Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

1 1 мая 2001 г., № 88 (21466) ПЕРЕХВ]Ц 1 Ь В КАНУН ПЕРВОМАЯ В РЕДАКЦИИ БЫЛИ ВРУЧЕНЫ ПРИЗЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ ИГРЫ «ЛГ» - ЭТО ВАША ГАЗЕТА!» Прием по столь приятно- •11У поводу проводился в са­ мом просторном помещении редакции — в холле четвер­ того этажа. За призами при­ ехали более пятидесяти че­ ловек, практически из всех районов области. Процедура вручения выигрышей, к а к и на подобных приемах в про­ шлом, перемежалась корот­ кими речами подписчиков- счастливчиков, которые да­ вали свою оценку газете и творчеству ведущих публи­ цистов, высказывали дель­ ные советы и замечания, кри­ тиковали, предлагали адре­ са и темы будущих публи­ каций . Мы , журналисты, и аудитория со вниманием вы­ слушали сообра­ жения подписчи­ ков Г. Тимченко со станции Плавица Добринского рай­ она, А . Т ур кина из Л и п е ц к а , П . Говорова из села Большая Поляна Тербунского рай­ она и других о том, какой до­ лжна быть «Липецкая газе­ та» в двадцать первом веке, что в нее надо привнести, а от чего отказаться. Не бес­ спорные суждения подпис­ чиков «провоцировали» со­ бравшихся на обсуждение тех или иных публикаций, тематических страниц «ЛГ», подборок информации из рай­ онов области... На некоторое время призеры-ораторы, ув­ лекшись нашими чисто це­ ховыми проблемами, забыва­ ли о том ,зачем приехали, и ведущему, зам. главного ре­ дактора М . Лыткину прихо­ дилось деликатно прекра­ щ ать дозволенные речи . Обид, впрочем, не было. Мы, принимающая сторо­ на, в который раз с удоволь­ ствием отмечали неравноду­ шие читателей к ведущей га­ зете области, интерес к лю­ дям, в ней работающим. В этой связи уместным будет заметить о требовании гос­ тей представлять «живьем» на подобные встречи журна­ листов А . Косякина, Е. Бре­ дис, В. Петрова и других с тем, чтобы народ знал в лицо любимых авторов. К мнению большинства по поводу это­ го «требования» присоеди­ нилась и Нина Михайловна Ряховская, «заядлая» чита­ тельница «Липецкой газеты» из данковского села Пере- хваль, выигравшая главный приз — двухкамерный холо­ дильник. Более двух часов продол­ жалась исключительно теп­ лая и взаимоинтересная встреча журналистов и под­ писчиков. Нам было жаль рас­ ставаться с гостями, но ни­ сколько — с призами. Они, надеемся, понравились под­ писчикам и членам их семей. А скомплектовать призо­ вой фонд игры «ЛГ» — это ваша газета!» помогли, опять же, верные друзья и партне­ ры редакции в лице промыш­ ленных и иных предприятий и организаций. Слова сердеч- РЕПОРТАЖ ИЗ РЕДАКЦИИ ной благодарности за понима­ ние, бескорыстие и помощь мы адресуем муниципально­ му предприятию Ж У -1 глав­ ного управления жилищно- коммунального хозяйства г. Липецка, липецкому магази­ ну «Природа», швейной фаб­ рике «Динамо» и фабрике «Липецкие узоры», чаплы- гинской и добринской швей­ ным фабрикам, эксперимен­ тально-консервному заводу «Лебедянский», мясокомби­ нату «Данковский», заводу агрегатов (г. Чаплыгин), до- бринским пищекомбинату и элеватору, елецкому филиа­ лу «Липецкэлектросвязи», обществу с ограниченной от­ ветственностью «Корсар» (г. Липецк). (Соб. инф.) Р .8 . Уважаемые друзья! Подписка на «Липецкую га ­ зету» продолжается. Подпис­ ная цена на второе полуго­ дие 2001 года — 69 рублей 90 копеек. Будем вместе! На снимках: Нина Михайловна Ряховская из села Пере- хваль, выигравшая двухкамерный холодильник; победите­ ли игры «ЛГ» — это ваша газета!» после вручения призов. Фото Евгения САМОХВАЛОВА . V Г монологио КУЛЬТУРЕ Валентина ГРИБАНОВА: — За десять лет, за шесть вы­ пусков, мы подготовили 47 специ­ алистов, из которых 21 учится в ву­ зах Москвы, Воронежа, Ельца. Ос­ тальные работают по специальнос­ ти в Липецке и области. Несколько человек с хорошими вокальными данными — артисты профессио­ нальных коллективов — фольклор­ ного ансамбля «Зень», московско­ го «Карагода»... Казалось бы, результат непло­ хой. Но главная задача — подго­ товка специалистов для села — практически не решена до сих пор. Дело в том, что их там никто не ждет. Нет для них ни ставок, ни жилья . И получается так , к а к час­ то в России бывает: тратятся зна­ чительные государственные день­ ги на обучение студентов, а когда они получают дипломы, то оказы­ вается, что они не востребованы. На селе произошел, боюсь, не­ обратимый процесс: если раньше в районах были штатные единицы руководителей коллективов, то в начале 90-х годов эти единицы сня­ ли. Закрыли кр уж к и . Опустошили дома культуры. Вот эта пустота сей­ час особенно ощутима. Однако про- ■ шло уже достаточно времени, что­ бы те, кто руководит культурой в области, в районе, в селе, поняли: надо менять ситуацию, восстанав­ ливать бездумно и легко разрушен­ ное. Еще одна наша важнейшая за­ бота — работа в школах, с детьми, с молодежью. Иначе, придется пос­ тавить крест на местных и вообще российских традициях песенного искусства. Потому к а к в школе пе­ ния либо нет, а если есть, то оно не имеет отношения к национальным к а ж е м сразу: р ам ки моноло га заслуженно го р аботни ка культуры России Валентины Грибановой могли бы быть намного ш ир е , чем они есть н а самом деле . За плечами Грибановой — большой творческий путь, интереснейшие встречи, события. Но Валентина Васильевна решила обозначить лишь десятилетний его о трезок , сосредоточившись на самом доро гом «детище» — возглавляемом ею отделении руководителей народно го хо р а Л ип ец ко го областного училищ а искусств имени К .Н . И гумнова . Дело в том , что в апреле исполнилось десять лет с момента основания этого отделения . За столь небольшой срок в области многое сделано для возрождения на профессиональной основе народных песенных традиций . Но п о ка д ал еко не все... • М » ■л ......... истокам. Там звучат скороспелые шлягеры. Все это видишь особенно остро, когда к нам приходят ребята, которые не знают не только на ­ родные песни, но и просто не умеют хоть что-то спеть. Вначале нам было трудно найти просто абитуриентов. Ходили по школам — общеобразовательным, музыкальным. Я даже ездила по квартирам: кто-нибудь расскажет, что есть девочка голосистая, вроде училась в музыкальной школе. Н у и отправляюсь на поиски — по горо­ дам, по всей области. Ведь чтобы учиться народной песне, нужно иметь не просто музыкальный слух, но и хорошие вокальные данные: ру­ ководителю народного хора необхо­ димо владеть голосом, а самое глав­ ное, любить фольклорную песню, стремиться, чтобы ее услышали и полюбили другие. В первые годы мы принимали же ­ лающих зачастую даже без музыкаль­ ной подготовки, довольствуясь при­ родными данными. Естественно, пе­ дагогам было нелегко с ними: ну как человеку без подготовки, «с нуля» дать образование в музыкальном учи­ лище? Сейчас отработана своя систе­ ма приема абитуриентов, система под­ готовки по главным специальным и теоретическим предметам. За это я признательна всем моим коллегам, а теоретикам в особенности. Весьма интересен процесс разви­ ти я , роста студентов. Н а первый курс приходят те, кто с чисто фоль- клорнои музыкой толком незнакомы. Н у они чувствуют себя не слишком уверенно. Но уже в конце второго курса на глазах с ними что-то такое происходит. Сама народная песня играет колоссальную роль в их ду­ ховном развитии. А к концу четвер­ того курса многие из них становят­ ся по-настоящему яркими исполни­ телями. Они к а к бы обретают голос и начинают не просто исполнять на­ родную песню, но и ощущать ее глу­ бину, ее суть. И это у меня вызыва­ ет самую большую радость. На каждом курсе у нас есть учеб­ ный фольклорный ансамбль. А поми­ мо того, существует коллектив кон­ цертного плана «Истоки», его руко­ водитель Надежда Васильевна Чес­ нокова. В нем поют студенты разных курсов. «Истоки» уж е заявили о себе: они — лауреаты регионально­ го и всероссийского конкурсов . Наши солистки Юлия Пасынкова и Софья Рощина победили, соответ­ ственно, на всероссийском конкурсе «Серебряные голоса» в Иванове и третьем всероссийском конкурсе ис­ полнителей народной песни имени Руслановой в Саратове. Несколько лет назад при нашем отделении от­ крылась детская вокальная студия, там под моей опекой воспитывалась Настя Панина, многократный лауре­ ат всероссийских конкурсов. Теперь она ученица спецшколы. Ее награ­ ды тоже «работали» на авторитет отделения. Он мог бы быть и еще выше, да вот буквально «захлестывают» слож­ ные проблемы. Администрация учи­ лища помогает нам по мере возмож­ ности. Однако областное управление культуры не балует нас своим вни­ манием, хотя мы неоднократно об­ ращались туда. Мы обязаны изу­ чать местные фольклорные тради­ ции, заниматься записью народных песен в районах области. В нашем учебном плане предусмотрены еже­ годные фольклорные экспедиции. Студенты отделений, подобных на­ шему, в Белгороде, Курске, напри­ мер, ездят за песнями даже два раза в год. У нас же вообще за десять лет в экспедициях побывали всего пять человек! В отделении нет аппаратуры, с помощью которой мы могли бы и сами записывать, и смотреть при­ обретенные записи на видеокассе­ тах, знакомиться с традициями раз­ личных регионов России. Это ведь не прихоть, не праздный интерес, нам это необходимо, как хлеб. Наши коллективы регулярно выступают с концертами, поскольку готовим не только хормейстеров — руководи­ телей творческих коллективов, но также и артистов. Да только для исполнителей нет ни концертных костюмов, ни обуви. Я все-таки надеюсь и верю: на наше отделение обратят внимание. Сама ж и зн ь подсказывает : та ­ лантливой молодежи нужно давать максимум знаний, чтобы она с ува­ жением и любовью относилась к своей родной национальной музыке. Это — дело, работа, а не пустосло­ вие насчет того, что новое поколе­ ние, мол, некультурно, непатрио­ тично, бездуховно. Молодым лю­ дям, что учатся у нас, к а к раз и открывается ценность народной пес­ ни и шире — русской культуры. Музыка наполняет их души, про­ светляет их мысли, дает возмож­ ность думать о будущем, жить на- полненно. Записала Елена БОЙКОВА . ВМАЛЕНЬКОМГОРОДЕ П ол года н азад в небольшом провинциальном Ельце изменился статус старейшего педаго гическо го института России. Теперь это университет. Естественно, дело отнюдь не в перемене вывески. К университету особые требования , в том числе и в постановке научной аботы. О том , к а к держ ит экзам ен ЕГУ имени '.А .Б унина , рассказывает его р ектор , доктор педаго гических н а у к , профессор Валерий КУЗОВЛЕВ. — Валерий Петрович, ваш вуз традиционно раз­ вивал гуманитарные дис­ циплины... — И при этом всегда ста­ рался учитывать научные интересы каждой кафедры и факультета, объединяя в фундаментальном исследо­ вании самых разных специ­ алистов. В стенах ЕГПИ сло­ жилось несколько научных школ, которые возглавляют известные академики, до­ ктора наук, лауреаты Госу­ дарственной премии России, заслуженные деятели на­ уки РФ. Они занимаются проблемами сохранения и возрождения ис тори ко - культурного, археологичес­ кого и духовного наследия России, а также литератур­ но-лингвистическим, фило­ софско-педагогическим и рядом других направлений. У нас несколько научно- исследовательских лабора­ торий — социологии, про­ граммирования педагоги­ ческих средств по русскому языку, культурно-образова­ тельной среды Липецкой области. Они успешно рабо­ тают. А положение универ­ ситета дает возможность эффективнее организовать их деятельность. Перспек­ тивы открываются интерес­ нейшие. Скажем, лаборато­ рия культурно-образова­ тельной среды может стать базой для создания инсти­ тута педагогики. Лаборато­ рия по созданию словарей современного русского язы­ ка — основой для институ­ та русского языка, а социо­ логическая — для институ­ та социологии. По этому пути мы и пойдем. — Вы говорили о фунда­ ментальных исследовани­ ях. А что уже сделано в этом плане елецкими учеными? — За последние годы не­ сколько научных проектов наш их докторов н аук и профессоров получили гран­ ты. Работы по археологии древнерусского периода во­ шли в арсенал российской науки. Мы можем гордить­ ся подготовкой специалис­ тов педагогического про­ филя, особенно для сельской малокомплектной школы, по литературе «серебряно­ го века» и русского зару­ бежья, по проблемам рус­ ского образования и так да­ лее... Вместе с тем мы пока недостаточно занимаемся информационными техноло­ гиями, прикладными наука­ ми, которые дают сравни­ тельно быструю отдачу и окупают вложения. — Я знаю, что у вас мно­ го серьезных ученых. Но, вероятно, вопросы творчес­ кого роста преподавателей и исследователей все рав­ но остаются... — Мы долгое время пос­ тепенно и последовательно подтягивали научную рабо­ ту кафедр и факультетов до отметки, достойной универ­ ситета. Начинали с филоло­ гического. Там появились наш первый доктор наук , первая аспирантура. Затем был создан совет по защите кандидатских диссертаций, а с нынешнего года и доктор­ ских. К а к итог — восемьде­ сят процентов преподавате­ лей филологических дисцип­ лин имеют ученые звания и степени. То же происходи­ ло на психолого-педагоги­ ческом факультете, где толь­ ко за последние пять лет за­ щищено шесть докторских диссертаций, а скоро добавят­ ся еще три. Но важно, чтобы качественный состав препо­ давателей повышался повсе­ местно. В ближайшее время на физико-математическом предполагается защита не менее двух докторских дис­ сертаций. На юридическом, где пока один штатный доктор наук и семь совместителей, тоже ожидаем и надеемся, что будут еще два доктора и несколько кандидатов наук. В нынешнем году создаем науч­ но-исследовательский сектор, управление докторантурой и аспирантурой. Но мы должны вниматель­ но проанализировать работу аспирантур. Она не везде от­ вечает задачам университета. Впервые в истории нашего вуза открыли докторантуру, в этом году состоится первый прием. Надо провести тща­ тельный отбор претендентов. Подчеркну: необходимо рас­ тить свои научные кадры. То есть предпочтение будем от­ давать нашим выпускникам — тем, кто успешно защитил кандидатские, хорошо зареко­ мендовал себя на преподава­ тельской и научной работе. Для оценки качества про­ фессорско-преподавательско­ го состава главным критери­ ем является количество со­ трудников, имеющих ученые звания. Тут дела обстоят не­ плохо, особенно на фоне боль­ шинства российских вузов. Но ректорат тревожит, что на кафедрах экономики, основ медицинских знаний за пос­ ледние пять лет не защитили ни одной кандидатской дис­ сертации. Это нас не устраи­ вает. — Ваши ученые издали немало учебной литературы. Над чем они работают сегод­ ня? — Вышли в свет и широ­ ко используются в школах Липецкой области и Централь­ ного Черноземья учебные по­ собия по литературе, истори­ ческому, педагогическому краеведению. В ближайшее время появится книга по лин­ гвистическому краеведению в Липецкой области под редак­ цией профессора Макарова. Есть реальные возможности создавать учебники по педа­ гогике, русскому языку, рус­ ской литературе, юридичес­ ким и математическим дис­ циплинам для вузов и учеб­ ные пособия по русскому язы­ ку , чтению, естествознанию, по экономике, праву и психо­ логии для школ. Этим мы бу­ дем заниматься. — Университету необходи­ ма надежная материально- техническая база. Худо-бед­ но, но пока вам хватает , пусть и разбросанных по все­ му городу, помещений. А что с современной техникой? Без нее ведь сегодня не обойтись ни студенту, ни аспиранту. — Нам нужно шире полу­ чать и использовать информа­ цию через систему Интернет. Это направление станет пред­ метом серьезной научной про­ работки методистов, психоло­ гов, педагогов. Условия есть. В вузе достаточное количест­ во компьютерных классов, будем создавать локальные компьютерные сети, информа­ ционный центр, чтобы зани­ маться перспективным плани­ рованием и внедрением новой технологии в учебный про­ цесс университета. Это пот­ ребует немалых затрат. Зна­ чит, постараемся зарабаты­ вать часть денег на коммер­ ческой основе. — А к а к реально может заработать профессор, ас­ пирант или студент в таком небольшом городе, к а к наш? Есть ли тут достаточ­ ное поле деятельности? — Мы можем оказывать содействие научным разра­ боткам, направленным на интенсивное внедрение но­ вых информационных техно­ логий в учебный процесс школ и в производстве. Для инженерно-физического фа­ культета открывается воз­ можность оказания платных услуг населению Ельца и со­ седних районов в ремонте сложной бытовой техники. Но этого мало. Предсто­ ит резко увеличить объем работы, связанной с исполь­ зованием внебюджетных ис­ точников финансирования, чем мы и занимаемся. До­ пустим, доктор историчес­ ких наук, профессор Соловь­ ев выиграл грант Гумани­ тарного фонда. Кафедра ес­ тествознания выполнила хозрасчетную работу по эко­ логии, заключив договор с администрацией Ельца. К а ­ федра психолого-педагоги­ ческого цикла заканчивает разработку концепции раз­ вития системы образования города на ближайшие де­ сять лет. Эту деятельность можно расширять — и в городе, и в области, и в Центрально­ черноземном регионе. Н уж ­ но использовать возможнос­ ти Минобразования РФ , Российской академии обра­ зования, учреждений, вхо­ дящих в наш научно-учеб­ ный методический ком ­ плекс. С одной стороны, эти учреждения могут финанси­ ровать наши научные рабо­ ты, с другой, опять же за плату, повышать професси­ ональную подготовку своих преподавателей в стенах ЕГУ. — Провинциальному университету , вероятно, трудно налаживать контак­ ты с зарубежными колле­ гами. Международные свя­ зи ученых, к а к правило, ус­ танавливаются на уровне крупных городов. И хотя ельчане провели ряд меж ­ дународных конференций, все-таки надежда на то, что в Елец узнают дорогу уче­ ные с мировым именем, мне кажется, не велика. — Тем не менее к этому надо стремиться. Елец — маленькая точка на карте России, но его буниноведы выступали с докладами во Франции, Израиле, других странах. С нами сотрудни­ чают ученые Италии, Гол­ ландии. А если говорить об известности, то наш акаде­ мик, доктор исторических наук Пряхин в области ар- хео.тогии, без преувеличе­ ния, ученый с мировым име­ нем. Так что сотрудничест­ во с ведущими университе­ тами мира и ближнего зару­ бежья — это отнюдь не ил­ люзия. Кстати, о ближнем зарубежье. Мы уже готови­ ли специалистов для Узбе­ кистана. Сегодня ведутся переговоры о приеме абиту­ риентов из числа русско­ язычного населения Таджи­ кистана. С просьбой об этом в ЕГУ обратились Комитет по международному сотруд­ ничеству Госдумы и М еж ­ дународное управление об­ разования нашего министер­ ства. Беседовала Тамара Ф ЕДЮ КИ Н А , соб.корр. «Липецкой газеты». ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ ПОЛВЕКСАПУСТЯ будет оплачен труд подневольных рабочих Ч млрд , н ем ец ки х м а р о к — в та к ую сумму обойдутся Германии I 1 1 компенсационны е выплаты бывшим подневольным рабочим , • насильственно угнанным в годы войны на принудительные работы . Доля России в общ ей сумме составляет 8 3 5 млн . м а р о к . Распределением этих средств займется через национальны е фонды взаимопонимания и примирения созданны й в Германии в августе прош ло го года Ф онд «Память , ответственность и б уд ущ е е » . Непосредственное участие в этой а кц и и примут органы соцзащиты н асел ени я . О с р о к а х , условиях и неко торы х ю ридических аспе ктах выплаты компенсации бывшим у з н и к ам ко нц л а гер ей и гетто мы попросили рассказать н ачальника о тдела по д е л ам ветеранов и во ен но сл уж ащ и х областного управления соцзащиты населения Виктора БЫЧКОВА. — Виктор Владимирович, кто конкретно может рассчи­ тывать на получение ком ­ пенсаций? — Бы вш ие у з н и к и концлагерей (по М еждуна ­ родной классификации) и гет­ то, принудительные работни­ ки всех отраслей промыш­ ленности, транспорта, связи как частного, так и государ­ ственного секторов экономи­ ки, сельского, коммунально­ го, домашнего хозяйства и зферы обслуживания, дети до 12-летнего возраста к мо­ менту освобождения из нево­ ли, вывезенные с родителя­ ми или без них, а также ро­ жденные в йеволе. Предус­ мотрены и дополнительные выплаты для тех, кто подвер­ гался особенно жестоким про­ тивоправным действиям со стороны нацистов (при соот­ ветствующем документаль­ ном подтверждении этих фак­ тов): использовался для про­ ведения медицинских экспе­ риментов, в качестве донора. получил тяжелую травму или потерял трудоспособ­ ность во время принудитель­ ных работ. Компенсации получат и узники других мест прину­ дительного содержания, со­ поставимых по условиям с концлагерями, из тех, что не вошли в официальный меж­ дународны й перечень концлагерей. Они уточняют­ ся сейчас немецкой стороной, и информация об этом посту­ пит несколько позже. Не дает права на получе­ ние компенсационных выплат пребывание в военном плену. По сообщению Фонда взаимопонимания и примире­ ния Российской Федерации, компенсации жертвам нациз­ ма намерена выплатить не только Германия. О таком же решении за­ явило австрийское прави­ тельство. Уж е принят соот­ ветствующий закон, подписа­ ны межправительственные соглашения, в том числе с Россией, создан федеральный фонд компенсационных вы­ плат. Правительство Австрии предоставит России 725 млн. австрийских шиллингов для выплат нашим согражданам, ' насильственно угнанным во время войны на территорию Австрии. Категории получа­ телей остаются те же, что и по линии германского фонда. Но дополнительно к этому будут предоставлены пять тысяч шиллингов для вы­ плат насильственно у гнан ­ ным женщинам, которые в период принудительных ра­ бот родили детей в специаль­ но отведенных нацистами роддомах или прервали ис­ кусственно беременность. — Что необходимо пред­ принять для получения ком­ пенсаций из названных фон­ дов? — Имеющие такое право могут обратиться в органы соцзащиты населения по мес­ ту жительства или непосред­ ственно в Фонд взаимопони­ мания и примирения РФ. Процедура оформления документов едина как для не­ мецкого, так и для австрий­ ского фондов. Но свое право на компенсацию каждый об­ ратившийся должен подтвер­ дить документально. Справ­ ки могут быть получены на предприятиях в Германии или Австрии, где он привле­ кался к принудительному труду, а также в магистра­ тах тех населенных пунктов, где в годы войны размеща­ лись эти предприятия. — Но ведь документы могли быть уничтожены фа­ шистами или погибли во вре­ мя бомбежек. К а к быть в та­ ких случаях? — Органы соцзащиты на­ селения и Фонд взаимопони­ мания и примирения оказы­ вают помощь в розыске до­ кументов. Для этого накоп­ лена значительная база адре­ сов архивов, разработан уп­ рощенный бланк-запрос на русском и немецком языках в архив М еж д ун ар о д но й службы розыска в германс­ ком городе Арользен. Если доказательства в отечествен­ ных и зарубежных архивах не найдены, немецкий закон допускает в исключительных случаях возможность уста­ новления фактов принуди­ тельного труда по решению суда или органа соцзащиты населения на основании сви­ детельских показаний. Прав­ да, при этом существует ряд условий, с которыми можно подробно ознакомиться в ор­ ганах соцзащиты населения. Те, кто уже получал ком­ пенсации по линии герман­ ского правительства начиная с 1995 года (а в Липецкой об­ ласти таких людей насчиты­ вается около пятисот), пов­ торно представлять те же до­ кументы не должны. Они мо­ гут при необходимости до­ полнить или уточнить имею­ щиеся сведения. — Решение о выплате компенсаций узникам фа­ шистских концлагерей и гет­ то вряд ли можно назвать своевременным: многие их них не дожили до этого мо­ мента... Могут ли получить причитающиеся им суммы наследники? — Да, но только в тех слу­ чаях, если претендент на по­ лучение компенсации умер после 15 февраля 1999 года (к а к записано в немецком за­ коне) или после 15 февраля 2000 года (по австрийскому закону). — Виктор Владимирович, обозначены ли сроки подачи документов и выплаты ком ­ пенсаций? — В соответствии с немец­ ким законом документы до­ лжны быть поданы до 11 ап­ реля 2001 года, но для Рос­ сии этот срок продлен до 12 августа. Выплаты решено произвести в два этапа. У з ­ ники концлагерей и гетто по­ лучат на первом этапе по­ ловину от положенной ком­ пенсации, а все остальные — 35 процентов. После оконча­ тельной обработки заявлений будет выдана оставшаяся ее часть. Австрийской стороной за­ явления принимаются до 15 февраля 2002 года, и выпла­ ты пройдут в один этап. 0^^ачале выдачи компен­ саций мы проинформируем читателей дополнительно. Лариса А Л Е КС А Н Д РО В А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz