Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
«ивыНЕЗАПОЕТЕ В Т О Л П Е Т А К И Е П Е С Н И . . . » КАК УЖИВАЕТСЯ РОМАНТИКА С КОММЕРЦИЕЙ? ОБ ЭТОМ МЫ СПРОСИЛИ ОЛЕГА МИТЯЕВА - САМОГО ПОПУЛЯРНОГО И УСПЕШНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ - Олег, вас называют са мым удачливым предста вителем бардов. Вы этим гордитесь или стесняетесь? - Ну, насчет удачливости это вы сплюньте. Произошло все как-то само собой, никакого пробивания но сцену не было.... Иначе зачем бы я сночоло оканчивал монтажный техникум, потом Инститэт физкультуры, потом ГИТИС? Ток бывает, ко гда человек себя ищет... У меня ощущение, что я каким-то вол шебным образом, не зотрочи- воя особых усилий, попол в раз ряд популярных. Здесь не столь ко от твоих усилий что-то зави сит. Это тебя должны выбрать. Почти все барды стоновятся известными только в зрелом возрасте, проходя долгий путь к популярности, постепенно заво евывая аудиторию. Другое дело - эстрада, шоу-бизнес. Там та кой же процесс, как продажа древесины или автомобильных покрышек: найти деньги на съемки клипа, разместить его на ТВ, на радио, потом поехать по стране, собрать дивиденды, вернуть долги, заработать, опять вложить - и т.д. Мне это не слишком интересно. - Но именно вы, единст венный из всех бордов , добились весомого успеха в шоу-бизнесе. У вое ан шлаги в о громных кино концертных залах в Моск ве, Питере, Киеве, куда че ловек с гитарой и соваться- то не смел. У вас диски, кассеты, кни ги , поклонни ки ... - Я думаю, что и Никитин, и Городницкий, и Ким могут соби- роть большие залы - они этого просто не хотят. Они отвергают методы современной раскрутки. Классическим примером популя- ризоции автсюской песни с по мощью шоу-бизнесо стал про ект «Песни нашего века». Взяли кредит в банке, сделали запись на фирме «Мелодия», пригласи ли бардов, записали лучшие песни, представили диск в ог ромных концертных золох. Дальше, по всем законам, мы должны были ездить по стране, зарабатывать и возвращать кредит. Эти деньги могли бы пойти в фонд Визбора, Окуджа вы, на проведение фестивалей, тогда идея была бы реализова на до конца. Но Иващенко и Васильев занялись другими де- ломи, проект себя окупил - и на этом все остановилось. Примерно так же получилось и со мной. Фирма «Фамилия- Интертаймед», которая выпус кает мои альбомы, в свое время дала деньги на клип «Крепитесь, люди, скоро лето» и кое-как разместила его на телевидении. Кто-то его увидел, кто-то - нет, но ольбом окупился, люди даже что-то заработоли, потом все закончилось. Но если бы они по-настоящему занялись про движением моей скромной пер соны на рынок, могли бы полу чить гораздо больше. - ф у , Олег, слова-то к а кие : «продвижение», «ры но к» . .. Ка к -то не звучат они у костра! - Я здесь не буду ничего до- козывоть, клясться и бить себя в грудь кулаком. Зачем? Мой ор- гумент - песни. Пусть, они дока зывают, кто я такой и откуда родом. А шорахаться от самого слова «шоу-бизнес», кок от то го, что но заборе пишут... Ведь это не только средство наживы, но еще и механизм донесения того, что ты делаешь, до более широкого круга слушателей и зрителей. Какой же в этом грех? Без такого механизма не обой тись ни театрам, ни концертным организациям. Благодаря ему я сегодня могу собироть тысячные золы. А роньше, как и все, вы ступал у костров и на фестива лях КСП. Когда работал в Че лябинской филармонии, прихо дилось выступать чуть ли не в киосках «Союзпечати». Но в об- щем-то и в филармонию меня пригласили потому, что залы уже собирались. Здесь другая проблемо: по пулярность предполагает поток, конвейер. Созноюсь, в послед нее время у меня выходит по 25-27 концертов в месяц в раз ных залах, в разных городах. Плюс переезды. Таким обра зом, получается какое-то тиро- жирование. Нельзя же каждый вечер выходить на сцену и от кровенничать! Тем более хочет ся чередовать выступления с длительными периодами чтения, писания и общения. Очень хо чется посидеть на кухне с Мир- зояном и побеседовать о мета физике, экзистенциализме и просодии в стихах Бродского. А на это абсолютно не остается времени. И поэтому я теперь, пожалуй, реже буду выступать. В последние годы получается так, что если я себе специально не зопланировал время на чте ние, писание и безделье, то оно уходит на концерты. - А вы можете без них прожить? - Да, вы правы, это пробле ма. Кстати, те же Ким или Ники тин не ставят себе задачу соби рать большие залы потому, что относятся к своему любимому делу более философски: пишут бард-оперы, пьесы, мюзиклы. А есть люди, как говорил Булат Окуджава, «хорошие выступаль- щики», им очень интересно об щаться с публикой. Я отношусь именно к таким. Может быть, придет время, когда мы будем сидеть без кон- цертав. Я к этому готов и все время думаю: ну вбт, наверное, оно уже наступает. Потом выяс няется - нет, еще не пора. Затя гивает, завораживает... Хотя, если вся свистопляска закончит ся, это не будет для меня каким- то крахом - ни в психологиче ском, ни в коммерческом плане. - Кстати, о коммерции - вы не могли бы назвать свои заработки? - Не могу, потому что это ко го-то оскорбит, а кого-то обра дует. Мне хватает. Но если я буду получать меньше, мне все равно хватит. Мне всегда хвата ло денег, вот в чем дело. Когда я в Институте физкультуры полу чал Ленинскую стипендию и подрабатывал электриком, мне уже хватало на то, чтобы оста вить моме, купить себе гитару и съездить к друзьям. Если сейчас не будет концертов, у меня бу дут авторские гонорары за ис полнение моих песен, с прода жи дисков. - А ведь говорят, где на чинаются деньги, там ав торская песня заканчива ется. Устарела? - До нет, не усторело. Про цесс пения у нас традиционно выглядит легкомысленным. Как там про стрекозу: «Ты все пела? Это дело...» Просто мне повез ло: я занимаюсь любимым де лом, пишу, пою, а мне за это еще и деньги плотят. Как-то мы встретились в са молете с Андреем Макореви- чем. И я ему говорю сочувст венно: «Вот, Андрюша, у тебя такой коллектив большой, вы мотаетесь, трудно, наверное, такую ораву кормить». А он вдруг без всякого пафоса: «Да мы не зарабатываем. Летаем на радость людям». И я знаю, что он искренен. Ведь Макаре вич может заработать и без концертов. И я могу. Но если я точно знаю, что где-то в Томске тысячи людей ждут меня с песня ми, я не могу тудо не поехать. - Ваш успех у публики важен , по -моему , и к а к пример , к а к сигнал для продюсеров: зарабатывать можно не только на о ткро венной пошлости и халту ре, к а к это принято сегодня на эстраде. - Дело не столько в продюсе рах. Авторская песня малоинте ресна для шоу-бизнеса потому, что общий культурный уровень в нашей стране сейчас низок. И о поэзии Бродского и Цветае вой, прозе Андрея Платонова вряд ли слышали больше 15 процентов народонаселения. А в основе авторской песни лежит тяга к серьезной литературе. Простая арифметика: продю сер, котсюый хочет заработать, вряд ли будет что-то организо вывать для этих 15 процентов, когда есть 85. Да и хлопот с ни ми куда меньше. - А вы не боитесь сполз ти в конъюнктуру? в пос леднее время у вас что ни песня, то хит. Это ведь опоено! - Не боюсь, потому что я се бя знаю. У меня сейчас искрен нее стремление прочитать мно гие вещи, которые мы прошли в школе, и дописать многое из то го, что вертится в душе. И чте ние, и писание доставляют мне колоссольное удовольствие. А что касается моих хитов... Один гениольный человек ска зал: «Каждый пишет, как он ды шит....» Я хотел бы нописать прозу, как у Платоново, какую- нибудь сложную философскую песню, какие бывают у Мирзая- на, но у меня пока не хватоет но это образования, зноний, опыте жизненного. А вот когдо человек специально снижает свой уровень, это и называется конъюнктура. Когдо человек с высшим образовонием, с пре- кросной музыкальной выучкой, в достойном, зрелом возрасте вдруг записывает альбом «Ам нистия» с убогими текстами про воровскую блатную жизнь и на этом зарабатывоет - это и есть та сомая некрасивая конъюнк тура, котороя всех нас может откинуть далеко нозад. Нет ис кренности, о есть только ремес- луха - вот что такое конъюнкту ра. Доже талантливая, она убо го. Что касается упреков в шля- герности... Вы знаете, это прой дет, неверное: по мере того, как я буду заниматься самооб разованием. И тогда нашему населению ничего не останется, как просто поднять свой уро вень культуры хотя бы до уров ня Митяева, чему я буду очень рад. А потом мы дальше пойдем - к Камбуровой, потом дотянем ся до Бродского и в конце кон цов... Это я так, фантазирую. - Олег, кто ваш люби мый бард? - Мне нравятся отдельные достижения у отдельных авто ров. Любимый ольбом - «По волне моей памяти» Давиде Тух- моново. Мне кажется, это боль шое завоевание нашей культу ры. Это гармония высокой поэ зии, прекрасной музыки, вели колепной аранжировки и про фессионального исполнения. Мне нровятся, кроме мэтров, Иващенко и Васильев. Я очень люблю их «Кончается четвмг», «Бережкарики», «Дворник Сте панов» и многие другие. Велико лепные вещи есть у Алексондра Суханова. Безусловно, в этом ряду сто ят и Сергей Никитин, и Верони ка Долина, и «народный автор» Юрий Кукин. И Александр Ро зенбаум - я не могу не поста вить его в этот ряд, потому что у него есть прекрасные песни. Очень породовал Николай Носков своим недавним альбо мом «Дышу тишиной». И рас строил слегка. У меня давно была такая идея. И вот теперь она воплощена. Когда теперь это сделою я, получится, что сделал «под Носкова». - Вы собираетесь запи сать свой следующий аль бом с симфоническим ор кестром? - Есть такое желание. Мы уже в общем-та даговорились с оркестром. Этот альбом, воз можно, будет называться «Жизнь замечательных людей», и в нем будут мои новые песни. - К а к вы думаете, поче м у авторская песня не вос требована на эстраде? Хо рошие исполнители поют всякую чушь, все это к р у тится на радио, а ведь зо лото лежит прямо под но гами. - Точно. Но, возможно, ситу ация все-таки изменится. Я очень обродовон рождением такого радио, кок «Русский шансон». У него сразу же поя вилось много слушателей. Хоро шо, что там начал съеживаться раздел блатной, «жиганской» песни. Но их очень много, раз в 40 нужно убавить. А на свобод ное место встоют песни Окуд жавы, Визбора, Городницкого, Долиной, Иващенко-Восильева. Это единственное родио, куда, как в воронку, стеклись все аль бомы и диски, не подходящие, как сегодня выражоются, ни под кокой «формрт». Ох уж этот пресловутый «формот»! О нем никто ничего не знает, но все с мудрым видом рассуждают: «Нет, знаете, здесь что-то не то... Гитара, слова... Неплохо, может, но не наш формат»... Знаете, иногда задаешь себе вопрос: почему на «Песне года» не звучат мои вещи? Неужели бы испортил концерт? А потом думаещь - о ведь и Высоцкого песни не звучат, и Окуджавы, и - строщно сказать - поэзия Лер монтова в «формот» не уклады вается. И ты думаещь - а ведь это хорошо, что я хоть и не классик, но уже не в «формате». - Олег, что бы вы могли посоветовать тем талант ливым ребятам, которые никак не могут пробиться через этот «формат»? - Они не пытаются пробить ся, вот в чем дело. И на этот счет здорово скозано у фрон- цузской поэтессы Эдит Седер- гран: «...Тот, кто руками в ссадинах и шрамах Не хочет рушить стену хмурых буден. Пусть погибает молча у стены. Он недостоин видеть солнца жизни...» Иногдо говорят: «Вот, он бьется, а все без толку...» А что он сделал? Дома на магнитофо не записол кассету и жене ее крутит. - Но талантливый чело век по натуре не бывает пробивным. - Это не правило, к счостью. Множество талантливых людей мы знаем именно потому, что они пробивные. Снять «Сибир ский цирюльник» - здесь одного таланта мало, нужна мощная пробивная сила. Я считаю, что одна из ошибок нашего высше го образования - недастатач- ное внимание к такому предме ту, кок «организация производ ства». И в консерваториях, и в гоманитарных вузах должна быть такая дисциплина. Надо ясно представлять, кок оргони- зовать концерт, сделоть рекло- му и прочее - иначе твое твор чество пропадет. - Но это ведь другая профессия! - Да, конечно, в каждом деле должны быть профессионалы. Но поко мы будем их ждать, мы все уже помрем. Надо самим плавниками шевелить. И во дво ре, и в подъезде самим наво дить порядок, а не ждать, пока Лужков с совком придет и под метет. Мы все такие творческие - лежим на дивоне и ждем, ко гда кто-нибудь придет и запи шет нам ольбом. А еще лучше - принесет срозу тираж, чтобы можно было поклонникам раз даривать... Беседовала Елена РЕШЕТНЯК. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ «Он шьет из светлой грусти непраздничные вещи, В таких ни на парады нельзя, ни на балы. И вы не запоете в толпе такие песни, А только промолчите. И будете правы». Олег Митяев. «Непраздничные вещи». ГОЛЬ и ВЫДУМКИ п и т о н ПОПАЛСЯ НА «ФАНЕРУ» Оригинальный способ охоты но питона, сбежавшего с выстав ки, придумали местные спасате ли. Вспомнив, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, они включили магнитофонную запись с писком цыпленка - лю бимого лакомства пресмыкаю щихся. Расчет оказолся точным. Вскоре голодный полуторамет ровый питон выбрался из укром ного места, был пойман и во дружен обратно в клетку. Виталий МУХИН. ОРЕЛ. ПЛАТИ - ПОБЕСЕДУЕМ Золотые медалисты Украины при поступлении в вуз проходят лишь собеседование. Но в тех ническом университете решили усовершенствовать эту процеду ру. Теперь, чтобы попасть но «рандеву», нужно роскошелиться но 200 долларов. Причем взнос не возвращается, доже если со искатель собеседование прова лил. Эту более чем сомнитель ную процедуру руководство вуза нозволо... спонсорской помо щью. Николай БОМКАЛО. КИЕВ. ШОКОЛАД ЗА ОКУРОК Фирма «Орентекс» провела антиникотиновую акцию: куря щим жителям Оренбурга пред лагалось обменять одну сигарету на щоколадный батончик. Самы ми активными участницами акции стали... предприимчивые бабуль ки, торгующие табаком. Они скупили у организаторов акции весь продукт бартера: не каж дый же день щоколадные батон чики раздают почти задором! Егор ТИТОВ. ОРЕНБУРГ. НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО ЧЕРВОНЕЦ На днях Центробанк сооб щил, что в обращение вво дится золотой червонец. По теснит ли увесистая монета родные рубли и неродные, но столь милые сердцу дол лары? Собираются ли россия не хранить свои средства в червонцах? На эти вопросы отвечают люди известные и практичные. Константин БОРОВОЙ, главный редактор журнала «Америка»: ■ Я склонен гораздо боль ше доверять валюте, у кото рой есть эквивалент в золоте. Появление золотого червонца - серьезный шаг, направлен ный на укрепление финансо вого рынка страны, поэтому его можно только приветство вать. Амаяк АКОПЯН, иллюзио нист: - Ну вот, фокусники, кото рые нос в жизни окружою.т со всех сторон, опять принялись за дело! Но я нашим «волшеб никам» никогдо не доверял и в ближойшие десять лет дове рять не буду. Конечно, хорошо червонцы в крынку закатать, но я же не Буратино какой-ни будь, чтобы поверить в эти сказки! Это 1 ^ о с т о очередной трюк, чтобы вытащить деньги из наших мотросов, протезов и галифе. А лично я свои сбере жения хронить вообще не хочу! Хочу тратить. Это, если угодно, моя жизненная философия. Никое САФРОНОВ, худож ник: - Если выбирать между руб лем и червонцем, я бы одно- Санкт-Петербург ао лет назад. Перевозка золота в Госбанке. значно предпочел золото. А вот между червонцем и долла ром... К доллару же привыка ешь, как к сексу с любимой женщиной. Так что пока я буду хранить сбережения в этой ва люте. Эммануил ВИТОРГАН, ак тер: - Червонцы, конечно, краси вее, чем бумажные рубли, их не напечатаешь сколько Мин фин пожелает... Но нас столь ко роз обманывали, что меня червонцем не купишь. Доллор - синоним стобильности. Поэ тому, на мой взгляд, народ к червонцу отнесется ровнодуш но. Юрий ЛОЗА, певец и ком позитор: - Я вообще категорически против того, чтобы хоть что-ни будь хранить в банке. Нет в нашей стране ни одного фи нансового учреждения, кото рому бы я доверял. Владимир БРЫН14АЛОВ, предприниматель, депутат Го- сударственной Думы: - Червонцы? Разве выпуск монеты времен Очоково и по- коренья Крыма - это рыночный механизм? Рыночный механизм - это, нопример, введение учетной ставки, как во всех ци вилизованных странах. Ну, а персональные сбере жения я храню в собственном банке. Ни одного червонцо я никогда не приобрету, пусть и не надеются. ОпрОСИЛС ! Карина ЭВАНС. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ о КВАСНОМ ПАТРИОТИЗМЕ ТРИ ЧЕТВЕРТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО СЕГОДНЯ ТОРГОВЛЕЙ КВАСА - ФАЛЬСИФИКАТ, ПОДДЕЛКА Камергерский переулок в давности слыл Квасным. На месте сегодняшнего МХАТа стоял дом князей Оболенских, а вслед за ним, к Неглинке (сейчас - улица, а в ту П(юу - речка) расположи- ' лась слобода квасников. Они го товили питье для благородной публики, для господ, но и Об жорным рядом (сейчас здесь Гос дума РФ) не брезговали. Квасы ставили разные: вишне вые и медвяные, грушевые и им бирные, можжевеловые и яблош- ные. Без обмана, двухдневного закваса, с выдержкой. Особое место занимал хлебный квас, не было ему ровни. И.Г.Прыжов в исследовании «История кабаков в России» отмечол: квас - напи ток чисто словянский, обоготво ренный у соседей-скандиновов в образе вещего Квасиро. Главным квасом но Руси все гда был именно хлебный, сомый простецкий и изысканный. Дмит рий Иванович Менделеев, хоть и всемирный профессор, первая величина в науке, а признавался, что взращен на хлебном квасе, не боялся оказаться уличенным в квасном патриотизме и очень был обрадован, когда «Общест во охранения народного здоро вья» взяло под свое попечитель ство квасное дело. «Варение кво- со роспространено у нас, как и хлебопечение: его варят в мужиц ких, мещанских, купеческих и барских хозяйствах, в монасты рях, солдатских козормах, госпи талях и больницах», писол врач- гигиенист доктор Л.П.Симонов еще в 1898 году. Квасами потчевали всюду. Звоные кремлевские обеды без кваса не обходились. В городских домах и сельских избах - в сенях, в прихожих - стояли деревянные жбаны с квасом: первый напиток с дороги. па Руси были известны более 300 сортов и видов настоящего кваса. Сейчас - десяток, это если очень постараться и упомянуть даже то, чего не сыскать. Особо в последнее десятилетие постара лось: квасные цеха закрывались, переходили на розлив фанты, им портных подделок. Й там, где еще вчера можно было окунуться в бодрящий квасной аромат, сей- чос завис густой запах ландрин- но-химического свойства, ибо нет такой импортной рецептуры , что обходилась бы без химических добавок и «улучшителей». Поворошив историю, отпра вился я по улицом и базарам, по магазином и лавочкам. Маршрут подсказал Иван Сергеевич Шме лев в «Лете Господнем». Рынка, что был тогда возле Устьинского моего (здесь потчевали квосоми хлебным, кислощейным, солодо вым, брожным и имбирным), сего дня, понятно, нет. Но все окрест торгуют. И питья в них - пруд пру ди. Пластиковые бутылки, яркие этикетки. Не сразу отыскал двух литровую пэт-емкость с надписью «квас». Открыл - о из горла все та же нахимиченная ландрин- ность. На этикетке - невразуми- тельноя надпись, ясно только од но, что это не квас, а «сильнога зированный напиток». Продавщи цам невмоготу ответить доже на простейший вопрос: но зоква- скох «квос» или на химии? «Чи тайте: жароутоляющий фирмен ный напиток». Только в одном из восемнадцати магазинов и киос ков по маршруту известного рус ского писотеля увидел бутылку, но этикетке которой: «Квас». За тем фирменный знак: «Сокос». Очень мелко, но прочитоть мож но: «сильногазированный напи ток». И уж совсем мелко, петит- цем: «состав: вода_ очищенная, перед :ззо, ческая основа с использованием натурального и идентичного (вчи тайтесь! - К.Б.) натуральному сы- двуокись угл о о 290, кислота лимонная ЕЗЗО вкусо-аромати- польским продуктом, с зоконсер- вировонной явно не в России ку курузой: «А это - деликатесы?» В ресторане «Даниловский» все же удалось отведать кваску - с хреном. Божественный нектар. Обратил внимание на соседние столики (о в здешней гостинице останавливаются не случайные люди, именитый, состоятельный народ) - у всех крынки или кувши ны с квасом. Не увидел ни одной даю себе отчет и в том, что го товить химизированные освежо- ющие и жаждоутоляющие напит ки просто - вбухал в концентрат воду из-под крана, и вся недол га. И вь)годно... Хотя бы тем, что они увеличивают число пациен тов гастроэнтерологических от делений ройонных поликлиник и потребителей желудочных ле- корств. Ведь то, к чему человек привык столетиями, нельзя без Битва с Кока-Колой закончена? рью, подсластители: мегасвит и аспасвит, бензонат натрия Е211». Купил полуторалитровую бу тыль, доехал до дома - слил ко ричневую жидкость в унитоз, а бутылку оставил: может, когда прокуратура пожелоет поинтере соваться фольсификаторами классического русского нацио- нольного напитко, тогда предос тавлю эту бутыль кок доказотель- ство. (Да, чтобы не зобыть, на этикетке еще две строки: «срок годности 180 дней»; это при том, что настоящий квос, даже пасте ризованный, хранится не более 10-12 дней. «Не рекомендуется употреблять больным фенилкето- нурией» - нописано на бутылке. Квас, если его считать в ряду безалкогольных напитков, зани мает одно из последних мест в питейном реестре. Во всей обильности предстовленного пи тья доля квоса (настоящего) - около двух с половиной процен тов. И этим никто не озабочен! Министерство сельского хозяйст ва и продовольствия беспомощ но, департаменты потребитель ского рынка и прочие эквивален ты прежнего Минторга совсем в стороне. «Мы не можем вмеши ваться в политику предприятий, выпускающих напитки», - сказали мне. «А сами-то что пьете?» - не удержался я. «Это к делу не отно сится», - приструнил меня теле фонный собеседник. После этого антракта продол жил проложенный «Летом Гос подним» моршрут. Заглянул в два респектабельных магазина на Варварке. Тут, если верить выве скам, только русские и москов ские деликатесы. «Квас? А разве это деликатес?» - переспрашива ет меня продавщица. Я ей пока- зывою на витринки с заурядным бутылки пепси. Вот вам и спрос, вот вам и предложение. Но «Да ниловский» - исключение из ис ключений. Даже в ресторанах так называемой «русской кухни» настоящие квасы сейчас готовят лишь изредка, когда ждут особых гостей или по какому подобному поводу. В одном из буфетов Гос думы кто-то видел бутылку с над писью «Квас». Говорят, бывает квас в столовой мэрии. А в адми- нистроции президента? Не знаю. Прежняя цэковскоя суперстолов ка хоть и стоит чуть особняком от здония бывшего ЦК КПСС (сегод ня - дом президентской админист- роции), но все же отгорожена от рядового пешехода, да и шторы на стеклянном доме глухие. Напротив, но Словянской пло- щоди были когда-то квасные ма газинчики, теперь же - косметиче ские, цветочные развалы, пыш ками, сварганенными неведомы ми пекоренкоми, подторговыва ют. Есть, но не квас. Квас можно найти и испить в Сергиевом Посаде, во Влоди- мирской губернии, в Твери, едва- едва заметен он в уральских го родах, в Иркутске - здесь были когда-то свои, именитые иркут ские квасы. Неплохой квас варят в Рыбинске, в Киеве (заграница, однака), а вот в Угличе, где пре жде квосом - раздолье, теперь приречной плакатик зазывает в Музей водки. Говорят, но сам я не видел, делают настоящий квас на Очакавском заводе, _но вин заводе «Марийский» (Йошкар- Ола), в городе Лакинск. Бочки с разливным (значит, на дрожжах или иной закваске) квасом поя вились на некоторых московских пляжох. И за то спосибо. Пони маю, что квас не так для продав ца новарист, как пиво. Сознаю, что пепси куда как выгоднее. От- вреда для здоровья заменить подделками. Сейчас и квасное сусло найти - редкость. Два-три года назад сусло выручало любителей. Из хорошего сусло можно было по лучить вполне достойный квас - добавив немного изюма, окунув в него листочек (не больше) мяты, водицы отфильтрованной. А если полистать «Домострой», книги пи терского профессора Н.И.Кова лева и вселенского кулинорного знатока В.В.Похлебкина, да по приведенным прописям готовить квас дома (что и делают знатоки и ревнители) - за уши не от- тощишь. Но тогда зачем все эти фирмы и фирмочки, которые только стррогатом и живут? За менить б^ы все это непотребство возрождением «Общества охра ны . народного здоровья», о на партийных сходках и съездах, а также в пикетох возле Думы и на собраниях «Общества любите лей свободного слова» вывеши вать лозунги «Доешь квас!» Люди поймут и оценят. Константин БАРЫКИН. Р.5. Позвонили с Московского хлебозавода № 4. Пригласили на квас. Приехал. Татьяна Сер геевна Гришко, технолог и сове стливый человек, покопалось в архивах, в народной памяти и восстановила - один к одному - старорусский белый квос. Осо бенно хорош для окрошки. Да и ток - от кружки-второй кто отка жется! Делают на заводе полу фабрикат - ноздреватое светлое «тесто». Из него легко пригото вить белый квос. Где купить? А негде. Торговля отказывается, морока. Да и заработаешь ли но квасе? К.Б. 1 Ш Ш Ч 1 1 М Учредитель и Издатель «Информационно'аналктическое агентаво «Деловой вторник» Иэдоние зорегисгоировано Министеравом РФ по делам печоги, телерадиовещания и федав моссовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.997.805 экз. Цена - бесплатно. Ф.Сизый. Адрес редакции; 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для справок; (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы; (095) 257-37-83. C. Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт; Н11р;//1п(огп1.ас11.ги. Е-шаН; уГот1к@ас11.ги © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не долускоется. Приобретение прав © но перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. .Трибуна., «Труд., «Рабоча»гозета. (Укроина), .Советская Белоруссия. (Вепарусь|, .Шанс. (Гернония|, «Экспресс. (США-Канещо), .Деловые вести. (Волгоград), .Но смену!. (Екатеринбург), кАрхонгельа. (Архангепьск), кВольнояКубань. (Кроснодар), .Северный крой. |9росповпь| «Стовролольская провдо» (Ставрополь), .Северныйробочий. (Северодвинск), кСоветскояБошкирия-ИзвеаияБошкортоаоно. (Уфа), кВолжскоякоммуно. (Соморо), .СоветскийСоколин. |Южно-Сахолинск|, .Коммуна. (Воронеж), «Северныйкурьер. (Корелия), .Курскаяправда. (Кура), «Колининградскояпровдо. (Колинингрод) «Тамбовскаятазнь. (Гомбов), «РеспубликоТотораон. (Казань), .Тюменскаяпровдо. (Тюмень), кБелгородскояпровдо. (Бепгоро4«Орловскояпровдо. (Орел), кВеаник-НошоПензо. (Пенза), «Ношевремя. |Роаов-на-Дону], .Рабочийкрой. (Ивоново), «Липецкоягазета. (Липецк), .Красноярскийрабочий. (Крогера) «Ниже ‘ЮВ0СТИ1 (Н Новгород) е Н о ВОСТИ ЮгрЫЭ р(стити.Моигиигь-1 аИлопй л^П 2 Поиио Йогглиаи Ю и г И «{^лиглиппви 1^пгпиат (Д гтлулиц ! «Цг)Гтлиил.Г'и^ 1 »гкл 1 .лл пппвплэ* 1Ыгмапгли1 хиппл^ 1 .. 1 гм.,- . О . , . . . . , . . П _____ 1 П ._ к г\.^ . . л . _ Г С ^ '' :Кузбасс. (Кемерово), «Алтойскояпровдо. новоаи. (Н.Новгород), .НовостиЮгры. (Хонты-Монсийск), .Новоеобозрение. Версия. (Омск), .КомсомолецКаспия. (Астроконь), «Восючно-Сибирскояпровдо. (Иркута), «Челябинскийрабочий. (Челябинск), .ВечерняяПермь. (Пермь), .Робочийггути[Смо'л1нск],''1в1таТй7рой^^ I(Барнаул), «Земскоеобозрение. (Саратов), .ПульсАксоройско. (Астроконь), кКЗ-Вседлявое. (Мурманск), «Коммунар. (Тула), «СоветскаяСибирь. (Новосибира). ' г. н р 1Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz