Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
I? ЮРФАК «ЛГ» 14 апреля 2001 г., № 72-73 (21450-21451) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Об изменениях в Уголовно-испол нительном РФ кодексе Ныне существующий Уголовно-исполнительный ко декс Российской Федерации Действует с 1 июля 1997 года. Срок вроде бы небольшой, однако жизнь не сто- ит на месте и в процессе применения УИК уж е нако пилось немало проблем и вопросов. По мнению зако нодателей, их должны разрешить внесенные в Кодекс изменения и дополнения. Они вступили в силу 14 мар та 2001 года .* суть внесенных по- В чем правок? Принципиальные изменения коснулись значительной части осужденных женщин, в том чис ле беременных, имеющих де тей в возрасте до 14 лет, инва лидов 1 и 2 групп, несовершен нолетних. Существенным обра зом гуманизированы условия отбывания наказаний этой ка тегории лиц. Хотя федеральным законом полностью изменена статья, в которой говорится об учрежде ниях и органах, исполняющих наказание, но принципиальных новшеств не введено, за исклю чением того, что конкретизиру ются органы, осуществляющие контрольные функции в отно шении ряда видов наказаний, в том числе таких, как штраф. Этот вид наказания исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту житель ства (работы) осужденного. Оговаривается, что такие новые виды уголовных наказаний, как ограничение свободы, осущес твляются исполнительным цен тром, а наказание в виде арес та — арестными домами. Известно, что Россия под писала Дополнительный прото кол № 6 Европейской Конвен ции о защите прав человека и основных свобод, которым обя залась отменить смертную казнь и ввести на этот вид на казания мораторий. С 1998 года он начал действовать. Однако в комментируемом законе указано на исполнение учреждениями уголовно-испол нительной системы наказания в виде смертной казни. Други ми словами, суды имеют воз можность приговаривать к смертной казни, а соответству ющие учреждения исполнять данные приговоры. Как уже отмечалось, на ибольший «режим благоприят ствования» коснулся беремен ных женщин и женщин, имею щих детей в возрасте до 14 лет, хотя ранее возраст детей уста навливался до 8 лет. В связи с этим и судам, и уголовно-ис полнительной системе пред стоит проделать большой объ ем работы, чтобы исполнить требование нового закона. А это и условно-досрочное осво бождение от отбывания нака зания, и замена неотбытой час ти наказания более мягким ви дом наказания, и отсрочка от бывания наказания указанной категории лиц. Не подлежат осужденные женщины переводу в тюрьму. Законодатель счел возможным отменить и денежные ограни чения при приобретении про дуктов питания и предметов первой необходимости за счет средств, имеющихся на их ли цевых счетах. В настоящее вре мя эта сумма не ограничена. Кроме того, сняты ограничения для женщин в получении посы лок, передач и бандеролей. Л ь го ты , установленные женщинам, в определенной сте пени коснулись осужденных ин валидов 1 и 2 групп и осужден ных, находящихся в лечебных исправительных учреждениях. Теперь они могут без ограни чения приобретать продукты питания и предметы первой не обходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых сче тах. Кроме того, лица, содержа щиеся в воспитательных коло ниях, тоже смогут получать по сылки, передачи и бандероли без ограничения их количест ва. При этом оговаривается максимальный вес посылок или бандеролей. Он определяется почтовыми правилами. Вес од ной передачи не должен пре вышать установленный вес од ной посылки. Существенным новшеством в законе стало положение о том, что в одной исправитель ной колонии могут создавать ся изолированные участки с различными видами режима. В соответствии с уголовно исполнительным законодатель ством исправительные колонии для отбывания осужденными наказания делятся на колонии общего, строгого и особого ре жима. В связи с внесенными изменениями возможно их со вмещение в одной колонии. Не обходимо отметить, что в Ли пецкой области уже некоторое время назад в одной из коло ний приступили к созданию та кого участка. Законодательно закреплен порядок отбывания наказания в колониях-поселениях лиц, осужденных к лишению свобо ды за преступления, совершен ные по неосторожности , за умышленные уголовные деяния небольшой и средней тяжести, а также переведенных из ис правительных колоний общего и строгого режима в колонию- поселение. Хотя и расширен круг таких людей, однако не подлежат переводу в колонию- поселение осужденные при осо бо опасном рецидиве преступ лений, приговоренные к пожиз ненному лишению свободы и осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. В принятом законе имеется и своеобразная «ложка дегтя». Это касается лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием части наказания в тюрьме, а также тех, кто переведен в тюрьму на определенный срок за наруше ние установленного порядка от бывания наказания в исправи тельных колониях всех видов режима. Согласно федеральному за кону «срок, назначенный по при говору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрь му», Если учитывать, что в ряде случаев между арестом, выне сением приговора, обжалова нием во всевозможные касса ционные инстанции и этапиро ванием в тюрьму проходит зна чительное время, то на практи ке основной срок наказания проходит фактически на усло виях тюремного режима или приближенным к ним, (Условия следственных изоляторов нена много отличаются от тюрем ных). Поэтому не всегда сло жение тюремного срока и ос тавшейся части наказания бу дет соответствовать приговору суда. Даже наличие того, что за конотворцы несколько увеличи ли сумму ежемесячного расхо дования на приобретение про дуктов питания и предметов первой необходимости лицам, отбывающим наказание в ус ловиях общего режима (до ми нимального размера оплаты труда), и осужденным, находя щимся в колониях строгого ре жима (до 60 процентов мини мального размера оплаты тру да), это тем не менее не ком пенсирует то положение, в ко тором находятся заключенные тюрем. В целом же внесенные из менения и дополнения можно расценить положительно. Под вижки в сторону гуманизации уголовно-исполнительного за конодательства налицо. Хочет ся надеяться, что они будут способствовать дальнейшему укреплению законности в ве домствах и учреждениях пени тенциарной системы. Геннадий ЧЕРНЫШОВ, старший помощник проку рора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, старший советник юстиции. * Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный ко декс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации опубликованы в «Российской газете» 14 марта 2001 г. КАПИТАЛБЕЖИТИЗРОССИИ (Окончание. Начало на 5-й стр.) — Согласно нашим анали тическим данным, — отметил руководитель Межведом ственного центра при МВД России по противодейст вию илегализации доходов, полученных незаконным путем, Александр Михай ленко, — в 2000 году из Рос сии вывезли около 1 1 с пол овиной миллиардов долларов. При этом до 80 процентов — в США. Причем недействующим банковским правилам в Аме рике практически нет ограни чений на открытие корреспон дентских счетов оффшорных банков и банков, зарегистри рованных на почтовые адреса. Не проверяются ни сами вла дельцы упомянутых банков, ни происхождение депонирован ных средств. Таким образом, многие крупные американские банки открыты для легализа ции криминальных денег, в том числе из России, о чем неод нократно доводилось до све дения ФБР, Экспертные оценки и опе ративная информация показы вают, что капитал, незаконно вывезенный из России, сфор мировался в основном за счет использования во внешнеэко номической деятельности лже- фирм и фирм-однодневок, за регистрированных на утрачен ные или похищенные паспорта граждан. Банковские счета та ких фирм в течение трех ме сяцев с момента создания ис пользуются для перевода де нег под несуществующие фи нансовые трансакции в оф фшорные зоны, а затем, до наступления срока подачи от чета о своей деятельности, они ликвидируются. Кроме того, зачастую предприятия-экспор теры не возвращают валютную выручку от экспортных опера ций под предлогом форс-ма жорных и иныжобстоятельств, авансовые платежи по импор тным контрактам не обеспечи ваются поставками товаров, не возвращаются валютные сред ства, необоснованно перечис ленные на счета иностранных фирм в счет оплаты фиктив ных услуг, прежде всего мар кетинговых и консалтинговых. Большие потери Россия несет от команд рыболовецких судов, оказывающихся в зоне внета- моженного контроля. Только от продажи различной морепро- дукции ежегодно не поступает на счета российских банков и остается за рубежом около 1,5 миллиарда долларов. Есть и другие лазейки незаконной утечки капитала. Например за счет средств, образовавшихся путем искусственного заниже ния экспортных цен, неэквива лентных бартерных сделок с использованием иностранных страховых компаний. Как правило, перемещен ный из России капитал оседа ет на счетах в банках Швейца рии, США, Испании, Франции и в оффшорных зонах. В про шлом году в сфере внешнеэ кономической деятельности выявлено около 8 тысяч пре ступлений экономической на правленности, зарегистрирова но около 4,5 тысячи фактов контрабанды, 1784 случая ле гализации незаконных доходов. По мнению заместителя председателя Комитета Гос думы по безопасности Ана толия Куликова, за рубеж ухо дят и честно заработанные, и преступно нажитые деньги. Уп лывает прибыль, которую недо бросовестные люди выводят из- под налогообложения. И те, и другие для легализации. Куда? Цифры, представленные в Гос думу, свидетельствуют, что из 15 миллиардов долларов только около 400 миллионов «живых» денег российские предпринима тели вкладывают в чужую эко- за из России капитала Алек сандр Михайленко считает несо вершенство налоговой политики, недостатки кредитно-финансо вой системы, отсутствие усло вий, делающих риски, при неза конном вывозе капитала за гра ницу неприемлемо высокими по сравнению с рисками инвести рования этих средств в отечес твенную экономику. — Изучение мирового опыта бегства капитала свидетельству ет о том, что это глобальная проблема и возникает она при кризисных ситуациях, — уверена _________________ директор «В Соединенных Штатах принята кон цепция, разработанная еще в 90-е годы на десятилетний период. В ней предусмотре но создание условий для долларизации Рос сии по системе валютного пылесоса: 1 дол лар, ввезенный в Россию, вывозит 3 долла ра в виде реальных материальных средств: леса, умов, технологий и так далее». Из выступления на парламентских слу шаниях. номику. Очень большие суммы идут в оффшоры. Сегодня, по данным ООН, в мире в оффшор ных зонах находятся 5 триллио нов долларов: один триллион в виде «живых» денег и 4 трилли она — в виде ценных бумаг. — Под вывозом капитала из России, — уточнил представи тель Министерства культуры Евгений Ямашев, — мы име ем в виду не только денежные средства, природные ресурсы, тцвары, интеллектуальную со бственность, но и куль'^рные ценности. В свое время в прес се освещались события, связан ные с вывозом двух десятков картин выдающихся европейских мастеров прошлого, нескольких десятков образцов прикладного искусства, сотни гравюр и офор тов из собрания Эрмитажа. Не законный вывоз культурных цен ностей имеет место и сейчас. В последнее десятилетие количес тво и объем сделок в сфере тор говли и обмена культурными ценностями постоянно растет. Примером может служить уве личение объемов продаж на все мирно известных аукционах Со тби. Русское искусство тоже растет в цене. В 2000 году кар тины Шишкина «Река Кама близ Елабуги» и Левитана «Болота ве чером» были проданы за 309 тысяч долларов США каждая. А всего на этом аукционе было продано 158 картин русских ху дожников на сумму 2988 ть(сяч долларов. Каким образом они туда попали, остается неизвес тным. Во всем мире проблема торговли незаконно вывезенны ми культурными ценностями ста новится все более острой. Эк сперты оценивают объем такой торговли в масштабах планеты в 1 миллиард долларов США ежегодно. Путь нелегальных тор говцев из развивающихся стран и России заканчивается в Нью- Йорке, Лондоне, Женеве или То кио. Такая деятельность нано сит большой ущерб культурно му достоянию стран, которые в силу своей экономической и по литической слабости не могут предотвратить незаконный вы воз. Основными причинами выво- Ц е н т р а Ф У н д а - менталь ных ис следова ний при Финансо вой ака- д е м и и П р а в и - тельства РФ Лидия Красави- на. В раз- В Я Н Ш Н Н В П В Н ных стра нах такие кризисы имели свои особенности и временные рамки. В России регрессивный процесс продол жается уже более 10 лет. Беда в том, что принимаемые антик ризисные меры носят разрознен ный и половинчатый характер. По мнению ученого, бегство капи тала проблема не только эконо мическая, но и законодательная. Нужна прочная правовая база, которая позволит в рамках за конодательства проводить по литику «кнута и пряника», как это делают на Западе. Там очень больно бьют за наносимый вред общенациональным интересам и всячески поощряют тех, кто рас каивается в своих грехах и воз вращает капитал на родину. У нас же условия для репатриации не созданы. — Разработка валютного ре гулирования в России была на чата после либерализации внеш неторговой деятельности,— на помнил участникам слушаний Василий Волковский. — Рас порядились полученной свободой своеобразно. В условиях поли тической и экономической неста бильности, отсутствия валютно го контроля при свободном до ступе хозяйствующих субъектов к внешнему рынку, началась массовая утечка капитала за ру беж. В 1991-1993 годах един ственным учреждением, проти водействующим набиравшему силу негативному процессу, был только Банк России. За этот пе риод, по самым оптимистичес ким оценкам, невозврат валют ной выручки составил около 50 процентов от стоимости экспор тированных товаров. Масштаб ность и острота проблемы за ставили позже принять закон о валютном регулировании и ва лютном контроле, была образо вана Федеральная служба ва лютного контроля. Противодей ствием оттоку капитала занима лись Государственный таможен ный комитет. Федеральная служ ба налоговой полиции, МВД, Министерство финансов. Ми нистерство по налогам и сборам. Но государство оказалось не способным упорядочить прове дение валютных операций и ос тановить бегство капитала. Глав ная причина — несовершенство применяемых государством ме тодов и, средств. Законодатель ство о валютном регулировании несовершенно и зачастую не работает. Свою точку зрения высказал руководитель национального центрального бюро Интерпо ла России Владимир Горди енко. По его убеждению, при нимаемые государством меры по пресечению утечки капитала за рубеж, и легализации средств, полученных противоправным пу тем, существенных изменений не принесли и оказались мало эффективными. Главная беда в том, что они крайне однобоки и носят исключительно каратель ный характер. Решать экономи ческую проблему карательными методами —утопия. За прошлый год органы внутренних дел воз будили по статье 174 УК РФ бо лее 1700 уголовных дел. До суда дошло чуть бо- дддцдц лее тысячи. К уголов ной ответственности привлечена лишь не большая часть обви нявшихся. Каков же выход? Василий Волковский считает, что если есть прочная доказательная база, против нарушите лей необходимо приме нять меры администра тивного и уголовного преследования. Если нет — вести перегово ры, чтобы эти люди воз вратили часть капита ла и вложили инвести ции в нашу экономику. Другое дело, когда мае- совые нарушения внешнеэконо мического и валютного законо дательства способствуют фор мированию мощной финансовой базы теневого капитала. Речь идет о неконтролируемых финан совых потоках, которые питают криминалитет и способствуют коррупции на всех уровнях влас ти. Здесь необходимо повысить требовательность к правоохра нительным структурам. Несмот- Гордиенко. — Не один год идет жесткое противодействие Запада экономическому воз рождению России. Поэтому в финансовом мире надо и г рать по правилам Запада и взять на вооружение их ме тоды, тактику и принципы. В их основе должны лежать экономическая выгода и го сударственные интересы. Не надо думать, что те, кто име ет счета за рубежом, не под вергаются там опасности уголовного преследования. Когда они тратят деньги на недвижимость, покупку авто мобилей, предметов роско ши и т. д., их не трогают. Но если они начнут вкладывать деньги и теснить местных предпринимателей, их ждут большие неприятно с ти , вплоть до возбуждения уго ловного дела об отмывании денег. Прецедентов очень много. Кроме того, на За паде очень мощно использу ется блеф о русской мафии, дабы не дать нашему капи талу осваивать зарубежный рынок и предпринимательст во. Сегодня стало очевид ным стремление ряда запад ных стран сорвать выгодные сделки России по линии во енно-технического сотрудни чества, поставить под удар крупные экспортные кон тракты, что может привести к серьезным политическим последствиям. Пришло вре мя ра зрабо тать сис тем у контрмер по защите своих национальны х ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■И интересов. Од- «Россиян обвиняют в беспределе, а на са- приори- ^ ^ мом деле не хотят пропустить наш бизнес тетов в ней до — лжна стать конкурента — в Европу, где все уже давно борьба с утеч- распределено. В конгрессе США было офици- капитала . Сегодня нужна ально заявлено, ежегодно в мире отмывается декларация 1 триллион долларов и, как считают амери- намерений и не канцы, 550 миллиардов проходит через их бан- очередная кам ки. С одной стороны, это плохо, говорят они. ма^'^продуъщн- Но с другой, эти «грязные» деньги работают ных на государ- на американскую экономику и приносят до- ственном уров- ря на факты отмывания милли ардов долларов, в России до сих пор отсутствует эффективная система борьбы с этим явлени ем. Недаром специальная Меж дународная комиссия по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), занимающаяся разработкой и реализацией политики, направ ленной на борьбу с «грязными» деньгами, отнесла Россию к чис лу стран, не принимающих адек ватные меры по борьбе с лега лизацией преступных капиталов. Наша страна по-прежнему вос принимается на Западе как не благонадежный партнер, сотруд ничество с которым крайне рис кованно. Учитывая реальную уг розу для экономики страны. Пра вительство России заявило о том, что разработка системы противодействия легализации преступных доходов становится одним из приоритетных направ лений его деятельности в сфе ре борьбы с преступностью. — Если бы удалось объеди нить финансовые и кадровые ресурсы бизнес-сообщества для привлечения за рубежом детек тивных агентств и юристов с оперативными, информационны ми и процессуальными возмож ностями, результаты могли бы быть иными, — считает Алек сандр Лебедев. В качестве при мера он привел дело о 220 мил лионах долларах, вывезенных в США бывшим премьер-минист ром Украины Павлом Лазарен ко. Сейчас он находится под следствием, а на деньги нало- ход. в каждом случае обвинять Россию, а нам ^ М 0 Н Н Ы Х М 0 р С Сд^мих Сбоя — н е п р а в и л ь н о в привлечением Из выступления напарламентских слуша- не только пра- ниях воохранитель- ных органов, но и государствен ного аппарата, частного рос- жен арест. Если он будет осуж ден по статье отмывания, эти вы везенные средства перейдут в Казначейство Соединенных Шта тов. Но грамотные действия ук раинских юристов позволяют надеяться на то, что деньги вер нутся в бюджет Украины. У рос- ■ сийской юстиции это пока не по лучается. — На то есть и объективные причины, —отметил Владимир сийского бизнеса. Свое сло во должны сказать законо датели, от которых ждут при нятия Закона «О противо действии легализации дохо дов, добытых незаконным путем». Подготовила Наталья ДОЛГУШИНА, пресс-служба Государственной Думы. «Е2 а ОТ РЕДАКЦИИ На наш взгляд, прошедшие в Гос- I думе парламентские слушания име ют один недостаток. Участники проведенного по актуальнейшей теме обсуждения ответили толь ко на один ( извечно русский) вопрос «кто виноват?». К сожалению, практически ничего не было сказа но о том, что нужно сделать. Впрочем, ответа и на этот во прос, возможно, осталось ждать не- I долго. Депутатские слушания были 'инициированы не случайно. Б ук вально за неделю до их проведения — 22 марта — Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму конвенцию об отмывании, выявле нии, изъятии и конфискации дохо дов от преступной деятельности. Знаковое событие. Уже на следую щий день в Генпрокуратуре прошло совещание руководителей силовых структур, посвященное вопросам противодействия отмыванию денег и незаконного их вывоза за грани чу- Можно предположить, что на фронте борьбы с финансовыми пре ступлениями наступает время ак тивных действий. Силовиками до стигнута договоренность об объеди нении своих усилий по борьбе с «гряз ными» деньгами. Роль координатора взяла на себя Генпрокуратура. Важ ным итогом совещания стало при нятие на нем специального постанов ления, в котором отражены конкрет ные предложения правоохранителей. Будем считать, что лед тронулся... 1г: -------------------------------------------------------- ----------------- Говорят, что... — ЕСТЬ ПЛАН СОЗДАНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ с приходом в МВД Бориса Грызлова сразу же заговорили о грядущих в этом ведомстве реформах. Не успел новый ми нистр обосноваться в кресле главного милиционера страны, как в прессу про сочились сообщения о планах создания централизованного Следственного коми тета РФ. Разговоры об образовании та кой структуры шли еще в начале девя ностых годов. Затем о ней основательно подзабыли, и вот теперь решено реани мировать когда-то популярную идею. Предложение следующее: передать из прокуратуры в СК практически все след ствие, оставив прокурорским следовате лям только расследование по преступле ниям, совершенным работниками право охранительных органов, судов и проку ратуры. Проработка проекта идет полным ходом, но, как считают сами разработ чики идеи, воплотить ее в жизнь будет не так-то просто. По самым скромным подсчетам, на это может у( 1 ти не менее трех лет. А тем временем В МВД МЕНЯЕТСЯ КОМАНДА Совсем не на уровне слухов началась кадровая революция в МВД. Борис Грызлов уже сделал несколько ключевых назначений. Заместителями министра стали Евгений Соловьев и Виталий Мо- зяков. Первый будет курировать кадровые вопросы, его коллега возглавит Следственный комитет МВД. Евгений Соловьев — кадровый чекист, более 20 лет прорабо тал на различных должностях в органах госбезопасности. До ново го назначения занимал должность заместителя директора ФСБ — руководителя Департамента организационно-кадровой работы. Виталий Мозяков — старший советник юстиции. Имеет опыт работы в органах внутренних дел: в 1968-1971 гг. служил кадрови ком в РУВД Ленинграда. После окончания ЛГУ стал работать в прокуратуре — сначала в районной, а затем в областной. Новые назначения повлекли за собой череду отставок. Своих должностей лишились прежний первый замминистра и руководи тель Следственного комитета Николай Соловьев, замминистра по кадрам Валерий Федоров и замминистра Игорь Зубов. Поговаривают о чистке и на уровне начальников главков ми нистерства. По некоторой информации, может оказаться отстра ненным от своей должности руководитель Главного управления уголовного розыска Вячеслав Трубников. Имя нынешнего главно го сыщика страны достаточно хорошо известно липчанам. Несколько лет Вячеслав Трубников проработал замначальника УВД области, после чего был переведен в Хакасию, а затем в столицу. ЯИ8Я*вВ*|ЯВР!ЯВ?8!ЯОГа1®СЯв КАКНАУЧИТЬСЯЖИТЬПОЗАКОНУ, АНЕПОПОНЯТИЯМ (Окончание. Начало на 5-й стр.) Вот почему одним из самых акту альных вопросов стало правовое об разование. В школах появились юри дические классы, авторские учебные планы, программы правовых курсов, оригинальные методики. При содейст вии Российского фонда правовых ре форм создан учебно-методический ком плект для школьников с 7 по 11 клас сы. Нам повезло его уже получить, и по нашим учебникам дети изучают пра во. Но мы поняли: о праве в седьмом классе говорить поздно. Должны быть учебники по основам правовых знаний для пятых-шестых классов. А значит, надо переподготовить и учителей, пре подающих эти дисциплины. В этом контексте и следует, я ду маю, оценивать открытие в библиоте ках центров правовой информации. Впервые государство последователь но создает действенный механизм, ко торый реализует конституционное пра во граждан на доступ к правовой ин формации, в том числе к официальным текстам. Разрабатываются региональ ные программы правовой информации, предусматривающие формирование разветвленной сети центров и абонен тских пунктов в органах государствен ной власти и местного самоуправле ния, областных и районных библиоте ках, научных и учебных заведениях. Более года функциониотет центр пра^ ВОВОЙ информации на базе областной универсальной научной библиотеки, со здаются муниципальные и специализи рованные центры в городах и районах области, которые занимаются обслу живанием органов власти, малого биз неса, широких слоев населения. Эти службы должны содействовать активному правовому просвещению граждан, повышению правовой культу ры. Но именно просветительская фун кция пока почти не развита. С самого начала население Липец ка, особенно малоимущие слои, рас сматривали услуги центров как некую возможность получить бесплатную юри дическую помощь. Попытки библиоте карей отделить информационную пра вовую помощь гражданам (поиск нор мативных актов, предоставление их ко пий и т. п.) от собственно юридических консультаций вызывают порою недо умение, а зачастую и претензии людей на то, что их ввели в заблуждение. Чтобы никого не разочаровывать, создавая наш центр для молодежи, мы предусмотрели и такую услугу, как ока зание бесплатной юридической помо щи детям вплоть до защиты их инте ресов в судах. В библиотеке есть и университет правовой культуры. Он построен на ос нове так называемых активных мето дов обучения. Для него характерно до минирование ролевых игр, диспутов, дискуссий, театрализованных представ лений и других подобных форм наряду с традиционными лекциями, беседами, встречами с работниками правоохра нительных органов. Итак, мы даем школьникам, кото рые обязательно будут вступать в раз личные правоотношения (наследствен ные, жилищные, трудовые, гражданс кие и др.), необходимую для этого сум му знаний. Но, кроме детей, тот же ми нимум получат родители, педагоги, об щественные и правозащитные деяте ли. А значит, мы косвенно воздейству ем на гораздо более широкий круг на селения. И это очень важно. Ведь вос питание (в том числе и правовой куль туры) начинается с уважения к личнос ти ребенка, соблюдения его прав. В Конвенции ООН о правах ребенка, вы полнение которой признала необходи мым и Россия, определена приоритет ность интересов ребенка над интере сами общества, обеспечение прав ре бенка. В нашей библиотеке мы прово дили опрос читателей-подростков на предмет соблюдения их прав. Большин ство отметило, что в семьях не счита ются с их мнением, 40 процентов рес пондентов заявили о том, что учителя обзывают их обидными и грубыми сло вами. Вести диалог, убеждать, понимать всегда труднее, чем просто накричать или выгнать с урока, из библиотеки. Задумывались ли мы, как малень кие дети рисуют нас, взрослых? Как неких человечков с огромной головой, сидящей прямо на плечах, без шеи (что означает нашу негибкость), без ушей (не умеем слушать) и с огромным ра знимым ртом (кричим много). Смею предположить, что само слово «ребе нок» произошло от слова «раб». Из ли тературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше дела обстояли и на' Руси, где дети счита лись собственностью родителей и за частую до седых волос не могли ослу шаться воли старших... Недавно мне пришлось разговари вать с одной целительницей. Речь шла о детстве и наиболее частых болезнях — неврозах. И вдруг она сказала: «Дети — это наш шанс исправить собствен ные ошибки, скорректировать карму и тем самым очистить свою ауру и ауру всей Земли. Дети нам посылаются как награда и как испытание». То есть если мать вымещает на своем малыше на копившееся за день раздражение, оби ду, она не использует свой шанс. Ее жизнь остается серой, наполненной лишь жалкими повседневными забо тами, Воспитывая ребенка в атмосфе ре любви и радости, вникая в его про блемы, уважая личность, мы помога ем ему, себе и, по большому счету, всем людям на Земле. Библиотека — зримая форма куль туры, она всегда была местом, где чер пают знания. И тот факт, что юношес кая библиотека становится центром сосредоточения и распространения правовых знаний — это симптоматич но. Правовое воспитание личности до лжно осуществляться в контексте об щей культуры. В море издаваемой сейчас лите ратуры — значительной и никчемной, серьезной и развлекательной — поя вилась книга философа Ивана Ильина «Основы государственного устройства». Ильин выделил три основные аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самообязы- ванию и самоуправлению, взаимное ува жение и доверие людей друг к другу. Казалось бы, как мало и ... как не досягаемо много! И встает после осоз нания этих аксиом горький вопрос: по чему, как получилось, что самое элемен тарное требование в нормальном граж данском обществе — взаимное уваже ние его членов — для нас непосильная высота? И кто может это уважение нам обеспечить, кроме нас самих? Опыт введения у нас в стране фор мальной демократии показал: она, без условно, не лучшая форма государствен ного устройства. «Выборы» бывают «без выбора». Даже «выбирая», можно стать марионеткой в чужих руках. Ваши, как вам казалось, естественные права ни кто и не собирался защищать. Значит, надо учиться защищаться самим. Быть к этому готовым. «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». Да, имен но обязан. И это наше высокое обяза тельство перед собой, перед своими детьми, перед своими согражданами, перед Богом, Потому-то презентацию центра правовой культуры молодежи мы и начнем с диспута «Гражданином быть обязан...» Нина ЦЫГАНОВА, директор областной юношеской библиотеки. . Отечественное за конода тель с тво пополнилось новыми правовыми актами. Знакомим с частью из них. ДОКУМЕНТЫ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК В порядке регистрации сделок с недвижимостью произошли из менения, касающиеся оформления подаваемых документов при про даже своей доли в общей собственности. (Федеральный закон РФ от 15.03.2001 г. № 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним», «Российская газета» от20.03.2001 г.) НЕ ХОДИ НА ОХОТУ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ Как охотнику получить разовую лицензию для охоты расскажет Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий, разре шающих отстрел диких животных. (Приказ Минсельхоза РФ от 04.01.2001г. № 3 «Об утвер ждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», «Российская газета» от 28.03.2001 г.) «АКУЛЫ» ПЕРА РАССКАХСУТ ПРО ВЫБОРЫ Для журналистов, желающих попробовать свои силы в осве щении выборов, Центризбиркомом объявлен конкурс на лучший материал в СМИ на тему выборов и избирательного законода тельства. (Приказ Центризбиркома РФ от 21.03.2001 г. № 124/1236 «О Всероссийском конкурсе на лучший материал в СМИ, освещающий выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления в РФ и вопросы избирательного права в 2001г.», «Российская газета» от 29.03.2001 г.) БУДЬ ЗДОРОВ И ПОМНИ ПРО НАЛОГИ Болеть нынче дорого. Но если вы вдруг все-таки захворали, то^ не лишним будет узнать перечень дорогостоящих медицинских ус луг и лекарств, размер стоимости которых учитывается при опре делении суммы социального налогового вычета. (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогосто ящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, ле карственных средств, суммы оплаты которых за счет со бственных средств налогоплательщика учитываются при оп ределении суммы социального налогового вычета», «Рос сийская газета» от 24.03.2001г.) СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО НАШЕ СВОБОДНОЕ Текст нового Государственного гимна утвержден Конституци онным законом от 22 марта 2001 г. К нему приложен текст главной державной песни. (Федеральный конституционный закон РФ от 22.03.2001 г. N9 2-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Феде ральный конституционный закон «О Государственном гимне РФ», «Российская газета» от 24.03.2001 г.) ТАМОЖНЯ ДАЕТ «ДОБРО» Какие налоги будут взиматься на таможенных границах с Ар менией и Киргизией расскажут Приказы Государственного тамо женного комитета. (Приказы ГТКРФ от 14.02.2001г. № 156 и № 157 «О взимании налогов», «Российская газета» от 27.03.2001 г.) «ШТОПАЕМ» БЮДЖЕТ в федеральный бюджет внесены изменения относительно по рядка использования дополнительно поступивших в бюджет денег. (Федеральный закон РФ от 24.03.2001г. № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год», «Российская газета» от27.03.2001 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz