Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

аа^фвврштч 2001 е , № 36 (21414) ^ Vч ш Закончился двадцатый век, век триумфа и трагедии России. Отчетливо помню солнечный день 12 апреля 1961 года. Я — ученик восьмого класса пятой русско- польской средней школы города Вильнюса... Срывающимся от волнения голосом учительница физики рассказала нам, что советский летчик, майор Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в мире совершил космический полет. Ликованию не было предела! Тогда даже в страшном сне не могло присниться, что спустя несколько десятилетий советский город Вильнюс станет столицей иностранного государства, а российское правительство примет решение о затоплении космической орбитальной станции «Мир»... Своими успехами в космо­ се и других сферах науки, техники, производства. Со­ ветское государство в нема­ лой степени было обязано прекрасно налаженной, пере­ довой системе среднего и высшего образования. В стране существовал культ знаний. Профессия ученого была одной из самых пре­ стижных и высокооплачива­ емых. Названия отдельных специальностей звучали, как музыка, — бионика, биофи­ зика, математическая лин­ гвистика... А как почетно и заманчиво было стать мате­ матиком! Нередко крупные открытия в этой сфере дела­ ли двадцатилетние люди. Ес­ тественники ходили, задрав носы, гуманитарии тушева­ лись рядом с ними. Крыла­ тыми были строки поэта: Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне... Дело не в простом расчете, 1,ело в мировом законе. 1е знаю, о каком «миро- * вом законе» речь, но то, что никакого прагматического расчета не было, — это точ­ но. Время все-таки было ли­ рическое и романтическое. И физики все-таки читали не только Эйнштейна, но и Свет- лова, Мартынова, Евтушен­ ко, А девочки влюблялись в Иннокентия Смоктуновского, а не в «милого бухгалтера». И Лужники славились мно­ готысячными праздниками поэзии, а не всероссийской барахолкой. В университете, где я учился, ежегодно проводи­ лись Дни поэзии, а наше фа­ культетское литературное объединение собирало огром­ ную студенческую аудито­ рию. Спорили до хрипоты. Научные конференции не были формальными, на них оттачивали литературовед­ ческий инструментарий бу­ дущие доценты и профессо­ ра. Я вовсе не намерен идеа­ лизировать то время. Если все было так хорошо, то по­ чему на наши головы свали­ лась либеральная революция конца 80-х -начала 90-х го­ дов, роковую роль в которой сыграла интеллигенция, в том числе и та, что бурлила в студенческих аудиториях шестидесятых? Обычно в этом случае говорят о пора­ зившей общество болезни «застоя», о перерождении партноменклатуры... В этих словах есть прав­ да, но далеко не вся. По-мое­ му, и официальную идеоло- ГИЮ, и либеральную, дисси­ дентскую интеллигенцию сближала их нелюбовь к поч­ венной России. Перечитайте опубликованную в «Литера­ турной газете» осенью 1972 года статью тогдашнего за­ ведующего идеологическим отделом ЦК КПСС и будуще­ го главного идеолога пере­ стройки А.Н. Яковлева «Против антиисторизма». Вы поймете, если, конечно, бу­ дете честны перед самими собой, что я прав. Наши учи­ теля (кто по незнанию, а кто из неприязни), по существу, ничего не говорили нам о борьбе западников и славяно­ филов, их принципиальном споре о России. Глубокие ре­ лигиозно-философские про­ блемы подменялись в интел­ лигентских бдениях поверх­ ностными рассуждениями о демократических западных свободах. Эти рассуждения сбивали большинство из нас, не имевших доступа к серь­ езной историко-философской и религиозной литературе, с толку. Никто не сказал нам, юным, о «глубоком различии между западной и восточно­ русской культурой». О том, что у нас, русских, «вся культура — иная, своя..., иной, особый духовный ук­ лад. У нас совсем иные хра- / '^м ы , иное богослужение, ... другая литература, другая музыка, театр, живопись, танец. Не такая наука, не такой суд, не такое отноше­ ние к нашим героям, гениям и царям. И притом наша душа открыта для западной культуры». Эти слова при­ надлежат русскому филосо­ фу и публицисту И.А. Иль­ ину, который удивительным образом многое предвосxи^ ТИЛ в судьбе постсоветской России. Но даже он не мог предугадать, как глубоко войдет в плоть и кровь лю­ дей духовный и националь­ ный нигилизм, десятилетия насаждавшийся интеллиген­ тами. Теми, для кого систе­ ма ценностей западного «ци­ вилизованного» мира, усво­ енная в юные годы, так и ос­ танется единственным «сим­ волом веры». Что же нам делать, если мы не на словах, а на деле хотим возрождения России? Оставим в стороне экономи­ ческие вопросы, как они ни важны. Прежде всего, необ­ ходимо духовное преображе­ ние нации, то есть, как пи­ сал тот же Ильин, «честное и мужественное самосозна­ ние, очистительное покаяние, новая привычка к независи­ мости и самостоятельности и главное —новая система на­ ционального духовного вос­ питания». Что и говорить, современ­ ная пропагандистская маши­ на (и прежде всего — теле­ видение) делает все для того, чтобы эта цель не была до­ стигнута. А школа? Готова ли она к исполнению своей осо­ бой миссии? Дисциплины ис­ торического цикла заслужи­ вают отдельного разговора, и Сходная картина — и в других классах, скажем, в девятом. Западноевропейский романтизм представлен чуть ли не полным собранием со­ чинений Гофмана, романами Скотта, поэмами Байрона, крупными произведениями Шатобриана, Гюго и многих других авторов. Русский - отдельными стихотворения­ ми Жуковского, Баратынско­ го, Дельвига, Лермонтова, Козлова, Тютчева и Фета. То же — с реализмом: сотни страниц Бальзака, Стендаля, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея и лишь десятки — из сочинений русских писа­ телей. Тургенев почему-то оказывается автором всего лишь двух повестей — «Ася» и «Вешние воды». Горький — «Песни о Соколе», Шолохов — рассказа «Судьба челове­ ка». Зато «зарубежка» дает­ ся с университетским разма­ хом. Тут и Голдинг, и Хемин­ гуэй, и Сент-Экзюпери, и Уайльд, и Кафка... Сказать, что в данном слу­ чае смещены акценты — слишком мало. Речь о неоп­ равданном культе европейс­ кой литературы в ущерб зна­ нию литературы отечествен­ ной. В результате в представ­ «Тихий Дон»). А.Н. Толстой преподносится не как творец «Хождения по мукам» и «Петра Первого», а как ав­ тор не лучшего его романа «Похождения Невзорова, или Ибикус». Не анализиру­ ются знаменитые книги А. Платонова «Котлован» и «Че­ венгур», вместо них предла­ гается для изучения один из его рассказов. В разделе «Ве­ ликая Отечественная война и литература» нет имен М. Иса­ ковского, А. Суркова, О. Берггольц, А. Фатьянова... Не изучается выдающееся произведение этих лет — «Василий Теркин». На пер­ вом плане оказывается роман Некрасова «В окопах Сталин­ града», хотя, безусловно, та­ лантливый прозаик вряд ли одобрил бы подобное пред­ почтение... То есть все ори­ ентиры, критерии, соотноше­ ния искажены и смазаны. Да, эта программа — из разряда альтернативных. Но ее подходы характерны и для программ общеобразователь­ ного характера, скажем, для той же «кутузовской». От­ кровенного предпочтения за­ рубежной литературы перед русской здесь как будто бы почти нет. И случаи, когда ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ «СЕКВЕОРИт» РУСКУЮЛИТЕРАТУРУ ПРОЩЕ, ЧЕМБЮРЕТ, однокопоследстви! могут бытккуда болеесерьезными. без профессионала тут не обойтись. Попробую проана­ лизировать то, что знаю, — школьные программы по ли­ тературе. Итак, большинство школ области работают по про­ грамме под научной редак­ цией Т.Ф. Курдюмовой, ос­ тальные — по программе А. Г. Кутузова. Для школ и классов с углубленным изу­ чением литературы, гимна­ зий и лицеев гуманитарного профиля существуют еще программы М.Б. Ладыгина и А.И. Княжицкого. Вот как определяют их авторы цели литературного образования: «формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры челове­ чества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова» (А.Г. Ку­ тузов); «становление духов­ ного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности лич­ ности в непрерывном совер­ шенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей» (Т.Ф. Курдю- мова); «...литературное обра­ зование в идеале призвано научить читать и восприни­ мать литературный текст как произведение искусства сло­ ва» (А.И. Княжицкий). Вы заметили, что слова «рус­ ский» и «национальный» во­ обще не употреблены? А ведь программы составлены для школ России и просто обязаны были ориентиро­ вать учителя-словесника на воспитание ученика как гражданина родной страны, а не гражданина мира, не «общечеловека». Справедливости ради сле­ дует отметить, что в програм­ ме под редакцией М.Б. Лады­ гина одна из задач литера­ турного образования форму­ лируется как «выработка у учащихся представления о своеобразии и мировом зна­ чении русской литературы». Но она, по сути, сводится на нет следующей фразой: «Включение (в программу) произведений зарубежной литературы подчинено зада­ че выявления литературных связей с русской словес­ ностью и раскрытию законо­ мерностей мирового литера­ турного процесса». Согласи­ тесь: связи связям рознь. Одно дело, когда европейс­ кая классика привлекается для более глубокого понима­ ния национального начала русской литературы и совсем другое, если в длинном пе­ речне имен зарубежных пи­ сателей и их произведений тонет всякое отчетливое раз­ мышление на эту тему... Но, может быть, я сгущаю краски и просто придираюсь к составителям программы? Возьму наугад седьмой класс Тема «Мир и человек в лите ратуре» начинается с изуче ния творчества Сервантеса Мольера, Дефо, Ирвинга Цейдлица, Джека Лондона Шекли. Далее следует об ширный список литературы рекомендуемой для самосто ятельного прочтения. В нем —аж двадцать три названия Для сравнения: в аналогич ном списке по русской лите ратуре — всего одиннадцать Почувствуйте разницу! лении учеников глубина художественного мира пи­ сателя уступает место ли­ хой закрученности аван­ тюрного или приключен­ ческого сюжета, и вели­ кий Пушкин начинает про­ игрывать не только Дефо, Скотту, но и Стивенсону, и Конан Дойлу... При этом не­ понятно, каким принципом руководствовались М.Б. Ла­ дыгин и другие составители программы, ориентируя школьников на писательские имена очень уж разных «ве­ совых категорий». Другая программа — под редакцией А.И. Княжицкого — доводит эту ситуацию до абсурда. Историко-литера­ турный метод как принцип организации материала в ней практически отсутствует. Все сведено к разговору о различных темах, чаще все­ го внутренне не связанных между собой. Шедевры миро­ вого искусства соседствуют с произведениями, не оставив­ шими заметного следа в ис­ кусстве слова. Приведу всего лишь один пример. В пятом классе «проходят» «Легенды, сказ­ ки, стихотворения, рассказы, повести о животных». При этом в поле зрения попадают отрывок из повести Ч. Айтма­ това «Белый пароход»; далее следуют «Маугли» Р. Кип­ линга, «Мустанг-иноходец» Э. Сетона-Томпсона и только потом «Муму» Тургенева, два пушкинских стихотворе­ ния, а затем почему-то с ко­ лоссальным временным раз­ рывом речь заходит о С. Есе­ нине, Н. Гумилеве, А. Куп­ рине... Но вернусь к программе под редакцией М.Б. Ладыги­ на. Она, на мой взгляд, осо­ бенно отчетливо демонстри­ рует, как подходят к делу нынешние «программисты». В 10-11 классах здесь пред­ лагается углубленное изуче­ ние русской литературы. На первый взгляд прежние дис­ пропорции исчезли. Но вот что любопытно: составителям программы «Пушкин обще­ человеческий» оказывается ближе Пушкина «русского гения», «почвенничество» Достоевского, породившее уникальность его творчества, остается в тени, кардиналь­ ный для судеб России спор «славянофилов» и «западни­ ков» не выделен в специаль­ ный раздел... Большое внимание уделя­ ется в программе Н. Гумиле­ ву. А вот А. Блоку, В. Мая­ ковскому, С. Есенину, масте­ рам, при всем моем уважении «поэзии Гумилева», более крупным, чем он, повезло куда меньше. Большой и сложный писатель М. Горь­ кий втиснут в прокрустово ложе «социалистического реализма» и представлен только как автор романа «Мать». В разделе «Русская литература 20-х — 40-х го­ дов XX века» М.А. Шолохо­ ву, автору, может быть, са­ мого великого произведения ушедшего столетия, отведе­ но гораздо меньше места, не­ жели М.А. Булгакову. При­ чем составители программы не удержались даже от гряз­ ного намека на неподлин- ность его авторства («Лите­ ратурные споры о романе Пушкин и Гоголь «играют» на равных с Марком Твеном и Кэрроллом, а в списках ли­ тературы для самостоятель­ ного чтения из семи-восьми произведений лишь одно-два принадлежат отечественной словесности, скорее исклю­ чение, чем правило. Однако и объективность в подходе к историко-литературному про­ цессу отсутствует. Творчество М. Горького здесь, как и в программе М.Б. Ладыгина, обрывается на романе «Мать». Причина понятна: именно этот роман стал «знаменем» социалисти­ ческого реализма, и состави­ тели программ изо всех сил стараются извратить у школьников представление о выдающемся русском писате­ ле М. Горьком. Столь же конъюнктурен и подход к творчеству В. Маяковского. Видимо, поэт раздражает «демократические» нервы методистов-программистов. Нетрудно догадаться, что и здесь снова не «везет» авто­ ру истинно народных песен Исаковскому, не будет упо­ мянут тот же «Василий Тер­ кин» Твардовского, Шолохо­ ва зачислят по «ведомству» соцреализма, а в разделе о «Тихом Доне» вновь появит­ ся двусмысленная, как ехид­ ный смешок, формула: «Спо­ ры о романе». И еще. В соответствии с «программной» установкой А.Г. Кутузова на формирова­ ние у школьников «читатель­ ской квалификации», то есть эстетического вкуса, навыков литературоведческого анали­ за, духовный аспект русской литературы отступает на за­ дний план перед анатомичес­ ким препарированием поэти­ ки. Научить ученика разби­ раться в способах «сочетания событийной «открытости» и «композиционной завершен­ ности», конечно, неплохо, однако академическое лите­ ратуроведение — прерогати­ ва филологических факульте­ тов. Дело школьного образо­ вания — воспитание граж­ данина и патриота. И рус­ ская литература —благодат­ ная почва для этого. Однако появление в «кутузовской» программе формулировок типа «Чацкий: проповедь лич­ ной и общественной незави­ симости», «Образ Ольги Иль­ инской как воплощение ав­ торской точки зрения на про­ блему женской эмансипации» («Обломов» И.А. Гончарова), «Мотивы байронического ин­ дивидуализма» (о Лермонто­ ве) явно говорит о «западни­ ческом» уклоне ее составите­ лей. Но ведь сам Лермонтов писал: Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник. Но только с русскою душой. Именно в «русской душе» все дело. Но этого не хотят понять А.Г. Кутузов и его единомышленники! Русский (в том числе и гоголевский) смех — это всегда «смех сквозь слезы», а голая иро­ ния и зубоскальство никак не могут считаться органичны­ ми для отечественной куль­ туры. Русская православная духовность всегда ценила личность, но она бы измени­ ла своему христианскому призванию, если бы не утвер­ ждала как высочайший нрав­ ственный принцип самоотвер­ жение личности во имя Бога и других людей. Так что все приведенные выше формулы кутузовской программы — о какой-то другой литературе, но только не о русской. И это не какое-то недоразумение. Все дело в западной системе ценностей, с излишним энту­ зиазмом разделяемой соста­ вителями программы. Я не говорю о том, что эта систе­ ма лучше или хуже отечес­ твенной, просто она (припом­ ним слова И.А. Ильина) — другая. Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой в целом лишена тех серьезных недо­ статков, которые присущи трудам прочих составителей. Однако и она не может слу­ жить эталоном будущей еди­ ной государственной про­ граммы по литературе. Чего ей недостает? Идеи, которая бы пронизывала каждый раздел и придавала бы документу характер орга­ нического целого. Предвижу возражения: идею (концеп­ цию) формирует педагог, про­ грамма же лишь первона­ чально оформляет учебный материал. Согласен: педагог должен быть личностью с устойчивой мировоззренчес­ кой и научной позицией. Од­ нако и программа, претенду­ ющая на высокий государ­ ственный статус, не может быть чем-то рыхлым, сумбур­ ным, произвольным. Поэтому курдюмовские указания типа «Александр Николаевич Ос­ тровский. «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница» (по выбору учителя и уча­ щихся)» не имеют права на существование. В одной шко­ ле выбирают «Грозу», в дру­ гой — «Бесприданницу», в третьей по нраву пришлась «Обыкновенная история», а не «Обломов»... И тут уже не спасает оговорка составите­ лей об обязательном «тексту­ альном изучении художес­ твенных произведений». Дальше — больше. Деся­ тый класс. Раздел «Литера­ тура 60-х годов XIX века» имеет следующую преамбу­ лу: «Общий обзор с изучени­ ем одной из монографичес­ ких тем (по выбору учителя и учащихся)». Далее идут имена Лескова, Чернышев­ ского, Некрасова, Салтыко­ ва-Щедрина, Достоевского, Толстого, Чехова. Понимаю, что часы на изучение лите­ ратуры постоянно сокраща­ ются. Знаком с выдвинутым составителями программы принципом изучения худо­ жественных произведений: чтение и изучение, самосто­ ятельное чтение и обсужде­ ние в классе, внеклассное чтение; изучение жизни и творчества писателей с раз­ ной степенью интенсивности. Короче, сплошь альтернатив­ ные подходы и полный плю­ рализм. Но, кажется, общес­ тво порядком устало от «сво­ боды без берегов». Я не про­ тив альтернативы как при­ нципа. Однако настоятельно прошу не скрывать под этим подмену в российской шко­ ле русской литературы зару- бежной или вселенской связью всех имен и произве­ дений. «Секвестрировать» рус­ скую классическую литера­ туру недопустимо, чем бы этот процесс ни оправдывал­ ся. Именно она — носитель наиболее выраженного наци­ онального начала. Авторы программы не должны ни на минуту упускать это обстоя­ тельство из виду. Четко сфор­ мулировать сквозные нацио­ нальные идеи русской лите­ ратуры, пронизать ими весь учебный материал, увидеть каждого писателя в свете этих идей, показать взлеты и искривления литературы в разные периоды историко- литературного процесса, на разных этапах истории Оте­ чества — вот то, что достой­ но великой литературы и под­ линной школы. Если мы дей­ ствительно хотим возрожде­ ния Отечества, мы обязаны такую программу создать и отстоять. А заодно пресечь эксперименты по замене со­ чинения изложением на вы­ пускных экзаменах в сред­ ней школе, а в высших учеб­ ных заведениях для поступа­ ющих на все факультеты без исключения вернуть тради­ ционный для России пись­ менный экзамен по русскому языку и литературе (сочине­ ние). Вспомним, кстати: в годы Великой Отечественной вой­ ны на изучение литературы отводилось пять часов в не­ делю, а не два, как это пред­ усмотрено проектом нового базисного учебного плана. Тогда думали о том, что стра­ не нужны граждане и патри­ оты. Что, сегодня в них на­ добности нет? ...Еще в 1942 году Анна Дхматова написала такие строки: Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не страшно остаться без крова, — Но мы сохраним тебя, русская речь. Великое русское слово. Сохраним ли? Владимир САРЫЧЕВ, профессор, доктор филологических наук, заведующий к а^дрой литературы ЛГПУ. ЩИПЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а НОВИЧКИ «1ИЕТАЛЛУРГА» УЖЕ I ЗАБИВАЮТ Липецкий «Металлург» вернулся из станицы Полтавская Краснодарского края^ где провел первый учебно-тренировочныи | сбор. Вначале команда несколько дней пос­ вятила занятиям, упор в которых делался на функциональную подготовку. Открыла | она серию консольных матчей поединком с «Кубанью» из Славянска-на-Кубани, высту­ пающей в зоне «Юг» второго дивизиона. Липчане победили со счетом 6:2, играя двумя составами в первом тайме: Ковне- ристов, Чумаченко, Юнусов, Селявин, Саль­ ников, Семин, Кушнир, Макаров, Заикин, Чернов, Вековищев, а после перерыва —| Малахов, Далалоян, Чуриков, П. Носиков, Васильев, перспективный 18-летний полу­ защитник Белозеров, подъехавший на про­ смотр из Тольятти, Хрипунков, Рязанов, Рябов, Чижиков и Бородин. Голы у нас за­ били Чернов (28), Вековищев (ЗЗК Заикин (36), Рябов (66), Чижиков (72) и Васильев 87-я минута). эринбургский «Уралмаш». Уральцы по­ ли — 2:0, причем липчан выручил вра- Вторым соперником подопечных Влади­ мира Евсюкова был некогда знаменитый екате беди тарь Ковнеристов, отразивший одиннадца- тиметровыи штрафной удар. На этот раз { состав «Металлурга» выглядел так: Ковне­ ристов, Чумаченко, Юнусов (Чуриков, 73), Селявин (Багиров, 64 — легионер из Запо­ рожья), Васильев Семин, Сальников, Боро­ дин (Макаров, 6б), Кушнир, Заикин (Чижи­ ков, 88), Чернов. I Затем наши футболисты экзаменовали местную команду «Динамо», участвующую | в соревнованиях КФК. Пропустив гол на вто­ рой минуте, «Металлург» усилиями Рябова сравнял результат (2э-я), а через пять ми­ нут Багиров и после перерыва Рязанов (67- я) довели счет до победного —3:1. Следую­ щим соперником был клуб «Краснодар- 2000». Липчане уже в первом тайме вели 2:0 (Чумаченко, 25-я и Заикин, 29-я), но по­ бедный результат удержать им не удалось, в итоге ничья — 2:2. «СТИНОЛ» ПЕРЕМЕСТИЛСЯ НА ПЯТОЕ МЕСТО Крайне неудачно играют в этом се­ зоне липецкие «стинолочки» с белгородс­ ким «Университетом». Вначале наши волей­ болистки на первом этапе первенства стра­ ны потерпели два поражения от этого клу­ ба. Проиграл «Стинол» спортсменкам Бел­ города и третий матч с результатом 1:3. Затем липчанки уступили в Балаково мест­ ной команде с результатом 0:3. У «Стино­ ла» восемь очков и пятое место в турнир­ ной таблице. НЕУДАЧНЫЙ СТАРТ В РОЗЫГРЫШЕ КУБКА ФЕДЕРАЦИИ Неудачно стартовал в первом этапе розыгрыша Кубка Федерации 2001 года ХК «Липецк». Встречаясь во Дворце спорта «Звездный» с ХК «Воронеж», наши спорт­ смены неожиданно потерпели поражение со счетом 1:4. Счет во втором периоде от­ крыл воспитанник липецкого хоккея Игорь I Трухачев, играющий в этом сезоне за воро­ нежскую команду. Затем Кирилл Голубев сравнял результат —1:1. Все решила третья двадцатиминутка, в которой капитан ХК «Во- § онеж» Марат Салимов забросил три шай- ы. Затем ХК «Липецк» принимал «Дизе­ лист» (Пенза) и победил с результатом 8:3. ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Командный чемпионат области по шахматам вышел на финиш 1 ^ю прямую. Сыгран пятый тур. Только победа с круп­ ным счетом устраивала команду ТТЦ «Аист» во встрече со спортивным клубом «Метал­ лург» и давала ей возможность вплотную по­ дойти к лидеру первенства — шахматистам ЛГПУ. Но сделать это оказалось не просто. Итог встречи 3,5:2,5 в пользу ТТЦ «Аист». Команда уступает два очка ЛГПУ. Студен­ ты, победив елецкий «Локомотив» с резуль­ татом 4:2, имеют 23 очка. Остальные встречи пятого тура закон­ чились так: «Силан» (Данков) — ДЮСШ-4 (Липецк) — 2,5:3,5, спортклуб «Инвалиды» — спортклуб «Ветераны» — 4,5:1,5. РЕКОРДЫ ЛИПЕЦКИХ ПЛОВЦОВ Во Дворце спорта «Спартак» прошел зимний чемпионат области по плаванию, в котором приняли участие около 140 спорт­ сменов, представлявших спортк 1 шбы «Ли­ пецкий металлург», «Спартак», ДЮСШ № 3 Липецка и сборную команду Данкова. На первой же дистанции, 50 метров на спине, новолипчанка Яна Долгова установила но­ вый рекорд области —31,80 секунды, а че­ рез день она обновила рекорд и на стомет­ ровке — 1 минута 08,3() сек. В заплыве 100 м вольным стилем был объявлен еще один рекордсмен — Евгений Кошкаров («Липецкий металлург»), преодо­ левший дистанцию за 52,66 сек. Вновь ус­ пешно на голубых дорожках выступили вос­ питанники Лидии Власевской мастера спор­ та мехшународного класса Наталья Панки­ на, победившая в заплывах вольным сти­ лем на 200, 400 и 1500 метров, и Владимир Дятчин, который был первым в этих же ви­ дах соревнований и с рекордным результа­ том на 200 м — 1 мин. 54,12 сек. Пятый рекорд области был установлен в комбинированной командной эстафете 4x100 метров спортклубом «Липецкий ме­ таллург». Результат — 4 минуты 08,85 се­ кунды. Подготовил Юрий КУЛИНИЧ. ^ М И Л О О Е Щ Ц ! ПРАЗДНИК ЛЮБВИ В«СОСНОВОМБОРУ» В к а н у н д н я свято го В а л е н т и н о о б л а с т н о й ц е н т р р е а б и л и т а ц и и и н в а л и д о в «С основы й б о р » в с тр е ч а л го с тей . Это бы ли м а л ь ч и ш к и и д е в ч о н к и , б ол ь ны е д е т с к и м ц е р е б р а л ь ны м п а р а л и ч о м , и и х м а м ы . Все о н и стал и у ч а с т н и к а м и в т о р о го з а с е д а н и я к л у б а п о д д е р ж к и б о л ь ны х д е т е й и и х р о д и т е л е й . О р г а н и з о в а н э то т к л у б в п р о ш л о м го д у ц е н т р о м с о ц и а л ь н о го о б с л у ж и в а н и я сем ьи и д е т е й п ри о б л а с т н о м у п р а в л е н и и со ц з ащ и ты н а с е л е н и я . ...С рождением Данилки его мама Маргарита Борисова рассталась с мыслью о работе и карьере и стала, как горько шутит она сама, профессиональной домо­ хозяйкой. Мальчик родился с диагнозом «детский церебральный паралич». Сей­ час ему 7 лет, и в будущем году Данил­ ка собирается пойти в школу. Черногла­ зый симпатичный и находчивый мальчон­ ка сразу же привлек всеобщее внимание в «Сосновом бору». И не только потому, что из приглашенных детей он был са­ мым младшим. Ребенок заметно отличал­ ся менее выраженным проявлением тя­ желого недуга, был весел и сообразите­ лен. Добрые мамины руки, ее терпение и упорство вкупе с усилиями врачей поти­ хоньку возвращают малыша к нормаль­ ной жизни. Нет сомнения в том, что женщины, которые привезли своих детей в «Сосно­ вый бор», заслуживают особого уваже­ ния и преклонения за их самоотвержен­ ную материнскую любовь, за каждоднев­ ный великий труд. Эти матери решитель­ ны и сильны духом, и только глаза вы­ дают их тревогу и усталость. —Ребенок постоянно требует особого внимания, — говорит Маргарита Алек­ сеевна. —Поликлиники, уколы, массаж, специальный режим... Хочется получить как можно больше информации обо всем, что касается этого заболевания, чтобы по­ мочь сыну, но ее так мало... Клуб как раз и ставит цель —обеспе­ чить родителей больных детей самой раз­ нообразной информацией, от медицинской до юридической, причем из первых рук. К его работе привлечены специалисты, которые смогут ответить на возникающие вопросы. Но этим работа клуба далеко не исчерпывается. — В числе задач, — рассказывает директор центра социального обслужива­ ния семьи и детей Татьяна Савостьяно­ ва, —помочь больным детям в духовном развитии, социальной адаптации, станов­ лении личности, выборе жизненного пути. Мы хотим объединить родителей и вместе с ними сделать клуб интересным, полезным, нужным. В нашей области живут 530 детей, больных ДЦП. В «Сосновый бор» приеха­ ли пока 12 ребят и 10 родителей из Ли­ пецка. Начало их объединению положе­ но: дети подружились, а мамы обменя­ лись номерами телефонов. А в октябре прошлого года в областном управлении соцзащиты собирались вместе с родите­ лями дети, больные сахарным диабетом, у которых проблем ничуть не меньше. Место проведения второго заседания клуба было выбрано не случайно. Уни­ кальный центр «Сосновый бор» имеет большие возможности для медицинской, социальной и профессиональной реабили­ тации инвалидов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата. Их и про­ демонстрировали гостям в ходе экскур­ сии специалисты центра. Закончилась эта встреча в столовой, где гостей ждала прекрасная развлека­ тельная программа: «Я в мир пришел, чтобы любить». С конкурсами, шутками, концертными номерами, выбором идеаль­ ной пары. Поскольку заседание клуба проходило в канун дня святого Валенти­ на, повсюду было много «сердечек» с пос­ ланиями и добрыми пожеланиями. А впрочем, и вей атмосфера праздника была пронизана любовью. Дети получили в по­ дарки спортивные костюмы и наборы кон­ фет. Остается добавить, что праздник этот состоялся благодаря спонсорской помо­ щи. В числе тех, кто доставил радость больным детям, —ТОО «Вольные камен­ щики», ООО «Школьный мир», СП «Про­ гресс», ресторан «Троян» и рядовые лип­ чане, которым не чуждо милосердие. Лариса ГОНЧАРОВА. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ■ НАДОРОГАХТЕМНО... ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НЕДОЛЖНА БЫТЬ ДЕШЕВЛЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ в г. Л и п е ц к е з а январь и п е р в ую д е к а д у ф е в р а ­ ля 2 0 0 1 го д а п р о и з о ш л о 9 д о р о ж н о - т р а н с п о р т ны х происш ествий (тр о е ч е л о ­ в е к п о г и б л и и ш е с т е р о р а н е н ы ) , с о в е р ш е н и ю к о т о ры х сп о собс твовало н е д о с т а т о ч н о е и л и п о л ­ н о е отсутствие о с в ещ е н ­ ности у л и ц . Дорожно-транспортные происшествия в темное вре­ мя суток, как правило, от­ личаются большей т я ­ жестью последствий. Это объясняется тем, что води­ тель позже, чем днем, обна­ руживает препятствие (или пешехода) и, следовательно, в меньшей степени успева­ ет снизить скорость движе­ ния транспортного средства. Несмотря на многочислен­ ные работы и определенные успехи в совершенствовании приборов головного освеще­ ния автомобиля (фар), до сих пор проблема эффективного и неслепящего их действия до конца не решена. Поэтому важнейшими средствами обеспечения безопасности дорожного движения в тем­ ное время суток являются устройство и содержание на­ ружного стационарного ис­ кусственного освещения улиц и дорог. ГИБДД УВД г. Липецка ежемесячно проводит обсле­ дование состояния освеще­ ния улично-дорожной сети города, и каждый раз в ходе проверок выявляются недо­ статки, угрожающие без­ опасности дорожного движе­ ния. Так , контрольная проверка, проведенная в фев­ рале с. г., показала, что в неудовлетворительном состо­ янии содержится наружное освещение на Октябрьском мосту, проспекте Победы, улицах Циолковского, Зои Космодемьянской, на дороге ЛТЗ - НЛМК. Нельзя назвать благопо­ лучной сложившуюся ситу­ ацию на улицах Баумана, Неделина и участке Вороне­ жского шоссе от памятни­ ка Танкистам до поселка Сырский Рудник. В этих местах линии на­ ружного освещения вообще отсутствуют. Не потому ли и большинство ДТП в тем­ ное время суток как в про­ шлом, так и в этом году про­ исходит именно здесь? И хотя соответствующие нор­ мативные документы пред­ писывают обязательно про­ ектировать стационарное освещение на участках до­ рог, проходящих через жи­ лые массивы, наши предло­ жения в различные инстан­ ции по выполнению этого требования в рассматривае­ мых местах на протяжении нескольких лет остаются без ответа. И, как правило, главная причина — отсут­ ствие необходимых средств. Но разве человеческая жизнь дешевле электричес­ кой лампочки? Андрей КОРВЯКОВ, госинспектор ОГИБДД УВД г. Липецка, капитан милиции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz