Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

г Ш ИП ЕЦКАЯ е ' Ж г а ; з е т а 24 августа 2001 г., № 165 (21543)^ МОНОЛОГ с КОММЕНТАРИЯМИ ЛЮБИТЕШКОУЛ. ЕЕ01ИОНА В МАЛ Александр Алексеевич Михалев — учитель истории и грахадановедения Поле-Локотецкой школы Измалковского района . В этом году защищал честь ее на областном конкурсе «Учитель года-2001», вошел в число лауреатов. КОНКУРС - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ Те, кто с ним знаком, удивлен не был. Александр — не просто хороший педа­ гог-предметник. Он — разносторонняя личность. Его увлечения не перечис­ лишь: нумизматика, археология, крае­ ведение, рисование. Он сочиняет стихи, умеет порадовать друзей оригинальным тортом... А еще Александр — интерес­ ный собеседник, имеющий свой взгляд на обучение и воспитание в современ­ ной школе. Он считает: в эпоху войн, ка­ тастроф, лицемерно-циничного умни­ чанья телепророков для педагога клю­ чевыми становятся такие понятия, как патриотизм, нравственность, любовь к Родине. По этим «предметам» экзаме­ нов не будет — ни выпускных, ни всту­ пительных. Но без них можно «прова­ литься» на другом экзамене, куда важ­ нее. Он называется Жизнь. ИЗ МОНОЛОГА УЧИТЕЛЯ Меня спрашивают: «Ну, как вы теперь работаете? Историю в ваше время так трудно преподавать!» Это не так. Учитель, если он человек самостоятельный, мыс­ лящий, если юн, простите за высокопар­ ное слово, творец, а не урокодатель, найдет способы говорить с детьми чест­ но, и вместе с тем не навязывая им жес­ тко и безапелляционно собственные убеждения. Главное — уметь сказать правду, какой бы горькой она ни была. И ни в коем случае не давать готовых ответов. Пусть анализируют, сравнивают, сопоставляют. Особенно это касается ис­ тории двадцатого века, которую иные со­ чинители программ, учебников пытают- ■ся представить исключительно в темных тонах. Хотя как будто бы очевидно: ну нельзя оценивать ни события, ни личнос­ ти односторонне! Не бывает белых или красных. Все разные. Вот это и хочется помочь детям понять. Пусть сами разбе­ рутся, что собой представлял историчес­ кий деятель, какими качествами — по­ ложительными и отрицательными — об­ ладал. Утверждают, что история не тер­ пит сослагательного наклонения. Но, по- моему, можно и нужно связывать ее с современностью, предлагая ученикам по­ размышлять: «А что было бы, если?..» А заодно решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Урок-игра, урок-суд, урок-диспут — все это далеко не новые формы обучения. Но в сочетании с чтением литературы, не обязательно предусмотренной программой, архивными материалами, газетной и теле­ информацией они дают положительный эф­ фект, позволяют добиться объективности, постичь историческую последовательность, закономерность. К сожалению, возможности сельского учителя в этом смысле ограничены. Порой не хватает самого элементарного — карт, плакатов, других наглядных пособий. Вот и приходится пятиклассникам на пальцах объяснять, из чего состоял шлем древнегре­ ческого воина. Вот это, действительно, труд­ но. У нас растет «телевизионное» поколе­ ние, оно привыкло к слову, проиллюстри­ рованному изображением, тогда звучащая информация становится интереснее и убе­ дительнее... Другой пример. Сейчас многие городские школьники стали выезжать на археологи­ ческие раскопки. Это прекрасно. Представ­ ляете, что испытывает подросток, когда на­ ходит там какой-нибудь каменный отщеп времен неолита! А вот в сельских школах пока и такой возможности нет — не позво­ ляют финансы. Остается опять-таки един­ ственное — слово учителя. На него — двой­ ная, тройная нагрузка. И так хочется, что­ бы это слово находило отклик, побуждая и мыслить, и совершать поступки. УЧИТЕЛЬ НАЧИНАЕТСЯ С . - ДЕТСТВА Еще в пятом классе Саша Михалев, уче­ ник Афанасьевской средней ппсолы, решил: непременно буду учителем. И непременно — истории. Повлиял не только возраст, когда египетские пирамиды и скифы заво­ раживают больше, чем тройные уравнения, но и пример молодого, энергичного педа­ гога Алексея Васильевича Решетова. На его уроках никогда не бывало скучно, а непро­ стая наука о прошлом становилась увлека­ тельной, даже интригующей. Саша успевал и по другим предметам. Но история была для него главным. И знаний вполне хвати­ ло, чтобы выдержать испытание на исто­ рический факультет Липецкого педагоги­ ческого университета наравне с гимназис­ тами, лицеистами и прочими городскими сверстниками, у которых гораздо больше возможностей для подготовки. Первый педагогический опыт — во Вла- совской школе. Потом — служба в армии. в Смоленском 228 гвардейском танковом полку и возвращение на «малую родину» — в Поле-Локотецкую школу. Здесь Александра встретил небольшой, но друж­ ный педколлектив. И дети, очень разные, но объединенные надеждой на то, что учи­ тель их услышит, поймет, поможет. ИЗ МОНОЛОГА УЧИТЕЛЯ Даже самые умные уроки теряют свой смысл, если ученику скучно, неуютно, если он не понимает учителя. Беда даже не в двойке в дневнике, а в пустоте и тоске на душе. Самые оригинальные твои замыслы терпят крах, когда у ребенка нет желания учиться. Как его пробудить? Я работаю в школе всего четвертый год, но и за это вре­ мя многое уяснил. И даже составил для себя что-то вроде «свода правил», которы­ ми охотно поделюсь с коллегами. Вот они. Несите в класс бодрость, оптимизм, улыбку: угрюмая или «казенная* физио­ номия учителя вызовет в ответ такое же казенное и унылое отношение детей. Даже в самые тяжелые минуты не теряйте чув­ ства юмора, не бойтесь пошутить над со­ бой, но ни в коем случае не над ученика­ ми — они этого не прощают. И вообще, почаще смотрите на себя глазами своих юных воспитанников. Помните: вы когда- то сами были таким же. Осознайте, что любой ребенок, прежде всего, личность. Даже троечник, двоечник, неуемный шалун. Не унижайте и не ума­ ляйте его достоинства. Разбудите его мысль и научите гордиться собой, замечайте лю­ бые, даже самые маленькие его победы. Главное — не столько сформировать личность, сколько создать условия для ее самореализации. Не указать проторенный путь, а помочь найти свою, пусть даже уз­ кую, труднопроходимую тропку. Учитель — это тот же режиссер, кото­ рый каждый раз ставит новый спектакль под названием «Урок». Его задача — со­ здать атмосферу в классе, чтобы каждый почувствовал себя актером, от которого зависит все действо, даже если его роль отнюдь не главная. И, конечно, надо любить школу. Ка­ кой бы маленькой, скромной, даже бед­ ной она ни была и где бы ни находилась. Дело не в здании. Школа — это не стены, а ваше отношение к ученикам. Сколько бы лет вы ни работали, изо дня в день прихо­ дите как бы в новую школу, в новую учи­ тельскую, в новый класс. Постарайтесь, чтобы для детей школа стала вторым до­ мом по духу и по душе, а не по количеству проведенных в ней часов... Елена ТАРАВКОВА. Фото Ольги БЕЛ5ПСОВОЙ. Д ля настоящих стихов тома не нужны. Как не нужны и рецензии: они говорят сами за себя. Но и не говорить о них нельзя: плененная поэзией душа томится от невысказанности чувств... Сборник стихотворений Вячеслава Сидорова «В светлом стоянии» невелик по объему, но он из тех, о которых сказано — «томов премногих тяжелей». Издание его (а книга только что вы­ шла в Липецком издательстве) — событие. Собы­ тие в творческой судьбе автора, событие в куль­ турной жизни области, а главное — в литератур­ ной жизни России. И это — не громкие слова... Появление таких стихов в донельзя опошлен­ ном, отравленном, извращенном, искаженном, бесчеловечном мире «либеральных» ценностей — и напоминание о другом, чистом и светлом миро­ устройстве, и глоток надежды, что не все еще по­ теряно для заблудшего человеческого стада. Есть Поэзия, есть Любовь, есть светлая Печаль — от восхищения красотой Божьего мира... Когда читаешь стихотворение за стихотворе­ нием, становится очевидным: они рождены судь­ бой. Такой, какой она сложилась у Вячеслава. Есть Россия, есть мир большой литературы и есть другая жизнь — степное село Павловка, что под Добринкой, мир сельских жителей, степные пейзажи, смена времен года, крестьянский быт, однообразный и вместе с тем сложный, полный извечного драматизма и мимолетного, недолгого счастья. Он сумел объять и выразить эти два мира Вячеслав СИДОРОВ ПРИ ЛАМПЕ Матемоей - Прасковье Карповне Я сегодня, как в детстве, зажгу лампу старую. Мы от света ее уж отвыкли давно. А у нас с нею связано в жизни немалое, В этом вечном непостоянстве земном. На полях отгуляв, затихает метелица. Добродушно вздыхает на зимнюю шалость село. Потому, может быть, так безумно в хорошее верится, Что плохое отчасти снегами вдали замело... Прикрываю глаза, и мне кажется — дверь открывается, И с мороза заходит недавно почившая мать. И проходит к столу, и садится, и мне улыбается. Незаметно стараясь рукою платок поправлять. Знаю я, ни о чем ты сегодня не будешь расспрашивать... Ты же лучше меня знаешь, чем я хсиву и дышу. Тяжело на душе непокорное слово вынашивать, тяжело... Но иного себе не хочу, не прошу. Посидим за столом, вперебой вспоминая о прохситом. Нам ведь есть что припомнить в нелегкой судьбе. Остывает в саду января серебристое крошево, И деревья застыли, в крещенских снегах оробев. Подниму на окне занавеску цветочками. Погляди, дорогая, как падает снег. Промелькнули года запятыми да точками. Дело сделал свое жизни бешеный бег. Ты, прости меня, мама, за срывы и промахи. Торопливо живем — оттого так безумно грешим. КНА1ЖНАЯ ПОЛКА — в строчках своих стихов, преодолевая все, что уго­ товила ему его личная жизнь: и тоску одиночества, и боль непризнания, и вынужденное бессловесное мол­ чание. Преодолеть все это можно лишь неся и обере­ гая, как лампаду, неугасимый огонек творчества, пе­ реплавляя живые чувства в строчки стихов. Он весь в них, человек тонкой духовной организа­ ции и одновременно мужественный и сильный. Сила его — высшего порядка, поскольку, болея, страдая и любя, он постиг то, что зовется христианским смире­ нием. И это-то привело его к творческой победе, по­ могло достичь именно светлого стояния в мире, где идет страшная схватка Добра и Зла, а «поле битвы — сердца человеческие». Его стихи, его книга — весомая лепта в грядущую победу Добра. Привнесенная в наши страшные годы. «Демократия» неизбежно ведет к торжеству пош­ лости — эта мысль Стендаля как никогда ярко ил­ люстрируется в современной российской литературе. Легион тех, кто однажды «поднял перо», охотно по­ шел на услужение сатане. И лишь немногие остались верны Божьим заветам. Вячеслав Сидоров — в их строю. Он — с Россией, с народом своим. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей про­ читали эту книгу с символической веточкой распус­ тившейся вербы на обложке. У каждого, убежден, душа отзовется благодарностью к человеку, сотворившему такие стихи. Владимир ПЕТРОВ, сопредседатель областной писательской организации. Принимаем за грозы порою невинные шорохи. И на помощи зов не всегда безоглядно спешим. Сберегу до конца своих дней эту ночь серебристую. Скоро выйдет заря, твои уход позолотой обдав. Ты уйдешь... Но останься во мне божьей искрою. Чтобы свет не^застаял от лампы моей никогда. СВЕТЛАЯ СКАЗКА я стихами увит под завязку И оставлю навек их с собой... Рассках(у тебе светлую сказку В этот вечер такой голубой. Пусть весенняя тишь не лукавит Этот ветер ненадолго стих. Обниму твое тело руками И сохсму от предчувствий плохих. Знаю точно: откроется небо Не в такой, а иной тишинщ И прощение мякишем xлеб^а На ладонях протянется мне... Будут звезды вослед улыбаться, И луна полной силой светить. Не умеющий расставаться Не умеет всем сердцем любить. Все укроет небесная дрема На излете положенных лет, — И звенящую горечь черем^, И знобящую память полей. Но ромашковый луг не увянет И тепло моих ног сохранит. Даже если добром кто помянет. Даже если кто зло затаит. Было все в этом мире ошибок За сомнения и прямоту... Кто с тобою живет на отшибе^ Тот поймет моих слов чистоту. Заиграют веселые краски. Кудри вьпряхнет май гол^ой... Расскахсу тебе светлую сказку. Чтоб остаться навеки с тобой. СКРИПУЧИЕ СТАВЕНКИ Ты открой мне скрипучие ставенки В свой увитый сомненьями кров. Посидим вечерком на завалинке. Посидим, как бывало, без слов. Вздрогнет ветка, рукою задетая, И затихнет у самых бровей. ; Словно юность моя недолетая. Запоет за рекой соловей. Запечалится сердце, замечется. Пожелает былое вернуп. В легком вздохе погожего месяца. Не старайся себя обмануть. Не старайся забыть отшумевшее На крутых и недобрых ветрах. Жизнь спешит, от любви ошалевшая. Спотыкаясь порой впопыхах. Не найти ей ответа заветного На вопрос, как положено холь... И не стоит в часы наши светлые Недосказанность слов ворошить. Пусть, призыву неясному следуя. Сбросив пепел, как боль и упрек. Все расскажет тебе, все поведает Сигареты моей огонек. коллективов, | е так много в пое%еяичения сказать, принесших *один из них, с триумфом мировую ‘„ е ” о всех странах Европы олировавшии ли н ансамбль народного аидовать многи такому юбиляру. росто не могли не НД1ЭДИНЕ1СО ВСЕМИ — Вероятно, кое-кто счи­ тает, что танцы — не про­ фессия для мужчины. Но по­ думайте об огромных физи­ ческих нагрузках и широчай­ ших возможностях творчес­ кого самовыражения, кото­ рые дает это искусство, и со­ мнения рассеются. Подлин­ ный расцвет мужского бале­ та начался с приходом в Ле­ нинградский театр выдающе­ гося балетмейстера Ростисла­ ва Захарова. Он начал созда­ вать настоящие, самостоя­ тельные мужские партии. На то же время приходится и расцвет ансамбля народного танца Игоря Моисеева. И все это совпало с моей юностью. В общем, моя^^любовь к хо­ реографии, мой выбор — не случайны. Мне крупно повезло — Ростислав Владимирович За­ харов был моим педагогом в институте, заниматься у него — это настоящий подарок судьбы. Помню, как на вто­ ром курсе он поставил мне на экзамене не пятерку, а... шес­ терку, хотя его убеждали, что такой оценки нет. Ну а ан­ самбль Игоря Моисеева стал своего рода эталоном, прибли­ зиться к которому мы стре­ мились всю свою творческую жизнь. Здесь истоки мечты моей молодости — создать подобный ансамбль. До это­ го я танцевал в хореографи­ ческой группе хора металлур­ гов. Но это была скорее «под- танцовка», да и репертуар со­ стоял лишь из русских тан­ цев. А хотелось его расши­ рить, сформировать коллек­ тив, способный продемонстри­ ровать всю палитру танцев народов и СССР, и мира. Учась в Москве, я регу­ лярно приезжал в Липецк и делал новые постановки в «Раздолье». Да, собственно. ради этого ансамбля я и от­ правился учиться в столицу. Понимал, что для руководст­ ва сильным профессиональ­ ным ансамблем мне нужны дополнительные профессио­ нальные знания. Вот я сказал «профессио­ нальный коллектив». А ведь «Раздолье» задумывался как самодеятельный и продолжа­ ет им оставаться до сих пор. Однако мы с самого начала планку мастерства постгшили очень высоко и удерживаем ее на этом уровне и сегодня. Ну разве важно, получает ли танцор за свои выступления деньги или это его, так ска­ зать, вторая профессия? Важ­ но, как мы танцуем. В лю­ бом случае для участников «Раздолья» хореография — призвание, труд, страсть. Вряд ли после наших концер­ тов кто-нибудь назовет это ху­ дожественной самодеятель­ ностью. Когда мы бывали за границей, там этого вообще не могли понять. У них са­ модеятельность — это когда люди просто собираются пос­ ле работы и в свое удовольст­ вие танцуют, поют, играют, как Бог на душу положит. Им непонятно, как, отработав смену на заводе, можно три раза в неделю приходить на изнурительные репетиции, вкалывать до седьмого пота, до изнеможения. И ничего за это не получать, кроме твор­ ческой радости и аплодисмен­ тов. Мне много раз предлага­ ли перейти работать, так ска­ зать, в официально профес­ сиональный коллектив. Зва­ ли в ансамбль донских казан­ ков, в знаменитый сибирский хор, предлагали остаться преподавать на вузовской ка­ федре. Но зачем? Здесь моя родина. Здесь простор для творчества. Здесь осуществи- ДЕЛО НДаОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ лась мечта об ансамбле тан­ цев народов мира. И я никог­ да не пожалел, что не посту­ пился всем этим. Хотя с каждым годом проблем становится все боль­ ше. Не с1фою: порою бывает обидно. Сегодня искусство напрямую и унизительно за­ висит от того, добудешь ли ты денег. О каких новых пос­ тановках можно говорить, когда для любой требуются дорогие костюмы, любой но­ мер нужно «одеть»? Факти­ чески сегодня идет борьба за выживание. Почему в совет­ ское время такие коллекти­ вы, как наш, процветали? Потому что была государ­ ственная поддержка, была государственная политика со­ хранения и развития культу­ ры. В том числе — и самоде­ ятельной. А сколько сегод­ ня может продержаться кол­ лектив , работающий на профессиональном уровне и на одном голом энтузиазме? Да, это нужно и дорого нам, нужно и дорого зрителям. Но нужно ли, важно ли это тем, от кого зависит финансиро­ вание? Да дело не только в деньгах. Возьмите хотя бы гастрольные поездки, фести­ вали. В былые годы профсо­ юзы добивались, чтобы учас­ тников ансамбля освобожда­ ли на эти дни с сохранением зарплаты. Теперь же возни­ кают проблемы с обычным дневным концертом. Любой начальник может сказать; «Ах, ты танцуешь? А я при­ чем? Иди и танцуй». И чело­ век на следующий день ли­ шится работы. Когда мы последний раз ездили на фестиваль в Испа­ нию, ребятам приходилось брать отпуск за свой счет. Не у меня одного, наверное, это горькое чувство, что для ру­ ководителей — от Москвы до самых до окраин —куль­ тура всего лишь балласт, лишняя головная боль. На­ родная культура — вдвойне. Но какое будущее ждет стра­ ну без культуры? Однако, по­ хоже, это мало кого трево­ жит. Посмотрите, а точнее — послушайте, кого приглаша­ ют в Липецк из Москвы на всевозможные празднества. Дешевых, бездарных, безго­ лосых пошляков, смотреть и слушать которых стыдно. И на этом «воспитывают» мо­ лодежь! И за это выклады­ вают колоссальные деньги. Это что — культурная поли­ тика? Да, работать с каждым днем все сложнее. Это связа­ но не с возрастом, а с време­ нем, в котором мы живем. Понимаю: говорить так в юбилейном интервью не сто­ ило бы. Но и молчать не могу. Мне очень тревожно за судьбу русской культуры, за будущее коллектива. Но надежда живет и во мне, как в каждом русском человеке. Мы можем по пра­ ву гордиться тем, что сами готовим для себя кадры. Я говорю «мы», потому что дет­ ский хореографический ан­ самбль «Родничок», студия и «Раздолье» — это единый организм, развивающийся в русле общих традиций. Это одна школа, сохраняющая преемственность. К нам из того же «Родничка», студии приходят уже подготовлен­ ные ребята. У них сформи­ рована профессиональная требовательность к себе, есть уже солидный практический опыт. «Раздолье» — наро­ дный ансамбль, прежде все­ го потому, что он открыт для народа. Любовь к танцу ос­ тается с человеком, прикос­ нувшимся к этому волшебно­ му искусству. Независимо от того, стал ли он профессио­ нальным балетмейстером или остается, скажем, инжене­ ром. Нашим старшим учас­ тникам около сорока лет. Продолжает танцевать работ­ ник АТП Владимир Иваш­ кин, отдавший коллективу более двадцати лет. Наши педагоги Владимир Бессонов и Татьяна Воинова по-пре­ жнему солисты, хотя им уже за сорок. Представляете, ка­ кая внутренняя сила, увле­ ченность, преданность, какая страсть для этого нужны? Кстати, мало кто знает, что директор завода пусковых двигателей Александр Зуев очень долго был одним из наших самых ярких солис­ тов и единственный из учас­ тников был удостоен звания «Заслуженный работник культуры*. Нам есть что вспомнить: ансамблю аплодировали во Франции, Германии, Швей­ царии, Бельгии, Италии, Со­ единенных Штатах. Практи­ чески отовсюду мы приво­ зили золотые медали победи­ телей. Пожалуй, самыми цен­ ными для нас были Гран-при и «Большая золотая медаль» на международном конкурсе ансамблей народного танца во Франции. Именно там, в Дижоне, первым советским коллективом, получившим такую награду, стало «Раз­ долье» из Липецка. Да и сей­ час мы ежегодно получаем массу приглашений за ру­ беж. Например, нас настой­ чиво зовут в Израиль, хотя мы там ни разу не были. Про­ сто когда-то они увидели «Раздолье* на международ­ ном фестивале... Нет, мне жалеть не о чем. Далеко не каждому судьба дает возможность так реали­ зовать себя. И что бы там ни было, а с нами остаются са­ мое главное богатство и глав­ ная награда: наши ученики и аплодисменты наших зри­ телей. Записала Елена БРЕДИС. Журналисты и читатели «ЛГ» сердечно поздравляют мастера с юбилеем. Пусть не знает границ Ваше «Раз­ долье», дорогой Валерий Се­ рафимович! За прошедшую неделю (13-20 августа) в области зарегистрировано 36 доро­ жно-транспортных проис­ шествий. Погибли 7 чело­ век, 34 получили ранения. Наиболее тяжелые пос­ ледствия имели три. ДТП. 14 августа на 236-м кило­ метре трассы Орел-Тамбов столкнулись два легковых автомобиля — М-412 и Ауди-80». «Москвич» выехал на полосу встреч­ ного движения. Это и ста­ ло причиной аварии. В ре­ зультате лобового удара водитель и один из пасса­ жиров М-412 погибли на месте, второй пассажир госпитализирован. 19 августа в сходной си­ туации случилась беда на 389-м километре автотрас­ сы «Дон*. У села Казинка Елецкого района «Жигу­ ли» 99-й модели врезались в ВАЗ-2101. В столкнове­ нии погиб один человек, трое ранены. А двумя днями раньше около полудня в поселке Ильича Добринского рай­ она «КамАЗ» наехал на стоящий трактор. Машина потеряв управление, въеха ла во двор жилого дома. И под колесами грузовика оказалась молодая жен­ щина. Ее травма была смертельной. Пострадали и двое детей 13 и 4-х лет. Травмы различной степени тяжести получили также двое пассажиров «КамА За». Сам водитель отде лался легким испугом Возможно, аварии не слу чнлось бы, не будь ее ви новник (по предваритель ным данным) нетрезв. Александр БОЛЬШАГШ инспектор УГИБДД области, лейтенант милиции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz