Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
3 а п р е л я 2001 г., № 6 3 (21441) РЕКО ЛИУСШЕШЬ НАТРОЯНСКОМКОНЕ? (Окончание. Начало на 1-стр.) — Простите за повторе ние: какое же все-таки отно шение имеет изучение ино странного языка к возрожде нию национальной культу ры? — Так ведь все взаимо связано! Вчитайтесь, с чего начинается вышеупомяну тый текст. Во главу угла ста вится-«функциональная гра мотность». Знаете, когда ис пользовался этот термин? В 20-30-х годах начала про шлого века. Когда советская власть поставила задачу: лик видировать безграмотность. Ну, чтобы могли расписать ся вместо того, чтобы ставить крестик, чтобы были элемен тарные зачатки грамотности. ^-На том этапе, в тех условиях это было целесообразно. Речь могла идти об обучении, но не об образовании, посколь ку образование прежде все го предполагает передачу культуры. А сегодня, при изучении иностранных язы ков, нам предлагают то же самое — то есть откат назад. Главная цель, упомянутая в этом документе, — это «со циальная мобильность». — Пардон, но, к а к гово рил сатирик Семен Альтов, переведите с идиотского на русский... — Иными словами-, вы должны уметь спросить, как найти такой-то отель, сколь ко стоит данная вещь, как пройти в туалет. Речь не идет о равноправном общении, о диалоге представителей раз ных культур. Вас низводят до уровня той обезьяны, ко торая должна точно знать, какую ей кнопку нажать, что бы получить банан. Не боль ше. Фактически нам изо всех сил навязывается чисто аме риканский прагматизм. За чем нам обсуждать какие-то проблемы с иностранцами? Важно суметь понять, где можно покушать, а где ку пить нужные шмотки. Вот и все. В этом же документе предлагается принять за оп ределенный стандарт Поро говый уровень Совета Евро пы. И ведь никто не уточня ет, что этот уровень предус мотрен прежде всего для сла боразвитых стран. — А какому-то из инос транных языков отдается предпочтение? — Естествённ'б7 ‘айгл’йй- скому. Причем это объясня ется тем, что английский язык становится междуна родным средством общения, и тем, что родители и учени ки все чаще выбирают его в качестве основного. И вот на основании этого предписыва ется сделать английский язык в школах главным, пер вым и обязательным ино странным языком. Но ведь образование, я уже напоми нал, — это прежде всего пе редача культуры. Скажете, что английская или американ ская культуры дали миру больше, чем немецкая или французская? Назовите мне американских философов, композиторов... Почему та кая дискриминация других культур? Да потому, что се годня мы принимаем все тот же принцип панамериканиз ма. Хотя сами американцы гораздо дальновиднее. Они в своих лабораториях лет за десять сумели просчитать, что к такому-то году Китай выйдет на передовые рубе жи. И срочно начали внед рять изучение китайского языка, китайской культуры. Потому что ни одна уважаю щая себя фирма не станет пользоваться услугами пере водчика — это весьма услож няет решение многих вопро сов. А попробуйте где-нибудь на улицах Парижа или Бер лина заговорить на английс ком языке. Чаще всего в от вет вам просто пожмут пле чами. Во Франции вообще создана специальная комис сия, которая следит за ис пользованием иностранных слов во французском языке. Там никто не станет называть магазин "«супермаркетом» 'или «шопом». Так что нам явно навязывается безудер жная американизация. — Но вернемся к тем учебникам, которые пред полагается вводить в россий ских школах... — Это особенно интерес ный вопрос. В данной «бума ге» выдвигается несколько предложений, а точнее — условий. Прежде всего, учеб ники должны писаться в со авторстве с зарубежными коллегами. Понимаете, речь идет не о консультантах, а о соавторах. В чем разница? Да в том, что консультант не может и не должен «влезать» в содержание материала, он консультирует только по язы ку. А вот соавтор уже дикту ет, о чем и как писать. И я знаю массу таких учебников, где информация о России либо замалчивается, либо ис кажается. Где есть карточки типа «Праздник в русской семье», на которой нарисова на толстая женщина, ставя щая на стол кастрюлю дымя щегося борща. У тех же, кто сидит за столом, просто де бильные лица. В одном из учебников немецкого языка есть просто кощунственные высказывания о Волгограде. Кстати, некоторые наши кон фликты с подобными кон- сультантами-соавторами воз никали именно из-за того, что они пытались .влиять на со держание учебников. А в ско ром времени такое влияние может стать нормой. Тем бо лее, что подготовка «новых авторских коллективов» бу дет проводиться «силами за рубежных специалистов и ве дущих издательств». В том же, с позволения сказать, до кументе предполагается «эк- "спертная проверка» учебни ков. К'го же эксперты? Совет Европы, Британский совет, АСПРЯЛ, другие зарубеж ные организации. И я знаю наших чиновников, которые в них работают и получают зарплату в твердой валюте. Так какие учебники будут проходить? Британские или российские? Думаю, ответ известен. Тем более, что в этой же бумаге предусмотре ны зарубежные стажировки для наших авторов. Факти чески это означает полное уничтожение российской ав торской школы. — Ну, а если объективно и реально: наша школа луч ше? — Я бы мог просто вам сказать, что все четыре учеб ника английского языка для 10-11 классов, созданные в нашем центре, в 2000 году были признаны лучшими в Европе. Мог бы перечислить другие, завоеванные нашим Центром регалии. А знаете, что предлагается в этом до кументе? Это уч ебники , предназначенные для любых стран: хоть для Конго, хоть для Казахстана, хоть для арабов. Без малейшего уче та особенностей националь ной культуры, психологии, менталитета. Как говорится в рекламе — вливайся. В од ном из учебников в разделе «Космос» даже нет упомина ния имени Юрия Гагарина. И нам это предлагают в качес тве образца и стандарта! — Но стоит ли та к зара нее пугаться? В конце кон цов, сегодня признана вари ативность программ. А раз так , то за педагогами оста ется право выбора... — Вы недооцениваете про тивника. В том же докумен те идет речь об общенацио нальном экзамене по англий скому языку. А кто предос тавит тесты? Все тот же Бри танский совет. А под эти тес ты нужны соответствующие учебники — отнюдь не рос сийских авторов. И вот педа гог, может быть, даже со сле зами, выберет эти учебники, а родители их купят за лю бые деньги. Кроме того, я уже слышал от некоторых учителей: «Если я не буду пользоваться учебником этих авторов, меня не по шлют на стажировку за ру беж». Вам все ясно? О какой вариативности может идти речь? Не говоря уже о том, что такой общенациональный ■■экзамен-открывает колос сальный простор для взяток. — Но я предвижу Возра жения типа: «Владеть ино странным языком, конечно. важно . Но это отнюдь не главный фактор в нашем национальном возрожде нии». — В данном случае про граммы по изучению ино странных языков — своего рода Троянский конь. Поче му такой упор на иностран ные языки? Бытовой пример: границу переходят там, где она менее всего охраняется. Потихоньку, полегоньку нам будут навязывать свое виде ние мира, свои ценности. Это ведь уже стало происходить на уроках и истории, и граж дановедения, и литературы. Мы должны понять, что иностранные языки — от нюдь не безобидная и не без опасная сфера. К ней нельзя относиться беспечно. Средст ва обучения должны быть адекватными цели. Но давай те задумаемся: какова наша цель? Для «шопинга» сущес твуют разговорники и крат кие курсы. Этого достаточно, чтобы узнать, что почем. Но это чистейший прагматизм. А если ставить своей целью воспитывать человека с по мощью иностранных языков? Тогда и средства нужны со вершенно иные. Нужны иные педагоги. Программа обяза тельно должна нести в себе нравственный компонент. Какие ценности усвоит наш школьник или студент? Ка кие качества в нем мы будем развивать? Вот тут уже на чинаются наши националь ные интересы, уступать ко торые нельзя ни за какие деньги. Когда-то Маркс ска зал, что общение — это об работка людей людьми. Но, чтобы обрабатывать, ты сам должен быть ограненным ал мазом, а не граненым стака ном. Это я к вопросу о роли педагога, учителя. Да, в се годняшней нашей школе очень много проблем с изу чением иностранных языков. Но это не означает, что мы должны отдать решение этих проблем на откуп зарубеж ным «советчикам». Боюсь, что это совсем не тот случай, когда «заграница нам помо жет». Скорее — наоборот. О чем и свидетельствует дан ная «таинственная» бумага. Беседовала Елена БРЕДИС. Р. 8 . Несколько лет на зад буквально вся страна восстала против введения в ш ко л а х т а к называемого «сексликбеза». И реформа торы вынуждены были от ступить. Тс 1 к может быть, мы в силах остановить и этот сомнительный экспе римент и не дать Троянско му коню увезти наших детей далеко от России? М ы убеж дены, что н уж н о организо вать усиленное давление на министерских чиновников с помощью писем, телеграмм, публикаций , а если нуж но — и акций протеста, чтобы не допустить очередного.витка американизации отечествен ной школы — школы Ушин ского, Макаренко , Сухомлин- ского, Москаленко. Л и п е ц к у было доверено провести чем пионат Центра России по бок су. Чемпионат! состоялся и был организо ван на высо ком уровне. В Л и п е ц к е поя вились , своим финалисты им чемпионы. М ож е т , это стонет началом в о з р о ж д е н и я бокса в Липец ке? Хотелось - бы. Фото и текст Н. ТКАЧЕНКО? *1 КРИМИНАЛ ПРИЗВАНИЕ НАЛЕТЧИК ОГРАБИЛ ФИЛИАЛ СБЕРБАНКА Совсем недавно в Ельце было со - | вершено ограбление кассы одного из мес тных акционерных обществ. Пострадавшая I от налета неизвестных преступников ор ганизация лишилась тогда приличной сум мы денег. Розыск налетчиков не принес результатов. А тем временем в старинном городе на днях вновь совершено дерзкое | ограбление. На этот раз объектом напа дения стал филиал Сбербанка на улице I Мичурина. Около 15.20 нападавший в мас ке зашел в помещение (видимо, выбрав время, когда там не было посетителей), связал кассира и, отобрав у нее ключи от сейфа, похитил имевшуюся там налич ность — 108 тысяч рублей. Все произош ло в считанные минуты. По какой-то при чине сотрудница филиала не сумела вос пользоваться сигналом экстренной помо щи. Это удалось сделать лишь после ухо да злоумышленника. Сразу же милицией были предприняты меры по задержанию грабителя, но сделать это по «горячим следам» не удалось. Поиск бандита про-1 должается. ОДНОГО ЗАДУШИЛИ, ДРУГОГО ЗАРЕЗАЛИ Двойное убийство совершено не давно в Липецке. Его жертвами стали двое мужчин. Их тела обнаружили при тушении пожара в квартире, где, судя по всему, и произошло преступление. Как установи ла судмедэкспертиза, один из убитых, 53- летний М., был задушен, другой скончал ся от большой потери крови в результате полученных ножевых ранений. Едва не погибла и хозяйка жилища. Ей нанесли черепно-мозговую травму, и, кроме того, она получила ожоги. Женщину госпитали зировали, и, видимо, именно ей предсто ит по выздоровлении поведать следова телям о произошедшей в ее квартире тра гедии. С ЛЭП с н я л и СЕМЬ КИЛОМЕТРОВ ПРОВОДА Летний животноводческий лагерь СХПК «Чернава» остался без электричес тва. Кто-то снял с ЛЭП, питавшей током хозяйство, ни много ни мало 7 тысяч мет ров провода. В зимнее время линия была обесточена, что и позволило злоумышлен никам без труда снять многокилометро вую проводку. Пропажу обнаружили на днях, хотя, как предполагают работники Из- малковской РЭС, кражу совершили гораз до раньше. У ТЕЩИ - ДЛИННЫЙ я з ы к , А У ЗЯТЯ - ДЛИННЫЕ РУКИ 'Т ' в одном из сел Задонского района зять расправился со своей тещей . Ро дственничек не посмотрел даже на пре клонный возраст женщины. По версии милиции, 95-летняя старушка была изби та, да так крепко, что это стало причиной ее смерти. Но, как выяснили оперативни ки, факт избиения был скрыт, а скончав шуюся старушку быстренько похоронили без необходимого освидетельствования смерти человека. В качестве улик преступ ных действий 64-летнего селянина стра жи порядка гото_вы представить вещес твенные доказательства. Чем закончится эта история, покажет время, пока же про веркой произошедшего занялась прокура тура. ГРАБИТЕЛИ ОТОБРАЛИ У СВОЕЙ I ЖЕРТВЫ ОКОЛО 60 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ Недавно жертвой неизвестных гра бителей стал один из тренеров детской спортивной школы футбольного клуба «Ме таллург». По имеющейся у «ЛГ» информа ции, 43-летнего футбольного наставника ограбили в 12-м часу ночи у продоволь ственного магазина . Злоумышленники I отобрали у него крупную сумму денег — около 60 тысяч рублей, после чего скры лись. Пострадавший был вынужден обра титься в милицию. Начато расследование. В л ов ки х РУКАХ ЛИНЕЙКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛИНЕЙКА Чтобы открыть дверь автомобиля и забраться в его салон, автоворы обычно используют в качестве подсобного при способления металлическую линейку. Именно этот незатейливый воровской ин струмент как вещдок был изъят у двух мо лодых липчан, угнавших на прошлой не-1 деле в центре Липецка «Жигули» 99-й мо дели. Попытка кражи оказалась неудач ной — оба задержаны сотрудником мили-1 ции. «ПОДАРОК» ОТ БАБУШКИ - 1 СНАРЯД ОТ ПУШКИ Периодически некоторые наши со граждане добровольно приходят в мили цию и сдают туда ненужные им металли ческие изделия, вроде боевых патронов и снарядов. На днях образец законопослу- шания продемонстрировала липчанка Н. 70-летняя пенсионерка принесла в Юго- западный отдел милиции снаряд от авиа ционной пушки калибра 30 мм. Откуда у бабули вдруг появился сей небезопасный предмет, сказать трудно. Кстати, такой же I снаряд недавно сдал в Липецкий РОВД| житель села Пружинки. Служба новостей «Липецкой газеты». КАКЗАЖЕЧЬ ИСКОРКУ... «Кто был учителем Андрея Рублева?» На столь неожиданный вопрос учеников не всякий педагог с ходу ответит. А Галина Анатольевна Иванонькив, учитель истории и обществознания средней школы поселка Лев Толстой, давно привыкла к подобным неожиданностям. Она сама инициатор проведения брейн-рингов, эрудит-шоу. И все для того, чтобы привить ребятам любовь к истории. Похоже, любознательность передается здесь от одного поколения учеников к дру гому. Потому что историю любят все. За десять лет преподавания у Галины Анатольевны выработалась своя система — проводить после основного курса обучаю щие уроки. Они очень помогают усваивать материал, хотя для учителя ничуть не лег че основных. — Пришлось освоить пятнадцать учеб ников. Только в десятом классе их четыре, — говорит Ггихина Анатольевна. — Что я считаю главным? Пропускать события про шлого через собственное понимание, опи раясь на разработки исследователей, и по могать ребятам выработать собственную позицию и оценку. Карточки, схемы, диаграммы, уроки- диспуты, уроки-семинары — все это рас ширяет кругозор, дополняет учебник. А бывает, ученики «подрежут» вопро сом не по программе типа: «Когда жилось лучше — до 90-х годов или после?». И надо дать честный, убедительный ответ. Ведь Галина Анатольевна едва ли не самый ав торитетный человек для ребят. Иногда даже больше, чем родители. Да и для са мих родителей тоже. Так, например, было во время очередных выборов. Мнение учи тельницы было особенно весомым... По большому счету она считает свои уроки уроками патриотизма, любви к Ро дине. Не случайно проходят они в школь ном музее, основанном к 25-летию Победы учителем, участником Великой Отечествен ной- войны Алексеем Николаевичем Боль ных. — Нам не стыдно за своих ребят, — го ворит Галина Анатольевна. — Они знают главное: Родину любят вовсе не за то, что она самая великая, самая богатая, самая бла гополучная. Просто она — твоя. И нужда ется в твоей защите, как мать',"сестра, ро дной дом. Она хорошо помнит, как относились в пору ученичества к ней и ее сверстникам их наставники. Они по-матерински, по-оте чески и любили, и жалели ребят. Думая об этом, она поняла: никакая даже самая со временная методика не даст рецепта, как достичь взаимопонимания и доверия. Толь ко труд, любовь, дар воспитателя. Учитель, конечно, может воздвигнуть барьер: «Я — наставник, я — старше». Но лучше избрать иной принцип: «Я — друг». Не зря же ска зал Максим Горький: «Любовь платит той же монетой, какую сама чеканит». Учитель, убеждена Галина Иванонькйв, — не та профессия, о которой забывают, переступая порог дома. Поэтому и прово дит она большую часть своего времени в школе. А ее интересы и творческая фанта зия выходят далеко за рамки истории и об ществознания. Так, всем классом, к кото рому с удовольствием присоединились и ро дители, встречали старый Новый год. А на летних каникулах путешествовали по со седним городам и родному Лев-Толстовско- му краю. Эти походы с кострами, палатка ми и кашей, пахнущей дымом, надолго всем запомнились. Дома у Галины Анатольевны хранятся стенгазеты всех ее выпусков. На них фото графии учеников — от детсадовского воз раста до дня прощания со школой. Есть и снимки самой учительницы в белом фарту ке как подтверждение того, что все мы ро дом из детства... ...На выпускном вечере прошлым летом на одном из 27 — по числу учеников — сердечек, подаренных ей, она прочитала: «Вы так любите нас, что, пожалуй, так любить не умеет никто». После этого, на верное, не так уж и важно сообщать чита телю, что Галина Анатольевна — лауреат зонального конкурса «Учитель года-98» и отличник народного просвещения, награж дена Дипломом Российского фонда мира «За активное и творческое участие в нравствен но-патриотическом воспитании молодежи». Прежде всего она просто учитель. Настоя щий учитель. Из тех, о ком так удивитель но сказал Василий Сухомлинский: «Чтобы дать ребенку искорку знаний, учитель до лжен впитать целое море света». Наталья АРКАТОВА . В АДМИНИСТРАЦИИ | ЖЕНСКОЕсчдаьЕ: БЫЛИБЫВДОМЕМИРИдоадток В минувшую пятницу состоялось заседание облас тной межведомственной комиссии по делам ж ен щин , семьи и демографии, посвященное подве дению итогов минувшего года и определению задач на новый. Надо сказать, что такие комиссии есть дале ко не во всех российских регионах. В нашей области она была создана два года назад к а к совещательный коллегиальный орган — помощник администрации в решении «женских» вопросов — и вполне соответству ет этому назначению. Так, в 2000 году комиссией была проделана большая ра бота по изменению статуса многодетной семьи, результа том которой стало постановле ние областного Совета депута тов «Одополнительных мерах по социальной поддержке мно годетных семей». На эти цели из областного бюджета выде лен 41 миллион рублей. Кро ме того, учрежден почетный знак «Слава матери» для жен щин, родивших и воспитав ших достойных граждан. Кстати, первые 25 таких зна ков будут вручены в этом году в День Матери, а их облада тельницы получат единовре менную премию в размере 120 минимальных размеров опла ты труда. В центре внимания комис сии были также вопросы, свя занные с детским питанием, улучшением положения жен щин, выполнением областных целевых програ,мм «Безопас ное материнство», «Планиро вание семьи», ^Дети-инвали ды». По сравне'шю с первым годом работы КСмиссия мень ше заседала, а больше внима ния уделяла контролю за ис полнением решений на мес тах. Было проведено 24 про верки в 15 районах области. В ходе них выяснилось, напри мер, что комплексная про грамма «Дети России» хотя и принята на всех уровнях, но реализуется не в полной мере, особенно ее раздел о детях-ин- валидах. Если во всех районах компенсационные выплаты по уходу за такими детьми вы плачиваются регулярно, со блюдаются льготы по оплате жилья и коммунальных ус луг, действует служба соци ального такси, то ситуация с бесплатным лекарственным обеспечением по рецепту вра ча далека от идеальной, осо бенно в Грязинском, Добровс- ком, Елецком, Измалковском районах. Остается только до гадываться, куда «уплывают» предназначенные больным детям препараты и медика менты. Нередки случаи фор мального заполнения меди цинских карт, данные кото рых годами не обновляются. Практически всюду недоста ет врачей-педиатров. Но, пожалуй, острее всего стоит так называемый квар тирный вопрос. Так, в Задо нском районе две семьи с детьми-инвалидами прожива ют в аварийных, три — в вет хих домах, восемнадцать ютят ся в помещениях, не соответ ствующих нормам прожива ния, тридцать четыре лише ны элементарных удобств. Схожая ситуация и в других районах. По мнению членов комиссии, это объясняется недостаточным вниманием 0 |^цд^|'^ Н И н ф о р м а ц и о н н ы й к о м п л е к с КонсультантПлюс: МалыйБизнес Комплексное прововое обеспечение—всемспужбом предприятия! • Федеральное законодательство. • Законодательство Липецкого региона. • Консультации специалистов Минфина и МНС. • Схемы отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций. • Всего - более 20 000 документов, до 700 новых ежемесячно. Региональный ООО «Контур» предаовитель *■ ул. Доватора, 14, СетиКонсультатнПлюс: Т.48-80-27,48-80-36. органов исполнительной влас ти и местного самоуправления к проблемам данной категории детей, решать которые необ ходимо не в ближайшей пер спективе, а уже сегодня, сей час. Так же, как и вопросы демографии, поддержки ода ренных детей, детей-сирот и ряд других, включенных в план работы комиссии в 2001 году. Этот план работы был одоб рен, а в конце заседания со стоялось награждение благо дарственными письмами и при зами представителей районов и СМИ, в числе которых ока зались ГТРК «Липецк» и «Ли пецкая газета». Елена ТАРАВКОВА . СПРАВОЧНЫЕПРАВОВЫЕОК1ЕМЫ ( 1 апреля по 15 мая - специальное ценовое предложение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz