королевского клуба таурино в Мадриде, объ­ единяющего тореро и пред­ принимателей; аналогичного клуба в Сабаделе. Он получил согласие известных тореро вы­ ступить в Москве. Надеется пригласить и Кристину Санчес, первую в Испании женщину, официально получившую зва­ ние матадора. Не исключено, что но московской пласо де то­ рос, если таковая все же будет организована, свое мостерство перед москвичами продемонст- риует и сам Карпухин. Во вся­ ком случае он об этом мечтает и усиленно готовится. В свое время Эрнест Хемин­ гуэй, объясняя природу корриды, говорил, что одно из ее условий - специально выращенные в Ис­ пании быки. Тореро из Чугуева предусмотрел и это: он готов организовать их доставку в Мо­ скву но транспортных сомоле- тох. Сейчас Карпухин связался с московской мэрией. Социаль­ ным фондом детей военнослу­ жащих, Национальным фондом спорта, администрацией Дворца спорта. Выслал в Москву необ­ ходимую документацию. Кстати, Карпухин вкладывает в проект и личные средства. Все, с кем он встречался, относятся к его идее с пониманием и даже интере­ сом. Но пока дальше разгово­ ров дело не идет. Анатолий МЕДВЕДЕНКО. МАДРИД - МОСКВА. Своим изяществом но арене Олег Карпухин поразил даже привередливых испанцев. ЗАЧЕМСОЛЖЕНИЦЫНПОДНЯЛ ЕВРЕЙСКИЙВОПРОС? но плакаться и горевать, но на­ до жить дальше, как? Кто твои Вышедший недавно первый том книги «Двести лет вместе» Александра Солженицына не мог не вызвать споров. Тема ев­ реев в России на протяжении века напоминала тлеющий кос­ тер; чуть тронешь - сразу пла­ мя. К разговору о книге мы пригласили Владимира БОНДАРЕНКО, главного редак­ тора газеты «День литературы», и Танкреда ГОЛЕНПОЛЬСКОГО, главного редактора «Междуна­ родной еврейской газеты». Владимир Бондаренко: - «Двести лет вместе» - это последнее откровение Солже­ ницына. Задумывалась книга чуть ли не в молодости. И вот с педонтичностью математика зодумонное исполняется. На кого рассчитона эта книга? Ду­ маю, но русских и евреев - на тех, кто и дальше собирается жить вместе. Те, кто не прием­ лет друг друга, в таком чтении не нуждаются. Кстати, не нужен подобный труд и израильским евреям. Их проблема - это проблема государствообразу­ ющего народа. А вот у русских евреев, осознанно остающихся в России, книге о двухсотлетии русско-еврейского совместного проживания, думою, будет пользоваться спросом. Так. же кок и у русских, по жизни по­ стоянно взаимодействующих с евреями. Эта книга - для нынешней переломной России. Все - на изломе. Вот и русские сегодня, как зорождающаяся нация, вновь начинают осознавать се­ бя. Ушла безвозвратно и цор- скоя Россия, и советская. Мож- ‘ . союзники? Надо вновь выстра­ ивать отношения и с народами, окружающими русских. С тата­ рами, с чеченцами, с евреями. Одним из таких необходимей­ ших пособий для выстраивония национального вопроса в госу­ дарстве Российском и станет, я думаю, книга Александра Иса­ евича. Танкред Голенпольский: - Мне кажется, что, назван­ ный вами в газете «Завтро» «цитатником Солженицыно», этот труд олицетворяет опреде­ ленную растерянность самого автора. Скажу сразу, что я этот «цитатник» оцениваю в от­ личие от Вас со знаком минус. Книга получилась обидной и для евреев (вследствие тенден­ циозной, неточной подборки цитат), и для русских. Она ско­ рее направлена против рус­ ских, которые выглядят в ней пьяницами, стадом баранов, с которыми делали все что хоте­ ли еврейские шинкори. Что то- кое русский народ, почему он так охотно поддоется этой ев­ рейской эксплуатации? Извини­ те, но в это я никак не могу по­ верить, Книга «Двести лет вме­ сте» у меня вызвала отторже­ ние. Не вожно, семит автор или онтисемит. Есть результат работы. И я его назову просве­ щенным антисемитизмом. В.Б. В книге на самом деле есть места, обидные для рус­ ских, но это не русофобия, ибо говорится горькая провдо о том же пьянстве с желанием эту правду исправить. Есть и места, обидные для евреев, хо­ тя чаще всего это сухие стати­ стические справки или отчеты губернаторов или судей, сом писатель старается ни одного обидного для евреев слово не произносить. Но ведь и эти обидные места приведены с це­ лью помочь евреям и русским избавиться от них. Неужели не видно, что книга написана-то не для разжигания ненависти и злобы, а для взаимопрощения и взаимопонимания? 1Неужели объективным для вас является только труд о жертвенности ев­ реев и о злонамеренности дру­ гих народов? Нам с вами толь­ ко сообщо надо принимать на себя и вину, ответственность. Нет палачей-народов и жертв- народов, есть защита нацио­ нальных интересов разных на­ родов, находящихся часто но разном уровне развития, раз­ ном уровне экономики, есть ве­ ковые заблуждения, есть пери­ оды национального эгоизма, которые и надо вместе преодо­ левать. Вот и сейчас мы полу­ чили уже по книге Солженицы­ на и мнение Л.Коциса о том, что с помощью еврейских цитот писатель выстраивает «оплот антисемитской мысли», и мне­ ние К.Борового, что автор про­ сто «советский расист», а с другой стороны в газете «Спец­ наз России» Федор Бармин об­ наружил, что Солженицын в этой книге, как разоблаченный агент, «работает под контро­ лем» своего противника. Доба­ вляет Олег Гусев в передовой газеты «За русское дело» - под сионистским контролем, «на сионистские хлебо... отпущен­ ный»... Еврейским экстремистам и русским националистам не нужен совместный разговор. А ном с Вами нужен? Для милли­ онов людей важен доже не текст, хватит одной обложки: писатель в России спокойно рассуждает о русско-еврей­ ском вопросе, не боясь пере­ листывать сомые опасные его страницы. Солженицын снимо- ет табу с самой темы, в этом и заключается его подвиг. Т.Г. Наш спор не о том, ка­ кие евреи и кокие русские. А о том, кок ном жить вместе. Вы спрашиваете в одной из своих статей: «Способны ли мы де- лоть общее дело?» Простите, но мы его делаем уже двести лет! И в этом процессе я не ви­ жу места для такой книги. Я не считаю ее прорывом. Нет ев­ рейского вопроса, есть русский вопрос. Как‘в Прибалтике нет^ русского вопроса, а есть воп-' росы балтийских народов, эс­ тонцев, латышей. Это во-пер­ вых. А во-вторых, это совсем и не художественное произведе­ ние, и не ноучное исследово- ние. Для научной книги там да­ же недостаточно источников. В.Б. Вэтом я согласен с Ва­ ми. Но Солженицын мог взять даже не две-три еврейские эн­ циклопедии и не пять-шесть русских книг, а одну книгу по русско-еврейскому вопросу и, отталкиваясь от нее, споря или соглашаясь с ней, высказать в той же деликатной форме свое отношение ко всем аспектом этой раскаленной темы. Тем этот цитатник и интересен: не цитатами кок таковыми, о сол- женицынским их подбором. Т.Г. И тем не менее я вижу в этих цитотах лишь подтвержде­ ние существования наболевше­ го и сложного вопроса, свиде­ тельствующего в первую оче­ редь о провале российской го­ сударственности в националь­ ном вопросе. Я не беру только евреев. Говорю вообще. В.Б. А как к книге «Двести лет вместе» отнесся еврейский мир? Т.Г. Очень по-разному. Се­ мен Пипкин, например, позво­ нил и сказал: «А я буду писать в защиту книжки». На сомом деле еврейская интеллигенция долеко не одномерно. Есть лишь миф о едином еврействе, говорю я с сожалением. Вот и об этой книге совершенно по­ лярные мнения. Есть люди, ко­ торые, как и Вы, считают, что сом факт появления книги «Две­ сти лет вместе» уже важен. Есть те, кто не любят Солжени­ цыно априори. Есть те, кто тон­ ко анолизирует вышедшее. Я получил письмо от внуке Ащмо- ни-красного, которого, кстати говоря, цитирует Солженицын. Он доказывает, что у Солжени­ цыно сплошь тенденциозно вы­ рванные не в пользу евреев ку­ ски из текстов. А меня, скажем, удивляет, что в такой подроб­ ной книге ни слова нет о «Про­ токолах Сионских мудрецов». Ни за, ни против. А ведь эти «Протоколы...» сегодня издают в хвост и в гриву! В.Б. Ну, не стоит осуждоть книгу за то, чего в ней нет. Тем более что мы не прочитали второй том. А вдруг, в наруше­ ние всей хроникальности собы­ тий, привязав к конкретному событию, эти «Протоколы...» исследуются во втором томе? Т.Г. Дай Бог, если ток. И по­ том, в книге постоянно навязы- воется миф о спаивании мужи­ ков в еврейских винокурнях. Но кто же спаивал нород, когда началось государственная мо­ нополия на спиртное? Кто спа­ ивал нород в советское время? В 1913 году в России 4 литра на душу. Сегодня: 12 литров на душу в год. Ток кто спаивает русских? В.Б. Когда евреи спаивали народ, за это они и должны не­ сти историческую ответствен­ ность, а когда спаивать ночоло царское правительство или по­ литбюро ЦК КПСС, мы и с них этот грех не снимем. Но трудно спорить с тем, что двести лет назад почти все винокурни бы­ ли в руках еврейства. Т.Г. Простите, но, схожем, я держу винокурню. Яже не тре­ бую, чтобы вы все пропивали. Да и пили вообще... В.Б. Извините, но это логика преступнико. Я продаю нарко­ тики, но я же не зоставляю мо­ лодёжь их принимать... Ядержу бордель, но я же не загоняю насильно в бордель девушек... Впрочем, мы так долеко можем уйти от книги Солженицына. Т.Г. Я могу дольше пойти по книге: активное участие евреев в революции. Действительно, среди лидеров много евреев, но не еврейский народ же! Ме­ ня настораживает терминоло­ гия: участие евреев, то есть всего народа,- Но ортодоксаль­ ные евреи все были против ре­ волюции. В оппозиции больше­ викам было значительное коли­ чество ,евреев, и в Белой ор- мии были евреи, и за границу уехали очень многие... В.Б. Когда пишут об актив­ ном участии евреев, тем самым отмечают, что не только евреи делали революцию. Никто же не пишет об активном учостии немцев в становлении нацизма в Германии, потому что том только немцы и участвовали. Отвечает ли каждый из нос за исторические деяния своего на­ рода? Или же только за себя и свои действия? Здесь не долж­ но быть двойного стондарта. Нынешняя Германия, молодые немцы, никакого отношения к Гитлеру не имеющие, выплачи­ вают до сих пор огромные сум­ мы Израилю, государству, ко­ торого не существовало во времена Гитлера. Но пусть тог­ да и Израиль выплочивоет ка­ кие-то компенсации России за это самое активное участие ее будущих сограждан в крушении Российского государство, Т.Г. Подумайте, какой про­ цент евреев и кокой процент самих русских учоствовали в революции! В.Б. А это и говорит о роли евреев и в России, и в мировой истории. Конечно же, абсолют­ ное большинство учостников революции было из русских. Но евреи - котализоторы про­ цесса. Это не плюс и не минус. Это одно из зогадок сомого еврейского народа. Все обще­ ство в неустойчивом состоянии в 1917 году. И вдруг не такой многочисленный в миллионном русском народе, но чрезвычай­ но активный бродильный ев­ рейский элемент, мощнейший католизотор, добавляется к этой неустойчивости - и обще­ ство взрывается. А мы же и сейчас в неустойчивом состоя­ нии как народ. Русские сегодня еще недостоточно националь­ но самоопределились, не про­ изошла- самоидентификация. Уверен, онтисемитизм кок та­ ковой исчезнет в России тогда, когда каждый русский со всей полнотой будет чувствов'оть се­ бя русским. Англичане ностоль- ко самодостоточны и полны са­ моуважения, что им не нужен никакой антисемитизм. Вот кок раз очень удачно Александр Солженицын цитирует великого философа Влодимира Соловье­ ва, которого уж к ноционали- стом никок не отнесешь: «Пре­ жде чем быть носителем обще­ человеческих идеалов, необхо­ димо поднять на известную на­ циональную высоту самих се­ бя... мы зомалчиволи особен­ ности русских людей...». Пони­ мая это, и русские и евреи се­ годня должны поддерживать эту русскую ноциональную высоту, о которой мечтал Соловьев. Я вижу, что Солженицын решился на то, на что многие другие именитые русские писатели, даже слывущие завзятыми ру­ саками, не отважились. Сила книги в том, что всемирно из- , вестный писатель взялся за эту тему, а слабость ее для читате­ ля, что он и свое мнение выра­ зил через цитаты. Т.Г. Но это же пошлость, ко­ торая проглядывает в книге Солженицына. Он пишет, что у него много друзей-евреев. А зачем он их считает? Так и в Америке иные любят подчерк­ нуть, что у них есть друзья-не­ гры. Еврейского экстремизма все же меньше, чем русского национализма. В.Б. Эта книга Солженицына «Двести лет вместе» еще и о ношей взаимной вине. Думою, этим она и роздражоет, вину никому неохота ^ ат ь на себя. Одно дело, если бы книга была о взаимных подвигах и взоим- ной поддержке друг друга, а такого за двести лет тоже хво- тало. Русские спасали евреев от погромов и травли. Евреи спасали русских. Врачи лечили, любители искусства поддержи­ вали русскую культуру, хвотает евреев - Героев Советского Союза. Токая книга всех бы устроила, но все наши пробле­ мы и противоречия она бы не сняла. Гораздо более трудный путь - признать собственную вину и вину своего народа. Не теряя ни достоинства, ни чести. А пока мы видим, кок каялся испанский король перед еврея­ ми, как каялся Папа Римский, но давненько я не слышол ни одного покояния от евреев, и потому был искренне род при- знониям Марка Рудинштейна и Эдуарда Тополя. По сути, под­ держать книгу Александра Солженицына - это тоже озна- чоет признать собственную ви­ ну евреев перед русскими за все двести лет. Думаю, за рус­ скими, в свою очередь, задерж­ ки не будет, за свои проступки мы всегда расплачиваемся спална, даже с перебором. Т.Г. Я могу говорить о том, что еврейская буржуазия и русская буржуазия в равной мере эксплуотировали народы России... В.Б. Не будем говорить о русской и еврейской буржуа­ зии, мне, как и Вам, все одно, кто грабит Россию - русский олигорх или еврей. Но есть проступки, связанные или с русским, или с еврейским мен- толитетом. И тут уже мы долж­ ны принимать ответственность каждый за себя и свой нород.,.. Т.Г. Но в том-то и дело, что здесь, в распределении вины, многое передернуто. В книге видишь, что в земельных наших проблемах виноваты евреи, в военных - опять они, в споива- нии России - несомненно, евреи. Книга Солженицына по­ пала на благодотную почву не­ устроенной и разоренной Рос­ сии, выдернуты цитаты как раз те, которые обыватель и ожи­ дает, дабы не в себе искать ви­ ну проксходящего, а свалить на того же чужока. В.Б. А я ведь с Вами согла­ шусь в ее тенденциозности, ибо нетенденциозных книг не бывает. Кто бы ни подбирал цитоты: Бондаренко, Голен­ польский, Жаботинский, Сол­ женицын, каждый будет это де­ лать, исходя из своей кортины мира. Книга Солженицына ни антиеврейская, ни антирусская, она - государственническая. Вот почему израильские евреи будут чоще ее хвалить, чем на­ ши российские. Они сами, го­ сударственники. А много ли на­ ших евреев государственни,- ко'в? Главные враги этой книги все-таки будут не из евреев или же русских националистов, о из либеральных онтигосудор- ственных кругов. Т.Г. Вы вольны видеть в кни­ ге то, чего в ней нет или нахо­ дится в зародыше. Ядумою, на русско-еврейскую тему должны были бы писать книгу не один, а два человека, скажем, Бон­ даренко и Голенпольский. Или же это должен быть коллектив­ ный труд с привлечением и ев­ ропейских, и американских, и израильских овторов. Тогда это было бы серьезная работа. А у Солженицына получилась ма­ зурка. В.Б. В свое время он не по­ боялся выступить с «Архипела­ гом ГУЛАГ». Не побоялся напи­ сать «Матренин двор». Сейчас не побоялся написать «Двести лет вместе». Этим он подчерк­ нул и важность для России рус ско-еврейских отношений. Ре волюция, крестьянский вопрос, еврейский вопрос. У нас живут двести народов в России, и все достойны увожения. Но, конеч­ но же, для жизни страны наи­ более вожны славяно-ислам­ ский вопрос и русско-еврей­ ский вопрос. Т.Г. Все-таки Вы, Владимир Григорьевич, коснулись и воп росов веры. Если мы берем с Вами не национальный, а рег^и- гиозный вопрос - ислам, иуда изм и православие, - то мы ви­ дим, что все ноши споры и кон фликты по большому счету проистекают оттудо. Все упи­ рается в религию. В.Б. Вот это и есть главный минус книги Солженицына: уход от религиозного противостоя ния. От религии вообще. Осоз нанно все россматривоется лишь на бытовом, ноционоль ном и экономическом уровнях, Т.Г. В этом абсолютно сог­ ласен с Вами. Религия - это фундамент всей проблемы. От туда и взаимные обиды. Тот уп ровляюц\ий еврей из нос жилы все тянет, тот русский не берет нас на работу или в институт. Это уже наращиволось. А все шло от иудофобии, то есть не­ приятия иудоизма... В.Б. И неприятия христиан ство у иудеев. Но видите ли Вы. Танкред Григорьевич, что-либо позитивное в этой книге Сол женицыно? Т.Г. Мне нравится то, что эта книга названо «Двести лет вместе». Это позитивно. Как вместе, дальше мы можем спо рить. В.Б. Я вижу позитив еще и том, что именно эта книга сей час свела нас для столь боль­ шой беседы. Это тоже не по рознь, а вместе, как бы мы Вами ни спорили... ВТОРНИК 28 АВГУСТА 2001 ГОДА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz