Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ПРОЖЕКТЫ рожденный столицей ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СУЕТА, ОХВАТИВШАЯ ПЕТЕРБУРГ, НАВОДИТ НА МЫСЛЬ, ЧТО ГОРОД ОЖИДАЮТ СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ, И ВЕСЬМА СКОРЫЕ Во время недавней пресс- конференции в Кремле Влади­ мира Путина спросили, что он думает о Северной аолице и ее ближайшей судьбе. - Я, естественно, люблю родной город, - сказал прези­ дент, - но дело не в этом. Петр Первый создавал его ка к окно в Европу, то есть связывал Рос­ сию с цивилизованным миром. И поэтому юбилей города можно рассматривать ка к 300- летие единения с Европой и отмечать в общемировом мас­ штабе. Впрочем, Путин не только рассматривает перспективы, но и действует. Питерцы все еще жалуются но пробки но дорогах, но уже как-то вяло. Они привыкли к тому, что по городу то и дело проносятся кавалькады машин с европей­ скими монархами, принцоми, президентами и что их число явно множится. За первыми ли­ цами следуют бизнесмены, ин­ весторы, стремительно прибы­ вают туристы. Престиж Петер­ бурга растет, причем безо вся­ кого ущерба для местной каз­ ны - «королевские прогулки» и приемы У1Р-персон оплачивает федеральный бюджет (за счет резервного фонда правитель­ ства или аппарата президен­ та). Многие зарубежные горо­ да уже обзавидовались - это тот самый пиар, в котарый ме­ стные муниципалитеты бухают по обыкновению, громадные деньги. Разумеется, незамеченными эти визиты не проходят. Газеты замелькали горделивыми ан- шлогами; «Петербург - столицо нашей Родины!» Стало извест­ но, что на высоком уровне уже идет обсуждение переноса по­ литического центра, говорят, этот вопрос поднимолся и но совещонии в Смольном. Изве­ стные горожане высказывают свое отношение к возвраще­ нию Питеру его столичного статуса. Впрочем, губернатор Вла­ димир Яковлев полагает, что город и не терял этого ста­ туса. Другой вопрос - стоит ли перевозить сюда правительст­ во? Но ведь жители сами го­ ворят, что не хотят «област­ ной» судьбы! Александру Смирнову, начальнику крими­ нальной полиции, от такой ме­ таморфозы одна морока: «После высоких визитов мы получаем пачки рапортов на увольнение. Представьте, ка­ ково мужикам, которые без обеда простаивают на жаре 30 1.300 рублей в месяц!» Но­ белевский лауреат Жорес Ал­ феров заявляет, что он - зо процветание Питеро. Но сто­ личная жизнь порождает кучу лишних чиновников, и вообще у нос есть более важные, чем их переезд, проблемы. А ди­ ректор Эрмитажа Михаил Пи­ отровский говорит: «Каждый день выхожу на улицу и благо­ дарю Бога за то, что столица переехала в Москву. А вели­ ким городом Петербург был и остается!» Двести лет назад: вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. По большому же счету мно­ гие петербуржцы совсем не против того, чтобы перейти в новое качество. Только спокой­ но и красиво. Здесь все чаще вспоминают: «Политика суеты не приемлет». И ссылаются на опыт строн, развернувшихся в Сиднее, Рио-де;Жанейро, Стамбуле и Нью-Йорке, но предоставивших своим столи­ цам тихие заводи вроде Кан­ берры, Бразилиа, Анкары и Вашингтона. Там не так шумно, не так богато. Зато чинно и благородно. Как в Петербурге, подчеркивают его жители. В сомом деле, лучшего мес­ та для встречи иностранных гостей просто не придумаешь! Они-то привыкли считать нас азиатами. Но, приезжая в Пе­ тербург, пусть и впервые, чув­ ствуют себя как домо и доже' лучше. Это не просто самый европейский город страны, но и один из красивейших среди европейских столиц. Просто больше нигде нет такой роско­ ши но кождый квадратный ки­ лометр площади! Да, здесь есть аблупленные фосады, транспортные проблемы, пере­ полненные и, в общем, мало­ численные гостиницы. Его жите­ ли одеты гораздо скромнее мо­ сквичей, да и с чего им особо шиковоть? Но и прибедняться не к ли­ цу. Ведь Питер, как считает пи­ сатель Даниил Гранин, уника­ лен своим королевским проис­ хождением. Его - а это единст­ венный пример в историй Ев- ' ропы - строили как столицу, и он всегда ощущал себя ею. Притом, так повелось еще от Петра, одной из самых интер­ национальных столиц с новиз­ ной, открытостью, откровенно светским характером. Вековая российская ксенофобия, недо­ верие к чужакам преодолева­ лись тут легко - город строили, проектироволи и укрошоли кок россияне, так и немцы, италь­ янцы, французы, голландцы. Здесь охотно оседали онглича- не и шведы - терпимость к чу­ жим взглядам, верованиям и ук­ ладу жизни была нормой, и ка­ ждый из них лепил свой Петер- бург. Соотечественники тех стро­ ителей, зодчих и мастеровых не сопротивляются притяжению города. Даже если они - VIР- персоны. В череде протоколь­ ных мероприятий всегда ной- дется пара часов, чтобы заце­ пить душу. Например, прези­ дент Австрии Томас Клестиль пришел в восторг от Эрмитажа с Петергофом. Беатрикс, коро­ лева Нидерландов, - от Петро­ павловской крепости, где сопе­ реживала подъему на корийон голландского колоколо. Принц Моноко Альберт теперь бе­ режно хранит атрибуты почет­ ного члена Морского собра­ ния Санкт-Петербурга, вручен­ ные в Екатерининском дворце. А президент Франции, которо­ му Путин позволил «в одиноч­ ку» слоняться по Эрмитажу и котарого лишь спустя несколь­ ко часов встретил возле фи­ лармонии, не пренебрег даже ловлей форели! Клевало у Ширака так себе, однако это не помешало ему признаться в давней любви к Северной столице, о также в том, что несколько лет он тай­ но переводил «Евгения Онеги­ на». А вот королева Испании София - она впервые приезжа­ ла в Питер - вообще отвергла официальные церемонии. По- ЕёАйл'ась в доме пригласивше­ го ее Ростроповича и с голо­ вой ушла в культуру. В абщем, блеснуть Петер­ бург умеет! Как же сложится его судьба? Художественная элита Сере­ бряного веко, заставшая как имперский, так и лослеревалю- ционный, с опустошеннай ду­ шой город, признавала: «Пе­ тербург может существовать только кок столица или никак». И сегадня' питерцы невольно вспоминают историю ее перво­ го возврощения. В 1827 году юный Петр II уехал в Москву на коронацию и заявил, что ни­ когда не вернется на невские берега. За ним перебрались двор, знать, министмства. Не- дастроенный Петербург, к ра- дасти недоброжелателей, пе­ режил настоящий развал. От имперского вида не осталось и следа, пророчество «быть го­ роду пусту» сбывалось на гла­ зах. Однака через пять лет на- вая императрица, в пух и прах разделанная историками Анна Иаанновна, отменила этот приговор. Она уловила и про­ должила петровскую идею го­ рода: именно при ней Петер­ бург приобрел прежний евро­ пейский, столичный облик, пе­ режил новое возрождение. И знаменитые слова: «окно в Ев­ ропу», сказонные итальянским графом и путешественником Альгаротти,^ относятся, между прочим, к периоду ее правле­ ния! Слова эти стали штампом, но значения не утратили. О чем думал петербуржец Влоди- мир Путин, когда говорил об «окне» и единении с Европой? Недавно в Стрельне присту­ пили к реставрации Константи- новского дворцо, задуманного Петром как русский Версаль и морская резиденция императо­ ре. Нынче он передан в Упра­ вление делами президента, первый этап работ завершится к маю 2003 года, то есть к 300-летию городе. Здесь най- дется-место и туристам, и поли­ тикам. Предполагается, что в этом великолепном, располо­ женном но берегу Финского залива дворцово-парковом комплексе руководитель стро- ны примет съехавшихся на праздник глав зарубежных дер­ жав. Может, к этому времени он уже созреет для решения, важного для себя, для страны, для Петербурга? Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. СНГ БУХАНКОЙ ПОД ДЫХ Правительство Укроины во­ зобновляет государственное регулирование цен но хлеб. Об этом сенсоционном реше­ нии объявил на совещании ру­ ководителей АПК республики в Виннице министр сельского хо­ зяйства Ивон Кириленко. Несмотря но самые благо­ приятные прогнозы нынешнего урожая зерна, цены на хлебо­ продукты постоянно росли. Это уже вызвало серьезное напря­ жение в малообеспеченных слоях общества. Хлебные про­ тесты грозили серьезно повли­ ять на предстоящие выборы в Верховную Раду. И украинское правительство привычными ме- тодоми тоталитарной экономи­ ки выбило этот предвыборный козырь из рук левых. Производители и торговцы зерном, мягко говоря, не зна­ ют, как теперь просчитывать свои доходы. Премьер-министр Анатолий Кинах грозит самыми жесткими санкциями губерна­ торам, препятствующим вывозу зерна из своих регионов. Это прежде всего косается юго- восточных областей республи­ ки. Небыволый урожай - до двух миллионов тонн - гаранти­ рованно собирает Одесса. Больще трех миллионов берет Днепропетровщина. Отличные ожаи пшеницы в Донбассе, риазовье и Крыму. Зато вся Западноя Украина, а также большинство центрольных об­ ластей республики из-за про­ ливных дождей июня остались без хлеба. Теперь с введением госу­ дарственного регулирования хлебных цен юго-восток вновь вынужден практически дарам кормить своих соотечественни- ков-«заподенцев». Как обеща­ ет премьер А.Кинах, лкэбой ру- каводитель, отказавшийся от­ давать свой хлеб, будет уво­ лен. Первые 300 тысяч тонн зерна новой продразверстки прибудут в Киев, уже на днях. Николай СЕРГЕЕВ. КИЕВ. БЕЗ СВЕТА Невестка пятикратной чем­ пионки мира по шахматам Лейла Гаприндашвили требует в суде от американской компо- нии «АЕЗ-ТЕЛАСИ» - владельца тбилисских электросетей - мил­ лион долларов в качестве воз­ мещения физического и мо­ рального ущерба. Она счита­ ет, что одной из причин смерти ее мужа в реонимационном от­ делении тбилисской больницы стали частые отключения свето без предупреждения. Михаил АЙДИНОВ. ТБИЛИСИ. гГг НЕГРОМКАЯ ДАТА -1 ФИННЫ ТОЖЕ ЛЕТУЧИЕ РОВНО 25 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД ПРОИЗОШЕЛ СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПО-ИНОМУ ОЦЕНИТЬ «ПОДВИГ» МАТИАСА РУСТА о таких инцидентах обычно говорят: по прошествии лет были рассекречены архивы... На са­ мом деле никто никаких архи­ вов и не думал рассекречивать. Все произошло случайно. Как-то в одном северном гарнизоне знакомый полковник показал фото. ГЬичем с загадочным ви­ дом добавил: «За 11 лет до Рус­ та к нам из Финляндии тоже прилетала «Сессна»... Вечером 25 июля 1976 года советско-финскую границу но бре­ ющем полете пересек небольшой частный самолет. Нарушитель - это было одномоторная «Сессна- 150» с неубирающимися шасси - на стометровой высоте хладно­ кровно прошел над зелеными фу­ ражками паграничникав и скрылся из виду. На часах была 19.13. Че­ рез пару минут «Сессну» засек пост визуального наб^Л!' ПВО. олюдения Части войск противовоздушной обороны были приведены в повы­ шенную боевую готовность, но... самолет бесследно исчез, так и не появившись на экранах радаров. Нарушителя для филичия поиска­ ли, после чего объявили его лож­ ной целью. Солдатикам в конце концов самолет мог и помере­ щиться. «Сессна» между тем существо­ вала наяву. И чмез полчаса - в 19.41 - опять объявилась. Такое могло привидеться только в кош­ марном сне: на аэродроме ПВО на глазах солдат спокойно призе­ млился самолет с финскими опоз­ навательными зноками. Аэродром Аллакуртти являлся запасным, и в этот день на нем перехватчиков не было. Зато были части назем­ ного обеспечения и полк сухопут­ ных войск. Не покидая взлетно-по­ садочной полосы и не выключая двигателя, экипаж «Сессны»-при- зрака произвел дозаправку, а ко­ гда у солдат прошел первый шок и они побежоли к самолету, два финских летчика, бросив канист­ ры, поторопились взлететь. Но их счастье, у солдат не было при се­ бе оружия, вслед наглецом поле­ тел только русский мат... В отличие от авантюриста Ма­ тиаса два финна-пилота совер­ шенно не представляли, кудо ле­ тят. Оба были сильно выпивши (что для финна уже есть рриключе- ние; напиваться до фиолетовых ко­ зявок у них принято только за гра­ ницей), в Россию залетели случай­ но. После получасового полета в неизвестном направлении попыта­ лись сориентироваться и пришли к единодушному мнению, что нахо­ дятся в воздушном пространстве братской Норвегии. Аэродром по­ явился прямо по курсу, когда топ­ ливо было уже на исходе. Быст­ ренько дозаправившись из запас­ ных конистр, они трусливо дерну­ ли при приближении «норвежских полицейских»... За призрак тем временем взя­ лись всерьез. Команду «Воздух!» получили дежурные экипажи всех авиационных полков. Уже через семь минут после взлета «Сессны» с Аллакуртти ее настиг перехват­ чик. Пилот Су-15 капитан Вдовин на секунду увидел в разрывах об­ лаков крохотный самолетик и... по­ терял его из виду. Наверное, Бог бережет пьяниц: финнам в тот день везло необычай­ но. Трудно придумать более непод­ ходящего перехватчика для атаки «Сессны», чем Су-15. По натовской клоссификации он обозначался как «Флэгон» - бутылка. Самолет мог легко перехвотить в стратосфере стратегический бомбардировщик. Но вот поразить маленькую «Сесс­ ну», летящую но бреющем между сопок, гораздо сподручнее настоя­ щей бутылкой. Шестнадцатитонный «Флэгон» на скорости менее 350 км/час начинал заваливаться в штопор, в то время как 700-кило- громмовая «Сессна» выжимает ма­ ксимум 200 км/час. Цель благополучно размину­ лась с истребителем. Перехвотчики понапрасну из­ водили тонны керосина, зенитные батареи ждали команды на пуск... А «Сессна» тем временем уже ле­ жала вверх колесами в 350 кило­ метрах от границы, в глубоком ты­ лу «врага». Благополучно заблу­ дившись еще один раз, ее пилоты, сами того не ведая, блестяще ото­ рвались от погони и опять начали искать площадку для дозаправки. Финны попытались приземлиться Так закончилось путешествие финской «Сессны»... на берегу большого озера. По­ садка была неудачной, мошино скапотировала и перевернулась. Впрочем, им опять повезло: оба остались живы. Справедливости ради замечу, что дело не только в фортуне. 150-я «Сессна» вообще считается очень счастливым самолетом. Совсем не­ давно подобная старушка (этой модели уже 44 года от роду) в омериканском Сиэтле при посодке зацепилась за электрические про­ вода, перевернотась и повисла на одном колесе. Получила удар то­ ком и провисела четыре часа. Ко­ гда спасатели сняли самолет, выяс­ нилось, что пилот цел и невредим, о все повреждения машины све­ лись к погнутому пропеллеру. ...Поскучав немного в лесу, финны пошли сдаваться на ми­ лость победителям в ближойшее село. Им долго никто не верил... Раздувать скандал две строны не стали. Советское правительст­ во, ласково побранив летучих финнов, великодушно отпустило их на родину и доже разрешило за­ брать самолет. ■ В отношении своих подобного великодушия не наблюдалось. Для показательного разбора полетов в Североморск прилетел лично маршол-легенда Евгений Савицкий и смерчем пронесся по штабам и аэродромам. Намечался большой звездопад: массовое падение звезд с погон генералов и полков­ ников. Спас эксперимент: маршру­ том финской «Сессны» послали простой кукурузник Ан-2. Ни один радар его «не взял». Звездопод отменили, дело за­ секретили и сдали в архив. «Дыру» в системе ПВО быстренько зала­ тали новыми радарами и зенитны­ ми батареями. К сожалению. Руст в 1987-м пошел на Москву несколько юж­ нее... Игорь ЕЛКОВ. р е й т и н г и I КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ I Сингапур, который по уровню ■ жизни, тбильности и социальный гарантиям многие сравнивают с раз­ витыми европейскими странами, как ■ это ни странно, поит на первом месте в рейтинге пран, чаще всего караю­ щих преступников смертной казнью. 1 И хотя в прошлом году там казнили всего 21 преступника, это больше чем ■ где-либо - 6 на миллион населения. Даже извепная на весь мир прого- пью мусульманская Саудовская Ара- 1 ВИЯ находится на втором меае. В Рос­ сии, где идут споры об отмене смерт­ ной казни, высшая мера не применя­ е м с я - мораторий. НА 1.000.000 НАСЕЛЕНИЯ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ КИТАЙ I ЗАПИСКИ ОТПУСКНИКА КРЫМСКИЙ КОКТЕЙЛЬ ПОЧЕМУ ЛЮБОЙ АВТОМОБИЛЬ В КРЫМУ НЕПРЕМЕННО ЧИХАЕТ И КАШЛЯЕТ? ШОУ ОЧЕНЬ КРАСИВО, НО ОПАСНО! ПЕРЕД ПЯТЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ АВИАСАЛОНОМ В ЖУКОВСКОМ САМОЕ ВРЕМЯ ЗАДУМАТЬСЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ Август подарит нам гранди­ озное шоу - Пятый междуна­ родный авиакосмический са­ лон в подмосковном Жуков­ ском. Одних только демонстра­ ционных полетов ожидается около 500, о число желающих посетить аэрошоу оценивается в полмиллиона человек. Но это повод и для тревог. История многих, в том чис­ ле и самых престижных зару­ бежных аэрокосмических сало­ нов, к примеру, в Ле Бурже (Франция) или в Форнборо (Англия) зафиксировало нема­ ло авиокотостроф. Пилоты, де­ монстрируя летйые качество новых машин, часто действуют но лределе возможностей, и, чего греха тоить, рискуют. Рис­ ку подвергаются и десятки ты­ сяч зрителей. Недавняя трагедия но псковской земле в г.Остров (том во время воздушного прозднико, посвященного 80- летию морской овиоции, раз­ бился но палубном истребите­ ле Су-33 лучший военный лет­ чик страны Герой России гене­ рал-майор Тимур Апокидзе) сново поставило вопрос о ме­ рах безопасности во время щэелищных мероприятий. Чуть более месяца нозод но аэро­ дроме «Левошово» под Петер­ бургом во время овиошоу с участием эскадрильи «Русь» две машины «чиркнули» друг друга крыльями. Обо штурмо- вико загорелись и рухнули. Один пилот успел катапульти­ роваться, другой погиб. Зрите­ ли не постродоли... Начальник летной службы Росовиакосмического агентст­ ва Евгений Коваленко признал­ ся, что он уже задумался о безопасности оэросолоно в Жуковском: - Вчера обсуждал с нашим министром Валерием Воско­ бойниковым эти проблемы. Мы не можем оставаться безучаст­ ными к летным происшествиям: участились они. Сейчас изуча­ ем результаты последних лет­ ных происшествий, анализиру­ ем их... Всерьез о безопасности зрителей во время аэрошоу во всем мире заговорили в 1988 году после трагедии, случив­ шейся в немецком городке Ромштойне. Но празднике, ку­ да съехалось более 350 тысяч человек, должны были прово­ диться показательные выступ­ ления боевых истребителей. Но пилоты трех сомолетов не спровились с управлением и столкнулись в воздухе. Одно из машин рухнуло прямо но тол­ пу. Тогда погибло около 70 че­ ловек, более его но всю жизнь остались инвалидами... Впрочем, по мнению стар­ шего научного сотрудника Лет- но-исследовотельского инсти- туто имени М.М. Громова Ни­ колая ЦДитоево, инструкции по безопасности существовали в СССР с тех самых времен, ко­ гда в 30-х годах в Тушино на­ чали проводить воздушные па­ роды. - Уже тогда существоволи определенные нормы удаления сомолетов от зрителей, высоты полета, - утверждает Николай Григорьевич. - Лет двадцать на­ зад появились ограничения для маневров лихих пилотожников... Кок сообщили ном в службе . безопасности полетов ВВС России, у военных авиаторов сейчас действует «Инструкция по организации подготовки и проведения покозов овиотех- ники и вооружений», утвер­ жденная главкомом 27 мая 1999 года. По ней минималь­ ная высота - 100 метров. А вот для истребителей, выпол­ няющих сложные программы, это граница находится повыше - но двухстах метрах. При этом полеты должны проходить но расстоянии 600-1.000 метров от зрителей и жилых массивов. Антон КЛЮЕВ. В ЛЕ БУРЖЕ ЖЕРТВУЮТ КРАСОТОЙ ВО ИМЯ БЕЗОПАСНОСТИ о мерах безопасности во время демон­ страционных полетов в Ле Бурже коррес­ понденту «ДВ» рассказал Эдмонд МАРШЕГИ, директор недавно завершив­ шегося в Париже 44 Международного аэ­ рокосмического салона. - Лет десять назад героем солона в Ле Бурже стол нош летчик Анатолий Квочур. Пилотируемый им МиГ вышел из строя, и он отвел неуправляемую машину от зрите­ лей, направив ее прямо носом в землю, о сом успел кото пультировоться... - Я помню этот случой. Тогдо все па­ рижские газеты пестрели снимками: МиГ почти носом упироется в полосу, о рядом крошечная фигурка летчика, выброшен­ ного катапультой. Бог тогда нос миловал. Но но ваших парней мне «везет»: два го­ да назад в Ле Бурже во время демонстра­ ционного полета розбился «Сухой». И то­ же все обошлось: зрители не пострадали, о летчик котопультироволся. - Какие дополнительные меры безопас­ ности были приняты в этом году во время демонстрационных полетов? - Летчики допускались к вылету только после того, кок комиссия из шести чело­ век, включая трех асов авиации, давало «добро» но план полете. Пилоты были обязаны совершать маневры в строго очерченных вертикальных и горизонталь­ ных линиях безопасности. Мы категориче­ ски запретили фигуры высшего пилотажа но малых высотах. Молейшее отклонение от этих линий каралось штрафом и отстро- нением от полетов. И еще: мы зопретили спаренные полеты истребителей. У нос ле­ тали только одиночки. - А если кто-либо из пилотов решился бы продемонстрировать новую фигуру вы­ сшего пилотажа, что-то вроде знаменитой «кобры» (это фигуро высшего пилотажа было показано впервые в Ле Бурже но «сушке» ношим летчиком Пугачевым)? - «Добро» но любое новшество дает летная комиссия. Но оно россмотриволо бы их под микроскопом. Я согласен: токие пируэты, кок «кобра» или «колокол» (само­ лет с высоты подает хвостом вертикально вниз), вызывают бурю эмоций у зрителей. Но каждая токая новинка несет в себе оп­ ределенный риск, о мы отныне ставим без­ опасность полетов но первое место. Что касается экспромтов в воздухе, то они просто исключены. - Но из-зо таких строгостей страдает зрелищность оэрошоу, и Ле Бурже уже уп­ рекнули в этом. - гНодо чем-то жертвовать. Кстоти, но минувшем овиосолоне у нос серьезных на­ рушений провил безопасности зофиксиро- воно не было. Мы «били» по рукам доже 30 мелочи - и очень серьезно. Досталось и вашему «Сухому»: зо два дня до скондоло со швейцорской компанией «Нога» люби­ мец авиасалона Су-ЗОМК был отстранен от полетов всего лишь зо незначительный ноезд но одну из линий безопасности по летов. Сергей ЗАВОРОТНЫЙ. ПАРИЖ - МОСКВА. Бензина в Крыму нет. Это к сведению армады российских автолюбителей, что мчат сей­ час по жарким дорогам к зо­ лотым пляжам вожделенной Тавриды. Точнее сказать, на крымских АЗС нет настоящего бензина. В отличие от большинства провинциальных российских стонций. здесь клиенту не нуж­ но бегать к кассе и самому со­ вать заправочный пистолет в бок. Вы сидите зо рулем, о примут деньги, принесут сдочу и зопррвят машину мальчики в фирменных комбинезонах. Од­ нако почти гарантия, что в машину зальют крымское изо­ бретение - ток называемый «газолиновый коктейль». Жулики всего СНГ добавля­ ют в топливо прямогонный бен­ зин, то есть промежуточную фракцию перегонки нефти с октановым числом порядка 55. А в Крыму гловноя добавка - добываемый тут же, но полу­ острове, газовый конденсат. И не надо удивляться, если после нескольких таких заправок бу­ дут забиты шланги топливной системы, откажут бензонасос или форсунки инжектора. Это чертов газолин... Прошлым летом громкое ЧП случилось во время автопробе­ га Союза журналистов Украи­ ны. Спонсировало пробег из­ вестная всей республике винно- водочная фирма «Союз-Вик- тан». Одно из машин отстало и вынуждена было дозаправиться не в бензовозе колонны, о в придорожной АЗС неподалеку от Симферополя. Уже через четверть часа из выхлопной тру­ бы журналистской «девятки» повалил вонючий дым. Когда автомобиль притащили но «со- юз-виктоновскую» базу и слили бок, слесари понимоюще пока­ чали головами и вымотерились. А обиженные журнолюги устрсо- ублк или серию скандальных п и­ каций. В результате сом пред­ ставитель президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук возглавил тотальную проверку ГСМ по всему полуострову. Но качество протестировали 612 тонн бензина из разных уголков автономии. Итог: две трети проб были типичным «газолино­ вым коктейлем». Рассерженный наместник президента закрыл несколько десятков АЗС и запретил про­ дажу газового конденсата всем, кроме нефтеперерабаты­ вающих заводов. С самых вы­ соких трибун было заявлено, что «но крымской зеллле бензи­ новым махинатором место нет». Оказалось, есть. До еще кок есть! Официальные данные контрольных служб свидетель­ ствуют: в разгар нынешнего ку­ рортного сезона многие за­ правки Крыма предлагают топ­ ливо, в котором не только со­ лидная добавка газолина, но и этиловая жидкость, увеличива­ ющая октановое число бензи­ на но 5-10 единиц. А еще наф­ талин, этанол, ацетон. Сокращение срока службы движков у тысяч и тысяч авто­ мобилей, заправившихся такой адской смесью, прямо пропор­ ционально росту доходов мест­ ных бензиновых дельцов! Един­ ственная возможность хоть как-то обезопаситься - не ждать, пока бок опустошится полностью. Доливайте бензин частями; возможно, лучший разбавит худший. В Феодосии расположена крупнейшая нефтебаза авто­ номной республики. Но феодо­ сийский мэр, он же авторитет­ ный бизнесмен Владимир Шей­ деров, но вопрос: можете ли лично вы гарантировать каче­ ство бензина хотя бы но неко­ торых АЗС города? - только развел руками... В начале нынешнего сезона много говорили о специальной правительственной программе «Открытый тест качество топ­ лива». В соответствии с ней специальным знаком должны были обозначить все АЗС, тор­ гующие сертифицированным топливом серийного зоеодско- го производство. То есть по­ требитель получил бы легкую надежду, что его не обманут. Но доже это дело в Крыму не прошло. Номенклатурные чле­ ны программы под розными предлогами из нее разбежа­ лись, о пресловутый «специаль­ ный знак качество» ток и ос­ тался в эскизах. ...Есть но въезде в Джонкой козырное место - большая раз­ вилка. Отсюда расходятся ку­ рортные пути-дороги: нолево Судок, направо Евпатория, прямо Ялто-Алушто. Никто_ не пройдет мимо АЗС «ЛУКОЙЛ», что стоит у джонкойской раз­ вилки. Гордо реют но крым­ ском ветру лукойловские флаги. И хотя цены здесь порой выше, чем у других, от клиентов отбоя нет. Все надеются, что уж рос­ сийская фирма не подгадит. Но, видно, правду говорят: Крым - место особое. После крутой джонкойско-лукойлов- ской заправки моя машина «закашляло» и с трудом тянула но подъеме. Думал, проблемы с мотором. Но золил бок в со­ седнем Днепропетровске, и снова побежало авто, кок но­ венькое. Странно, не ток ли?.. Сергей ИЛЬЧЕНКО. СИМФЕРОПОЛЬ - ДНЕПРОПЕТРОВСК. ВТОРНИК 24 и ю л я 2001 ГОДА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz