Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
РОЯСЬ в ОБЛОМКАХ... ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ ПОДВОДИТ ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДЫТОЖИМ? -1 в Москве у здания Госдумы страсти на минувшей неделе кипели нешуточные. Левые оп позиционеры привели в Охот ный ряд проверенных в клас совых битвах сторонников, и те со свойственной им страстью клеймили новый КЗоТ, а заод но дарованное свыше право продавать матушку-землю. Для пущей убедительности в ход шли яйцо и не совсем све жие помидоры. Профессио нальные защитники власти сде лали ставку на молодость. Правда, их «боевая дружина» была не такой многочисленной. К тому же она сильно смахива ла на компанию рекламных ло ботрясов, декломирующих: «Мы так носим наши кепки, по тому что мы так пьем наше пи во!» К счастью, все закончи лось без эксцессов... Конечно, из происшедшего какие-то вы воды относительно расстанов ки политических сил, их такти ки, моральной атмосферы, во царившейся в последнее время в верхах, можно было бы сде лать. Но, несмотря на важность рассмотренных в Госдуме законов, эту стычку в центре Москвы трудно назвать событием. Когда в Охотном ряду «про тестанты» в очередной раз бо ролись за чьи-то политические интересы (что такое «интересы народа», наш народ не может понять доже на выборах, поэ тому его так легко сбить с тол ку какой-нибудь зомысловатой придумкой), под Иркутском среди обломков рухнувшего самолета бродили раздавлен ные горем люди. А родные и близкие погибших проходили тяжелейшее испытание под названием «опозноние». Что они думали найти? Наверное, ничего. Это просто инстинкт: мы не верим, что близкого нам человека уже нет с нами, до тех пор, пока не увидим его мертвым. Лоскут рубошки, зна комый чемодан, игрушка - в подобной ситуации физически подтверждает потерю. Увидел что-то знакомое - и как удар в сердце: «Здесь!» И в этот мо мент самая страшная, мучи тельная до звериной боли мысль: «Что они чувствовали в свой последний миг?! Хорошо, если не успели ничего почувст вовать...» А что чувствуем мы? То, что никто из нас не застрохован от подобной беды. И еще: «Уж если суждено, то пусть это бу ду я, а не кто-то из близких!» Самому уйти во сто крат легче, чем потом вот так бродить сре ди окрововленных обломков. Но это чувства. А разум всегда ищет причину - почему? На днях в одной из молодеж ных телепрограмм услышал слова, сказанные гостем сту дии, комментировавшим ре портаж с места трагедии: «Люблю я все-таки этого Шой гу!» Ценю, что он делает, - это понятно. А любить - за что? За то, что у нос каждый день что- то взрывается, падает, тонет - о он спасает... спасает... спа сает... Специалисты говорят, дальше будет еще хуже, ибо за годы «радикальных реформ» наше российское хозяйство обветшоло неимоверно. Нынешняя Россия - государ ство чрезвычайных ситуаций. Мне, например, не интересны рассуждения специалистов от носительно причины иркутской трагедии: ошибка экипажа или неполадка в самолете? Кто ви новат - человек или машина? Это, конечно, важно для приня тия решения по конкретному факту. А нам важнее понять закономерность: отчего следом за одним самолетом подает другой? А затем третий? Виноват экипаж?.. Возмож но. А видел ли кто, как эти лет чики сегодня живут? Малогра мотный торгаш из киоско бога че командира корабля в не сколько раз. Даже нечего сравнивать медицинское об служивание летного состава сегодня и лет двадцать назад. Спросите - когда последний раз кто-то из них бесплатно отдыхал но курорте? Ответ бу дет один: когда летали чартер ным рейсом и несколько дней ждоли пассажиров. Они почти все время в воздухе или возле машины. Потому что нужно кормить семью, нужно лечить родителей, нужно учить дртей. к тому же сегодня летчики во всем зависимы от своих хозяев (это, кстати, к вопросу о новом КЗоТе). ■Профсоюз, трудовой договор - все это чистой воды фикция. А вот реальность: если пилото выгонят из одной авиа компании, он башмаки истоп чет, покудо устроится в другую. Бывоет так: техника вроде бы в полном порядке, а экипаж ну тром чувствует недоброе. Но взлетает. А куда денешься... Виновато машина?.. Воз можно. А знает ли кто, что это 30 машина? Кто-то из членов провительственной комиссии (может, тот же вице-премьер Клебанов) сказал: потерпев ший катастрофу самолет был почти новым, не отлетал и по ловины положенного срока. Наверное, это правда. Но правда и то, что модель Ту- 154М эксплуатируется на авиалиниях с 1986 года, без молого 17 лет! Я, конечно, профан в авиатехнике, а пото му ориентируюсь на чужое, но авторитетное мнение: мировое овиастроение опередило рос сийское, особенно в том, что касается электроники и систем безопосности полета. Последнее десятилетие они совершенствоволи авиацию, а мы ее «реформировали». И до- реформировались до того, что в авиационных КБ остались од ни ветероны. Молодежь - по пальцам пересчитать. В под тверждение сошлюсь но факт из собственной жизни. У меня есть два школьных товарища, каждый из которых проработал по двадцать с лишним лет в са молетостроении. Конструктора высшей категории. А чем они заняты теперь? Один робо- тоет завхозом в коммерческом банке, другой - по специольно- сти, но в Израиле. А что сего дня творится на авиастроитель ных предприятиях? Развал. Гос заказов почти нет. Российские авиакомпании смотрят на аме риканские или европейские ма шины - с ними легче выйти на западный рынок авиаперево зок. Но даже если удается за получить какой-то заказ, его почти невозможно выполнить. Оборудование изношено, ква лифицированные рабочие роз- бежались, поставщики, прива тизировавшись, диктуют ка бальные условия. И еще одна беда - все дела в самолета- страении вершит «высококва лифицированный менеджмент», хорошо разбирающийся в фи нансовых манипуляциях, но ни чего не знающий о самой авиации. Человек есть человек - он может ошибиться. Машино есть машине - оно может сло маться. Но в наших катастро фах есть пугающая закономер ность, рожденная техническим розвалом и инженерной дегро- дацией. Можно ли ситуацию изменить к лучшему? Хотелось бы. Но настораживает вот что: многие из тех, кто в предыду щие десять лет, ссылаясь на не надобность и отсталость, соз нательно разрущал промыш ленный потенциал России, се годня находятся в первых рядах «борцов за подъем отечест венной промышленности». По нимать это можно только так: вчеро зороботали на развале, сегодня зоработают и но воз рождении. ВЕСТИ ИЗ МПС ПО ТРАНССИБУ С ВЕТЕРКОМ п р о г р а м м а п о о р га н и з а ци и ю б и л е й н о й п о е з д к и , п о с в ящ е н н о й 1 0 0 -л е т ию з а в ерш ен и я строительства Т р а н с с и б и р с ко й ж е л е з н о д о р о ж н о й ма ги страли . 9 июля в 12 часов 42 минуты с Ярославского вокзала Москвы отправился специальный эста фетный поезд № 810 Моск- ва-Ярословская - Владивосток. Маршрут посвящен 1б0-летию завершения строительства Транссибирской могистрали. На торжественной церемонии про водов был открыт верстовой столб нулевого километра. Юбилейный поезд сформиро ван из фирменных вагонов - та ких, как «Россия», «Океан», «Байкал», «Енисей», «Томич», «Сибиряк», «Иртыш», «Магнит ке», «Нижегородец». В поездке принимают участие ветераны войны и труда, передовики же лезнодорожной отрасли, писо- тели, журналисты. Общее время в пути 209 ча сов 15 минут. В Екотеринбурге, Челябин ске, Новосибирске, Кроснояр- ске, Иркутске, Чите, Хабаров ске, Владивостоке предусмотре ны продолжительные стоянки, где пройдут митинги с участием губернаторов, представителей местных органов власти и об щественности, работников и ве теранов железнодорожного транспорте, концерты. Готовят ся ознакомительные экскурсии по достопримечательным мес там для участников юбилейного поезда. Кроме того, во время поезд ки состоится выездной пленум Союза писателей России. На мечены встречи в региональных писательских организациях, «круглые столы», выступления перед учостниками эстафетного поезда. Мария АНИКЕЕВА. ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ЧУЖАЯ ГОРБУШКА НА СТАВРОПОЛЬЕ ХЛЕБ ЖНУТ... ТУРКИ. СМЕЯТЬСЯ ИЛИ ПЛАКАТЬ? конкурс: ПЕРЛЫшки ---- I СХЕМА ПРОСТАЯ: ДООСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ... ■ I I ■ Решив подытожить пройденный путь, посыпал вдруг пеплом свою генеральскую щ голову глава Красноярского краяАлександр ЛЕБЕДЬ: I ^ «Я 26 лет жизни посвятил тому, чтобы разрушать, и доже ордена ^ I за это получал, о сейчас я хочу созидать. Видимо, у меня идет ком- | ^ пенсационный процесс». ^ 1 Р.5. Видимо, идет. Но, похоже, с большим опозданием. Ведь часто кок быво- ■ ет: то, что один чудак наворочает за час, семеро умных за год расхлебать не мо- ■ А если чудак и умный - в одном лице? ОМСК: СОБРАЛИСЬ ПЕРЕНОСИТЬ АЭРОПОРТ Самолеты, приземляющиеся в Омском аэропорту, едва не задевают крыщи домов. - Пока лайнеры взлетают и садятся в центре Омска, мы не можем сидеть сложа руки, нам не нужно очередное ЧП, - зоя- вил вице-губернатор Александр Луппов. Тут до сих пор непуга ны январской катастрофой ук раинского Ан-70. Словом, од- министрация Омска объявила тендер на зовершение строи тельство нового международно го аэропорта «Федоровка». Для реализации задуманного вла стям региона придется искать общий язык с Министерством транспорта РФ. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. КРАСНОЯРСК: ВОСТОЧНАЯ ХШРОСТЬ Китайские компании уведоми ли красноярских лесорубов, что прекращают прием необрабо танной древесины. Отныне она должно постовляться либо очи щенной от коры, либо специаль но обработанной химикатами. То ли китайцы сильно нопуганы сообщениями в прессе о гигант ских колониях древесных насеко мых, якобы расплодившихся в си бирских лесах, то ли просто пы таются уменьшить собственные расходы при переработке дре весины. Виталий ПЫРХ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: СРЕДСТВО ОТ НЕФТИ в Петербурге испытоли но вый сорбент, предназначенный для неитролизации нефтепроду ктов, розлившихся после ава рии. Один грамм его способен впитать до 80 граммов сырой нефти, включая береговые нано сы. Таких результотов до сих пор не удавалось достигнуть ни кому. После соответствующей очистки сорбент можно исполь зовать до ста раз. Ирина КЕДРОВА. ТОМСК: ВРАЧИ ПРИПЛЫЛИ Большой теплоход с подписью «Плавучая поликлиника» но бор ту начал курсировать вверх и вниз по течению Оби и ее таеж ным притокам. На борту - брига да томских врачей высшей квали фикации. Профинонсировали это очень недешевое путешествие газовики из «Востокгозпрома», оборудовав теплоход необходи мой медицинской аппаротурой и даже телефоном спутниковой связи. Виктор ЛОЙША. КРАСНОДАР: НЕ МОЖЕШЬ - ОТДАЙ! Теперь но Кубани неисполь зуемые земли, заросшие сорня ками территории (будь то фер мерское хозяйство или участок под строительство дома) могут быть изъяты и перераспределе ны в пользу более рачительных хозяев. Постановление на этот счет подписал глава админист рации Краснодарского края. Светлана НАДТОЧИЙ. АаРАХАНЬ: до ВЕРШИНЫ НА ПАРОМЕ Первые российские туристы отправились в Иран из Астро- хони на пароме. Вот уже тре тий год существует паромное сообщение между Россией и Ираном через Каспий. До сих пор паромы переправляли в Иран грузы, о теперь наконец ноложено поссожирское со общение и обмен туристами. Но днях первые остроханские туристы - альпинисты - отпра вились в Иран. Они примут участие в восхождении но вы- сочойщую гору Ирана - вул кан Демовенд. Елена РЕШЕТНЯК. ЭНГЕЛЬС: ТРОЛЛЕЙБУСЫ ИДУТ В БЕЛГРАД Продукцией Энгельсского троллейбусного завода «Трол- за» заинтересовалась Юго славия. В Белград уже отправ лены 15 новеньких машин. Вдобавок «Тролзо» получила приглашение от белградской мэрии принять участие в тен дере по закупке троллейбу сов. Елена КОМАРОВА. ЗАО «Техцентр КрАЗ» предлагает паставку техники и запасных частей КрАЗ, ТДТ-55А, харвестерные головки (пр-во Швеция), хар- вестеры и форвадеры на ба зе трактора «Беларусь». Возможен лизинг. Тел. (814-2) 70-34-07, 70-66-20. Е-таИ; кга 1 @>кагеПа.ги ш т .кга г.о пед о .ги лиц. ТТС/007-000 МЭ РК Пока ставропольские механизаторы едят свой хлеб.. - Вон он, год такой! Косит - ож хруст стоит. - Всем своим видом Петро Анищенко старается выра зить презрение. Из-за лесополо сы вынырнуло зеленое приземи стое чудо и победно пролетело мимо нос. Американский ком байн «Мосси-Фергюссон»! Из про хладной кабинки нам приветли во помахал черноусый молодец в ослепительно белой майке. - Видали? - завистливо сплю нул Петро. - У него том конди- шен, амортизаторы. А я но сво ем «Доне» с утро уже накувыр кался с ремонтом... Жора невыносимая. На капо те можно жорить яичницу. Но для жатвы то что надо. Наконец-то матушка-природа смилостиви лась над земледельцами Ставро полья: после обильных весенних дождей и гродобоя вторую неде лю вёдро. Хлеб на полях как бронзовый: колос на ладони не умещается. Давно такого хле бушка не видало Ставрополье. Ах как хочется написать о стовропольской жатве с прежним упоительным восторгом. О ком байнерах Мирошниченко, Анпи логове, Симиненко, Погорелове из колхоза «Иргалинский» Степ- новского ройона - они уже зо- кончили жотву. О семейном эки паже Алексея Ивановича На рышкина из Апанасенков: он с дочерью Светланой четырнад цать лет подряд на одном «До не». О старых знакомцах, брига де колхоза «Россия» Новоолек- сандровского района. Но зано зой в сердце сидит этот жгучий брюнет с его кондишеном. Рядом с ним чумазый Петро выглядит бедно и бледно. Доже губернатор края Алек сандр Черногоров поразился, ус лышав 00 этом «ноу-хау» ставро польской жатвы: наш хлебушек будут убирать... турки. - Эдак скоро к нам на уборку инопланетяне пожалуют! - в сердцах бросил он. Фраза ста ла крылатой. Окозывается, турецкие по мощники протоптали к ном до рожку: в прошлом году их прие хало 40 агрегатов, нынче уже 50. И не только но Ставрополье: но поромах они плывут до Новорос сийске, а дальше своим ходом - кто на Кубань, кто но Дон, кто на Волгу... Шобошат, пенки снима ют. Сами мы уже не управляем ся. Вот и и берут гости за свою работу пятую часть урожая. - Дореформироволись, ядре на мать! - подытоживает минера- ловодский комбайнер Петр Ани щенко. Петр зол. Ведь это его зара боток уводят из-под носа, его хлебушко уплывает за моря. Пять «инопланетян» убироют хлеба в колхозе «Октябрь». Значит, для десяти своих хлеборобов золотая поре жатвы прошла мимо хаты. Но не от хорошей же жизни соглашаются хозяйства на такие условия. По данным Минсельхо за, к нынешней жатве были гото вы 5.800 машин. Все, что оста лось от прежней колхозной рос коши. Жалкое зрелище представ ляет из себя эта армада: изноше на процентов на 70, а то и боль ше! Ставрополью не хватает как минимум две с половиной тысячи комбайнов! Да где их взять, на что купить? Крк о большом дости жении сообщается, что в канун уборочной страды 12 хозяйств взяли в лизинг 26 новых «Донов» - в сто раз меньше, чем нужно. Вот тот же Минераловодский район. Хлеба под 50 тысяч га. В прежние времена на его полях до 400 новеньких комбайнов гу дели - и всем работы хватало. А нынче 140 «инвалидов». - Если федеральный Центр - тьфу, тьфу, - опять не изменит ус ловия лизинго, к концу жатвы МТС заработает на пять комбай нов и три К-700, - мечтает мест ное начальство. По прежним временам - жалкие мечты, по ны нешним - почти утопия. - Кроме нищеты, душит хлебо робов розобщенность, дезорга низованность. Раньше цЙ: сам убрал хлеба - подсоби С*еду. И нынче в отдельных районах, Ипа- товском, например, сохранился этот «советский пережиток» ма невра, взоимовыручки. В других же бытие определяет созноние. Ему подсоблю - свою технику по рву, с чем на будущий год оста нусь? И потом: меньше хлеба - он дороже, дураков нет помогать конкурентам. Все умные - и все в дураках! Житница страны, Стовропо- лье сейчас само стало, кок ни щий с сумой. Раньше своим опы том, своими кодрами оно помо гало всем. Теперь ему впору про сить о помощи. В самой идее пришлых помощников, пожалуй, есть рациональное зерно. Ско- жем, в Арзгирский район из Бел городской, Ленинградской, Мос ковской областей прибыло 45 комбайнов «Доминант». Тоже под пятую чость урожая. Но хлеб-то в стране останется, не уплывет за моря. Странно другое: ведь лет двадцать назад край славился своим знаменитым «ипатовским методом», суть котстзого в комп лексной уборке хлебов механизи рованными отрядами. Собрав свою ниву, эти отряды перекаты вались вслед за урожаем в По волжье, на Алтай, Урал, в Си бирь... А нынче и на свой хлеб силенок не хватает. Вот они, плоды дурного ре форматорства: долой колхозы, - совхозы, - крепкий фермер на кормит строну! Спасибо, нокор- мили! По богатейшим районам Ставрополья словно чума прока тилась. Нет села, где бы не ска лили зубы остовы порушенных скотоводческих ферм, токов, кол хозных элеваторов. Нет двора, где бы не проклинали «земельные реформы» потомственные хлебо робы. Нечего турков винить. И ра ботают они классно, и машины у них не чета нашим. Мы подсчита ли: но каждом квадроте после «Масси-Фергюссона» или «Джон - Дира» но землю падает 20-30 зернышек, после нашего « Дона» 80-100. То есть хозяйственников понять можно: лучше уж отдать «варягам» грабительские 20 процентов, чем потерять на каче стве уборки, и главное - на сро ках. Ведь колос ждать не будет, перестоится и потечет. Но это философия нищеты: сегодня выживем, а зовтро хоть трава не расти. Мы попадаем в кобальную зависимость от жгу чих брюнетов с чужих берегов. Сегодня их пятьдесят, завтра станет пятьсот и пять тысяч. Это реальная перспектива. Ведь на ша технике только стореет, и хозяйство нищают. В очень не далеком будущем мы будем горбатиться, а гости снимать пенки с наших урожоев. Вот по шли разговоры: надо бы турок пригласить и на сев. Говорят, выгоднее получится... Борис ПРОХОРОВ. Ставропольский крой. |П^^МV^^Г^П : ТИ :.^эд I ПЕРЕКЛИЧКА А ПОКА о б о й д е м с я БЕЗ БОМБ КАК ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПУСТУЮЩИЕ БОМБОУБЕЖИЩА? НА СЕЙ СЧЕТ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ МЫСЛИ о сущеавовании бомбоубе жищ, пик ароительава которых пришелся на «холодные» 60-70-е годы, все как-то уже позабыли. А ведь речь идет о тысячах и ты сячах квадратных метров пусту ющих площадей. Выгодно ли при огромной нехватке хозяйст венных построек хранить в бом боубежищах воздух? Ответить но этот вопрос мы попросили корреспондентов «ДВ». ОПЕРАЦИЯ «ГАРАЖ» Недавно столичное прави тельство приняло программу, согласно которой к 2010 году в Первопрестольной должны быть отремонтированы все ста рые бомбоубежища. Строи тельство же новых будет вес тись исключительно с расчетом их полезного использования и в мирное время. Чтобы огром ные подземные площади не пу- стоволи, их уже сейчас сдают в оренду под станции техобслу живания и автостоянки. Как уверяют сотрудники Упровле- ния ГО и ЧС Москвы, в час «икс» (не дай Бог!) вместо ма шин здесь разместятся люди. Двери закроются - и все будут укрыты в гаражах. Правда, условия перед арендатороми защитных со оружений поставлены жесткие: все расходы по их содержанию они берут на себя. А это не просто, попример, в одном из таких укрытий, превращенном в автостоянку, крысы постоян но перегрызают стратегически важную электропроводку, и ох- ронникам для их отлова прихо дится специольно разводить ко шек. Николай ВЕТРОВ. МОСКВА. НА СМОТР СТАНОВИСЬ! Власти Волгоградской обла сти объявили смотр-конкурс убежищ. Он будет проходить во всех учреждениях и органи зациях независимо от форм собственности. Установлены премии для лучших подземных укрытий. Зо первое место - 100 минимольных окладов, за второе - 75 и за третье - 50. Согласно условиям конкур са, пустующие бомбоубежища и им подобные помещения можно использовать по своему усмотрению. Но так, чтобы в любой момент убежище было готово к исполнению своей ос новной функции, на что дается ровно двенадцать часов - и ни минуты больше. При этом фир мы-арендаторы убежищ осво бождаются от арендной платы, зато обязаны провести полный ремонт помещений, поддержи вать в исправном состоянии вентиляционные установки, бронированные двери и запор ные устройство. Итоги смотра- конкурса будут подведены уже в декабре. Михаил ВЕРЖБА. ВОЛГОГРАД. КТО НА ЧТО ГОРАЗД в Татарстане защитные со оружения предприятий и орга низаций используются по-раз ному. В одних местах - под склады, в других - под учебные классы, аудитории для лекций по той же гражданской оборо не и доже под клубы собако водство. Это в лучшем случае. В худшем, кок, например, в Ка зани, - мы имеем дело с пусту ющими, о то и затопленными сооружениями. Здесь уж мел кий ремонт не поможет - толь ко капитальный. Недавно эти проблемы об суждались но сборах инжене ров по делам гражданской обороны МЧС РТ, после чего в республике началась инвента ризация убежищ и укрытий. Есть надежда, что эта акция по может наконец составить пол ную картину того, кто и кок со держит и использует эти объек ты с выгодой для своего пред приятия. Ильдар ЗАКИРОВ. КАЗАНЬ. ГРОМ ГРЕМИТ - МУЖИК НЕ КРЕСТИТСЯ Все мои знакомые на воп рос о ближойшем бомбоубе жище пожимоют плечами: они уверены, что их в городе то ли нет давно, то ли их отдали ком мерсантам. От истины это не так уж и далеко. Чость защит ных сооружений действительно отдано в оренду фирмачам. Впрочем, как не без гордости сказал мне начальник облост- ного управления ГО и ЧС Игорь Самовольное, спасотели «от этого ничего не имеют». Ток стоит ли вообще отно ситься к этой теме серьезно? Что интересно: чем опоснее проживание человека в том или ином городе, тем хуже обстоит дело с убежищами. В Ангарске с .е го крупнейшим за Уралом нефтехимическим комбинатом не готовы 44 процента защит ных сооружений, в Усолье-Си- бирском - 67 процентов. И да же но станции «Иркутск-сорти- ровочный», где фильтруются все проходящие по Транссибу грузы, защитные сооружения «находятся в неудовлетвори тельном состоянии». Новые собственники не хо тят тратиться на убежища, по скольку траты эти увеличивают себестоимость продукции и уменьшают прибыль предпри ятия. Раньше ссылались на не хватку средств. Но после де фолта для всех этих химпромов наступили золотые времена, а отношение к жизни своих ра бочих не улучшилось. Владимир МЕДВЕДЕВ. ИРКУТСК. ч т о ИМЕЕМ, ТО ХРАНИМ Сколько всего в Екотерин бурге укрытий - военная тайна. Тем не менее известно, что но Уролмашзоводе их не меньше 25, о всего по Свердловской области - около двух тысяч. Большинство убежищ сдается в аренду предпринимателям на вполне законных основониях. Те за ними следят, и это удоб но службе ГО и ЧС: иначе под земные сооружения безбожно затапливало бы. Сотрудник об- лостного штаба ГО и ЧС пол ковник Али Умяров озадачен другой проблемой: часть бом боубежищ в пору приватиза ции предприимчивые арендото- ры умудрились включить в ус тавный фонд своих предпри ятий, уведя их таким образом из госсобственности. С Сейф- Банком чрезвычойщиком при шлось доже судиться. Банкиры захватили убежище в самом центре города. Когда-то здесь, говорят, был бункер маршала Жукове, о нынешние бизнесме ны сделоли из него хранилище для денег и дрогоценностей. Сергей МИШИН. ЕКАТЕРИНБУРГ. Самара: так выглядит вход в «бункер Берии». ИЗ УБЕЖИ1ЦА С МЕДАЛЬЮ К отражению возможной аг рессии извне Кубань готови лось на всю катушку. И потому убежищ от ядерной угрозы здесь пруд пруди... А вот сколь ко - военная тайна, секрет. Однако с охотой делятся дру гим: все подземные помещения довно переданы на баланс предприятий, о те распоряжа ются ими по своему усмотре нию. В городе Тихорецке, на пример, стратегический объект переоборудовали в кафе. И те перь, говорят, там очень удоб но «принимать на грудь»: глухо, кок в танке, и соседи не отсле дят, не наябедничают жене. На Краснодорском заводе сель ского машиностроения убежи ще приспособили под конфе ренц-зол. И внутренности этого «схроно» преобразились! Есть небольшая сцена, занавес, зрительские ряды. В праздники в приподнятом ностроении сю да стекоется народ. Идут сове щания, встречи, чествуют пере довиков. И доже, бывает, вру чают награды... А что? Инте ресно же получить медоль но объекте военного зночения. Татьяна ЖУРБЕНКО. КРАСНОДАР. ПОГРЕБ ПОД ВОЛГОЙ На Хлебной площади, цент ре дореволюционной Саморы, в глозо бросается небольшое сооружение из красного кир пича. Это вход в бомбоубежи ще, глубина которого - не ме нее 20 метров. Как удалось вы яснить, тоннель из этого бунке ра, названного почему-то «бункером Берии», ведет к | главным бомбоубежищам го рода. Еще одно подобное ук рытие расположено на терри- ] тории санатория ПриВО, что | на сомом берегу Волги. В отли чие от «бункера Берия», стены I здесь выложены кафелем, а в одном из залов висит доже | бронзовая люстра. Два лифта один новерх, с выходом в одно I из зданий санатория, о второй ведет вниз. Вообще, о подзем-1 ной Самаре ходит немало ле генд. Если верить слухом, то за I Волг/, а это полтора-два кило метра, ведут дво тоннеля. Один | выходит в селе Рождествено, второй - на Крестовой поляне. Есть еще тоннели, проходящие I вдоль длиннющего, километров но двадцать, города Саморы. В коком состоянии эти тоннели и I убежище, неизвестно. Видимо, не всегдо в надле жащем. Несколько лет назад I одно дача ток и провалилась в | инженерное сооружение. Что-либо узнать в офици- ольных структурах о бомбоубе-1 жищах невозможно. Тем более о том, можно ли эти объекты | использовать в «мирных» це лях? Работники гловного упро- вления ГО и ЧС по Самарской I облости но эту тему розгово- ривоть не желоют. А ведь в Со-1 маре много говорят о необхо димости прокладки тоннеля, | моста или подвесной дороги через Волгу. Не проще ли при способить существующий яко бы тоннель под великой рекой? Владимир БАБЕНКОВ. | САМАРА. 2 10 ИЮЛЯ 2001 ГОДА ВТОРНИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz