Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

3^ августо 2001 г., № 165 (21543) Ш ИП ЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а н 1 — Евгений Петрович, у записных либералов, рьяно взявшихся «исправлять» русский народ «от вековых недостатков», ответ на про­ звучавший выше вопрос давно готов: «Потому что русские —рабский народ!» У патриотов-оптимистов он другой (правда, высказыва­ емый скорее как надежда) — «Ужо погодите, вот про­ снется русский медведь!», (или как тонкий намек на толстые обстоятельства) — «Русские долго запряга­ ют...» Что-то не верится, чтобы русский медведь за 15 лет обмана так и не удо­ сужился почесать затылок. Дело, похоже, в другом... — То есть в полноцен­ ности духовных сил народа? И в самом деле, разве не удивительно, что народ-ге­ рой, вынесший тяжкий крест испытаний XX века (две революции, гражданс­ кую войну, Великую Отечес­ твенную), оказался безза­ щитным перед наглостью «экспериментаторов», кото­ рые с самого начала и не скрывали своих антинарод­ ных целей. Правда, кучка эта имеет могущественных покровителей на Западе, но, тем не менее... Здесь, на мой взгляд, следует выделить несколько обстоятельств, повлиявших на молчание народа. Первое — информационный шок, испытанный людьми в пер­ вые годы реформ. Испыта­ ние «свободой слова», да и вообще «свободой» без нравственных ограничите­ лей, самым серьезным об­ разом повлияло на здоровье нации и отдельных ее пред­ ставителей. Мало кто сумел выработать здоровый имму­ нитет к потокам лжи, раз­ врата, подмены ценностей и так далее. Второе. Естественное же­ лание обновления, перемен, которое объективно назрева­ ло в обществе, бьшо исполь­ зовано гениально просто: народу подсунули «другую игрушку», подменили мае­ мые идеалы справедливос­ ти буржуазными ценностя­ ми. Пока так называемые «совки» соображали, «про­ цесс пошел»... А затем наступили ре­ альные испытания —безра­ ботица, отсутствие средств для жизни, беззаконие, бес­ правие. Тут уж не до ропо­ та —лишь бы выжить. Эти трудности традиционно вос­ принимались как неизбеж­ ные, но временные. Мало кому приходило в голову, что они спровоцированы ради одной цели — ограб­ ления страны и народа. Про­ изошла своего рода демора­ лизация народного самосоз­ нания... — Размышляя ял эту тему, нам, Евгений Петро­ вич, придется не раз при­ бегнуть к исторической аналогии, сравнениям. А значит, и цитировать мыс­ лителей начала XX века, поскольку историческая драма России его конца — вторая. Первая произошла в начале века. Историчес­ кие параллели сомкнулись именно в наши дни. И у них — много общего. Так вот, страстный ан­ тибольшевик, патриот Рос­ сии и русского народа фи­ лософ Иван Ильин,говоря о пагубности большевизма как духовного явления, пи­ сал так: «Всюду, где госу­ дарственная власть рас­ сматривается как добыча или путь к добыче —всю­ ду зарождается больше­ визм, причем в истории не­ редко бывает так, что эта государственная деморали­ зация захватывает сначала правявдие и образованные кр»ти и лишь потом... рас­ пространяется в народных массах: карьеризм , ал ­ чность и бессовестность на верхах разжигают их в ни­ зах...» Словно о нашем време­ ни, а это — 1925 год! Так что наши «демократы», па­ сомые мировой закулисой, вовсе не демократы, а чис­ тые большевики. Они шли к власти, чтобы сделать своей добычей (и своих хо­ зяев) огромную и богатую страну. И добились своей цели вполне. При соответ­ ствующем информацион­ ном обеспечении и прикры­ тии, суть которого — в опо­ рочивании всего советско­ го периода русской истории. Народ же, увы, в большин­ стве — промолчал, а мно­ гие просто поверили (и до сих пор верят) этой лжи. Противоядия этой ин­ формационной чуме, к со­ жалению, не нашлось: ин­ теллигенция оказалась в первых рядах сокрушите­ лей былых кумиров. Вспом­ ним поименно, кто публич­ но рвал на себе рубаху, от­ рекаясь от «проклятого прошлого»? Они, кто по­ смел именовать себя «со­ лью народа», интеллиген­ цией. Духовные отщепенцы и поносили СССР, громили все то, чему лукаво покло­ нялись. Жаль, что народ не разобрался в этих перевер- тьппах и зубоскалах. До сих пор, разинув рот, внимает «одесским шутникам», хо­ хочет вослед их ядовитым штучкам над тем, над чем смеяться грешно и опасно. — Вот здесь-то, мне ду­ мается, следует сказать, что же представляла (и пред­ ставляет) собой интеллиген­ ция России драматичнейше­ го ее периода. Прежде всего надо отме­ тить очень неоднородный ее состав. Для себя я определил четыре «подвида», четыре группы нашей интеллиген­ ции: «растерянные», духов­ но опустошенные (и их мол­ чание понятно); допущенные до средств массовой информа­ ции — «говорящие» без ус­ тали, но только то, что нуж­ но тем, кто допустил их до СМИ; «молчальники» по духу как элемент русской культуры, когда молчание есть феномен созревания ка­ ких-то новых идей, творений, подвига; и последняя группа Д И А Л О Г И «ЛГ» ждал: идея диктатуры не чуж­ да современному демократи­ ческому строю. А именно: «бо­ роться за власть посредством подсчета голосов —есть идея, предрасполагающая души к принятию большевизма». Именно это мы и наблюдаем сегодня: продажные депутаты, лоббирующие интересы силь­ ных партий и партиек. «Побе­ дивший захватит власть, и ему будет безразлично, что о нем говорят и как о нем су­ дят. Народ вступит в период большевизма» — писал Иван Александрович. Сегодня в России — чем и не перед кем, кроме Бога. А вот интеллигенции — есть в чем! По крайней мере, хоть устыдиться за то, что сотворили со страной, при­ знать и разделить свою ответ­ ственность с разрушителями, насильниками и растлителя­ ми — за свершенное в эти годы. И до сих пор между народом и интеллигенцией ог­ ромная пропасть. Кроме того, наши интел­ лигенты избегают, по разным причинам, публичных дискус­ сий. На кухне, в курилке, в коридорах — да! А ведь русская культура «трудах» по существу... То есть равнодушие, мол­ чание — суть помощники лжереформаторов. Этот грех интеллигенции также надо преодолевать. Надо возвы­ шать Слово в защиту нацио­ нальных, а не «глобалистс­ ких» ценностей. —И этот зов должен быть обращен к национальному чувству народа, а значит, к защите интересов националь­ ного государства? Однако не для того разрушали СССР, чтобы на его руинах восста­ ла национальная Россия. Для мировой финансовой закули- Какой менталитет обретет новое общество, личность — во многом зависит от интел­ лигенции, от учителей. Кто станет ими? Думаю, сейчас настало время, если можно так сказать, делателей дела, способных объединить Слово и Дело. Тех, кому суждено разобраться в сложностях и противоречиях времени. Но они должны понимать друг друга через объединяющую идею, через объединяющее Слово. Уместно напомнить, что русское Слово всегда было знаком культуры. Вот поче­ | А ' ! Г 1 . . . . - • ♦ > '' , I * ' ' - 5, ' ' ' ожалуй,^' сам 1 ый|;загадочный;: российский .феномен, 'т ~ продемонстрированный миру русским человеком в последние лет 0-15, .г-'странное, непонятное, ^ нео6ъяснимое|НЙче№молчание народа по п о в о д у . . грабительского'эксперимента, проводимага под видом « ^«реформ». Ничто'нё'раскачало душ у населения «этай ^.сфаны»: ни.'изъятиё бывшей-общенароднай собственности 'в ;пользу»кучки.;лрвкачей;:ни.лишение социальных - '{-арантий (бесплс 1 тной медицины^ образования, доступного жилья и т.д;),^ни'ограбление денежных накоплений, ни ц смерти по .миллиону» !ГО№'^ни-чудовищная преступность,«ни^ алчность'щиновной бюрократии, ни развал армии и космического^щита, ни уничтожение эффективнейшей системы образованйя. Л- ' ; «Нород безмолвствует!а'— эта пушкинская фраза из трагедии «Борис'Годунов»,: похоже;:стала аксиомой наших трагических^дней^^Почему? Размышляя на эту тему, неизбежно приходишь'^к мысли о русской интеллигенции; о | ее роли в жизнигобщ(^ва, о русской культуре и русском, слове... - ' ' * . Об. этих'непростых: проблемах’^— беседа участников нашей постоянной рубрики «Диалоги»— заслуженного деятеля науки РФ , доктора педагогических наук, профессора Елецкого государственного-университета N -' Евгения БЕЛОЗЕРЦЕВА и писателя, члена редколлегии наш ей ; газеты Владимира ПЕТРОВА.' — «разобщенные», формаль­ но принадлежащие какой-то профессиональной общности, не имеющие, однако, внутрен­ них связей. И у каждой категории, группы интеллигенции есть свое видение ситуации, свое представление о мироустрой­ стве. Пока впереди всех — допущенные до СМИ. В их лице «легион бесов вошел в огромное тело России, сотря­ сает в конвульсиях, мучит и калечит» (С. Булгаков). Не будем забывать и то, что авангардом доморощен­ ных «демократов* были от­ нюдь не выходцы из народных низов, а сынки советской пе­ реродившейся элиты, внуки тех самых «комиссаров в пыльных шлемах», что рас­ пинали Россию в начале века. И методы их захвата власти, а затем и всей страны, ничем не отличались от дедовских. Их-то корпоративная соли­ дарность понятна — они от­ лично знают свой гешефт! Жаль, что в рядах «комис­ сарских сынков и внуков* оказались крупные писатели, такие как ныне покойные Нагибин и Солоухин, живу­ щие Астафьев и Быков... — О целях другой части интеллигенции, сплотившей свои ряды в демократичес­ ких СМИ, хорошо сказал Ильин: «честолюбивые дема­ гоги, которые затевают без­ ответственную и злую игру с массовой душой, будя и драз­ ня ее, агитируя и пропаган­ дируя, вызывая к жизни сле­ пые страсти, с тем, чтобы выехать на них и добиться власти; это люди без веры и совести, без родины и состра­ дания, интернациональные карьеристы, коим, по словам Пушкина», и своя шейка — копейка, а уж чужая голо­ вушка — просто полушка». — Еще в XIX веке другой философ, наш земляк Сергей Булгаков, отмечал и другую «родовую» черту этой интел­ лигенции — самообожание. Посмотрите на «говорящих* в телеящике — как они себя любят, все эти Киселевы, Сва­ нидзе, Познеры! И не говорят они, а вещают, пророчат: как будто их слово ^-«родни про­ курорскому. У всех — гипер­ трофированное самомнение, героизация себя. Их цель — подавить, уничтожить несо­ гласных, мыслящих иначе. Но не это нужно больно­ му обществу, а диалог. Вот этого-то «говорящие» и не хотят допустить. Примечательно, что эти «свободолюбцы» в начале пе­ рестройки любили цитиро­ вать слова Черчилля о демок­ ратии, но не менее интерес­ но, что русская интеллиген­ ция не возразила им слова­ ми опять же Ильина. Он, кстати, недвусмысленно утвер­ страшная эпоха большевиз­ ма. Потому-то так легко при­ нимаются антинародные за­ коны, в том числе самый ро­ ковой по последствиям — о купле-продаже земли... —Казалось бы, имея гро­ мадный исторический опыт работы в народе, русская ин­ теллигенция должна была возвысить свой голос в защи­ ту интересов закабаляемого народа. Этого не произошло, в чем, по-моему, отразилась духовная слабость русских. Мы оказались как бы под моральным и информацион­ ным бойкотом. Космополитическая ин­ теллигенция (тот же Дмит­ рий Лихачев) призывала рус­ ских к покаянию (перед кем?), на русских навешены все мыслимые и немысли­ мые ярлыки — народ-«шо- винист», «фашист», «окку­ пант», «варвар» и так далее. Я понимаю, что у русских нет корпоративной, клано­ вой, религиозной, этнической спайки, присущих малым народам. Я понимаю, что в годы советской власти толь­ ко русские принимали «ин­ тернационализм» и «братст­ во народов» всерьез. Наконец, очевидно, у нас отсутствует спасительное чувство принадлежности к единому национальному ор­ ганизму, и без того разъеда­ емому алчными интересами продажной русской бюрокра­ тии. Но страстного голоса протеста нас никто лишить не может! А его нет... —Мне кажется, что исто­ рической особенностью наше­ го народа во все времена была устремленность к некоему духовному центру: в небесах —к Богу, на земле —к царю (генсеку, президенту, губерна­ тору и так далее). Русские — особый и огромный этнос, и узы клановых связей (общин­ ных, родовых) нас не объеди­ нят. Поэтому всегда (и сегод­ ня) нам так необходим центр притяжения национального самосознания. Не случайно мы до сих пор верим в спра­ ведливого президента, как ве­ рили в ложь Ельцина и его окружения. Поэтому голос протеста со стороны русской интеллиген­ ции не был услышан. Пос­ кольку он не отвечал масшта­ бам беды, поразившей Рос­ сию и русских. Отчасти пото­ му, что средства массовой ин­ формации оказались в руках необольшевиков, но и пото­ му, что русская интеллиген­ ция оказалась неготовой к жесткой борьбе, покорно по­ сыпала голову пеплом и позу «униженных и оскорблен­ ных* приняла удивительно покорно. Похоже, советский интернационализм вышел нам боком... Каяться же народу не в изначально диалогична, она предполагает главного учас­ тника диалога — народ. По- тому-то публичная дискуссия так необходима. Хотя следу­ ет признать —наука публич­ ных выступлений, обращен­ ных к людям, формируется. — И голос этот, мне ка­ жется, должен возвышаться если не до небес, то выше Кремля. Именно там, в пер­ вую очередь, должны услы­ шать его. Огромная ответ­ ственность ходом российской истории возложена на ту часть интеллигенции, что занята в сфере образования. — Особая, скажу, ответ­ ственность! Ведь помимо лом­ ки традиционного государст­ ва реформаторы ставят целью «сломать менталитет» всего народа. Об этом, кстати, пря­ мо заявлял бывший министр образования Днепров — из­ менить менталитет через об­ разование, то есть переломить исторический характер наро­ да и сделать из нас эдаких нью-европейцев. Еще в XIX веке лучшие умы государства осознали, что русская интеллигенция должна служить делу просве­ щения, это ее предназначение. И, конечно, в первую очередь тех, кто профессионально связан с образованием. При этом не следует выводить за рамки понятия «интеллиген­ ция» и очень мощный пласт бюрократии. Так вот, профессия — не только средство достижения благополучия, но и образ, и уклад жизни, из которых про­ израстают такие духовно­ нравственные категории, как совесть, благородство, досто­ инство, любовь к ближнему. Профессиональная об­ щность не только рождает ему соответствующее Слово, но и должна нести за него ответственность. Вот сегодня свершается якобы реформа отечественной системы обра­ зования, а по сути разруше­ ние ее, когда предаются забвению великие традиции и опыт, разрывается нить исто­ рической преемственности, рвется связь времен. При мол­ чаливом попустительстве профессионального сообщес­ тва. Лишь немногие восста­ ют против. А ведь большин­ ство молчит — так удобней. Или наводняют професси­ ональные ряды новоиспечен­ ными «докторами всех наук», которые приходят к званию по принципу; «Два часа по­ зора, зато всю остальную жизнь — доктор наук!» А ведь этим формируется облик будущей интеллиген­ ции, будущей образователь­ ной среды, всей системы об­ разования. Не протестуют, молчат ученые! Лишь в ку­ рилке. стыдливо пряча глаза, говорят о соискателе и его ------- -У1УТ'" сы национальное государст­ во, тем более такое как Рос­ сия, опасно. Ведь тогда оно будет заботиться о собствен­ ной экономике, о воспитании национальной элиты, о креп­ кой национально-государ­ ственной организации — в чем и заключается, по сло­ вам Булгакова, националь­ ный эгоизм. Властителям мира нужен рабочий скот, живущий инстинктами, но вовсе не размышляющий че­ ловек, а встроенные в миро­ вое разделение труда наши территории — источником обогащения. Что же предстоит делать русской интеллигенции, если она хочет исполнить свое ис­ торическое предназначение? — Речь фактически идет о формировании качественно иной национальной элиты, свободной от морального гру­ за предательства, который несет на себе (не признаваясь в том) интеллигенция пере­ ходного периода. Что необходимо? Первое — начать с себя! Надо трезво посмотреть — кто мы и ка­ ким содержанием наполнены. Мелкие, жалкие, пошлые споры и конфликты раздира­ ют единое «тело» интеллиген­ ции России, не говоря уж о профессиональных сообщест­ вах. Надо взглянуть на себя «нравственным оком», чтобы уяснить — духовно-нрав­ ственное развитие личности должно сопровождаться все большим осознанием собствен­ ных несовершенств. То есть обрести своего рода «интелли­ гентское смирение», когда успехи в познании сопровож­ даются видением ничтожнос­ ти их на фоне открывающих­ ся перспектив Знания. Опыт наших великих ученых, мыс­ лителей, творцов говорит именно о таком пути. Что уж тут говорить об «образованцах» постсоветско­ го общества или российских либерал-демократах — они ведь знают все! Уместно тут напомнить крылатую фразу Сократа в полном ее звуча­ нии: «Я знаю, что ничего не знаю. Но беда в том, что боль­ шинство не знает и этого!». Вторая задача (и, может быть, первоочередная) — по­ нять общество, в котором мы живем, понять, что созревает внутри его. Ряд крупных уче­ ных едины в таком выводе: складывающийся сегодня тип культуры и, соответственно, тип личности являются пере­ ходными. По словам доктора психологии МГУ Бориса Бра­ туся, сегодня «общество од­ новременно находится в аго­ нии старого и муках рожде­ ния нового. Это общество кра­ ха, периода слома одной иде­ ологии культуры и еще не оформившихся черт другой культуры». му «реформаторы» образова­ ния и менталитета ломают именно этот знаковый при­ знак, внедряя чуждые слово­ образование, лексику, навя­ зывают чуждые интонации. Для реализации этих за­ дач необходимо осмыслить и третью, очень важную. Нуж­ но восстановить целостность знания как абсолютную цен­ ность нашей культуры, целос­ тность знания о самих себе, о своей цивилизации, сфор­ мировать целостно мировоз­ зрение — на образ и смысл бытия, культуру и образова­ ние, отцов и детей, старших и младших, знание и практи­ ку, науку и религию, рацио­ нальное и эмоциональное и так далее. Сейчас все разорвано, ха­ отически перемешано. Порой физически ощущаешь, что живешь именно в разорван­ ном мире и обществе. А нуж­ на целостность во всем, «цельность», как писал Ва­ силий Розанов. —Из чего же и по каким «линиям разлома» она долж­ на складываться и идти? — Когда каждое профес­ сиональное сообщество будет решать свои профессиональ­ ные задачи грамотно и ответ­ ственно. Тогда возникнут и предпосылки объединения об­ щества, появятся контуры общности цели. Тогда-то и начнет решаться грандиозней­ шая задача соединения в еди­ ное целое семьи, школы и церкви. Архисложная задача, но ее надо решить, если мы хотим остаться русским на­ родом. Думаю, разрешению ее будет способствовать тот ги­ гантский культурный пласт, оставленный нам в наследие великими предками. В нашей области — глубочайшие культурные корни, великие традиции, заложенные с XVII века. И Слово всегда было особенно весомо. Сколько ве­ ликих имен жили на этой земле —духовных отцов Цер­ кви, мыслителей, писателей! Такое достояние просто так под лавку не забросишь. Но его надо изучать и лю­ бить! Каждая из этих личнос­ тей, будь то Тихон Задонский, Амвросий Оптинский, Сергей Булгаков, Василий Розанов, Николай Данилевский, Иван Бунин, Евгений Замятин и многие-многие другие явили нам образцы целостных лич­ ностей. О них надо писать и говорить — неустанно, целе­ направленно. У нас в ЕГУ, в частности, осуществляется из­ дательский проект «Земляки о земляках»... — То есть видеть образ Учителя, пастыря народно­ го? И одновременно тянуть­ ся самим к трудам и помыс­ лам этих выдающихся сынов России? —Да, если интеллигент | стремится к такому идеалу, он имеет нравственное и мо-1 ральное право быть учите-1 лем. Я хочу напомнить и дру-1 гую особенность нашей рус­ ской культуры — она ведь | вся вышла из монастырей. Старчество, монашество —I это ведь духовные Учите- [ ля нации. Учительство, просвещенство обязано все это знать и понимать. Что-1 бы работать на народ, на1 будущее России. Тогда обя- [ зательно найдется объеди­ нительное, зовущее за со-1 бой Слово. — Однако, Евгений! Петрович, мы опять же не должны забывать о качес-1 тве сегодняшнего русско­ го человека. Посмотрим на I социальный состав наше-1 го общества: люмпенизи­ рованный пролетарий, на­ емный рабочий, деморали-1 зованный бывший колхоз-1 ник, огромный класс тор­ гующих с внутренней! иерархией не в пользу рус­ ских, растленная, в основ­ ной массе, молодежь, про­ дажная бюрократия,скуп­ ленная на корню «советс­ кая интеллигенция» плюс I продавш аяся хозяевам журналистика. Сколько у нас газет, не приемлющих | режим? Единицы. Кто ус­ лышит Слово, зовущее! хотя бы к осознанию тра- [ гедии, происходящей с вами, чьи сердца уязвит агония когда-то великой страны? «Поле чудес» куда милей опустошенным | душам... — Я все-таки верю в I силу искреннего Слова, об­ ращенного к народу. И если иногда приходится слышать слова, что, мол, пробудится русский мужик и возьмется за вилы, то это не более чем прекрасно­ душные мечтания. Не воз-1 ьмется, поскольку всегда I найдется подачка, послаб-1 ление, патриотическая ри-1 торика... Не к топору надо звать I народ, а возвышать Слово, пробуждающее националь­ ное самосознание, нацио­ нальное достоинство. Тог­ да, может быть, и появит­ ся национальная идея, ко­ торую тщетно искали в кремлевских коридорах ельцинские придворные чи­ новники. России нужно живое Слово, способное до-1 стичь людских сердец. И потом — не будем за-1 бывать — за десятилетие | ломки всех устоев мы ис­ страдались от бессловес­ ности, от немоты растерян-1 ного духа. Так что зерно, брошенное в почву, обяза­ тельно прорастет. Надежда I — на мыслящую моло­ дежь. Она — удивительно | талантливая и целеустрем­ ленная! Ей-то и надо по-1 мочь разобраться в том, о | чем мы говорили выше. Новой русской Интел-1 лигенции, на мой взгляд, надо в кратчайшие сроки | освоить гигантское насле­ дие национально мысля-1 щих философов — это ве­ личайший фундамент фор­ мирования национального мышления, ощутить бла­ годатный свет святоотечес-1 кого наследия Православ­ ной Церкви и попытаться | соединить связь времен, разорванную теперь уже I двумя революциями, для просвещения народа. Но | вовсе не на учениях Запа­ да, насквозь атеистических | и материалистических! Русскому народу, пов-1 торяю, нужны духовные Учителя. Советский пери­ од отличался высоким уровнем просвещения, но дух его был насквозь ма-1 териалистичен и внеисто- ричен. Мы не видели со-1 бственной Истории, пути развития России во всей] полноте, сложности и кра­ соте, а все более стреми­ лись к ярким прелестям I «западного образа жизни» За что и поплатились: в I фантастически краткий] срок потеряли все — стра­ ну, социальные гарантии, I уверенность в будущем да | и в самой жизни. — Мне вспомнились! горькие слова Василия Ро-1 занова: «С л я з гом , ск рип ом , I в и з гом оп уск а ет ся над русской Историей ж елез- 1 ный занавес. — П р е д ст а в л е н и е ] окончилось. П ублика встала . — П о р а н а д е в а т ь ] шубы и возвращаться до- \ мой. Оглянулись. По ни шуб, ни домов не | оказалось...» —Трудно не согласить­ ся, не испытав горечь и I боль, с этими пророчески­ ми словами. А ведь они] сказаны в канун смуты на­ чала века — в 1915 году. I Но Россия выжила, стала первостепенной мировой державой. Как знать, не найдутся ли в недрах по­ руганного народа силы, способные возродить Рос-1 сию уже в XXI веке? И ответить должны мы, I живущие в драматическое | время. Поверим в собствен­ ные силы — появится и I Слово спасения, очнется народ. Чтобы однажды не ужаснуться очевидному: «Но ни шуб, ни домов не| оказалось...» ГЛАВНЫЕ СТРОЙКИ ГОДА НОВОСЕЛЬЕ ОБЛЗАПЛЬНО БУДЕТ. N0ПОЗЖЕ. м Когда рядом со строя­ щейся школой на 320 мест в елецком поселке Арга- мач в считанные дни вы­ рос красивый стадион, ка ­ кого местные жители от­ родясь не видели — с бе­ говыми дорож ками , м а ­ лыми спортивными соору­ жениями, даже пессимис­ ты готовы были поверить, что 1 сентября в новых классах начн)^ся занятия. Уж если возможно такое ч у д о , т о . . . А уж ко гда мощные асфальтоуклад­ чики и многотонные кат­ ки следом пошли «утю­ жить» горячий асфальт во­ круг самой школы, то со­ мнения и вовсе рассеялись — объект сдадут! Теперь уже кахсдая ар- гам ачен ская семья , где растут ребятишки, с нетер­ пением отсчитывает дни в ожидании скорого ново­ селья. А ребята со всей округи, как мухи на мед, с ранннего утра липнут к стройке и с нескрываемым интересом наблюдают за снующими здесь людьми и техникой. События на площадке ме­ няются с каждым часом. Осо­ бенно в главном учебном кор­ пусе, объявленном пусковым. Второй этаж уже почти завер­ шен: оштукатурены стены, сделана черновая стяжка по­ лов, полностью смонтирова­ ны электроснабжение и вен­ тиляция, установлены окон­ ные блоки и выполнено мно­ гое другое, чего, к сожале­ нию, не скажешь о первом этаже, куда только-только вошли штукатуры, потеряв две недели из-за отсутствия раствора. Впрочем, парализованны­ ми оказались не только шко­ ла, но и все стройки Ельца, ставшие заложниками своих же земляков - железнодорож­ ников, сорвавших поставку вагонов липецким цементни­ кам. На пусковой школе в Ар- гамаче, и без того отмеченной массой проблем, в первую очередь финансовых (остаток сметной стоимости по-пре­ жнему составляет 15 млн. руб., из которых 4,6 млн. тре­ буются на приобретение ма­ териалов и оборудования), время безвозвратно потеряно, о чем было заявлено на од­ ном из последних заседаний штаба по контролю за ходом работ, в котором приняли участие почти тридцать чело­ век —от строителей до город­ ских и областных чиновни­ ков. Впервые пусковой объ­ ект встречал столько заинте­ ресованных в его судьбе лю­ дей. Эх, собраться бы всем этим толковым руководите­ лям каких-то пару месяцев назад — цены бы их внима­ нию не было! А еще поступив­ шим 800 тысячам рублей, ко­ торые, как воздух, ох как ждали строители вчера, а еще больше позавчера... Плохо, когда нет денег. Однако, послушав выступле­ ния собравшихся, так и хо­ телось спросить: а почему плохо и тогда, когда они есть? Что мешало тому же заказ­ чику, УКСу горадминистра­ ции, еще неделю-другую на­ зад купить электрощит для котельной, чтобы монтажни­ ки по графику поставили при­ бор вовремя? Вещь-то недефи­ цитная — в соседней Туле их пруд-пруди, но никто не по­ беспокоился ни о перечисле­ нии денег, ни о машине, что­ бы ускорить доставку... Споткнулись вроде бы на пустяке, о котором и говорить неловко, а сколько их под ногами ежедневно? Сунулись киповцы ставить свое обору­ дование, а помещение не го­ тово. Начали было сантехни­ ки проверять систему отопле­ ния к зиме, а колодцы заглу­ шены, и кто их хозяин —не­ известно. Вспомнили про ка­ бель, уложенный когда-то еще к детскому садику, из которого и строят новую шко­ лу, а брошенные сети оказа­ лись непригодными. Никто за ними не следил... Наверное, не сегодня-завт­ ра назовут имя эксплуатаци­ онника, разберутся с промыв­ кой сетей и сбросом воды, смонтируют автоматику, за­ везут недостающие двери и бетон для отмостки здания, подключат энергетику. Одна­ ко 1 сентября в Аргамаче не случится главного — школу не сдадут. Пока не будет долгожданного праздника, в чем честно признались влас­ ти и строители, безусловно, сделавшие за последнее вре­ мя очень много. И все-таки в сентябре на объект войдут маляры, и при благоприятном исходе, воз­ можно в октябре, и состоит­ ся новоселье. К этому сроку надо будет закупить и оснас­ тить школу мебелью и необ­ ходимым оборудованием. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz