Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Спецпроект "Липецкой газеты": ПЕРСПЕКТИВА ГИ НАШИ У ниверситет в российской провинции оценивается по-разному. Но важнее всего, к а к мы сами его себе представляем. Д а , мы не станем не только вторым МП^, но и, допустим. Воронежским университетом. Но это и не нужно. Мы будем университетом — Елецким. И это дает нам свои пре­ имущества и перед столич­ ными коллегами. В малень­ ком провинциальном городе вуз существует на поле оп­ ределенной культуры. По­ нимая это, наш коллектив призван изучать минувшее как «явление духовной жиз­ ни, быта, уклада, унаследо­ ванное, воспринятое от про­ шлых поколений, от пред­ шественников». «Без меня народ не полный», — гово­ рит один из героев замеча­ тельного русского писателя Андрея Платонова, чей отец, кстати, родом из Задонска. Особенность человечес­ кого восприятия состоит в том, что собственное наше существование неотъемлемо от жизни других людей, фактически слито с ними. Но то же самое можно ска­ зать и о восприятии истори­ ческого прошлого. Полнота его обеспечивается не столь­ ко знаниями, фактами, циф­ рами, датами, сколько жи­ вой памятью о том, что дей­ ствительно дорого и люби­ мо. Наследие — это долг пе­ ред прошлым и обязанность перед будущим. Каждая ка­ федра может найти точку приложения своих сил в об­ щем процессе. Историко-ар­ хеологическое, литературно­ лингвистическое, философ­ ско-педагогическое исследо­ вания — главное стратеги­ ческое направление деятель­ ности ученых ЕГУ. Так что для нас стало естественным предложение администра­ ции области и города Ельца по созданию Национально­ го парка «Бунинская Рос­ сия». Вторая важная часть на­ шей работы связана не толь­ ко с интересами самого вуза, но и с городом, областью. Речь идет об университет­ ском комплексе как социо­ культурном центре россий­ ской провинции. Основной замысел научного проекта — рассматривать универси­ тет как развивающуюся сис­ тему культурно-образова­ тельной среды в провинции и показать, что он сможет предложить каждому жите­ лю области, стремящемуся стать образованным и интел­ лигентным человеком. Администрация Ельца уже сформулировала заказ на разработку такого ком­ плекса. Труды над концеп­ цией завершаются . Мы предлагаем ряд программ, выполнение которых рас­ считано до 2010 года; малый город России в процессе фе­ дерализации государствен­ ного устройства, экологи­ ческий менеджмент, сохра­ нение и развитие русского языка, развитие сети обра­ зовательных учреждений, подготовка специалистов и другие. Ну вот хотя бы один об­ щеизвестный факт: государ­ ственная система по эколо­ гии разрушена. И что, раз­ ве теперь люди не должны знать информацию о той среде, в которой живут? Нет! И ученые ЕГУ, имею­ щие опыт мониторинга ок­ ружающей среды, могли бы ее изучать, разрабатывать программу оздоровления и подпитывать этим полезным знанием население. Для это­ го нужна научная лаборато­ рия со всем набором соответ­ ствующего оборудования. Мы реально представля­ ем весь объем научных ис­ следований, осознаем ответ­ ственность и собственные долги. О чем идет речь? В общественном сознании, в отдельных публикациях происходят порой серьезные культурные сдвиги. И надо реагировать на них, давать собственную оценку наме­ тившимся тенденциям, вы­ сказывать свою оценку тем же публикациям и низкоп­ робным фильмам об Иване Алексеевиче Бунине, иска­ жающим его образ. Кстати, АВТОРЕФЕРАТ И ПРАВДЕ В: от уже шестой год на юриди­ ческом факультете апрель — __ месяц традиционной научно- практической конференции по актуаль­ ным проблемам российского и между­ народного права. На одной из таких кон­ ференций я познакомил ее участников со своим исследованием, посвященным двум тесно увязанным понятиям: суве­ ренитет и гражданство Российской Фе­ дерации. Я продолжал заниматься этой темой. И вот осенью 2000 года удосто­ ился чести представлять юридический факультет ЕГУ имени И.А. Бунина на от­ крытом конкурсе лучших студенческих работ. Моя работа заняла призовое мес­ то и отмечена дипломом Министерства образования РФ. О чем она? Уже десять лет прошло после распада Союза ССР. Теперь мы живем в государстве по имени Россия. Его путь не назовешь легким. Кому-то поначалу казалось: стоит провозгласить в Конституции федеративные основы го­ сударства, как все вопросы будут реше­ ны. Но это не так. Правоведы не зря ут­ верждают, что в этом плане у нас все сплетено в запутанный клубок проблем. Политика федерального центра по по­ строению прочной государственности в конце ушедшего века не отличалась по­ следовательностью. Все заметнее были центробежные тенденции. Субъекты фе­ дерации стремились всеми силами до­ биться суверенитета по отношению к Российской Федерации как таковой. За­ конодательство республик по многим по­ зициям противоречило федеральному. Предпринимались неоднократные попьгг- ки ввести институт республиканского гражданства. Анализ этой ситуации, по­ иск выхода — в основе моей работы. В последнее время начались наконец обнадеживающие процессы по укрепле­ нию молодого российского федерализ­ ма. Законодательство субъектов приво­ дится в соответствие с федеральным. По- явилась система федеральных окру­ гов и институт полномочных представи­ телей президента в них. Но сделать надо еще немало. И не последняя роль здесь отводится новому поколению юристов. От них в немалой мере зависит формирование и сохране­ ние единого правового поля, становле­ ние в России гражданского общества и правового государства. Верю, что весо­ мый вклад в это будет вносить и наш юридический факультет. Он растет и раз­ вивается вместе с новым университетом. У нас все больше талантливых препо­ давателей и студентов. Многие ассистен­ ты учатся в аспирантуре. В марте нынеш­ него года на юрфаке появился свой до­ ктор юридических наук — профессор ка­ федры государства и права Владимир Ермаков. Именно он был моим научным руководителем в подготовке упомянуто­ го исследования. На факультете состоя- пось несколько успешных выпусков. Мы «ивем надеждой, что у нас в стране, в эбласти, в нашем древнем городе рань­ ше или позже все осознают, что у слов -право» и «правда» — один корень... Евгений ЛОТОРЕВ, студент пятого курса юридического факультета. очень жаль, что в послед­ нем случае мы не вступи­ лись за нашего земляка, ла­ уреата Нобелевской премии. Елецкие ученые многое ска­ зали о нем, многое сделали. Однако до сей поры ими не подготовлена хотя бы одна монография об Иване Алек­ сеевиче. Между тем в октяб­ ре в Ельце пройдут уже 22- е Бунинские чтения!.. Образование — это прак­ тика культуры. Любые пла­ ны по развитию системы об­ разования на местном уров­ не следует рассматривать как обязательно предполага­ ющие аккумуляцию и акту­ ализацию национальной культуры. Чтобы этого до­ биться, необходимы не толь­ ко осознание всеми нами ее первостепенной жизненной важности, но и организаци­ онное начало, способное объединить все заинтересо­ ванные стороны. В Ельце, духовном центре области, такое соборное дело может и должен взять на себя уни­ верситет, призванный во­ плотить в жизнь союз на­ уки, церкви и города. Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ, проректор по научной работе, профессор ЕГУ имени И.А. Бунина. ТРАДИЦИИ ТИХОНА ХРЕННИКОВА НАФЕШВАЛЕ Ч итатели «Липецкой газеты» уж е знают о достижениях сту­ дентов и преподавателей му­ зы кал ьн о -п ед а го гич ес ко го фа­ культета, одержавших победы на крупных фестивалях и конкурсах. В далеких городах, не исключая столичные, вновь убедились: елец­ кая земля по-прежнему богата та­ лантами. И не случайно факуль­ тету так радуется наш земляк ком ­ позитор Тихон Хренников, кото­ рый два года назад приезжал поз­ дравить первых его выпускников и на «последнем звонке» благос; ловил будущих преподавателей музыки. Среди людей, даю­ щих им путевку в жизнь, — влюбленные в свое дело педагоги. Это доктор педагоги­ ческих наук, профес^ сор, действительный член Академии педаго­ гических и социальных наук Александр Милю­ ков, доктор искусство­ ведения, профессор Московской государ­ ственной консервато­ рии им. П.И. Чайков­ ского Вячеслав Щуров, доктор философских--------------------3- наук, профессор, заведующая кафедрой эстетики ИЦЭВ РАО Лейла Печко, до­ ктор искусствоведения, профессор Вик­ тор Сраджев и другие. Одну из первых серьезных заявок на общероссийскую значимость ельчане сделали на прошедшем в минувшем году пятом открытом фестивале музыкаль­ ных факультетов вузов России. Выступ­ ления там доцента факультета Ольги Сраджевой и студента Андрея Панкра­ това превзошли все ожидания: среди пре­ подавателей и студентов они заняли пер­ вое место. Вокальные данные учителя и ученика были специально отмечены жюри. А уже в нынешнем году второ­ курсник Алдрей Панкратов успешно вы­ ступил, считай, и за рубежом — на меж­ дународном конкурсе «Учитель года — 2001» в городе Сумы на Украине. Ребята учатся, пробуют силы в твор­ ческих соревнованиях и международно- Рект ор Е ГУ В а л е р и й КУЗО ВЛ ЕВ : «ЧЕЛОВЕК( УНЮЕКИТЕККИМ ЗАЩИТИТЬРОССИЮНЕХУЖЕ К огда меня спрашивают, почему я много лет назад пошел учиться в Елецкий пединститут, вспоминаю практику перед окончанием Лебедянского педучилища. Дело было в одной из школ Данковского района. Вместе со мной сюда приехали на работу выпускники ЕГЕ1И. 1Лх рассказы о Ельце, об «альма-матер» определили мой выбор. И у меня не было поводов сожалеть о нем. Уж е тогда, в середине 60 -х , в институте работал очень сильный преподавательский состав. Душой его был прекрасный педагог и человек высокой нравственной культуры Владимир Федорович Гузняев. Вообще в талантах здесь никогда дефицита не возникало. Был у нас, например, крупный ученый-филолог Иван Александрович Фигуровский. Он стал первым в истории института доктором наук , профессором, написал один из лучших учебников по языкознанию. По этой книге до сих пор обучают во многих университетах и педагогических вузах России. По прошествии лет я с признательностью вспо­ минаю ту атмосферу ка­ мерности, которая тогда возникла в отношениях между преподавателями и студентами. Стараемся и сегодня сохранять ее, даже культивировать. Кстати, продолжая позже учебу, я нигде больше та­ кого не ощущал — ни в Москве, ни в Ленинграде. Там это утрачено. Знаете, почему мы ею так доро­ жим? Потому что она ис­ ключает официозность, казенщину. Благодаря ей педагог и студент чувству­ ют себя единомышленни­ ками. В любую минуту, если это необходимо, они могут встретиться не толь­ ко в аудитории или на ка­ федре, но и, допустим, дома у преподавателя. Бо­ юсь, что подобное обще­ ние в крупном городе ста­ ло редкостью. Ушинский го­ ворил, что подготовить на­ стоящего педагога можно только в условиях небольшо­ го города, где вот такая ка­ мерность будет одним из со­ ставляющих процесса обуче­ ния. Вуз в маленьком городе в особом положении. Он всегда привлекает к себе внимание. Здесь все и всё на виду. Деятельность каждого из нас постоянно оценивается — и не только коллегами, учениками, но и городом, его обществен­ ностью в целом. Это, поверь­ те, нелегкая участь... И еще одно, что отлича­ ет вуз в глубинке: особый контингент студентов. У нас большая их часть — выпус­ кники сельских школ. Да, поначалу они нередко проиг­ рывают в знаниях город­ ским. Но у них есть незаме­ нимое достоинство; как пра­ вило, эти ребята более тру­ долюбивы, нежели их город­ ские сверстники. И это хо­ роший козырь в учебе. По моим наблюдениям, дипло­ мы с отличием получают преимущественно ребята из села. Думаю, нет надобности доказывать, какая это уни­ кальная территория — Ли­ пецкая область. Имена писа­ телей, музыкантов, филосо­ фов, рожденных здесь, зна­ ют не только в России, но и в мире. Мы —обладатели их колоссального наследия. И наш коллектив десятки лет изучает и пропагандирует его. Краеведческая работа ЕГПИ вышла за пределы Ельца и Липецкой области. Созданный преподавателями и студентами, при поддерж­ ке города, музей Бунина стал первым в стране. Еще одна «примета» на­ шего вуза: в состав его науч- но-учебно-методического комплекса входят сорок учебных заведений почти всех регионов Центрального Черноземья. Последним на сегодняшний день эту «семью» пополнил Егорьев­ ский педагогический кол­ ледж Московской области. Спросите, почему там выбра­ ли не Москву, а Елец, кото­ рый от них аж в 450 кило­ метрах? Мы тоже спросили об этом. Оказывается, заин­ тересовала наша система обу­ чения на музыкально-педа­ гогическом факультете и факультете начальных клас­ сов. Они считают ее наибо­ лее эффективной для своих ребят. Меня лично всегда заде­ вало снисходительное отно­ шение к вузам провинции. Снобистский подход — в ус­ ловиях периферии, дескать, невозможен самодостаточ­ ный, полноценный вуз — был и прежде, сохранился и сейчас. Но это несправедли­ во, если собрались едино­ мышленники. Таких людей я нашел в нашем коллекти­ ве. С ними мы всего и доби- ^ ваемся. У нас давно созрело убеж­ дение: в Ельце центром бо­ лее глубокого изучения на­ ционального наследия до­ лжен стать вуз иного типа — университет. Такую цель мы поставили и настойчиво шли к ней. Но университет в об­ ластном городе или респуб­ ликанском — это одно. А нам еще надо было создавать научные школы, которые дотягивали бы не только до российского, но и до между­ народного уровня, искать ученых, что согласились бы работать в местных услови­ ях. Что ни говори, а зарпла­ та профессора составляет го, и всероссийского, и регионального уровня. Но, конечно, лучше всего их знают и любят в родном городе. Создан­ ная музфаком народная филармония приглашает земляков на концерты, где звучит классика. Духовой оркестр, ан­ самбль народных инструментов «Елец­ кие наигрыши», камерный хор, дуэт баянистов в составе Андрея Смирнова и Дмитрия Сигунова, замечательные вокалисты всякий раз подтверждают высокий потенциал молодого факуль­ тета, который уже вписал свою страни­ цу в культурную жизнь и Ельца, и всей области, и России. Тамара МИЛАДОВЛ. На снимках: доцент Ольга Срадже- ва; духовой оркестр и его руководитель -Ян Токарчук. Фото Анатолия САВЕНКОВА. ПРИСТРАСТНОн(«I О ЗЕМ ЛЯ КАХ И с ЛЮБОВЬЮ Е лец всегда гордился своей древностью и имел на то полное право». Так сказал Бунин. Его фразе сто лет. К а к прошел этот век для Ельца? С грустью понимаю: нелегко гордиться славным прошлым, если оно наполовину в руинах. Загляните хоть на окраину Ельца со старым названием Черная слобода. Там когда-то была Владимирская церковь. Ее остов еще существует, но подойдите к ней, переступите ее условный порог и среди развалин попытайтесь испытать ту самую гордость за нашу великую историю. Увы! Вместо гордости чувствуешь горечь. Горечь утрат. И все-таки что-то меняется. И все-таки сегодня торжественные слова об уважении к минувшей судьбе города все чаще подкрепляются практическими делами. Знаменитые елецкие купола и маковки снова начинают сверкать на солнце. Е1отихоньку восстанавливаются храмы, и прошлое ощущаешь уж е не к а к ветхость, а к а к древность. Елец возрохсдается в качестве именно православного города. И соборное дело этого возрождения требует общих усилий. Но тут каждый должен браться за то, к чему при­ зван. Кто камни класть, кто купола золотить, а кто рыться в архивах, писать и издавать книги. Вот и в ближайших планах уни­ верситета выпуск серии монографий «Земляки о земляках». Это не просто научная литература, кни­ ги узких специалистов для узких специалистов. Это попытка субъективного, пристрастного взгляда на людей, чьи жизни и твор­ чество связаны с Ельцом, чьи имена на устах всей России: Ивана Бунина и Михаила Пришвина, Евге­ ния Замятина и Сергея Булгакова, Тихона Задо­ нского и Николая Дани­ левского. О возможности такого «земляческого под­ хода» можно судить по уже готовящейся к печати коллективной монографии «Семья и школа в фило­ софско-педагогической публицистике В.В. Розано­ ва». Заглянув в нее, ель- чанин вряд ли начнет рас­ суждать о научных досто­ инствах или просчетах ра­ боты. Скорее ему захочет­ ся поразмышлять о родном городе, его неповторимос­ ти, его особой участи. По­ этому ничего удивительно­ го нет в том, что поделить­ ся своим впечатлением об еще неизданной монографии мы попросили главу адми­ нистрации города Виктора Соковых, который, к слову, многое сделал для создания на базе пединститута клас­ сического университета. Виктор Алексеевич отклик­ нулся, и получилось своеоб­ разное предисловие к кни­ ге. — Пусть никого не сму­ щает сугубо научное назва­ ние этой книги — речь в ней идет о вещах, всем близких и понятных. Семья и шко­ ла, как о них ни говори, вместе или порознь, все рав­ но остаются понятиями, обозначающими то, из чего складывается человеческая жизнь. В каком-то смысле боль­ ше и нет ничего другого, кроме семьи и школы. Разве не из них, собственно, и со­ стоит наша жизнь, не из их переплетения-сплетения? У одного «сплетается» так, у другого иначе, но, как пра­ вило, к родительской семье очень быстро добавляется школа как внешнее, офици­ альное учреждение, а потом у нас появляют ся свои семьи, и учиться мы уже ни­ когда не перестаем, сама жизнь нас непрестанно «школит»... Поэтому если кто-то о семье и школе берется пи­ сать, то какие бы научно- исследовательские цели он себе ни ставил, можно не со­ мневаться — он напишет о жизни. Такова, по сути, и эта книга. Ее главный герой — русский мыслитель Васи­ лий Розанов — еще на рубе­ же X IX и X X веков много думал и писал о семье и шко­ ле. Но тогда его не оценили по достоинству, а посколь­ ку мысли у него были дово­ льно колючие, то почти на сто лет его сочинения фак­ тически сдали в «спецх­ ран». И вот теперь в его трудах пытаемся ра зо ­ браться мы, открывая мас­ су поучительных и акту­ альных идей. Думаю, что совсем не случайно именно наши, елец­ кие, авторы пишут книж­ ку о Розанове, о его взгля­ дах на проблемы семьи и школы. Известно решаю­ щее, поистине судьбоносное значение Ельца для жизни и творчества Розанова. Здесь у него произошло то самое, жизненное, перепле­ тение школы и семьи. По­ тому-то сам Розанов и на­ зывал Елец своей «нрав­ ственной» родиной, имея в виду собственное душевное возрождение в благодатной духовной атмосфере наше­ го древнего, истинно право­ славного города. Говорю «нашего» в дан­ ном случае с нескрываемой гордостью, поскольку толь­ ко у нас в Ельце, по-моему, семья, школа и церковь бук­ вально соединены единым узором, словно в знамени- том елецком кружеве. В эти-то «кружева» и попал, оказавшись в Ельце, Васи­ лий Розанов. Так кто же поймет его лучше, чем зем- ляки-ельчане? Взять хотя бы тот самый знаменитый поворот в судьбе Василия Васильевича — встречу с Варварой Рудневой-Бутяги- ной, ставшей его женой и, хотя неназванной, но на­ стоящей героиней всего по­ следующего творчества. Человеку, никогда в Ель­ це не бывавшему, это собы­ тие может показаться вполне случайным — ну встретил и встретил, жизнь так повернулась, а мог бы, в принципе, и не встретить^. Мол, если у че­ ловека семейная жизнь не задалась (а у Розанова в первом его браке было имен­ но так), то рано или позд­ но где-то он новую любовь обязательно найдет. Так ужлюди устроены, и с X IX века по сию пору они не слишком в этом измени­ лись. Кто-то считает: ка­ кая, в сущности, разница: в Ельце, не в Ельце... А я так думаю, что все, связанное с Ельцом, случай­ ным быть не может, это — выражение высшей. Божьей, воли. Да разве есть лучшее место на земле, чем Елец? Ведь таких женщин, как в Ельце, по всей России поискать, наш город невес­ тами всегда славился, они у нас красоты неземной и души необыкновенной! «Лег­ кое дыхание» Бунина вспом­ ните — все, что там напи­ сано о женской красоте, прямо к ельчанкам и отно­ сится. Поэтому любой в Ельце бывавший, по улицам нашим ходивший наверняка согласится с тем, что где же можно было встретить Розанову свою Варвару, как не здесь! Надеюсь, мне простят излишнюю патетику, я ведь — природный ельчанин. И сердцем ельчанина во спринимаю дорогие всем нам имена, людей, которые из прошлого говорят с нами о важном для настоящего и будущего каждого из нас. Андрей ПАВЛЕНКО, старший преподаватель ЕГУ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz