Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
16 января 2001 г., № 9 (21387) А . се (Окончание. Начало на 2-й стр.) По каким критериям будет про ходить отбор , е сли все вузы разные — по статусу, профилю и так далее? Эти вопросы под нимались на недавнем совеща нии ректоров вузов — оно про ходило в Краснодарском крае. Я там ощутила явные противо речия между руководителями вузов и Министерством обра зования. В итоге было принято обращ ение к Президенту РФ , смысл которого можно коротко сформулировать так: «Не нуж но торопиться, чтобы в очеред ной раз не наломать дров». Ка жется, и в Москве это начина ют понемногу понимать, уже не навязывают жестко и безогово рочно свою волю регионам, а ; предлагают поучаствовать в эк сперименте. Такое предложение получила и наша область. Кро ме того, в следующем году мы планируем провести письмен ный экзамен для претендентов на «золотые» и «серебряные» медали, собрав их всех отдель- ^ но. Цель — проверка реального ^ качества знаний. На августовс кой педконференции ректор ЛГТУ Михаил Куприянов привел такую цифру: 50 процентов медалис тов, поступавших в этом году в университет , не подтвердили своего статуса, «срезавшись» на первом экзамене. Скорее все го, часть их поступила с ходу в другие вузы — законом об об разовании это разрешено. Од нако, как говорится, дыма без огня не бывает. Вот проведем э к сп е р и м е н т и выясним , на сколько обоснованы эти разго воры. Конечно, тут есть слож ности. И не только организаци онного плана. Наверняка общ ес твенность воспримет новшест во неоднозначно. В целом же я считаю, ре ф ормы н еобходимы . В ед ь и идея двенадцатилетки возникла не случайно: для нашей школы вопросы сокращения, перерас пределения учебного материа ла и увеличения сроков обуче ния всегда были актуальны. А годня особенно, потому как 1 еник, чтобы усвоить все, что ,ает школа, должен занимать ся 25 часов в сутки! Не будем забывать: в современном мире каждые пять лет происходит уд воение научной информации. Соответственно растет и объ ем минимально необходимой информации, что отражается на содержании школьного образо вания. Как с этим быть? Оче видно, увеличивать новую ин формацию и исключать устарев шую. Но самое главное, по-мо ему, не передавать ученику го товые знания, а научить его до бывать эти знания с ам о с то я тельно. Вот в чем должен з а ключаться главный смы сл ре формы! С момента обсуждения Док трины, других принципиальных документов прошел год. С к а зать, что сегодня они в полной мере реализуются, было бы не верно. Однако и ставить на ре форме «клеймо» раньше време ни, думаю, не стоит. Пусть для начала пройдут эксперименты, пусть «заработают» основные положения Доктрины, прежде всего, в части увеличения рас ходов на образование. — Суть многих критичес ких публикаций в «ЛГ» за про шлый год можно свести к следующему: сегодня всех школьников, независимо от их природных возможнос тей и склонностей, понуж дают изучать один и тот же набор предметов. Хотя фи зиологи установили, что ма тематику могут усвоить 15- 20 процентов ребят, физику — 20 процентов, химию — 30-40 процентов. Человек с природным литературным талантом не может бойко решать математические за дачи, разбирать выражения с тройным интегралом... А мы продолжаем насаждать уравниловку и унификацию, стандартизируя школьную п р о гр ам м у , делая ее , по сути, обязательной для всех и лишь «надстраивая» пред меты по выбору. Была шко ла единообразной , сейчас провозглаш ена вариатив ность, но ведь единый ба зисный учебный план — это то же самое единообразие. Что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы переломить ситуацию? — Лично я не считаю, что единообразие, обеспечиваемое единым базисным учебным пла ном, — это т а к ^ плохо. Неза висимо от особенностей скла д а личности каждый человек должен представлять себе на учную картину мира. Основная о бщ ео б р а зо в а те л ьн а я школа как раз и решает эту задачу. С у щ ествует обязательный мини мум по каждому предмету, и зна ния этого минимума оценивают ся отметкой «удовлетворитель но». Образовательный минимум отражается в образовательном стандарте, и в принципе его мо гут у св о и т ь пра ктич е ски все . П р е д п о л ож и м , вы с о с в о е й семьей переехали в другой го род, ваш ребенок поступил в дру гую школу. У него объем знаний не такой, как у его новых соуче ников, потому что он занимается не по федеральному, базисному. во бережного отношения к при роде, рассказать ему о том, что и как влияет на окружающую среду, можно и на уроках био логии, географии, физики, хи мии. А вместо того, чтобы дер жать его лишний час за партой, лучше организовать поход, эк скурсию, знакомство с экологи ческой службой. Это уже совсем метов. Можно, казалось бы, порадоваться — вот они, за ветные вариантность и диф ференциация! Но нередко поступить в них труднее, чем в МГУ. Первоклашки прохо дят жесткий отбор с п о мощью тестов, а то и более изощренных способов «вы СТОИТИ ПУТАТЬ явления» знаний и способ а по какому-то другому плану. Ему что, снова идти в первый класс? А как он будет поступать в вуз, не .имея минимальных сведений по основным наукам? Простите, но что есть корень квадратный, выпускник школы не имеет права не знать. А вот когда он это усвоит, пусть уг лубляется в те дисциплины, ко торые ему ближе. Кто-то сосре доточится на физике, кто-то на литературе. Проблему я вижу в другом. Помимо федерального в ^ ебном плане есть еще ре гиональный и школьный компо ненты. Они призваны дополнять основную программу, обеспечи вать вариативность образова ния. Но когда школы обрели право самостоятельно состав лять учебные планы и програм мы, появилась неприятная тен денция: становится модной ка кая-то тема, и каждый директор считает делом чести непремен но ввести новый предмет. Как результат — «разбухание» учеб ных планов. — Вот-вот. И складыва ется впечатление, что в пла ны просто как попало «на пихали» разные предметы. Например, скоропостижно объявляют, что школа изби- раеТ( экологическую направ ленность, и срочно вводят в расписание экологию. Мо жет, это болезнь роста, из держки той свободы, с ко торой не всегда знаешь, что делать. Но расплачиваться пришлось детям . Сегодня они пишут б е счи сл енны е рефераты и доклады вмес то того, чтобы серьезно за няться изучением предме тов, которые предстоит сда вать на вступительных экза менах, осваивают все сразу — экономику, гражданове дение, ОБЖ. А в очереди к кафедре уже стоят налого вая полиция и инспекция без опасности дорожного дви жения... Как остановить этот процесс? — Мы сегодня за этим тща тельно следим. Перед област ным департаментом образова ния и науки стоит задача при вести учебные планы и програм мы школ в соответствие с ре гиональным учебным планом. Да, порой предметы вводились без учета, есть ли в школе со ответствующая база и подготов ленные Жителя. Но зачем, д о пустим, включать в расписание информатику, если нет ни спе циалистов, ни самой техники? Компьютерной грамоте на паль цах не научишь. И потом: школь ный курс обучения охватывает практически все сферы жизни, и нет настоятельной необходи мости включать дополнительные п р едм еты , о сн о в ам ко торы х можно научить на уроках по «тра диционным» дисциплинам , не загружая ребят лишней рабо той. Ну вот хоть та же экология. Сформировать у ребенка чувст другие формы обучения, более интересные и, если угодно, бо лее разумные. Или вот говорят: с о в р ем е н н о м у школьнику не обойтись без правовых знаний. Но почему для этого нельзя ис пользовать уроки обществозна- ния, экономической географии и ряд других? Мы ставим перед собой задачу привить ребен!^ привычку к здоровому .образу жизни? Пожалуйста — для это го есть физкультура, биология, музыка, изобразительное искус ство. Все, что нужно, — это от работать региональный и школь ный компоненты и настроить со ответствующим образом учите- лей-предметников. Конечно, тут многое зависит от руководите лей самих школ. Пора понять: да, у них есть право дополнять школьный компонент вариатив ной части учебного плана сооб разно своим потребностям и возможностям, но есть право от этого и отказаться, если будут против родители, общ ествен ность. Но этим правом никто не пользуется! Я вам больше ска жу: мы сегодня не даем «добро» на введение отдельных дисцип лин, допустим, валеологии, пра воведения, а во многих школах их все равно вводят! А потом начинаются разговоры о пере грузках и переутомлении... Но повторюсь: мы сегодня за этим внимательно наблюдаем. И не только наблюдаем. Можно ска зать, что процесс «разбухания» плана приостановлен. Хотя про блем еще много. Каждое ведом ство почему-то считает, что по его профилю ученики должны заниматься хотя бы час в не делю. К примеру, приходят к нам из главного Управления по д е лам ГО и ЧС Липецкой области с просьбой написать в соответ ствующую инстанцию письмо, чтобы курс ОБЖ, который пре дусмотрен региональной про граммой , включили в единый базисный учебный план. Мы на это не пошли. Представьте, что получится, если каждый регион будет слать такие письм а . У кого-то хорошо поставлено пра воведение, у кого-то — другой предмет. Но это не значит, что все они должны войти в обяза тельный перечень. Тут никакого плана не хватит! — В Доктрине, ряде дру гих документов говорится о доступности образования и, прехсде всего, школьного. Но как соо тне сти эти о б я за тельства (или декларации?) с реальным положением дел — неумолимо проника ющей в сферу образования коммерциализацией в виде все более полной оплаты за обучение , неофициальных поборов по любому поводу, а то и просто взяток при пос туплении в ту или иную шко лу? Появились учебные за ведения нового типа — ли цеи, гимназии, школы с уг лубленным изучением пред ПОЧЕМУ БУШ ПОКАЗЫВАЕТ ШИШ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) В канун инаугурации Буш-младший просто и ясно обозначил приорите ты своей внешней полити ки. Ничего не имея против ♦необратимых преобразо ваний» у нас, он, скорее всего , России денег не даст. Входя в курс дела, новый президент ознако мился с цифрами: с 1992 года Вашингтон истратил около 2,3 миллиарда дол ларов на развитие демок ратии, правопорядка и ры ночной экономики в Рос сии. Международный ва^- лютный фонд и Всемирный банк раскошелились на кредиты в 30 миллиардов долларов. Итого за восемь лет мы получили бешеные — толь ко так — деньги. Где они? Как они были использова ны? Ответить на эти вопро сы практически невозмож но. Те же американские аналитики втихую сетова ли: размах коррупции в на шей стране рос пропорци онально получаемым день- у" ' ' ' / лУИ-/ VЛV'^ гам. После поражения Аль берта Гора о «российской бухгалтерии» заговорили вслух. И Джордж Буш явно не хочет более направлять средства в «Бермудский тре угольник российских р е форм». Для начала он ждет от нас, конкретно от Владимира Пу тина, самых жестких мер против коррупции. Понятно, что за исчезнувшими где-то и когда-то крупными сумма ми стоят не мелкие мошен ники, обвешивающие сограж дан в мясном ряду рынка. То есть это тот самый редкий случай, когда вовсе не зазор но «пойти на поводу» у Ва шингтона, провести «реви зию» и объяснить всем — и своим, и американцам — кто, где, сколько. Но не будем упрощать. Есть и другой аспект неже лания США финансово под держивать Россию — чисто политический. Время Бориса Ельцина, строившего внеш нюю и внутреннюю полити ку по западным сценариям, кончилось. Соответственно деньги, направлявшиеся в Россию при «президенте: всех россиян» для латания ; разраставшихся дыр, р ас-: таскивания их по укром-: ным зарубежным счетам и \ просто для «поддержания : трона», Владимиру Пути -1 ну не дадут. Пока. \ Вашингтону спешить: некуда: либо наш прези -: дент, постоянно говоря о : необходимости борьбы с : коррупцией, начнет с ней | бороться, либо, не исклю-: чают тамошние специалис- ? ты, он «сломается» и пои -: дет проторенной тропой Б. : Ельцина, пожелает кругло -1 суточно «дружить с дру гом Джорджем» и жить по его рецептам. У нас найдут- | ся советники, которые бу- ^ дут настаивать именно на 1 этом, последнем, варианте. ! Причем тогда деньги д а - : дут сразу и «без базара». : как выражаются ныне : наши видные специалисты : рыночной экономики. Виктор ГРИБАЧЕВ. ( парламентский | обозреватель «ЛГ». ; г. Москва. I ностей. Не исключено, что в конечном итоге ошарашен ным роди тел ям скажут: «Ваш ребенок нам не под ходит», хотя, по существу, это нарушение закона об об разовании. А по соседству с элитными школами все чаще стали появляться «сбросовые», то есть обыч ные, без каких-либо углуб лений и нововведений. По лучается, если у родителей нет денег, то ребенок обре чен на «очень среднее обра зование»? Это особенно ха рактерно для крупных горо дов. Например, для Москвы. Но постепенно рыночные отношения «засасывают» и другие регионы. Вас это не настораживает? Что делает ся в области для того, что бы н ей тр ал и зо ва ть э то т процесс? — Если говорить о Липец кой области, то у нас всего че тыре лицея и пять гимназий. То есть процент так называемых «элитных» школ по сравнению с обычными, общеобразователь ными, не так высок. Желание родителей отдать ребенка в пре стижную школу понятно. Но не могут же все поголовно быть лицеи стами . -И гимна зи стами ! Для ■этого нужны -способности, повышенный интерес к знани ям. Естественно, в эти школы проводится отбор, но он опре деляется уставом школы и со гласован с учредителем . Что касается платы за обучение, то она взимается только за пред меты, которые находятся за рам ками учебного плана. Например, за дополнительные часы ино странного, музыки, ритмики и так далее. Конечно, тут есть пере кос — многие предметы вводят ся исключительно для ублаже ния родительских амбиций. Лично я против д о п о л н и тельного иностранного языка, особенно в начальных классах, и не испытываю восторга, ког да первоклашка бойко выдает «О’ кей» или «гуд бай». Почему? Д а потому, что должна быть специальная программа. Коли младший школьник начал изу чать иностранный, то в среднем звене обучение должно быть продолжено в соответствии с этой программой. А иначе ка кой смысл его загружать, тра тить время и деньги, если по том он всё равно начнет с нуля? Говоря о качестве образо вания, приведу такие цифры: если в лицеях и гимназиях «зо лотые» медалисты составляют 24,1 процента, то в сельских школах— 25,3 процента. Награж денные серебряными медалями составляют соответственно 12,5 и 54,8 процента. То есть в обыч ных школах учат ничуть не хуже. Вот только один пример. Недав но прош ел ю билей Л ам ск ой средней школы Становлянско- го района. Так вот, почти все районное руководство, начиная с заведующего раионо и закан чивая начальником узла связи, — выпускники этой школы. Еже годно около 40 ее воспитанни ков поступают в вузы и ссузы. Там нет никакой углубленной подготовки, престижных предме тов. Просто школа нормально работает! — Тем не менее в ваших выступлениях всегда ощуща ется трево га за сельскую школу. Она нуж дается в серьезном внимании и под держке. Не случайно в об ласти ведется строительст во новых учебных заведений — только за минувший год сельские ребятишки справи ли восемь школьных новосе лий, разработана и финанси руется программа компью те р и за ц и и , обновляется спортивная база сельских школ. Однако поводов для беспокойства по-прежнему хватает. Например, как на селе будет проходить новая школьная реф орма , пред полагающая создание проф ильных классов, где учени кам предстоит получать уг лубленную подготовку по из бранной специальности? На селе такие классы открыть очень трудно из-за нехватки квалифицированных кадров, малочисленности школ. Не получится ли так, что дети будут отсиж ивать ся еще один год в самых обычных общеобразовательных клас сах? А как быть с малоком плектными школами? Со сле дующего года правительство планирует начать их р е с труктуризацию. У нас в об ласти есть уже какие-то пла ны, наметки, предположе ния? Какие районы вызыва ют большее беспокойство? — Вопрос о сельской школе вообще и малокомплектной в частности ставился неоднократ но. И всякий раз логика жизни, реальная ситуация подсказыва ли: сельской школе, даже очень маленькой, — жить. Ведь, кроме н е по сред с тв ен н ой о б р а з о в а тельной функции, она выполня ет еще одну — социальную, яв ляясь по существу «селообразу ющим» фактором. Мы уже име ем печальный опыт того, как вм е сте со школой умирала и сама деревня. Не понимать это го, не придавать этому значения — не только недальновидно, это и преступно. Вот несколько ста тистических данных. Всего в об ласти 511 сельских школ, из них 166 — малокомплектные, то есть каждая третья. Наибольшее их количество — в Долгоруковском, З а д о н с к о м , Г р я зи н с ком , Д о - бринском, Измалковском, Тер- бунском районах. Администра ция области выделяет средства на их содержание, всячески ста рается их поддержать.-Конечно, если сами жители села примут решение о закрытии такой шко лы, мы пойдем им навстречу. Ведь бывает, что отремонтиро вать с та р о е зд а ни е го р а зд о сложнее, чем построить новое. Или, допустим, поблизости есть большая школа, и ребятишек хо тят определить именно туда. Но в этом случае должна быть хо рошо отлажена система подво за учеников и педагогов. Пока мы эти вопросы не решим, ни о каком закрытии малокомплект ной школы не может быть и речи. Что же к а с а е ’тся ^Проблем реформирования сельской шко лы, то они лежат в плоскости укрепления материальной базы, компьютеризации образователь ного процесса, адаптации базис ного плана к ее условиям. А д е фицита педагогов на селе у нас нет. Да, есть текучесть кадров из-за низкой заработной платы, сложностей с доставкой к месту работы и так далее. Но это уже совсем другое дело. О высоком уровне квалификации сельских учителей свидетельствует тот факт, что 89 процентов из них имеют высшее педагогическое образование, причем в ряде рай онов эта цифра еще выше. Для сравнения: в целом по России этот показатель равен 74 про центам. В селах много по-насто ящему талантливых педагогов, как говорится, от Бога. Не слу чайно лауреатами и победителя ми областного конкурса «Учитель года» все чаще становятся имен но сел ь с ки е учителя. Назову лишь некоторые фамилии: Алек сандр Насулецкий из Красоты- новской средней школы Долго р уковско го района , Светлана Смольянинова из Ч ас то -Д уб - равской средней школы Липец кого района, Елена Филатова из Вязовицкой средней школы Д о лгоруковского района... Все это в селяет определенны й о п ти мизм , веру в то, что сельская школа у нас была, есть и будет. Беседовала Елена ТАРАВКОВА, редактор отдела образования «Липецкой газеты». Ш И П Е Ц К А Я • /Ж г а з е т а <1 ВЫСТАВКИ В с е м е й н о й ССОРЕ ЖЕНА УБИЛА МУЖА1 За первые десять дней нового года в| областном центре произошло два убийст-| ва. Одно из них на бытовой почве. Драма! случилась в минувший вторник в квартире | одного из домов на улице Циолковского. Около четырех часов ночи здесь возни-| кла ссора мехеду молодой супружеской па-| рой. Что они не поделили и какова причина| конфликта, приведшего к гибели человека, | сейчас выясняет следствие. Судя по всему, | ночная семейная разборка приняла нешу точный оборот, в результате чего не в меру! горячая женщина схватила нож и ударила | им мужа. Ранение оказалось смертельным,! 29-летний мужчина скончался на месте. В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК! С ВИЛАМИ НАПЕРЕВЕС в великий праздник Рохсдества Хрис-| това некоторым нашим грах<данам было не! до молитвы. Забыв про Бога, в этот святой! для всех православных день взялись они| резать и убивать своих ближних. В Добринке некто М., 16 лет от роду, ра-| нее судимый и недавно амнистированный,! поссорившись с 45-летним мужчиной, на-| нес ему ножевое ранение. В Липецке в доме| по Осеннему проезду 20-летний неработа-| ющий во время застолья порезал свою 18-1 летнюю знакомую. А в селе Петровка Гря-1 зинского района 59-летний В., находясь, по| предварительным данным, под градусом, устроил в доме настоящую охоту на 62-лет-| нюю пенсионерку. Оружием возмездия в| чем-то провинившейся перед ним женщи-| ной он выбрал... вилы, которыми нанес жер-| тве ранения в руки, спину и голову. Во всех трех случаях пострадавшие, к| счастью, остались живы и были госпитали-1 зированы. КВАРТИРНЫЕ ВОРЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ! Неудачей закончилась для двух воров | их попытка совершить кражу в одной из ли-1 пецких квартир. В чужое жилье подельники! забрались около трех часов ночи, будучи! уверенными, что там никого нет. Проникли! они туда без помех, через окно, разбив стек-1 ло. Но злоумышленников ждало разочаро-1 вание: в квартире оказалась хозяйка. Види-| МО , женщина не на шутку вспугнула вори-| шек, и они были вынухедены ретироваться. А вот в Усмани другая неудавшаяся по-| пытка кражи имела более неожиданное про-[ должение. В пятом часу ночи во двор одно-1 го из домов на улице Луткова с целью чем-1 нибудь поживиться залез 16-летний М., уча-| щийся профтехучилища. На беду незадач ливого пэтэушника его присутствие в чужом | жилище обнаружила бдительная хозяйка.| 60-летняя пенсионерка не растерялась, и,| схватив палку, начала ею колотить незва-| ного гостя. Наверное, эта встреча надолго! запомнится парню. Рука у пожилой женщи-| ны оказалась тяжелая. С полученными уши-| бами М. госпитализировали. СМЕРТЬ ПОД высоким! н а п р я ж е н и е м ! На одной из липецких трансформа торных подстанций произошел несчастный! случай: при проведении ремонтных работ! получил смертельный удар током электро-1 монтер. Прокуратурой начата проверка слу-| чившегося. По предварительным данным, причиной гибели электрика стало несоблю-1 дение правил безопасности при проводимых | работах. Только себя может винить в произошед-1 шем с ним несчастье и 13-летний житель! Липецкого района. По собственной глупое-1 ти в дни школьных каникул он попал на боль ничную койку. А случилось вот что. В одну! из недавних ночей любитель фейерверков! решил позабавиться с петардой, да так не удачно, что получил огнестрельное ранение. ПОХИЩЕННУЮ «ШЕСТЕРКУ»! НАШЛИ СОЖЖЕННОЙ Угоняют машины в основном с одной | целью: продать их или похитить запчасти. Но существуют, видимо, и другие мотивы,! заставившие автоворов идти на преступле-1 ния. Автомобили угоняют, чтобы их... сжечь. I Случается такое нередко. Последнее подобное происшествие име ло место на прошлой неделе в Липецке. Кто-1 то угнал оставленную на ночь во дворе дома| «шестерку»». Машину нашли сгоревшей на! территории одного из садоводческих това-| риществ. ПРИЧИНА СМЕРТИ - УГАРНЫЙ ГАЗ?! На днях в селе Вербилово Липецкого! района погибли двое местных жителей — | 81 -летний М. и его дочь 46 лет. Их тела были [ обнаружены в доме с признаками отравле-! ния угарным газом. Пока это одна из ос-| новных версий неожиданной смерти селян. | Проводится расследование. Угарный газ стал причиной гибели еще! одного человека — липчанина В. Тело муж-| чины нашли в его гараже. Правоохранитель-! ные органы занялись выяснением обстоя-1 тельств происшедшего. С л уж ба новост ей «Л и п е ц ко й газеты». | газовый факел принес трагедию в м инувш ую суб б о ту р анним у тр ом в Л ипецке в одноком н а тной квартире но пятом этаж е по ул . Московской раздался страшной силы взрыв, п роб удивш ий м но гих соседей . О т взрывной волны вылетели стекла ок он и во зник п ож ар . Хотя гореть в квар тире было о собо н ечем у (она практически пустая, п редпол ож и тел ьно там п рои зво дился ремонт).^.. «ЛГ» уже писала, что в России пос леднее время участились чрезвычайные ситуации, связанные со взрывом газа в жилых помещениях. 29 декабря 2000 г. был разрушен двухэтажный дом в Ста ром Осколе Белгородской области. 31 д е кабря, когда россияне встречали Новый год, рвануло в новосибирской пятиэтаж ке, 3 января 2001 года — в трехэтажном доме в г. Бийске... Во всех случаях есть жертвы и раненые, нанесен значительный материальный ущерб: люди лишились кро ва и всего имущества. Теперь волна га зовой беды докатилась и до Липецка. Прибывшие на место происшествия пожарные первым делом перекрыли кра ник на газовой плите (была открыта ду ховка), который, возможно, включил 45- летний мужчина, находившийся в квар тире. Впрочем, ведется следствие, кото рое выяснит, кто или что явилось причи ной взрыва. Кстати, на стенах квартиры были надписи, которые говорили о том, что человек, их написавший, очень оби жен на нынешнюю жизнь, на людей. Воз можно, он искал себе смерть... Вслед за пожарными на место тра гедии прибыли специалисты аварийно диспетчерской газовой службы, которые перекрыли газовый стояк, тщательно об следовали плиту, внутридомовые сети. По словам главного инженера филиала «Ли- пецкгаз» ОАО «Липецкоблгаз» Андрея Семенова, этот дом и газовое оборудо вание в нем не старые, чтобы гово рить об их изношенности. Заявок на ремонт из этой квартиры не поступа ло. Андрей Семенов также попросил через газету напомнить землякам о бдительности, о необходимости под страховывать одиноких, старых, не мощных людей, а также представи телей «группы риска», которые могут включить газ и забыть об этом . В случае, если газовый запах появил ся, надо проверить газовые прибо ры, если открыты, то немедленно пе рекрыть краны на них и опуски к ним, открыть форточку и проветрить по мещение. Ни в коем случае при этом нельзя пользоваться открытым огнем (спичками), зажигалкой, электрообо рудованием (не включать свет). Для взрыва достаточно искры. А когда гром грянет, креститься будет поздно... Владимир ОСИПОВ. НЕРАДИМОДЫ... Внедрение новых информационных технологий на основе компьютеризации библиотек — это не дань моде, а насущная необходимость. Но если это уже удалось сделать в крупных научных библиотеках, то в небольших общедоступных такие перемены происходят куда медленнее. Хотя и мы не ждем у моря погоды... На протяжении трех лет липецкие библиотеки — партнеры мегапроекта «Пушкинская библиотека» института «Открытое общество». В прошлом году в рамках его был объя влен всероссийский конкурс на благотворительное финанси рование партнерских проектов «Отфытая библиотека-2000». Его цель — активизация работы библиотек малых городов и районных центров. Наша областная научная и центральные районные библиотеки в Лебедяни и Красном представили проект «Информационная поддержка социальной адаптации молодежи». Итоги конкурса подведены. Липецкий проект поддержан. ПРАВО НА СОЛО Т а к о е впечатление , что рабо ты , ко торы е демонстрирую тся на новой выставке частной галереи «Соло», специ ал ьно п од би р али сь вы зывающ е несхож ие — и по тем ам , и по ж а н р ам , и по стилистике. Н ер ед ко д аж е холсты одного м а стера ре зко контрастирую т д р у г с другом . Впрочем, в экспозиции есть и произ ведения, чьи авторы упорно и вдохновен но подтверждают верность когда-то из бранному пути. В первую очередь это Николай Углов, певец Монастырки. На сей раз он, однако, любуется храмом Ель ца, Даниловым монастырем. О творчес ком росте живописца свидетельствуют и его натюрморты. Зато Борис Инкелес откровенно игра ет со зрителем, демонстрируя, каким не одинаковым он может быть. Рядом с клас сически реалистичным «Вечером у моря» — острая экспрессия картины «Прохо дящие женщины». А в натюрмортах «Ожидание» и «Торжественный» худож ник достигает завидной эмоциональнос ти, от его цветов и утвари, написанных в сочных, густых, глубоких тонах, трудно оторвать взгляд. Такого результата Ин келес добивался ровно десять лет. Далеко не все на выставке поддается прочтению, истолкованию с ходу. К при меру, Татьяна Кроль — мастер манящих загадок. Ее вещи и волнуют, и озадачи вают. Кто или что, предположим, изобра жено на картине «Зеленые»? Деревья, кактусы, люди? И где? Перед экраном? Перед сценой? А может, просто перед окном? А работа художницы «Единство противоречий» — это уже философская формула, выведенная кистью. Однако при всем том произведения Татьяны Кроль по- женски мягки, поэтичны. Но вот опять, как ветер в окно, вры вается на холст, а с холста — в душу сама жизнь без видимых загадок и ребусов. Цветы Лидии Скаргиной! Девять натюр мортов. И похожих, и непохожих друг на друга. Очень разнятся их цветовые соот ношения, так сказать, аранжировки. Бла годаря чему близкие мотивы обретают — каждый — свою особую прелесть. Шесть картин Бориса Борисова — пластичные, очень красивые и опять-таки разные. В одной верх берет графика, в другой — декоративность, в третьей воз никает отзвук египетского орнамента. Впечатляют тема Богоматери в «Деве», глубокий и печальный образ героини в «Звуках моря»... Кажется, ты уже пресыщен неожидан ностями, дерзостью поисков. Но сюрпри зы не исчерпаны. Очередной преподно сит Евгений Рудницкий, «заключив» свою живопись в форму равнобедренного тре угольника. Это опять-таки работа, вдох новленная Евангелием, две д:ы<з^зц лет зовущего нас к духовному восхождению, к Богу. Реализуя замысел. Рудницкий прибег к смелому авангардистскому при ему. А в других своих вещах он устраи вает для публики настоящий культуро логический экскурс в прошлое. Зеленый натюрморт вызывает ассоциации с Мо дильяни, «Адам и Ева», «Амазонка» за ставляют вспомнить Рериха. Эстафету Рудницкого как бы подхва тывает Виктор Яичников. Его «Персона» воспроизводит дух старинной, испанской живописи, хотя характерная вытяну тость, угловатость силуэта «выдает» на шего современника, который испытыва ет потребность заглянуть в прошлое сквозь столетия. Восьмой участник выставки — Влади мир Басинский. В отличие от остальных он нередко предпочитает пастель. Впро чем, работает и маслом. Интересны и его натюрморты, и вариации на тему театра, клоунады. Правда, веселья в клоунадах Басинского немного. Он в этих вещах раз мышляет об игре и реальности и, подо бно остальным художникам, чьи вещи по казаны в экспозиции, философичен и серьезен. Такая выставка отнюдь не хор, не ан самбль в чем-то близких авторов. Каж дый солирует. Каждый сам по себе. И тем не менее собранные вместе, они что-то друг в друге высвечивают, объясняют, создавая своеобразный контекст, меняю щий восприятие произведений соседа по галерее. Впечатление сильное. Мы опять убеж даемся, как богата семья липецких мас теров самобытными и яркими дарования ми. Вера КОРЧАГИНА, Ирина КРАСНИКОВА. ” ■■■■■ ВЕК ИНФОРМАЦИИ На него отпущено 8930 долларов. Осуществление его поз волит областной библиотеке более эффективно испол нять Функции методического и ресурсного центра, оказы вать библиотекам-партнерам ощутимую помощь. Что име ется в виду? Консультации, проведение семинаров, обу чение коллег компьютерным технологиям, обеспечение до ступа к базам данных Публичного центра правовой ин формации, электронному каталогу библиотеки. А в рай онах молодежи предлагается комплекс информационных услуг, включая создание центров правовой информации, профадаптационных клубов и так далее. Проект вызвал интерес у органов местного самоуп равления, в молодежных организациях, образовательных учреждениях. Короче, авторы его убеждены в успехе. Д у маем, в перспективе можно будет использовать получен ный опыт и информационный потенциал, работая и с дру гими слоями населения, в первую очередь — социально незащищенными. Лариса САМОЙЛОВА, зам. директора Липецкой областной универсальной научной библиотекой. -----ИЗпочтыэтихАНЕЙ- ИЩУСЕСТРУиБРАТА Дорогая редакция! Мне 19 лет. Я живу в Елецком доме-интернате № 2. Здесь молодой директор — Валерий Вла димирович Дорохин. Но, без преувели чения, как отец родной, он заботится о стариках, инвалидах и о нас, молодых. Мы обеспечены всем необходимым. Од нако я тоскую по любимой сестре Ири не и брату Игорю Лапиным, которых ког да-то потерял, им сейчас по 17—18 лет. Наша мама умерла 15 лет назад. А брат и сестра жили, по моим сведениям, в Ле бедяни, хотя, возможно, и в каком-то из других районов Липецкой области. Очень прошу редакцию опубликовать газете информацию обо мне. Может быть, брат и сестра прочитают ее и мы отыщем друг друга. Буду рад любым сведениям о них. Называю адрес, по которому можно передать сведения для меня: Липецкая область, г. Елец, ул. Пригородная, дом № 55а, кв. 57. Телефоны: 4-20-03, 2-06- 52. Борис Иванович ЛАПИН. г. Елец О Т Р Е Ц А К Ц И И . М и р н е б е з д о б р ы х л ю д е й . В т о м ч и с л е с р е д и р а б о т а ю щ и х в Е л е ц к о м д о м е - и н т е р н а т е Л5 2 . Э т о о н и в м е с т е со с т р а д а ю щ и м о т р а з л у к и с б л и з к и м и Б о р и с о м Л а п и н ы м , к о т о р ы й и м е е т о ч е н ь с е р ь е з н о е з а б о л е в а н и е , н а ч а л и п о и с к е го б л и з к и х . Н а д е е м с я , ч т о е г о г о л о с б у д ет у с л ы ш а н . Е с л и к о м у -т о и з в е с т н о м е ст о ж и т е л ь ст в а р о д с т в е н н и к о в а в т о р а п и с ь м а , п р о с и м с о о б щ и т ь об э т о м п и с ь м е н н о и л и п о т е л е ф о н у . В т о м ч и с л е и п о р е д а к ц и о н н о м у — 2 5 - 0 1 - 7 9 . г- т и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz