Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

30 марго 2001 г., № 61 (21439) Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я С Л У Ж Б А З А Н Я Т О С Т И ПРОБЛЕМУ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ — РЕШАТЬ СООБЩА Р Ы Н О К Т Р У Д А № 2 ( 5 0 ) Б ю л л е тен ь Д е п а р там е н та ф ед ер ал ьн о й госуд ар ственной сл уж б ы зан ято сти н а сел ен и я п о Л и п ец ко й о бл асти В л а д и м и р Т О Н К И Х : «ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТС1В ШКОЛЕ» В а л е р и й З О Л О Т А Р Е В : «КТО В РАБОЧИЕ п о й д е т ?» В общеобразовательных школах области сегодня занимаются 156^ тысячи школьников, из них более 19 процентов — учащиеся 9-11 классов, то есп> те, кто уже всерьез задумывается о вы^ре своей будущей профессии. И наши учителя совмеспю со слецисшисгами службы занятости, управления начетьного профессионального образования проводят с ними большую профориентационную работу. Для н ас же она начинает­ ся ещ е раньше: в ходе т р у д о ­ вого обучения уже с первого класса и продолж ается в т е ­ ч ение в се х 11 л е т во в р ем я изучения различных ин т е гри ­ р о в а н ны х к у р с о в , т а к и х как “ М атем ати ка и кон стр уир о в а ­ ние», “ П риродоведение и сел ь ­ с к о х о з я й с т в е н н ы й т р у д » , “С е л ь ски й д о м и семья» , «Че­ ловек, труд , профессия» , «Ди­ зайн», «Домоводство» и д р у ­ гих . Д л я с т а р ш е к л а с с н и к о в о сущ ествля е тся также с п е ц и ­ али зац и я и пр оф и л и р о в а н и е по разным вари антам , учи ты ­ вающ им пол, в о зр а с т учащ и х­ ся, о соб ен н о с ти города , р а й ­ она, села . По желанию подро стко в и их род и тел ей мы п р е д о с т а в ­ ляем во зм ож но сть получения п р оф е с сии в п р о ц е с с е т р уд о ­ вого обучения по за р а н е е вы ­ бр а н ны м им и п р и о р и т е тны м н ап равлени ям п р о и зв од с тв а , сел ь ско го хо зяй ства , бы то во ­ го о б с л уж и в а н и я , н а р о д н ы х п ромы сло в и т.д. П о м о г аю т ш к о л ь н и к ам в выборе п р оф е с сий и «Дни о т ­ кры ты х дверей » в вы сш и х и ср ед ни х специальны х учебных заведени ях области , о л им п и ­ ады , конкурсы по п р о ф е с с и ­ ям , ярм ар ки рабочих и у ч е б ­ ных м ест , о р га ни зуемы е служ ­ бой занято сти населения. Б л а ­ годаря в с ем э тим м е р о п р и я ­ ти ям в 2000 году из 12,9 ты ­ сячи выпускников 6462 по сту ­ пили в вузы, 4063 — в с с у зы и 1419 — в учреждения началь­ н о г о п р о ф о б р а з о в а н и я . И з 1 7 5 4 9 вы п у с к н и к о в д е в я ты х к л а с с о в 12108 ч ело век п р о ­ должили учебу в школе, 1930 по ступили в с сузы , а 3158 — в профучилища . О пр едел енно е влияние на вы бор ш кольниками п р о ф е с ­ си и о ка зы ва ет их врем енно е тр удоустрой ство в период л е т ­ них каникул и в сво бо дн о е от учебы время , участие в р а б о ­ те ученических производствен ­ ны х бри гад . Так, л е том п р о ­ ш л о г о г о д а в р е м е н н о бы л о тр уд о у с тр о е н о около 42 тысяч школьников, 17360 подростков р а б о т а л и в 2 6 0 ученич е ски х п р о и зв од ств енны х бри гада х и в 7 4 прои зв од ств енны х зв ен ь ­ ях. В результате бол е е ты с я ­ чи выпускников 9 и 11 кл а с ­ с о в с д е л а л и в ы б о р с в о е й п р оф е с с и и , по ступ или в вы ­ сш и е и ср е д н и е учебны е з а ­ в е д е н и я с е л ь с к о х о з я й с т в е н ­ ного профиля и о стал и сь р а ­ б о т а т ь в р од ны х хо зяй ствах . З а ш колами о бласти за кр е п ­ л е н о 6 5 5 4 гектара зем ли , из которы х 950 п ередано в п о с ­ то я н н о е п о л ь зо ва ни е . Только за один минувш ий год ш коль ­ никами за р або тано 1 376 ты ­ сяч рублей. Богатый опы т организации трудовой дея тельно сти ш коль­ ников накоплен В а сил ье в ской ср е д н е й ш колой Т е р б ун с ко го района , Больш ебоевской , Бра - то вщ ин ско й и В е р хн е л о м о в с - кой ср ед ним и ш колами Д ол го ­ р уковского района , М ал об ое в - ской ср ед н ей ш колой Елецко ­ г о р а й о н а , Н о в о д у б о в с к о й , Синдякинской , Елец -Л о зовской и Верхне -Колы б ельской с р е д ­ н и м и ш к о л а м и Х л е в е н с к о г о района. О с о б о хотел бы сказа ть о п р о и з в о д с т в е н н о й б р и г а д е М алобоевской ср ед н ей школы Елецкого района , которая у с ­ пеш но работает уже 8 лет. Уча ­ щ иеся обучаются зд е с ь вож де ­ нию трактора , получают навы ­ ки в работе с д ру гой се л ь хо з ­ техникой , а по о конч ании 11 кл а с со в вм е с те с а т т е с т а том им вручаются права тра к тори с ­ та 3 класса . С о вм е стн ая и д о ­ вольно слаженная работа ш ко ­ лы и с о в хо за «Светлый путь» п ом о гл а о б е сп е ч и т ь х о з я й с т ­ во с о б с т в е н н ы м и с е л ь с к о х о ­ з я й с т в е н н ы м и к а д р а м и : з а п о с л е д н и е н е с к о л ь к о л е т з а сч ет ср е д с тв хо зяй ства под го ­ товлено более 160 сп е ц и а л и с ­ тов, и з которых 90 человек с е ­ годня трудятся р ядо вым и ра ­ бочими и 68 — специ ал и стам и различного профиля. О со б о е вним ание в своей работе мы уделяем выпускни­ кам учреждений го суд ар ствен ­ ной поддержки детства . В о б ­ ласти 31 такое учреждение , где обучаю тся 3958 де тей , в том чи сле 1373 — сироты . В с е ф ормы и методы проф ­ ориентационной работы в ин ­ тернатных учреждениях о б л а с ­ ти направлены на под го товку выпускников к с а м о с т о я т е л ь ­ ной жизни, выбору п р оф е с сии по душ е . В этих целях прово ­ д и т с я комп ью терное т е с т и р о ­ вание по 11 п р оф е с си ям в Д е ­ партаменте ф едеральной го су ­ д ар стве н н о й службы за н я то с ­ ти населения, начиная с Л ип ец ­ кой области , в городских и рай ­ онны х центрах занято сти , в е ­ д е т с я факультатив «Экономи ­ ка и мы». С младш их классов в ш колах -ин тернатах «вкус» к п р оф е с си и наши педагоги при ­ виваю т учащ им ся через внед ­ рение в учебный п р о ц е с с с п е ­ ци альны х эк сп е р им ен т а л ьны х курсов по изучению ино стран ­ но го языка, о снов медицины , по о вл ад ен ию м у зы кал ьны м и ин стр ум ен там и и т.п. Сл е д уе т отметить, что свою з а д а ч у учр еж д е н и я г о с у д а р ­ с т в е н н о й подд ерж ки д е т с т в а видя т не только в подготовке б уд ущ их специали стов , но и в их по след ующ ем тр уд оу строй ­ стве . В э том вопросе мы т е с ­ но со тр у д н и ч а ем с о служ бой за ня то сти населения, управле ­ ни ем начального проф о б ра зо ­ вания, с адм ини стр ац и ям и го ­ р од о в и районов . И в се гда на ­ хо д им поддержку и понимание , о чем свидетельств уе т и такой факт: в 2000 году все 409 вы­ пускников интернатных учреж ­ д е н и й о б л а с т и с о в м е с т н ы м и у сили ям и были трудоустроены . Надею сь , что наш е со тр у д ­ нич ество продолжится и д а с т новы е хорош ие ростки. В скором времени Россия ._»жет ощутить острую не­ хватку рабочих рук, так как из года в год идет значительное сокращение численности населения, рост смертности опережает рост рохсдаемости. Возни­ кает вопрос: кто через 5-10 лет встанет у горна домен­ ной печи, у станка, за пультами управления прокат­ ными станами, конверторами, кто сядет за штурвал ком­ байна, за руль автомобиля? 11е говоря уж е о менее вос­ требованных рабочих специалистах. Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы идет бессистемная под­ готовка кадров гуманитарно­ го направления, тогда как возрождающейся промыш­ ленности нужны, как гово­ рят, технари, а аграрному сектору — сельхозники. Взять нашу область. С добрый десяток наберется у нас различных негосудар­ ственных образовательных учреждений. Плати деньги и учись. Но специальность ты получишь такую, в кото­ рой не нуждается ни одно серьезное предприятие. Се­ годня в таких учреждениях в области обучаются поряд­ ка 4 тысяч человек. Это зна­ чит, что часть из них вы­ нуждена будет переобучать­ ся, а часть пополнит ряды безработных и ищущих ра­ боту. В то же время в области налицо рост востребованнос­ ти рабочих таких основных профессий, как каменщик, водитель, машинист крана, бульдозера, о-блицовщик, слесарь, станочник, свар­ щик, животновод, оператор машинного доения, механи­ затор, швея, вязальщица, повар и т. д. Если в 1998 году потребность в них со­ ставляла 1075 человек, то в текущем — 5504, при сред­ нем выпуске из наших учи­ лищ 5200 человек. А если учесть, что резко сокраща­ ется выпуск учащихся из 9- X классов (70-72 процента девятиклассников продолжа­ ют учебу в школе), что к 2005 году общее сокраще­ ние школьников ожидается на уровне 20, а к 2009 — 40 процентов, то обеспечить предприятия области рабо­ чими кадрами будет крайне трудно. Несмотря на негативное отношение со стороны от­ дельных министерских чи­ новников, в течение послед­ них десяти лет убеждающих нас в том, что новые рабочие кадры предприятиям не нужны, система начального профобразования области продолжает выполнять свою задачу в прежнем режиме. В целом у нас пока не сни­ жено количество подготав­ ливаемых рабочих по основ­ ным массовым профессиям, а по отдельным даже возро­ сло (сварщиков — на 218 процентов, механизаторов — на 173, каменщиков — в 6 раз). Всего за 10 лет подго­ товка рабочих по наиболее востребованным экономичес­ ким комплексом области профессиям возросла на 114 процентов. Практически заново воз­ рождена подготовка камен­ щиков в липецких учили­ щах №№ 21 и 26, каменщи­ ков и отделочников для сель­ ского строительства в Ус- манском училище № 24 (кстати сказать, этих специ­ алистов в области не готови­ ли в течение 15 лет). Нами проведена большая работа по организации обучения профессии "Спасатель" на базе Липецкого профучили­ ща № 23 для службы МЧС области. В этом году плани­ руем произвести первый вы­ пуск в количестве 36 чело­ век. На основании прогноз­ ных данных, в настоящее время определяем учебное заведение по подготовке спе­ циалистов для коммунальной службы. Мы понимаем, что основ­ ная задача по подготовке ра­ бочих профессий ложится именно на систему начально­ го профобразования, однако решить ее в одиночку будет не под силу. Тем более что профобразование имеет свои внутренние проблемы — это нехватка кадров мастеров производственного обучения и преподавателей, износ обо­ рудования мастерских, уста­ ревающая производственно­ техническая база, недоста­ ток финансовых средств и другие. Б р и г а д и р Л и п е ц к о г о д о м о с т р о и т е л ь н о г о к о м б и н о т о Д м и т р и й Ц у к а н о в н е т о л ь к о с п е ц и а л и с т х о р о ш и й , н о и п е д а г о г у м е л ы й . П о р о й п р и х о д я т н а п р а к ­ т и к у у ч а щ и е с я п р о ф т е х у ч и л и щ с ж е л а н и е м л и ш ь б ы в р е м я о т р а б о т а т ь . А м а с т е р Ц у к а н о в з а н е с к о л ь к о д н е й т о к д е л о п о с т а в и т и р а б о т у о р г а н и з у е т , ч т о и з а у ш и н е о т т я н е ш ь м а л ь ч и ш е к о т р у б а н к а . . . Н а с н и м к е : Д . Ц у к а н о в ( в ц е н т р е ) с у ч е н и к а м и . Ф о т о О л ь г и Б Е Л Я К О В О Й . ПРИОБЩЕНИЕ к ТРУДУ КО М М ЕН Т А РИ Й С П Е Ц И А Л И С Т А П роблема предоставления рабо ­ ты молодым людям , в том числе несовершеннолетним, в области стоит довольно остро и уж е не первый год. Частично она решается службой занятости области совместно с местны­ ми органами власти с привлечением к этому работодателей, органов обра­ зования, социальной защ иты , комис­ сий по делам несоверш еннолетних, отделов молодежи и других заинтере­ сованных организаций. В 2000 году на организованных временных рабочих местах в городах и районах было за ­ нято 14,6 тысячи подростков, что поч­ ти в 1,3 раза превышает уровень, достиг­ нутый в 1999 году. Работы велись по 20 видам, более чем на 300 предприятиях и организациях. Подростки занимались ремонтом помещений и мебели обра­ зовательных учреждений , благоустрой­ ством территорий , природоохранной деятельностью , археологическими рас­ копками , сбором и подготовкой м ате­ риала для газет, оказанием социально- бытовой помощи участникам , инвали­ дам войны и вдовам погибших воинов, выполняли различные работы на пред­ приятиях и в сельскохозяйственном про­ изводстве. Содействуя временно­ му трудоустройству несо­ вершеннолетних в свобод­ ное от учебы время, служ- I ба занятости населения I ставит задачу приобщения н е со в ерш ен н о л е тн и х граждан к труду, освое­ ния ими навыков работы, а в перспективе — и осоз­ нанного выбора будущей профессии. Организация временной занятости под­ ростков влияет на сниже­ ние уровня преступности среди несовершеннолет­ них, позволяет направить их активность на реализа­ цию общественно значи- Iмых целей. Приказом Минтруда и социального развития РФ от 16 февраля 2001 года № 21 утверждено «По­ ложение о реализации ме­ роприятии по содействию за­ нятости населения и направ­ лениях расходования средств федерального бюджета». Это положение определя­ ет, в частности, деятельность службы занятости и по орга­ низации трудоустройства не­ совершеннолетних граждан, предусматривая временное трудоустройство в период каникул и в свободное от уче­ бы время в течение всего учебного года детей в возрас­ те от 14 до 17 лет включи­ тельно (ранее предельный возраст участников был до 18 летЭ Приоритетным правом при трудоустройстве будут пользоваться несовершенно­ летние граждане: из числа сирот и оставшихся без по­ печения родителей, а также лиц, их заменяющих; из се­ мей безработных граждан, неполных многодетных се­ мей; семей беженцев и вы­ нужденных переселенцев; освобожденных из воспита_- тельно-трудовых колоний или закончивших специаль­ ные учебно-воспитательные учреждения. При трудоус­ тройстве на временную рабо­ ту по договорам со службой занятости положением пред­ усмотрена частичная компен­ сация из федерального бюд­ жета затрат работодателя по оплате труда несовершенно­ летних, участвующих в ме­ роприятиях, средств на при­ обретение мелкого инвен­ таря, спецодежды и на тран­ спортные расходы по достав­ ке подростков к месту рабо­ ты и оо^ратно. Кроме того, для реализа­ ции мероприятий по органи­ зации временного трудоус­ тройства несовершеннолет­ них для работы руководите­ лями групп разрешено при­ влекать безработных граж­ дан с компенсацией оплаты труда за счет федерального бюджета в размерах, уста­ новленных приказом Мин­ труда России. Согласно областной про­ грамме содействия занятос­ ти населения на 2001 год предполагается трудоустро­ ить на временную работу не менее 10 тысяч подростков по направлению службы заня­ тости. При этом затраты из федерального бюджета соста­ вят более 3 млн. рублей. В настоящее время в ряде городов и районов уже при­ няты соответствующие пос­ тановления глав администра­ ций, направленные на орга­ низацию данной работы, идет процесс заключения с предприятиями договоров на временную занятость подрос­ тков во всех городах и рай­ онах области, а в Грязинском, Задонском, Лебедянском, Липецком и Тербунском рай­ онах более 80 воспитанников детских домов и интернатов уже активно работают по ре­ монту мебели, на пошиве и ремонте одежды, выращива­ нии рассады в теплицах и т.д. Вместе с тем проблемы занятости несовершеннолет­ них пока остаются. Прежде всего — это подбор предпри­ ятий и организаций, способ­ ных оплачивать труд подрос­ тков. Не секрет, что многие работодатели не заинтересо­ ваны в их труде. Одни — из- за экономической нестабиль­ ности предприятий, другие — из-за организационных трудностей. Это относится и к руководителям отдельных общеобразовательных уч­ реждений, нежелающим ис­ пытывать излишние хлопоты при оформлении договорной документации в случае, ког­ да само учреждение высту­ пает в качестве работодате­ ля и т.п. Мы понимаем, что в ны­ нешней ситуации порой и ро­ дители не получают достой­ ную зарплату, а здесь — под­ ростки, желающие работать. Но ведь в конечном итоге за­ нятость отвечает интересам не только самих подростков, их родителей, преподавате­ лей образовательных учреж­ дений, но и имеет в общест­ ве важное социальное значе­ ние. В решении этих проблем на сегодняшний момент очень важно участие органов исполнительной власти как организатора и координатора занятости несовершеннолет­ них между всеми заинтере­ сованными службами. Суче­ том этого Департамент ФГСЗН по Липецкой области надеется на более тесное со­ трудничество и взаимопони­ мание всех заинтересован­ ных ведомств, и в еще боль­ шой степени — работодате­ лей. Владимир БОРОДИН, замначальника отдела трудоустройства, программ занятости и специальных программ департамента А л е к с е й Г Р У Ш И Х И Н ; «ДАЕШЬ ДЕЛОВОЕ ПАРТНЕРаВО!» Конечно, мы не сидим сложа руки. В меру сил и возможностей стараемся вы­ ходить из создавшегося по­ ложения. И тем не менее свою роль видим сегодня в другом: в укреплении свя­ зей со школами, с работода­ телями, центрами занятости населения, в усилении проф­ ессионально-ориентационной пропаганды среди молодежи и среди работающих родите­ лей, призывая их направлять своих детей на учебу в проф­ ессиональные училища, в тесном сотрудничестве со средствами массовой инфор­ мации. Главным критерием оцен­ ки своей работы мы считаем — качество подготовки спе­ циалистов, их востребован­ ность работодателями, т.е. максимальный процент тру- доустраиваемости. Так, если в 1998 году нами было тру­ доустроено 76,4 процента выпускников, то в 1999 — 82,7, а в 2000 — 84,4. На текущий год прогнозируем обеспечить работой 85,4 про­ цента выпускников, а выпус­ кников детей-сирот — 100 процентов. Без подготовленной рабо­ чей смены невозможно даль­ нейшее функционирование, тем более развитие социаль­ но-экономического комплек­ са области. Вот почему эту жизненно необходимую зада­ чу мы сможем решить толь­ ко скоординированными уси­ лиями управлений начально­ го профессионального обра­ зования, труда и занятости. Департамента образования и науки администрации облас­ ти, Департамента федераль­ ной государственной служ­ бы занятости населения по Липецкой области и предпри­ ятиями всех форм собствен­ ности —основными потреби­ телями подготовленной рабо­ чей смены. ОБЪЯВЛЕНИЯ ШЕЦИАЛИа ИЩЕТШ01Т • Врач-окулист высокой ква­ лификации с большим опытом и умением рабо­ тать на ПЭВМ желает трудоустроиться по спе­ циальности. Режим ра­ боты любой. Возможна ставка на 0,5 дня, а так­ же ночные дежурства. • Женщина ищет работу в сфере маркетинга, же­ лательно в строительной ор ган и заци и . Им еет опыт работы в данной сфере. • Женщина, по образова­ нию инженер-механик, занимавшая должность инженера-конструктора на крупных предприяти­ ях города, ищет работу по специальности. • Женщина, учитель немец­ кого языка , имеющая опыт работы по специ­ альности, а также в ка­ честве начальника ОК, знание ПК, ищет работу. • Мужчина, с высшим об ­ разованием, 9 лет про­ работавш ий п р о гр ам ­ м и стом , желает найти работу по специальнос­ ти или инженером-ме- хаником, нач. участка, м астером с зарплатой не ниже 3,5 тыс. • Женщина, техник-технр- лог мебельного произ­ водства, с умением ра­ ботать на ПЭВМ, комму­ никабельная, возможны командировки. Желает работать по специаль­ ности. • Молодая женщина, това­ ровед , имеющая опыт работы директора мага­ зина, бухгалтера, умею­ щая работать на ПЭВМ и водить автомобиль. Же­ л ае т тр у д о у с тр о и ть с я директором магазина. • Мужчина, имеющий бога­ тый опыт работы в ка­ честве мастера, прора­ ба в строительстве, зна­ ние ПК, желает найти работу по вышеперечис­ ленным с п е ц и а л ь н о с ­ тям, с зарплатой не ме­ нее 3,0 тыс. рублей. • Мужчина, юрисконсульт, имеющий большой опыт работы в должности на­ чальника ОК . Ж елает найти работу по специ­ ал ь н о с тям : ю ри ск он ­ сульта или начальника ОК с зарплатой не ниже 2,5 т.р. • Молодая женщина, с вы- сщим образованием и стажем работы в качес­ тве экономиста-товаро- веда, со знанием немец­ кого языка (технический перевод), желает трудо­ устроиться на работу по специальности в любую отрасль н/х. Возможны командировки. Более полную инфор­ мацию можно получить по тел, 47 -82 -65 , с 8 .30 до 17.30. условиях кнестабильной ‘ социально- экономической ситуации, сложившейся но настоящий момент в России, одной из наиболее уязвимых категорий общества является молодежь. Реализация эффективной молодехеной политики невозможна без пристального внимания государства к проблеме занятости и трудоустройства молодого человека. Кто поможет юноше или девушке начать трудовую жизнь? Кто поддержит и ободрит их на первых шагах трудового опыта? Можно сказа ть по привы ­ чке: «Да к о м у э т о нужно?» , «Наше г о с уд а р с т в о о н ас не заботится ...» , «Мы п р е до с та в ­ лены с а м и себ е . ..» , «(Сейчас молодеж ь ником у не нужна...». Позвольте мне не с о гл а си т ь ­ ся с э т и м и вы сказы вани ям и . Е сть люди , которы е по м ер е сил и во змож но стей стараю т ­ ся помочь м о лод ом у человеку реш и ть его проблем у с тр уд о ­ у строй ством . Им енно для э т о ­ го в (Дентре со ци ал ьно -п си хо ­ логической адаптации м о лод е ­ жи Липецкой области при с о ­ д ей с т в и и коми те та по д ел ам молодежи адм ини страц ии Л и ­ пецкой о бл а с ти в 1997 году была со зд а н а и нф о рм ац и о н ­ ная линия по тр удоустрой ству молодежи . О сновной задачей работы линии являлось (и я в ­ л яет ся сей ч а с ) о ка зан и е и н ­ ф орм ационной поддержки м о ­ лодеж и в п р о ц е с с е т р у д о у с ­ трой с тва . У п р о сто го о бы в а ­ теля мож ет возникнуть вопрос: зачем нужна инф ормационная линия, коль в городах, округах и районах области ф ункциони ­ руют центры занято сти н а с е ­ ления? О твет прост. П осколь ­ ку молоды е люди, обучающ и ­ еся в различных учебных з а ­ ведениях, отно ся тся к катего ­ рии «занятого» населения, они не м о гут получить п ом ощ ь в ц е н т р а х з а н я т о с т и , но о н и все гда м о гут по звони ть на ин ­ ф ормационную линию по тр у ­ д о у с тро й с тв у молодежи и о з ­ накомиться с интересующей их инф ормацией . О том , что работа линии не напрасна , го вори т н епреры в ­ ный, постоянно обновляющ ий - •сящ о ток м о лоды х людей, поль­ зующ их ся ее у сл у гам и и р е ­ ально тр уд о у с тр аи вающ и х ся . Во-вторы х , ф ирмы и о р га н и ­ зации , однажды во спол ь зо вав ­ ш и сь усл у гам и инф о рм ацио н ­ ной линии, становятся ее п о с ­ тоянными п ар тне рам и . Линия реально п о м о га е т лю дям . Но ее работа сопряж ена с о м н о ­ гим и тр удно стями . И, пожалуй, с ам ая главная пр о бл ем а — не ­ полная инф орм ация о рабочих м е с т а х . Р а б о т а л ин ии м о гл а бы ть го р а зд о эф ф ек ти вн е е и плодотворнее , если бы с п е ц и ­ ал и с т по работе с молодеж ью имел до ступ к банку вакансий центров за н я то с ти населения и м о г бы предо стави ть эту ин ­ ф орм ац ию тем , кто в ней нуж­ д ается . На се го д н яш н ем э т а ­ пе не об ходим о д ело во е и кон­ структивное партнерство ком и ­ тета по д е л ам молодеж и с Д е ­ пар там ен том ф едеральной го ­ с у д а р с т в е н н о й служ бы з а н я ­ тости населения по Липецкой о б л а с т и . Е с т ь н а д еж д а , что подп и сани е со глаш ения о с о ­ трудничестве о б еи м и с тор о н а ­ м и д а с т о щ у т и м ы е п о л о ж и ­ т ел ьны е р езуль та ты . П ол уч е ­ ние и нф орм ации о вакансиях — это не единственная слож ­ но сть , к о то ра я в о зн и к а е т на пути тр уд оу строй ства м о л о д о ­ го человека. Д ал е е ем у с л е д у ­ ет преодолеть преграду , кото ­ рую вы д в и га е т б о л ьш и н с т в о работодателей , предо ставляю ­ щих раб очи е м е с т а исклю чи ­ тельно специ ал и с там с опытом работы. Спраш ивае тся , где его взять, если за плечами только п р о ф е с с и о н а л ь н о е у ч и л ищ е или институт? И тянется цепоч­ ка слож ностей дальш е . Надо, очень надо, со зд ава ть рабочие м е с т а специал ьно для вчераш ­ них учащ и хся и студен тов . И каждый, кто хоть как-то п ри ­ частен к п р о бл ем ам молодеж ­ ного трудоустрой ства , поним а ­ ет, что эту практику н е об ходи ­ м о всячески развивать. О ч е в и д н о , ч то бы р еш и ть проблем у занятости молодежи , нужны со вм е с тны е усилия Ко ­ митета по д е л ам молодежи а д ­ мини страции Липецкой о б л а с ­ ти, Д епартамента федеральной го судар ственн ой службы за н я ­ тости населения по Липецкой области , молодеж ны х о бщ е с ­ твенны х ор гани заций . Д е п а р ­ там ен та о бразования и науки ад м и н и стр ац и и Лип ецкой о б ­ ласти , Управления начального пр оф е ссиональн о го о бр а з о в а ­ ния Липецкой области и д р у ­ гих заин тере сованны х о р га ни ­ заций . И то гда можно надеять ­ ся, что в ближ айш ем буд ущ ем каждый м олод ой человек б у ­ д е т ощ ущ ать свою в о с тр е б о ­ ван но сть о бщ е с т в о м , с м ож е т | со верш е н с тв о ва ть ся и р а з в и ­ в а ть ся в п р о ф е с с и о н а л ь н о м плане. ВЗГЛЯД и з Р А Й О Н А I ЗАСЛОНСКРЫТОЙ БЕЗРАБОТИЦЕ У ровень официально зарегистрированной безработи­ цы в Становлянском районе невысок —0,52 процен­ та. В то же время существует еще и такое понятие, как «скрытая» безработица, особенно среди молодежи Нестабильность экономической ситуации, разрушение пре­ жних связей мехеду учебными заведениями и базовыми предприятиями, тяжелое материальное положение роди­ телей — далеко не главные ее причины. Суть кроется в другом —в расхлябанности многих молодых людей, в не­ желании учиться и работать, в стремлении к легкой жиз­ ни. И эта проблема всерьез волнует администрацию рай­ она и службу занятости, тем более что сегодня требуются рабочие практически всех специальностей. Выяви ть незанятую м о л о ­ д еж ь , п р е д о с т а в и т ь ей в о з ­ мож ность получить сп еци ал ь ­ но сть и тр уд о у с тр ои ть — т а ­ кие з а д а ч и п о с т а в и л п е р е д службой заня то сти и д р у гим и за и н т ер е со ва н ны м и с т о р о н а ­ ми глава адм ини страц ии р а й ­ она В л ад им ир Алексеевич Г е ­ расимов . В целях их выполне­ ния мы пош ли по пути о р г а ­ ни зац и и в р ем е н ны х учебны х п у н к т о в н е п о с р е д с т в е н н о у себ я в районе , заключив д о ­ го в о р ы с Е л е ц к и м у ч е б н ы м комбина том , с кооперативным т е х н и к ум о м Л и п е ц к о го о б л ­ по тре б сою за и м е с тны м с п о р ­ т и в н о - т е х н и ч е с к и м к л у б о м РО СТО . В результа те в 2000 году 16 человек получили с п е ­ ци ально сть каменщика , 40 — продавца и повара -кондитера , 10 — тр ак тори ста -м аш и ни ста . В н а сто ящ ее врем я проходят о б у ч е н и е по с п е ц и а л ь н о с т и п р о д а в е ц и п о в а р -к о н д и т е р ещ е 40 человек, а в конце м е ­ с я ц а п р и с т у п а е т к за н я ти я м группа по подготовке тракто - р и сто в -м аш и н и с то в . Хочу о т ­ метить, что реб ята с ж ел ани ­ ем идут на обучение , и п ри ­ вл е к ае т их как в о зм ож н о с т ь получения квалифицированной специ ал ьно с ти , так и то, что служ ба заня то сти оплачивает п р о е зд д о райцентра , где п р о ­ води тся обучение , выплачива­ ет стипендии и о ка зы вает с о ­ д ей с т в и е в по след ующ ем тр у ­ д оу строй стве . На о с о б о м счету в районе работа с тр удным и п о др о с т ка ­ ми . Т о л ь ко л е т о м п р ош л о го года к ом и с си ей по д е л ам н е ­ со верш еннолетни х таких было выявлено 28 человек. В м е с т е с с е к р е т а р е м к о м и с с и и мы в с третили сь с каждым и з них, с их роди тел ями . Р а з го во р п о ­ л у ч и л с я с е р ь е з н ы й , у б е д и ­ тельный, а главное — р е зул ь ­ тативный: 25 подро стко в с п о ­ м о щ ь ю с л у ж б ы з а н я т о с т и п р ош л и о б у ч е н и е , пол учи ли сп еци ал ьно сть и были т р уд о ­ у с тр о ены . В ны н еш н ем го д у мы продолж аем эт у работу. Б ол ьш о е вним ани е центр за н я то сти н аселения уделяет о б уч ению и т р у д о у с т р о й с т в у молодеж и , о тн о сящ е й ся к ка ­ те гории о с о б о нуждающихся в соци ал ьной защи те . В н а с т о ­ ящ ее врем я один н е со ве рш ен ­ нолетний и з числа инвалидов прош ел обучение по сп е ц и ал ь ­ но сти сапож ник и у с тр о ен на р а б о т у в р а й о н н у ю с л у ж б у быта, а д ве девуш ки о с в а и в а ­ ют п р оф е с сию портной , и их тоже ж дет работа. Кр ом е профобучения н е за ­ нятой молодеж и , мы о ка зы ва ­ ем сущ е ственн ую п ом ощ ь вы ­ пускникам учебных заведений . В п р ош л о м го д у пять и з них нами были направлены на «Мо ­ лодеж ную практику» в учреж ­ дени я и на предприятия р а й ­ она, п о сл е чего в с е т р у д о у с ­ троены на по стоянны е рабочие м е с т а по м е с т у про хож дения практики. Не о стаю тся в с тор о н е от внимания сп еци ал и стов служ ­ бы за ня то сти и учащ и еся с т а р ­ ш их к л ассо в школ района . Мы пом о га ем им правильно с о р и ­ ен ти ро вать ся в слож ной ж и з ­ ненной ситуации , выбрать б у ­ д ущ ую пр оф е с сию . В этих ц е ­ лях п р о вод им профконсульта - ц и и , т е с т и р о в а н и е , я р м а р к и учебных мест . П р оф е с си он а л ьн ая о р и е н ­ тация, проф обучени е , тр уд о у с ­ тр ой с тво м олодеж и — одна из с ам ы х с е р ье зны х проблем н а ­ ш е го общ е с тва . Глубоко пони ­ мая, что неквалифицированный т р у д м о л о д о г о ч е л о в е к а не м ож е т в со в р ем ен ны х у с л о в и ­ ях конкурировать с п р о ф е с с и ­ о н а л ьны м т р у д о м в з р о с л о г о , мы с т а р а е м с я д е л а т ь в с е от на с за ви сящ е е , чтобы оказать м олод ой наш ей см е н е п о д д е р ­ жку в трудный п е риод ее вступ ­ л е н и я в б о л ь ш у ю ж и з н ь . В этой нелегкой работе мы о п и ­ р а ем с я на больш ую за и н т е р е ­ сованную п ом ощ ь а д м и н и с т р а ­ ции района, д еп у тат ско го кор ­ пуса , м н о ги х хо зя й с т в , п р е д ­ приятий и о р гани заций . П ол ь ­ з у я с ь случаем , хочу выразить в с е м им наш у бл а годарно сть , о со б е н н о р уко води телям р а й ­ по и М УП « С т а н о в о е б ы т с е р - в и с » , к о т о р ы е с у ч а с т и е м с р е д с т в ф он да за н я то с ти с о ­ зд али на с в о и х предприятия ) 30 д о п о л н и т е л ь н ы х р а б о ч и ) м е с т для лиц , о с о б о нуж даю ­ щ ихся в со ци ал ьной защи те . Наталья РЫБИНА, д и р е к то р : Становлянского] районного ЦЗН В ы п у с к п о д г о т о в и л Н и к о л а й Л Ы С А Ч Е Н К О .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz