Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
жзл последний мушкетер Б О Л Ь Ш О М У Р У С С К О М У ПИСА ТЕЛЮ В И К ТО Р У НЕКРАСОВУ исполнилось БЫ ДЕВЯНОСТО ЛЕТ Первая книга о войне, на писанная рукой фронтовика, так и осталась первой, в смыс лу - лучшей. «В окопах Ста линграда». Книга лихая, как «Три мушкетера», трагиче ская, как сводки Информбюро сорок первого года, и лириче ская, как дневник. Сталинская премия не мог ла ее испортить. Она могла ис портить автора, молодого, ве селого капитана. Но капитан остался самим собой. Не сму щаясь лез в драку и не лез в карман за словом. Это кончи лось тем, что его выкинули из партии, куда он вступил в дни Сталинградской битвы. Исклю чили из Союза писателей, а его книги изъяли из советских библиотек. Ему предложили уехать на всегда. На прощание он оста вил нам письмо, которое мы прочитали лишь много лет спустя: «... Пусть лучше уж чи татель обойдется без моих книг, он поймет, почему их не видно... Я никогда не унижу своего читателя ложью...» В шестьдесят три года Вик тор Платонович Некрасов стал эмигрантом... Умер 3 сентября 1987 года, похоронен в Па риже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Мой собеседник вырос у Виктора Платоновича в бук вальном смысле под ногами, будучи младшим сыном его лучших друзей - Лили и Семе на Лунгиных. Итак, киноре жиссер Евгений ЛУНГИН: - Мне трудно рассказывать о Некрасове. Он был мне, как второй отец или как дед. Мои родители любили его так, как моло каго в жизни. Мою маму он звал бара банщицей, в том смысле, что она всегда была неугомонной и жило в необыкновенно ин тенсивном ритме. Отец нико му, кроме Некрасова, не мог так открыться и довериться. Сколько себя помню, Некра сов всегда был рядом. Жил у нас иногда по полгодо. Некра сова невозможно было не по любить. Блестящий ум и при этом - никакой спеси или чван ства. Всегда невероятно кро- сив, элегантен, хотя до послед него дня ходил в джинсах. Ос новная особенность его было - неотразимость. Представьте себе постаревшего Д'Артанья на... О Некрасове можно было сказать: вот этот человек - со- мо благородство. - То же благородство и обаяние - в его повестях и рассказах. Я вот никогда не видел Некрасова, а не могу сказать, что он мне чужой че ловек... Может, еще потому, что несколько лет я прожил на Волге, в городе, к которому Некрасов обращался памятью до последних дней. - Я прочитал «В окопах Сталингрода», когда мне было лет четырнадцать - сразу пос ле того, кок мы проводили Не красова в эмигроцию. Мои ро дители так горевали после 'его отъезда, что ло вечерам мы столи вслух читать «В око пах...» то мамо, то отец, то я... Люблю эту повесть по-настоя щему. Оно очень похожа на него. - «Приказ о б отступлении приходит совершенно неожи данно...» - До, я тоже почему-то эту фразу помню... В госпитале Некрасову скозали, что надо разрабатывать правую руку, делать мелкие движения, и вот он нописол первую фразу, с нее все и покатилось - будто но одном дыхании, без черно виков. - Оказавшись в Волгограде, я совершенно другими глазами перечитал «В окопах Сталингра да». Там же с топографической точностью все обозначено. - Мамоев курган... - Ну, Мамаев курган как роз здорово перелопатили и закатали в бетон, а вот желез ная дорога у подножия курга на, завод «Метиз» - все как было. А еще - трамваи, берег Царицы, универмаг, ТЭЦ трак торного завода, которую Не красов должен был взорвать в случае прорыва немцев. Район «Красного Октября», у меня там друг жил... И всякий раз больно вспоминать, что в Вол гограде нет улицы имени Вик тора Некрасова. - Какие могли быть улицы, когда его лишили советского грожданства?! Потом эти же люди заставляли народ за быть о его существовании... - Что было последней кап лей, почему он все-таки уехал? - Я однажды ток и спросил его: «А кок ты решил уехать?» Он ответил: «Знаешь, однажды утром я проснулся, выглянул в окно и понял: «Не могу, надо ело... Без анолиза политиче ской ситуации, без оценки со ветской власти, просто не мо гу, на-до-е-ло1..» А потом Не- кросово добил обыск в его ки евской квартире. Он продол жался 42 часа. Вы идете спать они ищут, вы встаете, идете завтракать - они ищут, вы обе даете - они с вами обедают. Виктор Некрасов в своем киевском кабинете. Том самом, который потом перевернут вверх дном кагэбэшники... роются в белье, отодвигают мебель, поднимают паркет, обыскивают всех, кто к вам приходит... И что у него зобра- ли - бред! Подшивки «Пари Матч», пишущую машинку, «Житие Серафима Сюровско го», рукопись книги о Бабьем Яре... Ведь именно Некрасов не дал построить на месте Бабьего Яра стадион. В годов щину расстрела, двадцать де вятого сентября, он всегда приходил туда с цветами. С ка ждым годом людей приходило все больше, а его обвинили в том, что он оргонизует сиони стские сборища. После обы ска его еще шесть дней подряд вызывали на допросы... - А до всего этого еще бы ло исключение из партии, куда он вступил в разгар самых страшных боев в Сталинграде. - У него же забрали и ме даль «За оборону Сталингра да», которой он дорожил боль ше всех остальных наград, а их было немало. Правда, по том вернули. Очень сильное испытание. Бесследно оно не прошло. После обыска Некра сов написал открытое письмо Брежневу «Кому это нужно?» Вместо ответа его выдворили. Некрасов был в Киеве мозо лью, бельмом для тамошнего КГБ, ему было поплевать на все запреты. Все его поступки и заявления были открытыми, он никогда не прятался, не пи сал анонимно. - Вы помните, как его про вожали в эмиграцию? - Помнить не могу, потому что он уезжол из Киева. Зато помню, как уезжал Александр Галич. Родители и Некросов взяли меня с собой, мы стояли у голой стены - там были одни розетки - квартира пустая. Сесть некуда, и все стояли, о Галич сидел на чемодане и пел «Когда я вернусь...» Он только перед отъездом ее написал. Все не то что плакали - это был какой-то вой. Очень силь ное воспоминание - что взрос лые люди могут так плакать. Помню, Некрасов обронил то гда: «Неужели и мне придет ся?..» - Провожали ведь навсегда. Кто знал, придется ли еще уви деться... - Тогда все были уверены: это навсегда. Некрасов уехол в 1974 году, и десять лет я его не видел. А в восемьдесят чет вертом году он встречол меня на Лионском вокзале. И мы ви делись ежедневно. Сразу пос ле приездо я назвал его на «вы», а он мне говорит: «Ты с ума сошел, ты что...» Поэтому по-прежнему, как в детстве, я звал его Викой. - Он надеялся вернуться? - В восемьдесят четвертом году Некросов послал письмо советскому послу в Париже - просил неделю в Киеве и две недели в Москве. Хотел пойти но могилу матери, Зиноиды Николаевны. Они были очень привязаны друг к другу и с тех пор, как он вернулся с фрон та, почти не расставались. Оно звало его Бублик или Ви- кун. Безумно его ревновала. Зинаидо Николаевна умерла еще до его отъезда, в Киеве... Ток вот, посол ничего ему не ответил. Некрасов ток опешил, что больше не обращался... А после восемьдесят пятого года ждол, мне кажется, что его пригласят. Ток бы, неверное, и случилось, если бы он не умер. - Сколько тяжелого было в его судьбе - и война, и ране ния, и преследования, и разлу ка с Родиной... п ри всем этом - кокая счастливая жизнь1 - Абсолютно счастливая! Он обожал путешествовать. Исколесил всю Францию, объ ездил весь мир, слал нам от крытки из каких-то безумных Гонолулу, любил море, юг. Не боялся загорать без всяких па нам. Помню: я еще мальчишка, он отдыхает с нами в Коктебе ле - так он был, как бакложан, фиолетового цвета. Замеча тельно и подолгу плавал. Ино гда можно было подумать, что он страшный эгоист, думает о себе, живет в свое удовольст вие... У него было огромное жизнелюбие. А ведь и в Пари же были ужасные дни, в июне семьдесят пятого, когда он чуть не умер. Пережил клиническую смерть. Андрей Донотович Синявский даже некролог на писал. И вдруг Некрасов во преки медицинским прогнозам пошел на поправку... А через две недели Синявский пода рил ему этот некролог на день рождения... - У Некрасова даже в воен ных вещах герои редко гибнут вопреки всякой логике. Я рань ше не читал рассказ «Сенька», а на днях, читая, уже пригото вился, что в финале автор это го Сеньку непременно укоко шит. Война все-таки. И кокая же радость в финале - жив по рень... - Счастье его было, кок ви рус, заразительно. Он был удивительно щедрым. Его фир менными подоркоми были фо тоальбомы. В мой первый при езд в Париж он сделал мне фотоальбом с комментариями и назвал его «Король в Нью- Йорке, Ленин в Польше, а Женька в Париже». ТУ 1 ьбом он дарил каждоЛлу, кто к нему приезжал, готовил как сюр приз. Всегда очень любил фо- тографировоть. В Париже, как до этого в Киеве, вставол ино гда в пять утра и шел фотогра фировать. Снимал крыши, за каты, рассветы... Со всех ро курсов снимал дома, постро енные по проекту Корбюзье считал его своим учителем в орхитектуре. Снимол и монти ровал круговые панорамы они могли доходить до двадца ти пяти фотографий. У него бы ло четыреста фотоальбомов! А как рисовал! - Войну часто вспоминал? - Все время. Девятое мая, день окончания Сталинград ской битвы - святые дни. На грады я не видел, чтобы наде- вол. Но когда выпивал пять- шесть кружек пива, доставал их. В одном рассказе он пишет, что в прогулках по Парижу скупает у букинистов француз ские и немецкие газеты воен ного времени - те, где попадо- ется что-то о Столингроде. Но ходит в них аэрофотоснимки, разглядывает их с лупой, и ему кажется, что он видит свой блиндож... - До последнего дня Некра сов переписывался со своим бывшим ординарцем Валегой, посылал ему на Алтай, на станцию Бурла, календари, подарки. В «Окопах Сталин града» - Валега, а в жизни Михаил Иванович Валегов... - Ему должно быть сейчас семьдесят семь. Дай Бог, жив Михаил Иванович и помянул стопочкой своего командира.. Последний раз они виделись, кажется, в семьдесят первом, Некрасов мечтал вызвать его в Париж. Доже рассказ об этом написал - кок Валега к нему приедет. - Советы он давал вам, как жить?.. - Говорил: «Никогдо не иди даже но самый молый компро мисс. Тебе лишь кожется, что он малый...» Дмитрий ШЕВАРОВ. КОРОЛЕВА ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ХОХЛОМСКОГО ТРОНА Во время визита в Россию ко ролева Нидерландов Беотрикс побывало в Нижнем Новгороде. Не обошлась без курьезов. Во- первых, накануне визита выясни лось, что в Нижний Новгород до ставили флаги Нидерландов не того цвета. А на Нижегородской ярмарке специально для королевы был ус тановлен деревянный хохломской трон. Однако, узнав об этом. Ее Величество пришла в ужос и зая вила, что хочет сидеть, кок все - на обычном стуле. Кстати, представи тели Нидерлондов говорят, что ко ролева Беатрикс очень демокра тичная особа, благодаря чему и снискала любовь сограждан. Татьяна ПОКРОВСКАЯ. НИЖНИЙ НОВГОРОД. СПАСИБО, ПАПА, ЗА ПРАЗДНИК! Три дня, с 25 по 27 июня, во Львове официально объявлены праздником и нерабочим днем. Такое решение местные власти приняли по случаю визита Папы Римского. Подобного прежде не случалось ни в одной схроне ми ра. Особенное «спасибо» Папе МИКОЯН ТЕХОСМОТР ПРОШЕЛ должны сказать милиционеры: к его приезду стражей порядка пе реоденут в новенькую униформу, о звездочки на погонах заменят восьмигранными снежинкоми. Николай БОМКАЛО. ЛЬВОВ. Когда житель Невинномысска Максим Маланин года три назад сторговал у пенсионера из Кисло водска автомобиль «ЗИМ» 1955 года выпуска, он и не подозревал, что прикупил авто с родословной. Молодой человек перебрал вось миместный лимузин по винтику - хоть на гонки выставляй. А недав но выяснилось, что в спецеанато- рии Кисловодска этот черный «ЗИМ» был закреплен за Анаста сом Микояном, в ту пору замес тителем председателя союзного Совмина, ежегодно повещавшего кисловодскую здровницу. Алексей ПАНОВ. НЕВИННОМЫССК. ШАШЛЫК С ПОСЛЕДСТВИЯМИ Неудачным оказался для четы рех грузинских ИАлмигрантов пик ник в городском парке Филадель фии. Видимо, ностальгия застави ла сванов (а это были именно жи тели грузинского высокогорного региона Свонетии) заняться при готовлением шашлыко из освеже ванного ими тут же барошка пря мо на поляне парка. Полиция за держала их как нарушителей по рядка. Иммиграционная служба, выяснив, что сваны находятся в США нелегально, депортировала их из страны. Ирина АЛЕКСИДЗЕ. ТБИЛИСИ. БЕСЕДКА У СИНЕГО МОРЯ в канун курортного сезона сочинский предприниматель Михаил Дудниченко за собст венный счет отрестоврировал знаменитую беседку, располо женную на берегу моря в пар ке у Летнего теотро. - Сам я вырос в Сочи, в этом городе живет моя семья, растут мои дети. Мне дорог город у моря, и потому я ре шил сделать подарок всем его жителям. Что же касается де нег, то их не приходится жа леть, если они уходят на доб рые дела, - считает Михаил Дудниченка. Игорь СИЗОВ. СОЧИ. БРОДЯГИ БАЙКАЛ ПЕРЕЕДУТ НА БЕРЕГАХ «СЛАВНОГО МОРЯ» ВСЕ ДЕШЕВО, НО У Ж БОЛЬНО ОНО ДАЛЕКО Отпуск на Байкале истин ный сибиряк не променяет ни на какой Париж. Тем более си биряк этот, как правило, бе ден, словно Адам. На это и рассчитан скромный байкаль ский сервис. Возьмем для примере базу отдыха «Енхок». 300 километ ров от Иркутска, четыре доми ка на 2-0 человек, из которых только один благоустроен пол ностью, то есть имеет ванную и туалет. Но здесь есть собст венный дизель, русская баня, радиосвязь с Иркутском. Но ручье хозяин построил запру ду, туда и сигают гости после парилки. Кафе стилизовано под охот ничье зимовье: построено из бревен, на стене висит медве жья шкуро. Можно покататься но лошади, подняться в горы, о по возвращении отведоть уху из омуля, блинчики или оладьи. На территории базы дейст вует свой курс валют. С каждо го российского туриста берут 540 рублей, а с иностранного - 55 долларов. На ольхонской усадьбе Ни киты Бенчарова курс немного другой: иностранцы платят 15 доллоров в сутки, русские - 200-250 рублей. Здесь одно из главных достопримечательно стей - сам хозяин. В гюошлом Никита Владимирович был чем пионом России по настольному теннису. Поэтому он построил на территории усодьбы спор тивный зал. Эта точка славится вкуснятиной из байкальских рыб и выпечкой. Для желающих организуются конные, пешие и велосипедные туры по острову. Путь с И р |^ с ка на «Енхак» и в усадьбу Бенчарова лежит через посты Прибайкальского национального парко. Вла дельцам легковых автомобилей надо заплатить 22 рубля, вла дельцы микроавтобуса платят 44, о пэузовика или автобуса - 66 руб. Да еще по 6 целковых с человеке. На Байкале живут попросту. Зато к а к красиво! Иркутский берег озера по трясает истонченными камени стыми хребтами, скальными ос- танцоми, реликтовыми степями. Одно плохо на северо-запад ной стороне: рыболка с удочкой плоховата, негде отвести душу. Для этого надо ехоть на бурят ский берег. Лично я уже давно определился: поеду нынче на турбозу гостиничного комплекса «Гэсэр», которой командует мой одноклассник. Расположена она на озере Котокель, кото рое отделяют от Байкало 6 ки лометров небольшой речки. Клев здесь просто зверский: за зорьку можно наловить до вед ра рыбы. В основном это окунь и сорога, но можно поймать язя, леща или щуку. Прямо на базах атдыха сто ят разделочные столы и коп тилки. С помощью дыма от ши шек и хвойных лапок окуни и сороги приобретают аппетит ный залотистый цвет. Через три-четыре дня начинает ка заться, что рыба, как бы ее не готовили, осточертела хуже горькой редьки. Но после су точного перерыва плывущий по турбазе арамат копченого окуня или омуля сново манит с силой великого гастрономиче ского счастья. Отдыхающие на турбазе «Гэсэра» живут в трехместных номерах, все удобства на эта же. 4-разовое питание, поль зование лодками, катамарана ми, рыболавный инвентарь и вечерние дискотеки входят в стоимость путевки - от 270 рублей в сутки. Все приведенные мною рас ценки могут показаться москви чам неправдоподобно смеш ными. Правдоподобно серьез ны только цены на билеты до Иркутска - дешевле в Анталию. Но если купить зоранее билет туда и обратно, то получится где-то, пять с половиной тысяч. Но поезде, конечно, еще де шевле, но 3,5 суток до Иркут ска тоже потребуют расходов, да и устать за время поездки можно так, что рыбалка и кон ные прогулки будут не в ро- дость. Не смутят эти трудности только того, кто хоть раз побы вал на Байкале. Потрясающие воображение картины сибир ского моря снятся, манят и тре буют нового свидания. Владимир МЕДВЕДЕВ. ИРКУТСК. ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ К БОГУ - ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ЗВОНКА СХОЖИЕ СУДЬБЫ «НОВЫХ РУССКИХ»: С ТЕАТРАЛЬНЫХ И ЭСТРАДНЫХ ПОДМ ОС ТКО В ОНИ УШ Л И В РЕЛИГИЮ ... После долгих лет атеизма, российская интеллигенция ста ла неожиданно очень религи озной. Без поминания Бога оно не обходится не только в свет лый праздник Пасхи, но и по вполне будничным дням. А не которые рвут с некогда люби мой профессией, служат в хра мах, уходят в монастыри, в об щем, делают религию своей судьбой... Что же происходит, когда ее выбирают люди зре лые и на первый взгляд вполне успешные? Человек, «духовной жаждою томим», ищет в Боге иное, более осмысленное су ществование? Или мода на ве ру вошла в самую опасную ста дию, когда люди теряют чувст во реальности? ПОСЛЕ ШТАЙНА Актриса Екатерина Василье ва шесть лет назад доиграла в нашумевшем спектакле Питера Штайна «Орестея» и исчезло в монастыре. Но моношество ток и не приняла. По словам Ва сильевой, от этого шага ее отго ворил духовник. Спастись ведь можно и в миру, о монастырям сейчас нужны молодые и силь ные люди, способные работать на восстановлении разрушен ных за время отеизма обителей. Для зновших Васильеву ее обращение к Богу было неожи данным. Оно была востребо ванной актрисой, писала сцена рии, меняло мужей. Поэтому и религию многие посчитали оче редным увлечением. Похоже, ошиблись. Екотерина Васильева шла к вере не сразу - через подругу, знокомых, духовника... К вере пришел и ее сын, кото рый стал священником. Стов во- церковленным человеком, акт риса долгое время категориче ски отказывалась играть в спек- токлях или снимоться в фильмах: это-де занятие от дьявола. Сей- чос ее отношение к профессии не изменилось, но время от вре мени оно снимается, появляется на сцене. Васильева объясняет это тем, что таким образом у нее все-таки появляется возмож ность говорить о главных ценно стях жизни. Правда, перед этим сценарий просматривает ее ду ховник - на предмет богоугодно- сти. Недавно Васильева снялась в большой роли у Олега Янков ского в картине «Пока она уми рало». Фильм привлек актрису темой воссоздония семьи. Сей- чос Екатерина Васильево служит казначеем в храме Софии Пре мудрости Божией. В Москве поч ти не бывает. Вместе с семьей сына живет за городом и с мечтой о моностыре. ПОДМОСКОВНЫЙ ОТШЕЛЬНИК Своей главной жизненной задачей один из сомых ярких представителей российского андеграунде, создотель леген дарной группы «Звуки МУ», Петр Мамонов теперь считает не музыку, а победу в себе зла. Здесь помощники - святоотече ская литература и молитва. А ночолось все с покупки дома в Подмосковье. Именно там, в 200 километрах от столичной суеты, он стол не на шутку за думываться над смыслом жизни. «Если у человека нет мира в ду ше, - объясняет теперь Петр, - никакие виллы счастья не при несут. Ни у кого не получится пользоваться жизнью. Все кон чается. Это материал. Бесконе чен только дух». С Момоновым нынче можно говорить только о религии. Да же политика его больше не трогоет, хотя в свое время Ма монов был известен и своими яростными речами против за стоя. «Ни власть надо ниспро вергать, а себя ростить, чтобы держать любой удар, - говорит нынешний Мамонов. - Почему в сталинских жутких лагерях, ко гда зекам на яйцо наступали, люди держались? И ведь и там счастливы были. Как пишут свя тые отцы: Бог счастье послал - пытают. Вечная жизнь - вот ку да все устремления. А к ней идут через стродания». Почему, однако, для этого понимания ему пришлось уехоть за 200 км от Москвы, у Петра свое объяс нение: «В миру можно спостись. Но трудно. А здесь просто от влекающих моментов меньше». Петр Мамонов давно не вы ступает с концертами. Раз в ме сяц он блистательно играет в Театре Станиславского свой авторский спектокль «Есть ли жизнь на Марсе», после чего сразу же возвращается в де ревню. В его планах была ра бота над пьесой «Шоколадный Пушкин». Но когда она закон чится, да и закончится ли вооб ще, - он, похоже, сам не знает. Он и сейчас дня не может про жить, чтобы не послушоть свои любимые записи. «Музыка зно- чит для меня все еще очень много, - признается он. - Но я знаю, чта и она уйдет...» КАК ВАНЯ СТАЛ ОТЦОМ ИОАННОМ Столичный бомонд довно уже пережил эту новость: Иван Охлобыстин стал в Ташкенте священником. Хотя, конечно, образ активного тусовщика Ох лобыстина не очень соответст- вовол пастырскому служению. Тем не менее все окозолось чи стой правдой. В священниче ский сан его рукоположил вло- дыка Влодимир, архиепископ Среднеазиатский и Ташкент ский, с которым Охлобыстина связывоют почти дружеские от ношения. Потому таинство про изошло в Ташкенте. Иван Охлобыстин - лич ность, безусловно, неординар ная, в одном лице и кинодромо- тург, и актер, и журналист, и те леведущий, и кандидат в депу- Иван Охлобыстин в новой роли. таты. Его актерские работы яр ки и талантливы. Как сценарист лавры он стяжал, честно гово ря, лишь в узком кругу столич ного бомонда. Был интересным ведущим в религиозно-просве тительской программе «Канон». Однако от его услуг в этом ка честве пришлось откозаться - Московскоя Патриорхия было недовольна слишком вольной трактовкой Охлобыстиным ре лигиозных истин. Путь к вере у Ивана полу чился довольно тернистым. Лет 7 он исповедовал учение Криш ны, потом понял его ошибоч ность и стал провославным в эдаком модернистском испол нении - с татуировками и тусов ками. И опять преобразование - в священника. Охлобыстин те перь отец Иоанн. На вопрос, соответствует ли он столь высо кому сану, ответил просто: «А кто соответствует? Если чело век говорит, что достоин быть священником, он либо психо пат, либо сумасшедший». И тут с отцом Иоанном трудно не со гласиться. Что дальше? Иван Охлобыстин, во всяком случае, никогда не скрывал, что на ка ждый день у него свой принцип. Отец Иоонн не собирается от казываться от написания сце нариев, если они с благочести-' выми помыслами. А вот от лице действа отказывается категори чески. Кто знает, возможно, но вый путь Охлобыстина - это всерьез и надолго. В конце кон цов ему 35, у него четверо де тей. Пора зрелости... Наталья КУЗИНА. АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Дьякон Андрей КУРАВВ, профессор Свято-Ти хоновского богословского института: - Главное не в том, что кто-то резко меняет свою жизнь, уходя в монастырь или становясь священником. Это дело сугубо личное. Есть, как известно, творческое молчание, которое необхо димо художнику. Но право на молчание, но ос мысление себя и своего место в жизни есть и у каждого отдельного человека... Важно другое. На наших глазах меняется са мо культура отношений между Церковью и ин теллигенцией. Очень долго в общественном соз нании царило убеждение, что религия - удел лю дей не слишком образованных. Теперь выясняет ся в обществе, что образованность и религиоз ность не мешают, не противоречат щэуг другу. Посмотрите, в наших храмах, кроме бабушек, в основном интеллигенты. И это нормально, есте ственно. Удивительной было пора, когда интелли генция игнорировала Церковь. Ведь православие - это религия и тех, кто умеетценить сложность, глубину, то естьлюдей образованных. Многие из них идутеще дальше. Они не только ходятв хра мы, но и начинают жить церковной жизнью. Не редко в этих случаях происходитраздвоение ме жду их прошлым и нынешним янием. Один прихожанин рассказывал мне, внутренним состо- что, став верующим, он решил не рассказывать ре бенку даже сказки, полагая, что всякие том Го- рынычи - отлукавого. Потом у него родился вто рой ребенок. К этому времени в его сознании '' произошли серьезные перемены. Он понял, что не все нецерковное является греховным. Я зною художника, который, став верующим, начал писать только но религиозные темы. Но со временем к нему вернулся интерес к пейза жам. То же самое происходит с артистами и пи- > сателями. Конечно, от неверия к вере нельзя перейти безболезненно. На этом пути происходяти край ности. Кто-то становится нетерпимым к людям с другими убеждениями, бывает, человек обраща ется к православию без внутренней потребно сти, скорее для репутации... Но долго это не тя нется - душевных сил не хватит, никакая мода не заставит человека без веры выстаивать на служ бе. Куда чаще случается, что, погрузившись в ре лигию глубоко, человек отодвигается от всего иного. Жалеть его не стоит- значит, человек по нял для себя что-то очень важное... шжлшш Учредитель и Издатель ИАА «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Госкомитетом РФ по печати. Рег. ПИ Мв 77-7161. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. В.Симонов. П.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, В.Качурин, Д .Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 3.082.205 экз. Цена - бесплатно. Распроараняется в качестве приложения к газетам; Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, ар .1 , 8-й этаж. Телефон для справок: (095) 257-37-92 . Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-37-83 . Интернет-сайт: Н(Тр://1п{опл.ас11.ги/. Е-та11: уТот1к@а(1|.ги © «Деловой вторник». Перепечотко без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. «Трибуна», «Труд», «Рабочая газета» (Укроина), «Советская Белоруссия» (белорусь), «Шонс» (Германия), «Экспресс» (США-Конода), кДеловые веаи» (Вопгогрод^, кНа смену!» (Екатеринбург), кАрконгепьа» (Архонтельск), кВольная Кубань» (Кроснодор), кСеверный край» (Яроаавль), кСтовропольаоя правда» (Ставрополь), кСеверный рабочий» (Северодвинск), «Советскоя Башкирия-Извеаия Башкортостана» (Уфа), «Волжская коммуна» (Самара), кСоветский Сакадин» (Южно-Сокалинск), сКоммуна» (Воронеж), кСеверный курьер» (Карелия), сКурскоя правда» (Курск), кКолининградскоя провда» (Колинингрод^, кТамбовскоя жизнь» (Тамбов), «Республике Таторасн» (Казань), кТюменская превдо» (Тюмень), кБелгородскоя провдо» (Белтород), «Подмосковные Известия» (Московская облоаь), кОрловская правда» (Ореп), «Вешик-Наша Пенза» (Пенза), кНаше время» (Роаов-на-Дону), кРабочий край» (Иваново), кЛипецкая газете» (Липецк), «Красноярский робочий» (Красноярск), кНижетородские новости» (Н.Новтород), «Новоаи Югры» (Ханты-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), кКомсомолец Каспия» (Астраконь), кВоаочно-Сибираоя провда» (Иркута), кЧепябинский рабочий» (Челябинск), кВечерняя Пермь» (Пермь), кРабочий путь» (Смоленск), кВятаий крой» (Киров), кБрянский рабочий» (Брянск), «Кузбасс» (Кемерово), «Алтойская провдо» (Борноул), «Земское обозрение» (Саратов), «Пульс Аксаройаа» (Аароконь), «КЗ-Все для вас» (Мурмонск), «Коммунар» (Тула), «Советская Сибирь» (Новосибирск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz