Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО БУРАТАЕВА В РОЛИ АССОЛЬ Видная активистка «мед ведей» депутат Госдумы Але ксандра Буратаева, бросив все дела, прилетела в Сочи встречать на пирсе участников р е г а т ы к р е й с е р ских яхт Т а ган р о г - Сочи. Бу р а т а е в а , как извест но, из степной Колмыкии, но симпатии к парусному спор ту понятны: но нескольких ях тах шли экипажи, укомплек тованные работниками ад министрации президента и чиновниками средней руки из правительства России. Свои люди! В коют-компании Сочинского парусного цент ра весь вечер Звучоли тосты о сотрудничестве законодо- тельной и исполнительной власти... СЕРДЮКОВ ЗАСЕЛЯЕТ КАЗАРМЫ Г уб^ н атор Ленинград ской области Валерий Сер дюков предложил заселить п у с т у ю щие воен ные го р о д к и . . . б е с п р и з о р н и к а ми. Так он намерен одним вы с т р е л о м убить двух з айцев предоставить крышу мало летним бомжам и сохранить инфраструктуру покинутых горнизонов. Если учесть, что из-за сокращений в армии только в нынешнем году в регионе окажутся пустующи ми еще 50 военных город ков, то предложение губер натора весьма дальновидно. ПРЕЗИДЕНТ ВЕЛЕЛ НЕ СПЕШИТЬ Президент Тотарстона Минтимер Шаймиев при знал, что республика не ус певает приступить к реали зации про граммы по п е р е х о д у на латини цу с 1 сен тября. Но вые прави ло тотар- ской ор фографии оказались мягко го воря, не ^совершенными, ^что подтвер дил эксперимент в' 70 шко лах. Это уже третья «рево ЛЮЦИЯ» в письменности Та тарстана: в 1927 году на смену арабской графике пришла латинская, а спустя 12 лет, в 1939 году, была введена кириллица. Максим БРУНОВ. ГОРНИ ВЫПУСК N9 30 (335) 21 августа 2001 года НТТР://У/УУУ\/.А01.Ки ПОЧЕМУ ИЗ СОБЫТИЙ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ ОЧЕНЬ ТРУДНО ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ Так что же произошло де сять лет назад? Мы так дружно боролись за свободу и демо кратию или, сами того не ве дая, стали пешками в старин ной российской забаве под на званием «борьба за Кремль»? Рассуждений на сей счет хватает, но, мне кажется, они все однобоки и субъективны. В том-то и дело, что здесь у кож- дого своя правота. Тот, кто за минувшие годы, несмотря ни но что, сумел чего-то добиться (со здал свое дело, построил дом, поездил по белу свету), август 91-го оценит кок большую по беду демократии и здравого смысло. А кто прожил эти годы едва сводя концы с концами, чья жизнь оказалось втоптан ной в грязь и нужду, тот скажет: это был «онтинородный перево рот», о Ельцин и его подручные - преступники. Бессмыслица такого споро заключается в том, что проис шедшее в Москве 10 лет назад историческое событие никакого отношения к народу вообще не имеет. Хотя, конечно, жизнь со ветского человека после авгу ста 1991-го бурно перемени лась, если не скозоть точнее - перевернулась. И все же это был конфликт госудорственных бюрократий. А народ - всего лишь невольный учостник этого конфликта. Помните, кок много рассуж дали в свое и ем я о брежнев ском застое. При этом нопиро- ли но такие аргументы, кок сни жение темпов экономического роста, отстовоние технологий, идеологический тупик. Но если посмотреть но темпы «ради кальных рыночных реформ» и доже но нынешние, если оце нить реальное внедрение в про изводство достижений научно- технического прогресса тогда и сейчас, то брежневский застой сегодня выглядит просто бурным взлетом. Нет, суть зостоя не в этом. А в том, что Брежнев и его престарелая комондо слиш ком засиделись у очого влости. В итоге нарушилось нормальная ротация бюрократических кад ров. В очередях но обладание сановными кабинетами столпи лось сразу несколько поколении управленцев. Кок молодым было пробить ся к государственному рулю, если старики никак не хотег1и выпускать его из своих рук? Из менить механизм управления, «отключить» руль, в который долгожители судорожно вцепи лись, от рулевых тяг. Вот что (о вовсе не какие-то коварные за мыслы зарубежных спецслужб) подтолкиволо бюрократию к развалу и без того обветша лой, нуждающейся в капремон те советской системы. После первых же щогов ста ло понятно: скроенное по ле- нинско-столинским лекалом го сударство и его репрессивный оппорот уже не в состоянии этому противостоять. И тогда мрлодые бюрокроты, прошед- щие неплохую школу в комсо моле и в партии, поняли, что можно безбоязненно выйти зо рамки системы и стать хозяева ми жизни. И не только по долж ности, но по карману. Не слу чайно идея создания «социаль но ориентированной, упровляе- мой рыночной экономики» впервые было озвучена отнюдь не в стенах Академии наук, о в кабинетах рядовых работников ЦК КПСС но Сторой площади. Тогда и академики, и профессо ре, уставшие подводить науч ную базу под любую дурь, рож денную в седовласых головах кремлевских «мыслителей», по чувствовали: ностол их звезд ный час. Началось «рыночное» промывание мозгов. Простой человек, читая тогда вдохновен ные строки экономистов и пуб лицистов, по наивности пола гал, что все это пишется роди его благо: наконец-то верхи да дут ему право жить своим умом и своим кошельком. Но но деле это было подготовка населения к приходу нового собственника, нарождающегося в недрах опо стылевшей всем портийно-бю- рофотической системы. Сегодня все поминоют мучи тельный новоогоревский про цесс. Но самое наивное - ис кать в тех событиях политиче скую подоплеку. Госудорствен- ный суверенитет, реальное но- полнение федерализма, раз граничение полномочий - все это не более чем шелухо. А гловное в том, что уже в ту по ру но горизонте замаячил пе редел собственности. Все пони мали: если будет существовать союзный Центр, то и правило дележа зодост союзноя бюро кратия, именно ей достанутся сомые-сомые куски... Борьба за сохранение или распад С С С Р - это борьба бюрократий зо собственность. Оно началось но зоре перестройки. Август 91-го - всего лишь последняя битва а той войне... Десять лет прошло, о все еще не устают изумляться, кок нелепо, беспомощно выглядят члены ГКЧП в той знаменитой телехронике с первой и послед ней для них пресс-конференции. Странная, разношерстная ком пания. Неужели они и впрямь россчитыволи но победу? До ерунда! В этом главный секрет тех событий: «путч» был нужен не столько тем, кто его затеял, сколько тем, кто с ним героиче ски боролся. Берусь утверждать; именно такое развитие событий в том же российском Белом доме предполагали задолго до 19-22 августа. И делоли все, чтобы эти события стали неотвратимы ми. Тому в подтверждение есть факты, они известны многим из тех, кто в ту пору работал в ко манде Ельцина и провел в Бе- с бы| лом доме три незоо воемых по своему величию и лицемерию дня. Но это уже история. Для нос, сегодняшних, важнее дру гой вопрос: может ли нечто по добное повториться вновь? Довойте вместе поразмыс лим. Задумывает переворот уцешюнноя властью бюрокра тия. Осуществляют недоволь ные властью спецслужбы. Вот дво необходимых условия. В 1991-м было и первое, и вто рое. С 19 по 21 овгусто у Бори са Ельцина и его помощников перебыволо немало людей со Старой площади и с Лубянки. А сколько «звонков солидарно сти» было - не сосчитать! В Бе лом доме знали наверняка, что никакого штурма не будет. Сис тема уже отвернулась от Горбо- чово, о потому он, вернувшись из Форосо, ток и не смог стать полноценным президентом... Может ли подобное про изойти с Владимиром Путиным? Не «переметнутся» ли, кок ко гда-то при Горбачеве, государ ственная бюрократия и спец службы? Пока можно утвер ждать одно: конфликт внутри нынешнего госоппорото реаль но существует. Ельцинская и пу тинская команды борются за выживоние: одной надо сохра нить позиции, другой - росши- рить сферу влияния. Признаки этой борьбы налицо: отставки и странные назначения, некото рые уголовные дело и допросы влиятельных сановников, нако нец, компромат, странным об разом попадающий в СМИ , несмотря но завинченные вро де бы гойки в службах, собира ющих этот компромат. В годы Ельцина каждый крупный столоночольник покро вительствовал коммерческой структуре. Поэтому конкурент- ноя борьба но российском рын ке шло не но прилавках, о в ко- бинетох с вертушками. Потом олигарх взял верх над чиновни ком и стол оплачивать его услу ги... Сегодня, когда Путин меня ет одного чиновнико но друго го, он непременно ущемляет интерес кого-то из олигорхов. Обиженные уже есть. А будет их больше, потому что, несмот ря но лозунг «ровноудоленно- сти», отодвигаются одни оли гархи, приближаются другие. Власть не может не чувство вать этой опосности. Оттого, видимо, пытается исключить вторую составляющую п^чо - недовольство спецслужб. В пос леднее время"'1Срё>ллъ’ Носулил им столько блог, сколько они, пожалуй, не видывали с концо 30-х годов. Было проведена и тотальная замена руководства во всех силовых ведомствах (ис ключение - ФСБ , где у нынеш него президента в руководящих креслах давно свои люди). В общем-то это сгорая кремлев ская традиция: новый генсек - Тогда доже заслуженный чекист депутат Харитонов едва ли решился бы заступиться за Дзержинского... новые «силовики». Дольше мно гое будет зависеть от того, на сколько перемены затронут ин тересы среднего звено. Ток, за теянная новым главой МВД ломко прежних структур уже привела к тому, что офицеры, зонимоющие далеко не гене ральские должности, начинают ностальгировать по Рушойло. О б абсолютной политиче ской устойчивости в сегодняш ней России едва ли кто может мечтать, доже президент. В чем возможная уязвимость Влодими- ро Путина? Прежде всего 'б'не большой и пока малоопытной команде преданных людей, объ единенных лишь географически ми или эфэсбэшными корнями. Кроме того, в тлеющем конфли кте внутри этой комонды факт соперничества «собчоковцев» с кагэбэшниками имеет немало косвенных подтверждений. О с лабляет позицию президента и отсутствие надежной политиче ской опоры. «Единство» доже вместе с «Отечеством» - то кон струкция, срок жизни которой определен лишь личной попу лярностью и перспективами са мого Путина. И еще фактор: прикрытое лицемерными востор гами недовольство большинства региональных вождей. Ноконец, скрытая враждебность очень влиятельных олигархов, обеспо коенных очевидными попытками президента расставить всех бур жуев по новому ранжиру. Можно предположить, по ка ким нопровлениям будут рос- шотывоть путинский пьедестал. Наверняка припомнят прези денту откровенно проволибе- рольный курс - идет-де по пути, намеченному Чубайсом и Гай даром. И Чечню, которую ни как не расхлебают, и заигрыва ние с коммунистоми (в истории с гимном и Мавзолеем)... Кто-то, прочитав эти строки, сочтет их полным бредом. Мол, Путин пользуется поддержкой подавляющей части носеления. Ему доверяют, более того - его любят. Увы, это не горонтия стабильности. В России от люб ви к лидеру до его полного не приятия, случается, хвотоет все го лишь одного шага и одно го дня. Кто сомневается, пусть спросит у Горбачева. Пишу обо всем этом не для того, чтобы бросить но кого-то тень. Увы; мы жили и по сей день живём в государстве бюрокра тической диктатуры. Это стоит помнить хотя бы для того, чтобы людей, заморочив им голову ли цемерными призывоми, кто-ни будь опять не поднял но борьбу под высокими лозунгоми и в чрезвычайно невысоких целях... Павел ВОЩАНОВ, политический обозреватель. НАПАСТИ ОПЯТЬ по ШПАЛАМ ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ЭР-200» ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ Из всех видов пассажир ского транспорта самым на дежным считается поезд. Од нако скоростной «ЭР-200», курсирующий мехзду Петер бургом и Москвой, горячо и неустанно опровергает эту теорию. Еще в конце прошлого года поезд, поработавший всего с неделю, был снят с расписа ния. - Говорят, все пути «раз бомбил», - зометило работни ца железной дороги. Но прошло время, и поезд вернули обратно. Доже не смотря но то, что почти в каж дом рейсе с ним случались мелкие и крупные ЧП, цены но билеты неуклонно росли и зо несколько месяцев поднялись с 188 до 781 рубля (в бизнес- классе еще дороже). Железно дорожники объясняли это сво ими непосильными расходами и чрезвычайным удобством «ЭР-200», Его средняя ско рость - 200 километров, и, то- ким образом, состав может домчать вас из Питера до М о сквы и обратно всего за четы ре чосо 20 минут. Сбылась давняя мечто обеих столиц! Лишь авиаторы не разделя ли бурной радости москвичей и петербуржцев, видя в желез нодорожниках конкурентов. Но, похоже, пилоты беспокоились зря. Но минув шей неделе зо поссожироми «ЭР-200» окончательно зокре- пилось слово экстремолов, ко торым не жалко никоких де нег, лишь бы испытоть острые ощущения. Прославленный поезд только за два дня пере жил две аварии, В первой один из вагонов попросту со шел с рельсов. Тем временем но место происшествия прибыл зомес- титель министра путей сооб щения. В ходе служебного росследовония выяснилось, что виноваты стрелочники. Поезд у нос прекрасный, только рельсы старые», - за метили в пресс-службе О к тябрьской железной дороги. Но следующие сутки все прошло но удивление глодко, но затем последовол очеред ной сюрприз. Прибывший из Москвы поезд врезался в ток называемую тупиковую приз му. - Видоть машинисты не рас считали скорость, - росскозы- воли очевидцы, - и со всей ду ри врубились в отбойник. Но гранитных бордюрах у кроя платформы стоят инфор мационно-световые табло и всегда сидит пород. Один из щитов сорвался от удара и ранил троих человек - женщи ну и двоих мужчин. Из 300 пассажиров никто не постро- дол, исключая синяки, полу ченные гражданами из перво го вогоно. Виновотым но этот раз окозолся машинист Кру тицкий. В локомотивной службе Октябрьской железной дороги недоумевают: что за напасти новолились но такой хороший поезд? Ведь еще недавно он вышел из капитального ремон та, обкатка прошла отлично, но в одном из рейсов почему- то полетели электронные ка бели и силовые блоки. К ваго ном прицепили вспомогатель ный локомотив, котстэый и притаранил состов обротно в Г1итер. Но вот беда, мошинист слишком поздно нажал но ры чаг. Или, может, тормоза по просту неисправны? Нынче билетики но «ЭР- 200» спрашивать бесполезно - в ближайшие недели вам уже не удастся испытать судьбу. Поезд вновь снят с рейса. Те перь с ним разбирается серь езная комиссия, включающоя специолистов из Министерст ва путей сообщения. Октябрь ского электровогоноремонт- ного и Экспериментольного заводов, локомотивщики ОКЖ. Им предстоит не толь ко поставить «диагноз» много страдальному поезду, но так же определить его дальней шую судьбу. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПОЧЕМУ? И КРЫЛЬЯ ЕСТЬ - А НЕ ЛЕТАЕТСЯ... МИНУВШУЮ НЕДЕЛЮ МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ПРОВЕСТИ С ВЫСОКО ПОДНЯТОЙ ГОЛОВОЙ Два профессиональных авиапраздника подряд плюс грандиозное шоу в Жуков ском. Давненько мы так не гордились со бой, соскучились. Но 30 эффектными поле тами российских асов и многотысячными очередями желающих убедиться в нали чии «крыльев Родины» легко разглядеть все ту же нужду и недомогание когда-то могучего организма. Военная авиация в очередной роз с блеском продемонстрировала «Беркут», о авиационные начальники по секрету всему свету россказали, что на его бозе будет создон истребитель пятого поколения, ко торый примут но вооружение в 2001 году. Обойдется это примерно в 1,5 млрд, дол- лоров, что, по словам главкома ВВС Ано- толия Корнуково, вполне «реальная циф ра». Зо год самолетов и рокет мы продаем примерно но дво миллиарда доллоров. Но днях Рособоронэкспорт бодро отчитался об успехах: у него в портфеле заказов но 13 миллиордов. Сплошные достижениия но ни ве междунородного сотрудничества: египтян научим летать но современных «Тушках»,-но поях с бротьями-укроинцоми вот-вот начнем собирать зомечотельные Аны, о с индусами - противокорабельные ракеты. А уж, судя по лихим репортожом с МАКСо, у ноших но вых пассажирских лайнеров заграничные покупатели просто выстраиваются в оче редь. Что особенно умиляет - толкались да же у тех, которые поко еще не летоют (пас сажирский самолет «Сухого»). ...Хорошо в небе, но все-токи спустимся но землю. Перед началом «авиационной недели» было оглашено токая цифра: средний налет пилота в российских ВВС - 7 часов. Дело доже не в том, что их зопод- ные коллеги за год проводят в небе в 30 роз больше. Зачем тратить полтора милли арда «реальных» долларов но сомолет, ко торый к 2010 году некому будет пилотиро вать? Нынешнее поколение летчиков к то му времени уйдет но пенсию, о но подго товку лейтенантов денег в бюджете не пре дусмотрено. Авиация - дорогоя игрушка, России в следующем году придется вы платить 232 миллиарда рублей по внеш ним долгом и 58 миллиардов - по внутрен ним. Это больше, чем мы можем позволить себе выделить на национальную оборону. В бюджете 2002 года военные расходы со- стовляют 262 миллиарда. И это не но авиацию, о но всю ормию и флот! К тому же 2002 год еще не самый тяжелый в пла не обслуживания внешнего долга. Пик при дется но те самые годы, когда мы планиру ем создавать «Супер-Беркут». А что кок нефть подешевеет? Все отчетливее перспектива видеть новейший истребитель лишь в единственном числе но солонох... ИЗ п о ч т ы «дв» «ВИДЕЛ САМ: ЧЕЛОВЕК В КОЛЯСКЕ СПЕШИТ НА СВИДАНИЕ!» Уважаемая редакция! Талька что вернулся из Швейцарии - мне повезло, бывшие коллеги вспомнили про меня и купили тур. Увидел много увлекательного, красивого, незабываемого. Но больше всего меня поразило но улицах городов и курортных местечек обилие инвалидов. Такое впечатление, что здесь вся страна специально сделана для них: и уличные переходы, и автобусы, и магазины, и, извините, туалеты. Меня потрясла сценка: человек с цветами в коляске прикатил в кофе на свидание - кок обычный гражданин. Вы скажете, что здесь удивительного? У меня отец - инвалид, я хорошо представляю тот жутко ограниченный мир, в котором он живет вот уже 20 лет. Говорят, в России инвалидов полтора десятка миллионов... Михаил ЗОЛОТНИЦКИЙ. САМАРА . О Н И - о Н А С Российская авиация еще движется, но нуждается Теперь о крыльях сугубо мирных. Сово- купноя мощность российских зоводов поз воляет собирать в год до полуторо сотен тяжелых пассажирских лайнеров. Зогруже- ны они в лучшем случае процентов но пять. Зото в России летает уже до 50 европей ских и американских лайнеров, что не по зволило отечественным авиастроителям зоробототь свои «зоконные» 1,2 миллиар да долларов. Отношения между российскими авиа строителями и компаниями нопоминоют «холодную войну», у каждой стороны свои убойные оргументы. Авиастроители утвер ждают, что эксплуотоция «Боинго-767» в 1,7 роза дороже, чем родного Ил-96-300. Аэрофлот приводит другие цифры: самый высокий среднесуточный налет к компании отмечен кок роз но сомолетох «Боинг-767» (16,3 часа), о Ил-96 проводит в воздухе только 8,5 часа. Аэрофлот и прочие компании летают но «Боингах» не от недостотко потриотизмо. Просто купить у зоводо-производителя Ил-96-300 доже за 35 млн. долл, (или тем более «Боинг-767» за 90 млн.) никто не мо жет. Да и ни к чему. Во всем мире 80 про центов лайнеров не покупаются, о снача ла берутся в аренду и только лет через 8- 10 переходят в собственность компании. Ток что единственное спасение наших новейших «Илов» и «Тушек» - в срочном развитии лизинга. Теоретически такое ре- в финансовых «костылях». шение принято еще в марте. Финансиро вать овиопром будут российские банки, ко торым государство гарантирует до 85 про центов кредитов. Но есть три проблемы. Первая - банки предлагают кредитовать овиоционную промышленность под 1^-14 процентов годовых. Но лизинг экономиче ски опровдон только при 10-11 (до и то с натяжкой). Опять нужны госдотоции? Второя - вызывает сомнения серьез ность намерений государства. О лизинге разговоры ведутся уже пять лет, програм мы государственной поддержки отечест венной овиоции принимались не роз. Но при этом они были профинонсировоны ма ксимум но треть. И, наконец, гловное. В среднем европе ец летает 1-1,5 роза в год, омериконец и конодец поднимается в воздух до 3 роз в год. При этом они зотрочивоют но приоб ретение билета примерно 20 процентов своего месячного заработка. Россиянин летает но несколько порядков реже (доже в благополучные для авиации советские времена этот показатель не превышал 0,6, о сегодня положение намного хуже), а средний российский овиоториф составля ет... 140 процентов от среднемесячной зорплоты пассажира. Летоть-то мы любим и согласны делать это почоще. Но что-то нодо делать с ноши- ми доходами... Игорь ЕЛКОВ. I О РОССИЙСКОЙ I ШВЕЙЦАРИИ I «Ассошиэйтед пресс»: «В ■ российской Швейцории, кок нозывоют подмосковный Зве- нигсуэод, делать почти нечего, I особенно если ты не «новый русский». Газеты в киоске к полудню кончаются, остается ■ лишь устаревшая программа телевидения и набор порно- I журналов. В рестороне «Джекпот» еда вполне прием лема, но основным розвлече- ■ нием в выходные дни является стриптиз-шоу, где мужчина и ■ женщине, стоя в клетках, раз деваются. Это - один из наи более сомнительных плодов ■ посткоммунистичвекой либе- ролизоции». I о ТРЕВОЖНОМ I АВГУСТЕ I «Файненшл тайме»: «В ■ России люди уже довно при выкли к тому, что все беды случаются летом, в августе: от ■ взятия Кремля поляками в 1610 году до пакта Гитлеро- I Стопина в 1939-м, от вторже ния в Чехословокию в 1968-м до гибели подводников но ■ субмарине «Курск». Вопрос в том, сумеет ли Путин, пытою- ■ щийся добиться стабильности после путаного ельцинского десятилетия, порвать с этой ■ тродицией? Это может стать для него серьезным испытони- I ем. Напомним токже, что в I овгусте 1983 годо был сбит _ корейский лайнер, состоялся I путч в 1991 году, ночолась * ваучеризация в 1992-м, про- I изошел дефолт в 1998-м, но- | чолось вторая чеченская вой на и был назначен премье- I ром Владимир Владимирович ■ Путин в 1999-м». ■ О НОРМАЛЬНОЙ . ТЕМПЕРАТУРЕ I «Файненшл тайме»: «Ког- | да в ноябре 1998 года но се- I веро-зоподе Москвы откры- _ лось совершенно новая по I стилю аптека «36,6», мало “ кто знал, что до ее открытия | менеджеры потратили много | времени но подготовку пер- - соноло, чтобы обеспечить за- I полный уровень обслуживо- ■ ния. Однако они не могли ■ предусмотреть реакцию поку- | потелей. Одна пожилая жен щина вошло в магазин, и, ко- I гдо продавцы с улыбкой при- * ветствоволи ее словами «До- ■ брый день», оно тут же выбе- | жало из магазина. Местные жители не поняли новую кон- I цепцию, они боялись и не- ■ сколько месяцев не приходи- ■ ли в аптеку... Русские начина- I ют ценить шопинг в западном стиле, доже если они покупо- I ют всего лишь аспирин и зуб- I ную посту». _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz