Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ • / Ж г а ^ ^ е т а 7 декабря 2001 г., № 237 -238 (21615 -21616 ) о ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛ АШ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАаНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ» (Продолжение. Начало на 10, 11-й стр.) комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия выдает упол­ номоченному представителю или кандидату письменное подтверж­ дение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 3. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной избиратель­ ной комиссии для проведения указанной проверки могут создавать­ ся рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, при­ влеченных специалистов. К проверке м о г^ привлекаться члены ни­ жестоящих избирательных комиссий, эксперты. Их заключения мо­ гут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными. 4. Проверке достоверности подписей избирателей могут подле­ жать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия! При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующе­ му избирательному округу, или их представители, представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициати­ ву выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана за- благов^>еменно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Проверке подлежат все подпи­ си на подписных листах, отобранных для проверки. 5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в под­ писных листах, но исключенные (вычеркнутые^ инициаторами выд­ вижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. 6. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколь­ ко подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 7. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию. Опрос проводится членами окружной избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись про­ веряется. 8. Недостоверными подписями считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным пра­ вом в соответствующем избирательном округе, и подписи избира­ телей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостовер­ ной при наличии официальной справки органа внутренних дел; б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кан­ дидата; в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом данных; г) подписи, признанные недействительными на основании пунк­ та 2 статьи 25 настоящего Закона; д) подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц од­ ним лицом или от имени одного лица другим лицом; е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом; ж) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения под­ писи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно из­ бирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы; з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подпи­ си, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна. 9. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей или недостаточ­ ного для регистрации соответствующего кандидата количества дос­ товерных подписей дальнейшая проверка подписей прекращается, и окружная избирательная комиссия отказывает в регистрации кан­ дидата. 10. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, окружные избиратель­ ные комиссии вправе использовать государственную автоматизи­ рованную информационную систему регистрации (учета) избирате­ лей. 1 ! По окончании проверки подписных листов в поддержку каж­ дого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подпи­ сывается руководителем рабочей группы (членом окружной избира­ тельной комиссии с правом решающего голоса) и представляется окружной избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. 12. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соот­ ветствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней, со,дня,поступления подписных листов и иных необходимых для регистрации документов и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 13. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной изби­ рательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответству­ ющим избирательным объединением, избирательным блоком. Кан­ дидат, вьщвинутый избирателями, вправе заявить о своей принад­ лежности не более чем к одному общественному объединению, за­ регистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом обще­ ственном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата. 14. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистриро­ ванных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передают­ ся средствам массовой информации. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному изби­ рательному округу. 15. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная изби­ рательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному пред­ ставителю избирательного объединения, избирательного блока, груп­ пе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию реше­ ния избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть; существенное нарушение установленного федеральными зако­ нами и настоящим Законом порядка сбора подписей; недостаточное количество представленных достоверных подпи­ сей избирателей в поддержку кандидата или превышение установ­ ленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке; недостоверность сведений, представленных кандидатом в соот­ ветствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит су­ щественный характер; существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств; иные основания, предусмотренные действующим законодатель­ ством. 16. В случае, если недостоверность сведении, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Зако­ на и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата, и недостоверность этих сведений носит существенный характер, окружная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регис­ трации соответствующего кандидата, а за 15 — 1 день до дня голо­ сования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата. 17. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования. 18. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один зарегистрированный кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладыва­ ются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действии. 19. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынужда­ ющих к тому обстоятельств снял свою кандидатур либо его регис­ трация была отменена в соответствии с пунктом 7 статьи 37 насто; ящего Закона, все расходы, понесенные в связи с этим окррснои избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. 20 При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем законодательном (представитель­ ном) органе власти не может быть зарегистрирован кандидат, явля­ ющийся депутатом этого органа. ГЛАВА V. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ Статья 2 7 . Равенство зарегистрированных кандидатов Все зарегистрированные кандидаты обладают равными права­ ми и несут равные обязанности, за исключением случаев, установ­ ленных федеральным законом. Статья 2 8 . Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, коман­ дир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня офи­ циального опубликования общих итогов выборов обязаны по заяв­ лению рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы службы в любой день и на любое время в течение этого срока В этом случае окружная избирательная комиссия за счет средств выделенных на подготовку и проведение выборов, выпла­ чивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере, не превышающем трехкратный размер минимальной оп­ латы т|:^да, установленной федеральным законом на день назначе­ ния выборов. Денежная компенсация выплачивается за^>егистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основа­ нии приказа по основному месту его работы или службы о предос­ тавлении неоплачиваемого отпуска. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уво­ лен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах зас­ читывается в общий трудовой стаж по той специальности, по кото- оой он работал до регистрации кандидатом. ^ 4. В соответствии с федеральным законодательством зарегист­ рированный кандидат не может быть привлечен без согласия проку­ рора области к уголовной ответственности, арестован или подверг­ нут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответствен­ ности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 5. Зарегистрированный кандидат вправе назначать доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно окружной избирательной комиссией на основании письменного за­ явления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. 6. Доверенные лица получают от окружной избирательной ко­ миссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятель­ ность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. На указанный в пункте 1 настоящей статьи срок администрация (ра­ ботодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Зарегистршованные кандида­ ты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения. Зарегистрированный кандидат может иметь до 5 доверенных лиц. 7. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса назначившим их зарегистрированным кандидатом. 8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобож­ дается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрирован­ ного кандидата, с момента официального объявления окружной из­ бирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. Статья 2 9 . Обеспечение равного статуса зарегистриро ­ ванных кандидатов ! Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Фе­ деральному закону «Об основах государственной службы Российс­ кой Федерации» и Закону Липецкой области «О государственной службе Липецкой области» государственные должности категории «А», не вправе использовать преимуществ своего должностного по­ ложения. 2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государствен­ ной или муниципальной службе либо работающие в средствах мас­ совой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в окружную избирательную комиссию заверенную копию соответствующего при­ каза (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимуществ своего должностного или слу­ жебного положения. 3. Перечень нарушений принципа равного избирательного пра­ ва, связанных с использованием преимуществ должностного и слу­ жебного положения, установлен пунктом 5 статьи 22 настоящего Закона. 4. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории «А», вправе вести предвыборную агитацию толь­ ко в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании зарегистрирован­ ным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах госу­ дарственных и муниципальных организации, осуществляющих теле— и (или) радиовещание, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона. 5. Журналистам, другим творческим работникам, а также долж­ ностным лицам редакций средств массовой информации, должнос­ тным лицам и творческим работникам государственных организа­ ций, осуществляющих теле— и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 6. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, ус­ тановленных настоящей статьей, является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, реше­ ния о регистрации кандидата. ГЛАВА V I. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ Статья 30 . Право на агитацию 1. Государство обеспечивает гражданам, общественным объе­ динениям, политическим партиям при проведении выборов свобод­ ное проведение агитации в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами ве­ сти агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегис­ трированного кандидата (кандидатов). 3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные ус­ ловия доступа к средствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может осуществляться че­ рез средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дис 1 ^ссий, митингов, демонстрации, шествий), выпуска и распро­ странения агитационных печатных материалов, в иных установлен­ ных законом формах. Зарегистрированный кандидат вправе само­ стоятельно определять форму и характер своей агитации через сред­ ства массовой информации. 5. В агитации при проведении выборов не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, госу­ дарственные органы, органы местного самоуправления, благотво­ рительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, госу­ дарственные и муниципальные служащие, военнослужащие при ис­ полнении ими своих должностных или сл^ебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного по­ ложения, 6. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведе­ ния, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погреш­ ности. Статья 3 1 . Сроки проведения агитации 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­ дидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. 2. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, начинается пос­ ле проведения жеребьевки между зарегистрированными кандидата­ ми с целью распределения эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 3. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, может начи­ наться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между кандидатом и средством массовой информа­ ции. 4. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, в установленном за­ коном порядке сохраняются в день голосования на прежних местах. 5. В течение трех дней до дня толосования, а также в день голо­ сования опубликование в средствах массовой информации резуль­ татов опросов общественного мнения, прогнозов результатов вы­ боров, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 3 2 . Общие условия доступа кандидатов к сред ­ ствам массовой информации 1. Организации, осуществляющие теле— и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печат­ ные издания), учредителями (соучредителями) которых являются го­ сударственные или муниципальные органы, организации, учрежде­ ния и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле— и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами госу­ дарственной власти области или органами местного самоуправле­ ния, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации. 2. Организации, осуществляющие теле— и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным канди­ датам. Оплата зарегистрированным кандидатом эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле— и (или) радиовеща­ ние, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфир­ ного времени и печатной площади исключительно через соответ­ ствующие избирательные фонды. 3. Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией теле— и (или) радиовещания, редакцией периодичес­ кого печатного издания в период, который начинается со дня офици­ ального опубликования решения о назначении выборов депутатов областного Совета депутатов и заканчивается за 75 дней до дня голосования, и представлены с уведомлением о готовности предос­ тавить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь в избирательную комиссию области. Статья 33 . УСЛОВИЯ проведения агитации через электрон­ ные средства массовой информации 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставле­ ние им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осу­ ществляющих теле— и (или) радиовещание, подпадающих под дей­ ствие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона и осуществляющих те­ левизионное вещание и радиовещание на территории, на которой проводятся выборы. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле— и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию, общий объем бесплатного эфирного времени, выделя­ емого каждой организацией, осуществляющей теле— и (или) радио­ вещание для проведения агитации на выборах, должен быть не ме­ нее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время_ вещания составляет менее двух часов, не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами на рав­ ных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом. 2. Не менее одной трети от общего объема бесплатного эфир­ ного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных меро­ приятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного време­ ни все зарегистрированные кандидаты должны быть допущены на равных основаниях. Отказ зарегистрированного кандидата от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого ему в соответ­ ствии с пунктом 3 настоящей статьи. 3. Оставшаяся часть бесплатного эфирного времени, предос­ тавляемого организациями, осуществляющими теле— и (или) ра­ диовещание, указанными в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, в соответствии с результатами жеребьевки, которая проводится в те­ чение четырех дней после завершения регистрации кандидатов, рас­ пределяется в равных долях между зарегистрированными кандида­ тами, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке. 4. В организациях, осуществляющих теле— и (или) радиовеща­ ние, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, учредителя­ ми (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осу­ ществляющей теле— и (или) радиовещание за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной власти об­ ласти, жеребьевку, в результате которой определяются дата и вре­ мя выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зареги­ стрированных кандидатов, проводит избирательная комиссия обла­ сти. В организациях, осуществляющих теле— и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, орга­ низации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществ­ ляющей теле— и (или) радиовещание за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления, же­ ребьевку проводят окружные избирательные комиссии. В жеребьевке участвуют представители соответствующих орга­ низаций, осуществляющих теле— и (или) радиовещание. Порядок проведения жеребьевки устанавливается избиратель­ ной комиссией области, офужной избирательной комиссией. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, ука­ занные в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона. Результаты жере­ бьевки оформляются протоколом. Определенный в результате же­ ребьевки график распределения эфирного времени публикуется в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона. 5. Организации, осуществляющие теле— и (или) радиовещание, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами. Указанное эфирное время должно предос­ тавляться на условиях договора соответствующему кандидату за плату по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезер­ вированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных канди­ датов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, вы­ деляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных мате­ риалов зарегистрированных кандидатов определяются жеребьевкой, проводимой организацией теле— и (или) радиовещания в соответ­ ствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи, на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистри­ рованными кандидатами. 6. Организации, осуществляющие теле— и (или) радиовещание, не подпадающие под действие пункта 1 и выполнившие условия пун­ кта 3 статьи 32 настоящего Закона, обязаны предоставлять эфир­ ное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях в соответствии с заключенным договором. 7. После выполнения условий договора офсфмляются акт вы­ полнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору, с указанием программы теле— и (или) радиовещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. 8. Расходы организаций, осуществляющих теле— и (или) радио­ вещание, связанные с предоставлением зарегистрированным кан­ дидатам, избирательным комиссиям бесплатного эфирного време­ ни, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций. 9. В информационных блоках организаций, осуществляющих теле— и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности. Статья 34 . Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации 1. Редакции педиодических печатных изданий, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, распространяемые на территории области, за исключением редакций периодических печатных изданий (периоди­ ческих печатных изданий), учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщении и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять на равных условиях (размеры предо­ ставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные ус­ ловия) печатные площади для публикации материалов, предостав­ ляемых кандидатами. Общий минимальный объем печатной площа­ ди, который каждая из редакций периодических печатных изданий бесплатно предоставляет зарегистрфованным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема печатной площа­ ди соответствующего издания в период, установленный пунктом 2 статьи 31 настоящего Закона. Общий объем печатной площади, ко­ торый такое периодическое печатное издание бесплатно предостав­ ляет для целей предвыборной агитации, декларируется редакцией данного издания в период, установленный пунктом 3 статьи 32 на­ стоящего Закона. 2. Общий объем бесплатной печатной площади, декларирован­ ный редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами путем деления общего объема бесплатной печатной площади на общее число зарегистри­ рованных кандидатов. Даты бесплатных и платных публикаций пред­ выборных агитационных материалов зарегистрированных кандида­ тов устанавливаются жеребьевкой, проводимой в течение четырех дней после завершения регистрации кандидатов редакцией перио­ дического печатного издания. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии области, окружной избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона. Результаты жеребьевки оформляются про­ токолом. 3. Расходы редакций периодических печатных изданий, связан­ ные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплат­ ной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрыва­ ются за счет текущего бюджетного финансирования этих редакций. 4. Редакции периодических изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона, обязаны резервировать пе­ чатные площади для проведения предвыборной агитации на платной основе зарегистрированным кандидатам. Размер печатных площа­ дей и оплата должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемый для платного предоставления редакцией периодического печатного из­ дания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей ста­ тьи. Печатная площадь предоставляется зарегистрированным кан­ дидатам на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 5. Редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 статьи 32 и выполнившие условия пункта 3 статьи 32 настоящего Закона, обязаны предоставлять платную пе­ чатную площадь зарегистрированным кандидатам только на равных условиях оплаты. 6. Специализированные печатные издания (детские, научные, технические и другие) могут отказаться от публикации агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампа­ нии в какой бы то ни было форме. 7. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция периодического печатного изда­ ния и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистри­ рованным кандидатом (кандидатами), избирательным объединени­ ем, избирательным блоком, а также входящим (входящими) в изби­ рательный блок избирательным объединением (избирательными объединениями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 32 настоящего Закона. 8. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуще­ ствляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопро­ вождаться редакционными комментариями. 9. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда канди­ дата, зарегистрированного кандидата, должна помещаться инфор­ мация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегист­ рированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществ­ лена бесплатно в соответствии с нормами, изложенными в пункте 1 настоящей статьи, и (или) иными нормами о бесплатном предостав­ лении печатной площади для публикации материалов зарегистриро­ ванных кандидатов, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена воз­ можность размещения соответствующей публикации. Статья 35 . Условия проведения агитации посредством про­ ведения массовых мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, пуб­ личных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприя­ тий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и соору­ жений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов ми­ тингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами мест­ ного самоуправления в соответствии с федеральным законодатель­ ством. 3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государ­ ственной или муниципальной собственности, в собственности госу­ дарственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмезд­ но предоставляются в пользование на установленное избиратель­ ной комиссией время для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предос­ тавлено для проведения массовых мероприятий одному из кандида­ тов, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов при проведении массовых мероприятий. 4. При проведении встреч кандидатов с избирателями-военно- служащими за пределами воинской части всем кандидатам обеспе­ чиваются равные условия. Статья 36 . Условия выпуска и распространения агитаци ­ онных печатных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты вправе выпускать агитацион­ ные печатные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать следующую информацию: наименования и адреса организаций (фа­ милии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших дан­ ные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отче­ ство лица), заказавшей изготовление этих материалов, размер ти­ ража и дату выпуска. 3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата. Вместе с данными материалами в окружную избиратель­ ную комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изгото­ вивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распростра­ нение агитационных печатных материалов без согласия в письмен­ ной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов не допускаются. 4. Распространение агитационных печатных материалов с^нару- шением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей ста­ тьи, запрещается. 5. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, 1 «льтурную или архитектурную цен­ ность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. | 6. Глава муниципального образования или глава администрации муниципального образования по предложению окружной избиратель­ ной комиссии обязан не позднее чем за 65 дней до дня выборов на территории каждого избирательного участка выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Заре­ гистрированным кандидатам должны быть обеспечены равные ус­ ловия для размещения агитационных печатных материалов, в част­ ности, выделена равная площадь. 7. Избирательная комиссия, поставленная в известность о рас­ пространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресе­ чению такой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незакон­ ных печатных агитационных материалов. Статья 37 . Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установ­ ленного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускаются зло­ употребления свободой массовой информации: агитация, возбуж­ дающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, про­ паганда войны, а также иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами. 3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам и их доверен­ ным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запре­ щается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за вы­ полнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и агитационную работу), производить воз­ награждение избирателей, осуществляющих указанную организаци­ онную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льгот­ ную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных уело- у ВИЯХ. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители и иные лица и организации при проведении агитации не вправе воздейство­ вать на избирателей обещаниями передачи им (в том числе по ито­ гам голосования) денежных средств, ценных бумаг и других мате­ риальных благ, а также предоставления услуг, иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с действующим законодательством решений органов государственной власти. 4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие отдельных кан­ дидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществив­ ших соответствующее выдвижение, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителя­ ми, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих ор­ ганов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или пр,;Поручению указауных.лиц И;ОрГ|ан151заций,^^д,хрде|,^(1збирательцо0 кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к ины^ физическим и юриДйческим'лицам' б 'прёдлб5йеНи'ями об оказаний материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и орга­ низациям, расположенным на территории избирательного округа. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять бла­ готворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов и доверенных лиц. 5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, за­ регистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являют­ ся указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 и пунктом 9 статьи 34 настоящето Закона. В день, голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допус­ кается. 6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществля­ ющих теле— и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, участвуя в изби­ рательных кампаниях, не вправе допускать обнмодование (опубли­ кование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить; но ' ние в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окон­ чания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегист­ рированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репута­ ции в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществля­ ющих теле— и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, и в периодических печатных изданиях, указан.' ных в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, дос­ тоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осу­ ществляющих теле— и (или) радиовещание, и редакций периодичес­ ких печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, ус­ тановленной федеральным законодательством. 7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом пункта 2 настоящей статьи окружная избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­ рации», вправе обратиться в суд с представлением об отмене реги­ страции кандидата. В случае нарушения зарегистрированным канди­ датом установленных статьями 30—37 настоящего Закона иных пра­ вил проведения предвыборной агитации окружная избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистриро­ ванному кандидату либо обращается в соответствующие правоохра­ нительные и иные органы с представлением о пресечении противо­ правной агитационной деятельности, при этом окружная избиратель­ ная комиссия вправе также отменить решение о регистрации канди­ дата. Соответствующее решение окружной избирательной комиссии передается в средства массовой информации. 8. В соответствии с федеральным законодательством правоох­ ранительные органы обязаны принимать меры по пресечению про­ тивоправной агитационной деятельности, предотвращению изготов­ ления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовите­ лей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамед­ лительно информировать окружную избирательную комиссию о вы- .' явленных фактах и о принятых мерах. 9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле— и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных действующим законодательством правил проведе­ ния агитации соответствующая избирательная комиссия вправе об­ ратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные орга­ ны государственной власти, осуществляющие государственную по­ литику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привле­ чении организации, осуществляющей теле— и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, ус­ тановленной федеральным законодательством. ГЛАВА V II. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 38 . Финансовое обеспечение подготовки и прове­ дения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведе­ нию выборов депутатов областного Совета производятся за счет финансовых средств, выделяемых из областного бюджета. 2. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. 3. Финансовые средства на проведение выборов депутатов об­ ластного Совета поступают в распоряжение избирательной комис­ сии области в десятидневный срок со дня назначения выборов. 4. В случае, если финансовые средства не поступают в распоря­ жение избирательной комиссии области в указанные сроки, соот­ ветствующие расходы оплачиваются за счет кредитов банков, кото­ рые предоставляются этой избирательной комиссии на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии области о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов депутатов областного Совета, с учетом изменения уста­ новленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Администрация области обязана в десятидневный срок со дня обращения избирательной комиссии области дать ей государствен- ную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств включая начисляемые на них проценты. 5. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, (Продолжение на 13-й стр.) ' ■ I ^..А1Т1ИМЧ^1 VI I 114^ 1ЧД11 11.^1 ГI I 1Г1Г1 114.. т зарегистрированному кандидату возможность бесплат- обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъясне-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz