Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
7 декабря 2001 г., № 237 -238 (21615-21616) ШИПЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а х - » О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛДаИ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 10, 11, 12-й стр.) начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются из средств областного бюджета. Денежные сред ства на погашение данного долгового обязательства утверждаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением. 6. Избирательная комиссия области распределяет финансовые средства между всеми окружными избирательными комиссиями, а окружные избирательные комиссии — между участковыми избира тельными комиссиями. 7. Председатели избирательных комиссий распоряжаются де нежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за целевое использование фи нансовых средств, соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представле ние финансовых отчетов о расходовании указанных средств в по рядке и сроки, которые установлены действующим законодатель ством. 8. При проведении выборов депутатов областного Совета поря док открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии области, другим избирательным комиссиям, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с главным управлением Цент рального банка Российской Федерации по Липецкой области. В со ответствии с федеральным законодательством плата за услуги банка по_открытию счетов избирательных комиссий и проведению опера ций по счетам не взимается; за пользование денежными средства ми, находящимися на указанных счетах, проценты банком не упла чиваются. Статья 3 9 . Финансовая отчетность избирательных комис сий 1. Участковые избирательные комиссии представляют финансо вые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Окружные избирательные комиссии представляют в избира тельную комиссию области финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не по зднее чем через 45 дней со дня официального опубликования ре зультатов выборов. 3. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из областного бюджета для подготовки и проведения выборов, не по зднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования пол ных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий. Статья 4 0 . Формирование избирательных фондов канди датов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после пись менного уведомления окружной избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистрирован ные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агита ции. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер жаться на специальных счетах в банке, которые открываются с раз решения окружной избирательной комиссии. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчет ности по средствам избирательных фондов устанавливается изби рательной комиссией области по согласованию с главным управле нием Центрального банка Российской Федерации по Липецкой об ласти и Липецким отделением Сберегательного банка Российской Федерации. 4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда при надлежит кандидату, создавшему этот фонд. Статья 4 1 . Источники формирования избирательных фон дов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих денежных средств: средств, выделенных окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; средств, выделенных кандидату избирательным объединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты т^д а , установлен ный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кан дидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата! не может превышать минималь ного размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50, раз. 2. Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выбо ров, более чем в 5000 раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фон ды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли цам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования ре шения о назначении выборов; ^ е) международным организациям и международным обществен ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного само управления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организа циям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муници пальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назна чении выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра воохранительным органам; л) благотворительным организациям и религиозным объедине ниям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений; идентификационного но мера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципаль ной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого \мастия с указанием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 4. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный из бирательный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистри рованным кандидатом в доход областного бюджета. Статья 4 2 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдви жения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) ин формационного и консультационного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юриди ческими лицами или гражданами, а также иных расходов, непосред ственно связанных с проведением избирательной кампании. Статья 4 3 . Запрет на финансирование избирательной кам пании кандидатов помимо избирательных фондов 1 Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избра нию кандидата, только через соответствующий избирательный фонд. Запрещается выполнение оплачиваемых работ, реализация това ров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с вы борами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегистри рованного кандидата, лиц, им уполномоченных на такое выполнение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответ ствующего избирательного фонда. 2 Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно за ниженным расценкам выполнять работы, оказывать услуги, реали зовывать товары, прямо или косвенно связанные с выборами. 3. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц. 4. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения пред выборной агитации, осуществления других предвыборных меропри ятий по проведению избирательной кампании иные денежные сред ства кроме средств, поступивших в их избирательные фонды за сутки до дня голосования. В случае, если кандидат, зарегистриро ванный кандидат при сборе подписей или в период проведения пред выборной агитации, иных предвыборных мероприятий по проведе нию избирательной кампании использовал помимо средств собствен ного избирательного фонда и иные денежные средства, окружная избирательная комиссия вправе отменить свое решение о регист рации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после оп™ликования результатов выборов, окружная избиратель ная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о призна нии избрания кандидата недействительным. Статья 4 4 . Открытость финансирования избирательной кампании кандидатов 1 Банк-держатель счета избирательного фонда кандидата, за регистрированного кандидата по требованию избирательной комис сии области и окружной избирательной комиссии обязан периоди чески предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 2 Окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных Фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 3. На основе данных, представленных банками, окружная изби рательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходо вании средств избирательных фондов. Средства массовой инфор мации, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указан ные сведения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 4 5 . Прекращение финансовых операций со спе циальным избирательным счетом 1. Все финансовые операции со специальным счетом, открытым кандидатом для формирования избирательного фонда, прекраща ются за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидата окруж ная избирательная комиссия может продлить срок проведения фи нансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2. Финансовые операции со специальным счетом, открытым кан дидатом, который не был зарегистрирован или регистрация которо го была отменена в соответствии с настоящим законом, прекраща ются банками по указанию соответствующей окружной избиратель ной комиссии. Статья 4 6 . Остатки средств избирательных фондов 1. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обя зан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования либо перечисле ния. 2. По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по письменному указанию окружной избирательной комиссии в бес спорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающую ся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на спе циальном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, по ис течении 60 дней со дня голосования по письменному указанию из бирательной комиссии области банк обязан перечислить в доход областного бюджета. Статья 4 7 . Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представлять в окружную избирательную комиссию отчеты о размерах своего из бирательного фонда и источниках его формирования, а также обо всех произведенных затратах в порядке, установленном избиратель ной комиссией Липецкой области. Итоговый отчет представляется не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается изби рательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются окружной избирательной комиссией средствам массовой информации не по зднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее 3 про центов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосо вании, обязан возвратить соответствующей избирательной комис сии средства, перечисленные из областного бюджета в избиратель ный фонд зарегистрированного кандидата. Статья 4 8 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денеж ных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также для оказания содействия окружным избирательным комиссиям в осуществлении контроля за источни ками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов и для проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, при избирательной ко миссии области создается контрольно-ревизионная служба с при влечением специалистов государственных и иных органов и учреж дений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести месяцев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обязаннос ти с временным освобождением от основной работы, за ними со храняются установленные должностные оклады и выплаты по ос новному месту работы. ГЛАВА V I II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 49 . Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муни ципального образования или главой администрации муниципально го образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снаб женные письменными принадлежностями, за исключением каран дашей . 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия обо рудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегист рированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должнь[ указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осуж ден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государ ства, если кандидат был осуаден в соответствии с указанными за конодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В слу чае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иност ранного государства в информационных материалах должно указы ваться наименование соответствующего иностранного государства. В указанных материалах не должны содержаться агитационные при зывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фами лии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном окру ге, наименования избирательных объединений, избирательных бло ков, участвующих в данных выборах. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличен ная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установ ления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 50 . Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избиратель ный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии об ласти и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число избира тельных бюллетеней, изготовленных в установленном настоящим Законом порядке, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегистрированных избирателей в каждом избирательном округе. 3. Форма избирательного бюллетеня, а также порядок изготов ления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготов лению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией облас ти, а текст избирательного бюллетеня — окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наиме нование занимаемой кандидатом выборной должности в органе го сударственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отс^ - ствия основного места работы или службы — род занятий) каждого зарегистрированного кандидата, наименование занимаемой каадым зарегистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В сл'^ае, если кандидатом в соответ ствии со статьей 22 настоящего Закона был зарегистрирован псев доним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюлле тене. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установ ленном порядке не позднее чем за год до дня голосования обще ственному объединению и его статус в нем указываются в избира тельном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непо гашенной судимости в избирательном бюллетене должны указы ваться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (ста тей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании кото рой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уго ловного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в со ответствии с указанными законодательными актами за деяния, при знаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Рос сийской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного канди дата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, граж данства иностранного государства в избирательном бюллетене дол жно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кан дидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки пе редает по акту членам избирательной комиссии области, размес тившей в соответствии с настоящим Законом заказ на изготовле ние избирательных бюллетеней. После передачи бюллетеней в ко личестве, соответствующем заказу, работники типографии в при сутствии членов избирательной комиссии области, доверенных лиц кандидатов уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюллетени по акту окружным избирательным комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно участко вым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуще ствляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в окружные избира тельные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не по зднее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением ок ружной избирательной комиссии и не может превышать число из бирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи д в ^ членов участковой избиратель ной комиссии, которые заверяются печатью участковой избиратель ной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружных избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидатов, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 51 . Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования окружные и участковые изби рательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой ин формации, личным оповещением избирателен или иным способом, а при проведении досрочного голосования — не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменя ющего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель про ставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяю щего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в спе циально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении изби рательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый изби рательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испор ченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно рас писаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюл летень, вправе воспользоваться для этого помощью другого изби рателя, не являющегося членом избирательной комиссии, з^е гис - трированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, наблюда телем. В таком случае избиратель устно извещает участковую избира тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответ ствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются изби рателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосова ния. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно от страняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются вос препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществле нию гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тай ну голосования. Решение об этом принимается участковой избира тельной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соот ветствующие органы с представлением о привлечении отстраненно го члена ^настковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной феде ральными законами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре гистрированных кандидатов, избирательным объединениям, изби рательным блокам, выдвинувшим кандидатов, а также организаци ям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организа ции, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запреща ется предпринимать любые действия, направленные на обеспече ние доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 52 . Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятель ности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего житель ства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, на, избирательном участке, на котором он включен в список избирате лей, должна быть предоставлена возможность проголосовать дос рочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей окружной (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избиратель ной комиссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответ ствующую избирательную комиссию заявление, в котором указыва ет причину досрочного голосования при наличии подтверждающего документа. Данное заявление приобщается к списку досрочно про голосовавших избирателей в помещении соответствующей избира тельной комиссии в присутствии не менее двух членов этой комис сии с правом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установ лении итогов голосования и определении результатов выборов. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избира тельной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избира тельного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются пе чатью окружной избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия составляет список проголосовавших избирателей. Участ ковая избирательная комиссия продолжает составление поступив шего из окружной избирательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и зак леивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной ко миссии, которые заверяются печатью соответствующей избиратель ной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хранит ся у секретаря соответствующей избирательной комиссии в поме щении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает о количестве избира телей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллете нями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После это го он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну во леизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и ^астковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 из бирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, из влеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии. Число избирателен, проголосовавших досрочно (отдельно — в окружной избирательной комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увели ченную форму протокола об итогах голосования, а в списке избира телен против соответствующих фамилий избирателей делается от метка «Проголосовал досрочно». Статья 53 . Порядок голосования избирателей вне поме щения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз можность умастия в голосовании избирателям, которые внесены а списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоро вья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится толь ко в день голосования и только на основании письменного заявле ния или устного обращения (в том числе переданного при содей ствии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обра щение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непосредственно в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистриру ет все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии чле нов участковой избирательной комиссии с правом решающего голо са к избирателю обращение подтверждается письменным заявле нием. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосова ния, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирателе, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать не обходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голосования, которое определяется решением окружной избиратель ной комиссии. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предваритель;; но опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количе ство избирательных бюллетеней установленной формы, заверен ную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необходимые данные об избирателе и поступившем заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосо вать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосо вать вне помещения для голосования, а также необходимые пись менные принадлежности для заполнения избирателем избиратель ного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляет ся с соблюдением требований статьи 51 настоящего Закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель про ставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его до кумента и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательно го бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решаю щего голоса, выехавшие по заявлениям избшателей, вправе вы дать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявление ям обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Го лосовал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосова ния вправе присутствовать члены избирательной комиссии с пра вом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая из бирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной ко миссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидата ми, избирательными объединениями, избирательными блоками. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав избирате ля, а равно искажения волеизъявления избирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне по мещения для голосования, прибыл в помещение участковой изби рательной комиссии для голосования после направления к нему чле нов комиссии для проведения голосования вне помещения для го лосования, соответствующий член участковой избирательной комис сии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заяв лению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем вне помещения для голосова ния не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюлле теней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при про ведении голосования вне помещения для голосования. Статья 5 4 . Протокол участковой избирательной комис сии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голо сования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутству ющими членами участковой избирательной комиссии с правом ре шающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а! номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участко вой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 ^ в помещении окружной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избира телям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11; число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 — число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 статьи 55 настоящего Закона, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиции, содержащихся во всех избира тельных бюллетенях, включая позицию «Против всех кандидатов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прила гаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председа теля, секретаря и других членов участковой избирательной комис сии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 55 . Порядок подсчета голосов избирателей и со ставления протокола об итогах голосования участковыми из бирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами ^астковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча ния времени голосования и проводится без перерыва до установле ния итогов голосования, о которых должны быть извещены все чле ны участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участковой из бирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 19 настоящего За кона, подсчитывают, погашаю-д отрезая левый нижний угол, неис пользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от све дений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против всех кандидатов»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протоко ла об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосова ния. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а| число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке вдень голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливает ся по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи дан ных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии, который проставляет эти дан ные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избиратель ной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель пред седателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подпи сью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пунк те 3 статьи 19 настоящего Закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь уча стковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а) число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой из бирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из кон вертов досрочно проголосовавших в помещении окружной избира тельной комиссии избирателей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой изби рательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов! Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в прото кол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществ ляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. (Окончание на 14-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz