Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕ Л И Ц А МАЛЬЧИК В белой рубахе НЕ СТАЛО АСТАФЬЕВА - И ВОЗНИКЛО ОГРОМНОЕ, ЩЕМЯЩЕЕ ЧУВСТВО НЕДОГОВОРЕННОСТИ «Ничего, мужики, ниче го, крута пора, да забывчи ва, лиха беда, но избывчи- ва. Выкарабкаемся... Нам бы д о весны, до травочки дотянуть...» Б абуш ка Катерина Петровна. В тот ноябрьский день, когда с ним прощались в Овсянке, я достал с полки его книгу, открыл но рассказе «Восюткино озе ро». Снова, кок в первый роз, переживал за Восютку, заблу дившегося в тайге. Переживал страх ночи и радость утро... «...Далекие и таинственные перемигивались звезды, словно звали куда-то. Врт одно из них ринулась вниз, прочертило тем ное небо и тут же растаяло. «Погасло звездочка - значит чья- то жизнь оборвалась», - вспом нил Восютко...» Когда начинаешь припоми нать: о когда же впервые услы шал о нем, ведь в том-то и дело, что не из учебников, не из газет о нем узнал, а вот именно услы шал. Астафьев... И выплыл из памяти морозный декобрьский день. Инеем заросшие окна. Хлопок двери в коридоре, де- душко только с улицы, встряхи вает снег с шапки. Подает мне книгу - холодную, новенькую: - Вот-вот, погляди... Здесь ав тограф... Видишь - Астафьев... Из токих же, как я, выбился, бед нота... Про деревенскую жизнь пишет. Когда ровнехонько через два- дцоть лет я прилечу в Кросно- ярск, чтобы подготовить для газе ты беседу с Астафьевым, то в первую очередь передам писа телю поклон из Вологды. То, что я из Вологды, не совсем чужой человек, помню, как-то сразу со грело нашу беседу. Провда, к концу разговора мое вологод ское происхождение было поста влено Виктором Петровичем под сомнение: «Вологодский - и не пьет?..» Вася Нелюбин, мой коллега и давний друг семьи Астафьевых, говорил с Виктором Петровичем легко, по-домашнему, о я загля дывал в приготовленные вопро сы. Потом, глядя на Васю, по немногу и я избавился от волне ния. Встречались мы не день, даже не два. Подготовка интервью к Дню Победы заняло почти неде лю. Разговор часто сам собой сворачивал на Вологду. Астафь ев спросил меня про деревянную пристань - на месте ли? Про По- шехонку - вологодское кладби ще, где Астафьев схоронил отца и куда я проводил в последний путь своих стариков... Вспомнили почему-то про елку на площади, про кинотеатр Горького, нахо дившийся в бывшей церкви и взорванный, когда я учился в третьем классе. К стыду своему, только недавно узнал, что то был не просто храм, о Всеград- ский Собор Всемилостивого Спаса. Оказалось,- что Виктор Пет рович и Марья Семеновна жили в двух кварталах от нас. Соседи, можно сказать. Вот ведь и де душка мой где-то встретил Ас тафьева. Возможно, в своем лю бимом книжном магазине или но вечере вологодских писателей. Жили Астафьевы в Вологде не так уж и долго - одиннадцать лет, но сильно привязались к это му тихому, нерасторопному го роду. Один вологодский худож ник зарисовал их дом на улице Урицкого, а провожая в Сибирь, подарил свой этюд на память. Я разглядывал его на стене крас ноярской квартиры. На этюде - летний дворик, типично вологод ский, с сороюшками где-то сбо ку, с развешенным бельем на ве ревке. Марья Семеновна улыб нулась: «Вон штаны Андрюшкины сушатся...» Для уединенной работы Ас тафьев нашел избу в деревне Сибла, где не было никакой свя зи с внешним миром: «Если бы не Сибла, не было бы «Царь-ры бы». Виктор Петрович благодор- но вспоминал не только своих соседей по деревне, но и на- чольника вологодского узла свя зи, который, случайно узнав, что Астафьев подолгу живет в глухо мани, приказал поставить ему телефон: «А то помрет том, ста рый...» Виктор Петрович обладал редкостным свойством - быть благодарным. Не говорю о ба бушке, маме, рано погибшей, отце, сестрах, каторым он посвя тил свой «Последний поклон». Тут особый долг памяти. Но ни один человек, сделовший для не го хоть каплю добра, не затерял ся в его помяти. Всем им но- шлось место в астафьевских кни гах. Доктор Сабельников, сде лавший удачную операцию пят надцатилетнему сорванцу, прыг нувшему на лыжах с сарая. На парник по котелку пехотный раз ведчик Евгений Капустин. Одно полчанин Слава Шадринов, до тащивший его с поля боя до мед санбата. Солдат, отломивший ему кусок от своей мерзлой пай ки. Медсестра, склонившаяся над ним в госпитале. Дежурный по комендатуре в Виннице, кото рый не посадил отставшего от эшелоне солдатика «на губу», о Виктор Петрович Астафьев с внуком Витей. Начало 80-х годов. накормил и устроил но ночлег. Две маленькие девочки, угостив шие его вишней и сказавшие: «Не надо грустить, дяденько...» Литературный критик Александр Макоров, поддержавший его первые писательские опыты... Всем-всем он откланялся низко, до земли. Поразительно, но именно в неблогодарности Астафьева ча ще всего обвиняли в последние годы. «Тебя, беспризорника, со ветская власть подобрало, вы учила на писателя, орденами на градило, о ты?..» А он все никак не мог растолковать крикунам, что его, внука раскулаченного и сосланного но верную гибель крестьянина, не советская власть на ноги ставило, о добрые лю ди, они дарили его теплом. Для власти он был всего лишь мел ким винтиком - такого и в мик роскоп не видно. Даже после войны, когда он, фронтовик-ин валид, награжденный «Красной Звездой» и медалью «За отвагу», паял принесенную со свалки ды рявую кастрюлю, чтобы было в чем детям картошки сварить... За полгада да своей гибели моть повезла Витю на свидание к отцу в тюрьму. Когда свидание закончилось, охранник коряво пошутил с семилетним мальцом: мол, остонещься у нас, в тюрь ме? С отцом в одну камеру на садим... С Витей случилась токая истерика, что у всех, кто был ря дом, наверное, долго в ушах стоял отчаянный крик мальчика, дергавшега решетку и рвавшего ся но волю. Долго еще ночами он вскакивал и кричал, пугая до машних. И много-много лет спу стя в книгах Астафьева нет-нет до и прорывался внезапно этот вопль мальчишеский, словно ав тор тряс какую-то невидимую ре шетку. И душа читателя сотрясо- лась и плакола. Тоска о маме слышна почти во всех его книгах, особенно поздних. И в разговорах Астофь- ев часто поминал маму, мамоч ку. Сиротство свое ощущал все гда обостренно. Мне не каза лось удивительным, что старый человек так тоскует по маме. Перед глазами стоит мой де душка Коля - он остался сиротой в двенадцать лет, и в старости не было дня, когда бы он не кру чинился о родителях. Редкого старика можно пред ставить мальчишкой. В Астафье ве этот мольчишко легко прогля дывал. И, глядя на него, седого, иногдо вдруг думалось: «Ну и на бедовалось с ним бабушка Ка тя!» Не зря она строжилась: «Витька, учись хорошеньче - в десятники выйдешь обо в учите ля!» Бабушкины строгости хоть как-то направляли бунтошный характер, безоглядная детдо мовская искренность часто вы зывала вокруг него борения и сражения. Он мог говорить и властям, и народу, о сгоряча - и ближним своим самые жестокие вещи. Что-то неудержимое шло у него от сердца. И в этом наив ном прямодушии сквозило что-то отчаянное, он словно весь от крывался - так в мальчишеской драке аткрывается заводила, от влекая носедающих противников от более слабых своих товари щей: мол, давайте но меня, бей те, ват он я... Астафьев никогда не прикрывал свое мнение чу жим авторитетом. Но при током драчливом, ка залось бы, характере он очень болезненно переживал всякий разлад, особенно среди писате лей. Когда Союз писателей СССР рассыполся на несколько союзиков, Астафьев не вошел ни в один из них, чтобы не служить еще одним яблоком раздора. В его письмах собратьям-писате- лям всегда было столько домаш него тепла, заботы, понимания. Давая интервью, всегда был очень бережен в оценках со братьев по перу. А вдогонку просил корреспондентов об од ном: «Не ссорьте меня с людь ми...» Ток и меня, когда я хотел со слаться в одной статье но его мнение, он просил в письме: «...Конечно, был бы ты рядом, кое-что в материале почистили бы и поправили, а так попрошу тебя к фамилиям добавить: Ва силь Быков, Константин Воробь ев, Иван Акулов, Юрий Гонча ров, Евгений Носов, не ссорь меня с моими друзьями, живыми и мертвыми...» Последние два-три десятиле тия Виктор Петрович был в рус ской литературе кем-то вроде старосты писательского цеха. Одним находил заработок, ку сок хлеба, вторым помогал выпу стить книжку, третьих устраивал но лечение... Астафьев почему-та недолюб ливал Чехова. Вернее, его пьесы. (Сужу об этом не из первых рук, а по разным интервью с Викто ром Петровичем). Но не было среди ноших современников че ловека, который бы так много воспринял от личности Антона Павловича, так многому бы у не го научился. Прежде всего - от ветственности 3 0 тот кусочек зе мли, где тебе выпало жить, за людей, что рядом с тобой. Чехов строил школы и сажал сады, Астафьев сажал лес в Сибле, а в Овсянке построил церковь, водокачку, библиотеку. И это в ромушительные 90-е го ды, когда библиотеки в русских деревнях только закрывали, да и сейчас продолжают закрывать - теперь уже заодно со школами, под предлогом очередного ук рупнения. Как и Чехов, Виктор Петрович был далеко не самый состоятель ный человек в своей округе, но почему-то именно он взялся за дело, не пеняя но более моло дых, здоровых и богатых. Прав да, не упускал случая пристыдить - не по Прову классика, а' по обязанности старика: «Если вы такие предприниматели, помоги те восстать нации с колен. По могите домом ребенка. Помоги те рожать. Помогите хоронить... А потом уже балуйте своих де ток». И если вспомнить, что эти слова говорил автор великих книг, человек, прошагавший и проползший солдатом пол-Ев- ропы, четырежды раненный, осиротевший отец, которому пришлось поднимать на ноги внуков... Казалось - что там Ов сянка или Красноярск! Тут вся страна должна была бы притих нуть, одуматься, а люди, хапав шие без меры, - устыдиться... Но на черствую, как асфальт, землю падает ныне слова. Не писатели, а пастыри, священники - и те жа луются, что слово отлетает от людских душ, как горох от стек ла. «Не хватает сердца» - так на зывалась глава, выкинутая когда- то цензурой из «Цорь-рыбы». Астафьев просил, чтобы на его похоронох не было ни ре чей, ни музыки. Но в прощаль ной морозной тишине что-то еще звучало, кроме людских ша гов и вздохов. Будто не снег скрипел, а скрипки кто-то робко косолся. Полонез ля минор, нозванный автором «Прощание с Родиной», а более известный как полонез Огиньского, - то было первая в жизни Вити Астафьева музыка, он услышал ее восьмилетним мальчишкой у деревенской за возни. Мелодию своего велико го земляка Михола Огиньского играл ссыльный поляк Стася. Играл и не знал, слепой, что ря дом с ним плачет мальчик, рас тирает грязными кулаками слезы по лицу. Когда через несколько лет умрет всем селом любимый Стося-Вося, мальчик положит ему в гроб скрипку и смычок и останется но всю жизнь ранен ным музыкой. Так он напишет потом в «Последнем поклоне»: «Сердце мое.., раненное на всю жизнь музыкой...» Кабы ни сиротство, ни бед ность и война, Астафьев стал бы, возможно, не последним русским композитором или дири жером. Очень любил присказку какого-то знаменитого музыкан та: «Разобьют старую скрипку, останется божественный звук». И восхищенно добовлял: «Вот оно кок!..» В редком его рассказе люди не поют или не слушают тальянку, не преоброжоются под музыку Моцарта, Шопена, Штрауса, Рахманинова... И когда Виктор Петрович склонялся Н О Д бумагой, ему важ но было слышать какую-то внут реннюю мелодию, с которой со образуется чудесным образом и порядок слов, и интонация, и да же сюжет. Когда он терял эту ме лодию, то бросал работу, не на ходил себе место, ток и говорил: «Потерял мелодию...» «...Мелодия стихает, стирает ся во мне, одноко я все еще слы шу голос, назначенный мне, он все еще достигает меня из тем ноты деревенского вечера.., - го лос загаданной мною, единст венной девочки. Теперь-то я зною: самые счастливые игры - недоигранные, самая чистая лю бовь - недолюбленная, самые лучшие песни - недопетые...» Листаю свой красноярский блокнот. «Ехал к Астафьевым че рез весь город, так долго - край света какой-то. Стоял на одной остановке, но другой, пересажи вался. И везде видел трубы, тор чащие из земли, том погреба для картошки. Будто под землю ушел целый народ... Особенно эти зе млянки с трубами поразили у роддома, где я ждал автобуса. Роддом большой, красивый, но, видно, пустой - никто не входит, не выходит, и в окнах никого... После наших деловых разго воров Виктор Петрович садится у телевизора, там мексиканский сериал. Приглашает меня сесть рядом. Сегодня он тих, грустен. Просит кланяться Вологде. «Но все-таки хорошо, что мы пере ехали. Марь Семенно не хотела, но я настоял. Три-четыре роза в жизни надо настоять...» Виктор Петрович невозмутимо смотрит на мексиканцев. Иногда мы мол чим, и это вовсе не тягостно, но я ищу повод откланяться, пора и честь знать. Входит седенькая, светлень кая Марья Семеновна и сразу к окошку: «Где Поля-то? Пора бы..» Поля, внучка, ушла во двор. Тут и я засобирался, вы звался найти и позвоть Полю. Поко Виктор Петрович подпись! вал книги, прикрутил голову ле жавшей на пианино Барби, не могу видеть безголовых кукол. Вышли в коридор. Виктор Пе трович подает руку, я жму, а она - слабая, почти невесомая, я да же испугался. С виду-то он очень еще крепок, только но «брюхо» жалуется. Говорит, в Овсянке бу дет легче... Спускался по лестни це, когда Марья Семеновна ок ликнула: «Пазвани, как добе решься... И Полю, Полю клик ни...» Почтовые ящики почти все на замках висячих, только у Ас тафьевых нет замка. На дворе, возле горки, нашел Полю, бледную, русоволосую девочку. Дед с бабушкой, гово рю, зовут... Поглядела недовер чива, спросила, который час, ох нула и побежала к дому. Во дворах жгут прошлогодние листья. Ветер тянет дым к реке, за которой лесозавод и деревня Овсянка, о выше - токое хоро шее тихое небо...» Дми три й ШЕВАРОВ СЮЖЕТЫ ДОРОГОЙ ПОЛУЧИЛСЯ ДЕЛИКАТЕС Бобо Маня из села Зале сье в одночасье прослави лась на всю округу, растопив печурку тремя тысячами дол ларов. Не из куража, конеч но, а нечаянно. Деньги эти, завернув их в газету, припрятал в сарае за поленницей внук бабы Мани. Парень посчитал это место надежным, поскольку здеш ним коптильным аппоратом давно никто не пользовался. А баба Маня решила вдруг прикоптить рыбки к праздни ку. Газетный сверток бросила на растопку... Теперь со всей округи со седи заходят - взглянуть на печку, в которой сгорели три тысячи долларов. Елена БАТУЕВА. Ярославская область. РАРИТЕТ ЗА ПАЗУХОЙ Прекрасный подарок дон ской консерватории имени Рахманинова сделали сотруд ники Ростовской таможни - они передали музыконтом скрипку, изготовленную в но- чоле XV!!! веко. Этот редкий инструмент был изъят у граж данина Армении в ростов ском аэропорту при попытке вывоза в Ереван без разре шающих документов. Скрипку конфисковали, о позднее пе редали решением суда в пользу государства. Кок считают эксперты и, в частности профессор консер ватории Соломон Куцовский, скрипка изготовлена извест ным голландским ма.стером Якобом Штайнером. «Если принадлежность скрипки это му знаменитому клейму под твердится, то инструмент про сто бесценен, - сказал Куцов ский, - ведь настоящего Штайнера в мире можно пе ресчитать по пальцам...» Знал бы тот контробан- дист, что вез за пазухой! Х а ч и к ХУТЛУБЯН . РОСТОВ-на-ДОНУ. В ЛЕДОВОМ САРКОФАГЕ ЧИТАТЕЛИ «ДВ» ПОМО ГАЮ Т РАЗГАДАТЬ ТА Й Н У АВИАКАТАСТРОФЫ В «ДВ» за 20 ноября 2001 года мы рассказа ли о найденных следах авиакатастрофы, про изошедшей 60 лет назад в горах северного Таджикистана . И получили несколько отзывов от наш их читателей. Два из них мы публикуем в надежде приблизиться к разгадке этой н а ходки . Уважаемая редакция! 18 сентября 1987 года группа туристов тур- клуба имени Н.Гастелло из Уфы, в составе ко торой мне довелось быть, завершая первопро- хождение перевала Уфимских моторостроите лей, в среднем течении ледника Тавастин С. обноружило разбросанные на значительном •пространстве обломки самолета довоенной постройки. Растащенные ледником фрагменты самолета встречоются на протяжении 0,5-1 км вдоль течения, часть из них засыпана морен ным материалом или затянуто льдом. Кабину пилотов мы не видели. Мы зафиксировали не которые наиболее крупные агрегаты, в частности, два У-образных мотора, на одном из них удалось разобрать номер - 023-2048... Еще нашли кожаную перчатку. Обрывки пуле метной ленты. По сделанным нами фотоснимкам и номе рам агрегатов специалистами Уфимского мото ростроительного производственного объедине ния (УМПО) была установлена морка моторов - из семейства М -100 . М -103 и его модифика ция М -103А выпускались в городе Рыбинске предприятием, провопреемником которого яв ляется ныне О А О «УМПО». Они устанавлива лись на 8 типах и модификациях самолетов, в том числе 6 серийных. Эти моторы на Ли-2 не ставились, скорее всего разбившийся самолет относится к семейству двухмоторных скорост ных бомбард|фовщиков СБ-2 конструкции А.Н.Туполева (СБ-2бис, учебно-тренировочный СБ-3) или к их пассажирским вариантам - транспортному, почтовому ПС-41 и транспорт ному ПС-41 бис). Экипаж этих самолетов состо ял из 3 человек. В 1988 году завклубом Лангорского кишлач ного совета Раджобов Ходибой Б. сообщал ном, что авиакатастрофа произошла 12 дека бря 1941 года, самолет перевозил почту. О б ломки самолета были обнаружены пастухами значительно позже, были нойдены и останки одного из членов экипажа - летчика Туркестан ского военного округа Шаповалова Ивоно Пе тровича. В 1989 году наша группа из долины Това- стина С. совершило первопрохождение в доли ну Товостина Ю. через перевал, который на звали «Летчика Шаповалова 14.П.». Это один из самых сложных перевалов Памиро-Алтая. На скалах перевальной седловины на крючьях зокреплено мемориальная табличка и несколь ко фрогментов разбившегося самолета. Токая же табличка установлена в долине Товостина С. на огромной каменной глыбе у слияния за падного и центрального истоков. С у в а ж е н и ем , Вячеслав КИСЕЛЕВ, м астер спорта м еж д у н а р о д н о го класса по спортивном у тур и зм у . По поводу заметки «В ледовом саркофаге» мне хотелось бы сказать следующее. С 1943 г. по август 1944 г. я служил в 9 ле- регоночном авиационном полку с базой в г.Красноярске. Были у меня приятели летчики- бомбардировщики: Федя Пекин, Николай Заря и много других. В августе 1944 г. я убыл из 9- го ПАП и вернулся в Красноярск в июне 1946 г. в 122-ю ОСАЭ (отдельная авиаэскадрилья связи), сформированную на базе 9-го ПАП. Командиром 122-й ОСАЭ был Полтусов, зам.комондира - Кучеров А.А. Когда я интере- соволся своими бывшими сослуживцами, то они мне ответили, что Ф.Пекин и Н.Заря разбились на самолете Ли-2 в горах Средней Азии. Не они ли это? Поисками их в то время никто не занимал ся. Не верю в то, что они пытались улететь из СССР, так кок были настоящими патриотами Советского Союза. Ф е д о р Ю Ш И Н . 302016, г.Орел, ул.Комсомольская, 185, кв. 30. ОТ РЕДАКЦИИ Мы благодарим всех, кто откликнулся на публикацию «В ледовом саркофаге». Ваши свидетельства, верим, помогут установить исти ну. Ждем ответов на запросы, отправленные в Министерство обороны. РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ «ПРОДАЮ С ЛЕГКИМ СЕРДЦЕМ...» МОДНЫЙ Х У Д ОЖ Н И К ВСЕГДА СПОРИТ с ГОГОЛЕМ Петербуржец Андрей Белле - художник, до еще успешный, что для России как-то неприлично. Помните гоголевский «Портрет», по которому выходит, что если творец перестал голодать, на творчестве его смело ставьте крест. Так вот, Белле - автор мод ный, бойко и дорого покулае- мый. На последних двух Арт-Ма- нежах в Москве именно к его картинам - самый стойкий и осоз нанный интерес. Публика прихо дит именно «на Белле»... Может ли модный художник быть свободным от публики и ее прихотей? Но этот (на мой взгляд, риторический) вопрос сам Анд рей отвечает категорически: «Я - человек свободный». Свободный человек в свои 44 весьма состоятелен - большой дом под Питером в излучине Не вы, джипы, снегоходы, подводное плавание в понравившихся угол ках планеты - информация, соб ранная походя из разных источ ников. Расскажи он об этом сом - был бы уже не столь интересен. С первых же минут сложилась конструктивная беседа: прямые, порой, может, даже лобовые воп росы героя не обижали (большой плюс), отвечал он на них по суще ству, улыбаясь - французские гены дают-таки себя знать (прадед Ан дрея пришел в Россию с наполе оновским войском да так и остал ся: влюбился, женился...). - В прошлом году воша «Кол дунья» висела в Арт-Манеже за 15 тысяч долларов. Вы тогда не захотели ее уступить хорошему, знающему человеку. И за сколь ко же она ушла, если не сек рет? - За 40 тысяч. - О, да вы богоч! - Деньги у меня не держатся. Сегодня я богач, завтра бедняк. К тому же у меня_ старенькоя ма ма, три дочки, внучко, две жены, одна, правде, бывшая... Да еще кошка, которая тоже девушка... - Значит, вы не жадный? - (у\ожет, я жадный разгиль дяй? Например, у меня много разных кросивых вещей. В основ ном я люблю предметы, на кото рых лежит печать времени. Ста рые стены, облупившаяся штука турка, старые ковры, утюги, сло ников, которых обычно бывоет 7, а у меня - 700, целое стадо! Обожаю шататься по блошиным рынкам, и делаю это в любой стране. В Ницце на блошином рынке я купил громадный фран цузский топор безумной кросоты. Кованый. Тончайший вначале, за тем лезвие росширяется. Длин нющая дубовая ручка. Очень трепетно вез его в сомолете. По дарил Андрею Макаревичу. - Не жалко было? - Да мне ничего отдовоть не жалко. - В импульсе можете работу подарить? - Вполне. Тут я благодарен Гребенщикову, который через се бя пропустил старую библейскую истину: чем бальше атдашь, тем больше к тебе вернется. Это ста ло кок бы моим знаменем. У ме ня дома вообще нет робот. Они все уходят. И это правильно. Ра боты, как и дети, не должны жить с родителями. Вообще через' Бо риса Гребенщикова мне многое открылось. После армии и Мухин- ки два года отработал в каком-то сонном НИИ (училище окончил кок дизайнер). А Боря хотел, чтоб я был рядом, и работу мне приду мал - ток что у меня в трудовой есть запись: «директор одминист- боты вот уже второй Арт-Манеж. Знало, конечно, что творческая элита к нему неравнодушна: у Ярмольника, Макаревича картин по десять наберется, несколько у Абдулова, у Янковского есть - но это люди интересные в своем творчестве, вряд ли они могут считаться большими знатоками живописи. Мода - большая движущая си ло, но но небольших расстояни ях. Сегодня моден красный мех, запах 5Ь|5е1с1о, еще какой-нибудь каприз... И моден Белле. Почему? Не могу отделаться от мысли, что ч розовые попки под комом за дранных юбок и при этом выра жение бесстрастности, гранича щее с равнодушием, со скукой, и шаловливые перышки но шляпке горшком. Вроде бы все расска зано, и все-таки недосказано главное: кто они, эти женщины, что за образы: кокотка, прекрас ная дома, чей «девичий стон, шелками схваченный...»? Просто « Ш ' ^ Ч К О » ? Г1одошла к независимому ис кусствоведу. «Как тебе?» - «Ком фортное искусство для эстетству ющей публики. Красиво. Линия Андрей Белле в окружении своих картин и галерейщиц. ративного кружка «Аквариум». А потом мы поехали в Америку. И я там понял: сам должен что-то де лать. А умел я только одно: рисо вать. Купил холст, краски, нарисо вал картину, отнес в галерею. Мне заплатили, причем прилично, я даже не ожидал.... - Конечно же, Андрей, я не первоя, кто проводит параллели с Модильяни, Климтом? - Мои любимые художники. Но настоящим кумиром был другой. Михоил Шемякин. Я им восторгал ся до_дрожи. Нас познакомили в Нью-Йорке. Я просто шалел от того, кок он мог провести линию из угла в угол, о затем, отступив от нее буквально но миллиметр, провести абсолютно такую же - так была поставлена рука, такой был глаз! Я учился у него. Сторал- ся думать по-шемякински. Он ко мне относился прохладно: бегает какой-то мальчишка... А потом в печоти даже в фальсификации его работ обвинил: мол, копирует, вы дает за свои, с бандитами свя зан... Бред какой-то. Но я на Ше мякина зло не держу. Теперь собственно о творче стве Белле. Смотрело на его ра- этот рисунок, свободный, легкий и уверенный, видело не только у Модильяни, Климта и Шемякина. У кого-то попроще. Он напоми нает целое нопровление в книж ной графике и анималистике - все такое удлиненно-заковыри стое: длинные польцы-щупальцо, удлиненные скуластые лица, удли ненные азиатские глоза, но уже по другой оси, серь палитры, ко гда фигура почти что сливоется с фоном... Угадываемость, узновае- мость, конечно же, всегда присут ствует в искусстве - как джазовые вариации на тему. Что-то в этих фигурах от Бел ле очень театральное, двойст венное, какая-то откровенность и недоговоренность одновремен но. Художник вроде бы приот крывает театральный занавес, за которым героини с достаточно обнаженными чувствованиями: любавным томлением, неутолен ной стростью, балансирующей на зыбкой грани чувственности и порока, - поэтому они столь при тягательны. Классический набор для соблазнения: черные чулки на подвязках, корсеты, готовые вот-вот пасть с бесплотных тел, фосивая. Живопись красивая. Они ж хотят, чтоб красивое былр рядом... Но не трогает. И потом, ^ слишком пахнет деньгами». Тут, думаю, Андрей маг бы па- спарить, патому что мы с ним го ворили о запахе денег. - Когда я работаю, я не ду маю, чта пишу на продажу. Я пи шу для себя. Порой пишу махом - за сутки. Парой - мучительно. Лкэбой шум меня отвлекает, о я этого страшно не люблю... Но продаю с легким сердцем. И мне 4 все равно кому ее продать. Если человек заплотил за нее деньги - значит ана ему нравится и он ее будет беречь. Кок говорит мой любимый искусствовед Соша Бо ровский, можно хволить художни ка, засыпоть его комплиментами, а можно поругать, а потом дос тать деньги из Кармона и купить роботу... Лично я рада, что живет на свете легкий, удачливый, прият ный во всех отношениях художник с французской фамилией, что он востребован. Ведь чем легче и невесомее ощущение от этого труда, тем тяжелее его суть. Гузель АГИШЕВА . Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентаво «Деловой вторник» Издание зарегисгоировано _ РФ по делам Миииаерсгвом печати, телерадиовещания и средств массовых комм уникаций Рег. ПИ № 7 7 -7 1 6 1 . Распространяется в качестве приложения к тазетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: Н1Тр://шГогт.ас11.ги. Е-та!1: уТогп1к@ас11.ги « Д е л о в о й в т о р н и к » . П е р е п е ч а т к а б е з с о гл а с о в а н и я с р е д а к ц и е й не д о п у с к а е т с я . П р и о б р е т е н и е п р а в © н а п е р е п е ч а т к у и и с п о л ь з о в а н и е м а т е р и а л о в т е л . /ф о к с (095 ) 2 5 7 -3 7 -8 3 . Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15 .00 . По графику в 15 .00 . Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055 , г.Липецк , ул.Московскал , 83 . Общий ти р аж 2 .997 .805 экз. Цена - бесплатно. «Трибунат, «Труд», «Рабочая газета» (Укроина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Шанс» (Германия), «Экспресс» |США-Канада|, «Деловые вести» (Волгоград^, «На смену!» (Екатеринбург), «Архангельск» (Архонгельск), «Вольноя Кубань» (Краснодар), «Северный край» (Ярославль), «Ставропольская правдо» (Стоврополь), «Северныйрабочий»(Северодвинск), «СоветскаяБошкирия-ИэвестияБашкортоаана» (Уфа), «Волжскаякоммуна» (Самаро), «СоветскийСахолин» (Южно-Сахалинск), «Коммуна» (Воронеж), «Северныйкурьер»(Карелия), «Курскаяпровда»(Курск), «Калининградсхояправда»(Калинингрод), «Томбовсхаяжизнь» (Тамбов), «РеспубликоТоторстон» (Козонь), «Тюменсхоя правда» (Тюмень), «Белгородская правда» (Белгород), «Орловская правда» (Орел), «Веаник-Наша Пенза» (Пенза), «Наше время» (Роаов-но-Дону), «Робочий край» (Иваново), «Липецкая газета» (Липецк), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Нижегородские новости» (Н.Новгород^, «Новоаи Югры» (Ханты-Мансийск), «Новое обозрение. Версия» (Омск), «КомсомолецКаспия» (Астрахонь), «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Робочий путь» (Смоленск), «Вятский крой» (Киров), «Брянскийрабочий» (Брянск) «Кузбасс» (Кемерово), «Алтойскояправда» (Барнаул), «Земскоеобозрение» (Саротов), «ПульсАксорайска» (Астрахань), «КЗ-Вседлявас» (Мурманск), «Коммунар» (Тула), «СоветскаяСибирь» (Новосибирск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz