Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
3^ августо 2001 г., № 165 (21543) Ш ИП ЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а н 1 — Евгений Петрович, у записных либералов, рьяно взявшихся «исправлять» русский народ «от вековых недостатков», ответ на про звучавший выше вопрос давно готов: «Потому что русские —рабский народ!» У патриотов-оптимистов он другой (правда, высказыва емый скорее как надежда) — «Ужо погодите, вот про снется русский медведь!», (или как тонкий намек на толстые обстоятельства) — «Русские долго запряга ют...» Что-то не верится, чтобы русский медведь за 15 лет обмана так и не удо сужился почесать затылок. Дело, похоже, в другом... — То есть в полноцен ности духовных сил народа? И в самом деле, разве не удивительно, что народ-ге рой, вынесший тяжкий крест испытаний XX века (две революции, гражданс кую войну, Великую Отечес твенную), оказался безза щитным перед наглостью «экспериментаторов», кото рые с самого начала и не скрывали своих антинарод ных целей. Правда, кучка эта имеет могущественных покровителей на Западе, но, тем не менее... Здесь, на мой взгляд, следует выделить несколько обстоятельств, повлиявших на молчание народа. Первое — информационный шок, испытанный людьми в пер вые годы реформ. Испыта ние «свободой слова», да и вообще «свободой» без нравственных ограничите лей, самым серьезным об разом повлияло на здоровье нации и отдельных ее пред ставителей. Мало кто сумел выработать здоровый имму нитет к потокам лжи, раз врата, подмены ценностей и так далее. Второе. Естественное же лание обновления, перемен, которое объективно назрева ло в обществе, бьшо исполь зовано гениально просто: народу подсунули «другую игрушку», подменили мае мые идеалы справедливос ти буржуазными ценностя ми. Пока так называемые «совки» соображали, «про цесс пошел»... А затем наступили ре альные испытания —безра ботица, отсутствие средств для жизни, беззаконие, бес правие. Тут уж не до ропо та —лишь бы выжить. Эти трудности традиционно вос принимались как неизбеж ные, но временные. Мало кому приходило в голову, что они спровоцированы ради одной цели — ограб ления страны и народа. Про изошла своего рода демора лизация народного самосоз нания... — Размышляя ял эту тему, нам, Евгений Петро вич, придется не раз при бегнуть к исторической аналогии, сравнениям. А значит, и цитировать мыс лителей начала XX века, поскольку историческая драма России его конца — вторая. Первая произошла в начале века. Историчес кие параллели сомкнулись именно в наши дни. И у них — много общего. Так вот, страстный ан тибольшевик, патриот Рос сии и русского народа фи лософ Иван Ильин,говоря о пагубности большевизма как духовного явления, пи сал так: «Всюду, где госу дарственная власть рас сматривается как добыча или путь к добыче —всю ду зарождается больше визм, причем в истории не редко бывает так, что эта государственная деморали зация захватывает сначала правявдие и образованные кр»ти и лишь потом... рас пространяется в народных массах: карьеризм , ал чность и бессовестность на верхах разжигают их в ни зах...» Словно о нашем време ни, а это — 1925 год! Так что наши «демократы», па сомые мировой закулисой, вовсе не демократы, а чис тые большевики. Они шли к власти, чтобы сделать своей добычей (и своих хо зяев) огромную и богатую страну. И добились своей цели вполне. При соответ ствующем информацион ном обеспечении и прикры тии, суть которого — в опо рочивании всего советско го периода русской истории. Народ же, увы, в большин стве — промолчал, а мно гие просто поверили (и до сих пор верят) этой лжи. Противоядия этой ин формационной чуме, к со жалению, не нашлось: ин теллигенция оказалась в первых рядах сокрушите лей былых кумиров. Вспом ним поименно, кто публич но рвал на себе рубаху, от рекаясь от «проклятого прошлого»? Они, кто по смел именовать себя «со лью народа», интеллиген цией. Духовные отщепенцы и поносили СССР, громили все то, чему лукаво покло нялись. Жаль, что народ не разобрался в этих перевер- тьппах и зубоскалах. До сих пор, разинув рот, внимает «одесским шутникам», хо хочет вослед их ядовитым штучкам над тем, над чем смеяться грешно и опасно. — Вот здесь-то, мне ду мается, следует сказать, что же представляла (и пред ставляет) собой интеллиген ция России драматичнейше го ее периода. Прежде всего надо отме тить очень неоднородный ее состав. Для себя я определил четыре «подвида», четыре группы нашей интеллиген ции: «растерянные», духов но опустошенные (и их мол чание понятно); допущенные до средств массовой информа ции — «говорящие» без ус тали, но только то, что нуж но тем, кто допустил их до СМИ; «молчальники» по духу как элемент русской культуры, когда молчание есть феномен созревания ка ких-то новых идей, творений, подвига; и последняя группа Д И А Л О Г И «ЛГ» ждал: идея диктатуры не чуж да современному демократи ческому строю. А именно: «бо роться за власть посредством подсчета голосов —есть идея, предрасполагающая души к принятию большевизма». Именно это мы и наблюдаем сегодня: продажные депутаты, лоббирующие интересы силь ных партий и партиек. «Побе дивший захватит власть, и ему будет безразлично, что о нем говорят и как о нем су дят. Народ вступит в период большевизма» — писал Иван Александрович. Сегодня в России — чем и не перед кем, кроме Бога. А вот интеллигенции — есть в чем! По крайней мере, хоть устыдиться за то, что сотворили со страной, при знать и разделить свою ответ ственность с разрушителями, насильниками и растлителя ми — за свершенное в эти годы. И до сих пор между народом и интеллигенцией ог ромная пропасть. Кроме того, наши интел лигенты избегают, по разным причинам, публичных дискус сий. На кухне, в курилке, в коридорах — да! А ведь русская культура «трудах» по существу... То есть равнодушие, мол чание — суть помощники лжереформаторов. Этот грех интеллигенции также надо преодолевать. Надо возвы шать Слово в защиту нацио нальных, а не «глобалистс ких» ценностей. —И этот зов должен быть обращен к национальному чувству народа, а значит, к защите интересов националь ного государства? Однако не для того разрушали СССР, чтобы на его руинах восста ла национальная Россия. Для мировой финансовой закули- Какой менталитет обретет новое общество, личность — во многом зависит от интел лигенции, от учителей. Кто станет ими? Думаю, сейчас настало время, если можно так сказать, делателей дела, способных объединить Слово и Дело. Тех, кому суждено разобраться в сложностях и противоречиях времени. Но они должны понимать друг друга через объединяющую идею, через объединяющее Слово. Уместно напомнить, что русское Слово всегда было знаком культуры. Вот поче | А ' ! Г 1 . . . . - • ♦ > '' , I * ' ' - 5, ' ' ' ожалуй,^' сам 1 ый|;загадочный;: российский .феномен, 'т ~ продемонстрированный миру русским человеком в последние лет 0-15, .г-'странное, непонятное, ^ нео6ъяснимое|НЙче№молчание народа по п о в о д у . . грабительского'эксперимента, проводимага под видом « ^«реформ». Ничто'нё'раскачало душ у населения «этай ^.сфаны»: ни.'изъятиё бывшей-общенароднай собственности 'в ;пользу»кучки.;лрвкачей;:ни.лишение социальных - '{-арантий (бесплс 1 тной медицины^ образования, доступного жилья и т.д;),^ни'ограбление денежных накоплений, ни ц смерти по .миллиону» !ГО№'^ни-чудовищная преступность,«ни^ алчность'щиновной бюрократии, ни развал армии и космического^щита, ни уничтожение эффективнейшей системы образованйя. Л- ' ; «Нород безмолвствует!а'— эта пушкинская фраза из трагедии «Борис'Годунов»,: похоже;:стала аксиомой наших трагических^дней^^Почему? Размышляя на эту тему, неизбежно приходишь'^к мысли о русской интеллигенции; о | ее роли в жизнигобщ(^ва, о русской культуре и русском, слове... - ' ' * . Об. этих'непростых: проблемах’^— беседа участников нашей постоянной рубрики «Диалоги»— заслуженного деятеля науки РФ , доктора педагогических наук, профессора Елецкого государственного-университета N -' Евгения БЕЛОЗЕРЦЕВА и писателя, члена редколлегии наш ей ; газеты Владимира ПЕТРОВА.' — «разобщенные», формаль но принадлежащие какой-то профессиональной общности, не имеющие, однако, внутрен них связей. И у каждой категории, группы интеллигенции есть свое видение ситуации, свое представление о мироустрой стве. Пока впереди всех — допущенные до СМИ. В их лице «легион бесов вошел в огромное тело России, сотря сает в конвульсиях, мучит и калечит» (С. Булгаков). Не будем забывать и то, что авангардом доморощен ных «демократов* были от нюдь не выходцы из народных низов, а сынки советской пе реродившейся элиты, внуки тех самых «комиссаров в пыльных шлемах», что рас пинали Россию в начале века. И методы их захвата власти, а затем и всей страны, ничем не отличались от дедовских. Их-то корпоративная соли дарность понятна — они от лично знают свой гешефт! Жаль, что в рядах «комис сарских сынков и внуков* оказались крупные писатели, такие как ныне покойные Нагибин и Солоухин, живу щие Астафьев и Быков... — О целях другой части интеллигенции, сплотившей свои ряды в демократичес ких СМИ, хорошо сказал Ильин: «честолюбивые дема гоги, которые затевают без ответственную и злую игру с массовой душой, будя и драз ня ее, агитируя и пропаган дируя, вызывая к жизни сле пые страсти, с тем, чтобы выехать на них и добиться власти; это люди без веры и совести, без родины и состра дания, интернациональные карьеристы, коим, по словам Пушкина», и своя шейка — копейка, а уж чужая голо вушка — просто полушка». — Еще в XIX веке другой философ, наш земляк Сергей Булгаков, отмечал и другую «родовую» черту этой интел лигенции — самообожание. Посмотрите на «говорящих* в телеящике — как они себя любят, все эти Киселевы, Сва нидзе, Познеры! И не говорят они, а вещают, пророчат: как будто их слово ^-«родни про курорскому. У всех — гипер трофированное самомнение, героизация себя. Их цель — подавить, уничтожить несо гласных, мыслящих иначе. Но не это нужно больно му обществу, а диалог. Вот этого-то «говорящие» и не хотят допустить. Примечательно, что эти «свободолюбцы» в начале пе рестройки любили цитиро вать слова Черчилля о демок ратии, но не менее интерес но, что русская интеллиген ция не возразила им слова ми опять же Ильина. Он, кстати, недвусмысленно утвер страшная эпоха большевиз ма. Потому-то так легко при нимаются антинародные за коны, в том числе самый ро ковой по последствиям — о купле-продаже земли... —Казалось бы, имея гро мадный исторический опыт работы в народе, русская ин теллигенция должна была возвысить свой голос в защи ту интересов закабаляемого народа. Этого не произошло, в чем, по-моему, отразилась духовная слабость русских. Мы оказались как бы под моральным и информацион ным бойкотом. Космополитическая ин теллигенция (тот же Дмит рий Лихачев) призывала рус ских к покаянию (перед кем?), на русских навешены все мыслимые и немысли мые ярлыки — народ-«шо- винист», «фашист», «окку пант», «варвар» и так далее. Я понимаю, что у русских нет корпоративной, клано вой, религиозной, этнической спайки, присущих малым народам. Я понимаю, что в годы советской власти толь ко русские принимали «ин тернационализм» и «братст во народов» всерьез. Наконец, очевидно, у нас отсутствует спасительное чувство принадлежности к единому национальному ор ганизму, и без того разъеда емому алчными интересами продажной русской бюрокра тии. Но страстного голоса протеста нас никто лишить не может! А его нет... —Мне кажется, что исто рической особенностью наше го народа во все времена была устремленность к некоему духовному центру: в небесах —к Богу, на земле —к царю (генсеку, президенту, губерна тору и так далее). Русские — особый и огромный этнос, и узы клановых связей (общин ных, родовых) нас не объеди нят. Поэтому всегда (и сегод ня) нам так необходим центр притяжения национального самосознания. Не случайно мы до сих пор верим в спра ведливого президента, как ве рили в ложь Ельцина и его окружения. Поэтому голос протеста со стороны русской интеллиген ции не был услышан. Пос кольку он не отвечал масшта бам беды, поразившей Рос сию и русских. Отчасти пото му, что средства массовой ин формации оказались в руках необольшевиков, но и пото му, что русская интеллиген ция оказалась неготовой к жесткой борьбе, покорно по сыпала голову пеплом и позу «униженных и оскорблен ных* приняла удивительно покорно. Похоже, советский интернационализм вышел нам боком... Каяться же народу не в изначально диалогична, она предполагает главного учас тника диалога — народ. По- тому-то публичная дискуссия так необходима. Хотя следу ет признать —наука публич ных выступлений, обращен ных к людям, формируется. — И голос этот, мне ка жется, должен возвышаться если не до небес, то выше Кремля. Именно там, в пер вую очередь, должны услы шать его. Огромная ответ ственность ходом российской истории возложена на ту часть интеллигенции, что занята в сфере образования. — Особая, скажу, ответ ственность! Ведь помимо лом ки традиционного государст ва реформаторы ставят целью «сломать менталитет» всего народа. Об этом, кстати, пря мо заявлял бывший министр образования Днепров — из менить менталитет через об разование, то есть переломить исторический характер наро да и сделать из нас эдаких нью-европейцев. Еще в XIX веке лучшие умы государства осознали, что русская интеллигенция должна служить делу просве щения, это ее предназначение. И, конечно, в первую очередь тех, кто профессионально связан с образованием. При этом не следует выводить за рамки понятия «интеллиген ция» и очень мощный пласт бюрократии. Так вот, профессия — не только средство достижения благополучия, но и образ, и уклад жизни, из которых про израстают такие духовно нравственные категории, как совесть, благородство, досто инство, любовь к ближнему. Профессиональная об щность не только рождает ему соответствующее Слово, но и должна нести за него ответственность. Вот сегодня свершается якобы реформа отечественной системы обра зования, а по сути разруше ние ее, когда предаются забвению великие традиции и опыт, разрывается нить исто рической преемственности, рвется связь времен. При мол чаливом попустительстве профессионального сообщес тва. Лишь немногие восста ют против. А ведь большин ство молчит — так удобней. Или наводняют професси ональные ряды новоиспечен ными «докторами всех наук», которые приходят к званию по принципу; «Два часа по зора, зато всю остальную жизнь — доктор наук!» А ведь этим формируется облик будущей интеллиген ции, будущей образователь ной среды, всей системы об разования. Не протестуют, молчат ученые! Лишь в ку рилке. стыдливо пряча глаза, говорят о соискателе и его ------- -У1УТ'" сы национальное государст во, тем более такое как Рос сия, опасно. Ведь тогда оно будет заботиться о собствен ной экономике, о воспитании национальной элиты, о креп кой национально-государ ственной организации — в чем и заключается, по сло вам Булгакова, националь ный эгоизм. Властителям мира нужен рабочий скот, живущий инстинктами, но вовсе не размышляющий че ловек, а встроенные в миро вое разделение труда наши территории — источником обогащения. Что же предстоит делать русской интеллигенции, если она хочет исполнить свое ис торическое предназначение? — Речь фактически идет о формировании качественно иной национальной элиты, свободной от морального гру за предательства, который несет на себе (не признаваясь в том) интеллигенция пере ходного периода. Что необходимо? Первое — начать с себя! Надо трезво посмотреть — кто мы и ка ким содержанием наполнены. Мелкие, жалкие, пошлые споры и конфликты раздира ют единое «тело» интеллиген ции России, не говоря уж о профессиональных сообщест вах. Надо взглянуть на себя «нравственным оком», чтобы уяснить — духовно-нрав ственное развитие личности должно сопровождаться все большим осознанием собствен ных несовершенств. То есть обрести своего рода «интелли гентское смирение», когда успехи в познании сопровож даются видением ничтожнос ти их на фоне открывающих ся перспектив Знания. Опыт наших великих ученых, мыс лителей, творцов говорит именно о таком пути. Что уж тут говорить об «образованцах» постсоветско го общества или российских либерал-демократах — они ведь знают все! Уместно тут напомнить крылатую фразу Сократа в полном ее звуча нии: «Я знаю, что ничего не знаю. Но беда в том, что боль шинство не знает и этого!». Вторая задача (и, может быть, первоочередная) — по нять общество, в котором мы живем, понять, что созревает внутри его. Ряд крупных уче ных едины в таком выводе: складывающийся сегодня тип культуры и, соответственно, тип личности являются пере ходными. По словам доктора психологии МГУ Бориса Бра туся, сегодня «общество од новременно находится в аго нии старого и муках рожде ния нового. Это общество кра ха, периода слома одной иде ологии культуры и еще не оформившихся черт другой культуры». му «реформаторы» образова ния и менталитета ломают именно этот знаковый при знак, внедряя чуждые слово образование, лексику, навя зывают чуждые интонации. Для реализации этих за дач необходимо осмыслить и третью, очень важную. Нуж но восстановить целостность знания как абсолютную цен ность нашей культуры, целос тность знания о самих себе, о своей цивилизации, сфор мировать целостно мировоз зрение — на образ и смысл бытия, культуру и образова ние, отцов и детей, старших и младших, знание и практи ку, науку и религию, рацио нальное и эмоциональное и так далее. Сейчас все разорвано, ха отически перемешано. Порой физически ощущаешь, что живешь именно в разорван ном мире и обществе. А нуж на целостность во всем, «цельность», как писал Ва силий Розанов. —Из чего же и по каким «линиям разлома» она долж на складываться и идти? — Когда каждое профес сиональное сообщество будет решать свои профессиональ ные задачи грамотно и ответ ственно. Тогда возникнут и предпосылки объединения об щества, появятся контуры общности цели. Тогда-то и начнет решаться грандиозней шая задача соединения в еди ное целое семьи, школы и церкви. Архисложная задача, но ее надо решить, если мы хотим остаться русским на родом. Думаю, разрешению ее будет способствовать тот ги гантский культурный пласт, оставленный нам в наследие великими предками. В нашей области — глубочайшие культурные корни, великие традиции, заложенные с XVII века. И Слово всегда было особенно весомо. Сколько ве ликих имен жили на этой земле —духовных отцов Цер кви, мыслителей, писателей! Такое достояние просто так под лавку не забросишь. Но его надо изучать и лю бить! Каждая из этих личнос тей, будь то Тихон Задонский, Амвросий Оптинский, Сергей Булгаков, Василий Розанов, Николай Данилевский, Иван Бунин, Евгений Замятин и многие-многие другие явили нам образцы целостных лич ностей. О них надо писать и говорить — неустанно, целе направленно. У нас в ЕГУ, в частности, осуществляется из дательский проект «Земляки о земляках»... — То есть видеть образ Учителя, пастыря народно го? И одновременно тянуть ся самим к трудам и помыс лам этих выдающихся сынов России? —Да, если интеллигент | стремится к такому идеалу, он имеет нравственное и мо-1 ральное право быть учите-1 лем. Я хочу напомнить и дру-1 гую особенность нашей рус ской культуры — она ведь | вся вышла из монастырей. Старчество, монашество —I это ведь духовные Учите- [ ля нации. Учительство, просвещенство обязано все это знать и понимать. Что-1 бы работать на народ, на1 будущее России. Тогда обя- [ зательно найдется объеди нительное, зовущее за со-1 бой Слово. — Однако, Евгений! Петрович, мы опять же не должны забывать о качес-1 тве сегодняшнего русско го человека. Посмотрим на I социальный состав наше-1 го общества: люмпенизи рованный пролетарий, на емный рабочий, деморали-1 зованный бывший колхоз-1 ник, огромный класс тор гующих с внутренней! иерархией не в пользу рус ских, растленная, в основ ной массе, молодежь, про дажная бюрократия,скуп ленная на корню «советс кая интеллигенция» плюс I продавш аяся хозяевам журналистика. Сколько у нас газет, не приемлющих | режим? Единицы. Кто ус лышит Слово, зовущее! хотя бы к осознанию тра- [ гедии, происходящей с вами, чьи сердца уязвит агония когда-то великой страны? «Поле чудес» куда милей опустошенным | душам... — Я все-таки верю в I силу искреннего Слова, об ращенного к народу. И если иногда приходится слышать слова, что, мол, пробудится русский мужик и возьмется за вилы, то это не более чем прекрасно душные мечтания. Не воз-1 ьмется, поскольку всегда I найдется подачка, послаб-1 ление, патриотическая ри-1 торика... Не к топору надо звать I народ, а возвышать Слово, пробуждающее националь ное самосознание, нацио нальное достоинство. Тог да, может быть, и появит ся национальная идея, ко торую тщетно искали в кремлевских коридорах ельцинские придворные чи новники. России нужно живое Слово, способное до-1 стичь людских сердец. И потом — не будем за-1 бывать — за десятилетие | ломки всех устоев мы ис страдались от бессловес ности, от немоты растерян-1 ного духа. Так что зерно, брошенное в почву, обяза тельно прорастет. Надежда I — на мыслящую моло дежь. Она — удивительно | талантливая и целеустрем ленная! Ей-то и надо по-1 мочь разобраться в том, о | чем мы говорили выше. Новой русской Интел-1 лигенции, на мой взгляд, надо в кратчайшие сроки | освоить гигантское насле дие национально мысля-1 щих философов — это ве личайший фундамент фор мирования национального мышления, ощутить бла годатный свет святоотечес-1 кого наследия Православ ной Церкви и попытаться | соединить связь времен, разорванную теперь уже I двумя революциями, для просвещения народа. Но | вовсе не на учениях Запа да, насквозь атеистических | и материалистических! Русскому народу, пов-1 торяю, нужны духовные Учителя. Советский пери од отличался высоким уровнем просвещения, но дух его был насквозь ма-1 териалистичен и внеисто- ричен. Мы не видели со-1 бственной Истории, пути развития России во всей] полноте, сложности и кра соте, а все более стреми лись к ярким прелестям I «западного образа жизни» За что и поплатились: в I фантастически краткий] срок потеряли все — стра ну, социальные гарантии, I уверенность в будущем да | и в самой жизни. — Мне вспомнились! горькие слова Василия Ро-1 занова: «С л я з гом , ск рип ом , I в и з гом оп уск а ет ся над русской Историей ж елез- 1 ный занавес. — П р е д ст а в л е н и е ] окончилось. П ублика встала . — П о р а н а д е в а т ь ] шубы и возвращаться до- \ мой. Оглянулись. По ни шуб, ни домов не | оказалось...» —Трудно не согласить ся, не испытав горечь и I боль, с этими пророчески ми словами. А ведь они] сказаны в канун смуты на чала века — в 1915 году. I Но Россия выжила, стала первостепенной мировой державой. Как знать, не найдутся ли в недрах по руганного народа силы, способные возродить Рос-1 сию уже в XXI веке? И ответить должны мы, I живущие в драматическое | время. Поверим в собствен ные силы — появится и I Слово спасения, очнется народ. Чтобы однажды не ужаснуться очевидному: «Но ни шуб, ни домов не| оказалось...» ГЛАВНЫЕ СТРОЙКИ ГОДА НОВОСЕЛЬЕ ОБЛЗАПЛЬНО БУДЕТ. N0ПОЗЖЕ. м Когда рядом со строя щейся школой на 320 мест в елецком поселке Арга- мач в считанные дни вы рос красивый стадион, ка кого местные жители от родясь не видели — с бе говыми дорож ками , м а лыми спортивными соору жениями, даже пессимис ты готовы были поверить, что 1 сентября в новых классах начн)^ся занятия. Уж если возможно такое ч у д о , т о . . . А уж ко гда мощные асфальтоуклад чики и многотонные кат ки следом пошли «утю жить» горячий асфальт во круг самой школы, то со мнения и вовсе рассеялись — объект сдадут! Теперь уже кахсдая ар- гам ачен ская семья , где растут ребятишки, с нетер пением отсчитывает дни в ожидании скорого ново селья. А ребята со всей округи, как мухи на мед, с ранннего утра липнут к стройке и с нескрываемым интересом наблюдают за снующими здесь людьми и техникой. События на площадке ме няются с каждым часом. Осо бенно в главном учебном кор пусе, объявленном пусковым. Второй этаж уже почти завер шен: оштукатурены стены, сделана черновая стяжка по лов, полностью смонтирова ны электроснабжение и вен тиляция, установлены окон ные блоки и выполнено мно гое другое, чего, к сожале нию, не скажешь о первом этаже, куда только-только вошли штукатуры, потеряв две недели из-за отсутствия раствора. Впрочем, парализованны ми оказались не только шко ла, но и все стройки Ельца, ставшие заложниками своих же земляков - железнодорож ников, сорвавших поставку вагонов липецким цементни кам. На пусковой школе в Ар- гамаче, и без того отмеченной массой проблем, в первую очередь финансовых (остаток сметной стоимости по-пре жнему составляет 15 млн. руб., из которых 4,6 млн. тре буются на приобретение ма териалов и оборудования), время безвозвратно потеряно, о чем было заявлено на од ном из последних заседаний штаба по контролю за ходом работ, в котором приняли участие почти тридцать чело век —от строителей до город ских и областных чиновни ков. Впервые пусковой объ ект встречал столько заинте ресованных в его судьбе лю дей. Эх, собраться бы всем этим толковым руководите лям каких-то пару месяцев назад — цены бы их внима нию не было! А еще поступив шим 800 тысячам рублей, ко торые, как воздух, ох как ждали строители вчера, а еще больше позавчера... Плохо, когда нет денег. Однако, послушав выступле ния собравшихся, так и хо телось спросить: а почему плохо и тогда, когда они есть? Что мешало тому же заказ чику, УКСу горадминистра ции, еще неделю-другую на зад купить электрощит для котельной, чтобы монтажни ки по графику поставили при бор вовремя? Вещь-то недефи цитная — в соседней Туле их пруд-пруди, но никто не по беспокоился ни о перечисле нии денег, ни о машине, что бы ускорить доставку... Споткнулись вроде бы на пустяке, о котором и говорить неловко, а сколько их под ногами ежедневно? Сунулись киповцы ставить свое обору дование, а помещение не го тово. Начали было сантехни ки проверять систему отопле ния к зиме, а колодцы заглу шены, и кто их хозяин —не известно. Вспомнили про ка бель, уложенный когда-то еще к детскому садику, из которого и строят новую шко лу, а брошенные сети оказа лись непригодными. Никто за ними не следил... Наверное, не сегодня-завт ра назовут имя эксплуатаци онника, разберутся с промыв кой сетей и сбросом воды, смонтируют автоматику, за везут недостающие двери и бетон для отмостки здания, подключат энергетику. Одна ко 1 сентября в Аргамаче не случится главного — школу не сдадут. Пока не будет долгожданного праздника, в чем честно признались влас ти и строители, безусловно, сделавшие за последнее вре мя очень много. И все-таки в сентябре на объект войдут маляры, и при благоприятном исходе, воз можно в октябре, и состоит ся новоселье. К этому сроку надо будет закупить и оснас тить школу мебелью и необ ходимым оборудованием. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz