Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС п «НАШАРЕЧЬ сейчас КУДА-ТОЛИХОРАДОЧНО БЕЖИТ...» НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ ВАЛЕНТИН СЕМЕНОВИЧ НЕПОМНЯЩИЙ - ПИСАТЕЛЬ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПУШКИНСКОЙ КОМИССИИ Завтра день рождения Але ксандра Сергеевича Пушкина. Об этом мы не можем не вспомнить в нашей рубрике, посвященной двухсотлетию В.И. Даля и судьбе русского языка. Нам с детства помнится, что Владимир Иванович Даль был рядом с умирающим Пуш киным. Но вот только недавно я вдруг от 1 ^ы л для себя, что никто за Далем не посылал, хотя все домашние знали, что он превосходный врач. Забы ли в суете и переживаниях. Лишь через сутки после дуэли Даль случайно узнает о ране нии Пушкина и бежит на Мой- о Врачи, к то/^ времени на ходившиеся у Пушкино, слиш ком быстро расписались в собственном бессилии и, что ужаснее всего, не сумели скрыть это бессилие от Алек сандра Сергеевича. Они ему сказали о смертельности ра нения и о том, что надежды нет. Даль был единственным из врачей, кто вошел к Пушкину не с приговором, а с надеж дой: «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!». Пуш кин ему пожал руку и назвал братом. Придворный медик Арендт прописывает лекарства и уез жает. Покидает раненого и Спасский - семейный врач Пушкиных. Остается один док тор Даль... С воспоминания о дружбе Пушкина и Даля началась на ша встреча с одним из самых глубоких современных иссле дователей пушкинского слова - Валентином Семеновичем Не помнящим. В отличие от мно гих других ученых он не разни мает пушкинские тексты на мельчайшие составные, не ищет там вторых и третьих смыслов. Он пытается вернуть ном утраченное чувство гар монии пушкинского стиха. Ва лентин Непомнящий - просве титель, а не кобинетный фило лог. Он читает Пушкина вслух но своих публичных выступле ниях в Пскове, Нижнем Новго роде, в московском театре «Новая опера», и эти чтения производят огромное впечат ление. То, что мы «проходили» в школе, вдруг открывается нам с первозданной июньской свежестью. И мы остро чувст вуем, что эта радость - читать ТТушкина - у нос еще впереди. - Какое место в вашем до ме занимает Словарь Даля? Насколько он важен для ва шей повседневной жизни и ра боты? - Словарь Доля у меня но полках, где и другие словари, но в сомом доступном месте. Обращаюсь к нему довольно часто. Раскрывая его для ка кой-то надобности, долго не могу закрыть, брожу по этой сокровищнице, всматриваюсь, вслу^шивоюсь. Слово издавна было для меня вещью таинственной и чудесной, в своем роде са кральной, вопреки моему мар ксистскому когда-то мировоз зрению. Мне рано повезло по чувствовать, что язык знает изначальную правду о челове ке, ноции, бытии, ценностях, что и в самом деле «вночале было Слово». Еще в студенческие годы я почувствовал интерес к этимо логии, происхождению, семан тике слов (семантики касался и мой диплом, он был по языку, правда, не русскому, а древ негреческому). Помню, кок позже бился НОД словом «из ба», изобретая всякие фанта стические этимологии, поко не догадался раскрыть Даля и прочесть: «истопка, истпка, истбо, изба». Корень слова оказался «топ»: изба - это то, что отапливается, где тепло. Спустя много лет, в деревне но Волге, где я живал, уже не удивился, услышав про избу: печина (от слово печь, печко). Даль нередко ломогает мне в изучении Пушкина. Однажды в раздумьях о шестой главе «Онегина», где герой, только что приняв вызов Ленского, пы- тоется оправдоться перед са мим собою, мне пришлось об ратиться к категории чести в ее светском, заподном по про исхождению, понимании. Честь в таком понимании, написол я тогда, выполняет функцию «по- этизирования и украшения по зиции одного индивида в гла зах других» и потому занимает «промежуточное положение между корыстью и совестью». Чтобы проверить эту неожи данную для самого себя фор мулировку, открыл Даля и про чел, что в русском понимании честь - «внутреннее, нравст венное достоинство человека, доблесть, честность, благород ство души и чистоя совесть», а вот онегинские понятия о чес ти соответствуют, по Далю, на шему понятию славы: «кто как слывет, прослыл в людях; мол ва, общее мнение...» (сравните «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!»). Даль подтвердил мою форму лировку, дал ей объективное обоснование. Вообще его сло- ворь - в своем роде энцикло педия неродного духа - Что вам кажется особенно привлекательным в личности Владимира Ивановича Даля? - Истовость в служении язы ку, культуре. Отечеству. • Не грозит ли Словарю Да ля участь стать словарем арха измов, а не «Толковым слова рем живого великорусского языка»? - Грозит, если дело русско го языка и русской речи и дальше пойдут так, как сейчас - в условиях компьютеризации мышления, под суховейным влиянием СМИ, которые новя- зывоют людям свою «феню», свою языковую и речевую уни фицированность, словарное убожество, нахрапистую без грамотность. Но месте живого языка образуется серо-мерт вый новояз, масс-культурное эсперанто, люмпен-язык. На смену боготству и ярко сти народной речи идут не ряшливость, штампованность и огрессивность. Русская речь всегда была плавна - сейчас она рубится, ритмически и ин тонационно энглизируется, ли хорадочно куда-то бежит, из ее строя уходят и мысль, и пе реживание. Самой грозной опасностью мне представляется изменение внутреннего ритма, переход но ускоренные обороты: как можно короче мыслить, как можно меньше чувствовать, главное - информация. Прио ритет информации для меня есть торжество результата над процессом, убийство живого и превращение его в готовое к употреблению блюдо. Если так пойдет и дальше - о каком «живом великорусском» можно говорить? - Русская речь, которую вы слышали в детстве, - насколь ко она отличалась от того, что вы слышите сейчас? - Потерявши голову, по во лосом не плочут. Замечатель ные слова, которых, увы, не слышим, можно вспоминать де сятками, сотнями. Тут уж не до гурманства: я скучаю по сло вам «положительный» и «отри цательный» - их полностью вы теснили «позитивный» и «нега тивный». С частотой слова-по- розито звучит «достоточно» (вместо «довольно»): «досто точно мало», «достаточно пло хо»... Исчезло слово «прило- готь» (например, прилаготь усилия, старание и т.д.) - те перь только «прикладывают» - наглядный пример оскудения языкового зопоса, упраздне ния оттенков и тонкостей смыс ла. На смену ясности и культу ре приходят щеголевато-без грамотные речения. Всегда го ворили: «больше, чем...» или «лучше, нежели...»; теперь по велось говорить: «больше, не жели чем...», «быстрее, нежели чем...». Всякие «эксклюзивные» и «виртуальные» назойливы, как блохи, от «поездов» и «разбо рок» рябит в ушах. Закадро вый перевод реплики из фран цузского фильма об актрисе: «Она не может вас принять, у нее разборка спектакля». Впрочем, о криминализации языка и так кричат но всех пе рекрестках люди, не имеющие других способов защитить род ной язык... - Согласны ли вы с тем, что язык народа связан с его нрав- ственноаью? - Не только с нровственно- стью, с самыми основаниями народного существования, с душой ноции и смыслом наци ональной жизни. Когда выра жение «наемный убийца» за меняется толерантным «кил лер» - тут уж дело не просто в языке, это изменение системы ценностных и нравственных ко- ординот, и это смертельно опасно. Многие языковые но вовведения словно бы прямо направлены на то, чтобы сте реть границу между хорошим и дурным. А ведь язык и речь об ратным и сильнейшим образом влияют на мышление, на ин теллект. Примитивная, бедная подзаборная, клишированная речь формирует и закрепляет наклонность к соответственно му мышлению. Русскому языку необходима защита, иноче смертельная же опасность гро зит и проело впенным «русским мозгам». Деградирует язык деградирует нация. - Была ли у вас своя Арина Родионовна? Кто среди варе- ченных вами в жизни людей восхищал вас своей русской речью? - В прямом, буквольном смысле слово - нет. Но была женщина, крестьянка, сыграв шая в моей жизни немалую роль, об этом я давно написал в книге «Поэзия и судьба» в глове «Мама». За газетную публикоцию этой главы я под вергся в свое время жестоким носмешком и тонким усмеш ком некоторых просвещенных коллег. Вообще моя «Арина Родионовна» - это деревня. Ни для кого не секрет, что язык и культура крестьянства были фундаментом большой рус ской культуры. То, что исчеза ет крестьянство, вселяет страх. Что до людей, речь которых меня восхищоло, то не могу себе простить, что ничего не зописывол из речений моего покойного соседо по деревне Сергея Ломаева, человека с начальным образованием, бульдозериста и крестьянина или дорогих моих, и тоже по койных, друзей - художника Бо риса Шишкова, инженера- строителя Игоря Пименово, переводчика Вячеслава Ануро ва; все это были крупные, яр кие, внутренне богатые лично сти. Ведь язык и речь - это творчество. Говорить - значит создавать. «Все должно творить в этой России, в этом русском языке», - писал Пушкин. Хочу надеять ся, что нынешний этап нашей истории - когда считается, что лучше пользоваться готовым, нежели чем создавать, - ока жется не бесконечным. Дмитрий ШЕВАРОВ. НЕ МЕЛОЧИ ДВИГАТЕЛЬ СПЛОШНОГО СГОРАНИЯ Наши огородники • самые одинокие. Во времена СССР их, изгоев, поселяли непременно под высоковольтными проводами ЛЭП (не потому ли у нас полько лысых и плешивых?). Особенно это бросается в глоза, когдо заходишь в пасмур ный день в магазин «Крот» в Мо-. скве, где продаются мотоблоки и бензопилы, - прямо неподалеку от проходной завода- производителя ММП им. В.В.Чер нышева. Задумчиво-сосредото ченные огородники молчо, с пыт ливым блеском в глазах толкутся у витрин: покупают запчасти на ставший уже легендарным у нас в стране мотокультиватор «Крот», скопированный конструкторами зноменитого некогда авиацион ного завода с японского опытно го культиватора оброзца 1981 года. Вот уже 20 лет морально устаревший двухтоктный самурай «Крот» завоевывает дачные учо- стки России от Владивостока до . Корелии. Запчасти на него идут, что называется, влет. Главный спрос но карбюрато ры - текут, окаянные! И совер шенно не регулируют обороты. Страшный дефицит - манжетка на поплавковую иглу размером с буловочную головку. Разъест бензинам - и все. Пакупай новый карбюратор... - Но я же только вчера купил у вас «Крот», - возмущается со слезным подрывом пенсионер. Стоит очередь за поршнями и поршневыми кольцами, зо маг- нетто. Надо иметь и зопасной ремень: рвется через десять чо- сов работы. Надо иметь запас ной стортер 30 500 р. Стоит оче редь за стартероми. Лично я ку пил в прошлом году про запое аж три штуки! Гарантия - 12 дней... И это притом, что нор- мольного, отработанного по ми ровым стондартом двухтактного двиготеля должно хватоть ого роднику с 6-10 сотками пет но тридцать! Впрочем,завод и сам понима ет ущербность сырого движка. Это уже не та сталь, не то каче ство, которое было на первых советских «Кротах», зовоевавших популярность мотоблоку. Порол- лельно выпускается «Крот» с движком «Хонда». Но он стоит уже не 7.380 р., а 11.350 р. Раз ница для дачника существенная. А для кого это пустяки, тому мо тоблок не нужен. У нас ведь и среди пелитикав есть изабретатели. Тот же мэр Юрий Лужков придумал в сво бодное от роботы время почти вечный двигатель. Вот бы изобре сти ему новый дешевый мото блок, а в движении «Отечество» открыть фракцию огородников и садоводов. Я первый запишусь! Юрий ВИГОРЬ, дачник с 30-летним стажем. МОРЩИНКИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ МОЛОДЫЕ НАТУРЩИЦЫ УШЛИ В СТРИПТИЗ - ОСТАЛИСЬ ВЕТЕРАНЫ ТРУДНОГО ЖАНРА А ведь мечталось написать романтиче скую иаорию любви: молодой талантливый художник и юная прелеаная натурщица, позирующая в полумраке студии, овал ми лого лица на хол ае , тонкая чувавенноаь, тихая музыка конца XIX аолетия... - Молодые и красивые зо 5 рублей в чос не раздеваются, - говорит Артем. - Разве что только я. В знаменитейшем но весь мир Московском государственном академическом художествен ном училище памяти 1905 года сегодня Артем действительно единственный, с кого будущие Репины и Глазуновы пишут обнаженное чело веческое тело. На Аполлона он явно не тянет, но на безрыбье и рак - рыба. - Ах, какие люди позировали раньше! - вспоминает заместитель директора училища по учебной работе Елизавета Васильевна Журавлева. - Два года нозад сканчался Ба- санько. Игоря Степановича недаром назы вали «натурщиком всех времен и нородов». До вы его и сами знаете. - ? - Да знаете! Кто же. не видел знаменитую скульптуру В ^ы Мухиной «Рабочий и кол хозница». Рабочего скульптор лепила с Ба- санько. Это был настоящий профессионал - пластичный, динамичный. Единственный на турщик в СССР и мире, получивший звание заслуженного работника культуры. Правда, когда наше училище подоло ходатайство в Министерство культуры, документы мурыжи ли несколько лет, но ведь признали в конце концов, что Босанько в своем деле уникум. А теперь, за редким исключением, молодые художники вынуждены рисовать лицо с поро ками и тела с изъянами. Впрочем, боАижам и особям обоего пола, пребывающим в предделириозном састоя- нии (делирий - это белая горячка), в училище дают от ворот поворот сразу и бесповорот но. Другие - с порокоми и изъянами - долго не зодерживоются сами. На пастоянной ос нове сейчас в художественном училище па мяти 1905 годо работают около десяти на турщиков: 26-летний Артем (фамилию про сил не называть) - техник-технолог по произ водству станков с числовым программным упровлением, двое глухих и несколько жен щин пенсионного возраста., - Я позирую 20 лет, - рассказывает Тать яна Юрьевна Данцигер. - В феврале 2001 года у меня был маленький юбилей сотруд ничества с училищем. Папала сюда совер шенно случайно. Снималось в массовке на «Мосфильме», знокомоя сказала, что требу ются натурщицы. Пришла, понравилось. Хо тя робота трудная. Дэебуется усидчивость, неподвижность. Особенно тяжело деются постановки в движении. Художник сам выби рает позу, в которой будет рисовать полу- фигуру с руками. Иногда трудно стоять в по ложении, которое требуется. Но я уже дав но позирую только сидя - годы, годы... Сидеть Татьяне Юрьевне приходится ча сами. 45 минут ее рисуют, затем полагается 15-минутный отдых. - Все равно мне нравится токоя работа, - улыбается она. - Я одинока, уже почти два дцать лет на пенсии, а здесь среди молоде жи так легко удалиться мысленно в прошлую жизнь. Вы знаете, было время, с меня делал наброски Николай Соколов из Кукрыниксов, хотел портрет писоть, да не сложилось... У Татьяны Юрьевны есть пенсия. Поэтому мысленно удаляться в прошедшие годы она может просто из любви к искусству. Нельзя же ведь назвать оплатой труда существую щие уже 15 лет росценки, по которым пла тят демонстраторам плостических поз (так называется эта редкая профессия официоль- но). Час позирования одетого натурщика - 3 рубля 50 копеек. Чос позирования в обна женном виде - 5 рублей. - Однажды к нам в училище приезжали студенты-художники из Хельсинки, - вспоми нает зам.директора училища Елизавета Ва сильевна Журавлево. - С ними приехал на турщик. Оказывается, в Финляндии это по четная работа. Демонстратор пластических поз получает зарплату наравне с педогогом. А у нас... Впрочем, и педагоги в нашем учи- Пока позируешь - всюжизнь вспомнишь... лише получают 20 рублей за час работы. Когда же наконец Минкульт, Минфин и Ако- демия художеств пересмотрят расценки на нош труд? По натурщику Басонько, говорят, сохла вся женская Москва. Женился он под ста рость, встретив свою юношескую любовь. Сторушка-жено крепко ревновало Игоря Степановича до его гообовой доски. Девя носто с «гаком» ему было, а, видимо, было за что ревновать - мужчина! Один из начинающих художников расска зал, что он сом посоветовал незнамо по ка кой причине забредшей в училище 18-лет ней натурщице, девчонке с нищей ныне Ук раины: иди-ка, милая, лучше в стриптиз. Де вушка ушла и не вернулась. Григорий ТИХОНОВ. ЗАПИСКИ ВРАЧА ЛЮДОЕД- ЭТОЗВУЧИТГОРДО? АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛЬМ «ГАННИБАЛ» СПОСОБЕН СЕРЬЕЗНО ИСКАЛЕЧИТЬ ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ Современного зрителя, зака ленного видеокадрами из Чечни, удивить чем-либо довольно труд но. Но этот новый голливудский «шедевр», триумфально шеаву- ющий сейчас по российским экра нам, даже не особенно трепетно му человеку надолго испортит аппетит и даже расароит пище варение. Такая чиао физиологи ческая реакция отвращения ха рактерна для любой нормальной личноаи, наблюдающей нару шение наиболее важных челове ческих табу. Приходится констотировать, что кинематограф сделал оче редной шаг в бс^ьбе с «ханже ской моралью». Осуждаемая ею публичная демонстрация полово го окта стало почти что нормой. Все мыслимые и немыслимые ви ды убийств тоже нашли но экра не свое достойное воплощение и давно приелись. Что же остает ся? Пожолуй, немногое: несколь ко древнейших табу, существо вавших в самых примитивных че ловеческих обществах и, по мне нию антропологов, положивших начало возникновению самого вида Ногтю $ар!еп5. К ним отно сятся запреты на инцест и конни- бализм. У некоторых племен амери канских индейцев страшная па мять о своих совсем диких сосе дях, не знавших человеческих за конов, сохранилась в виде свое образного этнического психоза. Человеку, страдающему этим психозом, кожется, что он посте пенно превращается в страшное чудовище Витико, пожирающее людей. Как правило, больной предпочитает покончить с собой, не дожидаясь окончательного преврощения в людоеда... В «Ганнибале» мы наблюдаем противоположное превращение: страшный маньяк, с аппетитом за кусивший в свое время более чем дюжиной жертв, по ходу фильма становится благородным рыца рем, спасающим девушку и жесто ко корающим алчность и другие человеческие пороки. При этом он не перестоет выпускать кишки своим врагом и скормливоть их свиньям. А тупого карьериста из ФБР, перебежовшего дорогу его протеже Клариссе, он угощает его же собственным мозгом, под- жоренным с луком. Бр-р-р... Хотя образ романтического злодея неустанно тирожируется зоподной культурой последние 200 лет, симпатичный, обаятель ный и высокооброзованный лю доед, тонко чувствующий пре красное,- новое слово. Он не просто людоед. Он еще и знаток творчества Данте, и большой це нитель симфонической музыки, которого очень ранит фальшь в исполнении любимого оркестра. связь между насилием на экране и насилием в жизни. У большин ства озлобленных и обиженных но мир неудачников никогда не хватило бы фантазии что-либо взрывать или стрелять в мнимых обидчиков, если бы не художест венные фильмы, в которых им бы ли даны подробные инструкции по осуществлению «акций воз мездия». В США у задержанных убийц-маньяков неоднократно рации отличаются безупречным вкусом. Создателей фильма нель зя обвинить в том, что они воспе вают порок или патологические инстинкты. Однако я не поручусь, что, посмотрев этот фильм, ка кой-нибудь нравственно ущерб ный или психически неустойчивый юноша не найдет для себя в Ган нибале Лекторе оброзец для подражания. А то, что он любит иногда побаловаться человечин- Так теперь выглядит герой нашего времени (кадр из «Ганнибала»). Ранит настолько, что он скармли вает оркестрантам печень их не задачливого коллеги, испортив шего концерт. В высокобюджетных фильмах американский кинематограф дав но отошел от примитивной сю жетной схемы, в которой хоро шие порни побеждают плохих парней, обязательно тупых и внешне оттолкивоющих. Голли вудские сценаристы сегодня счи- тоют, что зло интереснее и при влекательнее добра. Во всяком случае - в кино. Но беда в том, что люди с не устойчивой психикой нередко ко пируют поведение киногероев в реальной жизни. За последние 20 лет более тысячи серьезных исследований подтвердили пря мую причинно-следственную обнаруживали в карманах биле ты в кино на фильмы, в которых с точностью до детоли были пока заны совершенные ими впослед ствии преступления. Не хочется показаться зану дой, читоющей мораль свобод ным художникам, но факт остоет- ся фактом: талант сценаристов, октеров и режиссеров использу ется не только для развлечения публики и извлечения прибыли, но и для просвещения и настав ления будущих маньяков и людо едов. Опасность «Ганнибало» кок раз и состоит в том, что этот фильм по-настоящему талантлив. За исключением отдельных сцен, вызывающих естественное отвра щение, его интересно смотреть. Актеры играют превосходно, сю жет держит в напряжении, деко- кои, даже придает ему некий шарм. Я могу нозвоть несколько десятков моих юных поциентов, которым я бы категорически не рекомендовала смотреть «Ганни бала». К сожалению, запрет на про смотр фильмо лицам до 18 лет не спасет. Во-первых, кинотеатры сейчас рады любому посетителю и не будут слишком строго про верять возраст зрителей. А во- вторых, фильм вот-вот начнут продавать на видеокассетах. И тотда уж его неизбежно увидят дети, тщательно инспектирующие по причине летнего безделья ро дительскую видеотеку. Мария МАКАРОВА, врач-психотерапевт. почтовый ящик «НЕ попрошайка , хотя и НИЩЕНКА...» Отклик на публикацию Не путать с кузнецовским фарфором!» («ДВ» от 20 мар та с.г.) Горькие и тордые слова о себе написало в своем письме Валентина Владими ровне Цыбульник: «Не по прошайка я, хотя и нищен ка...». А я вспомнила романс Беранже «Нищенка» - «Она вас спросить боится, ток дайте, Христа ради, ей!» Там, в романсе, судьба бывшей, актрисы, здесь, в жизни, художника. О б р а титься в гозету ее подвигла зарисовка в «Деловом втор нике» «Не путать с кузне цовским фарфором!» об из вестном московском кера мисте Валентине Кузнецо вой. Судьба Валентины Ци- бульник столь не похожа на судьбу моей героини. В на чале перестройки «лопухну лась» и потеряла жилье, де сять лет назад случайно по пало в Азов и там осело «в людях». О себе пишет: «Мне - 55, я не хваткая, мне бы где-нибудь в теплом углу ки сти мыть, месить и мять гли ну. Свою работу художни- ко-приклоднико люблю и многое умею. Может, кому- то в семейный детский дом нужна бабуш ка , которая научит детей работать рука ми, может, женщине-пред- принимотелю, занимающей ся рукотворным поделочным бизнесом, нужна помощни ца? Когда-то я многим по могола, может, теперь и мне помогут?..» ...Есть еще нечто, стоя щее за строками письма-ис поведи: деликатность души, которая в благом деле тоже копитал. Гуля АГИШЕВА. ОТ РЕДАКЦИИ Валентину Владимиров ну Цибульник искать по ад ресу: 346780, г.Азов Ростов- ской-на-Дону области Главпочтамт, до востребо вания. Очень надеемся, что сре ди наших читателей най дутся такие, кто сможет от кликнуться на письмо Ва лентины Владимировны и помочь ей - и словом, и дВ' лом. Постараемся вернуться к этой теме. 1ЕЛ0В01 ВТОРШИ Учредитель и Издатель ИАА «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Госкомитетом РФ по печати. Рег. ПИ N9 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции; 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, пр.1, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. П.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, Телефон/фокс отдела рекламы; (095) 257-37-83. В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт; Н(Тр;//!пГогт.а(11.ги/. Е-птаН; уТагп1к@ас11.га «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редокцией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование мотериолов тел./фокс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редокционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 3.082.205 экз. Цена - бесплатно. •Трибуно!, гТруд», «Робочая гозето. (Украино), гСоветсмя Белоруссии (Беларусь), «Шанс. (Гермония), «Экслресо (США-Консда|, .Деловые веои . (Волгоград «Но смену!. (Екатеринбур;), «Архонгельа. (Архонгельа), «Вольная Кубань» (Краснодор), «Северный крой. (Ярославль), «Ставропольская правда» (Стоврополь), «Северный рабочий! |Северодвинск|, «Советская Бошкирия-Извеаия Башкоргостана. (Уфа), «Волжская коммуна» (Сомаро), «Советский Соколин» (Южно-Соколина], «Коммуна» (Воронеж), «Северный курьер» (Карелия), «Курская провдо» (Кура), «Калининградская провда« (Калининград^, кТомбоваая жизнь» (Тамбов), «Республико Татараон» (Казань), «Тюменская провдо» [Тюмень), «Белгородская провдш (Белгород^, «Подмосковные Извеоия» (Московская обпоаь), «Орловская правда! (Орел), «Веаник-Наша Пенэа> (Пенза), «Ноше время» (Роаов-на-Дону), «Робочий крой» (Ивоново), «Липецкая гозето» (Липецк), кКраснояраий робочий» (Красноярск), «Нижегородаие новости» (Н.Новгород^, «Новости Югры» (Хонгы-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «Комсомолец Коспия» (Астрахань), «Восточно-Сибирская правда! (Иркутск), «Челябинский рабочий» (Челябина), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Рабочий путь» (Смоленск),' кВятский крой» (Киров), «Брянский робочий» (Брянск), «Кузбосс (Кемерово), «Алтойскоя провдо» (Борноуп), «Земское обозрение! (Соротов), «Пульс Аксоройско! (Астроконь), «КЗ-Все для вое» (Мурманск), «Коммунор» (Тула), «Советская Сибирь» (Новосибирск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz