Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

с . Ш ИП ЕЦКАЯ г а з е т а 11 января 2001 г., № 6 (21384) л - ВПЕЧАТЛЕНИЕ - 01> ЙТ1 •‘ ‘ Л ’ Я^ •3 ЧЕМ ПОЛЕЗНА ИЛИ Некоторые уроки областной ^Конференции предпринимателей Урок первый. Надо чаще встречаться. ’ и- не только за бутылкой рекламного пива. А в дружеской йианес-среде! Где нет рядом конкурентов, строгих налоговых - ЦАНйпекторов, дотошных проверяющих из городских комите­ тов и прочих. Такое массовое деловое общение стало воз- К 1 ЙЖЙЫМ только на прошедщей предпринимательской конфе- .............. . ...... ..... ...... ^^5ции — в перерыве или на так называемом кофе-брейке. Где,,в общем-то, нет кофе, но есть закуска и крепкие напит­ ки,'и где можно поделиться своими проблемами и узнать для ■себя что-то полезное. Один из главных недостатков нашего средн е го класса,-о. необходимости развития и поддержки ко­ торого говорил губернатор области Олег Королев, как раз ■состоит в том, что он разрознен и каждый тянет лямку сам по себе. Весь его мир и интерес замыкается собственным ки­ оском , магазином или кафе. А тут вдруг он сразу расширил­ ся до масштабов области — и это само по себе стало для наших бизнесменов открытием и событийным явлением. Та­ кая тусовка оказалась для них не только интересной, но и полезной. ; |Урок второй. I Преодолейте страх перед чиновником. Предприниматель больше всего на свете боится не ин­ фляции, не дефолта и не рэкетира, а вездесущего государ­ ственного чиновника, от которого никуда не скроешься. И ни­ кто не знает, как им противостоять. На их стороне законы, ^зйсроряжения; указы ,'котором нет конца. Порой даже мест- : ное законода,телдств0; еще больше усиливает власть чинов­ ника над частным предприятием. Как использовать трибуну конференции для отстаивания , предпринимательских прав, показал директор «Развития» Вик- . тор Шахов, Глава областной администрации при всех пообе- щал пересмотреть некоторые официальные документы и ос- ;г. вободить предпринимателей от некоторых бюрократических • пут. Почему бы и другим не последовать его примеру? Ведь у нас же есть и липецкая организация содействия малому биз- несу — направляйте свои жалобы и предложения туда, а за- '•=“ 'тем через Координационный совет при областной админис- ■ -грации можно защищать свои профессиональные интересы. Урок третий. Нельзя жить в замкнутом ' |Шформационном пространстве. ' Меня из разговоров за длинными праздничными столами поразило вот что: некоторые предприниматели из районов -^'■ области так и не поняли толком, зачем они вынуждены ехать гг. какую-то там конференцию. Я тут нисколько не принижаю 'большую подготовительную работу областной администра- -■■Тцйи по проблемам малого бизнеса на местах и умение опе- 'ративно информировать о предстоящем мероприятии мест- йРе начальство. Но факт остается фактом — едут предприни­ матели, скажем, из Задонского района и гадают, что с них на сей раз будут трясти: то ли деньги на какие-нибудь благо­ творительные цели, то ли придется снова отчитываться пе- '.!з^, ред областью за свои тяжкие грехи. Оказалось, что просто ,|себя показать и на других бизнесменов посмотреть да еще . ; узнать лучше про кофе-брейк. Вообще это не смешно, а скорее грустно. У нас в области ! д о сих пор нет своеобразного информационного центра для ■ .3.предпринимателей, где можно было бы познакомиться, пред- Iположим, с передовым опытом других деловых людей облас­ ти, изучить интересные бизнес-проекты, попытаться найти ' потенциальных партнеров и инвесторов или просто получить 1сведения о тех или иных предстоящих мероприятиях в облас- I тном центре. Чем скорее мы создадим такой бизнес-центр и ( перестанем жить в замкнутом информационном пространст- ! ве, тем лучше. Совершенно прав был один из выступающих, 8сказавший, что районные, да и многие областные СМИ со- I вершенно не пишут о жизни и проблемах предпринимателей. "|Урок четвертый. На банки надейся, да сам 3 не плошай. ? ' I Главное препятствие для развития малого бизнеса — ос- '.!ТТрая нехватка финансов. Об этом на конференции больше ,,,.1 говорили фермеры. Видимо, от совсем невыносимой жизни !и государственного равнодушия к их проблемам. Предприни- ■матели же о необходимости кредитования частных предпри­ ятий почему-то говорили скупо. Может, потому, что до сих пор не было областной программы поддержки предпринима­ тельства и специального фонда для реализации перспектив­ ных бизнес-проектов, а местные банки на такое субсидиро ­ вание идут чересчур осторожно и неохотно. Как быть в таких случаях? Надо создавать кредитные ко­ оперативы для предпринимателей — это вполне реально. Нуж­ на лишь активная группа, законодательная поддержка и все- , общая заинтересованность. Можно по московскому образцу формировать так называемые корпоративные расчетные цен- тры — наподобие «черной кассы» для малых предприятий. •Вариантов самофинансирования несколько, и это сегодня, вс.чможно, более правильный путь, чем ходить с протянутой .•о'.гой по банкам. На снимке: участники конференции. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Надо только под первый транш предоставить инвесторам гарантии Сберегательного банка. Только и всего. А дальше, обещали благодетели, все пойдет как по маслу: не сомне­ вайтесь в успехе нашего общего дела. Правда, американс­ кие инвесторы настойчиво просили возможных российских партнеров поторопиться, так как хотя и деньги в их казне крутятся большие, но Россия велика и на всех, разумеется, может и не хватить. Легко было понять волнение и тревогу чиновников, нетерпеливо ждущих своей очереди в кабинет заокеанских бизнесменов. Хорошо, говорят, когда-все хорошо кончается. И в дан­ ной дитуации, достойной пера великого русского писателя- сатирика, липчанам удалось выйти «сухими» из воды. Пос­ ле звонков в соседние области, консультаций со специалис­ тами и дополнительных сведений о бизнес-партнере стало наконец ясно, что речь идет не о так называемой междуна­ родной благотворительной христианской организации, а о самых настоящих аферистах, которые под привлекательной вывеской «инвестиция» пытались сыграть втемную и оста­ вить простаков в дураках. Как обычно строится подобная международная авантю­ ра? Кто-то приятным голосом звонит из Москвы или друго­ го крупного города, представляется, например, бывшим земляком, которого нелегкая забросила на чужбину, где он сумел крепко встать на ноги, обрасти нужными деловыми связями с финансовыми кругами и даже готов теперь из-за патриотических побуждений помочь в тяжелое время на­ шему краю. Такого удачливого и щедрого земляка после этого хоть встречай хлебом-солью и крепко обнимай. Толь­ ко вот до теплых рукопожатий дело так и не доходит. Как только запрашиваются с нашей стороны данные о фирме, о ее уставном капитале, учредителях, опыте работы на зару­ бежном и российском рынках, так благодетели пропадают —и от них больше ни слуха ни духа. И таких лжеинвесто- ров, сразу исчезающих из поля зрения, насчитывается до четырех-пяти ежегодно. Это уже стало характерным для нас явлением. Как, например, постоянная смена правительства в эпоху Ельцина или нынешние природные катаклизмы. Надо отдать должное финансовым мошенникам (в большинстве своем это бывшие русские —коренные немцы, французы или американцы 'до такого жульничества вряд ли бы догадались) ч и х мутной воде. он орошо подготовились к тому, чтобы ловить рыбку в Вонпервых, владеют полной информацией о всех наших бизнес-проектах. Ничего удивительного в этом нет, так как в интер 1 |[етском сайте областной администрации есть все све­ дения ;и даже указаны адреса и телефоны руководителей предп{)иятий и ответственных административных работников. Так что отправить официальное письмо, скажем, на имя гу- бернатюра для международных аферистов проще пареной репы. (Им бы еще не делать досадных орфографических оши­ бок в письме да умерить свои невероятно щедрые посулы, чем-то напоминающие размахом купеческую удаль. Во-!вторых, «благодетели» психологически верно рассчи­ тали скои ходы. Они абсолютно уверены, что липецкий, там­ бовский или рязанский промышленник или бизнесмен, за­ дыхающийся сегодня от нехватки оборотных средств и воз­ можности модернизировать устаревшее технологическое обо­ рудование, обязательно заинтересуется таким предложени­ ем. Пусть это будет не прямая связь, а через администрацию на местах — какая разница. Лишь бы клюнули на эту слад­ кую приманку. Чтобы не стать жертвой таких вот лжеинвесторов и быть себе на уме, необходимо в дополнение к сказанному остано­ виться кратко на тех финансовых схемах, с помощью кото­ рых нас стремятся околпачить. Думаем, это будет и интерес­ но, и полезно знать. Схемы мошенничества придумываются разнм . Самый типичный вариант >— инвестиционный кре­ дит. В самом кредитовании ничего страшного нет, обычное для бизнеса дело. Но это, подчеркнем, для нормального бизнеса, когда партнеры знают друг друга и инвестор требует 10-15-процентную предоплату для финансовой сделки, а через 2-3 месяца поставляет обещанное обо­ рудование. Жулики же, оставаясь по сути организацией с неизвестными финансовыми возможностями и кредит­ ной банковской историей, могут потребовать с вас и 5 процентов предоплаты, и 50, и даже все 100. Им важно выбить с доверчивого русского клиента деньги любой ценой. Они могут по бартерному варианту соглашения обещать поставить какое-нибудь передовое промышлен­ ное оборудование спустя полгода, но прежде прислать им взамен свой товар. Но тогда получается, что мы даем кредит инвестору, а не наоборот. Есть еще и третья схема ложного инвестирования, она более тонкая и изощренная. Аферисты требуют не наши рубли и не товары, а твердые гарантии под буду­ щий договор. Например, областной вексель, подтвер­ жденный Сберегательным банком. Он является платеж­ ным документом, по которому в зарубежном банке за­ просто можно получить деньги. Хитроумный аферист берет доллары под наши твердые гарантии и —с конца­ ми. Бь1вает, что жулик ведет себя перед российскими охотниками до инвестиций более деликатно и честно: он под те же наши гарантийные обязательства перед зару­ бежным партнером берет определенную сумму денег в одном зарубежном банке, потом кладет их в другой под выгодный процент, а затем, получив таким образом при­ быль, рассчитывается с первым. А нас вежливо инфор­ мирует, что договор расторгнут по некоторым причи­ нам, и возвращает наши гарантийные обязательства. Так вроде бы все остаются при своем: и два иностранных банка, и предприимчивые жулики, и мы вроде бы тоже. Но мы все-таки остаемся в проигрыше, потому что за­ резервированные под этот проект большие деньги ока­ зались не у дел. Они могли быть использованы с выго­ дой для области и для других целей. На экономическом языке это называется упущенной выгодой. Управлению инвестиций и экономических связей пос­ тоянно приходится в своей работе решать две основные задачи: привлекать в нашу область известные и надеж­ ные иностранные компании, банки, фонды для выпол­ нения взаимовыгодных инвестиционных проектов — и здесь уже многое удалось сделать, а с другой стороны, отделять зерна от плевел и оберегать от таких попол­ зновений, которые бы нанесли экономике области мно­ гомиллионные убытки. Виктор МАНАЕНКОВ, экономический обозреватель «Липецкой газеты». КАК НАС ОБСЛУЖИВАЮТ ШАМПАНШ В супермаркете «Калинка» успешн применяют новые формы работы с покупателями в "Калинке" большой выбор товаров на заказ. Когда в конце 1998 года в Липецке открылся супермаркет «Калинка», то у его руководства сразу же возникла идея о создании специальной службы в структуре магазина, которая бы занималась оформлением заказов по телефону с последующей доставкой товаров клиентам на дом. Само по себе появление у нас современного торгового центра, приравниваемого к европейским рыночным стандартам, было для липчан ново, необыкновенно и потому весьма привлекательно. А тут еще предлагался и другой цивилизованный сервис. Получалась новинка вдвойне — что-то вроде коммерческого ноу-хау в местном масштабе. Здесь, по сути дела, не было копирования московской модели торговли, так как такой метод продвижения товаров на столичном рынке осуществлялся только в системе «Пиццерия». И с этой точки зрения доставка продуктов питания на дом стала для «Калинки» большим шагом вперед в отечественной торговой практике. ИГРА КАК ПОВТОРИТЬ УСПЕХ ГОСПОДИНА СОРОСА В Липецке недавно открылся «Русский дилинговый центр» По словам генерального директора супермаркета Льва Белкина, идея образо­ вания такой службы, кото­ рая начала работать с нача­ ла 1999 года, преследовала по крайней мере две цели. Первая — попытаться рас­ ширить товарооборот и уве­ личить прибыль. Вторая — сформировать имидж «Ка­ линки» как передового тор­ гового предприятия с сер­ висной поддержкой своих клиентов. Второе, по мне­ нию его руководителей, мо­ жет быть, имело большую значимость. Схема доставки товаров достаточно проста: потенци­ альный покупатель набира­ ет телефон службы достав­ ки, заказывает тот или иной набор продуктов и ждет, когда его доставят вместе с чеком по адресу. Как пра­ вило, на эту процедуру ухо­ дит не больще часа, так как сфера услуг ограничивает­ ся чертой города. Были, правда, и более дальние по­ ездки. Особенно летом, ког­ да народ хочет отдохнуть на лоне природы, а спиртные напитки и продовольствен­ ные запасы почему-то быс­ тро кончаются. Стоит такая услуга супермаркета всего 50 рублей. Разумеется, без учета заказанных продук­ тов. Клиентов это вполне ус­ траивает, и ни разу не было случая, чтобы кто-то вдруг закапризничал и отказался от своего предложения. Можно считать этот факт своеобразным кодексом чес­ ти и престижа липецкого по­ купателя, а можно и умелой организаторской работой системы доставки, когда приходится быть и коммер­ сантом, и работником спра­ вочного бюро, и в какой-то мере психологом одновре­ менно. Насколько служба до­ ставки в «Калинке» функци­ онирует успешно, можно судить по такому факту: ежедневно (а она, заметим, действует круглые сутки) набирается до 20 покупате­ лей, которым захотелось за­ получить фирменный товар, не выходя из своих стен. Бы­ вают, конечно, и здесь свои спады и пики активности. Летом заказов на дом бывает меньше, зимой — наоборот, больше. Особенно много их в предпраздничные и праз­ дничные дни — народу хо­ чется сделать подарок кому- то и себе самому. На 8 Мар­ та —цветы даме сердца. Под Новый год — бутылку шам­ панского. А вообще, как при­ зналась товаровед «Калин-' ки» Нина Ефремова, лучше всего идут заказы в плохую погоду, когда или дождь льет, или мороз трескучий. В ясное теплое время липча­ не все-таки предпочитают сами ходить за покупками. Что обычно, заказывают по телефону? Это привычный стандартный набор продук­ тов: хлеб, молоко, колбаса, мясо, рыба, соки, прохлади­ тельные напитки и прочее. Больше всего наш покупа­ тель жаждет заполучить, лежа у себя на диване, водку и пива — такова, видно, осо­ бенность национального сво­ бодного времяпрепровожде­ ния. Очень любят вкушать цыпленка-гриль — в спект­ ре заказов он занимает дале­ ко не последнее место. А во­ обще могут купить с достав­ кой на дом все что угодно. Вплоть до фотопленки и им­ портных презервативов. Слу­ чается и спрос на экзотичес­ кие товары. Например, на какой-нибудь заморский фрукт или особую шоколад­ ку, которых в супермаркете нет. Тут уж приходится все возможные коммерческие каналы подключать, а выпол­ нять заказ. Любопытно и то, кто имен­ но пользуется время от вре­ мени службой доставки «Ка­ линки». Вы думаете, только одни «новые русские»? Ни­ чего подобного. Да, они со­ ставляют большую часть. Но вместе с ними в числе кли­ ентов оказываются самые обычные горожане. Первые иногда любят покуражиться. Доставить клиенту на дом могут и такой замечательный букет._________ Напрймер, доставить знако­ мому такой товар, от кото­ рого Тот приходит в легкое замешательство. Это так на­ зываемые «приколы» или причуды — и от них нику­ да не деться. Хотя работни­ ки «Калинки» прежде зво­ нят по указанному телефо­ ну —проверка в любых слу­ чаях необходима, чтобы свестй к минимуму ложный выезд: В целом же у супер­ маркета за почти два года существования службы за­ казов' сложился уже ста­ бильный круг клиентов. Некот|орые уже настолько знакомы ее работникам, что их срцзу узнают по голосу. Иног,:(а бывают и надолго запоминающиеся пожела­ ния. Один из клиентов поД; Новый год позвонил в «Ка­ линку» с Дальнего Востока и попросил под честное сло­ во оформить заказ для жи­ вущей в Липецке сестры. Необычная просьба была выполнена, а клиент сдер­ жал слово. Сегодня в этой сфере об­ служивания супермаркет решил пойти еще дальше и использовать возможности Инте{)нета. С помощью спе­ циальной карты Альфа-бан­ ка Ефгосаг(1/Маз<:егСаг(1 У1г1;иа1 можно выбирать то­ вар в магазине и оформлять заказ в виртуальном режи­ ме. Покупатель, сидя за мо­ нитором своего компьютера, входит в сайт «Калинки» (Е-та11: КаИпка @ Ыре1зк. ги) и выбирает по каталогу любой товар или целую «корзину». Путешествие по рядам интернет-магазина «Калинка» с виртуальной «тележкой» с обязательны­ ми при этом процедурами выяснения действительнос­ ти пластиковой карточки и ее покупательской способ­ ности занимают всего 30-40 секунд — больше времени уйдет на доставку товаров на дом. Такая форма рабо­ ты с клиентами вводится в Липецке впервые, что поз­ воляет говорить о супермар­ кете как о действительно передовом торгово-сервис­ ном центре. Виктор АЛЕКСАНДРОВ. Если, предположим, у вас имеется несколько сот долларов или даже больше, то можно распорядиться ими по-разному. Например, положить их по старой при­ вычке в чулок и ждать оче­ редного дефолта — но тут надо набраться терпения, так как ждать, возможно, придется долго. Можно за­ ложить валюту в банк и по­ лучать мизерные проценты ■—надежно, но утомитель­ но. Другой вариант: поку­ пать на фондовом рынке акции РАО «ЕЭС». Но ста­ вить на «голубые фишки» нынче рискованно, тем бо­ лее накануне предстоящей реструктуризации энерге­ тической системы страны. Но если у вас есть деловая хватка, азарт игрока, то лучше всего торговать ва­ лютой не где-нибудь в под­ воротне, а в так называе­ мых дилинговых центрах. Тут и наиграешься вволю, и капитал свой можешь приумножить. В настоящее время в нескольких городах страны имеются филиалы «Рус­ ского дилингового центра». Недавно к ним присоеди­ нился и липецкий —един­ ственный в Центрально­ черноземном регионе. В центре работают на миро­ вом валютном рынке ГОКЕХ (термин «РОКЕХ» означает валютообменные операции), который пред­ ставляет собой огромную сеть валютных дилеров, рассредоточенных в веду­ щих мировых финансовых центрах и работающих как единый механизм. Как ведется торговля валютой на рынке РОКЕХ? Все валютные операции ве­ дутся в режиме реального времени 24 часа в сутки. То есть вы следите за ко­ тировками и в любой момент связываетесь со своим бро­ кером, чтобы тот совершил сделку на покупку или про­ дажу валюты. Как правило, операции совершаются по следующим котировкам: евро к доллару, фунт стер­ лингов к доллару, доллар к йене, доллар к швейцарско­ му франку. Операции прово­ дятся достаточно интенсив­ но — котировки по евро, к примеру, проходят ежесе­ кундно. Для сравнения: ко­ тировка по отечественному рублю —примерно один раз в 40 минут. Конечно, никто не сидит за монитором ночь напролет — следует ориен­ тироваться на активность той или иной сессии. Так, ази­ атская сессия (там лучше всего торговать японской йеной) бойко ведет торговлю валютой с 4 часов утра до 12 часов пополудни. Что же нужно для того, чтобы успешно играть на международном валютном рынке? Прежде всего необ­ ходима оперативная инфор­ мация о состоянии мирового рынка. Она подается на эк­ ран компьютера со спутни­ ка в виде бегущей строки. Учитывается все: котировки всех валют на рынке ЕОКЕХ, данные о выборах США, палестино-израильс­ кий конфликт, спад добычи нефти в Персидском заливе, землетрясение в Японии и даже жест или мимика у ан­ глийского премьер-минист­ ра — весь спектр мировых новостей, который в той или иной степени отражается на курсах валют. Надо только уметь извлекать из всего пользу. Можно, впрочем, в качестве подсказки восполь­ зоваться специальной про­ граммой технического ана- лизЛ. Компьютер на основе множества событий делает финансовый прогноз отно­ сительно того, в какую сторону изменится курс интересующей вас валю­ ты — то ли, поднимется вверх, то ли, наоборот, опустится вниз в своей цене. С компьютерным про­ гнозом можно, разумеет­ ся, и не согласиться и при­ нять решение самостоя­ тельно — туг уж как вы решите. Опытные дилин­ говые игроки способны за месяц увеличить свои вло­ жения в ЕОКЕХ в два раза. Говорят, что нович­ кам везет еще больше: они знают меньше, у них свой «чистый» взгляд, потому действуют Тгногда, может быть, и нелогично, но за­ частую выигрышно. Но вообще, по словам специ­ алистов липецкого фили­ ала «Русский дилинговый центр», заработать на рынке ЕОКЕХ дано не каждому — тут нужны кропотливая аналитичес­ кая работа, дар предвиде­ ния и прогнозирования и, конечно, госпожа Форту­ на. И как знать, может быть, кому-то из липец­ ких игроков (а их сейчас пока несколько) удастся повторить фантастичес­ кий успех Джорджа Соро­ са — лучшего из извест­ ных трейдеров на рынке ЕОКЕХ, сумевшего в 1992 году на операциях по купле-продаже валю­ ты заработать в течение двух недель миллиард(!) долларов. Виктор РУБЛЕВ. Р. 8. Для желающих поучаствовать в торгах на рынке ГОКЕХ следу­ ет обратиться за инфор­ мацией в «Русский ди­ линговый центр» в г. Ли­ пецке по тел. 47-50-44. КОНКУРС БИЗНЕСМЕНЫ ГОДА Одним из основных моментов прошед­ шей конференции «Малый бизнес-2000» было определение победителей в конкур­ се «Бизнесмен года». Конкурсная комис­ сия в составе десяти человек выявила луч­ ших из лучших по нескольким критери­ ям: производственные показатели малых предприятий (объем товарооборота, рас­ ширение рынков сбыта, качество товаров и услуг, инновация), социальный аспект (условия труда работников, создание но­ вых рабочих мест, повышение квалифи­ кации персонала), а также рекламная ак­ тивность, благотворительность, деловой этикет, культура обслуживания, уровень дисциплины налогоплательщиков и мно­ гое другое. В результате лучшими биз­ несменами года названы: — Александр Назаров, торговый дом «Слобода», г. Липецк (номинация «тор­ говля »^ — Андрей Плотников, кафе-бар «Мельница», г. Липецк и Людмила Чир­ кова, ЧП из Тербунского района (общес­ твенное питание). — Александр Хачатуров, ЧП из Ста- новлянского района (сфера услуг). — Михаил Шаталов, АО «Липецкий дизайн», г. Липецк (строительство). — Любовь Хорунжий, АО «Веста Л», г. Липецк (производство). — Иван Нсзнамов, крестьянско-фер­ мерское хозяйство «Битюг» Добринского района и Чермах Магомедов, крестьянс­ ко-фермерское хозяйство «Каравай* Ле­ бедянского района (фермерство). —Игорь Морозов, ЧП, г. Липецк иВа­ лерий Феклин, ЧП, г. Елец («За волю к победе»). — Юрий, Шевченко, АО «Силма», г. Данков («За освоение новых' российских рынков*). ^— Александр Прокуратов, АО «Зод­ чий», г. Елец («Лучший благотворитель*). —Константин Киренскнй, АО «Веда*, г. Липецк («Самый уважаемый предпри­ ниматель»). —Татьяна Дьяконова, ЧП, г. Липецк и Алексей Крутько, председатель Липец­ кой общественной организации содействия малому бизнесу («Борец за справедли­ вость*). —Владимир Ильин, АО «Электрома», г. Липецк («За освоение новых техноло­ гий*). — Ольга Старикова, АО «ЛиСоя», г. Липецк («За вклад в здоровое питание*). — Александр Орлов, Липецкий центр коммерческих игр «Аладдин* («Лучший рекламодатель*). —Ольга Сушкова, АО «Никас», г. Ли­ пецк («Королева малого бизнеса*). — Виктор Шахов, предприятие «Раз­ витие», г. Липецк (поощрительная номи­ нация «Старейшина регионального бизне­ са*).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz