Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

14 апреля 2001 г., № 72-73 (21450-21451) И КУРЬЕЗ. И ВСЕРЬЕЗ МУЗЫКАНТ ПОШЛЕ НА РЕКОРД Побить собственный ре­ корд и вновь войти в Книгу ре­ кордов Гиннесса готовится пианист из Воронежа Борис Якшов, который несколько лет работает концертмейстером в Национальном театре венгер­ ского города Печ. Музыкант- рекордсмен в 1998 году уди­ вил весь мир своей марафон­ ской игрой на фортепиано, просидев за инструментом ровно 60 часов и отдыхая каж­ дый час не более пяти минут. Россиянин полон решимости в ближайшие дни доказать, что это не предел. Как и три года назад, местом самого продолжительно­ го выступления станет один из ресторанов живописного венгер­ ского города. Борис собирается провести за роялем 60 часов с перерывами в пять минут. Подго­ товка к музыкальному «марафо­ ну» идет полным ходом — печские медики разработали для пианис­ та специальные упражнения, ко­ торые он прилежно выполняет каждый день. Во время побития рекорда музыканта будут обслу­ живать опытные массажисты. За его самочувствием будут следить врачи, а за безопасностью — со­ трудники местного охранного агентства. Интерес к идее воронежского пианиста огромен. Печский рес­ торан в дни марафонского выступ­ ления будет работать также без перерыва, а число желающих стать свидетелями необычного Ввыступления уже давно превыси- “ ло количество мест в ресторане. (ИТАР-ТАСС, Будапешт) ОТТЕБЯ ВЗГЛЯД С идишь в трамвае, весь погружен в невеселые мысли: и то не так, и это, цены растут, проблемы одолевают и, вообще, день серый. Словом, ты самый банальный, мрачный пассажир. Уныло глазеешь на унылую жизнь. И вдруг очнешься. К тебе подошло добродушное четвероногое создание, наклонило голову и доверчиво смотрит прямо в глаза. Начинаешь лихорадочно шарить по карманам и виновато улыбаться — ну нет ничего съедобного. И неловко как-то , и чувствуешь себя виноватым, а ведь мог бы порадовать. Немного стыдно, ведь к тебе с доверием и надеждой, а ты не оправдал... И едешь дальше, думая не о своих проблемах, а о том, что надо быть готовым к таким встречам. Ведь от тебя ждут добра. Фото и текст Николая ТКАЧЕНКО. 15 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ НАУКИ УЧЕНЫМ С о школьных лет маль­ чиш ки и девчонки при ­ общаются здесь к вузов­ ск ой форме обучения , а на ­ и б о л е е о д а р е н н ы е м о г у т участвовать в олимпиадах и к онк ур сах различного уров ­ ня . Например в рамках рос­ сий ск ой научно -социальной п р о г р ам м ы «Ш аг в б у д у ­ щ е е » , к о тор ая с ущ е с т в у е т у ж е десять лет. Л и п е ц к а я о бл а сть п о д ­ ключилась к участию в ней в 1 9 9 7 году . Именно тогда на б а зе ЛГТУ был создан Коор ­ динационны й центр Р о сси й ­ ской научно-социальной про­ г р ам м ы д л я м о л о д е ж и и школьников , который сегод ­ ня возглавляет ректор ЛГТУ Михаил Куприянов (исполни­ тельный директор — Татьяна Г ерасим енко , директор сп е ­ циализированной школы "Эв­ рика" ). Ц ентр проводит ц е ­ лый комплекс мероприятий под общим названием «Уни ­ версиада» с целью вы явле­ ния и объ един ения одар ен ­ ных молодых людей , привле­ чения и х к научному и проф ­ ессиональному творчеству. В частности , сп еци али зи ­ р ов ан н ая ш к ол а «Эврика» у ж е м н о го л ет о р г а н и зу е т группы одаренны х д ет ей , в МОЖНО адтьив школе , ЕСЛИимя Ей - двух вепециапизировоиная " м а «эврика» оказывает подде1^««У р молодым талантам I - о б л а с г и . ^ ^ ^ ^ ^ / и ВРИКА» которых ведущими учеными Лип ецкого техуниверси тета проводятся занятия с учащ и ­ мися 10 -11 классов общ еоб ­ разовательных школ по ма­ тематике , информатике , ин ­ ж ен ерном у творчеству. Уро ­ вень работы со школьниками п о д т в е р ж д а е т с я в ы с о к о й оц енкой участников от Л и ­ пецкой области в еж егодной Всероссийской научно-прак­ тической конф еренции ода ­ ренны х школьников , прово­ димой Министерством обра­ зования РФ . — С талантливыми уч а ­ щ имися , — рассказывает, д и ­ р е к т о р ш к о лы «Э в р и к а » Татьяна Г ер а сим ен к о / — в вузе работают замечательные эн т у зи а с ты и п ри зн ан ны е специали сты , которые щ ед ­ ро отдают им свои знания . Н апример , под руководством заведующ его кафедрой при ­ кладной м атематики ЛГТУ д ок т о р а ф и зи к о -м а т ем а т и ­ чески х наук профессора Се­ мена Львовича Блюмина в те­ чение 8 лет активно работа­ ет научная группа молодых исследователей . Все они на ­ чали заниматься со школьной скамьи . Галина Иванова, на­ пример , в двадцать лет уж е з а к о н ч и л а ЛГТУ , с е г о д н я работает на кафедре матема­ тики , учится в аспирантуре , имеет серьезные публикации в центральных научных ж ур ­ налах. Сергей Чеботарев, сту­ д е н т 4 курса ЛГТУ, победи ­ тель В торой всероссий ской конференции молодых иссле­ доват ел ей и зв естен своими научными публикациями как у нас в стране , так и за рубе­ ж ом . Р ом ан Травкин , уч а ­ щ ий ся 9 к л а с са ли п ец к ой школы № 5 , уж е три года за ­ н и м а е т с я в э т о й н а уч н ой группе . По мнению профес­ сора С. Блюмина , это самый одаренный молодой матема­ тик Лип ецкой области . Т ак и х им ен м ож н о н а ­ звать много . И можно с уве­ ренностью сказать , что наша область богата молодыми та­ лантами! П о д т в е р ж д е н и е м т ом у стала и прош едшая в д екаб ­ ре 2 0 0 0 года в техуниверси - т ет е тр ет ь я р е ги о н а л ьн а я научная и инж ен ерная вы­ ставка «Шаг в будущ ее . Ц ен ­ тральная Р о с с и я » . На ней было представлено около 90 работ в области математики , ф и зик и , компьютерных т е х ­ нологий , биологии , хим ии , м едицины , социологии и так дал ее . И х авторы — молодые учены е в возрасте от 12 до 19 лет, воспитанники школы «Эврика», областной станции юных техников , общ еобразо­ вательных заведений города и области, студенты младших курсов ЛГТУ. 2 3 а п р е л я « з в е з д н а я » группа молодых ученых шко­ лы «Эврика» примет участие в УШ Всероссийской конфе­ ренции молодых исследовате­ лей «Шаг в будущее» в Мос­ кве, где их находчивость, и зо ­ бретательность, без сомнения, обратят на себя внимание чле­ нов жю ри . Ведь удивитель ­ ным открытиям юных нет кон­ ца: смогли ж е , к прим еру , школьники изобрести свер­ лильный станок с сенсорным управлением , многофункцио­ нальную охранную систему, а учащиеся из Задонска созда ­ ли уникальный радиомикро­ фон, купив деталей всего на 50 рублей , тогда как рыноч­ ная стоимость его составляет 12 тысяч рублей . По словам ректора ЛГТУ Михаила Куприянова, учас­ тие вуза в программе «Шаг в будущ ее» помогает многим м о л о ды м л ю д я м ещ е на школьной скамье войти в боль­ шой мир науки и техники , а специ али зированная школа «Эврика» уж е на самой ран­ ней стадии позволяет выявить талантливую молодежь , эф ­ фективно развивать и продви­ гать ее по пути научных и с­ следований . Светлана ЕФРЕМОВА. ЕРЗАЙТЕ! ДОКУМЕНТ И КОММЕНТАРИЙ Департамент образования и науки администрации области объявляет о проведении в 2001 году об- ' ластного конкурса научных работ молодых ученых на премию областного Совета депутатов и админис- 'фации области им. С.Л. Коцаря. Конкурс проводится в Липецкой области ежегодно, начиная с 1997 года, целью его является поддерж­ ка талантливой молодежи, сохранение и развитие научного потенциала. ^ В 2000 году постановлением областного Совета депутатов и администрации области премии было при­ своено имя С.Л. Коцаря — бывшего ректора ЛГТУ, доктора технических наук , профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Государственной премии СССР. Премии им. С.Л. Коцаря в размере 2000 руб. кахсдая присуждаются к а к отдельным ученым, так и ав- _,.^торским коллективам (не более 5 чел.) в возрасте не старше 35 лет за научные работы в области гумани­ тарных, социальных, естественных и технических наук; разработку и внедрение новых образовательных и производственных технологий; создание учебников, учебных пособий и научно-методических разра­ боток. Работы предоставляются в Департамент образования и науки администрации области до 1 сентября 2001 года. Тел. для справок: 34 -93 -55 , 74 -83 -64 . Поистине, как ни скудны _ассигнова- Академии наук, публикуются в столич- Не менее инте- ния на науку в современной России, как ни тревожит «утечка мозгов» за рубежи страны, но в талантливых, ищущих лю­ дях недостатка у нас нет и, даст Бог, не будет. Два аспиранта Липецкого техунивер­ ситета Татьяна Лаврентьева и Сергей Милованов разработали химические сен­ соры, позволяющие решать важные про­ блемы охраны окружающей среды. Ис­ следования выполнены на уровне изо­ бретений. Оба имеют грант Российской ных научных изданиях, ресны работа заведующей отделом Цен­ тральной научно-исследовательской ла­ боратории по строительным материалам Татьяны Прохоровой или имеющее и те­ оретический, и прикладной характер ис­ следование аспирантов техуниверсите­ та Олега Голубева, Вячеслава Ткаченко и бывшего аспиранта Романа Милев­ ского, трагически ушедшего из жизни в 1999 году. А Ирина Афендулова, канди­ дат медицинских наук, врач клинической медсанчасти ОАО «НЛМК», предложила способ хирургического лечения больных с сенильными макулодистрофиями. Бла­ годаря ее методу удается на 80 процен­ тов стабилизировать остроту зрения. Свои достижения у гуманитариев. Учебное пособие «Кино: Искусство? Раз­ влечение? Или искусство развлечения?» кандидата филологических наук, доцента ЛЭГИ Инги Погореловой полезно многим студентам и преподавателям. Так же как и вышедший в Москве учебник «Всеоб­ щая история государства и права» кан­ дидата исторических наук, доцента ЕГУ Елены Сафроновой. Она является и его редактором, и автором ряда ключевых глав. В педагогических институтах и уни­ верситетах уже обратили внимание и на учебное пособие «Ожившая живопись», подготовленное кандидатом педагогичес­ ких наук, доцентом ЛГПУ Еленой Чудино­ вой. У названных здесь молодых иссле­ дователей есть заметные публикации, у некоторых рацпредложения, большинст­ во продолжают исследовательскую дея­ тельность, участвуют в представительных научных конференциях, перспективных проектах. И еще одно, что объединяет этих очень разных ученых:.все они лауреаты премии имени С.Л. Коцаря. Вероятно, они еще получат и более громкие, более престижные награды об­ щероссийского, а то и международного масштаба. Но наверняка, даже став поч­ тенными академиками, будут помнить об этом отличии, о премии, которой было от­ мечено начало их пути в науку. В первом году XXI века будут назва­ ны новые ее лауреаты. Кто они? Об этом мы узнаем, когда будут подведены итоги к о н у с а . А пока — дерзайте, друзья! Да сопутствуют вам вдохновение и удача. Валентина КИСЕНКО, первый заместитель председателя Департамента образования и науки администрации области. ШИПЕЦКЛЯ «/Ж г а з е т а ( 1 о ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ - . ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ Как уже сообщала «ЛГ», по инициа­ тиве управления образования администра­ ции г. Липецка на базе школы № 66 про­ шел первый городской сбор одаренных детей. 130 липецких школьников — побе­ дителей городских и областных олимпиад — получили уникальную возможность по­ общаться, раскрыть свои способности и таланты в ходе учебных занятий, игр, тре­ нингов, викторин. А в апреле—мае в спор­ тивно-оздоровительном лагере «Прометей» намечено провести второй такой сбор. Его организаторы рассчитывают на поддерж­ ку постоянной комиссии по образованию, культуре, делам молодежи, физкультуре и | спорту липецкого городского Совета де­ путатов и благодарят ее председателя I Валерия Синюца за помощь в реализации предыдущих проектов — конкурса сочине­ ний и рисунков «Мой город» и акции «Труд­ ный подросток», проходивших также в под- ] шефном лагере НЛМК. В помощь СЕЛЬСКИМ I КУЛЬТРАБОТНИКАМ По итогам третьего Всероссийско­ го смотра информационной деятельности Домов творчества российских регионов в числе лауреатов жюри назвало сотрудни­ ков информационно-репертуарного отде­ ла Липецкого областного Дома народного | творчества. Информационные материалы, литера­ турно-методические и репертуарные сбор­ ники, журналы «Творчество» и «Истоки» вы­ пускаются в помощь сельским работникам культуры почти 10 лет, и с кахадым годом улучшаются их качество и содержание. Во многом это стало возможным благодаря использованию компьютеров и множитель­ ной техники. Однако, несмотря на то, что потребность в литературе на местах рас­ тет, из-за отсутствия средств их выпуск за последние годы сократился. И все же, ' благодаря спонсорской помощи, работни­ кам Дома творчества удается обеспечи­ вать селян своей продукцией, а также об- I мениваться методической литературой с | коллегами из соседних регионов России. ЧАСТУШЕЧНИКИ ПОМЕРИЛИСЬ I МАСТЕРСТВОМ За возрождение традиций устного русского народного творчества взялись становлянские культработники, устроив­ шие первый в районе конкурс частушеч­ ников. В исполнении под рояльную гармо­ нику немудреных, но веселых, а подчас острых и задиристых куплетов состязались команды сел Становое и Толстая Дубра­ ва. При этом состав их участников был представлен в основном не активистами | художественной самодеятельности, а де­ ревенскими жителями, хранящими в памя­ ти частушки бабушек и дедушек, распе- I вавших их еще в позапрошлом веке на свадьбах и деревенских празднествах. И в этом несомненная особенность конкурса, организованного по образу и подобию те­ лепередачи «Эх, Семеновна!» На высоте оказались не только бабуш- I ки, но и девушки — продолжательницы ста- новлянских частушечных традиций. Новое поколение наполнило куплеты реалиями сегодняшнего дня, отдав дань политике с экономикой. Переполненный Дом культу­ ры сотрясался от смеха и рукоплесканий мастерам и мастерицам устного жанра. А поскольку силы команд оказались равны, частушечники вызвали на состязание | «сборные» других сел. РАБОТЫ ЮНЫХ ПОПОЛНИЛИ I МУЗЕЙНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ | «Вера. Надежда. Любовь» — под та­ ким девизом проходил творческий конкурс I среди школьников Липецкой области, объ­ явленный союзом пионерских и детских ор­ ганизаций совместно с областным крае­ ведческим музеем. На конкурс, который посвящался 2000-летию Рождества Хрис­ това, поступило свыше 200 работ. Десять лучших отобраны для музейной коллекции. Среди них — кружевное панно «Рождение Христа», изготовленное 14-летней ельчан- кой Юлией Максимовой, макраме «Купо­ ла» ее 12-летней землячки Лены Мальце­ вой, пасхальные яйца, выполненные в жан­ ре лаковой миниатюры Денисом Лазаре­ вым и Романом Гирко из села Гнилуша Задонского района. Зрители смогут уви­ деть работы юных мастеров на специаль­ ной выставке, открывающейся на днях в | музее. Подготовили Елена ТАРАВКОВА, Наталья АРКАТОВА, Александр ДЕМЕНТЬЕВ. НА УЧЕНОМ ОЛИМПЕ РОСИШОШ аАТЫЕРИТОРИЕЙ диплуры(ШИ Л ипецкое отделение Петровской академии нау к и искусств (ПАНИ) существует уж е год. Недавно ряды ее значительно пополнились: президиум Академии избрал академиками губернатора области Олега КОРОЛЕВА, ректора Елецкого классического университета Валерия КУЗОВЛЕВА, проректора по научной работе университета Евгения БЕЛОЗЕРЦЕВА, членом- корреспондентом — председателя Липецкого городского Совета депутатов ЕИихаила Е^ЛЕВСКОГО. Сегодня перед отделением стоят задачи активизации своей деятельности на территории области. В чем они заключаются? На очередном , четвертом , съ е зд е Пет­ ровской академии наук и искусств про­ грамма работы была о б о зн ач ен а емко: «XX I век: государственное , общ ествен ­ но-политическое и экономическое устрой­ ство ж и зн и Р о ссии » . Р езультатом об суж д ения актуальней ­ ш ей проблемы начала нового столетия стал итоговый докум ент съ е зд а — Кон ­ цепция Академии по ж и зн енном у устрой­ ству страны в наступивш ем веке. Он ад ­ р есован п р еж д е всего пр ед ст ави т ел ям всех ветвей власти , партиям и движ ени ­ ям , общественности России . В сеобъемлю ­ щ е путь во зрож дения сформулирован в «Слове пастыря», мыслях покойного мит­ рополита С .-Петербургского и Ладожского Иоанна: это путь веры и здравого смыс­ ла , диктатуры совести, цосстановления со­ б орн о сти и д ерж а в н о с т и . Надо ли говорить, что основы такого жи зн еустрой ства Р оссии «не вписывают­ ся» в формулу реформирования апологе­ тов либеральной модели по образцу США? Но это вовсе не означает , что К онцепция съ е з д а ПАНИ обречена на забвение: у ж и зн и свои законы , в которых потуги «западной модели развития» — лишь тра­ гический зи гзаг истории , который обя за ­ тельно выправится у си л и ям и т е х , кто хочет жить по законам Добра и Справед­ л и в о с т и . «Д а н е с м у щ а е т с я с е р д ц е в аш е . . .» — этот завет Господа нашего до ­ лж ны помнить все , кто встал на путь именно такого сл уж ения Родине . Среди докладов делегатов съ е зда про­ звучало выступление и липчанина писа ­ теля , академика , председателя Л ип ецко ­ го отделения ПАНИ Сергея Панюшкина . Следует подчеркнуть , в р еали зации задач , стоящ их перед А к ад ем и ей , особое место отводится деятельности ее регио ­ нальных отделений . Именно здесь инте­ ресы смыкаются: ведь судьба Р оссии оп ­ ределяется не только в столичных каби ­ нетах . Наш а ли п ец к ая зем л я и сторич ески свя зана с именем основателя А кадем ии — Петром В еликим . К ом у , как не нам , продолжать его великие созидательны е дела , создавать условия для р еали зации огромного творческого потенциала , что им еется в области . В планах А кадемии — и здани е публи ­ цистического иллюстрированного ж урн а ­ ла «А дмиралтейство» , первый номер ко ­ торого увидит свет в наступивш ем году . А перспективный проект , рассчитанный на десятил ети е , — это выпуск 50 0 -т ом ­ ной Библиотеки «Золотое насл едие Р о с ­ си и » , который будет осущ ествляться и з ­ дательским домом «Адмиралтейство» (С.- П ет ербур г ) . Автором проекта является президент ПАНИ Леонид Майборода, председателем Главного редакционного совета Библиоте­ ки — председатель Госдумы РФ Г енна­ д и й С ел е зн ев , п р ед с ед а т ел ем Главной редакционной коллегии — председатель правления Союза писателей Р оссии Вале­ рий Ганичев . В состав коллегии входит т акж е Валентин Распутин . Первый опытный том Библиотеки уж е вышел и достоин самых восторж енны х эпитетов . В списк е авторов, которые бу ­ дут «наполнять» Библиотеку , и Сергей П анюш кин , который уж е при ступил к работе над томом «Русское Ч ернозем ье» . В планах Лип ецкого отделения Пет­ ровской академии — во зрож дени е выпус­ ков альманаха «Родники лип ецк и е» , ак ­ тиви зация работы по инф ормационному обеспечению созидательны х у силий л ип ­ чан во в сех сф ерах деятельности — про­ мыш ленности , культуре , н а ук е , общ ес ­ твенной ж и зн и . К такой по зи ции зовет всех нас сама ж и зн ь . Б удем вместе помнить завет Свя­ того равноапостольного В еликого кня зя Владимира: «Станем крепко, не посрамим земли русской!» В ла дим и р ПЕТРОВ , чл ен -к орр есп он д ен т П етровской ак а д ем и и н а ук и искусств . НЕШКО РУКОПИСИНЕГОРЛ, НОИГРАВЮРЫ В выставочном зале Липецкой организации Союза художников завершилась выставка графики из коллекции, собранной липецким художником Анатолием Ждановым и переданной им в дар областной галерее. Это около семидесяти произведений. Для одних они — свидетельство значительного этапа нашей жизни , стремительно унесшегося в прошлое, для других — неожиданное открытие художественных и человеческих ценностей. Экспозиция стала нерядовым событием для Липецка . Естественен интерес публики к истории коллекции. С этого и началась беседа нашего корреспондента искусствоведа Татьяны Нечаевой с Анатолием ЖДАНОВЫМ. — А н а т о л и й Л ео н и д о в и ч , к ак ов о п р о и с х ож д ен и е в аш ей колл екции? — В советские времена сущ ествова ­ ли Д ома творчества, формировались вы­ е здны е группы х у д ож н и к о в , в которых под руководством опытных мастеров ра ­ ботали посланцы и з разны х регионов . Мне т ож е посчастливилось не раз вх о ­ дить в таки е группы , ездить с ними в К арачаево -Ч ерк ессию , на Урал , в В оро ­ н еж ск ую область , бывать в Д ом е твор­ чества графиков под Москвой, на Челюс­ кин ск ой . Там царила атмосфера д р у ж ­ бы , соп ер еж и в ан и я , состя зательн ости . Е стественно , я знак ом ил ся с интер ес ­ ными , талантливыми людьми . Мы обм е­ нивались на память оттисками гравюр. Т огда и приш ла мысль собрать к олл ек ­ цию д л я б у д ущ е г о х у д о ж е с т в е н н о г о м у зея или галереи , о которой мы в Л и ­ п ецк е ещ е только м ечтали . Ж ал ь , что п о здн о начал . Собрание могло бы быть п олн ее . — Д а , я т ож е п ом ню , как и н т ер е с ­ ны бы ли т ак и е т в о р ч е ск и е в стр еч и , какой им г^льс они д а в а л и . . . — Но бь 1 ла ещ е и ответственность . К аж д ом у хотелось показать , на что он сп о со б ен . Р аботали дн ям и и ночами . В едь рядом оказы вались сильны е х у ­ д ож ники . Например, Масабих Ахунов из В орон еж а . Он трудился так , что во вре­ мя просмотра его линогравюры не по ­ м ещ ались на ст ен д а х , а у стилали весь пол . В первые дни я т ерял ся , все д у ­ мал , глядя на других : какие великолеп ­ ные х у д ож н и к и , а я . . . Д олго не реш ал ­ ся вывесить свои листы . П омню , впер ­ вые сделал литографии , показываю и говорю , что , мол , при ехал сю да учить ­ ся . Н у и начали меня учить . А группа- то как на подбор — народны е да за сл у ­ ж енны е! У меня аж голова з а к р уж и ­ лась . П ри слонил ся к ст ен е , чтобы не у п а с т ь . Н а сл е д ую щ и й д ен ь они ж е м еня и успокаивали : мы , д ескать , не тебя ру гали , а твой провинциальный стиль. Что ж , сам напросился на крити­ ку . Правда, потом две вещи и з обруган ­ ных попали в эк сп о зицию всероссийс­ кой'выставки. — В с е эти зн ак ом ств а , контакты , о бщ ени е зам е т н о п ов ли ял и на ваш у графику? — Да , но, пожалуй , не сразу. Мы при­ езж али в Дом творчества с готовыми эски зами , и там н уж н о было выполнить эту работу в материале . В процессе п е­ ревода , к он еч н о , дел али сь поправки . Ведь нередко бывает , что интересное в эски зе с натуры недостаточно для гра­ вюры. Она диктует свою форму . — Н а вы ставк е есть и ваш и , на мой в згл я д , очень у д ачны е л и т о гр аф и и , не у ступ ающ и е др у гим , самым ярким , р а ­ ботам . А в ц ел ом с о б р ан и е , н а д о п р и ­ знать , вы сокого кач ества , р а зн о о б р а з ­ ное по т ехн и к ам , т ем ам , ж а н р ам , и н ­ диви дуальн о сти , м ироощ ущ ен ию авто ­ ров . В колл екции о т р аж ен а ц ел ая эп о ­ х а н аш его и ск у сства — 7 0 -8 0 - е годы минувш его ст ол ети я . Это уж е и стория . Что было при сущ е этом у вр ем ени? — Д ум аю , все началось в 6 0 -е годы . В то время ведущ ую роль играли м о с ­ ковские графики , а мы , провинциалы , вовлекались в общий процесс поисков , работая в т ех ж е Д ом а х творч ества , участвуя в крупны х всесою зны х и все­ р о ссий ских выставках . Огромное влия ­ ние на графиков ока зал Владимир А н ­ дреевич Ф аворский , наш великий м ас­ тер, философ . Сама личность его значи ­ тельна. Он воспитал многих выдающих­ ся х удож ник ов . Скаж ем , Гурия З а хар о ­ ва, Иллариона Голицы на ... Школа Ф а­ ворского чувствовалась во всем , д аж е в п р и н ц ип а х о р гани зац и и эк сп о зи ц и й . Именно он открыл новую систему со зда ­ ния иллюстрированной книги как цело ­ го органи зма , в котором все составные части согласованы . И ещ е один момент . Интерес к гра­ фике был острым ещ е и потому , что ей в меньщ ей ст еп ени , чем другим видам и ж анрам , навязывались св ерху оф ици ­ альные темы . Она была отдуш иной , да ­ вала больш ую свободу творчества. — Д а , и в гр аф и к е ш ел энергичны й пои ск новы х ф орм альны х р еш ений . Он был о б у сл овл ен , в ч а стн о сти , в о з д ей ­ ст в и ем х у д ож н и к о в и з П р и б а л т и к и , формально бол ее «продвинутых» , а так ­ ж е р а зв и ти ем т е х н и к и т е х н о л о ги й . В аш а к олл ек ци я п р ек р а сн о п ок а зы в а ­ ет , как все это п р ел ом л ял о сь в твор ­ ч е с т в е п е р и ф е р и й н ы х х у д о ж н и к о в . З д е сь п р ед ставл ены все виды оф ор та , ли то гр аф ия , лин о гр авю р а — ч ерн о -б е ­ лы е и цв етны е ; к ом п о зи ц и и сл ож н о п о с т р о е н н ы е , т р е б у ю щ и е б о л ьш о г о п р оф е с си он а л и зм а . Н е говорю уж е о м н о гообр а зии ж анров : портрет , н атю р ­ морт , ф и гурная к ом по зиция , п ей заж — д ер ев ен ск и й , природны й , а р хи т ек т ур ­ ны й , и н д у стри ал ьны й . . . И в се это вы ­ п ол н ен о м а ст ер ски и вм ест е с т ем так искренне ... — И мне все говорят, что выставка ж ив ая , заряж енная эн ерги ей . Я д аж е не ожидал такой реакции . Почти все эти работы со зданы под М осквой в Д ом е творчества, но в то ж е время отмечены своеобразием местного колорита краев и городов откуда мы приехали : Борис Французов — из Владимира , Станислав Косенков — и з Б елгорода , Олег Юнту- нен — и з П е т р о за в о д ск а , В л а дим и р Куприянов — из Р остова -на -Д ону , мно ­ го ху д ож н и к ов и з Москвы и Л енин гра ­ да . К ак мы радовались у сп ехам свои х коллег! А сейчас стали р авн одуш ны ... — Отчего это случилось? Х у дож н и к вы н уж ден как-то сам выживать , б е з п о ­ м ощ и го судар ств а , и это п о р ож д а ет о т ­ ч уж д ен и е в ваш ем « ц ех е» ? — Н аверное . И это ж е сказывается на характере искусства. Оно теперь ори ­ ентировано на частного покупателя , от ­ сю да и салонность мышления . Раньш е , уж е задумывая работу , я старался пред ­ угадать ее общ ественную значимость , мы сленно прим ерял , вы держит ли она испы тание большим выставочным з а ­ лом , м у зеем . Ведь масса вещ ей п р о х о ­ дили перед выставкомом , и только н е ­ многие , наиболее запом инающ и еся , по ­ п адали в эк сп о зи ц ию . И з ты сячи — одна . Такой был отбор . Раньш е участие в выставке было честью и п од тв ерж д е ­ нием твоего проф ессионального стату ­ са . Наши лучшие мастера были х у д ож ­ никами большого интерьера . А многие тепереш ние интересны одной -двумя ра­ ботами . Развесят больш е — возникает ощ ущ ени е однообразия . Взыскательнос­ ти , наверное , не хватает . — А н а тол и й Л еон и д ови ч , вы ведь в се работы и з сво его с о б р ан и я сам и оф орм и ли . А м огли бы и пр о сто в п а п ­ ке отдать . И т ак д а р н ем алы й . Д аж е в доп ер е стр о еч ны е вр ем ен а в д ен еж н ом вы р аж ен ии — это стоим о сть м аш ины плю с дачи . А уж т еперь-то ... Н о вы тщ а ­ тельн о , с лю бовью готовили к аж д ую вещ ь д л я эк сп о зи ц и и , д ум а л и о ц ел ь ­ ности вп ечатл ения ... — Я получал удовольствие от этой работы , вспоминал свою молодость . — П р ед ставл яю , сколько всего при ­ ш ло вам н а п ам я ть . . . — Я вспоминал не только встречи , авторов, наши споры . Зн а ете , сколько опасностей подстерегало мою к олл ек ­ цию? У меня в мастерской был пож ар , все сгор ело , а гравюры с о хр ани л и сь , только у некоторых края обуглились. Это чудо . И заливало мастерскую не раз . В прошлом году трубу п р о м а л о , все было залито , пол испортился . Я скорей к ним , гравюрам . Смотрю — целы . Ни одной капельки воды на ни х не п оп а л о . . . — П ои стин е — «рукописи н е горят»! И так , вы расстали сь с т ем , что так д о л ­ го с о б и р а л и , х р а н и л и . П р о с т и т е з а , м ож е т бы ть , н еум естны й вопрос : вам н е ж а л ь р а с ст ав а т ь ся с этим б о га т ст ­ вом? — Мне к аж ет ся , что у м еня просто нет права д ерж ать все это под спудом , дл я себя сам о го и н ебольш о го круга др у зей . Эти вещи д олж ны уви деть все, ком у дорого наш е и ск у с ст в о . . . Т а ть ян а Н ЕЧ А ЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz