Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
12 и ю л я 2 00 1 г . , № 134 (2 1 5 1 2 ) Яков ЛИВШИЦ: к у л и с ы : «ПРЕДМЕТТЕАТРА- НЕУЛИЦА, АНАШс ВАМИВНУТРЕННИЙМИР» — Что ВЫ, Яков Михайло вич, ощущаете сейчас, огля дываясь на совсем еще не давнее время создания т е а тр а , первы х м е сяце в его ж и зни? Оказалось труднее , чем вы пред пола гали , р е шившись возгладить его, или нет? — Я бы ответил неоднознач но. Наш театр был организован столь мгновенно, столь быстро решился этот вопрос, чего ни кто не мог предположить. И чув ство благодарности к мэру го рода, управлению культуры, ко всем, от кого зависело рожде ние театра, живо в его стенах до сих пор. Но вскоре стала оче видна неподъемность финансо вых проблем, минимальность смет на постановки. Я прекрас но понимаю: это не от чьей-то жадности, не от прохладного к нам отношения — от сегодняш них суровых реалий. По-моему, руководство города просто не предполагало, что мы завернем такую «петрушку». Смотрите: за сезон выпущены «Ханума», «Россия. Времена года», «Ма угли», «Золотой цыпленок», го тов и уже однажды показан «Лес». Сегодня на сцене кино концертного зала «Октябрь» (тем самым мы выходим за рам ки нашего стационара — Двор ца культуры «Сокол») состоится премьера сказки «Царевна Ма- ремьянка» в версии режиссера из Санкт-Петербурга Натальи Леоновой. И ведь спектакли надо было худо-бедно одеть, обуть, довести их до приемле мых художественных кондиций. То есть работа театром про делана огромная. К сожалению, только кажется, что она проде лана на фоне эйфории, сопут ствовавшей открытию театра. Эйфория прошла, и вместо нее возникла масса болевых точек. К примеру, наши спектакли шли, увы, при архаичном световом решении. Да, соответствующая аппаратура закуплена. Но ее надо установить, а некуда. Не обходимо менять щтанкетное хозяйство. — Тем не менее и с е й час, под самый занавес се з о н а , вы не « у с п о к а и в а е тесь», не переводите дух. Я говорю о «Моей прекрасной леди» Фредерика Лоу ... — Да, за полчаса до встречи с вами я вернулся с очередной репетиции этого мюзикла, кото рый считаю образцом, эталоном жанра. Выбор «Леди» принципи ален для театра. Мюзикл пот ребует намного больше затрат — и материальных, и творчес ких — по сравнению с прежни ми нашими спектаклями. Ины ми словами, тут налицо дилем ма: либо мы прилагаем макси мум возможностей для того, чтобы зарекомендовать себя самобытным театром, либо мы превращаемся в театр ординар ный. Вообще, что мы сейчас, на пределе усилий пытаемся сде лать, — мы пытаемся нарабо тать разнообразный репертуар как основу основ стабильного существования коллектива. Не обходимейшее условие этого — сформированная труппа, и, по сути, она уже есть. Есть актер ский состав, способный сыг рать практически любую пьесу. — Сколько в театре акте ров? — Двадцать два человека. Дали еще две ставки, обещают и дополнительные. Так что си туация у нас отнюдь не без надежная. Поэтому поймите меня правильно: я не хочу ни- Г ОД ЖИЗНИ лю б о го к о л л е к ти в а — это , смею вас за вери ть , т а к о й ж е «малый» или и ной д р у го й ю б и л е й , к а к пя ти - , десяти— и т.д . ле тие . Л и п е ц к о м у м у н и ц и п а л ь н о м у те а тр у е 1 ц е нет и года (счет год ам он реш ил вести со дня д е бю тн о го своего вы х о д а на п у б л и к у в д е к а б р е 2000 -го ) . Зато первы й сезон ЛМТ во т -вот заверш ится . Что и д а л о п о во д о б о зр е в а те лю «ЛГ» встретиться с гла вны м реж и с сер ом театра Я. ЛИВШИЦЕМ . кому ни на кого жаловаться, ибо я объективно оцениваю уровень возможностей (увы, мизерных), «приложимых» к нащему теат ру. Вследствие чего каждый наш спектакль выпускался с огром ным трудом. Но — выпускался, и тут, безусловно, положитель ное то, что мы приучили зрите лей ездить на Сокол — зрите лей и взрослых, и юных. С де кабря по июнь мы показали це лых девяносто представлений, прошедших с аншлагом или поч ти с аншлагом. В липецких га зетах вы не найдете ни одного отрицательного отзыва на наши работы, только, так сказать, со знаком «плюс». Думаю, и вни мание зрителей, и оценка прес сы — свидетельство востребо ванности театра, интереса к нему, того, что мы предлагаем «доброкачественную продукцию». — И ближ айш ая став ка именно на «Мою прекрасную леди» долж на , ка к я по ни маю , явиться дополнитель ным , н а и б о л е е в е с ом ы м , ударным здесь аргументом? — Совершенно верно. «Ха нума» — идеально выбранная комедия для создания на сцене единого организма, где все уме ют петь и танцевать, без «звез дного» предпочтения в отноше нии кого-либо из актеров. Мю зикл, который я сознательно ставлю раньше, чем предполага лось, призван решить несколь ко иные задачи. Здесь букваль но на каждого артиста ложится ответственность за весь спек такль. В нем — пять огромных массовых сцен. Это — нечто наподобие «мельницы», которая то вбирает в свою орбиту це лую труппу, то дает возможность покин^пь орбиту и стать отдель ным персонажем. Здесь каждый должен понять, что от него за висит очень и очень многое, выходит ли он в массовке или преображается в профессора Хигинса. Вдобавок, необходимо такое оформление, чтобы, ког да открылся занавес, зрители воскликнули бы «Ах!» Я убеж ден: «Моя прекрасная леди», как никакой другой спектакль, помо жет нам во многом и сущес твенном определиться. И вот тогда, когда театр окончатель но обретет собственное твор ческое лицо, он будет волен обращаться к любым пьесам, использовать при их постанов ке самые разнообразные при емы. Например, сделать спек такль только на свете. А другой — вынести в фойе. Третий — показывать в клубе «Маска». Да, да, есть серьезное намере ние «сочинить» для него вечер оперетты. И так далее. — Все э т о н а в е р н я ка предпола гае т соо тве тс тв у ющий настрой труппы ... — У нас, поверьте, собрал ся коллектив великих тружени ков. Каждый из актеров пре красно понимает, куда он при шел и что от него требуется. Само собой, ни о каких недора зумениях, трениях в труппе не идет и речи. ■— Ни для кого не секрет, что сов сем несхожие пути привели к вам ваших нынеш них артистов. Сколько п о с - . ледних лет, к примеру, я ви дел Александра Елфимова лишь на «Юморинах» в Ни жнем парке. Легким ли ока залось для него возвращ е ние на драматическую сце ну? — Если откровенно — со всем нет. Возвращение Саши получилось в некотором смыс ле тоже драмой — он успел от выкнуть от настоящего актерст ва. Но преодолел-таки себя пре жнего — не без моей, отброшу ложную скромность, помощи и всяческой поддержки его коллег. Зато теперь Саша с блеском иг рает князя в «Хануме», Несчас- тливцева в «Лесе» и репетирует роль Хигинса. Комментарии из лишни. — По звольте косн у ть ся темы взаимоотношений ва шего театра и администра ции ДК «Сокол». По слухам, они далеко не безоблачны... — Вообще-то мы вторгаем ся в сферу компетенции наше го директора Валентины Браж ник. Я хозяйственных и связан ных с ними дел не касаюсь. Да, взаимные неудобства, неувяз ки ощутимы, они и меня затра гивают. Однако театр и ДК по тихонечку «притираются» друг к другу, стараются найти общий язык. Лично я, допустим, зани маюсь расписанием сценичес кой площадки — кто, когда и сколько на ней работает, и тут с администрацией ДК проблем, как правило, не возникает. — Ну и здорово . Давай те -ка по го ворим о «Лесе». Почему «Лес», он что, на ваш в з гл я д , лучш ая пьеса Ос тровского? — «Лес», на мой взгляд, пьеса о судьбах русского теат ра, русского искусства и пото му крайне для меня важная. Понимаете, есть люди, которые живут высоким — и есть живу- .щие низменным. «Лес» дает от личный повод разобраться, пе реросли ли мы, люди двадцать первого уже века, «те» пороки, стали ли лучше, чище. Туда, в век девятнадцатый, на персона жей Островского мы смотрим отсюда, умудренные всем и вся ческим опытом... — ...И видим, что вряд ли намного лучше стали? — Во многом , увы, да. Вспомним, впрочем, слова не когда популярной песенки — «не надо печалиться». «Лес» у нас — трагикомедия, трагифарс. Из пятиактной пьесы мы сделали спектакль на два с половиной часа, который, надеюсь, окажет ся интересен зрителям, не даст им скучать. — «Лес», «Моя прекрасная леди...» А дальше? — Не случайно при органи зации театра я составил его репертуарный план на два года вперед. За долгую мою жизнь накопилось достаточно до сих пор нереализованного. Хочется хоть часть осуществить. Упреж дая ваш вполне вероятный во прос о современных пьесах, от вечу: современность я понимаю не в стилистике ненормативной лексики, не в эпатажных персо нажах и их сексуальности. Со временность для меня — это не сиюминутное, не преходящее, а то общее, что способно в «про светляющем» эмоциональном порыве объединить актеров со зрительным залом. В конце кон цов, не суть важно, когда пьеса написана. Главное — чтобы она в нас, с нами резонировала. Предмет рассмотрения театра — не улица за нашими с вами окнами; его предмет — наш с вами внутренний мир... Итак, планируемые конкретные поста новки. Первый квартал следую щего года: мюзикл Владимира Комарова «Женитьба» по Гого лю, где авторский текст, на мой взгляд, виртуозно зарифмован известным иркутским поэтом Марком Сергеевым. «Женить ба» должна получиться балаган ным, ярмарочным зрелищем вполне в гоголевском духе. Ак теру Олегу Пономареву, которо го еще можно отнести к разря ду молодых и который поставил «Маугли» и «Золотого цыплен ка», предстоит работа иного пла на — над авантюрной комедией Клода Монье «Блэз». Особая строка в наших пла нах — спектакль к трехсотлетию Липецка. Оно наступит через два года. Но не «впритык» к нему, а заранее мы покажем зрителям оперетту Владимира Щербачева «Табачный капитан» (либретто Николая Адуева), где один из центральных героев — Петр Первый, фигура для наше го города воистину первосте пенно историческая. Детям бу дут адресованы «Принц и нищий» по Марку Твену и «Пеппи-длин- ный чулок» Астрид Линдгрен. По-моему, сейчас посредством искусства крайне недостаточно ведется разговор об опасности фашизма, связанного с нарас тающим проявлением различных форм экстремизма. Наш театр надеется хоть как-то восполнить столь досадный «пробел». Мы располагаем нигде ни разу не поставленным произведением Дмитрия Иванова, Владимира Трифонова «Лола Блау» на му зыку немецкого композитора Георга Крайслера. Пьеса наве яна отдельными мотивами жиз ни и творчества Марлен Дитрих и пойдет у нас под более «гово рящим» названием — «Кабаре «Рейх». — Спасибо! Желаем вам и вашему коллективу новых творческих успехов , после дующих, не менее содержа тельных, >^ем первый, се зо нов. Интервью вел Константин КЛЮТКИН. На сним ке : Я. Ливш иц. ь ЗАМЕТКИ СУДЬИ БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ '^ З а смелость и мужество удостоилась письменной благодарности Главного поли цейского управления Токио 79-летняя япон ка. Она приехала из провинции полю бо ваться цветам и в и зв е с тн ом с толичном парке. Это у нее стало многолетней тра дицией, почти ритуалом. В конце дня, сделав кое-какие покупки, женщина перед отъездом на вокзале ста ла перебирать вещи в сумке. Но как толь ко вытащила кошелек, на нее набросился грабитель, схватил вроде бы легкую для сильного мужчины добычу, однако убежать не успел. Бабуля вцепилась в воротник его пиджака, и, несмотря на град ударов, дер жала мертвой хваткой до тех пор, пока не подоспели стражи порядка. Они арестова ли незадачливого вора, на счету которого, как гшедполагаю т полицей с кие , не одно подобное преступление. •♦■Шут ШУТКА - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ .ТКИ и загадки развивают у детей навыки чтения, так считает до ктор Нико лас Джилл , проф ессор С уссе кс ко го ун и верситета. В ходе эксперимента он иссле довал влияние шуток, загадок и головоло мок на способности к чтению у 7-9-летних школьников. В тестах участвовали 40 д е тей . Такая же по кол иче с тв у контрольная группа не участвовала в веселой размин ке, и когда сопоставили результаты, то вы яснилось: члены последней группы чита ют значительно медленнее. Причину этого специалисты усматриваю т в том , что за гадки и шутки основываются на многознач ности и потому развивают у детей воспри ятие, понимание текста , языковые позна ния. А стало быть, и навыки чтения. НЕВЕСТА ПЛАКАЛА •♦■Накануне р а д о с т н о го с о бы т и я — свадьбы, жених решил заняться вечерней уборкой квартиры, и, вероятно, витая в об лаках, выбросил в мусоропровод пласти ковый пакет. И не ведал того дурачина, что в пакете была брошь невесты с крупным алмазом . На следующее утро г^ сорщ и ки уже вы чистили мусорный контейнер. Невеста, вне себя от горя, обратилась в полицию. И, что самое удивительное, по ее заявлению два полицейских экипажа германского города Геттингена ворошили мусорные кучи на от вале, но напрасно, брошь так и не отыска лась ... Или отыскалась? ОТ ТЮРЬМЫ ЗАЩИТИЛО имя •♦■удивительно мягкий приговор вынесло жюри присяжны х в Аделаиде грабителю банка Робу Бэнксу (что, между прочим, оз начает «грабитель банков»). Как сказал ре портерам судья по уголовным делам, при сяжные, по-видимому, были просто загип нотизированы его именем. И если бы пре ступника во время суда называли, напри мер, по кличке, то он схлопотал бы гораз до больший срок. ПАЛОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ■♦■Учитель ш е с то го класса од но го из колледжей Дюссельдорфа был отстранен от работы за то, что заставлял самих де тей наказывать себя палкой. Согласно за кону, учителям запрещено применять т е лесные наказания в отношении учеников. Но в законе ничего не говорится о том, что ученики не могут наказывать сами себя. СПАСЕТ БРОДЯГ ОТ ПЕРЕДРЯГ ■♦■Повернулась итальянская мода лицом к местным бомжам . Молодой миланский специал и с т Макс Мацио создал уни ве р сальное недорогое пальто для бродяг. Модель сочетает в себе ка к верхнюю одежду, так и спальный мешок: достаточ но застегнуть молнию . Ткань отталкивает воду и не пачкается. Кроме того, в летнее время пальто легко превратить в сумку, спо собную вместить весь несложный скарб его владельца. Демонстрация новинки сос то ял а с ь на ж е л е з н о д о р о ж н о м в о к з а л е в Риме , где бомжи со с та вл ял и зам е тн ую часть зрителей. ВТОРАЯ МАМА ■♦■От новорожденного ягненка , появив шегося на ферме в Пенсильвании, отвер нулась родная мать — непутевая овца. Но, когда пришло обеденное время, ее добро вольно заменила корова ь е к к и . Ягненку, который при его росте , конечно , не мог дотянуться до соска новой мамы , по тре бовалась некоторая помощь фермера. Тот подставил под малыша перевернутый ящик из -под консервов. Что делать дальше, я г ненок уже сообразил сам . В итоге — при емыш и его вторая мама стали лучшими друзьями.' ЭКСТРА-ПРЕСС и НАПРАВЛЕНИЕГЛАВНОГОУДАРА (Окончание. Начало на 1-й стр.) Чубайс и Греф предполага ют оставить РАО «ЕЭС Рос сии» только передачу энергии, освободив его от ответственнос ти за состояние как ее произ водителей, так и ее потреби телей. В их планах и намере ние продавать по свободным ценам 5 процентов электро энергии. Это возврат к «двух^- секторной экономике». В этой модели ресурсы перетекают из сектора с регулируемыми це нами в сектор со свободными ценами; результат — ускоре ние инфляции и потеря кон троля за ней. Выделить эти 5 процентов может только РАО «ЕЭС России». Именно оно и будет определять, продавать по свободным, то есть моно польно высоким, ценам 5 или 25 процентов энергии. Будут ли они распределяться равно мерно или концентрироваться на «близких» руководству РАО «ЕЭС России» предпри ятиях? Репутация Анатолия Чубайса не дает повода для колебаний при ответе на этот вопрос. «Двухсекторная модель»_, порождая сверхприбыльный незаконный бизнес, разруша ет не только экономику, но и деловую культуру_. Примитив ная дикость российского капи- тализма во многом была ••• *: -порождена именно прими- . ■ тивностью этой модели: надо было просто покупать у го сударства и с чудовищным «на варом» продавать на свободном рынке. Эта схема изуродовала лицо нашего общества. Теперь Чубайс и Греф хотят соответ ствующим образом изменить лицо энергетики, сделав ей но вую «инъекцию варварства». Ситуацию усугубляет рефор ма ЖКХ, сводящаяся к хаотич ному росту тарифов в соответ ствии с аппетитами местных ес тественных монополий (тепло трасс и водоканалов). Не гово ря ни слова о масштабах ожи даемого роста расходов населе ния на ЖКХ, реформаторы с точ ностью до рубля определяют размер субсидий, направляемых на компенсацию этого роста. Столь откровенная подтасовка свидетельствует о полном игно рировании последствий уже на чатых реформ. При этом бюджетная поли тика правительства Касьянова основана не только на раздвое нии сознания (доходы бюджета рассчитываются на основе одно го прогноза, а расходы — дру гого), но и на последовательном отказе от реструктуризации внешних долгов, ориентирую щем бюджет не на модерниза цию страны, а на «курс Чаушес- ку»: внешние выплаты любой ценой. С нижая ставку налога на прибыль при отмене льгот на инвестиции, налоговая реформа стимулирует переориентацию средств пред приятий с инвестиций на потреб ление или бегство за рубеж. Отказ от учета горно-геоло гических условий при налогооб ложении недропользования не сет быструю гибель производи телям, действующим в худших условиях, и сверхприбыли кор порациям, контролирующим на иболее «лакомые» куски (их до ходы вырастут как от падения налогообложения, так и от паде ния масштабов производства). Даже разумная реструктури зация долгов предприятий перед бюджетом дополнена намерени ем начать с 1 января 2002 года тотальные банкротства не выпол няющих ее условия предпри ятий. Это не просто поощрение криминализации экономики (ибо процедура банкротства остается криминальной), но и реализация идей о «редукции нерыночного сектора» — уничтожении 40 процентов предприятий, вклю чая градообразующие и страте гические. Сбрасывание на и без того дышащие на ладан региональ ные бюджеты всей тяжести энер гетической и жилищно-комму нальной реформ при резком со кращении их доходов приведет к их удушению и нехватке де нег на жизненно важные нуж ды. Это сделает неизбежным не платежи, в первую очередь энер гетикам, и, соответственно, мас совые отключения света, тепла, воды и канализации. (Руковод ство РАО «ЕЭС России» сможет в обмен на отсрочку или смяг чение отключений диктовать гу бернаторам и бизнесменам ту или иную линию политического поведения. Это сделает ничтож ным пресловутый «администра тивный ресурс» Кремля. От нюдь не случайным представля ется и планируемое Чубайсом и Грефом расформирование РАО «ЕЭС России» именно 31 марта 2004 года, через несколько дней после наиболее вероятного сро ка резидентских выборов). Бюджет 2002 года в его ны нешнем состоянии является «бюджетом коммунальной ка- тас’грофы». Схожие ощущения вызывает пенсионная, реформа: не ясно, откуда возьмутся деньги на ее реализацию и где они будут с должной надежностью и при быльностью размещаться. Не вызывает сомнений лишь бес контрольность Пенсионного фон да, который будет распоряжать ся средствами населения, не неся за них никакой ответствен ности. Ситуацию еще более усугу бит девальвация — неминуемое следствие политики правитель ства Касьянова. Создается впечатление, что Чубайс и Греф мостят дорогу Бе резовскому, который хочет со здать хаос и вытащить «из ру кава» нового Ельцина, который победит дискредитировавшего себя «нового Горбачева». Знаме нательно, что он ни словом не критикует либеральные рефор мы и их уже проявившиеся пос ледствия. И дело не в идеоло гической близости: Березовский боится спугнуть правых, своей неадекватностью изо всех сил мостящих ему дорогу к власти. Н очным кошмаром Пу тина должна быть вполне реальная воз можность сознательного объеди нения усилий групп Березовско го и Чубайса. Различие страте гических целей (каждый стара ется для себя), скорее всего, не затушует полное тождество объ ективных тактических интере сов (фундаментальная дестаби лизация общества для достиже ния политических целей), тем более что один раз, в начале 1996 года, они уже смогли до говориться, причем по тому же самому поводу — будущность президентской власти в России. А сочетание стратегическо го гения и политической креа тивности члена-кощ)еспондента АН СССР Бориса Березовского с «бульдожьей хваткой» прива тизатора Чубайса еще и сегод ня может сделать с раздроблен ным, закомплексованным и не сознающим своих интересов рос сийским обществом почти все, что угодно. При этом президенту вряд ли стоит надеяться, что политтех- нологи и чиновники админис трации , приведенные во власть тем же Березовским, в критический момент сохранят ему верность. Не стоит меч тать о поддержке и «новых олигархов»: связанные с пра выми рвутся во власть сами, а остальные не станут поддер живать президента, не способ ного обеспечить подачу элек тричества на завод. Наконец, положение может быть усугублено и позицией Запада, так и не простившего Путину ни его прошлого, ни его искреннего (и действи тельно шокирующего после эпохи Ельцина) стремления защищать национальные инте ресы России. Например, если представители американской политической элиты (включая определяющего стратегию СИЗАвице-президента Чеини). принимавшие Чубайса во вре мя его американского вояжа, воспринимают Путина как промежуточного, переходного лидера, призванного желез ной рукой провести непопу- лярньхе либеральные реформы и отойти в сторону, уступив власть их разработчикам, то президенту России не стоит надеяться на их нейтралитет в случае внутриполитическо го кризиса. Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации. случайных ПРЕС 1 УШ 1 ЕНИ Н ижний парк. Вечер. От легкого ветра мягко шелестят листья в кронах мощных деревьев. Но четверо парней, что сидят на скамейке одной из аллей, красот природы не замечают. Они только что выпили и тут же о скамью разбили бутылку. Это увидели трое проходивших мимо молодых людей, также нетрезвых. — Это что там за поросята сидят? — сквозь зубы бросает один из них. — Проходи мимо, пока не навешали, — раздается со скамейки. В пьяные головы кровью бьет задетое самолюбие, и тройка решительно сворачивает к сидящим. — Кто сказал? Со скамьи решительно поднимается крепкий малый. Он чувствует за спиной поддержку собутыльников. А дальше пошло- поехало... Просто и обыденно началась трагедия. Но у нее есть и пролог. Давно замечено, что подростки нередко начинают свою взрослую жизнь, так сказать, от против ного: дерзят старшим, бьют лампочки в подъездах, переворачивают урны, пишут скверные слова, а подрастут еще — уже не признают милицию и законы. Бот и в нашем случае. Серьезный воспитанный человек не оскорбил бы походя, другой — не заметил бы слов, сказанных вскользь. Но сошлись иные. Да еще одур маненные винными парами. Невольно спрашивается: зачем им, молодым и здо ровым, взвинчивать себя алкоголем? Ан нет1 Хочется показать себя, убедить дру гих, что им ничего не стоит запросто пре ступить закон, общепринятые нормы по ведения. Мне, конечно, могут возразить: жизнь непредсказуема, и люди в ней живут не по формулам. Может быть, но почему тог да молодой человек позволяет себе то, что запрещено? Бедь всякому отступлению от норм морали есть предел — закон. Это граница. За ней — запретное. Не сомневаюсь: когда парни в парке сошлись стенка на стенку, они, безуслов но, понимали, что находятся уже на той стороне, название .которой преступление. Трудно поверить в слова, написанные подсудимым Михаилом Двуреченским в кассационной жалобе после вынесенного приговора: «Я не согласен с судом. Пре ступление носило случайный характер. Махая ножом, я делал это для устраше ния, а не для нанесения удара». Бот так. Бытаскивая нож из кармана, парень яко бы даже и представить не мог, что с но жом не шутят. А страшный удар был на несен именно им. Это бесспорно установ лено и доказано сначала в процессе рас следования уголовного дела, а затем в ходе судебного разбирательства. Б судеб ном заседании государственный обвини тель, адвокаты пытались выделить кого- то из числа подсудимых, опираясь на офи циальные характеристики с места учебы, работы, местожительства и показания родственников. Действительно, различия есть среди тех, кто устроил драку с поножовщиной на аллее городского парка. Но любые офи циальные отзывы из технических училищ, институтов, с места работы и места жи тельства — лишь видимая часть личнос ти человека. Тот же Михаил Двуреченс- кий характеризуется положительно. Од нако уличные связи таких, как он, нефор мальное общение, поведение в быту —все это та часть айсберга, которая бывает скрыта под водой. Причем скрыта не толь ко от тех, кто ставит свои подписи на офи циальных бумагах —характеристиках, но часто от родителей, которые вдруг узна ют неприятные подробности из биографий своих детей. Мы порой верим, что подростка фор мируют и воспитывают семья, школа. Но, оказывается, улица сильнее всего. Хули ганская драка в Нижнем (одного парня зарезали, а второму сломали челюсть) дает подлинную оценку тем, кто драку начал и кто в ней участвовал. Теперь же целая группа молодых людей вместо того, чтобы учиться, работать да просто зани маться полезным делом, смотрит на мир сквозь тюремную решетку. Однообразна работа судей. Каждый день приходится слушать «пьяные» дела, изучать кто кого ударил, кто первый на рушил правила морали. И что примеча тельно. Бедь перед нами чаще всего про ходят не какие-нибудь особо опасные ре цидивисты с богатой тюремной биогра фией, не нелюди в человеческом обличье, а, в общем-то, простые, «нашенские» пар ни. Порою с такими характеристиками хоть представляй к правительственным наградам. А преступность все растет из года в год, и все опасней появляться на ночных улицах города да и в наших пар ках. Когда на судебном заседании слушал спокойные и рассудительные слова винов ников случившегося, смотрел в их откры тые, юные лица, не хотелось верить, что эти люди причастны к трагедии, что имен но они могли на аллее парка при народе бить смертным боем других, таких же, как они сами. И всего лишь за то, что не пон равилась произнесенная фраза. «Пьяные были...» Бот их теперь объяснение. «Человек есть мера всех вещей», — сказал древний философ. Свои мерки мы выбираем в юности. Бот почему одни в двадцать лет идут в тюрьму по «пьяному делу», другие — на подвиг во имя и ради человека. Родины. И неловко как-то ссылаться на то, что недовоспитала школа, семья. В двадцать лет человек сам уже выбирает себе судь бу. Или пьянь, нецензуру, грязь челове ческих отношений, или жизнь, в которой даже при всех сегодняшних трудностях есть место добру. Никто не принуждал тех парней на аллее в Нижнем парке к совершению зла. Поэтому не надо гово рить о случайности. Каждый из них сам тогда сделал свой выбор. Выбор с горьки ми последствиями. Николай УСИК, заместитель председателя областного суда, почетный гражданин города Липецка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz