Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
аа^фвврштч 2001 е , № 36 (21414) ^ Vч ш Закончился двадцатый век, век триумфа и трагедии России. Отчетливо помню солнечный день 12 апреля 1961 года. Я — ученик восьмого класса пятой русско- польской средней школы города Вильнюса... Срывающимся от волнения голосом учительница физики рассказала нам, что советский летчик, майор Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в мире совершил космический полет. Ликованию не было предела! Тогда даже в страшном сне не могло присниться, что спустя несколько десятилетий советский город Вильнюс станет столицей иностранного государства, а российское правительство примет решение о затоплении космической орбитальной станции «Мир»... Своими успехами в космо се и других сферах науки, техники, производства. Со ветское государство в нема лой степени было обязано прекрасно налаженной, пере довой системе среднего и высшего образования. В стране существовал культ знаний. Профессия ученого была одной из самых пре стижных и высокооплачива емых. Названия отдельных специальностей звучали, как музыка, — бионика, биофи зика, математическая лин гвистика... А как почетно и заманчиво было стать мате матиком! Нередко крупные открытия в этой сфере дела ли двадцатилетние люди. Ес тественники ходили, задрав носы, гуманитарии тушева лись рядом с ними. Крыла тыми были строки поэта: Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне... Дело не в простом расчете, 1,ело в мировом законе. 1е знаю, о каком «миро- * вом законе» речь, но то, что никакого прагматического расчета не было, — это точ но. Время все-таки было ли рическое и романтическое. И физики все-таки читали не только Эйнштейна, но и Свет- лова, Мартынова, Евтушен ко, А девочки влюблялись в Иннокентия Смоктуновского, а не в «милого бухгалтера». И Лужники славились мно готысячными праздниками поэзии, а не всероссийской барахолкой. В университете, где я учился, ежегодно проводи лись Дни поэзии, а наше фа культетское литературное объединение собирало огром ную студенческую аудито рию. Спорили до хрипоты. Научные конференции не были формальными, на них оттачивали литературовед ческий инструментарий бу дущие доценты и профессо ра. Я вовсе не намерен идеа лизировать то время. Если все было так хорошо, то по чему на наши головы свали лась либеральная революция конца 80-х -начала 90-х го дов, роковую роль в которой сыграла интеллигенция, в том числе и та, что бурлила в студенческих аудиториях шестидесятых? Обычно в этом случае говорят о пора зившей общество болезни «застоя», о перерождении партноменклатуры... В этих словах есть прав да, но далеко не вся. По-мое му, и официальную идеоло- ГИЮ, и либеральную, дисси дентскую интеллигенцию сближала их нелюбовь к поч венной России. Перечитайте опубликованную в «Литера турной газете» осенью 1972 года статью тогдашнего за ведующего идеологическим отделом ЦК КПСС и будуще го главного идеолога пере стройки А.Н. Яковлева «Против антиисторизма». Вы поймете, если, конечно, бу дете честны перед самими собой, что я прав. Наши учи теля (кто по незнанию, а кто из неприязни), по существу, ничего не говорили нам о борьбе западников и славяно филов, их принципиальном споре о России. Глубокие ре лигиозно-философские про блемы подменялись в интел лигентских бдениях поверх ностными рассуждениями о демократических западных свободах. Эти рассуждения сбивали большинство из нас, не имевших доступа к серь езной историко-философской и религиозной литературе, с толку. Никто не сказал нам, юным, о «глубоком различии между западной и восточно русской культурой». О том, что у нас, русских, «вся культура — иная, своя..., иной, особый духовный ук лад. У нас совсем иные хра- / '^м ы , иное богослужение, ... другая литература, другая музыка, театр, живопись, танец. Не такая наука, не такой суд, не такое отноше ние к нашим героям, гениям и царям. И притом наша душа открыта для западной культуры». Эти слова при надлежат русскому филосо фу и публицисту И.А. Иль ину, который удивительным образом многое предвосxи^ ТИЛ в судьбе постсоветской России. Но даже он не мог предугадать, как глубоко войдет в плоть и кровь лю дей духовный и националь ный нигилизм, десятилетия насаждавшийся интеллиген тами. Теми, для кого систе ма ценностей западного «ци вилизованного» мира, усво енная в юные годы, так и ос танется единственным «сим волом веры». Что же нам делать, если мы не на словах, а на деле хотим возрождения России? Оставим в стороне экономи ческие вопросы, как они ни важны. Прежде всего, необ ходимо духовное преображе ние нации, то есть, как пи сал тот же Ильин, «честное и мужественное самосозна ние, очистительное покаяние, новая привычка к независи мости и самостоятельности и главное —новая система на ционального духовного вос питания». Что и говорить, современ ная пропагандистская маши на (и прежде всего — теле видение) делает все для того, чтобы эта цель не была до стигнута. А школа? Готова ли она к исполнению своей осо бой миссии? Дисциплины ис торического цикла заслужи вают отдельного разговора, и Сходная картина — и в других классах, скажем, в девятом. Западноевропейский романтизм представлен чуть ли не полным собранием со чинений Гофмана, романами Скотта, поэмами Байрона, крупными произведениями Шатобриана, Гюго и многих других авторов. Русский - отдельными стихотворения ми Жуковского, Баратынско го, Дельвига, Лермонтова, Козлова, Тютчева и Фета. То же — с реализмом: сотни страниц Бальзака, Стендаля, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея и лишь десятки — из сочинений русских писа телей. Тургенев почему-то оказывается автором всего лишь двух повестей — «Ася» и «Вешние воды». Горький — «Песни о Соколе», Шолохов — рассказа «Судьба челове ка». Зато «зарубежка» дает ся с университетским разма хом. Тут и Голдинг, и Хемин гуэй, и Сент-Экзюпери, и Уайльд, и Кафка... Сказать, что в данном слу чае смещены акценты — слишком мало. Речь о неоп равданном культе европейс кой литературы в ущерб зна нию литературы отечествен ной. В результате в представ «Тихий Дон»). А.Н. Толстой преподносится не как творец «Хождения по мукам» и «Петра Первого», а как ав тор не лучшего его романа «Похождения Невзорова, или Ибикус». Не анализиру ются знаменитые книги А. Платонова «Котлован» и «Че венгур», вместо них предла гается для изучения один из его рассказов. В разделе «Ве ликая Отечественная война и литература» нет имен М. Иса ковского, А. Суркова, О. Берггольц, А. Фатьянова... Не изучается выдающееся произведение этих лет — «Василий Теркин». На пер вом плане оказывается роман Некрасова «В окопах Сталин града», хотя, безусловно, та лантливый прозаик вряд ли одобрил бы подобное пред почтение... То есть все ори ентиры, критерии, соотноше ния искажены и смазаны. Да, эта программа — из разряда альтернативных. Но ее подходы характерны и для программ общеобразователь ного характера, скажем, для той же «кутузовской». От кровенного предпочтения за рубежной литературы перед русской здесь как будто бы почти нет. И случаи, когда ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ «СЕКВЕОРИт» РУСКУЮЛИТЕРАТУРУ ПРОЩЕ, ЧЕМБЮРЕТ, однокопоследстви! могут бытккуда болеесерьезными. без профессионала тут не обойтись. Попробую проана лизировать то, что знаю, — школьные программы по ли тературе. Итак, большинство школ области работают по про грамме под научной редак цией Т.Ф. Курдюмовой, ос тальные — по программе А. Г. Кутузова. Для школ и классов с углубленным изу чением литературы, гимна зий и лицеев гуманитарного профиля существуют еще программы М.Б. Ладыгина и А.И. Княжицкого. Вот как определяют их авторы цели литературного образования: «формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры челове чества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова» (А.Г. Ку тузов); «становление духов ного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности лич ности в непрерывном совер шенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей» (Т.Ф. Курдю- мова); «...литературное обра зование в идеале призвано научить читать и восприни мать литературный текст как произведение искусства сло ва» (А.И. Княжицкий). Вы заметили, что слова «рус ский» и «национальный» во обще не употреблены? А ведь программы составлены для школ России и просто обязаны были ориентиро вать учителя-словесника на воспитание ученика как гражданина родной страны, а не гражданина мира, не «общечеловека». Справедливости ради сле дует отметить, что в програм ме под редакцией М.Б. Лады гина одна из задач литера турного образования форму лируется как «выработка у учащихся представления о своеобразии и мировом зна чении русской литературы». Но она, по сути, сводится на нет следующей фразой: «Включение (в программу) произведений зарубежной литературы подчинено зада че выявления литературных связей с русской словес ностью и раскрытию законо мерностей мирового литера турного процесса». Согласи тесь: связи связям рознь. Одно дело, когда европейс кая классика привлекается для более глубокого понима ния национального начала русской литературы и совсем другое, если в длинном пе речне имен зарубежных пи сателей и их произведений тонет всякое отчетливое раз мышление на эту тему... Но, может быть, я сгущаю краски и просто придираюсь к составителям программы? Возьму наугад седьмой класс Тема «Мир и человек в лите ратуре» начинается с изуче ния творчества Сервантеса Мольера, Дефо, Ирвинга Цейдлица, Джека Лондона Шекли. Далее следует об ширный список литературы рекомендуемой для самосто ятельного прочтения. В нем —аж двадцать три названия Для сравнения: в аналогич ном списке по русской лите ратуре — всего одиннадцать Почувствуйте разницу! лении учеников глубина художественного мира пи сателя уступает место ли хой закрученности аван тюрного или приключен ческого сюжета, и вели кий Пушкин начинает про игрывать не только Дефо, Скотту, но и Стивенсону, и Конан Дойлу... При этом не понятно, каким принципом руководствовались М.Б. Ла дыгин и другие составители программы, ориентируя школьников на писательские имена очень уж разных «ве совых категорий». Другая программа — под редакцией А.И. Княжицкого — доводит эту ситуацию до абсурда. Историко-литера турный метод как принцип организации материала в ней практически отсутствует. Все сведено к разговору о различных темах, чаще все го внутренне не связанных между собой. Шедевры миро вого искусства соседствуют с произведениями, не оставив шими заметного следа в ис кусстве слова. Приведу всего лишь один пример. В пятом классе «проходят» «Легенды, сказ ки, стихотворения, рассказы, повести о животных». При этом в поле зрения попадают отрывок из повести Ч. Айтма това «Белый пароход»; далее следуют «Маугли» Р. Кип линга, «Мустанг-иноходец» Э. Сетона-Томпсона и только потом «Муму» Тургенева, два пушкинских стихотворе ния, а затем почему-то с ко лоссальным временным раз рывом речь заходит о С. Есе нине, Н. Гумилеве, А. Куп рине... Но вернусь к программе под редакцией М.Б. Ладыги на. Она, на мой взгляд, осо бенно отчетливо демонстри рует, как подходят к делу нынешние «программисты». В 10-11 классах здесь пред лагается углубленное изуче ние русской литературы. На первый взгляд прежние дис пропорции исчезли. Но вот что любопытно: составителям программы «Пушкин обще человеческий» оказывается ближе Пушкина «русского гения», «почвенничество» Достоевского, породившее уникальность его творчества, остается в тени, кардиналь ный для судеб России спор «славянофилов» и «западни ков» не выделен в специаль ный раздел... Большое внимание уделя ется в программе Н. Гумиле ву. А вот А. Блоку, В. Мая ковскому, С. Есенину, масте рам, при всем моем уважении «поэзии Гумилева», более крупным, чем он, повезло куда меньше. Большой и сложный писатель М. Горь кий втиснут в прокрустово ложе «социалистического реализма» и представлен только как автор романа «Мать». В разделе «Русская литература 20-х — 40-х го дов XX века» М.А. Шолохо ву, автору, может быть, са мого великого произведения ушедшего столетия, отведе но гораздо меньше места, не жели М.А. Булгакову. При чем составители программы не удержались даже от гряз ного намека на неподлин- ность его авторства («Лите ратурные споры о романе Пушкин и Гоголь «играют» на равных с Марком Твеном и Кэрроллом, а в списках ли тературы для самостоятель ного чтения из семи-восьми произведений лишь одно-два принадлежат отечественной словесности, скорее исклю чение, чем правило. Однако и объективность в подходе к историко-литературному про цессу отсутствует. Творчество М. Горького здесь, как и в программе М.Б. Ладыгина, обрывается на романе «Мать». Причина понятна: именно этот роман стал «знаменем» социалисти ческого реализма, и состави тели программ изо всех сил стараются извратить у школьников представление о выдающемся русском писате ле М. Горьком. Столь же конъюнктурен и подход к творчеству В. Маяковского. Видимо, поэт раздражает «демократические» нервы методистов-программистов. Нетрудно догадаться, что и здесь снова не «везет» авто ру истинно народных песен Исаковскому, не будет упо мянут тот же «Василий Тер кин» Твардовского, Шолохо ва зачислят по «ведомству» соцреализма, а в разделе о «Тихом Доне» вновь появит ся двусмысленная, как ехид ный смешок, формула: «Спо ры о романе». И еще. В соответствии с «программной» установкой А.Г. Кутузова на формирова ние у школьников «читатель ской квалификации», то есть эстетического вкуса, навыков литературоведческого анали за, духовный аспект русской литературы отступает на за дний план перед анатомичес ким препарированием поэти ки. Научить ученика разби раться в способах «сочетания событийной «открытости» и «композиционной завершен ности», конечно, неплохо, однако академическое лите ратуроведение — прерогати ва филологических факульте тов. Дело школьного образо вания — воспитание граж данина и патриота. И рус ская литература —благодат ная почва для этого. Однако появление в «кутузовской» программе формулировок типа «Чацкий: проповедь лич ной и общественной незави симости», «Образ Ольги Иль инской как воплощение ав торской точки зрения на про блему женской эмансипации» («Обломов» И.А. Гончарова), «Мотивы байронического ин дивидуализма» (о Лермонто ве) явно говорит о «западни ческом» уклоне ее составите лей. Но ведь сам Лермонтов писал: Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник. Но только с русскою душой. Именно в «русской душе» все дело. Но этого не хотят понять А.Г. Кутузов и его единомышленники! Русский (в том числе и гоголевский) смех — это всегда «смех сквозь слезы», а голая иро ния и зубоскальство никак не могут считаться органичны ми для отечественной куль туры. Русская православная духовность всегда ценила личность, но она бы измени ла своему христианскому призванию, если бы не утвер ждала как высочайший нрав ственный принцип самоотвер жение личности во имя Бога и других людей. Так что все приведенные выше формулы кутузовской программы — о какой-то другой литературе, но только не о русской. И это не какое-то недоразумение. Все дело в западной системе ценностей, с излишним энту зиазмом разделяемой соста вителями программы. Я не говорю о том, что эта систе ма лучше или хуже отечес твенной, просто она (припом ним слова И.А. Ильина) — другая. Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой в целом лишена тех серьезных недо статков, которые присущи трудам прочих составителей. Однако и она не может слу жить эталоном будущей еди ной государственной про граммы по литературе. Чего ей недостает? Идеи, которая бы пронизывала каждый раздел и придавала бы документу характер орга нического целого. Предвижу возражения: идею (концеп цию) формирует педагог, про грамма же лишь первона чально оформляет учебный материал. Согласен: педагог должен быть личностью с устойчивой мировоззренчес кой и научной позицией. Од нако и программа, претенду ющая на высокий государ ственный статус, не может быть чем-то рыхлым, сумбур ным, произвольным. Поэтому курдюмовские указания типа «Александр Николаевич Ос тровский. «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница» (по выбору учителя и уча щихся)» не имеют права на существование. В одной шко ле выбирают «Грозу», в дру гой — «Бесприданницу», в третьей по нраву пришлась «Обыкновенная история», а не «Обломов»... И тут уже не спасает оговорка составите лей об обязательном «тексту альном изучении художес твенных произведений». Дальше — больше. Деся тый класс. Раздел «Литера тура 60-х годов XIX века» имеет следующую преамбу лу: «Общий обзор с изучени ем одной из монографичес ких тем (по выбору учителя и учащихся)». Далее идут имена Лескова, Чернышев ского, Некрасова, Салтыко ва-Щедрина, Достоевского, Толстого, Чехова. Понимаю, что часы на изучение лите ратуры постоянно сокраща ются. Знаком с выдвинутым составителями программы принципом изучения худо жественных произведений: чтение и изучение, самосто ятельное чтение и обсужде ние в классе, внеклассное чтение; изучение жизни и творчества писателей с раз ной степенью интенсивности. Короче, сплошь альтернатив ные подходы и полный плю рализм. Но, кажется, общес тво порядком устало от «сво боды без берегов». Я не про тив альтернативы как при нципа. Однако настоятельно прошу не скрывать под этим подмену в российской шко ле русской литературы зару- бежной или вселенской связью всех имен и произве дений. «Секвестрировать» рус скую классическую литера туру недопустимо, чем бы этот процесс ни оправдывал ся. Именно она — носитель наиболее выраженного наци онального начала. Авторы программы не должны ни на минуту упускать это обстоя тельство из виду. Четко сфор мулировать сквозные нацио нальные идеи русской лите ратуры, пронизать ими весь учебный материал, увидеть каждого писателя в свете этих идей, показать взлеты и искривления литературы в разные периоды историко- литературного процесса, на разных этапах истории Оте чества — вот то, что достой но великой литературы и под линной школы. Если мы дей ствительно хотим возрожде ния Отечества, мы обязаны такую программу создать и отстоять. А заодно пресечь эксперименты по замене со чинения изложением на вы пускных экзаменах в сред ней школе, а в высших учеб ных заведениях для поступа ющих на все факультеты без исключения вернуть тради ционный для России пись менный экзамен по русскому языку и литературе (сочине ние). Вспомним, кстати: в годы Великой Отечественной вой ны на изучение литературы отводилось пять часов в не делю, а не два, как это пред усмотрено проектом нового базисного учебного плана. Тогда думали о том, что стра не нужны граждане и патри оты. Что, сегодня в них на добности нет? ...Еще в 1942 году Анна Дхматова написала такие строки: Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не страшно остаться без крова, — Но мы сохраним тебя, русская речь. Великое русское слово. Сохраним ли? Владимир САРЫЧЕВ, профессор, доктор филологических наук, заведующий к а^дрой литературы ЛГПУ. ЩИПЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а НОВИЧКИ «1ИЕТАЛЛУРГА» УЖЕ I ЗАБИВАЮТ Липецкий «Металлург» вернулся из станицы Полтавская Краснодарского края^ где провел первый учебно-тренировочныи | сбор. Вначале команда несколько дней пос вятила занятиям, упор в которых делался на функциональную подготовку. Открыла | она серию консольных матчей поединком с «Кубанью» из Славянска-на-Кубани, высту пающей в зоне «Юг» второго дивизиона. Липчане победили со счетом 6:2, играя двумя составами в первом тайме: Ковне- ристов, Чумаченко, Юнусов, Селявин, Саль ников, Семин, Кушнир, Макаров, Заикин, Чернов, Вековищев, а после перерыва —| Малахов, Далалоян, Чуриков, П. Носиков, Васильев, перспективный 18-летний полу защитник Белозеров, подъехавший на про смотр из Тольятти, Хрипунков, Рязанов, Рябов, Чижиков и Бородин. Голы у нас за били Чернов (28), Вековищев (ЗЗК Заикин (36), Рябов (66), Чижиков (72) и Васильев 87-я минута). эринбургский «Уралмаш». Уральцы по ли — 2:0, причем липчан выручил вра- Вторым соперником подопечных Влади мира Евсюкова был некогда знаменитый екате беди тарь Ковнеристов, отразивший одиннадца- тиметровыи штрафной удар. На этот раз { состав «Металлурга» выглядел так: Ковне ристов, Чумаченко, Юнусов (Чуриков, 73), Селявин (Багиров, 64 — легионер из Запо рожья), Васильев Семин, Сальников, Боро дин (Макаров, 6б), Кушнир, Заикин (Чижи ков, 88), Чернов. I Затем наши футболисты экзаменовали местную команду «Динамо», участвующую | в соревнованиях КФК. Пропустив гол на вто рой минуте, «Металлург» усилиями Рябова сравнял результат (2э-я), а через пять ми нут Багиров и после перерыва Рязанов (67- я) довели счет до победного —3:1. Следую щим соперником был клуб «Краснодар- 2000». Липчане уже в первом тайме вели 2:0 (Чумаченко, 25-я и Заикин, 29-я), но по бедный результат удержать им не удалось, в итоге ничья — 2:2. «СТИНОЛ» ПЕРЕМЕСТИЛСЯ НА ПЯТОЕ МЕСТО Крайне неудачно играют в этом се зоне липецкие «стинолочки» с белгородс ким «Университетом». Вначале наши волей болистки на первом этапе первенства стра ны потерпели два поражения от этого клу ба. Проиграл «Стинол» спортсменкам Бел города и третий матч с результатом 1:3. Затем липчанки уступили в Балаково мест ной команде с результатом 0:3. У «Стино ла» восемь очков и пятое место в турнир ной таблице. НЕУДАЧНЫЙ СТАРТ В РОЗЫГРЫШЕ КУБКА ФЕДЕРАЦИИ Неудачно стартовал в первом этапе розыгрыша Кубка Федерации 2001 года ХК «Липецк». Встречаясь во Дворце спорта «Звездный» с ХК «Воронеж», наши спорт смены неожиданно потерпели поражение со счетом 1:4. Счет во втором периоде от крыл воспитанник липецкого хоккея Игорь I Трухачев, играющий в этом сезоне за воро нежскую команду. Затем Кирилл Голубев сравнял результат —1:1. Все решила третья двадцатиминутка, в которой капитан ХК «Во- § онеж» Марат Салимов забросил три шай- ы. Затем ХК «Липецк» принимал «Дизе лист» (Пенза) и победил с результатом 8:3. ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Командный чемпионат области по шахматам вышел на финиш 1 ^ю прямую. Сыгран пятый тур. Только победа с круп ным счетом устраивала команду ТТЦ «Аист» во встрече со спортивным клубом «Метал лург» и давала ей возможность вплотную по дойти к лидеру первенства — шахматистам ЛГПУ. Но сделать это оказалось не просто. Итог встречи 3,5:2,5 в пользу ТТЦ «Аист». Команда уступает два очка ЛГПУ. Студен ты, победив елецкий «Локомотив» с резуль татом 4:2, имеют 23 очка. Остальные встречи пятого тура закон чились так: «Силан» (Данков) — ДЮСШ-4 (Липецк) — 2,5:3,5, спортклуб «Инвалиды» — спортклуб «Ветераны» — 4,5:1,5. РЕКОРДЫ ЛИПЕЦКИХ ПЛОВЦОВ Во Дворце спорта «Спартак» прошел зимний чемпионат области по плаванию, в котором приняли участие около 140 спорт сменов, представлявших спортк 1 шбы «Ли пецкий металлург», «Спартак», ДЮСШ № 3 Липецка и сборную команду Данкова. На первой же дистанции, 50 метров на спине, новолипчанка Яна Долгова установила но вый рекорд области —31,80 секунды, а че рез день она обновила рекорд и на стомет ровке — 1 минута 08,3() сек. В заплыве 100 м вольным стилем был объявлен еще один рекордсмен — Евгений Кошкаров («Липецкий металлург»), преодо левший дистанцию за 52,66 сек. Вновь ус пешно на голубых дорожках выступили вос питанники Лидии Власевской мастера спор та мехшународного класса Наталья Панки на, победившая в заплывах вольным сти лем на 200, 400 и 1500 метров, и Владимир Дятчин, который был первым в этих же ви дах соревнований и с рекордным результа том на 200 м — 1 мин. 54,12 сек. Пятый рекорд области был установлен в комбинированной командной эстафете 4x100 метров спортклубом «Липецкий ме таллург». Результат — 4 минуты 08,85 се кунды. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. ^ М И Л О О Е Щ Ц ! ПРАЗДНИК ЛЮБВИ В«СОСНОВОМБОРУ» В к а н у н д н я свято го В а л е н т и н о о б л а с т н о й ц е н т р р е а б и л и т а ц и и и н в а л и д о в «С основы й б о р » в с тр е ч а л го с тей . Это бы ли м а л ь ч и ш к и и д е в ч о н к и , б ол ь ны е д е т с к и м ц е р е б р а л ь ны м п а р а л и ч о м , и и х м а м ы . Все о н и стал и у ч а с т н и к а м и в т о р о го з а с е д а н и я к л у б а п о д д е р ж к и б о л ь ны х д е т е й и и х р о д и т е л е й . О р г а н и з о в а н э то т к л у б в п р о ш л о м го д у ц е н т р о м с о ц и а л ь н о го о б с л у ж и в а н и я сем ьи и д е т е й п ри о б л а с т н о м у п р а в л е н и и со ц з ащ и ты н а с е л е н и я . ...С рождением Данилки его мама Маргарита Борисова рассталась с мыслью о работе и карьере и стала, как горько шутит она сама, профессиональной домо хозяйкой. Мальчик родился с диагнозом «детский церебральный паралич». Сей час ему 7 лет, и в будущем году Данил ка собирается пойти в школу. Черногла зый симпатичный и находчивый мальчон ка сразу же привлек всеобщее внимание в «Сосновом бору». И не только потому, что из приглашенных детей он был са мым младшим. Ребенок заметно отличал ся менее выраженным проявлением тя желого недуга, был весел и сообразите лен. Добрые мамины руки, ее терпение и упорство вкупе с усилиями врачей поти хоньку возвращают малыша к нормаль ной жизни. Нет сомнения в том, что женщины, которые привезли своих детей в «Сосно вый бор», заслуживают особого уваже ния и преклонения за их самоотвержен ную материнскую любовь, за каждоднев ный великий труд. Эти матери решитель ны и сильны духом, и только глаза вы дают их тревогу и усталость. —Ребенок постоянно требует особого внимания, — говорит Маргарита Алек сеевна. —Поликлиники, уколы, массаж, специальный режим... Хочется получить как можно больше информации обо всем, что касается этого заболевания, чтобы по мочь сыну, но ее так мало... Клуб как раз и ставит цель —обеспе чить родителей больных детей самой раз нообразной информацией, от медицинской до юридической, причем из первых рук. К его работе привлечены специалисты, которые смогут ответить на возникающие вопросы. Но этим работа клуба далеко не исчерпывается. — В числе задач, — рассказывает директор центра социального обслужива ния семьи и детей Татьяна Савостьяно ва, —помочь больным детям в духовном развитии, социальной адаптации, станов лении личности, выборе жизненного пути. Мы хотим объединить родителей и вместе с ними сделать клуб интересным, полезным, нужным. В нашей области живут 530 детей, больных ДЦП. В «Сосновый бор» приеха ли пока 12 ребят и 10 родителей из Ли пецка. Начало их объединению положе но: дети подружились, а мамы обменя лись номерами телефонов. А в октябре прошлого года в областном управлении соцзащиты собирались вместе с родите лями дети, больные сахарным диабетом, у которых проблем ничуть не меньше. Место проведения второго заседания клуба было выбрано не случайно. Уни кальный центр «Сосновый бор» имеет большие возможности для медицинской, социальной и профессиональной реабили тации инвалидов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата. Их и про демонстрировали гостям в ходе экскур сии специалисты центра. Закончилась эта встреча в столовой, где гостей ждала прекрасная развлека тельная программа: «Я в мир пришел, чтобы любить». С конкурсами, шутками, концертными номерами, выбором идеаль ной пары. Поскольку заседание клуба проходило в канун дня святого Валенти на, повсюду было много «сердечек» с пос ланиями и добрыми пожеланиями. А впрочем, и вей атмосфера праздника была пронизана любовью. Дети получили в по дарки спортивные костюмы и наборы кон фет. Остается добавить, что праздник этот состоялся благодаря спонсорской помо щи. В числе тех, кто доставил радость больным детям, —ТОО «Вольные камен щики», ООО «Школьный мир», СП «Про гресс», ресторан «Троян» и рядовые лип чане, которым не чуждо милосердие. Лариса ГОНЧАРОВА. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ■ НАДОРОГАХТЕМНО... ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НЕДОЛЖНА БЫТЬ ДЕШЕВЛЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ в г. Л и п е ц к е з а январь и п е р в ую д е к а д у ф е в р а ля 2 0 0 1 го д а п р о и з о ш л о 9 д о р о ж н о - т р а н с п о р т ны х происш ествий (тр о е ч е л о в е к п о г и б л и и ш е с т е р о р а н е н ы ) , с о в е р ш е н и ю к о т о ры х сп о собс твовало н е д о с т а т о ч н о е и л и п о л н о е отсутствие о с в ещ е н ности у л и ц . Дорожно-транспортные происшествия в темное вре мя суток, как правило, от личаются большей т я жестью последствий. Это объясняется тем, что води тель позже, чем днем, обна руживает препятствие (или пешехода) и, следовательно, в меньшей степени успева ет снизить скорость движе ния транспортного средства. Несмотря на многочислен ные работы и определенные успехи в совершенствовании приборов головного освеще ния автомобиля (фар), до сих пор проблема эффективного и неслепящего их действия до конца не решена. Поэтому важнейшими средствами обеспечения безопасности дорожного движения в тем ное время суток являются устройство и содержание на ружного стационарного ис кусственного освещения улиц и дорог. ГИБДД УВД г. Липецка ежемесячно проводит обсле дование состояния освеще ния улично-дорожной сети города, и каждый раз в ходе проверок выявляются недо статки, угрожающие без опасности дорожного движе ния. Так , контрольная проверка, проведенная в фев рале с. г., показала, что в неудовлетворительном состо янии содержится наружное освещение на Октябрьском мосту, проспекте Победы, улицах Циолковского, Зои Космодемьянской, на дороге ЛТЗ - НЛМК. Нельзя назвать благопо лучной сложившуюся ситу ацию на улицах Баумана, Неделина и участке Вороне жского шоссе от памятни ка Танкистам до поселка Сырский Рудник. В этих местах линии на ружного освещения вообще отсутствуют. Не потому ли и большинство ДТП в тем ное время суток как в про шлом, так и в этом году про исходит именно здесь? И хотя соответствующие нор мативные документы пред писывают обязательно про ектировать стационарное освещение на участках до рог, проходящих через жи лые массивы, наши предло жения в различные инстан ции по выполнению этого требования в рассматривае мых местах на протяжении нескольких лет остаются без ответа. И, как правило, главная причина — отсут ствие необходимых средств. Но разве человеческая жизнь дешевле электричес кой лампочки? Андрей КОРВЯКОВ, госинспектор ОГИБДД УВД г. Липецка, капитан милиции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz