Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Ш И П Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а 1 января 2001 г.. № 1 (21379) адлись вИСТОРИИ ВАДЦАТОГОВЕКА... ш||Г11!0М1П111ШаД1Д0а1МЦ(ШШт1Шш0ЙШшШШ0М11Д0111м>111М0И101ШмИШШШШ8Д1Шо0ШШШ[1ШШ1О1^^ Ле!^внй жбжам^м^ Действительно, остались. Кто строкой, кто абзацем, кто страницей, а кто и целой главой. Много уроженцев липецкого края или людей, связанных с ним по судьбе, трудами, творчеством, интересом, вошли в историю столетья. Земля наша богата на таланты. Какой еще регион дал России и миру двух Нобелевских лауреатов - Бунина и Босова? А рядом с ними - еще десятки, сотни выдающихся ученых, писателей, музыкантов, актеров, общественных деятелей. Ветры века рассеивали их по всей стране, по всему земному шару, и все-таки для каждого из них городок или село в центре Черноземья до конца были точкой отсчета их испытаний и побед, всегда жили в их благодарной памяти. Рассказать, вернее напомнить, обо всех невозможно не только на газетной странице, но и в солидном томе. Мы долго думали и, признаемся, спорили, кого включить в великолепную десятку века. Сами собой напрашивались имена Бунина, Пришвина, Игумнова, Водопьянова, Стаханова, Обуховой. Но Мы решили пойти иным путем. Пусть героями этих коротких заметок станут преимущественно те, о ком сегодня пишут и знают меньше, хотя люди-то асе замечательные. Впрочем, и тут выбор оказался необычайно богат. Поэтому делали мы его чуть ли не ноугад, чуть ли не бросая жребий. Но дали друг другу слово, что в новом году постараемся искрить. невольную свою вину перед всеми, кто оказался за пределами этой полосы, и опубликовоть материалы о наших забытых, полузабытых или несправедливо известных лишь в кругу специалистов земляках. Публикации, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию, подготовлены по нашей просьбе сотрудниками Липецкого облостного краеведческого музея - постоянными авторами историко- краеведческого ежемесячного выпуска «ЛГ» «Былое». Г.ЧГЗ№4№7 '«ЧГ' . ЛАУРЕАТ С реди наших земляков он — единственный, кто удо­ стоен двух самых престижных премий — Ленинской и Нобелевской. За что получил Нобелевскую премию великий русский писатель ельчонин Иван Бунин, знают все. А вот о вкладе в науку Николая Геннадьевича Басова, еще одного обла­ дателя этой высочайшей награды, скахсут, скорее всего, только специалисты. Мехеду тем он был в числе осново­ положников квантовой радиофизики, и его работы до сих пор имеют огромное значение для многих областей на­ уки и техники. Путь Б асова в науку не был прямым. Он родился в декабре 1922 года в Усмани. Затем вместе с родителями переехал в Воронеж, где его отец, профессор, преподавал в лесном институте. П еред началом войны Басов закан­ чивает школу. Затем — Куй­ бышевская военно-медицин­ ская академия. А вскоре во­ енфельдшер Николай Басов попадает на фронт. После Победы он опять учился, на сей раз — в М о с ­ к о в ском и нж е н е р н о -ф и зи ­ ческом институте на факуль­ тете теоретической и экспе ­ риментальной физики. Полу- диплом , работает над ____________ кандидатской диссертацией по радиоспектроскопии, а далее над докторской по теме «Молекуляр­ ный генератор». В 1962 году из­ бирается' членом-корреспонден- том Академии наук. Непросто для непосвященно­ го понять и оценить масштабы сделанного Басовым. И тем не менее... Ленинскую премию Ни­ колай Геннадьевич получил в 1959 г. (вместе с А.М. Прохоро­ вым) за разработку нового при­ нципа генерации и усиления ра­ диоволн, за создание молекуляр­ ных генераторов и усилителей. Именно эти труды и принесли ученому мировую известность. Квантовый усилитель да ет возможность усиливать сигналы из самых далеких галактик, а квантовый генератор позволя­ ет сфокусированным лучом на малом участке произвести на­ грев до миллиона градусов . Приборы квантовой электрони­ ки необходимы в самых раз­ ных сферах человеческой дея­ тельности. В 1964 году совместно с Ч. Таунсом и А .М . Прохоровым Басов получил Нобелевскую премию за фундаментальные работы, приведшие к созданию квантовых генераторов и уси ­ лителей, основанных на -при ­ нципе «мазеров» и «лазеров». В ы д аю щ и й с я с о в е т с к и й физик был дважды удостоен звания Героя Социалистичес­ кого Труда. А ИЗРАНЕНБУРГА 42 года прожил в двадцатом веке Сергей Алексеевич Чап­ лыгин. А научная деятельность его началось еще в девят­ надцатом столетии. Он родился в Раненбурге, который тог­ да входил в Рязанскую губернию. В два года, лишившись отца, был увезен матерью в Воронеж. Когда подрос, спо­ собности у него оказались блестящие. Это показала учеба и в гимназии, и на физико-математическом факультете Мос­ ковского университета. Среди его наставников были выда­ ющиеся ученые — Столетов, Бредихин и, наверное, в пер­ вую очередь, отец русской авиации Жуковский. Ученик не посрамил славных своих учителей. Исследования одаренно­ го студента были замечены и отмечены. Его дипломная работа удостоена золотой медали. По ходатайству профессора Н.Е. Жуковско­ го Чаплыгина оставляют при университете «для под­ готовки к профессорскому званию*. С 1894 г. Чаплы­ гин — приват-доцент. Это пора не только на­ пряженных научных ис­ следований, но и плодо­ творной педагогической деятельности. В течение тринадцати лет Чаплыгин был преподавателем и дирек­ тором Московских Высших женских курсов. После смер­ ти Жуковского возглавил Цен­ тральный аэрогидродинами- ческий институт (ЦАП4). Ог­ ромная работа ученых и кон­ структоров под руководством Чаплыгина увенчалась выпус­ ком первых образцов отечес­ твенных самолетов. Труды Чаплыгина — вы­ дающегося специалиста в об­ ласти теоретической механи­ ки, математики, гидро- и аэро­ динамики — давно и широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его полувековая важная дея­ тельность по времени совпала с зарождением и стремитель­ ным развитием винтомоторной авиации и турбостроения, по­ этому не случайно основные труды ученого были посвя­ щены разработке математи­ ческих методов решения за­ дач на движение твердых тел в газовых и жидких средах. Благодаря этому Россия ста­ ла ведущей страной как в теории авиации, так и в со­ здании первоклассных само­ летов. И роль Чаплыгина в этом невозможно переоце­ нить. В 1941 году он был удос­ тоен званий Героя Социалис­ тического Труда и заслужен­ ного деятеля науки. Именем еного названа одна из улиц уч( Мсосквы. А его родной город п^еименован из Раненбурга в Чаплыгин. щ щ ш . 1 ЭТА МУЗЫКА м ш ^ ф § К огда-то Юрий Олеша сказал, что наша литература настолько богата, что писатели, которые в любой стране считались бы мастерами первого ряда, чис­ лятся второстепенными, не выдерживая конкуренции с гигантами — Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым... Поэтому даже Герцен с его* выдающимся даром, талан­ тливейшие Мамин-Сибиряк, Решетников, Левитов и мно­ гие другие оказываются в почетном полузабвении. Навер­ ное, то же самое можно сказать и о композиторах. На­ пример, о Сергее Никифоровиче Василенко. Ему и повез­ ло и не повезло быть современником Чайковского, Танее­ ва, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева... Между тем Василенко ло его к созданию «Маорийс- В 1906 году ком- обладал незаурядным ком­ позиторским талантом. Он внес особый вклад в ко­ пилку отечественной му­ зыки. Ученик Танеева и Ипполитова-Иванова, Ва­ силенко уже первым сво­ им крупным сочинением — оперой-кантатой «Ска­ зание о граде великом Ки­ теже и тихом озере Свет- лояре*, написанной в 1902 году, заставил заговорить о себе. Большой мастер <щкес- трового колорита, Васи^ ленко в дореволюционный период увлекся сюжетами, требующими виртуозного владения всем арсеналом инструментальных кра­ сок, написав «Сад смер­ ти* , «Фантастический вальс», две симфонии. Ув­ лечение экзотикой приве- ких песен*, позитор начал педагогичес­ кую деятельность в Московс­ кой консерватории, профессо­ ром которой состоял до 1950 года. Сергей Никифорович много выступал и как дири­ жер в России и за границей. В симфонической и камер­ ной, в оперной и балетной му­ зыке он создал интересные, своеобразные произведения, не утратившие и ныне свой­ ственного им духа молодости. Василенко внес ценный вклад в разработку музыкальной культуры республик Советско­ го Востока, особенно Узбекис­ тана и Туркменистана. Заслуги композитора были отмечены присвоением ему по­ четных званий народного ар­ тиста Уз ССР (1939), народно­ го артиста РСФСР (1940) и лауреата Государственной премии СССР (1947 г.). У нас есть право числить Василенко своим земляком, поскольку с нашим краем связаны важнейшие страни­ цы его творчества. Он неод­ нократно приезжал в дерев­ ню Царевка (Долгоруковс­ кий район Липецкой облас­ ти), где написал большое ко­ личество произведений, в том числе Вторую симфонию и «Экзотическую сюиту*. Хочется верить, что эта музыка еще вернется к рос­ сийским слушателям. Воз­ можно, на нее обратит вни­ мание и наш симфонический оркестр. Она того стоит... т тш ш теш ш тти я ОН ■ ■ аря свои рисунки, Щ Щ неизменно писал ^ ЬН р я д о м с автографом ^Сердечно!» И это не случайно. Творчество художника Николая Жукова, действительно, пронизывают искренность, сердечность и доброта. Не зря он так любил и так умел рисовать детей. Замечательный график, член-корреспондент Акаде­ мии художеств, лауреат Го­ сударственной премии, на­ родный художник СССР Николай Николаевич Жу­ ков (1908-1973) был масте­ ром удивительной графики. Он родился в Москве, в семье адвоката, однако его детство и юность прошли в Ельце. Здесь он учился в гимназии, потом в школе № 1. Здесь встретился с преподавателем истории и географии А.К. Сапегиным, страстным любителем жи­ вописи, найдя в нем ро­ дственную душу. Здесь лег­ ли на бумагу первые рисун­ ки Коли Жукова, свиде­ тельствующие о недюжен- ном даровании. Как профессионал Жу­ ков начал с книжных ил­ люстраций и плаката. В 1938 году на конкурс пла­ ката для «Интуриста» он получил четыре премии из пяти! Совершенно особый опыт дала ему Великая Оте­ чественная война. Он во­ евал и рисовал... Как снай­ перский выстрел, били по врагам его агитационные плакаты. Их нередко накле­ ивали на щиты орудий и брон 10 танков. Их можно было увидеть на аэродро­ мах, в землянках, их нахо­ дили в карманах гимнасте­ рок погибших бойцов. Луч­ шие фронтовые плакаты Жукова «Выстоять!* и «Бей насмерть!* были созданы в 1942 году .— в разгар бит­ вы на Волге. Он бкл кор­ респондентом фронтовых газет и «Правды*, рисовал всегда и везде — стоя, лежа, днем, ночью, под об­ стрелом, в окопе, на пере­ довой... Рисунки той поры — мужественная и точная графическая хроника под­ вига, свидетельство, остав­ ленное талантливым оче­ видцем. В июне 1943 года Н.Н. Жуков возглавил студию военных художников им. М.Б. Грекова. Ею он бес­ сменно руководил в течение тридцати лет. В 1946 году ему было поручено сделать зарисовки тех, кто предстал перед Международным три­ буналом в Нюрнберге. Широко известен Н.Н. Жуков и как создатель гра­ фической Ленинианы. Свы­ ше полутора тысяч рисун­ ков на ленинскую тему со­ здано им. Сегодня как угодно можно относиться к личности Ленина, но рабо­ ты художника, безусловно, интересны, их нельзя изъ­ ять из истории нашего ис­ кусства. ' Главное для Жукова — движение. И не только внешнее. Он неизменно стремился передать тончай­ шую смену психологичес­ ких настроений, ему были не интересны статика, па­ радность, официозность. Вероятно, Н.Н. Жуков — самый издаваемый ху­ дожник XX века. Репродук­ ции с его рисунков, литог­ рафий выдержали множес­ тво изданий не только в на­ шей стране, но и за рубе­ жом. ^ БАТАРЕИ«КАТЮШ» И стория рано или поз­ дно восстанавливает истину , определяе т подлинную цену подвигов и свершений, хотя порою ожи­ дать этого приходится очень долго. Лишь в год 50-летия Великой Победы Иван А н ­ дреевич Флеров был посмер­ тно удостоен звания Героя России. Но в народной памя­ ти он был героем всегда, этот гвардии капитан, который в июне 1941 года принял ко­ мандование над первой ба­ тареей реактивных миноме­ тов, названных позднее «ка­ тюшами» (БМ-13). Мальчик из села Двуречки Грязинского района, учащийся липецкой профшколы (ФЗО), где он потом стал мастером произ­ водственного обучения, Флеров навфняка не предполагал, какая необычная миссия выпадет на его долю в первый год войны. Но он оказался готов к ней. ...14 июля 1941 года раздал­ ся первый залп «катюш» в рай­ оне города Орша. Батарея у с ­ пешно действовала и под Рудней, и под Ельней, и под Рославлем, и под Смоленском. За три месяца она нанесла врагу огромный урон. Фашисты прозвали новое оруокие «адской мясорубкой», «бешеной батареей», «черной смертью» и делали все, чтобы батарею унич­ тожить. Выбрасывались диверси­ онные группы, распространялись листовки, в которых была обеща­ на большая награда тем, кто за ­ хватит или уничтожит оружие русских. Но батарея оставалась неуязвимой. Однако в октябре она оказалась в окружении. У деревни Богатырь Смолен­ ской области в ночь на 7 октяб­ ря «катюши» попали в засаду. Батарею Ф л ер о в а окружила большая группировка вражеских войск. И тогда гвардии капитан и его товарищи уничтожили всю боевую технику, заранее подго­ товленную к взрыву. Капитан сам взорвал головную боевую установ|ф. При этом погиб и он сам, и большая часть личного состава. Но враг так и не овла­ дел секретным оружием. Оставшиеся в живых бойцы вышли к своим , продолжали сражаться с оккупантами. Доро­ ги войны развели их, они поте­ ряли друг друга из виду. Пото­ му-то боевой путь и о б с то я ­ тельства гибели батареи Фле ­ рова не были известны после Победы. И лишь спустя годы справедливость восторжество­ вала. Посмертно капитан Фле ­ ров в ноябре 1963 года был на­ гражден орденом Отечественной войны I степени. А затем он стал Героем России. Сегодня в го­ роде Грязи установлен памят­ ник «Катюше». Это памятник и нашему бесстрашному земляку, первому командиру легендарной батареи. : ___________________________ 4 : и ПРАВДОЙ Л егкость ю безоглядность, с какой не так давно многие готовы были отречься от всей послеоктябрьской, со­ ветской истории, сменяются, наконец, серьезными раз­ думьями о наших взлетах и падениях, трагедиях и побе­ дах. Становится очевидным, что справедливость в оценках минувшего подразумевает отказ от огульного отрицания и отречения, искреннее стремление всмотреться в лица тех, кто жил, работал и истово верил в идеи эпохи. Среди таких сыновей своего времени был и наш земляк, признанный лидер советской молодежи, один из организаторов моло­ дежного движения в стране Петр Смородин. Уроженец села Борииское Липецкого района стал генеральным секрета­ рем Центрального Комитета комсомола. С удьба Смородин а очень Он был комиссаром полка, вхо- характерна для тех лет. Полу­ нищее деревен ское детство , церковно -приход ская школа, ученичество на фабрике хирур­ гических инструментов в Пите­ ре. Не удивительно, что Петр, сызмальства хлебнувший бед­ ности, воспринял революцион­ ные идеи как близкие, понят­ ные. П о сещ а л неле гальны е кружки, выполнял поручения рево лю ц ион ер о в , принимал участие в создании первых яче­ ек социали стическо го союза рабочей молодежи. Когда в феврале 4 918 года германские войска, перейдя в наступление, приблизились к Петрограду , Петр Смородин ушел добровольцем на фронт. дившего в состав войск героя гражданской войны Яна Ф абри ­ циуса. Удостоился ордена Крас­ ного Знамени. В бою над Нарвой его контузило. В 1920 г. Смородин — деле­ гат III съезда комсомола, на ко­ тором выступал В.И. Ленин с про­ граммной речью. Вскоре Сморо ­ дин входит в состав Централь­ ного Комитета комсомола, а в но­ ябре 1921 г. на IV съезде РКСМ избирается генеральным секре­ тарем. Именно тогда комсомол берет шефство над Военно-Мор­ ским Флотом, создает пионерс­ кую организацию... Дальнейшая биография См о ­ родина — партработа, избрание первым секре тарем одной из районных организации компар­ т и и 'в Ленинграде. Несколько раз его избирали членом ЦИК СССР . В 1937 году Смородин — первый секретарь Сталин ­ градского обкома партии, где проработал полтора года и был репрессирован. Его имя надо­ лго было предано забвению. Но несколько лет назад на доме, в селе Боринское, появилась м е ­ мориальная доска, а в област­ ном центре его именем назва­ на улица. К огда она появилась но экране, хрупкая, в белом платье и шляпке по моде чеховской эпохи, никто не усомнился в том, что это действительно героиня прославленной повести классика. Роль Анны Сергеевны была сыграна профессионально и вместе с тем трепетно, «на нерве». Трудно было поверить, что ее исполнительница имела за плечами лишь опыт школьной да студенческой самодеятельцрети. Так родилась одна из самых ярких и самобытных актрис современного русского театра Ия Саввина... П о-разному приходят люди в правительст­ во. Но, может быть, заняв министерское кресло, успешнее многих действу­ ют те, у кого за плечами не «красный диплом» и стоп­ ка монографий, не универ­ ситетская кафедра или сто- личная л а б о р а то р и я , а опыт глубинки, знание, чем и как живут люди в дале- ке от московских коридо­ ров власти. И закономерно, что че­ ловек, который энергично и умело руководил сельс­ ким хозяйством великой державы, прошел завид­ ную практическую школу в российской провинции, ото был Иван Платонович Во- ловченко. Вот вехи его би­ ографии до того дня, как он стал министром. 14 3Кург янской семье, учился сперва в сельхозтехникуме, потом в Воро­ нежском сельхозинституте. Как и большинство мужчин его поколе­ ния, воевал. А когда затихла кано­ нада боев, занялся главным делом своей жизни — землей. Агроном Иван Воловченко работал в Сумс­ кой области, в Курской, Харьков­ ской. А с 1951 по 1963 год Иван Платонович возглавлял прослав­ ленный элитно-семеноводческий совхоз «Петровский» Добринско- го района. Это был прекрасный [^ово- дитель. Ему хозяйство обязано многими успехами и всесоюзной славой. За внедрение в совхоз­ ное производство достижений науки и передовой практики, за получение высоких урожаев се­ мян сельскохозяйственных куль­ тур Воловченко был удостоен звания Героя Социалистического ■Труда, других высоких государ­ ственных наград — двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Он трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Уже будучи министром сель­ ского хозяйства СССР, Воловчен­ ко тепло вепбминал о родных кра­ ях, где довелось е щ послужить Родине, о совхозе «Петровский», которому он столько дал и кото­ рый столько дал ему как агроно­ му и руководителю. С СОБАЧКОЙ с д е ся ти лет Ия жила в селе Боринское Липецкой об ­ ласти. Здесь она формирова­ лась как личность, здесь пере­ жила все то, что переживаем мы все в детстве, отрочестве, юности. Отсюда с «золотой ме­ далью» уехала поступать на факультет журналистики МГУ. Да, она не собиралась быть актрисой, хотя страшно увлека­ лась сценой, в школе участво­ вала в театральном кружке, в вузе — в студенческом театре. На одном из самодеятельных спектаклей ее и увидел масти­ тый реж и ссер Иосиф Хейфиц, искавший исполнительницу глав­ ной роли в фильме «Дама с со ­ бачкой» по Чехову. Так это нача­ лось... И продолжается до сих пор. Ею сыграно множество ролей в театре и кинематографе. Боль­ шим психологическим мастерст­ вом отмечены работы Ии С а в ­ виной в фильмах «Грешница», «Анна К а р е н и н а » , «А сино счастье», «Гараж», телефильме «Открытая книга»... В кинокарти­ не «Сюжет для небольшого рас­ сказа» а к тр и са сы гр а л а роль Марии Павловны Чеховой, с е с ­ тры писателя. В М осковском театре им. М о ссо в ет а она прошла п ре ­ красную актерскую школу. На сцене ею созданы очень раз­ ноплановые образы в пьесах отечественных и зарубежных авторов. Идут годы, меняется репер­ туар, но по-прежнему Ия Сав­ вина о стается в ряду самы х ярких, самых обаятельных акт­ рис нашего времени. На снимке: кадр из фильма «Дама с собач­ кой». Юная Ия Саввина оказалась достойной парт­ нершей к тому времени уже популярнейшего Алек­ сея Баталова. ИЗЕЛЬЦА В ' : Iасилий Васильевич Розанов — один из наиболее бле- кстящих умов России двадцатого века. Его творческое ' наследие, необычное по форме, волнующее по остроте мысли, заставляющее увидеть мир и себя в мире в новом, необычном ракурсе, — можно уподобить шампанскому в новогоднюю ночь. В ушедшем столетии ему довелось жить лишь первые два десятилетия; в годы российской брато­ убийственной смуты он умер от голода и болезней в 1919 году в Сергиевом Посаде. И почти до конца века имя и тру­ ды его были под запретом — слишком выбивались они из официально утвержденных границ и рамок. С нашей областью его свя­ зывают лишь духовные корни. Но такие, без которых не было бы этого российского феноме­ на Василия Розанова — вели­ кого философа, писателя, пуб­ лициста. Фундаментальные основы его уникального взгляда на Ро с ­ сию и русского человека зало­ жены здесь, на нашей земле, в древнем Ельце. Именно в Ель­ це открылись ему глубины Пра­ вославия: «...православным я стал лишь недавно, помолив­ шись несколько раз в церкви В ве д ен и я , п о з н а к о м и вш и с ь с дьяконицей Р>удневой, внучкой Ин­ нокентия Таврического» Да, в Ельце он прожил немно­ го — с 1887 по 1891 год. Но уезд­ ный город успел умудрить его. Тут узрел он достоинство собствен­ ного бытия, тут «родился» он как гениальный ере си а р х мы сли и духа. З десь переосмыслены им идеи и труды великих современ­ ников — Достоевского и Леонть­ ева. Здесь начата работа «Место христианства в истории», легшая в основу последующих фундамен­ тальных его трудов о Боге и Вере. В Ельце, поработав учителем мужской гимназии, он подверг резкой критике все российское образование, а затем и создал свою удиви тельную с и с т е м у «русской школы». Зам еча тельно , что уже в наши, та кие д р ам а ти ч е с к и е годы, его идеи подхвачены и успешно развиваются творчес­ ким коллективом ученых и пре­ подавателей Елецкого государ­ ственного педагогического уни­ верситета. И еще одно немаловажное обстоятельство: именно благо­ даря Розанову липецкая земля подарила русской литературе еще одно великое имя — Миха­ ила Пришвина, который прямо называл его своим учителем. Василий Розанов принадле­ жит Вечности, веку и нашей, щедрой на таланты, липецкой земле. лтшт: ДИРЕКТОР Н емногих руководите­ лей , ор гани за торов производства вспоми­ нают так, как этого чело­ века. Когда Василия Яков­ левича Клименкова назы­ вают легендарным дирек­ тором, то это не дань штам­ пу и уж точно не натяжка. Свыше 50 лет, отданные Клименковым производст­ ву, были высоко оценены, о чем свидетельствуют три о р д е н а Л ен ин а , ор ден Красной Звезды и пять ме­ далей. Однако главное — не эти награды, а то, каким он остался в памяти людей, че­ ловек, возглавлявший Ли­ пецкий тракторный завод. ...«Заслуженная честь» — так назвали в 1933 году журналисты газеты «Бежицкий рабочий» статью о молодом инженере Ва­ силии Клименкове. С городом Бе- жица Брянской области, где он родился и вырос, связано начало его трудовой карьеры. Рано ли­ шившись родителей, он в пятнад­ цать лет пост^ил на завод «Крас­ ный профинтерн». Начинал рас­ сыльным, чернорабочим. Но на стал день, когда он стал директо­ ром. В годы Великой Отечествен­ ной Василий Яковлевич внес свой достойный вклад в Победу как ру­ ководитель ряда оборонных пред­ приятий. После войны Клименков занимался развитием отечествен­ ного тракторостроения. С 1950 года Василии Яковлевич — дирек­ тор ЛТЗ. Благодаря его богатей­ шему опыту и душевной энергии преобразились и сам завод, и за­ водской поселок. При Клименко­ ве, благодаря Клименкову пред­ приятие приобрело тот статус и авторитет в промышленности, ко­ торый сегодня предстоит заво­ евывать вновь... I С приходом нового директо­ ра улучшилась и жизнь людей. Были построены прекрасный Дворец культуры, больница (в то время — лучшая в области), дет­ сады и ясли, жилье. Облик этого талантливого, честного и неутомимого лидера надолго запечатлелся в памяти его земляков. С ним связано не толь­ ко наше прошлое, но и настоя­ щее, да и будущее, потому что он был человеком, смотрящим дале­ ко вперед. Будем думать и верить, что в современной производственной элите появятся люди, способные унаследовать его качества, его бескорыстие, достоинство, пред­ анность, люди, для которых слова «служение Отечеству» будут не привычной риторикой «по слу­ чаю», а сутью и смыслом жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz