Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

1 -* е ШИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а 7 декабря 2001 г., № 237 -238 (21615 -21616 ) ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИЙИДОПОЛНЕНИЙВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАШ «ОВЫБОРАХГЛАВЫАДМИНИСТРАЦИИЛИПЕЦКОЙОБЛАаИ» (Продолжение. Начало на 5 , 6 , 7 -й стр .) ную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования. 2. Территориальные избирательные комиссии представляют в из­ бирательную комиссию области финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, не по­ зднее чем через 25 дней со дня голосования. 3. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных из об­ ластного бюджета для подготовки и проведения выборов, не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования полных дан­ ных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, на осно­ вании которых определялись результаты выборов главы админист­ рации области. Статья 3 9 . Формирование избирательных фондов канди ­ датов 1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письмен­ ного уведомления избирательной комиссии области о начале сбора подписей в поддержку данных кандидатов. Зарегистрированные кан­ дидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избира­ тельных фондов для финансирования предвыборной агитации. 2. Средства избирательных фондов кандидатов должны содер­ жаться на специальных счетах в банке, которые открываются канди­ датами с разрешения избирательной комиссии области. 3. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетно­ сти по средствам избирательных фондов устанавливается избира­ тельной комиссией области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Липецкой области и Липецким отделением Сберегательного банка Российской Федера­ ции. 4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда при­ надлежит кандидату, создавшему этот фонд. Статья 4 0 . Источники формирования избирательных фон­ дов 1. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться только за счет следующих средств: ■ средств, выделенных избирательной комиссией области после ' регистаации кандидата; собственных средств кандидата, которые не могут превышать ми­ нимальный размер оплаты труда, установленный федеральным зако­ ном на день назначения выборов, более чем в 100 раз; средств, выделенных кандидату избирательным об'ьединением или избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный фе­ деральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер пожертвования гражданина в избирательный фонд кан­ дидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в из­ бирательный фонд кандидата не может превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом надень назначения выборов, более чем в 100 раз. 2. Предельный размер расходования средств избирательного фон­ да не может превышать минимального размера оплаты труда, уста­ новленного федеральным законом на день назначения выборов, бо­ лее чем в ЮООО раз. 3. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов: а) иностранным государствам и иностранным юридическим ли­ цам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) гражданам, не достигшим возраста 18 лет; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале пре­ вышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов; е) международным организациям и международным обществен­ ным движениям; ж) органам государственной власти и органам местного самоуп­ равления; з) государственным и муниципальным учреждениям и организа­ циям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муници­ пальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначе­ нии выборов; к) воинским частям, военным учреждениям и организациям, пра­ воохранительным, органам;.- .. л) благотворительным организациям и религиозным объедине­ ниям и учрежденным ими организациям; м) анонимным жертвователям (для гражданина — без указания любого из следующих сведений: фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения; для юридического лица — без указания любого из следующих сведений: идентификационного но­ мера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии государственной или муниципаль­ ной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, об отсутствии иностранного участия в ус­ тавном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указа­ нием доли этого участия); н) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования. 4. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не по­ зднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избира­ тельный счет должны перечисляться кандидатом, зарегистрирован­ ным кандидатом в доход областного бюджета. Статья 4 1 . Целевое назначение избирательных фондов 1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с про­ ведением избирательной кампании. 2. Средства избирательных фондов могут использоваться на: а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, на­ правленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) ин­ формационного и консультационного характера; в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юриди­ ческими лицами или гражданами, а также иных расходов, непосред­ ственно связанных с проведением избирательной кампании. Статья 4 2 . Запрет на финансирование избирательной кам ­ пании кандидатов помимо избирательных фондов 1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата, только через соответствующий избирательный фонд. Зап­ рещается выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, ока­ зание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без согласия в письменной форме кандидата, зарегистрированного кан­ дидата, лиц, им уполномоченных на такое выполнение работ, реали­ зацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего из­ бирательного фонда. 2. Юридическим лицам, их филиалам, представительствам и иным подразделениям запрещается бесплатно или по необоснованно за­ ниженным расценкам выполнять работы, оказывать услуги, реализо­ вывать товары, прямо или косвенно связанные с выборами. 3. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение граж­ данином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выбо­ ров без привлечения третьих лиц. 4. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается ис­ пользовать для оплаты работ по сбору подписей, ведения предвы­ борной агитации, осуществления других предвыборных мероприя­ тий по проведению избирательной кампании иные денежные сред­ ства, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды за сут­ ки до дня голосования. В случае, если кандидат, зарегистрирован­ ный кандидат при сборе подписей или в период проведения предвы­ борной агитации, иных предвыборных мероприятий по проведению избирательной кампании использовал, помимо средств собственно­ го избирательного фонда, и иные денежные средства, избиратель­ ная комиссия области вправе отменить свое решение о регистрации кандидата. В случае, если указанные нарушения обнаружены после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия обла­ сти вправе обратиться в суд с представлением о признании избра­ ния кандидата недействительным. Статья 43 . Открытость финансирования избирательной кам ­ пании кандидатов 1. Банк-держатель счета избирательного фонда кандидата, заре­ гистрированного кандидата по требованию избирательной комиссии области обязан периодически предоставлять ей информацию о по­ ступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, зарегистрированного кандидата. 2 Избирательная комиссия области осуществляет контроль за по­ рядком формирования и расходования средств избирательных фон­ дов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, 3. На основе данных, представленных банками, избирательная ко­ миссия области периодически направляет в средства массовой ин­ формации для опубликования сведения о поступлении и расходова­ нии средств избирательных фондов. Средства массовой информа­ ции указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона, обязаны за счет средств их текущего финансирования публиковать указанные све­ дения в течение 3 дней с момента их получения. Статья 4 4 . Прекр ащ ение финансовых операций со специ ­ альными избирательными счетами 1 Все финансовые операции со специальными счетами, откры­ тыми для формирования избирательных фондов, прекращаются за сутки до дня голосования. По ходатайству кандидатов избиратель­ ная комиссия области может продлить срок проведения финансовых операций по оплате ранее произведенных расходов. 2 Финансовые операции со специальными счетами, открытыми кандидатами, которые не были зарегистрированы или регистрация которых была отменена в соответствии с настоящим законом, пре- кращэются банками по указанию изб 1 ^ а т 0 льной комиссии области. Статья 4 5 . Остатки средств избирательных фондов 1 Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обя­ зан перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования либо перечисле- По истечении 30 дней со дня голосования банк обязан по пись­ менному указанию избирательной комиссии области в бесспорном порядке перечислить на счет этой комиссии причитающуюся ей долю средств. Другие денежные средства, оставшиеся на специальном сче­ те кандидата, зарегистрированного кандидата, по истечении 60 дней со дня голосования по письменному указанию избирательной комис­ сии области банк обязан перечислить в доход областного б|рджета. Статья 4 6 . Финансовые отчеты кандидатов 1. Кандидат, зарегистрированный кандидат обязан представлять в избирательную комиссию области отчеты о размерах своего изби­ рательного фонда и источниках его формирования, а также обо всех произведенных затратах в порядке, установленном избирательной ко­ миссией области. Итоговый отчет представляется не позднее чем че­ рез 30 дней после опубликования результатов выборов. 2. Форма финансового отчета кандидата устанавливается изби­ рательной комиссией области. 3. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются избиратель­ ной комиссией области средствам массовой информации не позднее 3 дней со дня их поступления. 4. Зарегистрированный кандидат, не избранный по результатам голосования и набравший по результатам голосования менее 3 про­ центов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосо­ вании, обязан возвратить избирательной комиссии области сред­ ства, перечисленные из областного бюджета в избирательный фонд зарегистрированного кандидата. Статья 4 7 . Контрольно-ревизионная служба Для осуществления контроля за целевым расходованием денеж­ ных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также для оказания содействия избиратель­ ной комиссии области в осуществлении контроля за источниками по­ ступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов и для проверки финансовых отчетов кандида­ тов, зарегистрированных кандидатов при избирательной комиссии области создается контрольно-ревизионная слуокба с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной ко­ миссии области не позднее чем через месяц со дня официального опубликования решения о назначении выборов обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не свыше шести месяцев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняют­ ся установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы. ГЛАВА V I I I . ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 4 8 . Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муници­ пального образования или главой администрации соответствующе­ го муниципального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором раз­ мещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабжен­ ные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ука­ занным помещением участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о всех за­ регистрированных кандидатах. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде комиссия размеща­ ет также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наи­ менования избирательных объединений, избирательных блоков, уча­ ствующих вданных выборах. В случае наличия у зарегистрированно­ го кандидата неснятой или непогашенной судимости в информаци­ онных материалах должны указываться номер (номера) и наименова­ ние (наименования) статьи (статей) Уголовного' кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства (Ьоюза ССР и союзных рес­ публик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кан­ дидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уго­ ловным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у заре­ гистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для зане­ сения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения чле­ нов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 4 9 . Избирательный бюллетень 1. Для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии облас­ ти и являются документами строгой отчетности, степень защиты ко­ торых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной изби­ рательной комиссией Российской Федерации. Число избирательных бюллетеней, изготовленных в установленном настоящим законом по­ рядке, не должно превышать более чем на 3 процента число зарегис­ трированных избирателей. 3. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок из­ готовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к из­ готовлению бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией об­ ласти не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллете­ ня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фа­ милию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименова­ ние занимаемой кандидатом выборной должности в органе государ­ ственной власти или в органе местного самоуправления (при ее на­ личии), основное место работы или службы (в случае отсутствия ос­ новного места работы или службы — род занятий) каждого зарегис­ трированного кандидата, наименование занимаемой каждым заре­ гистрированным кандидатом должности, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соответствии со статьей 21 настоящего Закона был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. При­ надлежность кандидата к зарегистрированному в установленном по­ рядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объе­ динению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи дан­ ные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непога­ шенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уго­ ловного кодекса Российской Федерации, на основании которой (ко­ торых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного ко­ декса, принятого в соответствии с Основами уголовного законода­ тельства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые пре- С 17 плением действующим Уголовным кодексом Российской Федера­ ции. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранно­ го государства в избирательном бюллетене должно указываться наи­ менование соответствующего иностранного государства. 6. Справа от указанных в пункте 4 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех канди­ датов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки пе­ редает по акту членам избирательной комиссии области. После пе­ редачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работни­ ки типографии в присутствии членов избирательной комиссии обла­ сти, доверенных лиц кандидатов, уничтожают отбракованные и лиш­ ние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который под­ писывается всеми присутствующими лицами. 9. Избирательная комиссия области передает избирательные бюл­ летени по акту территориальным избирательным комиссиям, кото­ рые передают бюллетени в таком же порядке непосредственно учас­ тковым избирательным комиссиям. 10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществ­ ляющих передачу и получение бюллетеней. 11. Передача избирательных бюллетеней в территориальные из­ бирательные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 4 дня до дня голосования. 12. Число избирательных бюллетеней, передаваемых по акту уча­ стковой избирательной комиссии, определяется решением террито­ риальной избирательной комиссии, и не может превышать число из­ бирателей, включенных в списки избирателей по избирательному уча­ стку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента. 13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом вер­ хнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. 14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в бюллете­ нях данные о соответствующих кандидатах. Статья 50 . Порядок голосования 1. Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с 8 часов до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования территориальные и участко­ вые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, личным оповещением избирателей или иным способом, а при проведении досрочного голосования не позднее чем за 5 дней до дня начала голосования. 3. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других из­ бирателей не допускается. 4. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включен­ ным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяю­ щего его документа. 5. При получении избирательного бюллетеня избиратель простав­ ляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или за ­ меняющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер^предъявляемого им паспорта или заменяющего пас­ порт документа могут быть внесены в список избирателей членом уча­ стковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Из­ биратель проверяет правильность произведенной записи и распи­ сывается. 6. Голосование проводится путем нанесения избирателем в из­ бирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кан­ дидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специ­ ально оборудованной кабине, ином специально оборудованном мес­ те, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель считает, что при заполнении изби­ рательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый изби­ рательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке Избирателей против фамилии данного избирателя. Испор­ ченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно распи­ саться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещаетучастковую избира­ тельную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указывается фамилия, имя, отчество, се­ рия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказы­ вающего помощь избирателю. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избира­ телями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстра­ няется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятство­ вать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражда­ нином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосова­ ния. Решение об этом принимается участковой избирательной ко­ миссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участ­ ковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными зако­ нами. 12. Зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам заре­ гистрированных кандидатов, избирательным объединениям, изби­ рательным блокам, выдвинувших кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руко­ водящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается пред­ принимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для >^астия в голосовании. Статья 5 1 . Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который вдень голосования по уважительной при­ чине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельнос­ ти, выполнение государственных и общественных обязанностей, со­ стояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в ^астковую избирательную комиссию, на изби­ рательном участке, на котором он включен в список избирателей, дол­ жна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствую­ щей территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участко­ вой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной ко­ миссии. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствую­ щую избирательную комиссию заявление, в котором указывает при­ чину досрочного голосования при наличии подтверждающего доку­ мента. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосо­ вавших избирателей в помещении соответствующей избирательной комиссии в присутствии не менее двух членов этой комиссии с пра­ вом решающего голоса. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении итогов голо­ сования и определении результатов выборов., .............. . иию... 2. Если избиратель голосует в помещении территориальной из­ бирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему из­ бирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверя­ ются печатью территориальной избирательной комиссии. Террито­ риальная избирательная комиссия составляет список проголосовав­ ших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из территориальной избирательной ко­ миссии списка избирателей, проголосовавших досрочно. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим дос­ рочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт и заклеи­ вается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной ко­ миссии, котбрые заверяются печатью соответствующей избиратель­ ной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего дос­ рочно. 4. Запечатанный конверт с избирательным бюллетенем хранится у секретаря соответствующей избирательной комиссии, в помеще­ нии территориальной избирательной комиссии до момента переда­ чи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в поме­ щении участковой избирательной комиссии до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официального открытия помещения для голосова­ ния в присутствии членов участковой избирательной комиссии, на­ блюдателей, иных лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает о количестве избира­ телей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального оз­ накомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъ­ явления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стацио- . парный ящик для голосования. В случае, если число досрочно прого­ лосовавших в помещениях территориальной и участковой избира­ тельной комиссии избирателей будет составлять более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избира­ тельном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно про­ голосовавших избирателей, проставляется печать участковой изби­ рательной комиссии. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно— в тер­ риториальной избирательной комиссии), перед началом голосова­ ния вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке из­ бирателей против соответствующих фамилий избирателей делается отметка «Проголосовал досрочно». Статья 52 . Порядок голосования избирателей вне помеще ­ ния для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить воз­ можность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосо­ вания. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится толь­ ко вдень голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности прого­ лосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сдёлано избирателем в любое время после формирова­ ния участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования непосредственно в день голосо­ вания. Участковая избирательная комиссия регистрирует все подан­ ные заявления (обращения) в специальном реестре. 3. При регистрации устного обращения в реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его поступления и про­ ставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии чле­ нов участковой избирательной комиссии с правом решающего голо­ са к избирателю обращение подтверждается письменным заявлени­ ем. 4. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по кото­ рой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также в заявление должны быть внесены те же данные об избирате­ ле, которые содержатся в списке избирателей. 5. Участковая избирательная комиссия должна располагать необ­ ходимым количеством, но не более трех переносных ящиков для голо­ сования, которое определяется решением вышестоящей избиратель­ ной комиссий. 6. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (обращениям), получают под роспись избирательные бюл­ летени. Голосование вне помещения для голосования проводят не ме­ нее двух членов участковой избирательной комиссии с правом реша­ ющего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опе­ чатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избира­ тельных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащую необ­ ходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (обра­ щении) о предоставлении возможности проголосовать вне помеще­ ния для голосования, поступившие письменные заявления избирате­ лей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. 7. Голосование вне помещения для голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 50 настоящего Закона. 8. На письменном заявлении о предоставлении возможности про­ голосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. Члены комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня вза­ мен испорченного. 9. Члены участковой избирательной комиссии с правом решакэ- щего голоса, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соот­ ветствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа из­ бирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вно­ сятся в список избирателей членами участковой избирательной ко­ миссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей гра­ фе (графах) списка избирателей делается особая отметка «Голосо­ вал вне помещения для голосования». 11. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе прис^ствовать члены избирательной комиссии с правом со­ вещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избиратель­ ная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для прове- » дения голосования членами участковой избирательной комиссии воз- ' можности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного го­ лоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избиратель­ ными объединениями, избирательными блоками. Организация го­ лосования вне помещения для голосования должна исключать воз­ можность нарушения избирательных прав избирателя, а равно иска­ жения волеизъявления избирателя. 12. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне по­ мещения для голосования, прибыл в помещение участковой избира­ тельной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосова­ ния, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюлле­ тень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя и установления факта, что голосо­ вание указанным избирателем вне помещения для голосования не производилось. 13. Число письменных заявлений избирателей, а также число вы­ данных, использованных и возвращенных избирательных бюллете­ ней отмечается в отдельном акте, в котором также указываются све­ дения о членах участковой избирательной комиссии с правом сове- ^ щательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведе-' НИИ голосования вне помещения для голосования. Статья 5 3 . Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голо­ сования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутству­ ющими членами участковой избирательной комиссии с правом ре­ шающего голоса. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера ч избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, внесенных в список; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участко­ вой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирате­ лям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной избирательной комиссии; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирате­ лям на избирательном участке в день голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, выданных избирате­ лям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в пе­ реносных ящиках для голосования; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в ста­ ционарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных избирательных бюллетеней; строка 11: число недействительных'избйрательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12и 13 — число бюллетеней, при­ знанных недействительнй 1 МИ на осн'бвднйи'пу'нкта'13 статьи 54 насто­ ящего Закона, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая позицию «Против всех канди­ датов»; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прила­ гаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председате­ ля, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в про­ токол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 54 . Порядок подсчета голосов избирателей и со- '*■ ставления протокола об итогах голосования участковыми и з ­ бирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и глас­ но членами участковой избирательной комиссии с правом решающе­ го голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча­ ния времени голосования и проводится без перерыва до установле­ ния итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. После окончания времени голосования члены участковой изби­ рательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии на­ блюдателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользо­ ванные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреж­ дение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки «Против всех кандида­ тов»), затем оглашают и заносят число неиспользованных бюллете­ ней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, в строку 5 про­ токола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования. 4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей чле­ ны участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммар­ ные данные по этой странице: а1 число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном^астке в день голосования (устанавливается по чис­ лу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про­ голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); г) число досрочно проголосовавших избирателей. 5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участ­ ковой избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, замести­ телю председателя или секретарю участковой избирательной комис­ сии, и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателен председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответ­ ствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печа­ тью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 18 настоящего Закона. 6. Председатель, заместитель председателя или секретарь учас- и тковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму: а | число избирателей, внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой из­ бирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из кон­ вертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной из­ бирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят). 7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­ бирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, про­ голосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей). 8. После этого председателем или секретарем участковой изби­ рательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношении даннь 1 х, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей ста­ тьи. 9. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществля­ ется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюл­ летеням членами участковой избирательной комиссии с правом ре­ шающего голоса. 10. При непосредственном подсчете голосов вправе присутство­ вать члены участковой избирательной комиссии с правом совеща­ тельного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона. 11. Непосредственный подсчет голосов избирателей производит­ ся в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом ре­ шающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избиратель­ ной комиссии, за исключением председателя (заместителя председа­ теля) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсче­ те голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой из­ бирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. (Окончание на 9 -й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz