Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

12 и ю л я 2 00 1 г . , № 134 (2 1 5 1 2 ) Яков ЛИВШИЦ: к у л и с ы : «ПРЕДМЕТТЕАТРА- НЕУЛИЦА, АНАШс ВАМИВНУТРЕННИЙМИР» — Что ВЫ, Яков Михайло­ вич, ощущаете сейчас, огля ­ дываясь на совсем еще не­ давнее время создания т е ­ а тр а , первы х м е сяце в его ж и зни? Оказалось труднее , чем вы пред пола гали , р е ­ шившись возгладить его, или нет? — Я бы ответил неоднознач­ но. Наш театр был организован столь мгновенно, столь быстро решился этот вопрос, чего ни­ кто не мог предположить. И чув­ ство благодарности к мэру го­ рода, управлению культуры, ко всем, от кого зависело рожде­ ние театра, живо в его стенах до сих пор. Но вскоре стала оче­ видна неподъемность финансо­ вых проблем, минимальность смет на постановки. Я прекрас­ но понимаю: это не от чьей-то жадности, не от прохладного к нам отношения — от сегодняш­ них суровых реалий. По-моему, руководство города просто не предполагало, что мы завернем такую «петрушку». Смотрите: за сезон выпущены «Ханума», «Россия. Времена года», «Ма­ угли», «Золотой цыпленок», го­ тов и уже однажды показан «Лес». Сегодня на сцене кино­ концертного зала «Октябрь» (тем самым мы выходим за рам­ ки нашего стационара — Двор­ ца культуры «Сокол») состоится премьера сказки «Царевна Ма- ремьянка» в версии режиссера из Санкт-Петербурга Натальи Леоновой. И ведь спектакли надо было худо-бедно одеть, обуть, довести их до приемле­ мых художественных кондиций. То есть работа театром про­ делана огромная. К сожалению, только кажется, что она проде­ лана на фоне эйфории, сопут­ ствовавшей открытию театра. Эйфория прошла, и вместо нее возникла масса болевых точек. К примеру, наши спектакли шли, увы, при архаичном световом решении. Да, соответствующая аппаратура закуплена. Но ее надо установить, а некуда. Не­ обходимо менять щтанкетное хозяйство. — Тем не менее и с е й ­ час, под самый занавес се ­ з о н а , вы не « у с п о к а и в а е ­ тесь», не переводите дух. Я говорю о «Моей прекрасной леди» Фредерика Лоу ... — Да, за полчаса до встречи с вами я вернулся с очередной репетиции этого мюзикла, кото­ рый считаю образцом, эталоном жанра. Выбор «Леди» принципи­ ален для театра. Мюзикл пот­ ребует намного больше затрат — и материальных, и творчес­ ких — по сравнению с прежни­ ми нашими спектаклями. Ины­ ми словами, тут налицо дилем­ ма: либо мы прилагаем макси­ мум возможностей для того, чтобы зарекомендовать себя самобытным театром, либо мы превращаемся в театр ординар­ ный. Вообще, что мы сейчас, на пределе усилий пытаемся сде­ лать, — мы пытаемся нарабо­ тать разнообразный репертуар как основу основ стабильного существования коллектива. Не­ обходимейшее условие этого — сформированная труппа, и, по сути, она уже есть. Есть актер­ ский состав, способный сыг­ рать практически любую пьесу. — Сколько в театре акте­ ров? — Двадцать два человека. Дали еще две ставки, обещают и дополнительные. Так что си­ туация у нас отнюдь не без­ надежная. Поэтому поймите меня правильно: я не хочу ни- Г ОД ЖИЗНИ лю б о го к о л л е к ти в а — это , смею вас за вери ть , т а к о й ж е «малый» или и ной д р у го й ю б и л е й , к а к пя ти - , десяти— и т.д . ле тие . Л и п е ц к о м у м у н и ц и п а л ь н о м у те а тр у е 1 ц е нет и года (счет год ам он реш ил вести со дня д е бю тн о го своего вы х о д а на п у б л и к у в д е к а б р е 2000 -го ) . Зато первы й сезон ЛМТ во т -вот заверш ится . Что и д а л о п о во д о б о зр е в а те лю «ЛГ» встретиться с гла вны м реж и с сер ом театра Я. ЛИВШИЦЕМ . кому ни на кого жаловаться, ибо я объективно оцениваю уровень возможностей (увы, мизерных), «приложимых» к нащему теат­ ру. Вследствие чего каждый наш спектакль выпускался с огром­ ным трудом. Но — выпускался, и тут, безусловно, положитель­ ное то, что мы приучили зрите­ лей ездить на Сокол — зрите­ лей и взрослых, и юных. С де­ кабря по июнь мы показали це­ лых девяносто представлений, прошедших с аншлагом или поч­ ти с аншлагом. В липецких га­ зетах вы не найдете ни одного отрицательного отзыва на наши работы, только, так сказать, со знаком «плюс». Думаю, и вни­ мание зрителей, и оценка прес­ сы — свидетельство востребо­ ванности театра, интереса к нему, того, что мы предлагаем «доброкачественную продукцию». — И ближ айш ая став ка именно на «Мою прекрасную леди» долж на , ка к я по ни ­ маю , явиться дополнитель­ ным , н а и б о л е е в е с ом ы м , ударным здесь аргументом? — Совершенно верно. «Ха­ нума» — идеально выбранная комедия для создания на сцене единого организма, где все уме­ ют петь и танцевать, без «звез­ дного» предпочтения в отноше­ нии кого-либо из актеров. Мю­ зикл, который я сознательно ставлю раньше, чем предполага­ лось, призван решить несколь­ ко иные задачи. Здесь букваль­ но на каждого артиста ложится ответственность за весь спек­ такль. В нем — пять огромных массовых сцен. Это — нечто наподобие «мельницы», которая то вбирает в свою орбиту це­ лую труппу, то дает возможность покин^пь орбиту и стать отдель­ ным персонажем. Здесь каждый должен понять, что от него за­ висит очень и очень многое, выходит ли он в массовке или преображается в профессора Хигинса. Вдобавок, необходимо такое оформление, чтобы, ког­ да открылся занавес, зрители воскликнули бы «Ах!» Я убеж­ ден: «Моя прекрасная леди», как никакой другой спектакль, помо­ жет нам во многом и сущес­ твенном определиться. И вот тогда, когда театр окончатель­ но обретет собственное твор­ ческое лицо, он будет волен обращаться к любым пьесам, использовать при их постанов­ ке самые разнообразные при­ емы. Например, сделать спек­ такль только на свете. А другой — вынести в фойе. Третий — показывать в клубе «Маска». Да, да, есть серьезное намере­ ние «сочинить» для него вечер оперетты. И так далее. — Все э т о н а в е р н я ка предпола гае т соо тве тс тв у ­ ющий настрой труппы ... — У нас, поверьте, собрал­ ся коллектив великих тружени­ ков. Каждый из актеров пре­ красно понимает, куда он при­ шел и что от него требуется. Само собой, ни о каких недора­ зумениях, трениях в труппе не идет и речи. ■— Ни для кого не секрет, что сов сем несхожие пути привели к вам ваших нынеш­ них артистов. Сколько п о с - . ледних лет, к примеру, я ви­ дел Александра Елфимова лишь на «Юморинах» в Ни­ жнем парке. Легким ли ока­ залось для него возвращ е­ ние на драматическую сце ­ ну? — Если откровенно — со­ всем нет. Возвращение Саши получилось в некотором смыс­ ле тоже драмой — он успел от­ выкнуть от настоящего актерст­ ва. Но преодолел-таки себя пре­ жнего — не без моей, отброшу ложную скромность, помощи и всяческой поддержки его коллег. Зато теперь Саша с блеском иг­ рает князя в «Хануме», Несчас- тливцева в «Лесе» и репетирует роль Хигинса. Комментарии из­ лишни. — По звольте косн у ть ся темы взаимоотношений ва­ шего театра и администра­ ции ДК «Сокол». По слухам, они далеко не безоблачны... — Вообще-то мы вторгаем­ ся в сферу компетенции наше­ го директора Валентины Браж­ ник. Я хозяйственных и связан­ ных с ними дел не касаюсь. Да, взаимные неудобства, неувяз­ ки ощутимы, они и меня затра­ гивают. Однако театр и ДК по­ тихонечку «притираются» друг к другу, стараются найти общий язык. Лично я, допустим, зани­ маюсь расписанием сценичес­ кой площадки — кто, когда и сколько на ней работает, и тут с администрацией ДК проблем, как правило, не возникает. — Ну и здорово . Давай ­ те -ка по го ворим о «Лесе». Почему «Лес», он что, на ваш в з гл я д , лучш ая пьеса Ос­ тровского? — «Лес», на мой взгляд, пьеса о судьбах русского теат­ ра, русского искусства и пото­ му крайне для меня важная. Понимаете, есть люди, которые живут высоким — и есть живу- .щие низменным. «Лес» дает от­ личный повод разобраться, пе­ реросли ли мы, люди двадцать первого уже века, «те» пороки, стали ли лучше, чище. Туда, в век девятнадцатый, на персона­ жей Островского мы смотрим отсюда, умудренные всем и вся­ ческим опытом... — ...И видим, что вряд ли намного лучше стали? — Во многом , увы, да. Вспомним, впрочем, слова не­ когда популярной песенки — «не надо печалиться». «Лес» у нас — трагикомедия, трагифарс. Из пятиактной пьесы мы сделали спектакль на два с половиной часа, который, надеюсь, окажет­ ся интересен зрителям, не даст им скучать. — «Лес», «Моя прекрасная леди...» А дальше? — Не случайно при органи­ зации театра я составил его репертуарный план на два года вперед. За долгую мою жизнь накопилось достаточно до сих пор нереализованного. Хочется хоть часть осуществить. Упреж­ дая ваш вполне вероятный во­ прос о современных пьесах, от­ вечу: современность я понимаю не в стилистике ненормативной лексики, не в эпатажных персо­ нажах и их сексуальности. Со­ временность для меня — это не сиюминутное, не преходящее, а то общее, что способно в «про­ светляющем» эмоциональном порыве объединить актеров со зрительным залом. В конце кон­ цов, не суть важно, когда пьеса написана. Главное — чтобы она в нас, с нами резонировала. Предмет рассмотрения театра — не улица за нашими с вами окнами; его предмет — наш с вами внутренний мир... Итак, планируемые конкретные поста­ новки. Первый квартал следую­ щего года: мюзикл Владимира Комарова «Женитьба» по Гого­ лю, где авторский текст, на мой взгляд, виртуозно зарифмован известным иркутским поэтом Марком Сергеевым. «Женить­ ба» должна получиться балаган­ ным, ярмарочным зрелищем вполне в гоголевском духе. Ак­ теру Олегу Пономареву, которо­ го еще можно отнести к разря­ ду молодых и который поставил «Маугли» и «Золотого цыплен­ ка», предстоит работа иного пла­ на — над авантюрной комедией Клода Монье «Блэз». Особая строка в наших пла­ нах — спектакль к трехсотлетию Липецка. Оно наступит через два года. Но не «впритык» к нему, а заранее мы покажем зрителям оперетту Владимира Щербачева «Табачный капитан» (либретто Николая Адуева), где один из центральных героев — Петр Первый, фигура для наше­ го города воистину первосте­ пенно историческая. Детям бу­ дут адресованы «Принц и нищий» по Марку Твену и «Пеппи-длин- ный чулок» Астрид Линдгрен. По-моему, сейчас посредством искусства крайне недостаточно ведется разговор об опасности фашизма, связанного с нарас­ тающим проявлением различных форм экстремизма. Наш театр надеется хоть как-то восполнить столь досадный «пробел». Мы располагаем нигде ни разу не поставленным произведением Дмитрия Иванова, Владимира Трифонова «Лола Блау» на му­ зыку немецкого композитора Георга Крайслера. Пьеса наве­ яна отдельными мотивами жиз­ ни и творчества Марлен Дитрих и пойдет у нас под более «гово­ рящим» названием — «Кабаре «Рейх». — Спасибо! Желаем вам и вашему коллективу новых творческих успехов , после­ дующих, не менее содержа­ тельных, >^ем первый, се зо ­ нов. Интервью вел Константин КЛЮТКИН. На сним ке : Я. Ливш иц. ь ЗАМЕТКИ СУДЬИ БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ '^ З а смелость и мужество удостоилась письменной благодарности Главного поли­ цейского управления Токио 79-летняя япон­ ка. Она приехала из провинции полю бо ­ ваться цветам и в и зв е с тн ом с толичном парке. Это у нее стало многолетней тра ­ дицией, почти ритуалом. В конце дня, сделав кое-какие покупки, женщина перед отъездом на вокзале ста ­ ла перебирать вещи в сумке. Но как толь­ ко вытащила кошелек, на нее набросился грабитель, схватил вроде бы легкую для сильного мужчины добычу, однако убежать не успел. Бабуля вцепилась в воротник его пиджака, и, несмотря на град ударов, дер ­ жала мертвой хваткой до тех пор, пока не подоспели стражи порядка. Они арестова­ ли незадачливого вора, на счету которого, как гшедполагаю т полицей с кие , не одно подобное преступление. •♦■Шут ШУТКА - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ .ТКИ и загадки развивают у детей навыки чтения, так считает до ктор Нико­ лас Джилл , проф ессор С уссе кс ко го ун и ­ верситета. В ходе эксперимента он иссле­ довал влияние шуток, загадок и головоло­ мок на способности к чтению у 7-9-летних школьников. В тестах участвовали 40 д е ­ тей . Такая же по кол иче с тв у контрольная группа не участвовала в веселой размин ­ ке, и когда сопоставили результаты, то вы­ яснилось: члены последней группы чита­ ют значительно медленнее. Причину этого специалисты усматриваю т в том , что за ­ гадки и шутки основываются на многознач­ ности и потому развивают у детей воспри­ ятие, понимание текста , языковые позна­ ния. А стало быть, и навыки чтения. НЕВЕСТА ПЛАКАЛА •♦■Накануне р а д о с т н о го с о бы т и я — свадьбы, жених решил заняться вечерней уборкой квартиры, и, вероятно, витая в об ­ лаках, выбросил в мусоропровод пласти ­ ковый пакет. И не ведал того дурачина, что в пакете была брошь невесты с крупным алмазом . На следующее утро г^ сорщ и ки уже вы­ чистили мусорный контейнер. Невеста, вне себя от горя, обратилась в полицию. И, что самое удивительное, по ее заявлению два полицейских экипажа германского города Геттингена ворошили мусорные кучи на от­ вале, но напрасно, брошь так и не отыска­ лась ... Или отыскалась? ОТ ТЮРЬМЫ ЗАЩИТИЛО имя •♦■удивительно мягкий приговор вынесло жюри присяжны х в Аделаиде грабителю банка Робу Бэнксу (что, между прочим, оз ­ начает «грабитель банков»). Как сказал ре­ портерам судья по уголовным делам, при­ сяжные, по-видимому, были просто загип ­ нотизированы его именем. И если бы пре­ ступника во время суда называли, напри­ мер, по кличке, то он схлопотал бы гораз­ до больший срок. ПАЛОЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ■♦■Учитель ш е с то го класса од но го из колледжей Дюссельдорфа был отстранен от работы за то, что заставлял самих де ­ тей наказывать себя палкой. Согласно за ­ кону, учителям запрещено применять т е ­ лесные наказания в отношении учеников. Но в законе ничего не говорится о том, что ученики не могут наказывать сами себя. СПАСЕТ БРОДЯГ ОТ ПЕРЕДРЯГ ■♦■Повернулась итальянская мода лицом к местным бомжам . Молодой миланский специал и с т Макс Мацио создал уни ве р ­ сальное недорогое пальто для бродяг. Модель сочетает в себе ка к верхнюю одежду, так и спальный мешок: достаточ­ но застегнуть молнию . Ткань отталкивает воду и не пачкается. Кроме того, в летнее время пальто легко превратить в сумку, спо ­ собную вместить весь несложный скарб его владельца. Демонстрация новинки сос то ­ ял а с ь на ж е л е з н о д о р о ж н о м в о к з а л е в Риме , где бомжи со с та вл ял и зам е тн ую часть зрителей. ВТОРАЯ МАМА ■♦■От новорожденного ягненка , появив­ шегося на ферме в Пенсильвании, отвер­ нулась родная мать — непутевая овца. Но, когда пришло обеденное время, ее добро­ вольно заменила корова ь е к к и . Ягненку, который при его росте , конечно , не мог дотянуться до соска новой мамы , по тре ­ бовалась некоторая помощь фермера. Тот подставил под малыша перевернутый ящик из -под консервов. Что делать дальше, я г­ ненок уже сообразил сам . В итоге — при ­ емыш и его вторая мама стали лучшими друзьями.' ЭКСТРА-ПРЕСС и НАПРАВЛЕНИЕГЛАВНОГОУДАРА (Окончание. Начало на 1-й стр.) Чубайс и Греф предполага­ ют оставить РАО «ЕЭС Рос­ сии» только передачу энергии, освободив его от ответственнос­ ти за состояние как ее произ­ водителей, так и ее потреби­ телей. В их планах и намере­ ние продавать по свободным ценам 5 процентов электро­ энергии. Это возврат к «двух^- секторной экономике». В этой модели ресурсы перетекают из сектора с регулируемыми це­ нами в сектор со свободными ценами; результат — ускоре­ ние инфляции и потеря кон­ троля за ней. Выделить эти 5 процентов может только РАО «ЕЭС России». Именно оно и будет определять, продавать по свободным, то есть моно­ польно высоким, ценам 5 или 25 процентов энергии. Будут ли они распределяться равно­ мерно или концентрироваться на «близких» руководству РАО «ЕЭС России» предпри­ ятиях? Репутация Анатолия Чубайса не дает повода для колебаний при ответе на этот вопрос. «Двухсекторная модель»_, порождая сверхприбыльный незаконный бизнес, разруша­ ет не только экономику, но и деловую культуру_. Примитив­ ная дикость российского капи- тализма во многом была ••• *: -порождена именно прими- . ■ тивностью этой модели: надо было просто покупать у го­ сударства и с чудовищным «на­ варом» продавать на свободном рынке. Эта схема изуродовала лицо нашего общества. Теперь Чубайс и Греф хотят соответ­ ствующим образом изменить лицо энергетики, сделав ей но­ вую «инъекцию варварства». Ситуацию усугубляет рефор­ ма ЖКХ, сводящаяся к хаотич­ ному росту тарифов в соответ­ ствии с аппетитами местных ес­ тественных монополий (тепло­ трасс и водоканалов). Не гово­ ря ни слова о масштабах ожи­ даемого роста расходов населе­ ния на ЖКХ, реформаторы с точ­ ностью до рубля определяют размер субсидий, направляемых на компенсацию этого роста. Столь откровенная подтасовка свидетельствует о полном игно­ рировании последствий уже на­ чатых реформ. При этом бюджетная поли­ тика правительства Касьянова основана не только на раздвое­ нии сознания (доходы бюджета рассчитываются на основе одно­ го прогноза, а расходы — дру­ гого), но и на последовательном отказе от реструктуризации внешних долгов, ориентирую­ щем бюджет не на модерниза­ цию страны, а на «курс Чаушес- ку»: внешние выплаты любой ценой. С нижая ставку налога на прибыль при отмене льгот на инвестиции, налоговая реформа стимулирует переориентацию средств пред­ приятий с инвестиций на потреб­ ление или бегство за рубеж. Отказ от учета горно-геоло­ гических условий при налогооб­ ложении недропользования не­ сет быструю гибель производи­ телям, действующим в худших условиях, и сверхприбыли кор­ порациям, контролирующим на­ иболее «лакомые» куски (их до­ ходы вырастут как от падения налогообложения, так и от паде­ ния масштабов производства). Даже разумная реструктури­ зация долгов предприятий перед бюджетом дополнена намерени­ ем начать с 1 января 2002 года тотальные банкротства не выпол­ няющих ее условия предпри­ ятий. Это не просто поощрение криминализации экономики (ибо процедура банкротства остается криминальной), но и реализация идей о «редукции нерыночного сектора» — уничтожении 40 процентов предприятий, вклю­ чая градообразующие и страте­ гические. Сбрасывание на и без того дышащие на ладан региональ­ ные бюджеты всей тяжести энер­ гетической и жилищно-комму­ нальной реформ при резком со­ кращении их доходов приведет к их удушению и нехватке де­ нег на жизненно важные нуж­ ды. Это сделает неизбежным не­ платежи, в первую очередь энер­ гетикам, и, соответственно, мас­ совые отключения света, тепла, воды и канализации. (Руковод­ ство РАО «ЕЭС России» сможет в обмен на отсрочку или смяг­ чение отключений диктовать гу­ бернаторам и бизнесменам ту или иную линию политического поведения. Это сделает ничтож­ ным пресловутый «администра­ тивный ресурс» Кремля. От­ нюдь не случайным представля­ ется и планируемое Чубайсом и Грефом расформирование РАО «ЕЭС России» именно 31 марта 2004 года, через несколько дней после наиболее вероятного сро­ ка резидентских выборов). Бюджет 2002 года в его ны­ нешнем состоянии является «бюджетом коммунальной ка- тас’грофы». Схожие ощущения вызывает пенсионная, реформа: не ясно, откуда возьмутся деньги на ее реализацию и где они будут с должной надежностью и при­ быльностью размещаться. Не вызывает сомнений лишь бес­ контрольность Пенсионного фон­ да, который будет распоряжать­ ся средствами населения, не неся за них никакой ответствен­ ности. Ситуацию еще более усугу­ бит девальвация — неминуемое следствие политики правитель­ ства Касьянова. Создается впечатление, что Чубайс и Греф мостят дорогу Бе­ резовскому, который хочет со­ здать хаос и вытащить «из ру­ кава» нового Ельцина, который победит дискредитировавшего себя «нового Горбачева». Знаме­ нательно, что он ни словом не критикует либеральные рефор­ мы и их уже проявившиеся пос­ ледствия. И дело не в идеоло­ гической близости: Березовский боится спугнуть правых, своей неадекватностью изо всех сил мостящих ему дорогу к власти. Н очным кошмаром Пу­ тина должна быть вполне реальная воз­ можность сознательного объеди­ нения усилий групп Березовско­ го и Чубайса. Различие страте­ гических целей (каждый стара­ ется для себя), скорее всего, не затушует полное тождество объ­ ективных тактических интере­ сов (фундаментальная дестаби­ лизация общества для достиже­ ния политических целей), тем более что один раз, в начале 1996 года, они уже смогли до­ говориться, причем по тому же самому поводу — будущность президентской власти в России. А сочетание стратегическо­ го гения и политической креа­ тивности члена-кощ)еспондента АН СССР Бориса Березовского с «бульдожьей хваткой» прива­ тизатора Чубайса еще и сегод­ ня может сделать с раздроблен­ ным, закомплексованным и не сознающим своих интересов рос­ сийским обществом почти все, что угодно. При этом президенту вряд ли стоит надеяться, что политтех- нологи и чиновники админис­ трации , приведенные во власть тем же Березовским, в критический момент сохранят ему верность. Не стоит меч­ тать о поддержке и «новых олигархов»: связанные с пра­ выми рвутся во власть сами, а остальные не станут поддер­ живать президента, не способ­ ного обеспечить подачу элек­ тричества на завод. Наконец, положение может быть усугублено и позицией Запада, так и не простившего Путину ни его прошлого, ни его искреннего (и действи­ тельно шокирующего после эпохи Ельцина) стремления защищать национальные инте­ ресы России. Например, если представители американской политической элиты (включая определяющего стратегию СИЗАвице-президента Чеини). принимавшие Чубайса во вре­ мя его американского вояжа, воспринимают Путина как промежуточного, переходного лидера, призванного желез­ ной рукой провести непопу- лярньхе либеральные реформы и отойти в сторону, уступив власть их разработчикам, то президенту России не стоит надеяться на их нейтралитет в случае внутриполитическо­ го кризиса. Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации. случайных ПРЕС 1 УШ 1 ЕНИ Н ижний парк. Вечер. От легкого ветра мягко шелестят листья в кронах мощных деревьев. Но четверо парней, что сидят на скамейке одной из аллей, красот природы не замечают. Они только что выпили и тут же о скамью разбили бутылку. Это увидели трое проходивших мимо молодых людей, также нетрезвых. — Это что там за поросята сидят? — сквозь зубы бросает один из них. — Проходи мимо, пока не навешали, — раздается со скамейки. В пьяные головы кровью бьет задетое самолюбие, и тройка решительно сворачивает к сидящим. — Кто сказал? Со скамьи решительно поднимается крепкий малый. Он чувствует за спиной поддержку собутыльников. А дальше пошло- поехало... Просто и обыденно началась трагедия. Но у нее есть и пролог. Давно замечено, что подростки нередко начинают свою взрослую жизнь, так сказать, от против­ ного: дерзят старшим, бьют лампочки в подъездах, переворачивают урны, пишут скверные слова, а подрастут еще — уже не признают милицию и законы. Бот и в нашем случае. Серьезный воспитанный человек не оскорбил бы походя, другой — не заметил бы слов, сказанных вскользь. Но сошлись иные. Да еще одур­ маненные винными парами. Невольно спрашивается: зачем им, молодым и здо­ ровым, взвинчивать себя алкоголем? Ан нет1 Хочется показать себя, убедить дру­ гих, что им ничего не стоит запросто пре­ ступить закон, общепринятые нормы по­ ведения. Мне, конечно, могут возразить: жизнь непредсказуема, и люди в ней живут не по формулам. Может быть, но почему тог­ да молодой человек позволяет себе то, что запрещено? Бедь всякому отступлению от норм морали есть предел — закон. Это граница. За ней — запретное. Не сомневаюсь: когда парни в парке сошлись стенка на стенку, они, безуслов­ но, понимали, что находятся уже на той стороне, название .которой преступление. Трудно поверить в слова, написанные подсудимым Михаилом Двуреченским в кассационной жалобе после вынесенного приговора: «Я не согласен с судом. Пре­ ступление носило случайный характер. Махая ножом, я делал это для устраше­ ния, а не для нанесения удара». Бот так. Бытаскивая нож из кармана, парень яко­ бы даже и представить не мог, что с но­ жом не шутят. А страшный удар был на­ несен именно им. Это бесспорно установ­ лено и доказано сначала в процессе рас­ следования уголовного дела, а затем в ходе судебного разбирательства. Б судеб­ ном заседании государственный обвини­ тель, адвокаты пытались выделить кого- то из числа подсудимых, опираясь на офи­ циальные характеристики с места учебы, работы, местожительства и показания родственников. Действительно, различия есть среди тех, кто устроил драку с поножовщиной на аллее городского парка. Но любые офи­ циальные отзывы из технических училищ, институтов, с места работы и места жи­ тельства — лишь видимая часть личнос­ ти человека. Тот же Михаил Двуреченс- кий характеризуется положительно. Од­ нако уличные связи таких, как он, нефор­ мальное общение, поведение в быту —все это та часть айсберга, которая бывает скрыта под водой. Причем скрыта не толь­ ко от тех, кто ставит свои подписи на офи­ циальных бумагах —характеристиках, но часто от родителей, которые вдруг узна­ ют неприятные подробности из биографий своих детей. Мы порой верим, что подростка фор­ мируют и воспитывают семья, школа. Но, оказывается, улица сильнее всего. Хули­ ганская драка в Нижнем (одного парня зарезали, а второму сломали челюсть) дает подлинную оценку тем, кто драку начал и кто в ней участвовал. Теперь же целая группа молодых людей вместо того, чтобы учиться, работать да просто зани­ маться полезным делом, смотрит на мир сквозь тюремную решетку. Однообразна работа судей. Каждый день приходится слушать «пьяные» дела, изучать кто кого ударил, кто первый на­ рушил правила морали. И что примеча­ тельно. Бедь перед нами чаще всего про­ ходят не какие-нибудь особо опасные ре­ цидивисты с богатой тюремной биогра­ фией, не нелюди в человеческом обличье, а, в общем-то, простые, «нашенские» пар­ ни. Порою с такими характеристиками хоть представляй к правительственным наградам. А преступность все растет из года в год, и все опасней появляться на ночных улицах города да и в наших пар­ ках. Когда на судебном заседании слушал спокойные и рассудительные слова винов­ ников случившегося, смотрел в их откры­ тые, юные лица, не хотелось верить, что эти люди причастны к трагедии, что имен­ но они могли на аллее парка при народе бить смертным боем других, таких же, как они сами. И всего лишь за то, что не пон­ равилась произнесенная фраза. «Пьяные были...» Бот их теперь объяснение. «Человек есть мера всех вещей», — сказал древний философ. Свои мерки мы выбираем в юности. Бот почему одни в двадцать лет идут в тюрьму по «пьяному делу», другие — на подвиг во имя и ради человека. Родины. И неловко как-то ссылаться на то, что недовоспитала школа, семья. В двадцать лет человек сам уже выбирает себе судь­ бу. Или пьянь, нецензуру, грязь челове­ ческих отношений, или жизнь, в которой даже при всех сегодняшних трудностях есть место добру. Никто не принуждал тех парней на аллее в Нижнем парке к совершению зла. Поэтому не надо гово­ рить о случайности. Каждый из них сам тогда сделал свой выбор. Выбор с горьки­ ми последствиями. Николай УСИК, заместитель председателя областного суда, почетный гражданин города Липецка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz