Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
м а р т а 1 0 0 1 ^ 1 - 5 1 (1 |4 1 9 ^ 1 1 4 3 0 ) ш щ ВЫ ОБ Э Т О М СПРАШИВАЛИ ГЕ В ВУЗ кончаю щ Т емный промозглый вечер хлюпал смесью та лого снега и песка, а люди поодиночке и па рами тянулись в Дом офицеров военного го родка . Широкая лестница, Георгий Победоносец, Вла димир Ильич, колонны, зеркала, маленький зал с де ревянными креслами... Сцена: стул и микрофон. Ве чер бардовской песни «Вот и кончен февраль...» Клуб авторской песни «Зеленая карета» рад приветствовать всех собравшихся! Здравствуйте... Семь лет назад трое сту дентов Липецкого техни ческого института, ныне университета, трое роман тиков с гитарами, выступи ли с инициативой создания этого клуба. Инициатива, как полагалось, должна быть «под контролем». И вскоре трио получило ру ководителя «сверху». От личали его приятный голос, чувство меры во всем и четкая позиция касательно того, что можно и нужно петь со сцены, а что прибе речь для подъездов и подва лов. Клубовцы не спорили, разучивали романсы и по пивали чаек в узком кру гу. Но отщепенцев, не до пущенных с их репертуа ром до концертов, было не мало. Колесо жизни крути лось все быстрее, у препо давателя появились другие проблемы, и от дел он ото шел, решив клуб при этом закрыть. Сказано — сдела но: объявили, распустили, репетиционную аудиторию переделали в костюмер ную, нет клуба — и все тут. Только песню не за д у шишь, не убьешь! Народ распускаться не собирал ся, и еще пару лет клуб су ществовал в подвешенном состоянии. Собирались по пять-шесть человек, репе тировали где придется, особо нигде не выступали, а к своему пятилет нему юбилею избра ли новое начальст во в лице Вадима Данилюка. Так и началось возрожде ние «Зеленой каре ты». — Почему такое название? Да так с ходу , на первом концерте, по назва нию первой песни и «окрестились», — говорит Вадим. — Живем в одной из -- аудитории в старом корпу се ЛГТУ в центре, считаем ся студенческим клубом, хотя есть у нас и еще школьники, и уже не сту денты. Поем все, что нра вится: и известных бардов, и свое, авторское. Ребята та лантливые — почти все пи шут и стихи, и музыку. Концерты даем, как повод появится, да и без повода тоже. Осенью стали лауреа тами областного и городско го конкурсов авторской пес ни, так что городской клуб бардов «Капель» в нас кон курентов почувствовал. Да это я так, шучу, мы с ними дружим и еще много с кем. Поначалу на репетиции со биралось человек по шесть десят, и получалась тусов ка с философскими беседа ми, играми типа «Ассоциа ция» и песнями «Чижа» — «Чайфа», весело, конечно, но и извините, бар-дак! Те перь от нас кое-кто отделил ся, например группа музы кальных театралов, ставя щих сценки и сказки во гла ве с Сергеем Паниным. Они теперь просто друзья клу ба, а мы будем петь, и петь всерьез. Вот такой строгий руко водитель. На самом деле — очень веселый и мягкий, по тому что другие люди под гитару и не поют. ... А зал, погрузившись в темноту, ждал чего-то очень доброго, светлого, давно забытого... И ребя та выходили на сцену и да рили людям песни Никити ных, Розенбаума и свои со бственные. Дебютантка с косичкой Ольга Иванникова-Марин- ская пела о радостной встрече с ... лужей и до ждиком, забавная парочка Роман и Нил озадачили слушателей своей «Белой весной», а два хулигана Игорь Панин и Сергей Кравченко поделились со мнительной идейкой, «как хорошо иногда побыть хо лостым». В традиционное русло концерт вернул «сказочник» Сергей Па нин, и вот, словно живой, по улице поехал «балдеж ный понедельник». Зал смеялся до слез над испо ведью бедного таракана, подслушанной автором: «Я усатый таракан с добрыми глазами. За что, люди, мой хрупкий стан топчете но гами?» И было долгождан ное тепло и улыбки, и на конец стало понятно, поче му вереницей тянулись сюда люди, а после концер- т'а оставляли свои телефо ны, чтобы им сообщили о новой встрече. Пожалуй, истина в одной простой строчке из песни «Суета сует», исполненной Вади мом и ставшей, считайте, девизом клубовцев: «Рас ставаться не жалей ты с теплом души своей — воз вратится во сто крат и бу дешь ты богат». Как же здорово, что в этой суете где-то рядом с нами тихо катится «Зеленая карета» и делает нас чуть-чуть счастливее. Надежда ОСЕННЯЯ. ФРАГМЕНТЫ КОГДАНЕНУЖНЫ ВРАЧИИЛЕКАРаВА... МОЛОДЕЖЬ 0ЬЩР.1ТЕЙ Н аконец-то в «Ступенях» нашлось место для сообщения, что у нас имеется мониторинго вый доклад — «ААолодежь в меняющемся об ществе». Он подготовлен 11Ы1СЕР — Детским фондом Ор ганизации Объединенных Наций. Доклад написан по странам Центральной и Восточной Европы, Содружес тва Независимых Государств и государств Балтии. Пре зентация доклада состоялась в Москве в конце про шлого года, а сам документ содержит столько ценных фактов и выводов, что, пожалуй, следовало бы обра титься к нему не раз. р д а и т Е Концепция хорошего здо ровья, выдвинутая Всемир ной организацией здравоох ранения, определяет его как «состояние полного физи ческого, психического и со циального благополучия, а не просто отсутствие болез ней или недугов»... Представления молодых людей о здоровье важны, поскольку влияют на то, как молодежь ведет себя в отно шении своего здоровья, что имеет вполне реальные пос ледствия... Выборка показывает, сколь по-разному молодые люди смотрят на здоровье. Так, в Узбекистане они тес но связывают его с создани ем семьи и своим окружени ем, а в России и Румынии определяют здоровье в более личностном плане... Обследования действи тельно показывают, что очень большое число молодых лю дей в странах, переживаю щих переходный период, не отличаются хорошим здо ровьем, а их поведение не редко приводит к отрица тельным и даже трагическим последствиям. ...В регионе из поколения, которому в 1989 году, то есть в начале пере ходного периода, было 5-14 лет, свыше полумиллиона юношей и девушек не дожи ли до 1999 года и не стали частью поколения в возрасте 15-24 лет. КАК ВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ПОНЯТИЕ «ХОРОШЕЕ Беседы в фокус-группах были проведены для докла да с молодыми россиянами. румынами и узбеками в воз расте 15-24 лет. «Хорошее здоровье дает тебе физическую возмож ность делать все, что захо чется... беспробудно пить три дня, пробежать 10 километ ров, танцевать под дождем». (Доринел, 22 года) «Хорошее здоровье —это здоровье, которое не ограни чивает твою работоспособ ность». (Елена, 19 лет) «Хорошее здоровье озна чает, что тебе не нужны вра чи и лекарства». (Церазела, 16 лет) «Вот что означает здо ровье — это престиж, мужс кая гордость, здоровое поко ление». (Рустам, 18 лет) «Для нас, девушек, глав ное—быть здоровьпчи во имя наших семей». (Наргиза, 20 лет) «Если вызаботитесь о сво ем здоровье, когда вам 15 или 16 лет, у вас будет хоро шее здоровье и в будущем. А если нет, то через 10 лет вы будете больным челове ком и станете упрекать себя за то, что раньше не берегли свое здоровье». (Раиса, 15 лет) «Хорошее здоровье —это когда ты можешь позволить себе не думать о хорошем здоровье*. (Стефан, 20 лет) в эЛом. гос} 1 { Ш.КОЛ 1 / . Самые /Илжелые сейч,ас м е с я цы . ^4 €пе[ 1 ес 1 и еще !п^ц()нее — вс1п1^яи1Иельяые эк зам ены . 13 ^олыиих го 1 юс 1 ах <^а с большими деньгами можно пой/ни к 1 гене 1 пи(но 1 и{. о4 в . наш.ем селе ка кой /гене 1 ни 1 по 1 г? /3 Липецке би^ел книжкц « 2 5 0 30Л01ПЫХ соч.иненийл . Жоможе/п ли она? 2)о1гогая. Л К1иО НОМОЖей1 п о ^1^ССКОМ1/ ЯЗЫК1), в е ^ ь в любом б1/зе хо/пь ^ик/нан(н, п^и^е|«.ся писа /пь? 2)има И... Л ипецкий ^ а й о н . Насчет «Двухсот пятидесяти золо тых сочинений» опасения верны. И дело не в том, что это дорого. Сборник со ставлен не специалистами, а теми, кто просто зарабатывает на тревогах и за ботах абитуриентов, их родителей, ба бушек и дедушек. Сочинения вовсе не «золотые», а ошибок в них море. К при меру, Григория Мелихова, героя «Тихо го Дона», там называют Мелеховым... И это еще мелочь... Назовем то, что все-таки действи тельно поможет подготовиться Диме по русскому языку и литературе, причем с наименьшими финансовыми затратами. Во-первых, школьные учебники и внимательное чтение самих произве дений. Во-вторых, прекрасная газета «Первое сентября» с ее приложения ми по самым разным предметам. Вы можете выписать приложения «Рус ский язык» и «Литература». Подпис ной индекс «Русского языка»; 32383 — для индивидуальных подписчиков; 32601 — для предприятий и организа ций. Индекс «Литературы»: 32029—для индивидуальных подписчиков; 32593— для предприятий и организаций. Липецкая областная детская газета «Золотой ключик» с осени прошлого года ведет рубрику «Репетитор по рус скому языку». Подписной индекс «Зо- лотого ключика» — 52608. Такая же рубрика «Репетитор» поя вилась с января этого года в журнале «Школьный вестник», а с октября про шлого года — рубрика «Школьное сочи нение». Вы никогда не слышали о журнале «Школьный вестник»? Неудивительно. Он выходит рельефно-точечным шрифтом Брайля, и его читают слепые ребята (ко торым ведь тоже нужно готовиться к эк заменам!). Но с 1997 года выпускается вариант журнала обычным плоскопечат ным шрифтом, только укрупненным, — для школьников с ослабленным зрени ем. Финансирование этого варианта «Школьного вестника» записано отдель ной строкой в государственном бюдже те. Подписки нет, так как себестоимость одного экземпляра журнала очень ве лика. Но издательства «Молодая гвар дия» и «Логос» рассылают его бесплат но по всей стране. В Липецке этот жур нал можно читать в библиотеке школы- интерната для слепых и слабовидящих детей (улица Механизаторов, 9, останов ка «Автопарк»), а еще в библиотеке ВОС (ул. Елецкая, 69, остановка «Хлебозавод № 3»). Телефон библиотеки — 24-02-01. Библиотекари ждут вас, даже если у вас вполне нормальное зрение. Плоскопе чатный вариант журнала «Школьный вес тник» можно найти и в Ельце, в филиале библиотеки ВОС. Адрес: ул. Клары Цет кин, 15а. Телефон — 2-76-23. В Лебедя ни филиал библиотеки находится по ад ресу: ул. Мира, 6. Телефон — 5-24-00. Адрес в Задонске: ул. Ленина, 31, теле фон — 2-15-98; в Долгорукове: ул. Ли хачева, 39, телефон — 2-10-04. А обратили ли вы внимание, что ре петитор по русскому языку работает и на «Семейном канале»? Не пропускайте этих передач. ВСТРЕЧА С ловно эхо доносились до , меня слова его песни «Ми лая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретишься со мною...» В одном из оживленных мест нашего города — маленький мир большого человека. Каждое утро он брал в руки свою потертую временем старушку-гитару и шел на работу. Он музыкант. Правда, у него нет музыкального образования, и он никогда не блуждал в джунг лях сольфеджио. Но как играет! В грязную бейсболку он собирал копейки, чтобы хоть как-то прибли зиться к заветной цели... Всякий раз, проходя мимо, я невольно пог лядывала в сторону уличного музы канта и мысленно спрашивала: «А зачем весь этот маскарад?» Нет, я верила, что человек не от достатка великого выходит на улицу и при людно начинает петь. Но разве та кой молодой, сильный парень не мо жет найти себе другой, более до стойный и высокооплачиваемый, труд? ...В тот день я была чуть-чуть богаче, чем всегда. Так бьшает со все ми в день зарплаты. Решив совер шить щедрый поступок, я бросила в его бейсболку новенькую пятиде сятирублевую купюру и не спеша двинулась далее. — Девушка, а вы сдачу не хоти те взять? — услышала я голос за спиной и, хотя в этой толпе были десятки людей, догадалась, что ок ликнули именно меня. Обернулась; музыкант держит в руках мою толь ко что брошенную купюру (десятая часть всей зарплаты) и пристально смотрит на мою удивленную физио номию. — Разве это тот случай, когда полагается давать сдачу? — спро сила я. — Мне лишнего не надо. Я же вижу, у вас в кармане негусто, поэ тому хочу, чтобы вы забрали свои деньги. А я буду надеяться на ми лость богатых с тугими кошелька ми. Такого поворота я никак не ожи дала. Чтобы уличный музыкант не брал денег, так что же ему в таком случае надо? И уже через полчаса я смогла ответить не только на этот вопрос, но и на многие другие, от веты на которые то вызывали улыб ку, то заставляли задуматься. Но чаще я чувствовала, что на глаза наворачиваются слезы. Сергей родом из далекого Вла дивостока, где одновременно и бе рет начало, и заканчивается россий ская земля. За свои 22 года он про ехал почти всю страну. Догадай тесь, что послужило толчком к та кому длительному путешествию? Для тех, кто еще не уловил, отве чаю: любовь. История, на первый взгляд, ба нальна и чем-то напоминает обыч ный телесериал. Сергей из простой рабочей семьи. Мать — повар, отец — шофер. Сам окончил училище, отслужил в армии и после дембеля, так же как и отец, устроился води телем на одно из предприятий. Как- то на дискотеке познакомился с Юлей. Начали встречаться. Вот тут- то каша и заварилась. Родители Юли не захотели, чтобы их един ственная дочь связалась с каким-то работягой, от которого всегда пах нет бензином, а руки — в машин ном масле. Недолго думая, они ото слали дочь к бабушке в Ростов, по лагая, что расстояние заставит Юлю выкинуть из головы всякую чепу ху. Но что значат для любви какие- то километры, даже если их коли чество измеряется десятками ты сяч, а то и сотнями! После того как Юля прислала ему письмо с обратным адресом. Сергей решил во что бы то ни ста ло добраться до Ростова. Собрал в походный рюкзак самое необходи мое, а через плечо — неразлучную гитару. И в путь! — Неужели так просто взял и уехал с насиженного места? — пе респросила я. —А что оставалось делать? Ради любви люди совершали и не такие поступки. — А как же твои родители? Не жалко было бросать? •— Я же не на всю жизнь уехал. А об отъезде только отцу сказал, тот сначала отговорить попытался, а потом обнял и по-христиански бла гословил. Матери ничего тогда не сказал. Просто не выдержал бы слез. Сейчас по мере возможности посылаю им открытки, что, мол, жив-здоров, не скучайте, люблю. — Ты в дороге уже четыре ме сяца, а по нынешним временам про ехать чуть ли не всю Россию — да леко недешево. Откуда деньги на жизнь и на дорогу? — А ты думаешь, для чего я здесь с гитарой стою? Но песнями много не заработаешь. Тружусь. Где грузчиком, где дворником, а однаж ды даже выгуливал любимую со бачку одного важного дяденьки. Правда, и платил он щедро. Так за пять дней я набрал денег на билет до Екатеринбурга. А вообще за это время побывал во многих городах и «примерил* на себе много профес сий. — А где ты ночуешь? — Да раз на раз не приходится. Вот, например, в Омске жил у пар ня, с которым вместе в армии слу жил. В других городах по-разному: то на вокзале, то в подземке, то в школе, если сторожа удастся уло мать, ну и, конечно, в милицейских участках. Но надо отдать должное, ребята хорошие попадгшись. Прочи тают письмо Юльки и почти сразу отпускают на волю. Был случай, ког да ц некоторое время жил в цыганс ком таборе. Они меня даже гадать по руке научили. Давай тебе пога даю? — Спасибо, я не верю в эти штуч ки. А ты свою судьбу пробовал пред сказать? До Ростова-то когда добе решься? — Да я и без гадания знаю. Завт ра автостопом попробую добраться до Воронежа, а там уже прямым рей сом на поезде до Ростова. Сергей говорил так уверенно, что я даже не решилась задать ему во прос: а ждет ли его Юля? Достойна ли она такой любви? Мой «полтинник» Сергей так и не взял, сколько я его ни просила. На следующий день снова проходила мимо того места, где он обычно иг рал. Его там не было. Значит, уехал в Воронеж. Удачи тебе, Сергей... г. Липецк. Елена ШИЛОВСКИХ. Р .8 . Пустовал Сережкин пятачок недолго. Уже через несколько дней на этом месте сидел инвалид без ноги и играл на баяне. У него своя история... КАК СПОРИТЬ? О ТАЛАНТЕ И СП О С О Б Н О С Т Я Х Эти строки из переписки русско го ученого Александра Александрови ча Любищева во многом помогут вам. О Любищеве — книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь». Из письма Б. С. Кузину*, 16.1.1949. Вы принимаете только две формы спора; неодобряемую Вами, «пиквикс- кую», когда одна сторона стремится во что бы то ни стало убедить другую, и одобряемую Вами, когда человек, впол не уверенный в своей правоте, с чувст вом горделивого превосходства прекра щает ставший бесполезным спор. Вы пи шете: «Если он этого не делает, я всег да подозреваю, что он не очень-то верит в свою правоту, но что тут действует тщеславие». А разве так уж хорошо безусловно верить в свою правоту и смотреть на всех думающих не иначе как с чувством гор деливого превосходства? По-моему, это и есть источник подлинного фанатизма: такой человек еще остается человеком, пока его воздействие на несогласных с ним ограничивается возможностью взи рать на них с чувством горделивого пре восходства. Но как только в его распо ряжении оказываются иные методы ве дения спора, он редко воздерживается от соблазна заткнуть противные рты и оправдывает это действие именно твер дой уверенностью в своей правоте. Моя точка зрения: истинный ученый и искатель истины никогда абсолютной уверенности такого рода не имеет (ко нечно, дело касается тех областей зна ния, где существуют споры) и пытает ся новыми и новыми аргументами до биться согласия своего противника не потому, что чувствует перед ним горде ливое превосходство, и не из тщесла- *Б. С. Кузин (19031973) — энтомолог, доктор биологических наук. ВИЯ , а прежде всего, чтобы проверить собственные выводы. И не прекращает спора, пока не убедится, что точно по нял всю аргументацию противника, или что противник держится своих взгля дов не на основании строго объективных данных, а по причине тех или иных предрассудков, и, следовательно, даль нейший спор бесполезен на ближайшем этапе. Я считаю, что серьезный спор мо жет быть окончен, когда вы можете не только изложить мнение противника с такой же степенью убедительности, с какой он сам его излагает, но и приба вить к этому рассуждению новое, пока зывающее подсознательные корни пред рассудков противника. Учиться искус ству такого спора, по-моему, надо у Пла тона. Из письма Б. С. Кузина А. А. Лю- бищеву, 1.x.1949. Для продуктивного и интересного спора необходимы три условия: 1) твер дая уверенность, что твой противник может тебя понять; 2) такая же уверен ность, что он хочет тебя понять; 3) при знание за противником полного и закон ного права иметь мнения, отличные от твоих, и сохранить их и после спора. Пос ледний пункт, конечно, предполагает наличие у спорящих терпимости... Ког да я спорю с Вами, я бываю уверен, что с Вашей стороны три изложенных ус ловия гарантированы... Из письма Б. С. Кузину, 9.Х1.1949. Сформулированные Вами три усло вия спора носят псевдорациональный ха рактер. 1) Твердая уверенность, что твой про тивник может тебя понять. Но Вы от лично знаете, что многих Ваших эсте тических, а часто и научных (у Вас, как и у меня, все это перепутано) положе ний я понять не могу, при всем моем желании. 2) Такая же уверенность, что про тивник хочет тебя понять. Я уверен, что Вы не хотите понять многие биометри ческие работы, у меня же есть жела ние понять все, включая симфонии и со наты, но, к сожалению, отсутствует для этого потенция. 3) Признание за противником пол ного и законного права иметь мнения, отличные от твоих, и сохранить их и после спора. Последнее условие отно сится к категории культурности, а не терпимости, отсутствие его означает деспотизм. Я, напротив, для продуктивного и интересного спора считаю необходимы ми, кроме общей культурности, следу ющие условия; 1) общие интересы; 2) важные спорные проблемы в сфере этих общих интересов; 3) разнообразие под ходов диспутантов к этим проблемам; 4) наличие «искательства» в области данных проблем, иначе говоря, чтобы не было твердой уверенности в правиль ности и окончательности намечаемых решений. Этот выпуск молодежной страницы «Ступени» проиллюстрировали художни ки Елена Б Е З РЯД И Н А , Екатерина Б Ы Я К О В А (студентка художестиспно-гнафн* •пчтано факульнча Л Г И У ) и Е и п ч п т ДВОСКИПА . Шя Д ля СТИХИ и ПЕСНИ ч ПЕСЕНКА ОСЛИКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА « б о л ь ш о й СЕКРЕТ д л я м а л е н ь к о й КОМПАНИИ» Стихи ЮнныМориц Музыка Сергея Никитина Не секрет, что друзья не растут в огороде, Не продашь и не купишь друзей. И поэтому я Всё бегу по дороге С патефоном волшебным В тележке своей. Припев; под грустное мычание, Под бодрое рычание, Под дружеское ржание Рождается на свет. Большой секрет " 1 Я маленькой, гя маленькой такой компании, Ш я скромной такой компании Огромный такой секрет. Не секрет, что друзья — это честь и отвага. Это верность, отвага и честь. А отвага и честь — это рыцарь и шпага. Всем глотателям шпаг Никогда их не съесть! Припев. Не секрет, что друзья удирают вприпрыжку. Не хотят на цепочке сидеть. Их заставить нельзя ни за какую коврижку От безделья и скуки Балдеть. Припев. Не секрет, что друзья в облака обожэют Уноситься на крыльях и без. Но бросаются к нам, если нас обижают, К нам на помощь бросаются Даже с небес! Припев: Под грустное мычание. Под бодрое рычание. Под дружеское ржание Рождается на свет Большой секрет Для маленькой. Для маленькой такой компании, Для скромной такой компании Огромный такой секрет. Ах, было б только с кем. Ах, было б только с кем. Ах, было б только с кем... поговорить!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz