Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

7 декабря 2001 г ., № 237 -238 (21615-21616) у / 11 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАПНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ» (Г^одолжение. Начало на 10-й стр.) ров от основной работы, дополнительная оплата труда может про­ изводиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией об­ ласти. 9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без со­ гласия прокурора области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном по­ рядке. 10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе адми­ нистрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 11. После регистрации окружной избирательной комиссией кан­ дидата данный кандидат вправе назначить в избирательную комис­ сию, зарегистрировавщую кандидата, и в нижестоящие избиратель­ ные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного I голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдви­ нувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию области по одному члену избирательной комиссии с правом .совещательного голоса. 12. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права вьщачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсче­ те избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии^решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответ­ ствующей избирательной комиссии, и права подписывать рещения избирательной комиссии. 13. Член избирательной комиссии как с правом решающего,'так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вно­ сить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответ­ ствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по дан­ ным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетеня­ ми), включая документы и материалы, находящиеся на мащиночита- емых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за ис­ ключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), тре­ бовать заверения этих копий; I вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной ко- г миссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 14. Полномочия членов избирательной комиссии с правом сове­ щательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначивщие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов областного Совета; полномочия ос­ тальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после офици­ ального опубликования результатов выборов. 15. Член избирательной комиссии с правом совещательного го­ лоса в период, на который распространяются его полномочия, обла­ дает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением выборов, в проведении которых прини­ мает ^ а с т и е данная избирательная комиссия. 16. Полномочия члена избирательной комиссии с правом сове­ щательного голоса могут быть прекращены по рещению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и пе­ реданы другому лицу. Статья 18 . Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения избирательной комиссией области, ок­ ружной избирательной комиссией, участковой избирательной комис­ сией избирательных прав граждан, повлекшего признание Централь­ ной избирательной комиссией Российской Федерации, избиратель­ ной комиссией области в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом (в том числе на основании судебно­ го решения), недействительными итогов голосования на соответ­ ствующей территории либо результатов выборов, указанная изби­ рательная комиссия может быть расформирована судом соответ­ ственно подсудности, установленной федеральным законодатель­ ством. 2. Порядок расформирования избирательных комиссий опреде­ ляется федеральным законодательством. 3. Органы государственной власти либо орган местного самоуп­ равления, в полномочия которых входит формирование избиратель­ ной комиссии, обязаны сформировать соответствующую избира­ тельную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 4. Расформирование избирательной :<омиссии :-.'е влечет пре­ кращения полномочий членов соотпетстеующей из6иратель;:ой ко­ миссии с правом совещательного голоса. Статья 19. Гласность в деяте.пьности избирательных ко ­ миссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комис­ сии, а также при осуществлении соответствующей участковой, ок­ ружной избирательной комиссией работы со списками избирате­ лей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голо­ сования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный данной либо выщестоящей избира­ тельной комиссией кандидат или его доверенное лицо. Для присут­ ствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется до­ полнительное разрешение. Соответствующая избирательная комис­ сия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с - указанными избирательными документами. На заседаниях и при осуществлений работы с указанными избирательными документа­ ми также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 32 настоящего закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования ука­ занных средств массовой информации и передаются в иные сред­ ства массовой информации в сроки, установленные федеральным и областным законодательством. 3. В день голосования с момента начала работы участковой из­ бирательной комиссии и до получения сообщения о принятии выше­ стоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосова­ ния, а также при повторном подсчете голосов избирателей на изби­ рательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) на­ блюдатели. 4. В помещение участковой избирательной комиссии, сформи­ рованной на избирательном участке, образованном в больнице, са­ натории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе вре­ менного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в окружных избирательных комиссиях при определении ими резуль­ татов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в пись­ менной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объедине­ нием, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уве­ домление о направлении наблюдателя не требуется. 7 Указанные в пункте 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию в период, ука­ занный в пункте 3 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию — с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указан­ ной работы, 8. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателен; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в пери­ од, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателен вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллете­ ней для голосования; знакомиться с любым заполненным или неза­ полненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов из; бирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования, иных документов в период, ука­ занный в пункте 3 настоящей статьи; , д) обращаться к председателю участковой избирательной ко­ миссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосова- ^^''е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комис­ сии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избира­ тельной комиссии о результатах выборов, изготавливать либо полу­ чать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных докум ^ - тов поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных ими в период, указанный в пункте 3 настоящей ста­ тьи в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии; „ ж) отокаловать в порядке, установленном статьей 63 настояще­ го закона, действия (бездействие) участковой избирательной ко­ миссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избиратель­ ную комиссию или в соответствии с федеральным законодатель- ством повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 9. Наблюдатель не вправе: а выдавать избирателям избирательные бюллетени; б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней; в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюл­ летени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом рещающего голоса подсчете из­ бирательных бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей избира­ тельной комиссией. 10. Представители средств массовой информации вправе зна­ комиться с протоколом участковой избирательной комиссии об ито­ гах голосования, а также с протоколами окружных избирательных комиссий о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных прото­ колов и приложенных к ним документов. По требованию представи­ теля средств массовой информации избирательная комиссия обя­ зана заверить копию протокола об итогах голосования или резуль­ татах выборов. 11. Заверение копий протоколов и иных документов избиратель­ ных комиссий производится председателем или секретарем изби­ рательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись «копия верна», расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии. Статья 2 0 . Полномочия избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия области: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на терри­ тории области; назначает, организует подготов 1 л^ и проведение выборов в слу­ чаях, предусмотренных настоящим Законом; осуществляет контроль за соблюдением законности при подго­ товке и проведении выборов; руководит работой окружных и участковых избирательных ко­ миссий;' регистрирует избирательные блоки; распределяет средства, выделенные из областного бюджета или полученные в порядке предоставления кредита на финансовое обес­ печение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельно­ сти избирательных комиссий на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных средств, а также соблюдение порядка финансирования избирательной кампании; контролирует своевременное опубликование окружными изби­ рательными комиссиями сведений о размерах и источниках образо­ вания избирательных фондов, а также отчетов кандидатов о всех затратах, произведенных за счет этих фондов; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещени­ ями, в том числе для размещения технических комплексов государ­ ственной автоматизированной информационной системы, транспор­ том и связью, рассматривает иные вопросы материально-техничес­ кого обеспечения выборов; образует избирательные округа, определяет схему образования избирательных округов и представляет на утверждение областному Совету; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на всей территории области; обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной агита­ ционной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов; утверждает форму избирательного бюллетеня, порядок изготов­ ления бюллетеней, требования, предъявляемые к их изготовлению, форму списка избирателей и других избирательных документов, ут­ верждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пере­ дачи и хранения избирательных документов; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обес­ печивает их изготовление и снабжение ими окружных и участковых избирательных комиссий; заслушивает сообщения администрации области, органов мест­ ного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связан­ ным с подготовкой и проведением выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (без­ действие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет контроль за соблюдением установленного зако­ ном порядка обработки итогов голосования и определения резуль­ татов выборов; осуществляет контроль за своевременностью опубликования окружными избирательными комиссиями общих данных о результа­ тах выборов и результатов выборов по избирательным округам в средствах массовой информации; устанавливает общие итоги выборов, публикует их в печати, на­ правляет в средства массовой информации, обеспечивает передачу документов, связанных с их подготовкой и проведением, в соответ­ ствующий архив; составляет списки лиц, избранных депутатами областного Со­ вета, и передает эти списки и необходимые документь! в областной Совет; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральны­ ми законами, настоящим Законом. Решения избирательной комиссии области лереда:отоя ,аля опуб­ ликования в средства массовой информации. 2. Окружная избирательная комиссия: осуществляет контроль за исполнением федерального законо­ дательства и настоящего Закона на территории избирательного ок- руководит работой участковых избирательных комиссий, рассмат­ ривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей на основании сведений, представляемых по установ­ ленной форме главой муниципального образования или главой ад­ министрации муниципального образования, командирами соответ­ ствующих воинских частей, и передает их по акту участковым изби­ рательным комиссиям; регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выда­ ет им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты; утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по избирательному округу; распоряжается денежными и материальными средствами, вы­ деленными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу; распределяет средства областного бюджета, выделенные ей на подготовку и проведение выборов, между участковыми избиратель­ ными комиссиями и контролирует их целевое использование; осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; осуществляет своевременное опубликование сведений о разме­ рах и источниках образования избирательных фондов, а также отче­ тов кандидатов обо всех затратах, произведенных за счет этих фон- ’организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; оказывает организационно-техническую помощь участковым из­ бирательным комиссиям в проведении голосования на избиратель­ ных участках; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы их материально-технического обеспечения; устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их в избирательную комиссию области, обеспечивает пе­ редачу в архив документации, связанной с проведением выборов; регистрирует избранного депутата и выдает ему соответствую­ щее удостоверение; организует досрочное голосование избирателей в помещении окружной избирательной комиссии; организует подготовку и проведение выборов депутатов област­ ного Совета вместо выбывших депутатов; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. 3. Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения, номерах телефонов участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от окружной избира­ тельной комиссии в соответствии с установленным порядком взаи­ модействия избирательных комиссии с органами местного самоуп­ равления, организациями и учреждениями, осуществляющими реги­ страцию (учет) избирателей; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке изби­ рателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих из­ менений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избира­ тельных ящиков и другого оборудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрирован­ ных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии; контролирует соблюдение на территории избирательного участ­ ка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на участке голосование в день выборов, а также дос­ рочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Статья 2 1 . Организация деятельности избирательных ко­ миссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется кол­ легиально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установ­ ленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь изби­ рательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Организацию проведения данного заседания осуществляют представители соответствующих органов, сформиро- вавщих эту избирательную комиссию. До избрания председателя избирательной комиссии заседание ведет старейщий по возрасту член комиссии. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председате­ лем или по его поручению заместителем председателя избиратель­ ной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комис­ сии. 6. Заседание окружной, участковой избирательной комиссии яв­ ляется правомочным, если в нем приняло ^астие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Избирательная комиссия по требованию любого члена соот­ ветствующей избирательной комиссии, а также любого присутству­ ющего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 8. Решения избирательной комиссии об избрании председате­ ля, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации канди­ датов, об итогах голосования или о результатах выборов, о призна­ нии выборов несостоявшимися или недействительными, о проведе­ нии повторных выборов, об отмене решения избирательной комис­ сии в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 15 настоящего Закона и пунктами 6, 7 и 8 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­ рендуме граждан Российской Федерации» принимаются на заседа­ нии избирательной комиссии большинством голосов от установлен­ ного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 9. Решения избирательной комиссии по иным вопросам прини­ маются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя избира­ тельной комиссии является решающим. 11. Решения избирательной комиссии подписываются предсе­ дателем и секретарем избирательной комиссии. 12. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать осо­ бое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, от­ ражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председате­ лем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, — незамедлительно. 13. В период подготовки и проведения выборов организации, осуществляющие теле— и (или) радиовещание, указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, безвозмездно предоставляют изби­ рательной комиссии области не менее 15 минут эфирного времени, окружным избирательным комиссиям — не менее 10 минут эфирно­ го времени еженедельно на своих каналах для разъяснения избира­ тельного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов и вопросов избирателей. 14. Указанные в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона редакции периодических печатных изданий в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют избирательной комиссии области не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а окружным избирательным комиссиям — не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади. Избиратель­ ные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяс­ нения избирательного законодательства, информирования избира­ телей о сроках и порядке осуществления необходимых избиратель­ ных действий, кандидатах, зарегистрированных кандидатах, избира­ тельных объединениях, избирательных блоках, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 22 . Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответству­ ющего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Канди­ даты также могут быть выдвинуты избирательными объединения­ ми, избирательными блоками. 2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в кото­ ром указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или служ­ бы — род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наи­ менования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Рос­ сийской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государ­ ства, если кандидат был осухеден в соответствии с указанными за­ конодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, граж­ данство, в том числе гражд.анство иностранного государства с ука­ занием даты и оснований его приобретения, и дается обязатель­ ство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Указанное заявление вместе с письменным уведомлением о начале сбора подписей направляется в окружную избирательную комиссию. Окружная избирательная комиссия обя­ зана выдать инициаторам выдвижения кандидата письменное под­ тверждение получения представленных документов незамедлитель­ но после их представления. В случае если кандидат, зарегистриро­ ванный кандидат использует в своей творческой деятельности псев­ доним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в окружной избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца — любой псевдоним, который он вправе одновре­ менно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации и который одновременно с указанием фа­ милии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых соответствующими избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фа­ милия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном ок­ руге либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом. 3. Период выдвижения кандидатов (сбора подписей) должен со­ ставлять не менее 30 дней. 4. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муници­ пальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 5. Под использованием преимуществ должностного или служеб­ ного положения в настоящем Законе следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служеб­ ной зависимости, иных государственных и муниципальных служа­ щих для осуществления в сл^ебное время деятельности, способ­ ствующей выдвижению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными орга­ нами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функциониро­ вание государственных учреждений или органов местного самоуп­ равления, для проведения сбора подписей и предвыборной агита­ ции; бесплатное или на льготных условиях использование для осу­ ществления деятельности, способствующей выдвижению и (или^ избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распрост­ раняется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответ­ ствии с федеральным законодательством о государственной охра­ не; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государ­ ственными или муниципальными служащими в ходе сл\жебных (оп­ лачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидата­ ми, зарегистрированными кандидатами) к медствам массовой ин­ формации, указанным в пункте 1 статьи 32 настоящего Закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятство­ вать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 2 3 . Выдвижение кандидатов непосредственно и з ­ бирателями Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями прово­ дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным пра­ вом при голосовании за данного кандидата, с письменным уведом­ лением об этом окружных избирательных комиссий, в которых бу­ дет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбо­ ром подписей в поддержку кандидатов. Статья 2 4 . Выдвижение кандид атов избирательными объединениями, избирательными блоками 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. , 2. Выдвижение кандидатов в депутаты областного Совета от общероссийских избирательных объединений осуществляется тай­ ным голосованием на конференциях (собраниях) региональных от­ делений либо на федеральных съездах (конференция)^ указанных объединений. Выдвижение кандидатов от областных избирательных объединений, зарегистрированных в установленном законом поряд­ ке, осуществляется тайным голосованием на их конференциях (со­ браниях). 3. Избирательные блоки образуются избирательными объеди­ нениями. Входящие в избирательный блок избирательные объеди­ нения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избира­ тельные блоки или выступать в качестве самостоятельных избира­ тельных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съездах (конференциях) избирательных объедине­ ний, после чего уполномоченными представителями этих избира­ тельных объединений подписывается совместное решение о созда­ нии избирательного блока. Решение о выдвижении кандидатов из­ бирательным блоком принимается на съезде (конференции) пред­ ставителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избиратель­ ных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии области непосредственно после их обра­ зования. Политическое общественное объединение, являющееся учреди­ телем, членом либо участником другого политического обществен­ ного объединения, выступающего на выборах в качестве избира­ тельного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на выборах депутатов областного Совета в качестве избирательного объединения как са­ мостоятельно выдвигающего кандидата, так и участвующего в обра­ зовании избирательного блока. 4. Наименованием избирательного объединения является наи­ менование, указанное в зарегистрированном уставе соответствую­ щего политического общественного объединения. 5. Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошед­ ших в данный блок. В наименовании избедательного блока не мо­ жет быть использовано наименование общественного объедине­ ния, зарегистрированного в установленном законом порядке и не вощедщего в данный избирательный блок в качестве избиратель­ ного объединения, а также наименование иного ранее зарегистри­ рованного избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с письменного согласия данного физического лица. 6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе пред­ ставить в избирательную комиссию области свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представлять только свою эмблему, зарегистрированную в порядке, установленном федераль­ ным законодательствок^ избирательный блок вправе представлять эмблему любого из избирательных объединений, входящих в дан­ ный избирательный блок, либо иную эмблему, за исключением за­ регистрированных эмблем других общественных объединений, из­ бирательных блоков, выдвинувших кандидатов на данных либо пре­ дыдущих выборах данного либо более высокого уровня. Символика избирательного обмдинения, избирательного блока не должна на­ рушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Россий­ ской Федерации, иного государства. Липецкой области, иных субъек­ тов Российской Федерации, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали. 7. Изменение наименований и символов избирательных объе­ динений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании не допускается. 8. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинув­ шие кандидата, назначают представителей, уполномоченных в соот­ ветствии с настоящим Законом представлять избирательное объе­ динение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с уча­ стием избирательного объединения, избирательного блока в выбо­ рах депутатов областного Совета. Уполномоченные представители назначаются рещением съезда (конференции) или конференции (со­ брания) избирательного объединения или представителей избира­ тельных объединений, вошедших в избирательный блок, либо ре­ шением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией) или конференцией (собранием) избирательного объединения, или пред­ ставителей избирательных объединений, вошедших в избиратель­ ный блок. В решении о назначении уполномоченных представителей указываются фамилии, имена, отчества, дата рюедения, серия, но­ мер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимае-' мая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятии), их полномочия в соответствии с настоящим Законом, номер телефона каждого уполномоченного представителя. К указанному рещению прилагается также письменное согласие каж­ дого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятель­ ность. 9. (^о к полномочий уполномоченных представителей избиратель­ ного объединения, избирательного блока начинается со дня их на­ значения и истекает в момент утраты статуса кандидата, зарегист­ рированного кандидата лицом, выдвинутым кандидатом данным из­ бирательным объединением, избирательным блоком, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Избиратель­ ное объединение, избирательный блок по решению уполномоченно­ го на то органа соответствующего избирательного объединения, избирательного блока вправе в любое время прекратить полномо­ чия уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, письменно известив его об этом и направив соответствующее решение в избирательную комиссию области, 10. Избирательная комиссия области обязана зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отка­ зе в регистрации непосредственно после получения документов о его образовании. 11. В решении о выдвижении кандидата от избирательного объе­ динения, избирательного блока указывается избирательный округ, по которому выдвигается кандидат, данные на этого кандидата и данные на уполномоченных представителей избирательного объе­ динения, избирательного блока. Одновременно с письменным уве­ домлением в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются протокол конференции (собрания) регионального отделения избирательного объединения, областного избирательно­ го объединения либо протокол федерального съезда (конференции) указанного объединения, либо протокол съезда (конференции) пред­ ставителей избирательных объединений, входящих в избиратель­ ный блок, копия свидетельства о регистрации политического обще­ ственного объединения, копия зарегистрированного устава полити­ ческого общественного объединения, заверенные руководителем и печатью объединения, и другие документы, указанные в пункте 2 Статьи 22 настоящего Закона. Статья 25 . Сбор подписей избирателей в поддержку кан­ дидатов 1. В поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно изби­ рателями, избирательными объединениями, избирательными бло­ ками, собираются подписи избирателей по форме, установленной настоящим Законом (приложения № 1, 2). Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять 2 про­ цента от числа избирателей, зарегистрированных на территории из­ бирательного округа в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоя­ щего Закона. Максимальное количество подписей, представляемых для регистрации кандидатов, не должно превышать установленное их число более чем на 15 процентов. 2. Подписи могут собираться только среди избирателей, обла­ дающих активным избирательным правом в том избирательном ок­ руге, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и прин^окдение в процес­ се сбора подписей и вознаграждение избирателен за внесение под­ писей, не допускается. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. В соответствии с федеральным законодательством грубое или неоднократное нарушение этих зап­ ретов может быть основанием для признания окружной избиратель­ ной комиссией либо судом недействительности собранных подпи­ сей и ^ли) отмены регистрации кандидата. 3. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершен­ нолетнему дееспособному гражданину. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подпи­ сей. Оплата данной работы осуществляется только через избира­ тельный фонд кандидата. 4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подпис­ ном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место житель­ ства кандидата, гражданство. При сборе подписей в поддержку кан­ дидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе кроме указанных данных сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) ста­ тьи (статей)^ Уголовного кодекса Российской Федерации, на основа­ нии которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (ста­ тей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уго­ ловного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осуж­ ден в соответствии с указанными законодательными актами за де­ яния, признаваемые преступлением действующим Уголовным ко­ дексом Российской Федерации, В случае наличия у кандидата гражданства иностранного госу­ дарства в подписном листе должно указываться наименование со­ ответствующего иностранного государства. 5. Избиратель ставит подпись и дату ее внесения в подписном листе лично, где он также указывает сведения о себе: фамилию, имя, отчество, год рохедения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи. Ука­ занные сведения об избирателе могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Данные вно­ сятся не иначе как рукописным способом. Подписной лист заверяет своей подписью с проставлением даты ее внесения лицо, собирав­ шее подписи избирателей, с собственноручным указанием своей фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места житель­ ства, серии, номера и даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также кандидат. 6. Каходое изби^)ательное объединение, избирательный блок, группа избирателен, избиратель, выдвинувшие одного и того же каедидата и письменно уведомившие о его выдвижении окружную избирательную комиссию, собирает необходимое количество под­ писей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается сум­ мирование подписей избирателей, собранных разными инициатора­ ми выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата. Статья 2 6 . Регистрация кандидатов 1. Кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регистрируются окружной из­ бирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по избирательному округу. Для регист­ рации кандидатов в окружную избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадле­ жащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшеству­ ющий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае если в соответствии с законодательством Российской Феде­ рации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справ­ ка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве соб­ ственности, представляются по форме, установленной в приложе­ нии № 3 к настоящему Закону. Окружная избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи. 2. Подписные листы и другие необходимые для регистрации кан­ дидатов документы представляются в окружную избирательную ко­ миссию кандидатом или уполномоченным представителем избира­ тельного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования. В последний день указанные документы принимаются до 18 часов местного времени. Подписные листы представляются в окружную избирательную (Продолжение на 12-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz