Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

толькоты ДАЯ... СТРАННЫЕ ГЕРОИ ИЗ «РОМАНСА О ВЛЮБЛЕННЫХ» ПОВЗРОСЛЕЛИ НА 25 ЛЕТ. ЧТО С НИМИ СТАЛО? Мнения поляризова ­ лись: чушь - говорили одни . Шедевр - востор­ гались другие . Однако все они фильм помнят, и а к тер о в , том снимав­ шихся, и песни, там про­ звучавшие ... Наверное , это все ж е был прорыв в другую реальность: ро ­ мантическую . Тамара Сергеевна Карла- ва, дактор наук (по неозву- ченнаму официальна мнению, женщина столь же умная, сколь и высокомерная), у нас, журналистов 2-го курса Ка­ занского университета, вела литературоведение. Относи­ лась к нам с холодной снисхо­ дительностью; люди, мол, ма­ лообразованные, литература у них укладывается в рамки школьных представлений, да им, мол, больше и не надо - они же не читатели (филологи- исследователи), а «писатели». Единственное, на что она «по­ купалась», могла включиться в диалог, - кино. Тут ей наше мнение было интереснее, чем рассуждения просто филоло- гинь; в группе подобрались ребята после армии, в основ­ ном получавшие второе обра­ зование (первое, как правило, было незаконченным), двое после музучилища вечерами играли в кабаках, мы практи­ чески все были иногородние, а потому достаточно самосто­ ятельные. 1974 год. На экраны вышел «Романс о влюбленных». Для меня уже было сложившимся правилом прогулять первые две пары и пойти на утренний сеанс. Самый кайф! Зал чис­ тый, воздух свежий, народу - 5-6 человек, в дверные щели просачиваются солнце и ут­ ренняя прохладо. И вот выхо­ жу в полном смятении чувств и сталкиваюсь с Таморой Серге­ евной, тоже, видимо, люби­ тельницей смотреть кино «без ансамбля». Идем до универ­ ситета молча. «Необычно, да?» - вдруг произносит она. И ждет моих рассуждений. А рассуждений-то и нет - не со­ зрели, не оформились еще в слова. И чтоб не молчать, как непроходимая тупица, выпле­ скиваю ощущения: освещен­ ность кадра необычная, все светится, воздуха, пространст­ ва много. Так на некоторых иконах изображают шествую­ щего Христа в асистных (сияю­ щих) одеждах. Пластика Коре­ невой завораживает. Ее нату­ ральность - будто и не стихами говорит. «То есть вам форма понравилась...» - перебивает она. Да, говорю. А еще идеа­ лизм в отношениях. Карлова вскидывает бровь. Люди про­ сто живут в одном дворе и так открыты друг другу, говорю я, вспоминая по контрасту свою коммуналку. «А можно умереть от любви?» - вдруг спрашива­ ет она. От нелюбви можно, отвечаю с максимализмом 17- летней девицы. Карлова усме­ хается: «Я о том же: от не на­ ходящей выхода любви». Потом, без нее, думола над ее вопросом. Почему спроси­ ла? Тогда ей было столько же, сколько мне сейчас. У каждого человека быва­ ет в жизни момент, когда ему хочется умереть от любви (без любви). И это было бы естест­ венно, раз любовь - главное в жизни. Но никто не умирает. Значит, живут без главнаго. Значит, жизнь сильно расхо­ дится с идеальными представ­ лениями о ней - с «возвышаю­ щим обманом», как 25 лет спу­ стя напишет Андрей Кончалов­ ский в своей книге. «Искусство так же отлича­ ется от жизни, как вино от ви­ нограда», - задумчиво сказала Тамара Сергеевна. Не хочу, подумалось тогда, в 17, чтоб отличалось. Почему все это выплыло из сознония? Может, потому, что узнало про смерть Карловой, ненавязчиво учившей думать, может, потому, что книгу Кон­ чаловского прочла (хотя и дав­ но), а может, потому, что нет для моих детей ныне таких фильмов, которые явились бы прорывом в кинематографе. Много прагматизма, секса, скепсиса и так мало романти­ ки, которой еще в молодом возрасте нужно хлебнуть до ствола, чтоб потом вытаски­ вать из своего сознания в го­ меопатических дозах, для «продления своей молодости». В детстве я мечтала ноесть- ся земляники - вот бы, думала, поставить целое ведро перед собой и есть, сколько влезет. Случайно наткнулась на рас­ сказ Евгения Киндинова о том, что, когда они с Еленой Коре­ невой снимались в «Роман­ се...», одно бабулька им. каж­ дый день приносила по банке зеллляники. Оказывается, Кон­ чаловский договорился с жен­ щиной и заронее оплатил их десерт. Такая вот троготель- ная забото. А артистом объяс­ нял: «Вом надо хорошо выгля­ деть». Елена Коренева и Евгений Киндинов сыграли то ли в фильме, то ли в опере. ...О «гомеопатических до­ зах». Сейчас Кончаловский ре­ кламирует холестейн, посколь­ ку у него «нет времени на бо­ лезни», а на любовь, как из­ вестно, есть. И тогда, когда Евгений Григорьев принес ему свой сценарий «Романса о влюбленных сердцах», который к тому времени уже 2 года ва­ лялся на студии, и Андрей Сергеевич взялся-таки его чи­ тать, поначалу его охватило ощущение бреда... Правда, закончилось чтение слезами. «Романс» все не выходил из головы. Какой-то непостижи­ мый, сказочный мир мерещил­ ся за страницами григорьев­ ской поэмы в прозе. Страст­ ный, неповторимый, яркий. Я уже почувствовал, что не сни­ мать не могу. Что же особен­ ного было в сценарии? Сюжет - элементарен: таких любов­ ных историй в кино было тыся­ чи. То, о чем писал Григорьев, давно всем наскучило, чуть ли не обесценилось, стало об­ щим местом. Язык и вовсе не кинематографический - напы­ щенный, в лучшем случае - вы­ сокопарный. Снимать, непо­ нятно как. И все же было в григорьевском сценарии то главное, что доно лишь насто­ ящему художнику, - мироощу­ щение. О простых вещах он говорил с первозданной чис­ тотой. С позиции привычно понимоемой реальности сце­ нарий можно было воспри­ нять, как издевательство. Ге­ рои поодиночке и хором гово­ рят прописными истинами. «Ах, мама, как я влюблена!.. Какой красивый он и силь­ ный!» Выходит человек на бал­ кон и кричит: «Какое солнце! Кокие облоко!» И братья ега дружно подхватывают: «Какие облака! Какое солнце!» Как это снять, чтоб не было неле­ по?» И долее Андрей Конча­ ловский рассуждоет о том, что, хотя сама любовная исто­ рия и вполне обыкновенная, на дело в том, что любовь жи­ вотворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе лю­ бовь. Или надежду на любовь. Иначе мы мертвы. Кончаловский долго не на­ ходил героев для «Романса», так как сам не мог определить те требования, которым долж­ ны были отвечать испалнители. Знал только, что героиня должна быть пластична, темпе- роментна, уметь говорить сти­ хами. «Когдо в нашей группе поя­ вилась Леночка Коренева, ма­ ленькая хрупкая девушка с припухшими веками, особого впечатления она не произве­ ла. Хотя в лице было что-то ин­ тересное: чуть раскосые глаза, во взгляде - совершенная апа­ тия, придававшая ей долю за­ гадочности. Она была запла­ кана, абсолютно индиффе­ рентна к тому, что ее смотрят на предмет роли. Я спросил: «В чем дело?» - «Я поссори­ лась со своим любимым». Ле­ на сразу мне очень понрави­ лась. Дня через два пришла на репетицию. Как только она раскрыла рът, произнесла первую реплику, произошло чудо: каждое слово дышало правдой. Хотя слова немысли­ мые по сложности: «Как я люб­ лю тебя! Как я люблю твое ли­ цо!» Такой текст для актера пытка, слова застревают во рту, он их стесняется, а оттого - фальшь. Открыто говорить о своих чувствах может только человек с очень чистой ду­ шой». Киндинову, сыгровшему главного героя, по жизни вез­ ло на романсы - до нашего «Романса» был «Городской ро­ манс», а еще во МХАТе он сыграл в скандальном спекток- ле по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Каза­ лось бы, тут-то что уж скан­ дального? Любовь, нежность, прекрасные молодые люди... Дело в том, что Ефремов при­ думал одну мизансцену: во время первой брачной ночи заставил Вертинскую, играв­ шую Валентину, обнажить грудь, а Киндинов сидел возле нее на корточках в плавках. В зале были Косыгин, Фурцева и много других блюстителей нравственности... Я вспомнила об этом лишь к тому, что Кин­ динов, конечно же, знает толк в настоящих актрисах, играю­ щих настоящих женщин. Поэ­ тому, наверное, не удивитель­ но, что журналисты его часто спрашивают, не вышли ли их отношения с Кореневой за рамки фильма. Книжки мэтров читать надо - имею в виду ту же книгу Кончаловского: пото­ му что «за рамки» как раз вы­ шли атнашения режиссера с актрисой, которые длились три года. А Евгений Киндинов, по- прежнему актер МХАТа, уже долгое время живущий со сво­ ей женой Галиной, недавно вдруг решил повенчоться, у них растет 14-летняя дочь. Тем не менее его ответ достаточно лестен для Кореневой: «Лено мне безумно нровилось. Ее нервная структура, ее вспыль­ чивость, внутренняя подвиж­ ность уникальны. Недавно мы встречались. Леночка такая вся хрупкая, переливчатая, как и была». И раз уж пошла та­ кая импровизация - про лю­ бовь и ей сопутствующие чер­ ты, интересен ответ Киндинова на вопрос о женском идеале. Оказывается, во многом он похож на Ирину Купченко, то­ же, кстати, снимавшуюся в «Романсе», поскольку она «из числа тех удивительных жен­ щин, которые излучают ауру покая». А сексуальная привле- кательнасть для рамантика Киндинова - прежде всего на­ личие в женщине загадки. «Мне в этай связи вспомина­ ются несколько кадров из кар­ тины Канчалавскога «Дворян­ ское гнездо», где героя безум­ но волновали шея и ухо Лизы Калитиной», - говорит Евгений Арсеньевич. ...А я и вовсе вспоминаю толстовскую Анну Каренину, которая как раз больше всего не любила в своем муже уши. Но лучше вернемся к любви и нашему «Романсу». Музыку, как известно, нописал Алек­ сандр Градский (и песни спел тоже), которому тогда было 21. па вопрос Кончаловского, сможет ли, он уверенно отве­ тил: «Конечно. Ведь я гений». Кто видел фильм, помнит и песню - такая вот прямо про­ порциональная зависимость, поскольку она без натяга и са- временных потуг получилась песней о главном: «Только ты да я... Да только ты да я... Только мы с тобой... Да только мы с тобой... Было так всегда... Будет так всегда... Покуда - любовь... Да лишь она...» Так скалько можно продер­ жаться на возвышающем об­ мане? Как было бы в идеале: они бы всю жизнь прожили вместе и умерли в один день. «И жизнь казалась бы им боль­ шим, светлым праздником, где им уготовано много места...» - это уже из совсем другого сце­ нария, но тоже про рухнувшие мечты. А как оно случилось в жизни: он ушел в армию, она не дождалась его и вышла за­ муж. Вакруг нега бездна пус­ тоты, жизнь, лишенная красок. Поэтому в третьем акте герои фильма перестают говорить стихами и переходят на прозу - кадры станавятся черно-бе­ лыми. Все обыденно, и потому безысходно. ...Такое впечотление, что и в жизни исполнителей главных ролей праздника было мало­ вато. А пустоты и безысходно­ сти хватоло. Во всяком случае Елена Каренева достаточно откровенно рассказывает о сваей жизни - в конце мая далжна выйти ее книга. В 1982-м Коренева вышла замуж за американца и уеха­ ла из страны. Это не был принц на белом коне, который пришел и всех победил, как мечтала в «Красотке» героиня американского кино. Просто одна уставшая душа прибива­ лась к другой. «...Теперь я по­ лучила вазможнасть изучать совершенно новую для меня психологию «нестандартной» личности. Я наивно полагала, что моя новая роль невесты бисексуального мужчины мне под силу. Однако прожить свою новую роль оказалось сложнее, чем о ней фантази­ ровать». Когда ее мужа Кевина со студентами на 9 месяцев от­ правили в Рассию, а Елене в очередной раз отказали в ви­ зе, она взбунтовалась. «Среди студентов университета ока­ зался молодой актер, мы поз­ накомились на курсах фран­ цузского. Два актера - опас­ ная ситуация. Мы переполоши­ ли этот маленький рай, разы­ грав свой спектакль. Мы сиде­ ли в кафе, проводили вместе целые дни на глазах у всех, я не приходила домой ночевать. Для маленькой деревни, где все обо всем знают, эта было нарушением всех правил и норм. Но я была готова бро­ сить вызов всему миру. Я, пом­ ню, думала: если кончатся деньги, я смогу украсть коше­ лек, выгонят из дома - буду спать под деревом. Он потом сказал, что в нашем с Кеви­ ном браке сыграл примерно такую же роль, как герой фильма Пазолини «Теорема», который пришел, соблазнил всех (и Кевина в том числе) и ушел». Кошелька красть не при­ шлось, а официанткой пора­ ботать - да. В 1988-м Корене- вай наконец доли визу, и она вернулась в Москву. Интервью давать не любит, паскольку «они ей сильно нопоминают изнасилование», пыталась су­ диться с «оборзевшими журна­ люгами», а потом решило на­ писать книгу о том, «кок это было». Сейчас Коренева вместе с Андреем Ташковым в свобод­ ном плавании - у них общая жизнь и общая работа. Неко­ торое время назод она окон­ чила режиссерские курсы у Александра Митты, написала сценарий и ищет деньги на фильм. «...Довольна ли я своей жизнью? Разумеется, есть ве­ щи, которые меня расстраива­ ют. Года два назад было ощу­ щение кризиса по отношению к своему возрасту. Стали се­ деть волосы, но я на этом не зацикливаюсь. Надо уметь смириться со своей дойностью. Разочарование - это не мое». Ахматова гениально ответило за все последующие поколе­ ния: «Когда б вы знали, из ка­ кого сора растут цветы, не ве­ дая стыда...» Г у л я А Г И Ш Е В А . ЖИВОЙ УГОЛОК НА СЕНЬКЕ ШАПКА НЕ ГОРИТ Кооператив «Искра» оказал­ ся единственным в Островском районе хозяйством, которое еще ни разу не пострадало от воров. А секрет прост: всякую попытку позариться на чужое поголовье самым беспощадным образом пресекает племенной бык Сень­ ка. Могучий, крутого нрава, он не подпускает к буренкам не только чужаков, но, бывает, и доярок. ГПровда, как всякий му­ жик, Сенька снисходителен к мо­ лоденьким. Ю р и й М О И С Е Е Н К О . ПСКОВ. язык ДО ГИННЕССА ДОВЕДЕТ Житель поселка Большой Подлесный Василий Садов сла­ вится среди земляков тем, что в тихой заводи со странным на­ званием Тещин язык отлавливает на живца необычайно громадных сомов. В прошлом году, напри­ мер, заядлый рыбак подцепил на обыкновенного червяка 50-кило­ граммовую рыбину. А недавно вытащил (опять же на червя) 41- килограммового сома длиной под два метра. И хотя рекорд минувшего сезона побить не удалось, Василий уверен: до Книги Гиннесса Тещин язык дове­ дет обязательно. Х а ч и к Х У Т Л У Б Я Н . РОСТОВ-на-ДОНУ. КАКАЯ ПЕСНЯ БЕЗ БУЛЬДОГА? Городской клуб собаководст­ ва «Кинолог» провел необычный конкурс: кто из четвероногих друзей лучше провоет музыкаль­ ную мелодию. В число призеров вошли трое солистов: дог, рэп­ пер и бульмастиф. Правда, рэп­ пера Блэка жюри отметило не столько 3 0 исполнительское мас­ терство, сколько за смелость - щенку всего четыре месяца. А вот могучий бульмастиф Василий покорил всех душевным исполне­ нием одной из песен группы «Битлз». Победители получили по мешку собачьего корма. Б о р и с К У З Ь М Е Н К О . АЛМА-АТА. РОДДОМ для ОБЕЗЬЯНКИ Когда в Белгородском зоо­ парке появилась самка беличьей обезьянки из Южной Америки, работники зверинца родовались от души. Но когда вскоре выяс­ нили, что это безобидное суще­ ство ждет потомства, тут же при­ уныли: такого здесь еще не бы­ ло. Щекотливую ситуацию раз­ решила директор зоопарка Ири­ на Марковна Тысячук. Свою квартиру она на время превра­ тила в родильную палату и сама же стала акушером. Все неудоб­ ство и хлопоты с лихвой оправ­ дались. Появившийся на свет ма­ лыш чувствует себя превосходно, несмотря на то, что весит всего 60 граммов. Это объясняется особенностями беличьих обезь­ ян, вес которых редко достигает килограмма. В и т а л и й М У Х И Н . БЕЛГОРОД. ЛЮДИ ОТДЕЛЬНО от МУХ СКАНДАЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ СТАНОВЯТСЯ НЕПРЕМЕННЫМ АТРИБУТОМ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕМУАРИСТИКЕ в тот д е н ь Ф р а н ц и я х о р о н и - л а о д н о го из в е л и к и х св о и х сы ­ н о в е й - пи са те ля А н а т о л я Ф р а н с а , при ж и зни у д о с то е н ­ ного с а м ы х вы со к и х н аград : Н об ел е в ская премия 1921 го да , о р д е н П оч е тн о го л е г и о н а , членство в А к а д е м и и Б ессм ерт ­ ны х . Кавалергарды с черными султанами на касках придержи­ вали лошадей - все как одна черной масти. Флаги респуб­ лики украшены крепом. В пер­ вых рядах 3 0 гробом шествова­ ли все сколько-нибудь замет­ ные люди Франции. И в это же время в стотысячной толпе шныряли мальчишки, раздавав­ шие направо и налево тонкую брошюрку с крупным черным зоголовком, - Собоуге («Труп»). Ее читали на ходу, кто чер­ тыхаясь, а кто и откровенно по­ тешаясь: единственное, что не вызывало возражений в этой книжонке, было настоящее имя писателя - Жан Антуан Тибо - взявшего себе однажды псев­ доним Анатоль Франс. Осталь­ ное - грязь, вздор, слухи и пря­ мая клевета. Как писал ано­ нимный автор брошюры, «вот вам истинный партрет покойно­ го - без ловров и даже без под­ штанников». И ведь речь шла о челове­ ке, личная и абщественная биаграфия которага давали не так уж многа пищи сплетникам. Спившийся Бодлер, юный го­ мосексуалист Ремба, злющий карлик Тулуз-Лотрек, соврати­ тель малолетних Виктор Гюго, восставший пратив Бога и мо­ рали маркиз де Сад - их мысли и деяния, в том числе и тайные, не могли ускользнуть от глаз широкой публики. Такова уж традиция французской мемуа­ ристики. В России сама мемуарная ^адиция после десятилетий бесцветных и малоинформа­ тивных советских «воспомина­ ний и размышлений», по сути, начала возрождаться в конце 80-х - начале 90-х годов. С од­ ной стороны, возвращались дореволюционная и зарубеж­ ная русская мемуаристика, с другой - публиковались давно ждавшие своего часа рукописи известных людей. И вдруг выяс­ нилось, что мемуары Никиты Хрущева - скучны и молосо- держотельны. Зато воспомина­ ния князя Сергея Щерботова, известного мецената, напрочь разрушают сюсюкающие представления о тех далеких временах, когда культура цве­ ла под опекой Морозовых-Ма- монтовых-Третьяковых: гораздо больше было купчиков, хва­ ставшихся друг перед дружкой, кто ловчее и подлее «Врубеля в рублях держал» и скупал тре­ тьесортный хлам у парижских аукционистов, набивая наши музеи всякой дрянью. Со страниц журналов и книг на читателя буквольно хлынул сыном г ^ о я . А вот сейчас мой отец - большевистский палач поток откровении писателен, артистов, шпионов, эмигран­ тов, людей великих и ничтож­ ных. Были при этом переведены и прилично изданы образцы жанра - мемуоры князя Талей- рана, Казановы, князя Юсупо­ ва, Рональда Рейгона, дневни­ ки Франца Кафки, которые, на мой вкус, мучительной силой своей и искренностью превос­ ходят все его романы... Публико слегка растеря­ лось. Прежде всего от калей­ доскопической смены оценок. К нам в редакцию частенько наведывался полуслепой сын расстрелянного в 37-м героя революции и гражданской вой­ ны. Намучился по лагерям и сын - член семьи изменника Родины. «При Горбачеве отца реабилитировали и сделали иконой верных ленинцев, - го­ ворил он, печально постукивая тросточкой по полу. - Я стал л ерс России, и я - сын палачо». Мы сочувственно поили его чаем, а вскоре за ним приезжал внук - преуспевающий бизнесмен - на «Мерседесе». Хуже было то, что огромная масса мемуаров снизила инте­ рес к жанру вообще. Автома­ тически сработал закон рынка, требующего для роста продаж скандала. Скандола любой це­ ной. Ну хотя бы тени скондола. Ах, Марино Цветаева и Софья Парнок предавались «розо­ вой» любви? Хорошо. Михаил Кузмин и Петр Чайковский бы­ ли «голубые» - еще лучше. Ес­ ли кто помнит, схеме испод­ воль была отработана на вос­ поминаниях о Владимире Вы­ соцком: версии его жизни, скандаля друг с другом, публи­ ковали родные, близкие, дру­ зья и молознокомые люди. Ис­ черпало тему издоние дневни­ ков Валерия Золотухина, в ко­ торых кумир предстает во всех его противоречиях и даже с похмелья. А для удовлетворе­ ния платежеспособного любо­ пытства рынку нужны новые жертвы. К примеру, Андрей Миронов: мемуаристки затеяли жуткую потасовку, побивая друг дружку близостью к куми­ ру, осведомленностью и жаля­ щими оценками противниц. Чем скандальнее, чем грязнее, тем лучше раскупается. Золото чувств тут довно переплавлено в медяки гонораров. А ведь в памяти остается иное. В мемуарах Рональда Рейгана - просьба матери не судить строго отцо-алкоголико, замерзавшего на пороге дома, после чего понимаешь весо­ мость слов президента США о его трудной любви к отцу. О любви. Или эпизод из мемуа­ ров Целиковской, оказавшейся в общей камере тюрьмы вме­ сте со старухой-академиком по фамилии Берг, которая прези­ рала голодных сокамерниц, «стучала» на них и в одиночку съедала шоколад и прочие де­ ликатесы из посылок, после че­ го у нее начиналась диарея. Ее ненавидели, хотели убить, но Целиковскоя, которой было жуть кок противно прикасаться к «этой жабе», преодолев себя, помогло грязной старухе умыть­ ся и выстирать трико. «Не знаю, кок ей, а мне стало лег­ че», - вспоминает актриса. И самое сильное впечатле­ ние - двухтомник Мории Рива «Моя мать Марлен Дитрих», встреченный критикой в штыки: это ж надо так роздеть моть! Там этого - сверх меры: мужчи­ ны и женщины Марлен, ее ол- коголизм, наркотики, эгоизм. И при этом - упоительные описа­ ния круглосуточной, изматыва­ ющей работы великой актрисы, совместное переживание удач и поражений и наконец, - похо­ роны «этой кошмарной, мучи­ тельной» Марлен на тихом се­ мейном кладбище в Европе. Несколько прощальных слов дочери. И вот тут вдруг пони­ маешь: Боже правый, но если это не любовь, то что же тогда любовь? Вот роди нее-то и пи­ шутся лучшие книги. А худшие - их всегда будет больше: мухи в отличие от людей бессмертны. Ю р и й Б У Й Д А , п и с а т е л ь . МОСКОВСКИЙ РЕПОРТАЖ сокол НА КЛИЧКУ НЕ ОТЗЫВАЕТСЯ СТОЛИЧНЫЕ УЧЕНЫЕ ВОЗРОЖДАЮТ ПОПУЛЯЦИЮ РЕДКИХ ПТИЦ Н е в д а л е к е о т М о с к о в с к о й к о л ь ц е в о й а в т о д о р о г и н а ­ х о д и т с я б ы в ш а я у с а д ь б а Т р у б е ц к и х . С е й ч а с т у т - р у с ­ с к и й с о к о л и н ы й ц е н т р . П е р ­ в ы е п т е н ц ы в н е м п о я в и л и с ь п я т ь л е т н а з а д . Место, где находятся птичьи , вольеры, тщательно законспири­ ровано. После нескольких попы­ ток «предприимчивых» личностей украсть соколов посторонних сюда близко не подпускают. Уж слишком дорогие экземпляры, штучный товар, да еще крылатый. Соколы-сапсаны, или, как их еще называют, русские соколы, исчезли в России несколько де­ сятков лет назад. Массовая их погибель случилась после того, как поля начали безмерно «под­ кармливать» химикатоми. И вот только теперь появилась надеж­ да, что соколы вновь вернутся в природу. - Первый эксперимент мы про­ вели в 1996 году, - рассказывает заместитель руководителя центра Александр Бородин. - На крыше высотки - гловного здания МГУ - мы установили ящик с семью птенцами сапсона и по специаль­ ной методике, без прямого кон­ такта с человеком, приучали птиц к окружающей обстановке, учили охотиться. Потом, когда соколы уже стали самостоятельными, вы­ пустили их в природу. Среди других успехов центра - появление уже на первом году работы с птицами птенцов соко- ла-балобана и - редчайший слу­ чай! - двух птенцов белоголового орлана, который знаком многим как символ Америки или по эти­ кетке водки «Белый орел». Помимо того, что в центре разводят птиц для увеличения по­ пуляции, некоторых из них еще и учат охотничьим навыкам. Здесь одними инстинктами не обойтись. Прежде всего сокол должен знать хозяина и возвращаться к нему. На это уходят месяцы. Кон­ такт человеке с соколом достиго- ется, конечно, не такой близкий, как, скажем, с собакой, но уз­ нать хозяина в лицо и даже от­ личить от других его машину пти­ ца способна. Некоторым соко­ лам даются клички. Правда, на них они не отзываются - гордые. Кличка - знак многолетнего охот­ ничьего стажа и особых успехов на этом поприще. Готовят здесь и служебных со- колов-охранников. Используют их на тех объектах, где, скажем, чайки, голуби, воробьи нежела­ тельны. На аэродромах или в зернох)эанилищах. А до недавне­ го времени соколы доже охраня­ ли Кремль. Но несколько лет на­ зад им на смену пришли ястребы- тетеревятники. - Присутствие соколов в Кре­ мле - момент чисто политический, - поясняет руководитель центра Александр Сорокин. - Ведь эта птица всегда была связана с вер­ ховной властью. Соколов содер­ жали в Кремле с момента его по­ стройки. А для Москвы сокол особенно символичен. Мало кто помнит, что первым гербом Мос­ ковского княжество был не Геор­ гий Победоносец, а всодник с со­ колом на руке. Многие сотни этих птиц дер­ жали при Иване !У Грозном - да­ же дорожную подать с купцов броли голубями для соколов. Ве­ ликим цорем-охотником был Алексей Михайлович Романов Тишайший, отец Петра !. Истин­ ной страстью царя на протяже­ нии всей его жизни оставалась птичья потеха, которой он предо- вался, по свидетельствам совре­ менников, часто в ущерб госу­ дарственным делам. Соколиная охота сегодня - это забава богатых. Не случойно Вот он, сокол-охотник! знают толк в ней арабские шей­ хи. В России это все же редкое увлечение. По словам сотрудни­ ков центра, к ним иногда обра­ щаются банкиры, чиновники - просят продать соколов. Но по-"^ лучают отказ. - Мы относимся к Научно-ис­ следовательскому институту ох­ раны природы, а значит, являем­ ся государственной структурой, ., И торговать птицами нам строго запрещено. Хотя деньги бы не помешоли. Из-за плохого финан­ сирования мы даже не можем полноценно кормить птиц. Выкру­ чиваемся как можем, - признает­ ся Бородин. И ничего тут не поделаешь. Хорошо живут у нас только поли­ тики, а соколы, хоть и птицы они политические, ни льгот, ни приви­ легий не имеют. А н т о н К Л Ю Е В . Учредитель и Издатель ИАА «Деловой вторник» . Издание зарегиарировоно I Госкомитетом РФ по печати. Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сиэый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, ар.1, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. П.Вощанов, И.Елков, С.Зоворотный, Телефон/факс отдела рекламы; (095) 257-37-83. В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: Н(Тр;//т<огт.ас11.ги/. Е-таИ: уТогп1к@ас1!.ги |Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и испольэавание материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Н о м е р п о д п и с а н в 15 .00 . П о г р аф и к у в 15.00 . О т п е ч а т а н о в ти п о гр аф и и « Л и п е ц к о е и з д а т е л ь а в о » 398 0 5 5 , г. Л и п е ц к , у л .М о с к о в с к о н , 83 . О бщ и й т и р а ж 3 .0 8 2 .2 0 5 эк з . Ц е н а - б е сп л а тн о . ■Трибуна», «Труд», .Робочая газета» (Укроина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Шанс» (Германия), «Экспресс» (США-Канада), «Деловые вести» (Волгоград^, «На смену!» (Екатеринбург), «Архонгепьа» (Архангельск), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Северный край» (Ярославль), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Советаая Башхирия-Известия Башкортоаона» (Уфа), «Волжская коммуна» (Сомара), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Коммуна» (Воронеж), «Северный курьер» (Карелия), «Курская лровдо» (Курск), «Калининградская правда» (Калининград) «Тамбовская жизнь» (Томбов), «Республика Татарстан» (Козонь), «Тюменская правда» [Тюмень), «Белгородскоя правда» (Белгород), «Подмосковные Известия» (Московская область), «Орловскоя правда» (Орел), «Вестник-Наша Пензе» (Пенза), «Ноше время» (Ростов-на-Дону), «Робочий крой» (Иваново), «Липецгая гозега» (Липецк) «Красноярский робочий» (Красноярск), «Нижегородские новости» (Н.Новгород^, «Новости Югры» (Ханты-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «Комсомолец Коспия» (Астрахань), «Восточно-Сибирехая правда» (Ирхутсх), «Чепябинсхий рабочий» (Челябинсх), «Вечерняя Пермь» (Пермь),’ «Рабочий путы (Смоленсх)' «Вятсхий хрой» (Киров), «Брянсхий рабочий» (Брянск), «Кузбасс» (Кемерово), «Алтайская правда» (Барнаул), «Земское обозрение» (Соратов), «Пульс Аксорайска» (Астрохань), «КЗ-Все для вао (Мурманск), «Коммунар» (Тула), «Советсхоя Сибирь» (Новосибирск). ' ’ ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz