Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
14 декабря 2001 г., № 241 (21619) Ш И П Е Ц К Л Я «/Ж г а з е т а К ПОЛЕМИКА г у МОНАСТЫРИ, НАУЯИЦЕ З аписывайте наш адрес, — диктовал кому-то монах в трубку. — Богородицкий монастырь, улица Карло Маркса... или Коммуны ... — все равно, мы живем на два входа... Ко многим вещам мы привыкли, ко многим притерпелись, какие-то вовсе не вызывают удивления: да ведь так было, кажется, всегда. Вот и обитель стоит, окруженная, зажатая с четырех сторон прелестными на слух всякого безбожника названиями: Коммуны, К. Маркса, Ленина и Крупской. Имя Владимирскому собору, положившему начало городу, дали отцы — основатели монастыря старцы Кирилл и Герасим путем естественным, освятив храм принесенной из Москвы иконой Владимирской Божьей Матери. Новые имена улицам, притекающим к монастырю, дал безымянный человек в красных шароварах, до того же они назывались иначе: Монастырская, Соборная, Ямская и Дворянская. И вот — письмо, которое не могло не появиться. В редакции — копия, оригинал направлен главе администрации и председателю райсовета Задонского района. : Под обращением — несколько десятков подписей прихожан, верующих. ПО МНЕНИЮ ВЕРУЮЩИХ ГДЕЭТАУЛИЦА... О бращаемся к вам с ни жайшей просьбой: рассмотреть вопросы: 1. «О возвращении улицам, прилегающим к Богородиц кому монастырю, названий дореволюционного перио да». 2. «О перемещении па мятника В.И. Ленину за границы г. Задонска». И — мотивировка: «Ре шение этих вопросов затра гивает многие стороны об щественно-нравственной жизни не только жителей Задонска, но и христиан всей России. История за рождения и развития горо да многим обязана право славной Вере, нашим пра- ■дедам разного сословия: мо нашествующим, крестья нам, ямщикам, ремесленни кам, помещикам, полковод цам. Всех их объединяла христианская Вера, и ядром этой Веры со дня основания города был Богородицкий монастырь с его насельни ками. С 1861 года после канонизации Русской Пра вославной Церковью святи теля Тихона Задонскогр го род умножил свою извест ность, превратился в куль турно-религиозный центр Православия и стал имено ваться Русским Иерусали мом. Тысячи паломников стекались (и продолжают стекаться) сюда, к святым мощам Угодника Божиего, получая душевное и теле сное исцеление. Три столе тия монастырь и город раз вивались как единый орга низм. В течение веков по лучали и закрепляли свои названия улицы и площади. После октябрьского пе реворота власть в городе захватили большевики. На чиная с 1917 по 1929 «куч кой людей из ЦК» было организовано планомерное, сознательное осквернение святых мест России. Были вскрыты и осквернены мощи святителя Тихона За донского и многих правед ников Богородицкого мона стыря. А начало этой вак ханалии положил именно Ленин с соратниками по...борьбе ... В течение ко роткого времени авантюри сты от политики разруши ли вековые традиции, нрав ственные устои людей. Марксистско-ленинский дурман в городе, как и во всей России, насаждался штыком и винтовкой. Имен но в это страшное время и были изменены названия улиц и площадей — им дали имена «героев»-разрушите лей, ничего не создавших, но прославивших сами себя. Слава Богу, эти жуткие годы остались позади. Монастырь открыт, в Задонск снова едут изо всех концов России па ломники, туристы. И все вроде бы хорошо. Но верую щих, да и просто всех чест ных (перед своей Историей) граждан мучает совесть. Со весть перед Богом, совесть перед памятью замученных и погибших в годы гонений за Веру. Сколько времени еще будет стоять в центре православного Задонска па мятник Ленину, а улицы — носить имена разрушите лей?.. Просим восстановить историческую справедли вость. Под письмом 57 подписей. ПО МНЕНИЮ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ «ЛГ» СОВМЕШМЛИБЕБЕЛЬСПАМЯТЬЮ ОТИХОНЕЗАДОНСКОМ? : самом деле, местная то- | понимика в минувшем столетии явно тяготела к революционному прошлому. Помимо упомянутых уже цен тральных улиц (с необходи мым дополнением к ним Со ветской, Труда, Свободы, 25 лет Октября) многие другие по лучили имена пламенных ре волюционеров: Урицкого, Во лодарского, Бебеля, коман дармов — Фрунзе, Ворошило ва, Буденного, наркомов — По пова, Семашко, Красина, а также Воротникова (деятель РКП(б) местного значения). Остальные довольствовались хоть и обобщенными, но так же звонкими названиями: Ком мунаров, 50 лет Октября, Ра бочая, Колхозная, Комсомоль ская, Пионерская и т.д. М а ленький город, как большой, спешил попасть в такт с боль шевиками, чтобы «плыть в ре волюцию дальше». Вообще надо признать: для православ ного Задонска такая концент рация одиозных имен соб ственных — историческая не лепица как минимум и бого хульство как максимум, тут ве рующие правы. Если, разуме ется, названия эти интересу ют нас не только как строчки в домовой книге... Конечно, нужно осторож но относиться к старым ба бушкиным сундукам, дедушки ным свиткам и отцовским че моданам. Конечно, это пра вильно и по отношению к име нам, причем не только к тем, что записаны в святцах, но и к тем, что придумали предки для наших площадей и пере улков. Но во всем должен быть смысл, во всем важна мера. Ведь те же слова на фасаде должны для тебя что-то зна чить, что-то говорить, о чем- то напоминать. Но что могут значить для Задонска Урицкий с Володарским? Или Бебель с Либкнехтом? В лучшем слу чае — далекий и невнятный шум революционного прибоя, в худшем — напоминание о на циональной особинке иных ре форматоров прошлого... И в то же время... К теме. Много лет назад, еще работая в районной га зете, я написал о семье Фро ловых из Задонска, о матери двенадцати детей, восемь из которых отняла война. В быв шем Советском Союзе это был второй такой случай (в России теперь единственный), между тем в самом Задонске и в области подвиг матери никак увековечен не был. Га зета предлагала построить на народные деньги памятник и. само собой, переименовать улицу Урицкого (на которой до сих пор стоит домик той се мьи) в честь братьев. Тщетно! Все осталось как есть, и толь ко спустя годы, когда на ок раине образовалась новая улица, власть снизошла и, не напрягаясь, присвоила-таки одноличке имя Фроловых. Вообщ е топоним и ка — дело тонкое, вкусовое. Только зависит оно порой от творче ства чиновничьих масс, норо вящих пометить знакомыми по учебникам именами все захо лустные заборы. Своя же ис тория, что называется, отды хает. Свои же герои — они, вы ходит, для архивов, для тал мудов краеведов? Слава Богу, мы ка к -то удержались в новой эпохе и не дали новым проспектам и остановкам трамваев имен Чубайса и Бурбулиса. Может быть, стоит повременить и с Путиным — вон его и без того «пустили в тираж», ваяют всю ду для потомков. Однако что можно сделать с предложением верующих Задонска? К сожалению, сра з у -п о ч т и ничего. Чтобы сме нить на одной только улице вывески, потребуется перело патить и переделать кучи бу маг в инвентаризационных конторах, паспортных Столах, загсах, в учреждениях и ком мунальных ведомствах. Не го воря уже о соответствующих записях в паспортах и всяких удостоверениях. Вот, подчер кнем еще раз, как въелось старое имя в плоть современ ной жизни, вот с какой осто рожностью надо подходить всякий раз к именам собствен ным, вот почему нельзя допус кать, чтобы иное название рождалось в бедовой голове какого-нибудь тяпкина-ляпки- на. И все-таки письмо не ос тавлено без внимания. Как пояснил мне председатель Задонского райсовета В.Бес- перстых, старые имена уже в 2002 году будут возвращены улицам, о которых пишут ве рующие. Только при этом од новременно останутся и ста рые. Пока останутся, ибо пол ную их замену району не по тянуть. На оформление двой ного наименования предстоит подверстать какие-то статьи бюджета. Что же касается второго предложения о переносе па мятника Ленину, то этот воп рос пока не рассматривался вовсе. Попробуем понять, по чему. Для начала попробуем оценить роль Ленина (полити ка и памятника) в жизни За донска (при этом автор выс казывает собственную точку зрения, прекрасно осознавая, что есть и другая). Итак, роль историческая. Если отложить в сторону ленинское наследие — Советскую власть, 70 лет победоносно шагавшую по всей России, а не только по местным большакам, то в су хом остатке окажется теле грамма Ильича, полученная здешними большевиками в во семнадцатом. Там содержа лась рекомендация, как имен но надо поступать «с кулака ми и снюхавшейся с ними ле воэсеровской сволочью». Те ле гр амм ой гордились все семьдесят лет, каждый школь ник цитировал ее даже спро сонок. А потом про нее сразу забыли. Однако не все задонцы знают еще об одном вкладе вождя в обустройство новой жизни провинциального го родка. В восемнадцатом по личному указанию Ленина в Задонск приезжал «красный оператор» Новицкий, который снимал акт вскрытия христи анской святыни — мощей Ти хона Задонского. Ролик потом долго крутили в кинотеатрах России перед показом филь мов с участием звезды немо го кино Веры Холодной. Даль нейшее закрытие Богородиц кого монастыря (как и всех остальных святынь в России), разграбление его раки, ико ностаса, библиотеки и много го другого было прямым про должением ленинской полити ки и результатом прямых ука заний вождя. И кто бы из нео большевиков ни захотел сей час бросить в меня камень — на кого руку поднял?!— факты признать придется, как и при чину, по которой верующие, мягко говоря, недолюбливают основоположника. Но вернемся к памятнику. Его роли. На этот раз — эсте тической. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что рас корячивший ноги Ильич центр города украшает мало. В ре зультате и площадь, на кото рой стоит Ленин, выглядит ущербной по сути: гулять по ней как-то не гуляется, детиш ки страшатся одной тени ги ганта, сор все время нахаль но лезет из-под бетонных плит, из-за чего коммунальный на род принужден периодически выходить на прополку. В иное время сюда не ступает нога человека. В общем, благода ря символу Октября эта нема ленькая в самом центре тер ритория «не работает». Толь ко раз в году, 22 апреля, к памятнику приходит горстка стариков-коммунистов, но, по стояв часок, расходится. Вы вод: главная административная площадь Задонска и функцио нально делу не служит, при кладного значения не имеет и, похоже, иметь не будет. Весе лит публику и двусмысленная поза Ильича: рукой он указует на...Богородицкий монастырь: верной, мол, дорогой идете, то варищи! В свое время, прежде чем установить памятник, его дол го «вертели» на бюро. Повер нуть с распростертой дланью к почте-телеграфу — так ведь вроде взяли уже в семнадца том, развернуть на запад— за дом о каж е тся к р ай ком у партии, что явно дурное пред знаменование... В общем, глаз все это не ласкает и фотогра фироваться у постамента ту ристов не манит. Так что же — валять? Лично я поддержал бы верующих — перенести извая ние вместе с постаментом куда-нибудь в укромное мес течко (сохранив все-таки эк земпляр для потомков), а на ос вободившуюся площадь запу стить детишек с мороженщи цей. Город, претендующий на статус туристического центра края, от этого бы, право, толь ко выиграл. Но сегодня, боюсь, это невозможно. И дело не только в грозных криках орто доксов — «А ты его ставил, что бы валять?» Нет на то так на зываемой политической воли, да и дозревшего социального заказа, пожалуй, тоже. Памят ник, какой бы косорукий он ни был и что бы он ни олицетво рял, сам уйти, как Командор в «Дон Хуане», не может. Тем более такой — скажем так, неоднозначный и знаковый. Может быть, для подобного решения нужен референдум — процедура, правда, сколь де мократичная, столь и затрат ная. Ясно одно: все эти «го родские украшения» (а памят ники вождям в наших местах олицетворяют прежде всего убожество архитектурной мыс ли) посыплются мигом после того, как само тело Ленина вынесут из Мавзолея (если во обще вынесут). Тут за нами не заржавеет, тут мы будем дей ствовать по-большевистски, когда промедление смерти по добно... Что же касается требова ний верующих, то для них все эти приметы — явные сатанин ские проявления, но чтобы по нять, оценить это, нужно самим быть христианами. Александр КОСЯКИН , обозреватель «Липецкой газеты» . Коллаж Дмитрия ОСИПОВА. ПО МНЕНИЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА НЕБУР ЗАГОНЯТЬ СЕБЯВТУПИК! е .сли публикация не задевает за живое, зачем она? У обозревателя Александра Косякина всегда на ходится тьма оппонентов. Даже в нашей редакции. Он провоцирует как минимум — на раздумье, как мак симум — на спор. Не думаю, однако, что это для журна листа недостаток. Вот и опять, перемешав иронию и пафос, он загово рил о вещах, что какой уже год разводят наших сооте чественников по разные стороны невидимой баррика ды. Повод для его статьи — письмо из Задонска. Веро ятно, подписей под этим посланием могло быть куда больше. Но наверняка не меньше найдется и людей, го товых резко, а то и гневно возразить. Не беру на себя роль третейского судьи. Но как ре дактор стараюсь придерживаться двух принципов. Пер- ' вый: никому не затыкать рот. Второе: не подливать масла в огонь — охотников ссорить и без «Липецкбй газеты» хватает. Совместить эти принципы не менее сложно, чем примирить левых и правых, верующих и атеистов. Но ни тем, ни другим принципом поступиться не могу. У авторов письма и у разделившего в общем и целом их позицию обозревателя «ЛГ» есть безусловная право та и правда. Не очень, однако, понятна мстительная ин тонация, с которой 57 задонцев излагают свое требова ние. Я человек светский, и не мне напоминать им о христианском отношении к врагам, о прощении, мило сердии и незлобивости. Пусть это сделает их исповед ник, коли сочтет нужным. Но как журналист, приучен ный чтить его величество факт, спрошу: неужто, доро гие земляки, революционное поколение только ломало и крушило, ничего не созидая? Выходит, не было на карте мира державы, победившей фашизм, многого дос тигшей в экономике, науке, образовании? Это замечание, понятно, не упраздняет главного воп роса письма: уместны ли в центре Российского Право славия улицы имени воинствующих атеистов? Он зву чит отнюдь не риторически. И подразумевает конкрет ные действия. Но у него имеется и продолжение: что все-таки делать с задонцами, для которых, допустим, имя Ворошилова (кстати, не только «пламенного рево люционера», но и полководца Великой Отечественной войны) не пустой звук? Или с теми, кто ностальгически вспоминает о своем пионерском детстве и комсомольс кой юности? Может, заодно с памятником Ленину их тоже куда-нибудь отселить? Мы большие мастера загонять в тупик самих себя. История сложилась так, как она сложилась. Ее герои, злодеи, палачи, жертвы давно мертвы, а внукам и прав нукам приходится расхлебывать заваренную в первые десятилетия минувшего века кашу. Но мы норовим ее не расхлебывать, а колотить ложками друг друга по лбу. На мой взгляд, сразу и чохом ничего решать нельзя. Ну, касательно Бебеля с Урицким Александр Косякин, полагаю, рассудил вполне основательно. А вот насчет улиц Колхозной и Рабочей... Не уверен, что тут надо спешить со сменой вывесок. Сами эти названия, мне ка жется, не свидетельство революционно-атеистического духа минувшей эпохи, а примета уважения к трудяще муся человеку, крестьянину, рабочему. Сегодня уваже ние к ним не в моде, то ли дело почтительные поклоны в сторону «новых русских». Но разве оно противоречит христианству. Православию? Монастырь на улице Коммуны — звучит, разумеет ся, дико. С этим согласятся и верующие, и отъявленные безбожники. Здесь, у монастыря, и в округе вернуть ста рые названия абсолютно логично и естественно. А во многих других случаях выход пока один: оста вить улицам два имени — дореволюционное и послере волюционное. И не ради экономии средств. Невозможно единым взмахом вычеркнуть из памяти, из судьбы еще живущих людей семьдесят советских лет. Ну и пусть каждый называет свой адрес как ему представляется справедливым. Для одних привычное «советское» имя будет данью прошлому, в котором они видят не только горькие, а и гордые страницы. Для других — знаком былых заблуждений, напоминанием и предостережени ем, вовсе даже не бесполезным. Такова реальность, та кова нынешняя жизнь, и не надо ее насильственно под чинять схемам. К слову: именно так поступили, восстановив прежние и сохранив сравнительно новые названия, в другом ста ринном городе области — Ельце. Там, судя по всему, учли и другое: неразумно, коли вместе с улицами «пла менных революционеров» на волне очередных тоталь ных отречений исчезнут улицы Толстого, Пушкина, Лер монтова, получившие свои названия также при совет ской власти... Если мы не хотим своими максималистскими требо ваниями усилить раздор и противостояние, проявим тер пение и мудрость. Взаимно. По-человечески. По-хрис тиански. По-русски. Чтобы невидимые баррикады не сде лались видимыми, настоящими, когда проблему пере носа или сохранения памятника Ленину примутся об суждать с помощью кулаков и «Калашникова». А Бог за терпение и компромисс не прогневается. Он покарает нас страшнее, чем карал до сих пор, за неспособность услышать друг друга, за неумение сбе речь остатки согласия и взаимопонимания. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ (ВСТАЛИ!ПОДПНУЛИСЬ! НАЧАЛИ!.» С этих слов традиционно начинает репетиции руководитель народного хора ДК елецкого поселка Солидарность Вера ЗОТОВА Сама она уверяет всех, что пристрастие к музыке и песне пе редается с генами. При этом ссы лается на собственный пример. Ее отец не просто обладал певческим даром — был талант лив. Не зря же в молодости его приглашали в Воронежский хор. Да не отпустили родные кормиль ца в концертные края. Вот и оста валось, что показывать свои му зыкальные способности домочад цам — то песню затянет, то чечет ку отобьет, то возьмет в руки ба лалайку... Свое увлечение отец пронес через всю жизнь. Вот в такой семье и выросла Вера. Сколько помнит себя, все гда пела. Подросла — народные инструменты освоила. В школе, училище познала музыкальную грамоту. А затем сама стала пе дагогом и одновременно руково дителем творческих коллективов. Последние годы судьба тес но связала ее с народным хором елецкого поселка Солидарность. Кстати, звание народного коллек тив получил уже при ней. Для вы ступления хор пригласили в Ли пецк, где даже строгое жюри не могло скрыть восхищения само бытностью и мастерством само деятельных артистов. Решение было единодушным — звания на родного достойны. По городским меркам, хор небольшой — чуть больше двад цати человек. — Зато такие голосистые! — хвалит их Вера Зотова. — Через сердце песню пропускают. — И добавляет: — Наш хор может петь на пять голосов! Известно, сельский обыватель ныне пассивный. Не каждый по вечерам, оставив домашние дела и подсобное хозяйство, пойдет за отдохновением души в Дом куль туры. — А это зависит от того, ин тересно ли там людям, — разъяс няет Вера Зотова. На ее репетициях никто не скучает. Сама заводная (так гово рит о себе), Вера Александровна и подопечных настраивает на тот же лад. «Встали! Подтянулись! Начали!»— командует она. (Зовсем как в солдатском строю. — А я по молодости в армии хотела служить, — с улыбкой вспо минает собеседница. — Вот пото му, наверное, и присутствуют у меня такие нотки в голосе. Артисты за это на нее не оби жаются, четко следуют командам хормейстера. А кто же они, эти увлеченные люди? Самые разные: электрик, доярка, учительница, школьницы, студенты... Участвуют в хоре суп руги Демины из знаменитой в районе семейной певческой дина стии, мать и дочь Ефремовы — маленькая Танюшка прославилась на всю область, став лауреатом многих певческих конкурсов; учи тельница Валентина Чурсина... Одна из участниц хора — Галина Перцева — живет сейчас в Курс кой области. Но связи с коллек тивом не порывает. На все важ ные концерты приезжает, да не одна, а с мужем (пусть, говорит, воочию убедится, сколь талантли вы ельчане). В программе хора в основном русские народные песни. Руково дитель уверяет: это то, что ближе всего зрителям, ибо в этих пес нях — душа человеческая. Они очень мелодичны, несут доброту, любовь к родной земле. И так сло во за слово увязаны, что новый текст запоминается без усилий, сразу же. Кстати, разучивают его с голоса. Звучат со сцены протяжные народные песни, свадебные, об рядовые. А теперь хор осваивает и казачьи. Почему на них пал вы бор? В них дух особый, поясняет Зотова, широки, как степи, и воль ны, как сами казаки. Именно этот репертуар подготовил хор к пре стольному празднику— (Михайло вудню, который широко отмечал ся в соседнем селе Архангельс кое. Не так давно певческий кол лектив участвовал в фестивале славянской культуры в Белгороде и был единственным, представ лявшим здесь Липецкую область. Из творческой командировки уча стники хора вернулись одухотво ренными. Такие поездки, по их признанию, очень сближают и вдохновляют. Да и полезно на дру гих посмотреть, сравнить себя с ними, послушать, как и что поют коллеги из соседних регионов. У себя на родине коллектив давно заслужил признание. Ему помогают местные власти, руко водство Дома культуры. Вот и но вые костюмы для них сшили. А взялась за иголку своя портниха. Для каждого наряд изготовила с учетом вкуса, но в русском стиле. А преобладающими цветами выб рали красный, белый, черный и зеленый — исконно по духу и ок ружающему русскому пейзажу деревенский колер. Концерты народного хора рас писаны на месяцы вперед. Недав но он выступал на сцене Липецка вчисле участников гала-концерта Дней культуры области, пригла шены они также на престольный праздник всоседнюю Екатеринов ку, а там — Новый год, рожде ственские гуляния... Так что еще не раз порадует зрителей елецкий хор, по праву заслуживший высокое звание на родного! Елена ЗЛОБИНА. Елецкий район. На снимках: самая юная участница хора Танюшка Еф ремова; по главной улице Ель ца в День города самод ея тельный коллектив из Соли дарности прошествовал с д е сятком песен — это .уже тра диция. Фото Ивана СТЯГОВА. ГИБДД СООБЩАЕТ ДМНЕАЗДА СОДНИМПОГИБШИМ За прошедшую неделю (3—9 декабря) в области зарегистрировано 21 дорожно-транспортное проис шествие. В них погибли 2 человека и 26 получили ра нения. Сразу пять человек получили травмы различной степени тяже сти в результате столкновения двух автобусов (один из них ма логабаритный) 6 декабря на про спекте Победы в Липецке. ДТП произошло по вине водителя ав тобуса «ЛАЗ», который не пропу стил движущийся по главной до роге транспорт и врезался в мик роавтобус, перевозивший пасса жиров. В шести дорожно-транспор тных происшествиях пострадали дети. Так, 8 декабря в шесть ча сов вечера в лебедянском селе Шовское угодил под колеса ВАЗ- 21213 11-летний учащийся мест ной средней школы. Мальчик по пытался перебежать улицу перед близко идущей машиной и попла тился за это. С переломами его госпитализировали. Как оказалось, это была не единственная автоавария в Шов- ском. На следующий день на ав тодороге Лебедянь— пос. Куль тура нашли тело 10-летней де вочки, также ставшей жертвой наезда автомобиля. По предва рительным данным, оба проис шествия на совести одного и того же водителя — 40-летнего П. А вот 13-летняя липчанка Н пострадала, будучи пассажир кой. В автомобиль ВАЗ-21061, в котором она находилась, вреза лись «Жигули» 44-й модели. ДТП произошло 8 декабря в селе Иль ино Липецкого района. Девочку доставили в больницу с ушибом коленного сустава. Александр БОЛЬШАГИН инспектор УГИБДД области лейтенант милиции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz