Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
Ш И П Е Ц К А Я • / Ж г а з е т а 1 января 2001 г.. № 1 (21379) адлись вИСТОРИИ ВАДЦАТОГОВЕКА... ш||Г11!0М1П111ШаД1Д0а1МЦ(ШШт1Шш0ЙШшШШ0М11Д0111м>111М0И101ШмИШШШШ8Д1Шо0ШШШ[1ШШ1О1^^ Ле!^внй жбжам^м^ Действительно, остались. Кто строкой, кто абзацем, кто страницей, а кто и целой главой. Много уроженцев липецкого края или людей, связанных с ним по судьбе, трудами, творчеством, интересом, вошли в историю столетья. Земля наша богата на таланты. Какой еще регион дал России и миру двух Нобелевских лауреатов - Бунина и Босова? А рядом с ними - еще десятки, сотни выдающихся ученых, писателей, музыкантов, актеров, общественных деятелей. Ветры века рассеивали их по всей стране, по всему земному шару, и все-таки для каждого из них городок или село в центре Черноземья до конца были точкой отсчета их испытаний и побед, всегда жили в их благодарной памяти. Рассказать, вернее напомнить, обо всех невозможно не только на газетной странице, но и в солидном томе. Мы долго думали и, признаемся, спорили, кого включить в великолепную десятку века. Сами собой напрашивались имена Бунина, Пришвина, Игумнова, Водопьянова, Стаханова, Обуховой. Но Мы решили пойти иным путем. Пусть героями этих коротких заметок станут преимущественно те, о ком сегодня пишут и знают меньше, хотя люди-то асе замечательные. Впрочем, и тут выбор оказался необычайно богат. Поэтому делали мы его чуть ли не ноугад, чуть ли не бросая жребий. Но дали друг другу слово, что в новом году постараемся искрить. невольную свою вину перед всеми, кто оказался за пределами этой полосы, и опубликовоть материалы о наших забытых, полузабытых или несправедливо известных лишь в кругу специалистов земляках. Публикации, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию, подготовлены по нашей просьбе сотрудниками Липецкого облостного краеведческого музея - постоянными авторами историко- краеведческого ежемесячного выпуска «ЛГ» «Былое». Г.ЧГЗ№4№7 '«ЧГ' . ЛАУРЕАТ С реди наших земляков он — единственный, кто удо стоен двух самых престижных премий — Ленинской и Нобелевской. За что получил Нобелевскую премию великий русский писатель ельчонин Иван Бунин, знают все. А вот о вкладе в науку Николая Геннадьевича Басова, еще одного обла дателя этой высочайшей награды, скахсут, скорее всего, только специалисты. Мехеду тем он был в числе осново положников квантовой радиофизики, и его работы до сих пор имеют огромное значение для многих областей на уки и техники. Путь Б асова в науку не был прямым. Он родился в декабре 1922 года в Усмани. Затем вместе с родителями переехал в Воронеж, где его отец, профессор, преподавал в лесном институте. П еред началом войны Басов закан чивает школу. Затем — Куй бышевская военно-медицин ская академия. А вскоре во енфельдшер Николай Басов попадает на фронт. После Победы он опять учился, на сей раз — в М о с к о в ском и нж е н е р н о -ф и зи ческом институте на факуль тете теоретической и экспе риментальной физики. Полу- диплом , работает над ____________ кандидатской диссертацией по радиоспектроскопии, а далее над докторской по теме «Молекуляр ный генератор». В 1962 году из бирается' членом-корреспонден- том Академии наук. Непросто для непосвященно го понять и оценить масштабы сделанного Басовым. И тем не менее... Ленинскую премию Ни колай Геннадьевич получил в 1959 г. (вместе с А.М. Прохоро вым) за разработку нового при нципа генерации и усиления ра диоволн, за создание молекуляр ных генераторов и усилителей. Именно эти труды и принесли ученому мировую известность. Квантовый усилитель да ет возможность усиливать сигналы из самых далеких галактик, а квантовый генератор позволя ет сфокусированным лучом на малом участке произвести на грев до миллиона градусов . Приборы квантовой электрони ки необходимы в самых раз ных сферах человеческой дея тельности. В 1964 году совместно с Ч. Таунсом и А .М . Прохоровым Басов получил Нобелевскую премию за фундаментальные работы, приведшие к созданию квантовых генераторов и уси лителей, основанных на -при нципе «мазеров» и «лазеров». В ы д аю щ и й с я с о в е т с к и й физик был дважды удостоен звания Героя Социалистичес кого Труда. А ИЗРАНЕНБУРГА 42 года прожил в двадцатом веке Сергей Алексеевич Чап лыгин. А научная деятельность его началось еще в девят надцатом столетии. Он родился в Раненбурге, который тог да входил в Рязанскую губернию. В два года, лишившись отца, был увезен матерью в Воронеж. Когда подрос, спо собности у него оказались блестящие. Это показала учеба и в гимназии, и на физико-математическом факультете Мос ковского университета. Среди его наставников были выда ющиеся ученые — Столетов, Бредихин и, наверное, в пер вую очередь, отец русской авиации Жуковский. Ученик не посрамил славных своих учителей. Исследования одаренно го студента были замечены и отмечены. Его дипломная работа удостоена золотой медали. По ходатайству профессора Н.Е. Жуковско го Чаплыгина оставляют при университете «для под готовки к профессорскому званию*. С 1894 г. Чаплы гин — приват-доцент. Это пора не только на пряженных научных ис следований, но и плодо творной педагогической деятельности. В течение тринадцати лет Чаплыгин был преподавателем и дирек тором Московских Высших женских курсов. После смер ти Жуковского возглавил Цен тральный аэрогидродинами- ческий институт (ЦАП4). Ог ромная работа ученых и кон структоров под руководством Чаплыгина увенчалась выпус ком первых образцов отечес твенных самолетов. Труды Чаплыгина — вы дающегося специалиста в об ласти теоретической механи ки, математики, гидро- и аэро динамики — давно и широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его полувековая важная дея тельность по времени совпала с зарождением и стремитель ным развитием винтомоторной авиации и турбостроения, по этому не случайно основные труды ученого были посвя щены разработке математи ческих методов решения за дач на движение твердых тел в газовых и жидких средах. Благодаря этому Россия ста ла ведущей страной как в теории авиации, так и в со здании первоклассных само летов. И роль Чаплыгина в этом невозможно переоце нить. В 1941 году он был удос тоен званий Героя Социалис тического Труда и заслужен ного деятеля науки. Именем еного названа одна из улиц уч( Мсосквы. А его родной город п^еименован из Раненбурга в Чаплыгин. щ щ ш . 1 ЭТА МУЗЫКА м ш ^ ф § К огда-то Юрий Олеша сказал, что наша литература настолько богата, что писатели, которые в любой стране считались бы мастерами первого ряда, чис лятся второстепенными, не выдерживая конкуренции с гигантами — Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым... Поэтому даже Герцен с его* выдающимся даром, талан тливейшие Мамин-Сибиряк, Решетников, Левитов и мно гие другие оказываются в почетном полузабвении. Навер ное, то же самое можно сказать и о композиторах. На пример, о Сергее Никифоровиче Василенко. Ему и повез ло и не повезло быть современником Чайковского, Танее ва, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева... Между тем Василенко ло его к созданию «Маорийс- В 1906 году ком- обладал незаурядным ком позиторским талантом. Он внес особый вклад в ко пилку отечественной му зыки. Ученик Танеева и Ипполитова-Иванова, Ва силенко уже первым сво им крупным сочинением — оперой-кантатой «Ска зание о граде великом Ки теже и тихом озере Свет- лояре*, написанной в 1902 году, заставил заговорить о себе. Большой мастер <щкес- трового колорита, Васи^ ленко в дореволюционный период увлекся сюжетами, требующими виртуозного владения всем арсеналом инструментальных кра сок, написав «Сад смер ти* , «Фантастический вальс», две симфонии. Ув лечение экзотикой приве- ких песен*, позитор начал педагогичес кую деятельность в Московс кой консерватории, профессо ром которой состоял до 1950 года. Сергей Никифорович много выступал и как дири жер в России и за границей. В симфонической и камер ной, в оперной и балетной му зыке он создал интересные, своеобразные произведения, не утратившие и ныне свой ственного им духа молодости. Василенко внес ценный вклад в разработку музыкальной культуры республик Советско го Востока, особенно Узбекис тана и Туркменистана. Заслуги композитора были отмечены присвоением ему по четных званий народного ар тиста Уз ССР (1939), народно го артиста РСФСР (1940) и лауреата Государственной премии СССР (1947 г.). У нас есть право числить Василенко своим земляком, поскольку с нашим краем связаны важнейшие страни цы его творчества. Он неод нократно приезжал в дерев ню Царевка (Долгоруковс кий район Липецкой облас ти), где написал большое ко личество произведений, в том числе Вторую симфонию и «Экзотическую сюиту*. Хочется верить, что эта музыка еще вернется к рос сийским слушателям. Воз можно, на нее обратит вни мание и наш симфонический оркестр. Она того стоит... т тш ш теш ш тти я ОН ■ ■ аря свои рисунки, Щ Щ неизменно писал ^ ЬН р я д о м с автографом ^Сердечно!» И это не случайно. Творчество художника Николая Жукова, действительно, пронизывают искренность, сердечность и доброта. Не зря он так любил и так умел рисовать детей. Замечательный график, член-корреспондент Акаде мии художеств, лауреат Го сударственной премии, на родный художник СССР Николай Николаевич Жу ков (1908-1973) был масте ром удивительной графики. Он родился в Москве, в семье адвоката, однако его детство и юность прошли в Ельце. Здесь он учился в гимназии, потом в школе № 1. Здесь встретился с преподавателем истории и географии А.К. Сапегиным, страстным любителем жи вописи, найдя в нем ро дственную душу. Здесь лег ли на бумагу первые рисун ки Коли Жукова, свиде тельствующие о недюжен- ном даровании. Как профессионал Жу ков начал с книжных ил люстраций и плаката. В 1938 году на конкурс пла ката для «Интуриста» он получил четыре премии из пяти! Совершенно особый опыт дала ему Великая Оте чественная война. Он во евал и рисовал... Как снай перский выстрел, били по врагам его агитационные плакаты. Их нередко накле ивали на щиты орудий и брон 10 танков. Их можно было увидеть на аэродро мах, в землянках, их нахо дили в карманах гимнасте рок погибших бойцов. Луч шие фронтовые плакаты Жукова «Выстоять!* и «Бей насмерть!* были созданы в 1942 году .— в разгар бит вы на Волге. Он бкл кор респондентом фронтовых газет и «Правды*, рисовал всегда и везде — стоя, лежа, днем, ночью, под об стрелом, в окопе, на пере довой... Рисунки той поры — мужественная и точная графическая хроника под вига, свидетельство, остав ленное талантливым оче видцем. В июне 1943 года Н.Н. Жуков возглавил студию военных художников им. М.Б. Грекова. Ею он бес сменно руководил в течение тридцати лет. В 1946 году ему было поручено сделать зарисовки тех, кто предстал перед Международным три буналом в Нюрнберге. Широко известен Н.Н. Жуков и как создатель гра фической Ленинианы. Свы ше полутора тысяч рисун ков на ленинскую тему со здано им. Сегодня как угодно можно относиться к личности Ленина, но рабо ты художника, безусловно, интересны, их нельзя изъ ять из истории нашего ис кусства. ' Главное для Жукова — движение. И не только внешнее. Он неизменно стремился передать тончай шую смену психологичес ких настроений, ему были не интересны статика, па радность, официозность. Вероятно, Н.Н. Жуков — самый издаваемый ху дожник XX века. Репродук ции с его рисунков, литог рафий выдержали множес тво изданий не только в на шей стране, но и за рубе жом. ^ БАТАРЕИ«КАТЮШ» И стория рано или поз дно восстанавливает истину , определяе т подлинную цену подвигов и свершений, хотя порою ожи дать этого приходится очень долго. Лишь в год 50-летия Великой Победы Иван А н дреевич Флеров был посмер тно удостоен звания Героя России. Но в народной памя ти он был героем всегда, этот гвардии капитан, который в июне 1941 года принял ко мандование над первой ба тареей реактивных миноме тов, названных позднее «ка тюшами» (БМ-13). Мальчик из села Двуречки Грязинского района, учащийся липецкой профшколы (ФЗО), где он потом стал мастером произ водственного обучения, Флеров навфняка не предполагал, какая необычная миссия выпадет на его долю в первый год войны. Но он оказался готов к ней. ...14 июля 1941 года раздал ся первый залп «катюш» в рай оне города Орша. Батарея у с пешно действовала и под Рудней, и под Ельней, и под Рославлем, и под Смоленском. За три месяца она нанесла врагу огромный урон. Фашисты прозвали новое оруокие «адской мясорубкой», «бешеной батареей», «черной смертью» и делали все, чтобы батарею унич тожить. Выбрасывались диверси онные группы, распространялись листовки, в которых была обеща на большая награда тем, кто за хватит или уничтожит оружие русских. Но батарея оставалась неуязвимой. Однако в октябре она оказалась в окружении. У деревни Богатырь Смолен ской области в ночь на 7 октяб ря «катюши» попали в засаду. Батарею Ф л ер о в а окружила большая группировка вражеских войск. И тогда гвардии капитан и его товарищи уничтожили всю боевую технику, заранее подго товленную к взрыву. Капитан сам взорвал головную боевую установ|ф. При этом погиб и он сам, и большая часть личного состава. Но враг так и не овла дел секретным оружием. Оставшиеся в живых бойцы вышли к своим , продолжали сражаться с оккупантами. Доро ги войны развели их, они поте ряли друг друга из виду. Пото му-то боевой путь и о б с то я тельства гибели батареи Фле рова не были известны после Победы. И лишь спустя годы справедливость восторжество вала. Посмертно капитан Фле ров в ноябре 1963 года был на гражден орденом Отечественной войны I степени. А затем он стал Героем России. Сегодня в го роде Грязи установлен памят ник «Катюше». Это памятник и нашему бесстрашному земляку, первому командиру легендарной батареи. : ___________________________ 4 : и ПРАВДОЙ Л егкость ю безоглядность, с какой не так давно многие готовы были отречься от всей послеоктябрьской, со ветской истории, сменяются, наконец, серьезными раз думьями о наших взлетах и падениях, трагедиях и побе дах. Становится очевидным, что справедливость в оценках минувшего подразумевает отказ от огульного отрицания и отречения, искреннее стремление всмотреться в лица тех, кто жил, работал и истово верил в идеи эпохи. Среди таких сыновей своего времени был и наш земляк, признанный лидер советской молодежи, один из организаторов моло дежного движения в стране Петр Смородин. Уроженец села Борииское Липецкого района стал генеральным секрета рем Центрального Комитета комсомола. С удьба Смородин а очень Он был комиссаром полка, вхо- характерна для тех лет. Полу нищее деревен ское детство , церковно -приход ская школа, ученичество на фабрике хирур гических инструментов в Пите ре. Не удивительно, что Петр, сызмальства хлебнувший бед ности, воспринял революцион ные идеи как близкие, понят ные. П о сещ а л неле гальны е кружки, выполнял поручения рево лю ц ион ер о в , принимал участие в создании первых яче ек социали стическо го союза рабочей молодежи. Когда в феврале 4 918 года германские войска, перейдя в наступление, приблизились к Петрограду , Петр Смородин ушел добровольцем на фронт. дившего в состав войск героя гражданской войны Яна Ф абри циуса. Удостоился ордена Крас ного Знамени. В бою над Нарвой его контузило. В 1920 г. Смородин — деле гат III съезда комсомола, на ко тором выступал В.И. Ленин с про граммной речью. Вскоре Сморо дин входит в состав Централь ного Комитета комсомола, а в но ябре 1921 г. на IV съезде РКСМ избирается генеральным секре тарем. Именно тогда комсомол берет шефство над Военно-Мор ским Флотом, создает пионерс кую организацию... Дальнейшая биография См о родина — партработа, избрание первым секре тарем одной из районных организации компар т и и 'в Ленинграде. Несколько раз его избирали членом ЦИК СССР . В 1937 году Смородин — первый секретарь Сталин градского обкома партии, где проработал полтора года и был репрессирован. Его имя надо лго было предано забвению. Но несколько лет назад на доме, в селе Боринское, появилась м е мориальная доска, а в област ном центре его именем назва на улица. К огда она появилась но экране, хрупкая, в белом платье и шляпке по моде чеховской эпохи, никто не усомнился в том, что это действительно героиня прославленной повести классика. Роль Анны Сергеевны была сыграна профессионально и вместе с тем трепетно, «на нерве». Трудно было поверить, что ее исполнительница имела за плечами лишь опыт школьной да студенческой самодеятельцрети. Так родилась одна из самых ярких и самобытных актрис современного русского театра Ия Саввина... П о-разному приходят люди в правительст во. Но, может быть, заняв министерское кресло, успешнее многих действу ют те, у кого за плечами не «красный диплом» и стоп ка монографий, не универ ситетская кафедра или сто- личная л а б о р а то р и я , а опыт глубинки, знание, чем и как живут люди в дале- ке от московских коридо ров власти. И закономерно, что че ловек, который энергично и умело руководил сельс ким хозяйством великой державы, прошел завид ную практическую школу в российской провинции, ото был Иван Платонович Во- ловченко. Вот вехи его би ографии до того дня, как он стал министром. 14 3Кург янской семье, учился сперва в сельхозтехникуме, потом в Воро нежском сельхозинституте. Как и большинство мужчин его поколе ния, воевал. А когда затихла кано нада боев, занялся главным делом своей жизни — землей. Агроном Иван Воловченко работал в Сумс кой области, в Курской, Харьков ской. А с 1951 по 1963 год Иван Платонович возглавлял прослав ленный элитно-семеноводческий совхоз «Петровский» Добринско- го района. Это был прекрасный [^ово- дитель. Ему хозяйство обязано многими успехами и всесоюзной славой. За внедрение в совхоз ное производство достижений науки и передовой практики, за получение высоких урожаев се мян сельскохозяйственных куль тур Воловченко был удостоен звания Героя Социалистического ■Труда, других высоких государ ственных наград — двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Он трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Уже будучи министром сель ского хозяйства СССР, Воловчен ко тепло вепбминал о родных кра ях, где довелось е щ послужить Родине, о совхозе «Петровский», которому он столько дал и кото рый столько дал ему как агроно му и руководителю. С СОБАЧКОЙ с д е ся ти лет Ия жила в селе Боринское Липецкой об ласти. Здесь она формирова лась как личность, здесь пере жила все то, что переживаем мы все в детстве, отрочестве, юности. Отсюда с «золотой ме далью» уехала поступать на факультет журналистики МГУ. Да, она не собиралась быть актрисой, хотя страшно увлека лась сценой, в школе участво вала в театральном кружке, в вузе — в студенческом театре. На одном из самодеятельных спектаклей ее и увидел масти тый реж и ссер Иосиф Хейфиц, искавший исполнительницу глав ной роли в фильме «Дама с со бачкой» по Чехову. Так это нача лось... И продолжается до сих пор. Ею сыграно множество ролей в театре и кинематографе. Боль шим психологическим мастерст вом отмечены работы Ии С а в виной в фильмах «Грешница», «Анна К а р е н и н а » , «А сино счастье», «Гараж», телефильме «Открытая книга»... В кинокарти не «Сюжет для небольшого рас сказа» а к тр и са сы гр а л а роль Марии Павловны Чеховой, с е с тры писателя. В М осковском театре им. М о ссо в ет а она прошла п ре красную актерскую школу. На сцене ею созданы очень раз ноплановые образы в пьесах отечественных и зарубежных авторов. Идут годы, меняется репер туар, но по-прежнему Ия Сав вина о стается в ряду самы х ярких, самых обаятельных акт рис нашего времени. На снимке: кадр из фильма «Дама с собач кой». Юная Ия Саввина оказалась достойной парт нершей к тому времени уже популярнейшего Алек сея Баталова. ИЗЕЛЬЦА В ' : Iасилий Васильевич Розанов — один из наиболее бле- кстящих умов России двадцатого века. Его творческое ' наследие, необычное по форме, волнующее по остроте мысли, заставляющее увидеть мир и себя в мире в новом, необычном ракурсе, — можно уподобить шампанскому в новогоднюю ночь. В ушедшем столетии ему довелось жить лишь первые два десятилетия; в годы российской брато убийственной смуты он умер от голода и болезней в 1919 году в Сергиевом Посаде. И почти до конца века имя и тру ды его были под запретом — слишком выбивались они из официально утвержденных границ и рамок. С нашей областью его свя зывают лишь духовные корни. Но такие, без которых не было бы этого российского феноме на Василия Розанова — вели кого философа, писателя, пуб лициста. Фундаментальные основы его уникального взгляда на Ро с сию и русского человека зало жены здесь, на нашей земле, в древнем Ельце. Именно в Ель це открылись ему глубины Пра вославия: «...православным я стал лишь недавно, помолив шись несколько раз в церкви В ве д ен и я , п о з н а к о м и вш и с ь с дьяконицей Р>удневой, внучкой Ин нокентия Таврического» Да, в Ельце он прожил немно го — с 1887 по 1891 год. Но уезд ный город успел умудрить его. Тут узрел он достоинство собствен ного бытия, тут «родился» он как гениальный ере си а р х мы сли и духа. З десь переосмыслены им идеи и труды великих современ ников — Достоевского и Леонть ева. Здесь начата работа «Место христианства в истории», легшая в основу последующих фундамен тальных его трудов о Боге и Вере. В Ельце, поработав учителем мужской гимназии, он подверг резкой критике все российское образование, а затем и создал свою удиви тельную с и с т е м у «русской школы». Зам еча тельно , что уже в наши, та кие д р ам а ти ч е с к и е годы, его идеи подхвачены и успешно развиваются творчес ким коллективом ученых и пре подавателей Елецкого государ ственного педагогического уни верситета. И еще одно немаловажное обстоятельство: именно благо даря Розанову липецкая земля подарила русской литературе еще одно великое имя — Миха ила Пришвина, который прямо называл его своим учителем. Василий Розанов принадле жит Вечности, веку и нашей, щедрой на таланты, липецкой земле. лтшт: ДИРЕКТОР Н емногих руководите лей , ор гани за торов производства вспоми нают так, как этого чело века. Когда Василия Яков левича Клименкова назы вают легендарным дирек тором, то это не дань штам пу и уж точно не натяжка. Свыше 50 лет, отданные Клименковым производст ву, были высоко оценены, о чем свидетельствуют три о р д е н а Л ен ин а , ор ден Красной Звезды и пять ме далей. Однако главное — не эти награды, а то, каким он остался в памяти людей, че ловек, возглавлявший Ли пецкий тракторный завод. ...«Заслуженная честь» — так назвали в 1933 году журналисты газеты «Бежицкий рабочий» статью о молодом инженере Ва силии Клименкове. С городом Бе- жица Брянской области, где он родился и вырос, связано начало его трудовой карьеры. Рано ли шившись родителей, он в пятнад цать лет пост^ил на завод «Крас ный профинтерн». Начинал рас сыльным, чернорабочим. Но на стал день, когда он стал директо ром. В годы Великой Отечествен ной Василий Яковлевич внес свой достойный вклад в Победу как ру ководитель ряда оборонных пред приятий. После войны Клименков занимался развитием отечествен ного тракторостроения. С 1950 года Василии Яковлевич — дирек тор ЛТЗ. Благодаря его богатей шему опыту и душевной энергии преобразились и сам завод, и за водской поселок. При Клименко ве, благодаря Клименкову пред приятие приобрело тот статус и авторитет в промышленности, ко торый сегодня предстоит заво евывать вновь... I С приходом нового директо ра улучшилась и жизнь людей. Были построены прекрасный Дворец культуры, больница (в то время — лучшая в области), дет сады и ясли, жилье. Облик этого талантливого, честного и неутомимого лидера надолго запечатлелся в памяти его земляков. С ним связано не толь ко наше прошлое, но и настоя щее, да и будущее, потому что он был человеком, смотрящим дале ко вперед. Будем думать и верить, что в современной производственной элите появятся люди, способные унаследовать его качества, его бескорыстие, достоинство, пред анность, люди, для которых слова «служение Отечеству» будут не привычной риторикой «по слу чаю», а сутью и смыслом жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz