Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
4 ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО И К СТАРОДУБЦЕВУ ПРИШЛО ПРИЗНАНИЕ к 10-й годовщине ГКЧП самым , популярным среди заговорщиков оказался ны нешний гу б е р н а т о р Т у л ь с к о й о б л о с т и Василий С т а р о д у б цев. К не му с просьбами об интер вью . одно- в р е м е н н о о б р о т и - лись «Би-Би-Си», агентство «Рейтер», «Голос Америки», французская радиостанция «Европо-1», канадскоя теле- род иокорпороци я «Си-Би- Си», датское и шведское р а дио , испанские газеты «АВС» и «Эль периодико», а токже конол ОРТ. Э то ли не свидетельство мировой из вестности, котг^ой и Майкл Джексон мог бы позавидо вать? КУЧМЕ ДОРОГО ОБОШЕЛСЯ РУССКИЙ Наблюдотели подметили: в С е ва стоп оле во время празднования Дня В М Ф пре зидент Ук раины Л е онид Куч ма о б щался с В л а д им и ром Пути ным толь ко но рус ском язы ке. Но , чтобы ме стные на ционалисты не обвинили его в умалении украинской мовы, он буквально через сутки по.сле праздника де мон стративно подписал роспоряжение о выделении 3 миллионов долларов (треть бюджете Республики Крым) на строительство в Ялте новой школы на 1.136 мест с обучением только на украинском языке. Между тем сегодня в Ялте желаю щих обучаться на украин ском языке едва набирается 400 человек. КУДА СМОТРЕТЬ ДАРЕНЫМ ЧАСАМ? П ремьер -мини стр Бош кортостоно зака зал челя бинскому часовому заводу « М о л н и я » п а р т и ю именных часов. На них не т о л ь к о герб рес публики, но. е.ще и ,ЧОД-. пись: «От п р е м ь е р м и н и с т р а Б аш к о р то стана Байдавлетова». Хорош подарок, только почему-то он, как водится, оплачен из кармана налогоплательщи ков. Максим БРУНОВ. гогш В Ы П У С К N 2 2 8 (3 3 3 ) 7 августа 2001 года НТТР:/ЛУ\МУ.А01.Ки «ГОЛУБОЙПОТОК»: КТО ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ? ВЫСТУПЛЕНИЯ ДОМОРОЩЕННЫХ э ко л о го в ПРОТИВ ГАЗОВОГО ПРОЕКТА МЕНЬШЕ ВСЕГО ПОХОЖИ НА САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Воскресенье вице-премьер Ви ктор Хриаенко и глава Газпрома Алексей Миллер провели в Стам буле. Крупнейший газовый про ект «Голубой поток» (ежегодно Россия будет поставлять в Турцию 16 млрд, кубометров газа и полу- чоть за это свыше миллиарда долларов) выходит на решаю щий этап: газ пойдет по новому газопроводу уже в первой поло вине будущего года. Трудные пе реговоры, ответственный момент, и... неожиданные проблемы с отечественными экологами, кото рые встали но пути проекта. Сче го бы это вдруг? «Злой Газпром ползет но бе рег Черного моря со своими тру бами и смахивает по пути релик товые сосновые рощи!» - стонут родикольные экологи из далеких южнорусских пределов. Они взы вают к широкой общественности, местному и федерольному на чальству, к Богу, черту и прочим реальным и виртуальным персо нажам: «Остановить экологиче ский беспредел!». Но клич уже приезжало решительно настро енная окружная комиссия. Оно тщательно изучила обстановку но местности, но никакой предо судительной деятельности ни в Пицундском сосновом заповед нике, ни вокруг него не обнару жила. Черноморский контрольно- инспекционный отдел Комитета природных ресурсов по Красно дарскому крою тоже ничего не нашел, но но всякий случай при остановил работы но двух объек тах газопровода «Голубой по ток». Обстановка вокруг газо провода, находящегося но завер шающих стадиях строительства его наземной части, «напря глось». А это уже не повод для шуток, о основание для сомого серьезного беспокойства. «Голубой поток» - один из са мых масштабных, высокотехнолог гичных и перспективных народно хозяйственных проектов в России за последние Ш-15 лет. Его идея было предложена Газпромом пять лет назад. В декабре 1997- го тогдашний российский пре мьер В.Черномырдин в Анкаре подписол соглашение о постав ках в Турцию российского при родного газа через акваторию Черного моря. Через пору лет были завершены основные юри дические формальности, в фев рале прошлого года состоялась сворка первого стыка но сухопут ной части гозо 1 р о в о д а с россий ской стороны. Сегодня наземные работы в России близятся к за вершению. Скоро начнется ук ладка 400 км труб под водой. Ожидается, что уже до конца 2001 г. по завершенной части трубопровода будет прокачано порядка 500 млн. кубометров га за, в 2002 г. - 4 млрд, кубомет ров, в 2003 г. - 8 млрд., в 2004 г. - 12 млрд, кубов и т.д. Но полную проектную мощность «труба» должна выйти к 2008 г. С этого времени и до 2025 г. включительно по сложным инже нерным сооружениям будет еже годно проходить 16 млрд, кубо метров «голубого топлива». О б щая стоимость газа, который но- мечоется поставить в Турцию за четверть веко, достигнет 25 млрд, доллоров. Из них 7 млрд. долл, составят чистый доход российско го бюджета. Но это далеко не все грядущие финансово-эконо мические дивиденды. В проект ин вестируется около 2 млрд, долла ров. Значительная часть этих де нег пойдет, точнее - уже идет, отечественным производителям: промышленным и строительным компаниям. С началом эксплуа тации трубопроводной системы станут появляться новые рабо чие, будут газифицированы насе ленные пункты вдоль трассы газо провода. Наконец, доходы от «Голубого потока» Газпром пла нирует вложить в освоение новых месторождений, обновление сво их основных фондов, т.е. в разви тие газовой отрасли и обеспече ние бесперебойных поставок требуемых объемов газа но внут ренний и международный рынки. Проект способен также серь езно укрепить российские внеш неполитические позиции, в пер вую очередь но Ковкозе, в За кавказье и Средиземноморье. Долгие годы Турция считалось ло яльным союзником СШ А и рас сматривалось нашими недругами но Западе в качестве основного противовеса Москве но стратеги ческом южном направлении. Но с начало 90-х годов ситуация сто ла меняться: но «туретчину» потя нулись российские «челноки» и туристы, были заключены согла шения о поставке Анкаре неко торых видов отечественных воо ружений. А самое главное, ч м е з обходные трубопроводы в Тур цию потекли приличные объемы российского газа для обеспече ния топливно-энергетических по требностей бурно растущей ту рецкой экономики (поставки Газ прома сейчас оцениваются в 7 млрд, «кубов» газа ежегодно при общей потребности «турецкого кроя» в 50-60 млрд, «кубов» в год). Когда «Голубой поток» зара ботает но полную мощность, Россия обойдет своих многочис ленных конкурентов и обеспечит себе особые позиции но энерге тическом рынке Турции, в том числе «господствующие высоты» в его газовом секторе - до 50 про центов рынко. Впрочем, но Западе приводят ся другие оценки. Недавно «Ас- сошиэйтед пресс» сообщило: «Го лубой поток» повысит зависи мость Турции от российского га за до 80 проц., и, таким обра зом, этот проект позволит России сохранить свое влияние в Кавказ ском регионе, несмотря но по пытки СШ А осуществлять здесь собственные проекты в сфере нефти и газа». Это сообщение нуждоется в уточнениях. Зависимость хоть и станет очень «плотной», но вовсе будет не односторонней, о обо юдной: Турции очень нужен рос сийский газ, России - ничуть не меньше турецкие деньги. Долее под «сохранением влияния в Кав казском регионе» следует, оче видно, понимать и нормализацию ситуации в Чечне. Известно, что сегодня в Турции есть влиятель ные исломистские силы, поддер живающие чеченских сепарати стов. Но дальнейший рост фи нансово-энергетической взаимо зависимости двух стран неизбеж но ограничит влияние этих сил, их возможность реально помогать* «братьям по вере». А это благо творно скажется но обстановке в Чеченской республике. Наконец, Россия может не только сохра нить, но и распространить свое влияние но Ближний Восток и юго-восток Европы в месте с ве роятным расширением «геогра фии» «Голубого потока». Понятно, что Вашингтон с са мого начало демонстрировал враждебное отношение к данно му проекту. «Нью-Йорк тоймс» писало, что омериконские дипло маты сразу «предупредили своих турецких коллег, что им не стоит полагаться но Россию». Ну о дольше пошло-поехоло. У побе режья Турции вдруг загорелось российское судно, проводившее изыскательские роботы в интере сах «Голубого потока». В сомой Турции против газового проекта единым фронтом выступили не примиримые враги - исламисты и проамериканские силы; был раз дут крупный коррупционный скан дал, направленный против чинов ников, поддержавших «Голубой поток». Против поставок газа стол активно выступать электрон ный сойт «Ковкоз-центр». Он из вестен кок рупор чеченских сепа ратистов, но, кок полагают неко торые эксперты, к его работе причастны некоторые западные спецслужбы. А теперь, когдо работы но бе регу завершаются и надо уже ук ладывать трубы в море, протесту ют некие южнорусские экологи: то ли Социально-экологический союз Западного Кавказа, то ли Независимая экологическая служ ба по Северному Кавказу. До сих пор о подобных отгонизоци- ях ничего слышно не было. В фи нансово-экономической сфере «некто ниоткуда» обычно счита ется фирмой-однодневкой, соз данной для проведения одной не очень чистой операции. Есть и другие странности из серии «очевидное - невероят ное». Четыре года назад но З а паде не верили в возможность реализации проекта. Возможно, ток совпало, но но прошедших в 1997 г. но Кубани общественных слушаниях по экологии «Голубого потока» никаких эксцессов не бы ло. Зато ближе к завершению проекта вдруг зазвучал тонкий голтзс экологического протесте (очевидцы называют акции «зеле ных» очень «жидкими»), который был немедленно услышан и мно гократно усилен западными СМИ . Неудивительно, что над отече ственными экологами висит подо зрение, будто они не чужды пищи с западного финансового стола. Действительно, идеи защиты при роды от глупостей и преступле нии человека в высшей степени благородны. Но в современном бездуховном мире но одной идее далеко не уедешь доже автосто пом. Поэтому любая публичноя акция имеет свою смету. Еще не давно в Интернете можно было найти подробные росписи «рас ходов но экологические протес ты». В России уже давно действуют региональные офисы, представи тельства и национальные отделе ния - западных и международных экологических организаций. Чис ло их подсчету не поддается. Вы борочно из число наиболее от кровенно рекламирующих себя по Интернету можно назвать «Гринпис», Всемирную информа ционную службу по программам энергии (У7!5Е - головной офис находится в Амстердаме, имеет отделение в Калининградской об ласти, представительства в Том ске и Минске), коолицию «Чистая Болтика» (объединяет участников из Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Гермо- нии, Дании, Швеции), «Экология» (международная организация, имеющая головной офис в Пен сильвании и отделения в Вильню се, Минске, Москве), «Храните лей радуги» и т.д. Логично пред положить, что «кто-то кое-где у нос порой» получает «спонсор скую помощь» .от небедных зару бежных партнеров. А вот откуда деньги у зоподных оргонизоций, сказать трудно. Сами тамошние экологи ссылаются но доброволь ные пожертвования своих сто ронников и полученные от благо творительных фондов гранты. Но при этом ни один иностранный «экологический гранд» не публи кует в Интернете доже самых об щих сведений о финансовой сто роне своей деятельности. Любой другой информации навалом, о этой нет. Странно, ведь речь идет о некоммерческих, по. идее,_ррга- низоциях. Но отечественные «зеленые» могут получать и прямую под держку от западных благотвори тельных фондов и оргонизоций. «Экологическая часть» Интерне та забито десятками предложе ний «принять участие и выиграть» тот или иной экологический грант - персональный или коллектив ный; но исследование или «прок- С чем она борется, этот «эколог» и сома объяснить не смогла... тическую» работу с населением, органами власти, СМИ ; но лю бой срок вплоть до пяти лет; но сумму 500, 2.500, 5.000 долла ров. Бедным в массе своей жите лям России трудно устоять перед подобным предложением. Тем более что 30 приличные деньги вроде бы предлагают отстаивать разумное, доброе, вечное. Впро чем, Остап Бендер тоже, кажет ся, агитировал за доброе дело - помощь беспризорным детям... Константин СОРОКИН. А В э т о ВРЕМЯ Потасовкой в станице Смоленской окончился в минувшие выход ные пикет радикальных экологов против Газпрома. Несколько чело век лезли под колеса автомашин с плакатами «Для Газпрома проез да нет», выражая «народный протест» против «Голубого потока». Ка ких-то внятных объяснений протестанты высказать не смогли. А вот зам. главы сельской администрации Наталья Башкарь заявила, что у них с газовиками никаких проблем нет; и обводная дорога вокруг станицы делается, и нынешняя приводится в порядок. Против чего протестовали «экологи», не смогли объяснить даже они сами... Татьяна ЖУРБЕНКО. Краснодарский крой. ЖИЗНЬ и КОШЕЛЕК п ЗАПИСКИ ОТПУСКНИКА Л УЧШ Е П ОЖ И Л А Я «ТОЙОТА» , ЧЕМ Ю НЫ Е «ЖИГУЛИ» в ПРИМОРСКОМ КРАЕ ВДРУГ РАЗРАЗИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БУМ Затихшие было примор ские авторынки вновь оживи лись, а у турфирм, организую щих поездки за японскими «тачками», открылось второе дыхание: шоп-туры в Страну восходящего солнца закупле ны но месяц-полторо вперед. Заходящие во Владивосток ский порт теплоходы вновь напоминают собой новогод ние елки - ток густо украшены они японскими машинами не первой молодости. П ричина вспыхнувшего ожиотожо предельно проста: номерение правительства поч ти втрое увеличить ра зм ер по шлин на иномарки старш е 6-7 (о по некоторым сведениям и 5) лет. А ведь именно такие автомобили и являются наибо лее востребованными у р о с сийских туристов, сибиряков и дальневосточников, решив ших обзавестись недорогими «колесами». Теперь, когда пе ред старыми «Хондами» и «Мицубиси» захлопнут двери, выбор вновь будет невелик: «Жигули» или «Волга», о для самых больших чудаков - «М о сквич». Родное правительство тал дычит: нодо поднимать отече ственную ав топр омыш л ен ность. Для того и вводятся по шлины, и «возрастные» о гр а ничения, чтобы россиянин по вернулся лицом к «Жигулям», о к подержанной «Тойоте» з а дом. Н о благими намерениями правительство опять стелет дорожку в од. Во-первых, до ходов местным жителям едва хватает, чтобы заплатить за квартиру и сходить в гостро- ном. К ое -как скр ош и вае т жизнь недорогая подержонная иноморка из Японии. Н о те перь и это хотят у людей от нять, ибо лю бом у «чайнику» известно: пожилоя «Тойота» лучше юных «Жигулей» в сто раз. Кстати, несколько лет на зад уже предпринимались по пытки запретить эксплуатацию машин с правым росположе- нием руля (под моркой заботы о людях). Дальневосточники тогда направили протесты в Госдуму, президенту России, в правительство. Но ряде пред приятий прошли предупреди тельные забастовки . В резуль тате идея покончить с провым рулем не прошла. И вот новая «идея»... М ож но , конечно, порадо- воться за российские ав то за воды, прежде всего за ГАЗ и ВАЗ. Н о не надо забывать, что они ноходятся, если смот реть с российского Дальнего Востока , далеко за Уролом. Доставка их продукции за де сять тысяч километров тоже стоит немалых денег. В то вре мя кок овтомобильные челно ки вам могут привезти ав томо биль в течение недели и всего 30 сто долларов «сверху» от его истинной цены но япон ском авторынке или аукционе. В П римор ье автомобиль ный бум. И хотя, кок ожидает ся, правительственное поста новление будет принято толь ко к новому году, приморцы хотят з а р а н е е о б е зоп а си ть себя от очередной попытки правительства запустить руку в их кошелек. Наталья СЕЙМА. В Л А Д И ВО С ТО К , НУ что СКАЗАТЬ ВАМ, МОСКВИЧИ... КАК вы глядит РОССИЙСКАЯ СТОЛИЦА ГЛАЗАМИ «НЕЖДАННОГО» ГОСТЯ ИЗ ГЛУБИНКИ ИЗ ПОЧТЫ «ДВ » Сколько помню себя, все хожу на футбольные матчи своего «Ротора» - можно ска зать, болельщик я со стажем. В последние годы замечаю такое явление: в штыки встречает ме стная публика московские ко манды и судей. Когда они при езжают в Волгоград, на трибу нах поминают всех матерей мира. И, увы, такая картина повсюду! Откуда же эта ненависть ко всему столичному? Кок я пони маю , дело совсем не в футбо ле и не в счете но табло. Дело в других цифрах - которые но ценниках. Взглянешь но них и понимаешь: М о скв а пошло од ним путем, о остальная Россия (или, если вам угодно, провин ция) - другим. О с о б е н н о я ощутил это но своей шкуре но прошлой неде ле, когда угораздило меня за лететь в М оскву со всей семь ей но обра тной дороге из Тур ции. День назавтра был вос кресный, решили с женой пока зать сыну столицу - благо, вре мя до нашего рейса но Волго град оставалось навалом. И вот тут-то ночолось! Театр начинается с вешалки, о все гости столицы свои р а с сказы начинают с багажных те лежек. Простите 30 баналь ность, но, вернувшись в Ш е р е метьево из-за гроницы, сразу оброщ оеш ь внимание но тр а фарет: «Прокат богожных теле жек - 60 руб.» Между прочим, два с ГОКОМ доллара . В том ми ре, откуда мы прилетели, токая услуго ничего не стоит. Здесь же стоят мордовороты , стере гут эти несчастные тележки от п ассаж иров . Л ад но , мелочь, проехоли. Двинулись в гостиницу, В Ш ерем етьево , кок известно, дво отеля. Один для продвину тых, другой, доставшийся по наследству от прежних времен, для нос, всех остальных. О н хоть и не претендует но шикар ный уровень, зато цены держит «звездные». Может, потому что но нем по-русски нописоно «Отель»? Впрочем, в час ночи не до таких тонкостей. Зо две- нодцоть часов в комнате пло щадью от силы 10-12 метров содрали 2 .500 рублей - это по больше, чем 30 просторный но мер с кондиционером с видом но море , в коком мы жили семьей в Турции. Поднялся в б ор двумя этажами выше. Н е хитрый набор из минеральной воды, сока и двух пакетиков орешков 30 две сотни поверг в уныние. Когда же я попросил горничную но этаже дать мне ложку или вилку, оно ответила, что прокат столового инвента ря в боре... Н ау тро , с о б р о в вещички, решили перебраться из одного Ш ереметьево в другое. Нет проблем. Целая вереница так си и частников готова услужить. Знаете , сколько стоит этот популярный марш рут (расстоя ние между двумя терминоломи аэропорта всего-то шесть км)? Первоначальная цена - три сотни рублей. В проце ссе торга сбавили до двухсот. Но меньшее ни один не согласил ся. За эти деньги в своем Вол гограде я могу съездить в а эр о порт и обра тно из центра, на катов почти сорок верст. «Что, дорого?» - с чувством некото рого превосходства спраш ива ет чостник. Пришлось честно сознаться, что дорого. Похоже, он испытал чувство зоконного удовлетворения, что кому-то еще хуже, чем ему... П римерно таким же чувст вом встретил меня служащий в камере хронения, взявший за три дорожные сумки и две дет ские шестьсот рублей. «Что вы с ними собираетесь делать?» - глупо спросил я. «Охранять», - спокойно ответил служощий. Видимо, с риском для жизни - иначе чем объяснить ток^ю сумму? Лодно, еще роз про ехали. Д о нашего рейса почти двенадцать чосов. Н е торчать же в оэропорту. Едем в д о р о гую ношу столицу... В общ ем , нет смысла пере сказывать и пересчитывать каж дый шаг. Скаж у коротко: зо сутки мы истротили из сем ейно го бюджета столько, сколько в Волгогроде хватило бы но две недели. Напрягшись, мы кое- как смогли себ е это позволить. Но ощущение такое, что я при вез своих детей не в родную столицу, о в какой-то гигонт- ЧЕСТНАЯ КНИГА О ВОЙНЕ в прошлом номере «ДВ» мы рассказали о только что вышед шей книге нашего репортера Александра Хохлова, состоящей из репортажей из «горячих то чек». Судя по звонком читателей в редакцию, многие из вас хоте ли бы познакомиться с книгой Александра воочию. Сообщаем, что приобрести книгу Александра Хохлова «На той войне незнаменитой» можно в редакции газеты «Трибуна». Телефоны для справок; 257-56-01, 257-57-67. ОНИ - О НАС В Москве хорошо. Но не все это чувствуют. ский бизнес-центр. В безликий мерзость но трибунах, я в чем- и бездушный город, о за бо ч ен ный лишь одним - выколачива нием денег из бсего, что толь ко дышит и движется. Из всех слов, услышанных в М о скве в этот день, мой сын запомнил одну только фразу: «Роз вом здесь не нравится - чего же ез дите?» Спро си те , причем здесь футбол? До все при том же! Ро- зумеется, осуждая нынешнюю то понимаю болельщика из российской глубинки. О н не р а с см а тр и в а е т М о ск в у кок I О ЛЕТАЮЩЕМ ПРЕЗИДЕНТЕ «Секоло XIX»: «Диплома тический динамизм, прояв ленный президентом России 30 полтора года его пребы вания у власти, представляет одну из констант новой ро с сийской стратегии. Внешняя политике поставлена но службу экономических р е форм. О н совершил около 30 поездок 30 рубеж, выстро ив треугольник, отвечоющий стратегическим ин тере сом России: бывшие советские республики, Китай и Европа, к которым добавляются лич ные встречи с президентом СШ А , разбившие опасную стену недоверия». О БРАТЬЯХ- УКРАИНЦАХ «Крисчен сайенс мони тор»: «Между Россией и С Ш А сейчас идет дипломати ческая игра - стратегическое противоборство, нопоминою- щее о соперничестве времен «холодной войны». О д н ак о ^чд I^Г 1 I 1 тп»/ч.гччэ г\ч _1 гч _ >\/\ч./э от_(К 1 П 01 // Ч^ДП^. Россию. С тр аш н о далеко сто- I бывшей советской респуб, ■-•■.•II/-, тч-т- —-ГГЧ/-.1.11 Т/-11Х гчгп/-М/11Ч-1-Ч И 16Р Ук’п п ы и о ГИ^П-аПО! IЮМГ-О I лицо от страны. Ток далеко, что с трибун не видоть. Вот и все, что я хотел вам сказать, дорогие мои москвичи. Извините, если что не ток. Илья МИХАЙЛОВ, провинциал из Волгограда. ке Украине, оказавшейся ме- ■ жду ними и вынужденной вы- бироть между востоком и Зо- I подом, приходится зонимоть- ся сложным балансировани ем. Зопод сейчос ^ ^ о р о е т с я наладить всячески о тнош е ния с государством, которое обе стороны считают важ нейшим для их программ ре гиональной стабильности». О РУССКИХ ЖЕНЩИНАХ «Вельг»: «Деловая женщи на относится к новому поко лению русских женщин, кото рые с упорством завоевали себе место в мире, зонятом преимущ ественно мужчино- ми. О н и становятся директо рами бонков, летчицами и политикоми. Часто успешно совмещ аю т работу с семей ными делами. Э то поко еще необы чно для российских будней, где преоблодоет тр а диционное ра спределение ролей: муж работает , о жена рабо та ет и еще заботится о всей семье». О РОДНЫХ ТОВАРАХ «Файненшл гаймс»: «Сно- чоло появились холодильники. П о том продукты питания. За ними идут телевизоры. Ско| могут появиться и овтомо' ли. Все больше российских предприятий производят то вары, которые люди хотят ку пить. Их продукция дешевле товаров иностранных конку рентов, о порой не уступает им по качеству». р о эби-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz