Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
толькоты ДАЯ... СТРАННЫЕ ГЕРОИ ИЗ «РОМАНСА О ВЛЮБЛЕННЫХ» ПОВЗРОСЛЕЛИ НА 25 ЛЕТ. ЧТО С НИМИ СТАЛО? Мнения поляризова лись: чушь - говорили одни . Шедевр - востор гались другие . Однако все они фильм помнят, и а к тер о в , том снимав шихся, и песни, там про звучавшие ... Наверное , это все ж е был прорыв в другую реальность: ро мантическую . Тамара Сергеевна Карла- ва, дактор наук (по неозву- ченнаму официальна мнению, женщина столь же умная, сколь и высокомерная), у нас, журналистов 2-го курса Ка занского университета, вела литературоведение. Относи лась к нам с холодной снисхо дительностью; люди, мол, ма лообразованные, литература у них укладывается в рамки школьных представлений, да им, мол, больше и не надо - они же не читатели (филологи- исследователи), а «писатели». Единственное, на что она «по купалась», могла включиться в диалог, - кино. Тут ей наше мнение было интереснее, чем рассуждения просто филоло- гинь; в группе подобрались ребята после армии, в основ ном получавшие второе обра зование (первое, как правило, было незаконченным), двое после музучилища вечерами играли в кабаках, мы практи чески все были иногородние, а потому достаточно самосто ятельные. 1974 год. На экраны вышел «Романс о влюбленных». Для меня уже было сложившимся правилом прогулять первые две пары и пойти на утренний сеанс. Самый кайф! Зал чис тый, воздух свежий, народу - 5-6 человек, в дверные щели просачиваются солнце и ут ренняя прохладо. И вот выхо жу в полном смятении чувств и сталкиваюсь с Таморой Серге евной, тоже, видимо, люби тельницей смотреть кино «без ансамбля». Идем до универ ситета молча. «Необычно, да?» - вдруг произносит она. И ждет моих рассуждений. А рассуждений-то и нет - не со зрели, не оформились еще в слова. И чтоб не молчать, как непроходимая тупица, выпле скиваю ощущения: освещен ность кадра необычная, все светится, воздуха, пространст ва много. Так на некоторых иконах изображают шествую щего Христа в асистных (сияю щих) одеждах. Пластика Коре невой завораживает. Ее нату ральность - будто и не стихами говорит. «То есть вам форма понравилась...» - перебивает она. Да, говорю. А еще идеа лизм в отношениях. Карлова вскидывает бровь. Люди про сто живут в одном дворе и так открыты друг другу, говорю я, вспоминая по контрасту свою коммуналку. «А можно умереть от любви?» - вдруг спрашива ет она. От нелюбви можно, отвечаю с максимализмом 17- летней девицы. Карлова усме хается: «Я о том же: от не на ходящей выхода любви». Потом, без нее, думола над ее вопросом. Почему спроси ла? Тогда ей было столько же, сколько мне сейчас. У каждого человека быва ет в жизни момент, когда ему хочется умереть от любви (без любви). И это было бы естест венно, раз любовь - главное в жизни. Но никто не умирает. Значит, живут без главнаго. Значит, жизнь сильно расхо дится с идеальными представ лениями о ней - с «возвышаю щим обманом», как 25 лет спу стя напишет Андрей Кончалов ский в своей книге. «Искусство так же отлича ется от жизни, как вино от ви нограда», - задумчиво сказала Тамара Сергеевна. Не хочу, подумалось тогда, в 17, чтоб отличалось. Почему все это выплыло из сознония? Может, потому, что узнало про смерть Карловой, ненавязчиво учившей думать, может, потому, что книгу Кон чаловского прочла (хотя и дав но), а может, потому, что нет для моих детей ныне таких фильмов, которые явились бы прорывом в кинематографе. Много прагматизма, секса, скепсиса и так мало романти ки, которой еще в молодом возрасте нужно хлебнуть до ствола, чтоб потом вытаски вать из своего сознания в го меопатических дозах, для «продления своей молодости». В детстве я мечтала ноесть- ся земляники - вот бы, думала, поставить целое ведро перед собой и есть, сколько влезет. Случайно наткнулась на рас сказ Евгения Киндинова о том, что, когда они с Еленой Коре невой снимались в «Роман се...», одно бабулька им. каж дый день приносила по банке зеллляники. Оказывается, Кон чаловский договорился с жен щиной и заронее оплатил их десерт. Такая вот троготель- ная забото. А артистом объяс нял: «Вом надо хорошо выгля деть». Елена Коренева и Евгений Киндинов сыграли то ли в фильме, то ли в опере. ...О «гомеопатических до зах». Сейчас Кончаловский ре кламирует холестейн, посколь ку у него «нет времени на бо лезни», а на любовь, как из вестно, есть. И тогда, когда Евгений Григорьев принес ему свой сценарий «Романса о влюбленных сердцах», который к тому времени уже 2 года ва лялся на студии, и Андрей Сергеевич взялся-таки его чи тать, поначалу его охватило ощущение бреда... Правда, закончилось чтение слезами. «Романс» все не выходил из головы. Какой-то непостижи мый, сказочный мир мерещил ся за страницами григорьев ской поэмы в прозе. Страст ный, неповторимый, яркий. Я уже почувствовал, что не сни мать не могу. Что же особен ного было в сценарии? Сюжет - элементарен: таких любов ных историй в кино было тыся чи. То, о чем писал Григорьев, давно всем наскучило, чуть ли не обесценилось, стало об щим местом. Язык и вовсе не кинематографический - напы щенный, в лучшем случае - вы сокопарный. Снимать, непо нятно как. И все же было в григорьевском сценарии то главное, что доно лишь насто ящему художнику, - мироощу щение. О простых вещах он говорил с первозданной чис тотой. С позиции привычно понимоемой реальности сце нарий можно было воспри нять, как издевательство. Ге рои поодиночке и хором гово рят прописными истинами. «Ах, мама, как я влюблена!.. Какой красивый он и силь ный!» Выходит человек на бал кон и кричит: «Какое солнце! Кокие облоко!» И братья ега дружно подхватывают: «Какие облака! Какое солнце!» Как это снять, чтоб не было неле по?» И долее Андрей Конча ловский рассуждоет о том, что, хотя сама любовная исто рия и вполне обыкновенная, на дело в том, что любовь жи вотворяща. Мы живы до тех пор, пока несем в себе лю бовь. Или надежду на любовь. Иначе мы мертвы. Кончаловский долго не на ходил героев для «Романса», так как сам не мог определить те требования, которым долж ны были отвечать испалнители. Знал только, что героиня должна быть пластична, темпе- роментна, уметь говорить сти хами. «Когдо в нашей группе поя вилась Леночка Коренева, ма ленькая хрупкая девушка с припухшими веками, особого впечатления она не произве ла. Хотя в лице было что-то ин тересное: чуть раскосые глаза, во взгляде - совершенная апа тия, придававшая ей долю за гадочности. Она была запла кана, абсолютно индиффе рентна к тому, что ее смотрят на предмет роли. Я спросил: «В чем дело?» - «Я поссори лась со своим любимым». Ле на сразу мне очень понрави лась. Дня через два пришла на репетицию. Как только она раскрыла рът, произнесла первую реплику, произошло чудо: каждое слово дышало правдой. Хотя слова немысли мые по сложности: «Как я люб лю тебя! Как я люблю твое ли цо!» Такой текст для актера пытка, слова застревают во рту, он их стесняется, а оттого - фальшь. Открыто говорить о своих чувствах может только человек с очень чистой ду шой». Киндинову, сыгровшему главного героя, по жизни вез ло на романсы - до нашего «Романса» был «Городской ро манс», а еще во МХАТе он сыграл в скандальном спекток- ле по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Каза лось бы, тут-то что уж скан дального? Любовь, нежность, прекрасные молодые люди... Дело в том, что Ефремов при думал одну мизансцену: во время первой брачной ночи заставил Вертинскую, играв шую Валентину, обнажить грудь, а Киндинов сидел возле нее на корточках в плавках. В зале были Косыгин, Фурцева и много других блюстителей нравственности... Я вспомнила об этом лишь к тому, что Кин динов, конечно же, знает толк в настоящих актрисах, играю щих настоящих женщин. Поэ тому, наверное, не удивитель но, что журналисты его часто спрашивают, не вышли ли их отношения с Кореневой за рамки фильма. Книжки мэтров читать надо - имею в виду ту же книгу Кончаловского: пото му что «за рамки» как раз вы шли атнашения режиссера с актрисой, которые длились три года. А Евгений Киндинов, по- прежнему актер МХАТа, уже долгое время живущий со сво ей женой Галиной, недавно вдруг решил повенчоться, у них растет 14-летняя дочь. Тем не менее его ответ достаточно лестен для Кореневой: «Лено мне безумно нровилось. Ее нервная структура, ее вспыль чивость, внутренняя подвиж ность уникальны. Недавно мы встречались. Леночка такая вся хрупкая, переливчатая, как и была». И раз уж пошла та кая импровизация - про лю бовь и ей сопутствующие чер ты, интересен ответ Киндинова на вопрос о женском идеале. Оказывается, во многом он похож на Ирину Купченко, то же, кстати, снимавшуюся в «Романсе», поскольку она «из числа тех удивительных жен щин, которые излучают ауру покая». А сексуальная привле- кательнасть для рамантика Киндинова - прежде всего на личие в женщине загадки. «Мне в этай связи вспомина ются несколько кадров из кар тины Канчалавскога «Дворян ское гнездо», где героя безум но волновали шея и ухо Лизы Калитиной», - говорит Евгений Арсеньевич. ...А я и вовсе вспоминаю толстовскую Анну Каренину, которая как раз больше всего не любила в своем муже уши. Но лучше вернемся к любви и нашему «Романсу». Музыку, как известно, нописал Алек сандр Градский (и песни спел тоже), которому тогда было 21. па вопрос Кончаловского, сможет ли, он уверенно отве тил: «Конечно. Ведь я гений». Кто видел фильм, помнит и песню - такая вот прямо про порциональная зависимость, поскольку она без натяга и са- временных потуг получилась песней о главном: «Только ты да я... Да только ты да я... Только мы с тобой... Да только мы с тобой... Было так всегда... Будет так всегда... Покуда - любовь... Да лишь она...» Так скалько можно продер жаться на возвышающем об мане? Как было бы в идеале: они бы всю жизнь прожили вместе и умерли в один день. «И жизнь казалась бы им боль шим, светлым праздником, где им уготовано много места...» - это уже из совсем другого сце нария, но тоже про рухнувшие мечты. А как оно случилось в жизни: он ушел в армию, она не дождалась его и вышла за муж. Вакруг нега бездна пус тоты, жизнь, лишенная красок. Поэтому в третьем акте герои фильма перестают говорить стихами и переходят на прозу - кадры станавятся черно-бе лыми. Все обыденно, и потому безысходно. ...Такое впечотление, что и в жизни исполнителей главных ролей праздника было мало вато. А пустоты и безысходно сти хватоло. Во всяком случае Елена Каренева достаточно откровенно рассказывает о сваей жизни - в конце мая далжна выйти ее книга. В 1982-м Коренева вышла замуж за американца и уеха ла из страны. Это не был принц на белом коне, который пришел и всех победил, как мечтала в «Красотке» героиня американского кино. Просто одна уставшая душа прибива лась к другой. «...Теперь я по лучила вазможнасть изучать совершенно новую для меня психологию «нестандартной» личности. Я наивно полагала, что моя новая роль невесты бисексуального мужчины мне под силу. Однако прожить свою новую роль оказалось сложнее, чем о ней фантази ровать». Когда ее мужа Кевина со студентами на 9 месяцев от правили в Рассию, а Елене в очередной раз отказали в ви зе, она взбунтовалась. «Среди студентов университета ока зался молодой актер, мы поз накомились на курсах фран цузского. Два актера - опас ная ситуация. Мы переполоши ли этот маленький рай, разы грав свой спектакль. Мы сиде ли в кафе, проводили вместе целые дни на глазах у всех, я не приходила домой ночевать. Для маленькой деревни, где все обо всем знают, эта было нарушением всех правил и норм. Но я была готова бро сить вызов всему миру. Я, пом ню, думала: если кончатся деньги, я смогу украсть коше лек, выгонят из дома - буду спать под деревом. Он потом сказал, что в нашем с Кеви ном браке сыграл примерно такую же роль, как герой фильма Пазолини «Теорема», который пришел, соблазнил всех (и Кевина в том числе) и ушел». Кошелька красть не при шлось, а официанткой пора ботать - да. В 1988-м Корене- вай наконец доли визу, и она вернулась в Москву. Интервью давать не любит, паскольку «они ей сильно нопоминают изнасилование», пыталась су диться с «оборзевшими журна люгами», а потом решило на писать книгу о том, «кок это было». Сейчас Коренева вместе с Андреем Ташковым в свобод ном плавании - у них общая жизнь и общая работа. Неко торое время назод она окон чила режиссерские курсы у Александра Митты, написала сценарий и ищет деньги на фильм. «...Довольна ли я своей жизнью? Разумеется, есть ве щи, которые меня расстраива ют. Года два назад было ощу щение кризиса по отношению к своему возрасту. Стали се деть волосы, но я на этом не зацикливаюсь. Надо уметь смириться со своей дойностью. Разочарование - это не мое». Ахматова гениально ответило за все последующие поколе ния: «Когда б вы знали, из ка кого сора растут цветы, не ве дая стыда...» Г у л я А Г И Ш Е В А . ЖИВОЙ УГОЛОК НА СЕНЬКЕ ШАПКА НЕ ГОРИТ Кооператив «Искра» оказал ся единственным в Островском районе хозяйством, которое еще ни разу не пострадало от воров. А секрет прост: всякую попытку позариться на чужое поголовье самым беспощадным образом пресекает племенной бык Сень ка. Могучий, крутого нрава, он не подпускает к буренкам не только чужаков, но, бывает, и доярок. ГПровда, как всякий му жик, Сенька снисходителен к мо лоденьким. Ю р и й М О И С Е Е Н К О . ПСКОВ. язык ДО ГИННЕССА ДОВЕДЕТ Житель поселка Большой Подлесный Василий Садов сла вится среди земляков тем, что в тихой заводи со странным на званием Тещин язык отлавливает на живца необычайно громадных сомов. В прошлом году, напри мер, заядлый рыбак подцепил на обыкновенного червяка 50-кило граммовую рыбину. А недавно вытащил (опять же на червя) 41- килограммового сома длиной под два метра. И хотя рекорд минувшего сезона побить не удалось, Василий уверен: до Книги Гиннесса Тещин язык дове дет обязательно. Х а ч и к Х У Т Л У Б Я Н . РОСТОВ-на-ДОНУ. КАКАЯ ПЕСНЯ БЕЗ БУЛЬДОГА? Городской клуб собаководст ва «Кинолог» провел необычный конкурс: кто из четвероногих друзей лучше провоет музыкаль ную мелодию. В число призеров вошли трое солистов: дог, рэп пер и бульмастиф. Правда, рэп пера Блэка жюри отметило не столько 3 0 исполнительское мас терство, сколько за смелость - щенку всего четыре месяца. А вот могучий бульмастиф Василий покорил всех душевным исполне нием одной из песен группы «Битлз». Победители получили по мешку собачьего корма. Б о р и с К У З Ь М Е Н К О . АЛМА-АТА. РОДДОМ для ОБЕЗЬЯНКИ Когда в Белгородском зоо парке появилась самка беличьей обезьянки из Южной Америки, работники зверинца родовались от души. Но когда вскоре выяс нили, что это безобидное суще ство ждет потомства, тут же при уныли: такого здесь еще не бы ло. Щекотливую ситуацию раз решила директор зоопарка Ири на Марковна Тысячук. Свою квартиру она на время превра тила в родильную палату и сама же стала акушером. Все неудоб ство и хлопоты с лихвой оправ дались. Появившийся на свет ма лыш чувствует себя превосходно, несмотря на то, что весит всего 60 граммов. Это объясняется особенностями беличьих обезь ян, вес которых редко достигает килограмма. В и т а л и й М У Х И Н . БЕЛГОРОД. ЛЮДИ ОТДЕЛЬНО от МУХ СКАНДАЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ СТАНОВЯТСЯ НЕПРЕМЕННЫМ АТРИБУТОМ И В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕМУАРИСТИКЕ в тот д е н ь Ф р а н ц и я х о р о н и - л а о д н о го из в е л и к и х св о и х сы н о в е й - пи са те ля А н а т о л я Ф р а н с а , при ж и зни у д о с то е н ного с а м ы х вы со к и х н аград : Н об ел е в ская премия 1921 го да , о р д е н П оч е тн о го л е г и о н а , членство в А к а д е м и и Б ессм ерт ны х . Кавалергарды с черными султанами на касках придержи вали лошадей - все как одна черной масти. Флаги респуб лики украшены крепом. В пер вых рядах 3 0 гробом шествова ли все сколько-нибудь замет ные люди Франции. И в это же время в стотысячной толпе шныряли мальчишки, раздавав шие направо и налево тонкую брошюрку с крупным черным зоголовком, - Собоуге («Труп»). Ее читали на ходу, кто чер тыхаясь, а кто и откровенно по тешаясь: единственное, что не вызывало возражений в этой книжонке, было настоящее имя писателя - Жан Антуан Тибо - взявшего себе однажды псев доним Анатоль Франс. Осталь ное - грязь, вздор, слухи и пря мая клевета. Как писал ано нимный автор брошюры, «вот вам истинный партрет покойно го - без ловров и даже без под штанников». И ведь речь шла о челове ке, личная и абщественная биаграфия которага давали не так уж многа пищи сплетникам. Спившийся Бодлер, юный го мосексуалист Ремба, злющий карлик Тулуз-Лотрек, соврати тель малолетних Виктор Гюго, восставший пратив Бога и мо рали маркиз де Сад - их мысли и деяния, в том числе и тайные, не могли ускользнуть от глаз широкой публики. Такова уж традиция французской мемуа ристики. В России сама мемуарная ^адиция после десятилетий бесцветных и малоинформа тивных советских «воспомина ний и размышлений», по сути, начала возрождаться в конце 80-х - начале 90-х годов. С од ной стороны, возвращались дореволюционная и зарубеж ная русская мемуаристика, с другой - публиковались давно ждавшие своего часа рукописи известных людей. И вдруг выяс нилось, что мемуары Никиты Хрущева - скучны и молосо- держотельны. Зато воспомина ния князя Сергея Щерботова, известного мецената, напрочь разрушают сюсюкающие представления о тех далеких временах, когда культура цве ла под опекой Морозовых-Ма- монтовых-Третьяковых: гораздо больше было купчиков, хва ставшихся друг перед дружкой, кто ловчее и подлее «Врубеля в рублях держал» и скупал тре тьесортный хлам у парижских аукционистов, набивая наши музеи всякой дрянью. Со страниц журналов и книг на читателя буквольно хлынул сыном г ^ о я . А вот сейчас мой отец - большевистский палач поток откровении писателен, артистов, шпионов, эмигран тов, людей великих и ничтож ных. Были при этом переведены и прилично изданы образцы жанра - мемуоры князя Талей- рана, Казановы, князя Юсупо ва, Рональда Рейгона, дневни ки Франца Кафки, которые, на мой вкус, мучительной силой своей и искренностью превос ходят все его романы... Публико слегка растеря лось. Прежде всего от калей доскопической смены оценок. К нам в редакцию частенько наведывался полуслепой сын расстрелянного в 37-м героя революции и гражданской вой ны. Намучился по лагерям и сын - член семьи изменника Родины. «При Горбачеве отца реабилитировали и сделали иконой верных ленинцев, - го ворил он, печально постукивая тросточкой по полу. - Я стал л ерс России, и я - сын палачо». Мы сочувственно поили его чаем, а вскоре за ним приезжал внук - преуспевающий бизнесмен - на «Мерседесе». Хуже было то, что огромная масса мемуаров снизила инте рес к жанру вообще. Автома тически сработал закон рынка, требующего для роста продаж скандала. Скандола любой це ной. Ну хотя бы тени скондола. Ах, Марино Цветаева и Софья Парнок предавались «розо вой» любви? Хорошо. Михаил Кузмин и Петр Чайковский бы ли «голубые» - еще лучше. Ес ли кто помнит, схеме испод воль была отработана на вос поминаниях о Владимире Вы соцком: версии его жизни, скандаля друг с другом, публи ковали родные, близкие, дру зья и молознокомые люди. Ис черпало тему издоние дневни ков Валерия Золотухина, в ко торых кумир предстает во всех его противоречиях и даже с похмелья. А для удовлетворе ния платежеспособного любо пытства рынку нужны новые жертвы. К примеру, Андрей Миронов: мемуаристки затеяли жуткую потасовку, побивая друг дружку близостью к куми ру, осведомленностью и жаля щими оценками противниц. Чем скандальнее, чем грязнее, тем лучше раскупается. Золото чувств тут довно переплавлено в медяки гонораров. А ведь в памяти остается иное. В мемуарах Рональда Рейгана - просьба матери не судить строго отцо-алкоголико, замерзавшего на пороге дома, после чего понимаешь весо мость слов президента США о его трудной любви к отцу. О любви. Или эпизод из мемуа ров Целиковской, оказавшейся в общей камере тюрьмы вме сте со старухой-академиком по фамилии Берг, которая прези рала голодных сокамерниц, «стучала» на них и в одиночку съедала шоколад и прочие де ликатесы из посылок, после че го у нее начиналась диарея. Ее ненавидели, хотели убить, но Целиковскоя, которой было жуть кок противно прикасаться к «этой жабе», преодолев себя, помогло грязной старухе умыть ся и выстирать трико. «Не знаю, кок ей, а мне стало лег че», - вспоминает актриса. И самое сильное впечатле ние - двухтомник Мории Рива «Моя мать Марлен Дитрих», встреченный критикой в штыки: это ж надо так роздеть моть! Там этого - сверх меры: мужчи ны и женщины Марлен, ее ол- коголизм, наркотики, эгоизм. И при этом - упоительные описа ния круглосуточной, изматыва ющей работы великой актрисы, совместное переживание удач и поражений и наконец, - похо роны «этой кошмарной, мучи тельной» Марлен на тихом се мейном кладбище в Европе. Несколько прощальных слов дочери. И вот тут вдруг пони маешь: Боже правый, но если это не любовь, то что же тогда любовь? Вот роди нее-то и пи шутся лучшие книги. А худшие - их всегда будет больше: мухи в отличие от людей бессмертны. Ю р и й Б У Й Д А , п и с а т е л ь . МОСКОВСКИЙ РЕПОРТАЖ сокол НА КЛИЧКУ НЕ ОТЗЫВАЕТСЯ СТОЛИЧНЫЕ УЧЕНЫЕ ВОЗРОЖДАЮТ ПОПУЛЯЦИЮ РЕДКИХ ПТИЦ Н е в д а л е к е о т М о с к о в с к о й к о л ь ц е в о й а в т о д о р о г и н а х о д и т с я б ы в ш а я у с а д ь б а Т р у б е ц к и х . С е й ч а с т у т - р у с с к и й с о к о л и н ы й ц е н т р . П е р в ы е п т е н ц ы в н е м п о я в и л и с ь п я т ь л е т н а з а д . Место, где находятся птичьи , вольеры, тщательно законспири ровано. После нескольких попы ток «предприимчивых» личностей украсть соколов посторонних сюда близко не подпускают. Уж слишком дорогие экземпляры, штучный товар, да еще крылатый. Соколы-сапсаны, или, как их еще называют, русские соколы, исчезли в России несколько де сятков лет назад. Массовая их погибель случилась после того, как поля начали безмерно «под кармливать» химикатоми. И вот только теперь появилась надеж да, что соколы вновь вернутся в природу. - Первый эксперимент мы про вели в 1996 году, - рассказывает заместитель руководителя центра Александр Бородин. - На крыше высотки - гловного здания МГУ - мы установили ящик с семью птенцами сапсона и по специаль ной методике, без прямого кон такта с человеком, приучали птиц к окружающей обстановке, учили охотиться. Потом, когда соколы уже стали самостоятельными, вы пустили их в природу. Среди других успехов центра - появление уже на первом году работы с птицами птенцов соко- ла-балобана и - редчайший слу чай! - двух птенцов белоголового орлана, который знаком многим как символ Америки или по эти кетке водки «Белый орел». Помимо того, что в центре разводят птиц для увеличения по пуляции, некоторых из них еще и учат охотничьим навыкам. Здесь одними инстинктами не обойтись. Прежде всего сокол должен знать хозяина и возвращаться к нему. На это уходят месяцы. Кон такт человеке с соколом достиго- ется, конечно, не такой близкий, как, скажем, с собакой, но уз нать хозяина в лицо и даже от личить от других его машину пти ца способна. Некоторым соко лам даются клички. Правда, на них они не отзываются - гордые. Кличка - знак многолетнего охот ничьего стажа и особых успехов на этом поприще. Готовят здесь и служебных со- колов-охранников. Используют их на тех объектах, где, скажем, чайки, голуби, воробьи нежела тельны. На аэродромах или в зернох)эанилищах. А до недавне го времени соколы доже охраня ли Кремль. Но несколько лет на зад им на смену пришли ястребы- тетеревятники. - Присутствие соколов в Кре мле - момент чисто политический, - поясняет руководитель центра Александр Сорокин. - Ведь эта птица всегда была связана с вер ховной властью. Соколов содер жали в Кремле с момента его по стройки. А для Москвы сокол особенно символичен. Мало кто помнит, что первым гербом Мос ковского княжество был не Геор гий Победоносец, а всодник с со колом на руке. Многие сотни этих птиц дер жали при Иване !У Грозном - да же дорожную подать с купцов броли голубями для соколов. Ве ликим цорем-охотником был Алексей Михайлович Романов Тишайший, отец Петра !. Истин ной страстью царя на протяже нии всей его жизни оставалась птичья потеха, которой он предо- вался, по свидетельствам совре менников, часто в ущерб госу дарственным делам. Соколиная охота сегодня - это забава богатых. Не случойно Вот он, сокол-охотник! знают толк в ней арабские шей хи. В России это все же редкое увлечение. По словам сотрудни ков центра, к ним иногда обра щаются банкиры, чиновники - просят продать соколов. Но по-"^ лучают отказ. - Мы относимся к Научно-ис следовательскому институту ох раны природы, а значит, являем ся государственной структурой, ., И торговать птицами нам строго запрещено. Хотя деньги бы не помешоли. Из-за плохого финан сирования мы даже не можем полноценно кормить птиц. Выкру чиваемся как можем, - признает ся Бородин. И ничего тут не поделаешь. Хорошо живут у нас только поли тики, а соколы, хоть и птицы они политические, ни льгот, ни приви легий не имеют. А н т о н К Л Ю Е В . Учредитель и Издатель ИАА «Деловой вторник» . Издание зарегиарировоно I Госкомитетом РФ по печати. Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Ф.Сиэый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, ар.1, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. П.Вощанов, И.Елков, С.Зоворотный, Телефон/факс отдела рекламы; (095) 257-37-83. В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: Н(Тр;//т<огт.ас11.ги/. Е-таИ: уТогп1к@ас1!.ги |Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и испольэавание материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Н о м е р п о д п и с а н в 15 .00 . П о г р аф и к у в 15.00 . О т п е ч а т а н о в ти п о гр аф и и « Л и п е ц к о е и з д а т е л ь а в о » 398 0 5 5 , г. Л и п е ц к , у л .М о с к о в с к о н , 83 . О бщ и й т и р а ж 3 .0 8 2 .2 0 5 эк з . Ц е н а - б е сп л а тн о . ■Трибуна», «Труд», .Робочая газета» (Укроина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Шанс» (Германия), «Экспресс» (США-Канада), «Деловые вести» (Волгоград^, «На смену!» (Екатеринбург), «Архонгепьа» (Архангельск), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Северный край» (Ярославль), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Советаая Башхирия-Известия Башкортоаона» (Уфа), «Волжская коммуна» (Сомара), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Коммуна» (Воронеж), «Северный курьер» (Карелия), «Курская лровдо» (Курск), «Калининградская правда» (Калининград) «Тамбовская жизнь» (Томбов), «Республика Татарстан» (Козонь), «Тюменская правда» [Тюмень), «Белгородскоя правда» (Белгород), «Подмосковные Известия» (Московская область), «Орловскоя правда» (Орел), «Вестник-Наша Пензе» (Пенза), «Ноше время» (Ростов-на-Дону), «Робочий крой» (Иваново), «Липецгая гозега» (Липецк) «Красноярский робочий» (Красноярск), «Нижегородские новости» (Н.Новгород^, «Новости Югры» (Ханты-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «Комсомолец Коспия» (Астрахань), «Восточно-Сибирехая правда» (Ирхутсх), «Чепябинсхий рабочий» (Челябинсх), «Вечерняя Пермь» (Пермь),’ «Рабочий путы (Смоленсх)' «Вятсхий хрой» (Киров), «Брянсхий рабочий» (Брянск), «Кузбасс» (Кемерово), «Алтайская правда» (Барнаул), «Земское обозрение» (Соратов), «Пульс Аксорайска» (Астрохань), «КЗ-Все для вао (Мурманск), «Коммунар» (Тула), «Советсхоя Сибирь» (Новосибирск). ' ’ ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz