Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

м а р т а 1 0 0 1 ^ 1 - 5 1 (1 |4 1 9 ^ 1 1 4 3 0 ) ш щ ВЫ ОБ Э Т О М СПРАШИВАЛИ ГЕ В ВУЗ кончаю щ Т емный промозглый вечер хлюпал смесью та­ лого снега и песка, а люди поодиночке и па­ рами тянулись в Дом офицеров военного го­ родка . Широкая лестница, Георгий Победоносец, Вла­ димир Ильич, колонны, зеркала, маленький зал с де­ ревянными креслами... Сцена: стул и микрофон. Ве­ чер бардовской песни «Вот и кончен февраль...» Клуб авторской песни «Зеленая карета» рад приветствовать всех собравшихся! Здравствуйте... Семь лет назад трое сту­ дентов Липецкого техни­ ческого института, ныне университета, трое роман­ тиков с гитарами, выступи­ ли с инициативой создания этого клуба. Инициатива, как полагалось, должна быть «под контролем». И вскоре трио получило ру­ ководителя «сверху». От­ личали его приятный голос, чувство меры во всем и четкая позиция касательно того, что можно и нужно петь со сцены, а что прибе­ речь для подъездов и подва­ лов. Клубовцы не спорили, разучивали романсы и по­ пивали чаек в узком кру­ гу. Но отщепенцев, не до­ пущенных с их репертуа­ ром до концертов, было не­ мало. Колесо жизни крути­ лось все быстрее, у препо­ давателя появились другие проблемы, и от дел он ото­ шел, решив клуб при этом закрыть. Сказано — сдела­ но: объявили, распустили, репетиционную аудиторию переделали в костюмер­ ную, нет клуба — и все тут. Только песню не за д у ­ шишь, не убьешь! Народ распускаться не собирал­ ся, и еще пару лет клуб су­ ществовал в подвешенном состоянии. Собирались по пять-шесть человек, репе­ тировали где придется, особо нигде не выступали, а к своему пятилет­ нему юбилею избра­ ли новое начальст­ во в лице Вадима Данилюка. Так и началось возрожде­ ние «Зеленой каре­ ты». — Почему такое название? Да так с ходу , на первом концерте, по назва­ нию первой песни и «окрестились», — говорит Вадим. — Живем в одной из -- аудитории в старом корпу­ се ЛГТУ в центре, считаем­ ся студенческим клубом, хотя есть у нас и еще школьники, и уже не сту­ денты. Поем все, что нра­ вится: и известных бардов, и свое, авторское. Ребята та­ лантливые — почти все пи­ шут и стихи, и музыку. Концерты даем, как повод появится, да и без повода тоже. Осенью стали лауреа­ тами областного и городско­ го конкурсов авторской пес­ ни, так что городской клуб бардов «Капель» в нас кон­ курентов почувствовал. Да это я так, шучу, мы с ними дружим и еще много с кем. Поначалу на репетиции со­ биралось человек по шесть­ десят, и получалась тусов­ ка с философскими беседа­ ми, играми типа «Ассоциа­ ция» и песнями «Чижа» — «Чайфа», весело, конечно, но и извините, бар-дак! Те­ перь от нас кое-кто отделил­ ся, например группа музы­ кальных театралов, ставя­ щих сценки и сказки во гла­ ве с Сергеем Паниным. Они теперь просто друзья клу­ ба, а мы будем петь, и петь всерьез. Вот такой строгий руко­ водитель. На самом деле — очень веселый и мягкий, по­ тому что другие люди под гитару и не поют. ... А зал, погрузившись в темноту, ждал чего-то очень доброго, светлого, давно забытого... И ребя­ та выходили на сцену и да­ рили людям песни Никити­ ных, Розенбаума и свои со­ бственные. Дебютантка с косичкой Ольга Иванникова-Марин- ская пела о радостной встрече с ... лужей и до­ ждиком, забавная парочка Роман и Нил озадачили слушателей своей «Белой весной», а два хулигана Игорь Панин и Сергей Кравченко поделились со­ мнительной идейкой, «как хорошо иногда побыть хо­ лостым». В традиционное русло концерт вернул «сказочник» Сергей Па­ нин, и вот, словно живой, по улице поехал «балдеж­ ный понедельник». Зал смеялся до слез над испо­ ведью бедного таракана, подслушанной автором: «Я усатый таракан с добрыми глазами. За что, люди, мой хрупкий стан топчете но­ гами?» И было долгождан­ ное тепло и улыбки, и на­ конец стало понятно, поче­ му вереницей тянулись сюда люди, а после концер- т'а оставляли свои телефо­ ны, чтобы им сообщили о новой встрече. Пожалуй, истина в одной простой строчке из песни «Суета сует», исполненной Вади­ мом и ставшей, считайте, девизом клубовцев: «Рас­ ставаться не жалей ты с теплом души своей — воз­ вратится во сто крат и бу­ дешь ты богат». Как же здорово, что в этой суете где-то рядом с нами тихо катится «Зеленая карета» и делает нас чуть-чуть счастливее. Надежда ОСЕННЯЯ. ФРАГМЕНТЫ КОГДАНЕНУЖНЫ ВРАЧИИЛЕКАРаВА... МОЛОДЕЖЬ 0ЬЩР.1ТЕЙ Н аконец-то в «Ступенях» нашлось место для сообщения, что у нас имеется мониторинго­ вый доклад — «ААолодежь в меняющемся об ­ ществе». Он подготовлен 11Ы1СЕР — Детским фондом Ор­ ганизации Объединенных Наций. Доклад написан по странам Центральной и Восточной Европы, Содружес­ тва Независимых Государств и государств Балтии. Пре­ зентация доклада состоялась в Москве в конце про­ шлого года, а сам документ содержит столько ценных фактов и выводов, что, пожалуй, следовало бы обра ­ титься к нему не раз. р д а и т Е Концепция хорошего здо­ ровья, выдвинутая Всемир­ ной организацией здравоох­ ранения, определяет его как «состояние полного физи­ ческого, психического и со­ циального благополучия, а не просто отсутствие болез­ ней или недугов»... Представления молодых людей о здоровье важны, поскольку влияют на то, как молодежь ведет себя в отно­ шении своего здоровья, что имеет вполне реальные пос­ ледствия... Выборка показывает, сколь по-разному молодые люди смотрят на здоровье. Так, в Узбекистане они тес­ но связывают его с создани­ ем семьи и своим окружени­ ем, а в России и Румынии определяют здоровье в более личностном плане... Обследования действи­ тельно показывают, что очень большое число молодых лю­ дей в странах, переживаю­ щих переходный период, не отличаются хорошим здо­ ровьем, а их поведение не­ редко приводит к отрица­ тельным и даже трагическим последствиям. ...В регионе из поколения, которому в 1989 году, то есть в начале пере­ ходного периода, было 5-14 лет, свыше полумиллиона юношей и девушек не дожи­ ли до 1999 года и не стали частью поколения в возрасте 15-24 лет. КАК ВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ПОНЯТИЕ «ХОРОШЕЕ Беседы в фокус-группах были проведены для докла­ да с молодыми россиянами. румынами и узбеками в воз­ расте 15-24 лет. «Хорошее здоровье дает тебе физическую возмож­ ность делать все, что захо­ чется... беспробудно пить три дня, пробежать 10 километ­ ров, танцевать под дождем». (Доринел, 22 года) «Хорошее здоровье —это здоровье, которое не ограни­ чивает твою работоспособ­ ность». (Елена, 19 лет) «Хорошее здоровье озна­ чает, что тебе не нужны вра­ чи и лекарства». (Церазела, 16 лет) «Вот что означает здо­ ровье — это престиж, мужс­ кая гордость, здоровое поко­ ление». (Рустам, 18 лет) «Для нас, девушек, глав­ ное—быть здоровьпчи во имя наших семей». (Наргиза, 20 лет) «Если вызаботитесь о сво­ ем здоровье, когда вам 15 или 16 лет, у вас будет хоро­ шее здоровье и в будущем. А если нет, то через 10 лет вы будете больным челове­ ком и станете упрекать себя за то, что раньше не берегли свое здоровье». (Раиса, 15 лет) «Хорошее здоровье —это когда ты можешь позволить себе не думать о хорошем здоровье*. (Стефан, 20 лет) в эЛом. гос} 1 { Ш.КОЛ 1 / . Самые /Илжелые сейч,ас м е с я цы . ^4 €пе[ 1 ес 1 и еще !п^ц()нее — вс1п1^яи1Иельяые эк зам ены . 13 ^олыиих го 1 юс 1 ах <^а с большими деньгами можно пой/ни к 1 гене 1 пи(но 1 и{. о4 в . наш.ем селе ка кой /гене 1 ни 1 по 1 г? /3 Липецке би^ел книжкц « 2 5 0 30Л01ПЫХ соч.иненийл . Жоможе/п ли она? 2)о1гогая. Л К1иО НОМОЖей1 п о ^1^ССКОМ1/ ЯЗЫК1), в е ^ ь в любом б1/зе хо/пь ^ик/нан(н, п^и^е|«.ся писа /пь? 2)има И... Л ипецкий ^ а й о н . Насчет «Двухсот пятидесяти золо­ тых сочинений» опасения верны. И дело не в том, что это дорого. Сборник со­ ставлен не специалистами, а теми, кто просто зарабатывает на тревогах и за­ ботах абитуриентов, их родителей, ба­ бушек и дедушек. Сочинения вовсе не «золотые», а ошибок в них море. К при­ меру, Григория Мелихова, героя «Тихо­ го Дона», там называют Мелеховым... И это еще мелочь... Назовем то, что все-таки действи­ тельно поможет подготовиться Диме по русскому языку и литературе, причем с наименьшими финансовыми затратами. Во-первых, школьные учебники и внимательное чтение самих произве­ дений. Во-вторых, прекрасная газета «Первое сентября» с ее приложения­ ми по самым разным предметам. Вы можете выписать приложения «Рус­ ский язык» и «Литература». Подпис­ ной индекс «Русского языка»; 32383 — для индивидуальных подписчиков; 32601 — для предприятий и организа­ ций. Индекс «Литературы»: 32029—для индивидуальных подписчиков; 32593— для предприятий и организаций. Липецкая областная детская газета «Золотой ключик» с осени прошлого года ведет рубрику «Репетитор по рус­ скому языку». Подписной индекс «Зо- лотого ключика» — 52608. Такая же рубрика «Репетитор» поя­ вилась с января этого года в журнале «Школьный вестник», а с октября про­ шлого года — рубрика «Школьное сочи­ нение». Вы никогда не слышали о журнале «Школьный вестник»? Неудивительно. Он выходит рельефно-точечным шрифтом Брайля, и его читают слепые ребята (ко­ торым ведь тоже нужно готовиться к эк­ заменам!). Но с 1997 года выпускается вариант журнала обычным плоскопечат­ ным шрифтом, только укрупненным, — для школьников с ослабленным зрени­ ем. Финансирование этого варианта «Школьного вестника» записано отдель­ ной строкой в государственном бюдже­ те. Подписки нет, так как себестоимость одного экземпляра журнала очень ве­ лика. Но издательства «Молодая гвар­ дия» и «Логос» рассылают его бесплат­ но по всей стране. В Липецке этот жур­ нал можно читать в библиотеке школы- интерната для слепых и слабовидящих детей (улица Механизаторов, 9, останов­ ка «Автопарк»), а еще в библиотеке ВОС (ул. Елецкая, 69, остановка «Хлебозавод № 3»). Телефон библиотеки — 24-02-01. Библиотекари ждут вас, даже если у вас вполне нормальное зрение. Плоскопе­ чатный вариант журнала «Школьный вес­ тник» можно найти и в Ельце, в филиале библиотеки ВОС. Адрес: ул. Клары Цет­ кин, 15а. Телефон — 2-76-23. В Лебедя­ ни филиал библиотеки находится по ад­ ресу: ул. Мира, 6. Телефон — 5-24-00. Адрес в Задонске: ул. Ленина, 31, теле­ фон — 2-15-98; в Долгорукове: ул. Ли­ хачева, 39, телефон — 2-10-04. А обратили ли вы внимание, что ре­ петитор по русскому языку работает и на «Семейном канале»? Не пропускайте этих передач. ВСТРЕЧА С ловно эхо доносились до , меня слова его песни «Ми­ лая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретишься со мною...» В одном из оживленных мест нашего города — маленький мир большого человека. Каждое утро он брал в руки свою потертую временем старушку-гитару и шел на работу. Он музыкант. Правда, у него нет музыкального образования, и он никогда не блуждал в джунг­ лях сольфеджио. Но как играет! В грязную бейсболку он собирал копейки, чтобы хоть как-то прибли­ зиться к заветной цели... Всякий раз, проходя мимо, я невольно пог­ лядывала в сторону уличного музы­ канта и мысленно спрашивала: «А зачем весь этот маскарад?» Нет, я верила, что человек не от достатка великого выходит на улицу и при­ людно начинает петь. Но разве та­ кой молодой, сильный парень не мо­ жет найти себе другой, более до­ стойный и высокооплачиваемый, труд? ...В тот день я была чуть-чуть богаче, чем всегда. Так бьшает со все­ ми в день зарплаты. Решив совер­ шить щедрый поступок, я бросила в его бейсболку новенькую пятиде­ сятирублевую купюру и не спеша двинулась далее. — Девушка, а вы сдачу не хоти­ те взять? — услышала я голос за спиной и, хотя в этой толпе были десятки людей, догадалась, что ок­ ликнули именно меня. Обернулась; музыкант держит в руках мою толь­ ко что брошенную купюру (десятая часть всей зарплаты) и пристально смотрит на мою удивленную физио­ номию. — Разве это тот случай, когда полагается давать сдачу? — спро­ сила я. — Мне лишнего не надо. Я же вижу, у вас в кармане негусто, поэ­ тому хочу, чтобы вы забрали свои деньги. А я буду надеяться на ми­ лость богатых с тугими кошелька­ ми. Такого поворота я никак не ожи­ дала. Чтобы уличный музыкант не брал денег, так что же ему в таком случае надо? И уже через полчаса я смогла ответить не только на этот вопрос, но и на многие другие, от­ веты на которые то вызывали улыб­ ку, то заставляли задуматься. Но чаще я чувствовала, что на глаза наворачиваются слезы. Сергей родом из далекого Вла­ дивостока, где одновременно и бе­ рет начало, и заканчивается россий­ ская земля. За свои 22 года он про­ ехал почти всю страну. Догадай­ тесь, что послужило толчком к та­ кому длительному путешествию? Для тех, кто еще не уловил, отве­ чаю: любовь. История, на первый взгляд, ба­ нальна и чем-то напоминает обыч­ ный телесериал. Сергей из простой рабочей семьи. Мать — повар, отец — шофер. Сам окончил училище, отслужил в армии и после дембеля, так же как и отец, устроился води­ телем на одно из предприятий. Как- то на дискотеке познакомился с Юлей. Начали встречаться. Вот тут- то каша и заварилась. Родители Юли не захотели, чтобы их един­ ственная дочь связалась с каким-то работягой, от которого всегда пах­ нет бензином, а руки — в машин­ ном масле. Недолго думая, они ото­ слали дочь к бабушке в Ростов, по­ лагая, что расстояние заставит Юлю выкинуть из головы всякую чепу­ ху. Но что значат для любви какие- то километры, даже если их коли­ чество измеряется десятками ты­ сяч, а то и сотнями! После того как Юля прислала ему письмо с обратным адресом. Сергей решил во что бы то ни ста­ ло добраться до Ростова. Собрал в походный рюкзак самое необходи­ мое, а через плечо — неразлучную гитару. И в путь! — Неужели так просто взял и уехал с насиженного места? — пе­ респросила я. —А что оставалось делать? Ради любви люди совершали и не такие поступки. — А как же твои родители? Не жалко было бросать? •— Я же не на всю жизнь уехал. А об отъезде только отцу сказал, тот сначала отговорить попытался, а потом обнял и по-христиански бла­ гословил. Матери ничего тогда не сказал. Просто не выдержал бы слез. Сейчас по мере возможности посылаю им открытки, что, мол, жив-здоров, не скучайте, люблю. — Ты в дороге уже четыре ме­ сяца, а по нынешним временам про­ ехать чуть ли не всю Россию — да­ леко недешево. Откуда деньги на жизнь и на дорогу? — А ты думаешь, для чего я здесь с гитарой стою? Но песнями много не заработаешь. Тружусь. Где грузчиком, где дворником, а однаж­ ды даже выгуливал любимую со­ бачку одного важного дяденьки. Правда, и платил он щедро. Так за пять дней я набрал денег на билет до Екатеринбурга. А вообще за это время побывал во многих городах и «примерил* на себе много профес­ сий. — А где ты ночуешь? — Да раз на раз не приходится. Вот, например, в Омске жил у пар­ ня, с которым вместе в армии слу­ жил. В других городах по-разному: то на вокзале, то в подземке, то в школе, если сторожа удастся уло­ мать, ну и, конечно, в милицейских участках. Но надо отдать должное, ребята хорошие попадгшись. Прочи­ тают письмо Юльки и почти сразу отпускают на волю. Был случай, ког­ да ц некоторое время жил в цыганс­ ком таборе. Они меня даже гадать по руке научили. Давай тебе пога­ даю? — Спасибо, я не верю в эти штуч­ ки. А ты свою судьбу пробовал пред­ сказать? До Ростова-то когда добе­ решься? — Да я и без гадания знаю. Завт­ ра автостопом попробую добраться до Воронежа, а там уже прямым рей­ сом на поезде до Ростова. Сергей говорил так уверенно, что я даже не решилась задать ему во­ прос: а ждет ли его Юля? Достойна ли она такой любви? Мой «полтинник» Сергей так и не взял, сколько я его ни просила. На следующий день снова проходила мимо того места, где он обычно иг­ рал. Его там не было. Значит, уехал в Воронеж. Удачи тебе, Сергей... г. Липецк. Елена ШИЛОВСКИХ. Р .8 . Пустовал Сережкин пятачок недолго. Уже через несколько дней на этом месте сидел инвалид без ноги и играл на баяне. У него своя история... КАК СПОРИТЬ? О ТАЛАНТЕ И СП О С О Б Н О С Т Я Х Эти строки из переписки русско­ го ученого Александра Александрови­ ча Любищева во многом помогут вам. О Любищеве — книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь». Из письма Б. С. Кузину*, 16.1.1949. Вы принимаете только две формы спора; неодобряемую Вами, «пиквикс- кую», когда одна сторона стремится во что бы то ни стало убедить другую, и одобряемую Вами, когда человек, впол­ не уверенный в своей правоте, с чувст­ вом горделивого превосходства прекра­ щает ставший бесполезным спор. Вы пи­ шете: «Если он этого не делает, я всег­ да подозреваю, что он не очень-то верит в свою правоту, но что тут действует тщеславие». А разве так уж хорошо безусловно верить в свою правоту и смотреть на всех думающих не иначе как с чувством гор­ деливого превосходства? По-моему, это и есть источник подлинного фанатизма: такой человек еще остается человеком, пока его воздействие на несогласных с ним ограничивается возможностью взи­ рать на них с чувством горделивого пре­ восходства. Но как только в его распо­ ряжении оказываются иные методы ве­ дения спора, он редко воздерживается от соблазна заткнуть противные рты и оправдывает это действие именно твер­ дой уверенностью в своей правоте. Моя точка зрения: истинный ученый и искатель истины никогда абсолютной уверенности такого рода не имеет (ко­ нечно, дело касается тех областей зна­ ния, где существуют споры) и пытает­ ся новыми и новыми аргументами до­ биться согласия своего противника не потому, что чувствует перед ним горде­ ливое превосходство, и не из тщесла- *Б. С. Кузин (19031973) — энтомолог, доктор биологических наук. ВИЯ , а прежде всего, чтобы проверить собственные выводы. И не прекращает спора, пока не убедится, что точно по­ нял всю аргументацию противника, или что противник держится своих взгля­ дов не на основании строго объективных данных, а по причине тех или иных предрассудков, и, следовательно, даль­ нейший спор бесполезен на ближайшем этапе. Я считаю, что серьезный спор мо­ жет быть окончен, когда вы можете не только изложить мнение противника с такой же степенью убедительности, с какой он сам его излагает, но и приба­ вить к этому рассуждению новое, пока­ зывающее подсознательные корни пред­ рассудков противника. Учиться искус­ ству такого спора, по-моему, надо у Пла­ тона. Из письма Б. С. Кузина А. А. Лю- бищеву, 1.x.1949. Для продуктивного и интересного спора необходимы три условия: 1) твер­ дая уверенность, что твой противник может тебя понять; 2) такая же уверен­ ность, что он хочет тебя понять; 3) при­ знание за противником полного и закон­ ного права иметь мнения, отличные от твоих, и сохранить их и после спора. Пос­ ледний пункт, конечно, предполагает наличие у спорящих терпимости... Ког­ да я спорю с Вами, я бываю уверен, что с Вашей стороны три изложенных ус­ ловия гарантированы... Из письма Б. С. Кузину, 9.Х1.1949. Сформулированные Вами три усло­ вия спора носят псевдорациональный ха­ рактер. 1) Твердая уверенность, что твой про­ тивник может тебя понять. Но Вы от­ лично знаете, что многих Ваших эсте­ тических, а часто и научных (у Вас, как и у меня, все это перепутано) положе­ ний я понять не могу, при всем моем желании. 2) Такая же уверенность, что про­ тивник хочет тебя понять. Я уверен, что Вы не хотите понять многие биометри­ ческие работы, у меня же есть жела­ ние понять все, включая симфонии и со­ наты, но, к сожалению, отсутствует для этого потенция. 3) Признание за противником пол­ ного и законного права иметь мнения, отличные от твоих, и сохранить их и после спора. Последнее условие отно­ сится к категории культурности, а не терпимости, отсутствие его означает деспотизм. Я, напротив, для продуктивного и интересного спора считаю необходимы­ ми, кроме общей культурности, следу­ ющие условия; 1) общие интересы; 2) важные спорные проблемы в сфере этих общих интересов; 3) разнообразие под­ ходов диспутантов к этим проблемам; 4) наличие «искательства» в области данных проблем, иначе говоря, чтобы не было твердой уверенности в правиль­ ности и окончательности намечаемых решений. Этот выпуск молодежной страницы «Ступени» проиллюстрировали художни­ ки Елена Б Е З РЯД И Н А , Екатерина Б Ы Я К О В А (студентка художестиспно-гнафн* •пчтано факульнча Л Г И У ) и Е и п ч п т ДВОСКИПА . Шя Д ля СТИХИ и ПЕСНИ ч ПЕСЕНКА ОСЛИКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА « б о л ь ш о й СЕКРЕТ д л я м а л е н ь к о й КОМПАНИИ» Стихи ЮнныМориц Музыка Сергея Никитина Не секрет, что друзья не растут в огороде, Не продашь и не купишь друзей. И поэтому я Всё бегу по дороге С патефоном волшебным В тележке своей. Припев; под грустное мычание, Под бодрое рычание, Под дружеское ржание Рождается на свет. Большой секрет " 1 Я маленькой, гя маленькой такой компании, Ш я скромной такой компании Огромный такой секрет. Не секрет, что друзья — это честь и отвага. Это верность, отвага и честь. А отвага и честь — это рыцарь и шпага. Всем глотателям шпаг Никогда их не съесть! Припев. Не секрет, что друзья удирают вприпрыжку. Не хотят на цепочке сидеть. Их заставить нельзя ни за какую коврижку От безделья и скуки Балдеть. Припев. Не секрет, что друзья в облака обожэют Уноситься на крыльях и без. Но бросаются к нам, если нас обижают, К нам на помощь бросаются Даже с небес! Припев: Под грустное мычание. Под бодрое рычание. Под дружеское ржание Рождается на свет Большой секрет Для маленькой. Для маленькой такой компании, Для скромной такой компании Огромный такой секрет. Ах, было б только с кем. Ах, было б только с кем. Ах, было б только с кем... поговорить!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz