Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

«ивыНЕЗАПОЕТЕ В Т О Л П Е Т А К И Е П Е С Н И . . . » КАК УЖИВАЕТСЯ РОМАНТИКА С КОММЕРЦИЕЙ? ОБ ЭТОМ МЫ СПРОСИЛИ ОЛЕГА МИТЯЕВА - САМОГО ПОПУЛЯРНОГО И УСПЕШНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ - Олег, вас называют са­ мым удачливым предста­ вителем бардов. Вы этим гордитесь или стесняетесь? - Ну, насчет удачливости это вы сплюньте. Произошло все как-то само собой, никакого пробивания но сцену не было.... Иначе зачем бы я сночоло оканчивал монтажный техникум, потом Инститэт физкультуры, потом ГИТИС? Ток бывает, ко­ гда человек себя ищет... У меня ощущение, что я каким-то вол­ шебным образом, не зотрочи- воя особых усилий, попол в раз­ ряд популярных. Здесь не столь­ ко от твоих усилий что-то зави­ сит. Это тебя должны выбрать. Почти все барды стоновятся известными только в зрелом возрасте, проходя долгий путь к популярности, постепенно заво­ евывая аудиторию. Другое дело - эстрада, шоу-бизнес. Там та­ кой же процесс, как продажа древесины или автомобильных покрышек: найти деньги на съемки клипа, разместить его на ТВ, на радио, потом поехать по стране, собрать дивиденды, вернуть долги, заработать, опять вложить - и т.д. Мне это не слишком интересно. - Но именно вы, единст­ венный из всех бордов , добились весомого успеха в шоу-бизнесе. У вое ан­ шлаги в о громных кино ­ концертных залах в Моск­ ве, Питере, Киеве, куда че­ ловек с гитарой и соваться- то не смел. У вас диски, кассеты, кни ги , поклонни ­ ки ... - Я думаю, что и Никитин, и Городницкий, и Ким могут соби- роть большие залы - они этого просто не хотят. Они отвергают методы современной раскрутки. Классическим примером популя- ризоции автсюской песни с по­ мощью шоу-бизнесо стал про­ ект «Песни нашего века». Взяли кредит в банке, сделали запись на фирме «Мелодия», пригласи­ ли бардов, записали лучшие песни, представили диск в ог­ ромных концертных золох. Дальше, по всем законам, мы должны были ездить по стране, зарабатывать и возвращать кредит. Эти деньги могли бы пойти в фонд Визбора, Окуджа­ вы, на проведение фестивалей, тогда идея была бы реализова­ на до конца. Но Иващенко и Васильев занялись другими де- ломи, проект себя окупил - и на этом все остановилось. Примерно так же получилось и со мной. Фирма «Фамилия- Интертаймед», которая выпус­ кает мои альбомы, в свое время дала деньги на клип «Крепитесь, люди, скоро лето» и кое-как разместила его на телевидении. Кто-то его увидел, кто-то - нет, но ольбом окупился, люди даже что-то заработоли, потом все закончилось. Но если бы они по-настоящему занялись про­ движением моей скромной пер­ соны на рынок, могли бы полу­ чить гораздо больше. - ф у , Олег, слова-то к а ­ кие : «продвижение», «ры­ но к» . .. Ка к -то не звучат они у костра! - Я здесь не буду ничего до- козывоть, клясться и бить себя в грудь кулаком. Зачем? Мой ор- гумент - песни. Пусть, они дока­ зывают, кто я такой и откуда родом. А шорахаться от самого слова «шоу-бизнес», кок от то­ го, что но заборе пишут... Ведь это не только средство наживы, но еще и механизм донесения того, что ты делаешь, до более широкого круга слушателей и зрителей. Какой же в этом грех? Без такого механизма не обой­ тись ни театрам, ни концертным организациям. Благодаря ему я сегодня могу собироть тысячные золы. А роньше, как и все, вы­ ступал у костров и на фестива­ лях КСП. Когда работал в Че­ лябинской филармонии, прихо­ дилось выступать чуть ли не в киосках «Союзпечати». Но в об- щем-то и в филармонию меня пригласили потому, что залы уже собирались. Здесь другая проблемо: по­ пулярность предполагает поток, конвейер. Созноюсь, в послед­ нее время у меня выходит по 25-27 концертов в месяц в раз­ ных залах, в разных городах. Плюс переезды. Таким обра­ зом, получается какое-то тиро- жирование. Нельзя же каждый вечер выходить на сцену и от­ кровенничать! Тем более хочет­ ся чередовать выступления с длительными периодами чтения, писания и общения. Очень хо­ чется посидеть на кухне с Мир- зояном и побеседовать о мета­ физике, экзистенциализме и просодии в стихах Бродского. А на это абсолютно не остается времени. И поэтому я теперь, пожалуй, реже буду выступать. В последние годы получается так, что если я себе специально не зопланировал время на чте­ ние, писание и безделье, то оно уходит на концерты. - А вы можете без них прожить? - Да, вы правы, это пробле­ ма. Кстати, те же Ким или Ники­ тин не ставят себе задачу соби­ рать большие залы потому, что относятся к своему любимому делу более философски: пишут бард-оперы, пьесы, мюзиклы. А есть люди, как говорил Булат Окуджава, «хорошие выступаль- щики», им очень интересно об­ щаться с публикой. Я отношусь именно к таким. Может быть, придет время, когда мы будем сидеть без кон- цертав. Я к этому готов и все время думаю: ну вбт, наверное, оно уже наступает. Потом выяс­ няется - нет, еще не пора. Затя­ гивает, завораживает... Хотя, если вся свистопляска закончит­ ся, это не будет для меня каким- то крахом - ни в психологиче­ ском, ни в коммерческом плане. - Кстати, о коммерции - вы не могли бы назвать свои заработки? - Не могу, потому что это ко­ го-то оскорбит, а кого-то обра­ дует. Мне хватает. Но если я буду получать меньше, мне все равно хватит. Мне всегда хвата­ ло денег, вот в чем дело. Когда я в Институте физкультуры полу­ чал Ленинскую стипендию и подрабатывал электриком, мне уже хватало на то, чтобы оста­ вить моме, купить себе гитару и съездить к друзьям. Если сейчас не будет концертов, у меня бу­ дут авторские гонорары за ис­ полнение моих песен, с прода­ жи дисков. - А ведь говорят, где на­ чинаются деньги, там ав­ торская песня заканчива­ ется. Устарела? - До нет, не усторело. Про­ цесс пения у нас традиционно выглядит легкомысленным. Как там про стрекозу: «Ты все пела? Это дело...» Просто мне повез­ ло: я занимаюсь любимым де­ лом, пишу, пою, а мне за это еще и деньги плотят. Как-то мы встретились в са­ молете с Андреем Макореви- чем. И я ему говорю сочувст­ венно: «Вот, Андрюша, у тебя такой коллектив большой, вы мотаетесь, трудно, наверное, такую ораву кормить». А он вдруг без всякого пафоса: «Да мы не зарабатываем. Летаем на радость людям». И я знаю, что он искренен. Ведь Макаре­ вич может заработать и без концертов. И я могу. Но если я точно знаю, что где-то в Томске тысячи людей ждут меня с песня­ ми, я не могу тудо не поехать. - Ваш успех у публики важен , по -моему , и к а к пример , к а к сигнал для продюсеров: зарабатывать можно не только на о ткро ­ венной пошлости и халту­ ре, к а к это принято сегодня на эстраде. - Дело не столько в продюсе­ рах. Авторская песня малоинте­ ресна для шоу-бизнеса потому, что общий культурный уровень в нашей стране сейчас низок. И о поэзии Бродского и Цветае­ вой, прозе Андрея Платонова вряд ли слышали больше 15 процентов народонаселения. А в основе авторской песни лежит тяга к серьезной литературе. Простая арифметика: продю­ сер, котсюый хочет заработать, вряд ли будет что-то организо­ вывать для этих 15 процентов, когда есть 85. Да и хлопот с ни­ ми куда меньше. - А вы не боитесь сполз­ ти в конъюнктуру? в пос­ леднее время у вас что ни песня, то хит. Это ведь опоено! - Не боюсь, потому что я се­ бя знаю. У меня сейчас искрен­ нее стремление прочитать мно­ гие вещи, которые мы прошли в школе, и дописать многое из то­ го, что вертится в душе. И чте­ ние, и писание доставляют мне колоссольное удовольствие. А что касается моих хитов... Один гениольный человек ска­ зал: «Каждый пишет, как он ды­ шит....» Я хотел бы нописать прозу, как у Платоново, какую- нибудь сложную философскую песню, какие бывают у Мирзая- на, но у меня пока не хватоет но это образования, зноний, опыте жизненного. А вот когдо человек специально снижает свой уровень, это и называется конъюнктура. Когдо человек с высшим образовонием, с пре- кросной музыкальной выучкой, в достойном, зрелом возрасте вдруг записывает альбом «Ам­ нистия» с убогими текстами про воровскую блатную жизнь и на этом зарабатывоет - это и есть та сомая некрасивая конъюнк­ тура, котороя всех нас может откинуть далеко нозад. Нет ис­ кренности, о есть только ремес- луха - вот что такое конъюнкту­ ра. Доже талантливая, она убо­ го. Что касается упреков в шля- герности... Вы знаете, это прой­ дет, неверное: по мере того, как я буду заниматься самооб­ разованием. И тогда нашему населению ничего не останется, как просто поднять свой уро­ вень культуры хотя бы до уров­ ня Митяева, чему я буду очень рад. А потом мы дальше пойдем - к Камбуровой, потом дотянем­ ся до Бродского и в конце кон­ цов... Это я так, фантазирую. - Олег, кто ваш люби­ мый бард? - Мне нравятся отдельные достижения у отдельных авто­ ров. Любимый ольбом - «По волне моей памяти» Давиде Тух- моново. Мне кажется, это боль­ шое завоевание нашей культу­ ры. Это гармония высокой поэ­ зии, прекрасной музыки, вели­ колепной аранжировки и про­ фессионального исполнения. Мне нровятся, кроме мэтров, Иващенко и Васильев. Я очень люблю их «Кончается четвмг», «Бережкарики», «Дворник Сте­ панов» и многие другие. Велико­ лепные вещи есть у Алексондра Суханова. Безусловно, в этом ряду сто­ ят и Сергей Никитин, и Верони­ ка Долина, и «народный автор» Юрий Кукин. И Александр Ро­ зенбаум - я не могу не поста­ вить его в этот ряд, потому что у него есть прекрасные песни. Очень породовал Николай Носков своим недавним альбо­ мом «Дышу тишиной». И рас­ строил слегка. У меня давно была такая идея. И вот теперь она воплощена. Когда теперь это сделою я, получится, что сделал «под Носкова». - Вы собираетесь запи­ сать свой следующий аль­ бом с симфоническим ор ­ кестром? - Есть такое желание. Мы уже в общем-та даговорились с оркестром. Этот альбом, воз­ можно, будет называться «Жизнь замечательных людей», и в нем будут мои новые песни. - К а к вы думаете, поче­ м у авторская песня не вос­ требована на эстраде? Хо ­ рошие исполнители поют всякую чушь, все это к р у ­ тится на радио, а ведь зо ­ лото лежит прямо под но ­ гами. - Точно. Но, возможно, ситу­ ация все-таки изменится. Я очень обродовон рождением такого радио, кок «Русский шансон». У него сразу же поя­ вилось много слушателей. Хоро­ шо, что там начал съеживаться раздел блатной, «жиганской» песни. Но их очень много, раз в 40 нужно убавить. А на свобод­ ное место встоют песни Окуд­ жавы, Визбора, Городницкого, Долиной, Иващенко-Восильева. Это единственное родио, куда, как в воронку, стеклись все аль­ бомы и диски, не подходящие, как сегодня выражоются, ни под кокой «формрт». Ох уж этот пресловутый «формот»! О нем никто ничего не знает, но все с мудрым видом рассуждают: «Нет, знаете, здесь что-то не то... Гитара, слова... Неплохо, может, но не наш формат»... Знаете, иногда задаешь себе вопрос: почему на «Песне года» не звучат мои вещи? Неужели бы испортил концерт? А потом думаещь - о ведь и Высоцкого песни не звучат, и Окуджавы, и - строщно сказать - поэзия Лер­ монтова в «формот» не уклады­ вается. И ты думаещь - а ведь это хорошо, что я хоть и не классик, но уже не в «формате». - Олег, что бы вы могли посоветовать тем талант­ ливым ребятам, которые никак не могут пробиться через этот «формат»? - Они не пытаются пробить­ ся, вот в чем дело. И на этот счет здорово скозано у фрон- цузской поэтессы Эдит Седер- гран: «...Тот, кто руками в ссадинах и шрамах Не хочет рушить стену хмурых буден. Пусть погибает молча у стены. Он недостоин видеть солнца жизни...» Иногдо говорят: «Вот, он бьется, а все без толку...» А что он сделал? Дома на магнитофо­ не записол кассету и жене ее крутит. - Но талантливый чело­ век по натуре не бывает пробивным. - Это не правило, к счостью. Множество талантливых людей мы знаем именно потому, что они пробивные. Снять «Сибир­ ский цирюльник» - здесь одного таланта мало, нужна мощная пробивная сила. Я считаю, что одна из ошибок нашего высше­ го образования - недастатач- ное внимание к такому предме­ ту, кок «организация производ­ ства». И в консерваториях, и в гоманитарных вузах должна быть такая дисциплина. Надо ясно представлять, кок оргони- зовать концерт, сделоть рекло- му и прочее - иначе твое твор­ чество пропадет. - Но это ведь другая профессия! - Да, конечно, в каждом деле должны быть профессионалы. Но поко мы будем их ждать, мы все уже помрем. Надо самим плавниками шевелить. И во дво­ ре, и в подъезде самим наво­ дить порядок, а не ждать, пока Лужков с совком придет и под­ метет. Мы все такие творческие - лежим на дивоне и ждем, ко­ гда кто-нибудь придет и запи­ шет нам ольбом. А еще лучше - принесет срозу тираж, чтобы можно было поклонникам раз­ даривать... Беседовала Елена РЕШЕТНЯК. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ «Он шьет из светлой грусти непраздничные вещи, В таких ни на парады нельзя, ни на балы. И вы не запоете в толпе такие песни, А только промолчите. И будете правы». Олег Митяев. «Непраздничные вещи». ГОЛЬ и ВЫДУМКИ п и т о н ПОПАЛСЯ НА «ФАНЕРУ» Оригинальный способ охоты но питона, сбежавшего с выстав­ ки, придумали местные спасате­ ли. Вспомнив, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, они включили магнитофонную запись с писком цыпленка - лю­ бимого лакомства пресмыкаю­ щихся. Расчет оказолся точным. Вскоре голодный полуторамет­ ровый питон выбрался из укром­ ного места, был пойман и во­ дружен обратно в клетку. Виталий МУХИН. ОРЕЛ. ПЛАТИ - ПОБЕСЕДУЕМ Золотые медалисты Украины при поступлении в вуз проходят лишь собеседование. Но в тех­ ническом университете решили усовершенствовать эту процеду­ ру. Теперь, чтобы попасть но «рандеву», нужно роскошелиться но 200 долларов. Причем взнос не возвращается, доже если со­ искатель собеседование прова­ лил. Эту более чем сомнитель­ ную процедуру руководство вуза нозволо... спонсорской помо­ щью. Николай БОМКАЛО. КИЕВ. ШОКОЛАД ЗА ОКУРОК Фирма «Орентекс» провела антиникотиновую акцию: куря­ щим жителям Оренбурга пред­ лагалось обменять одну сигарету на щоколадный батончик. Самы­ ми активными участницами акции стали... предприимчивые бабуль­ ки, торгующие табаком. Они скупили у организаторов акции весь продукт бартера: не каж­ дый же день щоколадные батон­ чики раздают почти задором! Егор ТИТОВ. ОРЕНБУРГ. НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО ЧЕРВОНЕЦ На днях Центробанк сооб­ щил, что в обращение вво­ дится золотой червонец. По­ теснит ли увесистая монета родные рубли и неродные, но столь милые сердцу дол ­ лары? Собираются ли россия­ не хранить свои средства в червонцах? На эти вопросы отвечают люди известные и практичные. Константин БОРОВОЙ, главный редактор журнала «Америка»: ■ Я склонен гораздо боль­ ше доверять валюте, у кото­ рой есть эквивалент в золоте. Появление золотого червонца - серьезный шаг, направлен­ ный на укрепление финансо­ вого рынка страны, поэтому его можно только приветство­ вать. Амаяк АКОПЯН, иллюзио­ нист: - Ну вот, фокусники, кото­ рые нос в жизни окружою.т со всех сторон, опять принялись за дело! Но я нашим «волшеб­ никам» никогдо не доверял и в ближойшие десять лет дове­ рять не буду. Конечно, хорошо червонцы в крынку закатать, но я же не Буратино какой-ни­ будь, чтобы поверить в эти сказки! Это 1 ^ о с т о очередной трюк, чтобы вытащить деньги из наших мотросов, протезов и галифе. А лично я свои сбере­ жения хронить вообще не хочу! Хочу тратить. Это, если угодно, моя жизненная философия. Никое САФРОНОВ, худож­ ник: - Если выбирать между руб­ лем и червонцем, я бы одно- Санкт-Петербург ао лет назад. Перевозка золота в Госбанке. значно предпочел золото. А вот между червонцем и долла­ ром... К доллару же привыка­ ешь, как к сексу с любимой женщиной. Так что пока я буду хранить сбережения в этой ва­ люте. Эммануил ВИТОРГАН, ак­ тер: - Червонцы, конечно, краси­ вее, чем бумажные рубли, их не напечатаешь сколько Мин­ фин пожелает... Но нас столь­ ко роз обманывали, что меня червонцем не купишь. Доллор - синоним стобильности. Поэ­ тому, на мой взгляд, народ к червонцу отнесется ровнодуш­ но. Юрий ЛОЗА, певец и ком­ позитор: - Я вообще категорически против того, чтобы хоть что-ни­ будь хранить в банке. Нет в нашей стране ни одного фи­ нансового учреждения, кото­ рому бы я доверял. Владимир БРЫН14АЛОВ, предприниматель, депутат Го- сударственной Думы: - Червонцы? Разве выпуск монеты времен Очоково и по- коренья Крыма - это рыночный механизм? Рыночный механизм - это, нопример, введение учетной ставки, как во всех ци­ вилизованных странах. Ну, а персональные сбере­ жения я храню в собственном банке. Ни одного червонцо я никогда не приобрету, пусть и не надеются. ОпрОСИЛС ! Карина ЭВАНС. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ о КВАСНОМ ПАТРИОТИЗМЕ ТРИ ЧЕТВЕРТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО СЕГОДНЯ ТОРГОВЛЕЙ КВАСА - ФАЛЬСИФИКАТ, ПОДДЕЛКА Камергерский переулок в давности слыл Квасным. На месте сегодняшнего МХАТа стоял дом князей Оболенских, а вслед за ним, к Неглинке (сейчас - улица, а в ту П(юу - речка) расположи- ' лась слобода квасников. Они го­ товили питье для благородной публики, для господ, но и Об­ жорным рядом (сейчас здесь Гос­ дума РФ) не брезговали. Квасы ставили разные: вишне­ вые и медвяные, грушевые и им­ бирные, можжевеловые и яблош- ные. Без обмана, двухдневного закваса, с выдержкой. Особое место занимал хлебный квас, не было ему ровни. И.Г.Прыжов в исследовании «История кабаков в России» отмечол: квас - напи­ ток чисто словянский, обоготво­ ренный у соседей-скандиновов в образе вещего Квасиро. Главным квасом но Руси все­ гда был именно хлебный, сомый простецкий и изысканный. Дмит­ рий Иванович Менделеев, хоть и всемирный профессор, первая величина в науке, а признавался, что взращен на хлебном квасе, не боялся оказаться уличенным в квасном патриотизме и очень был обрадован, когда «Общест­ во охранения народного здоро­ вья» взяло под свое попечитель­ ство квасное дело. «Варение кво- со роспространено у нас, как и хлебопечение: его варят в мужиц­ ких, мещанских, купеческих и барских хозяйствах, в монасты­ рях, солдатских козормах, госпи­ талях и больницах», писол врач- гигиенист доктор Л.П.Симонов еще в 1898 году. Квасами потчевали всюду. Звоные кремлевские обеды без кваса не обходились. В городских домах и сельских избах - в сенях, в прихожих - стояли деревянные жбаны с квасом: первый напиток с дороги. па Руси были известны более 300 сортов и видов настоящего кваса. Сейчас - десяток, это если очень постараться и упомянуть даже то, чего не сыскать. Особо в последнее десятилетие постара­ лось: квасные цеха закрывались, переходили на розлив фанты, им­ портных подделок. Й там, где еще вчера можно было окунуться в бодрящий квасной аромат, сей- чос завис густой запах ландрин- но-химического свойства, ибо нет такой импортной рецептуры , что обходилась бы без химических добавок и «улучшителей». Поворошив историю, отпра­ вился я по улицом и базарам, по магазином и лавочкам. Маршрут подсказал Иван Сергеевич Шме­ лев в «Лете Господнем». Рынка, что был тогда возле Устьинского моего (здесь потчевали квосоми хлебным, кислощейным, солодо­ вым, брожным и имбирным), сего­ дня, понятно, нет. Но все окрест торгуют. И питья в них - пруд пру­ ди. Пластиковые бутылки, яркие этикетки. Не сразу отыскал двух­ литровую пэт-емкость с надписью «квас». Открыл - о из горла все та же нахимиченная ландрин- ность. На этикетке - невразуми- тельноя надпись, ясно только од­ но, что это не квас, а «сильнога­ зированный напиток». Продавщи­ цам невмоготу ответить доже на простейший вопрос: но зоква- скох «квос» или на химии? «Чи­ тайте: жароутоляющий фирмен­ ный напиток». Только в одном из восемнадцати магазинов и киос­ ков по маршруту известного рус­ ского писотеля увидел бутылку, но этикетке которой: «Квас». За­ тем фирменный знак: «Сокос». Очень мелко, но прочитоть мож­ но: «сильногазированный напи­ ток». И уж совсем мелко, петит- цем: «состав: вода_ очищенная, перед :ззо, ческая основа с использованием натурального и идентичного (вчи­ тайтесь! - К.Б.) натуральному сы- двуокись угл о о 290, кислота лимонная ЕЗЗО вкусо-аромати- польским продуктом, с зоконсер- вировонной явно не в России ку­ курузой: «А это - деликатесы?» В ресторане «Даниловский» все же удалось отведать кваску - с хреном. Божественный нектар. Обратил внимание на соседние столики (о в здешней гостинице останавливаются не случайные люди, именитый, состоятельный народ) - у всех крынки или кувши­ ны с квасом. Не увидел ни одной даю себе отчет и в том, что го­ товить химизированные освежо- ющие и жаждоутоляющие напит­ ки просто - вбухал в концентрат воду из-под крана, и вся недол­ га. И вь)годно... Хотя бы тем, что они увеличивают число пациен­ тов гастроэнтерологических от­ делений ройонных поликлиник и потребителей желудочных ле- корств. Ведь то, к чему человек привык столетиями, нельзя без Битва с Кока-Колой закончена? рью, подсластители: мегасвит и аспасвит, бензонат натрия Е211». Купил полуторалитровую бу­ тыль, доехал до дома - слил ко­ ричневую жидкость в унитоз, а бутылку оставил: может, когда прокуратура пожелоет поинтере­ соваться фольсификаторами классического русского нацио- нольного напитко, тогда предос­ тавлю эту бутыль кок доказотель- ство. (Да, чтобы не зобыть, на этикетке еще две строки: «срок годности 180 дней»; это при том, что настоящий квос, даже пасте­ ризованный, хранится не более 10-12 дней. «Не рекомендуется употреблять больным фенилкето- нурией» - нописано на бутылке. Квас, если его считать в ряду безалкогольных напитков, зани­ мает одно из последних мест в питейном реестре. Во всей обильности предстовленного пи­ тья доля квоса (настоящего) - около двух с половиной процен­ тов. И этим никто не озабочен! Министерство сельского хозяйст­ ва и продовольствия беспомощ­ но, департаменты потребитель­ ского рынка и прочие эквивален­ ты прежнего Минторга совсем в стороне. «Мы не можем вмеши­ ваться в политику предприятий, выпускающих напитки», - сказали мне. «А сами-то что пьете?» - не удержался я. «Это к делу не отно­ сится», - приструнил меня теле­ фонный собеседник. После этого антракта продол­ жил проложенный «Летом Гос­ подним» моршрут. Заглянул в два респектабельных магазина на Варварке. Тут, если верить выве­ скам, только русские и москов­ ские деликатесы. «Квас? А разве это деликатес?» - переспрашива­ ет меня продавщица. Я ей пока- зывою на витринки с заурядным бутылки пепси. Вот вам и спрос, вот вам и предложение. Но «Да­ ниловский» - исключение из ис­ ключений. Даже в ресторанах так называемой «русской кухни» настоящие квасы сейчас готовят лишь изредка, когда ждут особых гостей или по какому подобному поводу. В одном из буфетов Гос­ думы кто-то видел бутылку с над­ писью «Квас». Говорят, бывает квас в столовой мэрии. А в адми- нистроции президента? Не знаю. Прежняя цэковскоя суперстолов­ ка хоть и стоит чуть особняком от здония бывшего ЦК КПСС (сегод­ ня - дом президентской админист- роции), но все же отгорожена от рядового пешехода, да и шторы на стеклянном доме глухие. Напротив, но Словянской пло- щоди были когда-то квасные ма­ газинчики, теперь же - косметиче­ ские, цветочные развалы, пыш­ ками, сварганенными неведомы­ ми пекоренкоми, подторговыва­ ют. Есть, но не квас. Квас можно найти и испить в Сергиевом Посаде, во Влоди- мирской губернии, в Твери, едва- едва заметен он в уральских го­ родах, в Иркутске - здесь были когда-то свои, именитые иркут­ ские квасы. Неплохой квас варят в Рыбинске, в Киеве (заграница, однака), а вот в Угличе, где пре­ жде квосом - раздолье, теперь приречной плакатик зазывает в Музей водки. Говорят, но сам я не видел, делают настоящий квас на Очакавском заводе, _но вин­ заводе «Марийский» (Йошкар- Ола), в городе Лакинск. Бочки с разливным (значит, на дрожжах или иной закваске) квасом поя­ вились на некоторых московских пляжох. И за то спосибо. Пони­ маю, что квас не так для продав­ ца новарист, как пиво. Сознаю, что пепси куда как выгоднее. От- вреда для здоровья заменить подделками. Сейчас и квасное сусло найти - редкость. Два-три года назад сусло выручало любителей. Из хорошего сусло можно было по­ лучить вполне достойный квас - добавив немного изюма, окунув в него листочек (не больше) мяты, водицы отфильтрованной. А если полистать «Домострой», книги пи­ терского профессора Н.И.Кова­ лева и вселенского кулинорного знатока В.В.Похлебкина, да по приведенным прописям готовить квас дома (что и делают знатоки и ревнители) - за уши не от- тощишь. Но тогда зачем все эти фирмы и фирмочки, которые только стррогатом и живут? За­ менить б^ы все это непотребство возрождением «Общества охра­ ны . народного здоровья», о на партийных сходках и съездах, а также в пикетох возле Думы и на собраниях «Общества любите­ лей свободного слова» вывеши­ вать лозунги «Доешь квас!» Люди поймут и оценят. Константин БАРЫКИН. Р.5. Позвонили с Московского хлебозавода № 4. Пригласили на квас. Приехал. Татьяна Сер­ геевна Гришко, технолог и сове­ стливый человек, покопалось в архивах, в народной памяти и восстановила - один к одному - старорусский белый квос. Осо­ бенно хорош для окрошки. Да и ток - от кружки-второй кто отка­ жется! Делают на заводе полу­ фабрикат - ноздреватое светлое «тесто». Из него легко пригото­ вить белый квос. Где купить? А негде. Торговля отказывается, морока. Да и заработаешь ли но квасе? К.Б. 1 Ш Ш Ч 1 1 М Учредитель и Издатель «Информационно'аналктическое агентаво «Деловой вторник» Иэдоние зорегисгоировано Министеравом РФ по делам печоги, телерадиовещания и федав моссовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.997.805 экз. Цена - бесплатно. Ф.Сизый. Адрес редакции; 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для справок; (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы; (095) 257-37-83. C. Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт; Н11р;//1п(огп1.ас11.ги. Е-шаН; уГот1к@ас11.ги © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не долускоется. Приобретение прав © но перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. .Трибуна., «Труд., «Рабоча»гозета. (Укроина), .Советская Белоруссия. (Вепарусь|, .Шанс. (Гернония|, «Экспресс. (США-Канещо), .Деловые вести. (Волгоград), .Но смену!. (Екатеринбург), кАрхонгельа. (Архангепьск), кВольнояКубань. (Кроснодар), .Северный крой. |9росповпь| «Стовролольская провдо» (Ставрополь), .Северныйробочий. (Северодвинск), кСоветскояБошкирия-ИзвеаияБошкортоаоно. (Уфа), кВолжскоякоммуно. (Соморо), .СоветскийСоколин. |Южно-Сахолинск|, .Коммуна. (Воронеж), «Северныйкурьер. (Корелия), .Курскаяправда. (Кура), «Колининградскояпровдо. (Колинингрод) «Тамбовскаятазнь. (Гомбов), «РеспубликоТотораон. (Казань), .Тюменскаяпровдо. (Тюмень), кБелгородскояпровдо. (Бепгоро4«Орловскояпровдо. (Орел), кВеаник-НошоПензо. (Пенза), «Ношевремя. |Роаов-на-Дону], .Рабочийкрой. (Ивоново), «Липецкоягазета. (Липецк), .Красноярскийрабочий. (Крогера) «Ниже ‘ЮВ0СТИ1 (Н Новгород) е Н о ВОСТИ ЮгрЫЭ р(стити.Моигиигь-1 аИлопй л^П 2 Поиио Йогглиаи Ю и г И «{^лиглиппви 1^пгпиат (Д гтлулиц ! «Цг)Гтлиил.Г'и^ 1 »гкл 1 .лл пппвплэ* 1Ыгмапгли1 хиппл^ 1 .. 1 гм.,- . О . , . . . . , . . П _____ 1 П ._ к г\.^ . . л . _ Г С ^ '' :Кузбасс. (Кемерово), «Алтойскояпровдо. новоаи. (Н.Новгород), .НовостиЮгры. (Хонты-Монсийск), .Новоеобозрение. Версия. (Омск), .КомсомолецКаспия. (Астроконь), «Восючно-Сибирскояпровдо. (Иркута), «Челябинскийрабочий. (Челябинск), .ВечерняяПермь. (Пермь), .Робочийггути[Смо'л1нск],''1в1таТй7рой^^ I(Барнаул), «Земскоеобозрение. (Саратов), .ПульсАксоройско. (Астроконь), кКЗ-Вседлявое. (Мурманск), «Коммунар. (Тула), «СоветскаяСибирь. (Новосибира). ' г. н р 1Р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz