Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

о с . ШИПЕЦКАЯ « 'Ж г а з е т а 15 августа 2001 г., № 158 (21536) П рочитал приглашение к откровенному призна­ нию: «Где вы были 19 августа 1991 года?», подписан­ ное Егором Гайдаром. И, сплю­ нув, решил «раскрыться». Бу­ дучи руководителем музея- усадьбы «Край долгоруков­ ский», я в этот день возводил памятник Козьме Пруткову близ шоссе на повороте дорог на Вязовое. Это где-то в двух километрах от Павловки —ко­ лыбели этого уникального персонажа в истории русской литературы... А еще утром, ког­ да в половине седьмого бежал к автобусу с ведрами цемента, мастерком, брусками, услышал из чьёго-то окна радиосообще­ ние о Государственном комите­ те по чрезвычайному положе­ нию — ГКЧП... И вспомнил рефрен из сатирической «Исто­ рии государства Российского от Гостомысла до Тимашова» од­ ного из создателей Козьмы Пруткова, графа Алексея Кон­ стантиновича Толстого: «Земля обильна наша, порядка только нет». Сразу не понял, что про­ изошло, что за ГКЧП. К тому же спешил к уже несколько дней возводимому памятнику. МНЕНИЕ АВГУСТОВСКИЕ Где-то к середине дня с лестни­ цы из-за головы Козьмы вижу, как мчат в райцентр машины... На митинг! А еще через несколь­ ко дней «следственная комис­ сия» будет меня допрашивать: «Почему, как корреспондент-ор­ ганизатор местного радио, вы сообщили о ГКЧП?..» Признаюсь: на допросе было не по себе. За окнами райкома ночь, следователи глазеют-свер- лят «законностью», а со двора редакции «Сельских зорь» тя­ нет гарью после сожжения ти­ ража с материалами ГКЧП.!. Прикидываюсь простачком: «Мне показалось, что создан го­ сударственный комитет по ус­ коренной уборке урожая... С погодой-то ведь не шутят...» Между тем сегодня уже ясно: ГКЧП пытался предотвра­ тить развал, настигший страну в следующие десять лет. Когда арестовали Маршала Советско­ го Союза Язова, жена его про­ стонала: «Да ведь это... декаб­ ристы... Они хотели спасти Со­ ветский Союз!..» И это было и остается правдой. «ГКЧП — советский декаб­ ризм» —именно так называет^ ся экспозиция в музее «Край долгоруковский» с единствен­ ной газетной вырезкой — ре­ цензией на книгу Язова «Уда­ ры судьбы». И здесь же —кня­ гини Т'рубецкая, Волконская, мчащиеся в Сибирь к своим за­ кованным в цепи мужьям... Драма 1991 года до отча­ янья эскизна, контурна... Она еще не заговорила... Она безза­ щитна перед теми, кто торжес­ твовал в августе-91 победу над СССР, Россией, нашим народом. Уничтожена Духовность (напом^- ню: еще один автор сочинений Козьмы Пруткова, Жемчужни­ ков из Павловки, обращался к нации: «Духа не угашайте!»). Уничтожается среда обитания — вода, воздух, земля, космос... Это все заменяется капиталом, жаждой собственности и нажи­ вы, что для русского человека, общинного по своей природе, противоестественно. В конце концов, солнце —коммунистич- но, оно одно на всех... И ребен­ ку понятно, что частная соб­ ственность на солнце — абсурд­ на, почему же она может быть «логичной» для земли, воздуха, воды? Думаю, ГКЧП и хотел ос­ тановить этот абсурд... Иван ХРИСТЕНКО, заслуженный работник культуры РФ, смотритель музея-усадьбы «Край долгоруковский». с. Долгоруково. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СТАТЬИ В ((ЛГ» ЗИЯЮЩИЕ В : правительство у кнас, по-видимому, 'очень тщательно отбирают прирожденных оптимистов. Или само пребывание в министерском кресле неукоснительно настраивает человека на оптимистический лад? Во всяком случае, назовите мне хоть одного министра любого постперестроечного кабинета — гайдаровского, черномырдинского, кириенковского, степашинского, примаковского, который бы уверенно не твердил о стабилизации, о начале подъема и близком выходе из кризиса. Цену этому оптимизму мы знаем. И у меня есть сомнения, что нынешние министры, все настойчивее констатирующие рост производства и чего-то там еще, не делают это, за­ глядывая вуже пожелтевшие шпаргалки предшественни­ ков. А вот специалисты без правительственных портфе­ лей настроены куда скептич­ нее. А главное —министрам- оптимистам мало веры у не­ специалистов, так сказать, у рядового электората. Между тем без этой веры, без ощу­ щения надежды лилипут­ ским цифрам роста, даже если они более или менее объ­ ективны, и подавно грош цена. Вы не задумывались, по­ чему все-таки Россия выми­ рает? Из-за материальных лишений и недостаточного питания, из-за дороговизны серьезного лечения и ле­ карств, из-за войн, катаст­ роф? Да, конечно. Но, по- моему, основная причина трагедии не в этом. И о ней, кстати, уже написали в не­ которых газетах. Все просто: человек уми­ рает, когда ему незачем жить. Народ — тоже. В ель­ цинскую эпоху все возраст­ ные группы россиян —каж­ дая по-своему — испытали многолетний стресс от поте­ ри духовно-нравственной опоры, если угодно, от утра­ ченного смысла жизни, от непроходящего чувства уни­ женности, безнадежности, тупика. Нетрудно проследить, как росла кривая смертности и как ее пики совпадали с кри­ зисными событиями в исто­ рии последнего десятилетия. Первый резкий скачок — 1991 год. Что это за год был для России, тогда еще Совет­ ского Союза, рассказывать не буду. А в 1993-м вектор смертности оказался почти перпендикулярным. Ученые это называют страшным сло­ вом «сверхсмертность». Иод­ новременно ползла, а вернее, падала вниз рождаемость. Я бы мог выстроить ко­ лонки показателей, кстати, опубликованных, которые свидетельствуют о тотальном экономическом и социаль­ ном неблагополучии, более того — о трагедии народа. О вспышке туберкулеза. Об анемии у матерей и новорож­ денных детей. Отом, что из- за невозможности приобрес­ ти нужные препараты пре­ ждевременно умирают 3,5 миллиона человек. О безра^ ботице, особенно потрясшей северные районы страны. Но, думаю, для большинства чи­ тателей все это не будет от­ кровением. Попробуем понять: это все и многое другое, не ме­ нее трагическое, —результат простого недомыслия верхов, плохого управления страной? Может быть, мы имеем все­ го лишь иллюстрацию черно- мырдинркого афоризма: «Хо­ тели как лучше, а получи­ лось как всегда»? Или тут отнюдь не чье-либо недомыс­ ВЕРШИНЫ лие, а замысел, умысел, план, который успешно реа­ лизован? Не будем торопиться с ка­ тегоричными «да» или «нет». Поразмышляем и взвесим. Возьмем хотя бы как будто разрозненные факты, прямо или косвенно касающиеся де­ мографии. СМИ в разное время ут­ верждали следующее. Реформаторы предлагают не засчитывать в стаж рабо­ ты женщин декретный от­ пуск. В стране отсутствуют меры по защите матерей при поступлении на работу и при увольнении. Пособия на де­ тей мизерные, да и они вы­ плачиваются как Бог на душу положит. Активизиру­ ется Российская (антироссий- ская!) ассоциация планиро­ вания семьи, вся деятель­ ность коей сводится, по сути, к ограничению и без того ми­ зерной рождаемости. Предус­ матривается стерилизация (кастрация) по социальным показателям, вчастности при хроническом воспалении лег­ ких. За последние пять лет стерилизовано 56 тысяч че­ ловек. К слову, при Ельцине проблемами семейной поли­ тики в Думе занималась не­ кая Екатерина Лахова. Она заявляла: «Я —феминистка центра». Доверить феминис­ тке «заведовать» семейными вопросами — все равно что послать волка пасти овец. Феминизм до абсурда разду­ вает право женщины на не­ зависимость от мужчины, от домашнего очага, игнориру­ ет исконную предназначен­ ность женщины-матери, хра­ нительницы семьи, продол­ жательницы рода. Это весь­ ма эффективная идеология снижения рождаемости. Плюс —сексуальная револю­ ция, массовая пропаганда распущенности и безответ­ ственности. И, разумеется, разрушение православных семейных ценностей, по по­ воду чего, кстати, церковь, как мне кажется, не демон­ стрирует особой озабоченно­ сти. И все это — на фоне ни­ щенских зарплат, безработи­ цы, скверных жилищных ус­ ловий многих граждан... Не кажется ли, что такая концентрация негатива, бьющего по семье, по рожда­ емости, слишком уж густая, чтобы считать ее случайной, результатом стечения обсто­ ятельств, ошибочных, но не злонамеренных решений и действий власти? Что, как ни тяжело это признать, все это не ворох не связанных друг с другом фактов, а сис­ тема? И она очень уж близ­ ка некогда озвученной самим Гайдаром идее, что в России должно быть 50-80 миллио­ нов человек. Люди не хотят рожать. Для простого воспроизводст­ ва населения необходимо, чтобы в каждой семье было три ребенка. Сегодня предпо­ читают иметь одного или во­ обще отказываются от детей. Почему? Причина не только в бедности. В семьях, где до­ ходы выше, нередко детей меньше, чем в бедных. У кого-то срабатывает эгоизм, нежелание обременять себя неизбежными трудами, забо­ тами и тревогами. Но не бу­ дем отбрасывать и иные со­ ображения: если речь идет не ОБ АВТОРЕ:. о семье богатых нуворишей, а о среднеобеспеченном се­ мействе, то в силу вступает трезвый и по-своему ответ­ ственный расчет. Дать ребен­ ку хорошее образование, вы­ растить его здоровым, обес­ печить ему получение вузов­ ского диплома и интересной, позволяющей прилично зара­ батывать профессии —на это нужны огромные деньги. Даже у сравнительно нор­ мально (по скудным россий­ ским меркам) обеспеченных родителей средств на это не­ достает. Да они и не увере­ ны, что завтра сохранят ра­ боту, что не стрясется нечто, способное разрушить их хрупкое, относительное бла­ гополучие (дефолт, тяжелая болезнь близких, да мало ли что еще случится). Вот и не рожают. Наши отечественные «цивилизато­ ры», во всем готовые копиро­ вать западный опыт, каким- то роковым образом не заме­ чают, что делается за рубе­ жом для стимулирования рождаемости. Допустим, в Дании в семье с двумя деть­ ми не только женщина, но и мужчина может не работать и жить безбедно. В Израиле женщина получает 800 дол­ ларов на ребенка ежемесяч­ но плюс огромный перечень дотаций на один-три года. Энергично «подхлестывают» рост населения в Австрии, Германии, Франции и так далее. Страны с высокой плотностью населения хотят еще большего его уплотне­ ния, беспокоятся о будущем. А Россия?.. И вАмерике не сидят сло­ жа руки. Мы упиваемся сек­ суальной революцией, а там уже учинили форменную контрреволюцию, приняли закон аж в 250 страниц, при­ званный поощрять многодет­ ные семьи, целомудренное воспитание школьников. На эти цели ежегодно выделяет­ ся 50 миллионов долларов. Как же именно этих за­ падных усилий «не замеча­ ют» наши политики? Поче­ му у нас столько лет делали нечто прямо противополож­ ное, с безумным энтузиазмом выполняя, в сущности, про­ грамму самоуничтожения? Я начал это письмо с рас- суждений о причинах смер­ тности и низкой рождаемос­ ти. И назвал как главную — утрату смысла существова­ ния (вот вам поздний плод некогда превозносимой де­ идеологизации!). Полагаю, что смысл этот, надежду мы даже не утратили. У нас ее отняли. И постарались, что­ бы это довело россиян до от­ чаяния, а затем — усталос­ ти, равнодушия, отрешенно­ го созерцания тупика, в ко­ торый нас загнали. Пока народ не увидит вы­ ход из него, всякие липовые либо ничтожные достижения в экономике ничего не дадут. Они не станут по-настояще­ му значительными, перелом­ ными. Вера и надежда горы сдвигают. Безверие, опусто­ шенность убивают. Как их одолеть? Ответы, в общем-то, ясны. Но нужны ли они тем, кто стоит у власти, действи­ тельно ли хотят нынешние оптимисты — наследники Гайдара, чтобы у России было достойное будущее? Михаил АНТРОПОВ. г. Липецк. Михаила Георгиевича Антропова хорошо знают не только журналисты «ЛГ». Много лет бессменный директор Липецкого завода пусковых двигателей, он постоянно докучал чиновни­ кам всех мастей своей неуступчивостью, дерзостью, а то и неприкрытой насмешкой над теми из них, которые оказались «пришибленными инструкцией». Зато и завод при нем был од­ ним из лучших предприятий в системе сельхозмашинострое­ ния страны! Приятно сознавать, что М.Г. Антропов по-прежнему верен себе, о чем и свидетельствуют публикуемые заметки. З то письмо — отклик на публикацию «ЛГ» от 29 июня «Слишком умная? Получай-«тройку»!» Автор его, педагог с большим стажем, несколько неожиданно прокомментировал рассказ журналистки о том, как оценили «тройкой» явно медальное, нерядовое экзаменационное сочинение. Он считает, что газета, осудив педагогов, слишком многого от них требует. Общество, которое поставило школу, учителя, ученика в тяжелейшее положение, вряд ли может рассчитывать на то, что школьный преподаватель в таких условиях способен противостоять собственной униженности, нищете, сохранять творческую форму. Впрочем, пусть об этом говорит сам Вячеслав ЯСЕНКОВ. Очень больно. Затрону­ ты острые проблемы шко­ лы, даже не «проблемы», а кровоточащие раны сегод­ няшней России. И не толь­ ко сегодняшней. Автор не открыл Америки. К сожа­ лению, почти все язвы об­ разования, названные жур­ налисткой и ее безымянной собеседницей в этой почти детективной истории, есть. Но это только видимая часть айсберга. Да, учителя не все уме­ ют, не на все способны, не каждый читал «все, что тре­ буется современной про­ граммой». Но они ведь тоже лишь простые смерт­ ные. Среди них, как и сре­ ди представителей любой профессии, встречаются та­ ланты, неудачники и про­ сто случайные люди. Толь­ ко с одним не могу согла­ ситься. Не верю, что учи­ тель литературы не может «на высоком уровне» напи­ сать сочинение. Не верю, потому что знаю педагогов, которые пробовали себя и в журналистике, и в поэ­ зии, и в прозе. Причем, не­ безуспешно... Но не о том речь. Вспомним, как осущес­ твлялся лет 10-15 тому на­ зад переход на новый учеб­ ник (не говоря уже о новой программе) даже не по ли­ тературе, а по более консер­ вативным дисциплинам, например по математике. Все учителя в течение лета проходили специальные курсы. Большими тиража­ ми для них издавались ме­ тодические пособия, а для учащихся — дополнитель­ ная литература. Сегодня единые государственные программы постепенно, но неуклонно ликвидируются, а те, что по гуманитарным дисциплинам, претерпева­ ют особенно радикальные изменения. Средств на пе­ реподготовку учителя в об­ рез. Школьные библиотеки бедны и очень плохо попол­ няются. Например, упомя­ нутой в статье Елены Бре­ дис повести К. Воробьева нет ни в одной из школь­ ных библиотек моего горо­ да. Зато в книжных мага­ зинах и на развалах мож­ но найти «Русский разбой», «Я — вор», «Фенечки для девочек», «Интимный днев­ ник девочки» и в изобилии шпаргалки по любому предмету и на любой вкус. Для учителя, для ученика серьезной литературыпрак­ тически нет. А если что-то и появится, попробуй купи —цены-то запредельные, а зарплату бюджетникам обещают увеличить до 2025 рублей по 18 разряду. Можно ли на такую зарпла­ ту содержать семью, пла­ тить за коммунальные ус­ луги, телефон, приобрести бытовую технику, строить свой дом, да еще и литера­ турой обзаводиться? А как быть «юноше, обдумываю­ щему житье»? Захочет ли он избрать одну из самых трудных и ответственных профессий на земле, чтобы всю жизнь оставаться ни­ щим? И может ли нищий учитель воспитать свободно мыслящую личность? Наше государство не за­ интересовано в том, чтобы воспитатель нового поколе­ ния мог уважать себя и свое дело. Более миллиона детей школьного возраста нигде не учатся. Россия постепен­ но превращается в страну безграмотных. Беспризор­ ники, нищие. Так не было даже после войны. Еще недавно в России твердили: «Человек всегда имеет право на ученье, от­ дых и на труд». Это не было пропагандой: такие права действительно гарантирова- Не приведи Бог служить по ученой части... Н.В. ГОГОЛЬ. лись государством. Что оста­ лось от них за годы реформ? У правительства нет про­ думанной издательской и книготорговой политики. Все отдано на откуп торгашам, а им разве грамотные люди нужны? Ни образование, ни воспитание мгновенно бары­ шей не приносят. Но в чем учитель-то виноват? В средствах массовой ин­ формации образ учителя при­ нижается даже в рекламе: учитель изображается в недо­ стойном, жалком виде. А в жизни из подвижника пре­ вращают его враспространи­ теля знаний на базаре обра­ зовательных услуг. Вы слы­ шали когда-нибудь по радио или видели по телевидению за последние годыобыкновен­ ную беседу с сельским учите- тернет. Ее называют еще и мировой помойкой. Грязи там больше, чем достаточно. Сочинения и рефераты — не самое плохое из того, что можно найти в этой сети. Не­ безызвестная Елена Ханга целую передачу на НТВ пос­ вятила сексу по Интернету. Но иногда вИнтернете встре­ чаются и золотые россыпи. В этой сети каждый находит то, что ищет. Еще на Руси гово­ рили: «Дураку и грамота во вред». А основоположник ки­ бернетики Норберт Винер в середине прошлого века заме­ тил: «Вычислительная маши­ на и ценна лишь настолько, насколько ценен использую­ щий ее человек». То же мож­ но сказать о видео, телевиде­ нии, Интернете и почти о лю­ бом другом техническом изо­ бретении. А насчет относи­ тельной дороговизны «скачи­ вания» из Интернета сочине­ ний и других шпаргалок со­ жалеть не стоит. Достаточно заглянуть на любой книжный развал, чтобынайти «Домаш­ ние задания по алгебре» для сотне раз в сутки напомина­ ет, что оно настоящее. Вот фрагмент передачи для подростков «Шалтай-бол- тай». Ведущая просит взрос­ лых отойти от приемников и доверительно сообщает слу­ шателям, что некие Шурик и Мурик в Белоруссии написа­ ли песню «Феллини». Ее ус­ лышал президент Лукашен­ ко. Песню запретил, а авто­ ров выдворил из страны. Да­ лее предлагает прослушать этот шедевр в авторском ис­ полнении. Основное содержа­ ние: у Феллини «герой на ге­ роине, а героиня на героине». Затем ведущая спрашивает у исполнителей, подпевает ли им сейчас Лукашенко или приплясывает. Можно как угодно относиться к Лука­ шенко, но на таком уровне высказываться о президенте братской страны, смакуя при этом музыкальные экскре­ менты Шурика и Мурика, мягко говоря, неприлично... Как вы думаете, после этой передачи подростки толпами побегут в библиотеки выяс- МОЖЕТ ПОБЕ госудАРаво? лем — о том, что его волну­ ет? Даже сегодня не услыши­ те, когда систему школьного образования собираются в очередной раз реформиро­ вать. Реформаторов не инте­ ресует мнение людей, тех, кому предстоит их реформу реализовать. «Родители готовы купить любое сочинение прошлых лет...», —пишет журналист. Да, многие, особенно власть и деньги имущие родители готовыкупить своему чаду не только сочинение, а сразу и аттестат, диплом. Рынок же — все продается и все поку­ пается. Им нужны медали лю­ бой ценой. Спрос налицо — есть и предложение. Поэтому- то медалисты и «образуются» в последние два года учебы. Этим же объясняется пара­ докс: количество медалей рас­ тет, а уровень знаний падает. Даже публикация в «ЛГ» по­ явилась лишь потому, что речь шла о медали. Не думаю, что добавленный позже ко­ миссией балл прибавит что- нибудь к знаниям выпускни­ цы, к ее литературному дару. «Новым несчастьем» на­ звана журналисткой сеть Ин- любого класса, «200 лучших сочинений», «300 лучших со­ чинений»... Покупай! Это обойдется дешевле. Дело в другом: умение самостоятель­ но думать, да еще и излагать собственные мысли на бума­ ге ни за какие деньги и ни в каких сетях не продается. Этому нужно долго и терпе­ ливо учиться, а корень уче­ ния горек. Но пока есть маль­ чики, которые «хотят в Там­ бов» с аттестатом в кармане и имеют при этом богатень­ ких родителей, подобная ма­ кулатура будет в изобилии на книжном рынке. И в Интер­ нете тоже. Больше всего тревожит и пугает падение интереса к чте­ нию. Думаю, это напрямую связано с отношением к зна­ ниям. При нынешнем уровне оплаты труда родители боль­ шей части школьников заня­ ты поиском средств на еду. Многим даже не до «шмо­ ток». А детей воспитывают СМИ. По телевидению на любом канале — насилие, убийства, преступления... Ос­ новной девиз — «Оттянись со вкусом!». Остается радио, ко­ торое, подобно попугаю, по нять, кто такой Феллини? Или все-таки отправятся в подворотни искать своих ге­ роев, героинь и героин? Другая передача — «Му­ зыка по пятницам». В гостях две развязные девицы, име­ нующие себя группой «8 Мар­ та». Сразу обещают петь по псу. Видимо, у них пропал горячо любимый пес. В таких случаях обычно не поют, а воют. Этим они, собственно, и занимались, попутно отве­ шивая оскорбления звонив­ шим слушателям. Главный рефрен «девичьего» вытья: «Зачем мне девичья честь?». На этот вопрос, наверное, ни один пес им так и не ответил. Это две летние передачи. Я услышал их по чистой слу­ чайности. А в новостях сооб­ щают жизненно важные фак­ ты. Например, о том, что суд признал очередную девочку законной дочерью Диего Ма­ радоны. Когда говорят.о «звездах», то об их чисто творческих достижениях по­ минают вскользь. Зато непре­ менно поведают, сколько раз они были замужем или же­ наты, сколько и каких любо­ вников (любовниц) имели. П Ь Ю Т ли они, курят или ко­ лются. с особым смаком со­ общаются самые интимные подробности. В сознание на­ стойчиво внедряется такой вот образ «современного» молодого человека. А если кто не пьет и не курит, это ненормально. А если к тому же и алфавит знает — ну, тогда уж бедняге лечиться надо. Если речь, например, о тенни-систках, то обяза­ тельно сообщат, кто из них «самая сексуальная». Сци­ ничной насмешкой говорят, что в доперестроечной Рос­ сии не было секса, хотя на­ помню: рождаемость при этом была на достаточно высоком уровне. Сейчас секса в России — избыток. Даже слово «любовь», обозначавшее ранее в рус­ ском языке самое святое чувство, теперь произносить опасно, потому что оно ис­ пользуется вдиком для рус­ ского слуха сочетании «за­ ниматься любовью». Зани­ маются ею, занимаются, да только вот рождаемость по­ чему-то резко снизилась. И повысилась смертность. Ну ладно, если бы это все было частной лавочкой. Но ведь—государственный радиоканал! Получается, он реализует государственную воспитательную политику —политику геноцида по от­ ношению к собственному народу? Какое-то двойное лицо у нашего государства. В Думе — дебаты о борьбе с наркотиками и табакоку­ рением, а в СМИ — «Шал- тай-болтай» и егоры шиш- ковские. Журналисты ежене­ дельника «Аргументы и факты» подсчитали, сколь­ ко и каких непристойнос­ тей произнесли наши мэт­ рына закрытии Московско­ го кинофестиваля. Свобода слова в России преврати­ лась в свободу скверносло­ вия. Я не случайно говорю о сквернословии. Публич­ ное попрание моральных норм языкового общения — первый шаг к любому пре­ ступлению. Барьер совести и стыда уже преодолен. До­ рога к любым злодеяниям свободна. Верхушку НовогоСвета и Европы давно захлестну­ ла философия гедонизма; высшая цель жизни — на' слаждение. В советские вре­ мена эта зараза распростра­ нилась на коммунистичес кую элиту и стала одной из причин развала Советского Союза. После падения «же­ лезного занавеса» она за­ полонила Россию. Но у рус ских испокон веков был другой менталитет. «Рань­ ше думай о Родине, а по том — о себе» — это ведь придумано задолго до ком­ мунистов. Это ведь то же самое, что и «возлюби ближнего». Сегодня слова Родина, Отечество не вчес ти, их редко услышишь. Теперь поют иные песни. «Главней всего — погода в доме». Высшая цель —лич ное благополучие. Любой ценой. На остальное —пле­ вать. Итак, воспитание неок­ репших душ наше государ­ ство отдало на откуп рыноч­ никам, тем самым, которых Христос когда-то изгнал из храма. Как же всей этой ма­ хине может противостоять учитель, нищий и унижен­ ный? Я не хочу сказать, что мои коллеги безупречны. Но даже усилия лучших из них, даже семена «разум­ ного, доброго, вечного», брошенные самыми талан­ тливыми, вряд ли дадут обильный урожай на каме­ нистой почве, растрескав­ шейся от засухи, заросшей сорняками похоти, развра­ та и насилия. А за девочку, написав Шую хорошее сочинение, можно порадоваться. Зна­ чит, наша школа еще чему- то учит. Значит, есть еще что оценивать. Значит, пока не все школьники на геро ине. Что касается медали... Не она определяет резуль тат обучения. Медаль — всего ЛИШЬ красивая иг­ рушка для удовлетворения родительского самолю­ бия... Вячеслав ЯСЕНКОВ, ] учитель. г. Лебедянь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz