Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

16 января 2001 г., № 9 (21387) А . се (Окончание. Начало на 2-й стр.) По каким критериям будет про­ ходить отбор , е сли все вузы разные — по статусу, профилю и так далее? Эти вопросы под­ нимались на недавнем совеща­ нии ректоров вузов — оно про­ ходило в Краснодарском крае. Я там ощутила явные противо­ речия между руководителями вузов и Министерством обра ­ зования. В итоге было принято обращ ение к Президенту РФ , смысл которого можно коротко сформулировать так: «Не нуж­ но торопиться, чтобы в очеред­ ной раз не наломать дров». Ка­ жется, и в Москве это начина­ ют понемногу понимать, уже не навязывают жестко и безогово­ рочно свою волю регионам, а ; предлагают поучаствовать в эк­ сперименте. Такое предложение получила и наша область. Кро­ ме того, в следующем году мы планируем провести письмен ­ ный экзамен для претендентов на «золотые» и «серебряные» медали, собрав их всех отдель- ^ но. Цель — проверка реального ^ качества знаний. На августовс­ кой педконференции ректор ЛГТУ Михаил Куприянов привел такую цифру: 50 процентов медалис­ тов, поступавших в этом году в университет , не подтвердили своего статуса, «срезавшись» на первом экзамене. Скорее все­ го, часть их поступила с ходу в другие вузы — законом об об ­ разовании это разрешено. Од­ нако, как говорится, дыма без огня не бывает. Вот проведем э к сп е р и м е н т и выясним , на ­ сколько обоснованы эти разго­ воры. Конечно, тут есть слож­ ности. И не только организаци­ онного плана. Наверняка общ ес­ твенность воспримет новшест­ во неоднозначно. В целом же я считаю, ре ­ ф ормы н еобходимы . В ед ь и идея двенадцатилетки возникла не случайно: для нашей школы вопросы сокращения, перерас­ пределения учебного материа­ ла и увеличения сроков обуче­ ния всегда были актуальны. А годня особенно, потому как 1 еник, чтобы усвоить все, что ,ает школа, должен занимать­ ся 25 часов в сутки! Не будем забывать: в современном мире каждые пять лет происходит уд­ воение научной информации. Соответственно растет и объ ­ ем минимально необходимой информации, что отражается на содержании школьного образо­ вания. Как с этим быть? Оче­ видно, увеличивать новую ин­ формацию и исключать устарев­ шую. Но самое главное, по-мо­ ему, не передавать ученику го­ товые знания, а научить его до ­ бывать эти знания с ам о с то я ­ тельно. Вот в чем должен з а ­ ключаться главный смы сл ре­ формы! С момента обсуждения Док­ трины, других принципиальных документов прошел год. С к а ­ зать, что сегодня они в полной мере реализуются, было бы не­ верно. Однако и ставить на ре ­ форме «клеймо» раньше време­ ни, думаю, не стоит. Пусть для начала пройдут эксперименты, пусть «заработают» основные положения Доктрины, прежде всего, в части увеличения рас­ ходов на образование. — Суть многих критичес­ ких публикаций в «ЛГ» за про­ шлый год можно свести к следующему: сегодня всех школьников, независимо от их природных возможнос­ тей и склонностей, понуж­ дают изучать один и тот же набор предметов. Хотя фи­ зиологи установили, что ма­ тематику могут усвоить 15- 20 процентов ребят, физику — 20 процентов, химию — 30-40 процентов. Человек с природным литературным талантом не может бойко решать математические за ­ дачи, разбирать выражения с тройным интегралом... А мы продолжаем насаждать уравниловку и унификацию, стандартизируя школьную п р о гр ам м у , делая ее , по сути, обязательной для всех и лишь «надстраивая» пред­ меты по выбору. Была шко­ ла единообразной , сейчас провозглаш ена вариатив ­ ность, но ведь единый ба­ зисный учебный план — это то же самое единообразие. Что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы переломить ситуацию? — Лично я не считаю, что единообразие, обеспечиваемое единым базисным учебным пла­ ном, — это т а к ^ плохо. Неза­ висимо от особенностей скла­ д а личности каждый человек должен представлять себе на­ учную картину мира. Основная о бщ ео б р а зо в а те л ьн а я школа как раз и решает эту задачу. С у ­ щ ествует обязательный мини ­ мум по каждому предмету, и зна­ ния этого минимума оценивают­ ся отметкой «удовлетворитель­ но». Образовательный минимум отражается в образовательном стандарте, и в принципе его мо ­ гут у св о и т ь пра ктич е ски все . П р е д п о л ож и м , вы с о с в о е й семьей переехали в другой го­ род, ваш ребенок поступил в дру­ гую школу. У него объем знаний не такой, как у его новых соуче­ ников, потому что он занимается не по федеральному, базисному. во бережного отношения к при­ роде, рассказать ему о том, что и как влияет на окружающую среду, можно и на уроках био­ логии, географии, физики, хи ­ мии. А вместо того, чтобы дер ­ жать его лишний час за партой, лучше организовать поход, эк­ скурсию, знакомство с экологи­ ческой службой. Это уже совсем метов. Можно, казалось бы, порадоваться — вот они, за­ ветные вариантность и диф­ ференциация! Но нередко поступить в них труднее, чем в МГУ. Первоклашки прохо­ дят жесткий отбор с п о ­ мощью тестов, а то и более изощренных способов «вы­ СТОИТИ ПУТАТЬ явления» знаний и способ ­ а по какому-то другому плану. Ему что, снова идти в первый класс? А как он будет поступать в вуз, не .имея минимальных сведений по основным наукам? Простите, но что есть корень квадратный, выпускник школы не имеет права не знать. А вот когда он это усвоит, пусть уг­ лубляется в те дисциплины, ко­ торые ему ближе. Кто-то сосре ­ доточится на физике, кто-то на литературе. Проблему я вижу в другом. Помимо федерального в ^ ебном плане есть еще ре­ гиональный и школьный компо­ ненты. Они призваны дополнять основную программу, обеспечи­ вать вариативность образова­ ния. Но когда школы обрели право самостоятельно состав­ лять учебные планы и програм­ мы, появилась неприятная тен­ денция: становится модной ка­ кая-то тема, и каждый директор считает делом чести непремен­ но ввести новый предмет. Как результат — «разбухание» учеб­ ных планов. — Вот-вот. И складыва­ ется впечатление, что в пла­ ны просто как попало «на­ пихали» разные предметы. Например, скоропостижно объявляют, что школа изби- раеТ( экологическую направ­ ленность, и срочно вводят в расписание экологию. Мо­ жет, это болезнь роста, из­ держки той свободы, с ко­ торой не всегда знаешь, что делать. Но расплачиваться пришлось детям . Сегодня они пишут б е счи сл енны е рефераты и доклады вмес­ то того, чтобы серьезно за­ няться изучением предме­ тов, которые предстоит сда­ вать на вступительных экза­ менах, осваивают все сразу — экономику, гражданове­ дение, ОБЖ. А в очереди к кафедре уже стоят налого­ вая полиция и инспекция без­ опасности дорожного дви ­ жения... Как остановить этот процесс? — Мы сегодня за этим тща­ тельно следим. Перед област­ ным департаментом образова­ ния и науки стоит задача при­ вести учебные планы и програм­ мы школ в соответствие с ре­ гиональным учебным планом. Да, порой предметы вводились без учета, есть ли в школе со ­ ответствующая база и подготов­ ленные Жителя. Но зачем, д о ­ пустим, включать в расписание информатику, если нет ни спе ­ циалистов, ни самой техники? Компьютерной грамоте на паль­ цах не научишь. И потом: школь­ ный курс обучения охватывает практически все сферы жизни, и нет настоятельной необходи­ мости включать дополнительные п р едм еты , о сн о в ам ко торы х можно научить на уроках по «тра­ диционным» дисциплинам , не загружая ребят лишней рабо ­ той. Ну вот хоть та же экология. Сформировать у ребенка чувст­ другие формы обучения, более интересные и, если угодно, бо ­ лее разумные. Или вот говорят: с о в р ем е н н о м у школьнику не обойтись без правовых знаний. Но почему для этого нельзя ис­ пользовать уроки обществозна- ния, экономической географии и ряд других? Мы ставим перед собой задачу привить ребен!^ привычку к здоровому .образу жизни? Пожалуйста — для это­ го есть физкультура, биология, музыка, изобразительное искус­ ство. Все, что нужно, — это от­ работать региональный и школь­ ный компоненты и настроить со ­ ответствующим образом учите- лей-предметников. Конечно, тут многое зависит от руководите­ лей самих школ. Пора понять: да, у них есть право дополнять школьный компонент вариатив­ ной части учебного плана сооб ­ разно своим потребностям и возможностям, но есть право от этого и отказаться, если будут против родители, общ ествен ­ ность. Но этим правом никто не пользуется! Я вам больше ска­ жу: мы сегодня не даем «добро» на введение отдельных дисцип­ лин, допустим, валеологии, пра­ воведения, а во многих школах их все равно вводят! А потом начинаются разговоры о пере­ грузках и переутомлении... Но повторюсь: мы сегодня за этим внимательно наблюдаем. И не только наблюдаем. Можно ска­ зать, что процесс «разбухания» плана приостановлен. Хотя про­ блем еще много. Каждое ведом­ ство почему-то считает, что по его профилю ученики должны заниматься хотя бы час в не­ делю. К примеру, приходят к нам из главного Управления по д е ­ лам ГО и ЧС Липецкой области с просьбой написать в соответ­ ствующую инстанцию письмо, чтобы курс ОБЖ, который пре­ дусмотрен региональной про­ граммой , включили в единый базисный учебный план. Мы на это не пошли. Представьте, что получится, если каждый регион будет слать такие письм а . У кого-то хорошо поставлено пра­ воведение, у кого-то — другой предмет. Но это не значит, что все они должны войти в обяза­ тельный перечень. Тут никакого плана не хватит! — В Доктрине, ряде дру­ гих документов говорится о доступности образования и, прехсде всего, школьного. Но как соо тне сти эти о б я за ­ тельства (или декларации?) с реальным положением дел — неумолимо проника­ ющей в сферу образования коммерциализацией в виде все более полной оплаты за обучение , неофициальных поборов по любому поводу, а то и просто взяток при пос­ туплении в ту или иную шко­ лу? Появились учебные за ­ ведения нового типа — ли­ цеи, гимназии, школы с уг­ лубленным изучением пред­ ПОЧЕМУ БУШ ПОКАЗЫВАЕТ ШИШ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) В канун инаугурации Буш-младший просто и ясно обозначил приорите­ ты своей внешней полити­ ки. Ничего не имея против ♦необратимых преобразо­ ваний» у нас, он, скорее всего , России денег не даст. Входя в курс дела, новый президент ознако­ мился с цифрами: с 1992 года Вашингтон истратил около 2,3 миллиарда дол­ ларов на развитие демок­ ратии, правопорядка и ры­ ночной экономики в Рос­ сии. Международный ва^- лютный фонд и Всемирный банк раскошелились на кредиты в 30 миллиардов долларов. Итого за восемь лет мы получили бешеные — толь­ ко так — деньги. Где они? Как они были использова­ ны? Ответить на эти вопро­ сы практически невозмож­ но. Те же американские аналитики втихую сетова­ ли: размах коррупции в на­ шей стране рос пропорци­ онально получаемым день- у" ' ' ' / лУИ-/ VЛV'^ гам. После поражения Аль­ берта Гора о «российской бухгалтерии» заговорили вслух. И Джордж Буш явно не хочет более направлять средства в «Бермудский тре­ угольник российских р е­ форм». Для начала он ждет от нас, конкретно от Владимира Пу­ тина, самых жестких мер против коррупции. Понятно, что за исчезнувшими где-то и когда-то крупными сумма­ ми стоят не мелкие мошен­ ники, обвешивающие сограж­ дан в мясном ряду рынка. То есть это тот самый редкий случай, когда вовсе не зазор­ но «пойти на поводу» у Ва­ шингтона, провести «реви­ зию» и объяснить всем — и своим, и американцам — кто, где, сколько. Но не будем упрощать. Есть и другой аспект неже­ лания США финансово под­ держивать Россию — чисто политический. Время Бориса Ельцина, строившего внеш­ нюю и внутреннюю полити­ ку по западным сценариям, кончилось. Соответственно деньги, направлявшиеся в Россию при «президенте: всех россиян» для латания ; разраставшихся дыр, р ас-: таскивания их по укром-: ным зарубежным счетам и \ просто для «поддержания : трона», Владимиру Пути -1 ну не дадут. Пока. \ Вашингтону спешить: некуда: либо наш прези -: дент, постоянно говоря о : необходимости борьбы с : коррупцией, начнет с ней | бороться, либо, не исклю-: чают тамошние специалис- ? ты, он «сломается» и пои -: дет проторенной тропой Б. : Ельцина, пожелает кругло -1 суточно «дружить с дру­ гом Джорджем» и жить по его рецептам. У нас найдут- | ся советники, которые бу- ^ дут настаивать именно на 1 этом, последнем, варианте. ! Причем тогда деньги д а - : дут сразу и «без базара». : как выражаются ныне : наши видные специалисты : рыночной экономики. Виктор ГРИБАЧЕВ. ( парламентский | обозреватель «ЛГ». ; г. Москва. I ностей. Не исключено, что в конечном итоге ошарашен­ ным роди тел ям скажут: «Ваш ребенок нам не под­ ходит», хотя, по существу, это нарушение закона об об­ разовании. А по соседству с элитными школами все чаще стали появляться «сбросовые», то есть обыч­ ные, без каких-либо углуб­ лений и нововведений. По­ лучается, если у родителей нет денег, то ребенок обре­ чен на «очень среднее обра­ зование»? Это особенно ха­ рактерно для крупных горо­ дов. Например, для Москвы. Но постепенно рыночные отношения «засасывают» и другие регионы. Вас это не настораживает? Что делает­ ся в области для того, что­ бы н ей тр ал и зо ва ть э то т процесс? — Если говорить о Липец­ кой области, то у нас всего че­ тыре лицея и пять гимназий. То есть процент так называемых «элитных» школ по сравнению с обычными, общеобразователь­ ными, не так высок. Желание родителей отдать ребенка в пре­ стижную школу понятно. Но не могут же все поголовно быть лицеи стами . -И гимна зи стами ! Для ■этого нужны -способности, повышенный интерес к знани­ ям. Естественно, в эти школы проводится отбор, но он опре­ деляется уставом школы и со ­ гласован с учредителем . Что касается платы за обучение, то она взимается только за пред­ меты, которые находятся за рам­ ками учебного плана. Например, за дополнительные часы ино­ странного, музыки, ритмики и так далее. Конечно, тут есть пере­ кос — многие предметы вводят­ ся исключительно для ублаже­ ния родительских амбиций. Лично я против д о п о л н и ­ тельного иностранного языка, особенно в начальных классах, и не испытываю восторга, ког­ да первоклашка бойко выдает «О’ кей» или «гуд бай». Почему? Д а потому, что должна быть специальная программа. Коли младший школьник начал изу­ чать иностранный, то в среднем звене обучение должно быть продолжено в соответствии с этой программой. А иначе ка­ кой смысл его загружать, тра­ тить время и деньги, если по­ том он всё равно начнет с нуля? Говоря о качестве образо ­ вания, приведу такие цифры: если в лицеях и гимназиях «зо­ лотые» медалисты составляют 24,1 процента, то в сельских школах— 25,3 процента. Награж­ денные серебряными медалями составляют соответственно 12,5 и 54,8 процента. То есть в обыч­ ных школах учат ничуть не хуже. Вот только один пример. Недав­ но прош ел ю билей Л ам ск ой средней школы Становлянско- го района. Так вот, почти все районное руководство, начиная с заведующего раионо и закан­ чивая начальником узла связи, — выпускники этой школы. Еже­ годно около 40 ее воспитанни­ ков поступают в вузы и ссузы. Там нет никакой углубленной подготовки, престижных предме­ тов. Просто школа нормально работает! — Тем не менее в ваших выступлениях всегда ощуща­ ется трево га за сельскую школу. Она нуж дается в серьезном внимании и под­ держке. Не случайно в об ­ ласти ведется строительст­ во новых учебных заведений — только за минувший год сельские ребятишки справи­ ли восемь школьных новосе­ лий, разработана и финанси­ руется программа компью­ те р и за ц и и , обновляется спортивная база сельских школ. Однако поводов для беспокойства по-прежнему хватает. Например, как на селе будет проходить новая школьная реф орма , пред ­ полагающая создание проф­ ильных классов, где учени­ кам предстоит получать уг­ лубленную подготовку по из­ бранной специальности? На селе такие классы открыть очень трудно из-за нехватки квалифицированных кадров, малочисленности школ. Не получится ли так, что дети будут отсиж ивать ся еще один год в самых обычных общеобразовательных клас­ сах? А как быть с малоком­ плектными школами? Со сле­ дующего года правительство планирует начать их р е с ­ труктуризацию. У нас в об­ ласти есть уже какие-то пла­ ны, наметки, предположе­ ния? Какие районы вызыва­ ют большее беспокойство? — Вопрос о сельской школе вообще и малокомплектной в частности ставился неоднократ­ но. И всякий раз логика жизни, реальная ситуация подсказыва­ ли: сельской школе, даже очень маленькой, — жить. Ведь, кроме н е по сред с тв ен н ой о б р а з о в а ­ тельной функции, она выполня­ ет еще одну — социальную, яв­ ляясь по существу «селообразу­ ющим» фактором. Мы уже име­ ем печальный опыт того, как вм е сте со школой умирала и сама деревня. Не понимать это ­ го, не придавать этому значения — не только недальновидно, это и преступно. Вот несколько ста­ тистических данных. Всего в об ­ ласти 511 сельских школ, из них 166 — малокомплектные, то есть каждая третья. Наибольшее их количество — в Долгоруковском, З а д о н с к о м , Г р я зи н с ком , Д о - бринском, Измалковском, Тер- бунском районах. Администра­ ция области выделяет средства на их содержание, всячески ста­ рается их поддержать.-Конечно, если сами жители села примут решение о закрытии такой шко­ лы, мы пойдем им навстречу. Ведь бывает, что отремонтиро­ вать с та р о е зд а ни е го р а зд о сложнее, чем построить новое. Или, допустим, поблизости есть большая школа, и ребятишек хо­ тят определить именно туда. Но в этом случае должна быть хо­ рошо отлажена система подво­ за учеников и педагогов. Пока мы эти вопросы не решим, ни о каком закрытии малокомплект­ ной школы не может быть и речи. Что же к а с а е ’тся ^Проблем реформирования сельской шко­ лы, то они лежат в плоскости укрепления материальной базы, компьютеризации образователь­ ного процесса, адаптации базис­ ного плана к ее условиям. А д е ­ фицита педагогов на селе у нас нет. Да, есть текучесть кадров из-за низкой заработной платы, сложностей с доставкой к месту работы и так далее. Но это уже совсем другое дело. О высоком уровне квалификации сельских учителей свидетельствует тот факт, что 89 процентов из них имеют высшее педагогическое образование, причем в ряде рай­ онов эта цифра еще выше. Для сравнения: в целом по России этот показатель равен 74 про­ центам. В селах много по-насто­ ящему талантливых педагогов, как говорится, от Бога. Не слу­ чайно лауреатами и победителя­ ми областного конкурса «Учитель года» все чаще становятся имен­ но сел ь с ки е учителя. Назову лишь некоторые фамилии: Алек­ сандр Насулецкий из Красоты- новской средней школы Долго­ р уковско го района , Светлана Смольянинова из Ч ас то -Д уб - равской средней школы Липец­ кого района, Елена Филатова из Вязовицкой средней школы Д о ­ лгоруковского района... Все это в селяет определенны й о п ти ­ мизм , веру в то, что сельская школа у нас была, есть и будет. Беседовала Елена ТАРАВКОВА, редактор отдела образования «Липецкой газеты». Ш И П Е Ц К А Я • /Ж г а з е т а <1 ВЫСТАВКИ В с е м е й н о й ССОРЕ ЖЕНА УБИЛА МУЖА1 За первые десять дней нового года в| областном центре произошло два убийст-| ва. Одно из них на бытовой почве. Драма! случилась в минувший вторник в квартире | одного из домов на улице Циолковского. Около четырех часов ночи здесь возни-| кла ссора мехеду молодой супружеской па-| рой. Что они не поделили и какова причина| конфликта, приведшего к гибели человека, | сейчас выясняет следствие. Судя по всему, | ночная семейная разборка приняла нешу­ точный оборот, в результате чего не в меру! горячая женщина схватила нож и ударила | им мужа. Ранение оказалось смертельным,! 29-летний мужчина скончался на месте. В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК! С ВИЛАМИ НАПЕРЕВЕС в великий праздник Рохсдества Хрис-| това некоторым нашим грах<данам было не! до молитвы. Забыв про Бога, в этот святой! для всех православных день взялись они| резать и убивать своих ближних. В Добринке некто М., 16 лет от роду, ра-| нее судимый и недавно амнистированный,! поссорившись с 45-летним мужчиной, на-| нес ему ножевое ранение. В Липецке в доме| по Осеннему проезду 20-летний неработа-| ющий во время застолья порезал свою 18-1 летнюю знакомую. А в селе Петровка Гря-1 зинского района 59-летний В., находясь, по| предварительным данным, под градусом, устроил в доме настоящую охоту на 62-лет-| нюю пенсионерку. Оружием возмездия в| чем-то провинившейся перед ним женщи-| ной он выбрал... вилы, которыми нанес жер-| тве ранения в руки, спину и голову. Во всех трех случаях пострадавшие, к| счастью, остались живы и были госпитали-1 зированы. КВАРТИРНЫЕ ВОРЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ! Неудачей закончилась для двух воров | их попытка совершить кражу в одной из ли-1 пецких квартир. В чужое жилье подельники! забрались около трех часов ночи, будучи! уверенными, что там никого нет. Проникли! они туда без помех, через окно, разбив стек-1 ло. Но злоумышленников ждало разочаро-1 вание: в квартире оказалась хозяйка. Види-| МО , женщина не на шутку вспугнула вори-| шек, и они были вынухедены ретироваться. А вот в Усмани другая неудавшаяся по-| пытка кражи имела более неожиданное про-[ должение. В пятом часу ночи во двор одно-1 го из домов на улице Луткова с целью чем-1 нибудь поживиться залез 16-летний М., уча-| щийся профтехучилища. На беду незадач­ ливого пэтэушника его присутствие в чужом | жилище обнаружила бдительная хозяйка.| 60-летняя пенсионерка не растерялась, и,| схватив палку, начала ею колотить незва-| ного гостя. Наверное, эта встреча надолго! запомнится парню. Рука у пожилой женщи-| ны оказалась тяжелая. С полученными уши-| бами М. госпитализировали. СМЕРТЬ ПОД высоким! н а п р я ж е н и е м ! На одной из липецких трансформа­ торных подстанций произошел несчастный! случай: при проведении ремонтных работ! получил смертельный удар током электро-1 монтер. Прокуратурой начата проверка слу-| чившегося. По предварительным данным, причиной гибели электрика стало несоблю-1 дение правил безопасности при проводимых | работах. Только себя может винить в произошед-1 шем с ним несчастье и 13-летний житель! Липецкого района. По собственной глупое-1 ти в дни школьных каникул он попал на боль­ ничную койку. А случилось вот что. В одну! из недавних ночей любитель фейерверков! решил позабавиться с петардой, да так не­ удачно, что получил огнестрельное ранение. ПОХИЩЕННУЮ «ШЕСТЕРКУ»! НАШЛИ СОЖЖЕННОЙ Угоняют машины в основном с одной | целью: продать их или похитить запчасти. Но существуют, видимо, и другие мотивы,! заставившие автоворов идти на преступле-1 ния. Автомобили угоняют, чтобы их... сжечь. I Случается такое нередко. Последнее подобное происшествие име­ ло место на прошлой неделе в Липецке. Кто-1 то угнал оставленную на ночь во дворе дома| «шестерку»». Машину нашли сгоревшей на! территории одного из садоводческих това-| риществ. ПРИЧИНА СМЕРТИ - УГАРНЫЙ ГАЗ?! На днях в селе Вербилово Липецкого! района погибли двое местных жителей — | 81 -летний М. и его дочь 46 лет. Их тела были [ обнаружены в доме с признаками отравле-! ния угарным газом. Пока это одна из ос-| новных версий неожиданной смерти селян. | Проводится расследование. Угарный газ стал причиной гибели еще! одного человека — липчанина В. Тело муж-| чины нашли в его гараже. Правоохранитель-! ные органы занялись выяснением обстоя-1 тельств происшедшего. С л уж ба новост ей «Л и п е ц ко й газеты». | газовый факел принес трагедию в м инувш ую суб б о ту р анним у тр ом в Л ипецке в одноком н а тной квартире но пятом этаж е по ул . Московской раздался страшной силы взрыв, п роб удивш ий м но гих соседей . О т взрывной волны вылетели стекла ок он и во зник п ож ар . Хотя гореть в квар тире было о собо н ечем у (она практически пустая, п редпол ож и тел ьно там п рои зво ­ дился ремонт).^.. «ЛГ» уже писала, что в России пос­ леднее время участились чрезвычайные ситуации, связанные со взрывом газа в жилых помещениях. 29 декабря 2000 г. был разрушен двухэтажный дом в Ста­ ром Осколе Белгородской области. 31 д е ­ кабря, когда россияне встречали Новый год, рвануло в новосибирской пятиэтаж­ ке, 3 января 2001 года — в трехэтажном доме в г. Бийске... Во всех случаях есть жертвы и раненые, нанесен значительный материальный ущерб: люди лишились кро­ ва и всего имущества. Теперь волна га­ зовой беды докатилась и до Липецка. Прибывшие на место происшествия пожарные первым делом перекрыли кра­ ник на газовой плите (была открыта ду ­ ховка), который, возможно, включил 45- летний мужчина, находившийся в квар­ тире. Впрочем, ведется следствие, кото­ рое выяснит, кто или что явилось причи­ ной взрыва. Кстати, на стенах квартиры были надписи, которые говорили о том, что человек, их написавший, очень оби­ жен на нынешнюю жизнь, на людей. Воз­ можно, он искал себе смерть... Вслед за пожарными на место тра­ гедии прибыли специалисты аварийно­ диспетчерской газовой службы, которые перекрыли газовый стояк, тщательно об ­ следовали плиту, внутридомовые сети. По словам главного инженера филиала «Ли- пецкгаз» ОАО «Липецкоблгаз» Андрея Семенова, этот дом и газовое оборудо­ вание в нем не старые, чтобы гово­ рить об их изношенности. Заявок на ремонт из этой квартиры не поступа­ ло. Андрей Семенов также попросил через газету напомнить землякам о бдительности, о необходимости под­ страховывать одиноких, старых, не­ мощных людей, а также представи­ телей «группы риска», которые могут включить газ и забыть об этом . В случае, если газовый запах появил­ ся, надо проверить газовые прибо­ ры, если открыты, то немедленно пе­ рекрыть краны на них и опуски к ним, открыть форточку и проветрить по­ мещение. Ни в коем случае при этом нельзя пользоваться открытым огнем (спичками), зажигалкой, электрообо­ рудованием (не включать свет). Для взрыва достаточно искры. А когда гром грянет, креститься будет поздно... Владимир ОСИПОВ. НЕРАДИМОДЫ... Внедрение новых информационных технологий на основе компьютеризации библиотек — это не дань моде, а насущная необходимость. Но если это уже удалось сделать в крупных научных библиотеках, то в небольших общедоступных такие перемены происходят куда медленнее. Хотя и мы не ждем у моря погоды... На протяжении трех лет липецкие библиотеки — партнеры мегапроекта «Пушкинская библиотека» института «Открытое общество». В прошлом году в рамках его был объя­ влен всероссийский конкурс на благотворительное финанси­ рование партнерских проектов «Отфытая библиотека-2000». Его цель — активизация работы библиотек малых городов и районных центров. Наша областная научная и центральные районные библиотеки в Лебедяни и Красном представили проект «Информационная поддержка социальной адаптации молодежи». Итоги конкурса подведены. Липецкий проект поддержан. ПРАВО НА СОЛО Т а к о е впечатление , что рабо ты , ко торы е демонстрирую тся на новой выставке частной галереи «Соло», специ ал ьно п од би р али сь вы зывающ е несхож ие — и по тем ам , и по ж а н р ам , и по стилистике. Н ер ед ко д аж е холсты одного м а стера ре зко контрастирую т д р у г с другом . Впрочем, в экспозиции есть и произ­ ведения, чьи авторы упорно и вдохновен­ но подтверждают верность когда-то из­ бранному пути. В первую очередь это Николай Углов, певец Монастырки. На сей раз он, однако, любуется храмом Ель­ ца, Даниловым монастырем. О творчес­ ком росте живописца свидетельствуют и его натюрморты. Зато Борис Инкелес откровенно игра­ ет со зрителем, демонстрируя, каким не­ одинаковым он может быть. Рядом с клас­ сически реалистичным «Вечером у моря» — острая экспрессия картины «Прохо­ дящие женщины». А в натюрмортах «Ожидание» и «Торжественный» худож­ ник достигает завидной эмоциональнос­ ти, от его цветов и утвари, написанных в сочных, густых, глубоких тонах, трудно оторвать взгляд. Такого результата Ин­ келес добивался ровно десять лет. Далеко не все на выставке поддается прочтению, истолкованию с ходу. К при­ меру, Татьяна Кроль — мастер манящих загадок. Ее вещи и волнуют, и озадачи­ вают. Кто или что, предположим, изобра­ жено на картине «Зеленые»? Деревья, кактусы, люди? И где? Перед экраном? Перед сценой? А может, просто перед окном? А работа художницы «Единство противоречий» — это уже философская формула, выведенная кистью. Однако при всем том произведения Татьяны Кроль по- женски мягки, поэтичны. Но вот опять, как ветер в окно, вры­ вается на холст, а с холста — в душу сама жизнь без видимых загадок и ребусов. Цветы Лидии Скаргиной! Девять натюр­ мортов. И похожих, и непохожих друг на друга. Очень разнятся их цветовые соот­ ношения, так сказать, аранжировки. Бла­ годаря чему близкие мотивы обретают — каждый — свою особую прелесть. Шесть картин Бориса Борисова — пластичные, очень красивые и опять-таки разные. В одной верх берет графика, в другой — декоративность, в третьей воз­ никает отзвук египетского орнамента. Впечатляют тема Богоматери в «Деве», глубокий и печальный образ героини в «Звуках моря»... Кажется, ты уже пресыщен неожидан­ ностями, дерзостью поисков. Но сюрпри­ зы не исчерпаны. Очередной преподно­ сит Евгений Рудницкий, «заключив» свою живопись в форму равнобедренного тре­ угольника. Это опять-таки работа, вдох­ новленная Евангелием, две д:ы<з^зц лет зовущего нас к духовному восхождению, к Богу. Реализуя замысел. Рудницкий прибег к смелому авангардистскому при­ ему. А в других своих вещах он устраи­ вает для публики настоящий культуро­ логический экскурс в прошлое. Зеленый натюрморт вызывает ассоциации с Мо­ дильяни, «Адам и Ева», «Амазонка» за­ ставляют вспомнить Рериха. Эстафету Рудницкого как бы подхва­ тывает Виктор Яичников. Его «Персона» воспроизводит дух старинной, испанской живописи, хотя характерная вытяну­ тость, угловатость силуэта «выдает» на­ шего современника, который испытыва­ ет потребность заглянуть в прошлое сквозь столетия. Восьмой участник выставки — Влади­ мир Басинский. В отличие от остальных он нередко предпочитает пастель. Впро­ чем, работает и маслом. Интересны и его натюрморты, и вариации на тему театра, клоунады. Правда, веселья в клоунадах Басинского немного. Он в этих вещах раз­ мышляет об игре и реальности и, подо­ бно остальным художникам, чьи вещи по­ казаны в экспозиции, философичен и серьезен. Такая выставка отнюдь не хор, не ан­ самбль в чем-то близких авторов. Каж­ дый солирует. Каждый сам по себе. И тем не менее собранные вместе, они что-то друг в друге высвечивают, объясняют, создавая своеобразный контекст, меняю­ щий восприятие произведений соседа по галерее. Впечатление сильное. Мы опять убеж­ даемся, как богата семья липецких мас­ теров самобытными и яркими дарования­ ми. Вера КОРЧАГИНА, Ирина КРАСНИКОВА. ” ■■■■■ ВЕК ИНФОРМАЦИИ На него отпущено 8930 долларов. Осуществление его поз­ волит областной библиотеке более эффективно испол ­ нять Функции методического и ресурсного центра, оказы­ вать библиотекам-партнерам ощутимую помощь. Что име ­ ется в виду? Консультации, проведение семинаров, обу­ чение коллег компьютерным технологиям, обеспечение до ­ ступа к базам данных Публичного центра правовой ин­ формации, электронному каталогу библиотеки. А в рай­ онах молодежи предлагается комплекс информационных услуг, включая создание центров правовой информации, профадаптационных клубов и так далее. Проект вызвал интерес у органов местного самоуп ­ равления, в молодежных организациях, образовательных учреждениях. Короче, авторы его убеждены в успехе. Д у ­ маем, в перспективе можно будет использовать получен­ ный опыт и информационный потенциал, работая и с дру ­ гими слоями населения, в первую очередь — социально незащищенными. Лариса САМОЙЛОВА, зам. директора Липецкой областной универсальной научной библиотекой. -----ИЗпочтыэтихАНЕЙ- ИЩУСЕСТРУиБРАТА Дорогая редакция! Мне 19 лет. Я живу в Елецком доме-интернате № 2. Здесь молодой директор — Валерий Вла­ димирович Дорохин. Но, без преувели­ чения, как отец родной, он заботится о стариках, инвалидах и о нас, молодых. Мы обеспечены всем необходимым. Од­ нако я тоскую по любимой сестре Ири­ не и брату Игорю Лапиным, которых ког­ да-то потерял, им сейчас по 17—18 лет. Наша мама умерла 15 лет назад. А брат и сестра жили, по моим сведениям, в Ле­ бедяни, хотя, возможно, и в каком-то из других районов Липецкой области. Очень прошу редакцию опубликовать газете информацию обо мне. Может быть, брат и сестра прочитают ее и мы отыщем друг друга. Буду рад любым сведениям о них. Называю адрес, по которому можно передать сведения для меня: Липецкая область, г. Елец, ул. Пригородная, дом № 55а, кв. 57. Телефоны: 4-20-03, 2-06- 52. Борис Иванович ЛАПИН. г. Елец О Т Р Е Ц А К Ц И И . М и р н е б е з д о б р ы х л ю д е й . В т о м ч и с л е с р е д и р а б о т а ю щ и х в Е л е ц к о м д о м е - и н т е р н а т е Л5 2 . Э т о о н и в м е с т е со с т р а д а ю щ и м о т р а з л у к и с б л и з к и м и Б о р и с о м Л а ­ п и н ы м , к о т о р ы й и м е е т о ч е н ь с е р ь ­ е з н о е з а б о л е в а н и е , н а ч а л и п о и с к е го б л и з к и х . Н а д е е м с я , ч т о е г о г о л о с б у д ет у с л ы ш а н . Е с л и к о м у -т о и з в е с т н о м е ст о ж и т е л ь ст в а р о д с т в е н н и к о в а в т о р а п и с ь м а , п р о с и м с о о б щ и т ь об э т о м п и с ь м е н н о и л и п о т е л е ф о н у . В т о м ч и с л е и п о р е д а к ц и о н н о м у — 2 5 - 0 1 - 7 9 . г- т и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz