Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
С п е ц п р о е к т " Л и п е ц к о й г а з е т ы ' ПРЕДИСЛОВИЕ К ВЫПУСКУ РОССИЮвновь ЗАШТОРМИЛО... К а к и з в е с т н о , на з а с е д а н и и Г о с д у м ы 15 ию ня 2001 го д а бы л п р и н я т в п е р в о м ч т е н и и п р о е к т з е м е л ь н о го К о д е к с а РФ (ф р а кц и я КП РФ и А г р о п р о м ы ш л е н н а я гр у п п а в го л о с о в а н и и не у ч а с т в о в а л и ) . А в то ры э т о г о д о к у м е н та у т в е р ж д а ю т , ч то н о вы й З е м е л ь н ы й к о д е к с в в о д и т в с в о б о д н ы й о б о р о т 2 ,1 п р о ц е н т а р о с с и й с к и х з е м е л ь , т о е с ть ре чь и д е т о з е м л я х г о р о д о в , п о с е л е н и й и п р о м ы ш л е н н ы х п р е д п р и я т и й . К у п л я -п р о д а ж а с е л ь х о з у г о д и й б у д е т р е г у л и р о в а т ь с я о тд е л ь н ы м з а к о н о м . К о гд а З ем е л ь ны й к о д е к с б у д е т п р и н я т о к о н ч а т е л ь н о , п р е д п р и я т и я п о л у ч а т вы б о р — в ы к у п и т ь з е м л ю , на к о т о р о й о н и р а с п о л о ж е н ы , ил и п р о д о л ж а т ь ее а р е н д о в а т ь . В с л у ч а е вы ку па ц е н у у с т а н о в я т р е ги о н а л ь ны е в л а с т и , но она д о л ж н а бы т ь в и н т е р в а л е м е ж д у 5 - и 1 0 - к р а т н о й с т а в к о й з е м е л ь н о го н а л о га . В М о с к в е э т о т н а л о г с о с т а в л я е т с е й ч а с в с р е д н е м 9 7 0 0 0 р уб . с ге к т а р а в го д . П р а в и т е л ь с т в о п о я с н и л о , ч т о о н о б о р о л о с ь за п р и н я ти е к о д е к с а , в о -п е р вы х , ч тобы л е г а л и з о в а т ь с ущ е с т в у ю щ е е п о л о ж е н и е в ещ е й . М и н и с т р э к о н о м и ч е с к о го р а з в и т и я и т о р г о в л и РФ Герм ан Греф о тм е т и л , ч то уж е с е й ч а с 2 5 п р о ц е н т о в г о р о д с к и х з е м е л ь н а х о д и т с я в ча с т н о й с о б с т в е н н о с т и и н е п р и н я т и е к о д е к с а с е го д н я — э т о к о н ф и с к а ц и я э т о г о и м у щ е с т в а . В о - в т о ры х , в л а с т и н а д е ю т с я , что с в о б о д ны й о б о р о т з е м л и п р о с т и м у л и р у е т р а з в и т и е ф о н д о в о го р ы н к а : п р е д п р и я т и я , к о т о р ы е к у п я т з е м л ю , б у д у т с т о и т ь д о р о ж е . С э т о й т о ч к о й з р е н и я с о г л а с ны и п р е д п р и н и м а т е л и . К о м м у н и с ты ж е сч и таю т : п о сл е то го к а к з е м л я з а к о н о д а т е л ь н о с т а н е т т о в а р о м , м о ж н о б у д е т р а с п р о д а т ь 9 8 п р о ц е н т о в в с е й т е р р и т о р и и с т р а н ы . К о м м у н и с ты т а к ж е с ч и т а ю т , что в се суб ъ е к ты ф е д е р а ц и и д о лж ны р а с с м о т р е ть п р о е к т и п о д а т ь в Д у м у с в о и з а к л ю ч е н и я . Л и д е р ы п р а вы х ф р а к ц и й — СПС и «Яблоко» — о д о б р и т е л ь н о о т н е с л и с ь к д о к у м е н т у , хо тя и у ни х е с т ь с в о и зам е ч а н и я . Н а пр им е р , по п р о е к т у з е м ля м о ж е т бы т ь и зъ я та у с о б с т в е н н и к а д л я « го с у д а р с т в е н ны х и м у н и ц и п а л ь ны х нужд» . П од п р е д л о го м э т и х нухсд ч и н о в н и к и с м о г у т и зы м а т ь у ч а с т к и у о д н и х и о тд а в а т ь д р у г и м , с т а н о в я с ь р а с п о р я д и т е л ям и лю б о й н е д в и ж и м о с т и . В с л у ч а е и зъ я ти я з е м л и б ы вш е м у з е м л е в л а д е л ь ц у га р а н т и р у е т с я « п р е д ва р и те л ьно е и равноценное» в о зм ещ е н и е п о с у д у , но к а к п р и э т о м б у д е т о п р е д е л я т ь с я ры но ч н а я цена з е м л и , н е п о н я тн о . А что по э т о м у п о в о д у д у м а ю т ч и т а т е л и «Л и п е ц ко й га зе ты » , п р е д с т а в и те л и в л а с т ны х с т р у к т у р , вы у з н а е т е и з п р е д л а г а е м о й в н аш е м с п е ц в ы п у с к е «Р усс ко го поля» п о д б о р к и м а те р и а л о в . БОГс о р ЗЕМЛЮР ВСЕХ людей , ПОЭТОМУОНАНЕМОЕЖТБЫТЬТОВАРОМ А дминистрация Ли пецкой области не- обнародовала своей позиции по дискуссиям в Госдуме вокруг принятия Зе мельного кодекса. Однако начальник главного управле ния сельского хозяйства и продовольствия области Ми хаил Кузнецов высказал кор респонденту ИА «Росбалт» свое отношение к проблеме: «Земля не может быть това ром. Товар — то, что сотворе но человеческими руками, а земля создана Богом для всех людей и является общенаци ональным достоянием. Во всех странах, где я бывал, зем ля берется на время для сель скохозяйственного использо вания». Собеседник высказался за долгосрочную аренду земли на 30, 50 и даже 100 лет. Он напомнил, что в Липецкой области по указу Бориса Ельцина «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 1996 года фермеры купили все го 11 паев. Они считают более выгодным арендовать землю (средняя годовая плата за 1 га составляет в области 2 — 2,5 центнера фуражного зерна), ибо куп ленная земля может «таить экономические С1^призы». (ИА «Росбалт») СПАСЕМЗЕМЛЮ- СПАСЕМОТЕЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ ЛИПЕЕ1КОЙ ОБЛАСТИ На рассмотрение Государственной Думы правительством был представлен проект закона «О земельном кодексе». В его осно ве земля рассматривается не как социаль но-экономическая база развития государст ва, главное средство сельскохозяйственно го производства, общенародное богатство и достояние, место проживания людей, а как недвижимое имущество —товар, с которым возможны любые манипуляции. В нарушение Конституции Российской Федерации данный законопроект предус матривает: — передачу в частную собственность 98% земель России, включая лесные и водные ресурсы, земли, на которых распо ложены космические и оборонные объекты; — право иностранцев и доморощенных богатеев скупать земли, как любое недви жимое имущество; — создание класса земельной буржуазии и класса бесправных батраков; — подрыв обороноспособности России и ее национальных интересов; — лишение народов России права цело стности территории субъектов федерации; — запрещение гражданам распоряжать ся земельными участками, предоставленны ми в бессрочное пользование и пожизненно наследуемые владения, что значительно ог раничивает права многих граждан, состоя щих в садоводческих, огороднических и дач ных товариществах; — провозглашает приоритет граждан ского законодательства над земельным за конодательством в части регулирования зе мельных отношений. Грядет окончательное ограбление Роди ны, исчезновение самого понятия — «Рос сия». Я, как депутат Государственной Думы, вместе со своими товарищами по фракции КПРФ и Аграрно-промышленной группы пытался сделать все от нас зависящее, что бы не допустить принятия антинародного проекта Земельного кодекса в первом чте нии. Не удалось. Вот почему 1 ^изываю всех крестьян и рабочих, жителей сел, городов и поселков, всех истинных патриотов^ Ли пецкой области встать на защиту своей ма лой родины. Земляки! Проснитесь, если не хотите быть чужими на земле своих предков и сво их детей. Защитим наши земли — значит защитим Россию. Завтра может быть позд но! С уважением Владимир ТОПОРКОВ, депутат Государственной Думы РФ. Ч е л о в е к у , чтобы сущ ествовать , н уж н ы четыре составляющ ие : вода , о гон ь , в о зд ух , земля . И что ж е? Сам чел о ве к и готовит себе по гибель . Вода стала предметом спора , в о л н у на Каспи и , Черном м оре и на Балти ке делят . Делят и д н о . Огонь — благо жизни, великое открытие человека — загнали в смертельную оболочку снарядов и бомб... Воздух — сгубили, ды шать нечем. Земля... И до нее добрались! Законода тельно бросаем ее на растер зание хапугам, местным и иностранным. Возрадовался барышник, возомнивший СВЯТАЯСВЯТЫХ.. себя властелином. Сие ни с какой подлостью несравни М О . Хотя нет, можно срав нить: с ликвидацией «непер спективных» сел. Впрочем все эти события одного ряда подрывающие основы веко вой нравственности, духов ности, совестливости наше го народа. «В немецкой земле — обычаи не наши», — говари вали на Руси исстари. Зем ля у русских, да и славян вообще — святая святых, матушка. Вспомним Досто евского: «...Либерал дошел до того, что отрицает самое Россию, то есть ненавидит и бьет свою родную мать». Не спеши, человек зем ли русской, 95-летний Ни колай Куликов ( автор письма, опубликованного в «ЛГ» 22 июня с.г. — Ред.), похоронить себя в родную землю, пока ее не испога нили. Живи укором — под лости, на страх врагам. В Законодательном Собрании есть наши сопереживатели, не будет так, как задумано. Не должно быть... Сергей ПАНЮШКИН, писатель, почетный гражданин г. Липецка. Д ухо в н о е в о зр ож д ен ие России I продолжается ... Его зримы е вехи — восстановленные храмы . Они не тол ь ко у к р аш а ю т и ож ивл яю т городские и сельские пей заж и Л ип ец кой области . Ц ерковь и духовенство пом о гаю т лю д ям обретать т о ч к у опоры в перипетиях новейше го времени . Но есть и невидимые пра зд н ом у в зор у изменения . Они связаны с кропо тли вой работой в сфере го суд арс твенно -цер ко вны х отнош ений , о чем в год празднования 2000-летия христианства по просьбе ре д а кц и и рассказывает член общественно го экспертно го совета «Липецкой газеты», доцент куль турол о гии Ольга ФЁДОРОВА. Прежде чем говорить о том, что сегодня про- Iисходит в сфере государ ственно-церковных отно шений, необходимо сде лать краткий экскурс в нашу недавнюю исто рию. Без этого не понять, какой прорыв на этом поле произошёл за 10— I 15 лет, хотя всему этому мы были свидетелями. Прежде об отношениях государства и Церкви писать было не принято. Этим занимались только специально обученные идеологи-религиоведы и преподаватели атеизма. Изредка проскользнёт в прессе несколько строк об участии церкви в деле укрепления мира во всём мире. И всё. Тем не ме нее отношения с Русской Православной Церковью оставались предметом постоянной «головной боли» государства. Стоя ла определённая задача: «держать и не пущать». Эти своеобразные нерав ные отношения куриро вала структура, создан ная при Совете Минист ров СССР, —Совет по де- 1лам РПЦ. В каждой об- \ ласти при облисполкомах были специально обучен ные люди — уполномо ченные по делам рели гий, которые подчиня лись напрямую Москве. Сегодня некоторые далёкие от религии люди упрекают Православную Церковь в нерастороп ности, недостаточной благотворительности, в том, что не раздаёт, по добно западным мисси ям, «направо и налево» литературу и подарки, а сосредоточивается на вос становлении руин — как в самой жизни церкви, так и в душе человека. Это потому, что у многих из нас сегодняшние пред ставления о внутренней жизни и структуре на шей церкви крайне по верхностны. От церкви поче му-то требуют быстрых дел, забыв, что она — не реклам ное агентство, а живой орга низм со своими внутренни ми проблемами. Ведь ещё де сятилетие назад священник и епископ не имели никаких прав. Единовластно распоря жались приходами через цер ковные советы уполномочен ные. Следует подчеркнуть, что приходским советам вплоть до 1985 года отводи лась совершенно особая роль. Исполнительный комитет из трёх человек —старосты, по мощника старосты и казна чея — выбирался из числа прихожан, которым мог до верять уполномоченный. Со брания приходского совета созывались по необходимос ти, только с разрешения ме стного или районного Сове тов. Другими словами, если данная тройка удовлетворя ла местный Совет, последний мог по своему усмотрению отменять приходские собра ния на неопределённый срок из опасения, что такое собра ние не одобрит деятельность тройки или потребует её от ставки. Интересы Церкви и Совета, обычно состоявшего из атеистов, мягко говоря, не совпадали. Местные власти не забывали секретный цот- куляр Совета по делам РПЦ, в котором разъяснялись фун кции «вспомогательных ко миссий по ведению Законо дательства о культах». Пред писание требовало формиро вать «двадцатки» из «таких граждан, которые будут чес тно исполнять советские за коны, а также предложения и требования» уполномочен ных. Все финансовые, эконо мические, бухгалтерские виды деятельности, включая добровольные взносы в епар хию и патриархию на под держание трёх семинарий и Т . Д . , были полностью изъяты из ведения духовенства и пе реданы этим исполнитель ным тройкам. Клир мог от вечать толь ко «за ду ховное ру к овод ство прихожана ми: за благо- г о в е й н о е служение и удовлетво рение всех р е л и г и о з ных потреб ностей при- Xо ж а н » . Священник нёс ответ ственность также за мо ральный об лик служа щих в церкви. Но как он мог выполнять эту роль, если за конодательство о культах даже не упоминало его как участника общего собрания или исполнительного орга на? Таким образом, настоя тель не мог изложить пози цию Церкви в возможном конфликте или выступить как пастырь, поскольку ис полнительный орган сущес твовал и собирался совер шенно в стороне от него и не был перед ним ответствен. Другими словами, старосты не подчинялись ни церков ной дисциплине, ни даже на практике местному еписко пу. А власти представляли всё как расширение прав об щины. Так, по замыслу Совета по делам РПЦ, церковной тройке, как доверенным ли цам, принадлежала вся власть в приходе. Настоятель чуть ли не целиком зависел от этих людей. Прихожане храмов области ещё помнят многих совершенно далёких от церкви _и веры старост, "благодаря" которым храмы влачили бедственное су ществование. Именно они имели контакты с уполномо ченными по делам РПЦ при Совете Министров СССР и их представителями на местах. Как свидетельствуют доку менты и практика, чаще все го власти сами выдвигали на эти выборные должности своих людей. И тогда духов ная жизнь уходила из хра ма. Старосты больше заботи лись о своём кармане, неже ли о церковной утвари, рес таврации икон, восстановле нии интерьеров, красоте служб. Именно такие, специ альные люди сообщали упол номоченным о требах и та инствах, которые по прави лу не могли совершаться вне храма, — крестинах, венча ниях, отпеваниях. Старосты были обязаны требовать до кументы у тех, кто обращал ся за этим в церковь. Всё ре гистрировалось, и уполномо ченные принимали соответ ствующие меры. Они же — в духе господствующей иде ологии — искусственно со здавали негативный образ священников и Церкви. Вот в таком состоянии подошла к первому духовно му юбилею — 1000-летию крещения Руси, который со стоялся в 1988 году, — Во ронежско-Липецкая епар хия. Нынешняя администра ция области регулярно про водит социологические опро сы населения в рамках мо ниторинга социально-эконо мической ситуации. Включа ются в анкеты и вопросы об отношении к религии. Ока зывается, православных ве рующих и относящих себя к православию в Липецкой об ласти большинство (до 82%). Все они имеют к Воронеж ско-Липецкой епархии самое непосредственное отноше ние, поскольку в юрисдик ционном плане наша область входит в эту — одну из са мых крупных и старых — епархий европейской части России. Цравящий митропо лит — Мефодий (Николай Фёдорович Немцов, 1949). Он возглавляет управление Воронежско-Липецкой епар хии с 1982 года. ВЛипецкой части епархии управлением юстиции по Ли пецкой области зарегистриро вано 145 приходов РПЦ, тог да как в начале 90-х годов был 71. Они входят в семь церковных округов-благочи- ний; два Липецких , два Елецких, Лебедянское, Гря- зинское, Чаплыгинское. Быстрое возрождение тради ционной конфессии в пери од с 1991 по 2000 год опере дило возможности Воро нежского епархиального уп равления, которое только в середине 90-х годов смогло начать подготовку священ ников и регентов для прихо дов епархии. Поэтому пока не все храмы и молельные дома РПЦ в Липецкой облас ти укомплектованы священ нослужителями. За некото рыми священниками закреп лено по 2-3 сельских прихо да, на которые они выезжа ют в праздничные и воскрес ные дни. Если учесть, что с 1993 года количество прихо дов РПЦ в области удвои лось, то это положение есте ственно. Оно постепенно вы правляется. В области действуют два монастыря: Задонский Свя то-Тихоновский женский, известный в народе как «скит», где настоятельницей — игумения Дорофея (Анна Александровна Ермачкова, 1957), и Задонский Ро- ждество-Богородицкий муж ской, в котором настоятель — викарный епископ Задо нский Никон (Николай Ива нович Васин, 1941). В Задо нском мужском монастыре пребывают мощи святителя Тихона Задонского чудотвор ца, что привлекает сюда мас су паломников. Всегда люд но и у святого источника в тихом лесном урочище ря дом со «скитом». Кроме того, епархии переданы ещё два монастыря, в которых начаты восстановительные работы: Елецкий Знаменс кий и Задонский Тюнин. Есть и ещё одна обитель, о которой знают немногие. Она находится в с. Ожога Воловского района. Там при церкви, настоятелем которой служит схиархимандрит Се рафим, общинно живут его духовные воспитанницы чис лом до ста. Эта традиция восходит к 50-м годам, ког да в селе Бурдино, а потом в Ожоге возник «катакомб ный» женский скит. Власти не регистрировали даже при ходы, всячески препятство вали открытию храмов. А тут скит —пусть небольшая, но монашеская община! Иеромонахи и монахини, вернувшись из ссылок и ла герей, как правило, не стре мились в большие города. Покупали домики в селе или снимали углы у благочести вых селян. Под руководст вом опытных в духовной жизни старцев поддержива ли приходскую местную жизнь. Втайне соблюдая мо нашеские обеты, строили церковную службу и свой быт по монастырскому уста ву. Как бы уходили в «ката комбы». В кавычки беру это слово потому, что наши «ка- такомбники» не гшерывали канонического общения с Московской Патриархией. Так, в Ожоге сложилась и сохранилась до наших дней монашеская община вне мо настырской ограды. Прорыв в отношениях между государственной властью и Русской Правос лавной Церковью произошёл буквально в последние годы — при действующей адми нистрации, которую с 1998 года возглавляет О.П. Коро лёв. 16 декабря 1998 года Липецкую область посетил Святейший Патриарх Мос ковский и всея Руси Алек сий II (Ридигер). Он побывал в двух действующих задон ских монастырях. Государ ственно-конфессиональные отношения динамично раз виваются в рамках действу ющего федерального Закона «О свободе совести и рели гиозных объединениях» от НАМЕЩЕНЕМЦА-УПРАВЛ1ЮЩ0ЕГ НЕХВАТАЕТ.. Я родилась в сельской местности, по специальности — уч е ны й -а гр о н ом . П од тверж даю , что земля всегда яв лялась предметом споров и ра зд оров . К слову , крестьянство п о том у и п о д д е р ж а л о ре в о лю ц ию 1917 года , что больш е в и ки п рово згласили л о з ун г : «Землю — крестьянам !» Я считаю, что принятие в первом чтении правительственного проекта Земельного ко декса — это большая ошибка законодателей. Потому что проект опять стимулирует появ ление у нас множества мелких собственни ков, которые, как я считаю, никогда не на кормят народ, страну. Ведь всему миру из вестно, что рентабельным может быть толь ко крупное землепользование! Известно, размер земельного участка ме нее 70 гектаров уже считается как бы убы точным. Потому-то там, за рубежом, ферме ры и объединяются в ассоциации. На круп ных землевладениях легче вести сельское хо зяйство, проще внедрять научно обоснован ные схемы управления. Как, к примеру, мож но ввести севооборот на маленьком участке? Это практически невозможно! А коль нет се вооборота, не соблюдаются отдельные элемен ты системы земледелия —быстро падает пло дородие почв, что в свою очередь приводит к дисбалансу в агротехнике в целом. Ну, допустим, что земля, несмотря ни на что, будет продаваться. Кто ее сейчас может купить? Только тот, у кого есть большие день ги. По предварительным данным, цена гек тара земли сельскохозяйственного назначения сегодня достигает 250-300 тысяч рублей. Раз ве у честного труженика есть такие деньги? Купить землю могут позволить себе лишь те, кто располагает достаточным для этого капиталом. Ну вложит современный богач свои неправедные... А ведь на земле надо по том работать, любить ее, знать. Значит, при дется нанимать хилых, сирых и убогих да ставить над ними надсмотрщиков, надзира телей, может, и немца-управляющего из Бер лина выписать?.. Но так уже в России было. Кончилось гражданской войной. Короче, я категорически против купли- продажи земли сельскохозяйственного назна чения. Она должна быть в собственности го сударства. Допускаю лишь сдачу ее в аренду. Продавать же можно, причем менее плодо родные небольшие участки, лишь под застрой ку жилых домов, гаражей, прочих объектов бытового характера. Валентина ГУЛИДОВА, доктор сельскохозяйственных наук. ОПЛЬСИКОСЬ-НАКОСЬ! М н е д о в е л о с ь у ч а с т в о в а т ь в р е о р га н и за ц и и с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о производства в шестиде сятых и начале семидеся ты х годов . И всякий ра з я убеж дал ся , с к а к и м и и з д е р ж к а м и для страны , ее э к о н о м и к и , о н а п р о в о д и т с я ! Х о р о ш о , ч то со временем это стали п о н и мать и помо гать селу . А что п роисходи т теперь? Вот опять разгорелась ост рая дискуссия вокруг купли-про дажи земли. Между тем ни в Гос думе, ни в СМИ при этом поче му-то не поднимаются глобаль ные вопросы развития села, сельскохозяйственного произ водства. Ни слова, например, не говорится о программе «Нас на кормит фермер», хотя многие уже поняли ошибочность ее. Сво бодная купля-продажа земли прежде всего приведет к дроб лению сельхозпредприятий. А куда в таком случае девать мощ ные животноводческие комплек сы, зерновые, машинные базы. мощную технику вообще, кадры наконец? Опять будем ориенти роваться на человека с сохой? И кроить севообороты по принци пу «сикось-накось»? Я так понимаю нынещнюю очередную реформу на селе. Земля должна быть государ ственной. Она должна переда ваться в аренду сельским това ропроизводителям без права передачи в субаренду. В дого ворных обязательствах при этом должно находить место созда ние и поддержание соответству ющей инфраструктуры. Наряду с этим необходимо разработать типовые проекты хозяйств в за висимости от районов, размеров сельхозугодий, наличия кадров, техники, оборудования, живот новодческих помещений, пого ловья скота и птицы. В проекте естественно, должна быть и эко номическая составляющая. Вот проводит сейчас об ластная администрация реорга низацию на селе. Правильное дело! Теперь надо сформиро вать мощные акционерные об щества. И обязательно им нуж на поддержка государства. Владимир КОЗЛОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz