Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
13 января 2001 г., № 8 (21386) ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛАДЛЯВЛЮБЛЕННЫХ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ГОВОРИТЬ НА АНГЛИЙСКОМ ИЛИ НЕМЕЦКОМ я принципиально нико гда не брало сь писать о комм ерческих образовательны х у чр еж д ениях . Всякий р о з во зникал внут р е н н и й протест: быть м ож е т , это зам е ч а тельны й ву з , прекра сная ш к ол а , но сто ит ли их п р оп аганди р ова ть , если о б у ч е ние там зависит в первую оч еред ь от тол щ ины р о д и т ел ь с к о го к ош е л ь к а и под силу лиш ь и збранны м ? О д н а к о на сей р а з д а простится м н е отступление от при- ■ цип ов . Ч и та тел ь , н а д ею сь , п о йм е т , с ем это связано . Ф орм а л ьны м повод ом для встречи с д и р ек то р ом И О Н К «Опти мум» А л е к с а н д р о м БАБИНЫ М послуж и л о десятилетие этого негосударственно го обра зова тел ьно го учреж д ения , в к о т о р о м преподаю тся иностранны е языки . Но говорили мы с А л е к с а н д р ом Бори со вичем не столько о ю бил ее , сколько о п р о б л е м а х изучения иностранны х язы ков . —Мы с самого начала пос тавили перед собой цель: наше учреждение не долж но стать элитарным. Сами понимаете, что связано это прежде всего с оплатой. Кто спорит: было бы идеально, если бы школа и вузы дава ли человеку возможность бес платно овладеть иностран ным языком так, чтобы хотя бы свободно разговаривать. Но такого в большинстве слу- ^ « а е в нет. Мы прекрасно зна- для этого неизбежно при- ^^одится нанимать репетито ров. Знаем и сколько это сто ит. И вот тут уже можно од нозначно сказать: это мало кому по карману. А потреб ность в овладении иностран ными языками очень велика. Неважно, какую ты выбрал специальность: всем требует ся переводить иностранные статьи, искать необходимую информацию в Интернете, где она, в основном, на ан глийском. Да просто, если выпадает шанс поехать за рубеж, мало радости выгля деть там полным идиотом, который вынужден на паль цах объяснять, чего он хочет. — «ЛГ» уже не раз писа ла о недостаточно высоком уровне преподавания в шко лах тех или иных предметов и о связанном с этим репе титорством. Но ведь и «Оп тимум» является частной школой идает платное обра зование... — Если есть потребность получить дополнительное об разование, должна быть и такая возможность. А мы даем возможность вполне ре альную. Вот 400-500 рублей в месяц репетитору — это уже элитарное образование, по крайней мере, для наше го города. А у нас плата за начальную ступень, то есть до пятого класса, — 180 руб лей в месяц. В детских садах, с которыми у нас заключен контракт, родители платят и того меньше — 80 рублей. Есть ведь и еще одна пробле ма с репетиторами: сегодня очень многие люди, прилич но владеющие иностранным языком, берутся заниматься с детьми. Но это же мало — самому знать язык. Надо к тому же и владеть методи кой. А у нас работают педа гоги, получившие прекрас ное знание не только языков, но и методики. Кто-то специ ализируется на работе с ма лышами, кто-то — со стар шеклассниками. Более того: мы не берем плату за весь срок обучения. Родители пла тят каждый месяц, следят за успехами своих детей и мо гут в любой момент от нас уйти. Но такого практичес ки не бывает. Кстати: мы бы с радостью ввели льготы для многодетных семей. Мы даже пытались это сделать. Одна ко с нашим налоговым зако нодательством подобное про сто невозможно: нам тут же сказали, что это наша «упу щенная прибыль», и за каж дого льготника мы заплати ли налог, что называется, по полной. К сожалению, в та ком государстве, как наше, очень трудно заниматься бла готворительностью. — Вы принимаете абсо лютно всех? — Да, но после обязатель ного предварительного тести рования. Именно оно позволя ет определить, в какую груп пу, на какую ступень обуче ния может пойти ребенок. Родители в большинстве слу чаев не могут реально оценить степень его подготовленнос ти: «Да у него в школе одни пятерки, — говорят, — вы его посадите в группу постарше». А начинаем проверять — дай Бог, чтобы он в своей группе потянул. Причем тестирова ние проводится регулярно и во время учебы. —Александр Борисович, ну, а чем вы все-таки може те объяснить довольно ни зкий уровень преподавания иностранных языков вшко лах? — Это очень сложная и многогранная проблема. У нас занимаются дети как из обычных, так и из «элитар ных» школ — гимназий, ли цеев. Кому-то надо тройку ис править на четверку, а кому- то и школьной пятерки мало. Конечно, начинать надо с за рплаты учителей. Талантли вая молодежь в большинстве случаев работать в школы не идет. У тех же, кто препо дает, срабатывает, судя по всему, принцип: «Да чтобы я за такие гроши еще какие- то новые методики изучал? Есть наработанный курс — по нему и буду заниматься». Но сегодня уже нельзя изу чать иностранный язык по старинке, как десять лет на зад. Я просматривал различ ные «заочные курсы обуче ния», которые сегодня рек ламируются. Вот вам фраза из такого курса: «Это шкаф, у него есть двери». Скажи те, когда в реальной жизни вы используете подобную фразу? Да она вам просто не понадобится! Разве малень кий ребенок сначала изуча ет алфавит и правила, а по том уже учится говорить? Все наоборот. Вот и наши методики основаны прежде всего на реальном общении, которое есть в жизни. Но вот вам парадокс: эти уни кальные липецкие методики пользуются огромным успе хом по всей России, и толь ко «на родине» в школах от них отмахиваются. Почему? Вопрос не к нам. Нельзя уп рекать школьных учителей, которые стараются взять нагрузку на полторы, а то и две ставки. От этого зависит их заработок. Между тем одна ставка — это фактичес ки физиологическая норма, позволяющая учителю не выматываться до потери со знания, чтобы у него оста валось время на себя, на семью, на профессиональ ный рост. А о чем можно го ворить при непосильных на грузках? —Выходит, все упирает ся в эффективную или неэф фективнуюметодику? — Не только. Не забывай те про роль учителя. Я бы сказал так: дети должны быть влюблены в педагога. И получать удовольствие от за нятий. Только тогда они бу дут работать на уроках с пол ной отдачей, только тогда будет хороший результат. Да и не только у детей, но и у взрослых. Мы же и взрослых обучаем, но уже по другой программе, скажем — «Ан глийский для выживания». Чаще всего это люди, кото рым предстоит поехать за рубеж... Так вот, я о педаго гах. В «Оптимуме» подобрал ся коллектив людей, влюб ленных в свою профессию. И они умеют передать эту лю бовь ученикам. У нас ежегод но устраиваются театрализо ванные новогодние праздни ки для детей, естественно, на иностранном языке. А для этого надо сочинить сцена рий, придумать каждому роль. В общем, повторюсь: нужно совсем немного — что бы ребенок полюбил учителя и полюбил предмет. И тогда у него все начнет получать ся. — Да, нужна самая ма лость. Только почему-то ее всегда и не хватает. Скажи те, а в связи с нашей непро стой экономической ситуа цией вам не придется под нять плату за обучение? — Именно в связи с тя желой экономической ситуа цией мы и не можем ее резко поднимать. Тогда учеба у нас станет недоступна для боль шинства, уйдет основная мас са учеников, это повлечет за собой и сокращение препо давателей. Конечно мы не мо жем этого допустить. Как я уже говорил, мы не элитар ное учебное заведение. И главным нашим достижени ем я считаю тот факт, что «Оптимум» существует в Липецке уже десять лет. И что количество учащихся у нас не снижается, а растет из года в год. Беседовала Елена БРЕДИС. Помни те , к а к в 1995 году ш и р о к о отмечался вековой юбилей с м ом ен та первого экр анно го п оказа б ра тьев Лю м ьер и как м но го печали изливалось по п овод у тогдаш него состояния отечественно го кин ем ато граф а? И зм енилось ли что- н и б у д ь на сегодняшний д е н ь , п о -п р еж н ем у ли Голливуд являет собой о б р а з е ц неп обиваем о го и н еп р обива ем о го кином он стра? К счастью , подвиж ки к л учш ем у сейчас налицо и за о к е а н ск а я продукция на россий ских просторах уж е не им еет столь н е п р е р е к а ем о м ощ ны е п о зиции , но . . . Но, несмотря на то, что у нас ныне есть возможность видеть заметно больше рос сийских, европейских, азиат ских лент, «империя Г.» все же еще очень и очень силь на. По масштабности, бюд жетности проектов Голливуд априорно не догнать никому. Только вот что, в итоге, по лучается. Обратимся к мне нию одного из критиков, об народованному в последнем номере авторитетного между народного журнала о кино «Премьер». В нем не оправ давшими изначальные ожи-' Дания названы фильмы «Иде альный шторм» с Джорджем Клуни, «Пляж» с Ди Каприо, «Лучший друг» с Мадонной, «Невидимка» Пола Верхуве- на, «Жанна д'Арк» сМиллой Йовович. Не слабо, да? — Но умалять новейших за слуг киноиндустрии США, само собой, не стоит. Взгля нем на текущий репертуар ШЕРИ 1 [ ОЧЕНЬ СИЛЬНА видеопрокатных пунктов Ли пецка. Там, наряду с массой, мягко говоря, среднего по шиба комедий, триллеров, ужастиков и т.д., есть и до стойные самого благодарно го зрительского внимания. Например, «На исходе дня» с потрясающим Энтони Хоп кинсом. «Американский пси хопат» с Кристианом Бэйлом (играющего, на раздвоении личности, крупного бизнесме на и маньяка-убийцу). Здесь жанр «хоррора», триллера доводится практически до крайней черты и оборачива ется удивительным финалом, «по-буржуазному» перечер кивающим все предыдущие страшные события. «Две жизни» с Деми Мур — увлекательный психологи ческий «кроссворд», в кото ром требуется отгадать, где же явь и где сон, где нынеш няя жизнь героини и где к ее, жизни, прелюдия. Пере чень хороших новых голли вудских лент можно продол жать и продолжать. Но не менее (лично для меня так более заметно) хороша виде осерия «Пять звезд» фирмы «Пирамида», где выходят «полуэлитарные» неамери канские фильмы. Допустим, «Табу» японца Нагиси Сей мы («Империя чувств», «Им перия страсти» и Т .Д . ) , аске тичный по форме, да и по со держанию, рассказ о неус тавных — не путать с «дедов щиной» — отношениях в са мурайской среде. Не уступа ет «Пяти звездам» серия «Арт-хауз-линия» (фирма «Партнервидеофильм»), уже выпустившая один из про шлогодних шедевров «Тан цующая в темноте» датчани на Ларса фон Триера с Бьерк и Катрин Денев. А что же, наконец, отечес твенное кино? К сожалению, не располагаю здесь хотя бы относительно полной карти ной; не удалось до сих пор посмотреть ни «Луной был полон сад» Виталия Мельни кова, ни «Свадьбу» Павла Лунгина, ни «Дневник его жены» Алексея Учителя с Андреем Смирновым в роли Бунина, ни «Москву» Алек сандра Зельдовича. Зато уда лось — «Лунного папу», коп- родукцию, на которую сту дии нескольких стран дали деньги таджику Бахтиеру Худойназарову, живущему в Германии. «Лунный папа» — постсоветский вариант «бал канского барокко», ярким представителем коего явля ется Эмир Кустурица. И вот такой интернациональный «коктейль» получил нашу Национальную премию «Зо лотой Овен» в качестве луч шего фильма года, да и рабо та режиссера стала для него победной. Теперь — о лентах, доста точно, так сказать, рядовых. Признаться , разочаровал «коктейль» с ингредиентами разных времен и народов в «Алхимиках» плодовитого масскультщика Дмитрия Ас- трахана. Здесь Илья Олейни ков и Юрий Стоянов всего лишь отыгрывают свои ТВ- гэги. «Брат-2» Алексея Ба лабанова отдельные кинокри тики посчитали похуже, по искусственнее по сравнению с «Братом-1». Но в любом случае названный сиквел смотрится с интересом; к тому же здесь «экспансия» героя Сергея Бодрова-млад- шего докатывается аж до Америки. С недоумением восприня- лась мною первая половина «Зависти богов» оскароносца Владимира Меньшова. Дей ствие фильма разворачивает ся в Москве начала 80-х го дов. Банальна фабула; фран цузский журналист Андре (Анатолий Лобоцкий) упорно и безуспешно домогается любви целомудренно-замуж ней сотрудницы ТВ Сони (ко нечно же, Вера Алентова). Банальны, мнимосмелы диа логи и ситуации, аналогич ные ханжеству советской власти. Ею отечественные персонажи недовольны, на что француз парирует: «Зато вы живете не ради денег». Однако в конце концов Соня отвечает на чувства Андре, и все мы, люди-человеки-зри- тели, не можем эмоциональ но не откликнуться на взаим- Огромную гранитную голову весом в тонну, пропавшую свыше века назад, обна ружили латвийские археологи при раскоп ках во дворике знаменитого Домского со бора. В середине девятнадцатого века это изваяние нашли в поле и привезли рижско му мастеру, который делал надгробия. Но камнетес не стал портить чужое творение и сдал его в музей. Возможно, сработало и шестое чувство — по одной из версий, это голова идола древних ливов, первых по селенцев на этой территории, а возраст скульптуры может составлять пять-шесть веков. Однако сведения о монументе через несколько лет после сдачи в музей исчез ли. Голову сочли утерянной. Почему ее спря тали в земле, остается для археологов за гадкой. Они надеются, что многое могут про яснить документы Домского собора, выве зенные немцами в 1939 году и хранящиеся в германском городе Мар^рге. Так что ис тория загадочной головы будет иметь про должение. ТРУДОГОЛИКИ ЖИВУТ ДОЛЬШЕ Много работающие граждане, про водящие свое время в активном труде, реже подвержены сердечным приступам и в це лом здоровее тех, кто любит полежать и предаться неге. Таковы данные исследова ния, проведенного в Канаде. Ученые установили, что те, кто махнул рукой на свои мечты и живет без ярко очер ченных целей, скорее всего умрут прехеде- временно , чем те , которые поглощены своей работой, стремясь всеми путями до стичь намеченных рубежей. КОМУ - ПРАЗДНИК, КОМУ - хлопоты ныи, неодолимый порыв ге роев. Сразу два фильма выпус тил Эльдар Рязанов. И сколь же они не похожи друг на друга! «Старые клячи», где столько наворочено в псевдо- модном киноключе (вроде эпизода с машиной в реке), порой носят какой-то исте ричный оттенок. Зато «Тихие омуты» — в лучшем смысле типичная рязановская любо вно-житейская фантазия — и веселая, и сердечная, и пе чальная — на темы самого что ни на есть сегодняшнего дня. Подводя итоги этого раз говора, неизбежно следует подчеркнуть:видео сегодня с огромным отрывом лидирует в «споре» с кинозалами. Лишь «Зависть богов» я рис кнул отправиться смотреть в «Октябрь» (а вдруг сеанс от менят за неприходом зрите лей?). В малый зал «Октяб ря» — с системой долби-сур- раунд — ходить особой охо ты нет. Там через месяц -ну, возможно, через полмесяца — повторяется то, что посту пает на видеокассетах и, по верьте, с «картинкой» очень приличного качества. В об щем, ситуация с кинотеатра ми — на один долби-сурра- унд обнадеживающе, нежели в 9 5 -О М . При открытии раз влекательного комплекса «Торнадо» его руководство заверяло прессу: погодите, вскоре малый зал станет мес том суперкинопоказов. Ког да вскоре? Пока неизвестно. К 110-летию мирового кино? Но раз за последние пять с небольшим лет возможности смотреть фильмы хорошие и разные (пусть даже только дома) увеличились, остается уповать, что положение дел на видеорынке впредь хотя бы не окажется хуже пре жнего. Константик КЛЮТКИН. ЗАГАДОЧНАЯ ГОЛОВА С 1 о 'Т ' Предпраздничная суета порой не до водит до добра. Вот и директору бюро по хоронных услуг Франциско Лопезу не по везло — он перепутал двум ушедшим в мир иной гробы и потерял одного покойного. Правда, все в итоге закончилось хоро шо, справедливость была восстановлена, кахедое тело обрело свое законное «жили ще», а «пропавшее» тело, оказывается, по ложили в морге в другое место. Но 65-лет- ний испанский представитель ритуальной службы переживает до сих пор. «Я работаю здесь 42 года, и со мной ни разу такого не случалось, — сетует он. — А это портит мою репутацию, которую я создавал тяжелым трудом долгие годы». ВЕС ПОПУТАЛ Не только за еду предъявил счет ту ристке из Бельгии Жанне ван Уик владелец ресторана для гурманов из Осаки. Дама после обеда зашла в туалет и раздавила унитаз. Дело в том, что вес посетительницы пре вышал 120 килограммов, а сантехническое оборудование японского ресторана ну ни как не было рассчитано на такую нагрузку. Вот и получилось, что туристка оказалась на полчаса заклиненной на сиденье среди обломков фаянса и брызг воды. Это приве ло мадам к глубокой душевной травме, и она собирается подать встречный иск. ПЛАНЫ СМЕЛЬЧАКА 'Т ' Лавры Дэвида Копперфильда будо ражат головы многих, в том числе и швей царца Жозе Буагейна. Он хочет удивить пуб лику акробатическим прыжком с самоле та. Жозе собирается проделать это привя занным к закрытому на замок сейфу, внут ри которого будет лежать его парашют. Трюк предполагает, что сорви-голова во время свободного падения откроет сейф, достанет парашют, наденет его на себя, освободится от сейфа и приземлится. По его словам, это просто. Не правда- ли? ПРЕДВЕСТНИК БУРИ «Цветком смерти» прозвали жители Явы примулу имериалис . Она растет на Земле лишь в одном месте — на высоте 10.000 футов на вершине вулкана. Как толь ко этот цветок появляется — начинается из вержение вулкана. МЕСТЬ ФУРИИ Поплатился за свой чересчур длин ный язык 37-летний Андрей К. из Тюмени. Везде и всем он рассказывал выдуманные истории, сколько женщин он имел и каких. Двум знакомым между собой дамам эти истории вылились в семейные скандалы. Их мужья не поверили, что ничего общего с этим человеком они не имеют. И тогда жен щины придумали свой способ мести. Андрея заманили в компанию из пяти дам, подпоили, как бы шутя, надели наруч ники и связали ноги. Потом предложили для начала попросить у кахедой из них проще ние, даже у тех, кого до этого он никогда не видел. Андрей отказался. Тогда его вы тащили на балкон и пригрозили, что если он не сделает того, что от него хотят, то его выбросят с шестого этажа. Для нагляд ности подержали мужичка над землей. Фи нал: Андрей сделал все, что ему приказы вали; а уж фантазия разъяренных женщин не знает границ. КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ Новый экспонат поступил в краеведчес кий музей Петрищевской сельской школы в Смоленской области — бронзовый ключ от дома дворян Потемкиных, когда-то стояв шего в деревне Чижево. Ключ недавно об наружил на подворье усадьбы учитель этой школы Валерий Желудов — организатор му зея, в котором много архивных документов, связанных с именем легендарного князя Тав рического, предметов усадебной культуры Потемкиных. (ЭКСТРА-ПРЕСС) ТРАДИЦИЯ старый новыйгод СОБЫ ТИЕ ПРАЗДНИК«НЕПТУНА» Н ет , грозного повелителя м о р е й и р ек с тр е з убц ем и б о р о д о й не было , в в о д у нико го не кидали . Тем не м е н е е , п р аздни к е приподня тым на стр оением с п ож ел ан и ям и , радостью от сделанно го — получился . П о з а в ч е р а , после р ек он с тр укц ии , вновь открывали плавательный бассейн Д в о р ц а спорта новолипчан «Нептун». А в тор этих строк туд а не р а з приходил и р а н ьш е , н о «меда не пил» в том смысле , что кр ом е сам о го ба ссейн а , ничто не оставляло никакого о с о б о го удовольствия . Т ак , по с а м о м у во зм ож н ом у м и н им ум у . Теперь же представите- ди прессы,, приглашенные на открытие заранее, до при езда официальных лиц, спо койно ходили «вокруг да около» водных дорожек и прежний «Нептун» не узна вали. Заместитель генераль ного директора АО «НЛМК» Евгений Матюш, выступив ший в качестве экскурсово да, показывая чистые, свет лые, преображенные помеще ния, объяснял; «Вот эти ком пактные индивидуальные шкафчики в раздевалках были заказаны нами в Моск ве. А вот эти стильные сушу- ары привезены из Италии. Далее — везде, по сути, то же самое, вызывавшее ощущение комфортности. Ос троумно, большей частью «утопленные» в кафеле ду шевые установки. Уютные комнаты для тренеров, мас сажа, кабинеты, предназна ченные для косметических процедур, шейпинга, соля рия, так называемого сухого купания. Основные же затра ты пришлись, оказывается, не на радующий глаз интерь ер, а на «невидимые миру сле зы», то есть на вызывающие особую озабоченность, трево гу системы вентиляции и ка нализации. Дворец спорта сохранял ся до сих пор в прежнем со стоянии и, что называется, ветшал, ведь с момента его открытия прошло уже двад цать с лишним лет. И начав шаяся реконструкция бас сейна лишь первый этап капремонта «Нептуна». Ли пецк — не в тропиках, не у Черного моря, и руководст во НЛМК пошло навстречу желанию людей поскорее поплавать. Оставшиеся ра боты по видоизменению Дворца спорта таковому же ланию не будут нисколько мешать. После журналистской экскурсии подоспели мэр города А. Коробейников, председатель горсовета М. Булевский и главный физ культурник области В. Де ментьев. Они говорили бо лее чем приличествующие данному приятному случаю слова, основной смысл ко торых сводился и к заботе о здоровье горожан, особен но детей, и о взлете на но вом витке липецкой школы плавания... Константин ВАСИЛЬЕВ. В ночь с 31 декабря на 1 января насту пил Новый год, новый век и новое тысяче летие. Правда, настоящий наш отечествен ный Новый год наступает 13-го января. Это столь любимый всеми нами старый Новый год, который долгое время был тою своеобразной фигой в кармане, что с болы шим удовольствием носил почти всякий не особенно сознательный советский че ловек. Ведь для приближения к цивили зованной Европе в 1918 году большевики ’ изъяли из жизни наших дедушек и бабу шек аж целых 13 дней. Русская Православная церковь продол жает считать датой церковного новолетия- 1 сентября, но и старый Новый год не ос тается в храмах без внимания. Возле ал таря появляется наряженная новогодняя елка. По слабости своей в день государ ственного Нового года почти все мы нару шаем Рождественский пост, ведь настоя щие праздники приходят лишь после дня Рождества Христова. В память выдающегося деятеля церк ви святителя Василия Великого, архиепис; копа Кесарии Каппадокийской, канун ста рого Нового года носит название Васильев вечер или Васильева Коляда. В храме в канун праздника служат Литургию, напи санную святителем. В России, хотя и глубоко чтили память святителя Василия, располагая его в свят ках сразу после Николая Угодника, пок ровительствовать ему оставили только сви ней, которые считались существами нечис тыми, да еще фабричные работы. Так и звали бедного Василия — свинятник. Киш ка свиная — еда не худая. Одна честь свинье — помои. Сыта свинья — все жрет, богат мужик, а все копит. Второе назва ние праздника — Маланья, в честь препо добной Мелании Римляныни. Маланья ста ла нашей неофициальной богиней изоби лия и больших приготовлений, разумеет ся, съестных прежде всего. Не случайно второе название праздника — Маланьины именины. Щедруха, Жирная кутья и иные названия этого дня напоминают о старин ном поверий, согласно которому чем весе лее и сытнее встретишь новогодний вечер, тем веселее пройдет и весь год. Обильная еда в этот день служила верным призна ком того, что она не переведется на столе в продолжение всего предстоящего года. Еды как на Маланьины именины. Навари ли, ровно на Маланьину свадьбу. Деловая Маланья и к обедне с прялкой пришла. Знай попа, Маланья, носи чаще подаянья. Маланьины сборы. Наряжается, что Ма ланья на свадьбу. Охала Маланья, что уехал Ананья, охал и дед, что денег нет. Свинку да боровка для Васильева ве черка. Самой вкусной едой в этот вечер считалась каша со свиной требухой. На Василия великого свиную голову на стол. Лакомый кусочек скорее в роточек. Семей ство кушает, а стол говорит. Загадка про свинью с поросятами . Не смотри свинье в рожу, лучше корми ее рожью. Не было у бабы забот, купила себе баба порося. Непременно полагается наблюдать за погодой. На Васильев вечер ночь звездис та — к урожаю ягод, а коли звезд не бу дет, не будет и ягод, даже садовой клуб ники. Небо звездисто — год ягодистый, хлебный. Ясная звездная ночь под новый год — люди здоровыми будут, особенно если новый год по старому стилю. Ветер с юга — год будет жарким и благополуч ным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов. Если звезды к утру померкнут, то горох не дозреет благополучно, вполне вероят ны ранние заморозки. День же пребывает ровно на куриный скок или шаг — на 40 минут. И еще о погоде. Туман тоже слу жит предвестником богатого урожая. Вьюга на Васильев вечер — жди урожая орехов. Погода этого дня укажет погоду всех оставшихся дней месяца. Прежние новогодние традиции этого дня теперь благополучно перенеслись в но вогоднее празднество 31 декабря, но кто, спрашивается, мешает соблюдать их в году дважды? "Глобус". Н ЕОЖ И Д АН НЫ Й Р А К У Р С - 1 в самом деле, что порой так смешит бра,тьев наших меньших? Не мы ли, возомнившие себя венцом творенья? Во всяком случае, если вдуматься, жизнь животных .чище, благородней, естественней. Они не знают, что такое рынок, капи тал, нажива любой ценой, когда эта цена, зачастую, оборачивает ся нищетой и безысходностью ближних. В природе нет законов, подобных человеческим: «Человек че ловеку — волк!» Есть неукоснительное правило общежития для 'зверей и п тйщ , — «Ворон ворону глаз не выклюет!» И они следуют ему неуклон-^ но... Не потому ли братьям нашим бывает столь смешно? Над нами... , , ^ ■ - 1 1 В Д - Текст Владимира ПЕТРОВА,' а подглядел забавную сценку фотообъектив г _________________ _______Ольги БЕЛЯКОВОЙ.-?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz