Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
Спецпроект "Липецкой газеты": ИСТОКИ-, о т КАМЕННОГОВЕКА ДОПЕРЕСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИЯ НЫНЕШНЕГО ГРЯЗИНСКОГО РАЙОНА ОСВАИВАЛАСЬ ЧЕЛОВЕКОМ С ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ - СТОЯНКИ, ПОСЕЛЕНИЯ КАМЕННОГО, ЖЕЛЕЗНОГО, БРОНЗОВОГО ВЕКОВ. Первыми славянскими обитателями нашего края стали вятичи и мордва. За нимаясь земледелием, они постепенно переходили к оседлому образу жизни. В начале X века с востока на юго-запад Киевских степей прошли печенеги и их со племенники — тюрки. Че рез столетий 6 запада яви лись половцы со своими ко чевьями. В Х1-Х1У веках последовало нашествие та тар с востока. Это были во инственные и жестокие за хватчики. Примерно с XVII века территория Грязинского района и вся бывшая Там бовская губерния входили в состав Рязанского кня жества. Стали основывать ся первые крупные селе ния. В архивных докумен тах впервые упоминаются следующие села; в 1615 году — Двуречки, в 1628 году — Ярлуково, в 1630 году — Казинка, в 1648 году — Карамышево. До царствования Петра I на территории теперешне го города Грязи находилось небольшое, в несколько дворов, селение. По госуда реву указу в 1699 году сюда начали переселять дворовых крестьян из цен тральной России. Это засе ление шло быстро и счита лось насильственным. В царствование Екате рины II и Павла I на посе ление в степные плодород ные пространства нашлось много охотников. Дворя нам жаловали большие по местья. Основными вла дельцами земель и всех бо гатств в это время были князья Волконский и Вя земский, помещики Ме- лентьевы, Расторгуевы, Бартенев, Вилков. Расти и заселяться Гря зи стали в основном с 1870 года, когда начала строить ся железная дорога, соеди нившая Воронеж с Моск вой и Орел с Царицыным. С противоположной сторо ны реки появился паровой маслобойный завод Улано ва, вырабатывавший льня ное масло и семенные вы жимки. Кроме того, сущес^ твовал тогда механический завод для выделки болтов, гвоздей, шурупов. Так как Грязи являлись центральным узлом для пассажирского транспорта, здесь был построен дере вянный вокзал с мезони ном. В 1870 году его рас ширили за счет деревянной пристройки. Но и это не помогло. Поток пассажиров быстро увеличивался. В конце 70-х разработали грандиозный проект вокза ла. И вскоре он принял пер вых пассажиров. На фоне маленького грязного посел ка вокзал поражал лвоим величием и красотой, был одним из краЬйвёиШйх в' России, в вечернее время сотни газовых рожков при давали всему зданию осо бый, величественный вид. Перрон был крытый, и по езда заезжали под навес Здание вокзала реконстру ировалось дважды, и сейчас вовсю идет его капиталь ный ремонт. Неузнаваемо измени лась станция за годы Совет ской власти. Поселок с 4 декабря 1938 года стал го родом. В войну он подвергся значительному разрушению во время налетов вражес ких бомбардировщиков. С декабря 1941 по август 1943 эскадрильи фашистс ких самолетов совершили 76 воздушных налетов на узловую станцию, сбросили свыше 350 авиабомб. В Грязях было разверну то 11 госпиталей , где школьники ухаживали за ранеными бойцами, дежу рили в палатках, выступа ли с концертами, приноси ли скромные подарки. Славно сражались гря- зинцы. За мужество и во енную доблесть удостоены звания Героя Советского Союза 18 человек. Есть и один Герой России. Это И.А. Флеров. Послевоенные годы от мечены нарастающими тем нами развития. В мае 1965 года из Грязей в Воронеж был отправлен первый элек тропоезд. Поднимались, вводились в строй, набира ли мощь промыщленные предприятия — щвейная и мебельная фабрики, сахар ный, мотовозоремонтный заводы, Грязинский куль- тиваторный завод, «Гидрав лик», «Стройдеталь». Гор достью города стал введен ный в строй сразу в после военное время комбинат пищевых концентратов. Ныне жизнь катит по новым рельсам, но мы не за бываем оглянуться назад, на наше прошлое. Ведь без прошлого нет настоящего. Светлана ШУЛЬГА, заведующая Грязинским музеем. Петр ПОПОВ, глава ааминистраиии Грязинского района: «НАПУПОММЕПЕ, БЕЗФУНДАМЕНТА, П етр Иванович Попов начинал свой трудовой путь учителем : о ко н чи в в 1967 год у Л ип ец кий педа го гический институт, преподавал ф и зи ку в средней ш ко л е родно го село Б уты р ки . Спустя не ко торое время его и збираю т председателем и спол ком а сельского Совета. Затем он работает завед ующ им р айон ны м отделом куль туры , ин стру ктором го р ком а КПСС в городе Грязи, д и р е к то р ом Грязинского сельскохозяйственного те хн и кум а . Без отрыва от производства за канчивае т Воронеж с кий а гроуниверситет по специальности «Э кономи ка» . В 1985 год у становится заместителем председателя испол ком а Грязинского райсовета , далее — первым заместителем главы , а в сентябре 1998 года его и збираю т главой адм инистрации Грязинского района . Э кономическая и социальная ситуация в районе за прош едш ие три года развивалась след ующ им об ра зом . Был остановлен спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Все ведущ ие бю дж е то о б р а зующ и е предприятия города являются ныне безубы точными . Значительно сократились дол ги района за газ , тепло и эле ктроэнер гию . Своевременно осуществляются те кущ ие платежи . Л и кв и диро вана задолженность по зарабо тной плате раб о тни кам социальной сферы. Без за д е р ж ки стали выдаваться детские пособия , пенсии . Словом, добры е сдвиги налицо . И достигнуты они при а кти в ном участии районной администрации . К а ким и ж е мыслями , чаяниями ж иве т ее руководитель? __I — Петр Иванович, скажите, пожалуйста, какое место в вашем сер дце занимают город Гря зи и грязинское село? — Вы спрашиваете меня о сокровенном. Гря зи для меня— столица района, которую знают буквально в каждом уголке страны благодаря крупному железнодо рожному узлу. Визитной карточкой города являет ся железнодорожный во кзал — один из привле кательнейших в России. Сейчас он весь в «ле сах»— опытные специа листы из Москвы взя лись восстановить до конца этого года дорево люционной постройки здание. В ходе рекон струкции планируется сделать его еще краше, сохранив в то же время детали архитектурного стиля. Трепетное отно шение ко всему, что свя зано с железной дорогой, — это своего рода тради ция. А что касается чувств, связанных с селом? Малая родина моя, село Бутырки, считай— центр всего, центр притяжения, где легко дума ется, где чувствуешь себя сильным, раскованным. Ска жете— лирик? Да нет, моя жизнь наполнена совершен но конкретной работой. Ко нечно же, я — прагматик. Меня волнуют конкретные проблемы... — И одну из таких про блем подбросила столь горя чо почитаемое МПС. Я имею в виду настойчивые предло жения принять на баланс числящиеся за дорогой объ екты соцкультбыта. —Да, в связи с привати зацией железных дорог сей час усиленно ведутся дебаты о передаче от МПС на баланс муниципалитетов имущест ва, которое располагается на территории района. Ситуа ция сложная. Нам предлага ют взять на свое финансиро вание и обслуживание при надлежащий железной доро ге жилфонд и школы. Како го-либо ремонта это ведом ство не делало до лгие годы. Привес ти их объекты в приличное состоя ние означает вынуть из бюд жета около шести миллио нов рублей. Навязывавшие ся нам условия передачи были просто кабальными. Из той же копилки надо было бы достать еще четыре мил лиона. Таков долг управле ния Юго-Восточной желез ной дороги муниципальному предприятию «Тепловые сети» за предоставленное ранее тепло. Администрация района предложила горе- сдатчикам компромиссное соглашение — передать объ екты на баланс только в от ремонтированном виде, пос ле ликвидации долгов. В противном случае, заявили мы, расходимся по сторонам. Вроде бы диктат, но он воз ымел действие. Наши парт неры стали сговорчивее. — Вам ведь еще приба вит забот и неизбежное со кращение работников в сис теме МПС? — Конечно. Приватиза ция железных дорог грозит выбросом за ворота опреде ленной части рабочих и спе циалистов. Мы совместно с центром занятости принима ем сейчас меры к тому, что бы эти люди оказались при деле. Организованы, в час тности, курсы по переучива нию. У нас есть резерв ра бочих мест. Об этом мы за ботимся постоянно, откры вая новые цеха. На пище- комбинате, к примеру,сдан в нынешнем году в эксплу атацию так называемый картонажный цех, который займется производством упаковочного материала. Заработав на полную мощ ность, он обеспечит тарой не только Липецкую область, но и другие регионы. А за одно поможет решить про блему безработицы. Или еще пример. На культиваторном заводе с помощью итальян цев пущен цех по изготов лению цепей — противос кольжения и декоративных. —Шаги явно рыночные. А каков настрой на других предприятиях? — Все стараются шагать в ногу со временем. Концен трированные супы, кисели, чаи пищекомбината извест ны в каждом уголке страны еще с войны. За последние три года приняты дополни тельные меры по повыше нию их конкурентоспособ ности .Появилась новая, ставшая популярной продук ция, в частности, супы, не требующие варки. Хлебо комбинат готовится пустить линию по выработке дезодо рированного, то есть особо очищенного растительного масла. Преобразился спра вивший недавно 130-летие мотовозоремонтный завод, который, адаптируясь к ры ночным отношениям, делает ныне упор на выпуск трех- и пятитонных контейнеров, ремонт платформ для НЛМК, а кроме того, увели чивает производство мебели и столярных изделий. Ре монтно-техническое пред приятие «Матырское» поми мо традиционного для него ремонта двигателей энерго насыщенных тракторов ус пешно восстанавливает ко робки перемены передач, топливную аппарат^у, фор сунки, другие узлы! и дета ли. Как у нас шутят,^появил ся собственный Кйровско- Путиловский завод. Свои меры по завоеванию рынка сбыта принимают машино строительный, культиватор- ный заводы, завод гидрообо рудования, маслозавод, дру гие предприятия. Результат? Реализовано продукции в со- поставймых ценай'' в тгро- мышленности района за по лугодие почти на 26 процен тов больше, чем за тот же период прошлого года.. — Вот так сразу вдруг и успехи пришли? — На голом мёсте, без фундамента, ничего не стро ится, ничего не возникает. Значит, коль город сегодня живет нормально, и в целом район справляется со свои ми задачами, то «фунда мент» мощный. Много сде лал для того, чтобы город стал индустриально разви тым, с хорошей инфраструк турой, ныне, к сожалению, покойный первый секретарь горкома КПСС Алексей Сер геевич Лысых. Это при нем, при Алексее Сергеевиче, рас страивались, приобретали республиканское значение культиваторный завод, завод гидрооборудования. При нем создавался золотой фонд кадров, которые и в новых, рыночных условиях не рас терялись, нашли себя. Нема ло сил отдал развитию горо да (и также, к сожалению, покойный) председатель Гря зинского горисполкома Александр Иванович Бурцев. Мне посчастливилось с ними работать. Это были люди бо гатой души, у которых сло во не расходилось с делом и которые полностью отдавали себя работе. — Ныне повсюду акцио нерные общества со своими уставами, не предусматрива ющими административное вмешательство со стороны. Как же в этих условиях вам лично, другим работникам районной администрации удается влиять на производ ство? — Поверьте, у нас доста точно рычагов. Если на ка ком-то предприятии не хотят заниматься производством, мы можем выступить на ак ционерном собрании, расска зать людям, кто есть кто. Иногда идем вместе с нало- ' ‘говой;й&бйгекП;йей, налоговой полицией на крайние, при нудительные меры. Но это- исключение. У нас нормаль ные отношения с руководи телями акционерных об ществ. Приведу лишь один пример. Я как глава адми- МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕСЛИРАБОЧИЕ ПОСЛЕСМЕНЫИГРАЮТВФУТБОЛ, ЗНАЧИТ, НАЗАВОДАХВСЕНОРМАЛЬНО К ороткая справ ка . В Грязинском районе действуют сегодня 15 промыш ленны х предприятий : 7 представляют пищ е в ую и перераба ты вающ ую отрасль, 4 — м аш иностроительную , 3 — л е г кую , 1 — строительный ком пл е кс . Все они работаю т безубы точно . За январь -ию нь 2001 года ими получена прибыль в разм ере 50 миллионов р ублей . Общая численность р а б о чи х — более ляти тысяч человек. Средняя зарплата по промышленности в районе возросла по сравнению с п рош лы м годом в 1,6 раза и составляет нынче 2100 рублей . Наиболее значительных успехов добились грязинские м аш иностроители : за 6 месяцев нынеш не го года они увеличили вы пус к товарной п р о д у к ц и и , а темп роста к у р о в ню п рош ло го года в сопоставимых ц е на х составил 103,2 процента . Откровенно говоря, мне впер вые пришлось общаться и с ру ководящим составом, и просты ми рабочими двух ведущих ма шиностроительных предприятий района —ОАО «Грязинский куль тиваторный завод» и ОАО -Гид- равлик». Впечатление от встреч — самое приятное. До этого ни как не мог отделаться от мысли, что все положительные тенден ции в производстве, все техни ческие новинки, передовые инже нерные идеи, интересные и пер спективные бизнес-проекты, уме лое освоение рыночного про странства и многое другое непре меннодолжно происходить имен но в нашем областном центре, а провинцию по привычке отводил на задний план. Наверное, «ос таточный принцип» существует не только в экономике, но и в на шем мышлении. К счастью, мой стереотип о провинциальности машиностроения, если так мож но выразиться, потом напрочь изменился. Нетрудно было убе диться в том, что в этих заводс ких коллективах экономика не только не зачахла совсем, как ни старались это сделать отечес твенные горе-реформаторы, а во преки всему развивается, и труд этих людей, их желание, настой чивость, их творческие разработ ки, технический потенциал и до вольно успешное освоение ры ночных механизмов во многом поучительны для многих других промыш ленны х предприятий об ласти. Удивительная и примеча тельная деталь: на обоих заво дах разговор начинался не с цифр и отчетов, а с... футбола. Точнее, с футбольной заводской коман ды. Высокопоставленные началь ники непременно подчеркивали ее значимость. Если их (эабочие с огромным удовольствием гоня ют после смены мяч, значит, все нормально, значит, есть сплочен ная команда не только на фут больном поле, но и в производ стве. Тут только я окончательно понял, в чем преимущество гря- зинцев перед другими рабочими коллективами —у тех в большин стве своем нет таких страстных межзаводских спортивных бата лий. На мой взгляд, это замеча тельное стремление быть лиде ром, победителем обязательно скажется затем на тех, кто тру дится за станком на технологи ческой линии, за конструкторс ким столом или в рабочем каби нете. И грязинцы мне потом убе дительно доказывали в течение четырех часов, что это именно так и есть. Грязинским машиностроите лям не удалось бы выстоять в рыночной стихии по крайней мере без двух важнейших спаси тельных факторов. Во-первых, наличия сильного, опытного кад рового состава и той самой команды, без которой нечего было и рассчитывать на самос тоятельное выживание и какие- либо перспективы. Во-вторых, благодаря окончательному и ре шительному отказу от выжида тельной и иждивенческой поли тики, когда следовало по привы чке работать с протянутой рукой, и переходу на рыночные отноше ния. Ставка делалась при этом на собственные силы и финансовые возможности, а не на заманчи вые западные инвестиции. Может быть, получились при этом пути развития не столь масштабные перемены, но зато верные и об надеживающие. В чем конкретно выражались капиталистические ориентиры предприятий «Грязинский культи ваторный завод» и «Гидравлик»? Прежде всего в том, чтобы мак симально использовать освобо дившиеся рыночные ниши и ос воить новый вид продукции с высоким качеством. Грязинцы воспользовались, например, тем, что вместе с ростовским заводом «Красный Аксай» остались одни на российском рынке культива- торной техники и выпускают се годня практически всю гамму культиваторов, необходимых сельхозпроизводителю. Однако такой относительный монопо лизм не привел к самоуспокое нию и самоуверенности. Наобо рот, стимулировал новые техни ческие решения. Задача здесь одна — по возможности полно удовлетворить возросший поку пательский спрос и даже рабо тать на его опережение. Так поя вились КРШ-8,1 и КРШ-8,1-01, КРН-5,6 для ухода за посевами свеклы, кукурузы и подсолнечни ка — оборудование это позарез требуется селянам. А одна из последних новинок грязинских машиностроителей — сеялка- культиватор, сделанная совмес тно с Всероссийским институтом сельхозмашиностроения, прохо дит сейчас испытания. По оцен ке специалистов, это весьма пер спективный проект. Как и тот, что связан с производством восьми корпусных плугов для энергоем ких тракторов. Последнее, прав да, больше пока идея, но и она при финансовой поддержке мо жет быть реализована. Во многом поучительна и рыночная практика ОАО «Гидрав лик». Как только в начале 90-х го дов оживилась работа на отечес твенных тракторостроительных заводах, грязинцы сразу же пред ложили им необходимые ком плектующие изделия. Как сказал зам. генерального директора предприятия Николай Илюшин, это не только увеличило объем выпускаемой продукции, но и помогло сохранить коллектив. Другой удачный вариант освое ния рынка—сотрудничество с ве дущими металлургическими предприятиями страны. Умелый и активный маркетинг позволил наладить на «Гидравлике» выпуск промышленных товаров для нужд металлургов — смазочные стан ции, насосы, питатели, шприцы для ручной густой смазки и др. Новые каналы сбыта позволили получить солидную прибыль. Не обошли вниманием нефтяников и газовиков — клиентов состоя тельных и серьезных, поставляя им свое гидрооборудование. Постоянный поиск деловых парт неров, серьезная аналитическая работа по изучению конъюнкту ры рынка позволили ОАО «Гид равлик» укрепить свой авторитет и свои позиции, стабилизировать финансовое состояние и форми ровать портфель заказов. Не хва тает еще, по мнению руководст ва завода, твердых гарантий. Во лгоградский тракторный завод, к примеру, заключил с грязинцами договор на приобретение в год 7,5 тысячи гидрораспределите лей, а готов проплатить лишь де сятую часть. Такие деловые ме таморфозы, с одной стороны, подрывают коммерческие связи, а с другой, по замечанию Н. Илю шина, не позволяют расслаблять ся и твердо вести свою бизнес- политику. Эта бизнес-политика ориен тирована таким образом, что в нее должно быть вовлечено как можно больше участников; диле ры, аграрники, административ ные органы и сами производите ли. Сейчас у культиваторщиков есть торговые посредники при мерно в 40 регионах России. К примеру, обозначился большой спрос на грязинскую сельхозпро дукцию в Краснодарском крае, и чтобы обеспечить потребности тамошних сельхозпредприятий в прицепном инвентаре на период осенних полевых работ, туда вы езжают специалисты культива- торного завода для поиска ди леров. Другая линия сбыта так же достаточно перспективна. — здесь упор сделан на органы власти на местах, весьма озабо ченных дефицитом сельхозтех ники. Деловые отношения в дан ном случае строятся так: завод продает свою технику в ту или иную область, за которую рас считываются региональные влас ти, а дальше сбыт идет на мест ном уровне по лизинговой схе ме. Последний путь в настоящее время наиболее оптимален — он позволяет отпускать товар на село большими партиями и име ет под собой гарантийную осно ву. Оптимизма добавляет и то обстоятельство,что на грязинс ких машиностроительных пред приятиях и в рыночное время, когда требуется в первую оче редь узкая специализация про изводства, не отказались от вы-, пуска товаров народного потреб ления. Наоборот, постоянно уси ливают это направление. На культиваторном заводе, в час тности, открыли в прошлом году цех по производству сварных цепей противоскольжения для легковых и грузовых автомоби лей и цепей хозяйственного на значения. Такого производства в России больше нет. Итальянская технология фирмы «\/7е1ззеп1е1з» открывает отличные перспекти вы для освоения рынка России. Сейчас, правда, цех работает в режиме пуско-наладки, но в ско ром времени он выйдет на пол ную мощность. Грязинцы модер низируют свои газовые плиты, делают для массового покупате ля сварные сетки, гвозди и дру гие нужные в быту товары, а это позволяет расширять ассорти мент выпускаемой продукции, получать дополнительную при быль и открывать новые рабо чие места, А значит, у машинос троительных предприятий Гря зинского района есть будущее. Виктор МАНАЕНКОВ. На сним ках : токарь Вале рий Васильев и сверловщ и ца Лариса Храпова работают в м е х а н о с б о р о ч н о м ц е х е культиваторного завода . От их опыта и проф ессионализ ма во мно гом зависит успех грязинс ки х маш иностроите - Ф о то Ольги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz