Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2001 г. (г. Липецк)

ТЖИПЕЦКЛЯ 1«^Ж г а з е т а 7 декабря 2001 г., № 237 -238 (21615 -21616 ) ОВНЕСЕНИИИЗМЕНЕНИЙИДОПОЛНЕНИЙВЗАКОНЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ «ОВЫБОРАХГЛАВЫАДМИНИОРАЦИИЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ» (Продолжение. Начало на 5 -й стр .) избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голо­ сования, результатах выборов, права участия в голосовании при при­ нятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответству­ ющей избирательной комиссии, и права подписывать решения из­ бирательной комиссии. 13. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей из­ бирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вно­ сить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответ­ ствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по дан­ ным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комис­ сий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заве­ рения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной ко­ миссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 14. Полномочия членов избирательной комиссии с правом сове­ щательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на сле­ дующих выборах главы администрации области; полномочия осталь­ ных членов избирательной комиссии с правом совещательного голо­ са прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. 15. Член избирательной комиссии с правом совещательного го­ лоса в период, на который распространяются его полномочия, обла­ дает установленными настоящей статьей правами, связанными с под- готсвкой и проведением всех выборов, в проведении которых прини- . мает участие данная избирательная комиссия. 16. Полномочия члена избирательной комиссии с правом сове­ щательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и пе­ реданы другому лицу. Статья 17 . Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения избирательной комиссией области, тер­ риториальной избирательной комиссией, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание Цен­ тральной избирательной комиссией Российской Федерации, изби­ рательной комиссией области в порядке, установленном федераль­ ными законами и настоящим Законом (в том числе на основании су­ дебного решения), недействительными итогов голосования на соот­ ветствующей территории либо результатов выборов, указанная из­ бирательная комиссия может быть расформирована судом соответ­ ственно подсудности, установленной федеральным законодатель­ ством. 2. Порядок расформирования избирательных комиссий опреде­ ляется федеральным законодательством. 3. Органы государственной власти либо орган местного самоуп­ равления, в полномочия которых входит формирование избиратель­ ной комиссии, обязаны сформировать соответствующую избиратель­ ную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 4. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекра­ щение полномочий членов соответствующей избирательной комис­ сии с правом совещательного голоса. Статья 18 . Гласность в деятельности избирательных ко ­ миссий 1. На всех заседаниях соответствующей избирательной комис­ сии, а также при осуществлении соответствующей территориальной, участковой избирательной комиссии работы со списками избирате­ лей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосо­ вания вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с ука­ занными избирательными документами указанным лицам не требу­ ется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободно­ го доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами также вправе присутствовать представители средств массовой ин­ формации. ' >.Ы.оНЬЛ ■и „ .. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования ука­ занных средств массовой информации и передаются в иные сред­ ства массовой информации в сроки, установленные федеральным и областным законодательством. 3. В день голосования с момента начала работы участковой изби­ рательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышесто­ ящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избиратель­ ных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств мас­ совой информации, иностранные (международные) наблюдатели. 4. В помещение участковой избирательной комиссии, сформиро­ ванной на избирательном участке, образованном в больнице, санато­ рии, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избира­ тельном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избира­ тельной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать также в территориальных избирательных комиссиях и в избиратель­ ной комиссии области при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих про­ токолов об итогах голосования, результатах выборов, а также при по­ вторном подсчете голосов избирателей. 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостовмены в пись­ менной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединени­ ем, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведом­ ление о направлении наблюдателя не требуется. 7. Указанные в пункте 6 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию в период, ука­ занный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную избиратель­ ную комиссию — с начала работы по составлению протокола об ито­ гах голосования на соответствующей территории до окончания ука­ занной работы. 8. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка вдень голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом го­ лосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в ус­ ловиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незапол­ ненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирате­ лей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протоко­ ла об итогах голосования, иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой избирательной комис­ сии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предло­ жениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколом участковой избирательной комис­ сии об итогах голосования, а также с протоколами иных избиратель­ ных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изго­ тавливать либо получать от соответствующей избирательной комис­ сии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избиратель­ ные комиссии либо составленных ими в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, голосовании. По тр« обязана выдать или заверить указанные копии; ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 62 настоящего Закона действия (бездействие) участковой избирательной комис­ сии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в соответствии с федеральным законодательством в ^ ^ 'з ) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 9. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям избирательные бюллетени; б) расписываться за избирателя по его просьбе в получении из­ бирательных бюллетеней; в) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные оюл- ^^^г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете из­ бирательных бюллетеней; - « е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; ж) вести агитацию среди избирателен; _ з) участвовать в принятии решении соответствующей избира­ тельной комиссией. 10 Представители средств массовой информации вправе знако­ миться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссии об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указан­ ных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию пред­ , в том числе списка лиц, присутствовавших при / I . ебованию наблюдателя избирательная комиссия ставителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана завмить копию протокола об итогах голосования или ре­ зультатах выборов. 11. Заверение копий протоколов и иных документов избиратель­ ных комиссий производится председателем или секретарем изби­ рательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна", расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии. Статья 19. Полномочия избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия области: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на террито­ рии области; назначает, организует подготовку и проведение выборов в случа­ ях, предусмотренных настоящим Законом; осуществляет контроль за соблюдением законности при подго­ товке и проведении выборов; руководит работой территориальных и участковых избиратель­ ных комиссий; регистрирует избирательные блоки; регистрирует кандидатов на должность главы администрации об­ ласти и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленно­ го образца; распределяет средства, вьщеленные из областного бюджета или полученные в порядке предоставления кредита, на финансовое обес­ печение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельнос­ ти избирательных комиссий на срок их полномочий, контролирует це­ левое использование указанных средств, а также соблюдение поряд­ ка финансирования избирательной кампании; осуществляет своевременное опубликование сведений о разме­ рах и источниках образования избирательных фондов, а также отче­ тов кандидатов о всех затратах, произведенных за счет этих фондов; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещения­ ми, в том числе для размещения технических комплексов государ­ ственной автоматизированной информационной системы, транспор­ том и связью, рассматривает иные вопросы материально-техничес­ кого обеспечения выборов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на всей территории области; обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной агита­ ционной деятельности для всех зарегистрированных кандидатов; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, форму спис­ ка избирателей и других избирательных документов, образцы печа­ тей избирательных комиссий, порядок передачи и хранения избира­ тельных документов; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспе­ чивает их изготовление и снабжение ими территориальных и участ­ ковых избирательных комиссий; заслушивает сообщения администрации области, органов мест­ ного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (без­ действие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; осуществляет контроль за соблюдением установленного законом порядка обработки итогов голосования; определяет результаты выборов главы администрации области, публикует их в печати, выдает избранному главе администрации об­ ласти удостоверение об избрании; организует повторные выборы главы администрации области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами области. Решения избирательной комиссии области передаются для опуб­ ликования в средства массовой информации. 2. Территориальная избирательная комиссия: осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов главы администрации области на соответствующей территории; руководит работой участковых избирательных комиссий на соот­ ветствующей территории, рассматривает жалобы на решения этих комиссий и принимает по ним решения; обеспечивает совместно с избирательной комиссией области на соответствующей территории соблюдение равных условий участия в выборах всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов; составляет отдельные по каждому избирательному участку спис­ ки избирателей на основании сведений, представляемых пд установ­ ленной форме главой муниципального образования или главой ад­ министрации муниципального образования, командирами соответ­ ствующих воинских частей и передает их по акту участковым избира­ тельным комиссиям; распределяет средства областного бюджета, выделенные ей на подготовку и проведение выборов между Цветковыми избиратель- ныМИ"Комисоиими, и контролирует их'целеьое'йспользование, организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; организует досрочное голосование избирателей в помещении тер­ риториальной избирательной комиссии; оказывает организационно-техническую помощь участковым из­ бирательным комиссиям в проведении голосования на избиратель­ ных участках; устанавливает итоги голосования на соответствующей террито­ рии, передает их в избирательную комиссию области, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением выборов; обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избиратель­ ной комиссией Российской Федерации нормативов технологическо­ го оборудования; обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим За­ коном. 3. Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения, номерах телефонов уча­ стковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, полученный от территориальной из­ бирательной комиссии в соответствии с установленным порядком вза­ имодействия избирательных комиссий с органами местного самоуп­ равления, организациями и учреждениями, осуществляющими ре­ гистрацию (учет) избирателей; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рас­ сматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирате­ лей и решает вопросы о внесении в него соответствующих измене­ ний; обеспечивает подготов!^ помещений для голосования, избира­ тельных ящиков и другого оборудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрирован­ ных кандидатах на основе сведений, полЦенных из вышестоящей из­ бирательной комиссии; контролирует соблюдение на территории избирательного участ­ ка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на участке голосование в день выборов, а также дос­ рочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки вы­ боров и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Статья 2 0 . Организация деятельности избирательных ко ­ миссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется колле­ гиально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если её состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь изби­ рательной комиссии избираются тайным голосованием на первом её заседании из числа членов избирательной комиссии с правом реша­ ющего голоса. Организацию проведения данного заседания осуще­ ствляют представители соответствующих органов, сформировавших эту избирательную комиссию. До избрания председателя избира­ тельной комиссии заседание ведет старейший по возрасту член ко­ миссии. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председате­ лем или по его поручению заместителем председателя избиратель­ ной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обя­ зан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание территориальной, участковой избирательной комис­ сии является правомочным, если в нем приняло участие большин­ ство от установленного числа членов избирательной комиссии с пра­ вом решающего голоса. 7. Избирательная комиссия по требованию любого члена соот­ ветствующей избирательной комиссии, а также любого присутству­ ющего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в её компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на за­ седании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 8. Решения избирательной комиссии об избрании председате­ ля, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения вы­ боров, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандида­ тов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 14 настоящего Закона и пунктами 6^, 7 и 8 статьи 63 Федерального закона «Об основных га­ рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­ дан Российской Федерации», принимаются на заседании избира­ тельной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 9. Решения избирательной комиссии по иным вопросам прини­ маются большинством голосов от числа присутствующих членов из­ бирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя избира­ тельной комиссии является решающим. 11. Решения избирательной комиссии подписываются председа­ телем и секретарем избирательной комиссии. 12. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отраже­ но в её протоколе, приложено к нему и доведено председателем ко­ миссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не по­ зднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следу­ ющий заднем голосования, — незамедлительно. 13. В период подготовки и проведения выборов организации, осу­ ществляющие теле- и (или) радиовещание, указанные в пункте 1 ста­ тьи 31 настоящего Закона, безвозмездно предоставляют избиратель­ ной комиссии области не менее 15 минут эфирного времени, терри­ ториальным избирательным комиссиям — не менее 10 минут эфир­ ного времени еженедельно на своих каналах для разъяснения изби­ рательного законодательства, информирования избирателей о сро­ ках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов и вопросов избирателей. 14. Указанные в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона редакции периодических печатных изданий в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют избирательной комиссии об­ ласти не менее одной сотой от еженедельного объема печатной пло­ щади, а территориальным избирательным комиссиям — не менее од­ ной двухсотой от еженедельного объема печатной площади. Избира­ тельные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, информирования из­ бирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избира­ тельных действий, кандидатах, зарегистрированных кандидатах, из­ бирательных объединениях, избирательных блоках, ходе избиратель­ ной кампании, ответов на вопросы избирателей. ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 2 1 . Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями и в порядке самовыдвижения. Кандидаты также могут быть выдвинуты избира­ тельными объединениями, избирателъными блоками. 2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в кото­ ром указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наимено­ вания (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российс­ кой Федерации, на основании которой (которых) был осужден канди­ дат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соот­ ветствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и со­ юзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законода­ тельными актами за деяния, признаваемые преступлением действу­ ющим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения, и дается обязательство в случае из­ брания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы администрации области. Указанное заявление вместе с письменным уведомлением о начале сбора подписей направляется в избиратель­ ную комиссию области. Избирательная комиссия области обязана выдать инициаторам выдвижения кандидата письменное подтверж­ дение получения представленных документов незамедлительно после их представления. В случае, если кандидат, зарегистрированный кан­ дидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в избирательной ко­ миссии области свой творческий псевдоним, а при наличии однофа­ мильца— любой псевдоним, который он вправе одновременно с ука­ занием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыбор­ ной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе ин­ формационных) документах и в иных материалах, выпускаемых соот­ ветствующими избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее заре­ гистрированный псевдоним иного кандидата. 3. период выдвижения кандидатов (сбора подписей) должен со­ ставлять не менее 30 дней. 4. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обя­ занности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципаль­ ные должности, не вправе использовать преимущества своего долж­ ностного или служебного положения. 5. Под использованием преимуществ должностного или служеб­ ного положения в настоящем Законе следует понимать: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служеб­ ной зависимости, иных государственных и муниципальных слркащих для осуществления в служебное время деятельности, способствую­ щей выдвижению и (или) избранию; использование помещений, занимаемых государственными орга­ нами или органами местного самоуправления, для осуществления де­ ятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в слу­ чае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функциониро­ вание государственных учреждений или органов местного самоуправ­ ления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; бесплатное или на льготных условиях использование для осуще­ ствления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избра­ нию, транспортных средств, находящихся в государственной или му­ ниципальной собственности. Данное положение не распространяет­ ся на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о госудметвенной охране; проведение сбора подписей, предвыборной агитации государ­ ственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оп­ лачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидата­ ми, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой ин- формгдии, указанным в пункте 1 статьи 31 настоящего Закона, в це­ лях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятство­ вать выполнению депутатами, выборными должностными лицами сво­ их обязанностей перед избирателями. 6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы администрации области и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия областным Советом депутатов либо отрешенный от ука­ занной должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Статья 2 2 . Выдвижение кандидатов непосредственно и з ­ бирателями Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями прово­ дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с письменным уведомлением об этом избирательной комиссии области и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. Статья 23 . Выдвижение кандидатов избирательными объе­ динениями, избирательными блоками 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. 2. Выдвижение кандидатов от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на конференци­ ях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съез­ дах (конференциях) указанных объединений. Выдвижение кандидатов от областных избирательных объедине­ ний, зарегистрированных в установленном законом порядке, осуще­ ствляется тайным голосованием на их конференциях (собраниях). 3. Избирательные блоки образуются избирательными объедине­ ниями. Входящие в избирательный блок избирательные объедине­ ния не могут на одних и тех же выборах входить в иные избиратель­ ные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок прини­ мается на съездах (конференциях) избирательных объединений, пос­ ле чего уполномоченными представителями этих избирательных объе­ динении подписывается совместное решение о создании блока. Ре­ шение о выдвижении кандидата избирательным блоком принимает­ ся на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными предста­ вителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии области непосред­ ственно после их образования. Политическое общественное объединение, являющееся учреди­ телем, членом либо участником другого политического общественно­ го объединения, выступающего на выборах в качестве избиратель­ ного объединения либо принимающего участие в образовании изби­ рательного блока, не может выступать на выборах главы админист­ рации области в качестве избирательного объединения, как само­ стоятельно выдвигающего кандидата, так и участвующего в образо­ вании избирательного блока. 4. Наименованием избирательного объединения является наиме­ нование, указанное в зарегистршованном уставе соответствующего политического общественного объединения. 5. Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошед­ ших в данный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, за­ регистрированного в установленном законом порядке и не вошедше­ го в данный избирательный блок в качестве избирательного объеди­ нения, а также наименование иного ранее зарегистрированного из­ бирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока возможно только с пись­ менного согласия данного физического лица. 6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе пред­ ставить в избирательную комиссию области свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представлять только свою эм­ блему, зарегистрированную в порядку установленном федеральным законодательством, избирательный блок вправе представлять эм­ блему любого из избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, либо иную эмблему, за исключением зарегист­ рированных эмблем других общественных объединений, избиратель­ ных блоков, выдвинувших кандидатов на данных либо предыдущих выборах данного либо более высокого уровня. Символика избира­ тельного объединения, избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Феде­ рации, иного государства. Липецкой области, иных субъектов Рос­ сийской Федерации, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали. 7. Изменение наименований и символов избирательных объеди­ нений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании не до­ пускается. 8. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинув­ шие кандидата, назначают представителей, уполномоченных в соот­ ветствии с настоящим Законом представлять избирательное объе­ динение, избирательный блок по всем вопросам, связанным с учас­ тием избирательного объединения, избирательного блока в выбо­ рах главы администрации области. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции) или конференции (со­ брания) избирательного объединения или представителей избира­ тельных объединений, вошедших в избирательный блок, либо реше­ нием органа, уполномоченного на то съездом (конференцией) или конференцией (собранием) избирательного объединения или пред­ ставителей избирательных объединений, вошедших в избиратель^ ный блок. В решении о назначении уполномоченных представителей . указываются фамилии, имена, отчества, дата рождения, серия, но- ’ мер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), номер телефона каждого уполномоченного предста­ вителя и их полномочия. К указанному решению прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществ­ лять указанную деятельность. 9. Срок полномочий уполномоченных представителей избиратель­ ного объединения, избирательного блока начинается со дня их на­ значения и истекает в момент утраты статуса кандидата, зарегистри­ рованного кандидата лицом, выдвинутым кандидатом данным изби­ рательным объединением, избирательным блоком, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Избирательное объединение, избирательный блок по решению уполномоченного на то органа соответствующего избирательного объединения, избира­ тельного блока вправе в любое время прекратить полномочия упол­ номоченного представителя избирательного объединения, избира­ тельного блока, письменно известив его об этом и направив соответ­ ствующее решение в избирательную комиссию области. 10. Избирательная комиссия области обязана зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отка­ зе в регистрации непосредственно после получения документов о его образовании. 11. В решении о выдвижении кандидата от избирательного объе­ динения, избирательного блока указываются данные на этого канди­ дата и данные на уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока. Одновременно с письменным уведомлением в избирательную комиссию области представляются протокол конференции (сования ) регионального отделения изби­ рательного объединения, областного избирательного объединения либо протокол федерального съезда (конференции) указанного объе­ динения, либо протокол съезда (конференции) представителей из­ бирательных объединений, входящих в избирательный блок, копия свидетельства о регистрации политического общественного объеди­ нения, копия зарегистрированного устава политического обществен­ ного объединения, заверенные руководителем и печатью объедине­ ния и другие документы, указанные в пункте 2 статьи 21 настоящего Закона. Статья 2 4 . Сбор подписей избирателей в поддержку кан ­ дидатов 1. В поддмжку кандидатов, выдвинутых непосредственно изби­ рателями, избирательными объединениями, избирательными бло­ ками, собираются подписи избирателей по форме, установленной на­ стоящим Законом (приложения № 1 ,2 ). Количество подписей, необходимых для регистрации кандида­ та, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегист­ рированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона. Максимальное количество подписей, представляемых для регистрации кандидата, не должно превышать установленное их число более чем на 15 процентов, 2. Подписи могут собираться только среди избирателей, облада­ ющих активным избирательным правом. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подпи­ сей и вознаграждение избирателей за внесение подписи не допуска­ ются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной пла­ ты запрещается. В соответствии с федеральным законодательством грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть ос­ нованием для признания избирательной комиссией области либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены ре­ гистрации кандидата. 3. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершен­ нолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кан­ дидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирате­ лей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществля­ ется только через избирательный фонд кандидата. 4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подпис­ ном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, мес­ то работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, гражданство. При сборе подписей в поддержку кандида­ та, выдвинутого избирательным объединением, избирательным бло­ ком, в подписном листе кроме указанных данных сообщается принад­ лежность кандидата к соответствующему избирательному объедине­ нию, избирательному блоку. В случае наличия у кандидата неснятой ч, или непогашенной судимости в подписном листе должны указывать­ ся номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законода­ тельства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые пре­ ступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федера­ ции. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного госу­ дарства в подписном листе должно указываться наименование соот­ ветствующего иностранного государства. 5. Избиратель ставит подпись и дату ее внесения в подписном листе лично, где он также указывает сведения о себе: фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи. Указанные сведе­ ния об избирателе могут вноситься в подписной лист лицом, соби­ рающим подписи в поддержку кандидата. Данные вносятся не иначе как рукописным способом. Подписной лист заверяет своей подписью с проставлением даты ее внесения лицо, собиравшее подписи изби­ рателей, с собственноручным указанием своей фамилии, имени, от­ чества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также кан­ дидат. 6. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, груп­ па избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же канди­ дата и письменно уведомившие о его выдвижении избирательную комиссию области, собирает необходимое количество подписей из­ бирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдви­ жения кандидата в поддержку одного и того же кандидата. Статья 2 5 . Регистрация кандидатов 1. Кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регистрируются избиратель­ ной комиссией области при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 21 настоящего Закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по избирательному округу. Для регистра­ ции кандидатов в избирательную комиссию области должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадле­ жащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о до­ ходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествую­ щий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В слу­ чае, если в соответствии с законодательством Российской Федера­ ции о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обя­ зан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году на­ значения выборов, из организации по месту получения доходов. Све­ дения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собствен­ ности, представляются по форме, установленной в приложении 3 к настоящему Закону. Избирательная комиссия области вправе об­ ратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 21 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи. 2. Подписные листы и другие необходимые для регистрации кан­ дидатов документы представляются в избирательную комиссию об­ ласти кандидатом или уполномоченным представителем избиратель­ ного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования. В последний день указанные документы прини­ маются до 18 часов местного времени. Подписные листы представляются в избирательную комиссию об­ ласти в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме под­ писных листов избирательная комиссия области выдает уполномо­ ченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 3. Избирательная комиссия области проверяет соответствие по­ рядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а так­ же достоверность данных, содержащихся в подписных листах в под­ держку каждого кандидата. По решению избирательной комиссии об­ ласти для проведения указанной проверки могут создаваться рабо­ чие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты. Их заключения могут служить ос­ нованием для признания данных в подписных листах недостоверны­ ми. 4. Проверке достоверности подписей избирателей могут подле­ жать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки по­ средством случайной выборки (жребия). При проведении выборки и проверки подписных листов в избирательной комиссии области впра- (Продолжение на 7 -й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz