Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
1 1 мая 2001 г., № 88 (21466) ПЕРЕХВ]Ц 1 Ь В КАНУН ПЕРВОМАЯ В РЕДАКЦИИ БЫЛИ ВРУЧЕНЫ ПРИЗЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ ИГРЫ «ЛГ» - ЭТО ВАША ГАЗЕТА!» Прием по столь приятно- •11У поводу проводился в са мом просторном помещении редакции — в холле четвер того этажа. За призами при ехали более пятидесяти че ловек, практически из всех районов области. Процедура вручения выигрышей, к а к и на подобных приемах в про шлом, перемежалась корот кими речами подписчиков- счастливчиков, которые да вали свою оценку газете и творчеству ведущих публи цистов, высказывали дель ные советы и замечания, кри тиковали, предлагали адре са и темы будущих публи каций . Мы , журналисты, и аудитория со вниманием вы слушали сообра жения подписчи ков Г. Тимченко со станции Плавица Добринского рай она, А . Т ур кина из Л и п е ц к а , П . Говорова из села Большая Поляна Тербунского рай она и других о том, какой до лжна быть «Липецкая газе та» в двадцать первом веке, что в нее надо привнести, а от чего отказаться. Не бес спорные суждения подпис чиков «провоцировали» со бравшихся на обсуждение тех или иных публикаций, тематических страниц «ЛГ», подборок информации из рай онов области... На некоторое время призеры-ораторы, ув лекшись нашими чисто це ховыми проблемами, забыва ли о том ,зачем приехали, и ведущему, зам. главного ре дактора М . Лыткину прихо дилось деликатно прекра щ ать дозволенные речи . Обид, впрочем, не было. Мы, принимающая сторо на, в который раз с удоволь ствием отмечали неравноду шие читателей к ведущей га зете области, интерес к лю дям, в ней работающим. В этой связи уместным будет заметить о требовании гос тей представлять «живьем» на подобные встречи журна листов А . Косякина, Е. Бре дис, В. Петрова и других с тем, чтобы народ знал в лицо любимых авторов. К мнению большинства по поводу это го «требования» присоеди нилась и Нина Михайловна Ряховская, «заядлая» чита тельница «Липецкой газеты» из данковского села Пере- хваль, выигравшая главный приз — двухкамерный холо дильник. Более двух часов продол жалась исключительно теп лая и взаимоинтересная встреча журналистов и под писчиков. Нам было жаль рас ставаться с гостями, но ни сколько — с призами. Они, надеемся, понравились под писчикам и членам их семей. А скомплектовать призо вой фонд игры «ЛГ» — это ваша газета!» помогли, опять же, верные друзья и партне ры редакции в лице промыш ленных и иных предприятий и организаций. Слова сердеч- РЕПОРТАЖ ИЗ РЕДАКЦИИ ной благодарности за понима ние, бескорыстие и помощь мы адресуем муниципально му предприятию Ж У -1 глав ного управления жилищно- коммунального хозяйства г. Липецка, липецкому магази ну «Природа», швейной фаб рике «Динамо» и фабрике «Липецкие узоры», чаплы- гинской и добринской швей ным фабрикам, эксперимен тально-консервному заводу «Лебедянский», мясокомби нату «Данковский», заводу агрегатов (г. Чаплыгин), до- бринским пищекомбинату и элеватору, елецкому филиа лу «Липецкэлектросвязи», обществу с ограниченной от ветственностью «Корсар» (г. Липецк). (Соб. инф.) Р .8 . Уважаемые друзья! Подписка на «Липецкую га зету» продолжается. Подпис ная цена на второе полуго дие 2001 года — 69 рублей 90 копеек. Будем вместе! На снимках: Нина Михайловна Ряховская из села Пере- хваль, выигравшая двухкамерный холодильник; победите ли игры «ЛГ» — это ваша газета!» после вручения призов. Фото Евгения САМОХВАЛОВА . V Г монологио КУЛЬТУРЕ Валентина ГРИБАНОВА: — За десять лет, за шесть вы пусков, мы подготовили 47 специ алистов, из которых 21 учится в ву зах Москвы, Воронежа, Ельца. Ос тальные работают по специальнос ти в Липецке и области. Несколько человек с хорошими вокальными данными — артисты профессио нальных коллективов — фольклор ного ансамбля «Зень», московско го «Карагода»... Казалось бы, результат непло хой. Но главная задача — подго товка специалистов для села — практически не решена до сих пор. Дело в том, что их там никто не ждет. Нет для них ни ставок, ни жилья . И получается так , к а к час то в России бывает: тратятся зна чительные государственные день ги на обучение студентов, а когда они получают дипломы, то оказы вается, что они не востребованы. На селе произошел, боюсь, не обратимый процесс: если раньше в районах были штатные единицы руководителей коллективов, то в начале 90-х годов эти единицы сня ли. Закрыли кр уж к и . Опустошили дома культуры. Вот эта пустота сей час особенно ощутима. Однако про- ■ шло уже достаточно времени, что бы те, кто руководит культурой в области, в районе, в селе, поняли: надо менять ситуацию, восстанав ливать бездумно и легко разрушен ное. Еще одна наша важнейшая за бота — работа в школах, с детьми, с молодежью. Иначе, придется пос тавить крест на местных и вообще российских традициях песенного искусства. Потому к а к в школе пе ния либо нет, а если есть, то оно не имеет отношения к национальным к а ж е м сразу: р ам ки моноло га заслуженно го р аботни ка культуры России Валентины Грибановой могли бы быть намного ш ир е , чем они есть н а самом деле . За плечами Грибановой — большой творческий путь, интереснейшие встречи, события. Но Валентина Васильевна решила обозначить лишь десятилетний его о трезок , сосредоточившись на самом доро гом «детище» — возглавляемом ею отделении руководителей народно го хо р а Л ип ец ко го областного училищ а искусств имени К .Н . И гумнова . Дело в том , что в апреле исполнилось десять лет с момента основания этого отделения . За столь небольшой срок в области многое сделано для возрождения на профессиональной основе народных песенных традиций . Но п о ка д ал еко не все... • М » ■л ......... истокам. Там звучат скороспелые шлягеры. Все это видишь особенно остро, когда к нам приходят ребята, которые не знают не только на родные песни, но и просто не умеют хоть что-то спеть. Вначале нам было трудно найти просто абитуриентов. Ходили по школам — общеобразовательным, музыкальным. Я даже ездила по квартирам: кто-нибудь расскажет, что есть девочка голосистая, вроде училась в музыкальной школе. Н у и отправляюсь на поиски — по горо дам, по всей области. Ведь чтобы учиться народной песне, нужно иметь не просто музыкальный слух, но и хорошие вокальные данные: ру ководителю народного хора необхо димо владеть голосом, а самое глав ное, любить фольклорную песню, стремиться, чтобы ее услышали и полюбили другие. В первые годы мы принимали же лающих зачастую даже без музыкаль ной подготовки, довольствуясь при родными данными. Естественно, пе дагогам было нелегко с ними: ну как человеку без подготовки, «с нуля» дать образование в музыкальном учи лище? Сейчас отработана своя систе ма приема абитуриентов, система под готовки по главным специальным и теоретическим предметам. За это я признательна всем моим коллегам, а теоретикам в особенности. Весьма интересен процесс разви ти я , роста студентов. Н а первый курс приходят те, кто с чисто фоль- клорнои музыкой толком незнакомы. Н у они чувствуют себя не слишком уверенно. Но уже в конце второго курса на глазах с ними что-то такое происходит. Сама народная песня играет колоссальную роль в их ду ховном развитии. А к концу четвер того курса многие из них становят ся по-настоящему яркими исполни телями. Они к а к бы обретают голос и начинают не просто исполнять на родную песню, но и ощущать ее глу бину, ее суть. И это у меня вызыва ет самую большую радость. На каждом курсе у нас есть учеб ный фольклорный ансамбль. А поми мо того, существует коллектив кон цертного плана «Истоки», его руко водитель Надежда Васильевна Чес нокова. В нем поют студенты разных курсов. «Истоки» уж е заявили о себе: они — лауреаты регионально го и всероссийского конкурсов . Наши солистки Юлия Пасынкова и Софья Рощина победили, соответ ственно, на всероссийском конкурсе «Серебряные голоса» в Иванове и третьем всероссийском конкурсе ис полнителей народной песни имени Руслановой в Саратове. Несколько лет назад при нашем отделении от крылась детская вокальная студия, там под моей опекой воспитывалась Настя Панина, многократный лауре ат всероссийских конкурсов. Теперь она ученица спецшколы. Ее награ ды тоже «работали» на авторитет отделения. Он мог бы быть и еще выше, да вот буквально «захлестывают» слож ные проблемы. Администрация учи лища помогает нам по мере возмож ности. Однако областное управление культуры не балует нас своим вни манием, хотя мы неоднократно об ращались туда. Мы обязаны изу чать местные фольклорные тради ции, заниматься записью народных песен в районах области. В нашем учебном плане предусмотрены еже годные фольклорные экспедиции. Студенты отделений, подобных на шему, в Белгороде, Курске, напри мер, ездят за песнями даже два раза в год. У нас же вообще за десять лет в экспедициях побывали всего пять человек! В отделении нет аппаратуры, с помощью которой мы могли бы и сами записывать, и смотреть при обретенные записи на видеокассе тах, знакомиться с традициями раз личных регионов России. Это ведь не прихоть, не праздный интерес, нам это необходимо, как хлеб. Наши коллективы регулярно выступают с концертами, поскольку готовим не только хормейстеров — руководи телей творческих коллективов, но также и артистов. Да только для исполнителей нет ни концертных костюмов, ни обуви. Я все-таки надеюсь и верю: на наше отделение обратят внимание. Сама ж и зн ь подсказывает : та лантливой молодежи нужно давать максимум знаний, чтобы она с ува жением и любовью относилась к своей родной национальной музыке. Это — дело, работа, а не пустосло вие насчет того, что новое поколе ние, мол, некультурно, непатрио тично, бездуховно. Молодым лю дям, что учатся у нас, к а к раз и открывается ценность народной пес ни и шире — русской культуры. Музыка наполняет их души, про светляет их мысли, дает возмож ность думать о будущем, жить на- полненно. Записала Елена БОЙКОВА . ВМАЛЕНЬКОМГОРОДЕ П ол года н азад в небольшом провинциальном Ельце изменился статус старейшего педаго гическо го института России. Теперь это университет. Естественно, дело отнюдь не в перемене вывески. К университету особые требования , в том числе и в постановке научной аботы. О том , к а к держ ит экзам ен ЕГУ имени '.А .Б унина , рассказывает его р ектор , доктор педаго гических н а у к , профессор Валерий КУЗОВЛЕВ. — Валерий Петрович, ваш вуз традиционно раз вивал гуманитарные дис циплины... — И при этом всегда ста рался учитывать научные интересы каждой кафедры и факультета, объединяя в фундаментальном исследо вании самых разных специ алистов. В стенах ЕГПИ сло жилось несколько научных школ, которые возглавляют известные академики, до ктора наук, лауреаты Госу дарственной премии России, заслуженные деятели на уки РФ. Они занимаются проблемами сохранения и возрождения ис тори ко - культурного, археологичес кого и духовного наследия России, а также литератур но-лингвистическим, фило софско-педагогическим и рядом других направлений. У нас несколько научно- исследовательских лабора торий — социологии, про граммирования педагоги ческих средств по русскому языку, культурно-образова тельной среды Липецкой области. Они успешно рабо тают. А положение универ ситета дает возможность эффективнее организовать их деятельность. Перспек тивы открываются интерес нейшие. Скажем, лаборато рия культурно-образова тельной среды может стать базой для создания инсти тута педагогики. Лаборато рия по созданию словарей современного русского язы ка — основой для институ та русского языка, а социо логическая — для институ та социологии. По этому пути мы и пойдем. — Вы говорили о фунда ментальных исследовани ях. А что уже сделано в этом плане елецкими учеными? — За последние годы не сколько научных проектов наш их докторов н аук и профессоров получили гран ты. Работы по археологии древнерусского периода во шли в арсенал российской науки. Мы можем гордить ся подготовкой специалис тов педагогического про филя, особенно для сельской малокомплектной школы, по литературе «серебряно го века» и русского зару бежья, по проблемам рус ского образования и так да лее... Вместе с тем мы пока недостаточно занимаемся информационными техноло гиями, прикладными наука ми, которые дают сравни тельно быструю отдачу и окупают вложения. — Я знаю, что у вас мно го серьезных ученых. Но, вероятно, вопросы творчес кого роста преподавателей и исследователей все рав но остаются... — Мы долгое время пос тепенно и последовательно подтягивали научную рабо ту кафедр и факультетов до отметки, достойной универ ситета. Начинали с филоло гического. Там появились наш первый доктор наук , первая аспирантура. Затем был создан совет по защите кандидатских диссертаций, а с нынешнего года и доктор ских. К а к итог — восемьде сят процентов преподавате лей филологических дисцип лин имеют ученые звания и степени. То же происходи ло на психолого-педагоги ческом факультете, где толь ко за последние пять лет за щищено шесть докторских диссертаций, а скоро добавят ся еще три. Но важно, чтобы качественный состав препо давателей повышался повсе местно. В ближайшее время на физико-математическом предполагается защита не менее двух докторских дис сертаций. На юридическом, где пока один штатный доктор наук и семь совместителей, тоже ожидаем и надеемся, что будут еще два доктора и несколько кандидатов наук. В нынешнем году создаем науч но-исследовательский сектор, управление докторантурой и аспирантурой. Но мы должны вниматель но проанализировать работу аспирантур. Она не везде от вечает задачам университета. Впервые в истории нашего вуза открыли докторантуру, в этом году состоится первый прием. Надо провести тща тельный отбор претендентов. Подчеркну: необходимо рас тить свои научные кадры. То есть предпочтение будем от давать нашим выпускникам — тем, кто успешно защитил кандидатские, хорошо зареко мендовал себя на преподава тельской и научной работе. Для оценки качества про фессорско-преподавательско го состава главным критери ем является количество со трудников, имеющих ученые звания. Тут дела обстоят не плохо, особенно на фоне боль шинства российских вузов. Но ректорат тревожит, что на кафедрах экономики, основ медицинских знаний за пос ледние пять лет не защитили ни одной кандидатской дис сертации. Это нас не устраи вает. — Ваши ученые издали немало учебной литературы. Над чем они работают сегод ня? — Вышли в свет и широ ко используются в школах Липецкой области и Централь ного Черноземья учебные по собия по литературе, истори ческому, педагогическому краеведению. В ближайшее время появится книга по лин гвистическому краеведению в Липецкой области под редак цией профессора Макарова. Есть реальные возможности создавать учебники по педа гогике, русскому языку, рус ской литературе, юридичес ким и математическим дис циплинам для вузов и учеб ные пособия по русскому язы ку , чтению, естествознанию, по экономике, праву и психо логии для школ. Этим мы бу дем заниматься. — Университету необходи ма надежная материально- техническая база. Худо-бед но, но пока вам хватает , пусть и разбросанных по все му городу, помещений. А что с современной техникой? Без нее ведь сегодня не обойтись ни студенту, ни аспиранту. — Нам нужно шире полу чать и использовать информа цию через систему Интернет. Это направление станет пред метом серьезной научной про работки методистов, психоло гов, педагогов. Условия есть. В вузе достаточное количест во компьютерных классов, будем создавать локальные компьютерные сети, информа ционный центр, чтобы зани маться перспективным плани рованием и внедрением новой технологии в учебный про цесс университета. Это пот ребует немалых затрат. Зна чит, постараемся зарабаты вать часть денег на коммер ческой основе. — А к а к реально может заработать профессор, ас пирант или студент в таком небольшом городе, к а к наш? Есть ли тут достаточ ное поле деятельности? — Мы можем оказывать содействие научным разра боткам, направленным на интенсивное внедрение но вых информационных техно логий в учебный процесс школ и в производстве. Для инженерно-физического фа культета открывается воз можность оказания платных услуг населению Ельца и со седних районов в ремонте сложной бытовой техники. Но этого мало. Предсто ит резко увеличить объем работы, связанной с исполь зованием внебюджетных ис точников финансирования, чем мы и занимаемся. До пустим, доктор историчес ких наук, профессор Соловь ев выиграл грант Гумани тарного фонда. Кафедра ес тествознания выполнила хозрасчетную работу по эко логии, заключив договор с администрацией Ельца. К а федра психолого-педагоги ческого цикла заканчивает разработку концепции раз вития системы образования города на ближайшие де сять лет. Эту деятельность можно расширять — и в городе, и в области, и в Центрально черноземном регионе. Н уж но использовать возможнос ти Минобразования РФ , Российской академии обра зования, учреждений, вхо дящих в наш научно-учеб ный методический ком плекс. С одной стороны, эти учреждения могут финанси ровать наши научные рабо ты, с другой, опять же за плату, повышать професси ональную подготовку своих преподавателей в стенах ЕГУ. — Провинциальному университету , вероятно, трудно налаживать контак ты с зарубежными колле гами. Международные свя зи ученых, к а к правило, ус танавливаются на уровне крупных городов. И хотя ельчане провели ряд меж дународных конференций, все-таки надежда на то, что в Елец узнают дорогу уче ные с мировым именем, мне кажется, не велика. — Тем не менее к этому надо стремиться. Елец — маленькая точка на карте России, но его буниноведы выступали с докладами во Франции, Израиле, других странах. С нами сотрудни чают ученые Италии, Гол ландии. А если говорить об известности, то наш акаде мик, доктор исторических наук Пряхин в области ар- хео.тогии, без преувеличе ния, ученый с мировым име нем. Так что сотрудничест во с ведущими университе тами мира и ближнего зару бежья — это отнюдь не ил люзия. Кстати, о ближнем зарубежье. Мы уже готови ли специалистов для Узбе кистана. Сегодня ведутся переговоры о приеме абиту риентов из числа русско язычного населения Таджи кистана. С просьбой об этом в ЕГУ обратились Комитет по международному сотруд ничеству Госдумы и М еж дународное управление об разования нашего министер ства. Беседовала Тамара Ф ЕДЮ КИ Н А , соб.корр. «Липецкой газеты». ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ ПОЛВЕКСАПУСТЯ будет оплачен труд подневольных рабочих Ч млрд , н ем ец ки х м а р о к — в та к ую сумму обойдутся Германии I 1 1 компенсационны е выплаты бывшим подневольным рабочим , • насильственно угнанным в годы войны на принудительные работы . Доля России в общ ей сумме составляет 8 3 5 млн . м а р о к . Распределением этих средств займется через национальны е фонды взаимопонимания и примирения созданны й в Германии в августе прош ло го года Ф онд «Память , ответственность и б уд ущ е е » . Непосредственное участие в этой а кц и и примут органы соцзащиты н асел ени я . О с р о к а х , условиях и неко торы х ю ридических аспе ктах выплаты компенсации бывшим у з н и к ам ко нц л а гер ей и гетто мы попросили рассказать н ачальника о тдела по д е л ам ветеранов и во ен но сл уж ащ и х областного управления соцзащиты населения Виктора БЫЧКОВА. — Виктор Владимирович, кто конкретно может рассчи тывать на получение ком пенсаций? — Бы вш ие у з н и к и концлагерей (по М еждуна родной классификации) и гет то, принудительные работни ки всех отраслей промыш ленности, транспорта, связи как частного, так и государ ственного секторов экономи ки, сельского, коммунально го, домашнего хозяйства и зферы обслуживания, дети до 12-летнего возраста к мо менту освобождения из нево ли, вывезенные с родителя ми или без них, а также ро жденные в йеволе. Предус мотрены и дополнительные выплаты для тех, кто подвер гался особенно жестоким про тивоправным действиям со стороны нацистов (при соот ветствующем документаль ном подтверждении этих фак тов): использовался для про ведения медицинских экспе риментов, в качестве донора. получил тяжелую травму или потерял трудоспособ ность во время принудитель ных работ. Компенсации получат и узники других мест прину дительного содержания, со поставимых по условиям с концлагерями, из тех, что не вошли в официальный меж дународны й перечень концлагерей. Они уточняют ся сейчас немецкой стороной, и информация об этом посту пит несколько позже. Не дает права на получе ние компенсационных выплат пребывание в военном плену. По сообщению Фонда взаимопонимания и примире ния Российской Федерации, компенсации жертвам нациз ма намерена выплатить не только Германия. О таком же решении за явило австрийское прави тельство. Уж е принят соот ветствующий закон, подписа ны межправительственные соглашения, в том числе с Россией, создан федеральный фонд компенсационных вы плат. Правительство Австрии предоставит России 725 млн. австрийских шиллингов для выплат нашим согражданам, ' насильственно угнанным во время войны на территорию Австрии. Категории получа телей остаются те же, что и по линии германского фонда. Но дополнительно к этому будут предоставлены пять тысяч шиллингов для вы плат насильственно у гнан ным женщинам, которые в период принудительных ра бот родили детей в специаль но отведенных нацистами роддомах или прервали ис кусственно беременность. — Что необходимо пред принять для получения ком пенсаций из названных фон дов? — Имеющие такое право могут обратиться в органы соцзащиты населения по мес ту жительства или непосред ственно в Фонд взаимопони мания и примирения РФ. Процедура оформления документов едина как для не мецкого, так и для австрий ского фондов. Но свое право на компенсацию каждый об ратившийся должен подтвер дить документально. Справ ки могут быть получены на предприятиях в Германии или Австрии, где он привле кался к принудительному труду, а также в магистра тах тех населенных пунктов, где в годы войны размеща лись эти предприятия. — Но ведь документы могли быть уничтожены фа шистами или погибли во вре мя бомбежек. К а к быть в та ких случаях? — Органы соцзащиты на селения и Фонд взаимопони мания и примирения оказы вают помощь в розыске до кументов. Для этого накоп лена значительная база адре сов архивов, разработан уп рощенный бланк-запрос на русском и немецком языках в архив М еж д ун ар о д но й службы розыска в германс ком городе Арользен. Если доказательства в отечествен ных и зарубежных архивах не найдены, немецкий закон допускает в исключительных случаях возможность уста новления фактов принуди тельного труда по решению суда или органа соцзащиты населения на основании сви детельских показаний. Прав да, при этом существует ряд условий, с которыми можно подробно ознакомиться в ор ганах соцзащиты населения. Те, кто уже получал ком пенсации по линии герман ского правительства начиная с 1995 года (а в Липецкой об ласти таких людей насчиты вается около пятисот), пов торно представлять те же до кументы не должны. Они мо гут при необходимости до полнить или уточнить имею щиеся сведения. — Решение о выплате компенсаций узникам фа шистских концлагерей и гет то вряд ли можно назвать своевременным: многие их них не дожили до этого мо мента... Могут ли получить причитающиеся им суммы наследники? — Да, но только в тех слу чаях, если претендент на по лучение компенсации умер после 15 февраля 1999 года (к а к записано в немецком за коне) или после 15 февраля 2000 года (по австрийскому закону). — Виктор Владимирович, обозначены ли сроки подачи документов и выплаты ком пенсаций? — В соответствии с немец ким законом документы до лжны быть поданы до 11 ап реля 2001 года, но для Рос сии этот срок продлен до 12 августа. Выплаты решено произвести в два этапа. У з ники концлагерей и гетто по лучат на первом этапе по ловину от положенной ком пенсации, а все остальные — 35 процентов. После оконча тельной обработки заявлений будет выдана оставшаяся ее часть. Австрийской стороной за явления принимаются до 15 февраля 2002 года, и выпла ты пройдут в один этап. 0^^ачале выдачи компен саций мы проинформируем читателей дополнительно. Лариса А Л Е КС А Н Д РО В А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz