Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

с- ШИПЕЦКАЯ г а з е т а I- •>: 7 ИЮНЯ 2 00 1 г , № 1 09 (2 1 4 8 7 ) / ЛИЧНОСТЬ НА ШЕаОИ ЗТАЕЖП: ш из СТРАШНЫХ ИСТОРИИ ОБ ЭКЗАМЕНАХ В обычный пасмурный день, в обычном доме, в обычной квартире я познакомилась с необычным человеком — Ириной Двуреченской. Жизнь ее тоже началась, наверное, совсем обычно, только в школу она пошла с восьми лет, потому что очень уж часто болела. Ей было интересно учиться. Но больше всего Ирина любила читать. Читала все, что под руку попадалось, предпочитала, однако, поначалу фантастику. Но позже на смену пришли Достоевский и Гоголь. Так бы, наверное, и шло все своим чередом, если бы в пятом классе Ира надолго не слегла. Диагноз был тяжелый. Ее перевели на домашнее обучение. Ирина оказалась вычеркнутой не только из классного журнала. О ней забыли и одноклассники. Что думала, что пережила тогда Ира? Об этом я так и не решилась ее спросить. ПИСАЛЛИ ЛЕВТОЛСТОЙ «ЕВГЕНИЯОНЕГИНА»? Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною В сени к нам, летит... Д а... Все это действи­ тельно так, но только не для тебя. Тебя от­ деляет от этого радостного мира стекло и оконная фра­ муга, а также письменный стол с наваленной на нем горой книг и тетрадей. У кого последние кон­ трольные, у кого студенчес­ кая сессия, а у кого... Вот и настало то время, которо­ го ждали с трепетом и тре­ вогой, — выпускные, а за­ тем вступительные экзаме­ ны. Весеннее радостное на­ строение и приятные хлопо­ ты, связанные с последним звонком, переплетаются с бессонными ночами, зуб- режками и истериками. А ласточка-то летит! А травка-то зеленеет! В этом состоянии проис­ ходят самые непредсказуе­ мые вещи. Вот что случи­ лось со мной в прошлом году, когда я писала выпус­ кное сочинение. Мне сразу пригляну­ лись две темы: 'Сравни­ тельная характеристика об­ разов Татьяныи Ольги в ро­ мане А. С. Пушкина «Евге­ ний Онегин» ' и "Образ Пла­ тона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»". Я долго решала, что выбрать, и остановилась было на первой, пушкинс­ кой, теме, она вроде попро­ ще. Но тут вдруг у меня в голове произошло какое-то короткое замыкание, и я на­ чала писать нечто странное... «Известно, что Лев Нико­ лаевич Толстой в письме к Софье Андреевне Верне, де­ лая ей предложение, заме­ тил: «...И если мужем я не буду любим так, как люблю сам, то это будет ужасно». "Льву Николаевичу, — вдохновенно продолжала я, — принадлежала мысль о том, что жизнь женщины должна проходить под фла­ гом из детской пеленки. Он предъявлял к своей избран­ нице очень высокие требова­ ния: нравственная чистота, моральное здоровье, умение пожертвовать собой во имя семьи и детей. И все эти взгляды писатель воплотил в своих произведениях: «Война и мир», «Анна Каренина» и... «Евгений Онегин»". И вдруг я засомневалась: а если в «Анне Карениной» этих мыслей нет? Ведь я же ее еще тогда не читала! Но была не была: вот, думаю, ц. ^ ошарашу экзаменаторов знанием философии Льва Николаевича. , Сильное начало — это уже пол-пя терки! И я про- д о л ж а л а : «Татьяна — «милый иде­ ал» Толстого». «Нет! — вдруг сказал мне трезвый голос разума. — Идеал Тол­ стого — Наташа Ростова». А кто же тогда Татьяна? Не­ ужели у великого классика было два идеала? Ну и ну!.. И кто же из них главнее? И тут вдруг поняла, что спутала, смешала Толстого и Пушкина! Смешно? Но тогда мне было вовсе не дО смеха. Ведь прошло уже полчаса, а на счету каждая минута! В общем, надо ли вам объяснять, в какой па­ нике я возвращалась к на­ чалу работы, но уже по вто­ рой теме. По крайней мере, Платона Каратаева все- таки спутать с Ленским трудно... Вот тогда-то я пер­ вый раз в жизни и поняла, что никто не застрахован от таких неожиданностей, ког­ да просто крыша едет. А один мой однокурсник рассказал недавно, как пе­ ред вступительными экза­ менами на наш филфак го­ товился всю ночь. Включил «Русское Радио». Грянула песня: Вишня, вишня. Зимняя вишня! — «Вишневый сад» Че­ хова! —ахнул он, вспомнив, что не прочитал толком пьесу, и схватил заветный томик. На экзамене ему достал­ ся билет с «Вишневым са­ дом»... Но это уже другая история. Настя КОНОПЛЕВА, студентка первого курса филологического факультета Липецкого государственного педагогического университета. НА РАСПУТЬЕ: ВЫБИРАИ НА ВКУС! п ХОЧЕШЬБЫТЬ СПАСАТЕЛЕМ? С тарый, ка к мир, вопрос: кем быть? На него вам поможет ответить Лариса Зобова, специалист Центра социально-психологической адаптации и информации молодежи Липецкой области. Она проинформирует читателей «Ступеней» о новых специальностях, которые можно получить, и даже о новых учебных заведениях: — Хочу сразу предупре­ дить и родителей, абиту­ риентов: не отдавайте доку­ менты и деньги в новое и не­ знакомое вам учебное заве­ дение. Проконсультируй­ тесь сначала со специалис тами. Сейчас в Липецкой об­ ласти 18 вузов (включая и представительства), 6 из ко­ торых — негосударствен­ ные. А теперь — перечень нового в области образова­ ния. Елецкий государствен­ ный университет имени И. А. Бргина: • «Налоги и налогообло­ жение» (экономический фа­ культет). Липецкий государствен­ ный технический универси­ тет: • «Экономика и управле­ ние на предприятиях метал­ лургии» (экономический фа­ культет). Специальности отделения среднего профессионального образования при Липецком государственном техничес­ ком университете: • «Экономика, бухгал­ терский учет и контроль»; • «Менеджмент»; • «Техническое обслужи­ вание и ремонт автомобиль­ ного транспорта». Прием после окончания 1 1 классов средней школы, обучение платное. Липецкий государствен­ ный педагогический универ­ ситет: • «Юриспруденция» (квалификация: учитель пра­ ва; исторический факультет); • «Экология» (естествен­ но-географический факуль­ тет); • «Декоративно-приклад­ ное искусство и народные промыслы» (с присвоением квалификации: художник декоративно-прикладного искусства; художественно­ графический факультет); • «Прикладная информа­ тика в экономике» (квалифи­ кация: информатик-эконо- мист; факультет экономики и информатики); • «Домоведение» и «Го­ сударственное и муниципаль­ ное управление» (по обеим специальностям квалифика­ ция: менеджер; факультет экономики и информатики); • «Математические мето­ ды в экономике» (квалифика­ ция: экономист-математик; факультет экономики и ин­ форматики); • «Адаптивная физичес­ кая культура» (факультет фи­ зической культуры и спорта). В ЛГПУ также открылся новый факультет — музы­ кальный. ВЛипецком филиале Все­ российского заочного финан­ сово-экономического инсти­ тута теперь есть новая фор­ ма обучения: экстернат. Липецкий филиал Вла­ димирского юридического института. Для гражданс­ ких лиц обучение платное, для сотрудников УВД—бес­ платное. Елецкий филиал Рос­ сийского государственного открытого технического университета путей сообще­ ния. Специальности: • «Строительство же­ лезных дорог, путь и путе­ вое хозяйство»; • «Мосты и транспорт­ ные тоннели»; • «Электрический тран­ спорт»; • «Локомотивы»; • «Вагоны»; • «Инженерная защита окружающей среды»; • «Информационные системы»; • «Безопасность жизне­ деятельности»; • «Национальная эконо­ мика» и др. Форма обучения в этом вузе заочная. Липецкий филиал Ор­ ловской академии государ­ ственной службы —для же­ лающих получить второе высшее образование или для тех, кто уже имеет среднее специальное (профильное) образование. Профессиональные учи­ лища. П У № 23 (г. Липецк) На базе 11 классов сред­ ней школы здесь открыва­ ется специальность «Спаса­ тель МЧС». Затем желаю­ щие продолжить обучение по ней могут поступить в Академию гражданской за­ щиты МЧС (поселок Ново- горек Московской области). В П У № 18 (село Частая Дубрава) появились новые специальности: • «Банковский служа­ щий»; • «Социальный работ­ ник». П У № 26 (г. Липецк): «Социальный работник». П У № 21 (г. Липецк): «Коммерсант на тран­ спорте». За более полной инфор­ мацией выможете обращать­ ся в Центр социально-пси­ хологической адаптации и информации молодежи Ли­ пецкой области по телефону: 72-05-47 (информационная линия по образованию). ...Школа позади. Что дальше? Вуз? Ее мать Тать­ яна Ивановна пошла на фило­ логический факультетЛипец­ кого педагогического — тог­ да еще — института, а не университета. Встретили ее там неравнодушные люди, и сомнения рассеялись: можно получить высшее образова­ ние, даже если ты в инвалид­ ной коляске. Почти все пре­ подаватели ездили к Ирине домой. Иоднокурсники, в от­ личие от бывших школь­ ных товарищей, поддержи­ вали Ирину, навещали. Осо­ бенно запомнилось, как вмес­ те читали стихи. Стихи лю­ бые. (К примеру, Володя Плешков, сейчас уже Влади­ мир Викторович, заместитель главного редактора областной детской газеты «Золотой клю­ чик». Андрей Филатов играл на гитаре, теперь он учитель. А Юрий Долгополов, ныне журналист ГТРК «Липецк», сыграл Хлестакова в отрыв­ ке из гоголевского «Ревизо­ ра»). Читала стихи и Ирина. До сих пор с удовольствием вспоминает эти вечера за чаш­ кой чая. ...Знаете, какая у нее меч­ та? Просто постоять у книж­ ного прилавка. К сожалению, это почти невозможно. Спус­ титься винвалидной коляске с шестого этажа, добраться до магазина... Очень нечасто, один-два раза за лето, они с мамой берут такси и едут в Нижний парк. Там хорошо, но такси такое дорогое, и са­ диться в него Ирине все тя­ желее, больнее... Катить ко­ ляску трудно, и все-таки мама — опять-таки изредка — возит Ирину в библиоте­ ку областного Дворца куль­ туры. Это счастье—въехать в библиотеку, смотреть на книжные полки, снимать книги, просматривать, ста­ вить на место... А когда представители книжного из­ дательства «Терра» органи­ зовали вЛипецке выставку- ярмарку своих книг, Ирина с мамой приехали туда, но вот только подняться на вто­ рой этаж не было никакой возможности. Но через не­ сколько минут к Ирине спус­ тился кто-то из руководите­ лей издательства с катало­ гом. Купили по льготной цене четырехтомник Брокга­ уза иЕфрона, два великолеп­ ных художественных альбо­ ма —Гойи и Рубенса. Ирина никогда ни о ком не говорит плохо. Кажется, она и видит-то влюдях толь­ ко хорошее, а остальное вос­ принимает просто как казус какой-то. Мне она сказала, что, если бы все принимали окружающих людей такими, какие они есть, мир был бы добрее. Дома у нее живет шикар­ ная кошка. Мама Ирины ра­ ботает на НЛМК в разные смены, в том числе и в ноч­ ную, она контролер ОТК на стане-2000 (горячий цех!). И всегда тревога — ведь дочь дома одна. И вот Татьяна Ивановна узнала, что кошки благотворно действуют на со­ стояние человека. Так пу­ шистая серая красавица ста­ ла полноправной хозяйкой в квартире. Ирина считает, что вжиз­ ни ей все-таки повезло. У нее есть дело, которое она любит. Уже четвертый год она—кор­ ректор журнала Детского ор­ дена милосердия Междуна­ родной федерации детских организаций «Время коло­ кольчиков». Кстати, у Ири­ ны, несмотря на деформиро­ ванные артритомпальцы, пре­ красный, каллиграфический почерк. Занимается с племян­ ницей и еще с тремя ребята­ ми русским языком, который знает прекрасно. Она ведь и школу окончила на отлично, и институт —с красным дип­ ломом. У нее есть друзья, с которыми можно общаться, в том числе и по телефону. Её по-прежнему навещает Рим­ ма Михайловна Кобзева, до­ цент педуниверситета. Огром^ ные стопки книг, которые она приносит — от знаменитых «Записок у изголовья» Сёй Сёнагон до всевозможной ме­ тодической литературы, — подолгу «гостят» у Ирины. Татьяна Ивановна, улыбчи­ вая, приветливая, она всегда рада гостям дочери, от нее не услышишь ни одной жа­ лобы. Они оберегают друг друга, дочь и мать. Когда Ирину одолевают мучитель- ные боли, кто, как не мама, поймет?.. А когда Татьяна Ивановна приезжает с ночной смены, Ирина отключает те­ лефон. Знакомые знают: если телефон молчит, значит, надо просто позвонить попозже. А еще знают, что звонить и по телефону, и в дверь надо до­ лго, ведь Ирине, если она одна в квартире, непросто добраться до входа и от^^ крыть. Ирина тоже никогда не жалуется на судьбу. А она у нее нелегкая — инвалидная коляска уже приходит в не­ годность (а новая-то стоит, оказывается, целых пятьде­ сят тысяч рублей!)... Тяжелое заболевание, которое доктора называют системным. А как сковывает за ночь тело! Икак трудно встает она утром на костыли, еле сдерживая сле­ зы... ...Когда я возвращалась домой, все вокруг казалось мне необычным. Деревья, ко­ торых Ирина не может уви­ деть, потому что было холод­ но и коляску не вывезешь на улицу. Люди, с которыми она никогда не встретится просто так, в уличной толпе. Дома, в которые она никогда не вой­ дет. Она там, на шестом эта­ же, в инвалидной коляске, светловолосая девушка, кото­ рая так любит жизнь, так ей радуется, так ее ценит!.. ^ ДинаКЮНБЕРГЕР, ученица средней школы № 51 г. Липецка. ИТАТЕЛЬ—ЧИТАТЕЛЮ КАКПЕРЕВСТИ НОТАВЕНЕ? Обладатель уникальнейшей библи­ отекиМихаил Иванович Чуланов рас­ сказал нам: «На обложке книг я иног­ да карандашом отмечал те страницы, которые меня так или иначе интере­ совали, и помечал названия тем. В. Лидина, например, я проштудировал с помощью подобных своих указате­ лей. К ряду книг с воспоминаниями разных лиц я делал свой собственный алфавитный указатель (очень плохо, что многие книги с воспоминаниями об известных людях не имеют хоро­ ших указателей!). Вот моя технология: сначала я выписывал все имена на от­ дельные карточки, затем располагал их по порядку, а потом вписывал на­ чистую в алфавитном ряду на облож­ ку книги, а рядом с каждым именем помечал, на какой странице о нем что написано». Поэт Валентин Берестов: «Мне приходится читать огромное количес­ тво рукописей стихов. Если рукопись принадлежит мне или дана для рабо­ ты, я не люблю ставить минусы (их надо ставить всегда очень много!), я, наоборот, дорожу находками и тогда с радостью ставлю знак «плюс», вы­ ражая им свое положительное отноше­ ние. Пометки делаю только каранда­ шом, шариковыми ручками —никог­ да! В моих личных книгах, особенно если они тесно связаны с тем, чем я занимаюсь, подчеркиваю жирно, став­ лю «нота бене»*, другие значки —для того, чтобымгновенно сориентировать­ ся при новых обращениях к этим кни­ гам. Если книга мне не принадлежит, я ограничиваюсь закладками. На за­ кладках пишу одно-два слова или шифр, понятный мне». Поэтесса Римма Казакова: «Нас, к сожалению, настойчиво учили и тре­ бовательно настаивали, что книги надо беречь и безоговорочно в них ничего не черкать. Но книга — это вещь, которой нужно уметь пользо­ ваться. Не надо, конечно, ее черни­ лами заливать, рвать страницы... Но простым карандашиком, бледно... Ведь это даст большую экономию вре­ мени — и не потребуется многое вы­ писывать». Делая пометки, надо стараться не наносить вред книге — работать та­ ким карандашом и так, чтобы при не­ обходимости можно было мягкой ре­ зинкой, не оставив следа, стереть по­ меченное. Пометки пометками, но ведь де­ лать их можно лишь в собственных книгах и журналах, да и то не всегда (ценные издания трогать жалко). А, как поступить, если изучаешь библи­ отечную литературу? Сейчас —об од­ ном из самых простых средств. ЗАКЛАДКИ * N. В., Мой Ьепе [лат.] —«хорошо заметь», отметка, служащая для того, чтобы обратить вни­ мание на какую-либо частьтекста (книги, докумен­ та). Существует множество книжных закладок. Читатели часто использу­ ют закладки из полосок бумаги (иног­ да плотной). В этом случае надо быть осторожным, так как есть опасность, что важная закладка выпадет из кни­ ги или журнала. Чтобы этого избе­ жать, можно приклеивать закладки к полям журналов. Книжная закладка может отмечать сразу два листа в книге, если использовать оба ее кон­ ца. Можно самому из тонкой плас­ тмассы изготовить книжные заклад­ ки, «читающие вместе с нами». Та­ кая закладка (смотрите рисунок), вло­ женная, например, в конец намечен­ ной к чтению главы, как бы следит за переворачиваемыми страницами и отмечает заостренным концом ту страницу, которую вычитаете или на которой остановились, на время пре­ рвав чтение. Бережно относясь к ценной кни­ ге, читатель может, открывая книгу с узкой закладкой, сначала передви­ нуть ее от верхнего (нижнего) среза книги к боковому (или вместо тради­ ционной узкой закладки использовать лист бумаги по размеру шире стра­ ниц книги). Тогда палец сразу откры­ вает книгу в нужном месте, причем не у корешка, что вредит книге, а со стороны бокового среза. Уже само положение закладок организует труд. Скажем, та, что видна сверху, отме­ чает место, где вы прервали чтение, закладка снизу —примечания, а по­ мещенная сбоку книги дает возмож­ ность быстро обращаться к иллюстра­ циям, например к картам, таблицам. На закладке можно написать но­ мер отмечаемой страницы или поме­ тить одну сторону закладки каким- либо значком, тогда она всегда ука­ жет читателю нужную страницу из двух смежных. Листки бумаги, вложенные вами в книгу и отмечающие нужные стра­ ницы или разделы, могут нести и дру­ гую разнообразную информацию, стать незаменимыми помощниками в работе. ФОТОВЗГЛЯД . 4 Из книги: Гецов Г. Г. Как читать книги, журна­ лы, газеты. —М.: Знание, 1989. СТИХИ и ПЕСНИ Г л я ж у на зори дальние, И хочется участвовать В рассветах созидания. А кто-то скажет с завистью: М ол , ехал за туманами , А сам, наверно, явится С набитыми карманами. ы Даже на уроке бывает интересно... Фо:то Ольги БЕЛЯКОВОЙ. СУМЕРКИ Стихи и музыка Юрия КУКИНА. М н е в ж и зн ь пути весенние Вплетаются, к а к ленточки, - Заботливо-рассеянной Рукою в косу девочки. Всё сумерки да сумерки — Пора бы быть и вечеру. Стою с дорожной сумкою И говорю: «До встречи!» — вам. Растерянно и ласково И вновь словами связан я. К а к крепкою веревкою, И все-то вам рассказыват ь Становится неловко мне, О том, что я — за сказкою . За песней, за закат ами . За тем, чтоб перед ласкою Я не был виноватым бы. И впрямь пора заканчивать . Д а что-то вот не хочется. И до сих пор заманчив мне П ри зы в весны и осенью. Всё сумерки да сумерки — П ора бы быть и вечеру. Стою с дорожною сумкою И говорю: «До встречи!» — вам. — ПРО ОТЛИЧНИКОВ - ЗТОСЛАДКОЕ СЛОВО «ПОБЕДА».. Н е знаю, откуда это пошло, но согласитесь: отличники или просто талантливые ребята, которые с увлечением учатся, зачастую воспринимаются как , мягко говоря, чудаки, белые вороны. Отсюда дурацкие представления о маменькиных сынках в галстуках-бабочках и со скрипкой под мышкой или о девочках-занудах с косой до пояса, никогда не снимающих очки в некрасивой оправе. Но, знаете, «умницы» и «ум­ ники» вовсе никакие не «заучки». Они на редкость обаятельные ре­ бята. И совсем не прочь променять сидение в читальном зале на по-» ход в кино или на дискотеку. Прав­ да, учеба от этого не страдает: они успевают все и везде. А знаете почему? У них завидная энерге­ тика, им все интересно и они по- настоящему упорны. Так я решила, побывав на об­ ластной гуманитарной олимпиаде. Она собрала вместе всех «самых- самых» — по истории, литерату­ ре, обществознанию, русскому и иностранным языкам. За окнами шумела весна, а «гуманитарии» активно готовились к предстояще му испытанию. Перечитывали До­ стоевского, изучали Ключевского, работали над французским произ ношением, пытались анализиро­ вать тексты, корпели над Аристо­ телем и Платоном и... доказали, что не зря считаются лучшими В своем городе или районе! Впрочем, случались, конечно, и неудачи... Я помню, как одна девчонка, наде­ явшаяся на призовое место, тихо всхлипывала в коридоре... А в это время из актового зала торжес твенно выходили раскрасневшие ся победители, гордо неся в руках почетные грамоты и уже прики­ дывая, на что можно потратить премиальные деньги. Кстати, же­ лающих выложить эти деньги на книги оказалось не так уж много. Намерения большинства были куда более «земными» — купить новую компьютерную игрушку,, диск любимой группы или отме­ тить удачу с друзьями, семьей. Но главное, естественно, не деньги, не грамоты. Главное предоставление победителям права поступить в ЛГПУ без экзаменов. Ведь отлич­ ное знание профилирующих пред­ метов они продемонстрировали в полном объеме. Впрочем, может быть, еще главнее то чувство, которое иску­ пает любые жертвы — телевизор, болтовню по телефону, прогулки на свежем воздухе. Чувство побе ды! Ты смог. Ты добился. Екатерина НИКИТИНА, одиннадцатиклассница средней школы № 69 г. Липецка, победитель областной олимпиады по русскому языку. Рисунки Елены БЕЗРЯДИНОЙ, Екатерины БЫЧКОВОЙ (художественно-графический факультет ЛГПУ) и Евгении ДВОСКИНОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz