Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ г а з е т а 3 августа 2001 г., № 150 (21528) Владимир БЕРБЕНЕЦ: А Л О г к Ж ы п №43 Подготовлен пресс-службой УправленияМ НС России по Липецкой обл аш РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ последний шанс В процессе перестройки немало предприятий ношей области оказались в сложном финансовом положении, не могли своевременно и в полном объеме платить налоги, накопив в результате большие долги перед государством. Чтобы помочь им выбраться из долговой ямы. Правительство России 3 сентября 1999 года приняло Постановление № 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам", предоставляющее право на отсрочку по налоговым долгам. К сожалению, проблему это постановление не решило. Жела ющих пойти на реструктурирова ние долгов оказалось не много. С заявлением обратились 96 орга низаций, право реструктуризации было предоставлено 70 предпри ятиям на сумму 316 миллионов рублей. Остальные не смогли вы полнить одно из главных условий — обязательную регулярную уп лату текущих платежей. Да и про цедура оформления реструктури зации была непростой, требова лось заключение территориаль ного агентства по банкротству, приходилось оформлять большой пакет документов. Вопрос о ликвидации задо лженности по налоговым плате жам сегодня по-прежнему стоит очень остро. К предприятиям-до- лжникам применяется весь ком плекс мер принудительного взыс кания недоимки, предусмотрен ный Налоговым кодексом РФ, вплоть до банкротства. Учитывая это, правительство еще раз дало возможность предприятиям на чать жизнь "с чистого листа", при няв 23 мая 2001 года Постановле ние № 410 "О внесении измене ний и дополнений в Постановле ние Правительства № 1002 от 3 сентября 1999 года". Этот документ существенно упростил для предприятий поря док проведения реструктуриза ции задолженности по налогам, а также по пеням и штрафам, исчис ленным на 1 января 2001 года. Задолженность погашается по этапно в соответствии с утвер жденным графиком. Заявление на реструктуриза цию кредиторской задолженности, независимо от ее размера, подает ся в налоговые органы по месту нахождения организации до 1де кабря 2001 года. Единственным необходимым условием является полное внесение текущих налого вых платежей за весь период — с начала года до 1 числа месяца, в котором будет принято решение о реструктуризации. Реструктуризация может про водиться одновременно в бюдже ты всех уровней, но приоритетным является соблюдение ее условий по федеральному бюджету. Не бу дет оно выполнено— предприятие теряет право на реструктуриза цию по всем бюджетам сразу. Организация утрачивает пра во на реструктуризацию задо лженности при наличии на пер вое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолжен ности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых плате жей, включая авансовые платежи, а также при неуплате платежей, установленных графиком. Еще один документ, касаю щийся задолженности в бюджет, принят Правительством 8 июня 2001 года. Это Постановление N° 458 «О порядке и условиях про ведения в 2001 году реструктури- НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ВАРИАЦИИНАТЕМУДЕКЛАРАЦИИ Д екларационная кампания закончилась, но ее отголоски еще долго будут звучать в средствах массовой информации. И чаще всего потому, что некоторые наши грахсдане не совсем серьезно отнеслись к заполнению документа о полученных доходах. Кто-то что-то утаил от налоговой инспекции, понадеявшись на русское «авось», другие просто проигнорировали налоговое законодательство. Вот одна из историй... праве собственности, в части, не превышающей тысячекратного Липчанка Х-нова, являясь совладельцем небольшого теле- ателье, вышла из состава учре дителей, и ей была выплачена доля в имуществе товарищест ва. По закону положено: полу чил денежку — заплати налоги. Однако Х-нова, видимо, плохо ознакомившись с законода тельством, решила, что ей пол ожена льгота по подоходному налогу. Действительно, пункт 1 статьи 3 Закона РФ «О подоход ном налоге с физических лиц» гласит: «В целях налогообложе ния в совокупный доход, полу ченный физическими лицами за налогооблагаемый период, не включаются суммы, получаемые в течение года от продажи квар тир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков... другого имущества, принадле жащего физическим лицам на установленного законом размера минимальной оплаты труда». X- нова решила, что под «другим имуществом» можно понимать по лученную долю имущества телеа телье, учредителем которого она была, а посему эти деньги, по ее разумению, налогами не облага ются. Но все течет, изменяется. Те леателье тоже не «стояло на мес те». За несколько лет работы оно превратилось из маленькой мас терской по ремонту телевизоров в Центр технического обслужива ния аудио- и видеотехники, а зна чит, обороты предприятия и ка питал росли, и при выходе из со става учредителей наша героиня получила совсем не ту долю, ко торую она когда-то внесла как уч редитель, а значительно большую. За появившуюся разницу и нужно было заплатить подоходный на лог, который был донасчитан налоговым инспектором в ходе проверки. Однако Х-нова наот рез отказалась платить налог, и инспекция была вынуждена обратиться в суд. Закон не относит причитаю щийся физическим лицам до ход в виде распределенной доли имущества предприятия при их выходе из товарищест ва к личному имуществу. А зна чит, под льготу Х-нова никак не подпадала и налог должна была платить. Что и обязал ее сде лать суд. Рассказанный случай не яв ляется единичным. Работы у на логовых инспекторов после дек ларационной кампании приба вилось. Налогоплательщики в основной своей массе не отка зываются исполнять гражданс кий долг, но нередко стремят ся понять Закон так, как им вы годней. Но довод: «Я не так по нял» не является основанием для суда. А значит, после нару шения наступает ответствен ность. И зачастую уголовная. Максим ЗЕМСКИЙ, специалист 1 категории отдела правовой работы ИМНС России по Советскому району. Н а имя руководителя Управления МНС России по Липецкой области пришла телеграмма с благодарностью за успешное выполнение плановых заданий второго квартала по налоговым платежам, подписанная руководителем межрегиональной инспекции МНС России по Центральному федеральному округу В.Н.Ковалевым. О результатах работы налоговиков, о том, за счет чего они достигнуты, — беседа с руководителем Управления В. БЕРБЕНЦОМ. зации просроченной задолжен ности (основного долга и процен тов, пеней и штрафов) сельскохо зяйственных предприятий и орга низаций по федеральным нало гам и сборам, а также по страхо вым взносам в бюджеты государ ственных внебюджетных фондов». Реструктуризация проводит ся также путем поэтапного пога шения задолженности, исчислен ной по состоянию на 1января 2001 года, по заявлению организации, поданному в налоговый орган до 1 декабря 2001 года. Задолжен ность по налогам погашается рав ными долями в течение 6 лет, по пеням и штрафам — в течение последующих 4 лет. Постановления по реструкту ризации предусматривают ряд льгот для предприятий. Так, при выполнении организацией графи ков погашения задолженности по налогам и сборам, по страховым взносам и уплате текущих плате жей в течение первых двух лет списывается половина суммы за долженности организации по на численным пеням и штрафам. В случае выполнения графиков пол ностью в течение последующих четырех лет списывается остав шаяся часть задолженности по пеням и штрафам. Хочется поре комендовать всем руководителям и главным бухгалтерам предпри ятий, имеющим задолженность перед государством, проанализи ровать свое финансовое положе ние и обратиться в налоговую инспекцию с целью проведения реструктуризации своих долгов. Это последняя возможность рабо тать спокойно при наличии старых долгов, так как решение о рес труктуризации принимается до 31 декабря 2001 года включительно. Принятие решения в 2002 году не допускается. Валентина ДАНЧЕНКО, заместитель начальника отдела областного управления МНС России. — Владимир Иванович, для нашей области выполнение бюджетных назначений — не « едкость. Скорее, правило. апример, весь прошлый год из месяца в месяц задание по сбору налогов перевыполня лось. Но, насколько помнит ся, благодарственными телег раммами министерство липец ких налоговиков особо не ба ловало. Что, изменился стиль руководства? — Думаю, что причина появ ления такой телеграммы не в этом. Дело в том, что на этот год установлено очень жесткое зада ние по сбору бюджетных плате жей. Причем задача ставится не только обеспечить все текущие платежи, но и добиться погаше ния скопившихся за несколько лет долгов. И потому выполнение та кого задания и ценится более высоко. Судите сами. Во втором квартале прошлого года мы пере выполнили бюджетные назначе ния почти на 24 процента, а в этом году— лишь на один-процент, но перечислено в бюджет федерации на 254 миллиона рублей больше, а всего — более 807 миллионов. Это только за второй квартал. А за полугодие — 1 миллиард 529,5 миллиона рублей. Это так же на 488,2 миллиона больше, чем в первом полугодии прошлого года. — Вы называете суммы, которые ушли от наших нало гоплательщиков в бюджет страны. А как пополнилась за полугодие казна области? — В бюджет Липецкой облас ти с начала года поступило 2 мил лиарда 745 миллионов рублей. В дополнение к этог!^ собрано еще 557 миллионов рублей налога на пользователей автодорог. Хочу отметить, что это самые высокие поступления в территориальный бюджет среди областей Цен трального Черноземья как в абсо лютной сумме, так и в расчете на каждого жителя. И это несмотря на то, что Новолипецхий металлур гический комбинат значительно снизил налоговые отчисления и в городской, и в областной бюдже ты. — В начале года, когда контроль за поступлениями в социальные внебюджетные фонды перешел к налогови кам, высказывалось много опасений, что не удастся их собрать полностью,особенно в пенсионный фонд. Что по казали полгода работы по мо билизации единого социально го налога, объединившего сбо ры в эти фонды? — Полгода прежде всего по казали, что эти опасения были на прасны. План, доведенный Ми нистерством по налогам и сбо рам, выполнен на 113 процентов, собрано почти в 1,4 раза, или на 525 миллионов рублей больше, чем в прошлом году. В частности, рост поступлений в пенсионный фонд составил 419 миллионов, в территориальный фонд обяза тельного медицинского страхова ния — 51 миллион, в фонд соци ального страхования — 48 мил лионов рублей. Мы не только обеспечили текущее поступление единого социального налога, но и на 127 миллионов рублей погаси ли задолженность в фонды пре дыдущих лет. Нельзя сказать, что это далось нам легко. Пришлось много пора ботать как с самими фондами — по передаче нам необходимой до кументации, сроки которой посто янно затягивались, так и непос редственно с плательщиками. Главная проблема, с которой мы столкнулись, — очень высокая за долженность. В общей сложнос ти региональные отделения соци альных фондов передали нам пять миллиардов долгов налогопла тельщиков. Эта недоимка накапливалась несколько лет и теперь досталась нам "в наследство". Будем с ней работать. — Работать с долгами на логовики области умеют. Сви детельство тому — один из са мых низких процентов недо имки по России, который уда ется удерживать уже на про тяжении нескольких лет. — Это действительно так, но дело в том, что недоимки не до лжно быть совсем. Именно такая задача ставится сегодня. На 1 июля долг налогоплательщиков перед государством составил 651,6 миллиона рублей— это на 349 миллионов меньше, чем в на чале года. В работе по сокраще нию недоимки используем все предусмотренные законодатель ством меры принудительного взыскания. Это позволило восста новить в бюджет более 780 мил лионов рублей. Большое внимание уделяем также адресной работе с налого плательщиками. Проводим бес еды с руководителями предпри ятий, вместе ищем пути выхода из кризисной ситуации. Эту же цель преследуют и наши провер ки финансово-экономического со стояния должников. С начала года проведено 2630 таких собеседо ваний, 466 проверок предпри- ятий-недоимщиков. В результате задолженность снижена на 550 миллионов рублей. Образно гово ря, считаем каждую копейку, что бы пополнить бюджет, снизить долги. Еще один шанс рассчитаться с долгами дает недоимщикам но вое постановление правительства по реструктуризации, вышедшее в мае. Государство идет навстре чу предприятиям, попавшим в сложную экономическую ситуа цию. Это, по сути, последняя воз можность для них выбраться из долговой ямы. Ситуация обстоит следующим образом: либо пред приятие рассчитывается с бюд жетом, либо реструктурирует свою задолженность, либо его придется банкротить. Других ва риантов нет. — Владимир Иванович, а как идет работа еще с одним "резервом" налоговых поступ лений — выявлением наруши телей законодательства, за нижающих налогооблагаемую базу? — К сожалению, таких пред приятий и организаций у нас еще немало. В ходе проверок соблю дения налогоплательщиками на логового законодательства в бюд жет доначислено 623,7 миллиона рублей сокрытых налогов и штрафных санкций, что на 35 про центов выше результатов кон трольной работы первого полуго дия 2000 года. Среди предприятий, у кото рых выявлены наиболее серьез ные нарушения, — ООО "Липец кий тракторостроительный за вод", ОАО "НЛМК", "Силан", "До- бринский сахарный завод", "Ли пецкий трубный завод" и "Воскре сенский спиртоводочный завод", ЗАО "Вимет" и "Аспер", ПМК-7 ООО "Мосстройтрансгаз". Наиболее распространенные нарушения — необоснованное предъявление к возмещению из бюджета сумм налога на добав ленную стоимость, а также вклю чение в себестоимость продукции расходов, не относящихся к про изводственной деятельности. Значительно активизировали мы и контроль за деятельностью организаций, не представляющих отчетность или представляющих "нулевые" балансы. С начала года проверена 121 такая организация, нарушения установлены у 46, в бюджет доначислено уже около шести миллионов рублей. По ис кам налоговых органов 96 органи заций, не представляющих отчет ность, на основании решений суда признаны банкротами, а 113 — ликвидированы. Но проблема здесь в том, что среди тех, кто не отчитывается, немало и таких, кто ИТОГИ просто скрывается от налоговых органов: их адреса, указанные в учредительныхдокументах, на про верку оказываются фальшивыми. По таким организациям направ лены сведения в правоохрани тельные органы для установления их местонахождения. Усиление работы в этом на правлении способствовало тому, что 625 организаций, обходивших ранее налоговые инспекции, представили в этом году отчет ность. Будем работать и с осталь ными. — Это предприятия. Пред принимателей контролиро вать, наверное, сложнее? — Да, есть определенные сложности. Прежде всего их боль ше, и, несмотря на все наши про верки, дежурства, рейды, очень сложно всех охватить. Но этот кон троль ведется постоянно. За по лугодие о своих доходах за 2000 год отчитались более 38 тысяч индивидуальных предпринимате лей, работающих по разным сис темам налогообложения, это на полтора процента больше, чем в прошлом году. Общая сумма исчисленного подоходного налога составила 58 миллионов рублей, что почти на 20 миллионов превысило прошло годние результаты. Сумма подо ходного налога на одну деклара цию индивидуального предприни мателя за 2000 год составила бо лее двух тысяч рублей против од ной тысячи по итогам 1999 года. Однако наши проверки пока зывают, что не все предпринима тели отражают в декларациях до стоверные данные. Так, на начало июля из 619 проверенных декла раций в 88 выявлены нарушения. Совместно с правоохрани тельными органами мы постоян но проводим дежурства и рейды на рынках, мини-рынках и в дру гих местах массовой торговли. В первом полугодии проведено 1 тысяча 300 таких мероприятий. О б следована деятельность восьми с половиной тысяч граж дан, у трех тысяч из них выявле ны нарушения налогового законо дательства. В бюджет взыскано 685 тысяч недоплаченного подо ходного налога и административ ных штрафов. Вот так, путем проверок, ана лиза, принудительных мер взыс кания недоимки и складываются тысячи и миллионы бюджетных поступлений. Работа кропотливая, напряженная, но все должны знать: она день ото дня будет только возрастать. К этому обя зывает нас напряженное задание по налогам, этого требуют нужды нашего государства. ------------------------------------------УТОЧНЕНИЕ-, в корреспонденции «От налогов по-прежнему пытаются уклониться...» («ЛГ», 31 июля) по вине редакции допущена неточность. Последнюю фразу 4 абзаца следует читать: «При чина — в уменьшении на 545 миллионов рублей налога на прибыль ОАО «НЛМК». РАССМОТРЕНО С УД ОМ V СЛОВО- НЕВОРОБЕИ В том, что налоговая инспекция — государственный орган, требующий к себе уважения, на собствен ном опыте убедилась генеральный директор од ного из лебедянских обществ с ограниченной ответствен ностью Б. 19 января этого года на сове щании представителей админис трации Лебедянского района с руководителями малого бизнеса предпринимательница заявила, что работники налоговой инспек ции относятся к их организации предвзято, просто мещают рабо тать предприятию в пределах рай она. Более того, налоговики не профессиональны, а вдобавок еще и не чисты на руку: в ходе про верки работник налоговой инспек ции вымогал взят 1 ^. Слово не воробей. Лебедянс кая налоговая вынуждена была обратиться в районный суд с ис ковым заявлением о защите де ловой репутации инспекции. При чина, которая побудила налогови ков Лебедяни заняться хлопотным судебным разбирательством, была более чем весомой. Во-первых, предпринима тельница поставила под сомнение и квалификацию, и личностные качества специалистов инспек ции, которые и так особенно не избалованы вниманием общест ва. Свидетельство тог 1 ^ — дово льно невысокий заработок, не смотря на большой объем рабо ты, требующий четкого знания на логового законодательства, не смотря йа постоянные психологи ческие нагрузки, которые испыты вают налоговые контролеры во время проверок предприятий и предпринимателей. Во-вторых, что еще более серьезно, генеральный директор без предъявления каких-либо до казательств вынесла обвинитель ный приговор государственному органу, дискредитировала ин спекцию в глазах налогоплатель щиков, посягнула на ее деловую репутацию. А именно серьезная деловая репутация — одно из условий ус пешной деятельности любой ор ганизации, гарантия ее плодот ворного сотрудничества с контр агентами по договорам. Когда же речь идет о репутации государ ственного учреадения, — это еще и авторитет государства, о чем нельзя забывать его гражданам. Решением Лебедянского районно го суда высказанные Б. сведения, что работник инспекции при про ведении проверки организации вымогал взятку, признаны не со ответствующими действительнос ти. Кроме того, суд обязал пред принимательницу опровергнуть данную информацию на аналогич ном совещании. Компенсационная выплата в возмещение морального вреда инспекции составила три тысячи рублей. Это решение было оспорено ответчиком в судебной коллегии по гражданским делам Липецко го областного суда, однако реше ние первой инстанции было ос тавлено без изменений, суд под держал стремление инспекции отстоять деловую репутацию, ко торую бездоказательно попыта лись опорочить. Екатерина БЕЛОКОПЫТОВА, специалист Iкатегории отдела правовой работы областного Управления МНС России. 1 ‘& ' . . Двадцать пять лет назад выбрала Е.И. Спо- литак профессию финансиста и по сей день не изменяет любимому делу. В налоговой инспек ции по Елецкому району, где Елена Ивановна возглавляет отдел налогообложения физичес ких лиц, ей приходится постоянно иметь дело с предпринимателями — а это народ в основ ном "битый", так и норовит сэкономить на на логах. Поэтому помимо знаний налогового за конодательства надо обладать еще навыками психолога, дипломата, а порой и следователя. И все эти качества у Елены Ивановны есть. На сн им к е : начальник о тд ел а н ал о го облож ения ф и зических лиц и К КМ И М Н С по Е л е ц к ом у р а й о н у Е .И .С п о л и та к . Фото Геннадия ЛУКИНА. АЛКОГОЛЬ И БЮДЖЕТ т Е В О Л Ю Ц И Е » г а ш спито Н а алкогольном рынке страны произошла, можно сказать, своеобразная революция. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации с 1 июня 2001 г. производители алкоголя должны всю свою продукцию пропускать через так называемый «акцизный склад». Здесь ее учтут, проверят и наклеят вторую акцизную марку — региональную, содержащую суперзащищенный магнитный штрих код, подделать который практически невозможно. Контроль за выполнением этого распоряжения возложен на Министерство России по налогам и сборам. Разъяснить некоторые вопросы, касающиеся создания и работы акцизных складов, мы попросили М. МАТВЕЕВУ, заместителя руководителя инспекции Министерства России по налогам и сборам по Центральному району г. Липецка. — Мария Александровна, с какой целью создана си с тема акцизных складов? Что они дадут бюджету? — Всем известно, что су ществует подпольное про изводство алкогольной продук ции. Естественно, прибыль от реализации поддельной водки в бюджет не поступает, не говоря уже о том, что такая продукция зачастую представляет угрозу здоровью людей. Организация акцизных складов преследовала цель обеспечить полный кон троль за реализацией алкоголя и покончить с производством «левой» водки. По нашим подсчетам, бюд жет в целом по городу Липецку, благодаря введению режима ак цизного склада, дополнительно получит 3 — 4 миллиона рублей в месяц. — Что п одр а зум е вае т под собой формулировка "ре жим акцизного склада"? — Это целый комплекс спе циального контроля, осущес твляемый налоговыми органами в отношении алкогольной про дукции с момента ее производ ства и поступления на акцизный склад до передачи покупателям. На акцизном складе ликеро водочные изделия не только хра нятся, но и подготавливаются к продаже и транспортировке. Сюда входят маркировка специ альными региональными марка ми, контроль качества, упаковка, переупаковка, сортировка, фор мирование партий для отправ ки, погрузка и выгрузка. Акцизный склад использует ся только для алкогольной про дукции. Его обустройство долж но исключать возможность пос тупления ликероводочных изде лий и изъятия их со склада без контроля налоговых органов и га рантировать сохранность продук ции. Свидетельством о прохож дении продукции налогового кон троля является наличие на товар но-транспортной накладной и счете-фактуре штампа "отпуск разрешен", заверенного под писью налогового инспектора. — Как осуществляется налоговый контроль за со блюдением режима акцизно го склада? — Контроль ведет сотрудник налоговой инспекции. В начале каждого рабочего дня он распе чатывает запорные устройства склада, в течение дня контроли рует: соответствуют ли объемы поступившей на склад и отгру женной с него продукции указан ным в товарно-сопроводительной документации. Следит за пра вильностью заполнения докумен тации, своевременностью отра жения данных о движении алко гольной продукции в журналах складского учета. Налоговый ин спектор также выборочно осущес твляет визуальный контроль ка чества находящейся на складе ал когольной продукции, наличия на бутылках специальных регио нальных марок и их подлинность. В его обязанности входят проверка правильности и своев ременности начисления акцизов на отгруженную алкогольную продукцию. Налоговый инспек тор покидает акцизный склад только после его опечатывания. — Кто выдает разреше ние на учрехсдение акцизно го склада? — Организациям-произво- дителям, имеющим федераль ные лицензии, разрешения вы даются Министерством по нало гам и сборам Российской Феде рации. Имеющим лицензии, вьщанные субъектами РФ, и ор ганизациям оптовой торговли — управлениями МНС России по субъектам Федерации. — Все ли желающие мо гут получить разрешение на учрехсдение акцизных скла дов? — Организации-производи телю разрешение выдается, если, кроме лицензии на произ водство, хранение и поставку алкогольной продукции, имеют ся необходимые помещения, приборы для определения под линности специальных марок, компьютерная система учета движения алкогольной продук ции, телефонная связь. Организациям оптовой тор говли надо соблюсти еще не сколько условий. Во-первых, у них не должно быть просрочен ной задолженности по уплате в бюджеты всех уровней налогов в сфере оборота алкогольной продукции. Во-вторых, необхо димо представить банковскую гарантию или поручительство банка, обслуживающего данную организацию, по уплате акцизов в сумме полутора миллионов рублей. И наконец, в-третьих, орга низациям оптовой торговли раз решение выдается при условии обеспечения оборота алкоголь ных изделий в необходимом объ еме. Например, в случае реали зации продукции с объемной до лей этилового спирта более 25 процентов, — на сумму не менее 140 миллионов рублей в год. — Какие предприятия по лучили разрешение на учреж дение акцизных складов в Липецке? — Такое разрешение получи ли завод «Росинка», Торговый дом «Росинка», ОАО «Ликон», ФГУП «Винторг», ООО «АМТ» и ряд других. Некоторые из них имеют по несколько акцизных складов. Но работают еще не все в силу различных причин. — С какими трудностями приходится сталкиваться на логовой инспекции и органи зациям, создающим акцизные склады? — Одной из основных про блем является нехватка налого вых инспекторов для обслужива ния акцизных складов, так как до полнительная численность со трудников нам пока не выделена. Это создает определенные труд ности. В частности, организации сетовали на то, что хотели бы от пускать продукцию в выходные дни. Нет еще и достаточного коли чества штампов «отпуск разре шен», штампов опломбирования. Все эти вопросы решаемы. Пройдет небольшое время, и все отладится. И важно, чтобы как можно скорее поступали акцизы в бюджет. Беседовала Светлана ШАДРИНА. КОНСУЛЬТАЦИОННЫМ ПУНКТ о ЛЬГОТАХ НАЖИЛЬЕиПУТЕВКИ с введением части первой и второй Налогового кодекса наша читательская почта продолжает расти. По-прежнему много вопросов, касающихся льгот при приобретении жилья, и чисто «сезонных» —о налогах за путевки, оплаченные рабо тодателем. «До 1 января этого года в сово купный годовой доход физического лица не включались суммы, уплачен ные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам и членам их семей или за них в поряд ке полной или частичной компенса ции стоимости путевок для детей и подростков в детские и другие оз доровительные учреждения, санатор но-курортные учреждения, специаль но предназначенные для отдыха ро дителей с детьми, а также суммы оплаты стоимости путевок в санатор но-курортные и другие оздоровитель ные учреждения за счет средств Фон да социального страхования, стои мость амбулаторного или стационар ного медицинского обслуживания своих работников и членов их семей. Что изменилось в этом отноше нии сейчас? Н.Г.ФЕДОРОВА.» — В соответствии с Налоговым кодек сом (часть II, гл. 23, ст. 217, п. 9) не под лежат налогообложению у физического лица суммы компенсации стоимости пу тевок, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, а также инвалидам, не работающим в дан ной организации, в санаторно-курортные и оздоровительные учреадения, располо женные на территории Российской Фе дерации. Не облагаются налогом и сум мы полной или частичной компенсации стоимости таких путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, выплачивае мые как за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уп латы налога на доходы организаций, так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. «Вправе ли организация — рабо тодатель при исчислении суммы на логооблагаемого дохода работников продолжать применять в 2001 г. вы чет, связанный с покупкой физичес кими лицами квартиры, если льгота предоставлялась этим лицам по мес ту работы до 01.01.2001, но не была полностью использована? О.Д.КАРТАШОВ.» — Имущественный налоговый вычет в соответствии с Налоговым кодексом (гл.23, СТ.220, п.1, пп.2) предоставляется с 1 января 2001 г. в сумме, израсходо ванной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на тер ритории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактичес ки произведенных расходов, но не более 600 000 рублей, а также в сумме, направ ленной на погашение процентов по ипо течным кредитам, полученным налогопла тельщиком в банках Российской Федера ции и фактически израсходованным им на жилье. Если в налоговом периоде льгота не может быть использована полностью, то остаток ее может быть перенесен на пос ледующие налоговые периоды. Налогоплательщики, воспользовавши еся налоговым вычетом в 2000 г. не в пол ном объеме на строительство дома или приобретение квартиры, могут продол жить получение вычета при подаче в на логовый орган декларации за 2001 г. с зачетом ранее предоставленной льготы. С 1 января этого года организации не имеют права производить такие имущес твенные вычеты, их производит налоговая инспекция. Маргарита ТАТАРИНОВА, начальник отдела ИМНС России Центрального района г. Липецка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz