Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
30 марго 2001 г., № 61 (21439) Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я С Л У Ж Б А З А Н Я Т О С Т И ПРОБЛЕМУ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ — РЕШАТЬ СООБЩА Р Ы Н О К Т Р У Д А № 2 ( 5 0 ) Б ю л л е тен ь Д е п а р там е н та ф ед ер ал ьн о й госуд ар ственной сл уж б ы зан ято сти н а сел ен и я п о Л и п ец ко й о бл асти В л а д и м и р Т О Н К И Х : «ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТС1В ШКОЛЕ» В а л е р и й З О Л О Т А Р Е В : «КТО В РАБОЧИЕ п о й д е т ?» В общеобразовательных школах области сегодня занимаются 156^ тысячи школьников, из них более 19 процентов — учащиеся 9-11 классов, то есп> те, кто уже всерьез задумывается о вы^ре своей будущей профессии. И наши учителя совмеспю со слецисшисгами службы занятости, управления начетьного профессионального образования проводят с ними большую профориентационную работу. Для н ас же она начинает ся ещ е раньше: в ходе т р у д о вого обучения уже с первого класса и продолж ается в т е ч ение в се х 11 л е т во в р ем я изучения различных ин т е гри р о в а н ны х к у р с о в , т а к и х как “ М атем ати ка и кон стр уир о в а ние», “ П риродоведение и сел ь с к о х о з я й с т в е н н ы й т р у д » , “С е л ь ски й д о м и семья» , «Че ловек, труд , профессия» , «Ди зайн», «Домоводство» и д р у гих . Д л я с т а р ш е к л а с с н и к о в о сущ ествля е тся также с п е ц и али зац и я и пр оф и л и р о в а н и е по разным вари антам , учи ты вающ им пол, в о зр а с т учащ и х ся, о соб ен н о с ти города , р а й она, села . По желанию подро стко в и их род и тел ей мы п р е д о с т а в ляем во зм ож но сть получения п р оф е с сии в п р о ц е с с е т р уд о вого обучения по за р а н е е вы бр а н ны м им и п р и о р и т е тны м н ап равлени ям п р о и зв од с тв а , сел ь ско го хо зяй ства , бы то во го о б с л уж и в а н и я , н а р о д н ы х п ромы сло в и т.д. П о м о г аю т ш к о л ь н и к ам в выборе п р оф е с сий и «Дни о т кры ты х дверей » в вы сш и х и ср ед ни х специальны х учебных заведени ях области , о л им п и ады , конкурсы по п р о ф е с с и ям , ярм ар ки рабочих и у ч е б ных м ест , о р га ни зуемы е служ бой занято сти населения. Б л а годаря в с ем э тим м е р о п р и я ти ям в 2000 году из 12,9 ты сячи выпускников 6462 по сту пили в вузы, 4063 — в с с у зы и 1419 — в учреждения началь н о г о п р о ф о б р а з о в а н и я . И з 1 7 5 4 9 вы п у с к н и к о в д е в я ты х к л а с с о в 12108 ч ело век п р о должили учебу в школе, 1930 по ступили в с сузы , а 3158 — в профучилища . О пр едел енно е влияние на вы бор ш кольниками п р о ф е с си и о ка зы ва ет их врем енно е тр удоустрой ство в период л е т них каникул и в сво бо дн о е от учебы время , участие в р а б о те ученических производствен ны х бри гад . Так, л е том п р о ш л о г о г о д а в р е м е н н о бы л о тр уд о у с тр о е н о около 42 тысяч школьников, 17360 подростков р а б о т а л и в 2 6 0 ученич е ски х п р о и зв од ств енны х бри гада х и в 7 4 прои зв од ств енны х зв ен ь ях. В результате бол е е ты с я чи выпускников 9 и 11 кл а с с о в с д е л а л и в ы б о р с в о е й п р оф е с с и и , по ступ или в вы сш и е и ср е д н и е учебны е з а в е д е н и я с е л ь с к о х о з я й с т в е н ного профиля и о стал и сь р а б о т а т ь в р од ны х хо зяй ствах . З а ш колами о бласти за кр е п л е н о 6 5 5 4 гектара зем ли , из которы х 950 п ередано в п о с то я н н о е п о л ь зо ва ни е . Только за один минувш ий год ш коль никами за р або тано 1 376 ты сяч рублей. Богатый опы т организации трудовой дея тельно сти ш коль ников накоплен В а сил ье в ской ср е д н е й ш колой Т е р б ун с ко го района , Больш ебоевской , Бра - то вщ ин ско й и В е р хн е л о м о в с - кой ср ед ним и ш колами Д ол го р уковского района , М ал об ое в - ской ср ед н ей ш колой Елецко г о р а й о н а , Н о в о д у б о в с к о й , Синдякинской , Елец -Л о зовской и Верхне -Колы б ельской с р е д н и м и ш к о л а м и Х л е в е н с к о г о района. О с о б о хотел бы сказа ть о п р о и з в о д с т в е н н о й б р и г а д е М алобоевской ср ед н ей школы Елецкого района , которая у с пеш но работает уже 8 лет. Уча щ иеся обучаются зд е с ь вож де нию трактора , получают навы ки в работе с д ру гой се л ь хо з техникой , а по о конч ании 11 кл а с со в вм е с те с а т т е с т а том им вручаются права тра к тори с та 3 класса . С о вм е стн ая и д о вольно слаженная работа ш ко лы и с о в хо за «Светлый путь» п ом о гл а о б е сп е ч и т ь х о з я й с т во с о б с т в е н н ы м и с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы м и к а д р а м и : з а п о с л е д н и е н е с к о л ь к о л е т з а сч ет ср е д с тв хо зяй ства под го товлено более 160 сп е ц и а л и с тов, и з которых 90 человек с е годня трудятся р ядо вым и ра бочими и 68 — специ ал и стам и различного профиля. О со б о е вним ание в своей работе мы уделяем выпускни кам учреждений го суд ар ствен ной поддержки детства . В о б ласти 31 такое учреждение , где обучаю тся 3958 де тей , в том чи сле 1373 — сироты . В с е ф ормы и методы проф ориентационной работы в ин тернатных учреждениях о б л а с ти направлены на под го товку выпускников к с а м о с т о я т е л ь ной жизни, выбору п р оф е с сии по душ е . В этих целях прово д и т с я комп ью терное т е с т и р о вание по 11 п р оф е с си ям в Д е партаменте ф едеральной го су д ар стве н н о й службы за н я то с ти населения, начиная с Л ип ец кой области , в городских и рай онны х центрах занято сти , в е д е т с я факультатив «Экономи ка и мы». С младш их классов в ш колах -ин тернатах «вкус» к п р оф е с си и наши педагоги при виваю т учащ им ся через внед рение в учебный п р о ц е с с с п е ци альны х эк сп е р им ен т а л ьны х курсов по изучению ино стран но го языка, о снов медицины , по о вл ад ен ию м у зы кал ьны м и ин стр ум ен там и и т.п. Сл е д уе т отметить, что свою з а д а ч у учр еж д е н и я г о с у д а р с т в е н н о й подд ерж ки д е т с т в а видя т не только в подготовке б уд ущ их специали стов , но и в их по след ующ ем тр уд оу строй стве . В э том вопросе мы т е с но со тр у д н и ч а ем с о служ бой за ня то сти населения, управле ни ем начального проф о б ра зо вания, с адм ини стр ац и ям и го р од о в и районов . И в се гда на хо д им поддержку и понимание , о чем свидетельств уе т и такой факт: в 2000 году все 409 вы пускников интернатных учреж д е н и й о б л а с т и с о в м е с т н ы м и у сили ям и были трудоустроены . Надею сь , что наш е со тр у д нич ество продолжится и д а с т новы е хорош ие ростки. В скором времени Россия ._»жет ощутить острую не хватку рабочих рук, так как из года в год идет значительное сокращение численности населения, рост смертности опережает рост рохсдаемости. Возни кает вопрос: кто через 5-10 лет встанет у горна домен ной печи, у станка, за пультами управления прокат ными станами, конверторами, кто сядет за штурвал ком байна, за руль автомобиля? 11е говоря уж е о менее вос требованных рабочих специалистах. Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы идет бессистемная под готовка кадров гуманитарно го направления, тогда как возрождающейся промыш ленности нужны, как гово рят, технари, а аграрному сектору — сельхозники. Взять нашу область. С добрый десяток наберется у нас различных негосудар ственных образовательных учреждений. Плати деньги и учись. Но специальность ты получишь такую, в кото рой не нуждается ни одно серьезное предприятие. Се годня в таких учреждениях в области обучаются поряд ка 4 тысяч человек. Это зна чит, что часть из них вы нуждена будет переобучать ся, а часть пополнит ряды безработных и ищущих ра боту. В то же время в области налицо рост востребованнос ти рабочих таких основных профессий, как каменщик, водитель, машинист крана, бульдозера, о-блицовщик, слесарь, станочник, свар щик, животновод, оператор машинного доения, механи затор, швея, вязальщица, повар и т. д. Если в 1998 году потребность в них со ставляла 1075 человек, то в текущем — 5504, при сред нем выпуске из наших учи лищ 5200 человек. А если учесть, что резко сокраща ется выпуск учащихся из 9- X классов (70-72 процента девятиклассников продолжа ют учебу в школе), что к 2005 году общее сокраще ние школьников ожидается на уровне 20, а к 2009 — 40 процентов, то обеспечить предприятия области рабо чими кадрами будет крайне трудно. Несмотря на негативное отношение со стороны от дельных министерских чи новников, в течение послед них десяти лет убеждающих нас в том, что новые рабочие кадры предприятиям не нужны, система начального профобразования области продолжает выполнять свою задачу в прежнем режиме. В целом у нас пока не сни жено количество подготав ливаемых рабочих по основ ным массовым профессиям, а по отдельным даже возро сло (сварщиков — на 218 процентов, механизаторов — на 173, каменщиков — в 6 раз). Всего за 10 лет подго товка рабочих по наиболее востребованным экономичес ким комплексом области профессиям возросла на 114 процентов. Практически заново воз рождена подготовка камен щиков в липецких учили щах №№ 21 и 26, каменщи ков и отделочников для сель ского строительства в Ус- манском училище № 24 (кстати сказать, этих специ алистов в области не готови ли в течение 15 лет). Нами проведена большая работа по организации обучения профессии "Спасатель" на базе Липецкого профучили ща № 23 для службы МЧС области. В этом году плани руем произвести первый вы пуск в количестве 36 чело век. На основании прогноз ных данных, в настоящее время определяем учебное заведение по подготовке спе циалистов для коммунальной службы. Мы понимаем, что основ ная задача по подготовке ра бочих профессий ложится именно на систему начально го профобразования, однако решить ее в одиночку будет не под силу. Тем более что профобразование имеет свои внутренние проблемы — это нехватка кадров мастеров производственного обучения и преподавателей, износ обо рудования мастерских, уста ревающая производственно техническая база, недоста ток финансовых средств и другие. Б р и г а д и р Л и п е ц к о г о д о м о с т р о и т е л ь н о г о к о м б и н о т о Д м и т р и й Ц у к а н о в н е т о л ь к о с п е ц и а л и с т х о р о ш и й , н о и п е д а г о г у м е л ы й . П о р о й п р и х о д я т н а п р а к т и к у у ч а щ и е с я п р о ф т е х у ч и л и щ с ж е л а н и е м л и ш ь б ы в р е м я о т р а б о т а т ь . А м а с т е р Ц у к а н о в з а н е с к о л ь к о д н е й т о к д е л о п о с т а в и т и р а б о т у о р г а н и з у е т , ч т о и з а у ш и н е о т т я н е ш ь м а л ь ч и ш е к о т р у б а н к а . . . Н а с н и м к е : Д . Ц у к а н о в ( в ц е н т р е ) с у ч е н и к а м и . Ф о т о О л ь г и Б Е Л Я К О В О Й . ПРИОБЩЕНИЕ к ТРУДУ КО М М ЕН Т А РИ Й С П Е Ц И А Л И С Т А П роблема предоставления рабо ты молодым людям , в том числе несовершеннолетним, в области стоит довольно остро и уж е не первый год. Частично она решается службой занятости области совместно с местны ми органами власти с привлечением к этому работодателей, органов обра зования, социальной защ иты , комис сий по делам несоверш еннолетних, отделов молодежи и других заинтере сованных организаций. В 2000 году на организованных временных рабочих местах в городах и районах было за нято 14,6 тысячи подростков, что поч ти в 1,3 раза превышает уровень, достиг нутый в 1999 году. Работы велись по 20 видам, более чем на 300 предприятиях и организациях. Подростки занимались ремонтом помещений и мебели обра зовательных учреждений , благоустрой ством территорий , природоохранной деятельностью , археологическими рас копками , сбором и подготовкой м ате риала для газет, оказанием социально- бытовой помощи участникам , инвали дам войны и вдовам погибших воинов, выполняли различные работы на пред приятиях и в сельскохозяйственном про изводстве. Содействуя временно му трудоустройству несо вершеннолетних в свобод ное от учебы время, служ- I ба занятости населения I ставит задачу приобщения н е со в ерш ен н о л е тн и х граждан к труду, освое ния ими навыков работы, а в перспективе — и осоз нанного выбора будущей профессии. Организация временной занятости под ростков влияет на сниже ние уровня преступности среди несовершеннолет них, позволяет направить их активность на реализа цию общественно значи- Iмых целей. Приказом Минтруда и социального развития РФ от 16 февраля 2001 года № 21 утверждено «По ложение о реализации ме роприятии по содействию за нятости населения и направ лениях расходования средств федерального бюджета». Это положение определя ет, в частности, деятельность службы занятости и по орга низации трудоустройства не совершеннолетних граждан, предусматривая временное трудоустройство в период каникул и в свободное от уче бы время в течение всего учебного года детей в возрас те от 14 до 17 лет включи тельно (ранее предельный возраст участников был до 18 летЭ Приоритетным правом при трудоустройстве будут пользоваться несовершенно летние граждане: из числа сирот и оставшихся без по печения родителей, а также лиц, их заменяющих; из се мей безработных граждан, неполных многодетных се мей; семей беженцев и вы нужденных переселенцев; освобожденных из воспита_- тельно-трудовых колоний или закончивших специаль ные учебно-воспитательные учреждения. При трудоус тройстве на временную рабо ту по договорам со службой занятости положением пред усмотрена частичная компен сация из федерального бюд жета затрат работодателя по оплате труда несовершенно летних, участвующих в ме роприятиях, средств на при обретение мелкого инвен таря, спецодежды и на тран спортные расходы по достав ке подростков к месту рабо ты и оо^ратно. Кроме того, для реализа ции мероприятий по органи зации временного трудоус тройства несовершеннолет них для работы руководите лями групп разрешено при влекать безработных граж дан с компенсацией оплаты труда за счет федерального бюджета в размерах, уста новленных приказом Мин труда России. Согласно областной про грамме содействия занятос ти населения на 2001 год предполагается трудоустро ить на временную работу не менее 10 тысяч подростков по направлению службы заня тости. При этом затраты из федерального бюджета соста вят более 3 млн. рублей. В настоящее время в ряде городов и районов уже при няты соответствующие пос тановления глав администра ций, направленные на орга низацию данной работы, идет процесс заключения с предприятиями договоров на временную занятость подрос тков во всех городах и рай онах области, а в Грязинском, Задонском, Лебедянском, Липецком и Тербунском рай онах более 80 воспитанников детских домов и интернатов уже активно работают по ре монту мебели, на пошиве и ремонте одежды, выращива нии рассады в теплицах и т.д. Вместе с тем проблемы занятости несовершеннолет них пока остаются. Прежде всего — это подбор предпри ятий и организаций, способ ных оплачивать труд подрос тков. Не секрет, что многие работодатели не заинтересо ваны в их труде. Одни — из- за экономической нестабиль ности предприятий, другие — из-за организационных трудностей. Это относится и к руководителям отдельных общеобразовательных уч реждений, нежелающим ис пытывать излишние хлопоты при оформлении договорной документации в случае, ког да само учреждение высту пает в качестве работодате ля и т.п. Мы понимаем, что в ны нешней ситуации порой и ро дители не получают достой ную зарплату, а здесь — под ростки, желающие работать. Но ведь в конечном итоге за нятость отвечает интересам не только самих подростков, их родителей, преподавате лей образовательных учреж дений, но и имеет в общест ве важное социальное значе ние. В решении этих проблем на сегодняшний момент очень важно участие органов исполнительной власти как организатора и координатора занятости несовершеннолет них между всеми заинтере сованными службами. Суче том этого Департамент ФГСЗН по Липецкой области надеется на более тесное со трудничество и взаимопони мание всех заинтересован ных ведомств, и в еще боль шой степени — работодате лей. Владимир БОРОДИН, замначальника отдела трудоустройства, программ занятости и специальных программ департамента А л е к с е й Г Р У Ш И Х И Н ; «ДАЕШЬ ДЕЛОВОЕ ПАРТНЕРаВО!» Конечно, мы не сидим сложа руки. В меру сил и возможностей стараемся вы ходить из создавшегося по ложения. И тем не менее свою роль видим сегодня в другом: в укреплении свя зей со школами, с работода телями, центрами занятости населения, в усилении проф ессионально-ориентационной пропаганды среди молодежи и среди работающих родите лей, призывая их направлять своих детей на учебу в проф ессиональные училища, в тесном сотрудничестве со средствами массовой инфор мации. Главным критерием оцен ки своей работы мы считаем — качество подготовки спе циалистов, их востребован ность работодателями, т.е. максимальный процент тру- доустраиваемости. Так, если в 1998 году нами было тру доустроено 76,4 процента выпускников, то в 1999 — 82,7, а в 2000 — 84,4. На текущий год прогнозируем обеспечить работой 85,4 про цента выпускников, а выпус кников детей-сирот — 100 процентов. Без подготовленной рабо чей смены невозможно даль нейшее функционирование, тем более развитие социаль но-экономического комплек са области. Вот почему эту жизненно необходимую зада чу мы сможем решить толь ко скоординированными уси лиями управлений начально го профессионального обра зования, труда и занятости. Департамента образования и науки администрации облас ти, Департамента федераль ной государственной служ бы занятости населения по Липецкой области и предпри ятиями всех форм собствен ности —основными потреби телями подготовленной рабо чей смены. ОБЪЯВЛЕНИЯ ШЕЦИАЛИа ИЩЕТШ01Т • Врач-окулист высокой ква лификации с большим опытом и умением рабо тать на ПЭВМ желает трудоустроиться по спе циальности. Режим ра боты любой. Возможна ставка на 0,5 дня, а так же ночные дежурства. • Женщина ищет работу в сфере маркетинга, же лательно в строительной ор ган и заци и . Им еет опыт работы в данной сфере. • Женщина, по образова нию инженер-механик, занимавшая должность инженера-конструктора на крупных предприяти ях города, ищет работу по специальности. • Женщина, учитель немец кого языка , имеющая опыт работы по специ альности, а также в ка честве начальника ОК, знание ПК, ищет работу. • Мужчина, с высшим об разованием, 9 лет про работавш ий п р о гр ам м и стом , желает найти работу по специальнос ти или инженером-ме- хаником, нач. участка, м астером с зарплатой не ниже 3,5 тыс. • Женщина, техник-технр- лог мебельного произ водства, с умением ра ботать на ПЭВМ, комму никабельная, возможны командировки. Желает работать по специаль ности. • Молодая женщина, това ровед , имеющая опыт работы директора мага зина, бухгалтера, умею щая работать на ПЭВМ и водить автомобиль. Же л ае т тр у д о у с тр о и ть с я директором магазина. • Мужчина, имеющий бога тый опыт работы в ка честве мастера, прора ба в строительстве, зна ние ПК, желает найти работу по вышеперечис ленным с п е ц и а л ь н о с тям, с зарплатой не ме нее 3,0 тыс. рублей. • Мужчина, юрисконсульт, имеющий большой опыт работы в должности на чальника ОК . Ж елает найти работу по специ ал ь н о с тям : ю ри ск он сульта или начальника ОК с зарплатой не ниже 2,5 т.р. • Молодая женщина, с вы- сщим образованием и стажем работы в качес тве экономиста-товаро- веда, со знанием немец кого языка (технический перевод), желает трудо устроиться на работу по специальности в любую отрасль н/х. Возможны командировки. Более полную инфор мацию можно получить по тел, 47 -82 -65 , с 8 .30 до 17.30. условиях кнестабильной ‘ социально- экономической ситуации, сложившейся но настоящий момент в России, одной из наиболее уязвимых категорий общества является молодежь. Реализация эффективной молодехеной политики невозможна без пристального внимания государства к проблеме занятости и трудоустройства молодого человека. Кто поможет юноше или девушке начать трудовую жизнь? Кто поддержит и ободрит их на первых шагах трудового опыта? Можно сказа ть по привы чке: «Да к о м у э т о нужно?» , «Наше г о с уд а р с т в о о н ас не заботится ...» , «Мы п р е до с та в лены с а м и себ е . ..» , «(Сейчас молодеж ь ником у не нужна...». Позвольте мне не с о гл а си т ь ся с э т и м и вы сказы вани ям и . Е сть люди , которы е по м ер е сил и во змож но стей стараю т ся помочь м о лод ом у человеку реш и ть его проблем у с тр уд о у строй ством . Им енно для э т о го в (Дентре со ци ал ьно -п си хо логической адаптации м о лод е жи Липецкой области при с о д ей с т в и и коми те та по д ел ам молодежи адм ини страц ии Л и пецкой о бл а с ти в 1997 году была со зд а н а и нф о рм ац и о н ная линия по тр удоустрой ству молодежи . О сновной задачей работы линии являлось (и я в л яет ся сей ч а с ) о ка зан и е и н ф орм ационной поддержки м о лодеж и в п р о ц е с с е т р у д о у с трой с тва . У п р о сто го о бы в а теля мож ет возникнуть вопрос: зачем нужна инф ормационная линия, коль в городах, округах и районах области ф ункциони руют центры занято сти н а с е ления? О твет прост. П осколь ку молоды е люди, обучающ и еся в различных учебных з а ведениях, отно ся тся к катего рии «занятого» населения, они не м о гут получить п ом ощ ь в ц е н т р а х з а н я т о с т и , но о н и все гда м о гут по звони ть на ин ф ормационную линию по тр у д о у с тро й с тв у молодежи и о з накомиться с интересующей их инф ормацией . О том , что работа линии не напрасна , го вори т н епреры в ный, постоянно обновляющ ий - •сящ о ток м о лоды х людей, поль зующ их ся ее у сл у гам и и р е ально тр уд о у с тр аи вающ и х ся . Во-вторы х , ф ирмы и о р га н и зации , однажды во спол ь зо вав ш и сь усл у гам и инф о рм ацио н ной линии, становятся ее п о с тоянными п ар тне рам и . Линия реально п о м о га е т лю дям . Но ее работа сопряж ена с о м н о гим и тр удно стями . И, пожалуй, с ам ая главная пр о бл ем а — не полная инф орм ация о рабочих м е с т а х . Р а б о т а л ин ии м о гл а бы ть го р а зд о эф ф ек ти вн е е и плодотворнее , если бы с п е ц и ал и с т по работе с молодеж ью имел до ступ к банку вакансий центров за н я то с ти населения и м о г бы предо стави ть эту ин ф орм ац ию тем , кто в ней нуж д ается . На се го д н яш н ем э т а пе не об ходим о д ело во е и кон структивное партнерство ком и тета по д е л ам молодеж и с Д е пар там ен том ф едеральной го с у д а р с т в е н н о й служ бы з а н я тости населения по Липецкой о б л а с т и . Е с т ь н а д еж д а , что подп и сани е со глаш ения о с о трудничестве о б еи м и с тор о н а м и д а с т о щ у т и м ы е п о л о ж и т ел ьны е р езуль та ты . П ол уч е ние и нф орм ации о вакансиях — это не единственная слож но сть , к о то ра я в о зн и к а е т на пути тр уд оу строй ства м о л о д о го человека. Д ал е е ем у с л е д у ет преодолеть преграду , кото рую вы д в и га е т б о л ьш и н с т в о работодателей , предо ставляю щих раб очи е м е с т а исклю чи тельно специ ал и с там с опытом работы. Спраш ивае тся , где его взять, если за плечами только п р о ф е с с и о н а л ь н о е у ч и л ищ е или институт? И тянется цепоч ка слож ностей дальш е . Надо, очень надо, со зд ава ть рабочие м е с т а специал ьно для вчераш них учащ и хся и студен тов . И каждый, кто хоть как-то п ри частен к п р о бл ем ам молодеж ного трудоустрой ства , поним а ет, что эту практику н е об ходи м о всячески развивать. О ч е в и д н о , ч то бы р еш и ть проблем у занятости молодежи , нужны со вм е с тны е усилия Ко митета по д е л ам молодежи а д мини страции Липецкой о б л а с ти, Д епартамента федеральной го судар ственн ой службы за н я тости населения по Липецкой области , молодеж ны х о бщ е с твенны х ор гани заций . Д е п а р там ен та о бразования и науки ад м и н и стр ац и и Лип ецкой о б ласти , Управления начального пр оф е ссиональн о го о бр а з о в а ния Липецкой области и д р у гих заин тере сованны х о р га ни заций . И то гда можно надеять ся, что в ближ айш ем буд ущ ем каждый м олод ой человек б у д е т ощ ущ ать свою в о с тр е б о ван но сть о бщ е с т в о м , с м ож е т | со верш е н с тв о ва ть ся и р а з в и в а ть ся в п р о ф е с с и о н а л ь н о м плане. ВЗГЛЯД и з Р А Й О Н А I ЗАСЛОНСКРЫТОЙ БЕЗРАБОТИЦЕ У ровень официально зарегистрированной безработи цы в Становлянском районе невысок —0,52 процен та. В то же время существует еще и такое понятие, как «скрытая» безработица, особенно среди молодежи Нестабильность экономической ситуации, разрушение пре жних связей мехеду учебными заведениями и базовыми предприятиями, тяжелое материальное положение роди телей — далеко не главные ее причины. Суть кроется в другом —в расхлябанности многих молодых людей, в не желании учиться и работать, в стремлении к легкой жиз ни. И эта проблема всерьез волнует администрацию рай она и службу занятости, тем более что сегодня требуются рабочие практически всех специальностей. Выяви ть незанятую м о л о д еж ь , п р е д о с т а в и т ь ей в о з мож ность получить сп еци ал ь но сть и тр уд о у с тр ои ть — т а кие з а д а ч и п о с т а в и л п е р е д службой заня то сти и д р у гим и за и н т ер е со ва н ны м и с т о р о н а ми глава адм ини страц ии р а й она В л ад им ир Алексеевич Г е расимов . В целях их выполне ния мы пош ли по пути о р г а ни зац и и в р ем е н ны х учебны х п у н к т о в н е п о с р е д с т в е н н о у себ я в районе , заключив д о го в о р ы с Е л е ц к и м у ч е б н ы м комбина том , с кооперативным т е х н и к ум о м Л и п е ц к о го о б л по тре б сою за и м е с тны м с п о р т и в н о - т е х н и ч е с к и м к л у б о м РО СТО . В результа те в 2000 году 16 человек получили с п е ци ально сть каменщика , 40 — продавца и повара -кондитера , 10 — тр ак тори ста -м аш и ни ста . В н а сто ящ ее врем я проходят о б у ч е н и е по с п е ц и а л ь н о с т и п р о д а в е ц и п о в а р -к о н д и т е р ещ е 40 человек, а в конце м е с я ц а п р и с т у п а е т к за н я ти я м группа по подготовке тракто - р и сто в -м аш и н и с то в . Хочу о т метить, что реб ята с ж ел ани ем идут на обучение , и п ри вл е к ае т их как в о зм ож н о с т ь получения квалифицированной специ ал ьно с ти , так и то, что служ ба заня то сти оплачивает п р о е зд д о райцентра , где п р о води тся обучение , выплачива ет стипендии и о ка зы вает с о д ей с т в и е в по след ующ ем тр у д оу строй стве . На о с о б о м счету в районе работа с тр удным и п о др о с т ка ми . Т о л ь ко л е т о м п р ош л о го года к ом и с си ей по д е л ам н е со верш еннолетни х таких было выявлено 28 человек. В м е с т е с с е к р е т а р е м к о м и с с и и мы в с третили сь с каждым и з них, с их роди тел ями . Р а з го во р п о л у ч и л с я с е р ь е з н ы й , у б е д и тельный, а главное — р е зул ь тативный: 25 подро стко в с п о м о щ ь ю с л у ж б ы з а н я т о с т и п р ош л и о б у ч е н и е , пол учи ли сп еци ал ьно сть и были т р уд о у с тр о ены . В ны н еш н ем го д у мы продолж аем эт у работу. Б ол ьш о е вним ани е центр за н я то сти н аселения уделяет о б уч ению и т р у д о у с т р о й с т в у молодеж и , о тн о сящ е й ся к ка те гории о с о б о нуждающихся в соци ал ьной защи те . В н а с т о ящ ее врем я один н е со ве рш ен нолетний и з числа инвалидов прош ел обучение по сп е ц и ал ь но сти сапож ник и у с тр о ен на р а б о т у в р а й о н н у ю с л у ж б у быта, а д ве девуш ки о с в а и в а ют п р оф е с сию портной , и их тоже ж дет работа. Кр ом е профобучения н е за нятой молодеж и , мы о ка зы ва ем сущ е ственн ую п ом ощ ь вы пускникам учебных заведений . В п р ош л о м го д у пять и з них нами были направлены на «Мо лодеж ную практику» в учреж дени я и на предприятия р а й она, п о сл е чего в с е т р у д о у с троены на по стоянны е рабочие м е с т а по м е с т у про хож дения практики. Не о стаю тся в с тор о н е от внимания сп еци ал и стов служ бы за ня то сти и учащ и еся с т а р ш их к л ассо в школ района . Мы пом о га ем им правильно с о р и ен ти ро вать ся в слож ной ж и з ненной ситуации , выбрать б у д ущ ую пр оф е с сию . В этих ц е лях п р о вод им профконсульта - ц и и , т е с т и р о в а н и е , я р м а р к и учебных мест . П р оф е с си он а л ьн ая о р и е н тация, проф обучени е , тр уд о у с тр ой с тво м олодеж и — одна из с ам ы х с е р ье зны х проблем н а ш е го общ е с тва . Глубоко пони мая, что неквалифицированный т р у д м о л о д о г о ч е л о в е к а не м ож е т в со в р ем ен ны х у с л о в и ях конкурировать с п р о ф е с с и о н а л ьны м т р у д о м в з р о с л о г о , мы с т а р а е м с я д е л а т ь в с е от на с за ви сящ е е , чтобы оказать м олод ой наш ей см е н е п о д д е р жку в трудный п е риод ее вступ л е н и я в б о л ь ш у ю ж и з н ь . В этой нелегкой работе мы о п и р а ем с я на больш ую за и н т е р е сованную п ом ощ ь а д м и н и с т р а ции района, д еп у тат ско го кор пуса , м н о ги х хо зя й с т в , п р е д приятий и о р гани заций . П ол ь з у я с ь случаем , хочу выразить в с е м им наш у бл а годарно сть , о со б е н н о р уко води телям р а й по и М УП « С т а н о в о е б ы т с е р - в и с » , к о т о р ы е с у ч а с т и е м с р е д с т в ф он да за н я то с ти с о зд али на с в о и х предприятия ) 30 д о п о л н и т е л ь н ы х р а б о ч и ) м е с т для лиц , о с о б о нуж даю щ ихся в со ци ал ьной защи те . Наталья РЫБИНА, д и р е к то р : Становлянского] районного ЦЗН В ы п у с к п о д г о т о в и л Н и к о л а й Л Ы С А Ч Е Н К О .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz