Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ИСТОРИЯ ШЕДЕВРА ЯЗЫК МОЙ... м о с к о в с к и й РЕПОРТАЖ И ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ СУДЬБАЧЕЛОВЕКА СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК: БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ - И ОБОЛГАННЫЙ, УНИЖЕННЫЙ, ОБМАНУТЫЙ МАСТЕР... с одной стороны, самый молодой народный артист СССР, л(^реот Ленинской пре мии, обладатель «Оскара». Фидель Кастро дарил ему свои любимые сигары, Иосип Броз Тито пожаловал... ост ров, а продюсер Дино де Лау- рентис - «Роллс-Ройс». Прав да, подарки не были приняты. С другой стороны, оболган ный, униженный и обманутый Мааер. Каждый раз, проходя по Тверской мимо помпезного до ма, сбоку которого приютился бронзовый горельеф Бондар чука, вспоминаю кадры из «Судьбы человеко». «А ты зно- ешь, Вонюша, кто я?» - тихим шепотом спрашивает в маши не Соколов. И мальчик еще не успевоет вымолвить свое «Кто?», но изумление и ожида ние чудо уже столь явно чита ются в его глозох, что ты пони- моешь: сейчас произойдет не что. «Я твой отец!» И это не возможное по наколу чувств: «Попка! Родненький! Я знал, я знол, что ты меня найдешь!.. Все равно найдешь!..» Все военное и все челове ческое соединились в этом фильме. И я живо представляю первый перестроечный кине- мотографический съезд, куда Бондарчуко не избрали даже делегатом и топтали, как толь ко могли, и единственный го лос Никиты Михалкова в зо- щигу: «Не избрать делегатом человеко, снявшего «Судьбу человека», «Войну и мир», «Они сражались за Родину» и уже только этими фильмоми вошедшего в историю отечест венной культуры - есть ребяче ство, дискредитирующее все благие порывы». Помните, Пьер Безухов Бондарчуко кри чит в полубезумии: «Они хотят погубить кого? Меня!.. Мою бессмертную дущу!..» «Судьба человека» была первой режиссерской работой Бондарчука. Он прочитал шо лоховский рассказ в «Правде» - это было как удар в сердце. И он страшно захотел сде лать фильм. Идея не пришлось ко двору: чтоб актер и снимол, да еще на основе моленького рассказа... Но он сделал это. На просмотр только что смонтированной роботы Сер гей Федорович пригласил Шо лохове и Герасимово. Закон чился фильм, включили свет, и возникла долгая, тягостная пау за, после которой Шолохов вдруг взял и резко вышел из зала. Герасимов сказал какие- то теплые слова, и понурые Бондарчук со Скобцевой по ехали домой. Молчали кок ог лушенные. Через два часа по звонил Шолохов: «Дай мне Сергея» (со своим характер ным казацким «г»). А ему ска зал; «Ты прости меня. Я боялся рассопливиться. Только пришел в себя». - Ирина Константиновна, мне один ваш знакомый рас сказывал, что Сергей Фёдоро вич впервые увидел вас на портрете и потерял голову... - Дочь художника Василия Ефонова училась у нас но по- стоновочном факультете, и ее папа частенько наведывался к нам в студию. Как-то увидел меня и попросил попозировоть - его интмесовол образ «До- мы с собачкой». И, видимо, ему самому так понравилась своя работа, что он ее выста вил на вернисаже, куда при гласил и меня. Я так тихонько вошла и сразу увидела челове ко, стоявшего перед этим порт ретом. Его теребило женщина: «Ну, пойдем...» Я отшатнулось к стенке. Он обернулся, и мы встретились взглядами. ...И по том кок он взял меня зо руку, так и не отпускал всю жизнь. - Но он же был женат но Инне Макаровой, а вы, если верить Интернету, были заму жем за Алексеем Аджубеем?.. - Ну что вы, я никогда не была замужем за Алексеем. Он ухаживол за мной, у нас были романтические отноше ния. Ведь кок получилось: сно- чала я поступила в Школу-сту дию МХАТ, проучилась там год, но домо меня запилили - нужно, мол, получить настоя щую профессию. И тогда я по ступила но искусствоведческий факультет МГУ, а Леша - на только что открывшуюся жур- нолистику. Более того, я сама в какой-то степени и было ини- циотором их знакомства с Ра дой Хрущевой, А я проучилась в МГУ три года, активно участ вовала в самодеятельности, а потом меня приняли сразу на четвертый курс той же Школы- студии м х а Т. - А потом был фильм Сергея Юткевича «Отелло», где Бон дарчук сыграл Отелло, а эбц «...Он взял меня за руку, так и не отпускал всю жизнь». Ско ева свою первую роль - Дездемону, после чего вы по ехали в Конны, после чего по женились... - ...Поженились мы только в 1959-м, хотя познакомились в 1955-м. Нашему браку чини лось много препятствий, Сер гея вызывали доже в ЦК... Я его долго не знакомила со своими родителями, поскольку все бы ло как-то неопределенно. - И он не боялся, что вы, та кая красивая и свободная, мо жете упорхнуть? - А кокой Сережа был кра сивый! Но вот я уехало сни маться в «Поединке», о он взял да и пришел к моим родителям с маленьким чемоданчиком, в котором были документы, и сказал, что едет ко мне жени хом. Приехал инкогнито. А мы как раз снимали любовную сцену Шурочки и Ромы. Как мне потом попало! Считол, что мы с Пузыревым были слишком «натурольны», и тогда я поня ла, что он очень ревнивый. - А вы, Ирино Константи новна, ревнивы? - Конечно. Но надо сказать, Сережа мне не давол никогда никаких поводов. У него была сложная жизнь, в ней много было розных перипетий и влюбленностей. Но, поженив шись, мы все это отсекли, и ме ня это прошлое уже не волно вало. Я нашла в нем крепкий тыл, сильное, надежное плечо - зноло: никогда не предаст. Мы всегда были рядом. Я езди ло с ним, даже когда не снима лась. - Вероятно, это помогло вернуть его с того света, когда у него вдруг остановилось сердце? - Вот тогда-то как раз меня и не было рядом - в студии пе резаписи «Войны и мира». Ро- монов, министр культуры, предложил остановить весь процесс работы над картиной и быстро сделоть п ^ в ую се рию к фестивалю. Работали по 14 часов. Знаете, даже ло шадь из галопа выводят посте пенно... Он вышел из просмот ровой с чашкой чаю и упал. К счастью, быстро подъехали две «неотложки», и врачи вывели его из состояния клинической смерти - несколько минут серд це не билось... Только на сле дующий день меня пустили к нему - у него были такие опро кинутые внутрь глаза. Вы не представляете, что это - снять «Войну и мир»! Снимоли двумя камерами: обыкновенной и но широкий формат. Кому это бы ло нужно - в России и было-то несколько широкоформатных кинотеатрав! Значит, все дуб лировалось. Советскоя пленка было такой низкой чувстви тельности, для съемок всех этих военных планов нужно было столько свето... Было 22 вида брака этой пленки! Ему каждый день звонили и сообщоли: там соринка, там полив не тот. Сергей Федорович плакал. У него в дневнике есть запись: «Шесть лет жизни. Я не видел, как выросли дети (дочь Алена и сын Федор родились, пока снимали «Войну и мир»), я не похоронил отца, я состарился внутренне. Ради чего? Роди этой зобовы, что зовется кине- мотофофом». - Федор в недавнем интер вью сказал, что практически не видел своих родителей. - Ток оно и было: мы >)<е ве ли почти цыганское существо вание. Кок-то Сережо приехал со съемок домой в полушубке, весь такой разгоряченный, о четырехлетний Федя ручонки свои расставил и говорит; «Ба! Кого я вижу!» Сережо очень переживал. - Федор сказал, что соби рается делать римейк «Судьбы человека». - Вночоле эта идея действи тельно казалась интересной. Я понимаю нынешнюю кинемо- тографическую молодежь: они бьются, как осенние мухи о стекло, - материоло особенно- то и нет, а без хорошей лите ратуры в основе не может быть добротного фильма. По том у Федора умер сцена рист, и все зависло. Честно го воря, пусть это остоется у него мечтой, пусть он об этом дума ет, но я ему говорю, что не на до надевать обувь отца. - А что это за история с «противной» картиной Лени Пурыгина? - Сергей Федорович очень любил ходить по выставкам, мастерским, сам рисовал и ре зол по дереву. А тут один кол лекционер стал ему нахволи- вать «брутальный примити визм» восходящей звезды Пу рыгина. Ну и повел к художни ку. Тот вытащил из спальни ра боту и со словами, что, если б это был не Сергей Федорович, то он никогда бы с ней не рас стался, продал ему. Сереже, раз уж дело приняло такой оборот, неудобно было отка зываться, а может, он боялся прослыть несовременным ...Поверьте, я не ханжа, но ко гда я ЭТО увидела - ноги врас топырку и кругом - розочки, розочки и ангелы летают... (Хо хочет). Не хвотоет только гине кологического кресла. Я сняла эту кортину, убрала ее, а по том попросила отнести Пуры- гину обратно со словами, что мол, Скобцева не разрешает, так он и сделол. - Г оворят, она патом ушла с аукциона за 100 тысяч фунтав стерлингов. Не жалели? - Ни-ког-да. У нас вообще не было этой черты - накопи тельство. Когда мы жили в двухкомнатной квартирке вме сте с моими родителями и ба бушкой, Сережа и я вступили в кооператив. Но когда государ ство дало нам хорошую квар тиру, то деньги мы отдели в детский дом. - Чувствуется, вы здорово замыкались друг на друге - бы ли единомышленниками ва всем. Вы его никогда не попре кали, что он мог бы вас сни мать чаще? - Нет. Хотя был такой розго вор незадолго до его смерти. Сергей Федорович считол, что ничего специально для меня не сделал. Он говорил, что сни мал меня только тогда, когда ему нужна была актриса по фамилии Скобцева. Когда сни моли «Судьбу человека», Ми хаил Александрович все гово рил ему: «Ты лопушка, лопуш' ко снимай». Шолохов звал ме ня лопушком, потому что я бы ла беленькая и пушистенькая Но Сережа видел в роли дру гую женщину, и правильно сде лал: Зина Кириенко попала в самую точку. - Вы жили и продолжаете жить делами своего мужа. Есть ли надежда, что его послед нюю работу - «Тихий Дон», ко торая, по многим откликам, должна была бы стать событи ем в кинематографе, удастся все же выцарапать обратно?.. - Я даже иногда думаю, что, может, судьбе было так угод но, чтоб Сережа ничего этого не видел. Итальянский продю сер сделол большой проект с Россией, где в связке с «Тихим Доном» шли еще фильмы о Та мерлане и Чингис-хане. Он предпологал, что фильм будет сниматься два года, но Сергей Федорович снял его зо 11 ме сяцев и 30 6 смонтировал. Де сятисерийную версию про дюсер зобрал, оставив Бон дарчука без авторской копии.. И вот 7 лет я живу с этим гру зом. В фильме снимались звез ды мирового кино: Руперт Эве ретт (Григорий), Дельфин Ф ор рест (Аксинья), Мюррей Абра- хом (Пантелей) и наши россий ские актеры Борис Щербаков, Нотолья Андрейченко, Елено Бондарчук, Владимир Гостю хин. - После смерти Сергея Фе доровича у вас много сохра нилось друзей, на которых можно оп^еться? - Нет. Самые близкие и не выдержали. Гуля АГИШЕВА. ГОВОРИТЬ, ЧЕМ ЖЕВАТЬ! в Воронеже прошла Всерос сийская научно-практическая конференция, посвященноя воз рождению культурной русской речи и письма. Свыше 230 док ладов и сообщений представи ли участники - ведущие лингви сты и литературоведы, предста вители ■министерств образова ния и печати, журналисты., Все бьют тревагу: русский язык донельзя засорен, прими тивен и нарочито огрублен не только в быту, но и в эфире, и на страницах газет, журналов, книг. Кок считает ректор Сонкт- Петербургского государствен ного университета Людмила Вербицкоя, для сохранения язы ка требуется экстренное вме шательство. Свои предложения ученые направили в правительство. Среди первоочередных мер - увеличение набора на филоло гические специальности в вузы, возобновление образователь ных радио- и телепередач, за вершение розроботки нового Свода правил современного русского языка. Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. ДЕД МОРОЗ ПРОТИВ ДЕЦЕЛА Именно Дед Мороз (но без всякой Снегурочки!) должен бу дет наконец-то взяться зо пат риотическое воспитание подра стающего поколения, научить подростков хорошим манерам и даже правильной речи. Полу чается, это тот самый дедушко, который должен зонять в юных сердцох вакантное место после низвержения дедушки Ленина. Как утверждает губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, после его встречи с министром образовония Влади миром Филипповым тот дал по ручение подготовить под эгидой министерства целую образова тельную программу по под держке проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Итак, соревнование Дед Мо роз против Децела начинается. Увы, шансы не равны... Елена ЖИБОРТ. Вологодская область. ЭТА ДЕРЕВНЯ - НА ДВОИХ ПОСЛЕДНЯЯ ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА С ОБИТАТЕЛЯМИ В ШУМНОЙ СТОЛИЦЕ Правильно говорят; Москва большая деревня. Правда, по плану развития Москвы к 2010 году всех сельских жителей обещают из частного сектора переселить в многоэтажки, по деревня не сдается и сражает ся до последней избы. Старики зовут на подмогу внуков... Среди памятников деревян ного зодчества в знаменитом столичном Музее-заповеднике «Коломенское» среди усадеб русских князей и царей в тени деревьев притаился небольшой деревянный домишко. Вокруг - ухоженные грядки, кусты моли- ны и нарядная уборная на ули це. Это все, что осталось от деревни Дьяково Городище. Единственные сегодняшние жильцы - Валентина Федоров на и Порфирий Яковлевич Али совы. Почуяв чужих, во дворе за брехали собаки, из дверей по казалась хозяйке, а следом, прихрамывоя, и сом хозяин. Двенадцать лет назад вок руг стояло еще с две сотни дворов. Потом жильцов пере селили по квартирам, домишки снесли, о один вот остался, торчит назло постановлениям. - Здесь еще мои дед с баб кой, мать с отцом жили. Здесь и я родилась, здесь и помру. До и не привыкшие мы в боль ших домах жить. Здесь все больше но улице, при делах. И воздух здесь свой, особенный, чистый, - докозывает Валенти на Федоровна. Интересно, кок с токими ар- гументоми удалось удержать тяжелую руку госудорство, за несенную уже было нод избуш кой и ее обитотелями? - Ток ведь дом государству не принодлежит. У меня на не го дарственная от матери. Вот и не трогают нас. Пока... Окинешь взглядом окрест ности - за макушкоми деревьев начинаются «спальные» мифо- районы из небоскребов. Там цивилизация. А здесь лет на 100 в прошлое окунаешься. Печка, дрова. Электричества нет - как стемнеет, освещают Валентина Федоровна и Порфирий Яковлевич - коренные москвичи, но считают себя деревенскими. небольшую комнатку две керо синовые лампы. Удобства, как уже сказали, на улице. Воду во флягах внуки привозят. Ну пря мо Агафья Лыкова в многомил лионной Москве. Еще недавно и свет, и ко лонки с водой здесь были. Но в 1998-м электростолбы урага ном расшатало. Приехали ра бочие и повыкорчевывали их совсем. Куда только старики не аброщались. Но кто же будет роди них снова сюда электри чество вести? А колонки - те еще раньше вместе с домами лосносили. Алисовы на власть не сердятся: привыкли обхо диться своими силами. - Зато огород у нас свой: картошечка, марковка, лучок, огурчики. Для себя хвотоет. На пенсию-то много теперь ку пишь? Раньше и хозяйство здесь держали - свиньи, коро вы, овцы. А как их нынче про кормишь? Да и неудобно: кру гом люди гуляют, иностранцы ходят... Ей - 80. Порфирию Яковле вичу - 90 будет. В 1946-м как после войны познокомились, так и живут по сей день. Всю жизнь в местном колхозе вко- лыволи. Она на полях - звенье вой, он - шофером. Дети - сна чала сын, потом дочка - погиб ли, оставив старикам внуков. Они в московской деревеньке частые гости - то продукты при везут, то воду с дровами. - Нам тут не скучно. - Пор фирий Яковлевич заправски сжимает меха баяна, отыграв нам свою программу-минимум. - Особенно летом, когда -гери- стов и отдыхающих много. Г1од- ходят к нашему дому, водички попить попросят, житьем-быть ем интересуются, здоровья же лают. В планах московского руко водства до 2010 года оконча тельна очистить столицу от бывших деревенских построек. Но Алисовы уверены: и после их смерти домик в Коломен ском устоит. - Дом я уже на внуков офор мила. А они твердо пообеща ли, что не дадут его снести. Бу дут приезжать сюда отдыхать, копаться в зедлле до нас, пред ков, вспоминать... Антон КЛЮЕВ. ПОЧТОВЫЙ ящ и к «АВ» МАХАРОБЕЛИ, или ПОЛЕВАЯ ПОЧТА ДЛЯ БУЛАТА ЗАВТРА ПОЭТУ-ФРОНТОВИКУ ОКУДЖАВЕ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 77. СКОЛЬКО ПРЕКРАСНЫХ ЛЮДЕЙ ЕГО ПОМНЯТ И ЛЮБЯТ! Что-то давненько мы не сидели, в тесном застолье песен не пели. Где же он скрылся, где заблудился, радости вестник, Махаробели? Махаробели - это в апреле черные дали заголубели, окна открыли, стекла помыли, - этоль не праздник, в самом-то деле?.. Олег Чухонцев. Из стихотворения, посвященного Булату Окуджаве. Завтра, 9 моя, поэту-фронтовику Була ту Шалвовичу Окуджаве исполнилось бы 77 лет. И еще одно дата: ровно сорок лет назад, в 1961 году, была опубликована первая проза поэта - повесть «Будь здо ров, школяр». Оно появилось в альманахе «Тарусские страницы», адним из састави- телей катараго был Константин Геаргие- вич Паустовский. «Это не приключения, - говорил в пре дисловии Булат Окуджава. - Это о том, кок я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло...» Повесть сильно ругали критики и вся кие идеологические начальники. Но ругань их давно забылось, о повесть и сейчас чи тается, кок свежее письмо. Письмо оттуда, с фронта, из моздокской степи. «...Из дому писем нет. Где же ты, почта полевая? Я заряжаю автоматные диски. Заряжаю и молчу. - О чем грустишь, ежик? - спрашивает старшина. А мне трудно ему ответить. Что я от вечу? - Это я так, - говорю я, - дом вспом нил...» В конце прошлого года («ДВ» от 14.11.2000) мы попросили наших читате лей вспомнить о первом знакомстве с пес нями Окуджавы. Сегодня мы публикуем не сколько писем из той замечательной поч ты, которую мы получили. Все без исклю чения письма мы передадим в дом-музей Булата Окуджавы в Переделкине. Дмитрий ШЕВАРОВ. «По Смоленской дороге...» Это было в одну из октябрьских суббот шестьдесят третьего года. Наш старший брат - а было нас шестеро детей - вер нулся домой, в село Васильевка. В рай центре, где он начал работать после окончания «фазанки» (фабрично-заво дского училища), ему удалось с первой зарплаты купить радиолу и несколько пла стинок. Это был токой праздник! Родители не обиделись, что он так потратился, хотя жили-то почти в нищете и деньгам можно было найти другое применение. Созвали соседей на нашу радость, таких же бед ных колхозников. А первой плостинкой бы ла маленькоя, на сорок пять оборотов в минуту «По Смоленской дороге леса, ле са, леса...» Мне было десять лет, жили, как уже сказола, бедно, никаких особых радостей до этого не помню, а тут - такая мелодия. такой голос... Я заплакала. Наши снача ла не поняли причины... Я выбежала на улицу - там холод, дождь. А мне слышится, и я подпеваю: «Над Смоленской дорогою, как твои глаза, - две вечерних звезды...» Пластинки, книги Булата Окуджавы - наверное, самое чистое и возвышенное, что есть у меня. Галия Купченко. г. КУРИЛЬСК, Сохалинскоя область. «Мама, белая голубушка...» Конец шестидесятых годов. В каждом дворе две обязотельные для ребят вещи - футбольный мяч и гитара. Знаменитые три аккорда, песни, но песни, мягко говоря, так себе: «Сижу на нарох, как король на именинох...» Но вот появился магнитофон у кого-то - как чудо техники. Вещь дорогая и непо нятная - но для чего он нам? Игрушко... Но, видно, именно с магнитофона донес лись до нас другие песни - в них была ду ша. И первое имя - Булат Окуджава. И чи стая, будто с неба сошедшая, мелодия: Не клонись-ка ты, головушка, от невзгод и от обид. Мама, белая голубушка, утао новое горит... С плохих, поминутно рвавшихся лент звучал для нас, мальчишек, этот голос. И по сию пору и мы с женой, и дочка, пом ним и повторяем строки из тех лет. Они помогают жить. Владимир ЛЕБЕДЕВ. жения. Они не знали, что я был кандида том в мастера спорта по сомбо. Для од ного из нападавших праздник закончился скверно - увезли его в лазарет. Остоль- ные «деды» каждый день грозили устроить мне «темную», и я, чтобы быть готовым и чтобы не тянуло в сон, ставил на свою тумбочку после отбоя негромко включен ный могнитофон со спокойными, грустны ми песнями Окуджавы. Благодаря им я был внутренне готов к нападению, всю г. ПИНСК, Белоруссия. «Пока земля еще вертится...» Впервые я услышал записи песен Окуд жавы во время срочной службы в армии, в самом конце семидесятых. Спросите, по чему я таким отсталым был? В те времена все концертное время телевидения и ра дио было отдано лишь нескольким испол нителям, в числе которых Высоцкий и Окуджава не числились. На седьмое ноября кому-то из солдат моего отделения передали подарок - ма ленький могнитофон «Романтика» и кассе ту с песнями. Тогда я впервые услышол полностью «Поко земля еще вертится...» Провдо, солдаты вели себя шумно и каж дый собирался с обеда сбежать в уволь нение, а мне очень хотелось побыть но- едине с этой песней. И я как младший ко- мондир устроил владельцу магнитофона увольнительную с тем, чтобы он оставил мне до вечера свою «Романтику». Меня все время отвлекали и дергали, приходи лось магнитофончик отключать и прятать под подушку. Ждал я вечера, ждол - наде ялся, что хоть вечером спокойно послу шаю. Но, когда вечером из увольнения стали возвращаться поддатые по случою празднико «старики», они стали приди раться спьяну и затевать драки. Они ре шили, что и я, штабной художник, тоже не продемонстрировал им достаточного ува- ночь слушал песни и даже к утру не чув ствовал никакой злости к своим обидчи кам.^ К слову сказать, они ток и не испол нили своих угроз. Скорее всего не потому, что меня боялись, а потому, что негромко включенные песни Окуджавы слушали и они... И. Дядченко САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. «Полночный троллейбус, мне дверь отвори...» Прочитола вашу стотью о Булате, и ти хая музыко невозвротимого зазвучала в моем сердце. В 19б2 году в ношем студенческом об щежитии мы отмечоли день рождения мо ей подруги. Какой праздник без музыки? Один из парней был откомандирован зо магнитофоном. Вскоре он вернулся с не- знокомым молодым человеком, который держол в руках магнитофон «Астра». Все сразу зошумели, собираясь танцевать. А молодой человек молчал и загадочно улы бался. Включил магнитофон... И тут воца рилась полноя тишина, все сидели как за чарованные. Звучал тихий голос под такой же голос гитары. Когда закончилась боби на, мы спросили, кто это. - Окуджава. Булат, - сказал молодой человек и улыбнулся. Светлая такая была у него улыбка. И посмотрел мне в глаза. Потом оказалось, что зовут его Николай. Далеко заполночь разошлись наши гости. Николой попросил меня донести бо бины с записями до его комноты. Мы ста ли встречаться. А через год сыграли сту-^ денческую свадьбу, где, конечно, же зву чали и песни Окуджавы. Довно нет того магнитофона. Но есть пластинки Булато, есть сборник его сти хов. Окуджава был с нами на Камчатке, Курилах, на Сахалине. И сейчас его музы ка действует на меня спасительно. Вклю чаю проигрыватель, «и боль, что сквор чонком стучала в виске, стихает, стиха- ет...» Г.К. Сахалинская облость. «Я смотрю на фотокарточку...» я прекрасно помню те далекие семиде сятые, последний год института. Я был мо лод и, как сейчас понимою, бесконечно наивен. Сколько нодежд, иллюзий... Но как дорог сейчас тот трепет души перед неизведанной дорогой жизни, хотя и пони маешь, что мы были слепы и далеки от провды. Это уже лотом, когда брал штур мом ночами «Архипелог ГУЛАГ» Солжени цына, открыволась бездна... И все эти го ды она ширилась неудержимо, есть ли предел? Но это к слову. А тогда... Мне по палось первоя большоя пластинка Окуд жавы. Если скозать, что после нее мир во мне изменился, это все ровно, что ничего не сказать. Я кок будто открыл окно и вместо дурманящего казематного воздуха первый раз вдохнул настоящего, чистого. И во мне сомом открылась какоя-то по тайная дверца, и я вощел в нее на цыпоч ках, не веря в происшедшее... Душа, на верное, открылось. Я переписывал все песни в блокнот. Я смотрю на фотокарточку: Две косички, строгий взгляд... И, конечно, гитара, кок же без нее? Окуджава заочно стол моим учителем и другом. Когдо подступает отчояние, я бе ру гитору и пою для себя его песни. И от таиваю. Пою и для друзей в меру способ ностей. Было бы странным и самому не пробовать писать стихи. Сколько здесь бы ло огорчений, сомнений и разочарований. Иной раз кожется сомым достойным не прикасоться к чистому листу... Искренне Ваш Александр ОСИПЕНКОВ. ИВАНОВО. 11 Е 110 В 01 <) 1 ТВРГО Учредитель и Издатель ИАА «Деловой вторник» Издание зорегилрироаано ГоскомитетомРФпо печати. Рег. ПИ№77-7161. Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, стр.1, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок; (095) 257-37-92 . П.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, Телефон/фокс отдела рекламы; (095) 257-37-83 . В.Кочурин, Д .Кулик , М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт; НПр://!пГогт.ас11.ги/. Е-та11: уТогл1к(аасй.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования средакцией не допускается. Приобретение прав© на перепечатку ииспользованиематериаповтел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 3.082.205 экз. Цена • бесплатно. Распроараняется в качестве приложения к газетам: .Трибуна!, «Труда, «Робочоя газета. (Укроина), .Совегосая Белоруссия. (Беларусь), .Шанс. (Германия), .Экспресс. (США-Канодо), «Деловые вести. (Волготрод^, .На смену!» (Екатеринбург), .Аркангельск. (Аркангельск), .Вольная Кубань. (Кроснодар), «Северный край. (Ярословль), «Ставропольскоя правда» (Стоврополь), «Северныйрабочий. (Северодвинск), .СоветскаяБошкирия-ИзвестияБашкортостана. (Уфо), «Воткскоякоммуна. (Соморо), «СоветскийСоколин. (Ожно-Саколина), «Коммуна. (Воронеж), .Северныйкурьер. (Карелия), «Кураояправда. (Кура), .Калннингродскояпровдо. (Колининтрещ) «Томбоваояжизнь. (Гомбов), «РеспубликоТоторпон. (Казань), «Тюменскаяпровдо. (Тюмень), «Белгородскаяпровдо. (Белгород^, .ПодмосковныеИзвепии. (Моаовскояобласть), «Орловскаяправда. (Орел), «Вестник-НошоПенза. (Пензо), «Ношевремя. (Роаов-но-Дону), «Робочийкрай»(Иваново), «Липецкаятозето»(Липецк) «Красноярский рабочий. (Красноярск), «Нижегородскиеновости. (Н.Новгород^, «НовоаиЮгры»(Хонты-Монсийск), «Новоеобозрение. Версия. (Омск), «КомсомолецКослия. (Астроконь), «Воаочно-Сибирскояправде. (Иркута), «Челябинаийробочий. (Челябинск), «ВечерняяПермь» (Пермь)) «Робочийпуть»(Смоленск)' «Вятаийкрой. (Киров), «брянскийрабочий. (Бряна), кКузбосо(Кемерово), «Алтойааяпровдо»(Борноул), «Земскоеобозрение»(Соротов), кПульсАксоройско»(Астроконь), «КЗ-Вседлявое»(Мурманск), «Коммунор. (Тупо), «СоветскояСибирь»(Новосибира). ' ’ ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz