Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
о с . ШИПЕЦКАЯ « 'Ж г а з е т а 15 августа 2001 г., № 158 (21536) П рочитал приглашение к откровенному призна нию: «Где вы были 19 августа 1991 года?», подписан ное Егором Гайдаром. И, сплю нув, решил «раскрыться». Бу дучи руководителем музея- усадьбы «Край долгоруков ский», я в этот день возводил памятник Козьме Пруткову близ шоссе на повороте дорог на Вязовое. Это где-то в двух километрах от Павловки —ко лыбели этого уникального персонажа в истории русской литературы... А еще утром, ког да в половине седьмого бежал к автобусу с ведрами цемента, мастерком, брусками, услышал из чьёго-то окна радиосообще ние о Государственном комите те по чрезвычайному положе нию — ГКЧП... И вспомнил рефрен из сатирической «Исто рии государства Российского от Гостомысла до Тимашова» од ного из создателей Козьмы Пруткова, графа Алексея Кон стантиновича Толстого: «Земля обильна наша, порядка только нет». Сразу не понял, что про изошло, что за ГКЧП. К тому же спешил к уже несколько дней возводимому памятнику. МНЕНИЕ АВГУСТОВСКИЕ Где-то к середине дня с лестни цы из-за головы Козьмы вижу, как мчат в райцентр машины... На митинг! А еще через несколь ко дней «следственная комис сия» будет меня допрашивать: «Почему, как корреспондент-ор ганизатор местного радио, вы сообщили о ГКЧП?..» Признаюсь: на допросе было не по себе. За окнами райкома ночь, следователи глазеют-свер- лят «законностью», а со двора редакции «Сельских зорь» тя нет гарью после сожжения ти ража с материалами ГКЧП.!. Прикидываюсь простачком: «Мне показалось, что создан го сударственный комитет по ус коренной уборке урожая... С погодой-то ведь не шутят...» Между тем сегодня уже ясно: ГКЧП пытался предотвра тить развал, настигший страну в следующие десять лет. Когда арестовали Маршала Советско го Союза Язова, жена его про стонала: «Да ведь это... декаб ристы... Они хотели спасти Со ветский Союз!..» И это было и остается правдой. «ГКЧП — советский декаб ризм» —именно так называет^ ся экспозиция в музее «Край долгоруковский» с единствен ной газетной вырезкой — ре цензией на книгу Язова «Уда ры судьбы». И здесь же —кня гини Т'рубецкая, Волконская, мчащиеся в Сибирь к своим за кованным в цепи мужьям... Драма 1991 года до отча янья эскизна, контурна... Она еще не заговорила... Она безза щитна перед теми, кто торжес твовал в августе-91 победу над СССР, Россией, нашим народом. Уничтожена Духовность (напом^- ню: еще один автор сочинений Козьмы Пруткова, Жемчужни ков из Павловки, обращался к нации: «Духа не угашайте!»). Уничтожается среда обитания — вода, воздух, земля, космос... Это все заменяется капиталом, жаждой собственности и нажи вы, что для русского человека, общинного по своей природе, противоестественно. В конце концов, солнце —коммунистич- но, оно одно на всех... И ребен ку понятно, что частная соб ственность на солнце — абсурд на, почему же она может быть «логичной» для земли, воздуха, воды? Думаю, ГКЧП и хотел ос тановить этот абсурд... Иван ХРИСТЕНКО, заслуженный работник культуры РФ, смотритель музея-усадьбы «Край долгоруковский». с. Долгоруково. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СТАТЬИ В ((ЛГ» ЗИЯЮЩИЕ В : правительство у кнас, по-видимому, 'очень тщательно отбирают прирожденных оптимистов. Или само пребывание в министерском кресле неукоснительно настраивает человека на оптимистический лад? Во всяком случае, назовите мне хоть одного министра любого постперестроечного кабинета — гайдаровского, черномырдинского, кириенковского, степашинского, примаковского, который бы уверенно не твердил о стабилизации, о начале подъема и близком выходе из кризиса. Цену этому оптимизму мы знаем. И у меня есть сомнения, что нынешние министры, все настойчивее констатирующие рост производства и чего-то там еще, не делают это, за глядывая вуже пожелтевшие шпаргалки предшественни ков. А вот специалисты без правительственных портфе лей настроены куда скептич нее. А главное —министрам- оптимистам мало веры у не специалистов, так сказать, у рядового электората. Между тем без этой веры, без ощу щения надежды лилипут ским цифрам роста, даже если они более или менее объ ективны, и подавно грош цена. Вы не задумывались, по чему все-таки Россия выми рает? Из-за материальных лишений и недостаточного питания, из-за дороговизны серьезного лечения и ле карств, из-за войн, катаст роф? Да, конечно. Но, по- моему, основная причина трагедии не в этом. И о ней, кстати, уже написали в не которых газетах. Все просто: человек уми рает, когда ему незачем жить. Народ — тоже. В ель цинскую эпоху все возраст ные группы россиян —каж дая по-своему — испытали многолетний стресс от поте ри духовно-нравственной опоры, если угодно, от утра ченного смысла жизни, от непроходящего чувства уни женности, безнадежности, тупика. Нетрудно проследить, как росла кривая смертности и как ее пики совпадали с кри зисными событиями в исто рии последнего десятилетия. Первый резкий скачок — 1991 год. Что это за год был для России, тогда еще Совет ского Союза, рассказывать не буду. А в 1993-м вектор смертности оказался почти перпендикулярным. Ученые это называют страшным сло вом «сверхсмертность». Иод новременно ползла, а вернее, падала вниз рождаемость. Я бы мог выстроить ко лонки показателей, кстати, опубликованных, которые свидетельствуют о тотальном экономическом и социаль ном неблагополучии, более того — о трагедии народа. О вспышке туберкулеза. Об анемии у матерей и новорож денных детей. Отом, что из- за невозможности приобрес ти нужные препараты пре ждевременно умирают 3,5 миллиона человек. О безра^ ботице, особенно потрясшей северные районы страны. Но, думаю, для большинства чи тателей все это не будет от кровением. Попробуем понять: это все и многое другое, не ме нее трагическое, —результат простого недомыслия верхов, плохого управления страной? Может быть, мы имеем все го лишь иллюстрацию черно- мырдинркого афоризма: «Хо тели как лучше, а получи лось как всегда»? Или тут отнюдь не чье-либо недомыс ВЕРШИНЫ лие, а замысел, умысел, план, который успешно реа лизован? Не будем торопиться с ка тегоричными «да» или «нет». Поразмышляем и взвесим. Возьмем хотя бы как будто разрозненные факты, прямо или косвенно касающиеся де мографии. СМИ в разное время ут верждали следующее. Реформаторы предлагают не засчитывать в стаж рабо ты женщин декретный от пуск. В стране отсутствуют меры по защите матерей при поступлении на работу и при увольнении. Пособия на де тей мизерные, да и они вы плачиваются как Бог на душу положит. Активизиру ется Российская (антироссий- ская!) ассоциация планиро вания семьи, вся деятель ность коей сводится, по сути, к ограничению и без того ми зерной рождаемости. Предус матривается стерилизация (кастрация) по социальным показателям, вчастности при хроническом воспалении лег ких. За последние пять лет стерилизовано 56 тысяч че ловек. К слову, при Ельцине проблемами семейной поли тики в Думе занималась не кая Екатерина Лахова. Она заявляла: «Я —феминистка центра». Доверить феминис тке «заведовать» семейными вопросами — все равно что послать волка пасти овец. Феминизм до абсурда разду вает право женщины на не зависимость от мужчины, от домашнего очага, игнориру ет исконную предназначен ность женщины-матери, хра нительницы семьи, продол жательницы рода. Это весь ма эффективная идеология снижения рождаемости. Плюс —сексуальная револю ция, массовая пропаганда распущенности и безответ ственности. И, разумеется, разрушение православных семейных ценностей, по по воду чего, кстати, церковь, как мне кажется, не демон стрирует особой озабоченно сти. И все это — на фоне ни щенских зарплат, безработи цы, скверных жилищных ус ловий многих граждан... Не кажется ли, что такая концентрация негатива, бьющего по семье, по рожда емости, слишком уж густая, чтобы считать ее случайной, результатом стечения обсто ятельств, ошибочных, но не злонамеренных решений и действий власти? Что, как ни тяжело это признать, все это не ворох не связанных друг с другом фактов, а сис тема? И она очень уж близ ка некогда озвученной самим Гайдаром идее, что в России должно быть 50-80 миллио нов человек. Люди не хотят рожать. Для простого воспроизводст ва населения необходимо, чтобы в каждой семье было три ребенка. Сегодня предпо читают иметь одного или во обще отказываются от детей. Почему? Причина не только в бедности. В семьях, где до ходы выше, нередко детей меньше, чем в бедных. У кого-то срабатывает эгоизм, нежелание обременять себя неизбежными трудами, забо тами и тревогами. Но не бу дем отбрасывать и иные со ображения: если речь идет не ОБ АВТОРЕ:. о семье богатых нуворишей, а о среднеобеспеченном се мействе, то в силу вступает трезвый и по-своему ответ ственный расчет. Дать ребен ку хорошее образование, вы растить его здоровым, обес печить ему получение вузов ского диплома и интересной, позволяющей прилично зара батывать профессии —на это нужны огромные деньги. Даже у сравнительно нор мально (по скудным россий ским меркам) обеспеченных родителей средств на это не достает. Да они и не увере ны, что завтра сохранят ра боту, что не стрясется нечто, способное разрушить их хрупкое, относительное бла гополучие (дефолт, тяжелая болезнь близких, да мало ли что еще случится). Вот и не рожают. Наши отечественные «цивилизато ры», во всем готовые копиро вать западный опыт, каким- то роковым образом не заме чают, что делается за рубе жом для стимулирования рождаемости. Допустим, в Дании в семье с двумя деть ми не только женщина, но и мужчина может не работать и жить безбедно. В Израиле женщина получает 800 дол ларов на ребенка ежемесяч но плюс огромный перечень дотаций на один-три года. Энергично «подхлестывают» рост населения в Австрии, Германии, Франции и так далее. Страны с высокой плотностью населения хотят еще большего его уплотне ния, беспокоятся о будущем. А Россия?.. И вАмерике не сидят сло жа руки. Мы упиваемся сек суальной революцией, а там уже учинили форменную контрреволюцию, приняли закон аж в 250 страниц, при званный поощрять многодет ные семьи, целомудренное воспитание школьников. На эти цели ежегодно выделяет ся 50 миллионов долларов. Как же именно этих за падных усилий «не замеча ют» наши политики? Поче му у нас столько лет делали нечто прямо противополож ное, с безумным энтузиазмом выполняя, в сущности, про грамму самоуничтожения? Я начал это письмо с рас- суждений о причинах смер тности и низкой рождаемос ти. И назвал как главную — утрату смысла существова ния (вот вам поздний плод некогда превозносимой де идеологизации!). Полагаю, что смысл этот, надежду мы даже не утратили. У нас ее отняли. И постарались, что бы это довело россиян до от чаяния, а затем — усталос ти, равнодушия, отрешенно го созерцания тупика, в ко торый нас загнали. Пока народ не увидит вы ход из него, всякие липовые либо ничтожные достижения в экономике ничего не дадут. Они не станут по-настояще му значительными, перелом ными. Вера и надежда горы сдвигают. Безверие, опусто шенность убивают. Как их одолеть? Ответы, в общем-то, ясны. Но нужны ли они тем, кто стоит у власти, действи тельно ли хотят нынешние оптимисты — наследники Гайдара, чтобы у России было достойное будущее? Михаил АНТРОПОВ. г. Липецк. Михаила Георгиевича Антропова хорошо знают не только журналисты «ЛГ». Много лет бессменный директор Липецкого завода пусковых двигателей, он постоянно докучал чиновни кам всех мастей своей неуступчивостью, дерзостью, а то и неприкрытой насмешкой над теми из них, которые оказались «пришибленными инструкцией». Зато и завод при нем был од ним из лучших предприятий в системе сельхозмашинострое ния страны! Приятно сознавать, что М.Г. Антропов по-прежнему верен себе, о чем и свидетельствуют публикуемые заметки. З то письмо — отклик на публикацию «ЛГ» от 29 июня «Слишком умная? Получай-«тройку»!» Автор его, педагог с большим стажем, несколько неожиданно прокомментировал рассказ журналистки о том, как оценили «тройкой» явно медальное, нерядовое экзаменационное сочинение. Он считает, что газета, осудив педагогов, слишком многого от них требует. Общество, которое поставило школу, учителя, ученика в тяжелейшее положение, вряд ли может рассчитывать на то, что школьный преподаватель в таких условиях способен противостоять собственной униженности, нищете, сохранять творческую форму. Впрочем, пусть об этом говорит сам Вячеслав ЯСЕНКОВ. Очень больно. Затрону ты острые проблемы шко лы, даже не «проблемы», а кровоточащие раны сегод няшней России. И не толь ко сегодняшней. Автор не открыл Америки. К сожа лению, почти все язвы об разования, названные жур налисткой и ее безымянной собеседницей в этой почти детективной истории, есть. Но это только видимая часть айсберга. Да, учителя не все уме ют, не на все способны, не каждый читал «все, что тре буется современной про граммой». Но они ведь тоже лишь простые смерт ные. Среди них, как и сре ди представителей любой профессии, встречаются та ланты, неудачники и про сто случайные люди. Толь ко с одним не могу согла ситься. Не верю, что учи тель литературы не может «на высоком уровне» напи сать сочинение. Не верю, потому что знаю педагогов, которые пробовали себя и в журналистике, и в поэ зии, и в прозе. Причем, не безуспешно... Но не о том речь. Вспомним, как осущес твлялся лет 10-15 тому на зад переход на новый учеб ник (не говоря уже о новой программе) даже не по ли тературе, а по более консер вативным дисциплинам, например по математике. Все учителя в течение лета проходили специальные курсы. Большими тиража ми для них издавались ме тодические пособия, а для учащихся — дополнитель ная литература. Сегодня единые государственные программы постепенно, но неуклонно ликвидируются, а те, что по гуманитарным дисциплинам, претерпева ют особенно радикальные изменения. Средств на пе реподготовку учителя в об рез. Школьные библиотеки бедны и очень плохо попол няются. Например, упомя нутой в статье Елены Бре дис повести К. Воробьева нет ни в одной из школь ных библиотек моего горо да. Зато в книжных мага зинах и на развалах мож но найти «Русский разбой», «Я — вор», «Фенечки для девочек», «Интимный днев ник девочки» и в изобилии шпаргалки по любому предмету и на любой вкус. Для учителя, для ученика серьезной литературыпрак тически нет. А если что-то и появится, попробуй купи —цены-то запредельные, а зарплату бюджетникам обещают увеличить до 2025 рублей по 18 разряду. Можно ли на такую зарпла ту содержать семью, пла тить за коммунальные ус луги, телефон, приобрести бытовую технику, строить свой дом, да еще и литера турой обзаводиться? А как быть «юноше, обдумываю щему житье»? Захочет ли он избрать одну из самых трудных и ответственных профессий на земле, чтобы всю жизнь оставаться ни щим? И может ли нищий учитель воспитать свободно мыслящую личность? Наше государство не за интересовано в том, чтобы воспитатель нового поколе ния мог уважать себя и свое дело. Более миллиона детей школьного возраста нигде не учатся. Россия постепен но превращается в страну безграмотных. Беспризор ники, нищие. Так не было даже после войны. Еще недавно в России твердили: «Человек всегда имеет право на ученье, от дых и на труд». Это не было пропагандой: такие права действительно гарантирова- Не приведи Бог служить по ученой части... Н.В. ГОГОЛЬ. лись государством. Что оста лось от них за годы реформ? У правительства нет про думанной издательской и книготорговой политики. Все отдано на откуп торгашам, а им разве грамотные люди нужны? Ни образование, ни воспитание мгновенно бары шей не приносят. Но в чем учитель-то виноват? В средствах массовой ин формации образ учителя при нижается даже в рекламе: учитель изображается в недо стойном, жалком виде. А в жизни из подвижника пре вращают его враспространи теля знаний на базаре обра зовательных услуг. Вы слы шали когда-нибудь по радио или видели по телевидению за последние годыобыкновен ную беседу с сельским учите- тернет. Ее называют еще и мировой помойкой. Грязи там больше, чем достаточно. Сочинения и рефераты — не самое плохое из того, что можно найти в этой сети. Не безызвестная Елена Ханга целую передачу на НТВ пос вятила сексу по Интернету. Но иногда вИнтернете встре чаются и золотые россыпи. В этой сети каждый находит то, что ищет. Еще на Руси гово рили: «Дураку и грамота во вред». А основоположник ки бернетики Норберт Винер в середине прошлого века заме тил: «Вычислительная маши на и ценна лишь настолько, насколько ценен использую щий ее человек». То же мож но сказать о видео, телевиде нии, Интернете и почти о лю бом другом техническом изо бретении. А насчет относи тельной дороговизны «скачи вания» из Интернета сочине ний и других шпаргалок со жалеть не стоит. Достаточно заглянуть на любой книжный развал, чтобынайти «Домаш ние задания по алгебре» для сотне раз в сутки напомина ет, что оно настоящее. Вот фрагмент передачи для подростков «Шалтай-бол- тай». Ведущая просит взрос лых отойти от приемников и доверительно сообщает слу шателям, что некие Шурик и Мурик в Белоруссии написа ли песню «Феллини». Ее ус лышал президент Лукашен ко. Песню запретил, а авто ров выдворил из страны. Да лее предлагает прослушать этот шедевр в авторском ис полнении. Основное содержа ние: у Феллини «герой на ге роине, а героиня на героине». Затем ведущая спрашивает у исполнителей, подпевает ли им сейчас Лукашенко или приплясывает. Можно как угодно относиться к Лука шенко, но на таком уровне высказываться о президенте братской страны, смакуя при этом музыкальные экскре менты Шурика и Мурика, мягко говоря, неприлично... Как вы думаете, после этой передачи подростки толпами побегут в библиотеки выяс- МОЖЕТ ПОБЕ госудАРаво? лем — о том, что его волну ет? Даже сегодня не услыши те, когда систему школьного образования собираются в очередной раз реформиро вать. Реформаторов не инте ресует мнение людей, тех, кому предстоит их реформу реализовать. «Родители готовы купить любое сочинение прошлых лет...», —пишет журналист. Да, многие, особенно власть и деньги имущие родители готовыкупить своему чаду не только сочинение, а сразу и аттестат, диплом. Рынок же — все продается и все поку пается. Им нужны медали лю бой ценой. Спрос налицо — есть и предложение. Поэтому- то медалисты и «образуются» в последние два года учебы. Этим же объясняется пара докс: количество медалей рас тет, а уровень знаний падает. Даже публикация в «ЛГ» по явилась лишь потому, что речь шла о медали. Не думаю, что добавленный позже ко миссией балл прибавит что- нибудь к знаниям выпускни цы, к ее литературному дару. «Новым несчастьем» на звана журналисткой сеть Ин- любого класса, «200 лучших сочинений», «300 лучших со чинений»... Покупай! Это обойдется дешевле. Дело в другом: умение самостоятель но думать, да еще и излагать собственные мысли на бума ге ни за какие деньги и ни в каких сетях не продается. Этому нужно долго и терпе ливо учиться, а корень уче ния горек. Но пока есть маль чики, которые «хотят в Там бов» с аттестатом в кармане и имеют при этом богатень ких родителей, подобная ма кулатура будет в изобилии на книжном рынке. И в Интер нете тоже. Больше всего тревожит и пугает падение интереса к чте нию. Думаю, это напрямую связано с отношением к зна ниям. При нынешнем уровне оплаты труда родители боль шей части школьников заня ты поиском средств на еду. Многим даже не до «шмо ток». А детей воспитывают СМИ. По телевидению на любом канале — насилие, убийства, преступления... Ос новной девиз — «Оттянись со вкусом!». Остается радио, ко торое, подобно попугаю, по нять, кто такой Феллини? Или все-таки отправятся в подворотни искать своих ге роев, героинь и героин? Другая передача — «Му зыка по пятницам». В гостях две развязные девицы, име нующие себя группой «8 Мар та». Сразу обещают петь по псу. Видимо, у них пропал горячо любимый пес. В таких случаях обычно не поют, а воют. Этим они, собственно, и занимались, попутно отве шивая оскорбления звонив шим слушателям. Главный рефрен «девичьего» вытья: «Зачем мне девичья честь?». На этот вопрос, наверное, ни один пес им так и не ответил. Это две летние передачи. Я услышал их по чистой слу чайности. А в новостях сооб щают жизненно важные фак ты. Например, о том, что суд признал очередную девочку законной дочерью Диего Ма радоны. Когда говорят.о «звездах», то об их чисто творческих достижениях по минают вскользь. Зато непре менно поведают, сколько раз они были замужем или же наты, сколько и каких любо вников (любовниц) имели. П Ь Ю Т ли они, курят или ко лются. с особым смаком со общаются самые интимные подробности. В сознание на стойчиво внедряется такой вот образ «современного» молодого человека. А если кто не пьет и не курит, это ненормально. А если к тому же и алфавит знает — ну, тогда уж бедняге лечиться надо. Если речь, например, о тенни-систках, то обяза тельно сообщат, кто из них «самая сексуальная». Сци ничной насмешкой говорят, что в доперестроечной Рос сии не было секса, хотя на помню: рождаемость при этом была на достаточно высоком уровне. Сейчас секса в России — избыток. Даже слово «любовь», обозначавшее ранее в рус ском языке самое святое чувство, теперь произносить опасно, потому что оно ис пользуется вдиком для рус ского слуха сочетании «за ниматься любовью». Зани маются ею, занимаются, да только вот рождаемость по чему-то резко снизилась. И повысилась смертность. Ну ладно, если бы это все было частной лавочкой. Но ведь—государственный радиоканал! Получается, он реализует государственную воспитательную политику —политику геноцида по от ношению к собственному народу? Какое-то двойное лицо у нашего государства. В Думе — дебаты о борьбе с наркотиками и табакоку рением, а в СМИ — «Шал- тай-болтай» и егоры шиш- ковские. Журналисты ежене дельника «Аргументы и факты» подсчитали, сколь ко и каких непристойнос тей произнесли наши мэт рына закрытии Московско го кинофестиваля. Свобода слова в России преврати лась в свободу скверносло вия. Я не случайно говорю о сквернословии. Публич ное попрание моральных норм языкового общения — первый шаг к любому пре ступлению. Барьер совести и стыда уже преодолен. До рога к любым злодеяниям свободна. Верхушку НовогоСвета и Европы давно захлестну ла философия гедонизма; высшая цель жизни — на' слаждение. В советские вре мена эта зараза распростра нилась на коммунистичес кую элиту и стала одной из причин развала Советского Союза. После падения «же лезного занавеса» она за полонила Россию. Но у рус ских испокон веков был другой менталитет. «Рань ше думай о Родине, а по том — о себе» — это ведь придумано задолго до ком мунистов. Это ведь то же самое, что и «возлюби ближнего». Сегодня слова Родина, Отечество не вчес ти, их редко услышишь. Теперь поют иные песни. «Главней всего — погода в доме». Высшая цель —лич ное благополучие. Любой ценой. На остальное —пле вать. Итак, воспитание неок репших душ наше государ ство отдало на откуп рыноч никам, тем самым, которых Христос когда-то изгнал из храма. Как же всей этой ма хине может противостоять учитель, нищий и унижен ный? Я не хочу сказать, что мои коллеги безупречны. Но даже усилия лучших из них, даже семена «разум ного, доброго, вечного», брошенные самыми талан тливыми, вряд ли дадут обильный урожай на каме нистой почве, растрескав шейся от засухи, заросшей сорняками похоти, развра та и насилия. А за девочку, написав Шую хорошее сочинение, можно порадоваться. Зна чит, наша школа еще чему- то учит. Значит, есть еще что оценивать. Значит, пока не все школьники на геро ине. Что касается медали... Не она определяет резуль тат обучения. Медаль — всего ЛИШЬ красивая иг рушка для удовлетворения родительского самолю бия... Вячеслав ЯСЕНКОВ, ] учитель. г. Лебедянь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz