Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

^23 января 2001 ’ 4 ( 2 1 § ? 2 ) из ПЕРВЫХ РУК 1ЩИП1«БВБШКИ - 1ЫБУШ№ щ ш п ш 01НШ м ш т Ш11 —Ольга Вадимовна, судя по количеству людей, обра­ щающихся в ваш отдел, ра­ бота архивиста становится все более престижной? — В цивилизованном об­ ществе эта профессия долж­ на быть востребована всегда. Очень многое в нашей жиз­ ни зависит от разного рода официальных бумаг. А архи­ висты являются как раз теми работниками, первейшая обя­ занность которых — обеспе­ чение целостности и сохран­ ности документов. В нашем отделе аккуму­ лируются документы посто­ янного хранения. Только за прошлый год мы приняли от городских организаций свы­ ше 20 тысяч дел. Кстати, еще несколько лет назад их было значительно меньше. Резкое увеличение числа «бу­ маг» напрямую связано с не­ стабильной экономической ситуацией: одни предпри­ ятия создаются, другие лик­ видируются, третьи меняют свой профиль. За всеми эти­ ми процессами — конкрет­ ные человеческие судьбы. Кому-то пришлось поменять профессию, кто-то зарабаты­ вает копейку на сезонных ра­ ботах. Когда же приходит время оформлять пенсию, для многих липчан начина­ ются «хождения по мукам». Выясняется, что одни доку­ менты потеряны, на поиск других уходит слишком мно­ го времени. В результате че­ ловек может получить неза­ служенно низкую пенсию. Наиболее остро эта про­ блема обозначилась в 1998 году, когда социальная служба перешла на новый порядок расчета пенсий. Срочно нужно было устра­ нять возникшую «докумен­ тальную пробуксовку». — Как вам удалось это сделать? —Во многом упорядочить работу с документацией в организациях, учреждениях, на предприятиях города нам помог смотр сохранности до­ кументов, который проводил­ ся в Липецке с апреля 1999 по декабрь 2000 года. В нем приняли участие практичес­ ки все учреждения городско­ го звена, включенные в спи­ сок источников комплектова­ ния архивного отдела адми­ нистрации города. Главный результат, до­ стигнутый в ходе смотра, — повысилась социальная и пра- СПАШСЬ ОТ ЭТОГО можно только одни ЧЕТКОЙ РАБОТОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ .... О д ин из самы х п о сещ аемы х о тделов в адм и н и стр ац ии г. Л ипец к а — архивны й . К его специалистам - л ип ч ан е об ращ аю тся по самым р а зн о о б р а зны м во п р о сам . П о д р о б н е е о р аб о те этой службы к орр е сп онде н т «ЛГ» п опр осил ра сска за ть н ачальника отдел а О льгу КОРНЕВУ . новая защита липчан, до ми­ нимума сократились отрица­ тельные ответы на подтвер­ ждение стажа, заработной платы. Несмотря на огром­ ный поток запросов, нам уда­ лось сократить сроки предос­ тавления справок по уголов­ ным и гражданским делам. Во многих организациях улучшены условия хранения документов. Специальные помещения для этого имеют 43 из 115 учреждений. Рас­ ширили площади своих архи­ вохранилищ в первом и чет­ вертом жилищных управле­ ниях, в МУП «Липецктепло- сеть» и «Липецкводоканал», в санатории «Сосновка», больнице скорой медицинс­ кой помощи, горполиклини- ке № 4, в управлениях куль­ туры и загса, регистрацион­ ной палате. В архиве отдела занятос­ ти населения действует компьютерная программа по наведению справок. Готовит­ ся программное обеспечение и в ведомственном архиве второго жилищного управле­ ния. В управлении строи­ тельства и ЖКП № 6 сущес­ твуют специальные архивы под техническую документа­ цию. Там, где нет возможнос­ ти выделить отдельные поме­ щения для архивов или объ­ ем дел постоянного хранения невелик, приняли другие меры по улучшению сохран­ ности документов. Напри­ мер, в горбольнице X» 1, гор- поликлинике Хз 1, управле­ нии Главного смотрителя ус­ тановлены металлические шкафы. В ходе смотра были вве­ дены три штатные единицы архивных работников (в пер­ вом и втором жилищных уп­ равлениях и в МУП «Ли- пецктеплосеть»). Всего таких должностей в учреждениях теперь пять. —ОльгаВадимовна, что­ бы упорядочить документы, нужно знать, как это делать? Ведь делопроизводство — штука не такая простая, как может показаться на первый взгляд... —К сожалению, пока еще не во всех организациях это понимают. Есть и такие ру­ ководители, которые небреж­ но обращаются с документа­ ми, не осознают всей их зна­ чимости для истории и от­ дельных граждан. Вот почему большое вни­ мание во время смотра мы уделяли разъяснительной, методической работе. Прово­ дились семинарские занятия и консультации с председа­ телями экспертных (смотро­ вых) комиссий, с работника­ ми делопроизводственных и архивных служб. Многому учились архи­ висты и делопроизводители и во время проверок выполне­ ния условий смотра. Были разработаны необходимые нормативно-методические пособия, инструкции по де­ лопроизводству. За время проведения смотра была проделана ог­ ромная работа. Одни учреж­ дения создали ведомственные ■ архивы, другие полностью привели в порядок докумен­ ты, третьи создали норматив­ но-методическую базу. А вот выполнить все условия смот­ ра, добиться хороших пока­ зателей по всем направлени­ ям было нелегко. —Ивсе-таки победители есть? — Да, причем победите­ лями стали действительно достойные и ответственные люди. Среди бюджетных ор­ ганизаций первое место заво­ евали городской отдел заня­ тости населения. На собра­ нии по подведению итогов смотра диплом первой степе­ ни был вручен его руководи­ телю Вячеславу Александро­ вичу Фролову. Условия работы и воз­ можности различных органи­ заций и предприятий .отлича- ■ ются.‘ВЪт'почему комиссия присудила еще одно первое место. Среди хозрасчетных предприятий его завоевало ГЖУ-2. Дипломом и благо­ дарственным письмом были отмечены начальник Наумов Анатолий Петрович и архи­ вист Рубахина Лариса Викто­ ровна. Второе место по праву было присуждено МУП «Ли- пецктеплосеть» (руководи­ тель —Бунеев Николай Сте­ панович, архивист —Алехи­ на Нина Владимировна) и уп­ равлению культуры (началь­ ник Минаева Татьяна Василь­ евна, архивист — Алексан­ дрова Светлана Николаевна). — Ольга Вадимовна, смотр закончен, итоги под­ ведены. Что дальше? — Ну, во-первых, смотр вовсе не закончен. Те руко­ водители, которые поняли всю важность архивной службы, решили продол­ жить соревнование среди сво­ их структурных подразделе­ ний. Например, управление культуры с 1 декабря 2000 по 1 декабря 2001 года ре­ шило провести смотр сохран­ ности документов среди уч­ реждений своей системы. Во-вторых, итоги смотра еще долго будут служить ориентиром в дальнейшей работе многих архивистов. Будем устранять недостатки, которые он выявил. Необходимо улучшить сохранность документов в муниципальных учреждени­ ях торговли, бытового обслу­ живания , большинстве ЖЭКов. Требует решения во­ прос о формировании объеди­ ненного ведомственного ар­ хива системы образования. МУП «Липецкводоканал» предстоит закончить созда­ ние ведомственного архива, а МУП «БТИ» — приступить к отбору на хранение инвен­ тарных дел памятников исто­ рии и культуры. Большая работа ожидается в окруж­ ных судах Липецка, район­ ных налоговых инспекциях, муниципальных предприяти­ ях ЖКХ по упорядочению документов постоянного хра­ нения. Требует совершенствова­ ния работа по обеспечению сохранности документов по личному составу, отражаю­ щих социально-правовые ин­ тересы граждан, в особеннос­ ти в организациях с негосу­ дарственными форма-ми- собственности. Это одна из са­ мых главных наших задач, ведь архив — служба соци­ альная. Беседовала Александра ГАЛИНСКАЯ. - Н О ВЫ ЕИ М Е Н А ^ОХ, УЖЭТА НАСТ^ТГАКЖЕ КАТЯ И ЮЛЯ... Й ..... ж ............ X к а н н н Н о в о г о г о л а нота ее удивительного, выразитель- Бровкина и студентка Липецк В у д восьмилетняя Настя П а ­ нина в числе самы х о д а ­ ренны х н аш их юных земляков стала областным стипендиатом . А б у к в а л ь н о чере з н е сколько дней в обл а стно е уп р а вл е н и е культуры поступил приказ М и ­ нистерства культуры , где гово ­ рилось , что одной из пяти т а ­ л ан тл и вы х л ип ч ан , у д о с т о е н ­ ных уж е министерской стипен­ д и и , является оп я ть -та ки Н а ­ стя... Творческая стипендия — это не просто деньги . Это , преж де всего, н а гр ад а за то , что у че ­ л о в ек а есть д а р Бож ий , ко то ­ рый , бла год аря трудолю бию и увлеченности , не пропал ; не за ­ глох , не ока зался п од спудом . ...Ее появление на любой сцене вызывает мгновенную реакцию — симпатии, удивления, если хотите, умиления. Надо же, такая малень­ кая, а вот не побоялась, собирается петь. Но когда замолкнет последняя ­ ного, не по-детски сильного голоса, зал взрывается аплодисментами, в которых нет никакой снисходитель­ ности к певице. Самые большие зна­ токи только головой качают: как эта девчушка почувствовала душу на­ родной песни, как она темперамент­ на, артистична, талантлива... На крупном конкурсе «Самоцве­ ты России» в Иванове Настя, опере­ див полсотни соперников, в третий раз стала победительницей, получи­ ла звание лауреата первой степени. Взыскательное жюри специалистов из столицы особо акцентировали и хорошую вокальную подготовку де­ вочки, и оригинмьность ее програм­ мы. Между прочим, Настя пела не только соло, но и дуэтом со своей... бабушкой Марией Яковлевной Мол­ чановой, тоже большой любительни­ цей народной песни. Это лишь одна из последних побед ученицы треть­ его класса нашей областной спец­ школы искусств. А пока Настя блистала в Ивано­ ве, ее подружки по классу заслужен­ ного работника культуры Валентины Грибановой — десятилетняя Катя ого училища искусств Юлия Пасынко- ва —выступали на Всесоюзном кон­ курсе в Саратове. Он был посвящен столетию великой Лидии Руслановой и собрал 186 исполнителей народной песни из 36 областей страны. Авто­ ритетнейшее жюри назвало обеих липчанок лауреатами. У Кати —дип­ лом второй степени, у Юлии, сопер­ ничавшей с профессионалами и сту­ дентами консерватории, •— титул лауреата первой степени. Кон­ цертмейстером наших землячек был Анатолий Яковлев. И он тоже не ос­ тался без награды: его мастерство аккомпаниатора жюри отметило спе­ циальным дипломом. А после всех конкурсных тревол­ нений липчанки участвовали в боль­ шом заключительном концерте в зале Саратовского оперного театра. Да еще в сопровождении прославленно­ го оркестра имени Осипова! Ольга ХРУСТАЛЕВА, заместитель директора учебно­ методического Центра по образо­ ваниюуправления культуры областной администрации. 111Ш11№111111111|В10ТМ111 К огда Давид Мах­ мудов коснул ся смычком струн и зазвучала бетховенская Соната фа мажор, никто, кроме самых близких, не знал, что еще вчера пят­ надцатилетний скрипач лежал с высокой темпе ­ ра тур ой . На очередном вече р е «У камелька» в Д ом е Мастера он играл уверенно и вдохновенно. Есть нечто необъяснимое в том, что подросток с блес­ ком исполняет сложнейшие вещи, подразумевающие не только абсолютно взрослую виртуозную технику, но, в пер­ вую очередь, зрелый дущев- ный и духовный опыт, пости­ жение мыслей и чувств, как будто бы очень далеких и не­ понятных для юного музыкан­ та. Но, наверное, не зря та­ лант называют чудом. А мож­ но ли подчинить чудо трезвой, приземленной логике? Во всяком случае, Д ави ­ ду оказались по силам и Бет­ ховен, и Шоссон, и Прокофь­ ев, и Сарасате... Причем не было и намека на ученичес­ кую старательность или ро ­ бость. Играл серьезный му ­ зыкант. Те, кто слушал сту­ д ен та об л а с тн о го училища искусств имени Константина Игумнова раньше, допустим , несколько лет назад, когда он еще занимался в спецшколе для одаренных детей, отмеча­ ли его завидный творческий рост. Иной, куда более напол­ ненный и выразительный, звук. Почти осязаемая пластичность формы. Тонкое чувство стиле­ во го с в о е о б р а з и я каж до го композитора, эмоционального строя каждого произведения, будь то ром ан тиче ский и м ­ п ре с сиони зм сочинения Д е ­ бюсси «В лодке» или иронич­ ность, горькая усмешка пре­ людий Шостаковича. Не знаю, что говорил при «разборе полетов» своему пи­ томцу педагог Вадим Зайчен­ ко. Но, быть может, все-таки начал теми же словами, какие произнес давным-давно пос ­ ле одного из первых публич­ ных выступлений Давида: «Ты показал себя не только музы ­ кантом, но и настоящим муж­ чиной». Уж наставник-то зна­ ет, чего стоило скрипачу, не о п р а в и в ш и с ь от б о л е з н и , пройти через это испытание... В тот вечер вместе с Д а­ видом выступала концертмей­ стер Любовь Пличко. Концерт ве л а м у з ы к о в е д Н а талья Сосновская. И. НЕВЕРОВ. ТАЛИСМАН т ЯНИСА С ем ил е тн ем у пианисту из Л ипецк а Янису Х ун у зи д и , воспитаннику заслуж енно го учителя России Ольги П оташ евой , второй Всероссийский кон кур с пианистов и скрипачей имени Елены Гнесиной принес звание дипл ом ан та , обл ада тел я специально го приза и множ ество п о д а р к о в московско го жю ри . После тако го у сп еха к а к не послуш ать , что ж е д ум а е т о своем ученике О льга Васильевна П оташ ева , ка к им был его путь к п об ед е . — Янис пришел в мой класс в пять лет. А через полтора года е го яркая эм о ц и о н а л ь н о с ть , упорство, его самой природой созданные для игры на фортепь­ яно руки позволили ему принять участие во Всероссийском кон­ курсе имени К. Игумнова. Ре ­ зультат — звание лауреата в младшей группе. Вторая премия. А в следующем он завоевал дип­ лом на конкурсе «Рязань-2000». И вот теперь— диплом в Мос­ кве, на конкурсе пианистов и скрипачей имени Гнесиной. Про­ грамма была очень непростой. Три тура. Уже на первом Янис ис­ полнил трехголосную анвенцию Баха, пятый этюд Мошковского из сем ьдесят второго опуса и «Песню без слов» Мендельсона. А на втором — первую часть со ­ наты Моцарта, «Белые ночи» Чай­ ковского из «Времен года»,.. Ус­ ловия третьего тура диктовали: музыка должна звучать двадцать минут. Мы выбрали вторую и третью части сонаты Моцарта, мазурку Шопена и «Жаворонка» Глинки в балакиревской обработ­ ке. Но дело не только в сложнос­ ти программы. Не сбрасывайте со счета психологические труд­ ности. Да, Янис выступал в млад­ шей группе. Но возраст ее учас­ тников — до пятнадцати лет. То есть третьеклассник соперничал с подростками, у которых гораз­ до больше опыта, да даже фи­ зических сил, чем у него. Но кон­ курс есть конкурс. Это всегда пре­ одоление. В соревновании участвовали шестьдесят пять детей. Яниса «обошли» только трое. Он пока­ зал себя уже в первом туре. Исполнения его «Жаворонка» ждал весь зал... Но, конечно, я не считаю его игру блестящей. Даже несмотря на лестные слова председателя комиссии профессора Российской Ака­ демии имени Гнесиных Вла­ димира Троппа. Он сказал: «Липецкий пианист— ребенок с огромными перспективами. К его развитию в музыке не­ обходим пристальный и бе ­ режный подход. Мы будем следить за его творческой судьбой». Порадовавшись по­ беде, будем работать даль­ ше. Много и настойчиво. И пусть Яниса вдохновляет ред­ кий подарок— переданный ему личный талисман великой рус­ ской пианистки Елены Гнеси­ ной, Из музея ее имени. Это ведь как эстафета. Что, конеч­ но, обязывает. Записала Вера КОРЧАГИНА. Ш ИП ЕЦ КА Я «/Ж г а з е т а ( 1 о ШМИНАЛ Ж ДВА с а м о у б и й с т в а ! с ТРЕМЯ ЖЕРТВАМИ! А н а минувшей неделе местная крими-1 нальная хроника пополнилась двумя траги-1 ческими и чем-то схожими между собой ! происшествиями. Правда, удивить сегодня чем-либо уже привыкшего ко всему обыва-1 теля трудно, и тем не менее случившееся | можно считать из ряда вон выходящим. В одном случае, судя по всему, имело! место двойное самоубийство. В елецком по-1 селке Солидарность расстаться с собствен-1 ными жизнями решили сразу мать и ее дочь. Обе с перерезанными венами рук были об-1 наружены в квартире утром 16 января. Если1 50-летняя женщина не оставила себе ника-1 ких шансов остаться в живых, то ее 14-лет-| ней дочери, можно сказать, повезло: ране-1 ние оказалось несмертельным. В бессозна-1 тельном состоянии девушку госпитализиро-1 вали. Другая драма разыгралась днем позже! в одной из деревень Воловского района.| Здесь при невыясненных пока до конца об-1 стоятельствах погибли два родных брата 2 5 1 и 27 лет. По одной из версий, между моло-1 дыми людьми произошел конфликт. Выяс-| нение отношений зашло так далеко, что! один из них схватил нож и ударом в сердце | насмерть поразил брата. Развязка семей-! ной ссоры была не менее трагической: убий-| ца сам свел счеты с жизнью... ПОЛУНОЧНЫЙ г р а б и т е л ь ! ОБЧИСТИЛ КАЗАХСТАНЦА Аж ертвой дорожного грабителя стал на| днях житель казахстанского города Павло-! дара. Около десяти часов ночи на трассе ! Орел—Тамбов в Грязинском районе его| «Мерседес» остановил неизвестный мужчи-1 на. Потеря бдительности стоила грах(дани-| ну Казахстана немалых неприятностей: гра-! битель отобрал у него всю имеющуюся на-1 личность — 10 тысяч рублей, 800 немецких| марок и 100 долларов. В САЛОНЕ «ЖИГУЛЕЙ» ПРОИЗОШЛА! ПОНОЖОВЩИНА А ’Кровавой разборкой закончилась по-1 ездка четырех молодых людей, оказавших-! ся вместе в одну из недавний ночей в рай-1 оне поселка тракторостроителей. Причины | и обстоятельства случившегося выясняются. I По предварительным данным, находив-1 шиеся в автомобиле пассажиры нанесли (не| исключено, что с целью ограбления и угона! машины) водителю два ножевых ранения.! Обороняясь, автовладелец в свою очередь! также ножом ударил нападающих. Один из | них, 16-летнии Д., от полученной раны скон-| чался при доставке в больницу, другой ,! 18-летний В., госпитализирован. Еще один! участник ночной поездки задержан, ведет-1 ся следствие. ПО МАЛЕЮ п р о г у л я л и с ь ! ДАЧНЫЕ ГРАБИТЕЛИ А п о д Новый год по старому стилю в гря-1 зинском селе Малей неизвестные воры со-1 вершили серийный набег на здешние д ач - ! ные дома. Адреса злоумышленники выбра-1 ли как по заказу: все три обкраденных жи­ лища принадлежат достаточно известным! в Липецке людям. Из двух домов было похи-1 щено имущество, а вот в третьем воры до-1 брались до крыши, умыкнув около 50 алю-| миниевых кровельных покрытий. | Милиция уже задержала двух любителей | чужого добра. Один из них, 27-летний М.,| оказался недавно амнистированным. По иро-1 НИИ судьбы кровельное покрытие он снимал | с дома начальника одной из исправитель-1 ных трудовых колоний, из которой до этого, возможно, был освобожден. И в ГЛУБИНКЕ м а р и х у а н а ! ИМЕЕТСЯ '^Небезопасный джентльменский набор| обнаружили в ходе следственно-оператив-1 ных мероприятий у жителя долгоруковского! села Гудаловка сотрудники районного ОВД. I В доме работника местного СХПК стражи! порядка нашли 74,6 грамма марихуаны и| незарегистрированное охотничье ружье. Хранилось оно незаконно. Начато рассле-! дование. СТРЕЛЬБА В ПОЛНОЧЬ ИЗ РУЖЬЯ I 12 КАЛИБРА 'А в одну из недавних ночей в Липецке! сотрудники патрульно-постовой службы за- { держали некоего В. Поводом для вмеша­ тельства милиционеров стала хулиганская! выходка со стороны 28-летнего липчанина. I В первом часу ночи не в меру энергич-1 ный молодой человек устроил стрельбу из! охотничьего ружья 12 калибра. Стрелял В.,| правда, в воздух и из зарегистрированного! оружия, но это вряд ли может служить оп-1 равданием для подобного хулиганского пос-1 тупка. Ружье у горе-стрелка отобрано, изь-| ято также 36 патронов. К материалам рас-1 следования приобщены и 5 гильз, найден-1 ных на месте происшествия. В МОРГ ЧЕРЕЗ о к н о ! ЗА ПРИНТЕРОМ ■Акуда только не заносит судьба-злодей-1 ка некоторых наших закононепослушных| граждан. Ради наживы кое-кто из них готов! лезть хоть в преисподнюю. Липчанин Д. на-1 шел местечко поближе, но не менее ориги-1 нальное. 33-летний воришка забрался не-{ давно в... морг (через окно, разбив стекло) областной клинической больницы. До кра-| жи покойников, правда, дело не дошло, но1 специфическое медицинское подразделение | лишилось компьютера, принтера и монито-1 ра. Незваному посетителю печального за-1 ведения не повезло: вместе с похищенным | его задержал сотрудник милиции. Служба новостей «Липецкой газеты». I “Г* УБОПУСИЛИ11АЕТС1.. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Комбинату возвращено 34 тонны похищенного м е ­ талла, наложен арест на имущество расхитителей на сумму 800 тысяч рублей. Привлечены к уголов­ ной ответственности и 13 человек, занимавшихся хищением в АО «Силан» кристаллического кремния и алюминиевого лома. Ущерб, нанесенный преступ­ никами, составил 2 миллиона рублей. Не был обойден вниманием на пресс-конф е ­ ренции и вопрос борьбы с коррупцией. В прошлом году было выявлено 38 преступлений, совершен ­ ных должностными лицами. Почти половина из них связана со взяточничеством. Как заметил Сергей Валетов, наряду с реализацией некоторых прежних наработок в отделе борьбы с коррупцией шло на­ копление необходимого оперативного материала. Вполне вероятно, что часть из них получит свое ло­ гическое завершение уже в этом году. Во всяком случае полковник Валетов не исключил возможнос­ ти возбуждения ряда уголовных дел по чиновничьей коршпции. Еще одна сторона деятельности УБОПа, о кото­ рой следует упомянуть. На протяжении всего пери­ ода военных действий в Чечне сотрудники специ ­ ального отряда быстрого реагирования липецкого управления постоянно выезжали на Кавказ в дли ­ тельные командировки. Только в минувшем году таких служебных поездок было семь. Свой долг липчане выполняют с честью. Об этом говорят их награды: четыре человека удостоены ордена М у ­ жества, 23 награждены медалью ордена «За заслу­ ги перед Отечеством» II степени и «За отвагу». ОГ Владимир ВОЛ ДИН. Д И А Л О Г ПЕРЕД п р е м ь е р о й МЫСШИ одной КРОВИ!.. Н аш м и р — дж ун гли . Мы уж е привыкли к этой ф разе , хотя ещ е совсем н едавно упо требляли ее прим енительно лиш ь к з а п а д н ом у общ еству . Но сегодня — это уж е и про нас. Н у а с волками жить — по-волчьи выть. И мы в споминаем эту пословицу , чтобы оп равд ать собственные жестокость, бессердечие , неразборчиво сть в средствах . Но открой те старую ск а зк у Киплинга «Книга джунглей» , ко тор ую мы привыкли называть «Маугли». Вероятно , вы не в споминали о ней с сам о го детства . Так открой те , и вы вдруг обн ар уж и те , что в м и р е дхсунглей гора здо бол ьш е тепла и сердца , чем в том м и р е , который сотворил человек . Им енно та к — «Сердце дхсунглей» — называется новый спектакль Л ипецко го муниципальг^ого театра , которы й поставил Олег ПОНОАЛАРЕВ. Естественно, первым д е л ом меня интересовал вопрос , для кого предна значен этот спектакль — для детей или для взрослых. — Я бы не стал отвечать как-то однознач­ но. Хочется верить, что и дети, и взрослые су ­ меют найти что-то важное для себя. Честно признаться, мне бы очень хотелось, чтобы на премьере было больше взрослых. По крайней мере — молодежи. Это ведь не просто детская сказка, это скорее — притча. — Кстати, а почему именно «Маугли»? — Я люблю эту сказку с детства, и она жила во мне на протяжении всех моих тридцати лет. И что самое интересное: взрослея, находишь в ней что-то новое, необходимое тебе именно в этот момент. Она мудра, она философична, она актуальна. Мне хотелось с помощью этого спек­ такля рассказать зрителю о том, что наболело, что меня сегодня тревожит. — А вас не смущало, что уже есть широко известный и всеми любимый «мультик», по которому и будут настраи­ ваться ваши зрители? — Я тоже очень люблю этот советский мультфильм, он просто очарователен. Смо т­ рел я и диснеевский вариант и убедился, что это не более чем очередной комикс. Но мне хотелось сделать спектакль о другом. В этпх мультф ильм ах нет очень важной, на мой взгляд, фразы Киплинга, которой он заканчи­ вает одну из глав: «А это уже совсем другая сказка. Для взрослых». Я начала работать над сценарием год назад. За это время родилось четыре варианта. Последний, четвертый, дора­ батывался уже вместе с артистами и музы ­ кальным руководителем Сергеем Бондаренко, который сочинял музыку для спектакля. Мне с самого начала не хотелось называть поста­ новку по имени главного героя, потому что в этой сказке и помимо Маугли очень много все­ го. Я долго и мучительно искал название. И все-таки остановился на «Сердце джунглей». Почему? Потому что самое главное, на мой взгляд, чтобы и в нашем спектакле было сер ­ дце. Сейчас время, когда сердца молчат. Вре­ мя, когда потеряны ценности, отсутствует ге­ рой. Безликое время. Но где искать героя? Только внутри себя. Я не пытаюсь со сцены давать ответы. Скорее — ставлю вопросы. Когда в финале Маугли говорит о том, что он непре­ менно вернется в джунгли, мы не знаем, как он вернется и каким. Но ведь перед этим он говорит и другое: джунгли — это весна. Спосо­ бен ли человек пронести через всю свою жизнь состояние весны? Зритель должен ответить на этот вопрос сам. В сущности — это взрослая грустная сказка. Хотя дети ее тоже очень лю­ бят. — Вот вы, вторя Киплингу, утверждае­ те, что джунгли — это весна. Ну а как же наши представления о мире джунглей и его законах? — Наше представление придумано нами. Помните, как говорит тигр Шерхан? Мы приду­ мываем законы, чтобы нарушать их. Разве это не из человеческого мира? Но это принцип сви­ репого Шерхана, а не джунглей. А животные в сказке ищут душу, ищут сердце. И основной закон для них — «Мы с тобой одной крови, ты и я». Причем в финале эта формула даже пре­ образуется: «Мы с вами одной крови». Пони­ маете, это ведь обретение общности, ощуще­ ние себя в гармонии с миром, ощущение себя как частицы этого мира. А большинство из нас сегодня живет, как шерханы. Но джунгли-то от­ вергли Шерхана. И Киплинг рассказывает, как он за предательство был помечен полосками. Знаете, с самого начала работы над сценари­ ем меня подстерегала огромная трудность, потому что буквально каждая глава сказки Кип­ линга норовила разрастись в отдельный сце­ нарий, отдельную постановку. Все время ощу­ щение: и об этом надо сказать, и об этом, и об этом. А сценическое время ограничено. Зна­ чит, многое зритель должен домысливать сам, а наша задача — помочь ему в этом. Получи­ лось ли? Не знаю, будем надеяться. — Выходит, ваш спектакль ломает наши представления о «волчьих законах» джунглей? И нам уже нечем оправдывать себя? — Жестокость всегда неоправданна. Не случайно после схватки с коброй Маугли отка­ зывается уничтожить ее и говорит: «Хватит кро­ ви, я не хочу больше убивать.» Бороться надо прежде всего с собой, своими слабостями, страхами. Именно это и происходит с вожаком волков.Акелой. Приняв Маугли, он и пантера Багира наживают себе массу проблем. Пото­ му что ответственность за другого — это всег­ да проблемы. Но именно эти проблемы, эта ответственность порождают переворот в их душах, а потом и переворот в джунглях. И если не выстоят Акела с Багирой — тогда придет время шерханов. Мы должны это осознать. — Мы давно знаем вас как актера. Профессия режиссера сильно отличает­ ся от актерской? — Это просто другая профессия. Она тре­ бует гораздо большей воли, способности все и вся подчинять своему замыслу. Возможно, это занятие где-то даже сродни диктатуре. Да, бывают и личные обиды — не без того. Но если коллектив живет общей идеей, живет те­ атром — тогда все обиды мимолетны. Пока что нам это удается. Что же касается профессии режиссера, то она полностью подчиняет твою жизнь, заставляя думать о будущем спектакле каждую секунду. И если ты готов подчиниться, судьба сама начинает помогать. Вот бился я над гримом для некоторых актеров. Вдруг зво­ нок в дверь, и приходят какие-то ребята, вроде кришнаитов, начинают, как обычно, очень на­ вязчиво предлагать книги. Я, чтобы отделать­ ся, покупаю какую-то. Начинаю просматривать иллюстрации и вдруг вижу: да вот он, грим, вот они, костюмы! И не надо больше голову ло­ мать. — У вас уже есть какие-то планы на будущее? Что вы хотите делать после «Маугли»? — Во-первых, я не волшебник, я только учусь. Во-вторых, я работаю в коллективе, под началом главного режиссера. В-третьих, есть немалые проблемы с финансированием новых постановок. Так что давайте не будем загады­ вать, хотя идей у меня много. Пока что мне хочется одного: чтобы после этого спектакля люди ушли с желанием созидать. Это — глав­ ное. Беседовала Елена БРЕДИС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz