Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

РОЯСЬ в ОБЛОМКАХ... ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ ПОДВОДИТ ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДЫТОЖИМ? -1 в Москве у здания Госдумы страсти на минувшей неделе кипели нешуточные. Левые оп­ позиционеры привели в Охот­ ный ряд проверенных в клас­ совых битвах сторонников, и те со свойственной им страстью клеймили новый КЗоТ, а заод­ но дарованное свыше право продавать матушку-землю. Для пущей убедительности в ход шли яйцо и не совсем све­ жие помидоры. Профессио­ нальные защитники власти сде­ лали ставку на молодость. Правда, их «боевая дружина» была не такой многочисленной. К тому же она сильно смахива­ ла на компанию рекламных ло­ ботрясов, декломирующих: «Мы так носим наши кепки, по­ тому что мы так пьем наше пи­ во!» К счастью, все закончи­ лось без эксцессов... Конечно, из происшедшего какие-то вы­ воды относительно расстанов­ ки политических сил, их такти­ ки, моральной атмосферы, во­ царившейся в последнее время в верхах, можно было бы сде­ лать. Но, несмотря на важность рассмотренных в Госдуме законов, эту стычку в центре Москвы трудно назвать событием. Когда в Охотном ряду «про­ тестанты» в очередной раз бо­ ролись за чьи-то политические интересы (что такое «интересы народа», наш народ не может понять доже на выборах, поэ­ тому его так легко сбить с тол­ ку какой-нибудь зомысловатой придумкой), под Иркутском среди обломков рухнувшего самолета бродили раздавлен­ ные горем люди. А родные и близкие погибших проходили тяжелейшее испытание под названием «опозноние». Что они думали найти? Наверное, ничего. Это просто инстинкт: мы не верим, что близкого нам человека уже нет с нами, до тех пор, пока не увидим его мертвым. Лоскут рубошки, зна­ комый чемодан, игрушка - в подобной ситуации физически подтверждает потерю. Увидел что-то знакомое - и как удар в сердце: «Здесь!» И в этот мо­ мент самая страшная, мучи­ тельная до звериной боли мысль: «Что они чувствовали в свой последний миг?! Хорошо, если не успели ничего почувст­ вовать...» А что чувствуем мы? То, что никто из нас не застрохован от подобной беды. И еще: «Уж если суждено, то пусть это бу­ ду я, а не кто-то из близких!» Самому уйти во сто крат легче, чем потом вот так бродить сре­ ди окрововленных обломков. Но это чувства. А разум всегда ищет причину - почему? На днях в одной из молодеж­ ных телепрограмм услышал слова, сказанные гостем сту­ дии, комментировавшим ре­ портаж с места трагедии: «Люблю я все-таки этого Шой­ гу!» Ценю, что он делает, - это понятно. А любить - за что? За то, что у нос каждый день что- то взрывается, падает, тонет - о он спасает... спасает... спа­ сает... Специалисты говорят, дальше будет еще хуже, ибо за годы «радикальных реформ» наше российское хозяйство обветшоло неимоверно. Нынешняя Россия - государ­ ство чрезвычайных ситуаций. Мне, например, не интересны рассуждения специалистов от­ носительно причины иркутской трагедии: ошибка экипажа или неполадка в самолете? Кто ви­ новат - человек или машина? Это, конечно, важно для приня­ тия решения по конкретному факту. А нам важнее понять закономерность: отчего следом за одним самолетом подает другой? А затем третий? Виноват экипаж?.. Возмож­ но. А видел ли кто, как эти лет­ чики сегодня живут? Малогра­ мотный торгаш из киоско бога­ че командира корабля в не­ сколько раз. Даже нечего сравнивать медицинское об ­ служивание летного состава сегодня и лет двадцать назад. Спросите - когда последний раз кто-то из них бесплатно отдыхал но курорте? Ответ бу­ дет один: когда летали чартер­ ным рейсом и несколько дней ждоли пассажиров. Они почти все время в воздухе или возле машины. Потому что нужно кормить семью, нужно лечить родителей, нужно учить дртей. к тому же сегодня летчики во всем зависимы от своих хозяев (это, кстати, к вопросу о новом КЗоТе). ■Профсоюз, трудовой договор - все это чистой воды фикция. А вот реальность: если пилото выгонят из одной авиа­ компании, он башмаки истоп­ чет, покудо устроится в другую. Бывоет так: техника вроде бы в полном порядке, а экипаж ну­ тром чувствует недоброе. Но взлетает. А куда денешься... Виновато машина?.. Воз­ можно. А знает ли кто, что это 30 машина? Кто-то из членов провительственной комиссии (может, тот же вице-премьер Клебанов) сказал: потерпев­ ший катастрофу самолет был почти новым, не отлетал и по­ ловины положенного срока. Наверное, это правда. Но правда и то, что модель Ту- 154М эксплуатируется на авиалиниях с 1986 года, без молого 17 лет! Я, конечно, профан в авиатехнике, а пото­ му ориентируюсь на чужое, но авторитетное мнение: мировое овиастроение опередило рос­ сийское, особенно в том, что касается электроники и систем безопосности полета. Последнее десятилетие они совершенствоволи авиацию, а мы ее «реформировали». И до- реформировались до того, что в авиационных КБ остались од­ ни ветероны. Молодежь - по пальцам пересчитать. В под­ тверждение сошлюсь но факт из собственной жизни. У меня есть два школьных товарища, каждый из которых проработал по двадцать с лишним лет в са­ молетостроении. Конструктора высшей категории. А чем они заняты теперь? Один робо- тоет завхозом в коммерческом банке, другой - по специольно- сти, но в Израиле. А что сего­ дня творится на авиастроитель­ ных предприятиях? Развал. Гос­ заказов почти нет. Российские авиакомпании смотрят на аме­ риканские или европейские ма­ шины - с ними легче выйти на западный рынок авиаперево­ зок. Но даже если удается за­ получить какой-то заказ, его почти невозможно выполнить. Оборудование изношено, ква­ лифицированные рабочие роз- бежались, поставщики, прива­ тизировавшись, диктуют ка­ бальные условия. И еще одна беда - все дела в самолета- страении вершит «высококва­ лифицированный менеджмент», хорошо разбирающийся в фи­ нансовых манипуляциях, но ни­ чего не знающий о самой авиации. Человек есть человек - он может ошибиться. Машино есть машине - оно может сло­ маться. Но в наших катастро­ фах есть пугающая закономер­ ность, рожденная техническим розвалом и инженерной дегро- дацией. Можно ли ситуацию изменить к лучшему? Хотелось бы. Но настораживает вот что: многие из тех, кто в предыду­ щие десять лет, ссылаясь на не­ надобность и отсталость, соз­ нательно разрущал промыш­ ленный потенциал России, се­ годня находятся в первых рядах «борцов за подъем отечест­ венной промышленности». По­ нимать это можно только так: вчеро зороботали на развале, сегодня зоработают и но воз­ рождении. ВЕСТИ ИЗ МПС ПО ТРАНССИБУ С ВЕТЕРКОМ п р о г р а м м а п о о р га н и з а ­ ци и ю б и л е й н о й п о е з д к и , п о с в ящ е н н о й 1 0 0 -л е т ию з а в ерш ен и я строительства Т р а н с с и б и р с ко й ж е л е з н о ­ д о р о ж н о й ма ги страли . 9 июля в 12 часов 42 минуты с Ярославского вокзала Москвы отправился специальный эста­ фетный поезд № 810 Моск- ва-Ярословская - Владивосток. Маршрут посвящен 1б0-летию завершения строительства Транссибирской могистрали. На торжественной церемонии про­ водов был открыт верстовой столб нулевого километра. Юбилейный поезд сформиро­ ван из фирменных вагонов - та­ ких, как «Россия», «Океан», «Байкал», «Енисей», «Томич», «Сибиряк», «Иртыш», «Магнит­ ке», «Нижегородец». В поездке принимают участие ветераны войны и труда, передовики же­ лезнодорожной отрасли, писо- тели, журналисты. Общее время в пути 209 ча­ сов 15 минут. В Екотеринбурге, Челябин­ ске, Новосибирске, Кроснояр- ске, Иркутске, Чите, Хабаров­ ске, Владивостоке предусмотре­ ны продолжительные стоянки, где пройдут митинги с участием губернаторов, представителей местных органов власти и об­ щественности, работников и ве­ теранов железнодорожного транспорте, концерты. Готовят­ ся ознакомительные экскурсии по достопримечательным мес­ там для участников юбилейного поезда. Кроме того, во время поезд­ ки состоится выездной пленум Союза писателей России. На­ мечены встречи в региональных писательских организациях, «круглые столы», выступления перед учостниками эстафетного поезда. Мария АНИКЕЕВА. ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ЧУЖАЯ ГОРБУШКА НА СТАВРОПОЛЬЕ ХЛЕБ ЖНУТ... ТУРКИ. СМЕЯТЬСЯ ИЛИ ПЛАКАТЬ? конкурс: ПЕРЛЫшки ---- I СХЕМА ПРОСТАЯ: ДООСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ... ■ I I ■ Решив подытожить пройденный путь, посыпал вдруг пеплом свою генеральскую щ голову глава Красноярского краяАлександр ЛЕБЕДЬ: I ^ «Я 26 лет жизни посвятил тому, чтобы разрушать, и доже ордена ^ I за это получал, о сейчас я хочу созидать. Видимо, у меня идет ком- | ^ пенсационный процесс». ^ 1 Р.5. Видимо, идет. Но, похоже, с большим опозданием. Ведь часто кок быво- ■ ет: то, что один чудак наворочает за час, семеро умных за год расхлебать не мо- ■ А если чудак и умный - в одном лице? ОМСК: СОБРАЛИСЬ ПЕРЕНОСИТЬ АЭРОПОРТ Самолеты, приземляющиеся в Омском аэропорту, едва не задевают крыщи домов. - Пока лайнеры взлетают и садятся в центре Омска, мы не можем сидеть сложа руки, нам не нужно очередное ЧП, - зоя- вил вице-губернатор Александр Луппов. Тут до сих пор непуга­ ны январской катастрофой ук­ раинского Ан-70. Словом, од- министрация Омска объявила тендер на зовершение строи­ тельство нового международно­ го аэропорта «Федоровка». Для реализации задуманного вла­ стям региона придется искать общий язык с Министерством транспорта РФ. Юрий ЕПАНЧИНЦЕВ. КРАСНОЯРСК: ВОСТОЧНАЯ ХШРОСТЬ Китайские компании уведоми­ ли красноярских лесорубов, что прекращают прием необрабо­ танной древесины. Отныне она должно постовляться либо очи­ щенной от коры, либо специаль­ но обработанной химикатами. То ли китайцы сильно нопуганы сообщениями в прессе о гигант­ ских колониях древесных насеко­ мых, якобы расплодившихся в си­ бирских лесах, то ли просто пы­ таются уменьшить собственные расходы при переработке дре­ весины. Виталий ПЫРХ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: СРЕДСТВО ОТ НЕФТИ в Петербурге испытоли но­ вый сорбент, предназначенный для неитролизации нефтепроду­ ктов, розлившихся после ава­ рии. Один грамм его способен впитать до 80 граммов сырой нефти, включая береговые нано­ сы. Таких результотов до сих пор не удавалось достигнуть ни­ кому. После соответствующей очистки сорбент можно исполь­ зовать до ста раз. Ирина КЕДРОВА. ТОМСК: ВРАЧИ ПРИПЛЫЛИ Большой теплоход с подписью «Плавучая поликлиника» но бор­ ту начал курсировать вверх и вниз по течению Оби и ее таеж­ ным притокам. На борту - брига­ да томских врачей высшей квали­ фикации. Профинонсировали это очень недешевое путешествие газовики из «Востокгозпрома», оборудовав теплоход необходи­ мой медицинской аппаротурой и даже телефоном спутниковой связи. Виктор ЛОЙША. КРАСНОДАР: НЕ МОЖЕШЬ - ОТДАЙ! Теперь но Кубани неисполь­ зуемые земли, заросшие сорня­ ками территории (будь то фер­ мерское хозяйство или участок под строительство дома) могут быть изъяты и перераспределе­ ны в пользу более рачительных хозяев. Постановление на этот счет подписал глава админист­ рации Краснодарского края. Светлана НАДТОЧИЙ. АаРАХАНЬ: до ВЕРШИНЫ НА ПАРОМЕ Первые российские туристы отправились в Иран из Астро- хони на пароме. Вот уже тре­ тий год существует паромное сообщение между Россией и Ираном через Каспий. До сих пор паромы переправляли в Иран грузы, о теперь наконец ноложено поссожирское со­ общение и обмен туристами. Но днях первые остроханские туристы - альпинисты - отпра­ вились в Иран. Они примут участие в восхождении но вы- сочойщую гору Ирана - вул­ кан Демовенд. Елена РЕШЕТНЯК. ЭНГЕЛЬС: ТРОЛЛЕЙБУСЫ ИДУТ В БЕЛГРАД Продукцией Энгельсского троллейбусного завода «Трол- за» заинтересовалась Юго­ славия. В Белград уже отправ­ лены 15 новеньких машин. Вдобавок «Тролзо» получила приглашение от белградской мэрии принять участие в тен­ дере по закупке троллейбу­ сов. Елена КОМАРОВА. ЗАО «Техцентр КрАЗ» предлагает паставку техники и запасных частей КрАЗ, ТДТ-55А, харвестерные головки (пр-во Швеция), хар- вестеры и форвадеры на ба­ зе трактора «Беларусь». Возможен лизинг. Тел. (814-2) 70-34-07, 70-66-20. Е-таИ; кга 1 @>кагеПа.ги ш т .кга г.о пед о .ги лиц. ТТС/007-000 МЭ РК Пока ставропольские механизаторы едят свой хлеб.. - Вон он, год такой! Косит - ож хруст стоит. - Всем своим видом Петро Анищенко старается выра­ зить презрение. Из-за лесополо­ сы вынырнуло зеленое приземи­ стое чудо и победно пролетело мимо нос. Американский ком­ байн «Мосси-Фергюссон»! Из про­ хладной кабинки нам приветли­ во помахал черноусый молодец в ослепительно белой майке. - Видали? - завистливо сплю­ нул Петро. - У него том конди- шен, амортизаторы. А я но сво­ ем «Доне» с утро уже накувыр­ кался с ремонтом... Жора невыносимая. На капо­ те можно жорить яичницу. Но для жатвы то что надо. Наконец-то матушка-природа смилостиви­ лась над земледельцами Ставро­ полья: после обильных весенних дождей и гродобоя вторую неде­ лю вёдро. Хлеб на полях как бронзовый: колос на ладони не умещается. Давно такого хле­ бушка не видало Ставрополье. Ах как хочется написать о стовропольской жатве с прежним упоительным восторгом. О ком­ байнерах Мирошниченко, Анпи­ логове, Симиненко, Погорелове из колхоза «Иргалинский» Степ- новского ройона - они уже зо- кончили жотву. О семейном эки­ паже Алексея Ивановича На­ рышкина из Апанасенков: он с дочерью Светланой четырнад­ цать лет подряд на одном «До­ не». О старых знакомцах, брига­ де колхоза «Россия» Новоолек- сандровского района. Но зано­ зой в сердце сидит этот жгучий брюнет с его кондишеном. Рядом с ним чумазый Петро выглядит бедно и бледно. Доже губернатор края Алек­ сандр Черногоров поразился, ус­ лышав 00 этом «ноу-хау» ставро­ польской жатвы: наш хлебушек будут убирать... турки. - Эдак скоро к нам на уборку инопланетяне пожалуют! - в сердцах бросил он. Фраза ста­ ла крылатой. Окозывается, турецкие по­ мощники протоптали к ном до­ рожку: в прошлом году их прие­ хало 40 агрегатов, нынче уже 50. И не только но Ставрополье: но поромах они плывут до Новорос­ сийске, а дальше своим ходом - кто на Кубань, кто но Дон, кто на Волгу... Шобошат, пенки снима­ ют. Сами мы уже не управляем­ ся. Вот и и берут гости за свою работу пятую часть урожая. - Дореформироволись, ядре­ на мать! - подытоживает минера- ловодский комбайнер Петр Ани­ щенко. Петр зол. Ведь это его зара­ боток уводят из-под носа, его хлебушко уплывает за моря. Пять «инопланетян» убироют хлеба в колхозе «Октябрь». Значит, для десяти своих хлеборобов золотая поре жатвы прошла мимо хаты. Но не от хорошей же жизни соглашаются хозяйства на такие условия. По данным Минсельхо­ за, к нынешней жатве были гото­ вы 5.800 машин. Все, что оста­ лось от прежней колхозной рос­ коши. Жалкое зрелище представ­ ляет из себя эта армада: изноше­ на процентов на 70, а то и боль­ ше! Ставрополью не хватает как минимум две с половиной тысячи комбайнов! Да где их взять, на что купить? Крк о большом дости­ жении сообщается, что в канун уборочной страды 12 хозяйств взяли в лизинг 26 новых «Донов» - в сто раз меньше, чем нужно. Вот тот же Минераловодский район. Хлеба под 50 тысяч га. В прежние времена на его полях до 400 новеньких комбайнов гу­ дели - и всем работы хватало. А нынче 140 «инвалидов». - Если федеральный Центр - тьфу, тьфу, - опять не изменит ус­ ловия лизинго, к концу жатвы МТС заработает на пять комбай­ нов и три К-700, - мечтает мест­ ное начальство. По прежним временам - жалкие мечты, по ны­ нешним - почти утопия. - Кроме нищеты, душит хлебо­ робов розобщенность, дезорга­ низованность. Раньше цЙ: сам убрал хлеба - подсоби С*еду. И нынче в отдельных районах, Ипа- товском, например, сохранился этот «советский пережиток» ма­ невра, взоимовыручки. В других же бытие определяет созноние. Ему подсоблю - свою технику по­ рву, с чем на будущий год оста­ нусь? И потом: меньше хлеба - он дороже, дураков нет помогать конкурентам. Все умные - и все в дураках! Житница страны, Стовропо- лье сейчас само стало, кок ни­ щий с сумой. Раньше своим опы­ том, своими кодрами оно помо­ гало всем. Теперь ему впору про­ сить о помощи. В самой идее пришлых помощников, пожалуй, есть рациональное зерно. Ско- жем, в Арзгирский район из Бел­ городской, Ленинградской, Мос­ ковской областей прибыло 45 комбайнов «Доминант». Тоже под пятую чость урожая. Но хлеб-то в стране останется, не уплывет за моря. Странно другое: ведь лет двадцать назад край славился своим знаменитым «ипатовским методом», суть котстзого в комп­ лексной уборке хлебов механизи­ рованными отрядами. Собрав свою ниву, эти отряды перекаты­ вались вслед за урожаем в По­ волжье, на Алтай, Урал, в Си­ бирь... А нынче и на свой хлеб силенок не хватает. Вот они, плоды дурного ре­ форматорства: долой колхозы, - совхозы, - крепкий фермер на­ кормит строну! Спасибо, нокор- мили! По богатейшим районам Ставрополья словно чума прока­ тилась. Нет села, где бы не ска­ лили зубы остовы порушенных скотоводческих ферм, токов, кол­ хозных элеваторов. Нет двора, где бы не проклинали «земельные реформы» потомственные хлебо­ робы. Нечего турков винить. И ра­ ботают они классно, и машины у них не чета нашим. Мы подсчита­ ли: но каждом квадроте после «Масси-Фергюссона» или «Джон - Дира» но землю падает 20-30 зернышек, после нашего « Дона» 80-100. То есть хозяйственников понять можно: лучше уж отдать «варягам» грабительские 20 процентов, чем потерять на каче­ стве уборки, и главное - на сро­ ках. Ведь колос ждать не будет, перестоится и потечет. Но это философия нищеты: сегодня выживем, а зовтро хоть трава не расти. Мы попадаем в кобальную зависимость от жгу­ чих брюнетов с чужих берегов. Сегодня их пятьдесят, завтра станет пятьсот и пять тысяч. Это реальная перспектива. Ведь на­ ша технике только стореет, и хозяйство нищают. В очень не­ далеком будущем мы будем горбатиться, а гости снимать пенки с наших урожоев. Вот по­ шли разговоры: надо бы турок пригласить и на сев. Говорят, выгоднее получится... Борис ПРОХОРОВ. Ставропольский крой. |П^^МV^^Г^П : ТИ :.^эд I ПЕРЕКЛИЧКА А ПОКА о б о й д е м с я БЕЗ БОМБ КАК ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПУСТУЮЩИЕ БОМБОУБЕЖИЩА? НА СЕЙ СЧЕТ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ МЫСЛИ о сущеавовании бомбоубе­ жищ, пик ароительава которых пришелся на «холодные» 60-70-е годы, все как-то уже позабыли. А ведь речь идет о тысячах и ты­ сячах квадратных метров пусту­ ющих площадей. Выгодно ли при огромной нехватке хозяйст­ венных построек хранить в бом­ боубежищах воздух? Ответить но этот вопрос мы попросили корреспондентов «ДВ». ОПЕРАЦИЯ «ГАРАЖ» Недавно столичное прави­ тельство приняло программу, согласно которой к 2010 году в Первопрестольной должны быть отремонтированы все ста­ рые бомбоубежища. Строи­ тельство же новых будет вес­ тись исключительно с расчетом их полезного использования и в мирное время. Чтобы огром­ ные подземные площади не пу- стоволи, их уже сейчас сдают в оренду под станции техобслу­ живания и автостоянки. Как уверяют сотрудники Упровле- ния ГО и ЧС Москвы, в час «икс» (не дай Бог!) вместо ма­ шин здесь разместятся люди. Двери закроются - и все будут укрыты в гаражах. Правда, условия перед арендатороми защитных со­ оружений поставлены жесткие: все расходы по их содержанию они берут на себя. А это не просто, попример, в одном из таких укрытий, превращенном в автостоянку, крысы постоян­ но перегрызают стратегически важную электропроводку, и ох- ронникам для их отлова прихо­ дится специольно разводить ко­ шек. Николай ВЕТРОВ. МОСКВА. НА СМОТР СТАНОВИСЬ! Власти Волгоградской обла­ сти объявили смотр-конкурс убежищ. Он будет проходить во всех учреждениях и органи­ зациях независимо от форм собственности. Установлены премии для лучших подземных укрытий. Зо первое место - 100 минимольных окладов, за второе - 75 и за третье - 50. Согласно условиям конкур­ са, пустующие бомбоубежища и им подобные помещения можно использовать по своему усмотрению. Но так, чтобы в любой момент убежище было готово к исполнению своей ос­ новной функции, на что дается ровно двенадцать часов - и ни минуты больше. При этом фир­ мы-арендаторы убежищ осво­ бождаются от арендной платы, зато обязаны провести полный ремонт помещений, поддержи­ вать в исправном состоянии вентиляционные установки, бронированные двери и запор­ ные устройство. Итоги смотра- конкурса будут подведены уже в декабре. Михаил ВЕРЖБА. ВОЛГОГРАД. КТО НА ЧТО ГОРАЗД в Татарстане защитные со­ оружения предприятий и орга­ низаций используются по-раз­ ному. В одних местах - под склады, в других - под учебные классы, аудитории для лекций по той же гражданской оборо­ не и доже под клубы собако­ водство. Это в лучшем случае. В худшем, кок, например, в Ка­ зани, - мы имеем дело с пусту­ ющими, о то и затопленными сооружениями. Здесь уж мел­ кий ремонт не поможет - толь­ ко капитальный. Недавно эти проблемы об­ суждались но сборах инжене­ ров по делам гражданской обороны МЧС РТ, после чего в республике началась инвента­ ризация убежищ и укрытий. Есть надежда, что эта акция по­ может наконец составить пол­ ную картину того, кто и кок со­ держит и использует эти объек­ ты с выгодой для своего пред­ приятия. Ильдар ЗАКИРОВ. КАЗАНЬ. ГРОМ ГРЕМИТ - МУЖИК НЕ КРЕСТИТСЯ Все мои знакомые на воп­ рос о ближойшем бомбоубе­ жище пожимоют плечами: они уверены, что их в городе то ли нет давно, то ли их отдали ком­ мерсантам. От истины это не так уж и далеко. Чость защит­ ных сооружений действительно отдано в оренду фирмачам. Впрочем, как не без гордости сказал мне начальник облост- ного управления ГО и ЧС Игорь Самовольное, спасотели «от этого ничего не имеют». Ток стоит ли вообще отно­ ситься к этой теме серьезно? Что интересно: чем опоснее проживание человека в том или ином городе, тем хуже обстоит дело с убежищами. В Ангарске с .е го крупнейшим за Уралом нефтехимическим комбинатом не готовы 44 процента защит­ ных сооружений, в Усолье-Си- бирском - 67 процентов. И да­ же но станции «Иркутск-сорти- ровочный», где фильтруются все проходящие по Транссибу грузы, защитные сооружения «находятся в неудовлетвори­ тельном состоянии». Новые собственники не хо­ тят тратиться на убежища, по­ скольку траты эти увеличивают себестоимость продукции и уменьшают прибыль предпри­ ятия. Раньше ссылались на не­ хватку средств. Но после де­ фолта для всех этих химпромов наступили золотые времена, а отношение к жизни своих ра­ бочих не улучшилось. Владимир МЕДВЕДЕВ. ИРКУТСК. ч т о ИМЕЕМ, ТО ХРАНИМ Сколько всего в Екотерин­ бурге укрытий - военная тайна. Тем не менее известно, что но Уролмашзоводе их не меньше 25, о всего по Свердловской области - около двух тысяч. Большинство убежищ сдается в аренду предпринимателям на вполне законных основониях. Те за ними следят, и это удоб­ но службе ГО и ЧС: иначе под­ земные сооружения безбожно затапливало бы. Сотрудник об- лостного штаба ГО и ЧС пол­ ковник Али Умяров озадачен другой проблемой: часть бом­ боубежищ в пору приватиза­ ции предприимчивые арендото- ры умудрились включить в ус­ тавный фонд своих предпри­ ятий, уведя их таким образом из госсобственности. С Сейф- Банком чрезвычойщиком при­ шлось доже судиться. Банкиры захватили убежище в самом центре города. Когда-то здесь, говорят, был бункер маршала Жукове, о нынешние бизнесме­ ны сделоли из него хранилище для денег и дрогоценностей. Сергей МИШИН. ЕКАТЕРИНБУРГ. Самара: так выглядит вход в «бункер Берии». ИЗ УБЕЖИ1ЦА С МЕДАЛЬЮ К отражению возможной аг­ рессии извне Кубань готови­ лось на всю катушку. И потому убежищ от ядерной угрозы здесь пруд пруди... А вот сколь­ ко - военная тайна, секрет. Однако с охотой делятся дру­ гим: все подземные помещения довно переданы на баланс предприятий, о те распоряжа­ ются ими по своему усмотре­ нию. В городе Тихорецке, на­ пример, стратегический объект переоборудовали в кафе. И те­ перь, говорят, там очень удоб­ но «принимать на грудь»: глухо, кок в танке, и соседи не отсле­ дят, не наябедничают жене. На Краснодорском заводе сель­ ского машиностроения убежи­ ще приспособили под конфе­ ренц-зол. И внутренности этого «схроно» преобразились! Есть небольшая сцена, занавес, зрительские ряды. В праздники в приподнятом ностроении сю­ да стекоется народ. Идут сове­ щания, встречи, чествуют пере­ довиков. И доже, бывает, вру­ чают награды... А что? Инте­ ресно же получить медоль но объекте военного зночения. Татьяна ЖУРБЕНКО. КРАСНОДАР. ПОГРЕБ ПОД ВОЛГОЙ На Хлебной площади, цент­ ре дореволюционной Саморы, в глозо бросается небольшое сооружение из красного кир­ пича. Это вход в бомбоубежи­ ще, глубина которого - не ме­ нее 20 метров. Как удалось вы­ яснить, тоннель из этого бунке­ ра, названного почему-то «бункером Берии», ведет к | главным бомбоубежищам го­ рода. Еще одно подобное ук­ рытие расположено на терри- ] тории санатория ПриВО, что | на сомом берегу Волги. В отли­ чие от «бункера Берия», стены I здесь выложены кафелем, а в одном из залов висит доже | бронзовая люстра. Два лифта один новерх, с выходом в одно I из зданий санатория, о второй ведет вниз. Вообще, о подзем-1 ной Самаре ходит немало ле­ генд. Если верить слухом, то за I Волг/, а это полтора-два кило­ метра, ведут дво тоннеля. Один | выходит в селе Рождествено, второй - на Крестовой поляне. Есть еще тоннели, проходящие I вдоль длиннющего, километров но двадцать, города Саморы. В коком состоянии эти тоннели и I убежище, неизвестно. Видимо, не всегдо в надле­ жащем. Несколько лет назад I одно дача ток и провалилась в | инженерное сооружение. Что-либо узнать в офици- ольных структурах о бомбоубе-1 жищах невозможно. Тем более о том, можно ли эти объекты | использовать в «мирных» це­ лях? Работники гловного упро- вления ГО и ЧС по Самарской I облости но эту тему розгово- ривоть не желоют. А ведь в Со-1 маре много говорят о необхо­ димости прокладки тоннеля, | моста или подвесной дороги через Волгу. Не проще ли при­ способить существующий яко­ бы тоннель под великой рекой? Владимир БАБЕНКОВ. | САМАРА. 2 10 ИЮЛЯ 2001 ГОДА ВТОРНИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz