Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
с . Ш ИП ЕЦКАЯ г а з е т а 11 января 2001 г., № 6 (21384) л - ВПЕЧАТЛЕНИЕ - 01> ЙТ1 •‘ ‘ Л ’ Я^ •3 ЧЕМ ПОЛЕЗНА ИЛИ Некоторые уроки областной ^Конференции предпринимателей Урок первый. Надо чаще встречаться. ’ и- не только за бутылкой рекламного пива. А в дружеской йианес-среде! Где нет рядом конкурентов, строгих налоговых - ЦАНйпекторов, дотошных проверяющих из городских комите тов и прочих. Такое массовое деловое общение стало воз- К 1 ЙЖЙЫМ только на прошедщей предпринимательской конфе- .............. . ...... ..... ...... ^^5ции — в перерыве или на так называемом кофе-брейке. Где,,в общем-то, нет кофе, но есть закуска и крепкие напит ки,'и где можно поделиться своими проблемами и узнать для ■себя что-то полезное. Один из главных недостатков нашего средн е го класса,-о. необходимости развития и поддержки ко торого говорил губернатор области Олег Королев, как раз ■состоит в том, что он разрознен и каждый тянет лямку сам по себе. Весь его мир и интерес замыкается собственным ки оском , магазином или кафе. А тут вдруг он сразу расширил ся до масштабов области — и это само по себе стало для наших бизнесменов открытием и событийным явлением. Та кая тусовка оказалась для них не только интересной, но и полезной. ; |Урок второй. I Преодолейте страх перед чиновником. Предприниматель больше всего на свете боится не ин фляции, не дефолта и не рэкетира, а вездесущего государ ственного чиновника, от которого никуда не скроешься. И ни кто не знает, как им противостоять. На их стороне законы, ^зйсроряжения; указы ,'котором нет конца. Порой даже мест- : ное законода,телдств0; еще больше усиливает власть чинов ника над частным предприятием. Как использовать трибуну конференции для отстаивания , предпринимательских прав, показал директор «Развития» Вик- . тор Шахов, Глава областной администрации при всех пообе- щал пересмотреть некоторые официальные документы и ос- ;г. вободить предпринимателей от некоторых бюрократических • пут. Почему бы и другим не последовать его примеру? Ведь у нас же есть и липецкая организация содействия малому биз- несу — направляйте свои жалобы и предложения туда, а за- '•=“ 'тем через Координационный совет при областной админис- ■ -грации можно защищать свои профессиональные интересы. Урок третий. Нельзя жить в замкнутом ' |Шформационном пространстве. ' Меня из разговоров за длинными праздничными столами поразило вот что: некоторые предприниматели из районов -^'■ области так и не поняли толком, зачем они вынуждены ехать гг. какую-то там конференцию. Я тут нисколько не принижаю 'большую подготовительную работу областной администра- -■■Тцйи по проблемам малого бизнеса на местах и умение опе- 'ративно информировать о предстоящем мероприятии мест- йРе начальство. Но факт остается фактом — едут предприни матели, скажем, из Задонского района и гадают, что с них на сей раз будут трясти: то ли деньги на какие-нибудь благо творительные цели, то ли придется снова отчитываться пе- '.!з^, ред областью за свои тяжкие грехи. Оказалось, что просто ,|себя показать и на других бизнесменов посмотреть да еще . ; узнать лучше про кофе-брейк. Вообще это не смешно, а скорее грустно. У нас в области ! д о сих пор нет своеобразного информационного центра для ■ .3.предпринимателей, где можно было бы познакомиться, пред- Iположим, с передовым опытом других деловых людей облас ти, изучить интересные бизнес-проекты, попытаться найти ' потенциальных партнеров и инвесторов или просто получить 1сведения о тех или иных предстоящих мероприятиях в облас- I тном центре. Чем скорее мы создадим такой бизнес-центр и ( перестанем жить в замкнутом информационном пространст- ! ве, тем лучше. Совершенно прав был один из выступающих, 8сказавший, что районные, да и многие областные СМИ со- I вершенно не пишут о жизни и проблемах предпринимателей. "|Урок четвертый. На банки надейся, да сам 3 не плошай. ? ' I Главное препятствие для развития малого бизнеса — ос- '.!ТТрая нехватка финансов. Об этом на конференции больше ,,,.1 говорили фермеры. Видимо, от совсем невыносимой жизни !и государственного равнодушия к их проблемам. Предприни- ■матели же о необходимости кредитования частных предпри ятий почему-то говорили скупо. Может, потому, что до сих пор не было областной программы поддержки предпринима тельства и специального фонда для реализации перспектив ных бизнес-проектов, а местные банки на такое субсидиро вание идут чересчур осторожно и неохотно. Как быть в таких случаях? Надо создавать кредитные ко оперативы для предпринимателей — это вполне реально. Нуж на лишь активная группа, законодательная поддержка и все- , общая заинтересованность. Можно по московскому образцу формировать так называемые корпоративные расчетные цен- тры — наподобие «черной кассы» для малых предприятий. •Вариантов самофинансирования несколько, и это сегодня, вс.чможно, более правильный путь, чем ходить с протянутой .•о'.гой по банкам. На снимке: участники конференции. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Надо только под первый транш предоставить инвесторам гарантии Сберегательного банка. Только и всего. А дальше, обещали благодетели, все пойдет как по маслу: не сомне вайтесь в успехе нашего общего дела. Правда, американс кие инвесторы настойчиво просили возможных российских партнеров поторопиться, так как хотя и деньги в их казне крутятся большие, но Россия велика и на всех, разумеется, может и не хватить. Легко было понять волнение и тревогу чиновников, нетерпеливо ждущих своей очереди в кабинет заокеанских бизнесменов. Хорошо, говорят, когда-все хорошо кончается. И в дан ной дитуации, достойной пера великого русского писателя- сатирика, липчанам удалось выйти «сухими» из воды. Пос ле звонков в соседние области, консультаций со специалис тами и дополнительных сведений о бизнес-партнере стало наконец ясно, что речь идет не о так называемой междуна родной благотворительной христианской организации, а о самых настоящих аферистах, которые под привлекательной вывеской «инвестиция» пытались сыграть втемную и оста вить простаков в дураках. Как обычно строится подобная международная авантю ра? Кто-то приятным голосом звонит из Москвы или друго го крупного города, представляется, например, бывшим земляком, которого нелегкая забросила на чужбину, где он сумел крепко встать на ноги, обрасти нужными деловыми связями с финансовыми кругами и даже готов теперь из-за патриотических побуждений помочь в тяжелое время на шему краю. Такого удачливого и щедрого земляка после этого хоть встречай хлебом-солью и крепко обнимай. Толь ко вот до теплых рукопожатий дело так и не доходит. Как только запрашиваются с нашей стороны данные о фирме, о ее уставном капитале, учредителях, опыте работы на зару бежном и российском рынках, так благодетели пропадают —и от них больше ни слуха ни духа. И таких лжеинвесто- ров, сразу исчезающих из поля зрения, насчитывается до четырех-пяти ежегодно. Это уже стало характерным для нас явлением. Как, например, постоянная смена правительства в эпоху Ельцина или нынешние природные катаклизмы. Надо отдать должное финансовым мошенникам (в большинстве своем это бывшие русские —коренные немцы, французы или американцы 'до такого жульничества вряд ли бы догадались) ч и х мутной воде. он орошо подготовились к тому, чтобы ловить рыбку в Вонпервых, владеют полной информацией о всех наших бизнес-проектах. Ничего удивительного в этом нет, так как в интер 1 |[етском сайте областной администрации есть все све дения ;и даже указаны адреса и телефоны руководителей предп{)иятий и ответственных административных работников. Так что отправить официальное письмо, скажем, на имя гу- бернатюра для международных аферистов проще пареной репы. (Им бы еще не делать досадных орфографических оши бок в письме да умерить свои невероятно щедрые посулы, чем-то напоминающие размахом купеческую удаль. Во-!вторых, «благодетели» психологически верно рассчи тали скои ходы. Они абсолютно уверены, что липецкий, там бовский или рязанский промышленник или бизнесмен, за дыхающийся сегодня от нехватки оборотных средств и воз можности модернизировать устаревшее технологическое обо рудование, обязательно заинтересуется таким предложени ем. Пусть это будет не прямая связь, а через администрацию на местах — какая разница. Лишь бы клюнули на эту слад кую приманку. Чтобы не стать жертвой таких вот лжеинвесторов и быть себе на уме, необходимо в дополнение к сказанному остано виться кратко на тех финансовых схемах, с помощью кото рых нас стремятся околпачить. Думаем, это будет и интерес но, и полезно знать. Схемы мошенничества придумываются разнм . Самый типичный вариант >— инвестиционный кре дит. В самом кредитовании ничего страшного нет, обычное для бизнеса дело. Но это, подчеркнем, для нормального бизнеса, когда партнеры знают друг друга и инвестор требует 10-15-процентную предоплату для финансовой сделки, а через 2-3 месяца поставляет обещанное обо рудование. Жулики же, оставаясь по сути организацией с неизвестными финансовыми возможностями и кредит ной банковской историей, могут потребовать с вас и 5 процентов предоплаты, и 50, и даже все 100. Им важно выбить с доверчивого русского клиента деньги любой ценой. Они могут по бартерному варианту соглашения обещать поставить какое-нибудь передовое промышлен ное оборудование спустя полгода, но прежде прислать им взамен свой товар. Но тогда получается, что мы даем кредит инвестору, а не наоборот. Есть еще и третья схема ложного инвестирования, она более тонкая и изощренная. Аферисты требуют не наши рубли и не товары, а твердые гарантии под буду щий договор. Например, областной вексель, подтвер жденный Сберегательным банком. Он является платеж ным документом, по которому в зарубежном банке за просто можно получить деньги. Хитроумный аферист берет доллары под наши твердые гарантии и —с конца ми. Бь1вает, что жулик ведет себя перед российскими охотниками до инвестиций более деликатно и честно: он под те же наши гарантийные обязательства перед зару бежным партнером берет определенную сумму денег в одном зарубежном банке, потом кладет их в другой под выгодный процент, а затем, получив таким образом при быль, рассчитывается с первым. А нас вежливо инфор мирует, что договор расторгнут по некоторым причи нам, и возвращает наши гарантийные обязательства. Так вроде бы все остаются при своем: и два иностранных банка, и предприимчивые жулики, и мы вроде бы тоже. Но мы все-таки остаемся в проигрыше, потому что за резервированные под этот проект большие деньги ока зались не у дел. Они могли быть использованы с выго дой для области и для других целей. На экономическом языке это называется упущенной выгодой. Управлению инвестиций и экономических связей пос тоянно приходится в своей работе решать две основные задачи: привлекать в нашу область известные и надеж ные иностранные компании, банки, фонды для выпол нения взаимовыгодных инвестиционных проектов — и здесь уже многое удалось сделать, а с другой стороны, отделять зерна от плевел и оберегать от таких попол зновений, которые бы нанесли экономике области мно гомиллионные убытки. Виктор МАНАЕНКОВ, экономический обозреватель «Липецкой газеты». КАК НАС ОБСЛУЖИВАЮТ ШАМПАНШ В супермаркете «Калинка» успешн применяют новые формы работы с покупателями в "Калинке" большой выбор товаров на заказ. Когда в конце 1998 года в Липецке открылся супермаркет «Калинка», то у его руководства сразу же возникла идея о создании специальной службы в структуре магазина, которая бы занималась оформлением заказов по телефону с последующей доставкой товаров клиентам на дом. Само по себе появление у нас современного торгового центра, приравниваемого к европейским рыночным стандартам, было для липчан ново, необыкновенно и потому весьма привлекательно. А тут еще предлагался и другой цивилизованный сервис. Получалась новинка вдвойне — что-то вроде коммерческого ноу-хау в местном масштабе. Здесь, по сути дела, не было копирования московской модели торговли, так как такой метод продвижения товаров на столичном рынке осуществлялся только в системе «Пиццерия». И с этой точки зрения доставка продуктов питания на дом стала для «Калинки» большим шагом вперед в отечественной торговой практике. ИГРА КАК ПОВТОРИТЬ УСПЕХ ГОСПОДИНА СОРОСА В Липецке недавно открылся «Русский дилинговый центр» По словам генерального директора супермаркета Льва Белкина, идея образо вания такой службы, кото рая начала работать с нача ла 1999 года, преследовала по крайней мере две цели. Первая — попытаться рас ширить товарооборот и уве личить прибыль. Вторая — сформировать имидж «Ка линки» как передового тор гового предприятия с сер висной поддержкой своих клиентов. Второе, по мне нию его руководителей, мо жет быть, имело большую значимость. Схема доставки товаров достаточно проста: потенци альный покупатель набира ет телефон службы достав ки, заказывает тот или иной набор продуктов и ждет, когда его доставят вместе с чеком по адресу. Как пра вило, на эту процедуру ухо дит не больще часа, так как сфера услуг ограничивает ся чертой города. Были, правда, и более дальние по ездки. Особенно летом, ког да народ хочет отдохнуть на лоне природы, а спиртные напитки и продовольствен ные запасы почему-то быс тро кончаются. Стоит такая услуга супермаркета всего 50 рублей. Разумеется, без учета заказанных продук тов. Клиентов это вполне ус траивает, и ни разу не было случая, чтобы кто-то вдруг закапризничал и отказался от своего предложения. Можно считать этот факт своеобразным кодексом чес ти и престижа липецкого по купателя, а можно и умелой организаторской работой системы доставки, когда приходится быть и коммер сантом, и работником спра вочного бюро, и в какой-то мере психологом одновре менно. Насколько служба до ставки в «Калинке» функци онирует успешно, можно судить по такому факту: ежедневно (а она, заметим, действует круглые сутки) набирается до 20 покупате лей, которым захотелось за получить фирменный товар, не выходя из своих стен. Бы вают, конечно, и здесь свои спады и пики активности. Летом заказов на дом бывает меньше, зимой — наоборот, больше. Особенно много их в предпраздничные и праз дничные дни — народу хо чется сделать подарок кому- то и себе самому. На 8 Мар та —цветы даме сердца. Под Новый год — бутылку шам панского. А вообще, как при зналась товаровед «Калин-' ки» Нина Ефремова, лучше всего идут заказы в плохую погоду, когда или дождь льет, или мороз трескучий. В ясное теплое время липча не все-таки предпочитают сами ходить за покупками. Что обычно, заказывают по телефону? Это привычный стандартный набор продук тов: хлеб, молоко, колбаса, мясо, рыба, соки, прохлади тельные напитки и прочее. Больше всего наш покупа тель жаждет заполучить, лежа у себя на диване, водку и пива — такова, видно, осо бенность национального сво бодного времяпрепровожде ния. Очень любят вкушать цыпленка-гриль — в спект ре заказов он занимает дале ко не последнее место. А во обще могут купить с достав кой на дом все что угодно. Вплоть до фотопленки и им портных презервативов. Слу чается и спрос на экзотичес кие товары. Например, на какой-нибудь заморский фрукт или особую шоколад ку, которых в супермаркете нет. Тут уж приходится все возможные коммерческие каналы подключать, а выпол нять заказ. Любопытно и то, кто имен но пользуется время от вре мени службой доставки «Ка линки». Вы думаете, только одни «новые русские»? Ни чего подобного. Да, они со ставляют большую часть. Но вместе с ними в числе кли ентов оказываются самые обычные горожане. Первые иногда любят покуражиться. Доставить клиенту на дом могут и такой замечательный букет._________ Напрймер, доставить знако мому такой товар, от кото рого Тот приходит в легкое замешательство. Это так на зываемые «приколы» или причуды — и от них нику да не деться. Хотя работни ки «Калинки» прежде зво нят по указанному телефо ну —проверка в любых слу чаях необходима, чтобы свестй к минимуму ложный выезд: В целом же у супер маркета за почти два года существования службы за казов' сложился уже ста бильный круг клиентов. Некот|орые уже настолько знакомы ее работникам, что их срцзу узнают по голосу. Иног,:(а бывают и надолго запоминающиеся пожела ния. Один из клиентов поД; Новый год позвонил в «Ка линку» с Дальнего Востока и попросил под честное сло во оформить заказ для жи вущей в Липецке сестры. Необычная просьба была выполнена, а клиент сдер жал слово. Сегодня в этой сфере об служивания супермаркет решил пойти еще дальше и использовать возможности Инте{)нета. С помощью спе циальной карты Альфа-бан ка Ефгосаг(1/Маз<:егСаг(1 У1г1;иа1 можно выбирать то вар в магазине и оформлять заказ в виртуальном режи ме. Покупатель, сидя за мо нитором своего компьютера, входит в сайт «Калинки» (Е-та11: КаИпка @ Ыре1зк. ги) и выбирает по каталогу любой товар или целую «корзину». Путешествие по рядам интернет-магазина «Калинка» с виртуальной «тележкой» с обязательны ми при этом процедурами выяснения действительнос ти пластиковой карточки и ее покупательской способ ности занимают всего 30-40 секунд — больше времени уйдет на доставку товаров на дом. Такая форма рабо ты с клиентами вводится в Липецке впервые, что поз воляет говорить о супермар кете как о действительно передовом торгово-сервис ном центре. Виктор АЛЕКСАНДРОВ. Если, предположим, у вас имеется несколько сот долларов или даже больше, то можно распорядиться ими по-разному. Например, положить их по старой при вычке в чулок и ждать оче редного дефолта — но тут надо набраться терпения, так как ждать, возможно, придется долго. Можно за ложить валюту в банк и по лучать мизерные проценты ■—надежно, но утомитель но. Другой вариант: поку пать на фондовом рынке акции РАО «ЕЭС». Но ста вить на «голубые фишки» нынче рискованно, тем бо лее накануне предстоящей реструктуризации энерге тической системы страны. Но если у вас есть деловая хватка, азарт игрока, то лучше всего торговать ва лютой не где-нибудь в под воротне, а в так называе мых дилинговых центрах. Тут и наиграешься вволю, и капитал свой можешь приумножить. В настоящее время в нескольких городах страны имеются филиалы «Рус ского дилингового центра». Недавно к ним присоеди нился и липецкий —един ственный в Центрально черноземном регионе. В центре работают на миро вом валютном рынке ГОКЕХ (термин «РОКЕХ» означает валютообменные операции), который пред ставляет собой огромную сеть валютных дилеров, рассредоточенных в веду щих мировых финансовых центрах и работающих как единый механизм. Как ведется торговля валютой на рынке РОКЕХ? Все валютные операции ве дутся в режиме реального времени 24 часа в сутки. То есть вы следите за ко тировками и в любой момент связываетесь со своим бро кером, чтобы тот совершил сделку на покупку или про дажу валюты. Как правило, операции совершаются по следующим котировкам: евро к доллару, фунт стер лингов к доллару, доллар к йене, доллар к швейцарско му франку. Операции прово дятся достаточно интенсив но — котировки по евро, к примеру, проходят ежесе кундно. Для сравнения: ко тировка по отечественному рублю —примерно один раз в 40 минут. Конечно, никто не сидит за монитором ночь напролет — следует ориен тироваться на активность той или иной сессии. Так, ази атская сессия (там лучше всего торговать японской йеной) бойко ведет торговлю валютой с 4 часов утра до 12 часов пополудни. Что же нужно для того, чтобы успешно играть на международном валютном рынке? Прежде всего необ ходима оперативная инфор мация о состоянии мирового рынка. Она подается на эк ран компьютера со спутни ка в виде бегущей строки. Учитывается все: котировки всех валют на рынке ЕОКЕХ, данные о выборах США, палестино-израильс кий конфликт, спад добычи нефти в Персидском заливе, землетрясение в Японии и даже жест или мимика у ан глийского премьер-минист ра — весь спектр мировых новостей, который в той или иной степени отражается на курсах валют. Надо только уметь извлекать из всего пользу. Можно, впрочем, в качестве подсказки восполь зоваться специальной про граммой технического ана- лизЛ. Компьютер на основе множества событий делает финансовый прогноз отно сительно того, в какую сторону изменится курс интересующей вас валю ты — то ли, поднимется вверх, то ли, наоборот, опустится вниз в своей цене. С компьютерным про гнозом можно, разумеет ся, и не согласиться и при нять решение самостоя тельно — туг уж как вы решите. Опытные дилин говые игроки способны за месяц увеличить свои вло жения в ЕОКЕХ в два раза. Говорят, что нович кам везет еще больше: они знают меньше, у них свой «чистый» взгляд, потому действуют Тгногда, может быть, и нелогично, но за частую выигрышно. Но вообще, по словам специ алистов липецкого фили ала «Русский дилинговый центр», заработать на рынке ЕОКЕХ дано не каждому — тут нужны кропотливая аналитичес кая работа, дар предвиде ния и прогнозирования и, конечно, госпожа Форту на. И как знать, может быть, кому-то из липец ких игроков (а их сейчас пока несколько) удастся повторить фантастичес кий успех Джорджа Соро са — лучшего из извест ных трейдеров на рынке ЕОКЕХ, сумевшего в 1992 году на операциях по купле-продаже валю ты заработать в течение двух недель миллиард(!) долларов. Виктор РУБЛЕВ. Р. 8. Для желающих поучаствовать в торгах на рынке ГОКЕХ следу ет обратиться за инфор мацией в «Русский ди линговый центр» в г. Ли пецке по тел. 47-50-44. КОНКУРС БИЗНЕСМЕНЫ ГОДА Одним из основных моментов прошед шей конференции «Малый бизнес-2000» было определение победителей в конкур се «Бизнесмен года». Конкурсная комис сия в составе десяти человек выявила луч ших из лучших по нескольким критери ям: производственные показатели малых предприятий (объем товарооборота, рас ширение рынков сбыта, качество товаров и услуг, инновация), социальный аспект (условия труда работников, создание но вых рабочих мест, повышение квалифи кации персонала), а также рекламная ак тивность, благотворительность, деловой этикет, культура обслуживания, уровень дисциплины налогоплательщиков и мно гое другое. В результате лучшими биз несменами года названы: — Александр Назаров, торговый дом «Слобода», г. Липецк (номинация «тор говля »^ — Андрей Плотников, кафе-бар «Мельница», г. Липецк и Людмила Чир кова, ЧП из Тербунского района (общес твенное питание). — Александр Хачатуров, ЧП из Ста- новлянского района (сфера услуг). — Михаил Шаталов, АО «Липецкий дизайн», г. Липецк (строительство). — Любовь Хорунжий, АО «Веста Л», г. Липецк (производство). — Иван Нсзнамов, крестьянско-фер мерское хозяйство «Битюг» Добринского района и Чермах Магомедов, крестьянс ко-фермерское хозяйство «Каравай* Ле бедянского района (фермерство). —Игорь Морозов, ЧП, г. Липецк иВа лерий Феклин, ЧП, г. Елец («За волю к победе»). — Юрий, Шевченко, АО «Силма», г. Данков («За освоение новых' российских рынков*). ^— Александр Прокуратов, АО «Зод чий», г. Елец («Лучший благотворитель*). —Константин Киренскнй, АО «Веда*, г. Липецк («Самый уважаемый предпри ниматель»). —Татьяна Дьяконова, ЧП, г. Липецк и Алексей Крутько, председатель Липец кой общественной организации содействия малому бизнесу («Борец за справедли вость*). —Владимир Ильин, АО «Электрома», г. Липецк («За освоение новых техноло гий*). — Ольга Старикова, АО «ЛиСоя», г. Липецк («За вклад в здоровое питание*). — Александр Орлов, Липецкий центр коммерческих игр «Аладдин* («Лучший рекламодатель*). —Ольга Сушкова, АО «Никас», г. Ли пецк («Королева малого бизнеса*). — Виктор Шахов, предприятие «Раз витие», г. Липецк (поощрительная номи нация «Старейшина регионального бизне са*).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz