Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

7 декабря 2001 г., № 237 -238 (21615-21616) ШИПЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а х - » О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛДаИ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 10, 11, 12-й стр.) начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются из средств областного бюджета. Денежные сред­ ства на погашение данного долгового обязательства утверждаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением. 6. Избирательная комиссия области распределяет финансовые средства между всеми окружными избирательными комиссиями, а окружные избирательные комиссии — между участковыми избира­ тельными комиссиями. 7. Председатели избирательных комиссий распоряжаются де­ нежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за целевое использование фи­ нансовых средств, соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представле­ ние финансовых отчетов о расходовании указанных средств в по­ рядке и сроки, которые установлены действующим законодатель­ ством. 8. При проведении выборов депутатов областного Совета поря­ док открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии области, другим избирательным комиссиям, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с главным управлением Цент­ рального банка Российской Федерации по Липецкой области. В со­ ответствии с федеральным законодательством плата за услуги банка по_открытию счетов избирательных комиссий и проведению опера­ ций по счетам не взимается; за пользование денежными средства­ ми, находящимися на указанных счетах, проценты банком не упла­ чиваются. Статья 3 9 . Финансовая отчетность избирательных комис­ сий 1. Участковые избирательные комиссии представляют финансо­ вые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Окружные избирательные комиссии представляют в избира­ тельную комиссию области финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не по­ зднее чем через 45 дней со дня официального опубликования ре­ зультатов выборов. 3. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из областного бюджета для подготовки и проведения выборов, не по­ зднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования пол­ ных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий. Статья 4 0 . Формирование избирательных фондов канди­ датов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после пись­ менного уведомления окружной избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистрирован­ ные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агита­ ции. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер­ жаться на специальных счетах в банке, которые открываются с раз­ решения окружной избирательной комиссии. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчет­ ности по средствам избирательных фондов устанавливается изби­ рательной комиссией области по согласованию с главным управле­ нием Центрального банка Российской Федерации по Липецкой об­ ласти и Липецким отделением Сберегательного банка Российской Федерации. 4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда при­ надлежит кандидату, создавшему этот фонд. Статья 4 1 . Источники формирования избирательных фон­ дов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих денежных средств: средств, выделенных окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; средств, выделенных кандидату избирательным объединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты т^д а , установлен­ ный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кан­ дидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо­ ров, более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата! не может превышать минималь­ ного размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50, раз. 2. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо­ ров, более чем в 5000 раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фон­ ды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли­ цам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования ре­ шения о назначении выборов; ^ е) международным организациям и международным обществен­ ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного само­ управления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организа­ циям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муници­ пальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назна­ чении выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра­ воохранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объедине­ ниям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений; идентификационного но­ мера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципаль­ ной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого \мастия с указанием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 4. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный из­ бирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистри­ рованным кандидатом в доход областного бюджета. Статья 4 2 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдви­ жения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) ин­ формационного и консультационного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юриди­ ческими лицами или гражданами, а также иных расходов, непосред­ ственно связанных с проведением избирательной кампании. Статья 4 3 . Запрет на финансирование избирательной кам ­ пании кандидатов помимо избирательных фондов 1 Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избра­ нию кандидата, только через соответствующий избирательный фонд. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация това­ ров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с вы­ борами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегистри­ рованного кандидата, лиц, им уполномоченных на такое выполнение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответ­ ствующего избирательного фонда. 2 Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно за­ ниженным расценкам выполнять работы, оказывать услуги, реали­ зовывать товары, прямо или косвенно связанные с выборами. 3. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. 4. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения пред­ выборной агитации, осуществления других предвыборных меропри­ ятий по проведению избирательной кампании иные денежные сред­ ства кроме средств, поступивших в их избирательные фонды за сутки до дня голосования. В случае, если кандидат, зарегистриро­ ванный кандидат при сборе подписей или в период проведения пред­ выборной агитации, иных предвыборных мероприятий по проведе­ нию избирательной кампании использовал помимо средств собствен­ ного избирательного фонда и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регист­ рации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после оп™ликования результатов выборов, окружная избиратель­ ная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о призна­ нии избрания кандидата недействительным. Статья 4 4 . Открытость финансирования избирательной кампании кандидатов 1 Банк-держатель счета избирательного фонда кандидата, за­ регистрированного кандидата по требованию избирательной комис­ сии области и окружной избирательной комиссии обязан периоди­ чески предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 2 Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных Фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 3. На основе данных, представленных банками, окружная изби­ рательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходо­ вании средств избирательных фондов. Средства массовой инфор­ мации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указан­ ные сведения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 4 5 . Прекращение финансовых операций со спе ­ циальным избирательным счетом 1. Все финансовые операции со специальным счетом, открытым кандидатом для формирования избирательного фонда, прекраща­ ются за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидата окруж­ ная избирательная комиссия может продлить срок проведения фи­ нансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2. Финансовые операции со специальным счетом, открытым кан­ дидатом, который не был зарегистрирован или регистрация которо­ го была отменена в соответствии с настоящим законом, прекраща­ ются банками по указанию соответствующей окружной избиратель­ ной комиссии. Статья 4 6 . Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обя­ зан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования либо перечисле­ ния. 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по письменному указанию окружной избирательной комиссии в бес­ спорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающую­ ся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на спе­ циальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по ис­ течении 60 дней со дня голосования по письменному указанию из­ бирательной комиссии области банк обязан перечислить в доход областного бюджета. Статья 4 7 . Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представлять в окружную избирательную комиссию отчеты о размерах своего из­ бирательного фонда и источниках его формирования, а также обо всех произведенных затратах в порядке, установленном избиратель­ ной комиссией Липецкой области. Итоговый отчет представляется не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается изби­ рательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются окружной избирательной комиссией средствам массовой информации не по­ зднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее 3 про­ центов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосо­ вании, обязан возвратить соответствующей избирательной комис­ сии средства, перечисленные из областного бюджета в избиратель­ ный фонд зарегистрированного кандидата. Статья 4 8 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денеж­ ных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также для оказания содействия окружным избирательным комиссиям в осуществлении контроля за источни­ ками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов и для проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, при избирательной ко­ миссии области создается контрольно-ревизионная служба с при­ влечением специалистов государственных и иных органов и учреж­ дений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко­ миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести месяцев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обязаннос­ ти с временным освобождением от основной работы, за ними со­ храняются установленные должностные оклады и выплаты по ос­ новному месту работы. ГЛАВА V I II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 49 . Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муни­ ципального образования или главой администрации муниципально­ го образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снаб­ женные письменными принадлежностями, за исключением каран­ дашей . 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия обо­ рудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегист­ рированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должнь[ указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осуж­ ден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государ­ ства, если кандидат был осуаден в соответствии с указанными за­ конодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В слу­ чае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иност­ ранного государства в информационных материалах должно указы­ ваться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные при­ зывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фами­ лии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном окру­ ге, наименования избирательных объединений, избирательных бло­ ков, участвующих в данных выборах. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличен­ ная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установ­ ления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 50 . Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избиратель­ ный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии об­ ласти и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избира­ тельных бюллетеней, изготовленных в установленном настоящим Законом порядке, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей в каждом избирательном округе. 3. Форма избирательного бюллетеня, а также порядок изготов­ ления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготов­ лению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией облас­ ти, а текст избирательного бюллетеня — окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наиме­ нование занимаемой кандидатом выборной должности в органе го­ сударственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отс^ - ствия основного места работы или службы — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каадым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В сл'^ае, если кандидатом в соответ­ ствии со статьей 22 настоящего Закона был зарегистрирован псев­ доним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюлле­ тене. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установ­ ленном порядке не позднее чем за год до дня голосования обще­ ственному объединению и его статус в нем указываются в избира­ тельном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан­ ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непо­ гашенной судимости в избирательном бюллетене должны указы­ ваться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (ста­ тей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании кото­ рой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уго­ ловного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в со­ ответствии с указанными законодательными актами за деяния, при­ знаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Рос­ сийской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного канди­ дата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, граж­ данства иностранного государства в избирательном бюллетене дол­ жно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кан­ дидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки пе­ редает по акту членам избирательной комиссии области, размес­ тившей в соответствии с настоящим Законом заказ на изготовле­ ние избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в ко­ личестве, соответствующем заказу, работники типографии в при­ сутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюллетени по акту окружным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно участко­ вым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуще­ ствляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в окружные избира­ тельные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не по­ зднее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением ок­ ружной избирательной комиссии и не может превышать число из­ бирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи д в ^ членов участковой избиратель­ ной комиссии, которые заверяются печатью участковой избиратель­ ной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 51 . Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования окружные и участковые изби­ рательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой ин­ формации, личным оповещением избирателен или иным способом, а при проведении досрочного голосования — не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен­ ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменя­ ющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель про­ ставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяю­ щего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из­ бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в спе­ циально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении изби­ рательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый изби­ рательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испор­ ченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас­ писаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюл­ летень, вправе воспользоваться для этого помощью другого изби­ рателя, не являющегося членом избирательной комиссии, з^е гис - трированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, наблюда­ телем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избира­ тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответ­ ствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби­ рателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосова­ ния. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно от­ страняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются вос­ препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществле­ нию гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тай­ ну голосования. Решение об этом принимается участковой избира­ тельной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соот­ ветствующие органы с представлением о привлечении отстраненно­ го члена ^настковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной феде­ ральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре­ гистрированных кандидатов, избирательным объединениям, изби­ рательным блокам, выдвинувшим кандидатов, а также организаци­ ям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организа­ ции, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запреща­ ется предпринимать любые действия, направленные на обеспече­ ние доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 52 . Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятель­ ности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего житель­ ства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, на, избирательном участке, на котором он включен в список избирате­ лей, должна быть предоставлена возможность проголосовать дос­ рочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей окружной (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избиратель­ ной комиссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответ­ ствующую избирательную комиссию заявление, в котором указыва­ ет причину досрочного голосования при наличии подтверждающего документа. Данное заявление приобщается к списку досрочно про­ голосовавших избирателей в помещении соответствующей избира­ тельной комиссии в присутствии не менее двух членов этой комис­ сии с правом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установ­ лении итогов голосования и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избира­ тельной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избира­ тельного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются пе­ чатью окружной избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия составляет список проголосовавших избирателей. Участ­ ковая избирательная комиссия продолжает составление поступив­ шего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и зак­ леивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной ко­ миссии, которые заверяются печатью соответствующей избиратель­ ной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хранит­ ся у секретаря соответствующей избирательной комиссии в поме­ щении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова­ ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на­ блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает о количестве избира­ телей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллете­ нями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После это­ го он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну во­ леизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и ^астковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 из­ бирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, из­ влеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателен, проголосовавших досрочно (отдельно — в окружной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увели­ ченную форму протокола об итогах голосования, а в списке избира­ телен против соответствующих фамилий избирателей делается от­ метка «Проголосовал досрочно». Статья 53 . Порядок голосования избирателей вне поме­ щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз­ можность умастия в голосовании избирателям, которые внесены а списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоро­ вья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится толь­ ко в день голосования и только на основании письменного заявле­ ния или устного обращения (в том числе переданного при содей­ ствии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обра­ щение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непосредственно в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистриру­ ет все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии чле­ нов участковой избирательной комиссии с правом решающего голо­ са к избирателю обращение подтверждается письменным заявле­ нием. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосова­ ния, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать не­ обходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования, которое определяется решением окружной избиратель­ ной комиссии. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предваритель;; но опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количе­ ство избирательных бюллетеней установленной формы, заверен­ ную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосо­ вать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосо­ вать вне помещения для голосования, а также необходимые пись­ менные принадлежности для заполнения избирателем избиратель­ ного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляет­ ся с соблюдением требований статьи 51 настоящего Закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель про­ ставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его до­ кумента и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательно­ го бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решаю­ щего голоса, выехавшие по заявлениям избшателей, вправе вы­ дать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявление ям обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Го­ лосовал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосова­ ния вправе присутствовать члены избирательной комиссии с пра­ вом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая из­ бирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной ко­ миссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совеща­ тельного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидата­ ми, избирательными объединениями, избирательными блоками. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирате­ ля, а равно искажения волеизъявления избирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне по­ мещения для голосования, прибыл в помещение участковой изби­ рательной комиссии для голосования после направления к нему чле­ нов комиссии для проведения голосования вне помещения для го­ лосования, соответствующий член участковой избирательной комис­ сии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заяв­ лению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосова­ ния не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюлле­ теней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при про­ ведении голосования вне помещения для голосования. Статья 5 4 . Протокол участковой избирательной комис ­ сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голо­ сования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутству­ ющими членами участковой избирательной комиссии с правом ре­ шающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а! номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участко­ вой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избира­ телям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 ^ в помещении окружной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избира­ телям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избира­ телям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11; число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 — число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 55 настоящего Закона, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиции, содержащихся во всех избира­ тельных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прила­ гаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председа­ теля, секретаря и других членов участковой избирательной комис­ сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 55 . Порядок подсчета голосов избирателей и со ­ ставления протокола об итогах голосования участковыми из­ бирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами ^астковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча­ ния времени голосования и проводится без перерыва до установле­ ния итогов голосования, о которых должны быть извещены все чле­ ны участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участковой из­ бирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего За­ кона, подсчитывают, погашаю-д отрезая левый нижний угол, неис­ пользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от све­ дений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протоко­ ла об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосова­ ния. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а| число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке вдень голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливает­ ся по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи дан­ ных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии, который проставляет эти дан­ ные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избиратель­ ной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель пред­ седателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подпи­ сью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пунк­ те 3 статьи 19 настоящего Закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь уча­ стковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой из­ бирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из кон­ вертов досрочно проголосовавших в помещении окружной избира­ тельной комиссии избирателей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про­ голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой изби­ рательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов! Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в прото­ кол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществ­ ляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Окончание на 14-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz