Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
27 июля 2001 г., № 145 (21523) Ш ИП ЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а Ч итатели «Былого» давно привы кли видеть сре д и в е д ущ и х авторов специалистов областно го краеведческо го музея . Они и сегодня пред ставлены д вум я весьма интересными п у б л и ка ц и я м и . К т о м у ж е в п а п к е «Былого» ж д у т своего часа и др у ги е и х м атериалы . О д н а ко рядом с професси- оналам и -ис гори ками , музейными сотрудниками все чащ е появляются имена лю д ей , для ко то ры х кр а е ведение не профессия, а увле чение и лю бовь . Они присы лаю т н ам свои работы , к а к говорится, не д о ж идая сь зова , не по д о л гу , а по д уш е . И на сей раз мы вновь с удовольствием предла гаем ваш ем у вни м а н и ю статьи энтузиастов , н е р а в н о д уш ны х к пр о ш л о м у род н о й земли . _________________ ИЗ БИОГРАФИИ ЭРТЕЛЬ “ НА ГОЛОДЕ в начале ноября Алек сандр Иванович публикует в газете «Русские ведомости» письмо, призывая начать сбор пожертвований голода ющим. Уже через три дня после публикации он полу чает первый рубль от учи тельницы из Московской гу бернии, а спустя семнадцать дней в его распоряжении было 2225 рублей 10 копе ек, которые прислали во семьдесят шесть человек. Центр борьбы с голодом был расположен в селе Макарье Воронежского уезда (ныне Новоусманский район Воро нежской области). Центр возглавил сам Эртель. Обследовав на местах положение голодающих, он понял: «Самое ужасное за ключалось не в том, что ни щета существовала... ужас ное было в характере и раз мерах бедствия и особенно в том, что решительно не уловляется статистикой. Мы увидели взрослых и детей, зараженных сифилисом, с одичалым выражением на лицах, с вялыми движения ми, угрюмых, равнодушных или с печатью какой-то оше- ТЕСАМЫЕДВОРЯНЕ ЗИКОВЫ К ИСТО РИИ ПОРТРЕТОВ ■»У.ЧМ»|Д'1%ЫГ| И мя М .П . Трунова , од но го из создателей и перво го д и ре к тора л и п е ц ко го музея , знает кахсдый, кто интересуется историей кр а я . Среди с п о д в иж н и ко в его на этом по пр ищ е хо р ош о известен В.И . Ж у ко в . А к то ещ е стоял у истоков м у зейно го дело? П о ка на этот вопрос полно го ответа нет. Однахсды , работая в областном архиве с отчетами М .П . Трунова , я встретила фамилию его заместителя А .В . Х о зи ко вой . Кто она? К а к связала свою ж и зн ь с музеем? Кем приходится тем Х о зи ко вы м , что в родне с Д ем идовы м и , и ж е нщ и н е на известном портрете начала 19 в е ка из фондов наш е го музея? В 1891 год у страшное бедствие охва тило ю г и центр России — ж е с то ки й голод . Голодало восемнадцать губерни й , особенно бедствовали крестьяне В оронеж с кой . Наш зем ля к , у р о ж е н е ц села Ксизово З адонс ко го рай о н а , писатель- д ем о кр а т А .И . Эртель в это время ж и л на ху торе Емпелево, ко торы й арендовал . ломленности и испуга во взгляде... Внутреннее распа дение деревни, резкие при знаки физического выро ждения, какая-то безнадеж ность в хозяйственном и ду шевном строе —вот что было ужасно». Все это заставило его на чать организацию скорой по мощи страдальцам. Включи лась в дело петербургская газета «Неделя». На собран ные редакцией деньги Эр тель и его помощники от крыли в семи деревнях уез да столовые. За пределами Макарьевского прихода ус траиваются еще восемь сто ловых, в которых кормились семьсот человек. С первого января по двадцатое июля было выдано свыше девянос та тысяч порций обедов, пре имущественно детям, стари кам, кормящим матерям. Конечно, это была не та кая масштабная помощь, какую оказывал в то время голодающим в Данковском уезде Л.Н. Толстой. Но и Эр тель спас от смерти тысячи жизней. Об этом по сей день помнят в тех местах. Виктор ЕЛИСЕЕВ. Выяснить предстояло мно гое. Из материалов Петровско го общества стало известно: А.В. Хозикова была действи тельным его членом, а также одним из активных «дарите лей». Так, в библиотеку Пет ровского общества от нее пос тупила значительная коллек ция изданий 18 — начала 19 века. Часть из них с аббреви атурой «МХ» хранится в му зее в фонде редкой книги. Именно к владельцу книг Марку Ивановичу Хозикову («МХ»!), положившему нача ло землевладению Хозиковых в наших краях, восходит ис тория этого рода. М.И. Хози- ков, женившись на Анаста сии Прокофьевне Демидовой, по совету своего тестя Проко фия Акинфиевича Демидова, приобрел имение около села Тележенка (в 16 — 17 верс тах от Липецка по направле нию к Лебедяни). Личность Прокофия Акинфиевича Де мидова знаменита в российс кой истории. Из рода извест ных промышленников, он был обладателем несметных богатств, слыл «чудаком, ум ницей, самодуром, страстным садоводом», уважал просве щение, занимался благотво рительностью, позировал вы дающемуся мастму портрета художнику Д.Г. Левицкому... Демидовы издавна владе ли землями в наших краях (у нас в фондах есть подлин ник купчей 1790 года о при обретении дворового челове ка вдовой П.А. Демидова Татьяной Васильевной в Ли пецкую округу). В одном из писем к своему зятю (эта пе реписка хранится в семье их потомка, сына известных ху дожников Ефимо вых Адриана Ива новича Ефимова) Демидов сообщает о степной, «очень хлебной» деревне Лебедянского уез да с 400 душами и 6000 десятинами земли, находив шейся у него в за кладе. Так в 1784 году приобрел М.И. Хозиков име ние, бывшее родовым вплоть до 1917 года. Портрет Демидова, выпол ненный неизвестным худож ником, бережно передавался из поколения в поколение, является теперь украшением живописной коллекции об ластного музея. М.И. Хози ков служил секретарем при управляющем конторой стро ений Его Императорского ве личества домов и садов Ива не Ивановиче Бецком. Неза долго до смерти, в 1809 году, он был жалован гербом, став шим с тех пор знаком этого дворянского рода, который продолжили сыновья Марка Ивановича, наследники там бовского имения (с. Алексе- евское, Тележенка тож) Ни колай и Прокофий. Проко фий был дедом Анны Влади мировны Хозиковой. В 1812 году он —поручик ополчения Московской военной силы, участник Бородинского и Та рутинского сражений. Говоря о детях М.И., не льзя не рассказать об одном из интереснейших женских портретов, который издавна значился в музее как портрет дворянки Хозиковой. Моло дое лицо с живыми темно-се рыми глазами, ярким румян- • • • цем, пухлыми губами. Естес твенная непринужденная поза. Развившиеся локоны, красная шаль, спадающая с правого плеча, раскрасневше еся лицо — вся она движе ние и порыв. Действительно ли это Хозикова? А если да, то которая из них? Это мог ли бы прояснить лишь потом ки Хозиковых. Бытовала одно время в музее и версия о том, что на портрете не Хозикова, а В.Ф. Вяземская. Однако Государ ственный Русский музей не подтвердил ее. Датировка пор трета, если судить по одежде и прическе, где-то вторая по ловина 1800-х гг. Именно тогда были в моде красные шали и подобные платья с ко роткими рукавами и высокой талией. Так кто же на пор трете? Наверное, рассказала бы об этом Анна Владимиров на Хозикова, тем более, что этот портрет вместе с демидов ским и другими экспониро вался в «уголке старого быта» музея в первые годы Советской власти — как раз в то время, когда она работа ла там вместе с Труновым. И вот потянулась ниточ ка в город на Неве —именно там, в семье своего племян ника Владимира, жила А.В. в последние годы (умерла в 1959 году в 85-летнем возрас те). На наше письмо отклик нулся ее внучатый племян ник Аркадии Владимирович Хозиков. Как гласит семей ная легенда, на портрете Ма рия Федоровна Хозикова, урожденная Скарятина, не вестка Марка Ивановича. Од нако чья она жена —Проко фия или Николая? По дан ным тамбовского архива, а также материалам Русского музея известно, что Проко фий Маркович был женат на Екатерине Александровне Исленьевой, дочери действи тельного статского советника Александра Алексеевича Ис- леньева. Известен ее портрет работы А. Витберга, датиро ванный 1814 годом. Жену же Николая Марковича, соглас но архивным документам, присланным Аркадием Вла димировичем, звали Марией Федоровной. Итак, на портре те, вероятнее всего, именно Мария Федоровна Очевидно, портрет был заказан в Москве где они жили с мужем, где у них в 1806 году родился первенец Фе дор. Авторство этой работы под вопросом, однако вполне воз можно, что ее выпол нил Александр Мо- линари, ученик Бер линской Академии художеств, работав ший в России в 1806 — 16 г.г. Живописный портрет М.Ф. Хозиковой вместе с дру гими семейными портретами, по всей вероятности, украшал гостиную дворянского дома в Лебедянском имении Хозико вых и был передан в музей Анной Владимировной. Отец А.В., Владимир Прокофь евич, имея собственный дом в Москве, в Арбатской части, часто бывал в родовом име нии, в котором безвыездно проживал как неслужащий дворянин его бмт Николай. Бывал он и в Липецке, где имели дом родители его жены Анны Петровны Свечиной. Согласно данным областного архива, этот дом находился на улице Дворянской, напро тив дома Вяжлинских (ныне § ом Мастера В.С. Сорокина). аследовали его сначала Анна Петровна Хозикова, урожденная Свечина, вдова полковника, а потом ее доче ри А.В. Хозикова и Ф.В. Хво- щинская. Семья Владимира ^1рокофьевича и Анны ^ Петровны Хозико вых была много численной. Из 11 рожденных де- ' тей в ней выро сли две дочери (Анна и Фео досия) и четыре сына: Алек сандр, Иван, Тихон и Нико лай. Внуку Николая Арка дию, живущему в Санкт-Пе тербурге, обязан музей новы ми материалами о Демидовых — Хозиковых, в том числе репродукционными, часть из которых представлена внима нию читателей. Он него узнали мы о пос левоенной жизни А.В., кото рая, вернувшись в Ленинград в 1945 году после эвакуации, поселилась в маленькой ком нате коммунальной квартиры вместе с семьей племянника, изредка подрабатывая урока ми французского. Такова судьба той, что разделила с М.П. Труновым сложности музейной перестройки в пер вые годы власти Советов. Из краткой ее характеристики, хранящейся в музейном ар хиве, мы узнаем, что она вла дела немецким, французским и английским языками, изу чала иностранные музеи, бу дучи в Венеции, Риме, Вати кане и других местах, была знатоком старинного русско го и иностранного фарфора и бронзы, занималась живо писью в Петербурге, в школе поощрения художеств, затем в мастерской А.В.*Маковско го. Наверное, не слишком много было в провинциаль ном Липецке людей, настоль ко подготовленных к музей ной работе. Предметы же, ко торые мы называем сейчас музейными (произведения живописи, фарфор и бронза, старинные книги), составля ли среду, привычную для нее и ее родных. Татьяна ЦУПКО, главный хранитель фондов музея. На снимках: портрет М.Ф. Хозико вой (вторая половина 1800-х г .г ., фон ды ЛОКМ); усадьба Хозиковых в Те- леженке (снимок до 1917 г.) ; М.И. Хо зиков (с портрета конца 18 века); дети Владимира Прокофьевича и Анны Пет ровны Хозиковых (слева направо: Фе одосия, Иван, Анна, Николай, Тихон, Александр, снимок 90-х годов 19 века). К П РО ЧИ ТАН Н О М У - К^лое» «Школам для 1 ^ « к а з е я н ы х » Р 01 ^ у п о м и н а е т ^онце Д У о т 27 р а б о та вш и й в ^ 1 ^ о в Д м и т р и и Ь г о ^ ‘д е м ш и н с ко и ( п начале X X ве ка У ^ ^^^е % о ж е н е ц в числе зем ской ач^олШ ' Я и в ^ и м и д о к у м е ^ а свои '- его старшему сыну м на мой скои 'аао лы ^ ^ ^д н ы и о кум е д ^^^таю Дмитрий Егорович родился в 1870 году. В селе учительствовал около 40 лет. Вот что вспоминает о нем старший сын, крупный ученый, профессор уголовного права МГУ Николай Дмитриевич. «...Он был истинным педагогом. Хотя к концу учебного года бывал утомлен, но на исходе августа с нетерпением начинал ожидать школь ников. Школьное помещение состояло из одной довольно большой комнаты, полуразделенной аркой. Учитель одновременно занимался с двумя классами — первым и третьим, или вторым и четвертым, дру гие два класса вела учительница. А до этого в течение многих лет школа была трехклассной, и со всеми тремя классами занимался папа. В памяти —длинные парты, на них в отверстиях чернильницы и углубления с песком. Промокательной бумаги не было, написанное посыпалось песком. В помещении было довольно много фикусов и олеандров, они не сколько освежали воздух. Школьники в лаптях, полушубках, которые снимали в передней. Но ребята стриженые. Парикмахеров не было. В сентябре ставился стул в том же помещении, и отец сам стриг десят ки ребячьих голов. Это была мудрая мера, головы-то кишели насеко мыми. Огромная груда волос сжигалась в передней вместе с соло мой. С этой передней связано много приятных воспоминаний. На печи иногда оставались ночевать ребята. Мы, учительские дети, вместе с ними варили кашу, причем неизменно дискутировали: мыть пшено (мы) или не мыть (они), мать жертвовала свиное сало на сливную > кашу. Там же в печке набивали свинцом биты для бабок (они называ лись кожонками). Потом играли в хоронючки (жмурки), рассказывали преимущественно страшные рассказы. Папа поощрял наше общение. Сам же появлялся в это время нечасто, видимо, чтобы не мешать «са модеятельности». Думаю, все же он производил отбор «ночевщиков». Одни менялись, а были почти постоянные, но все славные ребята. Вспоминая его преподавание, думаю, как папа умел ненавязчиво проводить воспитательную работу. В большинстве учились неплохо. Девочек было значительно меньше, чем мальчиков, но, как правило, способные. Мне было лет 12 или 13, когда папа тяжело болел, видимо, язва желудка. Мы с мамой на стуле протаскивали его в класс, ведь только дверь отделяла класс от нашей к^ни». В одном из датированных 1927 годом писем сыну Николаю в Мос кву Дмитрий Егорович, размышляя о творческом подходе к учительс кой деятельности, писал так: «Заниматься с учениками необходимо как можно практичнее, только выучить хорошо грамоте; у каждого учи теля педагогика должна применяться для дела, то есть раму надо при гонять к окну, а не окно к раме. Педагогику— к способностям ребенка, а не ребенка к педагогике. Сколько молодых головенок, столько у опыт ного учителя и приемов занятия, но только не казенщина...» Некоторое время Дмитрий Егорович совмещал с учительством ра боту в открытой в 1895 году земством единственной в Усманском уез де сельской библиотеке-читальне, которой пользовались жители и ок рестных сел. Мой отец Сергей Дмитриевич (родился и большую часть жизни провел также в Демшинске) вспоминал об эпизоде, когда после революции радикально настроенные, но ограниченно грамотные люди начали растаскивать и жечь книги из сельской библиотеки, в том чис ле и Льва Толстого, заявляя, что он был графом и выступал против революции. Дмитрию Егоровичу вместе с сыном Николаем пришлось вступиться. В 50-е годы прошлого столетия нам с отцом приходилось встре чаться и беседовать с уже убеленными сединой старожилами —быв шими учениками Дмитрия Егоровича. Они очень высоко отзывались о нем. Запомнилось из их рассказов, что уже после окончания ими шко лы Дмитрий Егорович часто вечерами собирал их у себя дома вместе с другими сельчанами для чтения вслух произведений русских клас сиков. Например, поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» он знал и читал наизусть. Приветствуя его, бывшие веники, невзирая на возраст, обязательно кланялись, снимали головные уборы. Теперь, спустя три четверти века, с волнением перечитываешь по желтевшие от времени, написанные красивым каллиграфическим по черком письма Дмитрия Егоровича сыну Николаю. Вот лишь отдель ные фрагменты рассуждений сельского интеллигента начала XX столе тия. Их содержание не Тратило остроты и актуальности. Об отношении отдельных «цивилизованных стран» к России. В 20- е годы это была Англия, теперь США. Постоянно следивший за прес сой сельский учитель пишет: «Сейчас интересно для каждого респуб ликанца будущее нашей Республики. Мое мнение: произвести сразу операцию и указать Англии, что мы тоже люди, а то, знаешь ли, очень обидно за отношение к нашим представителям. Они не берут приме ры с себя и нигде нельзя тронуть англичанина, чтобы за это жестоко не поплатиться. Действительно, наглый народ». О новой российской валюте: «...чтобы наш мягкий червонец да по бил английский фунт—то сомневаюсь. Я верю, что пройдет 5-10 лет, все наши природные богатства выплывут наружу, вот тогда да —фун ты и франки будут у нас на посылках». О деревенской и городской жизни: «Да, здесь, в деревне, не поль зуешься благами цивилизации, не пользуешься хорошим питанием, одеждой, но зато летом природа вознаграждает за все сторицею, даже здоровье немного налаживает. Так что в конце концов и скажешь: «Бог с ней, с вашей цивилизованной жизнью, ходячей моралью и приспо собляемостью не к природе, а к условностям». О пропорциональности между добывающей и перерабатывающей промышленностью: «...Когда промышленность достигнет своей высо ты—не все пуды будут уходить на приобретение необходимого, а часть их пойдет на улучшение жизни. Между добывающей и обрабатываю щей промышленностью нет пропорциональности: добыл мужик кожу. продал ее на завод за 10 пудов хлеба — задумал пошить сапоги из этой кожи — плати 40 пудов; ведь из кожи их выйдет не одна пара. Думается, немного дороговато взяла на свою долю обрабатывающая промышленность». Нищенское существование семьи учителя обеспечивалось катор жным трудом на земле двух сыновей — Серафима 20 лет и Сергея 14 лет (старший Николай в то время уже учился и работал в Москве). Земельный надел состоял из одной десятины около дома и примерно 10 десятин на отрубе, что в семи километрах от дома. Имелась пасека из 7 — 10 ульев; ею занимался сам дедушка. Об объемах ежегодных работ можно получить представление, ознакомившись опять же с вы держками из писем Дмитрия Егоровича сыну Николаю в Москву. «...Живем мы неважно; каждый день занят обыкновенной буднич ной работой, повторяющейся изо дня в день с точностью до одной десятой.......Работы, хоть бы в сутках было 36 часов, хватит. Посади ли пока 4 сажени моркови, частично подсолнух, семенники —на при усадебном участке... С 16 апреля отправляемся в поле на отруб, где думаем засеять яровые 7 десятин — овес, пшеницу, вику с овсом, горох, подсолнух, гречиху, свеклу, картофель и др. Фантазии много, весна всегда располагает фантазировать, но вот осень—считающая оставшихся цыплят, что скажет?.. ...К началу весны из скота имеем: 2 лошади, корову, 2 овцы, 4 ягненка, свинью с 10 детишками; свинью думаем резать к святой, но по семейному совету решили оставить до осени для уплаты налога, а себе, верно, оставим одного из малышей и, может быть, на Рождест во покушаем ветчины... Из кормов плохо насчет сена, уже со старого нового года пришлось покупать, ибо продержать скотину до весны — первая забота сельского хозяина, в особенности лошадей и корову— этих китов, по выражению покойного Владимира Ильича...» В письме от 22 сентября 1924 г. Дмитрий Егорович сообщает сле дующее. «...Волею общего собрания меня избрали членом правления Кредитного Демшинского товарищества. Что в кредите население нуж дается, это факт, ему надо прийти на помощь... Я взял на себя орга низационную работу —это живое дело, а я, хоть стар, а люблю дея тельность. Крестьяне возлагают на меня большую надежду, что я об делаю опять ссудную операцию, и я, откровенно сказать, не знаю, с чего начать, а потому и прошу тебя; научи найти мне дорогу где, как достать хоть 20 тысяч денег, дабы прийти своему селу на помощь в эту злополучную годину...» Несмотря на все тяготы жизни, Дмитрий Егорович надеялся на лучшее. Об этом говорит еще одно его письмо «...Судя по газетам дела наши идут к улучшению, наверное, наладится заграничная тор говля, внутреннее производство, привезется по всей вероятности хлеб, а с ним вместе явится энергия, подъем духа, и все мы примем ся за усиленную работу, чтобы добровольно, не из-под палки строить новую жизнь, о которой мечтает много лучших людей Республики.. Трудно жить, очень даже трудно, но я уже говорил, что где-то видне ется светлая точка, и мы будем тянуться, чтобы эта точка разраста лась на все видимое пространство...» ЗАНЕСЕНА В КРАСНУЮ КНИГУ Н е с ко л ь ко десятилетий н а зад на привол ьны х степных про стора х наш е го к р а я еще встречалась удивительная п тица — дроф а или д р о х в а , к а к им ено вали ее н аш и да л е ки е п р е д ки . Сейчас на терри тории Л и п е ц к о й области она совсем исчезла . Что ж е это за п тица , ставшая для соврем енно го че л о в е ка частицей прош ло го? Рост самцов достигает до отметки 1,2 м, длина тела до 1 м, а масса до 15-16 кг. Самки более миниатюрны. Оперение степной великанши неброское, но красивое: на спине и крыльях буровато охристое с черными полоска ми и пятнами, на голове и ' шее светло-пепельное, внизу —почти белое. У самцов есть ПОи!Ш «СТЕПНОГОаРАУСА» дополнительное украшение: длинные пучки торчащих в стороны белых перьев по бо кам горла, «наполняющие» то ли причудливый пушис тый воротничок, то ли галс тук-бабочку. Превосходные «легкоат летические» способности этой красивой мощной пти цы нашли отражение в самом названии: исконное значение слова «дрофа» — «бегаю щая». В народе нередко на зывали ее «степным страу сом». При этом «степной страус», в отличие от насто ящего страуса, довольно хо рошо летает. В прошлом стаи дроф прилетали в наши места в ап реле. На обширных степных пространствах они корми лись молодыми листьями, побегами, луковицами и се менами дикорастущих расте ний, ловили насекомых, мел ких пресмыкающихся и даже грызунов. Гнездились дрофы на земле, откладывая в уг лубление в почве 2-3 круп ных яйца. С наступлением первых холодов, в октябре. дрофы вместе с повзрослев шими птенцами покидали степи и улетали на зимовку. Наши предки на «степных страусов» охотились. В зна менитом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1893 году, опи сывается несколько способов охоты на «дрохв», но при этом отмечается, что «дрофа чрезвычайно осторожная пти ца, вследствие чего охота на нее сопряжена с значитель ными затруднениями». «Все го успешнее охота произво дится летом в полдни жар ких июльских и августовс ких дней, когда дрохвы за легают в хлебных полях и подпускают подружейную собаку на близкое расстоя ние. Осенью дрохвы сдаются в более открытые места, во все не подпускают собаки, и промышленники их бьют, подкрадываясь к ним на ру жейный выстрел за прикры тием быка или прячась за де ревянную, в рост человека, рамою, утыканную соломой или сеном». Помимо этого были и дру гие, более сложные способы осенней охоты, в том числе охота «с подъезда» и «нага- ниванием». Первый способ заключался в том, что охот ник, заметив дрофу, ездил на телеге вокруг нее, постепен но сужая круги, но как бы не замечая ее. Вместо того, чтобы убегать, испуганная птица ложилась на землю. спрятав голову и подпуская охотника на расстояние вы стрела. Во втором случае стрелки залегали за каким-нибудь прикрытием. В это время по возки начинали ездить взад и вперед перед дрофами, пос тепенно приближаясь. Вы нужденные отступать дрофы двигались прямо под пули... Впрочем, не всегда возни кала необходимость в слож ных действиях: осенью при быстром похолодании, следу ющем за дождливой погодой, влажные перья дроф покры вались льдом, и местные жи тели ухитрялись загонять беззащитных птиц в свои дво ры. В конце XIX века дрофа была достаточно привычной гнездящейся птицеи. Досов ский ученый Штейн наблю дал ее в 1854 году в Лебе дянском уезде. В 1902 году наш знаменитый земляк Петр Петрович Семенов-Тян- Шанский говорил о ее гнез довании на границе Ранен- бургского и Данковского уез дов. Тотальная распашка степных участков заставила дроф переселиться на поля. Они прекрасно приспособи лись к новым условиям, но там пугливых степных вели канов подстерегала доселе не известная им опасность — сельскохозяйственная техни ка. Движущаяся от краев поля к центру машина пуга ла шумом и отрезала пути к отступлению. Затаивающиеся в сл^ае опасности птенцы по гибали под колесами и ножа ми уборочных агрегатов. Сыг рали свою трагическую роль и интенсивный выпас скота, и рост беспокойства в местах гнездования, и широкое при менение химикатов. Последних гнездящихся птиц наблюдали в 1970-1972 годах в Воловском районе. Позднее, вплоть до середины 1980-х годов, в Липецком, Добринском, Задонском и Елецком районах изредка за мечали небольшие стайки дроф во время весенних и осенних перелетов. Затем они исчезли. Печально сложилась судь ба дрофы и в других регио нах нашей страны. Эта ред кая птица занесена в Красную книгу России и даже в Крас ную книгу Международного Союза Охраны Природы. Анжелика ЮНЧЕНКО, научный сотрудник отдела природы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz