Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ДОБ РЫЕ ЛИЦА п Ж Е Н Я Т А Р А Т У Т А , только погасила свет - за мной пришли. Сразу вспомнила, что за папой тоже приходили вече ром. Целые сутки шел обыск. Из книг вырывали титульные листы с автографами. Забрали диссертацию, письма, дневни- ОНА СПАСАЛА КНИГИ. ПРИШЛО ВРЕМЯ, И КНИГИ СПАСЛИ ЕЕ 40 раз «Деловой вторник» приходил к вам с рубрикой «До брые лица XX века». Сегодня приходим в 41-й, хотя на дворе уже новое тысячелетие и ХХ век остался в прошлом. Но нам ду мается, что у доброты нет прошедшего времени. Удивительная поговорка есть в Словаре Владимира Доля; «Кинь добро назад, очутится напереди». И читатели наши просят; «Сохраните рубрику (Добрые лица». Л. Прасолова из Белгорода пишет: «Кахгдый очерк заставляет сердце петь и плакать, вызывает необъяснимую нежность и, ко гда я откладываю газету, жизнь ух(е не так страшит меня...» Остаются с нами (Добрые лица». Будем с благодарностью вспоминать тех, кого оставили в ХХ веке, и с любовью вгляды ваться в лица наших современников. Будем хгдать ваших доб рых писем. Евгения Алексондровно Та- ратуто родилась, когда но ули це шел дождь. Восемьдесят де вять лет назад, в Париже. Потом случится революция, семья вернется на Родину, и отец (ученик Кропоткина, рево люционер, повидавший и кан далы, и каторгу, и эмиграцию) будет страшно разочарован . Э то было совсем не то рево люция, которую он ждал. О н бросит М оскву и уедет в де ревню , где устрои т ферму «Бодрое детство». В начале тридцатых Александр Тс^оту- то построит первые в С С С Р заводы по производству сгу щенного молока. С о м нс^ису- ет этикетку для жестяных банок - ту самую , всем известную. Го лубые полоски но белом фо не... Н о пока они еще в Париже. Война. Над крыщоми плывут немецкие цеппелины. Воют си рены, возвещая тревогу, грохо чет пожарный овтомобиль. С тех мортовских дней 1915 го да оно помнит себя. - Немцы бомбят Париж, стреляют, очень страшно. Ме ня мама сажает под стол, а стол накрывает длинной боль шой скатертью. И я сижу там одна, только плюшевый мишка со мной. Мы сидим в ее комнате, где, кажется, потолок держится на стопках книг и книжных стелла жах. - Вытащите зеленый коре шок. Это Андерсен дореволю ционный. Я вчера пыталась вы тащить - сил не хватила... Теперь кождая книга, что стоит но полке, расскозывает ей гороздо больше того, что в ней неписано. О н а не помнит, кок возникла ее необыкновен ная привязанность к книгам. Э то не просто любовь к чте нию, это ощущение книги кок живого. Кое-что из своих детских книжек Евгении Александровне удалось сберечь. С о м а удивля ется: «Как? Среди таких при ключений моей жизни!..» Вот они стоят но заветной полке: «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, «Ундина» Жуковского, три тома Гоголя сытинского издания 1902 года, «А строномические вечера» Г.Клейна... О сенью двадцать четверто го года Женя Таротуто запи са лась в библиотеку, что находи лась неподалеку от домо. Бы- вола там почти каждый день, стала помогать библиотека рям. Написала на конкурс с о чинение об устройстве С о л нечной системы и получила премию - книгу «Овод» Этель Лилиан Войнич. Через трид- цоть с лишним лет Евгении То- ротуте удастся по почте найти в Америке всеми забытую де вяностолетнюю Войнич. В С С С Р считали, что ав тора прославленного ром ана давно нет в живых, гозето «Правда» так и писала: «покойная Вой нич». - А я чувствовала, что она жива. Нашла ее адрес в одном английском справочнике. Вой нич прислала мне письмо с приглашением приехать в Аме рику, но меня, конечно, не вы пустили... Женю зволи «книжной де вочкой». Ей хотелось делиться книгами, рассказывать о них. После школы, в 1929 году. Ж е ня поступила в М ГУ на литера турное отделение. После уни верситета рабо тала в детской библиотеке, писола рецензии для газет о новых детских кни гах. В 1934 году арестоволи отцо. - Ядолжна была кармить се мью, ведь маму уволили с ра боты, а у меня было три млад ших брата: Петя, Арсений и Володя. К счастью, появилась хорошая работа в журнале «Смена», и прежде всего я ку пила себе обувь, а мальчикам штаны. Но весной тридцать седьмого нас с мамой вызвали вмилицию, отобрали паспорта и сказали, что навсегда высы лают в Сибирь... Их отправили в тот самый Тобольск, где в 1906 году на этапе м ам а познакомилась с отцом и откуда они бежали за гроницу. Э то кажется фанта стикой, но в 1939 году Женя Торатута повторила путь отца - бежала из.ссылки. Правда, не за границу, а в Москву. В Тобольске подрабатывала репетиторством, и в М оскву ее согласился взять с собой отец одного из тех школьников, ко торым она давала уроки. О н тоже страшно рисковол, ведь первая же проверка докумен тов могла и для него кончиться трагически. Женя не просто добралась до столицы, она добилась справедливости '- маму с маль чиками вернули из ссылки. Вспоминая всех, кто помогал ей тогда, она павторяет: «Быть добрым - это нодо быть храб рым...» С тех пор она убеждена, что самые храбрые люди - это детские писатели. - На нервной почве я поте ряло голос - не могу ни шепо том, никак. С кем хочу погово рить - пишу в блокноте. Приш ло к Корнею Ивановичу Чуков скому в Переделкино, он сра зу успокоил: «Я вас возьму к себе секретарем, будете у ме ня жить, а там дальше посмот рим...» Зо работу секретаря не взялась, боялась подвести Корнея Ивановича, но отденег и ночлега отказаться не могла. Потом ночевала то у Льва Кассиля, то у Агнии Барто, а иногда и где-то на скамеечке - было лето. Я искала Фадеева, но его не было в Москве. Фа деев был первым, кто напеча тал меня, когда мне было де вятнадцать лет, в 1931 гот. Я его просто обожала и была уверена, что он мне поможет. Наконец попала к нему на прием... Через полтора месяца меня вызвали на Лубянку и вернули паспорт. Вернулись и мама с братьями. Жить было негде, и своюкомнату в комму налке нам отдала на время детский поэт Лена Благинина. Фадеев устроил меня в «Мур зилку...» О н а б ереж но кладет на ладонь маленькую книжечку: А . П ла тонов «Июльскоя гро за». - Познакомились мы в соро ковом году, когда я работала в «Мурзилке». Среди нарядных писателей Андрей Платонович казался слесарем, пришедшим чинить водопровод: простая кепка, москвошвеевский синий плащ, стоптанные ботинки, се доватые неприглаженные воло сы... Мы подружились. Я люби ла его улыбку. Улыбался он не часто и чуть-чуть. На лице был только намек на улыбку, только след ее, набросок, а сама улыбка уходила вглубь... Мы в редакции очень хотели напе чатать Платонова. Но его рас сказы никак не подходили для нашего читателя. Он подарил мне вот эту книжечку. Из всех надписей, сделанных на пода ренных мне книгах, самая тро гательная и пронзительная эта: «Евгении Александровне, на помнившей мне мою несущест вующую дочь, о которой я со жалею, что ее нет и не будет на свете. А. Платонов. Май 1941 г.». Через четыре года у Платонова родилась дочь. Зо вут ее Маша... Потом было война, ночные дежурства на крыше «Детгиза» осенью сорок первого. О н а дежурила и в ночь на шестна дцатое октября, когда в М о ск ве началось паника и тысячи людей бросились но вокзалы, узнав о том, что немцы - в при городах. - Под утро я выглянула с чердака, передо мной Лубян ская площадь - она была вся белая. Я подумала, что выпал снег. Пригляделась: площадь усеяна бумагами - выбрасыва ли архивыпрямо в окна... А по радио о положении Москвы ничего не говорили. Почему-то постоянно сообщали новые ча сыработы парикмахерских. П отеря отца , гибель на фронте брото Арсения, ссыл ка, война, эвокуация... В сорок пятом казалось, что все самое страшное позади. Из рук пре зиденте Академии ноук С С С Р Сергея Ивановича Вавилова оно получила медаль «За доб лестный труд в Великой О тече ственной войне...» Работала в акодемическом институте, пи сало диссертацию. - Было лето пятидесятого го да. Я засиделась допоздна. ки, которые я вела с двенадца ти лет. Уцелели случайно лишь две тетрадки за двадцать чет вертый и двадцать девятый го ды... Ее привезли в Бутырскую тюрьму и обвинили в том, что, роботая в Академии наук, оно передовала секретные мотери- алы западным разведкам. Тре бовали, чтобы оно подтверди ла номерение писателя Касси ля, скульптора Герасимова и детского поэта Квитко бежать в Америку. Евгения Александ ровна отказалось давоть пока зания но друзей. Торатута еще не знала, что Квиточку, кок оно звала Льва М ои сее вича Квитко, к тому времени уже расстреляли. Обвиняли и в том, что от казалось быть осведомителем, и это была единственноя прав да в лавине фантастических наветов. -...Пять месяцев следователь бил ■ и пытал, чтобы я призна лось в близком знакомстве с Маяковским. А со дня смерти Маяковского тогда прошло уже двадцоть лет! На мой чис тосердечный рассказ а том, что поэт лишь однажды пожал мне руку - это было, когда нас познакомили в театре Мейер хольда в день премьеры «Ба ни», - следователь орал неис тово: «Врешь!» - и показывал мне портрет Маяковского, вы рванный из книги. Там на обо роте было написано: «Уважае мой Евгении Александровне Таратуте с глубокой благодар ностью. Автор. 1949 г.». Эту свою книгу о Маяковском мне подарил литературовед Васи лий Абгарович Катанян. Мне не давали спать, пытали лише нием сна. Я так ослабела, что не могла ходить. На допросы меня иногда волокли за руки... И вот в эти дни, слившиеся в одну бесконечную ночь, ей про тянули свою тихую помощь... книги. Нет, не было рядом ни одной книжки, ни одной стра нички. Но остоволась память... - Безумие было рядом, я уже видело оборотней. И вот тогда Пушкин и Маяковский спасли мой рассудок. Япро себя чита ла «Песнь о вещем Олеге» и «Во весь голос». Следователь видел, что я ухожу от него, сви репел, но ничего не мог сде лать, я не слышала его. Полно стью отключал меня от дейст вительности пушкинский ((Ан чар». ((Анчар, как грозный ча совой...» О н о сохронило разум, но была соверш енно сломлена физически. Ее отправили в ин валидный лагерь.. Приговор - пятнадцать лет. По дороге оно шептала строки Блока: Ты проклянешь в мученьях невозможных Весь мир за то, что некого любить. Но есть ответ в моих стихах тревожных. Их тайный жар тебе помо жет жить... Ученые предполагают, что через двадцать лет книге не ос танется места в нашей жизни, все поглотит и заменит компью тер. Техническая революция! Все это замечательно, но ста нет ли компьютер столь же спа сительным для души, как книга? Выручит ли он из тьмы, когда, не дай Бог, все погаснет? Женя Торатута, фото середины 20-х годов. - Даже у Солженицына ни чего нет об этих инвалидных лагерях. А их было у Полярно го круга два женских и четыре мужских. Наш так и назывался - ((Полярный». Мороз до ми нус пятидесяти. Волосы при мерзали к стене барака. Уби рала снег, возила помои, чис тила картошку. Ножей не да вали, скребла на холоде же лезными пластинками. С тех пор руки кривые... Телефонную трубку она держит двумя рукоми, кок м а ленькие девочки - куклу. - Там была мнаго интерес ных женщин. Латыщка, которая училась в Сорбонне. Дочь ата мана Семенова. Заведующая библиотекой из Ленинграда... В бараке я оказалась рядом с Линой Ивановной, женой ком позитора Сергея Прокофьева. Испанка, по-русски она говори ла, но иногда ей хотелось сов семдругих звуков. Испанского я не знала, но зато мы говори ли по-французски... Мама посы лала мне новые детские книги. Однажды я получила книжку Льва Кассиля, где на полях на шла поставленные им две бук вочки - он же не мог мне над писать книжку. Моей маме Кас силь все время помогал деньга ми. А ведь его брат Ося тоже тогда сидел влагере... Благодаря заступничеству Фодеева Евгения Торатута о с вободилась из логеря первой - в 1954 году, за два года до XX съезда, после которого нача лось массовое освобождение. - Послала домой телеграм му, что приезжаю восемнадца того апреля. Тут же к маме пришли мои подруги Маша Белкина и Светлана Собинова и принесли одежду. Причем пришли каждая сама по себе, не сговариваясь. За одну стан цию до Москвы в мой общий вагон вощла Катя Цинговато- ва, мы с нейдружим еще с па рижского детского сада! Она, узнав от моей мамы, на каком поезде и в каком вагоне я при еду, специально добралась на эту станцию, чтобы раньше всех встретить меня... А на ули це знакомые от меня шараха лись, это же было все равно что возвращение с того света, еще никого не выпускали... О н а и сейчас помогает лю дям книгами. Симон Соловей чик назывол Евгению Алексан дровну «звездочетом литерату ры». О н а добивоется издания новых талантливых детских книг и переиздания старых. Благо даря ее хлопотам к нашим де тям вернулся маленький лорд Ф он тлерой из одноименной повести Ф рен си с Бернетт, а сейчас она ищет издателя для «Босоножки» Бертольдо Ауэр баха, эта замечательная книж ка после 1917 года ни разу не переиздавалась. Дарит книги всем, кто в них нуждается. «Вот здесь я отло жила для «Мемориала», а эти - для моих молодых друзей - а с трофизиков из Крымской о б серватории...» Первая новость у нее все гда: «Мне подарили такую кни гу!..» И мы говорим по телефо ну о Байроне, о Чижевском, о Пастернаке... Никогда не жа луется. Только на темноту. - Миленький, почему же так темно? Будто и не зима сов сем... «В тот год осенняя пого да...» - «...стояло долго на дво ре...», - продолжою я. И чувст вую: но другом конце провода мне улыбаются. Дмитрий ШЕВАРОВ. ЖИВОЙ УГОЛОК НЕДОТРОГИ НА ПОДИУМЕ Такого в Туле еще никогда не было. Жители будут выби рать сам ую красивую , приго жую и обаятельную змею... Конкурс кросоты змей про ходит в тульском зо о т е р р а р и уме . К он кур сон тки должны продем онстрирова ть не толь ко свои ро скош ные наряды. Коварных и зловредных к уча стию не допускают . К р а со та , как известно, тем притягательнее, чем оп асн ее и зо гадочнее ее обладатель ница. Змей , этих недотрог, опасаю тся все. И тем увлека тельнее будет разглядывать самых прекрасных представи тельниц п р е смы каю щ е го ся мира . Игорь ДИВНОГОРЦЕВ. ТУЛА. СПИТЕ СПОКОЙНО , М У РК А И ТУЗИК Бродячие латвийские кощ- ки и соб аки могут спать спо койно. В с троне принят з а кон, со глосно ко тором у с 1 июля 2001 года нельзя будет использовать в научных целях бродячих кошек и собак , ди ких животных и животных, признанных в стран ах - участ ницах С о в е т а Европы находя щимися под угрозой исчезно вения. И н тере сно , что аналогич ный закон вступает в силу в этом году и на Тайване. Н о том он ещ е бол ее строг. З о убийство кошки или собаки назначен ш траф - 3 .00 0 дол ларов . З окон нопровлен про тив владельцев ре сторанов , специолизирующихся но блю дах из собачье го и кошачьего мясо. Александр ФЕДОРОВ. ВЫСОК А Я М О Д А п это кто у ТЕБЯ НА ШЕЕ? НЕ ТАК ДАВНО НАШИ ДЕПУТАТЫ СТАРАЛИСЬ КОЗЫРЯТЬ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ ИДЕЯМИ, А СЕГОДНЯ - ГАЛСТУКАМИ в повседневной жизни депу таты решительно не склонны ни к кокому «галстучному» эпа- тожу. Скажем, знаменитого ро- бочего депутата Василия Ш ан дыбина только на телеэкране можно увидеть в галстуке с красным гербом и гербом С о ветского Сою зо , о вот по Думе он ходит в «нормальных» гал стуках. И хотя Константин Бо ровой как-то язвительно отпус тил в адрес «думскаго слесаря» замечание, что Шандыбин стал носить голстуки ценой по пол сотни долларов, вряд ли это правдо. На такую с^мму выгля дит галстук самога Борового, а отнюдь не Шандыбина. Кстати, галстук можно ку пить не выходя за пределы пар ламента. Несколько галстуков корейского производства по весьмо удивительной цене - 105 рублей. Понятно, что дале ко не все депутаты покупает галстуки в этом «бутике». Например, один из самых стильных думцев, Владимир С е менов (фракция «Единство»), по его собственному признанию, предпочитает отовариваться галстуками в Париже, атдавая предпочтение «Кензо» (в Евро пе «Кензо» стоит 90-100 дол ларов). Всего у 28-летнего чле на Комитета по энергетике б о лее полусотни голегуков. Больше только у Жиринов ского - большой модник Влади мир Вольфович питает к ним определенную слабость, и в его гардеробе их насчитывает ся свыше сотни. Впрочем, справедливости ради стоит от метить, что такие внушительные «коллекции» - скорее исключе ние, чем норма для обитателей Охотного ряда. Скажем, руко водитель «Народного депута та» Геннадий Райков («галстуки люблю, выбираю их сам и под хожу к этому вопросу очень тщательно») - обладатель всега лишь двух десятков галстуков. Некоторые берут не количе ством. Цветовая гамма галсту ков другого думского «медве дя», Виктора Черномырдина, приятно порожоет воображе ние даже профессиональных стилистов, а их качество они характеризуют словами «доро гие и изысканные». (Ну еще бы не дорогие! Шелковый «Джи- ванши» или «Дольче Гоббона» на своей исторической родине стоит 110 доллоров, а «Арма ни» и «Версоче» - 140 долла ров). Всегда безупречные гал стуки у Станислава Говорухина. На шее спикера Геннадия С е лезнева также еще ни разу не было замечено сторублевых из делий корейской промышлен ности из думского могазина. Основная м асса депутатов предпочитоет голстуки на па- рядок попроще. Но только еди ницы не признают их вовсе. Сергей Юш енков называет галстук «удавкой» и не считает необходимым строго следовать думскому этикету. Голстук мало выброть и ку пить, его, как известно, надо еще грамотно носить. В этом смысле в Думе депутаты, о б разно говоря, разделены на два лагеря. Например, Борис Немцов превосходно владеет техникой завязывания узлов, о вице-спикер Артур Чилингоров, по словам жены, вот уже на пратяжении четверти веко на отрез отказывается постигать эту науку. Небожителям из верхней палаты парламента тоже ничто человеческое не чуждо. С а марский губернатор Констан тин Титов личным примером взялся прививать хороший вкус в одежде как коллегам по се нату, так и избирателям: толь ко «Гуччи» - и никаких гвоздей (для справки: галстук от «Гуч чи» последней коллекции стоит 130 доллоров). Впрочем, не все сенаторы такие франты, кок Титов. Пре зидент Чувашии Николай Ф е доров целый год ходил по С о вету Федерации в одном и том же костюме, рубошке и голсту- ке, правдо, приличного кочест- ва. А вот его коллега, прези дент Башкирии М урта за Рахи мов, при помощи галстуков но- ловчился определять степень коррумпированности подчи ненных: «Я сразу вижу, что лю ди не по средствам живут... И спрашиваю: «Ты что, воровать что ли начал? Ты голстук надел, который дороже, чем костюм, стоит!» Впрочем, замечание адре- совоно мелким чиновникам, а совсем не коллегам по Госду ме. У сеноторов и депутатов большое жалованье. Каждый месяц аккурот на два-три гал стука, которые они носят, депу татской зорплаты должно хво- тать. О бидно только, что на билет в Париж ничего не о ста нется... Игорь ЕЛКОВ. ИСТОРИЯ ХИТА ко го -то ВДРУГ ОЗАРИЛО, А ВСЯ аР АН А НАСВИСТЫВАЕТ КАК РОЖДАЮТСЯ САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПЕСНИ? РАССКАЗЫВАЮТ САМИ СОЧИНИТЕЛИ НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ НАПИСАЛ «ТЕМНУЮ НОЧЬ» ЗА ПАРУ МИНУТ Это случилось в 1942-м, Никита Владими рович приехал в Тошкент, где располагалась студия, с Калининского фронто, чтобы закон чить музыку к фильму «Александр Пархомен ко». Режиссер фильма Леонид Луков уже сни мал другую картину - «Два бойца», и предло жил Богословскому написать к нему музыку. И вот ночью приходит Луков - понимоешь, говорит, никак у меня не идет сцена в зем лянке без песни. И начинает все очень орти- стично показывать. Богословский садится за рояль и с ходу играет то, что потом и стало зваться песней «Темная ночь». Но этим чуде са не исчерпались. Тут же ночью разбудили поэта Агатова и он очень быстро написол стихи. Ночью же ношли какого-то гитариста и поехали за Бернесом. Потом всей честной компанией нопровились в студию. Сорвали пломбу со звукового цеха - должностное пре ступление, между прочим! Бернес, который всегдо очень долго учил слова, выучил текст минут за 15, и его тут же записали. Утром сцена в землянке уже звучала под фонограм му песни. Но дальше произошла истотия - весь пер вый тираж пластинок был забракован из-за того, что в одном месте слышался шум. Ста ли розбироться. Выяснилось следующее: ра ботница, готовившая восковую матрицу, с ко торой и должен был печотаться основной ти раж, слушая песню, капнула на нее слезой. «Очень троготельно, провда?» - задает мне риторический вопрос Никита Владимирович. И сам же отвечает: «Да, троготельная исто рия». И, помолчав, добовляет: «Какое-то все общее озарение, что ли, это было... Я потом спрашивал многих своих коллег, случолось ли с ними такое. Говорят, не случалось. С о мной тоже больше токого не было». Талантливые и энергичные люди энергичны во всем. Семь лет назад восьмидесятилетний Богословский, по общему признанию фронт и сердцеед , женился на женщине, которая моложе его почти на сорок лет. V обоих это четвертый брак. Как известно, «каждый пишет, как он ды шит»... Им вместе и дышится, и пишется легко и весело: если скандал - то с битьем посуды, если примирение - тоже бурное. ЖизнелюбгГ- ем во многом и объясняется секрет молодо сти Никиты Богословского - написал около 300 песен, не утратил чувство юмора: как-то на двери своей квартиры повесил объявле ние - «Здесь живет секс-символ подъезде». «КОЛОКОЛА» ПРОЗВОНИЛИ ГАЗМАНОВУ САМИ Олег Газманов обижается, когда слышит о том, что свой прогремевший в юбилейный год столицы марш «Звонят колокола» он нописал по закозу мэра Лужкова. М эра он уважает, но песни пишет не по указке, а от сердца. - Это песня было неписана за две годе до 850-летнего юбилея Москвы. Так что никаких провительственных «спецзаказов» не было. ГТросто однажды у меня были довольно про должительные гастроли 30 границей. И когда я летел домой, и увидел «под крылом сомоле- та» весеннюю Москву, то сами собой сложи лись строчки: На проспекты прольется весна. Молодые нагрянут грачи. И столице опять не до сна. С днем рожденья, мои москвичи! А впервые это песня прозвучола на одном из проздничных предстовлений в концертном зале «Россия» и под нее срезу начали вста вать, как под гимн. И однажды ее услышал Юрий Лужков, и он захотел встретиться со мной. В то время официальный гимн Москвы был уже принят. Ток что я, видимо, немного опоздал..; НУ ч т о ТЕБЕ СКАЗАТЬ ПРО САХАЛИН? Но стихи Михаила Таничо написано бо лее 100 песен. Сом он считает хитами толь ко те, что сам поет с удовольствием. «Чер ный кот», нопример, (музыка Юрия Сеульско го), «Зерколо» (музыка Юрия Антонова), «Мы выбираем - нас выбирают» из кинофильма «Большая перемене», «Ну, что тебе сказать про Сахолин?» (музыка Яна Френкеля). Песня «Про Сахаг ■особая. Расскозы вает автор. - Году в 65-м нас вместе с Яном Френке лем пригласили на Сахалин в состове очень официальной комсомольской делегации. Про ще сказать, один из секретарей ЦК ВЛКСМ поехал к «сахалинскому секретарю» в гости. Мы выступали перед моряками, рыбаками, военными. Тот «сахалинский секреторь» Лео нов устроил нам прием но обкомовской даче и посторолся удивить нас местными деликоте- соми: знаменитые котлеты из нельмы, кробы, феветки... В ту ночь мы с Леоновым играли в оильфд, и он попросил меня написать песню про Сахалин - «такую, чтобы все пели». И на чал что-то говорить про непростые будни сахолинского народа под руководством Ком мунистической партии. Но такой песни у ме ня не выходило. Зато получилось письмо лю бимой женщине - «Ну, что тебе сказать про Сахалин?...», очень романтическое, хотя сам я весьма долек от романтики. «А я бросаю камушки с крутого бережка далекого проли ва Лоперуза...». И камушков никаких я не бросол, и на том проливе не был. Эту песню первым исполнил Юрий Виз бор. Тогда же все дел'олось очень быстро: се годня покозали песню исполнителю, завтра - запись, послезавтра - эфир. А когда «Саха лин» стал популярным и докатился до того со- мого комсомольского секретаря Леонова, мне передали, что он очень недоволен. Ска зал, что песня получилось «никакая». Но я, че стно скажу, не расстроился, а очень обрадо вался - значит она понравится простым лю дям. Ток и получилось. Песня жива до сих пор, ее поют, и я сом иногда исполняю ее на кон цертах вместе со своей группой «Лесоповал». А вообще, когда начинаешь рассказывоть о рождении песни, все как-то уходит, вся соль... Я даже написал такие стихи: А что играют в ресторане? А то, чтолюди захотят. ТеМани-Вани-гулеване, Откуда денежки летят. А я сижу, счастливый вдвое. Что я не веники вяжу! А как нам пишется такое, Вот это я вам не скажу. ЗАЧЕМ АНЯ ПРОСИЛА ЗЕМУ СНЯТЬ МАЕЧКИ? «Анечка просила снять маечки»... - поет Земфира, и слушатель думает бог знает что о девушке Земфире, о заодно и о незнако мой Анечке. Что, «девушки созрели»? И в той же песне - «С тобой интересно, а с ними не очень...» Думаете, все о той же Анечке? А вот и нет, это о ее стершем броте и своем большом друге Владе Колчине. Та самая Анечка, чта вдахновила Земфиру. С Владом учились в Уфимском училище искусств на отделении джозо. Сейчас он са ксофонист, успешно концертирует в Питере. Вообще Колчин - особая статья. С о сто роны это было не всем понятно - говорят только о музыке, а ссорятся вдрызг, потом оба страдают, потом мирятся, чтобы еще че рез 15 минут опять разругаться. Земо часто быволо у Колчиных - мама Влада привечала ее, токую не похожую но ее собственного сына и уж тем более на его девушек. Ане, сестренке Влода, Земфира тоже бы ла любопытно. Пришла к ним одножды с на половину выбритой головой - только на со мой макушке волосы, как одуванчики. «Смот ри,- сказало, - а у меня в ухе нитка!» - и по казала нитку. Ей тогдо операцию на ухо сде лали. «Ань, ты к Стингу как относишься? При кинь, мужик-то глохнет!.. Нет, ты прикинь, он заказал но свою машину тобличку, где вме сто номеров написано: «Стинг»... Анечке тогда было всего одиннодцать, и взрослые с ней так не разговариволи. Маленькая, хрупкая, с большущими вни мательными гпозоми и мягкой улыбкой, Аня Колчина сейчас учится на втором курсе того же училища по классу вокала. - Аня, песня «Маечки» тебе посвящена? - Если она и посвящена кому-то, так, ско рее, Влоду. А я - так, часть интерьера... - Ань, народ волнует эта загадочная фра за про маечки, которые ты просила снять в каждом припеве - уж извини за нескромные уточнения. Аня ничуть не конфузится: « У нас тогда на балконе белье висело - поэтому и число том у нее множественное». Вот и вся интрига. Вполне приличные де вушки. И песня приличная, в смысле класс ная. Записали Гузель АГИШЕВА и Елена РЕШЕТНЯК. Учредитель и Издатель Агентство деловой информации Издание зорегистрировано Госкомитетом РФ по печати. Рег. № 016313. Распространяется в качеаве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. В.Симонов. Л.Вощанов, И.Елков, С.Заворотный, В.Качурин, Д.Кулик, М.Морозов, К.Сорокин. Адрес редакции: 125880, ГСП, Москва, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. Телефон/факс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. Е-шаП: уТогп!к@>а(Л.ги Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 3.073.705 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна., «Труд., «Рабочая газете. (Украина), «Советская Белоруссия. (Белорусь), «Шанс. (Германия), «Экспресс. (США-Канадо), .Деловые веаи. (Волготрод^, «Но смену!. (Екатеринбург), кАрхонгельш (Аркангельск), .Вольная Кубань. (Краснодар), «Северный край. (Ярославль), .Ставропольская правда. (Стоврополь), «Северный робочий»(Северодвинск), «Советская Бсшкирия-Известия Башкортоаана. (Уфа), «Волжская комыуно. (Самеро), .Советский Сахалин. (Южно-СсхРлинск), .Коммуна» (Воронеж), .Северный курьер»(Карелия), .Курская правда. (Курск), «Калининградскояправда. (Копининграй, «Тамбовская жизнь» (Тамбов), .Республика Татарасн. (Казань), .Тюменская правда» (Тюмень), «Дайджест Центральная прессо. (Новосибирск), кБелгородскоя правдо» (Белгород^, .Подмосковные Извеаия. (Московская область), кОрповскоя правдо. (Орел), кВеаник-Нашо Пензо. (Пенза), «Наше время. (Ростов-на-Дону), «Робочий крой. (Иваново), кЛипецкоя тозето»(Липецк), кКросноярский робочий. (Красноярск), .Нижегородские новоои» (ННовгороф .Новости Югры. (Хонты-Монсийск), .Новое обозрение. Версия»(Омск), .КомсомолецКаспия. (Астрахань), кВоаочно-Сибирскоя правдо. (Иркутск), «Челябинский рабочий»(Челябинск), .Вечерняя Пермь. (Пермь), кРобочий путь»(Смоленск), кКоаромские ведомости» (Кострома), «Вятский крой. (Киров), «Брянский робочий» (Брянск), «Кузбасс» (Кемерово), «Алтойскоя правда» (Барнаул), «Земское обозрение. (Саратов), кПульс Аксорайско» (Астрохонь), ' ’ ^ ) «Деловой вторник». Перепечатка без соглосовония с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование мотернолов тел./факс (095) 257-58-46.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz