Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)
1 -* е ШИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а 7 декабря 2001 г., № 237 -238 (21615 -21616 ) ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИЙИДОПОЛНЕНИЙВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАШ «ОВЫБОРАХГЛАВЫАДМИНИСТРАЦИИЛИПЕЦКОЙОБЛАаИ» (Продолжение. Начало на 5 , 6 , 7 -й стр .) ную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Территориальные избирательные комиссии представляют в из бирательную комиссию области финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не по зднее чем через 25 дней со дня голосования. 3. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из об ластного бюджета для подготовки и проведения выборов, не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования полных дан ных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, на осно вании которых определялись результаты выборов главы админист рации области. Статья 3 9 . Формирование избирательных фондов канди датов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письмен ного уведомления избирательной комиссии области о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистрированные кан дидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избира тельных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер жаться на специальных счетах в банке, которые открываются канди датами с разрешения избирательной комиссии области. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетно сти по средствам избирательных фондов устанавливается избира тельной комиссией области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Липецкой области и Липецким отделением Сберегательного банка Российской Федера ции. 4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда при надлежит кандидату, создавшему этот фонд. Статья 4 0 . Источники формирования избирательных фон дов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться только за счет следующих средств: ■ средств, выделенных избирательной комиссией области после ' регистаации кандидата; собственных средств кандидата, которые не могут превышать ми нимальный размер оплаты труда, установленный федеральным зако ном на день назначения выборов, более чем в 100 раз; средств, выделенных кандидату избирательным об'ьединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный фе деральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кан дидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в из бирательный фонд кандидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом надень назначения выборов, более чем в 100 раз. 2. Предельный размер расходования средств избирательного фон да не может превышать минимального размера оплаты труда, уста новленного федеральным законом на день назначения выборов, бо лее чем в ЮООО раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли цам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале пре вышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; е) международным организациям и международным обществен ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного самоуп равления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организа циям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муници пальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначе нии выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра воохранительным, органам;.- .. л) благотворительным организациям и религиозным объедине ниям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений: идентификационного но мера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципаль ной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в ус тавном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указа нием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 4. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не по зднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избира тельный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистрирован ным кандидатом в доход областного бюджета. Статья 4 1 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с про ведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, на правленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) ин формационного и консультационного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юриди ческими лицами или гражданами, а также иных расходов, непосред ственно связанных с проведением избирательной кампании. Статья 4 2 . Запрет на финансирование избирательной кам пании кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата, только через соответствующий избирательный фонд. Зап рещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, ока зание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегистрированного кан дидата, лиц, им уполномоченных на такое выполнение работ, реали зацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего из бирательного фонда. 2. Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно за ниженным расценкам выполнять работы, оказывать услуги, реализо вывать товары, прямо или косвенно связанные с выборами. 3. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение граж данином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выбо ров без привлечения третьих лиц. 4. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается ис пользовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения предвы борной агитации, осуществления других предвыборных мероприя тий по проведению избирательной кампании иные денежные сред ства, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды за сут ки до дня голосования. В случае, если кандидат, зарегистрирован ный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвы борной агитации, иных предвыборных мероприятий по проведению избирательной кампании использовал, помимо средств собственно го избирательного фонда, и иные денежные средства, избиратель ная комиссия области вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия обла сти вправе обратиться в суд с представлением о признании избра ния кандидата недействительным. Статья 43 . Открытость финансирования избирательной кам пании кандидатов 1. Банк-держатель счета избирательного фонда кандидата, заре гистрированного кандидата по требованию избирательной комиссии области обязан периодически предоставлять ей информацию о по ступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 2 Избирательная комиссия области осуществляет контроль за по рядком формирования и расходования средств избирательных фон дов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, 3. На основе данных, представленных банками, избирательная ко миссия области периодически направляет в средства массовой ин формации для опубликования сведения о поступлении и расходова нии средств избирательных фондов. Средства массовой информа ции указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные све дения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 4 4 . Прекр ащ ение финансовых операций со специ альными избирательными счетами 1 Все финансовые операции со специальными счетами, откры тыми для формирования избирательных фондов, прекращаются за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидатов избиратель ная комиссия области может продлить срок проведения финансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2 Финансовые операции со специальными счетами, открытыми кандидатами, которые не были зарегистрированы или регистрация которых была отменена в соответствии с настоящим законом, пре- кращэются банками по указанию изб 1 ^ а т 0 льной комиссии области. Статья 4 5 . Остатки средств избирательных фондов 1 Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обя зан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования либо перечисле- По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по пись менному указанию избирательной комиссии области в бесспорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающуюся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном сче те кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комис сии области банк обязан перечислить в доход областного б|рджета. Статья 4 6 . Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представлять в избирательную комиссию области отчеты о размерах своего изби рательного фонда и источниках его формирования, а также обо всех произведенных затратах в порядке, установленном избирательной ко миссией области. Итоговый отчет представляется не позднее чем че рез 30 дней после опубликования результатов выборов. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается изби рательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются избиратель ной комиссией области средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее 3 про центов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосо вании, обязан возвратить избирательной комиссии области сред ства, перечисленные из областного бюджета в избирательный фонд зарегистрированного кандидата. Статья 4 7 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денеж ных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также для оказания содействия избиратель ной комиссии области в осуществлении контроля за источниками по ступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов и для проверки финансовых отчетов кандида тов, зарегистрированных кандидатов при избирательной комиссии области создается контрольно-ревизионная слуокба с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести месяцев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняют ся установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы. ГЛАВА V I I I . ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 4 8 . Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муници пального образования или главой администрации соответствующе го муниципального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором раз мещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабжен ные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ука занным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех за регистрированных кандидатах. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде комиссия размеща ет также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наи менования избирательных объединений, избирательных блоков, уча ствующих вданных выборах. В случае наличия у зарегистрированно го кандидата неснятой или непогашенной судимости в информаци онных материалах должны указываться номер (номера) и наименова ние (наименования) статьи (статей) Уголовного' кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства (Ьоюза ССР и союзных рес публик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кан дидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уго ловным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у заре гистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для зане сения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения чле нов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 4 9 . Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии облас ти и являются документами строгой отчетности, степень защиты ко торых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной изби рательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных в установленном настоящим законом по рядке, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегис трированных избирателей. 3. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок из готовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к из готовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией об ласти не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллете ня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фа милию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименова ние занимаемой кандидатом выборной должности в органе государ ственной власти или в органе местного самоуправления (при ее на личии), основное место работы или службы (в случае отсутствия ос новного места работы или службы — род занятий) каждого зарегис трированного кандидата, наименование занимаемой каждым заре гистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соответствии со статьей 21 настоящего Закона был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. При надлежность кандидата к зарегистрированному в установленном по рядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объе динению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непога шенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уго ловного кодекса Российской Федерации, на основании которой (ко торых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного ко декса, принятого в соответствии с Основами уголовного законода тельства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые пре- С 17 плением действующим Уголовным кодексом Российской Федера ции. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранно го государства в избирательном бюллетене должно указываться наи менование соответствующего иностранного государства. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех канди датов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки пе редает по акту членам избирательной комиссии области. После пе редачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работни ки типографии в присутствии членов избирательной комиссии обла сти, доверенных лиц кандидатов, уничтожают отбракованные и лиш ние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который под писывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюл летени по акту территориальным избирательным комиссиям, кото рые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно учас тковым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществ ляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в территориальные из бирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту уча стковой избирательной комиссии, определяется решением террито риальной избирательной комиссии, и не может превышать число из бирателей, включенных в списки избирателей по избирательному уча стку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом вер хнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в бюллете нях данные о соответствующих кандидатах. Статья 50 . Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования территориальные и участко вые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личным оповещением избирателей или иным способом, а при проведении досрочного голосования не позднее чем за 5 дней до дня начала голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других из бирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяю щего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель простав ляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или за меняющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер^предъявляемого им паспорта или заменяющего пас порт документа могут быть внесены в список избирателей членом уча стковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Из биратель проверяет правильность произведенной записи и распи сывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кан дидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специ ально оборудованной кабине, ином специально оборудованном мес те, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении изби рательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый изби рательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке Избирателей против фамилии данного избирателя. Испор ченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно распи саться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещаетучастковую избира тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, се рия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказы вающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избира телями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстра няется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятство вать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражда нином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосова ния. Решение об этом принимается участковой избирательной ко миссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участ ковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными зако нами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре гистрированных кандидатов, избирательным объединениям, изби рательным блокам, выдвинувших кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руко водящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается пред принимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для >^астия в голосовании. Статья 5 1 . Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который вдень голосования по уважительной при чине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельнос ти, выполнение государственных и общественных обязанностей, со стояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в ^астковую избирательную комиссию, на изби рательном участке, на котором он включен в список избирателей, дол жна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствую щей территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участко вой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной ко миссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствую щую избирательную комиссию заявление, в котором указывает при чину досрочного голосования при наличии подтверждающего доку мента. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосо вавших избирателей в помещении соответствующей избирательной комиссии в присутствии не менее двух членов этой комиссии с пра вом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении итогов голо сования и определении результатов выборов., .............. . иию... 2. Если избиратель голосует в помещении территориальной из бирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему из бирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверя ются печатью территориальной избирательной комиссии. Террито риальная избирательная комиссия составляет список проголосовав ших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из территориальной избирательной ко миссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим дос рочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и заклеи вается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной ко миссии, котбрые заверяются печатью соответствующей избиратель ной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего дос рочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии, в помеще нии территориальной избирательной комиссии до момента переда чи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в поме щении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает о количестве избира телей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального оз накомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъ явления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стацио- . парный ящик для голосования. В случае, если число досрочно прого лосовавших в помещениях территориальной и участковой избира тельной комиссии избирателей будет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избира тельном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно про голосовавших избирателей, проставляется печать участковой изби рательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно— в тер риториальной избирательной комиссии), перед началом голосова ния вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке из бирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал досрочно». Статья 52 . Порядок голосования избирателей вне помеще ния для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз можность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосо вания. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится толь ко вдень голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности прого лосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сдёлано избирателем в любое время после формирова ния участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непосредственно в день голосо вания. Участковая избирательная комиссия регистрирует все подан ные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и про ставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии чле нов участковой избирательной комиссии с правом решающего голо са к избирателю обращение подтверждается письменным заявлени ем. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по кото рой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирате ле, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать необ ходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голо сования, которое определяется решением вышестоящей избиратель ной комиссий. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюл летени. Голосование вне помещения для голосования проводят не ме нее двух членов участковой избирательной комиссии с правом реша ющего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опе чатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избира тельных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необ ходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обра щении) о предоставлении возможности проголосовать вне помеще ния для голосования, поступившие письменные заявления избирате лей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 50 настоящего Закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности про голосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня вза мен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решакэ- щего голоса, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соот ветствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа из бирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вно сятся в список избирателей членами участковой избирательной ко миссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей гра фе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Голосо вал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе прис^ствовать члены избирательной комиссии с правом со вещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избиратель ная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для прове- » дения голосования членами участковой избирательной комиссии воз- ' можности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного го лоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избиратель ными объединениями, избирательными блоками. Организация го лосования вне помещения для голосования должна исключать воз можность нарушения избирательных прав избирателя, а равно иска жения волеизъявления избирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне по мещения для голосования, прибыл в помещение участковой избира тельной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосова ния, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюлле тень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя и установления факта, что голосо вание указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число вы данных, использованных и возвращенных избирательных бюллете ней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются све дения о членах участковой избирательной комиссии с правом сове- ^ щательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведе-' НИИ голосования вне помещения для голосования. Статья 5 3 . Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голо сования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутству ющими членами участковой избирательной комиссии с правом ре шающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера ч избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участко вой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирате лям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирате лям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избирате лям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в пе реносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в ста ционарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число недействительных'избйрательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12и 13 — число бюллетеней, при знанных недействительнй 1 МИ на осн'бвднйи'пу'нкта'13 статьи 54 насто ящего Закона, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех канди датов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прила гаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председате ля, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в про токол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 54 . Порядок подсчета голосов избирателей и со- '*■ ставления протокола об итогах голосования участковыми и з бирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас но членами участковой избирательной комиссии с правом решающе го голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча ния времени голосования и проводится без перерыва до установле ния итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участковой изби рательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии на блюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользо ванные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреж дение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против всех кандида тов»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллете ней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в строку 5 про токола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей чле ны участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммар ные данные по этой странице: а1 число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном^астке в день голосования (устанавливается по чис лу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участ ковой избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, замести телю председателя или секретарю участковой избирательной комис сии, и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателен председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответ ствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печа тью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 18 настоящего Закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь учас- и тковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а | число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой из бирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из кон вертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной из бирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из бирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой изби рательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношении даннь 1 х, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей ста тьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществля ется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюл летеням членами участковой избирательной комиссии с правом ре шающего голоса. 10. При непосредственном подсчете голосов вправе присутство вать члены участковой избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона. 11. Непосредственный подсчет голосов избирателей производит ся в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом ре шающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избиратель ной комиссии, за исключением председателя (заместителя председа теля) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсче те голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой из бирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. (Окончание на 9 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz