Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ПРОЖЕКТЫ рожденный столицей ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СУЕТА, ОХВАТИВШАЯ ПЕТЕРБУРГ, НАВОДИТ НА МЫСЛЬ, ЧТО ГОРОД ОЖИДАЮТ СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ, И ВЕСЬМА СКОРЫЕ Во время недавней пресс- конференции в Кремле Влади мира Путина спросили, что он думает о Северной аолице и ее ближайшей судьбе. - Я, естественно, люблю родной город, - сказал прези дент, - но дело не в этом. Петр Первый создавал его ка к окно в Европу, то есть связывал Рос сию с цивилизованным миром. И поэтому юбилей города можно рассматривать ка к 300- летие единения с Европой и отмечать в общемировом мас штабе. Впрочем, Путин не только рассматривает перспективы, но и действует. Питерцы все еще жалуются но пробки но дорогах, но уже как-то вяло. Они привыкли к тому, что по городу то и дело проносятся кавалькады машин с европей скими монархами, принцоми, президентами и что их число явно множится. За первыми ли цами следуют бизнесмены, ин весторы, стремительно прибы вают туристы. Престиж Петер бурга растет, причем безо вся кого ущерба для местной каз ны - «королевские прогулки» и приемы У1Р-персон оплачивает федеральный бюджет (за счет резервного фонда правитель ства или аппарата президен та). Многие зарубежные горо да уже обзавидовались - это тот самый пиар, в котарый ме стные муниципалитеты бухают по обыкновению, громадные деньги. Разумеется, незамеченными эти визиты не проходят. Газеты замелькали горделивыми ан- шлогами; «Петербург - столицо нашей Родины!» Стало извест но, что на высоком уровне уже идет обсуждение переноса по литического центра, говорят, этот вопрос поднимолся и но совещонии в Смольном. Изве стные горожане высказывают свое отношение к возвраще нию Питеру его столичного статуса. Впрочем, губернатор Вла димир Яковлев полагает, что город и не терял этого ста туса. Другой вопрос - стоит ли перевозить сюда правительст во? Но ведь жители сами го ворят, что не хотят «област ной» судьбы! Александру Смирнову, начальнику крими нальной полиции, от такой ме таморфозы одна морока: «После высоких визитов мы получаем пачки рапортов на увольнение. Представьте, ка ково мужикам, которые без обеда простаивают на жаре 30 1.300 рублей в месяц!» Но белевский лауреат Жорес Ал феров заявляет, что он - зо процветание Питеро. Но сто личная жизнь порождает кучу лишних чиновников, и вообще у нос есть более важные, чем их переезд, проблемы. А ди ректор Эрмитажа Михаил Пи отровский говорит: «Каждый день выхожу на улицу и благо дарю Бога за то, что столица переехала в Москву. А вели ким городом Петербург был и остается!» Двести лет назад: вид Михайловского замка со стороны Летнего сада. По большому же счету мно гие петербуржцы совсем не против того, чтобы перейти в новое качество. Только спокой но и красиво. Здесь все чаще вспоминают: «Политика суеты не приемлет». И ссылаются на опыт строн, развернувшихся в Сиднее, Рио-де;Жанейро, Стамбуле и Нью-Йорке, но предоставивших своим столи цам тихие заводи вроде Кан берры, Бразилиа, Анкары и Вашингтона. Там не так шумно, не так богато. Зато чинно и благородно. Как в Петербурге, подчеркивают его жители. В сомом деле, лучшего мес та для встречи иностранных гостей просто не придумаешь! Они-то привыкли считать нас азиатами. Но, приезжая в Пе тербург, пусть и впервые, чув ствуют себя как домо и доже' лучше. Это не просто самый европейский город страны, но и один из красивейших среди европейских столиц. Просто больше нигде нет такой роско ши но кождый квадратный ки лометр площади! Да, здесь есть аблупленные фосады, транспортные проблемы, пере полненные и, в общем, мало численные гостиницы. Его жите ли одеты гораздо скромнее мо сквичей, да и с чего им особо шиковоть? Но и прибедняться не к ли цу. Ведь Питер, как считает пи сатель Даниил Гранин, уника лен своим королевским проис хождением. Его - а это единст венный пример в историй Ев- ' ропы - строили как столицу, и он всегда ощущал себя ею. Притом, так повелось еще от Петра, одной из самых интер национальных столиц с новиз ной, открытостью, откровенно светским характером. Вековая российская ксенофобия, недо верие к чужакам преодолева лись тут легко - город строили, проектироволи и укрошоли кок россияне, так и немцы, италь янцы, французы, голландцы. Здесь охотно оседали онглича- не и шведы - терпимость к чу жим взглядам, верованиям и ук ладу жизни была нормой, и ка ждый из них лепил свой Петер- бург. Соотечественники тех стро ителей, зодчих и мастеровых не сопротивляются притяжению города. Даже если они - VIР- персоны. В череде протоколь ных мероприятий всегда ной- дется пара часов, чтобы заце пить душу. Например, прези дент Австрии Томас Клестиль пришел в восторг от Эрмитажа с Петергофом. Беатрикс, коро лева Нидерландов, - от Петро павловской крепости, где сопе реживала подъему на корийон голландского колоколо. Принц Моноко Альберт теперь бе режно хранит атрибуты почет ного члена Морского собра ния Санкт-Петербурга, вручен ные в Екатерининском дворце. А президент Франции, которо му Путин позволил «в одиноч ку» слоняться по Эрмитажу и котарого лишь спустя несколь ко часов встретил возле фи лармонии, не пренебрег даже ловлей форели! Клевало у Ширака так себе, однако это не помешало ему признаться в давней любви к Северной столице, о также в том, что несколько лет он тай но переводил «Евгения Онеги на». А вот королева Испании София - она впервые приезжа ла в Питер - вообще отвергла официальные церемонии. По- ЕёАйл'ась в доме пригласивше го ее Ростроповича и с голо вой ушла в культуру. В абщем, блеснуть Петер бург умеет! Как же сложится его судьба? Художественная элита Сере бряного веко, заставшая как имперский, так и лослеревалю- ционный, с опустошеннай ду шой город, признавала: «Пе тербург может существовать только кок столица или никак». И сегадня' питерцы невольно вспоминают историю ее перво го возврощения. В 1827 году юный Петр II уехал в Москву на коронацию и заявил, что ни когда не вернется на невские берега. За ним перебрались двор, знать, министмства. Не- дастроенный Петербург, к ра- дасти недоброжелателей, пе режил настоящий развал. От имперского вида не осталось и следа, пророчество «быть го роду пусту» сбывалось на гла зах. Однака через пять лет на- вая императрица, в пух и прах разделанная историками Анна Иаанновна, отменила этот приговор. Она уловила и про должила петровскую идею го рода: именно при ней Петер бург приобрел прежний евро пейский, столичный облик, пе режил новое возрождение. И знаменитые слова: «окно в Ев ропу», сказонные итальянским графом и путешественником Альгаротти,^ относятся, между прочим, к периоду ее правле ния! Слова эти стали штампом, но значения не утратили. О чем думал петербуржец Влоди- мир Путин, когда говорил об «окне» и единении с Европой? Недавно в Стрельне присту пили к реставрации Константи- новского дворцо, задуманного Петром как русский Версаль и морская резиденция императо ре. Нынче он передан в Упра вление делами президента, первый этап работ завершится к маю 2003 года, то есть к 300-летию городе. Здесь най- дется-место и туристам, и поли тикам. Предполагается, что в этом великолепном, располо женном но берегу Финского залива дворцово-парковом комплексе руководитель стро- ны примет съехавшихся на праздник глав зарубежных дер жав. Может, к этому времени он уже созреет для решения, важного для себя, для страны, для Петербурга? Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. СНГ БУХАНКОЙ ПОД ДЫХ Правительство Укроины во зобновляет государственное регулирование цен но хлеб. Об этом сенсоционном реше нии объявил на совещании ру ководителей АПК республики в Виннице министр сельского хо зяйства Ивон Кириленко. Несмотря но самые благо приятные прогнозы нынешнего урожая зерна, цены на хлебо продукты постоянно росли. Это уже вызвало серьезное напря жение в малообеспеченных слоях общества. Хлебные про тесты грозили серьезно повли ять на предстоящие выборы в Верховную Раду. И украинское правительство привычными ме- тодоми тоталитарной экономи ки выбило этот предвыборный козырь из рук левых. Производители и торговцы зерном, мягко говоря, не зна ют, как теперь просчитывать свои доходы. Премьер-министр Анатолий Кинах грозит самыми жесткими санкциями губерна торам, препятствующим вывозу зерна из своих регионов. Это прежде всего косается юго- восточных областей республи ки. Небыволый урожай - до двух миллионов тонн - гаранти рованно собирает Одесса. Больще трех миллионов берет Днепропетровщина. Отличные ожаи пшеницы в Донбассе, риазовье и Крыму. Зато вся Западноя Украина, а также большинство центрольных об ластей республики из-за про ливных дождей июня остались без хлеба. Теперь с введением госу дарственного регулирования хлебных цен юго-восток вновь вынужден практически дарам кормить своих соотечественни- ков-«заподенцев». Как обеща ет премьер А.Кинах, лкэбой ру- каводитель, отказавшийся от давать свой хлеб, будет уво лен. Первые 300 тысяч тонн зерна новой продразверстки прибудут в Киев, уже на днях. Николай СЕРГЕЕВ. КИЕВ. БЕЗ СВЕТА Невестка пятикратной чем пионки мира по шахматам Лейла Гаприндашвили требует в суде от американской компо- нии «АЕЗ-ТЕЛАСИ» - владельца тбилисских электросетей - мил лион долларов в качестве воз мещения физического и мо рального ущерба. Она счита ет, что одной из причин смерти ее мужа в реонимационном от делении тбилисской больницы стали частые отключения свето без предупреждения. Михаил АЙДИНОВ. ТБИЛИСИ. гГг НЕГРОМКАЯ ДАТА -1 ФИННЫ ТОЖЕ ЛЕТУЧИЕ РОВНО 25 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД ПРОИЗОШЕЛ СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПО-ИНОМУ ОЦЕНИТЬ «ПОДВИГ» МАТИАСА РУСТА о таких инцидентах обычно говорят: по прошествии лет были рассекречены архивы... На са мом деле никто никаких архи вов и не думал рассекречивать. Все произошло случайно. Как-то в одном северном гарнизоне знакомый полковник показал фото. ГЬичем с загадочным ви дом добавил: «За 11 лет до Рус та к нам из Финляндии тоже прилетала «Сессна»... Вечером 25 июля 1976 года советско-финскую границу но бре ющем полете пересек небольшой частный самолет. Нарушитель - это было одномоторная «Сессна- 150» с неубирающимися шасси - на стометровой высоте хладно кровно прошел над зелеными фу ражками паграничникав и скрылся из виду. На часах была 19.13. Че рез пару минут «Сессну» засек пост визуального наб^Л!' ПВО. олюдения Части войск противовоздушной обороны были приведены в повы шенную боевую готовность, но... самолет бесследно исчез, так и не появившись на экранах радаров. Нарушителя для филичия поиска ли, после чего объявили его лож ной целью. Солдатикам в конце концов самолет мог и помере щиться. «Сессна» между тем существо вала наяву. И чмез полчаса - в 19.41 - опять объявилась. Такое могло привидеться только в кош марном сне: на аэродроме ПВО на глазах солдат спокойно призе млился самолет с финскими опоз навательными зноками. Аэродром Аллакуртти являлся запасным, и в этот день на нем перехватчиков не было. Зато были части назем ного обеспечения и полк сухопут ных войск. Не покидая взлетно-по садочной полосы и не выключая двигателя, экипаж «Сессны»-при- зрака произвел дозаправку, а ко гда у солдат прошел первый шок и они побежоли к самолету, два финских летчика, бросив канист ры, поторопились взлететь. Но их счастье, у солдат не было при се бе оружия, вслед наглецом поле тел только русский мат... В отличие от авантюриста Ма тиаса два финна-пилота совер шенно не представляли, кудо ле тят. Оба были сильно выпивши (что для финна уже есть рриключе- ние; напиваться до фиолетовых ко зявок у них принято только за гра ницей), в Россию залетели случай но. После получасового полета в неизвестном направлении попыта лись сориентироваться и пришли к единодушному мнению, что нахо дятся в воздушном пространстве братской Норвегии. Аэродром по явился прямо по курсу, когда топ ливо было уже на исходе. Быст ренько дозаправившись из запас ных конистр, они трусливо дерну ли при приближении «норвежских полицейских»... За призрак тем временем взя лись всерьез. Команду «Воздух!» получили дежурные экипажи всех авиационных полков. Уже через семь минут после взлета «Сессны» с Аллакуртти ее настиг перехват чик. Пилот Су-15 капитан Вдовин на секунду увидел в разрывах об лаков крохотный самолетик и... по терял его из виду. Наверное, Бог бережет пьяниц: финнам в тот день везло необычай но. Трудно придумать более непод ходящего перехватчика для атаки «Сессны», чем Су-15. По натовской клоссификации он обозначался как «Флэгон» - бутылка. Самолет мог легко перехвотить в стратосфере стратегический бомбардировщик. Но вот поразить маленькую «Сесс ну», летящую но бреющем между сопок, гораздо сподручнее настоя щей бутылкой. Шестнадцатитонный «Флэгон» на скорости менее 350 км/час начинал заваливаться в штопор, в то время как 700-кило- громмовая «Сессна» выжимает ма ксимум 200 км/час. Цель благополучно размину лась с истребителем. Перехвотчики понапрасну из водили тонны керосина, зенитные батареи ждали команды на пуск... А «Сессна» тем временем уже ле жала вверх колесами в 350 кило метрах от границы, в глубоком ты лу «врага». Благополучно заблу дившись еще один раз, ее пилоты, сами того не ведая, блестяще ото рвались от погони и опять начали искать площадку для дозаправки. Финны попытались приземлиться Так закончилось путешествие финской «Сессны»... на берегу большого озера. По садка была неудачной, мошино скапотировала и перевернулась. Впрочем, им опять повезло: оба остались живы. Справедливости ради замечу, что дело не только в фортуне. 150-я «Сессна» вообще считается очень счастливым самолетом. Совсем не давно подобная старушка (этой модели уже 44 года от роду) в омериканском Сиэтле при посодке зацепилась за электрические про вода, перевернотась и повисла на одном колесе. Получила удар то ком и провисела четыре часа. Ко гда спасатели сняли самолет, выяс нилось, что пилот цел и невредим, о все повреждения машины све лись к погнутому пропеллеру. ...Поскучав немного в лесу, финны пошли сдаваться на ми лость победителям в ближойшее село. Им долго никто не верил... Раздувать скандал две строны не стали. Советское правительст во, ласково побранив летучих финнов, великодушно отпустило их на родину и доже разрешило за брать самолет. ■ В отношении своих подобного великодушия не наблюдалось. Для показательного разбора полетов в Североморск прилетел лично маршол-легенда Евгений Савицкий и смерчем пронесся по штабам и аэродромам. Намечался большой звездопад: массовое падение звезд с погон генералов и полков ников. Спас эксперимент: маршру том финской «Сессны» послали простой кукурузник Ан-2. Ни один радар его «не взял». Звездопод отменили, дело за секретили и сдали в архив. «Дыру» в системе ПВО быстренько зала тали новыми радарами и зенитны ми батареями. К сожалению. Руст в 1987-м пошел на Москву несколько юж нее... Игорь ЕЛКОВ. р е й т и н г и I КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ I Сингапур, который по уровню ■ жизни, тбильности и социальный гарантиям многие сравнивают с раз витыми европейскими странами, как ■ это ни странно, поит на первом месте в рейтинге пран, чаще всего караю щих преступников смертной казнью. 1 И хотя в прошлом году там казнили всего 21 преступника, это больше чем ■ где-либо - 6 на миллион населения. Даже извепная на весь мир прого- пью мусульманская Саудовская Ара- 1 ВИЯ находится на втором меае. В Рос сии, где идут споры об отмене смерт ной казни, высшая мера не применя е м с я - мораторий. НА 1.000.000 НАСЕЛЕНИЯ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ КИТАЙ I ЗАПИСКИ ОТПУСКНИКА КРЫМСКИЙ КОКТЕЙЛЬ ПОЧЕМУ ЛЮБОЙ АВТОМОБИЛЬ В КРЫМУ НЕПРЕМЕННО ЧИХАЕТ И КАШЛЯЕТ? ШОУ ОЧЕНЬ КРАСИВО, НО ОПАСНО! ПЕРЕД ПЯТЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ АВИАСАЛОНОМ В ЖУКОВСКОМ САМОЕ ВРЕМЯ ЗАДУМАТЬСЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ Август подарит нам гранди озное шоу - Пятый междуна родный авиакосмический са лон в подмосковном Жуков ском. Одних только демонстра ционных полетов ожидается около 500, о число желающих посетить аэрошоу оценивается в полмиллиона человек. Но это повод и для тревог. История многих, в том чис ле и самых престижных зару бежных аэрокосмических сало нов, к примеру, в Ле Бурже (Франция) или в Форнборо (Англия) зафиксировало нема ло авиокотостроф. Пилоты, де монстрируя летйые качество новых машин, часто действуют но лределе возможностей, и, чего греха тоить, рискуют. Рис ку подвергаются и десятки ты сяч зрителей. Недавняя трагедия но псковской земле в г.Остров (том во время воздушного прозднико, посвященного 80- летию морской овиоции, раз бился но палубном истребите ле Су-33 лучший военный лет чик страны Герой России гене рал-майор Тимур Апокидзе) сново поставило вопрос о ме рах безопасности во время щэелищных мероприятий. Чуть более месяца нозод но аэро дроме «Левошово» под Петер бургом во время овиошоу с участием эскадрильи «Русь» две машины «чиркнули» друг друга крыльями. Обо штурмо- вико загорелись и рухнули. Один пилот успел катапульти роваться, другой погиб. Зрите ли не постродоли... Начальник летной службы Росовиакосмического агентст ва Евгений Коваленко признал ся, что он уже задумался о безопасности оэросолоно в Жуковском: - Вчера обсуждал с нашим министром Валерием Воско бойниковым эти проблемы. Мы не можем оставаться безучаст ными к летным происшествиям: участились они. Сейчас изуча ем результаты последних лет ных происшествий, анализиру ем их... Всерьез о безопасности зрителей во время аэрошоу во всем мире заговорили в 1988 году после трагедии, случив шейся в немецком городке Ромштойне. Но празднике, ку да съехалось более 350 тысяч человек, должны были прово диться показательные выступ ления боевых истребителей. Но пилоты трех сомолетов не спровились с управлением и столкнулись в воздухе. Одно из машин рухнуло прямо но тол пу. Тогда погибло около 70 че ловек, более его но всю жизнь остались инвалидами... Впрочем, по мнению стар шего научного сотрудника Лет- но-исследовотельского инсти- туто имени М.М. Громова Ни колая ЦДитоево, инструкции по безопасности существовали в СССР с тех самых времен, ко гда в 30-х годах в Тушино на чали проводить воздушные па роды. - Уже тогда существоволи определенные нормы удаления сомолетов от зрителей, высоты полета, - утверждает Николай Григорьевич. - Лет двадцать на зад появились ограничения для маневров лихих пилотожников... Кок сообщили ном в службе . безопасности полетов ВВС России, у военных авиаторов сейчас действует «Инструкция по организации подготовки и проведения покозов овиотех- ники и вооружений», утвер жденная главкомом 27 мая 1999 года. По ней минималь ная высота - 100 метров. А вот для истребителей, выпол няющих сложные программы, это граница находится повыше - но двухстах метрах. При этом полеты должны проходить но расстоянии 600-1.000 метров от зрителей и жилых массивов. Антон КЛЮЕВ. В ЛЕ БУРЖЕ ЖЕРТВУЮТ КРАСОТОЙ ВО ИМЯ БЕЗОПАСНОСТИ о мерах безопасности во время демон страционных полетов в Ле Бурже коррес понденту «ДВ» рассказал Эдмонд МАРШЕГИ, директор недавно завершив шегося в Париже 44 Международного аэ рокосмического салона. - Лет десять назад героем солона в Ле Бурже стол нош летчик Анатолий Квочур. Пилотируемый им МиГ вышел из строя, и он отвел неуправляемую машину от зрите лей, направив ее прямо носом в землю, о сом успел кото пультировоться... - Я помню этот случой. Тогдо все па рижские газеты пестрели снимками: МиГ почти носом упироется в полосу, о рядом крошечная фигурка летчика, выброшен ного катапультой. Бог тогда нос миловал. Но но ваших парней мне «везет»: два го да назад в Ле Бурже во время демонстра ционного полета розбился «Сухой». И то же все обошлось: зрители не пострадали, о летчик котопультироволся. - Какие дополнительные меры безопас ности были приняты в этом году во время демонстрационных полетов? - Летчики допускались к вылету только после того, кок комиссия из шести чело век, включая трех асов авиации, давало «добро» но план полете. Пилоты были обязаны совершать маневры в строго очерченных вертикальных и горизонталь ных линиях безопасности. Мы категориче ски запретили фигуры высшего пилотажа но малых высотах. Молейшее отклонение от этих линий каралось штрафом и отстро- нением от полетов. И еще: мы зопретили спаренные полеты истребителей. У нос ле тали только одиночки. - А если кто-либо из пилотов решился бы продемонстрировать новую фигуру вы сшего пилотажа, что-то вроде знаменитой «кобры» (это фигуро высшего пилотажа было показано впервые в Ле Бурже но «сушке» ношим летчиком Пугачевым)? - «Добро» но любое новшество дает летная комиссия. Но оно россмотриволо бы их под микроскопом. Я согласен: токие пируэты, кок «кобра» или «колокол» (само лет с высоты подает хвостом вертикально вниз), вызывают бурю эмоций у зрителей. Но каждая токая новинка несет в себе оп ределенный риск, о мы отныне ставим без опасность полетов но первое место. Что касается экспромтов в воздухе, то они просто исключены. - Но из-зо таких строгостей страдает зрелищность оэрошоу, и Ле Бурже уже уп рекнули в этом. - гНодо чем-то жертвовать. Кстоти, но минувшем овиосолоне у нос серьезных на рушений провил безопасности зофиксиро- воно не было. Мы «били» по рукам доже 30 мелочи - и очень серьезно. Досталось и вашему «Сухому»: зо два дня до скондоло со швейцорской компанией «Нога» люби мец авиасалона Су-ЗОМК был отстранен от полетов всего лишь зо незначительный ноезд но одну из линий безопасности по летов. Сергей ЗАВОРОТНЫЙ. ПАРИЖ - МОСКВА. Бензина в Крыму нет. Это к сведению армады российских автолюбителей, что мчат сей час по жарким дорогам к зо лотым пляжам вожделенной Тавриды. Точнее сказать, на крымских АЗС нет настоящего бензина. В отличие от большинства провинциальных российских стонций. здесь клиенту не нуж но бегать к кассе и самому со вать заправочный пистолет в бок. Вы сидите зо рулем, о примут деньги, принесут сдочу и зопррвят машину мальчики в фирменных комбинезонах. Од нако почти гарантия, что в машину зальют крымское изо бретение - ток называемый «газолиновый коктейль». Жулики всего СНГ добавля ют в топливо прямогонный бен зин, то есть промежуточную фракцию перегонки нефти с октановым числом порядка 55. А в Крыму гловноя добавка - добываемый тут же, но полу острове, газовый конденсат. И не надо удивляться, если после нескольких таких заправок бу дут забиты шланги топливной системы, откажут бензонасос или форсунки инжектора. Это чертов газолин... Прошлым летом громкое ЧП случилось во время автопробе га Союза журналистов Украи ны. Спонсировало пробег из вестная всей республике винно- водочная фирма «Союз-Вик- тан». Одно из машин отстало и вынуждена было дозаправиться не в бензовозе колонны, о в придорожной АЗС неподалеку от Симферополя. Уже через четверть часа из выхлопной тру бы журналистской «девятки» повалил вонючий дым. Когда автомобиль притащили но «со- юз-виктоновскую» базу и слили бок, слесари понимоюще пока чали головами и вымотерились. А обиженные журнолюги устрсо- ублк или серию скандальных п и каций. В результате сом пред ставитель президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук возглавил тотальную проверку ГСМ по всему полуострову. Но качество протестировали 612 тонн бензина из разных уголков автономии. Итог: две трети проб были типичным «газолино вым коктейлем». Рассерженный наместник президента закрыл несколько десятков АЗС и запретил про дажу газового конденсата всем, кроме нефтеперерабаты вающих заводов. С самых вы соких трибун было заявлено, что «но крымской зеллле бензи новым махинатором место нет». Оказалось, есть. До еще кок есть! Официальные данные контрольных служб свидетель ствуют: в разгар нынешнего ку рортного сезона многие за правки Крыма предлагают топ ливо, в котором не только со лидная добавка газолина, но и этиловая жидкость, увеличива ющая октановое число бензи на но 5-10 единиц. А еще наф талин, этанол, ацетон. Сокращение срока службы движков у тысяч и тысяч авто мобилей, заправившихся такой адской смесью, прямо пропор ционально росту доходов мест ных бензиновых дельцов! Един ственная возможность хоть как-то обезопаситься - не ждать, пока бок опустошится полностью. Доливайте бензин частями; возможно, лучший разбавит худший. В Феодосии расположена крупнейшая нефтебаза авто номной республики. Но феодо сийский мэр, он же авторитет ный бизнесмен Владимир Шей деров, но вопрос: можете ли лично вы гарантировать каче ство бензина хотя бы но неко торых АЗС города? - только развел руками... В начале нынешнего сезона много говорили о специальной правительственной программе «Открытый тест качество топ лива». В соответствии с ней специальным знаком должны были обозначить все АЗС, тор гующие сертифицированным топливом серийного зоеодско- го производство. То есть по требитель получил бы легкую надежду, что его не обманут. Но доже это дело в Крыму не прошло. Номенклатурные чле ны программы под розными предлогами из нее разбежа лись, о пресловутый «специаль ный знак качество» ток и ос тался в эскизах. ...Есть но въезде в Джонкой козырное место - большая раз вилка. Отсюда расходятся ку рортные пути-дороги: нолево Судок, направо Евпатория, прямо Ялто-Алушто. Никто_ не пройдет мимо АЗС «ЛУКОЙЛ», что стоит у джонкойской раз вилки. Гордо реют но крым ском ветру лукойловские флаги. И хотя цены здесь порой выше, чем у других, от клиентов отбоя нет. Все надеются, что уж рос сийская фирма не подгадит. Но, видно, правду говорят: Крым - место особое. После крутой джонкойско-лукойлов- ской заправки моя машина «закашляло» и с трудом тянула но подъеме. Думал, проблемы с мотором. Но золил бок в со седнем Днепропетровске, и снова побежало авто, кок но венькое. Странно, не ток ли?.. Сергей ИЛЬЧЕНКО. СИМФЕРОПОЛЬ - ДНЕПРОПЕТРОВСК. ВТОРНИК 24 и ю л я 2001 ГОДА 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz