Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
13 апреля 2001 г., № 71 (21449) ся быстрей и тревожней . И широко открывает ротик , словно беззвучно кричит. Этот фильм , показанный несколько лет назад по телевидению США, потряс американцев , и многие люди (в том числе врачи) стали убеж денными противниками абортов. Приведем лишь несколько цифр . В 197 5 году 80% ам ерикан ских гинекологов производили аборты. В 19 9 4 году таких осталось 20% . Более 70% федеральных американских судей сейчас выступают против абортов. Программа «Пла нирование семьи» в США уж алась за последние годы на две трети . Кстати , хочется добавить несколько слов о любимом пропагандистском трюке «планировщиков». Они постоянно твердят , что дети должны быть ж еланными . И на это нечего возразить . Н у , конечно , должны ! А как ж е иначе? НО ИЗ во есть и такой аргумент. Д ескать , плод до 2 2 -х недель все равно нежи зн еспособен , так что нечего из аборта делать тра гедию . И опять бесстыжее вранье. Младенец вполне ж и зн е способен , если не лишать его среды обитания — материнс кой утробы . Оставьте его там , и он будет спокойно набирать ся сил , дожидая сь рож дения на свет. А когда поборников «права на свободный выбор» совсем припирают к стенке , они пускают в ход свой последний аргумент. «Запреты , — гово рят они , — приведут только к увеличению числа абортов. Притом они будут криминальными , а это рост материнской смертности , которая и без того у нас велика» . Правда, абсо лютных чисел опять-таки , как и в случае с поздними аборта ми , предпочитают не называть. И недаром , ведь материнс (Окончание . Н ач ал о н а 1-й стр .) Вполне сформировавшихся младенцев разрешили убивать на определенны х у словия х . Вот они: «Смерть м уж а во время беременности ж ены , пребывание ж енщ ины или ее м уж а в местах лиш ения свободы , лиш ени е прав материнства, много детность (число детей свыше пяти ), развод во время бере менности , инвалидность у ребенка» . Таким образом , был сд е лан ещ е один шаг к «цивилизованному общ еству» . На одной чаш е весов оказалась детская ж и знь , а на другой — нет , уж е не ж и зн ь и не здоровье матери , а ее комфорт. Общество и это проглотило , не заметив . Дальш е — больше. В 1 9 9 6 году тогдашний премьер Ч ер номы рдин , главным зверством которого принято считать убийство медведицы с двумя м едвеж атами , и здает распоря ж ен и е расширить перечень условий , позволяющ их берем ен ной ж енщ ин е лишать ребенка ж и зн и . Теперь это м ож ет сд е лать мать троих детей (зам етьте , уж е не пяти , а троих ) , б е з работная или имеющ ая безработного м уж а ж енщ ин а , у кото рой проблемы с жильем и т. п. Всего 13 пунктов — чертова дю ж ин а . Н е правда ли , символично в таком контексте? А теперь немного конкретики . Ведь мало у кого за слова ми «п о здний аборт» стоят реальные картины . Цитируем : ♦П оздний аборт прои зводится на 5 -6 -м м есяце берем еннос ти , а иногда и п о зж е . С помощью ультразвукового прибора врач находит н ож к у младенца и ухватывает ее щипцами . Тянет за н ож к у и таким образом вытаскивает почти всего ребенка н ар уж у . В родовых путях остается только головка (пок а ещ е живого младенца! — прим , авт .) Затем абортмахер протыкает детский череп нож ницами и раздвигает и х , рас ширяя проделанное отверстие . После чего ножницы уд ал я ю тся , и и з черепа специальным отсосом выкачивается м о зго вая ткань . Головка ум ерщ вленного ребенка уплощ ается и легко и зымается из влагалищ а ж енщ ины » . Вместе с соот ветствующими иллю страциями этот текст был приведен в ам ерикан ском бю лл етен е «КаПопа! 1о Ы1е №е'иг8» ( 0 9 .0 1 .9 7 ) . По этой сх ем е детоубийство происходит в тех сл у ч а я х , когда и з мозга р ебенка готовятся препараты для так называемой «фетальной терапии» (1е<;из по-латыни — плод). В Р оссии фетальной терапией занимается , в частности . Н а учный центр акуш ерства и гинекологии (директор — проф. Г. Сухих). Содружество в данной области с зарубежными парт нерами называется М еждународным институтом биологичес кой м едицины . Причем бросаются в глаза два обстоятельст ва: во-первых , для препаратов , которые изготавливаются из н ерож д енны х младенцев , требуются здоровые мать и ребе нок (то есть поздний аборт по МЕДИЦИНСКИМ показаниям тут не годится ) , а во-вторых, мозговая ткань долж н а быть « св еж ей » , а потому ее берут у ЖИВОГО ребенка . Все способы детоубийства, ханж ески прикрытые медицин ской терминологией , мы описывать не будем . Вспомним лишь свидетельство депутата Госдумы 2-го созыва доктора м еди ц ин ски х наук Шарапова, прозвучавшее в телепередаче «Пар лам ентский час» в 1 9 9 8 году . Д епутат Шарапов рассказал , что в некоторы х больницах , где производятся поздние абор ты , ребенка , если он родился живым , топят в ведре с водой . А где -то , по свидетельствам других врачей , голенького мла д енц а просто оставляют на подоконнике , и он быстро погиба ет от п ер еохл аж д ения . В застойны е годы десятки миллионов т ел езрительниц рыдали , когда в «Семнадцати мгновениях весны» у разведчицы отобрали новорожденного и разверну ли п ел енки , пригрозив , что, если она не заговорит, ребенок погибнет . А теперь кто-то и з дочерей эти х телезрительниц д ела ет то ж е самое без всяких гестаповцев , по своей воле. И —в этом им помогают тож е отнюдь не врачи Третьего рейха . Зн а ет е , что говорят «убийцы в белых халатах» (вот как н е пр ед ска зуем о оживают сейчас сталинские клише!) и и х и д е ологи? «Число таких абортов, на п о здн и х сроках , не превы ш ает 3 процентов от общ его и х чи сла» , — говорит директор Р еспубликанского центра р епродукции человека А . А копян , очень недовольный тем , что находятся лю ди , требующие за прета п о здн и х абортов. Дескать , чего привязались? Стоит ли ш ум поднимать и з - за такой малости? Л огика , уж простите за невольную и гру слов , убийствен н ая . В се равно как сказать: «Разве это преступление? Всего троих порешил . В елика беда!» Слова Достоевского про сл е зи н к у ребенка , п о х ож е , списаны в архив . Теперь принято оперировать статистикой в масш табах государства . Правда, г-н А копян предусмотрительно не перевел маленькие про центы в абсолютные числа . Придется сделать это за него. По официальным данным (весьма заниж енны м ) , у нас делается около трх миллионов абортов в год . 3 процента — это 9 0 ты сяч д ет ей . А всего рож дается около миллиона . И так , «всего» десятую часть нарож дающ егося д етского населения еж е го д но унич тож аю т по здними абортами . Что ж е касается абортов на ранни х сроках (до 12 недель ), то официальная и неофициальная м едицинская пропаганда в X X веке и зрядно потрудилась , затуманивая этот достаточно ясный вопрос. Людям упорно внуш али , что эмбрион не чело век , что до трех (а то и до четырех!) месяцев плод не ж ивой , что это просто комочек , кусочек ткани , разросш аяся клетка . Сыграли свою роль и м атериалистические теории: теория за р ож д ен и я Вселенной и з неживой материи , теория эволю ции Д арвина . И все равно н епонятно , как удалось настолько ^расщ епить массовое со зн ани е . Д о трех месяцев не ж и л , а потом вдруг заж и л? До трех м есяцев был «не мышонок , не л я гуш к а » , а потом — раз! и превратился в человека? К онеч но , повлияли и особенности восприятия : чего не видишь , не ося заеш ь — того как бы и не сущ ествует . Д аж е сама т ехн о логия аборта не дает во зм ож ности ни ж енщ и н е , ни врачу увидеть ЦЕЛОЕ — только кровавые сгустки . Но все-таки сам ое главное — это ж ел ан и е лю дей обма нуться , убедить себя в том , что они н е соверш ают ничего страшного . Просто устраняю т до са дн о е обстоятельство , при ш едш ееся не ко времени и не к м есту . И потому выгодно верить мифам , считая себя современными , цивилизованными лю дьми в отличие от каки х -то там рели гио зны х мракобесов . Т ож е поразительный перевертыш : ди к и е , антинаучны е пред ставления о зарож д ен и и и ра звитии ж и зн и символи зирую т прогресс , а н еопров ержимы е научны е факты объявляются чуть ли не тьмой средневековья . Однако именно ^религиоз ные представления об аборте как о грехе д етоубийства пол ностью подтверж дены новейш ими выводами науки . Врач из А м ерики , Бернард Н атан зон , сделал 6 0 тысяч (!) абортов . Но в какой -то мом ент задум ал ся , так ли уж безобидны его д е й ствия . И реш ил провести и ссл едовани е с помощью ультра зв ук а , эм брионоскопии , радиобиологии и др . П осле ск р уп у л езны х и ссл едований Натан зон заявил : «Тот факт , что эм брион есть отдельное ч еловеч еское сущ ество со всеми свои ми особыми личными характери стикам и , сегодня не вызыва ет сомнений» . Чтобы подтвердить свои выводы, Натанзон при бегнул к ультразвуковой кин о съ ем к е аборта^трехмесячного (12 -н ед ельного ) эм бриона . Фильм , названный им «Б езмолв ный к р ик » , наглядно продем онстрировал , что ребенок в у т робе матери предчувствует свою гибель . И когда к н ем у при ближ а ет ся абортивный ин струм ент , его сердц еби ен и е уч а щ ается со 1 4 0 до 2 0 0 ударов в м ин уту . Он начинает двигать ЭТОГО ВОВСЕ НЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО НЕЖЕЛАННЫХ ДЕТЕЙ НАДО УБИВАТЬ. А именно эта дьявольская логика навязы вается «планировщиками» общ еству. Это все равно как за явить: «Каждый человек долж ен быть счастливым». И на этом основании уничтожать несчастных . Или провозгласить , что каж дый пенсионер долж ен иметь достойную старость. А т ех , ком у государство такую старость не обеспечивает , с пол ным чувством собственной правоты отправлять на тот свет. Особенно «умиляют» в этой связи наши правозащитники. Если где-то проходят какие-нибудь феминистские конференции или «круглые столы» , они с пеной у рта защищ ают «право ж е н щины на аборт» , «право на свободный выбор», «право распо ряж аться собственным телом» . А как ж е быть с правом на жизнь? Разве В семирную декларацию прав человека, приня тую на сессии ООН в 1948 году , уж е отменили? И не надо лгать. Не своим телом распоряжается ж енщ ин а , когда дела ет аборт , а чуж им телом и душ ой . Ч уж ой жи знью , хоть и жи знью своего ребенка . У защитников права на детоубийст- кая смертность от абортов составляет порядка 2 5 0 человек к год . На всю страну! Сравните это с тремя миллионами абор тированных младенцев , и вам станет ясна вся степень х ан ж ества апологетов детоубийства . Теперь об увеличении чис ла абортов, если ввести запреты . Н еуж ели вы действительно думаете , что и х станет больше трех миллионов за счет под польных, криминальных абортов? По этой бредовой логике , следовало бы отменить все запретительные законы , то есть не судить ни за убийство , ни за грабеж , ни за растление м а лолетних, ни за теракты, ни за продажу наркотиков. Собствен но, к этому и призывают через разных своих агентов нарко- и порнодельцы , педофилы и прочие преступники . Сами-то они прекрасно знаю т , что чем строж е запреты , тем меньше преступлений , поэтому в своих интересах пытаются одура чить общ ество. Х отя такие очевидные вещи не требуют под тверждения , все ж е стоит привести пример, касающийся темы нашего разговора. Пример очень наглядный , который совет ская история как будто специально для нас припасла. Когда в 195 5 году аборты после 25 -л етнего запрета вновь р а зр еш и ли , их число за год (т. е . в 195 6 году) увеличилось на 1 ,5 млн . Д а -да , все с точностью до наоборот! Именно л егали за ция абортов привела к и х стремительному росту . Причем важно учесть , что в первое время после снятия запрета всег да действует остаточный страх: люди по инерции не делают того , что вчера было делать н ель зя . В общ ем , вся аргум ента ция сторонников детоубийства построена на подтасовках и откровенном обмане . Говоря по правде , с ними не хочется долго полемизировать , ибо подробные объя сн ения «для бес толковы х» , почему нельзя убивать беззащ итны х д ет ей , тож е аморальны . А то завтра с нас потребуют научны х д ок а за тельств, почему нельзя есть ч елов еч ин у ... Лучш е ск аж ем о п о сл ед ствия х массовых абортов для общ ества . Т еоретики ф емини зма любят называть сексуальную революцию еди н ственной бескровной революцией в истории . Однако аборты в X X веке унесли сотни миллионов ж и зн ей . В наш ей стране трудно найти семью , которая хотя бы раз не прибегала к аборту. Вдумайтесь: люди строят сем ейное благополучие НА КРОВИ СВОИХ ДЕТЕЙ! Это какое-то очень серьезное пов р еж д ени е не только человеческого , но д аж е звериного ин стинкта. Такой кровавый фундамент к ор еж ит все общ ествен ное здани е . Семьи распадаются . Недаром число разводов в странах Запада начало катастрофически расти в конце 6 0 -х - начале 7 0 -х годов. Именно тогда там легали зовали аборт. В странах ж е , где аборты не допускаю тся и по сей день , разво дов гораздо меньш е . В Н епале , например , разводиться м ож но, но разводов нет совсем . Там в среднем приходится около ш ести детей на семью , и аборты строж айш е запрещ ены . В России ж е , по данным опросов , более 9 0 процентов распав ш ихся семей имели в своем «анамнезе» (так в медицине на зывают историю болезни ) аборт. И это понятно . Д аж е когда люди не считают аборт детоубийством , они начинают испы тывать безотчетную неприязнь друг к дру гу , все равно как соучастники преступления . Что-то надламывается в и х со ю зе , и очень часто эту поломку нельзя починить никакими усилиями . Ж ена не мож ет простить случившегося м уж у , м уж — ж е н е . . . Современные люди вообще имеют довольно искаж енны е представления «о времени и о себ е» . Они уверены , что сегод няшний цивилизованный человек и цивилизация в целом го раздо гуманнее , чем были, ск аж ем , 1 5 0 -2 0 0 лет назад . Исто рия представляется им сплошной ч ередой войн и других кровавых потрясений . Но 1 5 0 -2 0 0 лет назад далеко не к аж дый м ужчина совершал за всю свою ж и зн ь д аж е одно убий ство. В Р оссии «душегубов» были единицы . Что ж е касается военных кампаний , то в ни х участвовала малая доля м уж ско го населения . Подавляющ ее большинство крестьян продол ж ало пахать и сеять . Н у а ж енщины -убийцы и вовсе были невероятной редкостью . Такие случаи буквально сотрясали общество. Сотрясали настолько, что крупн ейш ие писатели счи тали и х д о стойны м и х у д ож е с т в е н н о г о о т о б р аж ен и я . В спомним лесковскую «Леди Макбет Мценского у е зд а » . Об раз ж енщины того времени был неотделим от образа матери и , соответственно, несовместим с эгоизмом , агрессией , стрем лением к личному комфорту за счет д ет ей . Это не значит , что тогда не встречались ж енщины эгоистического склада , но общественное порицание не позволяло им навязывать всем свою психологию . Д аж е очень богатые и знатные дамы , кото рые, казалось бы, вполне могли жить только для себя , трати ли массу времени и сил на дела милосердия . Официальное разреш ение абортов нанесло сокрушительный удар по обра зу ж енщины -матери . Кроме дающ ей ж и зн ь , она стала и не сущ ей смерть. И это не могло не отразиться на ее мировос приятии . Люди склонны оправдывать любые свои прегреш е ния . Чтобы убивать собственных д ет ей , ж енщ ины должны были обрасти толстенной броней эгои зм а , которая смогла бы заглушить не только голос совести , но и материнский ин стинкт . Так эгоизм из индивидуального отрицательного свой ства стал постепенно оформляться в положительную общую идеологию . Причем к аж до е сл едующ ее поколени е , ориенти руясь на мать как на обра зец , вырастало более эгоистичным , чем предыдущ ее . И на сегодняшний день эгои зм так утвер дился в нашей ж и зн и , что аборт никого не возмущ ает и пото му не нуж дается в оправданиях . Все так вывернулось н аи з нанку , что оправдывать приходится многодетность . И как эгоизм скорее воспринимается ж елани е быть матерью . «На рож али , а теперь льготы им подав ай ... Государство не р е зи новое, — такие недовольные реплики , увы , нынче не р ед кость. — Небось когда рож ала , никого не спрашивала. А те перь, видите ли , ей помощь понадобилась . ТОЛЬКО О СЕБЕ ДУМАЮТ». Было бы странно , если бы лю ди , которые с легкостью пошли на убийство своих детей , потом пеклись о ч уж и х . Именно поэтому , как нам каж ет ся , к концу X X века детство лишилось статуса неприкосновенности . Под разглагольство вания о правах ребенка в мире стремительно нарастает вал насилия над детьми , вовлечение малолеток в проституцию и порноби знес , торговля детьми для пересадки органов , втяги вание в войну 7 -9 -л етних мальчишек . Кого сейчас уж асн ет преступление «леди Макбет Мценского у е зд а » , которая за душ ила подушкой малолетнего пл емянника своего муж а? Да современный человек за чашкой чая и не такое каж дый день видит по телевизору . А недавно в га зетах напи сали про ж е н щину , зам ужнюю , работающую , мать двои х д ет ей , которая родила ещ е двоих (близнецов) и бросила и х в «очко» приво кзального сортира. Младенцев чудом удалось спасти . Когда об этом сообщили родителям , отец обрадовался . Мать ж е ни малейш ей радости не вы ка зала ... А мы все время кого-то об виняем , проклинаем , требуем лучш ей ж и зн и , спрашиваем , за что, почему , кто виноват в наш ей несчастности? Х отя ка кое право мы имеем претендовать на счастье и тем более об винять кого-то в его отсутствии? Н е раскаявш иеся , д аж е не осознавшие СВОЕЙ страшной вины? .. И рина МЕДВЕДЕВА , Т атьяна ШИШОВА . П04ЕМУЖЕНЩИНЫНЕРОЖШТ? ЭКСПРЕСС- ОПРОС П о данным Комитета по делам женщин , семьи и молодежи Государственной Думы РФ, с 1987 по 1996 год в нашей стране появилось на свет почти на 6 миллионов детей меньше, чем в предыдущее десятилетие. Число молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 миллиона, или на 10 процентов. Сегодня в России на 10 беременностей приходится 7 абортов. Так что ж е происходит? Почему женщина перестает чувствовать себя матерью, продолжательницей рода? Н и н а С ЕМ Е РИ К О ВА , зам еститель начальника о б ла стн о го управл ения з д р а в о о х р а н ен и я п о в оп р о сам д е т с т в а и р о д о в с п о м о ж е ния: — К пробл ем е абортов нель зя подходить односто ронне: она складывается и з сов ок уп н о сти эк он ом и ч е с к и х , социальных и других факторов . Мы, м едики , со своей стороны всячески ста раемся помочь ж енщ ин е и з беж ать неж елательной бере менности , сделать ее домаш ний очаг счастливым . В об л а с т и д ей с т в ую т ц ел евы е программы «Планирование сем ьи » , «Б езопасное м ат е р и н с т в о » , н а п р а в л ен ны е , пр еж де всего, на сохранение и укр епл ени е здоровья м а т е р и и р е б е н к а . К с т а т и , в п ервы е в п р ош л ом г о д у они были профинасированы отдельной строкой бюджета . Как результат — наметилась четкая тенденция сниж ения абортов: если в 19 9 9 году их при ходил о сь 9 3 ,1 на 1 0 0 0 ж енщ ин детородного возрас та, то в 2 0 0 0 году — 5 9 ,9 . Но проблемы , конечно , остаю тся . Наш е государст во пока не м ож ет создать у с ловия для того , чтобы ж е н щины охотно рож али и вос питывали д ет ей . В цивили зованны х странах выплачи ваются пособия , на которые мать и дитя могут безбедно сущ ествовать . У нас — ж а л кие крохи плюс отсутствие к аки х бы то ни было льгот и гар ан ти й . Н ап р им ер , ф о р мально на период декретно го отпуска за рож ениц ей со храняется рабочее место. А на д ел е это вы глядит так: молодая мама, едва «оклемав шись» , торопится на служ бу , боя сь стать н ен уж н о й , л и шиться заработка . Д а что там государство! Зачастую и от собственных м уж ей вместо слов п о д д ерж ки ж енщ и н а слышит: « Р е шай сама» или «Нарожала — вот и воспитывай!» Большин ство т аки х м уж чин думает только о себе и не хочет эл е ментарно позаботиться о кон т р а ц е п т и в а х , сп ек тр к о т о рых , кстати , сегодня чрезвы чайно широк — от м ехани ч е с к и х до г о р м о н а л ь ны х . С ущ ествует и такой совр е менный м етод , как хир ур ги ческая стерили зация . Одна ко м уж чины чаще всего от казываются от него , боясь (и совершенно напрасно) причи нить вред своему здоровью . Так ч т о , п ов торяю , это слож ны й вопрос . Никто и з врачей не хотел бы выступать в р о л и « ж и в о д е р о в » . Им больше нравится принимать роды , вместе с ж енщ иной п е реживать таинство появления на свет малыша. Но пока на «повестке дня» будут стоять вопросы биологического вы ж ив ания , а культура поведе ния и воспитания людей о с таваться такой ж е ни зк ой . как сейчас, с абортами покон чить не удастся . Г алина ФРОЛОВА , за в е дующ ая областным Центром п л анир ов ания семьи и р еп родукции: — Я считаю , что аборт — проблема не медицинская , а социальная, и решать ее н уж но комплексно, силами госу дар ств а и в сего общ еств а . Наши женщины не хотят ро жать потому, что на и х голо вы сваливается слишком мно го тягот. Недавно мы прове ли анонимное анкетирование пациенток абортных отделе ний города. 50 процентов 19- л етних ж енщ ин назвали сре ди основных причин приня тия реш ения об аборте невоз можность создания семьи , 25 процентов испытывают ф и нансовые трудн о сти , 13 не имеют постоянного места ра б о ты , 12 — н о р м а л ь н о г о жилья . Схожая ситуация и в возрастной группе от 20 до 40 лет: 4 1 ,7 процента респонден тов ощ ущ аю т н е д о с т а т о к средств, 2 1 ,4 процента трево жит будущ ее ребенка, 15 про центов не в состоянии решить квартирный вопрос. Думаю , комментарии излишни . Вот только один пример из практики . В наш Центр обратилась молодая ж енщ и н а , н е за х о т евш а я рож ать второго ребенка . И з беседы с ней мы у зн али , что вместе с муж ем они вынуждены тор говать на рынке, чтобы обес печить самым необходимым своего полугодовалого малы ша. И хотя оба любят детей , второ го р е б ен к а н и к ак не могут себе позволить . Б оят ся , что нечем будет кормить , не говоря уж е обо всем ос тальном — о д еж д е , витами нах , л екарствах , к н и га х . . . И это у нас , в городе , где си ту ация б о л е е -м е н е е б л а г о п о лучная! Что уж говорить про сельские семьи , которые го дами не видят «живых» д е нег? Вот с чего нужно начи нать разговор о предотвраще нии абортов. Д а , аборт — большая не только фи зическая , но и пси хическая травма для ж енщ и ны. Мы, врачи , свою задачу видим в профилактике абор тов путем использования со врем енны х средств контра ц е п ц и и . В н аш ем Ц ен тр е можно получить бесплатную консультацию по всем «ж ен ским» вопросам . Еж едневно , кроме субботы и воскресенья, прием ведут высококвалифи цированные специалисты , об ращаться к которым можно и без направлений . А л е к с а н д р И Л Ь И Н , врач -ординатор второго аку ш ерского о т д ел ен и я о б л а с тного п ерин атально го ц ен т ра: — Я бы не стал драмати зировать ситуацию . П о-мое м у , н апр отив , в п о сл едн ее время ж енщ и ны стали р о жать охотн ее . Наприм ер , в нашем Ц ентре , открывш ем ся год н а зад , зарегистриро вано 2 ,5 тысячи родов . Это неплохой показатель , особен но если учесть , что многие из наш их пациенток — ж енщ и ны «сознательного» возраста — от 26 лет и старш е . Что ж е касается абортов, то проблема эта возникла не сегодня . И р еш ение ее зави сит от того , насколько ш иро ко будет вестись пропаганда п р е д о х р а н ен и я от н еж е л а тельной берем енности . Но в лю б ом с л у ч а е з а п р ещ а т ь аборты н ель зя . Пусть лучш е ж енщ ин а сделает операцию у врача в сп еци али зирован ном м ед уч р еж д ен и и , чем у какой-то бабульки -знахарки . Ведь в «подполье* резко во з растает у гро за материнской см ертности . И вообще: говоря об абор тах, нельзя все сводить к эмо циям . Как человек , я могу сопереживать ж енщ ин е , со ж ал еть о ее н еродивш ем ся ребенке . Но как специалист я д олж ен трезво оценивать ситуацию . Ведь есть так на зываемые группы риска, ког да прерывание беременности н еи зб еж но по м едицинским п о к а з а т е л я м , н а п р и м е р у ж енщ ин , страдающ их сома т и ч е с к о й п а т о л о г и е й . Но д аж е если речь идет о здоро вой ж енщ и н е , решивш ейся на аборт, я не берусь ее о с уж дать. Это ее право, если угод но, дело ее совести . В а л е н т и н а К РЫ САНО - ВА , м ать п я т еры х детей : — П ри родой за л ож ен в ж енщ ин е инстинкт материн ства. Когда перед ней встает вопрос: быть или не быть ма терью? — и в силу каких-либо причин и обстоятельств он решается не в пользу ребен ка, то это , конечно, страшно. Ведь, помимо духовной , физи ческой травмы, ж енщ ин а ли шает себя радости . К онечно , при нынешних ц енах на продукты , л екарст ва, товары первой н еобходи мости , ж и л ь е поставить на ноги детей непросто . И все- ж е к аж дая ж енщ ин а делает свой вы бор . Я в сво ем не ошиблась . У меня пятеро д етей — р а д о с т ь , п о м н о ж е н н а я на пять . Конечно , случались и ненастные дн и , неудачи , бо л езни . Но в моем сердце всег да были любовь и ощ ущ ение счастья . В от такой р а збро с мнений . Ины е вы ск а зы вани я могут (и , н ав ерн о е , д олж ны !) вы звать у м н о ги х активн ое н епри ятие . Д опустим , о хирургической ст ери ли зации , которая , не и склю ч ено , и н е причиня ет вред здоровью , но н ав сегд а л и ш ает м уж чин у во зм ож н о сти стать отцом . Впроч ем , н е будем сегодня ставить в се точки н а д «I». «Очаг* пр едп ол а га ет д альн ейш ем продолж ить начатый сегодня ра зговор . Опрос п р ов ела Е л ен а ТА РА ВКО ВА Мои д ети радую т меня своими у сп ехам и . Старшая дочь учится на втором кур се в ЛГПУ, осваивает третью профессию , старший сын — студент Воронеж ской акаде мии искусств , ем у , несмот ря на молодость , доверили руководство единственным в н аш ем р е г и о н е м уж с к и м ф о л ь к л о р ны м а н с ам б л ем «Время». Второй сын посту пил в Липецкое музыкальное училищ е , осваивает игру на ударных инструментах . Тре тий работает на мебельном к ом бин ате , д ел а ет своими р у к а м и н е о бы к н о в е н н ы е вещи и з д ер ева . Младшая дочь — школьница, с инте ресом изучает иностранный язык . Это и есть материнс кое счастье. А л е к с е й В О Р О ТЫ Н - ЦЕВ , м олодой отец: — Вспомним , ещ е не так давно у нас в стране «вооб ще* не было секса . Говорить вслух на эту тему считалось постыдным , а противозача точные средства можно было достать только по великому блату. Сегодня все обстоит иначе, но проблем не стано вится меньше. Взять , к при меру , те ж е аборты. Статис тика на сей счет просто уж а сающая! А все потому , что «хромает» культура воспита ния и поведения . Н у не при выкли русские люди думать о такой «ерунде» , как пос ледствия взаимоотнош ений полов! В особенности я отно шу эту реплику к нам , м уж чинам , которые не считают нужным вовремя позаботить ся о контрацептивах. А м еж ду тем беременность , роды , аборт не только ж ен ск ая , но и муж ская проблема! И силь ный пол долж ен чувствовать свою ответственность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz