Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
7 ию н я 2 0 0 1 г . , № 1 09 (2 1 4 8 7 ) ШИПЕЦКЛЯ « /Ж г а з е т а ДИАЛОГИ «ЛГ» — Владимир Михайло вич, более десяти лет назад писатель Юрий Бондарев, послушав речи «перестрой щиков», решил их образу мить. Он сравнил реформи руемую Россию с самоле том, вылетевшим в неиз вестном направлении. Дей ствительно, для авантюр ного полета в сторону «де мократических свобод* ни чего не было — ни проду- маггаого маршрута, ни обу ченного экипажа, ни горю чего в топливных баках... Но горела «путеводная звезда* — Америка. Т^да- то наши полупьяные и свое корыстные вожди и взяли курс. И вот — прилетели! Куда? К государственному развалу, к деградации и вымиранию народа, к чу довищному падению нра вов во всех слоях общест ва... —Итог закономерен. Он был запрограммирован теми, чью волю с холопской яростью исполняли «пере стройщики* — Ельцин и |его камарилья, все эти Гай дары, ЛИВШИЦЫ, Немцовы, Хакамады... В их действиях меня всегда поражало игно рирование нравственных начал, особенно в сфере эко номики и культуры. По-мо ему, им было абсолютно без различно, к чему приведут их разрушительные экспе рименты, пострадают ли при этом общественная мо раль и человеческая нрав ственность. Все, что ими ♦построено* (а правильнее сказать — «разрушено»), — сверху донизу пронизано безнравственностью. Граби тельская экономика, псевдо культура, политика силы, диктат меньшинства, произ- ^ вол денежных мешков — [ вот эти блага мы и получи- "ли. По России прошел де- мократствующий Мамай, вооруженный монетаристс кой теорией преобразования «тоталитарного* государст ва в так называемое «циви лизованное* . Вы упомянули Юрия Бондарева. А я вспомнил, как на I съезде народных депутатов РФ теперь покой ный Дмитрий Лихачев тоже предупреждал перестрой щиков: без финансовых вло жений в культуру, образо вание, нравственное воспи тание ничего путного из ре форм не получится. Подоб ные советы оказались не нужными. И до сего дня все те, кто привел страну и народ к дег радации, к вымиранию, не собираются признаваться, что их свобода и их фантас тическое обогащение купле ны ценой мук и страданий тех, кого они якобы хотели осчастливить. И в этом — вся страшная правда. — О том в учебниках со ветской поры писали: «Ин тересы российской либе ральной интеллигенции не совместимы с интересами народа». — А разве это не так? Разве вы слышите в либе ральных СМИ голос покая ния или встречаете честную информацию об истинном положении большей части населения страны? Вымира ние по миллиону в год —вот цена той самой пресловутой «свободы*, которую они са мозабвенно насаждали! За каз заокеанских хозяев вы полняется — и сорок мил лионов «лишних* людей в России вымрут! Порази тельно, но в число «лиш них* входят прежде всего те, кто спас западный мир от фашизма, — ветераны Великой Отечественной вой ны, женщины, адским тру дом вытянувшие хозяйство страны из разрухи. Вот они- то для «хозяев мира* — лишние! Однако надо пони мать: идет не просто унич тожение России. Крушение гуманитарных, христианс ких ценностей —это катас трофа для всего человечес тва. — Мыслящие люди уже давно разобрались, кто есть кто из армии реформато ров. Большинство из них аб солютно чужды русской культуре, русскому само сознанию, национальным идеалам. А где же русская интеллигенция, всегда яко бы возвышавшая голос в защиту угнетаемых, оби женных, бесправных? По чему не звучит голос прав ды, а если и звучит, то как- то сиротски-приниженно, жалко? Будто мы, русские, приблудные в собственной стране. Будто не было у нас " ни национальной истории, ни национального достоин ства! А ведь нас теснят вез де — в управлении госу дарством, в СМИ, в куль туре и искусстве, в литера туре. Даже на торжищах, на рынках... Почему, когда в униженной стране правят «подпольные люди», госу дарственные и духовные отщепенцы, нафарширо ванные всеми фрейдист скими комплексами непол ноценности, русская интел лигенция в лучшем случае хнычет от бессилия? — Неправда! Я, к при меру, не молчу. И многие мои друзья, коллеги не мол чат. Но кто нас слышит?^ Где та трибуна, с которой мымогли бывозвысить свой голос. Для себя я эту про блему решил давно. Вспом ним великого Чехова, твор- 4 4 чеством которого я занима юсь много лет. Он говорил: «Нет такого понятия — рус ская интеллигенция. Это все выдумано!* Б самом деле, что это та кое? Толпа, прослойка, часть народа, отличающаяся ка ким-то особым, корпоратив ным мышлением? Вокруг и среди нас есть личности, на деленные обостренным чув ством ответственности, осоз нания своего места в мире и нравственным, совестливым галось за всю прежнюю ис торию народа. Библейские заповеди оказались ненужны ми и брошенными под ноги насаждаемой «демократии*, где осталась, похоже, един ственная «заповедь» —укра ди и присвой! Не случайно поэтому символом российс кой «свободы* стала... ре шетка! Даже здесь, в моем кабинете, на окнах —решет ки, потому что в здании уже были «гости*. За 25 лет ра боты я, в условиях-то демок занимающая особое место в творчестве классика XX века, как раз и исследует проблему "художник и власть", Мольер и Людовик... Прошли столетия, а ничего не изменилось. Наша твор ческая интеллигенция, как и во времена Мольера, любит, цитирую Булгакова, не толь ко «припадать щекой к сапо гу власти», но и лизать эти сапоги. Причем не под угро зой физического принужде ния, а «искусства ради»! Екатерине, насаждать эти святые понятия в больное об щество, где большинству не до игры в слова, выжить бы? — Обязательно надо! Но мало только напоминать о гражданских понятиях, о достоинстве гражданина своей страны, родины. Надо вековые принципы утвер ждать собственными делами. Врачу — не брать взятки у больного, художнику — не холопствовать перед властью. СТЫДНОЖИТЬ ЧШЖУМОЙ Этотдиалог Схудожественным руководителемЛипецкого ' государственного академического театра драмы имени ЛьваТолстого, народным; артистом России Владимиром Пахомовым, откровенно говоря, замышлялся как традиционное V «юбилейное» интервью—в. а минувший вторник нашему ; « театру исполнилось 80 лет. Но...:;« -Разговор, как это часто бывает у Пахомова^ пошел по другому сценарию, с^ Ч Итак, сегодня диалог ведут член - экспертно-консультативного' общественного совета редакции >«Липецкай газеты» Владимир . - Пахомов и редактор отдела 'иг' «ЛГ», известный липецкий писатель Владимир Петров:.о жизни, о,России, о будущем нашей ст|Х 1 ны... ощущением неразрывного родства со своим народом. Вот они-то и составляют «соль* народного бытия! Это люди разных профессий, не позволяющие себе, в Своей профессиональной деятель ности перешагнуть, повер гнуть извечные нравствен ные ценности, и уж тем бо лее — украсть, солгать, пре дать. То есть эти личности умеют сохранять, в любых обстоятельствах, божествен ную целостность души, не разменивают ее на мелочь ничтожных мирских соблаз нов, самый страшный из ко торых —стяжательство. Стя жательство злата, власти, плотских утех, незаслужен ной славы, свободы безнака занно творить все мыслимые и немыслимые мерзости... Что же касается современ ной демократической «эли ты», как они любят себя на зывать, то вся она по уши погрязла в мирских пороках и ни о каком величии духа илидуши вприменении к ним говорить не приходится. Они создали «поле духовного рас пада» и пока очень комфорт но себя в нем чувствуют. — Вы правы: откровен ных геростратов, разрушите лей государства и растлите лей народа не так уж и мно го. И, конечно, среди истин ных русских интеллигентов немало ученых, врачей, ар тистов, литераторов, журна листов, педагогов и т.д. Но я-то о другом... Почему мы так покорно принимаем все мерзости псевдодемократии? Почему отвергаем опыт муд рых предшественников? Ве ликий мыслитель Василий Розанов уже в прошлом веке прояснил суть действий кос мополитов-либералов: «пони зить национальное и госу дарственное чувство ... у французов, у англичан, но особенно у русских (главный по величине сил враг)». Крупнейшие писатели, фило софы земли Русской во все времена доносили до нас эти тревожные мысли — о судь бе страны, о предназначе нии России. И что же? Не слышим? Или не хотим слы шать? — К сожалению, у боль шинства народа, и в первую очередь у русской интелли генции, очень слабо выраже но национальное самосозна ние. Оно, можно сказать, до сих пор не сформировано. Поэтому так легко у нас под даются соблазну «жить как на Западе*, отвергая все свое, забывая великую куль туру и великую историю. Интернационализм совет ской власти размыл критерии национального. Мы прием лем все чужое охотней, чем сберегаем свое. Так было всегда. Но в «эпоху ельци- низма* коррозия националь ного самосознания была осо бенно катастрофична; иерар хия ценностей, которыми жило наше общество, была опрокинута, и на поверхность поднялось все то, что отвер ратии, оказался за решеткой — это ли не пример «вели ких» достижений либерал- реформаторов? В «поле распада», конеч но, оказалась и творческая интеллигенция, изначально не готовая к каким-то протестным действиям. Опыт «кухонной оппозиции* в борьбе за Россию сейчас не годится... — Однажды, мучаясь теми же проблемами, Мари на Цветаева воскликнула: «Господи! Сколько сейчас в России Ноздревых, Коробо чек, Маниловых, Чичико вых! А Гоголя нет. Лучше бы наоборот!» Действительно, все друг друга ошельмовы вают, продают и меняют... Живем в дерьме, а обличи телей пороков нет. Того же «Ревизора» на сценах рос сийских театров не ставят. «Неактуально»... Критерий профессионализма в литера туре отвергнут напрочь, вся продукция, заполонившая книжный рынок, направле на на разрушение человечес кой души. Иногда мне кажет ся, что такой она и должна быть — как отражение бо лезни общества, распада об щественного самосознания, растления народа. Если бы не одно «но». То, что сегод ня издается в массовом по рядке, — не литература в строгом смысле слова ... Хотя, безусловно, талантли- вейпхие авторы и блистатель ные произведения есть. На род, болея, все-таки рожда ет своих певцов. И их вре мя, убежден, впереди, и го лос нового поколения твор цов зазвучит, рано или поз дно. — Вы затронули серьез ную проблему, которая обоб щенно формулируется как взаимоотношения творческой личности и власти. Это серь езнейшая нравственная зада ча; чью сторону взять — на рода или тех, кто им верхо водит? Она в России стояла во все времена: вспомним Ра дищева, Пушкина, Лермон това. Вспомним знаменитое толстовское «Не могу мол чать!* Сегодня, когда постсовет ская интеллигенция так от кровенно, по-холопски угод ливо пошла на услужение режиму, — о каком Гоголе вести речь?! Тусовки, пре зентации, премии, «Ники* и «Букеры* —некогда жить бе дами народными, интересами страны. Успеть бы урвать кусочек пожирней! Но те, кто стоял и стоит на позиции неприятия зла, остаются верны заветам клас сиков. Да иначе и невозмож но: наша классическая лите ратура — это фундамент, уничтожить который пока не по силам никому. Творческий коллектив нашего театра не случайно отдает все силы работе с наследием именно русской классики. Сейчас, например, мы работаем над пьесой Михаила Булгакова «Кабала святош*. Эта пьеса. Булгаков написал эту пьесу в 30-е годы не случай но. У него сложились особые отношения со Сталиным. Иосиф Виссарионович любил его, обожал творчество и бы вал в Художественном теат ре на постановке «Дней Тур биных», «Белой гвардии*. На примере эпохи Людовика Булгаков как бы дал срез действительности, что сло жилась в СССР в те годы, обрисовал взаимоотношения власти и интеллигенции. Так вот, и сегодня многие любят припадать к сапогу тех, кто узурпировал власть в стране, — «денежным меш кам», разного рода Гусинс ким, березовским, абрамови- чам, Фридманам и тому подо бным типам. А падение бывших куми ров СССР началось еще со времен горбачевского «плю рализма», но достигло апо гея во время царствования Бориса: вспомним вернопод данические посиделки в «кругу своих», вспомнимпод писантов, призывавших фи зически уничтожать против ников режима, «раздавить гадину!*, закрыть оппозици онные издания, уничтожать «русских фашистов* и т.д. Но разве то был голос твор ческой интеллигенции? Это стонала и повизгивала та ее часть, которая ради собствен ного корыстного интереса готова служить хоть самому дьяволу. Да, по сути, ему-то она и сейчас служит — по- холопски самозабвенно... — Но что же делать тем, кто не приемлет антинарод ных, антигосударственных, антинациональны х «ре форм»? Уходить в глухое «подполье»? Утешиться тем, что не мы первые, не мы пос ледние? Кстати, в нашей рос сийской истории многое идет по кругу. Например, в кон це позапрошлого, то есть X I X , века поэт Алексей Жемчужников написал пре красное стихотворение «За бытые слова». Там есть та кие строки: Те лучшие слова, так людям дорогие, В ком сердце чувствует, чья мыслит голова: Отчизна, совесть, честь и многие другие Забытые слова... Вот и мы в том же состо янии... Как вернуть в общес твенный обиход сегодняш ней России «забытые сло ва»? Да, они все чаще упот ребляются, но звучат как-то отстраненно от бед и забот наших. Самые отъявленные, откровенные разрушители страны и те стали играть в «патриотизм», дискредити руя и выхолащивая суть и смысл его, не смущаясь оп ределения «Патриотизм — прибежище негодяев!». Они, наши доморощенные проро ки, боясь ответственности за содеянное, пытаются имен но в патриотизме найти спа сительную для себя «кры шу»... А , с другой стороны, надо ли, как картошку при журналисту —не продавать ся мерзавцам, писателю—не создавать так называемое «коммерческое чтиво», депу тату — не лоббировать чуж дые стране и народу проек ты. Я не сторонник убаюки вать людей традиционными российскими вопросами «Кто виноват?» Мы все должны покопаться в себе и понять, насколько мы сами, своими ошибками, нежеланием ду мать самостоятельно, своими дурными привычками повин ны во всех наших бедах. Что же касается творчес кой интеллигенции, советуй ей или не советуй, но она не скоро усвоит завет Михаила Булгакова: «Никогда ничего не проси у власти!» Сила и достоинство творца — в его творчестве и ни в чем ином. Как, впрочем, и в любой дру гой профессии. Но эта формула должна стать нормой жизни прежде всего русской интеллиген ции, только тогда ей удастся вернуть «забытые слова* в Россию. Что же касается на зойливого мельтешения ли берально-демократического меньшинства, то и слова их, и дела в историческом смыс ле обречены. Никому еще не удавалось переиграть время и избежать суда времени... — «Есть божий суд, на персники разврата...» —А хоть бы и так. Я зна ком со многими из московс кой реформаторской элиты. И не только в творческой сре де. Думаю, мысли о «Божь ем суде», о народном возмез дии они не боятся по одной простой причине. Ведь они честно исполняют заказ сво их хозяев, заокеанских кук ловодов, а значит, вправе рас считывать на их поддержку — «в случае чего». Свое бу дущее они просчитывают очень четко —втихаря пере кидывают огромные средст ва в страну возможного оби тания, готовя пространство для быстрого исчезновения из России, когда мы, здесь живущие, наконец очнемся и объединимся против насиль ников. Что же касается нрав ственного чувства, то оно у них —рудимент, да и тот дав но отпал, как ненужный хвост. — Допустим, люди совес ти и чести «встанут во гла ве». Но без ясно выражен ной государственной воли их усилий будет недостаточно. Нужна еще и политическая воля президента. Нужна, на конец, понятная народу цель — куда идти? Сегодня, мне кажется, при определенных попытках укрепить государ ственность еще не сказано внятно, есть ли у нас нацио нальные идеалы или мы так и будем, теряя по миллиону русских в год, плестись в хвосте мировых цивилиза ций, брести по пути обрете ния эфемерных «общечело веческих ценностей». Одна ко культура не может разви ваться как культура «обще человеческая», экономика не должна функциониро вать ради воплощения оче редной западной модели, армия не может быть на емной и стоять только на защите капитала. — Мне кажется, что средства, которые избрал президент Путин для оздо ровления России, очень взвешенны и надежны. Ему предстоит неимоверно трудное дело — вернуть достоинство стране, наро ду, человеку. Мы, несмот ря ни на что, еще великая страна и великий народ, хотя сегодня и униженный, оскорбленный, оболганный. Прежде всего теми, кто со всем недавно называл себя друзьями русского народа, то есть теми, которых спас ли от физического уничто жения, приобщили к миро вой культуре. ...Что ж, и эти уроки истории не про падут бесследно, они будут учтены последующими по колениями. А вот на кого президент будет опираться — это вопрос. Вокруг него столько «выразителей на родных интересов»! А ведь многие, научившись пря таться за словесным тума ном, лихо обделывают соб ственные делишки, не бо- .тее того! Вспомните, какой постыдный гвалт подняла московская псевдоэлита, когда возвращали стране гимн Александрова. Для меня та ситуация стала лакмусовой бумажкой, про явившей истинное лицо де мократической элиты. Од нако шаг сделан — вели чественный гимн возвра щен народу. Или взять крикливую возню вокруг НТВ в боль шинстве средств массовой дезинформации, как я их называю. Где, когда, какое государство мира позволя ло кому-то «вытирать ноги» о президента, о стра ну, в которой живешь, о ее армию, о ее историю, куль туру и Т.Д.? А у нас это делали свободолюбивые особи год за годом! Безна казанно! Сколько грязи, к примеру, вылито на армию, на русского солдата. Били в одну точку — целенап равленно, подло. И это в России, где всегда воспева лась сила духа и мужество русского воина! И это в стране, спасшей мир от фа шизма! Жаль только, что борь ба с Березовско-Гусински- ми и их верноподданными ведется не столь наступа тельно. Линия на возрожде ние российской государ ственности, национального и человеческого достоинст ва русских должна продол жаться непрерывно, чтобы в перспективе мог сформи роваться новый союз госу дарств, расположенных на просторах российской Ев разии, имеющий уникаль ный сплав национальных культур. Ну разорвали де мократы это духовное и экономическое пространст во на лоскуты —ради пре словутых свобод от тотали таризма. И что, лучше ста ло? Или мы, живя порознь, удивили мир экономичес ким процветанием? Ничего не создано! Все разрушено, разграблено, растоптано. Но... опять хлынули вРос сию, в «тюрьму народов», новые гунны. Оказывается, жить здесь, среди русских, не только выгоднее, но и приятней, чем в собствен ных «свободных» государ ствах. — Уместно вспомнить еще одного русского фило софа, Владимира Соловь ева, писавшего: «Государ ство существует не для того, чтобы превратить жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окоЕша- тельно превратиться в ад». —Абсолютно точно! За годы ельцинизма мыоказа лись не у врат «рыночного рая», а на пороге ада. Пока только на пороге и потому лишь, что наши реформа торы не успели сделать главного —пустить на рас продажу русскую землю. К счастью, народ наш начинает прозревать. Меня, например, очень порадова ли беседы со школьника ми, которые бывают у нас в театре. Однажды они по советовали мне... почаще вспоминать мысль велико го Льва Толстого, прозву чавшую в романе «Война и мир»: если безнравствен ные и нечестные люди всег да легко объединяются для достижения своих целей, то почему людям честным не делать то же самое? Это же замечательно, когда моло дежь, болеющая за Россию, за судьбу своего народа, стремится к объединению. Значит, у нынешних «сво- бодолюбов» будет меньше шансов избежать наказа ний за творимые преступ ленья, а их хозяева за ру бежом поумерят собствен ные геополитические ин стинкты. Владеть миром по правилам, ими самими ус тановленными, вряд ли по лучится... Иначе Россия станет реликтом, исчезнув шей страной, и о ней будут вспоминать как о стране, которую населял народ, однажды вознамерившийся жить чужим умом... — Будем верить, что этого не пронзо 1 щет... ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ДОКЛАДА РОССИИНУЖНЫ РАЗВЕДЧИКИ, КОТОРЫЕ УМЕЮТЧИНИТЬУТЮГИ? Р еформа образования остается предметом острых дискуссий. Вот и в «ЛГ» появились десятки публикаций, так или иначе касающиеся вопросов народного образования. Мы сочли правильным объективности ради познакомить читателей и с основными аргументами министра образования г-на Филиппова (см. «ЛГ» за 18 мая с.г.). Однако его доклад, на наш взгляд, далеко не так убедителен и весом, как представляется самому докладчику. Некоторые из его позиций вызвали сомнения и у нашего обозревателя. Его «заметки на полях» министерского доклада касаются и непосредственно нынешней школьной практики, в частности, идущих именно в эти дни экзаменов... Вот уже больше двух не дель я регулярно зачитываю (не диктую!) дочери и ее под руге отрывки из произведе ний Гоголя, Паустовского, Купчина, Грина. Готовимся к эк: 1 енационному изложе- ни.,.^. Прикиньте: отрывок объемом около пятисот слов надо запомнить с двух «предъявлений* (то есть с двух прочтений) на слух. За дача: воспроизвести практи чески один к одному не ме нее 75 процентов авторского текста. Ну, то есть написать почти что как сам Николай Васильевич Гоголь и прочие классики. При этом текст может носить сугубо пейзаж ный характер, как, например, у Паустовского. Вот и будь любезен запомнить все мета форы, эпитеты, сравнения, обороты. Это, признаться, не имеет ничего общего с теми изложениями, которые писа ли в свое время мы, когда требовалось передать своими словами суть отрывка, его мысль, идею. Да и писали мы в старших классах не изло жения, а сочинения, то есть демонстрировали знание ли тературы и умение самосто ятельно «размышлять на бу маге*. Убейте, но я не могу по нять, какую цель преследу ют нынешние экзаменацион ные изложения. Что дает запоминание на слух? Кому и для чего оно может потре боваться? Ну разве что раз ведчику, коему надо точно зафиксировать подслушан ный разговор врага. Правда, во время чтения ученику раз решается судорожно кон спектировать текст. Неужто это — главная цель? Тогда лучше организовать курсы стенографии. В прошлом году на вступительных экза менах в наш техуниверситет в качестве изложения писа ли отрывок из шестой главы «Мертвых душ» Гоголя. Это там, где описание деревни Плюшкина и интерьера его избы, где «чапыжник», «глу- шина* и прочие языковые изыски великого писателя. Условия те же: на слух с двух предъявлений, и опять- таки 75 процентов дословно. Мне было былюбопытно поп росить самих членов прием ной комиссии написать подо бное изложение. Боюсь, мно го баллов они бы не набрали. Говорят, уже в этом году некоторые регионы согласи лись на эксперимент: выпус кники могут выбирать —пи сать сочинение или изложе ние. Не исключаю, что мно гие выберут последнее. Под натореть в скорописи и даже стенографии все же проще, чем научиться думать. Но тем самым мы еще больше уре заем долю ума и сердца в школьном учебном процессе. Да, в этих изложениях есть «элемент сочинения* — то есть вопрос, на который надо кратко ответить. Нас этому учили впятом классе. Теперь —в одиннадцатом... Видимо, подобная прими тивная задача вписывается в общую концепцию реформы образования: дети у нас пе регружены, давайте облег чим им жизнь. За счет чего? За счет души и сердца. Ко торых, между прочим, вшко ле и так остается все мень ше. Если вы внимательно читали доклад министра об разования ВладимираФилип пова, то наверняка заметили; в качестве обязательных предметов в едином общена циональном экзамене опреде лены русский язык и мате матика. Спрашивается, поче му? Потому что по этим пред метам удобнее составить тес ты, на которые планируется перейти? От выпускника те перь будет требоваться, пре жде всего, то, что называет ся функциональной грамот ностью. Экзамен по литера туре переходит в разряд «по выбору*. Вы, детки, не лю бите читать? Ну, так можете читать еще меньше, посколь ку не рискуете «пролететь» на сочинении. Кстати, до сих пор еще вряд ли кому-либо понятно, в какой форме бу дет проходить экзамен по литературе в рамках пресло вутого «единого общенацио нального*. Ну, а кто и почему решил, что обязательным выпуск ным экзаменом должна стать математика? Как же тогда с акцентом на «профильное* обучение? А если ребенок чистый гуманитарий и с точ ными науками свою жизнь связывать не собирается? Почему он должен корпеть над сложнейшим курсом ма тематики, который дается в старших классах? Да он бы как раз предпочел в качест ве обязательного экзамена литературу. Но его лишают права выбора. Учи то, что тебе сто лет не понадобится начиная с абитуриентских испытаний в вузе. Умиляет и забота минис тра о прикладном характере знаний. Он сокрушается: дес кать, школьники наши про ходят физику в невероятных объемах, знают все формулы, а вот утюга починить не мо гут. Значит, давайте прибли зим обучение к жизни. Не спорю: починка утюга — дело хорошее. Правда, при желании и необходимости ос воить его может любой и без школы. А еще проще — от нести в мастерскую. И по том: почему министр так «за циклился» на утюге? Давай те уж тогда учить в школе чинить телевизоры и прочи щать канализацию —в жиз ни это еще как пригодится. А то мы все: «Из одной тру бы втекает, в другую выте кает...» Вот когда труба за бита —это проблема, достой ная внимания и изучения. Что же касается прикладно го характера постижения премудростей химии, то тут надо выдвинуть лозунг «хи мию — в жизнь* и научить детей изготавливать в до машних условиях С 2 Н 5 ОН. Или эфедрой из эфедрина. Тогда это будет максималь но приближено к жизни. Нельзя не восхищаться «громадьем планов* нынеш них реформаторов. В том же их докладе говорится о необ ходимости ввести обучение работе на компьютере уже с первого класса. Но вот цита та из «Психологической га зеты»: «Не забывайте, что экран телевизора и монито ра «стреляет» высокочастот ным альфа— и бета-излуче нием, которое, прежде всего, воздействует на головной мозг, вызывая спазм сосудов и — как следствие — голов ную боль, снижение памяти, усталость, депрессию или чрезмерное возбуждение ре бенка». И это при том, что сегодня из новорожденных только 1 0 процентов можно прйзнать здоровыми. При том, что современные дети и так приучены часами сидеть у телека или развлекаться с «приставками». Я уж не го ворю о тех, у кого есть дома компьютер. Спервых дней разговоров о реформе образования тол куют о его «гуманизации». Вот только ни в одной кон цепции обнаружить эту са мую гуманизацию, то есть очеловеченность, не удается. Что доказывает и последний доклад министра. Одна из главных установок — давай те облегчим школьную про грамму. Д]^вайте. Вот только ради чего? Ради того, чтобы у детей появилось еще боль ше времени на телевизор и компьютерные игрушки? О какой гуманизации можно го ворить, если неуклонно со кращаются часы на такой предмет, как литература? Если уже не обязательно чи тать, размышлять, учиться писать сочинения? Надежда на то, что все заменит Интер нет? Знаем уже, наслышаны: когда дома есть современный компьюту), возникает непре одолимый соблазн «скачать* из Интернета текст рефера та вместо того, чтобы кропот ливо поработать самому, изу чая дополнительную литера туру. Впрочем, все мое «фонта нирование* по этому поводу совершенно бесполезно. За нас уже все решили. Будет реформа, будет «единый об щенациональный*. Как? За чем? Это не нашего ума дело. Решено, что углубленное изучение предметов будет лишь в старших классах, — терпи. А если одаренный ре бенок раньше времени начал проявлять интерес к какому- то предмету, нанимай все тех же репетиторов. От них ты никуда не уйдешь. Между тем официально сказано: 58 процентов россиян находят ся за чертой бедности. А пла тить за репетиторство надо прилично. Но мне все-таки хотелось бы_^напоследок привести та кой факт. Когда в уже объ единенной Германии инспек тировали школы, то обнару жили, что самый высокий уровень образования дают в школах на территории быв шей ГДР. То есть там, где продолжает по инерции рабо тать советская система обра зования. И немцы решили распространить «восточный* опыт на все школы. Это к вопросу о реформах. Инфор мация к размышлению ми нистерских и прочих чинов ников, одержимых реформа торским зудом... Елена БРЕДИС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz