Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
23 августа 2001 г., № 164 (21542) Ш ИП ЕЦКАЯ 9 ) ж г а з е т а С у Ю Б И Л Е Й II-. Т о чка опоры долж на быть у каж до го , кто хотел бы оставить после себя добры й след в памятливых сердцах соотечественников и по томков . Но где о н а , эта сам ая точка опоры? В неж ном ли прикосновении м атеринских губ , когда , засыпая , ты тихо покачивался в зыбке? В тверд ом п рощ ал ьном напутственном взгляде о тца , выш едш его вслед за то бою из родим о го подворья на доро гу , ко торая поведет тебя Бог знает в как ие дали ? В бы стротечной ли реч уш ке , в ко торой ты поначалу бестолково бултыхался , а потом приладился , почувствовал надеж н ую упругость ее волны и, оперш ись на нее , отчаянно поплыл? В протяжной ли песне, запавш ей однаж ды в д уш у? .. В поисках волшебной точки мож но поставить еще немало вопрошаю щих знаков. Но все они, так или ина че, приближают к одному и единствен но правильному ответу, заключенно му в слове «Родина». Именно оно со здает вокруг себя магнитное поле, при тягивающее самые горячие, самые тре петные и животворящие чувства. Ро дина и есть Точка Опоры, без которой немыслимы ни высокие идеалы, ни со зидательные дела. А вызревает в нас великое и святое чувство любви к Рос сии из образов малой родины. И еще —как бы ни складывалась жизнь, для нас по-прежнему главными ценностя ми остаются отзывчивость на чужую боль и душевная щедрость. Именно на них «настояна» вся по эзия Бориса Шальнева — известного поэта, публициста, ученого, лауреата Бунинской и Есенинской премий, чле- Б о р и е Ш А Л Ь Н Ш В 7 Т ^ н и линии с к аж д о й д а т о й и к аж д о й у т р а т о й В се о с т р е й о т к р ы в а е т с я мне : П е р е д б л и ж н и м и я — в и н о в а т ы й . П е р е д д а л ь н и м и — греш ен вдвойне. Я в д о л г у перед к аж д о й о син кой ( Г р е х И у д ы все п о м н и т с я ей ) . П е р е д в ся к ой гл у х ою т р о п и н к о й . Ч т о к о г д а - т о р о д н и л а лю дей . П е р е д т и х о й избой деревенской Среди Б о г о м з а б ы т ы х полей . П ер ед э т о й и звечною ж ен ской Р у с с к о й долей — всего м н е больней. Б е с хл еб иц у п о зн а в и м а е т у . Н е т ы л и , м а т ь , м е н я , м а л ь ц а , у ч и л а Р а б о т а т ь т а к , ч т о б солоно во р т у . Р а б о т а т ь т а к , ч т о б сердц у ж а р к о было. Н а щ и т не в ы с т а в л я я т р у д о д н е й . Н е п о х в а л я я с ь п ер с он а л ьн ой славой Н и перед г р о м к о й наш ею держ авой . Н и перед т и х о й с о в е с т ью т в о е й ? ! Теперь с а м а , бессонницей т о м я с ь . К а ч а еш ь побелевш ей головою : — О п я т ь не сп иш ь ? Беда , сы н о к , с т о б о ю ! З а р я у ж е вполнеба зан ял а сь . .. С Н Ы Памяти отца Р а с т е р я л и сверчки в п о т а ё н н ы х у г л а х Вековы е свои деревенские р и т м ы . . . И во сне я в т я ж е л ы х бегу с а п о га х П р я м о в п екло всю ночь не с т и х а ю щ е й б и т в ы . Г л о х н е т р а н н и й р а с с в е т в п е р е к р ё с т н о м д ы м у . О поя сано в з р ы в а м и алое поле... .. .Н еуж ели не м н е , н е уж е л и ем у У м е р е т ь о т ск во зной о бж и гающ ей боли? М о й о т е ц ! М ы не видели сь т ы с я ч у л е т . Я не м а л ь ч и к уж е . М ы т е п е р ь одногодки . Н е серчай , я п р и н ё с т е б е п о здн ий п р и в е т , « Б ел ом ор ом » т е б я у г ощ у — не м а х о р к о й . П о к у р и . Т а к давно м н е х о т е л о с ь с т о б о й П о -м у ж с к и р а з р е ш и т ь болевые вопросы ... « Через д е с я т ь с е к у н д н а ч и н а е т с я бой... Б о л ь н о слабы е к у р и ш ь , сы н о к , п ап иро сы .. .» Я в с т а ю во весь р о с т и ш а г аю вперёд . З а д ы х а я с ь о т едко го ж г у ч е го д ы м а . Т о л ь к о ч у в с т в у ю : п у л я м е н я не б е р ё т . Т о л ь к о в и ж у : с н а р я д ы п р о н о с я т с я м им о . Я у д а ч и т а к о й не п р ощ аю себе. Б о л ь не чую , ч у ж о й п у л е м ё т за к ры в а я . . . П р о сы п а ю с ь в о т ц о в с к о й п р о с т о р н о й избе, В сердце — р а н а ск во зн ая .. . П е р е ж и т о к м о л о д о с т и , ч т о л и . И л и к л я т о й с т а р о с т и н а м е к : Б у д т о все п ереболели боли . на-корреспондента Академии поэзии России, секретаря Правления Союза писателей РФ, руководителя Липецкой областной писательской организации, председателя Комиссии по правам че ловека при главе администрации об ласти, автора десяти поэтических книг. В эти дни ему исполняется шестьде сят пять лет. Стихи Бориса Шальнева пропита ны щемящими запахами родной, ро довой земли, именуемой Средней Лу- кавкой. Это тот возлюбленный уголок, к которому он прирос пуповиной и прикипел сердцем. Есть в том своя закономерность: пе ред тем, как приступить к созданию самого значительного для себя произ ведения, писатель ищет точку опоры в тех местах, где он появился на свет божий, где впервые глотнул свежего воздуха. Поэтому, убежден, что только при льнув сердцем к неиссякаемому теп лу родимой стороны, Борис Михай лович смог черпать вдохновение и силы на огромный, подвижнический труд редактора-составителя трехтом ной «Липецкой энциклопедии». А являясь еще инициатором издания альманаха «Родники липецкие», под нять мощный пласт литературного краеведения. Борис Шальнев принадлежит к тому поколению писателей, чье дет ство и юность приходятся на тяже лые предвоенные и военные годы. На чало их жизненного пути по сущест ву и сути было менее всего детским, а более всего взрослым, глубоко серь езным и трагическим (из пятнадцати детей в семье Шальневых в живых остались только семеро...) Они и на чинают в литературе с осмысления своей собственной жизни, потому что есть что осмыслить. Стремительность — пожалуй, на иболее точное определение того, как поэт Шальнев вошел в мир большой литературы. Это я хорошо помню еще по проходящему в марте 1966 года семинару молодых писателей, где он в зале читал наизусть свою поэму «Мать и сын»: . . .Б уд е т все: рискованны е в з л е ты . Б у д е т ж и з н ь к р у т а и н е п р о с т а . Н а к а к и х о т ч а я н н ы х ш и р о т а х О т з о в е т с я н аш а в ы с о т а ? ...Горели и збы родовые . Ее изба, а за избой В сад у а н т о н о в к и сквозны е К л о н и л и с ь ж е л т о ю т о с к о й . О на сры в ал а и х , т о п т а л а . О к ам ен ел а о т беды. П о т о м под корень вы р уб а л а П о л у с ож ж ен ны е сады . Поэма давняя, а будто о сегодняш нем дне... Для всего творчества Бориса Шаль нева характерна убежденность, что Ро дину и малую, и большую нужно лю бить всю, с ее печалями и радостями и обязательно делить со своим народом все выпадающие на его долю нелегкие испытания. Ибо всякий обрыв связей со своей землей, а значит, и земляками грозит трагическим отрывом от жизни, приводит к творческой «бездомности» и душевному сиротству. Его книги «Родное и близкое», «Ли пецк: годы и судьбы», «Липчане — Ве ликой Победе», «Липецк в солдатской шинели», написанные о высоком чело веческом долге, стали камертоном нрав ственности для многих поколений чи тателей. Крепить, помнить и приумножать завещанные поколением наших отцов и матерей традиции добра, сострадания и справедливости — к этому постоянно призывает нас поэт. И в этом —его твор ческое кредо. Очистительный свет, которым на полнены его произведения, помогает ви деть мир неискаженным и совестли вым... Юбиляр не итожит жизнь, а подво дит очередной промежуточный итог про деланной работе. А сделано немало: писательская организация «выросла» до 24 членов Союза, которыми выпу щено более 100 книг, узаконены твор ческие и социальные стипендии для пи сателей, свыше 6000 книг безвозмезд но передано школам и библиотекам области... Произведения Бориса Шальнева уже принадлежат отечественной литературе. Это неоспоримый факт. Пожелаем ему вдохновения! Анатолий ШЕСТОПАЛОВ. П олно ве сно вы п л а ч е н оброк . Все , ч т о бы ло лю бо , о т л ю б и л о с ь . О т г о р е л о все, ч т о п реж д е ж гл о . Ч е м д уш а о т к р ы т а я т о м и л а с ь . Черно -белым сн е гом зам ело . Го ворю : весна не п о в т о р и т с я . Ч т о ж , судьба , под го р о ч к у кл он и с ь ! О т ч е г о ж не с п и т с я , не л е ж и т с я ? Б у д т о ш е п ч е т к т о - т о : «Оглянись!..» Р о д и н а — к а к м а м а за п л е ч а м и — Т и х и м с в е т о м в с т а л а у п л е т н я . З н аю , ч т о со м н о й он а — в печали . Б у д е т л и ей легче — без м е н я ? В ы й д у , вы й д у н а ее к ры л е ч к о . З а г л я ж у с ь в п р е ч и с т ы е ч е р т ы . И , гл я д иш ь , да с к а ж е т с я словечко . З о л о т о е с р о н и т с я колечко О сенивш ей д уш у к р а с о т ы . У з а д у м ч и в ы х р е ч е к сп ро си , У озёр , осокою с х в а ч е н ны х . С к о л ь ко о м у т о в н а Р у с и Ж е н с к и м и м е н е м обозначено. Д р о г н е т р я с к а , сл о в а в с п л ы в у т . О т к л и к а я с ь т о слева , т о сп рава : «Д а р ь и н берег...», « А л ё н к и н п р и ю т . . ,» , « К а т е р и н и н а п ереправа» . И , на го р ь к ую п а м я т ь ле гки . Д в а сло вечка , з н о б ящ и х с а м ы х . С ло вно эхо , из гл у б и р е к и О т з о в у т с я : « А к с ю т к и н а ям а » . . . П а м я т ь вечная . В е ч ны й покой . В л у н н о м с в е т е с м е с т я т с я п о н я т ь я : Ч у т ь к у п а в а к а ч н ё т с я волной , А п о ч у д и т с я — Белое п л а т ь е . . . И С П О В Е Д Ь К а к с о в е с т ь , небо ч и с т о и гл уб око . Д о в е р ч и вы и с в е т , и синева. И перед э т о й ч и с т о т о й вы сокой И щ у н е з а м у т н ё н н ы е слова. З а ч е м т е м н и т ь — весь белый с в е т приемлю . Н о т и ш и н е в н и м а я , говорю : — И з всех зем ел ь я вы брал э т у землю . И з всех з е м н ы х — р о д и м ую зарю . Н е ан гел с б е л о к ры л ь ем за п л е ч ам и . Д о л г а м и , а не славою т о м и м , Я говорю : за все т в о и печали П л а ч у , З е м л я , т е р п е н и е м своим . Я говорю , ч т о к ней п риш ел не г о с т е м . Ч т о м н е её беречь до с м е р т н ы х дней. Д о к аж д о й в е т к и н а с в я т о м п о г о с т е — П р о щ а л ь н о м древе м а т е р и моей . В с к о р б я х ее и р а д о с т я х об ъ ем лю В по сл ед н ий ча с и снова п о в т о р ю : — И з всех зем ел ь я вы бр а л э т у землю . В е н ч а ю т зем лю с небом соловьи , И , з н а т ь , с в е т л о , п о к а они в е н ч аю т . Ч т о не сберёг я сердце о т любви . Н е за с л о н и л я д уш у о т печали . Все п а м я т н ы он и — п ечаль дорог. С в идани й , р а с с т а в а н и й п е р е к р е с т ь я . Н е в сем п о м о г , но все ж е — в и д и т Б о г ! — Я не п о п а л в колд о би ны б е с ч е с т ь я . С о бл а зны знал , над р иф м о й колдовал . Бе ссонницей т о м и л с я , день и т о ж а . С т и х и ю с т р о к , сл у ч а л о сь , п род авал . Н о Слово п р е д а в а т ь — и збавил Боже . Д а ч т о слова ! П я т н и с т ы й м у х о м о р И т о т в лесу г л я д и т с доверьем в с т р е ч н ы м . Л иш ь о родн е — особый р а зговор , Я перед ней в б о л ьш ом дол гу сердечном . И з в е ч н ы й долг . Е м у п рощ ен ья н е т . Л и ц о м к л и ц у и в п р а вд у л и к не в зв и д е т ь , К о л ь хочеш ь н и к о м у не з а с т и т ь с в е т . Д а л е к и х н е н а р о к о м не о б и д е т ь . Т е п е р ь ,с у д ь б а , в н у ч а т бл агосл ови ! Н о , ж и в п о к уд а , до звезды п ри ч а л ьн ой Н е сберегу я сердце о т лю бви , А д уш у — о т м е л од и и печал ьной . ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА: ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ ОБ«ОТЦАХ»И«ДЕПХ» НЕПОТУРГЕНЕВУ В последнее время мы много говорим и пишем об имущественном расслоении. И почти ничего — о расслоении в общественном сознании. Между тем, никогда еще, во всяком случае, в советские времена, не было такого разительного несовпадения мехсду мировоззрением старшего поколения и молодежи. П ишу и спотыкаюсь на слове «ми ровоззрение». Оно ведь означает не что иное, как взгляд на мир. А на что смотрит сегодня подавляющее большинство молодых людей? Да, пре жде всего, на себя любимых. И думает о своем будущем заработке, своем лич ном преуспевании, своем материальном благополучии в рамках одной, отдель но взятой квартиры, а еще лучше -— коттеджа. И неважно, как будут жить все остальные — лишь бы у меня все было хорошо и стабильно. Благоденст вие страны заботит большинство лишь постольку, поскольку от него зависит личное благоденствие. А отсюда неми нуемо следует и другой принцип: если преуспеть можно за чей-то счет, то это тоже нормально. Об общем благополучии, о светлом будущем для всех сегодня прежде все го думают старики. Те, кто до этого бу дущего не доживет. Казалось бы, что им? Инвалиды войны получают сегод ня, по нашим меркам, неплохую пен сию, имеют хоть какие-то льготы и мог ли бы без тревоги и боли душевной до живать свой век. А они тревожатся, переживают, пытаются говорить, кри чать, предупреждать, да их чаще всего никто не слышит. Вот привезли мне протоколы одного из своих собраний члены общества инвалидов Правобереж ного района Липецка. Как вы думаете, что они обсуждали? Не актуальные для них вопросы здравоохранения, не по вышение квартплаты, не отключение в городе горячей воды на неопределенное время. Они говорили о воспитании мо лодежи. О том, что сами мало делают, что им надо чаще встречаться со школь никами. Будто отдали нам еще не все долги. Для нас это странно... Зато ста новится понятно, почему наш народ победил в той войне. Е сли бы каждый взрослый посто янно думал о том, чего он задол жал своему ребенку, то все было бы иначе. Конечно, задолжал не в смыс ле материального обеспечения. Тут каждый готов в лепешку расшибиться, чтобы его чадо было не хуже других. И подросток тоже начинает считать, что именно это и является единственным, так сказать, обязательством перед ним его родителей. И требовать, и возму щаться, если что-то «не на уровне». Вы полагаете, он на самом деле так праг матичен и циничен? Что он таков, по тому что дитя своего времени? Да нет, он наше с вами дитя. Это мы их делаем такими. И все появляется мысль: каж дый ребенок на самом деле больше все го нуждается в общении. Больше, чем в кроссовках и фирменных джинсах, в «видаке» и игровой приставке. Он ведь и общением с компьютером подменяет общение со взрослыми — как поется в песенке из мультфильма: «Ах, было б только с кем поговорить...» Он ведь бег ством в «виртуальную реальность» спа сается от тех вопросов, на которые не может получить ответа ни у родителей, ни у учителей. И не говорите мне, что у нынешних подростков нет этих вопро- сов! Б еседую с четырнадцатилетним мальчиком, примерным учени ком и послушным сыном. И он мне «выдает» свое жизненное кредо: человек никому ничего не должен. У него есть его жизнь, которая дается один раз. И прожить ее надо так, чтобы всего добиться по максимуму. Чего, спрашиваю, добиться? Материальной независимости, достатка. Вот так тран сформировалась знаменитая формула Николая Островского о том, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Никакие мои доводы на юного моего собеседника поначалу не действу ют. На все один ответ: а почему я до лжен чем-то поступаться, чем-то жер твовать ради других? Это же моя жизнь, и другой у меня не будет. Ну, а что же будет, спрашиваю, когда ты всего добь ешься и все получишь, о чем мечтаешь? И тут наступает замешательство. Спи сок благ, которые можно пощупать, надеть, съесть, оказывается, имеет пре дел. Мальчик уже не знает, чего бы еще захотеть. Он удивляется, узнав, что в материально благополучной Швеции са мое большое количество самоубийств. И этот не по годам практичный и праг матичный ребенок вдруг спрашивает меня: « А для чего человек живет?» По сути дела, именно с этого вопроса, а не со степени жизненной приспособленнос ти и начинается взросление. Если, ко нечно, подросток этого вопроса не за будет и будет думать над ответом. Если ему помогут этот ответ искать. Мы час то говорим себе, что насаждаемая се годня идеология рынка вынуждает мо лодых людей очень рано расставаться с романтическими иллюзиями и идеала ми, а фактически — с человечностью. Что они просто вынуждены зубами про грызать себе путь и отвоевывать место под солнцем. А на самом деле мы та ким способом просто снимаем с себя ответственность. Да, идеология — это не мы. Законы дикого рынка не нами установлены. Вот только тогда давайте вспомним вопрос мальчика: а для чего мы живем? Н ынче модно рассуждать о кризи се семьи. Об этом твердят все — от психологов до политиков. И каждый дает свои рецепты, вплоть до совета Жириновского отменить алимен ты. Кризис и в самом деле налицо. Хотя лично мне кажется, что о нем в боль шей степени свидетельствует не коли чество разводов, а распад семей на уров не разных поколений. Дети не хотят жить с родителями, внуков раздража ют бабушки и дедушки. Все больше ут верждается западная модель: обмени ваться по праздникам открыточками и ходить друг к другу в гости только по приглашениям. Уже и «старики» счи тают своим долгом «отделить» моло дых. Причин, понятно, несметное ко личество, и виноватых хватает с каж дой стороны. Где-то старшее поколение деспотично, где-то молодые эгоистич ны... Короче, конфликт отцов и детей, который был, есть и будет. И все же, и все же... Девочка-подросток, отличница, «бес проблемный ребенок», разговаривает со своей девяностолетней бабушкой: «От стань, надоела, ну чего тебе?» Для че ловека постороннего это то, что назы вается «очевидное —невероятное», пос кольку ни в школе, ни в гостях девоч ка ничего подобного себе не позволяет, а являет собой образец вежливости. Но причина становится ясна сама собой, когда слышишь, что именно так разго варивают со старушкой родители девоч ки. Когда узнаешь, что бабушка пита ется отдельно, у себя в комнатке, отда вая за купленные продукты деньги сыну и снохе. Допускаю, что с самого нача ла их отношения складывались непро сто. Но сейчас-то она — больной и не мощный человек... По существу родители буквально «программируют» дочь на то, что со старым человеком только так и нужно обходиться. Не хочу пророчествовать, но боюсь, что через десяток лет все это срикошетит, и они, постарев, сами и расплатятся за эти уроки сторицей. А другая мама хочет во что бы то . ни стало соответствовать продвинутому молодому поколению. Скрепя сердце, она слушает любимый сыном тяжелый рок и старается как можно искреннее выразить свое восхищение. Хотя сама предпочитает совсем другую музыку. Боясь быть консервативной, предостав ляет сыну полную свободу. К слову, вроде ничем не рискуя: мальчик умен, начитан, воспитан. Вот только он мо жет засидеться с друзьями и вернуться домой в четыре утра. А мама, как вы догадываетесь, не спит. А мама на дру гой день еле ноги таскает. Но сыну ни чего не говорит: а вдруг он сочтет ее непрогрессивной и несовременной? Кто спорит: запреты и скандалы в такой ситуации еще хуже. Но что полу чается: парню-то и в голову не прихо дит элементарно пожалеть мать. Он даже не подозревает о ее бессонных но чах и плохом самочувствии. Ему незна кома простая истина: мы ответственны за тех, кого приручаем, кого любим и кто любит нас. Что это как не разрыв семейных связей? Да, разрыв, пред ставьте себе, из-за чрезмерной материн ской заботы, из-за стремления как буд то бы понять сына. Ну, а кто-то углуб ляет этот разрыв, напротив, насажде нием эдакого патриархального уклада. Который на деле тоже приводит к от чуждению... * * * Р азные ситуации, разные судьбы, разные люди. Понятно, тут нет и не может быть универсальных ре- щений и советов. Каждый сам ищет (если ищет) ответы, прислушиваясь к собственному сердцу. И все-таки риск ну сказать: опасно забывать, что самая большая роскошь нашей жизни — это общение. Как ни банально это звучит. Но нет и не может быть иного пути спа сения от одиночества. Мы должны учиться говорить и слышать: друг дру га, детей, стариков. И тогда, может быть, восстановятся утраченные связи. И тогда не надо будет мучительно сочи нять «общенациональную идею». И не придется с тоской вопрошать: на кого Россию оставляем? Елена БРЕДИС. .ч- 5'льг”' '< ■ ‘ - / / г - ' /''Л- ■ ; • к о л и Д О Б Р А Л И С Ь Д О П Р О С А . . . (Окончание. Начало на 1-й стр .) —Меня вот ваш брат-журналист просит назвать лучшихкомбайнеров. Ая думаю, кто же лучший: тот, кто самой высокой выработ ки на новом «Доне» добился, тот ли, кто за ночь свой агрегат собрал, а днем скромную по меркам лидеров норму выполнил? Обра тите, кстати, внимание: у нас рекордов никто не бьет, но работают все ровно. Это, по-мое му, важнее. Потомуизавершаемжатвувчисле первых в районе. Чтоже такстимулируетлюдей? Все очень просто: ощущение надежного тыла. Начиная вроде бы с мелочей. Скажем, здесь на убо рочном поле обычнуюводу не пьют—только минеральную газированную. Для организма вжару она полезнее. Причембольшого запа са минералки заранее не делают, чтобы не степлилась. Директор сам—прямо из холо дильника —очередную партию подвозит. И сигареты сам развезти не считает зазорным. Душпередвижной всюстраду с поля на поле переезжал, и газеты регулярно в бытовкудо ставлялись, в том числе и «Липецкая». Вотпочемуподсобное хозяйство спиртза- вода финишировало одним из первых в рай оне. Урожайность озимой пшеницы—за 42 центнера, ячменя—31 центнер. Впрочем, к нынешнему дню завершило страду подавляющее больщинство добрин- ских хозяйств. Средняя урожайность—за 29 центнеров. Есть и заявка на областной ре корд: комбайнер СХПКимени Карла Маркса Юрий Исаков намолотил за сезон 18200 цен тнеров зерна. Вячеслав И СКОРНЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz