Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
14 и ю л я 2 0 0 1 г . , № 1 36 (2 1 5 1 4 ) •' Т яжелая черная туча с темно-синими подпа линами, не торопясь, надвигалась на Пятигорск. Кусты и деревья потемнели, а стены хат и мазанок стали еще белее. Сползающая с Бештау и Машука тьма придавила улоч ки пыльного городка тревож ной тишиной: ни стука колес арбы, ни скрипа ржавых петель ставен. Где-то на окраине хлестнул одинокий пистолетный выст рел, и вдруг вслед за этим белый меч молнии раскроил надвое зловещую тучу; разле тевшаяся по небу огненная трещина ударила в каменную осыпь подножья Машука, гря нул оглушительный небесный взрыв, словно негодуя на со бравшихся здесь людей. Фу ражка с оставшимися череш нями сорвалась с валуна и, ку выркаясь, полетела по доро ге. Ягоды подкатились к лицу рухнувшего замертво поручи ка. Выстреливший в него, от бросив оружие, приблизился к убитому, поцеловал в лоб по верженного и, круто развернув шись, удалился. Теперь отставной майор Мартынов определенно мог рассчитывать на благосклон ность самодержца — он пред угадал тайное желание царя и его пауков из III Отделения. Не случайно же голубые мундиры жандармского ведомства вдруг наводнили курорт как раз перед этим горестным собы тием. Гроза неистовствовала. Гром многократно усиливал выстрел и гулким эхом разно сил его по ущельям и доли нам Кавказа... по всей России. М едицинское за клю че ние л е каря П я ти го р с ко го военного го сп и тал я : «При осмотре оказалось, что писто летная пуля, попав в правый бок, ниже последнего ребра, при срастании ребра с хрящом, пробила правое и левое лег кие... ... от которой раны поручик Лермонтов мгновенно, на мес те поединка, помер. В удосто верении чего общим подписом и приложением печати свиде тельствуем...» За депутата (?) подписался корпуса жандармов подполковник Кувшинников. Началась тягомотина рос сийского расследования ЧП. Смятение, охватившее пяти горские власти, лучше всего просматривается в газетном сообщении — первом извес тии о «загадочной смерти оно го поручика». «15 июля, около 5-ти часов вечера, разразилась ужасная буря с молнией и громом; в это самое время между гора ми Машуком и Бештау скон чался лечившийся в Пятигор ске М.Ю. Лермонтов...». Обывателю явно внушали, что во всем виновата буря «с грозой и громом». ... Около флигеля, где жил поэт, толпились люди, в низкой комнате, окрашенной в искрис то-розовый цвет, покоилось на столе безжизненное тело по эта. В этом убогом жилище, от веденном под постой пехотно му поручику, совсем недавно поэт читал собравшимся бое вым офицерам перед очеред ным боевым походом, высту павшим из крепости Грозной, поэму «Демон»: Я тот, кого никто не любит; Хотел воды я зачерпнуть... (И зной и битва утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна. «Тенгинского полка пехотно го поручик Лермонтов, несмот ря ни на какие опасности, ис полнял возложенное на него по ручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы...» — так было записано по приказанию генерала Галафеева в журнале военных действий 9 июля 1840 года. А в стихах Михаил Юрьевич поставит перед человечеством щемящий вопрос, на который так до сих пор и нет ответа: Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. Небо ясно. Под небом места много всем. Но беспрестанно и напрасно Один враждует он —зачем? Даже числа у Лермонтова какие-то мистические: год ро ждения 14 — через 100 лет на чало первой мировой, год гибе ли: 41-й — начало Великой Оте чественной... Незадолго до рокового вы стрела были написаны строки, полные ясного предчувствия: К 160-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, — я у ног твоих! Кто-нибудь через несколько часов уже никогда не вернется сюда, но сейчас разглаживают ся морщины на загрубелых ли цах солдат: Тебе принес я в умиленье Молитву тихую любви. Земное первое мученье И слезы первые мои... Николай Соломонович Мар тынов, давний товарищ по Шко ле гвардейских прапорщиков, оказался на этом «Демоне» слу чайно. Он приехал узнать новос ти о матери и сестрах от вто рично сосланного сослуживца... Теперь Мартынов, находясь в тюрьме, испрашивал разре шения проститься с усопшим по христианскому обычаю... Оживились власти всех ран гов, прибавилось мороки для выправления своих послужных списков. Надо было торопить ся, чтобы не попасть впросак. Пятигорский комендант полков ник Ильяшенков дерзнул отпра вить рапорт об экстраординар ном происшествии самому им ператору. За всю его долгую службу впервые писалась ста рым воином подобная бумага. Оказавшийся в водовороте со бытий, он совсем потерял г о - . лову. А узнав, что в следствие' включается и петербургский жандарм, истово перекрестил ся и взвыл: заступитесь и да лее, святители... Духовные отцы отказывались хоронить покой ного, ссылаясь на то, что уби тые на дуэли приравниваются к самоубийцам... В общем, происшествие рас следовалось по тому же прото ренному пути, как и четыре года назад по делу Пушкина с неболь шими отклонениями и несовпа дающими деталями... 160 лет назад «страна ра бов и господ» при гибели поэ та, как и ранее, не всколыхну лась, и девятый вал народного гнева не покарал ни царя, ни его окружение. Все шло своим че редом: «послушный народ» ис полнял предписания III Отделе ния, царь продолжал «мудро» управлять подданными, лишив народ через ничтожный проме жуток времени сразу двух рус В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана. По капле кровь точилася моя. Лежал один я на песке долины; Парус . Р и с у н о к Л ерм он тов а . К а б и н е т Л ерм он то в а . (П я ти го р с к . "Д о м и к Л е р м о н т о в а " ) . ских гениев. Утонувший в лице мерии и откровенной лжи, царь со своими казнокрадами, чино дралами, со сплетнями, возве денными по значимости в госу дарственную информацию, удов летворенно потирал руки: так-то поспокойнее! Сценарий уничтожения не угодных продолжался. ...В сражении при Валерике (реке смерти) Лермонтов отли чился, его представили к награ де, но царь ненавистную фами лию вычеркнул — слишком све жи были огненные строки поэ та: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов. Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов... Таитесь вы под сепию закона. Пред вами суд и правда — всё молчи!.. «Жадная толпа у трона», ос корбленная за свое подлое вер- ноподцаничество, и на этот раз была на стороне убийцы. Да! Самодержец хорошо знал, чем может кончиться «ко мандировка» Лермонтова на Кавказ. Недаром же при своем росчерке на повелении об от правке поэта в действующую армию царь пробормотал с ус мешкой: «Счастливого пути, по ручик!» ...Когда начался настоящий бой с горцами, Лермонтов был прикомандирован к штурмовому отряду, которому предстояло захватить неприятельские зава лы на противоположном берегу реки Валерик. Они были взяты, эти проклятые завалы, но мно гие из товарищей поэта оста лись лежать в камнях и на дне реки. Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня... И тем не менее перед коман дой противникам двинуться к барьеру храбрый поручик спо койно кидал в рот спелые яго ды черешни, насыпанные в фу ражку, и не навел на Мартыно ва пистолет («слишком большая честь!»). Так и рухнул в камни с поднятым вверх оружием. «В парадной черкеске, мох натой папахе, с сверкающим кинжалом на наборном поясе явился в комендатуру отставной майор Мартынов и твердым, почти ликующим голосом, отра портовал об исходе дуэли. Мно гое повидал на своем веку ста рый служака полковник Иль яшенков, но никогда не виды вал убийцу в таком торжествен ном виде, и что-то недоброе ше вельнулось в солдатском серд це. Дуэлянт попросил разреше ния проститься с усопшим... по христианскому обычаю?!» (А. Новиков, роман «О душах жи вых и мертвых»). Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее — иль пусто, иль темно. Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты, мы, едва из колыбели. Ошибками отцов и поздним их умом — так думал в эти годы не только Лермонтов . Мотивы эпохи! «Дума» поэта идейно и даже в какой-то степени стилистичес ки перекликается с «Философи ческим письмом» Чаадаева. «Мы живем в каком-то равно- истоки душии ко всему, в самом тес ном горизонте, без прошедше го и будущего... Мы растем, но не зреем; идем вперед, но по какому-то косвенному на правлению, не ведущему к цели... Во все продолжение нашего общественного сущес твования мы ничего не сдела ли для общего блага людей; ни одной полезной мысли не возросло на бесплодной на шей почве; ни одной великой истины не возникло из среды нас... Мы жили, мы живем, как великий урок для отда ленных потомств ... что бы мы ни говорили, мы состав ляем пробел в порядке Разу мения...». И прах наш, с строгостью судьи и гражданина. Потомок оскорбит презрительным стихом. Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом — заканчиваются лермонтовские стихи, «написанные кровью (по Белинскому), вышедшие из глубины оскорбленного духа. ...это вопль, это стон че ловека, для которого отсутст вие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти». Отзвуки лермонтовской «Думы» слышны до сих пор в русской гражданской лирике. Михаил Юрьевич родствен ными узами связан с нашим краем. И когда я бываю в ста- новлянских краях, в сельце Кропотово — имении отца по эта Юрия Петровича, неволь но приходят строчки, как буд то написанные здесь. Или из окошка дорожной кареты поэт подсмотрел? Люблю дымок спаленной жнивы, В степи кочующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно. Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно... Наделенный природными способностями (музыкант, ху дожник-живописец), Михаил Юрьевич писал многие стихи словно бы специально для ме лодии. Мне всегда вспомина ется один курьезный случай. Покойная моя матушка знала множество песен, народных, городских романсов. В за столье ее просили петь. Сре ди ее любимых была и песня про то, как сын мачехи «обма нывал красавиц, пугал честных людей», а потом стал домо гаться любви сводной сестры, предлагал ей деньги, «я денег не брала» и «несчастную сгу бил он, ударил в грудь ножом». Песня жалостливая, и у слу шателей порой наворачива лись слезы. Я читал наизусть многие стихи Лермонтова, знал его поэмы, но каково же было мое удивление, когда со вершенно неожиданно для себя наткнулся на наименее известное стихотворение по эта «Тростник». «Сидел рыбак веселый на берегу реки»... Ба! Так это же пела моя мать! Я ей сказал об этом. — Сиди... Небось списал у какой-нибудь бабки... Вот и спорь потом: наро дным ли поэт Лермонтов был?.. И ведь многие стихи его поются. Недаром же, навер ное, на открытие первого и последнего при жизни поэта сборника стихов Лермонтов поставил «Песня про царя Ива на Васильевича...», а следом «Бородино», с его солдатским простонародным говором. Глу бинная связь со своим наро дом через слово была у Лер монтова на редкость удиви тельной и прочной. Слово его ощущается на слух, цвет и даже... вкус. Вспомним про его «влажные рифмы»! Изуми тельная звукозапись естес твенна, как дыхание. И прав был Сергей Наровчатов, ког да, перефразировав Врубеля, сказал о стихах Лермонтова: «Каждый, кто сочиняет стихи, думает, что он поэт, — вздор». Не стихи живут в поэте, а поэт — в них. Потому и бессмертно для нас творчество М.Ю. Лер монтова. Владислав ЗОРИН. г. Липецк. О ПОЧТАЛЬОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХУДЫМ, СЧИТАЮТ ФРАНЦУЗСКИЕ ЧИНОВНИКИ ■♦■Почтальон не может быть худым, так как должен носить тяжелые сумки , посчи тали французские чиновники из управле ния почт де па р там ен та Д орд он ь (запад Франции) и приняли решение уволить 20- летнюю девуш ку , вес которой составляет 42 килограмма. Во время испытательного сро ка она быстро освоила профессию и нареканий в ее адрес не было. Но дирек ция, считая ее слиш ком худой , не стала подписывать с ней контракт. За «обиженную» д е в уш ку вступились профсоюзы, считая, что решение админис трации не только нарушает право на труд, но и затрагивает человеческое достоинст во. А коллеги худенькой почтальонши при грозили бессрочной забастовкой, если не справедливое решение не будет отмене но. ОТ о д н о г о КОРНЯ •♦гораздо ближе дру г к другу предста вители всех человеческих рас, чем счита лось ранее. Научная работа, проведенная в Упсальском универси тете , показывает : все люди , которые сейчас живут на Зем ле, имеют одних прародителей — доволь но малочисленную группу из приблизитель но 10 тысяч индивидов, обитавших в Афри ке всего лишь 200-300 тысяч лет назад. Шведские ученые исследовали генети ческую массу иммунной системы 50 чело век в разных странах мира и пришли к та кому выводу. И КОМУ ЖЕ ВЕРИТЬ? ■♦вызывают меньше всего доверия у и з раильтян политики , журналисты , а также владельцы частных гаражей и авторемон тных мастерских. Подвергается серьезно му сомнению и искренность раввинов. Чуть больше доверия вызывают психологи и ад вокаты. Водители такси и продавцы нахо дятся где-то посередине. Самыми же честными людьми 500 учас тников проведенного опроса назвали вра чей. По десятибалльной шкале они полу чили 8 баллов. Следом за ними идут учи теля. Политики получили всего 3 ,5 балла. САМЫЙ ГРЯЗНЫЙ РОТ ■♦никто не выдает тако го словесного потока грязи, как жители итальянского рай она Трастевере. По мнению иностранных лингвистов, в словаре обитателей этих тру щоб более двух тысяч крепких ругательств. ЖАДНОСТЬ ЗАДУШИЛА ■♦проиграв пять долларов в петушиных боях, мексиканец Альберто Флорес не за хотел расставаться с наличными. И вмес то них отдал победителю на неделю свою жену, 22-летнюю Паолу. Несколько дней молодая женщина го товила обеды, стирала белье и мыла полы в чужом доме. Улучив момент, она сбежа ла в полицию. В итоге — Флорес был арес тован по обвинению в работорговле. ХАЛТУРНАЯ РАБОТА ■♦сенсационные рассказы в газетах о техническом совершенстве НЛО — не бо лее чем пиаровская акция пришельцев. Так считает московский уфолог Анатолий Саф- роненко . По его мнению, «летающие тарелки» д е сятками падают в разных районах мира, терпят катастрофы в горах и пустынях, по гибают от противоборства авиации . Каж« дый может вспомнить не один подобный пример . «И не говорит ли это о том , что многие НЛО погибают просто и з -за того , что они плохо сделаны или мастерство пи лотов оставляет желать лучшего?» — за мечает уфолог. ПИСЬМО из СУМКИ ■♦прекрасно справляется с доставкой почты кенгуру по кличке Хоппи. Ее хозяин — австралиец Клив Артур — активно исполь зует способности умного семилетнего ж и вотного. Которое прыгает за двадцать ки лометров до дома брата, доставляет пись ма и приносит ответы. Причем для их тран спо р ти ро в ки и споль зуе тся естественная сумка кенгуру. Братья, оба овцеводы , пользуются ус лугами Хоппи уже три года, и за это время не было утрачено ни одного отправления. ' КИЛОМЕТРЫ КУХНИ ■♦ е с л и бы проводились соревнования по ходьбе, то их выиграли бы домохозяй ки. Они, согласно проведенным в США на блю дениям , дви гаю тся пеш ком больше , чем оф ицианты и по ч тальоны , ко торы е были вроде бы вне конкуренции . Женщи на, выполняющая одновременно роль к у хар ки , прачки , воспитательницы детей и супруги, отмеряет за день свыше '17 кило м е тров , ра зно счи к блюд в ресторане — чуть больше 16, а письмоносец — 15 с не большим . (По материалам ЭКСТРА-ПРЕСС и ИТАР-ТАСС). ОБЩРОССИЙСКИИ НАР№1ЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙФОНД О бщероссийский Национальный Военный Фонд поддержки воен нослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил,^ других войск и воинских формирований, специ альных служб и правоохранительных ор ганов Российской Федерации создан в сен тябре 1999 года. В 2000 году Фондом реализованы ком плексные социальные программы «Жилье для военнослужащих» и «Здоровье воен нослужащих», оказана масштабная по^ мощь участникам антитеррористической операции на Северном Кавказе и членам их семей. По согласованию с Правитель ством Российской Федерации осуществле ны сбор и перечисление средств родствен никам погибшего экипажа АПЛ «Курск». Председателем Попечительского Сове^ та Фонда является Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В состав Попе чительского Совета Фонда входят главы ведущих конфессий: Т. Таджуддин —Вер ховный муфтий, Председатель Централь ного Духовного управления мусульман России; П. Берел Лазар — Главный рав вин России (Федерация Еврейских об ществ России); Д.Б. Аюшеев — Пандито хамбо лама, председатель Буддийской тра диционной Сангхи России. Членами По печительского Совета являются Герой Со ветского Союза, генерал армии, предсе датель Российской Ассоциации В.И. Ва ренников, видные представители россий ского бизнеса: генеральный директор ОАО «Русский алюминий» О.В. Дерипаска и председатель правления ОАО «Нефтяная компания «Юкос» М.Б. Ходорковский, народный артист СССР, художественный руководитель театра имени Вахтангова М.А. Ульянов. В настоящее время Общероссийский Национальный Военный Фонд оказывает поддержку военнослужащим, пострадав шим при исполнении воинского долга, и членам семей погибших воинов России. В этих целях Фондом выделен специальный счет: Общероссийский Национальный Воен ный Фонд, 113054, г. Москва, ул. Ново кузнецкая, дом 34, строение 1. ИНН 7 7 0 5 3 0 5 4 9 1 , р /с 40703810733327030487 во «Внешэконом банке», к/с 30101810500000000060, БИК 044525060. Фонд обращается к хозяйствующим субъектам всех форм собственности с предложением оказать спонсорскую по мощь в реализации программ по социаль ной защите военнослужащих и членов их семей, перечислив денежные средства на указанный счет. ФУТБОЛ ЛИДИРУЮТ «БУРЕВЕСТНИК», «РЕМаРОЙСЕРВИС» и «МАЕВКА» Л ишь один пропущенный матч перво го круга чемпионата области по фут болу среди команд второй группы осталось сыграть в ближайшее время. Ли пецкий «Буревестник» с крупным результатом — 7:1 — обыграл команду «Энергия» из по селка «Матырский» и, набрав 19 очков, по лучшей разнице забитых и пропущенных мя чей, возглавил турнирную таблицу. Столько же очков имеет и добринский «Союз», потерпев ший поражение на новом стадионе ЛПУ от «Университета» (бывший «Техно») с резуль татом 1:2. Остальные матчи девятого тура закончи лись так: «Металлург-2» — «Пламя» (Липецк) — 1:3, «Олимпия» (Усмань) — «Силикатчик» (Липецк) — 1:1, ДЮСШ-12 (Липецк) — «Гор няк» (Липецк) — 0:5. Очередные победы одержали лидеры вто рой подгруппы. Липецкий «Ремстройсервис» на своем поле выиграл со счетом 2:1 у фут болистов Лебедянского сахарного завода и с 17 очками продолжает занимать первую строч ку в турнирной таблице. «Авиатор» (Липецк) в напряженной борьбе в Добром обыграл мес тный «Аграрник» со счетом 4:3, но по худшей разнице забитых пропущенных мячей зани мает второе место. В остальных встречах прошедшего тура зафиксированы такие результаты: «Колос» (Липецкий район) — «Стинол» — 4:2, «Агро ном» (Лебедянский район) — «Урожай» (Крас ное) — 3:5, «Агротранс» (Лев Толстой) — «Ле- Маз» (Лебедянь) — 3:0. А первыми достигли турнирного экватора команды третьей зоны. Поначалу они шли очень плотной группой. Но в последнем туре «Елец-85» проиграл задонской «Заре» со сче том 1:3 и уступил первую строчку в турнирной таблице «Маевке» из Елецкого района, кото рая после победы на своем поле над тербун- ским «Факелом» с результатом 2:0 набрала 15 очков. Юрий КУЛИНИЧ. ЕОДРОаЬ- ЛОих«ПАРОВОЗ»? т е а т р а Ш Щ П Р Е М Ь Е Р Ы Х отя речь пойде т о новом сп е кта кл е Л и п е ц ко го м ун ицип ал ьно го театра (ЛМТ), позвольте начать с уп ом и н а н и я анал о гич ной ем у тр уппы в Ельце «Бенефис». К о гд а , следуя своему на зва н ию , там готовились отметить ю билей о д н о й из ве д ущ и х а ктри с Лю дмилы Соловьевой , то при гласили режиссера из Р остова -на -Д ону Юрия М ел ьн иц ко го и п р е д л ож и л и самой а ктрисе выбрать пьесу. Казалось , \ оп тим альны й вы бор был найден — «Калиф орнийская сюита» Нила • Саймона , п о д л и н н о бенефисный спе кта кль на д вои х . В Петербур гском ' БДТ его и гр аю т Алиса Ф р е й н д л и х и Олег Басилаш вили . Но >бенеф ициантка о тка зал а сь , посчитав р о с кош ью «выписывать» режиссера р а д и д в у х исполнителей , и в итоге Ю . М ел ьниц кий блестяще, о р и ги н а л ьн о поставил че хо в с к ую «Чайку» с Л . Соловьевой- А р к а д и н о й . _____________________ I В минувший четверг на сцене ки- I ноконцертного зала «Октябрь* ЛМТ выпустил спектакль, созданный ре- ! жиссером из Санкт-Петербурга На- .1тальей Леоновой. Зрители увидели не двух — пятерых актеров; однако, и к большому сожалению, материал пьесы Александра Беляева «Царев на Маремьянка* намного уступал даже неким среднетеатральным ка- чествам. Пьесы для театра кукол и ) то пишутся посодержательнее, «по- закрученное*. Поэтому спектакль Н. Леонова делала, как говорится, на со противление, придумывая какие-то ходы, прикрывая недостатки и попрос ту малометражность пьесы осовременен ными подробностями актерской игры. Движению сюжета уже вначале долго «сопротивляются* Павел Мурашкин (царь) и Александр Коновалов (шут го роховый). Неторопливо, статично выяс няется, что царь, конечно, балбес, про фукавший собственное царство. Что шут. конечно, он и в Африке шут — за прав дивым словом в карман не полезет, сво им костылем может имитировать элек трогитару (зачем костыль-то — ради до полнительного штриха к образу?) и Т. д. Героиня же (Наталья Волкова), в про логе показывающая номер навроде ба летного, а в эпилоге появляющаяся ца ревной во всей красе, основное время спектакля проводит, подчеркнуто ис пользуя тинейджерские замашки. То есть и пролог, и эпилог ясно дают по нять: подростково-капризные «финты* Маремьянки — это временное, наносное, понарошку. «Мы же в сказке* — объ ясняет общую ситуацию щут горохо вый. Да чего уж там, сказка допускает любые вольности и условности, вплоть до общения, пусть и вскользь, с камер ным инструментальным трио молодых музыкантов, расположившимся в углу сцены. Не шибко спасает действо и эдакий налет постмодернизма, когда цитирует ся или переиначивается общеизвестное. Вплоть до появления заместо Бабы Яги Деда Яги (Василий Зайцев), который добр, постарше оной бабушки и жале ет, что из его уроков колдовства она из влекла отнюдь не позитивные знания. Зато шибко позитивен Алеха-лесоруб (Андрей Комодиков) — ему в считанные минуты запросто, играючи, удается ца ревну перевоспитать и занять вакантное место ее жениха. «Бодрость — это мой паровоз* — звучат со сцены «Октября* слова очередной песенки. Увы, надеять ся лишь на бодрость, на бодрячество (авось вывезут!), на какие-то внешние эффекты воздействия на зрителей — явно недостаточно для любой драмати ческой постановки. Юные зрители — по преимуществу доставленные в «Октябрь* из загород ных лагерей отдыха — оказались слег ка ошарашены количеством букетов, врученных актерам и режиссеру по окончании сказки. Тем самым букета ми вроде бы подтвердилась фраза в од ном местно-газетном интервью с Н. Ле оновой — мол, ее последние питерские спектакли потрясли (в хорошем смыс ле слова) театральную общественность. Там же, с упоминанием отзыва в жур нале «Театр*, конкретно указывается одна-единственная работа Н. Леоновой — «Картины из жизни девицы Любови Отрадиной* по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые* (добавлю от себя — с известной актрисой Ириной Мазур- кевич в главной роли). Вполне возмож но, __«Картины...* и на самом деле хоро ший спектакль. Касаемо же потрясений, то питерская и центральная пресса по чему-то охотно, непременно связывает их с именами Л. Додина, Т. Чхеидзе, Г. Козлова, Г. Дитятковского и некоторы ми другими. Н. Леонова в этой «обой ме* не числится. Мне кажется, тут налицо неадекват ность — самого факта приглашения ре жиссера из супертеатрального города и пьесы, ею поставленной; неадекватность предпремьерного щедрого внимания к режиссеру местных СМИ и реальных впечатлений от премьеры как таковой. Гостья из Питера прибыла в Липецк по просьбе городского управления куль туры в лице его начальника Т. Минае вой. Надо отдать должное стараниям, энергии Татьяны Васильевны. Ее, сре ди административных руководителей от культуры, вполне следует считать фи гурой № 1 не только в нашей области, но и, пожалуй, в Черноземье. Во вся ком случае, никто в регионе не превзо шел «рекорд* Т. Минаевой по инициа тиве, при участии которой за последнее время созданы, успешно выступают не сколько муниципальных творческих коллективов. Я не говорю уже о разно го рода «сопутствующих* проектах. К примеру,в Липецке сейчас закан чиваются полумесячные гастроли со листов Санкт-Петербургского (вновь Питер!) театра оперетты Ольги По повой и Александра Бескова, что само по себе явление ныне нечастое. Так вот, осенью этот дуэт вновь пла нирует приехать к нам, чтобы, воз можно, выступить с симфоническим оркестром под руководством Гаррия Оганезова. Артисты «легкого жанра* говорят о встрече с большим коллек тивом филармонического плана как о этапном для себя событии. Насчет подобного проекта, понятно, и комар носа не подточит; мы убедились, что сотрудничество с нашим оркестром питерскому дуэту вполне по силам. Ну мне, возвращаясь к началу абза ца, приходится сказать: увы, с про ектом «Царевны Маремьянки* зами- ночка вышла-с. Не знаю, приедет ли Н.'Леонова в Липецк еще или нет. Да дело, по сути-то, не в ней одной. Когда го род, когда театр приглашают иного роднего режиссера, зрители вправе ожидать если и не каких-то сног сшибательных открытий, открове ний, то хотя бы результата на уров не данной труппы. Жаль, что вряд ли кто-то из управления культуры Липецка видел елецкую «Чайку* Ю. Мельницкого... Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz