Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

НА Ч А Ш К У Ч А Я Ь ПРОФСОЮЗЫ « м ы П Р О С Т О О Б Я З А Н Ы ж и т ь ЛУЧШЕ!..» В г о с т я х у «ДВ» - ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ СОКОЛОВСКИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «ЦЕНТРГАЗ» - Вас многие знают к а к р у ко ­ водителя крупной компании , ве­ д ущ ей ароительство трубопро ­ водов в разных регионах России. Туляки говорят о вас, как о меце­ нате, усилиями которого в о с а а - новлен местный п а д и о н , открыто несколько детских спортивных школ, сохранены м е а н ы е теат­ ры , оснащается соврем енным обор уд ов ани ем тульский госу- д а р а в е н н ы й университет. Не- ' 2 ^ е л и всего этого недостаточно? Вы же удачливый и, что куда важнее, уваж аемый людьми че­ ловек! Зачем вам губернаторст­ во? Неужели и вы поддались по- ветаию последнего времени: «За­ работал много денег - купи на них много власти!»? - Вероятно, в каких-то регио­ нах России вы сталкивались с те­ ми, кто следует этой формуле. Я ей не следую. У меня другие мо­ тивы... Вот вы перечислили неко­ торые из благотворительных прогромм, в которых я принимаю участие. Наверное, возникает вопрос - зачем? - Иной раз это делается в це­ лях обычной рекламы . Она, как известно, нередко оборачивается к уда большими деньгами, чем уш ло на благотворительность... - Побойтесь Бога, какие «ку­ да большие деньги»! В самые трудные годы мы не дали разва­ литься местной футбольной ко­ манде «Арсенал», и теперь оно далеко не самая последняя в России. Думаете, это принесло нам хоть один новый заказ на строительство газопровода? Ко­ нечно, нет. Но это дало нечто большее, чем деньги, - мы не по­ зволили окончательно отвыкнуть от спорта, забыть дорогу на ста­ дион десяткам тысяч взрослых и детей. И может быть, блогодаря этому многие из них пережили тот трудный период, который у нас отчего-то называют «ради­ кальными рыночными реформа­ ми». Не спились, не пристрасти­ лись к наркотикам, не прибились к шпане и воровским авторите­ там. К моим словам можно отно­ ситься по-разному, верить или не верить, но моя жизненная цель не в личном богатстве. Я хочу обустроить свой край, восстано­ вить его культурную среду, сде­ лать комфортным для прожива­ ния. А знаете зачем? Без этого все наши прочие планы, в том числе и в экономике, обречены на неудачу. Вы думаете, наша самая большая проблема - день­ ги, инвестиции? Ничуть. Люди. Почти 10 лет они жили в услови­ ях экономической депрессии и полукриминального предприни­ мательства. И каков итог? Мно­ гие просто разучились работать. Забыли, как рано вставать, как воуэемя приходить но работу. Заоыли, что такое дисциплина труда и что такое технологиче­ ская дисциплина. Когда мы где-то начинаем создавать новое пред­ приятие, самая большоя голов­ ная боль - где взять людей. - И чтобы избавиться от нее, вы хотите стать губернатором? - Ничего не сдвинется с мерт­ вой точки, так и будем жить от кризиса до дефолта, если не ре­ шим триединую проблему - об­ разование, культура, материаль­ ный достаток. Вот над чем дол­ жен биться губернатор. А сегод­ ня они у нас все политики, все стратеги, все хотят участвовать в решении глобальных проблем современного мира. Недавно один из них (кстати, его область испытывала минувшей зимой не­ малые трудности с теплом и све­ том) с жором рассказывал, кок встречался в Москве с послами ряда ближневосточных госу­ дарств и как высказал им свое мнение относительно происходя­ щих там событий. Вам это не ка­ жется абсурдом? Мне кажется. Конечно, губернатор может «пе­ рерасти» уровень губернского руководителя и со временем стать федеральным политиком. Но не раньше, чем покинет этот пост. А до того его задача - жиз­ ненное благополучие региона: занятость населения, его доходы, социальные гарантии, общест­ венная безопасность. И, разуме­ ется, развитие культурной инфра- структоры... - Д ум аю , с таким подходом согласится любой гражданин, д а ­ лекий от политических таинств и ж ивущ ий обычными мирскими заботами. Но вот вопрос, кото­ рый я много раз задавал самом у себе: отчего у нас все не так? - Оттого, что многие реше­ ния принимаются вовсе не исхо­ дя из их целесообразности для области и ее населения, а в силу идеологических догм и партийных установок, которые довлеют над тем или иным губернатором. Все, что происходило в послед­ ние годы, показывает: время по­ литических борцов в руководстве исполнительной власти в регио­ нах зокончилось. Или «партийцы» освоят премудрости хозяйствен­ ного руководства, или на их мес­ то придут те, для кого общест- венноя целесообразность выше собственных политических при­ страстий, Поэтому когдо мне го­ ворят, что где-то крупный пред­ приниматель, хозяйавенник уча­ ствует в выборах, я считаю это положительным явлением. Прав­ да, при одном условии - если цель, которую он при этом перед собой ставит, никак не связана с собственными коммерческими интересами. - Кстати, мож но предполо­ жить и такое: Соколовский хочет стать губернатором, чтобы у кр е ­ пить позиции своего бизнеса, соз­ дать для него особые условия и за счет этого заработать еще больше денег... - Предположить можно что угодно, но истина не в предполо­ жениях, а в реальностях, И если говорить о Соколовском, то она выглядит вот как: руководимые им предприятия (или бизнес, как вы выразились) расположены не только в Тульской облости, но и во многих других областях. А уж строим мы, кок говорится, от мо­ ря до моря - и в Центре, и на Урале, и в Сибири. Тульский гу­ бернатор, даже если захочет со­ ставить нам какую-то протекцию, многого не добьется. А вот дру­ гая реальность - в особых отно­ шениях с властью нуждаются, как правило, те компании, которые без чиновничьей поддержки не могут стоять на ногах. А мы - компания, успешно работающая. Даже в самые тяжелые годы, ко­ гда другие закрыволи свои пред­ приятия, мы создовали новые. Только за последние годы по­ строили четыре завода - в Ново­ московске, в Узловой, в Смолен­ ске и в Калуге... Кстати, еще раз обратите внимание на геогра­ фию наших строек - вся Цент­ ральная Россия! - и вспомните вопрос о губернаторской про­ текции. - Вы предполагаете, что завт­ ра российскими губерниями бу ­ дут руководить нынешние оли- горхи и это закономерный про­ цесс? - Олигархия - это когда инте­ ресы власти сращиваются с инте- ресоми капитола. В этом смысле многие из нынешних губернато­ ров куда более олигархи, нежели те, кого так именуют в прессе... Проблеме вот в чем: функции ре­ гионального руководителя - это функции хозяйственника, а не по­ литика. Меня в последнее время спрашивают: мол, почему я ду­ маю, что смогу быть хорошим гу­ бернатором? До потому, что я сейчас руковожу хозяйственным комплексом, который по своему обороту составляет треть обла­ стного. Областной - в развале, наш - не только успешно разви­ вается, но еще и обеспечивает решение многих социальных про­ блем. - И это оттого, что вы руковод ­ ствуетесь экономической целесо­ образностью , а губернатор - идейными и партийными уста­ новками? - Оттого, что я не хожу по партийным собраниям и не деба­ тирую а телепрограммах по по­ воду «исконно русских взглядов на землепользование», а каждо­ дневно занимаюсь своим хозяй­ ством. Если мы говорим, что обеспечим своих людей дешевы­ ми продуктами, так под этим обе­ щанием у нос конкретный рас­ чет. И ресурсы. А что у нынешне­ го областного начальства? Ло­ зунги из учебников по политэко­ номии двадцатилетней давности. И страдания вроде «Не позволю развалить колхозы! Не дам погу­ бить село!». Четыре года подряд деньги из областного бюджета в основном шли на село. А чего добились? Тульское село окон- чотельно обезлюдело. Деревен­ ские живут в основном 30 счет подсобных хозяйств, о многие колхозы (не поверите!) - только за счет сдачи металлолома. Мо­ лодые сюда приезжают разве что на выходные. Да и что им тут делать? Техника изношена и раз­ валивается на ходу. Не построе­ но ни одного более или менее значимого производственного объекта. Ценовая политика - верный путь к полному обнища­ нию. Нопример, закупочные цены на молоко вдвое ниже того, что в городе стоит гозировонноя вода. В общем, никаких жизненных перспектив. А что «защитники колхозного строя»? Они упорно боролись за воплощение в жизнь стародавнего лозунга «Кукуруза и подсолнечник поднимут нашу деревню!». Ладно бы при этом промышленность развивалась и хоть как-то компенсировала по­ тери на селе. Но она, лишенная всякой поддержки, развалива­ лась на глазах. И вот итог - рез­ кий спад производства и, как следствие, снижение жизненного уровня людей. Они, по сути, сво­ ими невзгодами и оплатили идео­ логические химеры областного руководства. - А если к руководству обла ­ стью придет представитель пар­ тии, имеющей более приспособ­ ленную к нынешним реалиям экономическую программу? - Дело не в партиях и не в идеологиях. Все они имеют право на жизнь. Но только в сфере по­ литики. Можно быть членом лю­ бой портии (поверьте, я отнюдь не антикоммунист), но для того, чтобы руководить региональным хозяйственным комплексом, пор тиец должен отвечать главному критерию - уметь действовать в современных рыночных условиях и, несмотря ни на какие трудно­ сти, добиваться конечного ре­ зультата. Его «преданность делу партии» в данном случае не иг­ рает большой роли, потому что, когда идея подменяет умение де- лоть дело, обязательно возника­ ют большие проблемы. В первую очередь для людей. События ми­ нувшей зимы в Приморье всем нам это наглядно продемонстри­ ровали. Хороший был губерна­ тор или плохой -должно опреде­ ляться только тем, как стали жить при нем люди - лучше или хуже. Все прочие оценки - от лукавого. - Так, может, правильно де­ лают некоторы е губернаторы , когда перекладывают заботы о содержании стадионов, футболь­ ных команд или музеев на м е ­ ценатов вроде вое? Зачем все это, если столько вокруг нуждаю ­ щихся? - Духовно бедный человек ни­ когда не будет богат материаль­ но. Вы ему дадите все - работу, заработок, социольную помощь, - и все будет не впрок. Пропьет, разбазарит. Мы часто слышим выражение, ставшее банольно- стью: мол, красота спасет мир. Мир спасет только одно - культу­ ра человека. Поэтому на нее не надо жалеть средств и развивать всюду - и в городе, и на селе... Предмет моей особой гордости - восстановление памятников куль­ туры и истории. Я очень хочу, чтобы люди увидели в первоздан­ ном блеске Тульский крешь. Та­ ких архитектурных комплексов в России всего шесть. Наш, по­ верьте, один из лучших. Скоро мы завершим работы по восста­ новлению колокольни Успенского собора, кот<таая издревле была доминантой Тулы. Но это только начало. Работы непочатый край. Я вообще мечтаю восстановить все исторические объекты туль­ ской земли - монастыри, церкви, архитектурные и ландшафтные памятники. Больно смотреть, в каком состоянии все это сейчас находится. Походите по сегод­ няшней Туле, по улицам других городов ношей земли. Вокруг многовековая история, а какое производит впечатление? Разру­ хе. Иной раз приезжаешь в ка­ кой-нибудь заштатный западный городишко - ему-то от роду лет сто - двести, а здесь свято чтут и хранят память обо всех людях, пусть даже невеликого звания, но что-то сделавших для своего го­ рода. А мы приучили себя жить абы как. А потом гадаем: отче­ го это там живут лучше нас? Вот и нам пора понять: «Мы просто обязаны жить лучше!» Б е с е д о в а л П а в е л В О Щ А Н О В . ЧЕМ ПАХНЕТ УГОЛЕК? У Г О Л Ь Щ И К И г о т о в я т с я к С М Е Н Е « У С Т А В Ш Е Г О » П Р О Ф С О Ю З Н О Г О Р У К О В О Д С Т В А в го р н я ц к и х к о л л е к т и в а х растет недовольство н е спо соб ­ но стью п р оф с ою з н ы х в е р х о в у л у чш а т ь п о л ож ен и е р аб оч и х . П ер вы й , но гр ом кий звонок : пр о вал попы тки председател я Ро су гл епр оф а И в а н а М о х н а ч у - к а верн уть у тр а ч е н н ую им п о д ­ д е р ж к у ш а х те р о в К у збасса . Две недели мотался профли­ дер по шахтам и разрезам Ке­ меровской области, гтризывая горняков признать работу ны­ нешнего руководства Росугле­ профа едва ли не лучшей за всю историю постсоветской России. Но «большого босса», которого в этом крупнейшем угледобывоющем регионе Рос­ сии не видели ни в пору рель­ совой войны, ни в другие слож­ ные для шахтеров времена, ждал холодный прием: но встречох с ним из 230 тысяч членов областной профоргани­ зации побывали едва ли 40 че­ ловек. Чем не подтверждение того, .что Мохначук не воспри­ нимается горняками кок живу­ щий их заботами лидер? Отка­ зался от встречи с Иваном Мохночуком и авторитетный в шахтерской среде, вновь бал­ лотирующийся на должность гу- бернотора Кемеровской обла­ сти Аман Тулеев, в избиратель­ ном штабе которого объясни­ ли, что он «не хочет иметь ни­ чего общего с человеком, ис­ пользующим доверие шахтеров для развала угледабывающей отрасли». «Мохначук приезжал не­ спроста, - гаворит рукавади- тель аднай из крупнейших профорганизаций угальщиков в Кемеравской абласти Петр Бухтиярав, - в апреле на съез­ де Росуглепрофа пройдут пе­ ревыборы руководства, а куз- басскоя делегация там будет крупнейшей. Ее-то голоса и ин­ тересуют Ивана, вновь стремя­ щегося но наших спинах въе­ хать в свой московский каби­ нет. Но если жизнь кузбасских шахтеров медленно, но все же налаживается, то не благода­ ря, а вопреки действиям Мох- начука, которые способствуют курсу Мирового банка, разва­ ливающего угольную отрасль России». Совет территориальных профсоюзных организаций угольщиков Кузбасса принял решение: на предстоящем съезде в доверии Мохначуку отказать. Этим же решением кузбасские угольщики призвали делегатов предстоящего съезде поддержать кандидатуру сво­ его земляка, потомственного шахтера Сергея Неверова. У которого, считоют они, есть три плюсе для того, чтобы воз­ главить Росуглепроф. Во-пер­ вых, много лет проработав в забое, знает проблемы уголь­ щиков изнутри. Во-вторых, яв­ ляясь профсоюзным лидером кузбасских шахтеров, приоб­ рел организаторский новык. В- третьих, после того как в 1999 году кузбоссовцы избрали его депутатом Госдумы, нокопил опыт решения отрослевых про­ блем на государственном уровне. Наконец, важным, по мнению кемеровских горняков, является и то, что взгляды Сер­ гея Неверова на пути вывода угледобывающей отрасли из кризиса, высказанные им на встрече с президейтом РФ , по­ лучили полную поддержку В.В.Путина. Робочие осозна­ ют: сегодня им нужны новые ли­ деры. Г е о р г и й С О Т Н И К О В . конкурс: ПЕРЛЫшки Iпятый ПУНКТИК ■ Выяснением пятого пункта российской мафии всерьез зонялся депутат Восилий ШАНДЫ БИН и достиг в этом не- I I I Р.5. Непонятно только, а если бы было наоборот, то * какой в этом прок лично господину Шандыбину и его неким избирателям? малых успехов. В частности, он выяснил: «Еврейская мафия захватила банки , добы чу нефти, газа. А русской мафии остались одни толь­ ко заводы маленькие». П Р О Г Н О З Ы п оллАРОм ШУТКИ плохи ВАЛЮТНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ РОССИИ - ПАЛКА С ОДНИМ КОНЦОМ Призрак бродит по России, призрак либерализации . Старый знакомый ! В первой половине 90-х годов ему в у год у была про­ ведена масштабная и чуть ли не бесплатная приватизация; госу­ дарство лиш ило сь р е гулир ую ­ щ и х функций в эко ном и ке в пользу «невидимой руки свобод­ ного рынка», были отпущены но волю цены и тарифы. Сегодня либ ерали зация подбирается к сфере валютного регулирования. О необходимости существен­ ных послаблений в этой «чувст­ вительной» области российский президент заявил еще 23 янворя но встрече с лидерами отечест­ венного бизнеса. Во время не­ давнего визита в Италию ему вторил премьер Касьянов. Если учесть, что 3 0 смягчение или сня­ тие валютных запретов уже дав­ но ратуют и Г.Греф, и экономи­ ческий советник президента А.Иллорионов, и крупные чины кремлевской администрации, и предводитель «Единства» в Гос­ думе Б.Грызлов, то можно счи­ тать, что официальная позиция заявлено. Ее обеими руками поддерживает большой бизнес, удовлетворенно кивает Запад. Провдо, председатель Центро­ банка Геращенко осторожно намекнул, что «торопис надо нэт». Но одиночки в поле не во­ ины. Общий ход реформоторской мысли понятен уже сейчас. Пре­ жде всего будут пересмотрены обязотельство экспортеров по продаже . валютной выручки. Сейчас поставщикам приходится менять но рубли 75 проц. своего валютного дохода. Вскоре это цифра будет снижена до 50, 40 проц. и долее. Есть сторонники и полной отмены обязотельных продаж. Россмотривоются и другие новшества: увеличение срока возврата экспортной выручки в страну с 3 до 6 месяцев, отмена «страхового» депонирования рублевых средств при покупке валюты для оплоты импорта, предоставление иностранцам право свободно конвертировать средство но всех своих счетох в российских бонкох, переход от предварительного к последую­ щему контролю по валютным операциям, упрощение порядка выдачи лицензий но вывоз капи­ тала, снятие запрета но откры­ тие россиянами счетов за рубе­ жом (по некоторым данным, физ­ лицам может быть разрешено переводить за рубеж до 75 тыс. долл, в год). Любое здравое начинание можно погубить, если довести его до абсурда. В принципе либера­ лизм не ток уж и плох. Почему бы, действительно, не избавить индивидуумов, хозяйствующих субъектов от удушающей опеки государства? Однако либераль­ ная анархия ничуть не лучше од- министротивно-комондного Гос­ плана. Розвитые страны Запада сумели нащупать золотую сере­ дину. Наверное, поэтому они и развитые. Мы же бросаемся из крайности в крайность. Что ждать от таких валютных реформ? Прежде всего резко усилится приостановившийся бы­ ло процесс «долларизации» эко­ номики. Специалисты уже под­ считали, что при снижении нор­ мы продажи экспортной выручки с 75 до 50 проц. доля валюты но счетах и депозитах предприятий вырастет с нынешних 43 до 60- 65 проц. Это, утверждают умные головы, эквивалентно дополни­ тельному спросу но доллары внутри строны в размере 2-2,5 млрд, ежемесячно. При полной отмене обязательных продаж «эквивалентный спрос» скакнет сразу но 3-4 млрд. долл, в ме­ сяц. гНо если у предприятий поя­ вится много долларов, то тогда стабильные, менее подвержен­ ные обесценению дензнаки бу­ дет использоваться не только для накопления, но все больше и для текущих расчетов. Долее, волю­ та размещается предприятиями в банках, которые являются не только расчетными центроми, но и кредитными институтами. Если в банках скопится много валюты, то и кредиты они будут старать­ ся выдавать в СКВ. Банкиры по- стороются зоробототь, разме­ щая свободные валютные ресур­ сы 3 0 границей. Бегство капита­ лов 3 0 рубеж по этому канолу резко усилится. Упоминавшийся выше «стра­ ховой» рублевый депозит был введен специольно для пресече­ ния ток называемого лжеимпор- то, когда волюта закупалось для оплаты «липового» контракта, переводилась за рубеж, после чего отечественная фирмо-поку- потель исчезало, товар в Рос­ сию, естественно, не поступал, о деньги оставались «за бугром». Новые правило возвратят ловка­ чам былую свободу рук: прове­ рять сомнительную сделку но стадии подготовки запрещено, о контролировать ее «вдогонку» - уже поздно. Увеличение в 2 роза сроко возврате выручки - это праздник души для экспорте­ ров: 3 0 полгодо деньги можно либо надежно спрятать, либо «прокрутить» и получить не уч­ тенный налоговиками доход. Неограниченная конвертация для иностранцев - это легкое превращение рублевой прибыли в волюту с последующим ее вы­ возом, о также «разморажива­ ние» зависших с 1998 г. сверх­ доходов от игры но рынке ГКО. Наконец, счета физлиц за рубе­ жом. По оценке экспертов, в России но руках находится не­ сколько десятков миллиардов наличных долларов. Плюс какая- то волюта «болтается» но счетах в Сбербанке и коммерческих банках. После открытия шлюзов вся это масса ринется за грани­ цу и обратно скорее всего уже не вернется. Но если валютное достояние российских юридических и физи­ ческих лиц утечет зо рубеж, то этим самым лицом, видимо, будет хорошо, о вот государству - пло­ хо. У него вскоре кончатся день­ ги. Не те, что оно может само до­ печатать, о те, что принадлежат к категории «общечеловеческих ценностей». Специалисты счита­ ют, что в ближайшие годы превы­ шение экспорта НОД импортом станет сокращаться: положитель­ ное сальдо упадет с 60 млрд, долл., полученных в 2000 г., до 40-45 млрд. долл, в 2001 г. и 35- 40 млрд, в 2002-2004 гг. Однов­ ременно начнут расти платежи по долгам: в 2000 г. Россией бы­ ло возвращено 10 млрд, долл., о в 2003 г. ей придется отдать уже 18 млрд. Если в таких условиях провести валютную сверхлибе- ролизоцию, следствием которой станет массовый «исход» капита­ лов из России, то уже через по­ ру-тройку лет валютные «зокро- мо Родины» сократятся кок мини­ мум в два розо с нынешних поч­ ти 30 млрд, долларов. Ну о если у государства бу­ дет мало валюты, то и курс руб­ ля оно поддерживать не сможет. Рубль грохнется, и тогда вслед 3 0 валютой 3 0 границу побегут ее обладатели. Получится не просто «кок всегда», о еще хуже: ни денег, ни людей, ни перспек­ тив, ни надежды. К о н с т а н т и н С О Р О К И Н , о б о з р е в а т е л ь . ЗАГАДОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ОН ДОСТАЕТ ИЗ ШИРОКИХ ШТАНИН... НАШИ АВТОБУСЫ ВКОНЕЦ ПЕРЕГРУЖЕНЫ ПАССАЖИРАМИ С «КНИЖЕЧКАМИ». 64 КАТЕГОРИИ ЛЬГОТНИКОВ - ЭТО МИРОВОЙ РЕКОРД! Странное дело , чем дорож е билет, тем сильнее давка в авто­ бусах , тем плачевнее их техни­ ческое состояние. Когда еще не было таких спальных районов, кок Бутово, Жулебино, Митино, Куркино, в Москве но линию ежедневно вы­ ходило 6,8 тысячи овтобусов. Сейчас, когда идет активное за­ селение новостроек и нодо от­ крывать новые маршруты, парк овтобусов, по данным Мосгор­ транса, сокротился до 3,4 ты­ сячи. К тому же треть машин вы­ работало свой ресурс и требует зомены. В Европе люди не входят в автобус, если в нем нет свобод­ ных сидячих мест. А у нос скоро полезут но крыши. В часы «пик» москвичи, опять же по расчетом Мосгортранса, перекрывают все мировые рекорды. Три тысячи машин в день перевозят 10 мил­ лионов человек, до 15 человек но одном квадратном метре! Стоит ли удивляться, что Москва слывет «хмурым» городом? И при этом окозывоется, что Москва - самый благополучный город. В остальной России все еще хуже. Автобусный парк в плачевном состоянии. В 1991 го­ ду в России было более 150 ты­ сяч больших автобусов, оста­ лось менее 100 тысяч. Если раньше парк ежегодно обнов­ лялся но 18 тысяч машин, то сей­ час в строне зоменяют в лучшем случае 4 тысячи. Причем по бед­ ности муниципальные автохозяй­ ства покупают отроботовшие свое импортные машины 8-10- летней давности. Россияне, по существу, ездят но списанном транспорте. Минтранс при всем желонии повлиять но ситуацию не может. В СССР, если пбмните, билет стоил пять копеек, о каждый пас­ сажир обходился в восемь копе­ ек, но разницу компенсировали 3 0 счет такси и грузовых перево­ зок. И в бюджете было отдель­ ная строчка но обновление парко. Теперь общественный транспорт с его проблемоми от­ дали регионам, «м к но Зоподе». Но том существует система госу­ дарственных дотаций, о у нос - нет. Все проблемы предлогоется решать 3 0 счет поссожиро. Но ведь и ток сегодня тариф соста­ вляет 12 процентов от прожи­ точного минимума. Мосгортранс добивается ре­ шения провительство столицы поднять тариф до четырех руб­ лей. Но если брать доже по 10 рублей с бедолаги, все ровно не покроешь доже эксплуатацион­ ные расходы его 18 автопарков: себестоимость перевозки одного Р о ссий ская к о н к а . Л е т сто н а з а д ль го тн и ко в не бы л о - и ниче го , о б хо д и л и с ь . поссожиро 13 рублей. Где же взять средства, чтобы спасти му­ ниципальный транспорт от окон­ чательного развала? - И при сегодняшнем тарифе автопарки могли бы робототь с прибылью, - говорят руководите­ ли Минтранса. - Если бы тот же трешник платили все. Нигде в мире нет 64 категорий льготни­ ков, кок у нос. Но том же Запа­ де доже льготники (их совсем не­ много) обязаны оплатить часть тарифа, о остальное за них пла­ тят ведомства, предприятия. К тому же льготы том действитель­ ны только в межпиковое время. А у нос льготник ездит бесплат­ но, без билета в любое время. Где же найти управу? Организа­ ции, которые предоставляют льготы, должны платить за своих сотрудников. Если это оппорот Таможенного комитета, то пусть закупят необходимое количество проездных билетов и раздадут, кому хотят. Чтобы не крутили пе­ ред носом контролера служеб­ ными удостоверениями. С этим предложением министерство не роз пытолось выйти в правитель­ ство. Бесполезно. Сколько же денег потребует­ ся, чтобы восполнять хотя бы из­ нос муниципального транспор­ то? По прикидкам Минтранса, инвестиции в розмере 8-9 мил­ лиардов рублей позволят еже­ годно обновлять парк но 14-15 тысяч автобусов. Но для этого нужно подготовить соответству­ ющий закон и провести его че­ рез Думу. А оно беспристраст­ ной в данном вопросе тоже не окажется: само в прошлом году прокатало но служебном тронс- порте 3 миллиона долларов! Это треть того, что правительство Москвы ежегодно выделяет Мос­ гортрансу в качестве дотаций. Бедность и широкомосштоб- ноя холява - эти, казалось бы, несовместимые явления ужива­ ются в ношей действительности. И воспитывают в человеке ясное понимание того, что за билет в овтобусе платит либо дурак, ли­ бо неудачник. В Москве контро­ леры ежедневно отбирают у пассажиров по мешку фальши­ вых «книжечек»... Е в ге н и й С П И Р И Д О Н О В . ЗАКОНЫ МПС: ЕСТЬ ВАРИАНТЫ РЕФОРМ в Г о с д у м е с о с т о я л и с ь п а р л а м е н т с к и е с л у ш а н и я п о к о н ц е п ц и и р а з в и т и я с т р у к т у р н о й р е ф о р м ы ж е ­ л е з н о д о р о ж н о г о т р а н с п о р ­ т а в Р о с с и и . Как заявил председатель Камитета па энергетике, транспорту и связи Влади­ мир Катренко, рассматри ­ ваемая проблема еще на­ ходится на том этапе, когда многовариантность - это благо. О н напомнил, что пока споры по поводу ре ­ структуризации Р А О Е Э С крутились вокруг одного - «Ты за Чубайса или про­ тив?», продвижения вперед, по сути, не было. Катренко отметил, что многим за ко ­ нодателям пока непонятна необходимость форсирова ­ ния реформ, но которой н астаи ваю т руководители М ПС . Речь, по его словам, идет о системе, которая но протяжении 100 лет, со времен Витте, предохраня­ ло страну от экономиче­ ских коллапсов и которая сегодня р аб о та е т до ста ­ точно стабильно, о чем го­ ворит прибыль в 44,9 млрд.рублей, полученная в 2000 году. Что касается то ких проблем, кок дефицит инвестиций или нехватка подвижного состава , нодо еще разобраться , происхо­ дит ли это по объективным причинам или же из-за промахов в управлении от­ раслью. По его мнению, необхо­ димо определить подходы к законодательному обеспе чению реформы М П С . Если ей будет дон «зеленый свет», потребуются измене­ ния в Закон «О естествен ных монополиях», в Троне портный у став железных дорог Р Ф , о также придет­ ся принимать качественно новый Закон «О железно дорожном транспорте», ко торый бы гарантировал но дежный госконтроль за ес т е с т в е н н о - м о н о п о л ь н о й сферой, обеспечивол ее прозрачность и в то же время создавал механизмы стимулирующие ускорен ную модернизацию инфро структуры железных дорог развитие конкуренции в по тенциольно рыночной сфе ре. М а р и я Н И К О Л А Е В А 2 13 IV1АРТА 2001 Г О Д А ВТОРНИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz