Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС п «НАШАРЕЧЬ сейчас КУДА-ТОЛИХОРАДОЧНО БЕЖИТ...» НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ ВАЛЕНТИН СЕМЕНОВИЧ НЕПОМНЯЩИЙ - ПИСАТЕЛЬ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПУШКИНСКОЙ КОМИССИИ Завтра день рождения Але­ ксандра Сергеевича Пушкина. Об этом мы не можем не вспомнить в нашей рубрике, посвященной двухсотлетию В.И. Даля и судьбе русского языка. Нам с детства помнится, что Владимир Иванович Даль был рядом с умирающим Пуш­ киным. Но вот только недавно я вдруг от 1 ^ы л для себя, что никто за Далем не посылал, хотя все домашние знали, что он превосходный врач. Забы­ ли в суете и переживаниях. Лишь через сутки после дуэли Даль случайно узнает о ране­ нии Пушкина и бежит на Мой- о Врачи, к то/^ времени на­ ходившиеся у Пушкино, слиш­ ком быстро расписались в собственном бессилии и, что ужаснее всего, не сумели скрыть это бессилие от Алек­ сандра Сергеевича. Они ему сказали о смертельности ра­ нения и о том, что надежды нет. Даль был единственным из врачей, кто вошел к Пушкину не с приговором, а с надеж­ дой: «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!». Пуш­ кин ему пожал руку и назвал братом. Придворный медик Арендт прописывает лекарства и уез­ жает. Покидает раненого и Спасский - семейный врач Пушкиных. Остается один док­ тор Даль... С воспоминания о дружбе Пушкина и Даля началась на­ ша встреча с одним из самых глубоких современных иссле­ дователей пушкинского слова - Валентином Семеновичем Не­ помнящим. В отличие от мно­ гих других ученых он не разни­ мает пушкинские тексты на мельчайшие составные, не ищет там вторых и третьих смыслов. Он пытается вернуть ном утраченное чувство гар­ монии пушкинского стиха. Ва­ лентин Непомнящий - просве­ титель, а не кобинетный фило­ лог. Он читает Пушкина вслух но своих публичных выступле­ ниях в Пскове, Нижнем Новго­ роде, в московском театре «Новая опера», и эти чтения производят огромное впечат­ ление. То, что мы «проходили» в школе, вдруг открывается нам с первозданной июньской свежестью. И мы остро чувст­ вуем, что эта радость - читать ТТушкина - у нос еще впереди. - Какое место в вашем до­ ме занимает Словарь Даля? Насколько он важен для ва­ шей повседневной жизни и ра­ боты? - Словарь Доля у меня но полках, где и другие словари, но в сомом доступном месте. Обращаюсь к нему довольно часто. Раскрывая его для ка­ кой-то надобности, долго не могу закрыть, брожу по этой сокровищнице, всматриваюсь, вслу^шивоюсь. Слово издавна было для меня вещью таинственной и чудесной, в своем роде са­ кральной, вопреки моему мар­ ксистскому когда-то мировоз­ зрению. Мне рано повезло по­ чувствовать, что язык знает изначальную правду о челове­ ке, ноции, бытии, ценностях, что и в самом деле «вночале было Слово». Еще в студенческие годы я почувствовал интерес к этимо­ логии, происхождению, семан­ тике слов (семантики касался и мой диплом, он был по языку, правда, не русскому, а древ­ негреческому). Помню, кок позже бился НОД словом «из­ ба», изобретая всякие фанта­ стические этимологии, поко не догадался раскрыть Даля и прочесть: «истопка, истпка, истбо, изба». Корень слова оказался «топ»: изба - это то, что отапливается, где тепло. Спустя много лет, в деревне но Волге, где я живал, уже не удивился, услышав про избу: печина (от слово печь, печко). Даль нередко ломогает мне в изучении Пушкина. Однажды в раздумьях о шестой главе «Онегина», где герой, только что приняв вызов Ленского, пы- тоется оправдоться перед са­ мим собою, мне пришлось об­ ратиться к категории чести в ее светском, заподном по про­ исхождению, понимании. Честь в таком понимании, написол я тогда, выполняет функцию «по- этизирования и украшения по­ зиции одного индивида в гла­ зах других» и потому занимает «промежуточное положение между корыстью и совестью». Чтобы проверить эту неожи­ данную для самого себя фор­ мулировку, открыл Даля и про­ чел, что в русском понимании честь - «внутреннее, нравст­ венное достоинство человека, доблесть, честность, благород­ ство души и чистоя совесть», а вот онегинские понятия о чес­ ти соответствуют, по Далю, на­ шему понятию славы: «кто как слывет, прослыл в людях; мол­ ва, общее мнение...» (сравните «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!»). Даль подтвердил мою форму­ лировку, дал ей объективное обоснование. Вообще его сло- ворь - в своем роде энцикло­ педия неродного духа - Что вам кажется особенно привлекательным в личности Владимира Ивановича Даля? - Истовость в служении язы­ ку, культуре. Отечеству. • Не грозит ли Словарю Да­ ля участь стать словарем арха­ измов, а не «Толковым слова­ рем живого великорусского языка»? - Грозит, если дело русско­ го языка и русской речи и дальше пойдут так, как сейчас - в условиях компьютеризации мышления, под суховейным влиянием СМИ, которые новя- зывоют людям свою «феню», свою языковую и речевую уни­ фицированность, словарное убожество, нахрапистую без­ грамотность. Но месте живого языка образуется серо-мерт­ вый новояз, масс-культурное эсперанто, люмпен-язык. На смену боготству и ярко­ сти народной речи идут не­ ряшливость, штампованность и огрессивность. Русская речь всегда была плавна - сейчас она рубится, ритмически и ин­ тонационно энглизируется, ли­ хорадочно куда-то бежит, из ее строя уходят и мысль, и пе­ реживание. Самой грозной опасностью мне представляется изменение внутреннего ритма, переход но ускоренные обороты: как можно короче мыслить, как можно меньше чувствовать, главное - информация. Прио­ ритет информации для меня есть торжество результата над процессом, убийство живого и превращение его в готовое к употреблению блюдо. Если так пойдет и дальше - о каком «живом великорусском» можно говорить? - Русская речь, которую вы слышали в детстве, - насколь­ ко она отличалась от того, что вы слышите сейчас? - Потерявши голову, по во­ лосом не плочут. Замечатель­ ные слова, которых, увы, не слышим, можно вспоминать де­ сятками, сотнями. Тут уж не до гурманства: я скучаю по сло­ вам «положительный» и «отри­ цательный» - их полностью вы­ теснили «позитивный» и «нега­ тивный». С частотой слова-по- розито звучит «достоточно» (вместо «довольно»): «досто­ точно мало», «достаточно пло­ хо»... Исчезло слово «прило- готь» (например, прилаготь усилия, старание и т.д.) - те­ перь только «прикладывают» - наглядный пример оскудения языкового зопоса, упраздне­ ния оттенков и тонкостей смыс­ ла. На смену ясности и культу­ ре приходят щеголевато-без­ грамотные речения. Всегда го­ ворили: «больше, чем...» или «лучше, нежели...»; теперь по­ велось говорить: «больше, не­ жели чем...», «быстрее, нежели чем...». Всякие «эксклюзивные» и «виртуальные» назойливы, как блохи, от «поездов» и «разбо рок» рябит в ушах. Закадро­ вый перевод реплики из фран­ цузского фильма об актрисе: «Она не может вас принять, у нее разборка спектакля». Впрочем, о криминализации языка и так кричат но всех пе рекрестках люди, не имеющие других способов защитить род­ ной язык... - Согласны ли вы с тем, что язык народа связан с его нрав- ственноаью? - Не только с нровственно- стью, с самыми основаниями народного существования, с душой ноции и смыслом наци­ ональной жизни. Когда выра­ жение «наемный убийца» за­ меняется толерантным «кил­ лер» - тут уж дело не просто в языке, это изменение системы ценностных и нравственных ко- ординот, и это смертельно опасно. Многие языковые но­ вовведения словно бы прямо направлены на то, чтобы сте реть границу между хорошим и дурным. А ведь язык и речь об ратным и сильнейшим образом влияют на мышление, на ин­ теллект. Примитивная, бедная подзаборная, клишированная речь формирует и закрепляет наклонность к соответственно­ му мышлению. Русскому языку необходима защита, иноче смертельная же опасность гро­ зит и проело впенным «русским мозгам». Деградирует язык деградирует нация. - Была ли у вас своя Арина Родионовна? Кто среди варе- ченных вами в жизни людей восхищал вас своей русской речью? - В прямом, буквольном смысле слово - нет. Но была женщина, крестьянка, сыграв­ шая в моей жизни немалую роль, об этом я давно написал в книге «Поэзия и судьба» в глове «Мама». За газетную публикоцию этой главы я под­ вергся в свое время жестоким носмешком и тонким усмеш ком некоторых просвещенных коллег. Вообще моя «Арина Родионовна» - это деревня. Ни для кого не секрет, что язык и культура крестьянства были фундаментом большой рус­ ской культуры. То, что исчеза­ ет крестьянство, вселяет страх. Что до людей, речь которых меня восхищоло, то не могу себе простить, что ничего не зописывол из речений моего покойного соседо по деревне Сергея Ломаева, человека с начальным образованием, бульдозериста и крестьянина или дорогих моих, и тоже по койных, друзей - художника Бо­ риса Шишкова, инженера- строителя Игоря Пименово, переводчика Вячеслава Ануро­ ва; все это были крупные, яр­ кие, внутренне богатые лично­ сти. Ведь язык и речь - это творчество. Говорить - значит создавать. «Все должно творить в этой России, в этом русском языке», - писал Пушкин. Хочу надеять­ ся, что нынешний этап нашей истории - когда считается, что лучше пользоваться готовым, нежели чем создавать, - ока­ жется не бесконечным. Дмитрий ШЕВАРОВ. НЕ МЕЛОЧИ ДВИГАТЕЛЬ СПЛОШНОГО СГОРАНИЯ Наши огородники • самые одинокие. Во времена СССР их, изгоев, поселяли непременно под высоковольтными проводами ЛЭП (не потому ли у нас полько лысых и плешивых?). Особенно это бросается в глоза, когдо заходишь в пасмур­ ный день в магазин «Крот» в Мо-. скве, где продаются мотоблоки и бензопилы, - прямо неподалеку от проходной завода- производителя ММП им. В.В.Чер­ нышева. Задумчиво-сосредото­ ченные огородники молчо, с пыт­ ливым блеском в глазах толкутся у витрин: покупают запчасти на ставший уже легендарным у нас в стране мотокультиватор «Крот», скопированный конструкторами зноменитого некогда авиацион­ ного завода с японского опытно­ го культиватора оброзца 1981 года. Вот уже 20 лет морально устаревший двухтоктный самурай «Крот» завоевывает дачные учо- стки России от Владивостока до . Корелии. Запчасти на него идут, что называется, влет. Главный спрос но карбюрато­ ры - текут, окаянные! И совер­ шенно не регулируют обороты. Страшный дефицит - манжетка на поплавковую иглу размером с буловочную головку. Разъест бензинам - и все. Пакупай новый карбюратор... - Но я же только вчера купил у вас «Крот», - возмущается со слезным подрывом пенсионер. Стоит очередь за поршнями и поршневыми кольцами, зо маг- нетто. Надо иметь и зопасной ремень: рвется через десять чо- сов работы. Надо иметь запас­ ной стортер 30 500 р. Стоит оче­ редь за стартероми. Лично я ку­ пил в прошлом году про запое аж три штуки! Гарантия - 12 дней... И это притом, что нор- мольного, отработанного по ми­ ровым стондартом двухтактного двиготеля должно хватоть ого­ роднику с 6-10 сотками пет но тридцать! Впрочем,завод и сам понима­ ет ущербность сырого движка. Это уже не та сталь, не то каче­ ство, которое было на первых советских «Кротах», зовоевавших популярность мотоблоку. Порол- лельно выпускается «Крот» с движком «Хонда». Но он стоит уже не 7.380 р., а 11.350 р. Раз­ ница для дачника существенная. А для кого это пустяки, тому мо­ тоблок не нужен. У нас ведь и среди пелитикав есть изабретатели. Тот же мэр Юрий Лужков придумал в сво­ бодное от роботы время почти вечный двигатель. Вот бы изобре­ сти ему новый дешевый мото­ блок, а в движении «Отечество» открыть фракцию огородников и садоводов. Я первый запишусь! Юрий ВИГОРЬ, дачник с 30-летним стажем. МОРЩИНКИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ МОЛОДЫЕ НАТУРЩИЦЫ УШЛИ В СТРИПТИЗ - ОСТАЛИСЬ ВЕТЕРАНЫ ТРУДНОГО ЖАНРА А ведь мечталось написать романтиче­ скую иаорию любви: молодой талантливый художник и юная прелеаная натурщица, позирующая в полумраке студии, овал ми­ лого лица на хол ае , тонкая чувавенноаь, тихая музыка конца XIX аолетия... - Молодые и красивые зо 5 рублей в чос не раздеваются, - говорит Артем. - Разве что только я. В знаменитейшем но весь мир Московском государственном академическом художествен­ ном училище памяти 1905 года сегодня Артем действительно единственный, с кого будущие Репины и Глазуновы пишут обнаженное чело­ веческое тело. На Аполлона он явно не тянет, но на безрыбье и рак - рыба. - Ах, какие люди позировали раньше! - вспоминает заместитель директора училища по учебной работе Елизавета Васильевна Журавлева. - Два года нозад сканчался Ба- санько. Игоря Степановича недаром назы­ вали «натурщиком всех времен и нородов». До вы его и сами знаете. - ? - Да знаете! Кто же. не видел знаменитую скульптуру В ^ы Мухиной «Рабочий и кол­ хозница». Рабочего скульптор лепила с Ба- санько. Это был настоящий профессионал - пластичный, динамичный. Единственный на­ турщик в СССР и мире, получивший звание заслуженного работника культуры. Правда, когда наше училище подоло ходатайство в Министерство культуры, документы мурыжи­ ли несколько лет, но ведь признали в конце концов, что Босанько в своем деле уникум. А теперь, за редким исключением, молодые художники вынуждены рисовать лицо с поро­ ками и тела с изъянами. Впрочем, боАижам и особям обоего пола, пребывающим в предделириозном састоя- нии (делирий - это белая горячка), в училище дают от ворот поворот сразу и бесповорот­ но. Другие - с порокоми и изъянами - долго не зодерживоются сами. На пастоянной ос­ нове сейчас в художественном училище па­ мяти 1905 годо работают около десяти на­ турщиков: 26-летний Артем (фамилию про­ сил не называть) - техник-технолог по произ­ водству станков с числовым программным упровлением, двое глухих и несколько жен­ щин пенсионного возраста., - Я позирую 20 лет, - рассказывает Тать­ яна Юрьевна Данцигер. - В феврале 2001 года у меня был маленький юбилей сотруд­ ничества с училищем. Папала сюда совер­ шенно случайно. Снималось в массовке на «Мосфильме», знокомоя сказала, что требу­ ются натурщицы. Пришла, понравилось. Хо­ тя робота трудная. Дэебуется усидчивость, неподвижность. Особенно тяжело деются постановки в движении. Художник сам выби­ рает позу, в которой будет рисовать полу- фигуру с руками. Иногда трудно стоять в по­ ложении, которое требуется. Но я уже дав­ но позирую только сидя - годы, годы... Сидеть Татьяне Юрьевне приходится ча­ сами. 45 минут ее рисуют, затем полагается 15-минутный отдых. - Все равно мне нравится токоя работа, - улыбается она. - Я одинока, уже почти два­ дцать лет на пенсии, а здесь среди молоде­ жи так легко удалиться мысленно в прошлую жизнь. Вы знаете, было время, с меня делал наброски Николай Соколов из Кукрыниксов, хотел портрет писоть, да не сложилось... У Татьяны Юрьевны есть пенсия. Поэтому мысленно удаляться в прошедшие годы она может просто из любви к искусству. Нельзя же ведь назвать оплатой труда существую­ щие уже 15 лет росценки, по которым пла­ тят демонстраторам плостических поз (так называется эта редкая профессия официоль- но). Час позирования одетого натурщика - 3 рубля 50 копеек. Чос позирования в обна­ женном виде - 5 рублей. - Однажды к нам в училище приезжали студенты-художники из Хельсинки, - вспоми­ нает зам.директора училища Елизавета Ва­ сильевна Журавлево. - С ними приехал на­ турщик. Оказывается, в Финляндии это по­ четная работа. Демонстратор пластических поз получает зарплату наравне с педогогом. А у нас... Впрочем, и педагоги в нашем учи- Пока позируешь - всюжизнь вспомнишь... лише получают 20 рублей за час работы. Когда же наконец Минкульт, Минфин и Ако- демия художеств пересмотрят расценки на нош труд? По натурщику Басонько, говорят, сохла вся женская Москва. Женился он под ста­ рость, встретив свою юношескую любовь. Сторушка-жено крепко ревновало Игоря Степановича до его гообовой доски. Девя­ носто с «гаком» ему было, а, видимо, было за что ревновать - мужчина! Один из начинающих художников расска­ зал, что он сом посоветовал незнамо по ка­ кой причине забредшей в училище 18-лет­ ней натурщице, девчонке с нищей ныне Ук­ раины: иди-ка, милая, лучше в стриптиз. Де­ вушка ушла и не вернулась. Григорий ТИХОНОВ. ЗАПИСКИ ВРАЧА ЛЮДОЕД- ЭТОЗВУЧИТГОРДО? АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛЬМ «ГАННИБАЛ» СПОСОБЕН СЕРЬЕЗНО ИСКАЛЕЧИТЬ ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ Современного зрителя, зака­ ленного видеокадрами из Чечни, удивить чем-либо довольно труд­ но. Но этот новый голливудский «шедевр», триумфально шеаву- ющий сейчас по российским экра­ нам, даже не особенно трепетно­ му человеку надолго испортит аппетит и даже расароит пище­ варение. Такая чиао физиологи­ ческая реакция отвращения ха­ рактерна для любой нормальной личноаи, наблюдающей нару­ шение наиболее важных челове­ ческих табу. Приходится констотировать, что кинематограф сделал оче­ редной шаг в бс^ьбе с «ханже­ ской моралью». Осуждаемая ею публичная демонстрация полово­ го окта стало почти что нормой. Все мыслимые и немыслимые ви­ ды убийств тоже нашли но экра­ не свое достойное воплощение и давно приелись. Что же остает­ ся? Пожолуй, немногое: несколь­ ко древнейших табу, существо­ вавших в самых примитивных че­ ловеческих обществах и, по мне­ нию антропологов, положивших начало возникновению самого вида Ногтю $ар!еп5. К ним отно­ сятся запреты на инцест и конни- бализм. У некоторых племен амери­ канских индейцев страшная па­ мять о своих совсем диких сосе­ дях, не знавших человеческих за­ конов, сохранилась в виде свое­ образного этнического психоза. Человеку, страдающему этим психозом, кожется, что он посте­ пенно превращается в страшное чудовище Витико, пожирающее людей. Как правило, больной предпочитает покончить с собой, не дожидаясь окончательного преврощения в людоеда... В «Ганнибале» мы наблюдаем противоположное превращение: страшный маньяк, с аппетитом за­ кусивший в свое время более чем дюжиной жертв, по ходу фильма становится благородным рыца­ рем, спасающим девушку и жесто­ ко корающим алчность и другие человеческие пороки. При этом он не перестоет выпускать кишки своим врагом и скормливоть их свиньям. А тупого карьериста из ФБР, перебежовшего дорогу его протеже Клариссе, он угощает его же собственным мозгом, под- жоренным с луком. Бр-р-р... Хотя образ романтического злодея неустанно тирожируется зоподной культурой последние 200 лет, симпатичный, обаятель­ ный и высокооброзованный лю­ доед, тонко чувствующий пре­ красное,- новое слово. Он не просто людоед. Он еще и знаток творчества Данте, и большой це­ нитель симфонической музыки, которого очень ранит фальшь в исполнении любимого оркестра. связь между насилием на экране и насилием в жизни. У большин­ ства озлобленных и обиженных но мир неудачников никогда не хватило бы фантазии что-либо взрывать или стрелять в мнимых обидчиков, если бы не художест­ венные фильмы, в которых им бы­ ли даны подробные инструкции по осуществлению «акций воз­ мездия». В США у задержанных убийц-маньяков неоднократно рации отличаются безупречным вкусом. Создателей фильма нель­ зя обвинить в том, что они воспе­ вают порок или патологические инстинкты. Однако я не поручусь, что, посмотрев этот фильм, ка­ кой-нибудь нравственно ущерб­ ный или психически неустойчивый юноша не найдет для себя в Ган­ нибале Лекторе оброзец для подражания. А то, что он любит иногда побаловаться человечин- Так теперь выглядит герой нашего времени (кадр из «Ганнибала»). Ранит настолько, что он скармли­ вает оркестрантам печень их не­ задачливого коллеги, испортив­ шего концерт. В высокобюджетных фильмах американский кинематограф дав­ но отошел от примитивной сю­ жетной схемы, в которой хоро­ шие порни побеждают плохих парней, обязательно тупых и внешне оттолкивоющих. Голли­ вудские сценаристы сегодня счи- тоют, что зло интереснее и при­ влекательнее добра. Во всяком случае - в кино. Но беда в том, что люди с не­ устойчивой психикой нередко ко­ пируют поведение киногероев в реальной жизни. За последние 20 лет более тысячи серьезных исследований подтвердили пря­ мую причинно-следственную обнаруживали в карманах биле­ ты в кино на фильмы, в которых с точностью до детоли были пока­ заны совершенные ими впослед­ ствии преступления. Не хочется показаться зану­ дой, читоющей мораль свобод­ ным художникам, но факт остоет- ся фактом: талант сценаристов, октеров и режиссеров использу­ ется не только для развлечения публики и извлечения прибыли, но и для просвещения и настав­ ления будущих маньяков и людо­ едов. Опасность «Ганнибало» кок раз и состоит в том, что этот фильм по-настоящему талантлив. За исключением отдельных сцен, вызывающих естественное отвра­ щение, его интересно смотреть. Актеры играют превосходно, сю­ жет держит в напряжении, деко- кои, даже придает ему некий шарм. Я могу нозвоть несколько десятков моих юных поциентов, которым я бы категорически не рекомендовала смотреть «Ганни­ бала». К сожалению, запрет на про­ смотр фильмо лицам до 18 лет не спасет. Во-первых, кинотеатры сейчас рады любому посетителю и не будут слишком строго про­ верять возраст зрителей. А во- вторых, фильм вот-вот начнут продавать на видеокассетах. И тотда уж его неизбежно увидят дети, тщательно инспектирующие по причине летнего безделья ро­ дительскую видеотеку. Мария МАКАРОВА, врач-психотерапевт. почтовый ящик «НЕ попрошайка , хотя и НИЩЕНКА...» Отклик на публикацию Не путать с кузнецовским фарфором!» («ДВ» от 20 мар­ та с.г.) Горькие и тордые слова о себе написало в своем письме Валентина Владими­ ровне Цыбульник: «Не по­ прошайка я, хотя и нищен­ ка...». А я вспомнила романс Беранже «Нищенка» - «Она вас спросить боится, ток дайте, Христа ради, ей!» Там, в романсе, судьба бывшей, актрисы, здесь, в жизни, художника. О б р а ­ титься в гозету ее подвигла зарисовка в «Деловом втор­ нике» «Не путать с кузне­ цовским фарфором!» об из­ вестном московском кера­ мисте Валентине Кузнецо­ вой. Судьба Валентины Ци- бульник столь не похожа на судьбу моей героини. В на­ чале перестройки «лопухну­ лась» и потеряла жилье, де­ сять лет назад случайно по­ пало в Азов и там осело «в людях». О себе пишет: «Мне - 55, я не хваткая, мне бы где-нибудь в теплом углу ки­ сти мыть, месить и мять гли­ ну. Свою работу художни- ко-приклоднико люблю и многое умею. Может, кому- то в семейный детский дом нужна бабуш ка , которая научит детей работать рука­ ми, может, женщине-пред- принимотелю, занимающей ся рукотворным поделочным бизнесом, нужна помощни ца? Когда-то я многим по могола, может, теперь и мне помогут?..» ...Есть еще нечто, стоя щее за строками письма-ис­ поведи: деликатность души, которая в благом деле тоже копитал. Гуля АГИШЕВА. ОТ РЕДАКЦИИ Валентину Владимиров­ ну Цибульник искать по ад­ ресу: 346780, г.Азов Ростов- ской-на-Дону области Главпочтамт, до востребо вания. Очень надеемся, что сре­ ди наших читателей най дутся такие, кто сможет от кликнуться на письмо Ва лентины Владимировны и помочь ей - и словом, и дВ' лом. Постараемся вернуться к этой теме. 1ЕЛ0В01 ВТОРШИ Учредитель и Издатель ИАА «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Госкомитетом РФ по печати. Рег. ПИ N9 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции; 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, пр.1, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. П.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, Телефон/фокс отдела рекламы; (095) 257-37-83. В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт; Н(Тр;//!пГогт.а(11.ги/. Е-птаН; уТагп1к@ас11.га «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редокцией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование мотериолов тел./фокс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редокционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 3.082.205 экз. Цена - бесплатно. •Трибуно!, гТруд», «Робочая гозето. (Украино), гСоветсмя Белоруссии (Беларусь), «Шанс. (Гермония), «Экслресо (США-Консда|, .Деловые веои . (Волгоград «Но смену!. (Екатеринбур;), «Архонгельа. (Архонгельа), «Вольная Кубань» (Краснодор), «Северный крой. (Ярославль), «Ставропольская правда» (Стоврополь), «Северный рабочий! |Северодвинск|, «Советская Бошкирия-Извеаия Башкоргостана. (Уфа), «Волжская коммуна» (Сомаро), «Советский Соколин» (Южно-Соколина], «Коммуна» (Воронеж), «Северный курьер» (Карелия), «Курская провдо» (Кура), «Калининградская провда« (Калининград^, кТомбоваая жизнь» (Тамбов), «Республико Татараон» (Казань), «Тюменская провдо» [Тюмень), «Белгородская провдш (Белгород^, «Подмосковные Извеоия» (Московская обпоаь), «Орловская правда! (Орел), «Веаник-Наша Пенэа> (Пенза), «Ноше время» (Роаов-на-Дону), «Робочий крой» (Ивоново), «Липецкая гозето» (Липецк), кКраснояраий робочий» (Красноярск), «Нижегородаие новости» (Н.Новгород^, «Новости Югры» (Хонгы-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «Комсомолец Коспия» (Астрахань), «Восточно-Сибирская правда! (Иркутск), «Челябинский рабочий» (Челябина), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Рабочий путь» (Смоленск),' кВятский крой» (Киров), «Брянский робочий» (Брянск), «Кузбосс (Кемерово), «Алтойскоя провдо» (Борноуп), «Земское обозрение! (Соротов), «Пульс Аксоройско! (Астроконь), «КЗ-Все для вое» (Мурманск), «Коммунор» (Тула), «Советская Сибирь» (Новосибирск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz