Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

23 августа 2001 г., № 164 (21542) Ш ИП ЕЦКАЯ 9 ) ж г а з е т а С у Ю Б И Л Е Й II-. Т о чка опоры долж на быть у каж до го , кто хотел бы оставить после себя добры й след в памятливых сердцах соотечественников и по томков . Но где о н а , эта сам ая точка опоры? В неж ном ли прикосновении м атеринских губ , когда , засыпая , ты тихо покачивался в зыбке? В тверд ом п рощ ал ьном напутственном взгляде о тца , выш едш его вслед за то бою из родим о го подворья на доро гу , ко торая поведет тебя Бог знает в как ие дали ? В бы стротечной ли реч уш ке , в ко торой ты поначалу бестолково бултыхался , а потом приладился , почувствовал надеж н ую упругость ее волны и, оперш ись на нее , отчаянно поплыл? В протяжной ли песне, запавш ей однаж ды в д уш у? .. В поисках волшебной точки мож­ но поставить еще немало вопрошаю­ щих знаков. Но все они, так или ина­ че, приближают к одному и единствен­ но правильному ответу, заключенно­ му в слове «Родина». Именно оно со­ здает вокруг себя магнитное поле, при­ тягивающее самые горячие, самые тре­ петные и животворящие чувства. Ро­ дина и есть Точка Опоры, без которой немыслимы ни высокие идеалы, ни со­ зидательные дела. А вызревает в нас великое и святое чувство любви к Рос­ сии из образов малой родины. И еще —как бы ни складывалась жизнь, для нас по-прежнему главными ценностя­ ми остаются отзывчивость на чужую боль и душевная щедрость. Именно на них «настояна» вся по­ эзия Бориса Шальнева — известного поэта, публициста, ученого, лауреата Бунинской и Есенинской премий, чле- Б о р и е Ш А Л Ь Н Ш В 7 Т ^ н и линии с к аж д о й д а т о й и к аж д о й у т р а т о й В се о с т р е й о т к р ы в а е т с я мне : П е р е д б л и ж н и м и я — в и н о в а т ы й . П е р е д д а л ь н и м и — греш ен вдвойне. Я в д о л г у перед к аж д о й о син кой ( Г р е х И у д ы все п о м н и т с я ей ) . П е р е д в ся к ой гл у х ою т р о п и н к о й . Ч т о к о г д а - т о р о д н и л а лю дей . П е р е д т и х о й избой деревенской Среди Б о г о м з а б ы т ы х полей . П ер ед э т о й и звечною ж ен ской Р у с с к о й долей — всего м н е больней. Б е с хл еб иц у п о зн а в и м а е т у . Н е т ы л и , м а т ь , м е н я , м а л ь ц а , у ч и л а Р а б о т а т ь т а к , ч т о б солоно во р т у . Р а б о т а т ь т а к , ч т о б сердц у ж а р к о было. Н а щ и т не в ы с т а в л я я т р у д о д н е й . Н е п о х в а л я я с ь п ер с он а л ьн ой славой Н и перед г р о м к о й наш ею держ авой . Н и перед т и х о й с о в е с т ью т в о е й ? ! Теперь с а м а , бессонницей т о м я с ь . К а ч а еш ь побелевш ей головою : — О п я т ь не сп иш ь ? Беда , сы н о к , с т о б о ю ! З а р я у ж е вполнеба зан ял а сь . .. С Н Ы Памяти отца Р а с т е р я л и сверчки в п о т а ё н н ы х у г л а х Вековы е свои деревенские р и т м ы . . . И во сне я в т я ж е л ы х бегу с а п о га х П р я м о в п екло всю ночь не с т и х а ю щ е й б и т в ы . Г л о х н е т р а н н и й р а с с в е т в п е р е к р ё с т н о м д ы м у . О поя сано в з р ы в а м и алое поле... .. .Н еуж ели не м н е , н е уж е л и ем у У м е р е т ь о т ск во зной о бж и гающ ей боли? М о й о т е ц ! М ы не видели сь т ы с я ч у л е т . Я не м а л ь ч и к уж е . М ы т е п е р ь одногодки . Н е серчай , я п р и н ё с т е б е п о здн ий п р и в е т , « Б ел ом ор ом » т е б я у г ощ у — не м а х о р к о й . П о к у р и . Т а к давно м н е х о т е л о с ь с т о б о й П о -м у ж с к и р а з р е ш и т ь болевые вопросы ... « Через д е с я т ь с е к у н д н а ч и н а е т с я бой... Б о л ь н о слабы е к у р и ш ь , сы н о к , п ап иро сы .. .» Я в с т а ю во весь р о с т и ш а г аю вперёд . З а д ы х а я с ь о т едко го ж г у ч е го д ы м а . Т о л ь к о ч у в с т в у ю : п у л я м е н я не б е р ё т . Т о л ь к о в и ж у : с н а р я д ы п р о н о с я т с я м им о . Я у д а ч и т а к о й не п р ощ аю себе. Б о л ь не чую , ч у ж о й п у л е м ё т за к ры в а я . . . П р о сы п а ю с ь в о т ц о в с к о й п р о с т о р н о й избе, В сердце — р а н а ск во зн ая .. . П е р е ж и т о к м о л о д о с т и , ч т о л и . И л и к л я т о й с т а р о с т и н а м е к : Б у д т о все п ереболели боли . на-корреспондента Академии поэзии России, секретаря Правления Союза писателей РФ, руководителя Липецкой областной писательской организации, председателя Комиссии по правам че­ ловека при главе администрации об­ ласти, автора десяти поэтических книг. В эти дни ему исполняется шестьде­ сят пять лет. Стихи Бориса Шальнева пропита­ ны щемящими запахами родной, ро­ довой земли, именуемой Средней Лу- кавкой. Это тот возлюбленный уголок, к которому он прирос пуповиной и прикипел сердцем. Есть в том своя закономерность: пе­ ред тем, как приступить к созданию самого значительного для себя произ­ ведения, писатель ищет точку опоры в тех местах, где он появился на свет божий, где впервые глотнул свежего воздуха. Поэтому, убежден, что только при­ льнув сердцем к неиссякаемому теп­ лу родимой стороны, Борис Михай­ лович смог черпать вдохновение и силы на огромный, подвижнический труд редактора-составителя трехтом­ ной «Липецкой энциклопедии». А являясь еще инициатором издания альманаха «Родники липецкие», под­ нять мощный пласт литературного краеведения. Борис Шальнев принадлежит к тому поколению писателей, чье дет­ ство и юность приходятся на тяже­ лые предвоенные и военные годы. На­ чало их жизненного пути по сущест­ ву и сути было менее всего детским, а более всего взрослым, глубоко серь­ езным и трагическим (из пятнадцати детей в семье Шальневых в живых остались только семеро...) Они и на­ чинают в литературе с осмысления своей собственной жизни, потому что есть что осмыслить. Стремительность — пожалуй, на­ иболее точное определение того, как поэт Шальнев вошел в мир большой литературы. Это я хорошо помню еще по проходящему в марте 1966 года семинару молодых писателей, где он в зале читал наизусть свою поэму «Мать и сын»: . . .Б уд е т все: рискованны е в з л е ты . Б у д е т ж и з н ь к р у т а и н е п р о с т а . Н а к а к и х о т ч а я н н ы х ш и р о т а х О т з о в е т с я н аш а в ы с о т а ? ...Горели и збы родовые . Ее изба, а за избой В сад у а н т о н о в к и сквозны е К л о н и л и с ь ж е л т о ю т о с к о й . О на сры в ал а и х , т о п т а л а . О к ам ен ел а о т беды. П о т о м под корень вы р уб а л а П о л у с ож ж ен ны е сады . Поэма давняя, а будто о сегодняш­ нем дне... Для всего творчества Бориса Шаль­ нева характерна убежденность, что Ро­ дину и малую, и большую нужно лю­ бить всю, с ее печалями и радостями и обязательно делить со своим народом все выпадающие на его долю нелегкие испытания. Ибо всякий обрыв связей со своей землей, а значит, и земляками грозит трагическим отрывом от жизни, приводит к творческой «бездомности» и душевному сиротству. Его книги «Родное и близкое», «Ли­ пецк: годы и судьбы», «Липчане — Ве­ ликой Победе», «Липецк в солдатской шинели», написанные о высоком чело­ веческом долге, стали камертоном нрав­ ственности для многих поколений чи­ тателей. Крепить, помнить и приумножать завещанные поколением наших отцов и матерей традиции добра, сострадания и справедливости — к этому постоянно призывает нас поэт. И в этом —его твор­ ческое кредо. Очистительный свет, которым на­ полнены его произведения, помогает ви­ деть мир неискаженным и совестли­ вым... Юбиляр не итожит жизнь, а подво­ дит очередной промежуточный итог про­ деланной работе. А сделано немало: писательская организация «выросла» до 24 членов Союза, которыми выпу­ щено более 100 книг, узаконены твор­ ческие и социальные стипендии для пи­ сателей, свыше 6000 книг безвозмезд­ но передано школам и библиотекам области... Произведения Бориса Шальнева уже принадлежат отечественной литературе. Это неоспоримый факт. Пожелаем ему вдохновения! Анатолий ШЕСТОПАЛОВ. П олно ве сно вы п л а ч е н оброк . Все , ч т о бы ло лю бо , о т л ю б и л о с ь . О т г о р е л о все, ч т о п реж д е ж гл о . Ч е м д уш а о т к р ы т а я т о м и л а с ь . Черно -белым сн е гом зам ело . Го ворю : весна не п о в т о р и т с я . Ч т о ж , судьба , под го р о ч к у кл он и с ь ! О т ч е г о ж не с п и т с я , не л е ж и т с я ? Б у д т о ш е п ч е т к т о - т о : «Оглянись!..» Р о д и н а — к а к м а м а за п л е ч а м и — Т и х и м с в е т о м в с т а л а у п л е т н я . З н аю , ч т о со м н о й он а — в печали . Б у д е т л и ей легче — без м е н я ? В ы й д у , вы й д у н а ее к ры л е ч к о . З а г л я ж у с ь в п р е ч и с т ы е ч е р т ы . И , гл я д иш ь , да с к а ж е т с я словечко . З о л о т о е с р о н и т с я колечко О сенивш ей д уш у к р а с о т ы . У з а д у м ч и в ы х р е ч е к сп ро си , У озёр , осокою с х в а ч е н ны х . С к о л ь ко о м у т о в н а Р у с и Ж е н с к и м и м е н е м обозначено. Д р о г н е т р я с к а , сл о в а в с п л ы в у т . О т к л и к а я с ь т о слева , т о сп рава : «Д а р ь и н берег...», « А л ё н к и н п р и ю т . . ,» , « К а т е р и н и н а п ереправа» . И , на го р ь к ую п а м я т ь ле гки . Д в а сло вечка , з н о б ящ и х с а м ы х . С ло вно эхо , из гл у б и р е к и О т з о в у т с я : « А к с ю т к и н а ям а » . . . П а м я т ь вечная . В е ч ны й покой . В л у н н о м с в е т е с м е с т я т с я п о н я т ь я : Ч у т ь к у п а в а к а ч н ё т с я волной , А п о ч у д и т с я — Белое п л а т ь е . . . И С П О В Е Д Ь К а к с о в е с т ь , небо ч и с т о и гл уб око . Д о в е р ч и вы и с в е т , и синева. И перед э т о й ч и с т о т о й вы сокой И щ у н е з а м у т н ё н н ы е слова. З а ч е м т е м н и т ь — весь белый с в е т приемлю . Н о т и ш и н е в н и м а я , говорю : — И з всех зем ел ь я вы брал э т у землю . И з всех з е м н ы х — р о д и м ую зарю . Н е ан гел с б е л о к ры л ь ем за п л е ч ам и . Д о л г а м и , а не славою т о м и м , Я говорю : за все т в о и печали П л а ч у , З е м л я , т е р п е н и е м своим . Я говорю , ч т о к ней п риш ел не г о с т е м . Ч т о м н е её беречь до с м е р т н ы х дней. Д о к аж д о й в е т к и н а с в я т о м п о г о с т е — П р о щ а л ь н о м древе м а т е р и моей . В с к о р б я х ее и р а д о с т я х об ъ ем лю В по сл ед н ий ча с и снова п о в т о р ю : — И з всех зем ел ь я вы бр а л э т у землю . В е н ч а ю т зем лю с небом соловьи , И , з н а т ь , с в е т л о , п о к а они в е н ч аю т . Ч т о не сберёг я сердце о т любви . Н е за с л о н и л я д уш у о т печали . Все п а м я т н ы он и — п ечаль дорог. С в идани й , р а с с т а в а н и й п е р е к р е с т ь я . Н е в сем п о м о г , но все ж е — в и д и т Б о г ! — Я не п о п а л в колд о би ны б е с ч е с т ь я . С о бл а зны знал , над р иф м о й колдовал . Бе ссонницей т о м и л с я , день и т о ж а . С т и х и ю с т р о к , сл у ч а л о сь , п род авал . Н о Слово п р е д а в а т ь — и збавил Боже . Д а ч т о слова ! П я т н и с т ы й м у х о м о р И т о т в лесу г л я д и т с доверьем в с т р е ч н ы м . Л иш ь о родн е — особый р а зговор , Я перед ней в б о л ьш ом дол гу сердечном . И з в е ч н ы й долг . Е м у п рощ ен ья н е т . Л и ц о м к л и ц у и в п р а вд у л и к не в зв и д е т ь , К о л ь хочеш ь н и к о м у не з а с т и т ь с в е т . Д а л е к и х н е н а р о к о м не о б и д е т ь . Т е п е р ь ,с у д ь б а , в н у ч а т бл агосл ови ! Н о , ж и в п о к уд а , до звезды п ри ч а л ьн ой Н е сберегу я сердце о т лю бви , А д уш у — о т м е л од и и печал ьной . ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА: ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ ОБ«ОТЦАХ»И«ДЕПХ» НЕПОТУРГЕНЕВУ В последнее время мы много говорим и пишем об имущественном расслоении. И почти ничего — о расслоении в общественном сознании. Между тем, никогда еще, во всяком случае, в советские времена, не было такого разительного несовпадения мехсду мировоззрением старшего поколения и молодежи. П ишу и спотыкаюсь на слове «ми­ ровоззрение». Оно ведь означает не что иное, как взгляд на мир. А на что смотрит сегодня подавляющее большинство молодых людей? Да, пре­ жде всего, на себя любимых. И думает о своем будущем заработке, своем лич­ ном преуспевании, своем материальном благополучии в рамках одной, отдель­ но взятой квартиры, а еще лучше -— коттеджа. И неважно, как будут жить все остальные — лишь бы у меня все было хорошо и стабильно. Благоденст­ вие страны заботит большинство лишь постольку, поскольку от него зависит личное благоденствие. А отсюда неми­ нуемо следует и другой принцип: если преуспеть можно за чей-то счет, то это тоже нормально. Об общем благополучии, о светлом будущем для всех сегодня прежде все­ го думают старики. Те, кто до этого бу­ дущего не доживет. Казалось бы, что им? Инвалиды войны получают сегод­ ня, по нашим меркам, неплохую пен­ сию, имеют хоть какие-то льготы и мог­ ли бы без тревоги и боли душевной до­ живать свой век. А они тревожатся, переживают, пытаются говорить, кри­ чать, предупреждать, да их чаще всего никто не слышит. Вот привезли мне протоколы одного из своих собраний члены общества инвалидов Правобереж­ ного района Липецка. Как вы думаете, что они обсуждали? Не актуальные для них вопросы здравоохранения, не по­ вышение квартплаты, не отключение в городе горячей воды на неопределенное время. Они говорили о воспитании мо­ лодежи. О том, что сами мало делают, что им надо чаще встречаться со школь­ никами. Будто отдали нам еще не все долги. Для нас это странно... Зато ста­ новится понятно, почему наш народ победил в той войне. Е сли бы каждый взрослый посто­ янно думал о том, чего он задол­ жал своему ребенку, то все было бы иначе. Конечно, задолжал не в смыс­ ле материального обеспечения. Тут каждый готов в лепешку расшибиться, чтобы его чадо было не хуже других. И подросток тоже начинает считать, что именно это и является единственным, так сказать, обязательством перед ним его родителей. И требовать, и возму­ щаться, если что-то «не на уровне». Вы полагаете, он на самом деле так праг­ матичен и циничен? Что он таков, по­ тому что дитя своего времени? Да нет, он наше с вами дитя. Это мы их делаем такими. И все появляется мысль: каж­ дый ребенок на самом деле больше все­ го нуждается в общении. Больше, чем в кроссовках и фирменных джинсах, в «видаке» и игровой приставке. Он ведь и общением с компьютером подменяет общение со взрослыми — как поется в песенке из мультфильма: «Ах, было б только с кем поговорить...» Он ведь бег­ ством в «виртуальную реальность» спа­ сается от тех вопросов, на которые не может получить ответа ни у родителей, ни у учителей. И не говорите мне, что у нынешних подростков нет этих вопро- сов! Б еседую с четырнадцатилетним мальчиком, примерным учени­ ком и послушным сыном. И он мне «выдает» свое жизненное кредо: человек никому ничего не должен. У него есть его жизнь, которая дается один раз. И прожить ее надо так, чтобы всего добиться по максимуму. Чего, спрашиваю, добиться? Материальной независимости, достатка. Вот так тран­ сформировалась знаменитая формула Николая Островского о том, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Никакие мои доводы на юного моего собеседника поначалу не действу­ ют. На все один ответ: а почему я до­ лжен чем-то поступаться, чем-то жер­ твовать ради других? Это же моя жизнь, и другой у меня не будет. Ну, а что же будет, спрашиваю, когда ты всего добь­ ешься и все получишь, о чем мечтаешь? И тут наступает замешательство. Спи­ сок благ, которые можно пощупать, надеть, съесть, оказывается, имеет пре­ дел. Мальчик уже не знает, чего бы еще захотеть. Он удивляется, узнав, что в материально благополучной Швеции са­ мое большое количество самоубийств. И этот не по годам практичный и праг­ матичный ребенок вдруг спрашивает меня: « А для чего человек живет?» По сути дела, именно с этого вопроса, а не со степени жизненной приспособленнос­ ти и начинается взросление. Если, ко­ нечно, подросток этого вопроса не за­ будет и будет думать над ответом. Если ему помогут этот ответ искать. Мы час­ то говорим себе, что насаждаемая се­ годня идеология рынка вынуждает мо­ лодых людей очень рано расставаться с романтическими иллюзиями и идеала­ ми, а фактически — с человечностью. Что они просто вынуждены зубами про­ грызать себе путь и отвоевывать место под солнцем. А на самом деле мы та­ ким способом просто снимаем с себя ответственность. Да, идеология — это не мы. Законы дикого рынка не нами установлены. Вот только тогда давайте вспомним вопрос мальчика: а для чего мы живем? Н ынче модно рассуждать о кризи­ се семьи. Об этом твердят все — от психологов до политиков. И каждый дает свои рецепты, вплоть до совета Жириновского отменить алимен­ ты. Кризис и в самом деле налицо. Хотя лично мне кажется, что о нем в боль­ шей степени свидетельствует не коли­ чество разводов, а распад семей на уров­ не разных поколений. Дети не хотят жить с родителями, внуков раздража­ ют бабушки и дедушки. Все больше ут­ верждается западная модель: обмени­ ваться по праздникам открыточками и ходить друг к другу в гости только по приглашениям. Уже и «старики» счи­ тают своим долгом «отделить» моло­ дых. Причин, понятно, несметное ко­ личество, и виноватых хватает с каж­ дой стороны. Где-то старшее поколение деспотично, где-то молодые эгоистич­ ны... Короче, конфликт отцов и детей, который был, есть и будет. И все же, и все же... Девочка-подросток, отличница, «бес­ проблемный ребенок», разговаривает со своей девяностолетней бабушкой: «От­ стань, надоела, ну чего тебе?» Для че­ ловека постороннего это то, что назы­ вается «очевидное —невероятное», пос­ кольку ни в школе, ни в гостях девоч­ ка ничего подобного себе не позволяет, а являет собой образец вежливости. Но причина становится ясна сама собой, когда слышишь, что именно так разго­ варивают со старушкой родители девоч­ ки. Когда узнаешь, что бабушка пита­ ется отдельно, у себя в комнатке, отда­ вая за купленные продукты деньги сыну и снохе. Допускаю, что с самого нача­ ла их отношения складывались непро­ сто. Но сейчас-то она — больной и не­ мощный человек... По существу родители буквально «программируют» дочь на то, что со старым человеком только так и нужно обходиться. Не хочу пророчествовать, но боюсь, что через десяток лет все это срикошетит, и они, постарев, сами и расплатятся за эти уроки сторицей. А другая мама хочет во что бы то . ни стало соответствовать продвинутому молодому поколению. Скрепя сердце, она слушает любимый сыном тяжелый рок и старается как можно искреннее выразить свое восхищение. Хотя сама предпочитает совсем другую музыку. Боясь быть консервативной, предостав­ ляет сыну полную свободу. К слову, вроде ничем не рискуя: мальчик умен, начитан, воспитан. Вот только он мо­ жет засидеться с друзьями и вернуться домой в четыре утра. А мама, как вы догадываетесь, не спит. А мама на дру­ гой день еле ноги таскает. Но сыну ни­ чего не говорит: а вдруг он сочтет ее непрогрессивной и несовременной? Кто спорит: запреты и скандалы в такой ситуации еще хуже. Но что полу­ чается: парню-то и в голову не прихо­ дит элементарно пожалеть мать. Он даже не подозревает о ее бессонных но­ чах и плохом самочувствии. Ему незна­ кома простая истина: мы ответственны за тех, кого приручаем, кого любим и кто любит нас. Что это как не разрыв семейных связей? Да, разрыв, пред­ ставьте себе, из-за чрезмерной материн­ ской заботы, из-за стремления как буд­ то бы понять сына. Ну, а кто-то углуб­ ляет этот разрыв, напротив, насажде­ нием эдакого патриархального уклада. Который на деле тоже приводит к от­ чуждению... * * * Р азные ситуации, разные судьбы, разные люди. Понятно, тут нет и не может быть универсальных ре- щений и советов. Каждый сам ищет (если ищет) ответы, прислушиваясь к собственному сердцу. И все-таки риск­ ну сказать: опасно забывать, что самая большая роскошь нашей жизни — это общение. Как ни банально это звучит. Но нет и не может быть иного пути спа­ сения от одиночества. Мы должны учиться говорить и слышать: друг дру­ га, детей, стариков. И тогда, может быть, восстановятся утраченные связи. И тогда не надо будет мучительно сочи­ нять «общенациональную идею». И не придется с тоской вопрошать: на кого Россию оставляем? Елена БРЕДИС. .ч- 5'льг”' '< ■ ‘ - / / г - ' /''Л- ■ ; • к о л и Д О Б Р А Л И С Ь Д О П Р О С А . . . (Окончание. Начало на 1-й стр .) —Меня вот ваш брат-журналист просит назвать лучшихкомбайнеров. Ая думаю, кто же лучший: тот, кто самой высокой выработ­ ки на новом «Доне» добился, тот ли, кто за ночь свой агрегат собрал, а днем скромную по меркам лидеров норму выполнил? Обра­ тите, кстати, внимание: у нас рекордов никто не бьет, но работают все ровно. Это, по-мое­ му, важнее. Потомуизавершаемжатвувчисле первых в районе. Чтоже такстимулируетлюдей? Все очень просто: ощущение надежного тыла. Начиная вроде бы с мелочей. Скажем, здесь на убо­ рочном поле обычнуюводу не пьют—только минеральную газированную. Для организма вжару она полезнее. Причембольшого запа­ са минералки заранее не делают, чтобы не степлилась. Директор сам—прямо из холо­ дильника —очередную партию подвозит. И сигареты сам развезти не считает зазорным. Душпередвижной всюстраду с поля на поле переезжал, и газеты регулярно в бытовкудо­ ставлялись, в том числе и «Липецкая». Вотпочемуподсобное хозяйство спиртза- вода финишировало одним из первых в рай­ оне. Урожайность озимой пшеницы—за 42 центнера, ячменя—31 центнер. Впрочем, к нынешнему дню завершило страду подавляющее больщинство добрин- ских хозяйств. Средняя урожайность—за 29 центнеров. Есть и заявка на областной ре­ корд: комбайнер СХПКимени Карла Маркса Юрий Исаков намолотил за сезон 18200 цен тнеров зерна. Вячеслав И СКОРНЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz