Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

3 а п р е л я 2001 г., № 6 3 (21441) РЕКО ЛИУСШЕШЬ НАТРОЯНСКОМКОНЕ? (Окончание. Начало на 1-стр.) — Простите за повторе­ ние: какое же все-таки отно­ шение имеет изучение ино­ странного языка к возрожде­ нию национальной культу­ ры? — Так ведь все взаимо­ связано! Вчитайтесь, с чего начинается вышеупомяну­ тый текст. Во главу угла ста­ вится-«функциональная гра­ мотность». Знаете, когда ис­ пользовался этот термин? В 20-30-х годах начала про­ шлого века. Когда советская власть поставила задачу: лик­ видировать безграмотность. Ну, чтобы могли расписать­ ся вместо того, чтобы ставить крестик, чтобы были элемен­ тарные зачатки грамотности. ^-На том этапе, в тех условиях это было целесообразно. Речь могла идти об обучении, но не об образовании, посколь­ ку образование прежде все­ го предполагает передачу культуры. А сегодня, при изучении иностранных язы­ ков, нам предлагают то же самое — то есть откат назад. Главная цель, упомянутая в этом документе, — это «со­ циальная мобильность». — Пардон, но, к а к гово­ рил сатирик Семен Альтов, переведите с идиотского на русский... — Иными словами-, вы должны уметь спросить, как найти такой-то отель, сколь­ ко стоит данная вещь, как пройти в туалет. Речь не идет о равноправном общении, о диалоге представителей раз­ ных культур. Вас низводят до уровня той обезьяны, ко­ торая должна точно знать, какую ей кнопку нажать, что­ бы получить банан. Не боль­ ше. Фактически нам изо всех сил навязывается чисто аме­ риканский прагматизм. За­ чем нам обсуждать какие-то проблемы с иностранцами? Важно суметь понять, где можно покушать, а где ку­ пить нужные шмотки. Вот и все. В этом же документе предлагается принять за оп­ ределенный стандарт Поро­ говый уровень Совета Евро­ пы. И ведь никто не уточня­ ет, что этот уровень предус­ мотрен прежде всего для сла­ боразвитых стран. — А какому-то из инос­ транных языков отдается предпочтение? — Естествённ'б7 ‘айгл’йй- скому. Причем это объясня­ ется тем, что английский язык становится междуна­ родным средством общения, и тем, что родители и учени­ ки все чаще выбирают его в качестве основного. И вот на основании этого предписыва­ ется сделать английский язык в школах главным, пер­ вым и обязательным ино­ странным языком. Но ведь образование, я уже напоми­ нал, — это прежде всего пе­ редача культуры. Скажете, что английская или американ­ ская культуры дали миру больше, чем немецкая или французская? Назовите мне американских философов, композиторов... Почему та­ кая дискриминация других культур? Да потому, что се­ годня мы принимаем все тот же принцип панамериканиз­ ма. Хотя сами американцы гораздо дальновиднее. Они в своих лабораториях лет за десять сумели просчитать, что к такому-то году Китай выйдет на передовые рубе­ жи. И срочно начали внед­ рять изучение китайского языка, китайской культуры. Потому что ни одна уважаю­ щая себя фирма не станет пользоваться услугами пере­ водчика — это весьма услож­ няет решение многих вопро­ сов. А попробуйте где-нибудь на улицах Парижа или Бер­ лина заговорить на английс­ ком языке. Чаще всего в от­ вет вам просто пожмут пле­ чами. Во Франции вообще создана специальная комис­ сия, которая следит за ис­ пользованием иностранных слов во французском языке. Там никто не станет называть магазин "«супермаркетом» 'или «шопом». Так что нам явно навязывается безудер­ жная американизация. — Но вернемся к тем учебникам, которые пред­ полагается вводить в россий­ ских школах... — Это особенно интерес­ ный вопрос. В данной «бума­ ге» выдвигается несколько предложений, а точнее — условий. Прежде всего, учеб­ ники должны писаться в со­ авторстве с зарубежными коллегами. Понимаете, речь идет не о консультантах, а о соавторах. В чем разница? Да в том, что консультант не может и не должен «влезать» в содержание материала, он консультирует только по язы­ ку. А вот соавтор уже дикту­ ет, о чем и как писать. И я знаю массу таких учебников, где информация о России либо замалчивается, либо ис­ кажается. Где есть карточки типа «Праздник в русской семье», на которой нарисова­ на толстая женщина, ставя­ щая на стол кастрюлю дымя­ щегося борща. У тех же, кто сидит за столом, просто де­ бильные лица. В одном из учебников немецкого языка есть просто кощунственные высказывания о Волгограде. Кстати, некоторые наши кон­ фликты с подобными кон- сультантами-соавторами воз­ никали именно из-за того, что они пытались .влиять на со­ держание учебников. А в ско­ ром времени такое влияние может стать нормой. Тем бо­ лее, что подготовка «новых авторских коллективов» бу­ дет проводиться «силами за­ рубежных специалистов и ве­ дущих издательств». В том же, с позволения сказать, до­ кументе предполагается «эк- "спертная проверка» учебни­ ков. К'го же эксперты? Совет Европы, Британский совет, АСПРЯЛ, другие зарубеж­ ные организации. И я знаю наших чиновников, которые в них работают и получают зарплату в твердой валюте. Так какие учебники будут проходить? Британские или российские? Думаю, ответ известен. Тем более, что в этой же бумаге предусмотре­ ны зарубежные стажировки для наших авторов. Факти­ чески это означает полное уничтожение российской ав­ торской школы. — Ну, а если объективно и реально: наша школа луч­ ше? — Я бы мог просто вам сказать, что все четыре учеб­ ника английского языка для 10-11 классов, созданные в нашем центре, в 2000 году были признаны лучшими в Европе. Мог бы перечислить другие, завоеванные нашим Центром регалии. А знаете, что предлагается в этом до­ кументе? Это уч ебники , предназначенные для любых стран: хоть для Конго, хоть для Казахстана, хоть для арабов. Без малейшего уче­ та особенностей националь­ ной культуры, психологии, менталитета. Как говорится в рекламе — вливайся. В од­ ном из учебников в разделе «Космос» даже нет упомина­ ния имени Юрия Гагарина. И нам это предлагают в качес­ тве образца и стандарта! — Но стоит ли та к зара­ нее пугаться? В конце кон­ цов, сегодня признана вари­ ативность программ. А раз так , то за педагогами оста­ ется право выбора... — Вы недооцениваете про­ тивника. В том же докумен­ те идет речь об общенацио­ нальном экзамене по англий­ скому языку. А кто предос­ тавит тесты? Все тот же Бри­ танский совет. А под эти тес­ ты нужны соответствующие учебники — отнюдь не рос­ сийских авторов. И вот педа­ гог, может быть, даже со сле­ зами, выберет эти учебники, а родители их купят за лю­ бые деньги. Кроме того, я уже слышал от некоторых учителей: «Если я не буду пользоваться учебником этих авторов, меня не по­ шлют на стажировку за ру­ беж». Вам все ясно? О какой вариативности может идти речь? Не говоря уже о том, что такой общенациональный ■■экзамен-открывает колос­ сальный простор для взяток. — Но я предвижу Возра­ жения типа: «Владеть ино­ странным языком, конечно. важно . Но это отнюдь не главный фактор в нашем национальном возрожде­ нии». — В данном случае про­ граммы по изучению ино­ странных языков — своего рода Троянский конь. Поче­ му такой упор на иностран­ ные языки? Бытовой пример: границу переходят там, где она менее всего охраняется. Потихоньку, полегоньку нам будут навязывать свое виде­ ние мира, свои ценности. Это ведь уже стало происходить на уроках и истории, и граж­ дановедения, и литературы. Мы должны понять, что иностранные языки — от­ нюдь не безобидная и не без­ опасная сфера. К ней нельзя относиться беспечно. Средст­ ва обучения должны быть адекватными цели. Но давай­ те задумаемся: какова наша цель? Для «шопинга» сущес­ твуют разговорники и крат­ кие курсы. Этого достаточно, чтобы узнать, что почем. Но это чистейший прагматизм. А если ставить своей целью воспитывать человека с по­ мощью иностранных языков? Тогда и средства нужны со­ вершенно иные. Нужны иные педагоги. Программа обяза­ тельно должна нести в себе нравственный компонент. Какие ценности усвоит наш школьник или студент? Ка­ кие качества в нем мы будем развивать? Вот тут уже на­ чинаются наши националь­ ные интересы, уступать ко­ торые нельзя ни за какие деньги. Когда-то Маркс ска­ зал, что общение — это об­ работка людей людьми. Но, чтобы обрабатывать, ты сам должен быть ограненным ал­ мазом, а не граненым стака­ ном. Это я к вопросу о роли педагога, учителя. Да, в се­ годняшней нашей школе очень много проблем с изу­ чением иностранных языков. Но это не означает, что мы должны отдать решение этих проблем на откуп зарубеж­ ным «советчикам». Боюсь, что это совсем не тот случай, когда «заграница нам помо­ жет». Скорее — наоборот. О чем и свидетельствует дан­ ная «таинственная» бумага. Беседовала Елена БРЕДИС. Р. 8 . Несколько лет на ­ зад буквально вся страна восстала против введения в ш ко л а х т а к называемого «сексликбеза». И реформа­ торы вынуждены были от­ ступить. Тс 1 к может быть, мы в силах остановить и этот сомнительный экспе­ римент и не дать Троянско­ му коню увезти наших детей далеко от России? М ы убеж ­ дены, что н уж н о организо­ вать усиленное давление на министерских чиновников с помощью писем, телеграмм, публикаций , а если нуж но — и акций протеста, чтобы не допустить очередного.витка американизации отечествен­ ной школы — школы Ушин ского, Макаренко , Сухомлин- ского, Москаленко. Л и п е ц к у было доверено провести чем ­ пионат Центра России по бок­ су. Чемпионат! состоялся и был организо­ ван на высо­ ком уровне. В Л и п е ц к е поя ­ вились , своим финалисты им чемпионы. М ож е т , это стонет началом в о з р о ж д е н и я бокса в Липец­ ке? Хотелось - бы. Фото и текст Н. ТКАЧЕНКО? *1 КРИМИНАЛ ПРИЗВАНИЕ НАЛЕТЧИК ОГРАБИЛ ФИЛИАЛ СБЕРБАНКА Совсем недавно в Ельце было со - | вершено ограбление кассы одного из мес­ тных акционерных обществ. Пострадавшая I от налета неизвестных преступников ор­ ганизация лишилась тогда приличной сум­ мы денег. Розыск налетчиков не принес результатов. А тем временем в старинном городе на днях вновь совершено дерзкое | ограбление. На этот раз объектом напа­ дения стал филиал Сбербанка на улице I Мичурина. Около 15.20 нападавший в мас­ ке зашел в помещение (видимо, выбрав время, когда там не было посетителей), связал кассира и, отобрав у нее ключи от сейфа, похитил имевшуюся там налич­ ность — 108 тысяч рублей. Все произош­ ло в считанные минуты. По какой-то при­ чине сотрудница филиала не сумела вос­ пользоваться сигналом экстренной помо­ щи. Это удалось сделать лишь после ухо­ да злоумышленника. Сразу же милицией были предприняты меры по задержанию грабителя, но сделать это по «горячим следам» не удалось. Поиск бандита про-1 должается. ОДНОГО ЗАДУШИЛИ, ДРУГОГО ЗАРЕЗАЛИ Двойное убийство совершено не­ давно в Липецке. Его жертвами стали двое мужчин. Их тела обнаружили при тушении пожара в квартире, где, судя по всему, и произошло преступление. Как установи­ ла судмедэкспертиза, один из убитых, 53- летний М., был задушен, другой скончал­ ся от большой потери крови в результате полученных ножевых ранений. Едва не погибла и хозяйка жилища. Ей нанесли черепно-мозговую травму, и, кроме того, она получила ожоги. Женщину госпитали­ зировали, и, видимо, именно ей предсто­ ит по выздоровлении поведать следова­ телям о произошедшей в ее квартире тра­ гедии. С ЛЭП с н я л и СЕМЬ КИЛОМЕТРОВ ПРОВОДА Летний животноводческий лагерь СХПК «Чернава» остался без электричес­ тва. Кто-то снял с ЛЭП, питавшей током хозяйство, ни много ни мало 7 тысяч мет­ ров провода. В зимнее время линия была обесточена, что и позволило злоумышлен­ никам без труда снять многокилометро­ вую проводку. Пропажу обнаружили на днях, хотя, как предполагают работники Из- малковской РЭС, кражу совершили гораз­ до раньше. У ТЕЩИ - ДЛИННЫЙ я з ы к , А У ЗЯТЯ - ДЛИННЫЕ РУКИ 'Т ' в одном из сел Задонского района зять расправился со своей тещей . Ро­ дственничек не посмотрел даже на пре­ клонный возраст женщины. По версии милиции, 95-летняя старушка была изби­ та, да так крепко, что это стало причиной ее смерти. Но, как выяснили оперативни­ ки, факт избиения был скрыт, а скончав­ шуюся старушку быстренько похоронили без необходимого освидетельствования смерти человека. В качестве улик преступ­ ных действий 64-летнего селянина стра­ жи порядка гото_вы представить вещес­ твенные доказательства. Чем закончится эта история, покажет время, пока же про­ веркой произошедшего занялась прокура­ тура. ГРАБИТЕЛИ ОТОБРАЛИ У СВОЕЙ I ЖЕРТВЫ ОКОЛО 60 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ Недавно жертвой неизвестных гра­ бителей стал один из тренеров детской спортивной школы футбольного клуба «Ме­ таллург». По имеющейся у «ЛГ» информа­ ции, 43-летнего футбольного наставника ограбили в 12-м часу ночи у продоволь­ ственного магазина . Злоумышленники I отобрали у него крупную сумму денег — около 60 тысяч рублей, после чего скры­ лись. Пострадавший был вынужден обра­ титься в милицию. Начато расследование. В л ов ки х РУКАХ ЛИНЕЙКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛИНЕЙКА Чтобы открыть дверь автомобиля и забраться в его салон, автоворы обычно используют в качестве подсобного при­ способления металлическую линейку. Именно этот незатейливый воровской ин­ струмент как вещдок был изъят у двух мо­ лодых липчан, угнавших на прошлой не-1 деле в центре Липецка «Жигули» 99-й мо­ дели. Попытка кражи оказалась неудач­ ной — оба задержаны сотрудником мили-1 ции. «ПОДАРОК» ОТ БАБУШКИ - 1 СНАРЯД ОТ ПУШКИ Периодически некоторые наши со­ граждане добровольно приходят в мили­ цию и сдают туда ненужные им металли­ ческие изделия, вроде боевых патронов и снарядов. На днях образец законопослу- шания продемонстрировала липчанка Н. 70-летняя пенсионерка принесла в Юго- западный отдел милиции снаряд от авиа­ ционной пушки калибра 30 мм. Откуда у бабули вдруг появился сей небезопасный предмет, сказать трудно. Кстати, такой же I снаряд недавно сдал в Липецкий РОВД| житель села Пружинки. Служба новостей «Липецкой газеты». КАКЗАЖЕЧЬ ИСКОРКУ... «Кто был учителем Андрея Рублева?» На столь неожиданный вопрос учеников не всякий педагог с ходу ответит. А Галина Анатольевна Иванонькив, учитель истории и обществознания средней школы поселка Лев Толстой, давно привыкла к подобным неожиданностям. Она сама инициатор проведения брейн-рингов, эрудит-шоу. И все для того, чтобы привить ребятам любовь к истории. Похоже, любознательность передается здесь от одного поколения учеников к дру­ гому. Потому что историю любят все. За десять лет преподавания у Галины Анатольевны выработалась своя система — проводить после основного курса обучаю­ щие уроки. Они очень помогают усваивать материал, хотя для учителя ничуть не лег­ че основных. — Пришлось освоить пятнадцать учеб­ ников. Только в десятом классе их четыре, — говорит Ггихина Анатольевна. — Что я считаю главным? Пропускать события про­ шлого через собственное понимание, опи­ раясь на разработки исследователей, и по­ могать ребятам выработать собственную позицию и оценку. Карточки, схемы, диаграммы, уроки- диспуты, уроки-семинары — все это рас­ ширяет кругозор, дополняет учебник. А бывает, ученики «подрежут» вопро­ сом не по программе типа: «Когда жилось лучше — до 90-х годов или после?». И надо дать честный, убедительный ответ. Ведь Галина Анатольевна едва ли не самый ав­ торитетный человек для ребят. Иногда даже больше, чем родители. Да и для са­ мих родителей тоже. Так, например, было во время очередных выборов. Мнение учи­ тельницы было особенно весомым... По большому счету она считает свои уроки уроками патриотизма, любви к Ро­ дине. Не случайно проходят они в школь­ ном музее, основанном к 25-летию Победы учителем, участником Великой Отечествен­ ной- войны Алексеем Николаевичем Боль­ ных. — Нам не стыдно за своих ребят, — го­ ворит Галина Анатольевна. — Они знают главное: Родину любят вовсе не за то, что она самая великая, самая богатая, самая бла­ гополучная. Просто она — твоя. И нужда­ ется в твоей защите, как мать',"сестра, ро­ дной дом. Она хорошо помнит, как относились в пору ученичества к ней и ее сверстникам их наставники. Они по-матерински, по-оте­ чески и любили, и жалели ребят. Думая об этом, она поняла: никакая даже самая со­ временная методика не даст рецепта, как достичь взаимопонимания и доверия. Толь­ ко труд, любовь, дар воспитателя. Учитель, конечно, может воздвигнуть барьер: «Я — наставник, я — старше». Но лучше избрать иной принцип: «Я — друг». Не зря же ска­ зал Максим Горький: «Любовь платит той же монетой, какую сама чеканит». Учитель, убеждена Галина Иванонькйв, — не та профессия, о которой забывают, переступая порог дома. Поэтому и прово­ дит она большую часть своего времени в школе. А ее интересы и творческая фанта­ зия выходят далеко за рамки истории и об­ ществознания. Так, всем классом, к кото­ рому с удовольствием присоединились и ро­ дители, встречали старый Новый год. А на летних каникулах путешествовали по со­ седним городам и родному Лев-Толстовско- му краю. Эти походы с кострами, палатка­ ми и кашей, пахнущей дымом, надолго всем запомнились. Дома у Галины Анатольевны хранятся стенгазеты всех ее выпусков. На них фото­ графии учеников — от детсадовского воз­ раста до дня прощания со школой. Есть и снимки самой учительницы в белом фарту­ ке как подтверждение того, что все мы ро­ дом из детства... ...На выпускном вечере прошлым летом на одном из 27 — по числу учеников — сердечек, подаренных ей, она прочитала: «Вы так любите нас, что, пожалуй, так любить не умеет никто». После этого, на­ верное, не так уж и важно сообщать чита­ телю, что Галина Анатольевна — лауреат зонального конкурса «Учитель года-98» и отличник народного просвещения, награж­ дена Дипломом Российского фонда мира «За активное и творческое участие в нравствен­ но-патриотическом воспитании молодежи». Прежде всего она просто учитель. Настоя­ щий учитель. Из тех, о ком так удивитель­ но сказал Василий Сухомлинский: «Чтобы дать ребенку искорку знаний, учитель до­ лжен впитать целое море света». Наталья АРКАТОВА . В АДМИНИСТРАЦИИ | ЖЕНСКОЕсчдаьЕ: БЫЛИБЫВДОМЕМИРИдоадток В минувшую пятницу состоялось заседание облас­ тной межведомственной комиссии по делам ж ен ­ щин , семьи и демографии, посвященное подве­ дению итогов минувшего года и определению задач на новый. Надо сказать, что такие комиссии есть дале­ ко не во всех российских регионах. В нашей области она была создана два года назад к а к совещательный коллегиальный орган — помощник администрации в решении «женских» вопросов — и вполне соответству­ ет этому назначению. Так, в 2000 году комиссией была проделана большая ра­ бота по изменению статуса многодетной семьи, результа­ том которой стало постановле­ ние областного Совета депута­ тов «Одополнительных мерах по социальной поддержке мно­ годетных семей». На эти цели из областного бюджета выде­ лен 41 миллион рублей. Кро­ ме того, учрежден почетный знак «Слава матери» для жен­ щин, родивших и воспитав­ ших достойных граждан. Кстати, первые 25 таких зна­ ков будут вручены в этом году в День Матери, а их облада­ тельницы получат единовре­ менную премию в размере 120 минимальных размеров опла­ ты труда. В центре внимания комис­ сии были также вопросы, свя­ занные с детским питанием, улучшением положения жен­ щин, выполнением областных целевых програ,мм «Безопас­ ное материнство», «Планиро­ вание семьи», ^Дети-инвали­ ды». По сравне'шю с первым годом работы КСмиссия мень­ ше заседала, а больше внима­ ния уделяла контролю за ис­ полнением решений на мес­ тах. Было проведено 24 про­ верки в 15 районах области. В ходе них выяснилось, напри­ мер, что комплексная про­ грамма «Дети России» хотя и принята на всех уровнях, но реализуется не в полной мере, особенно ее раздел о детях-ин- валидах. Если во всех районах компенсационные выплаты по уходу за такими детьми вы­ плачиваются регулярно, со­ блюдаются льготы по оплате жилья и коммунальных ус­ луг, действует служба соци­ ального такси, то ситуация с бесплатным лекарственным обеспечением по рецепту вра­ ча далека от идеальной, осо­ бенно в Грязинском, Добровс- ком, Елецком, Измалковском районах. Остается только до­ гадываться, куда «уплывают» предназначенные больным детям препараты и медика­ менты. Нередки случаи фор­ мального заполнения меди­ цинских карт, данные кото­ рых годами не обновляются. Практически всюду недоста­ ет врачей-педиатров. Но, пожалуй, острее всего стоит так называемый квар­ тирный вопрос. Так, в Задо­ нском районе две семьи с детьми-инвалидами прожива­ ют в аварийных, три — в вет­ хих домах, восемнадцать ютят­ ся в помещениях, не соответ­ ствующих нормам прожива­ ния, тридцать четыре лише­ ны элементарных удобств. Схожая ситуация и в других районах. По мнению членов комиссии, это объясняется недостаточным вниманием 0 |^цд^|'^ Н И н ф о р м а ц и о н н ы й к о м п л е к с КонсультантПлюс: МалыйБизнес Комплексное прововое обеспечение—всемспужбом предприятия! • Федеральное законодательство. • Законодательство Липецкого региона. • Консультации специалистов Минфина и МНС. • Схемы отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций. • Всего - более 20 000 документов, до 700 новых ежемесячно. Региональный ООО «Контур» предаовитель *■ ул. Доватора, 14, СетиКонсультатнПлюс: Т.48-80-27,48-80-36. органов исполнительной влас­ ти и местного самоуправления к проблемам данной категории детей, решать которые необ­ ходимо не в ближайшей пер­ спективе, а уже сегодня, сей­ час. Так же, как и вопросы демографии, поддержки ода­ ренных детей, детей-сирот и ряд других, включенных в план работы комиссии в 2001 году. Этот план работы был одоб­ рен, а в конце заседания со­ стоялось награждение благо­ дарственными письмами и при­ зами представителей районов и СМИ, в числе которых ока­ зались ГТРК «Липецк» и «Ли­ пецкая газета». Елена ТАРАВКОВА . СПРАВОЧНЫЕПРАВОВЫЕОК1ЕМЫ ( 1 апреля по 15 мая - специальное ценовое предложение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz