Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

4 ШИПБЦКАЯ • /Ж г а з е т а 23 февраля 2001 г«, № 37 (21415) ОБРАТНЫЙ АДРЕС: ТОРОНТО. КАНАДА ПИСЬМА ! НА О Д Н У ТЕМУ Какчеловекатеряют втолпе... Д авно читаю «Липецкую г а ­ зету» . Однажды обо зрева тель Елена Б р ед и с н а п и с а л а , что мы становимся все более злы ­ ми и р а зд р аж и те л ь ны м и . Но м о ж е т бы ть , н а с с т а р аю т с я сд е л а ть т а к и м и , п ом а л е н ь к у вы тр ав л я я и з н а с ч е л о в е ч ­ ность , д о б р о ту , чувство со б с тв ен но го д остоинства? В нас хо тят видеть покупателей , которым с помощью рекламы надо навязывать все , что у го д ­ но: и з б и р а т е л е й , чьи го л о са буквально вымо гаю т , кор оч е — толпу , которую направляют туда , куда это ком у -то вы год ­ но. П о см о тр и те , что и как р е к ­ ламирую т. « Е л е ц - Т а б а к » — н о в а я встреча со старым знакомым» — э то м ож но прочесть в о б ­ щ е с т в е н н о м т р а н с п о р т е . «Вступай в сою з оп тимистов !» , «Сою з любителей сюрпризов» — э то плакаты на улице , р е к ­ л ам ирующ и е си гареты . А тел ер е клам а? «М еня лю ­ би т моя м ам а . О н а п о к уп а е т м н е . . .» — п ол уча е тся , лю би т только т а , которая п о куп ает? А если не покуп ает , не м ож ет купить, то уж е и не любит? Что ж е з а представления о любви и бли зо сти внушаю т н аш им д е ­ тям ? Т а к а я р е кл ам а не столько товар п роп а ганд ируе т , сколько ф о рм и р у е т с о в ерш ен н о о п р е ­ д ел енн о е о тн ош ени е к ж и зни , к людям . С е годня нельзя и зол и ­ ро в а ть п о д р о с т к а о т г а з е т и журналов , радио и телевидения . Я не против свободы слова . Но, во зм ож н о , при со зд ан и и р е к ­ ламны х роликов и плакатов н е ­ об ход имо учитывать не только ж е л а н и е з а к а з ч и к а , но и н о р ­ мы э ти ки , д ум ать не только о вы годе, но и о людях? Д альш е — больш е . Главное — д ень ги , на все прочее — пле ­ вать. Все киоски украш ены с и ­ гар е тны м и п а ч к ам и ! К аж д о м у ж ел ающ ем у , кто доро с до о кош ­ ка, продавец отпустит бутылочку пива или пачку си гарет . А, к при ­ мер у , в СШ А покупателю п ри ­ шлось бы предъявить д о кумент , уд о с то в ер яю щ и й е го в о зр а с т , если вдруг прод авец усом н и т ­ ся в н ем . Д а , п р од аж а сп и р т ­ ных н апи т ков влияе т н а бю д ­ ж е тны е доходы . Но им е ем ли мы право спаивать нацию ради э т о г о ? Я 3^ ц и в и л и зо в ан н ую тор говлю . Если вас обвесили , вы купили некачественны й т о ­ вар — э то плохо, но э то мень - По возрасту я ровесник Ельцина. Возмож но , мои мысли не новы, но я ни у ко го их не з а и м ­ ствовал , они рождены моим собственным опы ­ том . К а к и м но гие , пытаюсь понять, что ж е про ­ исходит с Россией и россиянами , почему б о га ­ тая и прекр асная страна ж ивет так , как с е го д ­ ня? Что нас т а к ож есточает , что приводит к п р е ­ ступлениям и ненависти? Дурны е наклонности? К а ки е -то врожденные пороки? Или все -та ки дело в том , что в людях подорваны вера , творческий дух, нравственность , патриотизм? И подорваны , п р еж д е всего , ре зким ра зм еж ев ани ем на силь­ ных и бессильных, на хозяев ж и зни и ее пасын ­ ков. Если человек брош ен на произвол судьбы, если не им е е т работы или получает за н ее гр о ­ ш и , если он не нужен государс тву , то что ж е удивляться, ко гда молодые, сильные люди п р е ­ вр ащ аю тс я в пьяниц , б о м ж ей или р э ке тир ов , воров , идут служить крим ин ал ьном у б и зне су? К то -то , м ож е т быть, и устоит , но надеяться , что большинство не озлобится , не ож есточится , не захо чет о том сти ть или выбраться наверх д аж е по труп ам , — наивно . Ж естокость , враждебность человека человеку у нас сегодня прямо -та ки куль- шая проблема , чем алкоголи ­ зация и никотинизация детей . Д ум а е тс я , пытаясь что -то изменить в жизни , каждый че­ ловек должен начать с самого себя , со своей повседневной работы. И та девушка , которая сидит в киоске, и тот, кто дела ­ ет рекламу,в общем , каждый из нас. Начнем с себя , чтобы стать лю д ь м и , г р а ж д а н а м и , а не частью толпы. П о э том у меня почти обиж ает традиционный, ещ е с советских времен при ­ жившийся у нас лозунг: «Все — на выборы!» Ведь он опять-таки адресован толпе, а не людям. Я бы предпочел другой . Д опус ­ тим: «Нам важен голос каждо ­ го». Или: «От Ваш его голоса з а ­ висит будущее города»... А то говорим о ценности личности, об уважении к человеку, но даже в мелочах не научились это ува­ ж ение проявлять... Р .8 . К сожалению , это письмо пришло в редакцию без подписи, автор указал только свой адрес в Интер­ нете. Тем не менее мы ре­ шили его опубликовать, пос­ кольку наблюдения читате­ ля показались нам засл у ­ ж и в аю щ и м и вн им ания и размышления . Деньги вкармане, крестик нашее... тивирую тся всем ус тройством ж и зни , н ар ащ и ­ ваются. А грессивность усиливается . А те , кто неплохо устроился , по -видимому , рассчитывают, что обиженные т а к и будут на них пахать, а дети из сем ей победн ее з а их детей воевать. Д анков — небольшой город . У нас все дру г др у га знаю т в лицо . Т а к вот, на улицах меня боль­ ш е в се го п о р аж ае т , как надм енны , небрежны ч е го -то д о с ти гш и е по о тнош ению к «недости г­ шим» . А зря . Уж хотя бы достало ум а не д ем о н ­ стрировать т а к вызывающе свое вы сокомерие и благополучие . Говорят, считать деньги в чу­ ж ом карм ан е — нехорошо . Честно зарабо танно е — да , е го в чужом кош ельке считать грех. А у к ­ раденное? К том у ж е у тебя само го , у твоих д е ­ тей . Странно , однако , что укр авш ие не стыдятся носить на ш ее крестик . Видать, отыскав теплое и сытое м естечко в этой жи зни , они намерены та к ж е тепло , т а к ж е сытно устроиться и в ж и з ­ ни иной ... Николай ХОЖАИНОВ, ветеран автобазы № 5. г. Данков . СОБАЧИИ ВОПРОС ЛЕШаВО НАЧЕТЫРЕХЛАПАХ Читатели продолжают высказываться по поводу «со­ бачьего вопроса», который прозвучал в рассказе _о добром человеке Евгении Александровне Василевой, берущей под опеку брошенных, бездомных, больных кошек и собак (см. «ЛГ» за 4 октября 2000 г.). С Василевой я встретилась в Н иж н ем п арке . В руках у нее был «букет» из поводков . С о б а ­ ки, с которыми она гуляла, р е з ­ вились, н иком у не угрожая . Мы ра зговорились , обменялись т е ­ л еф он ам и . По том я побывала у н е е д ом а , п о знаком ил ась с ее ж и во тны м и . К ош к и , у которых следы увечий, нанесенных людь­ ми , д ве со б а ки . Остальные че т ­ в е р о н о ги е , ко торым В асил ев а п о м о га е т выживать , находятся г д е - т о в ч а с т н о м д в о р е . О н и т о ж е б л а го д а р я В асилевой не голодаю т , не мер зн ут , если н уж ­ но — им оказы вается м ед и ц и н ­ с кая помощь . Я обратил а вни ­ м ание : в квар тире Евгении Але к ­ сандровны н ет кош ачье го «аро ­ мата» . То , что она делает , п о -н ас то ­ ящ ем у нуж ное и д о б р о е дело . А в том , с чем он а и подобные ей неравнодуш ны е к участи «брать­ ев наш их меньших» люди стал ­ киваю тся . на со в ес ти , п р еж д е все го , властей — областной , го ­ родской . Видимо , ком у -то каж ет ­ ся , что л е гч е и п р ощ е истребить б е зд ом ны х животны х , чем п о ­ мочь той ж е В асилевой . Гово ­ рят, Госд ум а приняла ка ко е -то п о с т а н о в л е н и е н а с ч е т защ и ты четвероно гих . Но кто видел это т д о кум ен т , кто о нем хоть что -то слыш ал? И н о гд а н а ч и н а еш ь дум ать , что во вл асти всех ур овн ей в России находятся люди, задав ­ ш иеся целью истреби ть в с т р а ­ н е в се ж и в о е . Д е й с т в ую т н е ­ д а л ь н о в и д н о , п р и м и т и в н о . С п е р в а о ч и щ а ю т п одвалы о т к ош е к , п о с л е че го н ачин ае тся н аш е с тв и е мы ш ей . А в к а ком ещ е го суд арс тв е животных и с ­ требляю т прилюдно, д аж е на гла­ з а х д е тей? М е ж д у т ем в Англии в д е т с ­ ких больницах сп о ко йно живут кош ки и с о б а ки . И э то не толь­ ко не з а п р ещ а е т с я , а и п о ощ ­ ряе тся , поскольку ученые д о к а ­ з а л и : о б щ а я с ь с ж и в о тны м и , д ети бы с тр ее выздоравливают. Вот я и предла гаю : давай те со зд ад им в области для н ача ­ ла хотя бы один ц ен тр доброты и зд о рово го о б р а з а ж и зни , что ­ бы там од ино ки е стар и ки , д е ти - сироты и б е зд ом ны е животные ж ил и вм е с те , вм ес те п р е о д о ­ левали одиночество . Т е , кто лю би т животных, д о ­ л ж ны о б ъ е д и н и т ь с я . Н у ж н о тол ь ко , чтобы к т о -т о взял на себя труд со бр а ть первых э н ­ ту зиастов . М о ж е т быть, на это п р ед л ож ен и е в с е -та ки о т кл и к ­ нутся активисты из клубов лю ­ би тел ей с о б а к и кош ек? П о че ­ му они отмалчиваю тся? Что к а ­ са е тся п ом ещ ен и й , то в об л а с ­ ти е с т ь б р о ш е н н ы е л а г е р и , б а зы отды ха , их м о ж н о было бы во с станови ть , н ай ти с п о н ­ соров . И школы бы подключить к э том у д елу . Но б е з ум ело го и н ици а то р а не обойтись , Если бы им стал к то -л ибо из д е п у ­ татов , то было бы про с то з а ­ м еч ател ьно . ДУШАПРОПИСКУНЕМЕНЯЕТ? Дороги людские но ношей планете пересека­ ются вопреки, а то и назло расстояниям и государ­ ственным границам. Живет в просторной московской квартире сре­ ди книг с дарственными надписями авторов — Ж у­ кова, Василевского, Покрышкина, Баграмяна и дру­ гих прославленных военачальников — офицер Ген­ штаба и журналист Петр Михайлович Дунаев. Живет в большом канадском городе Торонто учительница с русской фамилией, именем, отчест­ вом — Генина Елена Иосифовна. Живем и работаем за сотни километров от Мос­ квы и за тысячи от Канады мы, журналисты «Ли­ пецкой газеты», которую, наверное, никто в То­ ронто и в глаза не видел. Никто, кроме Елены Иоси­ фовны. А вблизи от небольшого белорусского городка Дубровно в братской солдатской могиле над ста­ рой смоленской дорогой покоится прах Героя Со­ ветского Союза Владимира Сапрыкина. Его давно уже нет на свете, но память о нем объединила и познакомила и Генину, и Дунаева, и нас, липец­ ких газетчиков. Дунаев и Сапрыкин — земляки. Оба родились в Краснинском районе. Заинтересовавшись судьбой комбата, Петр Михайлович много лет шел по его следам. Он терпеливо вникал в перипетии этой дра­ матической биографии с ее взлетами, надеждами, муками, болямц. Сапрыкин в годы войны вместе с солдатами своего батальона совершил подвиг, за­ щищая город Дубровно. После беспримерного трех­ дневного боя его сочли убитым и посмертно удос­ тоили звания Героя. Но он, израненный, выжил в плену. А дальше случилось так, что он оказался в Канаде. Когда об этом узнали на Родине, его ли­ шили оплаченной кровью награды. И Дунаеву при­ шлось годы восстанавливать справедливость, спа­ сая доброе имя земляка. Его публикации об этом появились на страницах «ЛГ», что помогло ему в борьбе с чиновным равнодушием и бесстыдством. Вот только сам Сапрыкин умер, не успев узнать, что звание Героя ему возвращено. Все эту непростую историю Петр Михайлович рассказал в своей книжке «Звезда и крест комба­ та», изданной нашей редакцией. Есть в ней и стра­ ницы о русской диаспоре в Канаде, о людях, что были близки тосковавшему по России эмигранту Сапрыкину. Дружила с Сапрыкиным и Елена Иоси­ фовна Генина... А недавно Елена Иосифовна прислала в «ЛГ» письмо и несколько газетных вырезок. То, о чем она пишет, не нухсдается в комментариях. Поэто­ му мы просто приведем ее текст... 6 янворя /01 ЗиПоп, оп1. Сапата Уважаемый г-н Савельев/ Паздравляю с праздником Рождества Христова и На- вым Гадам/ Храню Ваши письма и номер газеты а Вл. Сапрыки­ не, сканчавшемся в Канаде. Все замечания о там, что кнастоящий россиянин может сменить место жительство, но не может, да и не хочет менять душуя, очень провди- вы. Думала написать Вам умный ответ, но навалились на меня недуги, свалили с наг, а потам дополнительная кно- града» — потеряла правый глаз, а главное — упала ду­ хом. Не могла взять перо в руки — очевидно, это психо­ логическая подкладка. О б этом писать неинтересно. По­ этому высылаю вам статьи из местных торонтовских га­ зет-реклам, которые дают бесплатно в продуктовых или книжных русскоязычных магазинах. Не думою, что кРус- ский экспресс» — русский/ Но нам понравилось письмо Юрия Гижа/ Два ответа последовали, но не в поддержку Юрия. Примите мои наилучшие пожелания всей редакции и «Липецкой газете» -творческих успехов/ „ С низким поклоном Елена Иосифовна ГЕНИНА. Нам тоже показались любопытными признания Юрия Гижи. Будем говорить прямо: сегодня для ты­ сяч, если не миллионов россиян возможйость уехать за рубеж представляется спасением и га­ рантией благополучия. Так ли это? Бог весть. Все мы разные. И кому-то, наверное, в самом деле повезет, и кто-то сумеет хеить вдали от России, не тоскуя, не ностальгируя, идеально приспособившись к чужим нравам, порядкам, законам. Но многие могут оказаться и в положении Юрия Гижи. И ни комфорт, ни материальное благополучие не пре­ вратят человека с русской душой в канадца, аме­ риканца, француза, израильтянина, мексиканца. Как не превратили они в канадку Елену Иосифов­ ну Генину, как не успокоили до последнего часа Владимира Сапрыкина, со слезами на глазах встре­ чавшего в порту корабли с советскими флагами. И это несмотря на то, что он многого добился на чуж­ бине, был уважаемым ведущим специалистом в крупнейшей фирме, не имел финансовых про­ блем... Может быть, и вправду не всякая душа спо­ собна изменить прописку, измениться настолько, чтобы полюбить прекрасный город Торонто боль­ ше, чем село своего детства, чем землю, на кото­ рой жили отец, дед, прадед?.. Впрочем, давайте почитаем публикацию из га­ зеты «Русский экспресс». ОТ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «РУССКИЙ ЭКСПРЕСС» Сегодня мы публикуем письмо нашего читателя Юрия Гижи, которое, безусловно, вызовет массу отзывов и комментариев . Оно написано острым, полемическим языком и затрагивает довольно-таки болезненные темы. Кому-то может не понравиться тон письма, кому-то покажется, что автор слишком пристрастен, а кто-то решит, что автор прав. А что думаете вы? Лилия КИРИМОВА. г. Л и п ец к . Почти год назад я оказался в Т о р о н то с тв ер д о й у в е р е н ­ ностью о с е с ть зд е с ь если не н ав се гд а , то надол го . Д в а -тр и м е с я ц а я о п р е д ел и л с е б е на выяснение возможных путей ле­ гализации в стране. Не мешало бы вначале хорошенько осмот ­ реться и прос то пожить . Хотя сознаюсь, если бы привез гото ­ вые документы с собой , пожа ­ луй, ср азу бы и подал на имми г­ рацию без долгих раздумий и ко­ л еб ан и й . К ан ад а влекла меня всегда — и географическими ш и ­ ротами: с юга до Заполярья, и западной свободой — каждому предоставлена возможность р е ­ ализовать себя как личность в обществе . Природа здесь удивительно хорош а в своей перво зданнос - ти , д аж е обитая в городе , чув­ ств уеш ь с е б я е е частью . Н е ­ смотря на интенсивное дорожное д виж ение ,во здух чист и прозра ­ чен , облака на вечернем н ебе грядами уходят за горизонт, от­ даляя его фантастически д але ­ ко. Подобную картину я наблю­ дал лишь в Архангельской о б ­ ласти, где действительно чистый воздух, и совершенно забыл это ощущение «плоского неба», живя на У кр а и н е , в промыш ленном Донбассе . Стройные ели, сосны, клены и их обитатели — птицы, будящие меня по утрам своим пением , создавали полную к ар ­ тину умиротворения и покоя. Д а и как тут не быть покою , если здесь любой человек получает за свой труд заранее оговоренное количество д е н е г и главное — в срок! Т .е . то , от че го мно гие в России (считай, во всех осталь­ ных странах нынешнего СНГ ) ус ­ пели отвыкнуть. Так, моему отцу на заводе даю т зарплату за по ­ запрош лы й месяц , а заод но и часть заводской задолженности за 19 97 год. А здесь — красота! Только работай . Ну а если, кро ­ ме рук, ещ е и голова на плечах — то тут уж вам и «карты в руки». Учись, получай профессию , р а з ­ бейся в лепешку, но найди ра­ боту. Пожалуйста. Все дороги от­ крыты. Н ачинаем жизнь по но­ вой. А под старость найдем м е с ­ то в каком -нибудь приюте и бу­ дем себе раскатывать в кресле по улицам , поглядывая по сто ­ ронам подслеповатыми, но муд ­ рыми глазами . Т а к я думал год назад , так я думаю и сейчас . Ничего из вы- ш енаписанного не изменилось в моем представлении . Но и зм е ­ нился сам подтекст, т .е . «вывес­ ка» осталась прежней: и приро ­ д а — чудо, и человек сам себе хозяин , и старички мирно ра згу ­ ливают, но ... Написал «но» и н а ­ дол го задумался — как бы бо ­ л ее верно отразить мысль это ­ го «но». Иными словами: «А нуж-- но ли нам все это , ребята?». Ну, понятно, что никто не хочет на и с т о р и ч е с к о й р о д и н е гл о тать зловонный загазованный воздух города, не особенно тянет «ба­ рабанить на дядю» с утра до ве­ чера и получать за это гроши и уж совсем нет охоты провести тусклый остато к жи зни полупа­ рали зованны м н ищ им с уткой под койкой. Это все ясно. По с ­ тавлю вопрос ребром : «Сколько каждому из нас нужно заплатить, у тобы в к у с и ть в с е п р е л е с т и здеш ней жизни? Чтобы влиться в эту среду , чтобы стать е е н е ­ о тъ ем л ем о й частью ?» . Е с т е с ­ твенно, речь идет не о деньгах. Как бы мы ни крутили, как бы ни лукавили сами себ е , но для того ч то бы с т а т ь п о л н о п р а в ны м гражданином этой светлой стра ­ ны, нужно полностью перекроить свою душу. М ало это или мно ­ го? Кому как. Начну с самого про ­ стого , с того , что не столько у к ­ репляет духовный мир человека, сколько опустош ает его , — с д е ­ нег. А не зам еч ае те ли вы, го с ­ пода, что вся наш а жизнь здесь крутится вокруг дене г? С утра — на работу, вечером — с работы, чтобы со следующего у т р а— туда же . А в промежутках ломаем го ­ лову над тем ж е — где бы ещ е раздобыть деньжат? Оно и по ­ нятно: жилье, транспорт, учеба, ед а — все э то за с тав л я е т нас возвращаться в мыслях к тем е затрат . Д аж е если мы не д ум а ­ ем об этом , то все равно ощ у ­ щ аем на с е б е это бремя поис ­ ка. Вы скажете : «В России то же сам о е , д а ещ е и похуже». Так , д а не так . Похуже, конечно , но иначе. Там люди живут на грани биоло гическо го выживания, о т ­ то го и нуждаю тся в день гах , а ПОЧЕМУМНЕНРАВИТСЯ здесь нам необходимы деньги, чтобы улучшать условия своего существования. Чувствуете р а з ­ ницу: там — выживать, а здесь — улучшать? И это «улучшение» условий жизни — процесс б е с ­ конечный: то меняем машину , то ищем новое место для жилья, то ещ е что-то. И подобного сорта п р о ц е с с мы го р д о н а зы в а ем «жить по-человечески». Т а к это, простите, не жизнь, это именно существование, когда все наши помыслы, все усилия и раздумья направлены в одну сторон у — сторону приобретения . Все это смахивает на гонку , в которой стабильно л идирую т канадцы . Это их стиль жизни , они не мо ­ гут жить иначе. Но у нас есть и дру гие интересы в жи зни , мы­ то не такие , подумаете вы. Вы- то да , а вот ваши дети , а тем более внуки уж точно будут т а ­ кими. К с т а ти , о в ну ках и д е тя х . М ежду нами, учителями, говоря, интересно было бы ознакомить ­ ся с почасовой программой обу­ чения в здеш них школах. Тут ни ­ чего не мо гу сказать , поскольку не владею фактическим м атери ­ алом. Зато удивили слова зн а ­ комо го , который сообщ ил , что е го сын, придя из школы домой, весь день проводит в и грах за компьютером. На мой вопрос: «А когда ж е он д елает уроки?» про­ с то д уш н о з ам е т и л : «Я е го з а п ол час а д о зан я ти й о твож у в библиотеку , там он все и успе ­ вает». Немало позабавили меня канадцы, не знающ ие ни Д ж ека Лондона, ни Кервуда, описыва­ ющих жизнь поселенцев север ­ ной Канады, я уже не говорю о В. С котте , Ж . Верне , А. Дюма , которых почти не было в наших школьных программах , но кото­ рыми мы зачитывались в детс т ­ ве. Они знаю т Ш експира , и то лишь потому, что видели фильм «Збакезреаге 1п 1оуе». Кстати , по статистике , средний канадец з а ­ трачивает на чтение и обучение 3 (три ) часа в неделю!!! С пр а ­ ведливости ради отмечу, что по­ добная серость в литературе ха ­ р а ктерн а не только для кан ад ­ цев. Во время моей учебы в ин­ ституте на уроках регулярно про ­ водились ра знообразны е а к т и ­ визирующие игры. Для наш е го случая опишу одну: студент по­ лучал фото известного человека и отвечал лишь «да» и «нет» на вопросы аудитории, пытающей­ ся выяснить личность на фото. И что вы думаете , разнош ерст ­ ной по интернациональному со ­ ставу группе, состоящей из б р а ­ зильцев, мексиканцев , корейцев и японцев, были известны в ос ­ новном актеры Голливуда и лишь один р а з «промелькнул» П апа Римский . Действительно , здесь основным источником информа­ ции является телеэкран . Филь­ мы с определ енно й и д еол о ги ­ ческой и политической начинкой подменяют собой систему обра ­ з о в ан и я . И п о д о б н о го уровня псевдокультура заполонила весь мир, и мы с вами рукоплескали ей в начале перестройки . Под ­ гадили подрастающему поколе­ нию, ничего не скажешь . Ну да ладно с ним , с об разованием , пусть растут наши дети темны ­ ми, глядишь, поступят в универ ­ си те т , н аверс таю т свое: будут «щелкать» интегралы и состав ­ лять программы получше нас с вами. Это так , хотя, если не пу­ тать образование с образован ­ ностью, картина получается н е ­ веселая: будет мой внук эдаким диковатым узкопрофильным сче- т о в о д о м - к о м п ь ю т е р щ и к о м . В одной из русскоязычных га з е т было зам ечено о Канаде: «Бес­ культурье, з а т о цивили зация» . Хотя со гласи ться трудно , п о с ­ кольку цивилизация основывает­ ся на культуре. Здешняя культу­ ра меня несколько шокирует, в лучшем случае, просто смешит . И н т е р е с н о , к а к о й п о к л о н н и к «п р е кр асно го » н адоумил м эра Ластм ана понаставить по горо ­ д у этих ослов? Т .е . лосей . Н е ­ ужели , действительно , сы грало свою роль с о о б р а ж е н и е т о го плана, что эти аляповатые фи ­ гуры привлекут внимание турис ­ тов? Это было бы верно , являй­ ся эти скульптуры действитель­ но п р о и з в е д е н и е м и с к у с с тв а . Но , м ож ет быть, по кан адским м ер кам так оно и есть? М ож ет бы ть , м н о г о с т р а д а л ь н ы й «М г .М о о з е » п о р а ж а е т местную публику изяществом линий и кра ­ сотой форм? Возмож но . О д н а ­ ко, на мой дилетантский взгляд, «девушка с веслом» у стадиона. КАНАДА ^ \ г ,/ Г Щ ' •* «пионер с горном» у школы 6 0 -х годов в Сою зе и «безрогий лось» двухтысячного года в Торонто — ягоды одного поля, плоды б е з ­ вкусицы и пошлости. Но не бу­ д ем отвлекаться, продолжим о внуках. Большинство из нас в ран ­ ние школьные годы носили пио ­ нерский галстук. Была и соответ­ ствующая идеологическая обра ­ бо тка . П а трио ти зм у и любви к Родине нас учили на примерах юных героев, чьи портреты у к ­ рашали пионерскую комнату. Я полагаю , вы все заметили , как из общей когорты тёмным пят­ ном выделялся Павлик Морозов. К то -то кидал гранаты или рас ­ пространял листовки, а этот папу «заложил» . П апа , правда , был неродной , но это сути дела не меняет . Вот та к подрастающ ее поколение исподволь готовили к возможности пойти на со глаш е ­ ние с совестью — накропать на ближнего донос. И появлялись- т а к и «с ту качи» . И н ем а л о . Я, правда, таких не встречал, а если и встречал, то не знал , посколь­ ку наушничество испокон веков считалось на Руси подлым д е ­ л ом . З д е с ь ж е в о с п и т а н и е в учебны х з а в е д е н и я х т а к лихо закручено , что «стукануть» на то ­ варища — дело чести и достоин ­ ства любого . Что безнравствен ­ но и постыдно у нас, здесь воз­ ведено в принцип гражданской добродетели . Выросшее в подо­ бных «гнилых» условиях поколе­ ние строчит кляузы бе з з а з р е ­ ния совести , поскольку послед ­ няя приобрела чисто рудимен - тальные функции и потихоньку отмирает за ненадобностью . Вот это идеология! Вот это ор гани ­ зация воспитания! Браво! То, чего в сталинскую эпоху добивались у людей под угрозой ареста или смерти , здесь происходит добро ­ вольно и естественно . Читаю в «Пи8з1ап Ви51пез5 1МРО»: «Сыгра­ ло свою роль и усиление борь­ бы с мош енничеством и злоу ­ п о треблениями при получении п особия : эфф е ктивной о к а з а ­ лась «горячая линия», по кото ­ рой можно сообщить о случаях обмана со стороны получателей пособия». Т .е . добропорядочные гр а ж д а н е не д р ем лю т : «стук» идет по всей стране . И выросли эти граждане из таких вот д е ти ­ шек . Интересный случай. Шофер останавливает машину и звонит по телефону, вызывая «скорую» потерявшей со знание женщ ине , а п о л иц е й с ки й т ем в р ем ен ем ш л е п а е т ш т р аф н о й т а л о н на стекло автомобиля за останов ­ ку в н еполож енном м е с те . Вы бы хотели, чтобы этим полицей ­ ским оказался ваш сын? Я, е с т е с т в е н н о , з а з а к о н ­ ность и порядок. Но у русских над законом всегда стояли человеч­ ность, совесть. Но это знаем и чувствуем мы, однако наши дети, а тем более внуки будут искр ен ­ не верить и следовать букве з а ­ кона. А мы, вечно занятые по ­ иском дене г , и не зам етим , как они п р ев р а тя тся в моральных уродцев. Часто приходится слышать такую сентенцию : «Мы приехали сюда ради детей!» Охотно верю, что так оно и было, только вот скажут ли нам дети «спасибо» — большой вопрос. Тем более что авторитет родителей в сознании подростка , вращающегося в ти - н эйджеровской ср ед е , с т р ем и ­ тельно улетучивается , исчезает , как песо к сквозь пальцы. Мы -то и у себя д ом а , на родин е , не особо напря гались в вопросах воспитания детей , а здесь в этих суровых рабочих буднях и п о ­ давно н едо су г поинтересовать ­ ся его делами . Д а и когда инте ­ ресоваться -то , если п риполза ­ ешь домой выжатый, как лимон? Так и мелькают дни «счастливой жизни», пока в один прекрасный м ом ен т н аш е чадо не с кр ути т нам фигу на просьбу выбросить м еш ок ’с мусором . И на са кра ­ ментальный вопрос жены : «Ты о тец или кто?», понимаешь , что хоть и отец, но более смахива­ ющий просто на рабочую лошад ­ ку — существо бессловесное и бессильное. И тургеневский кон ­ фликт «отцов и детей» покажет ­ ся вам просто блажью страдаль­ ца -классика . А теперь хотелось бы потол­ ковать о свободе. Канадцы упи ­ ваю тся сво им и с в о б о д ам и . И правильно. И пускай их теш а т ­ ся. И не будем их разочаровы­ вать . Увы, э ти свободы лишь мнимость. Ко гда человека вос­ питывают э гои с том , з а ц и кл е н ­ ным лишь на своих внутренних переживаниях, он вырастает ли ­ шенным возможности поднять­ ся на ту духовную высоту, кото ­ рая д а е т действительную , а не показную свободу декларативно ­ го т и п а . Я с п ол ной у в е р е н ­ ностью м о гу у т в е р ж д а ть , что зд еш н и е гр аж д ан е куда более ограничены в своих желаниях , представлениях , взглядах , ин ­ формации , а значит, и свободах, чем ж и тел и н аш е й ны н еш н ей «л ап о тно й » Р о с с и и . Т о н к о с т ь дела заключается в том , что ка ­ надцы поступают не так, как они хотели бы поступить, а так , как им вдалбливает в голову не д а ­ ющий сбоя мощный м ехани зм масс -м едиа . Втянутые с пеленок в жернова здеш ней меркантиль­ ной жизни , ближе к зрелому воз­ расту они превращаются в ухо­ женные «винтики» этой четко о т ­ лаженной системы , причем ещ е более «винтикообразные» , чем были мы в С о в е тс к ом С ою з е (недоброй памяти). Канадцы на корню лишены свободы воли. Д ело доходит уже до того , что государство , чувст­ вуя, что ко е -гд е «перегнуло пал ­ ку», пы тается искусственными п утям и н ас тав и ть гр аж д а н на путь истинный . Случай с о в е р ­ ш енно анекдотичный: в один из выходных в целях у кр еп л ен и я безопасностм в районах прави ­ тельство призвало жителей пов­ стречаться и познакомиться дру г с другом , мес та знакомств были помечены разноцветными надув­ ными ш а р и к ам и . Т а к что для того , чтобы соседи просто встре­ тились и поговорили, необходи­ мо о т в е т с т в е н н о е п р а в и т е л ь ­ ственное решение . Узнай кто -н и ­ будь из наших соотечественни ­ ков об этом призыве, что бы они сказали? Правильно. Нельзя п е ­ чатать матерные слова. Так что свободу канадца мож ­ но сравнить со свободой , д ан ­ ной слепому , у которого ещ е и палку отобрали: пожалуйста, иди куда хочешь! С вобода ! Но он , бедолага , предпочтет топтаться на месте , поскольку вокруг ни ­ че го не видно. Т а к и выходит: свобод у прово згл асили , а вы­ шел сущий каб ак . Мы -то , р у с ­ ские , слава Богу, прозрели , т е ­ перь бы силушки набраться д а лиходеев осадить . А болтаться по миру Иванами , не помнящ и ­ ми родства, — стыдно, господа . Я уверен , что так думаю т многие из нас, если не думают, то чув­ ствуют. Т а к д а в а й т е ж е , не тая сь , п р и з н а е м с я с е б е , ч то и д е я «светлой жизни» в Канаде — это миф и одно из величайших н а ­ дувательств уходящего столетия. И во всем э том виноваты мы сами . Это явилось результатом н аш е го безо глядно го , считай хо ­ лопского , преклонения п еред З а ­ падом . Ко гда наперекор и в пику с о в е т с к о й и д е о л о г и и в « к у х о н н ы х » р а з г о в о р а х жизнь за гра - с т а в л я л а с ь н ам р а б о т я ­ щ е й , я р к о й , полного зд р а ­ вого смысла . А вы ш л а на п р о в е р к у сплошная пре­ сня тин а . Ж и - '«>»' вем, как р а с - т е н и я . И з а - чахнуть не д а - дут — польют своевременно (\л/е11аге получим при необходи ­ мости) и подстригут вовремя (1ах, кредиты). Мертвые эмоции , м ер ­ твые взаимоотношения: «Н1! Но\м аге уои?». Мертвые люди, м ер т ­ вая страна . А Вы уж е мертвы? Или ещ е способны любить? С по ­ собны чувствовать? Петь песни? Способны «свалять дурака»? Т а к вот, мне нравится К ана ­ д а потому, что только здесь я ощутил себя русским человеком , только здесь я понял: мы — не они. Не приехав сюда, я не см о г бы та к полюбить свою Родину. Низкий поклон тебе , Канада! Юрий ГИЖА. С реди ответов Ю рию Гиже в «Р усском э к с п р е с с е » п о я ­ вилось п и сьм о Виктора Э с - к е н а з и . Он и р о н и ч е н и п о - св о ем у убедителен. Ему К а ­ н а д а , ем у в К а н а д е нравит­ ся . «Канадцы н е знают Д ж е - ' к а Л о н д о н а , — пишет он , — э к а я б ед а , зато они вид ели в ж и з н и го р а з д о больш е х о к ­ кейны х игр, к прим еру . И это д л я них важнее» . П еречисляя причины , по которым ем у в К а н а д е нравится, г -н Э с к е - н а зи замечает : «Если Россия к о г д а - н и б у д ь станет н о р ­ м а л ь н ы м г о с у д а р ст в о м и лю д и там перестанут бороть­ ся з а выживание , то они тоже начнут «улучшать у с л о в и я св о е го сущ ествования» . По простой причине : они лю ди . О ни за сл уж ив ают унитаз в д о м е вместо деревянного б а ­ р а к а во д в о р е , «В о л ь в о » вместо «Жигулей» и 2 7 видов хл еб а вместо двух» . И далее — пожелав Юрию Гиже «скорого возвращения на Родину»: «Там не придет­ ся «полностью перекраивать» свою во звыш енную д уш у . К р о м е т о г о , вы с м о ж е т е внести скромную лепту в вы­ таскивание вашей Родины из того места , где она сейчас находится. Вы сможете по ­ мочь сделать ее государст ­ вом закона и уважения к сво­ им гражданам, которое дает им жить, а не прозябать. Го­ сударством , заботящимся о р у с с к и х , о с т а вш и х с я за пределами собственно Рос­ сии , и не бросающим сл а ­ вянских союзников в труд ­ ный час. Государством, где не взрываются дома, не то-» нут подлодки и не горят т е ­ лебашни. Государством, ко ­ торое не поставляет милли­ оны св ои х п од д анны х на съ ед ение к а п и та л и с ти ч е с ­ ким акулам год за годом и день за днем . Тем более лег­ ко это провернуть, что самое главное уже есть: «Мы -то , русские, слава Богу, прозре­ ли . . .» Осталось всего ниче­ го: «теперь бы силушки на ­ браться да ли ход еев о с а ­ дить». Вот так спорят наши быв­ шие соотечественники за ру­ бежом . На чьей стороне сим ­ патии Елены Иосифовны Ге­ ниной и журналистов «ЛГ» — д о га д а ть с я , н ав ер но е , н е ­ трудно. Хотя многое из того, о чем пишет г-н Эскенази , — пр авд а . Но д уш а в с е -т а ки остается душой. И те, у кого она есть, знают: она не на ­ сы ти тся д а ж е 2 7 со р там и хл еба ... Публикацию подготовил и прокомментировал И. НЕВЕРОВ. Р.8. Кстати, перечитайте строки Юрия Гижи о воспитании и обучении юных канадцев. Нс кажется ли вам, уважаемый читатель, что нынешняя реформа русской, российской школы нацелена как раз на то, чтобы и наших детей растить на канадский (американский немецкий и т. д.) манер? Начиная с «обрезания» программ по литературе и родному язы­ ку... Неэмигрировавшие единомышленники Виктора Эскенази, похоже, хотят спасти нас превратив Россию в Канаду, превратив в придаток телевизора, компьютера и «Вольво»’ наших детей или внуков...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz