Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Спецпроект "Липецкой газеты": ИСТОКИ-, о т КАМЕННОГОВЕКА ДОПЕРЕСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИЯ НЫНЕШНЕГО ГРЯЗИНСКОГО РАЙОНА ОСВАИВАЛАСЬ ЧЕЛОВЕКОМ С ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ - СТОЯНКИ, ПОСЕЛЕНИЯ КАМЕННОГО, ЖЕЛЕЗНОГО, БРОНЗОВОГО ВЕКОВ. Первыми славянскими обитателями нашего края стали вятичи и мордва. За­ нимаясь земледелием, они постепенно переходили к оседлому образу жизни. В начале X века с востока на юго-запад Киевских степей прошли печенеги и их со­ племенники — тюрки. Че­ рез столетий 6 запада яви­ лись половцы со своими ко­ чевьями. В Х1-Х1У веках последовало нашествие та­ тар с востока. Это были во­ инственные и жестокие за­ хватчики. Примерно с XVII века территория Грязинского района и вся бывшая Там­ бовская губерния входили в состав Рязанского кня­ жества. Стали основывать­ ся первые крупные селе­ ния. В архивных докумен­ тах впервые упоминаются следующие села; в 1615 году — Двуречки, в 1628 году — Ярлуково, в 1630 году — Казинка, в 1648 году — Карамышево. До царствования Петра I на территории теперешне­ го города Грязи находилось небольшое, в несколько дворов, селение. По госуда­ реву указу в 1699 году сюда начали переселять дворовых крестьян из цен­ тральной России. Это засе­ ление шло быстро и счита­ лось насильственным. В царствование Екате­ рины II и Павла I на посе­ ление в степные плодород­ ные пространства нашлось много охотников. Дворя­ нам жаловали большие по­ местья. Основными вла­ дельцами земель и всех бо­ гатств в это время были князья Волконский и Вя­ земский, помещики Ме- лентьевы, Расторгуевы, Бартенев, Вилков. Расти и заселяться Гря­ зи стали в основном с 1870 года, когда начала строить­ ся железная дорога, соеди­ нившая Воронеж с Моск­ вой и Орел с Царицыным. С противоположной сторо­ ны реки появился паровой маслобойный завод Улано­ ва, вырабатывавший льня­ ное масло и семенные вы­ жимки. Кроме того, сущес^ твовал тогда механический завод для выделки болтов, гвоздей, шурупов. Так как Грязи являлись центральным узлом для пассажирского транспорта, здесь был построен дере­ вянный вокзал с мезони­ ном. В 1870 году его рас­ ширили за счет деревянной пристройки. Но и это не помогло. Поток пассажиров быстро увеличивался. В конце 70-х разработали грандиозный проект вокза­ ла. И вскоре он принял пер вых пассажиров. На фоне маленького грязного посел­ ка вокзал поражал лвоим величием и красотой, был одним из краЬйвёиШйх в' России, в вечернее время сотни газовых рожков при давали всему зданию осо бый, величественный вид. Перрон был крытый, и по­ езда заезжали под навес Здание вокзала реконстру­ ировалось дважды, и сейчас вовсю идет его капиталь ный ремонт. Неузнаваемо измени­ лась станция за годы Совет­ ской власти. Поселок с 4 декабря 1938 года стал го родом. В войну он подвергся значительному разрушению во время налетов вражес­ ких бомбардировщиков. С декабря 1941 по август 1943 эскадрильи фашистс­ ких самолетов совершили 76 воздушных налетов на узловую станцию, сбросили свыше 350 авиабомб. В Грязях было разверну­ то 11 госпиталей , где школьники ухаживали за ранеными бойцами, дежу­ рили в палатках, выступа­ ли с концертами, приноси­ ли скромные подарки. Славно сражались гря- зинцы. За мужество и во енную доблесть удостоены звания Героя Советского Союза 18 человек. Есть и один Герой России. Это И.А. Флеров. Послевоенные годы от мечены нарастающими тем нами развития. В мае 1965 года из Грязей в Воронеж был отправлен первый элек­ тропоезд. Поднимались, вводились в строй, набира­ ли мощь промыщленные предприятия — щвейная и мебельная фабрики, сахар­ ный, мотовозоремонтный заводы, Грязинский куль- тиваторный завод, «Гидрав­ лик», «Стройдеталь». Гор­ достью города стал введен­ ный в строй сразу в после­ военное время комбинат пищевых концентратов. Ныне жизнь катит по новым рельсам, но мы не за­ бываем оглянуться назад, на наше прошлое. Ведь без прошлого нет настоящего. Светлана ШУЛЬГА, заведующая Грязинским музеем. Петр ПОПОВ, глава ааминистраиии Грязинского района: «НАПУПОММЕПЕ, БЕЗФУНДАМЕНТА, П етр Иванович Попов начинал свой трудовой путь учителем : о ко н чи в в 1967 год у Л ип ец кий педа го гический институт, преподавал ф и зи ку в средней ш ко л е родно го село Б уты р ки . Спустя не ко торое время его и збираю т председателем и спол ком а сельского Совета. Затем он работает завед ующ им р айон ны м отделом куль туры , ин стру ктором го р ком а КПСС в городе Грязи, д и р е к то р ом Грязинского сельскохозяйственного те хн и кум а . Без отрыва от производства за канчивае т Воронеж с кий а гроуниверситет по специальности «Э кономи ка» . В 1985 год у становится заместителем председателя испол ком а Грязинского райсовета , далее — первым заместителем главы , а в сентябре 1998 года его и збираю т главой адм инистрации Грязинского района . Э кономическая и социальная ситуация в районе за прош едш ие три года развивалась след ующ им об ра зом . Был остановлен спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Все ведущ ие бю дж е то о б р а зующ и е предприятия города являются ныне безубы точными . Значительно сократились дол ги района за газ , тепло и эле ктроэнер гию . Своевременно осуществляются те кущ ие платежи . Л и кв и диро вана задолженность по зарабо тной плате раб о тни кам социальной сферы. Без за д е р ж ки стали выдаваться детские пособия , пенсии . Словом, добры е сдвиги налицо . И достигнуты они при а кти в ном участии районной администрации . К а ким и ж е мыслями , чаяниями ж иве т ее руководитель? __I — Петр Иванович, скажите, пожалуйста, какое место в вашем сер­ дце занимают город Гря­ зи и грязинское село? — Вы спрашиваете меня о сокровенном. Гря­ зи для меня— столица района, которую знают буквально в каждом уголке страны благодаря крупному железнодо­ рожному узлу. Визитной карточкой города являет­ ся железнодорожный во­ кзал — один из привле­ кательнейших в России. Сейчас он весь в «ле­ сах»— опытные специа­ листы из Москвы взя­ лись восстановить до конца этого года дорево­ люционной постройки здание. В ходе рекон­ струкции планируется сделать его еще краше, сохранив в то же время детали архитектурного стиля. Трепетное отно­ шение ко всему, что свя­ зано с железной дорогой, — это своего рода тради­ ция. А что касается чувств, связанных с селом? Малая родина моя, село Бутырки, считай— центр всего, центр притяжения, где легко дума­ ется, где чувствуешь себя сильным, раскованным. Ска­ жете— лирик? Да нет, моя жизнь наполнена совершен­ но конкретной работой. Ко­ нечно же, я — прагматик. Меня волнуют конкретные проблемы... — И одну из таких про­ блем подбросила столь горя­ чо почитаемое МПС. Я имею в виду настойчивые предло­ жения принять на баланс числящиеся за дорогой объ­ екты соцкультбыта. —Да, в связи с привати­ зацией железных дорог сей­ час усиленно ведутся дебаты о передаче от МПС на баланс муниципалитетов имущест­ ва, которое располагается на территории района. Ситуа­ ция сложная. Нам предлага­ ют взять на свое финансиро­ вание и обслуживание при­ надлежащий железной доро­ ге жилфонд и школы. Како­ го-либо ремонта это ведом­ ство не делало до­ лгие годы. Привес­ ти их объекты в приличное состоя­ ние означает вынуть из бюд­ жета около шести миллио­ нов рублей. Навязывавшие­ ся нам условия передачи были просто кабальными. Из той же копилки надо было бы достать еще четыре мил­ лиона. Таков долг управле­ ния Юго-Восточной желез­ ной дороги муниципальному предприятию «Тепловые сети» за предоставленное ранее тепло. Администрация района предложила горе- сдатчикам компромиссное соглашение — передать объ­ екты на баланс только в от­ ремонтированном виде, пос­ ле ликвидации долгов. В противном случае, заявили мы, расходимся по сторонам. Вроде бы диктат, но он воз­ ымел действие. Наши парт­ неры стали сговорчивее. — Вам ведь еще приба­ вит забот и неизбежное со­ кращение работников в сис­ теме МПС? — Конечно. Приватиза­ ция железных дорог грозит выбросом за ворота опреде­ ленной части рабочих и спе­ циалистов. Мы совместно с центром занятости принима­ ем сейчас меры к тому, что­ бы эти люди оказались при деле. Организованы, в час­ тности, курсы по переучива­ нию. У нас есть резерв ра­ бочих мест. Об этом мы за­ ботимся постоянно, откры­ вая новые цеха. На пище- комбинате, к примеру,сдан в нынешнем году в эксплу­ атацию так называемый картонажный цех, который займется производством упаковочного материала. Заработав на полную мощ­ ность, он обеспечит тарой не только Липецкую область, но и другие регионы. А за­ одно поможет решить про­ блему безработицы. Или еще пример. На культиваторном заводе с помощью итальян­ цев пущен цех по изготов­ лению цепей — противос­ кольжения и декоративных. —Шаги явно рыночные. А каков настрой на других предприятиях? — Все стараются шагать в ногу со временем. Концен­ трированные супы, кисели, чаи пищекомбината извест­ ны в каждом уголке страны еще с войны. За последние три года приняты дополни­ тельные меры по повыше­ нию их конкурентоспособ­ ности .Появилась новая, ставшая популярной продук­ ция, в частности, супы, не требующие варки. Хлебо­ комбинат готовится пустить линию по выработке дезодо­ рированного, то есть особо очищенного растительного масла. Преобразился спра­ вивший недавно 130-летие мотовозоремонтный завод, который, адаптируясь к ры­ ночным отношениям, делает ныне упор на выпуск трех- и пятитонных контейнеров, ремонт платформ для НЛМК, а кроме того, увели­ чивает производство мебели и столярных изделий. Ре­ монтно-техническое пред­ приятие «Матырское» поми­ мо традиционного для него ремонта двигателей энерго­ насыщенных тракторов ус­ пешно восстанавливает ко­ робки перемены передач, топливную аппарат^у, фор­ сунки, другие узлы! и дета­ ли. Как у нас шутят,^появил­ ся собственный Кйровско- Путиловский завод. Свои меры по завоеванию рынка сбыта принимают машино­ строительный, культиватор- ный заводы, завод гидрообо­ рудования, маслозавод, дру­ гие предприятия. Результат? Реализовано продукции в со- поставймых ценай'' в тгро- мышленности района за по­ лугодие почти на 26 процен­ тов больше, чем за тот же период прошлого года.. — Вот так сразу вдруг и успехи пришли? — На голом мёсте, без фундамента, ничего не стро­ ится, ничего не возникает. Значит, коль город сегодня живет нормально, и в целом район справляется со свои­ ми задачами, то «фунда­ мент» мощный. Много сде­ лал для того, чтобы город стал индустриально разви­ тым, с хорошей инфраструк­ турой, ныне, к сожалению, покойный первый секретарь горкома КПСС Алексей Сер­ геевич Лысых. Это при нем, при Алексее Сергеевиче, рас­ страивались, приобретали республиканское значение культиваторный завод, завод гидрооборудования. При нем создавался золотой фонд кадров, которые и в новых, рыночных условиях не рас­ терялись, нашли себя. Нема­ ло сил отдал развитию горо­ да (и также, к сожалению, покойный) председатель Гря­ зинского горисполкома Александр Иванович Бурцев. Мне посчастливилось с ними работать. Это были люди бо­ гатой души, у которых сло­ во не расходилось с делом и которые полностью отдавали себя работе. — Ныне повсюду акцио­ нерные общества со своими уставами, не предусматрива­ ющими административное вмешательство со стороны. Как же в этих условиях вам лично, другим работникам районной администрации удается влиять на производ­ ство? — Поверьте, у нас доста­ точно рычагов. Если на ка­ ком-то предприятии не хотят заниматься производством, мы можем выступить на ак­ ционерном собрании, расска­ зать людям, кто есть кто. Иногда идем вместе с нало- ' ‘говой;й&бйгекП;йей, налоговой полицией на крайние, при­ нудительные меры. Но это- исключение. У нас нормаль­ ные отношения с руководи­ телями акционерных об­ ществ. Приведу лишь один пример. Я как глава адми- МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕСЛИРАБОЧИЕ ПОСЛЕСМЕНЫИГРАЮТВФУТБОЛ, ЗНАЧИТ, НАЗАВОДАХВСЕНОРМАЛЬНО К ороткая справ ка . В Грязинском районе действуют сегодня 15 промыш ленны х предприятий : 7 представляют пищ е в ую и перераба ты вающ ую отрасль, 4 — м аш иностроительную , 3 — л е г кую , 1 — строительный ком пл е кс . Все они работаю т безубы точно . За январь -ию нь 2001 года ими получена прибыль в разм ере 50 миллионов р ублей . Общая численность р а б о чи х — более ляти тысяч человек. Средняя зарплата по промышленности в районе возросла по сравнению с п рош лы м годом в 1,6 раза и составляет нынче 2100 рублей . Наиболее значительных успехов добились грязинские м аш иностроители : за 6 месяцев нынеш не го года они увеличили вы пус к товарной п р о д у к ц и и , а темп роста к у р о в ню п рош ло го года в сопоставимых ц е на х составил 103,2 процента . Откровенно говоря, мне впер­ вые пришлось общаться и с ру­ ководящим составом, и просты­ ми рабочими двух ведущих ма­ шиностроительных предприятий района —ОАО «Грязинский куль­ тиваторный завод» и ОАО -Гид- равлик». Впечатление от встреч — самое приятное. До этого ни­ как не мог отделаться от мысли, что все положительные тенден­ ции в производстве, все техни­ ческие новинки, передовые инже­ нерные идеи, интересные и пер­ спективные бизнес-проекты, уме­ лое освоение рыночного про­ странства и многое другое непре­ меннодолжно происходить имен­ но в нашем областном центре, а провинцию по привычке отводил на задний план. Наверное, «ос­ таточный принцип» существует не только в экономике, но и в на­ шем мышлении. К счастью, мой стереотип о провинциальности машиностроения, если так мож­ но выразиться, потом напрочь изменился. Нетрудно было убе­ диться в том, что в этих заводс­ ких коллективах экономика не только не зачахла совсем, как ни старались это сделать отечес­ твенные горе-реформаторы, а во­ преки всему развивается, и труд этих людей, их желание, настой­ чивость, их творческие разработ­ ки, технический потенциал и до­ вольно успешное освоение ры­ ночных механизмов во многом поучительны для многих других промыш ленны х предприятий об­ ласти. Удивительная и примеча­ тельная деталь: на обоих заво­ дах разговор начинался не с цифр и отчетов, а с... футбола. Точнее, с футбольной заводской коман­ ды. Высокопоставленные началь­ ники непременно подчеркивали ее значимость. Если их (эабочие с огромным удовольствием гоня­ ют после смены мяч, значит, все нормально, значит, есть сплочен­ ная команда не только на фут­ больном поле, но и в производ­ стве. Тут только я окончательно понял, в чем преимущество гря- зинцев перед другими рабочими коллективами —у тех в большин­ стве своем нет таких страстных межзаводских спортивных бата­ лий. На мой взгляд, это замеча­ тельное стремление быть лиде­ ром, победителем обязательно скажется затем на тех, кто тру­ дится за станком на технологи­ ческой линии, за конструкторс­ ким столом или в рабочем каби­ нете. И грязинцы мне потом убе­ дительно доказывали в течение четырех часов, что это именно так и есть. Грязинским машиностроите­ лям не удалось бы выстоять в рыночной стихии по крайней мере без двух важнейших спаси­ тельных факторов. Во-первых, наличия сильного, опытного кад­ рового состава и той самой команды, без которой нечего было и рассчитывать на самос­ тоятельное выживание и какие- либо перспективы. Во-вторых, благодаря окончательному и ре­ шительному отказу от выжида­ тельной и иждивенческой поли­ тики, когда следовало по привы­ чке работать с протянутой рукой, и переходу на рыночные отноше­ ния. Ставка делалась при этом на собственные силы и финансовые возможности, а не на заманчи­ вые западные инвестиции. Может быть, получились при этом пути развития не столь масштабные перемены, но зато верные и об­ надеживающие. В чем конкретно выражались капиталистические ориентиры предприятий «Грязинский культи­ ваторный завод» и «Гидравлик»? Прежде всего в том, чтобы мак­ симально использовать освобо­ дившиеся рыночные ниши и ос­ воить новый вид продукции с высоким качеством. Грязинцы воспользовались, например, тем, что вместе с ростовским заводом «Красный Аксай» остались одни на российском рынке культива- торной техники и выпускают се­ годня практически всю гамму культиваторов, необходимых сельхозпроизводителю. Однако такой относительный монопо­ лизм не привел к самоуспокое­ нию и самоуверенности. Наобо­ рот, стимулировал новые техни­ ческие решения. Задача здесь одна — по возможности полно удовлетворить возросший поку­ пательский спрос и даже рабо­ тать на его опережение. Так поя­ вились КРШ-8,1 и КРШ-8,1-01, КРН-5,6 для ухода за посевами свеклы, кукурузы и подсолнечни­ ка — оборудование это позарез требуется селянам. А одна из последних новинок грязинских машиностроителей — сеялка- культиватор, сделанная совмес­ тно с Всероссийским институтом сельхозмашиностроения, прохо­ дит сейчас испытания. По оцен­ ке специалистов, это весьма пер­ спективный проект. Как и тот, что связан с производством восьми­ корпусных плугов для энергоем­ ких тракторов. Последнее, прав­ да, больше пока идея, но и она при финансовой поддержке мо­ жет быть реализована. Во многом поучительна и рыночная практика ОАО «Гидрав­ лик». Как только в начале 90-х го­ дов оживилась работа на отечес­ твенных тракторостроительных заводах, грязинцы сразу же пред­ ложили им необходимые ком­ плектующие изделия. Как сказал зам. генерального директора предприятия Николай Илюшин, это не только увеличило объем выпускаемой продукции, но и помогло сохранить коллектив. Другой удачный вариант освое­ ния рынка—сотрудничество с ве­ дущими металлургическими предприятиями страны. Умелый и активный маркетинг позволил наладить на «Гидравлике» выпуск промышленных товаров для нужд металлургов — смазочные стан­ ции, насосы, питатели, шприцы для ручной густой смазки и др. Новые каналы сбыта позволили получить солидную прибыль. Не обошли вниманием нефтяников и газовиков — клиентов состоя­ тельных и серьезных, поставляя им свое гидрооборудование. Постоянный поиск деловых парт­ неров, серьезная аналитическая работа по изучению конъюнкту­ ры рынка позволили ОАО «Гид­ равлик» укрепить свой авторитет и свои позиции, стабилизировать финансовое состояние и форми­ ровать портфель заказов. Не хва­ тает еще, по мнению руководст­ ва завода, твердых гарантий. Во­ лгоградский тракторный завод, к примеру, заключил с грязинцами договор на приобретение в год 7,5 тысячи гидрораспределите­ лей, а готов проплатить лишь де­ сятую часть. Такие деловые ме­ таморфозы, с одной стороны, подрывают коммерческие связи, а с другой, по замечанию Н. Илю­ шина, не позволяют расслаблять­ ся и твердо вести свою бизнес- политику. Эта бизнес-политика ориен­ тирована таким образом, что в нее должно быть вовлечено как можно больше участников; диле­ ры, аграрники, административ­ ные органы и сами производите­ ли. Сейчас у культиваторщиков есть торговые посредники при­ мерно в 40 регионах России. К примеру, обозначился большой спрос на грязинскую сельхозпро­ дукцию в Краснодарском крае, и чтобы обеспечить потребности тамошних сельхозпредприятий в прицепном инвентаре на период осенних полевых работ, туда вы­ езжают специалисты культива- торного завода для поиска ди­ леров. Другая линия сбыта так­ же достаточно перспективна. — здесь упор сделан на органы власти на местах, весьма озабо­ ченных дефицитом сельхозтех­ ники. Деловые отношения в дан­ ном случае строятся так: завод продает свою технику в ту или иную область, за которую рас­ считываются региональные влас­ ти, а дальше сбыт идет на мест­ ном уровне по лизинговой схе­ ме. Последний путь в настоящее время наиболее оптимален — он позволяет отпускать товар на село большими партиями и име­ ет под собой гарантийную осно­ ву. Оптимизма добавляет и то обстоятельство,что на грязинс­ ких машиностроительных пред­ приятиях и в рыночное время, когда требуется в первую оче­ редь узкая специализация про­ изводства, не отказались от вы-, пуска товаров народного потреб­ ления. Наоборот, постоянно уси­ ливают это направление. На культиваторном заводе, в час­ тности, открыли в прошлом году цех по производству сварных цепей противоскольжения для легковых и грузовых автомоби­ лей и цепей хозяйственного на­ значения. Такого производства в России больше нет. Итальянская технология фирмы «\/7е1ззеп1е1з» открывает отличные перспекти­ вы для освоения рынка России. Сейчас, правда, цех работает в режиме пуско-наладки, но в ско­ ром времени он выйдет на пол­ ную мощность. Грязинцы модер­ низируют свои газовые плиты, делают для массового покупате­ ля сварные сетки, гвозди и дру­ гие нужные в быту товары, а это позволяет расширять ассорти­ мент выпускаемой продукции, получать дополнительную при­ быль и открывать новые рабо­ чие места, А значит, у машинос­ троительных предприятий Гря­ зинского района есть будущее. Виктор МАНАЕНКОВ. На сним ках : токарь Вале­ рий Васильев и сверловщ и ­ ца Лариса Храпова работают в м е х а н о с б о р о ч н о м ц е х е культиваторного завода . От их опыта и проф ессионализ ­ ма во мно гом зависит успех грязинс ки х маш иностроите - Ф о то Ольги БЕЛЯКОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz