Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

точка на карте области. Елец: слово об унйвер^тете о ГЛАВНОМ 1ИП101ЮМ можп «ЧНОВЕН с РУЖ1>Е1» всего полторы тысячи руб­ лей, доцента — семьсот, у рядовых преподавателей и того меньше. В крупном го­ роде их коллеги выживают, совмещая работу в несколь­ ких вузах. А что они «сов­ местят» в Ельце? Но мы находили и про­ должаем искать свои вариан­ ты. Многие преподаватели пошли в школы. И не толь­ ко ради дополнительного за­ работка, но и для того, что­ бы, готовя будущих учите­ лей, лучше знать школьную жизнь, школьную практику. Могу ска[зать, что становле­ ние гимназий и лицеев в Ельце происходило во мно­ гом благодаря тому, что с ними сотрудничали наши профессора, наши специа­ листы. Научные кадры мы го- »товим и в стенах самого вуза. Семьдесят процентов наших дипломированных специа­ листов — выпускники ЕГПИ, защитившие канди­ датские и докторские диссер­ тации. Наряду с тем, как уже сказано, приглашаем кадры и из других городов, » решая, разумеется, их быто­ вые проблемы, особенно с жильем. Построили 25-квар- тирный дом, еще двадцать квартир за последние три года нам выделили админис­ трации города и области. С нами охотно работают ведущие ученые страны. Мы заключили договор с юриди­ ческой академией, универси­ тетом Дружбы народов, МГУ имени Ломоносова, куда бу­ дем направлять лучших сво­ их выпускников в аспиран­ туру. А их специалистов — приглашать к нам. К слову, за то еще весьма недолгое время, что мы существуем в ранге университета, у нас уже защищены две докторс­ кие и более пятнадцати кан­ дидатских диссертаций. Большие надежды связы­ ваем с созданием Националь­ ного парка «Бунинская Рос­ сия». К идее этой мы тоже подступали давно. По нашим представлениям, этот парк не повторит канадский или американский, а будет осо­ бым, нацеленным на сбере­ жение того историко-куль­ турного наследия, которым богата липецкая земля, где остались следы многих поко­ лений одаренных людей, ма­ териализованные в имениях, памятниках, произведениях культуры. С их именами не­ обходимо знакомить не толь­ ко Россию, но и зарубежье, открывая у нас зоны отды­ ха, туристические и палом­ нические маршруты. Для реализации этих планов по­ лучили лицензию на новый факультет, который называ­ ется «Социально-культур­ ный сервис и туризм». Он будет обучать работников музейного дела и туристичес­ ких комплексов. Однако о перспективах университета разговор осо­ бый. У нас уже более трид­ цати лицензий не только на открытие новых специаль­ ностей, но и факультетов, в том числе и физического вос­ питания. Создание его вызва­ но жизненной необходи­ мостью. Здоровье населения ухудшается, а людей, подго­ товленных для целенаправ­ ленной работы с детьми, име­ ющими отклонения в физи­ ческом развитии, в России не хватает. Далее. Мы стали шест­ надцатым вузом в стране, который имеет лицензию на подготовку специалистов по налогам и налогообложению, их тоже в стране недостаточ­ но. Есть планы по открытию медицинского факульте­ та, где будут получать высшее —именно высшее — образование медицин­ ские сестры. Пока в на­ шей области такой дип­ лом имеет всего один че­ ловек. В структуре уни­ верситета появится и би­ олого-почвенный факуль­ тет. Развитие его матери­ альной базы связываем с использованием уникаль­ ного городка бывшей во­ енной части площадью в пятнадцать гектаров, пе­ реданного нашему вузу. Безусловно, событие очень важное. Ведь, по сути, теперь площади ЕГУ прирастают сразу на 17 тысяч квадратных мет­ ров. Это треть того, чем мы располагали ранее. Понимаю: нам доста­ лись не просто земля и здание. Это — историчес­ кое место. В «Красных ка­ зармах» более века назад был расквартирован Не­ жинский полк. А в июне 41-го отсюда уходила на войну сформированная в Ельце прославленная 220-я стрелковая диви­ зия. В стенах военного городка готовились за­ щитники Отечества, что­ бы с оружием в руках от­ стаивать свободу и неза­ висимость Родины. Но за­ щищать страну можно не только оружием. С этой точки зрения наш универ­ ситет тоже защищает Рос­ сию, выполняя миссию собирателей и объедини­ телей духовных начал, он реализует ее через образо­ вание и народную дипло­ матию, чьи границы про­ стираются далеко за пре­ делы и Ельца, и региона, и России. ГДА«КОРОЛЬголый», ПОДАНЫМНЕ до НАТАШИРОООВОЙ В пятом веке до н.э. греки, создавшие теорию крас­ норечия, указали на троякую задачу оратора: разъяснять, побуждать, доставлять удовольствие («услаждать слушателя»). Политические деятели учи­ лись ораторскому искусству. Динарх , Георгий, Исок­ рат, Эсхил, Сократ, Филократ, Демосфен, будучи вид­ ными государственными фигурами, сделали красноре­ чие острым оружием идеологии и политической борь­ бы. «Учителя мудрости», софисты развивали искусство спора, искусство с помощью слова «слабому аргумен­ ту давать перевес над сильным». Риторика охотно об­ ращалась к молодежи , увлекая ее разнообразными идеями, способствовала воспитанию и социальной ори­ ентации грахсдан. Что ж е удивляться, если в Древней Греции педагогика возникла именно из риторики! Вот почему, на мой взгляд, полнокровная культурно-образо­ вательная среда ни в отдельном регионе, ни в стране в целом не­ мыслима без полнокровной ре­ чевой культуры, без воспитания молодежи в ее благотворной ат­ мосфере. Но пока этого воспи­ тания нам явно не хватает. Наша речь становится грубее и агрес- усивнее, примитивизируется, те­ ряет выразительность, интелли­ гентность, русскость. Кто пови­ нен в этом? Не только ситуация, возникшая после начала «пере­ стройки». Двадцатый век у нас оказал- * ся веком нефилологичным. Пос­ ле В.И. Ленина на всех ступенях власти оказывались люди, дале­ кие от филологии, от владения в должной мере нормами речи. Отсюда естественное равноду­ шие наших «верхов» к требова­ ниям этих норм не только в лич­ ном, но и в общегосударствен­ ном масштабе. С приходом эпо­ хи Горбачева ситуация еще бо­ лее усложнилась. Для оратора стало неприличным говорить по бумажке с высочайщих трибун. Тут и выяснилось окончательно: король-то голый... Пренебрежение властей ко всей нашей гуманитарной куль­ туре, особенно за последнее де­ сятилетие, обернулось тем, что мы просто махнули рукой на ре­ чевое бескультурье, смирились с ним. На речевую культуру давит миллионопудовый гнет общего духовного обнищания. А оно, к слову, не случайно. Это не ре­ зультат ошибки, а итог продуман­ ной системы «мер», которые ве­ дут к моральному, интеллектуаль­ ному разложению российского общества в угоду определенным силам как у нас, так и за рубе­ жом. Все очевидно: речевая без­ духовность —плод общей безду­ ховности, когда предельно сни­ жена планка в подходе ко всем человеческим ценностям: любви, искусству, морали, этике и так далее. С другой стороны, рече­ вой примитивизм бумерангом бьет по той части общества, ко­ торая еще как-то пытается со­ противляться тотальному опош­ лению. Средства массовой ин­ формации, добившись свободы, беспардонно используют ее для эстетического, этического, мо­ рального и речевого оболванива­ ния масс. В одной упряжке с ними «поп-искусство», не славян­ ское и не русское, раболепно копирующее западные, причем не лучшие, образцы. Каждый день нашей молодежи подсовывают поделки типа: Ой, пойду, пойду сегодня До полусмертушки напьюсь. Ой, пойду, пойду я В чисто поле Да по воздуху пройдусь... Ну, чем не народная песня? Тут тебе и русское поле, и рус­ ский воздух! Но на самом деле это переряженные в националь­ ное платье пошлость, примитив, чуждые русской народной куль­ туре. Или еще один перл: «У бе­ гемота нету талии. Он не умеет танцевать. А мы его по морде чайником. И научим танцевать!» Вот чем заполнен эфир, музы­ кальные страницы газет и жур­ налов. И я не могу не думать: что же происходит с культурно-обра­ зовательной средой в государст­ ве, если оно позволяет —да нет — пропагандирует подобное с те- ЕЛЕЦДРЕВНЕЕ МОСКВЫ НЕ НАГОД, ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА? V А НАДВА ВЕКА? УЧЕНЫЕ НЕ ПЕРЕСТАЮТ СПОРИТЬ О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ ЕЛЬЦА Г ордясь древностью своего города, мало кто из ельчан упустит случай лишний раз напомнить всем, что Елец на целый год старше самой Москвы. Он ведет начало своей истории с 1146 года! Эта дата впервые упоминается в Никоновской летописи. Стало быть, в нынешнем году старинному городу исполняется 855 лет. Тем не менее нет-нет да и появляются сведения, заставляющие ученых спорить, а нас, не ученых, с надехсдой думать: а может. Елец появился значительно раньше, чем считалось до сих пор? За ответом на этот вопрос наш елецкий корреспондент отправился к кандидату исторических наук , доценту, заведующему кафедрой истории ЕГУ имени И.А. Бунина Николаю ТРОПИНУ, много лет изучающему историко-археологическое наследие Ельца и его округи. — Николай Александро­ вич, экспедиции, которые вы возглавляете, настойчи­ во пытаются пробиться в глубину веков. Что для вас является определяющим в этой работе, что вы считае­ те наиболее убедительными свидетельствами о минув­ шей судьбе родного нашего края? — Прежде всего, памят­ ники археологии. Они весь­ ма многочисленны и хорошо сохранились. Естественно, не оставляем без внимания и памятники письменности, отражающие древнейшую историю Ельца и уезда при­ мерно до семнадцатого века. Особое значение придаем Никоновской летописи, где Елец впервые упоминается под 1146 годом. Далее — московские летописные сво­ ды, Ипатиевская летопись и другие. Каждая из них — часть общерусского достоя­ ния. Но для нас они ценны и тем, что содержат наибо­ лее важные сведения о про­ шлом Ельца в Х1У-ХУ веков. — Тогда почему же Ни­ коновская летопись вызыва­ ет неоднозначное отноше­ ние ученых? —Никто не спорит с тем, что она отражает древней­ шую историю Ельца. Но спе­ циалисты правы, говоря о том, что приведенные в ней сведения не являются абсо­ лютно достоверными. Еще два слова о памятниках пись­ менности. Из литературных немалый интерес представ­ ляет «Хождение митрополи­ та Пимена в Царьград», на­ писанное в конце четырнад­ цатого века. В нем под 1389 годом впервые содержится самое достоверное, не вызы­ вающее сомнение ни у кого из историков, упоминание о Ельце, о елецком князе, с которым митрополит Пимен встретился по дороге в Кон­ стантинополь. Другой известный лите­ ратурный памятник ХУ — начала ХУ1 века — «Повесть о Темир-Оксаке». В нем опи­ сан эпизод сожжения Ельца Тамерланом в 1395 году. Упомяну и всемирно из­ вестное «Сказание о Мамае­ вом побоище», где сообща­ ется об участии елецкого князя Федора в Куликовской битве в 1380 году. Однако достоверность этого эпизода у академической науки вы­ зывает значительные сомне­ ния. Хотя есть и те, кто до­ веряет этим сведениям. — А чему больше дове­ ряют археологи? •— Археологическим па­ мятникам — древнейшим поселениям, связанным с жизнедеятельностью челове­ ка того или иного века. На территории Ельца и вокруг него насчитывается пример­ но 150 археологических па­ мятников различных эпох. Наиболее интересные из них —двухтысячелетней давнос­ ти. Они обнаружены в сло­ боде Александровна на окра­ ине Ельца, в Елецком рай­ оне при въезде в поселок «Ключ Жизни», а также на реке Воргол. Это наиболее древние укрепленные посе­ ления. Часть из них связана с ираноязычным населением и сарматами. — О чем поведали вам древнейшие городища? — Самые значимые, вне всякого сомнения —Лавский археологический комплекс и воргольское со славянским горизонтом жизни. Эти па­ мятники получили общерос­ сийскую известность. О вор- гольском широко узнали в шестидесятые годы, а лавс­ кий, состоящий из городища и селища, стал достоянием российской науки в девянос­ тые. Благодаря в том числе и усилиям елецких студентов филологического и истори­ ческого факультетов. А любопытны эти памят­ ники тем, что, в частности, славянский горизонт вор- гольского городища — оно расположено на территории села Нижний Воргол Е1децко- го района — датируется IX- X веками, то есть временем, которое предшествовало пер­ вому упоминанию Ельца в Никоновской летописи. — Выходит, отсчет исто­ рии Ельца действительно следует начинать двумя ве­ ками раньше? —Когда мы раскапывали лавский комплекс, студенты обращали внимание на то, что, помимо гончарной кера­ мики и типичной посуды XII- XIII веков, встречается и леп­ ная керамика, традиционная для славян 1Х-Х веков. И не исключено, что со временем, после более масштабных рас­ копок, все-таки будет дока­ зано, что... — ...Что Елец родился на два века раньше, чем утвер­ ждалось до этого? —Давайте не будем торо­ питься. Могу лишь только подтвердить: да, вероятно, история Ельца столь древняя, что об этой древности мы даже не подозреваем. Хотя гипотетически о ней выска­ зывались краеведы и девят­ надцатого, и двадцатого ве­ ков. Лавский комплекс явля­ ется ключевым в изучении Ельца. Мы ведем там раскоп­ ки уже одиннадцатый по­ левой сезон. Несмотря на свои небольшие размеры — площадка, укрепленная до одного гектара, и сравнитель­ но небольшой посад в двад­ цать пять гектаров, это посе­ ление отмечено всеми черта­ ми городского характера. Мы увидели здесь усадебную за­ стройку древнего города и специальными научными ме­ тодами зафиксировали ее. Кроме того, есть разнообраз­ нейшие предметы материаль­ ных культур, которые отра­ жают многие стороны хозяй­ ственной деятельности, свя­ занной именно с городским характером поселений, — развитым ремеслом и торго­ выми связями. — Значит, наши предки жили не только натураль­ ным хозяйством? —Да, хотя прежде наука традиционно считала, что на Руси Х1-ХШ веков господ­ ствовало именно натуральное хозяйство. Мы не спешим от­ вергать эту точку зрения, но все-таки она, как представля­ ется, устарела. Археология показывает, что и в елецкой округе население активно развивало внешние и внут­ ренние торговые связи, зани­ мавшие важное место в его жизни. — Вы много лет занима­ етесь лавским комплексом, собрали уникальную коллек­ цию древних находок, под­ тверждающих заселение елецкого края, однако само городище ни разу не назва­ ли Ельцом. Почему? — Для исследователя важны неоспоримые факты. Но мы убедились, что вокруг Ельца в течение двух с по­ ловиной тысяч лет, несмот­ ря на сменяющиеся эпохи, наблюдается концентрация древних поселений, начиная с раннего железного века. Потом славянская эпоха и древнерусская. Протекали века, люди отсюда уходили, но ненадолго, потом возвра­ щались в елецкую округу. Фактор преемственности традиций, поколений, удоб­ ная экологическая ниша — все это уводит истоки Ельца из достоверного четырнадца­ того к двенадцатому веку — к лавскому археологическо­ му комплексу. Не с реки Ель- чик в двенадцатом веке на­ чинался Елец летописный. Он начинался в семи кило­ метрах от нынешних границ, за городскими Лавами, на этом берегу Сосны. — Летом вы отправитесь в очередную экспедицию. Возможно, я ошибаюсь, но за последние годы как-то не ощущается особого энтузиаз­ ма в этой работе. Я не имею в виду вас... Что произошло, Николай Александрович? — Согласитесь: проблема сохранения уникального на­ следия Ельца, его изучение и популяризация — дело не только ученых и студентов, хотя наш университет многое делает для этого. Однако мы не видим тгисой же заинтере­ сованности со стороны горо­ да. Хотя в середине девянос­ тых годов с администрацией был заключен хоздоговор, ориентированный на изуче­ ние прошлого Ельца и его округи. Увы, идея создания археологического центра так и осталась на бумаге... Интервью провела Тамара ФЕДЮ КИНА , соб. корр. «Липецкой газеты». леэкрана в праздничном концер­ те под... Рождество Христово? Да еще в исполнении женской груп­ пы. Да еще с солистом-мальчи- ком лет шести. В этой связи напомню муд­ рые слова Михаила Светлова, которые теперь, понятно, не ци­ тируются: «По тому, как и что поют молодые люди, можно су­ дить, о чем они мечтают («по морде чайником»? — В.М.), как живут и чему мы их учим («до полусмертушки напьюсь»? — В .М .) Да, да, песня — это и учебник. Это оружие в науке убеждать, трудно воспитывае­ мое, но зато и весьма действен­ ное». И сегодня оно тоже действен­ ное. А мы, деятели педагогичес­ кого цеха, руководители школ, отделов образования, департа­ ментов, точно не замечаем это­ го. Или делаем вид, что ничего не происходит. Часто слышу от коллег-учи- телей: дети почти не читают ху­ дожественные классические тек­ сты, им неинтересны ни Татьяна Ларина, ни Евгений Онегин, ни метания Наташи Ростовой. А ро­ дители сетуют: не можем отор­ вать свои чада от телевизора. И ругают школу, как будто сами же часами не сидят у экрана вмес­ те с детьми, «духовно наслажда­ ясь» триллерами и «ужастика­ ми». И не они ли покупают для дома, для семьи свеженькие кас­ сеты с очередными убийствами и изнасилованиями? Так на кого же жалуемся? Кого клянет педа­ гог-филолог, который после оче­ редного урока литературы, где говорил о высоких чувствах ге­ роев, вечером танцует на школь­ ной дискотеке под рев безголо­ сых «звезд», стенающих, умоля­ ющих, чтобы он «подарил ей ве­ черок несерьезный», потому что «просто я одна, на-на и глоток вина...»? С утра и до вечера наши мальчишки и девчонки оглуша­ ются такими стишками. Кто же поможет услышать им поэзию Пушкина, Лермонтова, Цветае­ вой, Ахматовой, Кедрина? А главное, кто заставит нас самих услышать этот вопрос? Владимир МАКАРОВ, профессор ЕГУ имени И.А. Бунина «Мир тонет в море равнодушия!» — твердят газеты, журналы , ТВ. И все ж е находятся люди, пытающиеся противостоять тому, о чем из глубины веков гласит Авиценна: Что вижу я ныне? В упад ке и честь, и ученость, И в прошлом осталась мысли лю дской утонченность. Сегодня , к тому ж е , н е видят в достоинствах про ку . Возносят невежд и легко поддаются поро ку . На очередном витке ис­ тории приходится решать извечные проблемы. Естес­ твенно, что при этом воз­ никают страх, растерян­ ность, усталость. Хотя, как ни парадоксально, именно в такие дни и годы в нас укрепляется дух, раскрыва­ ется и проявляется внут­ ренний потенциал. Сегодня жизнь пронизывает стрем­ ление к «планетарному мышлению». Но, вероятно, именно поэтому каждому человеку нужно остано­ виться и пристальнее вгля­ деться в мир малой роди­ ны, где ему довелось жить, в лица тех, кто рядом, то есть определиться, что предназначено ему сделать, исполнить в своем, родном, доме. Для меня такой дом — Елец, земля многих выда­ ющихся людей, оставив­ ших след в памяти челове­ чества. Первоначальный образ города возникает за не­ сколько километров до его границы: путешественни­ кам во всем величии и кра­ соте издалека предстает Вознесенский собор, затем —православные храмы, ко­ торые, несмотря на пережи­ тую эпоху гонений, поруга- УНИВЕРСИТЕТ, ГОРОД, ПАМЯТЬ ния и гибели святынь, сохра­ нены... Вот почему ученых и ас­ пирантов кафедр историко- культурного наследия, педа­ гогики и научной лаборато­ рии заинтересовал один из ее аспектов: культурно-образо­ вательная среда региона. При этом уточняется само поня­ тие. Профессор ЕГУ Евгений Белозерцев определяет ее как «средоточие природных, ис­ торических, религиозных, культурных, материальных и социальных условий, в кото­ рых люди живут, учатся и трудятся». В ней человек живет и развивается. А про­ фессор Анатолий Пряхин предлагает культурно-образо­ вательную среду рассматри­ вать как «исторически сло­ жившиеся, функционирую­ щие в диалектическом един­ стве образовательно-обучаю­ щая и культурно-воспитыва- ющая сферы жизни». Проще говоря, ядро среды — обра­ зовательная система. Она приобщает человека к науч­ ному познанию мира, дает формальное образование. Все ее звенья, начиная от до­ школьного и заканчивая ву­ зом, в Ельце есть. Ныне мно­ гие детские сады работают по разнообразным программам и методикам. В сороковом дет­ саду, например, творчески ис­ пользуют традиции правосла­ вия, стимулируют у детей ин­ терес к русскому фольклору и обрядам. А в лицеях, гимназиях, воскресной и альтернативных школах, православной гимна­ зии в честь Св. Тихона Задон­ ского тоже ищут и находят свои пути. Особое место за­ нимает школа искусств. Она ведет детей в мир театра, му­ зыки, танца. А концертные программы групп эстрадного, классического и народного танца всегда превращаются для города в яркий праздник. Сравнительно недавно со­ зданный драматический те­ атр «Бенефис» дарит зрите­ лям очень яркие постановки. Много примечательного в му­ зеях, где постоянно обновля­ ются экспозиции, организу­ ются выставки. Все это — составные нашей культтоно- образовательной среды. Нель­ зя забывать и о литературе, особенно святоотеческой, вклад в нее внесли близкие нам Тихон Задонский, Свя­ титель Сергий, Феофан За­ творник, иеромонах Некта­ рий, и о философском насле­ дии Сергия Булгакова, Нико­ лая Данилевского, Василия Розанова. Как в голографическом изображении, в Ельце совме­ щены различные историчес­ кие эпохи. Центральная ар­ хитектурная застройка сохра­ нилась почти в том же виде, что и пару столетий назад. И у людей XXI века есть воз­ можность повторить маршру­ ты юного Вани Бунина, гу­ лявшего по аллеям городско­ го сада, где пестрели платьи­ цами симпатичные девушки, или с замиранием сердца про­ ходившего мимо здания жен­ ской гимназии, в аудитори­ ях которой занимаются сту­ денты нынешнего универси­ тета. Минуло целое столетие, но мы и сегодня входим в тот же зал, где вальсировал в мундирчике и белых зам­ шевых перчатках юный| гимназист. Необычайно важно дав­ но привычное вокруг уви­ деть иными глазами. Один] из местных краеведов, об­ следовавший десятки ста-| ринных елецких домов, ска­ зал как-то, что в них незри-1 МОпмсутствует что-то жи­ вое. Точно стены преданно! хргшят память о своих бы-1 лых обитателях. Образы их! более отчетливо обрисовы-1 ваются благодаря семейным I архивам, многие из которых I покоятся на чердаках и в 1 подвалах, надежно укрыты! слоем пыли. Благодаря чу-| дом сохранившимся пись­ мам, открыткам, фотогра­ фиям и документам мы! опять-таки имеем возмож-| ность прикоснуться к судь­ бе жившего когда-то чело-1 века, узнать о его мыслях,! переживаниях, интересах. I Так он входит в наше сегод­ ня... Когда-то Иван Бунин! размышлял о близком тер-| риториальном соседстве ро­ дных уголков таких вели-| чайших писателей, как Тол­ стой, Тургенев, Лесков, пы­ таясь уловить глубинную! связь творчества с их воспри-1 ятием родной земли. Сейчас | и произведения самого Бу­ нина заняли достойнейшее) место в мировой литературе. [ И нам дорого, что именно! елецкая округа, где прошли I детство и юность писателя,! узнается, угадывается в его! книгах. Для него было важ-1 но «образовать в себе из да-| ваемого жизнью нечто ис­ тинно достойного писания».! И елецкая земля помогла! ему в этом. А потому, как сказал) Николай Рерих, «не от сто-! лиц ждать красоты... Не от! торжищ искусства. В этих! истоках грязнится живая! вода, а бьет она нежданная! из тишины и покоя, от са-| мой земли...» Ирина СТОЯНОВСКАЯ ,! аспирантка ЕГУ . Выпуск подготовила собственный корреспондент газеты Тамара ФЕДЮКИНА. Редакция благодарит за помощь ректора ЕГУ Воперия КУЗОВЛЕВА и проректора по научной работе Евгения БЕЛОЗЕРЦЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz