Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
точка на карте области. Елец: слово об унйвер^тете о ГЛАВНОМ 1ИП101ЮМ можп «ЧНОВЕН с РУЖ1>Е1» всего полторы тысячи руб лей, доцента — семьсот, у рядовых преподавателей и того меньше. В крупном го роде их коллеги выживают, совмещая работу в несколь ких вузах. А что они «сов местят» в Ельце? Но мы находили и про должаем искать свои вариан ты. Многие преподаватели пошли в школы. И не толь ко ради дополнительного за работка, но и для того, что бы, готовя будущих учите лей, лучше знать школьную жизнь, школьную практику. Могу ска[зать, что становле ние гимназий и лицеев в Ельце происходило во мно гом благодаря тому, что с ними сотрудничали наши профессора, наши специа листы. Научные кадры мы го- »товим и в стенах самого вуза. Семьдесят процентов наших дипломированных специа листов — выпускники ЕГПИ, защитившие канди датские и докторские диссер тации. Наряду с тем, как уже сказано, приглашаем кадры и из других городов, » решая, разумеется, их быто вые проблемы, особенно с жильем. Построили 25-квар- тирный дом, еще двадцать квартир за последние три года нам выделили админис трации города и области. С нами охотно работают ведущие ученые страны. Мы заключили договор с юриди ческой академией, универси тетом Дружбы народов, МГУ имени Ломоносова, куда бу дем направлять лучших сво их выпускников в аспиран туру. А их специалистов — приглашать к нам. К слову, за то еще весьма недолгое время, что мы существуем в ранге университета, у нас уже защищены две докторс кие и более пятнадцати кан дидатских диссертаций. Большие надежды связы ваем с созданием Националь ного парка «Бунинская Рос сия». К идее этой мы тоже подступали давно. По нашим представлениям, этот парк не повторит канадский или американский, а будет осо бым, нацеленным на сбере жение того историко-куль турного наследия, которым богата липецкая земля, где остались следы многих поко лений одаренных людей, ма териализованные в имениях, памятниках, произведениях культуры. С их именами не обходимо знакомить не толь ко Россию, но и зарубежье, открывая у нас зоны отды ха, туристические и палом нические маршруты. Для реализации этих планов по лучили лицензию на новый факультет, который называ ется «Социально-культур ный сервис и туризм». Он будет обучать работников музейного дела и туристичес ких комплексов. Однако о перспективах университета разговор осо бый. У нас уже более трид цати лицензий не только на открытие новых специаль ностей, но и факультетов, в том числе и физического вос питания. Создание его вызва но жизненной необходи мостью. Здоровье населения ухудшается, а людей, подго товленных для целенаправ ленной работы с детьми, име ющими отклонения в физи ческом развитии, в России не хватает. Далее. Мы стали шест надцатым вузом в стране, который имеет лицензию на подготовку специалистов по налогам и налогообложению, их тоже в стране недостаточ но. Есть планы по открытию медицинского факульте та, где будут получать высшее —именно высшее — образование медицин ские сестры. Пока в на шей области такой дип лом имеет всего один че ловек. В структуре уни верситета появится и би олого-почвенный факуль тет. Развитие его матери альной базы связываем с использованием уникаль ного городка бывшей во енной части площадью в пятнадцать гектаров, пе реданного нашему вузу. Безусловно, событие очень важное. Ведь, по сути, теперь площади ЕГУ прирастают сразу на 17 тысяч квадратных мет ров. Это треть того, чем мы располагали ранее. Понимаю: нам доста лись не просто земля и здание. Это — историчес кое место. В «Красных ка зармах» более века назад был расквартирован Не жинский полк. А в июне 41-го отсюда уходила на войну сформированная в Ельце прославленная 220-я стрелковая диви зия. В стенах военного городка готовились за щитники Отечества, что бы с оружием в руках от стаивать свободу и неза висимость Родины. Но за щищать страну можно не только оружием. С этой точки зрения наш универ ситет тоже защищает Рос сию, выполняя миссию собирателей и объедини телей духовных начал, он реализует ее через образо вание и народную дипло матию, чьи границы про стираются далеко за пре делы и Ельца, и региона, и России. ГДА«КОРОЛЬголый», ПОДАНЫМНЕ до НАТАШИРОООВОЙ В пятом веке до н.э. греки, создавшие теорию крас норечия, указали на троякую задачу оратора: разъяснять, побуждать, доставлять удовольствие («услаждать слушателя»). Политические деятели учи лись ораторскому искусству. Динарх , Георгий, Исок рат, Эсхил, Сократ, Филократ, Демосфен, будучи вид ными государственными фигурами, сделали красноре чие острым оружием идеологии и политической борь бы. «Учителя мудрости», софисты развивали искусство спора, искусство с помощью слова «слабому аргумен ту давать перевес над сильным». Риторика охотно об ращалась к молодежи , увлекая ее разнообразными идеями, способствовала воспитанию и социальной ори ентации грахсдан. Что ж е удивляться, если в Древней Греции педагогика возникла именно из риторики! Вот почему, на мой взгляд, полнокровная культурно-образо вательная среда ни в отдельном регионе, ни в стране в целом не мыслима без полнокровной ре чевой культуры, без воспитания молодежи в ее благотворной ат мосфере. Но пока этого воспи тания нам явно не хватает. Наша речь становится грубее и агрес- усивнее, примитивизируется, те ряет выразительность, интелли гентность, русскость. Кто пови нен в этом? Не только ситуация, возникшая после начала «пере стройки». Двадцатый век у нас оказал- * ся веком нефилологичным. Пос ле В.И. Ленина на всех ступенях власти оказывались люди, дале кие от филологии, от владения в должной мере нормами речи. Отсюда естественное равноду шие наших «верхов» к требова ниям этих норм не только в лич ном, но и в общегосударствен ном масштабе. С приходом эпо хи Горбачева ситуация еще бо лее усложнилась. Для оратора стало неприличным говорить по бумажке с высочайщих трибун. Тут и выяснилось окончательно: король-то голый... Пренебрежение властей ко всей нашей гуманитарной куль туре, особенно за последнее де сятилетие, обернулось тем, что мы просто махнули рукой на ре чевое бескультурье, смирились с ним. На речевую культуру давит миллионопудовый гнет общего духовного обнищания. А оно, к слову, не случайно. Это не ре зультат ошибки, а итог продуман ной системы «мер», которые ве дут к моральному, интеллектуаль ному разложению российского общества в угоду определенным силам как у нас, так и за рубе жом. Все очевидно: речевая без духовность —плод общей безду ховности, когда предельно сни жена планка в подходе ко всем человеческим ценностям: любви, искусству, морали, этике и так далее. С другой стороны, рече вой примитивизм бумерангом бьет по той части общества, ко торая еще как-то пытается со противляться тотальному опош лению. Средства массовой ин формации, добившись свободы, беспардонно используют ее для эстетического, этического, мо рального и речевого оболванива ния масс. В одной упряжке с ними «поп-искусство», не славян ское и не русское, раболепно копирующее западные, причем не лучшие, образцы. Каждый день нашей молодежи подсовывают поделки типа: Ой, пойду, пойду сегодня До полусмертушки напьюсь. Ой, пойду, пойду я В чисто поле Да по воздуху пройдусь... Ну, чем не народная песня? Тут тебе и русское поле, и рус ский воздух! Но на самом деле это переряженные в националь ное платье пошлость, примитив, чуждые русской народной куль туре. Или еще один перл: «У бе гемота нету талии. Он не умеет танцевать. А мы его по морде чайником. И научим танцевать!» Вот чем заполнен эфир, музы кальные страницы газет и жур налов. И я не могу не думать: что же происходит с культурно-обра зовательной средой в государст ве, если оно позволяет —да нет — пропагандирует подобное с те- ЕЛЕЦДРЕВНЕЕ МОСКВЫ НЕ НАГОД, ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА? V А НАДВА ВЕКА? УЧЕНЫЕ НЕ ПЕРЕСТАЮТ СПОРИТЬ О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ ЕЛЬЦА Г ордясь древностью своего города, мало кто из ельчан упустит случай лишний раз напомнить всем, что Елец на целый год старше самой Москвы. Он ведет начало своей истории с 1146 года! Эта дата впервые упоминается в Никоновской летописи. Стало быть, в нынешнем году старинному городу исполняется 855 лет. Тем не менее нет-нет да и появляются сведения, заставляющие ученых спорить, а нас, не ученых, с надехсдой думать: а может. Елец появился значительно раньше, чем считалось до сих пор? За ответом на этот вопрос наш елецкий корреспондент отправился к кандидату исторических наук , доценту, заведующему кафедрой истории ЕГУ имени И.А. Бунина Николаю ТРОПИНУ, много лет изучающему историко-археологическое наследие Ельца и его округи. — Николай Александро вич, экспедиции, которые вы возглавляете, настойчи во пытаются пробиться в глубину веков. Что для вас является определяющим в этой работе, что вы считае те наиболее убедительными свидетельствами о минув шей судьбе родного нашего края? — Прежде всего, памят ники археологии. Они весь ма многочисленны и хорошо сохранились. Естественно, не оставляем без внимания и памятники письменности, отражающие древнейшую историю Ельца и уезда при мерно до семнадцатого века. Особое значение придаем Никоновской летописи, где Елец впервые упоминается под 1146 годом. Далее — московские летописные сво ды, Ипатиевская летопись и другие. Каждая из них — часть общерусского достоя ния. Но для нас они ценны и тем, что содержат наибо лее важные сведения о про шлом Ельца в Х1У-ХУ веков. — Тогда почему же Ни коновская летопись вызыва ет неоднозначное отноше ние ученых? —Никто не спорит с тем, что она отражает древней шую историю Ельца. Но спе циалисты правы, говоря о том, что приведенные в ней сведения не являются абсо лютно достоверными. Еще два слова о памятниках пись менности. Из литературных немалый интерес представ ляет «Хождение митрополи та Пимена в Царьград», на писанное в конце четырнад цатого века. В нем под 1389 годом впервые содержится самое достоверное, не вызы вающее сомнение ни у кого из историков, упоминание о Ельце, о елецком князе, с которым митрополит Пимен встретился по дороге в Кон стантинополь. Другой известный лите ратурный памятник ХУ — начала ХУ1 века — «Повесть о Темир-Оксаке». В нем опи сан эпизод сожжения Ельца Тамерланом в 1395 году. Упомяну и всемирно из вестное «Сказание о Мамае вом побоище», где сообща ется об участии елецкого князя Федора в Куликовской битве в 1380 году. Однако достоверность этого эпизода у академической науки вы зывает значительные сомне ния. Хотя есть и те, кто до веряет этим сведениям. — А чему больше дове ряют археологи? •— Археологическим па мятникам — древнейшим поселениям, связанным с жизнедеятельностью челове ка того или иного века. На территории Ельца и вокруг него насчитывается пример но 150 археологических па мятников различных эпох. Наиболее интересные из них —двухтысячелетней давнос ти. Они обнаружены в сло боде Александровна на окра ине Ельца, в Елецком рай оне при въезде в поселок «Ключ Жизни», а также на реке Воргол. Это наиболее древние укрепленные посе ления. Часть из них связана с ираноязычным населением и сарматами. — О чем поведали вам древнейшие городища? — Самые значимые, вне всякого сомнения —Лавский археологический комплекс и воргольское со славянским горизонтом жизни. Эти па мятники получили общерос сийскую известность. О вор- гольском широко узнали в шестидесятые годы, а лавс кий, состоящий из городища и селища, стал достоянием российской науки в девянос тые. Благодаря в том числе и усилиям елецких студентов филологического и истори ческого факультетов. А любопытны эти памят ники тем, что, в частности, славянский горизонт вор- гольского городища — оно расположено на территории села Нижний Воргол Е1децко- го района — датируется IX- X веками, то есть временем, которое предшествовало пер вому упоминанию Ельца в Никоновской летописи. — Выходит, отсчет исто рии Ельца действительно следует начинать двумя ве ками раньше? —Когда мы раскапывали лавский комплекс, студенты обращали внимание на то, что, помимо гончарной кера мики и типичной посуды XII- XIII веков, встречается и леп ная керамика, традиционная для славян 1Х-Х веков. И не исключено, что со временем, после более масштабных рас копок, все-таки будет дока зано, что... — ...Что Елец родился на два века раньше, чем утвер ждалось до этого? —Давайте не будем торо питься. Могу лишь только подтвердить: да, вероятно, история Ельца столь древняя, что об этой древности мы даже не подозреваем. Хотя гипотетически о ней выска зывались краеведы и девят надцатого, и двадцатого ве ков. Лавский комплекс явля ется ключевым в изучении Ельца. Мы ведем там раскоп ки уже одиннадцатый по левой сезон. Несмотря на свои небольшие размеры — площадка, укрепленная до одного гектара, и сравнитель но небольшой посад в двад цать пять гектаров, это посе ление отмечено всеми черта ми городского характера. Мы увидели здесь усадебную за стройку древнего города и специальными научными ме тодами зафиксировали ее. Кроме того, есть разнообраз нейшие предметы материаль ных культур, которые отра жают многие стороны хозяй ственной деятельности, свя занной именно с городским характером поселений, — развитым ремеслом и торго выми связями. — Значит, наши предки жили не только натураль ным хозяйством? —Да, хотя прежде наука традиционно считала, что на Руси Х1-ХШ веков господ ствовало именно натуральное хозяйство. Мы не спешим от вергать эту точку зрения, но все-таки она, как представля ется, устарела. Археология показывает, что и в елецкой округе население активно развивало внешние и внут ренние торговые связи, зани мавшие важное место в его жизни. — Вы много лет занима етесь лавским комплексом, собрали уникальную коллек цию древних находок, под тверждающих заселение елецкого края, однако само городище ни разу не назва ли Ельцом. Почему? — Для исследователя важны неоспоримые факты. Но мы убедились, что вокруг Ельца в течение двух с по ловиной тысяч лет, несмот ря на сменяющиеся эпохи, наблюдается концентрация древних поселений, начиная с раннего железного века. Потом славянская эпоха и древнерусская. Протекали века, люди отсюда уходили, но ненадолго, потом возвра щались в елецкую округу. Фактор преемственности традиций, поколений, удоб ная экологическая ниша — все это уводит истоки Ельца из достоверного четырнадца того к двенадцатому веку — к лавскому археологическо му комплексу. Не с реки Ель- чик в двенадцатом веке на чинался Елец летописный. Он начинался в семи кило метрах от нынешних границ, за городскими Лавами, на этом берегу Сосны. — Летом вы отправитесь в очередную экспедицию. Возможно, я ошибаюсь, но за последние годы как-то не ощущается особого энтузиаз ма в этой работе. Я не имею в виду вас... Что произошло, Николай Александрович? — Согласитесь: проблема сохранения уникального на следия Ельца, его изучение и популяризация — дело не только ученых и студентов, хотя наш университет многое делает для этого. Однако мы не видим тгисой же заинтере сованности со стороны горо да. Хотя в середине девянос тых годов с администрацией был заключен хоздоговор, ориентированный на изуче ние прошлого Ельца и его округи. Увы, идея создания археологического центра так и осталась на бумаге... Интервью провела Тамара ФЕДЮ КИНА , соб. корр. «Липецкой газеты». леэкрана в праздничном концер те под... Рождество Христово? Да еще в исполнении женской груп пы. Да еще с солистом-мальчи- ком лет шести. В этой связи напомню муд рые слова Михаила Светлова, которые теперь, понятно, не ци тируются: «По тому, как и что поют молодые люди, можно су дить, о чем они мечтают («по морде чайником»? — В.М.), как живут и чему мы их учим («до полусмертушки напьюсь»? — В .М .) Да, да, песня — это и учебник. Это оружие в науке убеждать, трудно воспитывае мое, но зато и весьма действен ное». И сегодня оно тоже действен ное. А мы, деятели педагогичес кого цеха, руководители школ, отделов образования, департа ментов, точно не замечаем это го. Или делаем вид, что ничего не происходит. Часто слышу от коллег-учи- телей: дети почти не читают ху дожественные классические тек сты, им неинтересны ни Татьяна Ларина, ни Евгений Онегин, ни метания Наташи Ростовой. А ро дители сетуют: не можем отор вать свои чада от телевизора. И ругают школу, как будто сами же часами не сидят у экрана вмес те с детьми, «духовно наслажда ясь» триллерами и «ужастика ми». И не они ли покупают для дома, для семьи свеженькие кас сеты с очередными убийствами и изнасилованиями? Так на кого же жалуемся? Кого клянет педа гог-филолог, который после оче редного урока литературы, где говорил о высоких чувствах ге роев, вечером танцует на школь ной дискотеке под рев безголо сых «звезд», стенающих, умоля ющих, чтобы он «подарил ей ве черок несерьезный», потому что «просто я одна, на-на и глоток вина...»? С утра и до вечера наши мальчишки и девчонки оглуша ются такими стишками. Кто же поможет услышать им поэзию Пушкина, Лермонтова, Цветае вой, Ахматовой, Кедрина? А главное, кто заставит нас самих услышать этот вопрос? Владимир МАКАРОВ, профессор ЕГУ имени И.А. Бунина «Мир тонет в море равнодушия!» — твердят газеты, журналы , ТВ. И все ж е находятся люди, пытающиеся противостоять тому, о чем из глубины веков гласит Авиценна: Что вижу я ныне? В упад ке и честь, и ученость, И в прошлом осталась мысли лю дской утонченность. Сегодня , к тому ж е , н е видят в достоинствах про ку . Возносят невежд и легко поддаются поро ку . На очередном витке ис тории приходится решать извечные проблемы. Естес твенно, что при этом воз никают страх, растерян ность, усталость. Хотя, как ни парадоксально, именно в такие дни и годы в нас укрепляется дух, раскрыва ется и проявляется внут ренний потенциал. Сегодня жизнь пронизывает стрем ление к «планетарному мышлению». Но, вероятно, именно поэтому каждому человеку нужно остано виться и пристальнее вгля деться в мир малой роди ны, где ему довелось жить, в лица тех, кто рядом, то есть определиться, что предназначено ему сделать, исполнить в своем, родном, доме. Для меня такой дом — Елец, земля многих выда ющихся людей, оставив ших след в памяти челове чества. Первоначальный образ города возникает за не сколько километров до его границы: путешественни кам во всем величии и кра соте издалека предстает Вознесенский собор, затем —православные храмы, ко торые, несмотря на пережи тую эпоху гонений, поруга- УНИВЕРСИТЕТ, ГОРОД, ПАМЯТЬ ния и гибели святынь, сохра нены... Вот почему ученых и ас пирантов кафедр историко- культурного наследия, педа гогики и научной лаборато рии заинтересовал один из ее аспектов: культурно-образо вательная среда региона. При этом уточняется само поня тие. Профессор ЕГУ Евгений Белозерцев определяет ее как «средоточие природных, ис торических, религиозных, культурных, материальных и социальных условий, в кото рых люди живут, учатся и трудятся». В ней человек живет и развивается. А про фессор Анатолий Пряхин предлагает культурно-образо вательную среду рассматри вать как «исторически сло жившиеся, функционирую щие в диалектическом един стве образовательно-обучаю щая и культурно-воспитыва- ющая сферы жизни». Проще говоря, ядро среды — обра зовательная система. Она приобщает человека к науч ному познанию мира, дает формальное образование. Все ее звенья, начиная от до школьного и заканчивая ву зом, в Ельце есть. Ныне мно гие детские сады работают по разнообразным программам и методикам. В сороковом дет саду, например, творчески ис пользуют традиции правосла вия, стимулируют у детей ин терес к русскому фольклору и обрядам. А в лицеях, гимназиях, воскресной и альтернативных школах, православной гимна зии в честь Св. Тихона Задон ского тоже ищут и находят свои пути. Особое место за нимает школа искусств. Она ведет детей в мир театра, му зыки, танца. А концертные программы групп эстрадного, классического и народного танца всегда превращаются для города в яркий праздник. Сравнительно недавно со зданный драматический те атр «Бенефис» дарит зрите лям очень яркие постановки. Много примечательного в му зеях, где постоянно обновля ются экспозиции, организу ются выставки. Все это — составные нашей культтоно- образовательной среды. Нель зя забывать и о литературе, особенно святоотеческой, вклад в нее внесли близкие нам Тихон Задонский, Свя титель Сергий, Феофан За творник, иеромонах Некта рий, и о философском насле дии Сергия Булгакова, Нико лая Данилевского, Василия Розанова. Как в голографическом изображении, в Ельце совме щены различные историчес кие эпохи. Центральная ар хитектурная застройка сохра нилась почти в том же виде, что и пару столетий назад. И у людей XXI века есть воз можность повторить маршру ты юного Вани Бунина, гу лявшего по аллеям городско го сада, где пестрели платьи цами симпатичные девушки, или с замиранием сердца про ходившего мимо здания жен ской гимназии, в аудитори ях которой занимаются сту денты нынешнего универси тета. Минуло целое столетие, но мы и сегодня входим в тот же зал, где вальсировал в мундирчике и белых зам шевых перчатках юный| гимназист. Необычайно важно дав но привычное вокруг уви деть иными глазами. Один] из местных краеведов, об следовавший десятки ста-| ринных елецких домов, ска зал как-то, что в них незри-1 МОпмсутствует что-то жи вое. Точно стены преданно! хргшят память о своих бы-1 лых обитателях. Образы их! более отчетливо обрисовы-1 ваются благодаря семейным I архивам, многие из которых I покоятся на чердаках и в 1 подвалах, надежно укрыты! слоем пыли. Благодаря чу-| дом сохранившимся пись мам, открыткам, фотогра фиям и документам мы! опять-таки имеем возмож-| ность прикоснуться к судь бе жившего когда-то чело-1 века, узнать о его мыслях,! переживаниях, интересах. I Так он входит в наше сегод ня... Когда-то Иван Бунин! размышлял о близком тер-| риториальном соседстве ро дных уголков таких вели-| чайших писателей, как Тол стой, Тургенев, Лесков, пы таясь уловить глубинную! связь творчества с их воспри-1 ятием родной земли. Сейчас | и произведения самого Бу нина заняли достойнейшее) место в мировой литературе. [ И нам дорого, что именно! елецкая округа, где прошли I детство и юность писателя,! узнается, угадывается в его! книгах. Для него было важ-1 но «образовать в себе из да-| ваемого жизнью нечто ис тинно достойного писания».! И елецкая земля помогла! ему в этом. А потому, как сказал) Николай Рерих, «не от сто-! лиц ждать красоты... Не от! торжищ искусства. В этих! истоках грязнится живая! вода, а бьет она нежданная! из тишины и покоя, от са-| мой земли...» Ирина СТОЯНОВСКАЯ ,! аспирантка ЕГУ . Выпуск подготовила собственный корреспондент газеты Тамара ФЕДЮКИНА. Редакция благодарит за помощь ректора ЕГУ Воперия КУЗОВЛЕВА и проректора по научной работе Евгения БЕЛОЗЕРЦЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz