Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
Спецпроект "Липецкой газеты": ПЕРСПЕКТИВА ГИ НАШИ У ниверситет в российской провинции оценивается по-разному. Но важнее всего, к а к мы сами его себе представляем. Д а , мы не станем не только вторым МП^, но и, допустим. Воронежским университетом. Но это и не нужно. Мы будем университетом — Елецким. И это дает нам свои пре имущества и перед столич ными коллегами. В малень ком провинциальном городе вуз существует на поле оп ределенной культуры. По нимая это, наш коллектив призван изучать минувшее как «явление духовной жиз ни, быта, уклада, унаследо ванное, воспринятое от про шлых поколений, от пред шественников». «Без меня народ не полный», — гово рит один из героев замеча тельного русского писателя Андрея Платонова, чей отец, кстати, родом из Задонска. Особенность человечес кого восприятия состоит в том, что собственное наше существование неотъемлемо от жизни других людей, фактически слито с ними. Но то же самое можно ска зать и о восприятии истори ческого прошлого. Полнота его обеспечивается не столь ко знаниями, фактами, циф рами, датами, сколько жи вой памятью о том, что дей ствительно дорого и люби мо. Наследие — это долг пе ред прошлым и обязанность перед будущим. Каждая ка федра может найти точку приложения своих сил в об щем процессе. Историко-ар хеологическое, литературно лингвистическое, философ ско-педагогическое исследо вания — главное стратеги ческое направление деятель ности ученых ЕГУ. Так что для нас стало естественным предложение администра ции области и города Ельца по созданию Национально го парка «Бунинская Рос сия». Вторая важная часть на шей работы связана не толь ко с интересами самого вуза, но и с городом, областью. Речь идет об университет ском комплексе как социо культурном центре россий ской провинции. Основной замысел научного проекта — рассматривать универси тет как развивающуюся сис тему культурно-образова тельной среды в провинции и показать, что он сможет предложить каждому жите лю области, стремящемуся стать образованным и интел лигентным человеком. Администрация Ельца уже сформулировала заказ на разработку такого ком плекса. Труды над концеп цией завершаются . Мы предлагаем ряд программ, выполнение которых рас считано до 2010 года; малый город России в процессе фе дерализации государствен ного устройства, экологи ческий менеджмент, сохра нение и развитие русского языка, развитие сети обра зовательных учреждений, подготовка специалистов и другие. Ну вот хотя бы один об щеизвестный факт: государ ственная система по эколо гии разрушена. И что, раз ве теперь люди не должны знать информацию о той среде, в которой живут? Нет! И ученые ЕГУ, имею щие опыт мониторинга ок ружающей среды, могли бы ее изучать, разрабатывать программу оздоровления и подпитывать этим полезным знанием население. Для это го нужна научная лаборато рия со всем набором соответ ствующего оборудования. Мы реально представля ем весь объем научных ис следований, осознаем ответ ственность и собственные долги. О чем идет речь? В общественном сознании, в отдельных публикациях происходят порой серьезные культурные сдвиги. И надо реагировать на них, давать собственную оценку наме тившимся тенденциям, вы сказывать свою оценку тем же публикациям и низкоп робным фильмам об Иване Алексеевиче Бунине, иска жающим его образ. Кстати, АВТОРЕФЕРАТ И ПРАВДЕ В: от уже шестой год на юриди ческом факультете апрель — __ месяц традиционной научно- практической конференции по актуаль ным проблемам российского и между народного права. На одной из таких кон ференций я познакомил ее участников со своим исследованием, посвященным двум тесно увязанным понятиям: суве ренитет и гражданство Российской Фе дерации. Я продолжал заниматься этой темой. И вот осенью 2000 года удосто ился чести представлять юридический факультет ЕГУ имени И.А. Бунина на от крытом конкурсе лучших студенческих работ. Моя работа заняла призовое мес то и отмечена дипломом Министерства образования РФ. О чем она? Уже десять лет прошло после распада Союза ССР. Теперь мы живем в государстве по имени Россия. Его путь не назовешь легким. Кому-то поначалу казалось: стоит провозгласить в Конституции федеративные основы го сударства, как все вопросы будут реше ны. Но это не так. Правоведы не зря ут верждают, что в этом плане у нас все сплетено в запутанный клубок проблем. Политика федерального центра по по строению прочной государственности в конце ушедшего века не отличалась по следовательностью. Все заметнее были центробежные тенденции. Субъекты фе дерации стремились всеми силами до биться суверенитета по отношению к Российской Федерации как таковой. За конодательство республик по многим по зициям противоречило федеральному. Предпринимались неоднократные попьгг- ки ввести институт республиканского гражданства. Анализ этой ситуации, по иск выхода — в основе моей работы. В последнее время начались наконец обнадеживающие процессы по укрепле нию молодого российского федерализ ма. Законодательство субъектов приво дится в соответствие с федеральным. По- явилась система федеральных окру гов и институт полномочных представи телей президента в них. Но сделать надо еще немало. И не последняя роль здесь отводится новому поколению юристов. От них в немалой мере зависит формирование и сохране ние единого правового поля, становле ние в России гражданского общества и правового государства. Верю, что весо мый вклад в это будет вносить и наш юридический факультет. Он растет и раз вивается вместе с новым университетом. У нас все больше талантливых препо давателей и студентов. Многие ассистен ты учатся в аспирантуре. В марте нынеш него года на юрфаке появился свой до ктор юридических наук — профессор ка федры государства и права Владимир Ермаков. Именно он был моим научным руководителем в подготовке упомянуто го исследования. На факультете состоя- пось несколько успешных выпусков. Мы «ивем надеждой, что у нас в стране, в эбласти, в нашем древнем городе рань ше или позже все осознают, что у слов -право» и «правда» — один корень... Евгений ЛОТОРЕВ, студент пятого курса юридического факультета. очень жаль, что в послед нем случае мы не вступи лись за нашего земляка, ла уреата Нобелевской премии. Елецкие ученые многое ска зали о нем, многое сделали. Однако до сей поры ими не подготовлена хотя бы одна монография об Иване Алек сеевиче. Между тем в октяб ре в Ельце пройдут уже 22- е Бунинские чтения!.. Образование — это прак тика культуры. Любые пла ны по развитию системы об разования на местном уров не следует рассматривать как обязательно предполага ющие аккумуляцию и акту ализацию национальной культуры. Чтобы этого до биться, необходимы не толь ко осознание всеми нами ее первостепенной жизненной важности, но и организаци онное начало, способное объединить все заинтересо ванные стороны. В Ельце, духовном центре области, такое соборное дело может и должен взять на себя уни верситет, призванный во плотить в жизнь союз на уки, церкви и города. Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ, проректор по научной работе, профессор ЕГУ имени И.А. Бунина. ТРАДИЦИИ ТИХОНА ХРЕННИКОВА НАФЕШВАЛЕ Ч итатели «Липецкой газеты» уж е знают о достижениях сту дентов и преподавателей му зы кал ьн о -п ед а го гич ес ко го фа культета, одержавших победы на крупных фестивалях и конкурсах. В далеких городах, не исключая столичные, вновь убедились: елец кая земля по-прежнему богата та лантами. И не случайно факуль тету так радуется наш земляк ком позитор Тихон Хренников, кото рый два года назад приезжал поз дравить первых его выпускников и на «последнем звонке» благос; ловил будущих преподавателей музыки. Среди людей, даю щих им путевку в жизнь, — влюбленные в свое дело педагоги. Это доктор педагоги ческих наук, профес^ сор, действительный член Академии педаго гических и социальных наук Александр Милю ков, доктор искусство ведения, профессор Московской государ ственной консервато рии им. П.И. Чайков ского Вячеслав Щуров, доктор философских--------------------3- наук, профессор, заведующая кафедрой эстетики ИЦЭВ РАО Лейла Печко, до ктор искусствоведения, профессор Вик тор Сраджев и другие. Одну из первых серьезных заявок на общероссийскую значимость ельчане сделали на прошедшем в минувшем году пятом открытом фестивале музыкаль ных факультетов вузов России. Выступ ления там доцента факультета Ольги Сраджевой и студента Андрея Панкра това превзошли все ожидания: среди пре подавателей и студентов они заняли пер вое место. Вокальные данные учителя и ученика были специально отмечены жюри. А уже в нынешнем году второ курсник Алдрей Панкратов успешно вы ступил, считай, и за рубежом — на меж дународном конкурсе «Учитель года — 2001» в городе Сумы на Украине. Ребята учатся, пробуют силы в твор ческих соревнованиях и международно- Рект ор Е ГУ В а л е р и й КУЗО ВЛ ЕВ : «ЧЕЛОВЕК( УНЮЕКИТЕККИМ ЗАЩИТИТЬРОССИЮНЕХУЖЕ К огда меня спрашивают, почему я много лет назад пошел учиться в Елецкий пединститут, вспоминаю практику перед окончанием Лебедянского педучилища. Дело было в одной из школ Данковского района. Вместе со мной сюда приехали на работу выпускники ЕГЕ1И. 1Лх рассказы о Ельце, об «альма-матер» определили мой выбор. И у меня не было поводов сожалеть о нем. Уж е тогда, в середине 60 -х , в институте работал очень сильный преподавательский состав. Душой его был прекрасный педагог и человек высокой нравственной культуры Владимир Федорович Гузняев. Вообще в талантах здесь никогда дефицита не возникало. Был у нас, например, крупный ученый-филолог Иван Александрович Фигуровский. Он стал первым в истории института доктором наук , профессором, написал один из лучших учебников по языкознанию. По этой книге до сих пор обучают во многих университетах и педагогических вузах России. По прошествии лет я с признательностью вспо минаю ту атмосферу ка мерности, которая тогда возникла в отношениях между преподавателями и студентами. Стараемся и сегодня сохранять ее, даже культивировать. Кстати, продолжая позже учебу, я нигде больше та кого не ощущал — ни в Москве, ни в Ленинграде. Там это утрачено. Знаете, почему мы ею так доро жим? Потому что она ис ключает официозность, казенщину. Благодаря ей педагог и студент чувству ют себя единомышленни ками. В любую минуту, если это необходимо, они могут встретиться не толь ко в аудитории или на ка федре, но и, допустим, дома у преподавателя. Бо юсь, что подобное обще ние в крупном городе ста ло редкостью. Ушинский го ворил, что подготовить на стоящего педагога можно только в условиях небольшо го города, где вот такая ка мерность будет одним из со ставляющих процесса обуче ния. Вуз в маленьком городе в особом положении. Он всегда привлекает к себе внимание. Здесь все и всё на виду. Деятельность каждого из нас постоянно оценивается — и не только коллегами, учениками, но и городом, его обществен ностью в целом. Это, поверь те, нелегкая участь... И еще одно, что отлича ет вуз в глубинке: особый контингент студентов. У нас большая их часть — выпус кники сельских школ. Да, поначалу они нередко проиг рывают в знаниях город ским. Но у них есть незаме нимое достоинство; как пра вило, эти ребята более тру долюбивы, нежели их город ские сверстники. И это хо роший козырь в учебе. По моим наблюдениям, дипло мы с отличием получают преимущественно ребята из села. Думаю, нет надобности доказывать, какая это уни кальная территория — Ли пецкая область. Имена писа телей, музыкантов, филосо фов, рожденных здесь, зна ют не только в России, но и в мире. Мы —обладатели их колоссального наследия. И наш коллектив десятки лет изучает и пропагандирует его. Краеведческая работа ЕГПИ вышла за пределы Ельца и Липецкой области. Созданный преподавателями и студентами, при поддерж ке города, музей Бунина стал первым в стране. Еще одна «примета» на шего вуза: в состав его науч- но-учебно-методического комплекса входят сорок учебных заведений почти всех регионов Центрального Черноземья. Последним на сегодняшний день эту «семью» пополнил Егорьев ский педагогический кол ледж Московской области. Спросите, почему там выбра ли не Москву, а Елец, кото рый от них аж в 450 кило метрах? Мы тоже спросили об этом. Оказывается, заин тересовала наша система обу чения на музыкально-педа гогическом факультете и факультете начальных клас сов. Они считают ее наибо лее эффективной для своих ребят. Меня лично всегда заде вало снисходительное отно шение к вузам провинции. Снобистский подход — в ус ловиях периферии, дескать, невозможен самодостаточ ный, полноценный вуз — был и прежде, сохранился и сейчас. Но это несправедли во, если собрались едино мышленники. Таких людей я нашел в нашем коллекти ве. С ними мы всего и доби- ^ ваемся. У нас давно созрело убеж дение: в Ельце центром бо лее глубокого изучения на ционального наследия до лжен стать вуз иного типа — университет. Такую цель мы поставили и настойчиво шли к ней. Но университет в об ластном городе или респуб ликанском — это одно. А нам еще надо было создавать научные школы, которые дотягивали бы не только до российского, но и до между народного уровня, искать ученых, что согласились бы работать в местных услови ях. Что ни говори, а зарпла та профессора составляет го, и всероссийского, и регионального уровня. Но, конечно, лучше всего их знают и любят в родном городе. Создан ная музфаком народная филармония приглашает земляков на концерты, где звучит классика. Духовой оркестр, ан самбль народных инструментов «Елец кие наигрыши», камерный хор, дуэт баянистов в составе Андрея Смирнова и Дмитрия Сигунова, замечательные вокалисты всякий раз подтверждают высокий потенциал молодого факуль тета, который уже вписал свою страни цу в культурную жизнь и Ельца, и всей области, и России. Тамара МИЛАДОВЛ. На снимках: доцент Ольга Срадже- ва; духовой оркестр и его руководитель -Ян Токарчук. Фото Анатолия САВЕНКОВА. ПРИСТРАСТНОн(«I О ЗЕМ ЛЯ КАХ И с ЛЮБОВЬЮ Е лец всегда гордился своей древностью и имел на то полное право». Так сказал Бунин. Его фразе сто лет. К а к прошел этот век для Ельца? С грустью понимаю: нелегко гордиться славным прошлым, если оно наполовину в руинах. Загляните хоть на окраину Ельца со старым названием Черная слобода. Там когда-то была Владимирская церковь. Ее остов еще существует, но подойдите к ней, переступите ее условный порог и среди развалин попытайтесь испытать ту самую гордость за нашу великую историю. Увы! Вместо гордости чувствуешь горечь. Горечь утрат. И все-таки что-то меняется. И все-таки сегодня торжественные слова об уважении к минувшей судьбе города все чаще подкрепляются практическими делами. Знаменитые елецкие купола и маковки снова начинают сверкать на солнце. Е1отихоньку восстанавливаются храмы, и прошлое ощущаешь уж е не к а к ветхость, а к а к древность. Елец возрохсдается в качестве именно православного города. И соборное дело этого возрождения требует общих усилий. Но тут каждый должен браться за то, к чему при зван. Кто камни класть, кто купола золотить, а кто рыться в архивах, писать и издавать книги. Вот и в ближайших планах уни верситета выпуск серии монографий «Земляки о земляках». Это не просто научная литература, кни ги узких специалистов для узких специалистов. Это попытка субъективного, пристрастного взгляда на людей, чьи жизни и твор чество связаны с Ельцом, чьи имена на устах всей России: Ивана Бунина и Михаила Пришвина, Евге ния Замятина и Сергея Булгакова, Тихона Задо нского и Николая Дани левского. О возможности такого «земляческого под хода» можно судить по уже готовящейся к печати коллективной монографии «Семья и школа в фило софско-педагогической публицистике В.В. Розано ва». Заглянув в нее, ель- чанин вряд ли начнет рас суждать о научных досто инствах или просчетах ра боты. Скорее ему захочет ся поразмышлять о родном городе, его неповторимос ти, его особой участи. По этому ничего удивительно го нет в том, что поделить ся своим впечатлением об еще неизданной монографии мы попросили главу адми нистрации города Виктора Соковых, который, к слову, многое сделал для создания на базе пединститута клас сического университета. Виктор Алексеевич отклик нулся, и получилось своеоб разное предисловие к кни ге. — Пусть никого не сму щает сугубо научное назва ние этой книги — речь в ней идет о вещах, всем близких и понятных. Семья и шко ла, как о них ни говори, вместе или порознь, все рав но остаются понятиями, обозначающими то, из чего складывается человеческая жизнь. В каком-то смысле боль ше и нет ничего другого, кроме семьи и школы. Разве не из них, собственно, и со стоит наша жизнь, не из их переплетения-сплетения? У одного «сплетается» так, у другого иначе, но, как пра вило, к родительской семье очень быстро добавляется школа как внешнее, офици альное учреждение, а потом у нас появляют ся свои семьи, и учиться мы уже ни когда не перестаем, сама жизнь нас непрестанно «школит»... Поэтому если кто-то о семье и школе берется пи сать, то какие бы научно- исследовательские цели он себе ни ставил, можно не со мневаться — он напишет о жизни. Такова, по сути, и эта книга. Ее главный герой — русский мыслитель Васи лий Розанов — еще на рубе же X IX и X X веков много думал и писал о семье и шко ле. Но тогда его не оценили по достоинству, а посколь ку мысли у него были дово льно колючие, то почти на сто лет его сочинения фак тически сдали в «спецх ран». И вот теперь в его трудах пытаемся ра зо браться мы, открывая мас су поучительных и акту альных идей. Думаю, что совсем не случайно именно наши, елец кие, авторы пишут книж ку о Розанове, о его взгля дах на проблемы семьи и школы. Известно решаю щее, поистине судьбоносное значение Ельца для жизни и творчества Розанова. Здесь у него произошло то самое, жизненное, перепле тение школы и семьи. По тому-то сам Розанов и на зывал Елец своей «нрав ственной» родиной, имея в виду собственное душевное возрождение в благодатной духовной атмосфере наше го древнего, истинно право славного города. Говорю «нашего» в дан ном случае с нескрываемой гордостью, поскольку толь ко у нас в Ельце, по-моему, семья, школа и церковь бук вально соединены единым узором, словно в знамени- том елецком кружеве. В эти-то «кружева» и попал, оказавшись в Ельце, Васи лий Розанов. Так кто же поймет его лучше, чем зем- ляки-ельчане? Взять хотя бы тот самый знаменитый поворот в судьбе Василия Васильевича — встречу с Варварой Рудневой-Бутяги- ной, ставшей его женой и, хотя неназванной, но на стоящей героиней всего по следующего творчества. Человеку, никогда в Ель це не бывавшему, это собы тие может показаться вполне случайным — ну встретил и встретил, жизнь так повернулась, а мог бы, в принципе, и не встретить^. Мол, если у че ловека семейная жизнь не задалась (а у Розанова в первом его браке было имен но так), то рано или позд но где-то он новую любовь обязательно найдет. Так ужлюди устроены, и с X IX века по сию пору они не слишком в этом измени лись. Кто-то считает: ка кая, в сущности, разница: в Ельце, не в Ельце... А я так думаю, что все, связанное с Ельцом, случай ным быть не может, это — выражение высшей. Божьей, воли. Да разве есть лучшее место на земле, чем Елец? Ведь таких женщин, как в Ельце, по всей России поискать, наш город невес тами всегда славился, они у нас красоты неземной и души необыкновенной! «Лег кое дыхание» Бунина вспом ните — все, что там напи сано о женской красоте, прямо к ельчанкам и отно сится. Поэтому любой в Ельце бывавший, по улицам нашим ходивший наверняка согласится с тем, что где же можно было встретить Розанову свою Варвару, как не здесь! Надеюсь, мне простят излишнюю патетику, я ведь — природный ельчанин. И сердцем ельчанина во спринимаю дорогие всем нам имена, людей, которые из прошлого говорят с нами о важном для настоящего и будущего каждого из нас. Андрей ПАВЛЕНКО, старший преподаватель ЕГУ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz