Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
^23 января 2001 ’ 4 ( 2 1 § ? 2 ) из ПЕРВЫХ РУК 1ЩИП1«БВБШКИ - 1ЫБУШ№ щ ш п ш 01НШ м ш т Ш11 —Ольга Вадимовна, судя по количеству людей, обра щающихся в ваш отдел, ра бота архивиста становится все более престижной? — В цивилизованном об ществе эта профессия долж на быть востребована всегда. Очень многое в нашей жиз ни зависит от разного рода официальных бумаг. А архи висты являются как раз теми работниками, первейшая обя занность которых — обеспе чение целостности и сохран ности документов. В нашем отделе аккуму лируются документы посто янного хранения. Только за прошлый год мы приняли от городских организаций свы ше 20 тысяч дел. Кстати, еще несколько лет назад их было значительно меньше. Резкое увеличение числа «бу маг» напрямую связано с не стабильной экономической ситуацией: одни предпри ятия создаются, другие лик видируются, третьи меняют свой профиль. За всеми эти ми процессами — конкрет ные человеческие судьбы. Кому-то пришлось поменять профессию, кто-то зарабаты вает копейку на сезонных ра ботах. Когда же приходит время оформлять пенсию, для многих липчан начина ются «хождения по мукам». Выясняется, что одни доку менты потеряны, на поиск других уходит слишком мно го времени. В результате че ловек может получить неза служенно низкую пенсию. Наиболее остро эта про блема обозначилась в 1998 году, когда социальная служба перешла на новый порядок расчета пенсий. Срочно нужно было устра нять возникшую «докумен тальную пробуксовку». — Как вам удалось это сделать? —Во многом упорядочить работу с документацией в организациях, учреждениях, на предприятиях города нам помог смотр сохранности до кументов, который проводил ся в Липецке с апреля 1999 по декабрь 2000 года. В нем приняли участие практичес ки все учреждения городско го звена, включенные в спи сок источников комплектова ния архивного отдела адми нистрации города. Главный результат, до стигнутый в ходе смотра, — повысилась социальная и пра- СПАШСЬ ОТ ЭТОГО можно только одни ЧЕТКОЙ РАБОТОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ .... О д ин из самы х п о сещ аемы х о тделов в адм и н и стр ац ии г. Л ипец к а — архивны й . К его специалистам - л ип ч ан е об ращ аю тся по самым р а зн о о б р а зны м во п р о сам . П о д р о б н е е о р аб о те этой службы к орр е сп онде н т «ЛГ» п опр осил ра сска за ть н ачальника отдел а О льгу КОРНЕВУ . новая защита липчан, до ми нимума сократились отрица тельные ответы на подтвер ждение стажа, заработной платы. Несмотря на огром ный поток запросов, нам уда лось сократить сроки предос тавления справок по уголов ным и гражданским делам. Во многих организациях улучшены условия хранения документов. Специальные помещения для этого имеют 43 из 115 учреждений. Рас ширили площади своих архи вохранилищ в первом и чет вертом жилищных управле ниях, в МУП «Липецктепло- сеть» и «Липецкводоканал», в санатории «Сосновка», больнице скорой медицинс кой помощи, горполиклини- ке № 4, в управлениях куль туры и загса, регистрацион ной палате. В архиве отдела занятос ти населения действует компьютерная программа по наведению справок. Готовит ся программное обеспечение и в ведомственном архиве второго жилищного управле ния. В управлении строи тельства и ЖКП № 6 сущес твуют специальные архивы под техническую документа цию. Там, где нет возможнос ти выделить отдельные поме щения для архивов или объ ем дел постоянного хранения невелик, приняли другие меры по улучшению сохран ности документов. Напри мер, в горбольнице X» 1, гор- поликлинике Хз 1, управле нии Главного смотрителя ус тановлены металлические шкафы. В ходе смотра были вве дены три штатные единицы архивных работников (в пер вом и втором жилищных уп равлениях и в МУП «Ли- пецктеплосеть»). Всего таких должностей в учреждениях теперь пять. —ОльгаВадимовна, что бы упорядочить документы, нужно знать, как это делать? Ведь делопроизводство — штука не такая простая, как может показаться на первый взгляд... —К сожалению, пока еще не во всех организациях это понимают. Есть и такие ру ководители, которые небреж но обращаются с документа ми, не осознают всей их зна чимости для истории и от дельных граждан. Вот почему большое вни мание во время смотра мы уделяли разъяснительной, методической работе. Прово дились семинарские занятия и консультации с председа телями экспертных (смотро вых) комиссий, с работника ми делопроизводственных и архивных служб. Многому учились архи висты и делопроизводители и во время проверок выполне ния условий смотра. Были разработаны необходимые нормативно-методические пособия, инструкции по де лопроизводству. За время проведения смотра была проделана ог ромная работа. Одни учреж дения создали ведомственные ■ архивы, другие полностью привели в порядок докумен ты, третьи создали норматив но-методическую базу. А вот выполнить все условия смот ра, добиться хороших пока зателей по всем направлени ям было нелегко. —Ивсе-таки победители есть? — Да, причем победите лями стали действительно достойные и ответственные люди. Среди бюджетных ор ганизаций первое место заво евали городской отдел заня тости населения. На собра нии по подведению итогов смотра диплом первой степе ни был вручен его руководи телю Вячеславу Александро вичу Фролову. Условия работы и воз можности различных органи заций и предприятий .отлича- ■ ются.‘ВЪт'почему комиссия присудила еще одно первое место. Среди хозрасчетных предприятий его завоевало ГЖУ-2. Дипломом и благо дарственным письмом были отмечены начальник Наумов Анатолий Петрович и архи вист Рубахина Лариса Викто ровна. Второе место по праву было присуждено МУП «Ли- пецктеплосеть» (руководи тель —Бунеев Николай Сте панович, архивист —Алехи на Нина Владимировна) и уп равлению культуры (началь ник Минаева Татьяна Василь евна, архивист — Алексан дрова Светлана Николаевна). — Ольга Вадимовна, смотр закончен, итоги под ведены. Что дальше? — Ну, во-первых, смотр вовсе не закончен. Те руко водители, которые поняли всю важность архивной службы, решили продол жить соревнование среди сво их структурных подразделе ний. Например, управление культуры с 1 декабря 2000 по 1 декабря 2001 года ре шило провести смотр сохран ности документов среди уч реждений своей системы. Во-вторых, итоги смотра еще долго будут служить ориентиром в дальнейшей работе многих архивистов. Будем устранять недостатки, которые он выявил. Необходимо улучшить сохранность документов в муниципальных учреждени ях торговли, бытового обслу живания , большинстве ЖЭКов. Требует решения во прос о формировании объеди ненного ведомственного ар хива системы образования. МУП «Липецкводоканал» предстоит закончить созда ние ведомственного архива, а МУП «БТИ» — приступить к отбору на хранение инвен тарных дел памятников исто рии и культуры. Большая работа ожидается в окруж ных судах Липецка, район ных налоговых инспекциях, муниципальных предприяти ях ЖКХ по упорядочению документов постоянного хра нения. Требует совершенствова ния работа по обеспечению сохранности документов по личному составу, отражаю щих социально-правовые ин тересы граждан, в особеннос ти в организациях с негосу дарственными форма-ми- собственности. Это одна из са мых главных наших задач, ведь архив — служба соци альная. Беседовала Александра ГАЛИНСКАЯ. - Н О ВЫ ЕИ М Е Н А ^ОХ, УЖЭТА НАСТ^ТГАКЖЕ КАТЯ И ЮЛЯ... Й ..... ж ............ X к а н н н Н о в о г о г о л а нота ее удивительного, выразитель- Бровкина и студентка Липецк В у д восьмилетняя Настя П а нина в числе самы х о д а ренны х н аш их юных земляков стала областным стипендиатом . А б у к в а л ь н о чере з н е сколько дней в обл а стно е уп р а вл е н и е культуры поступил приказ М и нистерства культуры , где гово рилось , что одной из пяти т а л ан тл и вы х л ип ч ан , у д о с т о е н ных уж е министерской стипен д и и , является оп я ть -та ки Н а стя... Творческая стипендия — это не просто деньги . Это , преж де всего, н а гр ад а за то , что у че л о в ек а есть д а р Бож ий , ко то рый , бла год аря трудолю бию и увлеченности , не пропал ; не за глох , не ока зался п од спудом . ...Ее появление на любой сцене вызывает мгновенную реакцию — симпатии, удивления, если хотите, умиления. Надо же, такая малень кая, а вот не побоялась, собирается петь. Но когда замолкнет последняя ного, не по-детски сильного голоса, зал взрывается аплодисментами, в которых нет никакой снисходитель ности к певице. Самые большие зна токи только головой качают: как эта девчушка почувствовала душу на родной песни, как она темперамент на, артистична, талантлива... На крупном конкурсе «Самоцве ты России» в Иванове Настя, опере див полсотни соперников, в третий раз стала победительницей, получи ла звание лауреата первой степени. Взыскательное жюри специалистов из столицы особо акцентировали и хорошую вокальную подготовку де вочки, и оригинмьность ее програм мы. Между прочим, Настя пела не только соло, но и дуэтом со своей... бабушкой Марией Яковлевной Мол чановой, тоже большой любительни цей народной песни. Это лишь одна из последних побед ученицы треть его класса нашей областной спец школы искусств. А пока Настя блистала в Ивано ве, ее подружки по классу заслужен ного работника культуры Валентины Грибановой — десятилетняя Катя ого училища искусств Юлия Пасынко- ва —выступали на Всесоюзном кон курсе в Саратове. Он был посвящен столетию великой Лидии Руслановой и собрал 186 исполнителей народной песни из 36 областей страны. Авто ритетнейшее жюри назвало обеих липчанок лауреатами. У Кати —дип лом второй степени, у Юлии, сопер ничавшей с профессионалами и сту дентами консерватории, •— титул лауреата первой степени. Кон цертмейстером наших землячек был Анатолий Яковлев. И он тоже не ос тался без награды: его мастерство аккомпаниатора жюри отметило спе циальным дипломом. А после всех конкурсных тревол нений липчанки участвовали в боль шом заключительном концерте в зале Саратовского оперного театра. Да еще в сопровождении прославленно го оркестра имени Осипова! Ольга ХРУСТАЛЕВА, заместитель директора учебно методического Центра по образо ваниюуправления культуры областной администрации. 111Ш11№111111111|В10ТМ111 К огда Давид Мах мудов коснул ся смычком струн и зазвучала бетховенская Соната фа мажор, никто, кроме самых близких, не знал, что еще вчера пят надцатилетний скрипач лежал с высокой темпе ра тур ой . На очередном вече р е «У камелька» в Д ом е Мастера он играл уверенно и вдохновенно. Есть нечто необъяснимое в том, что подросток с блес ком исполняет сложнейшие вещи, подразумевающие не только абсолютно взрослую виртуозную технику, но, в пер вую очередь, зрелый дущев- ный и духовный опыт, пости жение мыслей и чувств, как будто бы очень далеких и не понятных для юного музыкан та. Но, наверное, не зря та лант называют чудом. А мож но ли подчинить чудо трезвой, приземленной логике? Во всяком случае, Д ави ду оказались по силам и Бет ховен, и Шоссон, и Прокофь ев, и Сарасате... Причем не было и намека на ученичес кую старательность или ро бость. Играл серьезный му зыкант. Те, кто слушал сту д ен та об л а с тн о го училища искусств имени Константина Игумнова раньше, допустим , несколько лет назад, когда он еще занимался в спецшколе для одаренных детей, отмеча ли его завидный творческий рост. Иной, куда более напол ненный и выразительный, звук. Почти осязаемая пластичность формы. Тонкое чувство стиле во го с в о е о б р а з и я каж до го композитора, эмоционального строя каждого произведения, будь то ром ан тиче ский и м п ре с сиони зм сочинения Д е бюсси «В лодке» или иронич ность, горькая усмешка пре людий Шостаковича. Не знаю, что говорил при «разборе полетов» своему пи томцу педагог Вадим Зайчен ко. Но, быть может, все-таки начал теми же словами, какие произнес давным-давно пос ле одного из первых публич ных выступлений Давида: «Ты показал себя не только музы кантом, но и настоящим муж чиной». Уж наставник-то зна ет, чего стоило скрипачу, не о п р а в и в ш и с ь от б о л е з н и , пройти через это испытание... В тот вечер вместе с Д а видом выступала концертмей стер Любовь Пличко. Концерт ве л а м у з ы к о в е д Н а талья Сосновская. И. НЕВЕРОВ. ТАЛИСМАН т ЯНИСА С ем ил е тн ем у пианисту из Л ипецк а Янису Х ун у зи д и , воспитаннику заслуж енно го учителя России Ольги П оташ евой , второй Всероссийский кон кур с пианистов и скрипачей имени Елены Гнесиной принес звание дипл ом ан та , обл ада тел я специально го приза и множ ество п о д а р к о в московско го жю ри . После тако го у сп еха к а к не послуш ать , что ж е д ум а е т о своем ученике О льга Васильевна П оташ ева , ка к им был его путь к п об ед е . — Янис пришел в мой класс в пять лет. А через полтора года е го яркая эм о ц и о н а л ь н о с ть , упорство, его самой природой созданные для игры на фортепь яно руки позволили ему принять участие во Всероссийском кон курсе имени К. Игумнова. Ре зультат — звание лауреата в младшей группе. Вторая премия. А в следующем он завоевал дип лом на конкурсе «Рязань-2000». И вот теперь— диплом в Мос кве, на конкурсе пианистов и скрипачей имени Гнесиной. Про грамма была очень непростой. Три тура. Уже на первом Янис ис полнил трехголосную анвенцию Баха, пятый этюд Мошковского из сем ьдесят второго опуса и «Песню без слов» Мендельсона. А на втором — первую часть со наты Моцарта, «Белые ночи» Чай ковского из «Времен года»,.. Ус ловия третьего тура диктовали: музыка должна звучать двадцать минут. Мы выбрали вторую и третью части сонаты Моцарта, мазурку Шопена и «Жаворонка» Глинки в балакиревской обработ ке. Но дело не только в сложнос ти программы. Не сбрасывайте со счета психологические труд ности. Да, Янис выступал в млад шей группе. Но возраст ее учас тников — до пятнадцати лет. То есть третьеклассник соперничал с подростками, у которых гораз до больше опыта, да даже фи зических сил, чем у него. Но кон курс есть конкурс. Это всегда пре одоление. В соревновании участвовали шестьдесят пять детей. Яниса «обошли» только трое. Он пока зал себя уже в первом туре. Исполнения его «Жаворонка» ждал весь зал... Но, конечно, я не считаю его игру блестящей. Даже несмотря на лестные слова председателя комиссии профессора Российской Ака демии имени Гнесиных Вла димира Троппа. Он сказал: «Липецкий пианист— ребенок с огромными перспективами. К его развитию в музыке не обходим пристальный и бе режный подход. Мы будем следить за его творческой судьбой». Порадовавшись по беде, будем работать даль ше. Много и настойчиво. И пусть Яниса вдохновляет ред кий подарок— переданный ему личный талисман великой рус ской пианистки Елены Гнеси ной, Из музея ее имени. Это ведь как эстафета. Что, конеч но, обязывает. Записала Вера КОРЧАГИНА. Ш ИП ЕЦ КА Я «/Ж г а з е т а ( 1 о ШМИНАЛ Ж ДВА с а м о у б и й с т в а ! с ТРЕМЯ ЖЕРТВАМИ! А н а минувшей неделе местная крими-1 нальная хроника пополнилась двумя траги-1 ческими и чем-то схожими между собой ! происшествиями. Правда, удивить сегодня чем-либо уже привыкшего ко всему обыва-1 теля трудно, и тем не менее случившееся | можно считать из ряда вон выходящим. В одном случае, судя по всему, имело! место двойное самоубийство. В елецком по-1 селке Солидарность расстаться с собствен-1 ными жизнями решили сразу мать и ее дочь. Обе с перерезанными венами рук были об-1 наружены в квартире утром 16 января. Если1 50-летняя женщина не оставила себе ника-1 ких шансов остаться в живых, то ее 14-лет-| ней дочери, можно сказать, повезло: ране-1 ние оказалось несмертельным. В бессозна-1 тельном состоянии девушку госпитализиро-1 вали. Другая драма разыгралась днем позже! в одной из деревень Воловского района.| Здесь при невыясненных пока до конца об-1 стоятельствах погибли два родных брата 2 5 1 и 27 лет. По одной из версий, между моло-1 дыми людьми произошел конфликт. Выяс-| нение отношений зашло так далеко, что! один из них схватил нож и ударом в сердце | насмерть поразил брата. Развязка семей-! ной ссоры была не менее трагической: убий-| ца сам свел счеты с жизнью... ПОЛУНОЧНЫЙ г р а б и т е л ь ! ОБЧИСТИЛ КАЗАХСТАНЦА Аж ертвой дорожного грабителя стал на| днях житель казахстанского города Павло-! дара. Около десяти часов ночи на трассе ! Орел—Тамбов в Грязинском районе его| «Мерседес» остановил неизвестный мужчи-1 на. Потеря бдительности стоила грах(дани-| ну Казахстана немалых неприятностей: гра-! битель отобрал у него всю имеющуюся на-1 личность — 10 тысяч рублей, 800 немецких| марок и 100 долларов. В САЛОНЕ «ЖИГУЛЕЙ» ПРОИЗОШЛА! ПОНОЖОВЩИНА А ’Кровавой разборкой закончилась по-1 ездка четырех молодых людей, оказавших-! ся вместе в одну из недавний ночей в рай-1 оне поселка тракторостроителей. Причины | и обстоятельства случившегося выясняются. I По предварительным данным, находив-1 шиеся в автомобиле пассажиры нанесли (не| исключено, что с целью ограбления и угона! машины) водителю два ножевых ранения.! Обороняясь, автовладелец в свою очередь! также ножом ударил нападающих. Один из | них, 16-летнии Д., от полученной раны скон-| чался при доставке в больницу, другой ,! 18-летний В., госпитализирован. Еще один! участник ночной поездки задержан, ведет-1 ся следствие. ПО МАЛЕЮ п р о г у л я л и с ь ! ДАЧНЫЕ ГРАБИТЕЛИ А п о д Новый год по старому стилю в гря-1 зинском селе Малей неизвестные воры со-1 вершили серийный набег на здешние д ач - ! ные дома. Адреса злоумышленники выбра-1 ли как по заказу: все три обкраденных жи лища принадлежат достаточно известным! в Липецке людям. Из двух домов было похи-1 щено имущество, а вот в третьем воры до-1 брались до крыши, умыкнув около 50 алю-| миниевых кровельных покрытий. | Милиция уже задержала двух любителей | чужого добра. Один из них, 27-летний М.,| оказался недавно амнистированным. По иро-1 НИИ судьбы кровельное покрытие он снимал | с дома начальника одной из исправитель-1 ных трудовых колоний, из которой до этого, возможно, был освобожден. И в ГЛУБИНКЕ м а р и х у а н а ! ИМЕЕТСЯ '^Небезопасный джентльменский набор| обнаружили в ходе следственно-оператив-1 ных мероприятий у жителя долгоруковского! села Гудаловка сотрудники районного ОВД. I В доме работника местного СХПК стражи! порядка нашли 74,6 грамма марихуаны и| незарегистрированное охотничье ружье. Хранилось оно незаконно. Начато рассле-! дование. СТРЕЛЬБА В ПОЛНОЧЬ ИЗ РУЖЬЯ I 12 КАЛИБРА 'А в одну из недавних ночей в Липецке! сотрудники патрульно-постовой службы за- { держали некоего В. Поводом для вмеша тельства милиционеров стала хулиганская! выходка со стороны 28-летнего липчанина. I В первом часу ночи не в меру энергич-1 ный молодой человек устроил стрельбу из! охотничьего ружья 12 калибра. Стрелял В.,| правда, в воздух и из зарегистрированного! оружия, но это вряд ли может служить оп-1 равданием для подобного хулиганского пос-1 тупка. Ружье у горе-стрелка отобрано, изь-| ято также 36 патронов. К материалам рас-1 следования приобщены и 5 гильз, найден-1 ных на месте происшествия. В МОРГ ЧЕРЕЗ о к н о ! ЗА ПРИНТЕРОМ ■Акуда только не заносит судьба-злодей-1 ка некоторых наших закононепослушных| граждан. Ради наживы кое-кто из них готов! лезть хоть в преисподнюю. Липчанин Д. на-1 шел местечко поближе, но не менее ориги-1 нальное. 33-летний воришка забрался не-{ давно в... морг (через окно, разбив стекло) областной клинической больницы. До кра-| жи покойников, правда, дело не дошло, но1 специфическое медицинское подразделение | лишилось компьютера, принтера и монито-1 ра. Незваному посетителю печального за-1 ведения не повезло: вместе с похищенным | его задержал сотрудник милиции. Служба новостей «Липецкой газеты». I “Г* УБОПУСИЛИ11АЕТС1.. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Комбинату возвращено 34 тонны похищенного м е талла, наложен арест на имущество расхитителей на сумму 800 тысяч рублей. Привлечены к уголов ной ответственности и 13 человек, занимавшихся хищением в АО «Силан» кристаллического кремния и алюминиевого лома. Ущерб, нанесенный преступ никами, составил 2 миллиона рублей. Не был обойден вниманием на пресс-конф е ренции и вопрос борьбы с коррупцией. В прошлом году было выявлено 38 преступлений, совершен ных должностными лицами. Почти половина из них связана со взяточничеством. Как заметил Сергей Валетов, наряду с реализацией некоторых прежних наработок в отделе борьбы с коррупцией шло на копление необходимого оперативного материала. Вполне вероятно, что часть из них получит свое ло гическое завершение уже в этом году. Во всяком случае полковник Валетов не исключил возможнос ти возбуждения ряда уголовных дел по чиновничьей коршпции. Еще одна сторона деятельности УБОПа, о кото рой следует упомянуть. На протяжении всего пери ода военных действий в Чечне сотрудники специ ального отряда быстрого реагирования липецкого управления постоянно выезжали на Кавказ в дли тельные командировки. Только в минувшем году таких служебных поездок было семь. Свой долг липчане выполняют с честью. Об этом говорят их награды: четыре человека удостоены ордена М у жества, 23 награждены медалью ордена «За заслу ги перед Отечеством» II степени и «За отвагу». ОГ Владимир ВОЛ ДИН. Д И А Л О Г ПЕРЕД п р е м ь е р о й МЫСШИ одной КРОВИ!.. Н аш м и р — дж ун гли . Мы уж е привыкли к этой ф разе , хотя ещ е совсем н едавно упо требляли ее прим енительно лиш ь к з а п а д н ом у общ еству . Но сегодня — это уж е и про нас. Н у а с волками жить — по-волчьи выть. И мы в споминаем эту пословицу , чтобы оп равд ать собственные жестокость, бессердечие , неразборчиво сть в средствах . Но открой те старую ск а зк у Киплинга «Книга джунглей» , ко тор ую мы привыкли называть «Маугли». Вероятно , вы не в споминали о ней с сам о го детства . Так открой те , и вы вдруг обн ар уж и те , что в м и р е дхсунглей гора здо бол ьш е тепла и сердца , чем в том м и р е , который сотворил человек . Им енно та к — «Сердце дхсунглей» — называется новый спектакль Л ипецко го муниципальг^ого театра , которы й поставил Олег ПОНОАЛАРЕВ. Естественно, первым д е л ом меня интересовал вопрос , для кого предна значен этот спектакль — для детей или для взрослых. — Я бы не стал отвечать как-то однознач но. Хочется верить, что и дети, и взрослые су меют найти что-то важное для себя. Честно признаться, мне бы очень хотелось, чтобы на премьере было больше взрослых. По крайней мере — молодежи. Это ведь не просто детская сказка, это скорее — притча. — Кстати, а почему именно «Маугли»? — Я люблю эту сказку с детства, и она жила во мне на протяжении всех моих тридцати лет. И что самое интересное: взрослея, находишь в ней что-то новое, необходимое тебе именно в этот момент. Она мудра, она философична, она актуальна. Мне хотелось с помощью этого спек такля рассказать зрителю о том, что наболело, что меня сегодня тревожит. — А вас не смущало, что уже есть широко известный и всеми любимый «мультик», по которому и будут настраи ваться ваши зрители? — Я тоже очень люблю этот советский мультфильм, он просто очарователен. Смо т рел я и диснеевский вариант и убедился, что это не более чем очередной комикс. Но мне хотелось сделать спектакль о другом. В этпх мультф ильм ах нет очень важной, на мой взгляд, фразы Киплинга, которой он заканчи вает одну из глав: «А это уже совсем другая сказка. Для взрослых». Я начала работать над сценарием год назад. За это время родилось четыре варианта. Последний, четвертый, дора батывался уже вместе с артистами и музы кальным руководителем Сергеем Бондаренко, который сочинял музыку для спектакля. Мне с самого начала не хотелось называть поста новку по имени главного героя, потому что в этой сказке и помимо Маугли очень много все го. Я долго и мучительно искал название. И все-таки остановился на «Сердце джунглей». Почему? Потому что самое главное, на мой взгляд, чтобы и в нашем спектакле было сер дце. Сейчас время, когда сердца молчат. Вре мя, когда потеряны ценности, отсутствует ге рой. Безликое время. Но где искать героя? Только внутри себя. Я не пытаюсь со сцены давать ответы. Скорее — ставлю вопросы. Когда в финале Маугли говорит о том, что он непре менно вернется в джунгли, мы не знаем, как он вернется и каким. Но ведь перед этим он говорит и другое: джунгли — это весна. Спосо бен ли человек пронести через всю свою жизнь состояние весны? Зритель должен ответить на этот вопрос сам. В сущности — это взрослая грустная сказка. Хотя дети ее тоже очень лю бят. — Вот вы, вторя Киплингу, утверждае те, что джунгли — это весна. Ну а как же наши представления о мире джунглей и его законах? — Наше представление придумано нами. Помните, как говорит тигр Шерхан? Мы приду мываем законы, чтобы нарушать их. Разве это не из человеческого мира? Но это принцип сви репого Шерхана, а не джунглей. А животные в сказке ищут душу, ищут сердце. И основной закон для них — «Мы с тобой одной крови, ты и я». Причем в финале эта формула даже пре образуется: «Мы с вами одной крови». Пони маете, это ведь обретение общности, ощуще ние себя в гармонии с миром, ощущение себя как частицы этого мира. А большинство из нас сегодня живет, как шерханы. Но джунгли-то от вергли Шерхана. И Киплинг рассказывает, как он за предательство был помечен полосками. Знаете, с самого начала работы над сценари ем меня подстерегала огромная трудность, потому что буквально каждая глава сказки Кип линга норовила разрастись в отдельный сце нарий, отдельную постановку. Все время ощу щение: и об этом надо сказать, и об этом, и об этом. А сценическое время ограничено. Зна чит, многое зритель должен домысливать сам, а наша задача — помочь ему в этом. Получи лось ли? Не знаю, будем надеяться. — Выходит, ваш спектакль ломает наши представления о «волчьих законах» джунглей? И нам уже нечем оправдывать себя? — Жестокость всегда неоправданна. Не случайно после схватки с коброй Маугли отка зывается уничтожить ее и говорит: «Хватит кро ви, я не хочу больше убивать.» Бороться надо прежде всего с собой, своими слабостями, страхами. Именно это и происходит с вожаком волков.Акелой. Приняв Маугли, он и пантера Багира наживают себе массу проблем. Пото му что ответственность за другого — это всег да проблемы. Но именно эти проблемы, эта ответственность порождают переворот в их душах, а потом и переворот в джунглях. И если не выстоят Акела с Багирой — тогда придет время шерханов. Мы должны это осознать. — Мы давно знаем вас как актера. Профессия режиссера сильно отличает ся от актерской? — Это просто другая профессия. Она тре бует гораздо большей воли, способности все и вся подчинять своему замыслу. Возможно, это занятие где-то даже сродни диктатуре. Да, бывают и личные обиды — не без того. Но если коллектив живет общей идеей, живет те атром — тогда все обиды мимолетны. Пока что нам это удается. Что же касается профессии режиссера, то она полностью подчиняет твою жизнь, заставляя думать о будущем спектакле каждую секунду. И если ты готов подчиниться, судьба сама начинает помогать. Вот бился я над гримом для некоторых актеров. Вдруг зво нок в дверь, и приходят какие-то ребята, вроде кришнаитов, начинают, как обычно, очень на вязчиво предлагать книги. Я, чтобы отделать ся, покупаю какую-то. Начинаю просматривать иллюстрации и вдруг вижу: да вот он, грим, вот они, костюмы! И не надо больше голову ло мать. — У вас уже есть какие-то планы на будущее? Что вы хотите делать после «Маугли»? — Во-первых, я не волшебник, я только учусь. Во-вторых, я работаю в коллективе, под началом главного режиссера. В-третьих, есть немалые проблемы с финансированием новых постановок. Так что давайте не будем загады вать, хотя идей у меня много. Пока что мне хочется одного: чтобы после этого спектакля люди ушли с желанием созидать. Это — глав ное. Беседовала Елена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz