Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
4 ШИПБЦКАЯ • /Ж г а з е т а 23 февраля 2001 г«, № 37 (21415) ОБРАТНЫЙ АДРЕС: ТОРОНТО. КАНАДА ПИСЬМА ! НА О Д Н У ТЕМУ Какчеловекатеряют втолпе... Д авно читаю «Липецкую г а зету» . Однажды обо зрева тель Елена Б р ед и с н а п и с а л а , что мы становимся все более злы ми и р а зд р аж и те л ь ны м и . Но м о ж е т бы ть , н а с с т а р аю т с я сд е л а ть т а к и м и , п ом а л е н ь к у вы тр ав л я я и з н а с ч е л о в е ч ность , д о б р о ту , чувство со б с тв ен но го д остоинства? В нас хо тят видеть покупателей , которым с помощью рекламы надо навязывать все , что у го д но: и з б и р а т е л е й , чьи го л о са буквально вымо гаю т , кор оч е — толпу , которую направляют туда , куда это ком у -то вы год но. П о см о тр и те , что и как р е к ламирую т. « Е л е ц - Т а б а к » — н о в а я встреча со старым знакомым» — э то м ож но прочесть в о б щ е с т в е н н о м т р а н с п о р т е . «Вступай в сою з оп тимистов !» , «Сою з любителей сюрпризов» — э то плакаты на улице , р е к л ам ирующ и е си гареты . А тел ер е клам а? «М еня лю би т моя м ам а . О н а п о к уп а е т м н е . . .» — п ол уча е тся , лю би т только т а , которая п о куп ает? А если не покуп ает , не м ож ет купить, то уж е и не любит? Что ж е з а представления о любви и бли зо сти внушаю т н аш им д е тям ? Т а к а я р е кл ам а не столько товар п роп а ганд ируе т , сколько ф о рм и р у е т с о в ерш ен н о о п р е д ел енн о е о тн ош ени е к ж и зни , к людям . С е годня нельзя и зол и ро в а ть п о д р о с т к а о т г а з е т и журналов , радио и телевидения . Я не против свободы слова . Но, во зм ож н о , при со зд ан и и р е к ламны х роликов и плакатов н е об ход имо учитывать не только ж е л а н и е з а к а з ч и к а , но и н о р мы э ти ки , д ум ать не только о вы годе, но и о людях? Д альш е — больш е . Главное — д ень ги , на все прочее — пле вать. Все киоски украш ены с и гар е тны м и п а ч к ам и ! К аж д о м у ж ел ающ ем у , кто доро с до о кош ка, продавец отпустит бутылочку пива или пачку си гарет . А, к при мер у , в СШ А покупателю п ри шлось бы предъявить д о кумент , уд о с то в ер яю щ и й е го в о зр а с т , если вдруг прод авец усом н и т ся в н ем . Д а , п р од аж а сп и р т ных н апи т ков влияе т н а бю д ж е тны е доходы . Но им е ем ли мы право спаивать нацию ради э т о г о ? Я 3^ ц и в и л и зо в ан н ую тор говлю . Если вас обвесили , вы купили некачественны й т о вар — э то плохо, но э то мень - По возрасту я ровесник Ельцина. Возмож но , мои мысли не новы, но я ни у ко го их не з а и м ствовал , они рождены моим собственным опы том . К а к и м но гие , пытаюсь понять, что ж е про исходит с Россией и россиянами , почему б о га тая и прекр асная страна ж ивет так , как с е го д ня? Что нас т а к ож есточает , что приводит к п р е ступлениям и ненависти? Дурны е наклонности? К а ки е -то врожденные пороки? Или все -та ки дело в том , что в людях подорваны вера , творческий дух, нравственность , патриотизм? И подорваны , п р еж д е всего , ре зким ра зм еж ев ани ем на силь ных и бессильных, на хозяев ж и зни и ее пасын ков. Если человек брош ен на произвол судьбы, если не им е е т работы или получает за н ее гр о ш и , если он не нужен государс тву , то что ж е удивляться, ко гда молодые, сильные люди п р е вр ащ аю тс я в пьяниц , б о м ж ей или р э ке тир ов , воров , идут служить крим ин ал ьном у б и зне су? К то -то , м ож е т быть, и устоит , но надеяться , что большинство не озлобится , не ож есточится , не захо чет о том сти ть или выбраться наверх д аж е по труп ам , — наивно . Ж естокость , враждебность человека человеку у нас сегодня прямо -та ки куль- шая проблема , чем алкоголи зация и никотинизация детей . Д ум а е тс я , пытаясь что -то изменить в жизни , каждый че ловек должен начать с самого себя , со своей повседневной работы. И та девушка , которая сидит в киоске, и тот, кто дела ет рекламу,в общем , каждый из нас. Начнем с себя , чтобы стать лю д ь м и , г р а ж д а н а м и , а не частью толпы. П о э том у меня почти обиж ает традиционный, ещ е с советских времен при жившийся у нас лозунг: «Все — на выборы!» Ведь он опять-таки адресован толпе, а не людям. Я бы предпочел другой . Д опус тим: «Нам важен голос каждо го». Или: «От Ваш его голоса з а висит будущее города»... А то говорим о ценности личности, об уважении к человеку, но даже в мелочах не научились это ува ж ение проявлять... Р .8 . К сожалению , это письмо пришло в редакцию без подписи, автор указал только свой адрес в Интер нете. Тем не менее мы ре шили его опубликовать, пос кольку наблюдения читате ля показались нам засл у ж и в аю щ и м и вн им ания и размышления . Деньги вкармане, крестик нашее... тивирую тся всем ус тройством ж и зни , н ар ащ и ваются. А грессивность усиливается . А те , кто неплохо устроился , по -видимому , рассчитывают, что обиженные т а к и будут на них пахать, а дети из сем ей победн ее з а их детей воевать. Д анков — небольшой город . У нас все дру г др у га знаю т в лицо . Т а к вот, на улицах меня боль ш е в се го п о р аж ае т , как надм енны , небрежны ч е го -то д о с ти гш и е по о тнош ению к «недости г шим» . А зря . Уж хотя бы достало ум а не д ем о н стрировать т а к вызывающе свое вы сокомерие и благополучие . Говорят, считать деньги в чу ж ом карм ан е — нехорошо . Честно зарабо танно е — да , е го в чужом кош ельке считать грех. А у к раденное? К том у ж е у тебя само го , у твоих д е тей . Странно , однако , что укр авш ие не стыдятся носить на ш ее крестик . Видать, отыскав теплое и сытое м естечко в этой жи зни , они намерены та к ж е тепло , т а к ж е сытно устроиться и в ж и з ни иной ... Николай ХОЖАИНОВ, ветеран автобазы № 5. г. Данков . СОБАЧИИ ВОПРОС ЛЕШаВО НАЧЕТЫРЕХЛАПАХ Читатели продолжают высказываться по поводу «со бачьего вопроса», который прозвучал в рассказе _о добром человеке Евгении Александровне Василевой, берущей под опеку брошенных, бездомных, больных кошек и собак (см. «ЛГ» за 4 октября 2000 г.). С Василевой я встретилась в Н иж н ем п арке . В руках у нее был «букет» из поводков . С о б а ки, с которыми она гуляла, р е з вились, н иком у не угрожая . Мы ра зговорились , обменялись т е л еф он ам и . По том я побывала у н е е д ом а , п о знаком ил ась с ее ж и во тны м и . К ош к и , у которых следы увечий, нанесенных людь ми , д ве со б а ки . Остальные че т в е р о н о ги е , ко торым В асил ев а п о м о га е т выживать , находятся г д е - т о в ч а с т н о м д в о р е . О н и т о ж е б л а го д а р я В асилевой не голодаю т , не мер зн ут , если н уж но — им оказы вается м ед и ц и н с кая помощь . Я обратил а вни м ание : в квар тире Евгении Але к сандровны н ет кош ачье го «аро мата» . То , что она делает , п о -н ас то ящ ем у нуж ное и д о б р о е дело . А в том , с чем он а и подобные ей неравнодуш ны е к участи «брать ев наш их меньших» люди стал киваю тся . на со в ес ти , п р еж д е все го , властей — областной , го родской . Видимо , ком у -то каж ет ся , что л е гч е и п р ощ е истребить б е зд ом ны х животны х , чем п о мочь той ж е В асилевой . Гово рят, Госд ум а приняла ка ко е -то п о с т а н о в л е н и е н а с ч е т защ и ты четвероно гих . Но кто видел это т д о кум ен т , кто о нем хоть что -то слыш ал? И н о гд а н а ч и н а еш ь дум ать , что во вл асти всех ур овн ей в России находятся люди, задав ш иеся целью истреби ть в с т р а н е в се ж и в о е . Д е й с т в ую т н е д а л ь н о в и д н о , п р и м и т и в н о . С п е р в а о ч и щ а ю т п одвалы о т к ош е к , п о с л е че го н ачин ае тся н аш е с тв и е мы ш ей . А в к а ком ещ е го суд арс тв е животных и с требляю т прилюдно, д аж е на гла з а х д е тей? М е ж д у т ем в Англии в д е т с ких больницах сп о ко йно живут кош ки и с о б а ки . И э то не толь ко не з а п р ещ а е т с я , а и п о ощ ряе тся , поскольку ученые д о к а з а л и : о б щ а я с ь с ж и в о тны м и , д ети бы с тр ее выздоравливают. Вот я и предла гаю : давай те со зд ад им в области для н ача ла хотя бы один ц ен тр доброты и зд о рово го о б р а з а ж и зни , что бы там од ино ки е стар и ки , д е ти - сироты и б е зд ом ны е животные ж ил и вм е с те , вм ес те п р е о д о левали одиночество . Т е , кто лю би т животных, д о л ж ны о б ъ е д и н и т ь с я . Н у ж н о тол ь ко , чтобы к т о -т о взял на себя труд со бр а ть первых э н ту зиастов . М о ж е т быть, на это п р ед л ож ен и е в с е -та ки о т кл и к нутся активисты из клубов лю би тел ей с о б а к и кош ек? П о че му они отмалчиваю тся? Что к а са е тся п ом ещ ен и й , то в об л а с ти е с т ь б р о ш е н н ы е л а г е р и , б а зы отды ха , их м о ж н о было бы во с станови ть , н ай ти с п о н соров . И школы бы подключить к э том у д елу . Но б е з ум ело го и н ици а то р а не обойтись , Если бы им стал к то -л ибо из д е п у татов , то было бы про с то з а м еч ател ьно . ДУШАПРОПИСКУНЕМЕНЯЕТ? Дороги людские но ношей планете пересека ются вопреки, а то и назло расстояниям и государ ственным границам. Живет в просторной московской квартире сре ди книг с дарственными надписями авторов — Ж у кова, Василевского, Покрышкина, Баграмяна и дру гих прославленных военачальников — офицер Ген штаба и журналист Петр Михайлович Дунаев. Живет в большом канадском городе Торонто учительница с русской фамилией, именем, отчест вом — Генина Елена Иосифовна. Живем и работаем за сотни километров от Мос квы и за тысячи от Канады мы, журналисты «Ли пецкой газеты», которую, наверное, никто в То ронто и в глаза не видел. Никто, кроме Елены Иоси фовны. А вблизи от небольшого белорусского городка Дубровно в братской солдатской могиле над ста рой смоленской дорогой покоится прах Героя Со ветского Союза Владимира Сапрыкина. Его давно уже нет на свете, но память о нем объединила и познакомила и Генину, и Дунаева, и нас, липец ких газетчиков. Дунаев и Сапрыкин — земляки. Оба родились в Краснинском районе. Заинтересовавшись судьбой комбата, Петр Михайлович много лет шел по его следам. Он терпеливо вникал в перипетии этой дра матической биографии с ее взлетами, надеждами, муками, болямц. Сапрыкин в годы войны вместе с солдатами своего батальона совершил подвиг, за щищая город Дубровно. После беспримерного трех дневного боя его сочли убитым и посмертно удос тоили звания Героя. Но он, израненный, выжил в плену. А дальше случилось так, что он оказался в Канаде. Когда об этом узнали на Родине, его ли шили оплаченной кровью награды. И Дунаеву при шлось годы восстанавливать справедливость, спа сая доброе имя земляка. Его публикации об этом появились на страницах «ЛГ», что помогло ему в борьбе с чиновным равнодушием и бесстыдством. Вот только сам Сапрыкин умер, не успев узнать, что звание Героя ему возвращено. Все эту непростую историю Петр Михайлович рассказал в своей книжке «Звезда и крест комба та», изданной нашей редакцией. Есть в ней и стра ницы о русской диаспоре в Канаде, о людях, что были близки тосковавшему по России эмигранту Сапрыкину. Дружила с Сапрыкиным и Елена Иоси фовна Генина... А недавно Елена Иосифовна прислала в «ЛГ» письмо и несколько газетных вырезок. То, о чем она пишет, не нухсдается в комментариях. Поэто му мы просто приведем ее текст... 6 янворя /01 ЗиПоп, оп1. Сапата Уважаемый г-н Савельев/ Паздравляю с праздником Рождества Христова и На- вым Гадам/ Храню Ваши письма и номер газеты а Вл. Сапрыки не, сканчавшемся в Канаде. Все замечания о там, что кнастоящий россиянин может сменить место жительство, но не может, да и не хочет менять душуя, очень провди- вы. Думала написать Вам умный ответ, но навалились на меня недуги, свалили с наг, а потам дополнительная кно- града» — потеряла правый глаз, а главное — упала ду хом. Не могла взять перо в руки — очевидно, это психо логическая подкладка. О б этом писать неинтересно. По этому высылаю вам статьи из местных торонтовских га зет-реклам, которые дают бесплатно в продуктовых или книжных русскоязычных магазинах. Не думою, что кРус- ский экспресс» — русский/ Но нам понравилось письмо Юрия Гижа/ Два ответа последовали, но не в поддержку Юрия. Примите мои наилучшие пожелания всей редакции и «Липецкой газете» -творческих успехов/ „ С низким поклоном Елена Иосифовна ГЕНИНА. Нам тоже показались любопытными признания Юрия Гижи. Будем говорить прямо: сегодня для ты сяч, если не миллионов россиян возможйость уехать за рубеж представляется спасением и га рантией благополучия. Так ли это? Бог весть. Все мы разные. И кому-то, наверное, в самом деле повезет, и кто-то сумеет хеить вдали от России, не тоскуя, не ностальгируя, идеально приспособившись к чужим нравам, порядкам, законам. Но многие могут оказаться и в положении Юрия Гижи. И ни комфорт, ни материальное благополучие не пре вратят человека с русской душой в канадца, аме риканца, француза, израильтянина, мексиканца. Как не превратили они в канадку Елену Иосифов ну Генину, как не успокоили до последнего часа Владимира Сапрыкина, со слезами на глазах встре чавшего в порту корабли с советскими флагами. И это несмотря на то, что он многого добился на чуж бине, был уважаемым ведущим специалистом в крупнейшей фирме, не имел финансовых про блем... Может быть, и вправду не всякая душа спо собна изменить прописку, измениться настолько, чтобы полюбить прекрасный город Торонто боль ше, чем село своего детства, чем землю, на кото рой жили отец, дед, прадед?.. Впрочем, давайте почитаем публикацию из га зеты «Русский экспресс». ОТ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «РУССКИЙ ЭКСПРЕСС» Сегодня мы публикуем письмо нашего читателя Юрия Гижи, которое, безусловно, вызовет массу отзывов и комментариев . Оно написано острым, полемическим языком и затрагивает довольно-таки болезненные темы. Кому-то может не понравиться тон письма, кому-то покажется, что автор слишком пристрастен, а кто-то решит, что автор прав. А что думаете вы? Лилия КИРИМОВА. г. Л и п ец к . Почти год назад я оказался в Т о р о н то с тв ер д о й у в е р е н ностью о с е с ть зд е с ь если не н ав се гд а , то надол го . Д в а -тр и м е с я ц а я о п р е д ел и л с е б е на выяснение возможных путей ле гализации в стране. Не мешало бы вначале хорошенько осмот реться и прос то пожить . Хотя сознаюсь, если бы привез гото вые документы с собой , пожа луй, ср азу бы и подал на имми г рацию без долгих раздумий и ко л еб ан и й . К ан ад а влекла меня всегда — и географическими ш и ротами: с юга до Заполярья, и западной свободой — каждому предоставлена возможность р е ализовать себя как личность в обществе . Природа здесь удивительно хорош а в своей перво зданнос - ти , д аж е обитая в городе , чув ств уеш ь с е б я е е частью . Н е смотря на интенсивное дорожное д виж ение ,во здух чист и прозра чен , облака на вечернем н ебе грядами уходят за горизонт, от даляя его фантастически д але ко. Подобную картину я наблю дал лишь в Архангельской о б ласти, где действительно чистый воздух, и совершенно забыл это ощущение «плоского неба», живя на У кр а и н е , в промыш ленном Донбассе . Стройные ели, сосны, клены и их обитатели — птицы, будящие меня по утрам своим пением , создавали полную к ар тину умиротворения и покоя. Д а и как тут не быть покою , если здесь любой человек получает за свой труд заранее оговоренное количество д е н е г и главное — в срок! Т .е . то , от че го мно гие в России (считай, во всех осталь ных странах нынешнего СНГ ) ус пели отвыкнуть. Так, моему отцу на заводе даю т зарплату за по запрош лы й месяц , а заод но и часть заводской задолженности за 19 97 год. А здесь — красота! Только работай . Ну а если, кро ме рук, ещ е и голова на плечах — то тут уж вам и «карты в руки». Учись, получай профессию , р а з бейся в лепешку, но найди ра боту. Пожалуйста. Все дороги от крыты. Н ачинаем жизнь по но вой. А под старость найдем м е с то в каком -нибудь приюте и бу дем себе раскатывать в кресле по улицам , поглядывая по сто ронам подслеповатыми, но муд рыми глазами . Т а к я думал год назад , так я думаю и сейчас . Ничего из вы- ш енаписанного не изменилось в моем представлении . Но и зм е нился сам подтекст, т .е . «вывес ка» осталась прежней: и приро д а — чудо, и человек сам себе хозяин , и старички мирно ра згу ливают, но ... Написал «но» и н а дол го задумался — как бы бо л ее верно отразить мысль это го «но». Иными словами: «А нуж-- но ли нам все это , ребята?». Ну, понятно, что никто не хочет на и с т о р и ч е с к о й р о д и н е гл о тать зловонный загазованный воздух города, не особенно тянет «ба рабанить на дядю» с утра до ве чера и получать за это гроши и уж совсем нет охоты провести тусклый остато к жи зни полупа рали зованны м н ищ им с уткой под койкой. Это все ясно. По с тавлю вопрос ребром : «Сколько каждому из нас нужно заплатить, у тобы в к у с и ть в с е п р е л е с т и здеш ней жизни? Чтобы влиться в эту среду , чтобы стать е е н е о тъ ем л ем о й частью ?» . Е с т е с твенно, речь идет не о деньгах. Как бы мы ни крутили, как бы ни лукавили сами себ е , но для того ч то бы с т а т ь п о л н о п р а в ны м гражданином этой светлой стра ны, нужно полностью перекроить свою душу. М ало это или мно го? Кому как. Начну с самого про стого , с того , что не столько у к репляет духовный мир человека, сколько опустош ает его , — с д е нег. А не зам еч ае те ли вы, го с пода, что вся наш а жизнь здесь крутится вокруг дене г? С утра — на работу, вечером — с работы, чтобы со следующего у т р а— туда же . А в промежутках ломаем го лову над тем ж е — где бы ещ е раздобыть деньжат? Оно и по нятно: жилье, транспорт, учеба, ед а — все э то за с тав л я е т нас возвращаться в мыслях к тем е затрат . Д аж е если мы не д ум а ем об этом , то все равно ощ у щ аем на с е б е это бремя поис ка. Вы скажете : «В России то же сам о е , д а ещ е и похуже». Так , д а не так . Похуже, конечно , но иначе. Там люди живут на грани биоло гическо го выживания, о т то го и нуждаю тся в день гах , а ПОЧЕМУМНЕНРАВИТСЯ здесь нам необходимы деньги, чтобы улучшать условия своего существования. Чувствуете р а з ницу: там — выживать, а здесь — улучшать? И это «улучшение» условий жизни — процесс б е с конечный: то меняем машину , то ищем новое место для жилья, то ещ е что-то. И подобного сорта п р о ц е с с мы го р д о н а зы в а ем «жить по-человечески». Т а к это, простите, не жизнь, это именно существование, когда все наши помыслы, все усилия и раздумья направлены в одну сторон у — сторону приобретения . Все это смахивает на гонку , в которой стабильно л идирую т канадцы . Это их стиль жизни , они не мо гут жить иначе. Но у нас есть и дру гие интересы в жи зни , мы то не такие , подумаете вы. Вы- то да , а вот ваши дети , а тем более внуки уж точно будут т а кими. К с т а ти , о в ну ках и д е тя х . М ежду нами, учителями, говоря, интересно было бы ознакомить ся с почасовой программой обу чения в здеш них школах. Тут ни чего не мо гу сказать , поскольку не владею фактическим м атери алом. Зато удивили слова зн а комо го , который сообщ ил , что е го сын, придя из школы домой, весь день проводит в и грах за компьютером. На мой вопрос: «А когда ж е он д елает уроки?» про с то д уш н о з ам е т и л : «Я е го з а п ол час а д о зан я ти й о твож у в библиотеку , там он все и успе вает». Немало позабавили меня канадцы, не знающ ие ни Д ж ека Лондона, ни Кервуда, описыва ющих жизнь поселенцев север ной Канады, я уже не говорю о В. С котте , Ж . Верне , А. Дюма , которых почти не было в наших школьных программах , но кото рыми мы зачитывались в детс т ве. Они знаю т Ш експира , и то лишь потому, что видели фильм «Збакезреаге 1п 1оуе». Кстати , по статистике , средний канадец з а трачивает на чтение и обучение 3 (три ) часа в неделю!!! С пр а ведливости ради отмечу, что по добная серость в литературе ха р а ктерн а не только для кан ад цев. Во время моей учебы в ин ституте на уроках регулярно про водились ра знообразны е а к т и визирующие игры. Для наш е го случая опишу одну: студент по лучал фото известного человека и отвечал лишь «да» и «нет» на вопросы аудитории, пытающей ся выяснить личность на фото. И что вы думаете , разнош ерст ной по интернациональному со ставу группе, состоящей из б р а зильцев, мексиканцев , корейцев и японцев, были известны в ос новном актеры Голливуда и лишь один р а з «промелькнул» П апа Римский . Действительно , здесь основным источником информа ции является телеэкран . Филь мы с определ енно й и д еол о ги ческой и политической начинкой подменяют собой систему обра з о в ан и я . И п о д о б н о го уровня псевдокультура заполонила весь мир, и мы с вами рукоплескали ей в начале перестройки . Под гадили подрастающему поколе нию, ничего не скажешь . Ну да ладно с ним , с об разованием , пусть растут наши дети темны ми, глядишь, поступят в универ си те т , н аверс таю т свое: будут «щелкать» интегралы и состав лять программы получше нас с вами. Это так , хотя, если не пу тать образование с образован ностью, картина получается н е веселая: будет мой внук эдаким диковатым узкопрофильным сче- т о в о д о м - к о м п ь ю т е р щ и к о м . В одной из русскоязычных га з е т было зам ечено о Канаде: «Бес культурье, з а т о цивили зация» . Хотя со гласи ться трудно , п о с кольку цивилизация основывает ся на культуре. Здешняя культу ра меня несколько шокирует, в лучшем случае, просто смешит . И н т е р е с н о , к а к о й п о к л о н н и к «п р е кр асно го » н адоумил м эра Ластм ана понаставить по горо д у этих ослов? Т .е . лосей . Н е ужели , действительно , сы грало свою роль с о о б р а ж е н и е т о го плана, что эти аляповатые фи гуры привлекут внимание турис тов? Это было бы верно , являй ся эти скульптуры действитель но п р о и з в е д е н и е м и с к у с с тв а . Но , м ож ет быть, по кан адским м ер кам так оно и есть? М ож ет бы ть , м н о г о с т р а д а л ь н ы й «М г .М о о з е » п о р а ж а е т местную публику изяществом линий и кра сотой форм? Возмож но . О д н а ко, на мой дилетантский взгляд, «девушка с веслом» у стадиона. КАНАДА ^ \ г ,/ Г Щ ' •* «пионер с горном» у школы 6 0 -х годов в Сою зе и «безрогий лось» двухтысячного года в Торонто — ягоды одного поля, плоды б е з вкусицы и пошлости. Но не бу д ем отвлекаться, продолжим о внуках. Большинство из нас в ран ние школьные годы носили пио нерский галстук. Была и соответ ствующая идеологическая обра бо тка . П а трио ти зм у и любви к Родине нас учили на примерах юных героев, чьи портреты у к рашали пионерскую комнату. Я полагаю , вы все заметили , как из общей когорты тёмным пят ном выделялся Павлик Морозов. К то -то кидал гранаты или рас пространял листовки, а этот папу «заложил» . П апа , правда , был неродной , но это сути дела не меняет . Вот та к подрастающ ее поколение исподволь готовили к возможности пойти на со глаш е ние с совестью — накропать на ближнего донос. И появлялись- т а к и «с ту качи» . И н ем а л о . Я, правда, таких не встречал, а если и встречал, то не знал , посколь ку наушничество испокон веков считалось на Руси подлым д е л ом . З д е с ь ж е в о с п и т а н и е в учебны х з а в е д е н и я х т а к лихо закручено , что «стукануть» на то варища — дело чести и достоин ства любого . Что безнравствен но и постыдно у нас, здесь воз ведено в принцип гражданской добродетели . Выросшее в подо бных «гнилых» условиях поколе ние строчит кляузы бе з з а з р е ния совести , поскольку послед няя приобрела чисто рудимен - тальные функции и потихоньку отмирает за ненадобностью . Вот это идеология! Вот это ор гани зация воспитания! Браво! То, чего в сталинскую эпоху добивались у людей под угрозой ареста или смерти , здесь происходит добро вольно и естественно . Читаю в «Пи8з1ап Ви51пез5 1МРО»: «Сыгра ло свою роль и усиление борь бы с мош енничеством и злоу п о треблениями при получении п особия : эфф е ктивной о к а з а лась «горячая линия», по кото рой можно сообщить о случаях обмана со стороны получателей пособия». Т .е . добропорядочные гр а ж д а н е не д р ем лю т : «стук» идет по всей стране . И выросли эти граждане из таких вот д е ти шек . Интересный случай. Шофер останавливает машину и звонит по телефону, вызывая «скорую» потерявшей со знание женщ ине , а п о л иц е й с ки й т ем в р ем ен ем ш л е п а е т ш т р аф н о й т а л о н на стекло автомобиля за останов ку в н еполож енном м е с те . Вы бы хотели, чтобы этим полицей ским оказался ваш сын? Я, е с т е с т в е н н о , з а з а к о н ность и порядок. Но у русских над законом всегда стояли человеч ность, совесть. Но это знаем и чувствуем мы, однако наши дети, а тем более внуки будут искр ен не верить и следовать букве з а кона. А мы, вечно занятые по иском дене г , и не зам етим , как они п р ев р а тя тся в моральных уродцев. Часто приходится слышать такую сентенцию : «Мы приехали сюда ради детей!» Охотно верю, что так оно и было, только вот скажут ли нам дети «спасибо» — большой вопрос. Тем более что авторитет родителей в сознании подростка , вращающегося в ти - н эйджеровской ср ед е , с т р ем и тельно улетучивается , исчезает , как песо к сквозь пальцы. Мы -то и у себя д ом а , на родин е , не особо напря гались в вопросах воспитания детей , а здесь в этих суровых рабочих буднях и п о давно н едо су г поинтересовать ся его делами . Д а и когда инте ресоваться -то , если п риполза ешь домой выжатый, как лимон? Так и мелькают дни «счастливой жизни», пока в один прекрасный м ом ен т н аш е чадо не с кр ути т нам фигу на просьбу выбросить м еш ок ’с мусором . И на са кра ментальный вопрос жены : «Ты о тец или кто?», понимаешь , что хоть и отец, но более смахива ющий просто на рабочую лошад ку — существо бессловесное и бессильное. И тургеневский кон фликт «отцов и детей» покажет ся вам просто блажью страдаль ца -классика . А теперь хотелось бы потол ковать о свободе. Канадцы упи ваю тся сво им и с в о б о д ам и . И правильно. И пускай их теш а т ся. И не будем их разочаровы вать . Увы, э ти свободы лишь мнимость. Ко гда человека вос питывают э гои с том , з а ц и кл е н ным лишь на своих внутренних переживаниях, он вырастает ли шенным возможности поднять ся на ту духовную высоту, кото рая д а е т действительную , а не показную свободу декларативно го т и п а . Я с п ол ной у в е р е н ностью м о гу у т в е р ж д а ть , что зд еш н и е гр аж д ан е куда более ограничены в своих желаниях , представлениях , взглядах , ин формации , а значит, и свободах, чем ж и тел и н аш е й ны н еш н ей «л ап о тно й » Р о с с и и . Т о н к о с т ь дела заключается в том , что ка надцы поступают не так, как они хотели бы поступить, а так , как им вдалбливает в голову не д а ющий сбоя мощный м ехани зм масс -м едиа . Втянутые с пеленок в жернова здеш ней меркантиль ной жизни , ближе к зрелому воз расту они превращаются в ухо женные «винтики» этой четко о т лаженной системы , причем ещ е более «винтикообразные» , чем были мы в С о в е тс к ом С ою з е (недоброй памяти). Канадцы на корню лишены свободы воли. Д ело доходит уже до того , что государство , чувст вуя, что ко е -гд е «перегнуло пал ку», пы тается искусственными п утям и н ас тав и ть гр аж д а н на путь истинный . Случай с о в е р ш енно анекдотичный: в один из выходных в целях у кр еп л ен и я безопасностм в районах прави тельство призвало жителей пов стречаться и познакомиться дру г с другом , мес та знакомств были помечены разноцветными надув ными ш а р и к ам и . Т а к что для того , чтобы соседи просто встре тились и поговорили, необходи мо о т в е т с т в е н н о е п р а в и т е л ь ственное решение . Узнай кто -н и будь из наших соотечественни ков об этом призыве, что бы они сказали? Правильно. Нельзя п е чатать матерные слова. Так что свободу канадца мож но сравнить со свободой , д ан ной слепому , у которого ещ е и палку отобрали: пожалуйста, иди куда хочешь! С вобода ! Но он , бедолага , предпочтет топтаться на месте , поскольку вокруг ни че го не видно. Т а к и выходит: свобод у прово згл асили , а вы шел сущий каб ак . Мы -то , р у с ские , слава Богу, прозрели , т е перь бы силушки набраться д а лиходеев осадить . А болтаться по миру Иванами , не помнящ и ми родства, — стыдно, господа . Я уверен , что так думаю т многие из нас, если не думают, то чув ствуют. Т а к д а в а й т е ж е , не тая сь , п р и з н а е м с я с е б е , ч то и д е я «светлой жизни» в Канаде — это миф и одно из величайших н а дувательств уходящего столетия. И во всем э том виноваты мы сами . Это явилось результатом н аш е го безо глядно го , считай хо лопского , преклонения п еред З а падом . Ко гда наперекор и в пику с о в е т с к о й и д е о л о г и и в « к у х о н н ы х » р а з г о в о р а х жизнь за гра - с т а в л я л а с ь н ам р а б о т я щ е й , я р к о й , полного зд р а вого смысла . А вы ш л а на п р о в е р к у сплошная пре сня тин а . Ж и - '«>»' вем, как р а с - т е н и я . И з а - чахнуть не д а - дут — польют своевременно (\л/е11аге получим при необходи мости) и подстригут вовремя (1ах, кредиты). Мертвые эмоции , м ер твые взаимоотношения: «Н1! Но\м аге уои?». Мертвые люди, м ер т вая страна . А Вы уж е мертвы? Или ещ е способны любить? С по собны чувствовать? Петь песни? Способны «свалять дурака»? Т а к вот, мне нравится К ана д а потому, что только здесь я ощутил себя русским человеком , только здесь я понял: мы — не они. Не приехав сюда, я не см о г бы та к полюбить свою Родину. Низкий поклон тебе , Канада! Юрий ГИЖА. С реди ответов Ю рию Гиже в «Р усском э к с п р е с с е » п о я вилось п и сьм о Виктора Э с - к е н а з и . Он и р о н и ч е н и п о - св о ем у убедителен. Ему К а н а д а , ем у в К а н а д е нравит ся . «Канадцы н е знают Д ж е - ' к а Л о н д о н а , — пишет он , — э к а я б ед а , зато они вид ели в ж и з н и го р а з д о больш е х о к кейны х игр, к прим еру . И это д л я них важнее» . П еречисляя причины , по которым ем у в К а н а д е нравится, г -н Э с к е - н а зи замечает : «Если Россия к о г д а - н и б у д ь станет н о р м а л ь н ы м г о с у д а р ст в о м и лю д и там перестанут бороть ся з а выживание , то они тоже начнут «улучшать у с л о в и я св о е го сущ ествования» . По простой причине : они лю ди . О ни за сл уж ив ают унитаз в д о м е вместо деревянного б а р а к а во д в о р е , «В о л ь в о » вместо «Жигулей» и 2 7 видов хл еб а вместо двух» . И далее — пожелав Юрию Гиже «скорого возвращения на Родину»: «Там не придет ся «полностью перекраивать» свою во звыш енную д уш у . К р о м е т о г о , вы с м о ж е т е внести скромную лепту в вы таскивание вашей Родины из того места , где она сейчас находится. Вы сможете по мочь сделать ее государст вом закона и уважения к сво им гражданам, которое дает им жить, а не прозябать. Го сударством , заботящимся о р у с с к и х , о с т а вш и х с я за пределами собственно Рос сии , и не бросающим сл а вянских союзников в труд ный час. Государством, где не взрываются дома, не то-» нут подлодки и не горят т е лебашни. Государством, ко торое не поставляет милли оны св ои х п од д анны х на съ ед ение к а п и та л и с ти ч е с ким акулам год за годом и день за днем . Тем более лег ко это провернуть, что самое главное уже есть: «Мы -то , русские, слава Богу, прозре ли . . .» Осталось всего ниче го: «теперь бы силушки на браться да ли ход еев о с а дить». Вот так спорят наши быв шие соотечественники за ру бежом . На чьей стороне сим патии Елены Иосифовны Ге ниной и журналистов «ЛГ» — д о га д а ть с я , н ав ер но е , н е трудно. Хотя многое из того, о чем пишет г-н Эскенази , — пр авд а . Но д уш а в с е -т а ки остается душой. И те, у кого она есть, знают: она не на сы ти тся д а ж е 2 7 со р там и хл еба ... Публикацию подготовил и прокомментировал И. НЕВЕРОВ. Р.8. Кстати, перечитайте строки Юрия Гижи о воспитании и обучении юных канадцев. Нс кажется ли вам, уважаемый читатель, что нынешняя реформа русской, российской школы нацелена как раз на то, чтобы и наших детей растить на канадский (американский немецкий и т. д.) манер? Начиная с «обрезания» программ по литературе и родному язы ку... Неэмигрировавшие единомышленники Виктора Эскенази, похоже, хотят спасти нас превратив Россию в Канаду, превратив в придаток телевизора, компьютера и «Вольво»’ наших детей или внуков...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz